Предлог по в русском языке. Неправильное употребление предлогов
Может ответить любой школьник, эту часть речи дети начинают изучать со второго класса и о том, какие бывают предлоги, узнают на протяжении всей школьной программы. Однако в разговоре начинают ими пользоваться с самых первых фраз, потому как именно они позволяют выстроить зависимость слов друг от друга так, чтобы высказывание обрело смысл и стало предложением. И хотя предлог - это неизменяемая часть, которая совсем не выступает в роли члена предложения, а лишь может быть привязана к таковым, для правильно построенного высказывания его присутствие обязательно и незаменимо. Поэтому для правильно поставленной речи просто необходимо знать, какие бывают предлоги, как они влияют на окончания слов, с которыми связаны, и как правильно их употреблять. Ведь именно эта маленькая деталь образует смысловые зависимости и отношения между словами.
В гуманитарном словаре определение предлога русского языка звучит примерно так: это которая является служебным словом, оформляющим подчинение падежной формы имен к другому слову, выражающее отношение к предметам относительно их действий.
Основные функции
Как и все служебные слова, предлоги не используются самостоятельно, они всегда связаны с существительным или другим словом, употребленным в качестве такового, что обусловливает невозможность определения этого элемента как части речи, однако они входят в их число. В некоторых случаях именно предлог может определить антонимичные и синонимичные оттенки и пары, благодаря чему достаточно просто подобрать нужную комбинацию слов для высказывания.
Например: в школу - из школы; до урока - после урока; при садике - у садика - около садика; из-за невнимательности - по причине невнимательности.
Какие бывают предлоги
Все предлоги разделяют на временные, пространственные, причинные и целевые. Одни из них могут быть использованы с существительными в одном падеже, а другие употребляются со словами в разных падежах. Например:
- к подруге, к школе - Д. п. (к кому? к чему?);
- благодаря подруге, благодаря школе - Д. п. (благодаря кому? благодаря чему?);
- в семь часов - В. п. (во что?);
- в парке - П. п. (в чем?).
Из примера видно, что предлог «в» может быть использован со словами в разных падежах. Именно такие предлоги, как в, про, из, при, через, у, на, без , могут иметь огромное количество значений. В русском языке их называют непроизводные предлоги.
Если же предлог образован из и используются лишь с одним падежом, то его называют производным. Например:
- вокруг дома, исходная форма предлога - наречие вокруг;
- в течение часа, исходная форма предлога - существительное течение, использованное с предлогом «в»;
- благодаря помощи, исходная форма предлога - деепричастие.
Структурные различия
Наряду со всеми различиями русские предлоги разделяют также и по их структуре. А именно:
- Простые, состоящие из одного слова. Как правило, это одно- и двусложные. Непроизводные и некоторые производные предлоги: на, в, к, под, над.
- Сложные или парные, по сути, являющиеся разновидностью простых предлогов: из-за, из-под и другие.
- Составные, являющиеся предложно-падежными сочетаниями: в деле, вдоль по, по части, в отношении, в зависимости и так далее.
Разряды по значению
Поскольку предлог является лишь связующей частью, собственного значения он иметь не может, а лишь определяет грамматические отношения между существительными, употребленными в косвенных падежах, и другими словами. Иначе говоря, его лексическое значение зависит от слова, к которому он привязан, однако он может передавать различные обстоятельственные оттенки связи слов между собой.
Все предлоги русского языка разделяют на такие разряды:
- Пространственные или предлоги места: из, в, к, у, по, под, из-за, около, перед, вокруг, возле. Например: живет в городе; работает на заводе; бегает вокруг дома.
- Временные или предлоги времени: до, через, в, по, к, с, перед, в течение. Например: через полчаса; бег по утрам; прогулка перед сном.
- Причинные: от, за, со зла, в силу, благодаря, по случаю, ввиду, вследствие. Например: покраснел от стыда; разбил со зла вазу; ошибся по невнимательности.
- Предлоги, указывающие на цель: ради, для, в, к и другие. Например: сказать ради шутки; речь по случаю; уехать на отдых.
- Объектные, определяют и указывают, на какой предмет направлено действие: о, про, с, насчет, относительно, об и другие. Например: скучать по дочери; узнать насчет оценок.
Классификация производных предлогов
В зависимости от части речи, из которой образован предлог, они подразделяются на такие разряды. Тому, какие бывают предлоги, произошедшие от других частей речи, в школьной программе уделено много часов, и это правильно, ведь очень важно знать, какую связь слов они могут образовать, и как правильно их употреблять в речи и на письме.
