ecosmak.ru

Святая Татьяна великомученица — житие, молитвы, значение иконы. Святая мученица татиана римская Мощи святой татьяны где

В поколении наших бабушек имя Татьяна было самым популярным среди женских имен, скорее всего, благодаря пушкинскому «Евгению Онегину». Первой известной носительницей этого имени была святая мученица Татиана Римская, которую икона святой Татьяны изображает в виде прекрасной девушки. Однако, несмотря на свою молодость, Татиана проявила такую же стойкость в отстаивании христианской веры, как и мученики-мужчины.

Житие и подвиг святой Татианы

Татиана была родом из знатной римской семьи, где почитали Христа и воспитали девочку в верности Христовой вере и благочестии. Татиана решила посвятить всю свою жизнь Христу и дала обет целомудрия. Ее доброта не знала границ: она помогала сирым и убогим пищей, одеждой и молитвой, лечила больных, и за свою праведную жизнь стала первой в истории христианства диакониссой (до этого дьяконами могли быть только мужчины).

Во времена императора Александра Севера (правил с 222 по 235 гг.) начались новые гонения на христиан. Татиана никогда не скрывала своей веры, она пользовалась широкой известностью, поэтому неудивительно, что ее схватили одной из первых и попытались заставить преклониться перед статуей Аполлона в его храме. Однако молитва, вознесенная Татианой Истинному Господу, вызвала землетрясение, во время которого часть храма обрушилась, а сама статуя была низвергнута и разбилась.

Тогда Татиану обрекли на пытки, во время которых она продолжала молиться и сохраняла стойкость. Когда в ходе пыток к ней слетели четыре ангела и с небес раздался глас, ободряющий Татиану, ее палачи были потрясены явленными чудесами и тут же уверовали в Христа, за что их самих казнили.

В житии святой Татианы описано много эпизодов ее мученичества. Так, когда ее бросили на съедение льву, святая его усмирила!

Судьи решили, что это произошло благодаря волхованию с использованием волос, остригли Татиане ее прекрасные длинные волосы и, приведя в храм Зевса, заперли ее там. Когда же через три дня жрецы явились в храм для жертвоприношения, то статуя Зевса оказалась разбитой, а Татиана невредимой.

Видя, что пытки ни к чему не привели, судьи вынесли святой и ее отцу смертный приговор, и 12 января 226 года им отрубили головы.

Описание иконы св. Татьяны

На поясной иконе Татьяна великомученица изображается как прекрасная девушка. На лице ее написаны кротость, смирение и, в то же время, стойкость, позволившая ей вынести страшные пытки. В правой ее руке крест как символ мученичества и верности вере Христовой, в левой – свиток с молитвой. С давних пор икона «Святая мученица Татьяна» почитается в память святой страстотерпицы, претерпевшей смертные муки за свою верность христианской вере.

Значение иконы «Святая Татьяна»

Особым почитанием пользуется икона святой Татьяны в России, и это не случайно: Татьянин день, который приходится по новому стилю на 25 января, празднуется у нас как день студентов, так как именно в этот день императрица Елизавета подписала указ об учреждении Московского университета. Таким образом, икона св. Татьяны имеет особое значение для студентов МГУ.

Каждая новорожденная, нареченная этим именем, должна получить именную икону Татьяна, которая будет оберегать и хранить ее, а впоследствии, когда девочка подрастет, родителям обязательно нужно будет поведать ей историю святой.

В чем помогает икона св. Татьяны

Св. Татиана занималась не только богоугодными делами, но и духовным просветительством, поэтому ее почитают как покровительницу образования, наук и всех тех, кто их постигает. Молитва перед иконой святой помогает в учебе и успешной сдаче экзаменов, но лишь тем, кто верует в Бога и не ленится учиться.

При МГУ им. Ломоносова есть храм св. Татьяны, где всегда многолюдно в период сессии. Она помогает не только студентам, но и школьникам, особенно абитуриентам.

Молитва

О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкве Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наша раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наша скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Cвятая Татьяна помогает тем, кто молод душой, кто не боится изменений, кто стремится сделать жизнь лучше и краше. Недаром вот уже более 200 лет российские студенты считают ее своей покровительницей, а Татьянин день отмечают как свой главный праздник. Святая Татьяна помогает усердным ученикам, умягчает сердца строгих преподавателей, осеняет своим участием университетские торжества: от научных чтений – до каникул, от посвящения в студенты – до свадьбы. Она укрепляет нас на жизненном пути, а когда успех дела зависит не только от нашего усердия, но и от везения, от счастливого стечения обстоятельств – святая Татьяна берет под свое покровительство. Открой книгу и помолись святой Татьяне – она поможет активным и творческим людям в учебе и работе, в дерзании, творчестве, в покорении самых сложных вершин.

