Методические рекомендации по развитию речи посредством пиктограмм. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения Основные виды работы с пиктограммами
4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография.
Пиктография - рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова - он выражает его смысл.
Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах, обозначающих виды спорта, а также в системе дорожных знаков. В первом случае доминирует принцип конкретности, передачи смысла посредством позы или движения человеческой фигуры. Во втором - принцип «идеограммы» - пространственной, цветовой и геометрической символики. Стрелка обозначает направление, перечеркнутые изображения - запрет. Иными словами, пиктография использует устойчивые, сохраняющиеся в течение тысячелетий принципы символизации, которые не могут не говорить о важнейших принципах функционирования мышления человека.
Как прием психологического исследования пиктограмма впервые была
151
предложена в нашей стране в 1935 г. Л. С. Выготским. Ему принадлежит идея исследования опосредованного запоминания с помощью выбора зрительного образа. Согласно этой идее, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически с помощью средств - орудий труда, знаков - символов. Высшим и универсальным орудием, модифицирующим психические функции, является слово. Символы должны быть очень конкретными и простыми для понимания, приспособленными к элементарным желаниям и потребностям.
Немецким специалистом Р. Лебом (1985-1994) была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Работать по ней можно не только педагогам, но и родителям в домашних условиях.
Рассмотрим эту систему подробнее.
Структура системы пиктограмм. Система охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанными над рисунками значениями слов (рис. 24).
Человек, который не может свободно общаться с другими людьми, особенно изолирован и зависим. Для преодоления этой ситуации мы должны постоянно пробуждать в нем потребность желать, чтобы потом научить его уметь выразить эти желания самому. Поэтому двумя самыми важными словами являются «Я ХОЧУ». И уже на втором плане стоит предъявление требований к ребенку по принципу «ТЫ ДОЛЖЕН».
В системе выделяются следующие разделы.
1. Общие знаки взаимопонимания.
2. Слова, обозначающие качество.
3. Сообщение о состоянии здоровья.
4. Посуда, продукты питания.
5. Предметы домашнего обихода.
6. Личная гигиена.
7. Игры и занятия.
8. Религия.
9. Чувства.
10. Работа и отдых.
Возможности применения системы пиктограмм. Система применяется в соответствии с возможностью человека понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, а может только указать символ. Для тяжелых инвалидов, которые не могут целенаправленно брать предметы, будет достаточно, если они при возможности выбора из двух-трех символов посмотрят конкретно на тот, который выражает их желание. Даже использование указания головой, когда простым движением головы указывается на символ, оправдывает себя.
Индивидуальные возможности выражения разнообразны. Важным при этом является то, что инвалид может опираться на имеющиеся понятия, а уже собеседник должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах.
Так, например, символ «пить» может обозначать:
□ «я хочу что-нибудь выпить»;
□ «я хотел бы выпить свой любимый напиток»;
О «я только что выпил что-то вкусное и хотел бы еще».
Конечно, может оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и терпение, чтобы объяснить своему собеседнику данное понятие.
С какого возраста нужно начинать применять эту систему? Как можно раньше, ибо выяснилось, что воспитанники начинают спонтанно произносить звуки и даже проговаривают отдельные слова, если они работают с символами. Р. Леб не разделяет опасений, что при использовании символов затрудняется обучение разговорной речи. Как показывает его опыт, скорее наоборот: только применение символов позволяет детям начать говорить.
Введение символов. Ежедневно повторяющиеся ситуации (еда, питье, туалет, мытье рук, игры, отдых и т. д.), расшифровка этих ситуаций и развитие таких понятий, как «теплый - холодный», «большой - маленький», «много - мало», «фрукты - овощи», «колбаса - хлеб», совершенно естественно дают повод для введения символа.
Чем труднее умственно отсталому человеку освоить какое-либо понятие, например «веселый - грустный», тем больше конкретных ситуаций и примеров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть использовано для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем данное понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин и т. п.).
Так как в системе символов зачастую могут быть выбраны только основные
понятия, важно переспрашивать: «Ты хочешь яблоко?» Это как раз и будет тот подходящий момент, когда вводятся символы «да» и «нет». Эти символы имеют только два значения: «да - хорошо» и «нет - плохо». На практике же значения «да» и «нет» сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы, тогда как значения «хорошо» и «плохо» - при помощи изображения жеста большим пальцем руки.
Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.
Если у умственно отсталого ребенка возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), можно на символ наклеить его маленькую фотографию.
Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами школы ребенок, подросток тоже мог общаться с окружающими его людьми.
Внешними формами коммуникативной помощи в системе символов являются следующие.
1. Неэлектронная коммуникативная помощь, выраженная через реальные объекты, миниатюры, картинки, фотографии, таблицы символов, коммуникативные ящики, таблицы с картинками, письменную речь. Преимуществом неэлектронной помощи является легкость в изготовлении, применении и транспортировке. Недостатком служит зависимость от личности человека, разбирающегося в коммуникативном методе, и высокие требования к его способностям концентрации и восприимчивости.
2. Электронная коммуникативная помощь - это аппараты вместе или без речевого выходного устройства (электронные таблицы с картинками, говорящие приборы, компьютеры). Преимущество ее состоит в относительной независимости от партнера.
Сейчас в мире широко распространяется методика так называемой поддерживающей коммуникации (У. Кристин, 1999). Решающим фактором для использования метода поддерживающей коммуникации является осознание того, что имеющиеся на данный момент возможности человека не позволяют ему полностью удовлетворить потребности в коммуникации. Поддерживающая коммуникация направлена на расширение коммуникативных возможностей человека в его повседневной жизни.
Чтобы обеспечить «неговорящему» человеку более эффективную коммуникацию, используются двигательные функции частей тела. С помощью взгляда, мимики, жеста, указания на фотографию, картинку или символ (пиктограмму) человек с речевыми нарушениями может осуществить свое высказывание или, по крайней мере, просигнализировать о намерении осуществить его. Успех такого типа коммуникации во многом зависит от чуткости, внимательности, терпения собеседника.
Особенно активно используются пиктограммы, которые помещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимо от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговоря-щим» ребенком, но и другие ученики. Если с помощью коммуникативной таб-
лицы или коммуникативной тетради ребенок сможет общаться со своими товарищами, это будет самым большим достижением.
С помощью пиктограмм дети могут сообщить о своих потребностях («хочу пить», «хочу в туалет», «хочу побыть один», «хочу послушать музыку»). Используя пиктограммы, учащиеся рассказывают о каком-либо событии, о том, например, как они провели выходные дни, каникулы (рис. 25).
Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика, нуждающегося в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.
ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография.
Пиктография - рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова - он выражает его смысл.
Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах, обозначающих виды спорта, а также в системе дорожных знаков. В первом случае доминирует принцип конкретности, передачи смысла посредством позы или движения человеческой фигуры. Во втором - принцип «идеограммы» - пространственной, цветовой и геометрической символики. Стрелка обозначает направление, перечеркнутые изображения - запрет. Иными словами, пиктография использует устойчивые, сохраняющиеся в течение тысячелетий принципы символизации, которые не могут не говорить о важнейших принципах функционирования мышления человека.
Как прием психологического исследования пиктограмма впервые была
151
предложена в нашей стране в 1935 г. Л. С. Выготским. Ему принадлежит идея исследования опосредованного запоминания с помощью выбора зрительного образа. Согласно этой идее, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически с помощью средств - орудий труда, знаков - символов. Высшим и универсальным орудием, модифицирующим психические функции, является слово. Символы должны быть очень конкретными и простыми для понимания, приспособленными к элементарным желаниям и потребностям.
Немецким специалистом Р. Лебом (1985-1994) была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Работать по ней можно не только педагогам, но и родителям в домашних условиях.
Рассмотрим эту систему подробнее.
Структура системы пиктограмм. Система охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанными над рисунками значениями слов (рис. 24).
Человек, который не может свободно общаться с другими людьми, особенно изолирован и зависим. Для преодоления этой ситуации мы должны постоянно пробуждать в нем потребность желать, чтобы потом научить его уметь выразить эти желания самому. Поэтому двумя самыми важными словами являются «Я ХОЧУ». И уже на втором плане стоит предъявление требований к ребенку по принципу «ТЫ ДОЛЖЕН».