Правописание предлогов
Знания о том, какие бывают предлоги, так же важны, как и их правописание. Поэтому одной из главных тем школьной программы, касающейся предлогов, выступает правописание. Самое первое правило, с которым знакомятся дети, звучит так: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно». Чтобы правильно определить, является ли слово служебным, между предлогом и связанным с ним словом можно поставить вопрос или дополнение.
Например: на (чем?) море или на (Черном) море.
В старших классах детей знакомят с образованными от наречий. И тут самое главное - определить, является ли эта часть предложения наречием или это уже предлог. Для этого нужно определить, есть ли в предложении существительное в и как оно связано со спорной частью.
Например: осмотреться вокруг (наречие) или осмотреться вокруг себя (предлог).
Существует и такое правило: «Чтобы убедиться в том, что слово в предложении является предлогом, а не другой частью речи, его следует заменить синонимичным предлогом. При этом смысловое значение не должно меняться». Вот список взаимозаменяемых вспомогательных предлогов:
- ввиду (из-за, по причине);
- вроде (подобно);
- насчет (об, о);
- вследствие (по причине).
Например: По причине плохой погоды мы не пошли гулять. Из-за плохой погоды мы не пошли гулять.
Примечания
Раздельно пишутся такие предлоги: в течение, в продолжение, на протяжении, в заключение, во избежание, в деле, в отличие от .
Также следует отметить, что парные или срощенные предлоги, такие как из-за, из-под, по-за, за-ради, по-над, пишутся только через дефис.
Например: Из-за туч вышло солнце. Из-под шкафа выскочил кот.
Существуют и такие предлоги, правописание которых нужно просто запомнить. А именно: близ (без и сквозь (с мягким знаком).
Употребление предлогов с падежами
Очень важно знать, какие предлоги бывают у падежей, поскольку часто именно благодаря предлогу можно правильно определить, в каком падеже употреблено то или другое слово, что очень важно для правильного написания. Следует отметить, что с именительным предлоги не употребляются, лишь с косвенными:
- с родительным падежом - без, вокруг, для, из, от, у, с;
- с дательным падежом - к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, по;
- с винительным падежом - сквозь, про, несмотря, через, в, на, под, за;
- с творительным падежом - над, перед, между, за, под, с;
- с предложным падежом - о, при, в, на.
Данная таблица предлогов составлена с учетом производных и непроизводных предлогов, которые в каждом отдельном случае могут употребляться только с одним или несколькими падежами имен существительных.
Вместо заключения
На самом деле выучить эту тему в школьные годы досконально не так уж и сложно, правил правописания и образования предлогов из других частей речи здесь совсем немного. Главная задача состоит в том, что следует научиться отличать предлог от других элементов и знать, как правильно его употребить. Именно это позволит не только грамотно выстраивать слова предложения, но и суметь записать их, не путая окончаний.
Предлоги «в» и «на»
Добрый день!
Спасибо за внимание!
Предлоги «в» и «на»
Добрый день!
Меня зовут Евгений. Я учитель русского языка. Продолжаем уроки из цикла «Практическая грамматика». Я уже давал свой урок для библиотеки LingQ «Предлоги русского языка», но меня продолжают спрашивать о предлогах «в» и «на», потому что они очень широко используются в русском языке.
Иногда действительно трудно решить, какой предлог использовать: в или на.
Давайте сначала рассмотрим случаи употребления предлога «в».
Он используется: 1\\\\\\\\. Со всеми континентами и с большинством стран: в Европе, в Америке, в Азии, в Африке; в России, в Германии, в США
С городами, с деревнями и с названием других административных регионов: в Москве, в Берлине, в Париже, в Лондоне, в деревне, в поселке, в Центральном округе, в Орловской области, в Чечне, в штате Айова, в провинции Британская Колумбия, в графстве Эссекс, в земле Бавария.
В домах и в большинстве других закрытых помещений, внутри чего-то: в доме, в квартире, в комнате (но: на кухне), в стакане, в шкафу.
С учебными заведениями, банками, организациями, офисами, учреждениями культуры: в институте, в университете, в школе, в Бюро путешествий, в министерстве, в музее, в театре, в кино, в парке, в цирке.
С различными коллективами людей: в классе, в группе, в отделе, в штате, в бухгалтерии, в администрации, в правительстве, в парламенте.
Теперь рассмотрим употребление предлога «на».
Он употребляется: 1\\\\\\\\. Со сторонами света: на севере, на юге, на западе, на востоке, на северо-западе, на юго-востоке.
С островами, с берегами рек, морей: на острове, на Кубе(потому что она на острове), на Ямайке, на Гавайских островах, отдыхать на Черном море(но сравните: Кёльн находится на Рейне. В Рейне раньше было много рыбы. – в первом случае на берегу – поэтому «на», во втором случае внутри – поэтому «в»)
С улицами, площадями и другими открытыми помещениями: на улице Пушкина, на Невском проспекте, на Бродвее, на Елисейских Полях, на Дворцовой площади, на Александрплатц, на Театральной площади.