Из серии: Святые вам помогут

* * *

компанией ЛитРес .

Житие святой мученицы Татианы

Лицо ее было спокойно и радостно…

Жена моя, Татьяна, с трепетом ждет, когда я напишу эту главу. И я должен рассказать о той, в чью честь она названа была и чьи именины празднует с весельем и надеждой всю свою жизнь. «Напиши так, чтобы читатель полюбил святую Татьяну, чтобы понял, насколько она близка нашей русской православной вере», – просит она. Я киваю. Я постараюсь.

Прошедшее столетие для России было не только веком больших потрясений, но и веком святых. Откройте современные святцы: каждый день – память десятков новомучеников и новоисповедников. Да и в наше, казалось бы, мирное время люди страдают и умирают за веру: священников истязают и убивают, сжигают их вместе с семьями в собственных домах. Года не проходит, чтобы СМИ не рассказали о подобной трагедии. А о скольких мы не знаем… Но была бы у современных христиан такая сила веры, если бы не вдохновлялись они примером святых древности? В то далекое время, когда жила святая Татиана, за одно только подозрение в таком «преступлении», как принятие христианской религии, человека могли подвергнуть пыткам и истязаниям.

А если «вина» была доказана – христианину грозила смерть. По всему Риму язычники требовали от христиан отречения от веры и поклонения своим рукотворным идолам. Быть христианином означало выбрать смерть. Но святые подвижники делали этот выбор, изумляя сограждан твердостью и несгибаемостью духа.

Христиан обвиняли во всех «государственных преступлениях» или «изменах», потому что они не молились в языческих капищах, не падали ниц перед императорами, не признавали их «божественной» власти. Христиан объявляли колдунами, потому что суть христианских таинств и обрядов была непонятна язычникам. Языческие жрецы измышляли о христианских общинах нелепые и гнусные слухи, которые распространялись в народе для поддержания неприязни к христианам. Все кражи, убийства и прочие злодейства, совершаемые в Риме, приписывались христианам. В результате не только имущие власть, но и чернь желала христианам смерти. Но бесстрашие христианских подвижников, героическая смерть мучеников обращали в веру даже их мучителей. Трагические судьбы христианских святых дают представление о жестоком времени, в которое довелось жить святой деве Татиане.

Христианские подвижники III–IV веков

Святая мученица Татиана Римская жила в III веке после Рождества Христова. В то тяжелое для христиан время подвиг добровольного мученичества несли тысячи подвижников. Их имена сегодня почитаются во всем христианском мире. Назову лишь некоторых, имена которых сегодня должен знать каждый православный человек.

Одним из самых известных стал святой Николай-Чудотворец, епископ Мир Ликийских, его любовно называют у нас на Руси Николаем-Угодником (день памяти – 19 декабря). Наследник именитых римлян, он отдал свое состояние на нужды благотворительности. При жизни Николай-Угодник был прославлен как защитник оклеветанных и невинно осужденных, почитается как избавитель от напрасной смерти.

Вспомним священномученика Власия (день памяти – 24 февраля), епископа Севастии, чудесного целителя, подвергшегося жестоким гонениям. После многих пыток святого бросили в озеро, и он пошел с именем Христовым по воде, как по суше. Святой Власий был обезглавлен, а перед казнью обещал молиться за всякого, кто вспомнит его имя.

Святая великомученица Варвара (день памяти – 17 декабря) в IV веке приняла трагическую смерть от идолопоклонников. Последней просьбой великомученицы пред Господом в ее земной жизни было моление даровать ей заступничество за всякого, кто вспомнит в свой роковой час страдания святой девы и через нее обратится к Божьей помощи.

Врачу святому Пантелеимону (день памяти – 9 августа) врачевание Христовым именем стоило жизни. Господь оберегал целителя: меч против него был бессилен, на его теле заживали раны от кипящего олова, срастались переломы от колесования. Когда святого Пантелеимона призвало Небо, он сам попросил воинов усечь свою главу. Не кровь, а молоко потекло из его раны, а маслина, к которой привязали святого во время истязаний, покрылась зрелыми плодами.