В системе выделяются следующие разделы.
1. Общие знаки взаимопонимания.
2. Слова, обозначающие качество.
3. Сообщение о состоянии здоровья.
4. Посуда, продукты питания.
5. Предметы домашнего обихода.
6. Личная гигиена.
7. Игры и занятия.
8. Религия.
9. Чувства.
10. Работа и отдых.
Возможности применения системы пиктограмм. Система применяется в соответствии с возможностью человека понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, а может только указать символ. Для тяжелых инвалидов, которые не могут целенаправленно брать предметы, будет достаточно, если они при возможности выбора из двух-трех символов посмотрят конкретно на тот, который выражает их желание. Даже использование указания головой, когда простым движением головы указывается на символ, оправдывает себя.
Индивидуальные возможности выражения разнообразны. Важным при этом является то, что инвалид может опираться на имеющиеся понятия, а уже собеседник должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах.
Так, например, символ «пить» может обозначать:
□ «я хочу что-нибудь выпить»;
□ «я хотел бы выпить свой любимый напиток»;
О «я только что выпил что-то вкусное и хотел бы еще».
Конечно, может оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и терпение, чтобы объяснить своему собеседнику данное понятие.
С какого возраста нужно начинать применять эту систему? Как можно раньше, ибо выяснилось, что воспитанники начинают спонтанно произносить звуки и даже проговаривают отдельные слова, если они работают с символами. Р. Леб не разделяет опасений, что при использовании символов затрудняется обучение разговорной речи. Как показывает его опыт, скорее наоборот: только применение символов позволяет детям начать говорить.
Введение символов. Ежедневно повторяющиеся ситуации (еда, питье, туалет, мытье рук, игры, отдых и т. д.), расшифровка этих ситуаций и развитие таких понятий, как «теплый - холодный», «большой - маленький», «много - мало», «фрукты - овощи», «колбаса - хлеб», совершенно естественно дают повод для введения символа.
Чем труднее умственно отсталому человеку освоить какое-либо понятие, например «веселый - грустный», тем больше конкретных ситуаций и примеров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть использовано для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем данное понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин и т. п.).
Так как в системе символов зачастую могут быть выбраны только основные
понятия, важно переспрашивать: «Ты хочешь яблоко?» Это как раз и будет тот подходящий момент, когда вводятся символы «да» и «нет». Эти символы имеют только два значения: «да - хорошо» и «нет - плохо». На практике же значения «да» и «нет» сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы, тогда как значения «хорошо» и «плохо» - при помощи изображения жеста большим пальцем руки.
Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.
Если у умственно отсталого ребенка возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), можно на символ наклеить его маленькую фотографию.
Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами школы ребенок, подросток тоже мог общаться с окружающими его людьми.
Внешними формами коммуникативной помощи в системе символов являются следующие.
1. Неэлектронная коммуникативная помощь, выраженная через реальные объекты, миниатюры, картинки, фотографии, таблицы символов, коммуникативные ящики, таблицы с картинками, письменную речь. Преимуществом неэлектронной помощи является легкость в изготовлении, применении и транспортировке. Недостатком служит зависимость от личности человека, разбирающегося в коммуникативном методе, и высокие требования к его способностям концентрации и восприимчивости.
2. Электронная коммуникативная помощь - это аппараты вместе или без речевого выходного устройства (электронные таблицы с картинками, говорящие приборы, компьютеры). Преимущество ее состоит в относительной независимости от партнера.
Сейчас в мире широко распространяется методика так называемой поддерживающей коммуникации (У. Кристин, 1999). Решающим фактором для использования метода поддерживающей коммуникации является осознание того, что имеющиеся на данный момент возможности человека не позволяют ему полностью удовлетворить потребности в коммуникации. Поддерживающая коммуникация направлена на расширение коммуникативных возможностей человека в его повседневной жизни.
Чтобы обеспечить «неговорящему» человеку более эффективную коммуникацию, используются двигательные функции частей тела. С помощью взгляда, мимики, жеста, указания на фотографию, картинку или символ (пиктограмму) человек с речевыми нарушениями может осуществить свое высказывание или, по крайней мере, просигнализировать о намерении осуществить его. Успех такого типа коммуникации во многом зависит от чуткости, внимательности, терпения собеседника.