На горизонтальной поверхности: на поле, на втором этаже, на пляже, на стадионе(но: на стене).
С факультетами, курсами и различными мероприятиями: на философском факультете, на курсах иностранных языков, на кафедре русского языка; на концерте, на уроке, на выставке, на спектакле, на балете, на опере.
С предприятиями, со средствами транспортного сообщения: на заводе, на фабрике, ехать на автобусе, на поезде, на машине, плыть на пароходе, лететь на самолете (но: Я еду на работу на автобусе. В автобусе было жарко – второе предложение рассказывает о ситуации внутри автобуса, поэтому – «в»).
С почтой и вокзалами: на Главпочте, на Московском вокзале, на Восточном вокзале Берлина.
Следует добавить, что предлоги «в» и «на» используются с предложным падежом при вопросе «где?» и с винительным падежом при вопросе «куда?»- то есть при движении: Я был на почте – Я иду на почту.
Я живу в Берлине – Я еду в Берлин.
Но как вы видите, и в том, и в другом случае используются те же предлоги: в Москве- в Москву, на улице- на улицу, на почте- на почту.
И последнее- запомните важные связки союзов: в- из, на- с: Я еду в Германию – Я еду из Германии. Я вошел в комнату – Я вышел из комнаты. Я иду на работу – Я иду с работы. Я был на концерте – Я пришел с концерта.
Надеюсь, что теперь вам стало понятнее, когда нужно использовать «в» и когда «на».
Спасибо за внимание!
До новых встреч на уроках цикла «Практическая грамматика»!
29. Употребление предлоговПри глаголах чувства: тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать, соскучиться – предлог по тужить по сыну, плакать по матери, горевать по отцу, тосковать по родному городу. Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах употребляются в предложном падеже. Например: плачет по вас, скучает по нас. Неправильно употреблять после вышеуказанных глаголов предлог за . Например: он скучает за вами, он тоскует за тобой.
После глаголов движения: ходить, гулять, бежать, двигаться, бродить – предлог по употребляется с дательным падежом. Например: ходил по саду, гулял по лесу, бежал по дороге. Предлог по с предложным падежом употребляется в значении «после чего-нибудь»: по истечении срока, по окончании колледжа, по приезде в город. После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже: по сколько книг ты берешь в библиотеке?
Через дефис пишутся предлоги из-за, из-под; по-над, по-за . Например: из-за гор, из-под Новгорода; по-над берегом, по-за ле сом (предлоги по-над и по-за устаревшие).
Слитно пишутся производные предлоги, образованные от наречий. Например: сидеть вокруг стола, жить вблизи моря, плыть наперерез течению, смотреть вслед поезду, идти навстречу ветру, гулять вдоль бульвара.
Слитно пишутся некоторые производные предлоги, образованные от существительных. Например: что-то вроде улыбки, наподобие облака, ввиду приближения циклона (но : иметь в виду, стоять в виду берега ), договориться насчет экскурсии ; но: перевести деньги на счет (на что?) музея; не приехать вследствие болезни (почему?); (но: включить в следствие (во что?) новые материалы ). В конце предлога вследствие пишется буква е.
Раздельно пишутся производные предлоги в продолжение (года ) и в течение (месяца). Они взаимозаменяемы и вместе с существительным отвечают на вопрос – как долго? В конце этих предлогов пишется буква е. Можно сравнить: работать над романом (как долго?) в продолжение (в течение) пяти лет (в продолжение, в течение – предлоги); встретить (в чем? где?) в продолжении романа знакомых героев. Наблюдать (в чем? где?) в течении реки ежегодные изменения (в продолжении, в течении – существительные с предлогом в ) .
Слитно пишется не в предлогах несмотря на и невзирая на. Например: несмотря на неудачу, я был доволен поездкой. Лыжники шли вперед невзирая на сильную метель. С остальными предлогами не пишется раздельно. Например: не с нами, не из-за него, не в клуб.
Такого рода действо состоялось однажды в зрительном зале, где проходил вечер, посвященный окончанию первого полугодия, когда выскочившие на сцену предлоги вдруг запели:
- Мы предлоги, предлоги, предлоги,
- В языке существуем давно,
- Но познать нас немногим, немногим
- От природы, как видно, дано.
- Предлагаем проверить, и срочно,
- Вашей речи расплывчатый слог,
- А стоит ли на месте и точно
- В предложении каждый предлог?
- Если нет, уходите отсюда,
- Вам не место на этом балу.
- Ну, идите, идите, покуда
- Не взялись мы за нашу метлу!