Святой Кир был врачом, знаменитым и безмездным, в городе Александрии, а святой Иоанн – воином в городе Едессе. Кир, которому был дан Богом благодатный дар целительства, многих язычников обратил в христианство. В Диоклетиановы времена (Римский император начала IV века) Кир оказался в Аравийской пустыне и стал иноком, продолжая врачевать страждущих. Иоанн пришел в пустыню, чтобы найти святого Кира и стать его учеником. Святых целителей обезглавили язычники, но от святых мощей стали происходить чудесные исцеления. Позже нетленные мощи святых перенесли в Рим, а потом – в Мюнхен. День памяти святых Кира и Иоанна – 11 июля.

Святой Диомид (день памяти – 29 августа) тоже врачевал при императоре Диоклетиане, исцеляя телесные и душевные хвори. Диоклетиан приказал воинам взять Диомида. В минуту пленения святого Диомида призвал Господь. Воины, чтобы отчитаться в исполнении поручения, отсекли мертвому врачевателю голову, отчего ослепли и уверовали в Христа.

Священномученик Ермолай (день памяти – 8 августа) – пресвитер, обративший святого Пантелеимона в христианство. Священномученик был обезглавлен во время гонений на христиан за непоколебимую веру.

Мученики Аникита и Фотий (племянник Аникиты) гонимы при Диоклетиане за открытую христианскую веру и обличение язычников. Господь берег их от всякой казни и призвал к себе только по их молитве. День памяти святых Аникиты и Фотия – 25 августа.

Дочь римского консула

Крещенные в тайне «Творец Ангелов избрал тебя из Древнего Рима…»

Татиана родилась в Риме в начале III века нашей эры, в правление императора Марка Аврелия, принявшего имя Антонин Каракалла. Как и многие римские властители, свое правление он начал с убийства своего брата; было это в 211 году н. э. В его правление Рим стал признанной столицей империи; и тогда же все население как в самом Риме, так и в отдаленных уголках империи получило равные права римского гражданства. При нем же были построены роскошные термы (бани) для всех римлян – их развалины до сих пор восхищают туристов.

При Каракалле, который, в отличие от других императоров, терпимо относился к христианам, отец Татианы был назначен римским консулом и по положению был близок к правителю. Но его духовная жизнь протекала в совсем другом мире, он был христианином и человеком богобоязненным. В те времена открыто быть христианином могло означать не только утрату общественного положения, но и жизни. Поэтому отец святой девы, как и многие тогдашние христиане, сохранял тайну своего крещения, а дочь воспитывал в Божьем духе и благочестии, учил ее Божественному Писанию: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… » (Ин., 1–6).

«Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали ее с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещенным масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь».

Епископ Александр (Милеант). Сочинение «Святая Татиана: “Ища тебя, принимаю страдание”».

Юная дева слушала отца и мечтала о Небесном Отце. Она хотела служить Ему и готовила себя к этому служению с детства. Об этом поведано в Акафисте мученице Татиане:

«Творец Ангелов избрал тебя из древнего Рима, чтобы ты, как песней, прославила житием твоим святое имя Божие, и с детства воспитана была в страхе Божием и добродетелях…» (Икос 1) .

В 217 году император, чье правление началось с убийства, сам был убит. Его преемником стал 14-летний Бассиан, жрец Солнца из сирийского города Эмеса. Став императором, он взял имя Аврелий Антонин, по прозвищу Гелиогабал. Красивый мальчик в жреческих одеждах оказался деспотом. Несмотря на свою юность, новый император проявил себя как человек жестокий и развратный. Он ненавидел римскую культуру и римские языческие обряды хотел заменить сирийским культом Солнца. Римляне-язычники отказывались повиноваться сирийским жрецам, а римляне-христиане обвиняли императора в распущенности и бесчеловечности. Гелиогабал за время правления не приобрел влияния среди знати и не пользовался авторитетом в войске. Количество его любовниц и любовников исчислялось сотнями. Вся империя содрогалась от ужаса, когда в честь сирийских богов по всей стране приносились человеческие жертвы.

