ecosmak.ru

Федеральный закон 212 фз евразийский союз. Кто и когда производит отчисления в Пенсионный фонд

1. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

2. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 настоящего Федерального закона).

3. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

4. Не признаются объектом обложения для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 настоящего Федерального закона, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

5. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

6. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые волонтерам в рамках гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с пунктом 4 части 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на возмещение расходов волонтеров, связанных с исполнением указанных договоров, в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и иных аналогичных документов, стоимости проезда, проживания, питания, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувенирных изделий, содержащих символику XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также суммы страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования в пользу указанных лиц, в том числе по видам страхования, установленным соглашением, заключенным Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

8. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом "Россия-2018", дочерними организациями Организационного комитета "Россия-2018" и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты, производимые волонтерам по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом "Россия-2018" и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на возмещение расходов волонтеров в связи с исполнением указанных договоров в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и аналогичных документов, оплаты стоимости проезда, проживания, питания, спортивной экипировки, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувенирных изделий, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, проводимых в Российской Федерации.

9. Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся участниками и членами жюри XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Положения статьи 7 закона №212-ФЗ используются в следующих статьях:
  • База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
    1. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Главная » Федеральный закон о ПФР, ФСС, ФОМС » Все о страховых взносах » Полезные статьи » Статья 8 ФЗ 212-ФЗ

Внимание! с 2017г. Введен в действие новый Раздел XI Страховые взносы в Налоговый Кодекс РФ.

Смотри полный текст Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ

Статья 8. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

1. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
2. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
3. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Справочно:

База для начисления страховых взносов, с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей:

— с 1 января 2014 года — 624 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101);
— с 1 января 2013 года — 568 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276);
— с 1 января 2012 года — 512 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974);
— с 1 января 2011 года — 463 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933).

4. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий финансовый год предельную величину базы для начисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

Справочно:

Положения части 5 данной статьи не применяются при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьями 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и 58.3 данного документа, в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, предусмотренных пунктами 1 — 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (часть 3 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, часть 3 статьи 58.3 данного документа).

5. Установленная частью 4 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.
(часть 5 в ред.

ОКВЭДы для применения п.8 ч.1 ст.58 №212-ФЗ от 24.07.2009

Федеральных законов от 16.10.2010 N 272-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

5.1. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на период 2015 — 2021 годов предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий финансовый год:

Размер повышающих коэффициентов

Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

5.2. Установленная частью 5.1 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с 2022 года подлежит ежегодной индексации (с 1 января соответствующего года) в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

6. При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

7. Сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, определяется как сумма доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

Наименование

Нормативы затрат (в процентах суммы начисленного дохода)

Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике

Создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

Создание музыкальных произведений:

музыкально-сценических произведений (опер, балетов,

музыкальных комедий), симфонических, хоровых,

камерных произведений, произведений для духового

оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

других музыкальных произведений, в том числе

Исполнение произведений литературы и искусства

Создание научных трудов и разработок

Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (процент суммы дохода, полученного за первые два года использования)

8. При определении базы для начисления страховых взносов расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

Справочно:

Статья 5. Плательщики страховых взносов (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2014))

1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

Закон № 212-ФЗ

ВНИМАНИЕ!!!

Документ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250 – ФЗ. В то же время Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) продолжает осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 20 Закона № 250-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщик страховых взносов несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению и порядку представления в орган контроля установленной отчетности, а также за отказ в представлении или непредставление должностному лицу органа контроля документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст.

46 Закона № 212-ФЗ)

1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС), далее – расчет, на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа — не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ),

2. Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты в форме электронных документов(ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

(ст. 47 Закона № 212-ФЗ)

1. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 48 Закона № 212-ФЗ)

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. 1 ст. 37 Закона № 212 – ФЗ).