Особенно активно используются пиктограммы, которые помещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимо от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговоря-щим» ребенком, но и другие ученики. Если с помощью коммуникативной таб-
лицы или коммуникативной тетради ребенок сможет общаться со своими товарищами, это будет самым большим достижением.
С помощью пиктограмм дети могут сообщить о своих потребностях («хочу пить», «хочу в туалет», «хочу побыть один», «хочу послушать музыку»). Используя пиктограммы, учащиеся рассказывают о каком-либо событии, о том, например, как они провели выходные дни, каникулы (рис. 25).
Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика, нуждающегося в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.
При качественном анализе образов "пиктограммы" учитываются фактор абстрактности, фактор индивидуальной значимости, содержание рисунка, фактор "стандартности" и фактор "адекватности". Поскольку при качественном анализе необходимо дать однозначную оценку каждого образа, доступную для формализации, каждой категории образов "пиктограммы" присваиваются краткие буквенные обозначения. Сводная таблица этих обозначений дается в приложении.
а. Фактор абстрактности. Конкретные образы - К. Общее качество этой группы образов - их соотнесенность с конкретной ситуацией. Прямое изображение ситуации, связанной с понятием-конкретный фотографический образ (К-Фт), например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие "подвиг", влюбленный с букетом цветов под часами на понятие "обман".
К конкретным образам относится большинство рисунков, содержащих изображение целой человеческой фигуры. Несмотря на относительную экономичность" изображения, например, копающий человек на понятие "тяжелая работа" испытуемый и здесь изображает конкретную ситуацию - человек работает.
Все индивидуально значимые образы также относятся к конкретным вне зависимости от характера изображения, поскольку в них испытуемый обращается к конкретной ситуации из своего опыта. Так, испытуемая Л. на понятие "обман" рисует куклу, книжку и граммофонную пластинку, поскольку эти предметы она использует "при кормлении ребенка, чтобы обмануть его".
Наконец, часть образов "пиктограммы", будучи конкретными, не имеют существенных связей с предложенным понятием, связь "кон-фабулируется" испытуемым. Наиболее часты такие образы (конкретные конфабуляторные - К - Кф) на понятие "сомнение". Испытуемый С. рисует на данное понятие табуретку. Объяснение: "Я сомневаюсь, из чего сделана эта табуретка - из дерева или из пластмассы".
Атрибутивные образы - Ат. Эти образы выбираются по принципу принадлежности, атрибутивности. Так, на понятие "веселый праздник" изображают флажок, рюмку, карнавальную маску. Здесь уже нет попытки прямо изобразить понятие, либо ситуацию, связанную с ним. Большинство атрибутивных образов экономичны в отношении изобразительных средств.
Метафорические образы - М. К этой категории относятся образы, где абстрактная по сути ассоциация выражается опосредованно, через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе может лежать литературный образ. Примерами этих образов служат зачеркнутые часы на понятие "счастье" ("счастливые часов не наблюдают"), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие "обман" ("обвести вокруг пальца"). Метафора может быть создана испытуемым непосредственно в ходе исследования. Так, испытуемая А. на понятие "сомнение" рисует штопор ("сомнение как штопор ввинчивается в тебя, не дает спокойно жить").
Геометрические, графические и грамматические символы - Г. С. Здесь абстрактной ассоциации соответствует и способ ее выражения - символ, имеющий содержательную связь с понятием. Часто эти символы отражают пространственные характеристики - направление, симметрия. Подобные символы имеют высокую специфичность для понятия (стрелки, расходящиеся в стороны на понятие "разлука", ось симметрии на понятие "справедливость"). Другие символы отражают лишь эмоциональный компонент понятия - символы валентности (знак "-" на понятие болезнь, темная штриховка на понятие "обман").
Символы могут быть общепринятыми, либо реже - продуцируются по ходу исследования. Основой для отнесения образа к категории символов является именно абстрактный тип ассоциации, а не геометрический характер изображения. Так, испытуемый В. на понятие "сомнение" нарисовал круг, разделенный пополам, одна половина которого заштрихована. Объяснение - "Я сомневаюсь, черное это или белое". Данный образ по уровню абстрактности должен быть отнесен к конкретным (конфабуляторным).