За всю-то жизнь совершил один добропорядочный поступок – усыновил своего малолетнего двоюродного брата, Александра Севера, оставшегося без родительской опеки. Но потом раскаялся в собственном благородстве и задумал лишить несчастного отрока жизни. Слух о готовящемся покушении просочился за стены императорского дома и вызвал негодование граждан. Разъяренные римские воины ворвались во дворец и убили нечестивого императора, а его тело привязали к седлам коней и протащили по всему городу. Вечный город стоит на реке Тибр, в эту реку и бросили тело Антонина Гелиогабала.

«Бурю злых напастей испытал нечестивый царь Антонин Гелиогабал, когда его тело воины, возведшие на царство Римское Александра Севера, влекли по городу и с поруганием сбросили в реку Тибр» (Кондак 4).

На тринадцать лет в стране воцарился новый император – Александр Север. Но Татиане не довелось пережить это недолгое царствование. Впрочем, рассказ об этом будет дальше. А пока Татиана росла, расцветала и все более укреплялась в своей любви к Богу.

Невеста Христова

Радуйся, Бога предпочетшая миру…

Татиана достигла совершеннолетия, и у отцовского дома стали виться благородные женихи. Отец с волнением ждал выбора своей дочери, ему предстояло расставание с ней, а все новое дается с болью. Особенно тревожился он о том, что среди претендентов на руку дочери не было христиан. Каково ей будет жить в доме язычников? Отец знал, что отречься от истинной веры невозможно. Неужели ей придется загнать веру в самые отдаленные тайники души, а на людях поклоняться идолам? Но Татиана не такова, чтобы лицемерить и притворяться.

«Видел богобоязненный родитель твою жизнь, всечестная, и наслаждался дарованиями Божественными в тебе, ибо любил Христа больше своей знатности и консульской власти, во всякий день хвалу Ему вознося: Аллилуия» (Кондак 2).

Святая Татиана с детства отдала свое сердце Христу. Став девушкой, она окончательно поняла, что в ее жизни нет большей любви, чем Христос. Отцу Татиана призналась, что будет всю жизнь хранить верность Единому Жениху – Спасителю. Отец-христианин воспринял решение своей дочери как единственно для нее возможное. Он видел искренность и целеустремленность Татианы и отпустил дочь для общественного служения.

Из-за открытой христианской жизни дочери богатый римский сановник мог потерять положение в обществе. Но где истинная любовь, там и выбор будет в пользу истины и любви. Святая Татиана вышла за порог родительского дома с горячим отцовским благословением.

«Разум небесный был тебе дарован в юности, и захотела жизнь свою провести в девстве и целомудрии. Христос же Бог, укрепляя тебя в этих добродетелях, принял тебя в Небесные селения; прими же и от нас эти уподобления: Радуйся, птица, парящая в Небесах, Радуйся, ибо девство и целомудрие были твоими крылами; Радуйся, Бога предпочетшая миру…» (Икос 2).

Пламенея любовью к Спасителю, святая дева Татиана все дни проводила в молитвенном бденье, а плоть умерщвляла строгим постом. И юная плоть подчинялась душе. Святая дева объявила себя Христовой невестой, и отныне никто не посягал на ее целомудрие и девство. Благо ко времени ее совершеннолетия на короткий период изменилась обстановка в Риме.

Диакониса Христовой церкви

Император Александр Север, сын христианки

В 222 году всходит на римский престол шестнадцатилетний Александр Север. Сын христианки Маммеи, Север относился к христианам с большим сочувствием, но сам принять христианство не мог: это лишило бы его права быть императором. Даже в императорском дворце Александр повелел поместить изображение Христа и ветхозаветного Авраама. Лики Христовы соседствовали со статуями Аполлона и Орфея.

Юный император и в политической жизни искал согласия. Он прислушивался к сенату, но оставлял за собой право принимать решения. Сократил расходы на войско, но не ослабил дисциплины. Придерживаясь римского языческого культа, Александр защищал и растущую христианскую общину. Однако и без покровительства императора римляне относились к христианам с доверием и интересом. Христиане самой своей жизнью доказывали истинность веры в Спасителя: опекали слабых и бездомных, проповедовали жизнь вечную, говорили, что пред единым Богом все равны. Но главное – в их общинах царила такая любовь, такое согласие, что это замечали даже самые упертые язычники. «Посмотрите, как они любят друг друга », – с изумлением говорили о христианах первых веков. Именно любовью побеждало христианство языческий мир.

Любовью побеждало христианство языческий мир.