После этого предлоги принялись отчитывать сидящих в зрительном зале, да так, что многие из них испытали чувство неловкости и стыда.
Особенно едко и зло высмеивались те, кто постоянно путает предлог за с предлогом о и говорит, например: «скучаю за ним» (вместо скучаю о нем), «тоскую за ней» (вместо тоскую о ней), «это свидетельствует за то» (вместо это свидетельствует о том). Тут же досталось и тем, кто употребляет предлог о вместо предлога в , говоря: «посвящать о своих делах» (вместо посвящать в свои дела).
Беспощадно были раскритикованы «любители» создавать неясность речи путем замены беспредложных конструкций предложными: «оперировать с этими цифрами» (вместо оперировать этими цифрами), «объяснение о проводимых играх» (вместо объяснение проводимых игр).
Здесь же получили по заслугам и те, кто с «важным видом знатока» вещает: «Директор школы указал о том, что дисциплина в нашем классе за последнее время ухудшилась, и настаивал о том, что ее надо улучшить». Исправляя ошибку, предлоги хором прочитали эту фразу так, как она должна звучать в устах грамотного человека: Директор школы указал на то, что дисциплина в нашем классе за последнее время ухудшилась, и настаивал на том, что ее надо улучшить.
Большой переполох вызвала сыгранная сценка, в которой главную роль исполнял предлог благодаря . Длинный и тощий, похожий на Дон-Кихота, он выскочил из-за кулис и, сделав несколько кругов по сцене, помчался прямо в зрительный зал. Здесь он принялся воевать с теми, кто употреблял его невпопад. Направив острие копья в грудь провинившегося, он вопрошал страшным голосом:
— Зачем благодаришь болезни?!
— За что благодаришь засуху?!
— Почему благодаришь наводнение!
— Я не благодарю, — лепетал несчастный.
— Нет, благодаришь! Кто сказал: «благодаря болезни я не выучил урока», «благодаря засухе хлеба не уродились», «благодаря наводнению погибло множество людей»?
— А как же надо было сказать?
— Из-за болезни, вследствие засухи, во время наводнения, понимаешь?
— Понимаю.
— Запомни!!
Сценка закончилась лекцией профессора Предложенского, который вывел разгневанного рыцаря вперед и, стоя рядом с ним, объяснил зрителям, что предлог благодаря до сих пор еще не потерял своего лексического значения и поэтому употребляется преимущественно в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный (желаемый) результат, например: благодаря вниманию товарищей, благодаря заботам учителя, благодаря принятым мерам, благодаря успеху и т. д.
Продолжая лекцию, профессор отметил большое количество ошибок, связанных с нарушением грамматических норм, и, в частности, указал на неправильное употребление предлогов из , с и их антонимов в , на .
Дома, в школе, на улице и в других местах, — говорил он, — мы часто слышим такие ошибочные выражения: «пришел с магазина, пришел со школы, пришел с кино, приехал с Крыма, с Белоруссии, с Одессы» и т. п. Чтобы избежать этих ошибок, надо помнить, что предлоги из и с при глаголах, обозначающих направление движения, очень близки по своему лексическому значению и что их легко спутать между собою, как это делают те, кто говорит: «пришел с театра, приехал с Одессы», вместо того чтобы сказать: пришел из театра, приехал из Одессы и т. п.
Учитывая это, необходимо при указании направления движения проверять предлоги из и с их антонимами в и на , указывающими обратное направление. В самом деле, если человек идет в школу, в театр, в библиотеку или если он едет в Крым, в Белоруссию, в Казахстан, то он должен возвратиться из школы, из театра, из библиотеки, из Крыма, из Белоруссии, из Казахстана. И напротив, если человек ушел на работу, на карнавал или отправился на Кавказ, на Алтай, то он должен обязательно возвратиться с работы, с карнавала, с Кавказа, с Алтая, что будет и логично и правильно.
При названии средств передвижения возможны варианты: в автобусе — на автобусе, в машине — на машине, в метро — на метро, в поезде — на поезде, в самолете — на самолете.
Кроме того, в профессиональном употреблении допускаются не совсем обычные предложные сочетания, например: работает на радио, на театре, служит на флоте, картина снята на киностудии и т. п.
В заключение, — сказал профессор Предложенский, — мне хотелось бы, чтобы все присутствующие усвоили, что большая часть предлогов в русском языке имеет не только грамматическое, но и лексическое значение, помогающее нам более точно выяснять отношения между предметами, между действиями и предметами, а также между признаками и предметами. И чем чаще мы будем думать об этом, тем меньше ошибок, связанных с неправильным употреблением предлогов, обнаружат в нашей речи самые придирчивые критики.