12 August 2018 07:05 PM :: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года Статья 1 Статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5026; 2004, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2008, N 48, ст. 5519; 2013, N 30, ст. 4081; 2016, N 18, ст. 2506; N 22, ст. 3092; N 27, ст. 4176) дополнить пунктом 4.2 следующего содержания: "4.2. Положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие налоговые ставки, тарифы страховых взносов, налоговые льготы, порядок исчисления налогов и страховых взносов, порядок и сроки уплаты налогов и страховых взносов, вводящие новые налоги, страховые взносы для организаций или индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития либо статус резидента свободного порта Владивосток, в части правоотношений, связанных с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" либо Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", не применяются до окончания налогового периода по соответствующему налогу и (или) расчетного периода по страховым взносам, в которых истекли десять лет со дня получения налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития либо статуса резидента свободного порта Владивосток, при условии, что такие акты законодательства о налогах и сборах вступили в силу после получения им соответствующего статуса.". Статья 2 Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 27, ст. 4176; N 49, ст. 6844; N 52, ст. 7497; 2017, N 1, ст. 16; N 49, ст. 7307, 7325; 2018, N 1, ст. 20; N 18, ст. 2565) следующие изменения: 1) подпункт 7 пункта 1 статьи 422 изложить в следующей редакции: "7) стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае использования отпуска за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;"; 2) в статье 427: а) пункт 10 изложить в следующей редакции: "10. Плательщики, указанные в подпункте 11 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус. Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении участников свободной экономической зоны, получивших такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей свободной экономической зоны. Для плательщиков, утративших статус участника свободной экономической зоны, пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был утрачен такой статус."; б) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания: "10.1. Плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус. Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" или Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее в настоящем пункте — соглашение об осуществлении деятельности). При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" ведение реестра резидентов свободного порта Владивосток, организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", представляют в налоговые органы в порядке, определенном соглашением об информационном обмене, информацию о получении и об утрате плательщиком страховых взносов статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток, а также информацию об изменении перечня рабочих мест плательщика, относящихся к новым рабочим местам. Для плательщиков, утративших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития или статус резидента свободного порта Владивосток, пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был утрачен соответствующий статус.

О применении пониженных тарифов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ

Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении резидента территории опережающего социально-экономического развития (за исключением резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа), получившего такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей территории опережающего социально-экономического развития. Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, резидента свободного порта Владивосток, получивших соответствующий статус не позднее 31 декабря 2025 года, при условии, что объем инвестиций в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности составляет не менее: 500 тысяч рублей — для резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа; 5 миллионов рублей — для резидента свободного порта Владивосток.". Статья 3 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 настоящего Федерального закона. 2. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2019 года. 3. Положения пункта 4.2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к актам законодательства о налогах и сборах, вступившим в силу после 1 января 2019 года, и распространяют свое действие также на резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, резидентов свободного порта Владивосток, получивших соответствующий статус до 1 января 2019 года. 4. Действие положений пункта 10.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, и резидентов свободного порта Владивосток распространяется на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 года. Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль 3 августа 2018 года N 300-ФЗ
Правовой центр ИВВ МВД России www.nashyprava.ru

Кто и какие отчисления в Пенсионный фонд производит? Как распределяются эти средства? Эти вопросы волнуют не только работодателей, но и индивидуальных предпринимателей, а также работников. То есть каждого из нас, ведь размер отчислений в Пенсионный фонд напрямую определяет размеры пенсий в будущем. Неплохо бы проверить надежность своего работодателя в части уплаты взносов.

До 2010 г. в России был установлен единый социальный налог. После 01.01.2010 г. вместо уплаты такого налога введены обязательные стразовые взносы в государственные фонды: Пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Регламентируются отчисления Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, а отчисления в Пенсионный фонд еще и законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ.

Кто и когда производит отчисления в Пенсионный фонд

Отчисления в Пенсионный фонд представляют собой уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В свою очередь, последний термин, по сути, означает создание предпосылок для обеспечения гражданину права на пенсию. То есть государство принимает меры (и экономические, и правовые, и организационные) для обеспечения пенсионных выплат в будущем (из понятия пенсии как компенсации заработка) – трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, накопительной пенсии и т.п. При этом, из страховых взносов обеспечивается и выплата некоторых социальных пособий (компенсация за похороны), фиксированные выплаты к пенсии (размеры пенсий).

Производить отчисления в Пенсионный фонд обязаны:

  • организации, которые производят выплаты по трудовым и возмездным (за вознаграждение) гражданско-правовым договорам физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели: за себя и тех лиц, которым они произвели выплату денежных средств или иным образом произвели оплату труда, работ, услуг по любого рода договорам;
  • физические лица, если они произвели выплаты по договорам и в случае, когда ИП они не являются;
  • адвокаты, нотариусы и иные категории самозанятых граждан (член КФХ) – как и индивидуальные предприниматели.