Но сенаторы и близкие ко двору вельможи были недовольны. Язычество давало власть над людьми, потому что древние боги вселяют страх. Этот страх был частью политической системы: жрецы служили богу-императору и получали за это хорошую плату, неприкосновенность и имущественную защиту.

Удержать всю полноту власти молодому императору не удалось. Глава императорской гвардии Префект Дольмиций Ульпиан стал при Александре «серым кардиналом». Этот человек отличался мстительным и жестким нравом. В его представлении закон и право были не для христиан – христиане в империи должны быть вне закона! Ульпиан положил начало новым гонениям на верующих. От имени императора в Риме и провинциях отныне запрещали собрания христиан, выносили постановления сжигать святыни и священные писания.

Началась травля христианских священников – им предписывалось служить языческим богам и совершать жертвоприношения перед статуями идолов. В случае неповиновения галилеянам (так язычники называли христиан) грозили лютыми мучениям и даже смертью. Кровь христиан лилась рекой…

«Слышали и видели нечестивые консулы, как молод царь Александр Север, и притесняли христиан. Злочестивый, подобный нравом зверю правитель Ульпиан замыслил убийство галилеян, повелев им покланяться римским богам. Был тогда страх великий и потекла кровь мучеников как вода…» (Икос 4).

В империи и провинциях был создан культ личности императора, перед их статуями совершались богослужения. Сенаторы-язычники надеялись укрепить империю поклонением общим идолам, их целью было полное искоренение истинной веры.

Милосердное служение святой Татианы

В это скорбное для христиан время святая дева Татиана проявляла особенное усердие в молитве и жила добродетельной жизнью. Священники назначили ей служение в качестве диаконисы христианской общины. В ее обязанности входило ухаживать за больными, оказывать помощь неимущим и страждущим, посещать узников в темницах. Диакониса находила время для каждого, кто нуждался в ее помощи.

«Сила Божественной любви сделала тебя служительницей Христовой, ибо была избрана и поставлена на славное служение диаконис, и с тех пор, служа Церкви с великой радостью, непрестанно хвалила Бога: Аллилуия…» (Кондак 3).

Страждущие стекались в общины со всего Рима, и здесь они принимали христианство. Потому что никто не заботился о пастве так, как галилеяне. Христианские врачи лечили безмездно (бесплатно) и сами готовили для больных лекарства. Юная диакониса разыскивала врачей для больных, а врачи учили ее выхаживать своих пациентов.

А тех, кто не имел пристанища, святая дева размещала в домах христиан. Остальные члены общины приносили неимущим еду, передавали пропитание в больницы и тюрьмы.

«Заботясь ревностно о Церкви Божией, трудилась в новом знании, увеличивая свои труды и подвиги, и, подобно бестелесным Ангелам, служила ближним во Христе…» (Икос 3).

«Житие святой Татианы» свидетельствует, что в 226 году сенат издал приказ для всех жителей Рима: принести публичную жертву языческим богам. Это было сделано, чтобы выявить тайных христиан и предать их суду. Солдаты и доместики повсюду искали тех, кто уклонился от повиновения сенату. И вот они ворвались в убежище христианской общины и стали требовать от ее членов исполнения приказа. Святая дева назвалась диаконисой и сказала их начальнику:

В 226 году сенат издал приказ для всех жителей Рима: принести публичную жертву языческим богам. Это было сделано, чтобы выявить тайных христиан и предать их суду.

– Мы верим в Единого Бога Отца, Сына и Духа Святого. Других богов мы не знаем, и наша жертва будет лицемерной. Не мучай нас, ты видишь, здесь много больных, они нуждаются в покое. Тебе и твоим солдатам не надо быть здесь.

– Как ты смеешь указывать нам на дверь? Нас послал император, ты не можешь нарушить его приказ! Добровольно или силой, но ты выполнишь приказ! Схватить ее!

Святую деву схватили и вывели за дверь, потом повели по улице, как преступницу. Солдаты толкали ее и насмехались. По Риму вели сотни христиан, начинались их страстные дни.