б. Фактор индивидуальной значимости. Оценка образов, взятых из индивидуального опыта испытуемых представляет значительный интерес. Важен уже сам факт прямого обращения к личному опыту. Именно в индивидуально значимых образах "пиктограммы" наиболее непосредственно реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, намерениях. В индивидуально значимых образах могут проецироваться актуальные переживания больных, в том числе и бредовые идеи, суицидальные тенденции. Индивидуально значимые образы неоднородны по своему характеру.
Индивидуально значимые персонифицированные образы - Инд. Пс. К персонифицированным образам следует относить такие, где изображается сам испытуемый, сцена с его участием, часть его тела, реже - изображение других конкретных лиц.
Так, испытуемый К., у которого ампутирована правая нога, на понятие "болезнь" рисует человека без ноги. Больной С. на понятие "обман" рисует портрет врача, обещавшего выписать его и не выполнившего обещания.
Иногда персонифицированные образы имеют четкую кинестетическую окраску (Инд. - Кн.). Смысл понятия в этом случае передается именно позой, движением человека. Большинство образов, где нарисован человек в движении, лишено индивидуальной значимости, а потому не являются истинно кинестетическими. Особенно это касается передачи мимических движений (грустное выражение лица на понятие "печаль" - это атрибутивный образ, лишенный индивидуальной значимости).
Необходимо прямое указание испытуемого на то, что движение связано с его индивидуальным опытом. Как и в тесте Роршаха, испытуемые часто показывают движение прежде чем начать рисовать, что является признаком принадлежности образа к кинестетическим.
Индивидуально значимые образы-стимулы - Инд. - С. Эти образы не содержат изображения человека. Это изобгзажения объектов, "стчшулирующих" у испытуемых воспоминание!) конкретной ситуации из их ндивидуального опыта, связанной с предложенным понятием.
Так, испытуемый Ш., увлекающийся альпинизмом, на понятие "счастье" рисует горы. Объяснение - "Чувство счастья возникает у меня обычно в горах".
Испытуемая Н. на понятие "разлука" рисует письмо. Объяснение: "Я в разлуке с родными, но письма мне очень помогают".
Образы, выбранные формально - Ф. К этой группе относятся образы, лишенные индивидуальной значимости.
Ниже мы ограничиваемся перечислением наиболее значимых аналитических категорий. Подробно содержание образов "пиктограммы" по применяемому набору приводится во вспомогательных таблицах, в конце методических рекомендаций.
Сцены с участием человека - Сц., человеческие фигуры - Ч., части (детали) человеческого тела - Ч. Д., редко встречающиеся в "пиктограмме" мелкие части человеческого тела (глаза, рот, стопы и т. д.) - Ч. д., неодушевленные объекты - Н. О., фауна - Фн., флора - Фл., пейзажи - П., архитектура, искусство - И., символы - С.
г. Ф актор частоты выбора. Данный чисто статистический критерии указывает на относительную частоту выбора в протоколах здоровых испытуемых. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ "пиктограммы" к одной из трех категорий:
Стандартные образы - Ст. - встречаются чаще, чем в 20 из 100 протоколов.
Оригинальные образы - Ориг. - встречаются реже, чем в 2-х из 100 протоколов.
Повторяющиеся образы занимают промежуточное положение по частоте между "стандартными" и "оригинальными". Буквенного обозначения не имеют.
Подробные сведения о распределении образов по частоте также содержатся во вспомогательных таблицах.
д. Фактор адекватности. Адекватность образа "пиктограммы" - сложный качественный фактор, включающий содержательную близость образа и понятия, умеренную абстрактность, краткость изображения и разъяснения. В то же время следует исходить не только из теоретических предположений, но и из фактически полученных данных - какие образы "пиктограммы" закономерно выбираются психически здоровыми людьми. Не следует относить к неадекватным образ, относящийся к категории "повторяющихся". Адекватные образы обозначаются знаком " + ", а неадекватные "-" (Ориг. -).