То есть даже в повседневной жизни, если мы пользуемся услугами другого лица, мы обязаны производить отчисления в Пенсионный фонд за таких физических лиц.

Размер отчислений в Пенсионный фонд

Сразу оговоримся, что в отличие от НДФЛ, который высчитывается исходя из оклада, премий, районного коэффициента работника, страховые взносы не включаются в заработную плату.

Статья 8 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ

То есть работник получает заработную плату за вычетом НДФЛ. А В ПФР плательщик платит также исходя из доходов, но не удерживает эту сумму непосредственно из зарплаты.

Собственно размер отчислений в ПФР зависит от категории плательщика. Для организаций, которые находятся на общем режиме налогообложения, т.е. для большинства, в 2016 г. такой размер составит 22 %. И плюс 10 % в том случае, если величина базы (общий размер доходов) составляет более 796 000 руб. Это за каждого работника. В 2017 г. такая база, вероятнее всего, изменится в соответствии с ежегодно принимаемым по этому вопросу постановлением Правительства РФ. База определяется отдельно в отношении каждого работника за каждый месяц с начала отчислений за него и нарастающим итогом.

Организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения заплатят 20 %, как и индивидуальные предприниматели за каждого работника.

Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд введены для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами, т.е. в пользу лиц, имеющих право на льготную пенсию. Тариф определяется исходя из проведенной оценки условий труда и присвоенного класса.

Производить отчисления необходимо до 15 числа каждого месяца (оплата идет за предыдущий месяц).

Самозанятое население уплачивает за себя фиксированный взнос в ПФР. В 2016 г. он составляет 19 356,48 коп. + 1 % с суммы его дохода свыше 300 000 руб. Такая выплата производится до 31.12.2016 г. каждым ИП, адвокатом, частным нотариусом и т.п.

Как проверить размер отчислений в ПФР

Все отчисления в Пенсионный фонд отражаются на индивидуальном счете застрахованного. То есть Вашем персональном лицевом счете. Помните, что если человек решил воспользоваться накопительной пенсией (о чем мы писали в соответствующей статье), то можно узнать пенсионные накопления по СНИЛС.

Пенсионные отчисления, сформированные на индивидуальном лицевом счете, можно узнать через портал госуслуг, заказать справку на сайте ПФР, либо обратившись лично в ПФР по месту жительства. С собой необходимо иметь СНИЛС и паспорт. Другое лицо может узнать информацию только при наличии соответствующей доверенности.

Проверяя отчисления в Пенсионный фонд, помните, что в настоящее время на личном счете учитывается 16 % взносов, а если формируется и накопительная пенсия – 10 % на страховой части и 6 % на накопительную (в 2016 г. у всех работников отражается 16 % в связи с «заморозкой» положений закона в этой части).

Основным документом, служащим руководством по исчислению и оплате обязательных взносов во внебюджетные фонды, являлся Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Периодически в него вносились изменения, касающиеся порядка проведения необходимых расчетов. Данное положение содержало в себе информацию о лицах, которые обязаны начислять и уплачивать взносы в ПФ РФ, ФСС и ФФОМС. В начале 2017 года было принято решение об отмене данного документа, что повлекло за собой ряд определенных изменений.

ФЗ-212: причины отмены и частичное действие

Основной причиной для отмены данного документа послужило решение о передаче контроля за поступающими взносами налоговому органу. Это в свою очередь упразднило порядок расчетов, который был прописан в 212-ФЗ в связи с уплатой взносов по ОПС, ОМС и в другие фонды:

Решение об отмене действия данного федерального закона исключило вероятность возникновения ошибок и путаницы, связанных с текущей процедурой предоставления различных форм отчетности и перечисления средств в ФНС.

Сейчас контроль за начислением обязательных страховых взносов и за перечислением средств осуществляет налоговый орган, а сотрудники Пенсионного фонда и фонда социального страхования будут проверять правильность начислений, выполненных в периоды до 01.01.2017 г. В своей работе они будут руководствоваться отдельными положениями 212-ФЗ, в той редакции, которая действует на текущий момент.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

До того момента пока не будут выполнены все проверки, отдельные положения ФЗ-212 «О страховых взносах» продолжат действовать.