Страстные дни

Несчастную деву привели к храму Аполлона. В храме все было готово для принесения жертвы, от девы требовалось лишь разжечь огонь на жертвенном алтаре перед языческим идолом. Казалось, что может быть проще: с язычниками разводить огонь перед их богами, а в своей общине – молиться Христу и веровать в Единого Бога. Но святой Татиане была противна сама мысль о таком лицемерии. Языческий ритуал означал для нее надругательство над верой и изменой Небесному Жениху. Подобно сотням своих последовательниц она произнесла:

– Благам земным я предпочту блага небесные. Древние боги, пусть даже такие величественные, как ваш Аполлон, не даруют мне вечной жизни, я не в силах им поклоняться. Существует для меня Единый Бог, Его Имя я и буду прославлять вечно. Все могут быть озарены небесным светом – только надо захотеть. А я другого света и помыслить для себя не могу, все другое – только тьма. Окунись я во тьму сейчас – нечего и надеяться на вечное спасение. Но сегодня Господь мой со мною, и я Его не отрекусь.

«Казалось бы, велика ли важность – бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, – но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны».

Епископ Александр Милеант

Татиана стала молиться. Господь тотчас услышал ее молитвы: мраморный бог опрокинулся на пол и раскололся на куски. Раздались зловещие звуки, из черепков идола выскочила обитавшая там лукавая сила – очевидцы заметили ее мерзкую тень. Затем стены храма начали рушиться; их обломки падали прямо на язычников.

«Видев чистую жизнь твою, языческие вожди взяли тебя как христианку и повели в языческий храм на поклонение. Ты же вознесла молитву Христу Богу, и пал Аполлон, бог языческий, обвалилось капище идольское, и многие идолопоклонники смерть приняли. Мы же чтим силу молитвы твоей и восхваляем тебя: Радуйся, Аполлону не поклонившаяся…» (Икос 5).

Но доместиков ничто не образумило, они были ослеплены неверием. Восьмеро огромных, облаченных в доспехи мужчин набросились на святую Татиану. Но юная дева видела: Господь рядом. Подобно Христу, молившемуся на Кресте за своих распинателей, святая дева просила Спасителя не наказывать доместиков, но показать им свет истины – здесь и сейчас.

Гонители повлекли святую деву на место пыток. Там ждал их судья, он холодно спросил у святой девы, намерена ли она и дальше противиться.

– Пожалей себя, дева, поспеши вместе с нами принести жертву древним богам. Император долго был слишком добр к вам. Но сегодня терпение кончилось. Прими римскую веру, и тело твое будет так же прекрасно. Если пойдешь против нас – у меня нет выбора: ты будешь жестоко наказана. Тюрьма и пытки – это наименьшее из того, что тебя ждет.

Святая дева молчала и только молилась в душе и за своих палачей. Тогда судья дал знак начинать пытку. Татиану били и терзали железными крючьями. Палачи готовы были выколоть ей глаза, так ослепила их ненависть к непокорной галилеянке. Но ангелы Господни были рядом, они принимали удары на себя. А мучителям казалось, что тело девы твердо, как наковальня. Они уставали бить, а их удары невидимо отражались и сыпались на тела палачей, нанося им глубокие раны. И наконец они воззвали к судье:

– Ничего уже нельзя с ней поделать! Мы сами страдаем от ее пыток! Ты видишь, мы в крови, а на ее теле кровь от прежних ран запеклась! Вели прекратить!

Судья жаждал крови и не унимался. А страстотерпица Татиана продолжала молиться о тех, кто страдал вместе с ней, – о своих палачах!

И вдруг один из палачей вскричал:

– Стойте, зачем мы слушаем судью! Дева не сделала ничего плохого, за что мы бьем ее?!

Земля задрожала, раздался гул. Гонители остановились. Они смотрели на юную деву смущенно:

– Откуда в ней столько силы? Не ее ли Бог ей дает? Только по одному ее зову Он пришел разрушить храм Аполлона… И сейчас Он не оставляет ее… любой человек бы умер уже от наших ударов!.. Я готов верить в такого Бога! Его не надо ублажать жертвами и призывать годами! Он рядом с ней, пусть она скажет нам Его имя!

Доместики смотрели на Татиану со священным ужасом. Тело мученицы было в крови, юное прекрасное лицо обезображено побоями, но дева улыбнулась и отвечала:

– Я только попросила Его открыть вам свет истины, и свет пролился на вас. Скоро свет этот достигнет ваших душ, и вы узнаете: Его зовут Христос!

Солдаты ждали, что при упоминании имени столь всемогущего Бога мощеная площадь под ними провалится. Но камни не шелохнулись, а только солнечный свет стал ярче. На душе у всех сделалось тепло, и раскаяние захлестнуло сердца грешников:

– Верим в Христа! Прости нас, дева, мы пришли обидеть тебя по невежеству своему! Как заслужить твое прощение?!