е. Формализованная оценка образов "пиктограммы". На основании качественного анализа образа "пиктограммы" по всем факторам проводится формализованная оценка. Приводим примеры. Понятие "победа". Изображен салют. Разъяснение: "Салют бывает в день Победы". Выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, изображен салют, выбор стандартный, адекватный. Формализованная оценка: Ат. Ст. + Салют. Другой пример (из протокола исследования больной, страдающей шизофренией). Понятие "тяжелая работа". Изображен треугольник. Разъяснение: "У нас в отделе тяжелую работу выполняют трое - начальник, его заместитель и я". Конкретный выбор (несмотря на геометрический характер изображения), индивидуально значимый, оригинальный, неадекватный. Формализованная оценка: К. Инд. Ориг. - С. Во вспомогательных таблицах приводится формализованная оценка всех стандартных и повторяющихся, а также некоторых "оригинальных" (как адекватных, так и неадекватных) образов на применяемый нами набор понятий. В начальном периоде работы с методом эти таблицы могут служить практическим пособием для патопсихолога.
Методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Как прием экспериментально-психологического исследования была предложена в начале 30-х годов.
Пиктограмма (от лат. pictus - нарисованный, греч. grapho - пишу).
Обычно испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.).
Особенностью инструкции является ориентация испытуемого на исследование только особенностей памяти, а также запрещение использовать любые буквенные обозначения. После выполнения рисунков испытуемый должен назвать соответствующие им понятия или выражения. Одним из важнейших элементов исследования является беседа, позволяющая раскрыть смысл символов, продуцируемых испытуемым. Время обследования не регламентируется.
Если при использовании варианта пиктограммы по А. Н. Леонтьеву выбор испытуемого был ограничен 30 изображениями, входившими в набор карточек (при этом в процессе выполнения заданий число возможных вариантов уменьшалось), то единственным фактором, ограничивающим выбор образа в варианте со свободным рисованием, является интеллектуально-ассоциативный фонд личности испытуемого, его аффективные установки. Таким образом, характер деятельности испытуемого и возможность интерпретации рисунка приближают тест к проективным методикам.
Другой особенностью, расширяющей интерпретативную направленность методики, является то обстоятельство, что опосредованное запоминание отражает как мнемонические, так и интеллектуальные процессы (А. Р. Лурия, 1962). Построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура (С. В. Лонгинова, С. Я. Рубинштейн, 1972). Отсюда – широкие возможности для исследования мышления, в первую очередь процесса обобщения. (Не случайно первые исследования с применением пиктограм (Г. В. Биренбаум, 1934) были посвящены анализу особенностей мышления больных психическими заболеваниями, т. к. построение пиктограммы сопряжено со значительными умственными усилиями и недоступно при интеллектуальной недостаточности).
В советской психологии методика использовалась в контексте изучения опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, 1935). Наиболее простой прием пиктографического исследования был предложен Л. В. Занковым (1935). Испытуемым предлагали запомнить конкретное слово с помощью определенного изображения на картинке, путем установления связи между словом и предъявляемым изображением. Вариант теста, предложенный А. Н. Леонтьевым (1930), требовал более сложной деятельности: выбора для запоминания слова картинки из предлагаемого набора. Этот вариант теста нашел широкое распространение, особенно в клинических исследованиях детей (А. Я. Иванова, Э. С. Мандрусова, 1970; Л.В.Бондарева, 1969; Л.В.Петренко, 1976).
В настоящее время отмечается тенденция разработки и совершенствования интерпретативной схемы методики, учитывающей разнообразные категории исследуемых показателей и предусматривающей формализацию данных. Это расширяет возможности методики, допускавшей ранее лишь качественную обобщенную интерпретацию результатов, является основой для стандартизации показателей, что приближает тест к современным психодиагностическим методикам.
Одной из наиболее полных схем анализа данных пиктограммы является интерпретативная схема Б. Г. Херсонского (1988). Интерпретация складывается из качественного анализа каждого образа с последующей формализованной оценкой на основе отнесения к определенному типу; оценки количественного соотношения образов различного типа в данном протоколе; учета аналитических факторов, недоступных формализации (особые феномены), в том числе графических особенностей рисунка. При качественном анализе учитываются: тематика рисунка, факторы абстрактности (конкретные образы, метафорические образы, геометрические, графические и грамматические символы, индивидуально-значимые образы, формальные образы). Дополнительно рисунки оцениваются по фактору частоты (стандартные, оригинальные, повторяющиеся) и по фактору адекватности (близость образа и понятия, степень обобщенности, лаконичность изображения). К регистрируемым особым феноменам относятся: ассоциации по созвучию; сверхабстрактность символики; недифференцированные изображения; «шоковые» реакции; употребление буквенных обозначений; стереотипии; высказывания испытуемых и т.д.