Как изменится отчетность в связи с отменой закона № 212-ФЗ

Согласно новым условиям предоставления отчетности, с 1 квартала 2017 года, расчет по страховым взносам будет предоставляться не в Пенсионный фонда, а в ИФНС. Следует отметить, что данная форма будет абсолютно новой и, соответственно, все старые положения, касающиеся начисления и проверки предоставленных данных, уже не будут действительными:

С другой стороны, если для налогоплательщика потребуется уточнить сведения, представленные в предыдущие периоды, то с его стороны нужно передать расчет по старой форме в отделение ПФР, где предприятия было зарегистрировано.

Уточненный расчет должен быть представлен не просто в старой форме, но именно в том виде, который действовал в конкретный период. Иными словами, действия ФЗ-212 будут продолжать распространяться на все уточняющие и корректирующие отчеты, подаваемые в отделения ПФР.

Что касается коэффициентов и предельных баз для начисления взносов в ПФР и ФСС, то они останутся неизменными:

  • для Пенсионного фонда — 796 000 руб. с тарифом в 22% и 10% с суммы, превышающей базовую;
  • для взносов в ФСС – 718 000 руб. с тарифом в 2,9%, с суммы превышающей базовую, средства не выплачиваются.

Установленные базы будут ежегодно индексироваться с учетом уровня заработной платы. Взносы в ФФОМС также будет исчисляться по ставке в 5,1%, а для ИП сохраниться прежний порядок оплаты налогов с лимитом доходов в 300 000 руб.:

Как изменится порядок и сроки уплаты страховых взносов

В связи с тем, что введены новые формы отчетности, налогоплательщики и застрахованные лица должны будут при заполнении данных бланков руководствоваться не положениями 212-ФЗ, а новыми рекомендациями и инструкциями. Эти документы находятся в свободном доступе и их можно скачать на официальном портале ФНС РФ, а также на сайте ПФР. В новых инструкциях приведены примеры расчета того или иного показателя, указаны различные нюансы и особенности заполнения новых форм документации.

Важным показателем является срок предоставления отчетности. Для новых форм документации установлены другие сроки подачи. Начисления должны быть уплачены, как и раньше до 15-го числа следующего периода, а вместо форм РСВ-1 и 4-ФСС, страхователи обязаны будут подавать в ФНС единый расчет по всем взносам. Срок его предоставления:

  • в бумажном варианте — до 20-го числа месяца, следующего за отчетным;
  • в электронном виде — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Проверять достоверность сведений теперь будут налоговые инспекторы, а информацию о стаже — работники Пенсионного фонда РФ. Чтобы исключить вероятность получения штрафов и пени, а также проблем, связанных с несвоевременным или неправильным заполнением конкретной формы, следует внимательно изучить подробные инструкции и иметь в виду, что старый 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» будет действовать только в ограниченных случаях.

Федеральный закон

"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

Федеральный закон

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"*1

_____
*1 Продолжение. Начало см. "НВ: Комментарии..." N 9"2009 и N 10"2009 .
Полные тексты официальных документов доступны в электронном виде подписчикам online-версии.

Комментарий

Е.А. Котко,
ведущий эксперт "Ассоциации бухгалтеров,
аудиторов и консультантов"

В этом номере мы продолжим комментировать принятые в июле 2009 года законы, устанавливающие со следующего года уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами

Рассмотрим, как изменился перечень не облагаемых страховыми взносами выплат по сравнению с выплатами, не подлежащими обложению до конца 2009 года единым социальным налогом. Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы, приведены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ*1. Суммы, не облагаемые ЕСН, до конца 2009 года регулирует ст. 238 Налогового кодекса РФ. Положения этих статей во многом повторяют друг друга, но есть и некоторые отличия, на которые следует обратить внимание.
_____
*1 Полное наименование документа - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Выплаты, связанные с увольнением работников

Согласно подп. 2"д" п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с российским законодательством), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

***


Обратите внимание!

С 1 января 2010 года суммы компенсации за неиспользованные отпуска облагаются страховыми взносами. ЕСН указанные суммы не облагались ( подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).

***

Пример

Налогообложение выплат при увольнении в 2009 и в 2010 годах

Работник увольняется в связи с призывом на военную службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ). Согласно трудовому законодательству ему выплачиваются выходное пособие (ст. 178 ТК РФ) в размере 11 230 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск (ст. 127 ТК РФ) в сумме 4600 руб. Кроме этого работнику начислена заработная плата за отработанные дни в месяце увольнения - 12 000 руб.

Каков порядок обложения этих выплат, если работник увольняется в 2009 году и если он увольняется в 2010 году?

Ситуация 1

Допустим, трудовой договор с работником прекращен 22 декабря 2009 года. В этот же день с ним произведен окончательный расчет.

На 22 декабря 2009 года действует гл. 24 НК РФ, а согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), установленных федеральным законодательством, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в т.ч. выплаты, связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, в облагаемую базу по ЕСН будет включена только сумма заработной платы, начисленной работнику за дни, отработанные в месяцы увольнения. Выходное пособие и компенсация за неиспользованный отпуск ЕСН облагаться не будут.

Ситуация 2

Допустим, работник увольняется 22 января 2010 года. В этот же день с ним произведен окончательный расчет.

С 22 января 2010 года гл. 24 НК РФ уже не действует, а вступает в силу Закон N 212-ФЗ. Согласно подп. 2"е" п. 1 ст. 9 этого Закона страховыми взносами не облагаются все виды компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), установленных федеральным законодательством, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в т.ч. выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, в облагаемую базу по страховым взносам не включается только сумма выходного пособия, начисленного в соответствии со ст. 178 ТК РФ. Сумма заработной платы, начисленной работнику за дни, отработанные в месяцы увольнения, и (обратите внимание!) компенсация за неиспользованный отпуск страховыми взносами с 1 января 2010 года облагаются.

Выплаты, связанные с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией (прекращением деятельности)

Согласно подп. 2"з" п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами установленные законодательством компенсационные выплаты, связанные с трудоустройством работников, уволенных в связи с:

- осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации; - прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката; - прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. До 31 декабря 2009 года согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ ЕСН не облагаются компенсационные выплаты работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации. Таким образом, расширился перечень лиц, которые могут не включать в облагаемую базу компенсационные выплаты, связанные с трудоустройством работников, уволенных по определенным причинам. Они не облагаются страховыми взносами, если выплачиваются любыми работодателями (всеми лицами, осуществляющими выплаты физическим лицам), а не только организациями (как указано ранее для ЕСН).

Выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в т.ч. с переездом на работу в другую местность

В указано, что не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с российским законодательством), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в т.ч. в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.

Аналогичную норму содержит подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ: не облагаются ЕСН установленные соответствующим законодательством компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в т.ч. переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Таким образом, данный пункт перечня необлагаемых сумм ( подп. 2"и" п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ по сравнению с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ) дополнен указанием компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, которые являются исключением из необлагаемых выплат (т.е. в 2010 году они будут облагаться страховыми взносами). Для ЕСН такие исключения в НК РФ не предусмотрены. Порядок обложения страховыми взносами командировочных расходов работников описан (отдельно от компенсационных выплат) в п. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Принципиальных изменений в порядке обложения командировочных расходов не произошло.

Материальная помощь работникам

Согласно подп. 3"в" п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Таким образом, с 1 января 2010 года ограничен период, в течение которого должна быть выплачена материальная помощь работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, чтобы она не облагалась страховыми взносами. Этот период составляет один год с даты рождения ребенка. Если данная материальная помощь будет оказана в более поздний срок, она подлежит обложению страховыми взносами в общем порядке. Согласно подп. 11 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период. Ранее ЕСН не облагались только суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период ( подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Итак, в число необлагаемых выплат включены суммы материальной помощи (не превышающие 4000 руб. на работника за расчетный период), оказываемой любыми работодателями своим работникам, а также расширен круг лиц, которым может оказываться материальная помощь, не облагаемая страховыми взносами, и увеличена предельная необлагаемая сумма материальной помощи.

Суммы страховых платежей по различным видам страхования работников

Помимо выплат, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ, в подп. 5 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ в числе не облагаемых страховыми взносами выплат названы:

- суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, расширен (по сравнению с ЕСН) перечень уплачиваемых страховых платежей (взносов) по договорам страхования работников, не облагаемых страховыми взносами.

Тарифы страховых взносов

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды будут уплачиваться по плоской шкале, а не по регрессивной, как это было установлено для ЕСН.