Графические особенности рисунка анализируются с учетом расположения на листе бумаги, характера линий, размера, нажима и т.д. Выделяются дифференциально-диагностические критерии оценки риктограм, полученные на основании сопоставления контингентов больных и здоровых лиц. Имеются нормы, которые носят как статистический, так и описательный характер.
Валидность конструктная стандартизированной формы пиктограммы анализировалась на основе сопоставления полученных данных с тестом Роршаха, рисуночными проективными тестами, в частности вербальными методиками исследования мышления. Валидность критериальная (текущая) определялась сопоставлением результатов больных с различными психическими заболеваниями и здоровых.
Пиктограмма относится к числу наиболее широко употребляемых методик изучения познавательной сферы и личности в отечественной клинической психодиагностике.
Анализ
Особенности проведения.
Набор слов
- Веселый праздник
- Развитие
- Тяжелая работа
- Зимний день
- Разлука
- Легкая работа
- Болезнь
- Счастье
- Обман
- Бедность
Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.
Порядок обработки и интерпретации.
При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).
Критерии оценивания:
1. Самый важный критерий - «адекватность ». Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи - знак «-». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности - от 70 % и выше.
2. Спустя некоторое время после выполнения задания - обычно через 15-20 мин - эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если испытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, он допускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложного понятия, перепутывания, Как и первый критерий, второй критерий - «восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период» – в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. Некоторые исследователи считали ее роль столь важной, что, например, Блонский определял ум даже как память, т. е. он в мышлении ориентировался прежде всего на запоминаемость признаков.
3. Третий критерий – «конкретность – абстрактность» – также оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.
Тест «ПИКТОГРАММА» (по Торренсу)
Цель методики: выявление индивидуальных особенностей образных представлений и продуктивности опосредованного запоминания слов и словосочетаний. Методика позволяет выявлять особенности развития образной сферы человека, типы используемых зрительных образов, развивать образную фантазию и воображение, что дает возможность использовать ее там, где творческая деятельность является ведущей.
Материалы: для проведения методики необходим чистый лист бумаги и ручка.
Инструкция : «Вам предстоит запомнить перечень слов и словосочетаний. Для запоминания вы можете использовать прием зарисовок, т. е. нарисовать какое-либо изображение, которое потом позволит вам вспомнить то или иное слово или словосочетание. Воспроизведение слов и словосочетаний на основе пиктограмм выполняется с отсрочкой не менее 30 минут. После перерыва вспомните и запишите те слова и словосочетания, которые были вам предъявлены».
Для проверки понимания инструкции целесообразно выполнить рисунок, например, чтобы запомнить словосочетание «Веселый праздник». Если инструкция понятна, то можно приступать к основному этапу работы. Для запоминания можно воспользоваться следующим списком слов и словосочетаний: 1) веселый праздник; 2) вкусный ужин; 3) мальчик-трус; 4) радость; 5) надежда; 6) любовь; 7) отчаяние; 8) глухая старуха; 9) трудный разговор; 10) моя профессия; 11) страх; 12) развитие.
В зависимости от диагностических задач можно включать те слова или словосочетания, на которые необходимо получить образные представления.
Обработка результатов. В результате проведения методики вы получаете нарисованные в столбик или по строчкам различные изображения, которые при обработке делятся на 5 основных видов.
1. Абстрактные изображения (А) - это штриховки, линии или геометрические формы, расшифровать смысл которых может только человек, который их нарисовал (рис. 3.5).
2. Знаково-символические изображения (3) - это рисунки относительно правильных геометрических форм, среди которых часто встречаются известные символы, например, на слово «Любовь» - сердечко, на словосочетание « Глухая старуха» - зачеркнутое ухо (рис. 3.6).