Причем согласно ст. 57 Закона N 212-ФЗ на 2010 год (а для отдельных категорий плательщиков страховых взносов и на 2011-2014 годы) устанавливается переходный период, в течение которого размеры страховых тарифов будут меньше, чем в 2011-м и последующие годы. Перечень этих плательщиков страховых взносов и размеры применяемых ими тарифов были опубликованы в N 9"2009 журнала "НВ: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров". Отдельно следует обратить внимание на исчисление страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд РФ (ПФР).

Согласно п. 3 ст. 1 Закона N 212-ФЗ особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования*1. В частности, особенности уплаты страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2008 N 213-ФЗ) (далее - Закон N 167-ФЗ). Как следует из положений ст. 33 Закона N 167-ФЗ, страховые взносы, подлежащие уплате в ПФР, будут исчисляться и уплачиваться отдельно на финансирование страховой и накопительной частей пенсии. При этом для лиц 1966 года рождения и старше все страховые взносы, подлежащие уплате в ПФР, будут уплачиваться на финансирование страховой части пенсии; для лиц 1967 года рождения и моложе - 6% из установленного для ПФР тарифа будут составлять накопительную часть, остальные проценты (для обычных плательщиков*2 - это 14%, т.е. 20% - 6%) - страховую часть взносов, уплачиваемых в ПФР (см. табл. 1 на с. 70). Начиная с 2011 года размеры страховых тарифов увеличатся по сравнению с тарифами, установленными на 2010 год, и все организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, кроме отдельных категорий плательщиков, для которых установлен длительный льготный период, распространяющийся на 2011-2014 годы, будут уплачивать страховые взносы согласно тарифам, указанным в п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ (см. комментарий в N 9"2009 журнала "НВ: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"). Страховые тарифы в ПФР (с разбивкой на страховую и накопительную часть) для таких плательщиков страховых взносов приведены в табл. 2 (см. на с. 72).
_____
*1 Кроме этого в целях единообразного применения
Закона N 212-ФЗ Минздравсоцразвития России с 1 января 2010 года предоставлено право издавать соответствующие разъяснения (см. постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731).

*2 Иными словами, плательщиков страховых взносов, для которых не установлены более низкие тарифы (см. стр. 1 табл. на с. 70).

Таблица 1

Пониженные тарифы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР в 2010 году

N п/п

Та- риф ст- ра- хо- вого

На финанси- рование страховой части трудовой пенсии, %

На фи- нанси- рование накопи- тельной
части

Осно- вание

вз- но- са, %

для лиц 1966 года рож- дения и стар- ше

для лиц 1967 года рож- дения и моло- же

трудовой пенсии, %
для лиц 1967 года рож- дения и моложе

1

Все плательщики, кроме перечисленных ниже

20

20

14

6

Пункт 1 ст. 33 Закона N 167-ФЗ (в ред. Закона N 213-ФЗ)

2

Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог);

Организации народных художественных промыслов;

Семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования

15,8

15,8

9,8

6

Подп. 1 п. 2 ст. 33 Закона N 167-ФЗ (в ред. Закона N 213-ФЗ)

3

Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения;

Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений;

Общественные организации инвалидов (в т.ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения*1;

Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых средне-списочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%*1;

Учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов*1

14

14

8

6

Подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона N 167-ФЗ (в ред. Закона N 213-ФЗ)

4

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог)

10,3

10,3

4,3

6

Подп. 3 п. 2 ст. 33 Закона N 167-ФЗ (в ред. Закона N 213-ФЗ)

_____
*1 За исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов (см. подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона N 167-ФЗ в ред. Закона N 213-ФЗ).

Таблица 2

Пониженные тарифы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР в 2011-2014 годах, для отдельных категорий плательщиков*1 (пп. 4 и 5 ст. 33 Закона N 167-ФЗ)

_____
*1 Перечень этих плательщиков страховых взносов см. на с. 71.

Период

Тариф страхового

На финансирование страховой части трудовой пенсии, %


взноса, %



трудовой пенсии, % для лиц 1967 года рождения и моложе

2011-2012 годы

16

16

10

6

2013-2014 годы

21

21

15

6

К отдельным категориям плательщиков страховых взносов, для которых установлены их пониженные тарифы в переходный период 2011-2014 годов, относятся организации и индивидуальные предприниматели, указанные в п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ и п. 4 ст. 33 Закона N 167-ФЗ :

- сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;

- организации народных художественных промыслов;

- семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН;

- плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений;

- общественные организации инвалидов (в т.ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения*1;
_____
п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов - не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%*1;
_____
*1 За исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов ( п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов*1.
_____
*1 За исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов ( п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Указанные плательщики в 2011-2014 годах применяют тарифы страховых взносов, приведенные в п. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (тарифы приведены в комментарии, опубликованном в N 9"2009 журнала "НВ: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"). Соответствующая разбивка пенсионных взносов на страховую и накопительную части устанавливается пп. 4 и 5 ст. 33 Закона N 167-ФЗ (см. табл. 2).

Примечание. Период 2011-2014 годов уже не является льготным для следующих плательщиков (т.е. они уплачивают страховые взносы по общеустановленным тарифам):

- плательщиков страховых взносов, указанных в табл. 1;

- организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН;

- организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД.

Все плательщики страховых взносов начиная с 2015 года (а плательщики, перечисленные в примечании к табл. 2, - уже с 2011 года) должны будут применять тарифы, установленные в п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ (тарифы приведены в комментарии, опубликованном в N 9"2009 журнала "НВ: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"). При этом страховые взносы в ПФР будут рассчитываться отдельно на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии согласно тарифам, установленным в п. 2.1*1 ст. 22 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (см. табл. 3).

_____

*1 Положения п. 2.1 ст. 22 Закона N 167-ФЗ вступают в силу с 1 января 2011 года (см. подп. "б" п. 19 ст. 27, п. 4 ст. 41 Закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).


Таблица 3

Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР, применяемые отдельными страхователями с 2011 года и всеми страхователями начиная с 2015 года (п. 2.1 ст. 22 Закона N 167-ФЗ )

Тариф страхового

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части

взноса

для лиц 1966 года рождения и старше

для лиц 1967 года рождения и моложе

трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе

26%

26%

20%

6%

(Продолжение следует)

Страховые взносы выплачивались в Пенсионный Фонд и Фонд соц. и мед. страхования по правилам и условиям, прописанным в федеральном законе 212. Первого января 2017 года закон о страховых взносах в Пенсионный Фонд утратил свою силу и эта сфера стала регламентироваться 34 главой Налогового Кодекса Российской Федерации. Но некоторые положения ФЗ 212 все еще используются и являются для граждан актуальными.

Что представляет собой 212 ФЗ?

Закон о страховых взносах в ПФР был принят Государственной Думой 17 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации на следующий день, 18 июля 2009 года. Последние изменения вступили в силу 19 декабря 2016 года. Но 1 января 2017 года 212 ФЗ утратил свою силу. Этот закон регулировал все выплаты в государственные органы страхования и правоотношения между сотрудниками страховых организаций, контролирующих оплату и гражданами. В нем 8 глав и 62 статьи.

  • В первой главе описаны все общие положения закона, включая понятия и определения этих понятий. Описано, что такое организация, физическое лицо и ИП в сфере страховых взносов, описаны банки, счета, связь взносов с местом жительства и работой и т. д. В этой главе перечислены органы, которые имеют право вести контроль и получать страховые взносы граждан, вести их учет, определять сроки;
  • Во второй г. подробно описан процесс оплаты страховых взносов, прием и формы. Кто является плательщиком, как происходит учет, суть базы и расчет денежных сумм для каждого вида лиц. Какой период финансового года является расчетным, а какой отчетным. Тарифы, даты, порядок расчетов и перерасчетов и способы внесения изменений в предоставленную организациям информацию;
  • В третьей описаны способы исполнения обязанностей плательщиков, организаций, принимающих платежи, сотрудников этих органов, способы контроля за своевременностью выплат и качеством работы органов;
  • В главе номер четыре подробно предоставляется список прав и обязанностей сторон;
  • В пятой описан контроль оплаты, как проводятся проверки, выезды, какие требуются документы, как это оформляется и кто имеет доступ к информации о плательщиках;
  • В шестой г. оформлены ситуации, при которых стороны несут ответственность за совершенные поступки и меры наказания. Также там описаны ситуации непреодолимой тяжести и форс-мажоры, при которых сторонам допускается не соблюдать закон;
  • В седьмой описаны способы обжалования актов или действий органов, а также формы и заявления для обжалования;
  • В главе номер восемь написаны все заключительные положения, условия, дополнения к закону и т. д.