3. Конкретные изображения (К ) - обычно содержат конкретные предметы или явления, например, на словосочетание «Веселый праздник» изображается праздничный стол, на «Мальчик-трус» - трусы, на отчаяние - слезы из глаз и т. д. (рис. 3.7).
4. Сюжетные изображения (С) - это изображения каких-либо действий и действующих лиц, связанных определенной ситуаций. Например, на слово «Игра» изображают игроков, играющих в мяч, группу, которая вышла на прогулку и т. д. (рис. 3.8).
5. Метафорические изображения (М) - это обозначение заданного слова или словосочетания через метафору, «иносказание», художественный образ, например, на слово «Любовь» рисуют две горящие свечи, на слово «Дружба» - расходящиеся руки, символизирующие о двойственности дружбы и т. д. (рис. 3.9).
https://pandia.ru/text/78/257/images/image002_234.jpg" width="390 height=530" height="530"> Рис.3.6.знаково - символические изображения
Jpg" width="411" height="622 src=">
Рис. 3.8. Сюжетные изображения в пиктограмме
Дифференция" href="/text/category/differentciya/" rel="bookmark">дифференциации рисунков . Внимательно просмотрите все рисунки и возле каждого рисунка проставьте букву, соответствующую начальной букве названия вида изображения (А, 3, К, С, М). В случае затруднений соотнесения рисунков к тому или иному виду, что часто бывает при определении метафорического изображения, ставьте две буквы, например, МК, что метафора выполнена на основе конкретного изображения, МС - метафора на основе сюжетного изображения.
Для более точной дифференциации рисунков по видам изображений необходим определенный опыт, поэтому следует потренироваться и просмотреть пиктограммы несколько раз.
2. Этап подсчета изображений . Подсчитайте сколько всего выполнено изображений, а затем количество изображений по видам (табл. 5).
Таблица 5.
Количество изображений по видам:
Всего изображений
Кол-во словесных воспроизведений
Кол-во правильных воспроизведений
3. Этап интерпретации. Интерпретация может быть осуществлена по преобладанию видов изображений.
а). Если доминируют такие виды изображений, как «абстрактное» и «знаково-символическое», то можно отнести человека к «мыслительному типу», причем к такому, который организует свой мыслительный процесс в направлении обобщения. Это люди, которые могут критично относиться к тем или иным ситуациям, формировать о них определенные суждения, делать соответствующие выводы (см. характеристики «мыслительного типа» по К. Юнгу).
б). Если доминируют «конкретные» изображения, то это чаще всего относится к человеку целенаправленному, ориентированному на конкретную деятельность, четкий конечный результат. Обычно такие рисунки коррелируют с типом «Руководитель», выявляемый по тесту «Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур».
в). При доминировании «сюжетных» и «метафорических» изображений можно говорить о наличии художественных способностей. При изяществе и лаконичности рисунков можно судить о художественной одаренности человека, его фантазии и воображении.
г). При отсутствии ярко выраженного преобладания тех или иных видов изображений можно говорить о том, что у человека «смешанный» психологический тип, для которого характерны разнообразные проявления в поведении и деятельности.
Интерпретацию методики «Пиктограмма» можно осуществлять и по схеме Г. Рида и типологии К. Юнга. При этом можно будет выявить динамику изменения вида изображения и психологического типа и тем самым -степень устойчивости и изменчивости типологических характеристик. В этом случае у каждого изображения в пиктограмме проставляется вид рисунка по тесту «Свободный рисунок».
Методика «Пиктограмма» позволяет :
1) определить количественное преобладание форм изображений, среди которых можно выделить следующие пять: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические;
2) выявить возможности опосредованной памяти и подсчитать количество ошибок при воспроизведении;
3) выявить особенности образных представлений тех или иных социально-значимых понятий;
4) определить психологический тип личности - мыслительный, художественный или практически-ориентированный. При этом мыслительному типу соответствует преобладание «абстрактных» и «знаково-символических» изображений; художественному - «сюжетные» и «метафорические», а практическому - «конкретные» изображения.
Методика "Как спасти зайку"
Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.
Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик , лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов), психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень . Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень . Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
Методика "Дощечка"
Основание. Детское экспериментирование.
Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению.
Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".
Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных.
При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т. д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.