После отмены ФЗ 212 о страховых взносах в Пенсионный фонд, информацию об этой сфере можно найти только в Налоговом Кодексе РФ, в главе под номером 34.

Новые поправки

Последняя редакция ФЗ 212 произошла 19 декабря 2016 года, при принятии Федерального закона номер 438. Согласно этим изменениям, после слов «в соответствии с Федеральным законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» добавились слова «и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Статья семь последний раз претерпела изменения в 2015 году. В ней описываются объекты обложения страхования граждан. Этими объектами по закону считаются выплаты и вознаграждения, получаемые физическими лицами от плательщиков при трудовых правоотношениях или во время сделок с гражданско-правовыми договорами. Объектами не являются выплаты в случаях, когда во время гражданско — правового договора имущество переходит во владение другого лица.

Статья восемь описывает базу, в которой ведется учет начисления страховых выплат гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. Последние изменения в эту статью вносились в 2014 году. В ней пишется сумма выплат, за что она была внесена, расчетный период. Плательщики определяют базу для каждого физического лица отдельно.

В девятой описаны ситуации, когда плательщики оплачивают физическим лицам суммы, не облагаемые страховыми взносами:

  • Государственные пособия;
  • Вознаграждения по договорам авторского заказа лицам без гражданства или иностранным лицам;
  • Денежные суммы вещевого или продовольственного обеспечения и другие, получаемые военными служащими;
  • Если организации платят сотрудникам деньги для оплаты процентов по кредитам или для строительства жилья;
  • Любые суммы за образование по профессиональным программам;
  • Суммы помощи от руководителей работникам, но не выше 4000 рублей;
  • Денежные средства работников, имеющих льготы в общественных транспортных средствах;
  • Все оплаты компенсаций органами РФ;
  • Стоимость специальной одежды, которую выдают работникам по правилам безопасности согласно законодательству Российской Федерации;
  • Любые доходы, кроме оплаты труда, зарегистрированных жителей малочисленных народов Севера;
  • Любые суммы, выплачиваемые всем физическим лицам, участвовавшим и помогавшим во время избирательных процессов и т. д.

11 ст. описывает каким образом определяются даты для выплат. В целом стороны самостоятельно решают в чью пользу выбирается дата. Обычно дата определяется в пользу работника или физического лица. С момента публикации этой статьи в законе она ни разу не изменялась.

14 статья описываемого закона регулирует все отчисления и их размер. Последние поправки этой статьи были внесены в закон в 2014 году. По этим изменениям плательщики не выплачивают страховые взносы в периоды военной службы по призыву, уходы за ребенком одного из родителей до исполнения полутора лет, ухода за инвалидом 1 группы, период совместного проживания супругов при исполнении одним из них военной службы, период совместного проживания супругов за границей во время командировок.

Порядок исчислений регулируется 15 статьей ФЗ 212 и последние изменения в статью вносились в 2015 году. Изменения касаются обособленных подразделений юридических лиц. Таким подразделениям открываются юридическими лицами счета в банках, при помощи которых они исполняют обязательства и основные обязанности организаций по страховым взносам.

19 оформлена с составлением порядка выплат недоимок, последние изменения в нее вносились в 2014 году. Согласно этому изменению формы и заявления регулируются специальным органом, контролирующим уплату страховых взносов.

Первого января 2015 года, во время изменений закона и новой редакции, статья 44 утратила свою силу. Но тогда же произошли изменения и в ст. 58, которая регулирует список лиц, которые имеют право на пониженные тарифы или скидки. Согласно изменениям, пониженные тарифы предоставляются сотрудникам, выплачивающим вознаграждения экипажу судов, исключая суда, перевозящие или торгующие нефтью. Согласно этим же изменениям, пониженные тарифы обеспечены участникам некоммерческих организаций, занимающихся образованием, научными исследованиями, культурой и искусством.

В 2017 году закон был отменен, утратил свою силу он первого января.

Скачать действующую редакцию 212 ФЗ

212 ФЗ о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации был отменен, поэтому действующую его редакцию скачать невозможно. Однако многие положения все еще используются Правительством РФ и государственными органами, регулирующими страховые выплаты, в Налоговом Кодексе, 34 глава. Поэтому этот закон все еще может быть полезен гражданам и сотрудникам страховых организаций.

Скачать Федеральный закон 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд» Российской Федерации можно

Загрузка...