– Не предо мной вы виноваты, а только перед Ним! Он видит ваше раскаяние, но вы ступили на трудный путь, вас ждут теперь испытания. Господь, я знаю, не оставит вас, только и вы не оставляйте Его – верьте, как я верю! И вы узнаете вечную жизнь, такой жизни вам не сможет подарить ни судья, ни император, ни Аполлон…

«Воссиял свет Христов в воинах, тебя мучивших, когда уверовали в истинного Бога и вскричали: «Прости нас, служительница истинного Бога, прости, потому что не было нашей воли на страдание твое». И с того часа стали детьми Божьими. Мы же, восхваляющие чудеса милости Божией, зовем: Радуйся, страданием ко Христу возводящая» (Икос 6).

Так восемь язычников уверовали во Христа. Креститься им суждено было не от воды, а от собственной крови. Судья повелел схватить их, жестоко бить, а когда изнемогут – усечь им головы.

Новообращенные христиане были казнены на месте, без всякого суда, чтобы «вера галилеян» не распространялась больше по Риму. А святую мученицу бросили в тюрьму. Для нее страстные дни только начинались…

Первая ночь перед пытками. «Все, что мне уготовано, вынесу…»

Святая дева лишь догадывалась, что ей предстоит перенести. Она знала Евангелие и понимала, как труден будет путь к Небесному Отцу. Дева трепетала, но готовилась к своим испытаниям, как Христос готовился к Голгофе в Гефсиманском бденье. Господь явил святой Татиане Свою силу в языческом капище и на месте ее избиения. Теперь святой мученице предстояло явить Ему свою преданность. Наступала ночь, святая дева горячо молилась:

– Помоги моему отцу, Господи, он страдает, не зная обо мне! Укрепи и защити его, если и он схвачен! Господи, Ты знаешь, мы не скрывали веры своей и Твоей милости не скрывали пред многими! Мы не умолчали о Евангельской правде, но всенародно открыли истину Божию. И правду Твою восхваляли, всем указывая путь ко спасению. Не оставляй меня и отца, не удали от щедрот Твоих! Все, что мне уготовано, вынесу. Возьми меня, как взял Сына Своего возлюбленного, – до того, как силы оставят меня. Слаб человек! Укрепляй меня ежечасно! Не о теле прошу, о душе, ибо для нее жизнь вечная!

Господь слушал молитвы святой мученицы, и ангелы Его были посланы для утешения. Они исцеляли душу Татианы и заживляли раны на ее теле – за ночь раны перестали кровоточить и затянулись.

На судилище Ульпиана

Истекала вместо крови молоком…

Настало утро, и новые палачи пришли за святой девой, чтобы вести на новый суд. Когда Татиану вели по Риму, по толпе прошел ропот: «Смотрите, она улыбается! На ее теле нет ран! Или вовсе не били ее в храме и на площади?!»

Ульпиан ждал узницу на площади – он сам взялся судить непокорную при всем народе. Озаренная внутренним светом, без малейших следов побоев, Татиана предстала перед неправедным судом. Ульпиан ждал кровавого представления и начал с надменной шутки:

– Ты совершенно здорова, девица, благодари за исцеление богов! Принеси им щедрые жертвы, я готов дать тебе время одуматься! Вчера ты была не так хороша: боги заботятся о тебе, несмотря на твою строптивость.

– Твои боги слепы, префект. Бесчувственны и слепы, как ты. Потому что сотворены тобой или такими же бездушными людьми. Если бы ты не был ослеплен, увидел бы Христа – Единственного Целителя, стоящего здесь. Но кажется, ты недостоин видеть Его, господин.

Это был вызов. Ульпиан пришел в бешенство. Он приказал обнажить святую деву. Этот способ поругания был излюбленным в языческом мире. Так и святую Варвару раздевали донага, чтобы она стояла обнаженной перед толпою. Святые девы не могли представить подле себя и одного мужчину, а выставлялись на поругание многих мужчин – это было для них настоящей казнью.

«Хотели бросить тебя на поклонение идолам, когда привели тебя в судилище и мучением предали беззаконным язычникам. Ты же явилась здоровой и целой: лицо твое было светло и радостно, и страх объял судию нечестивого, повелел снова и снова предавать тебя горьким мучениям; тебя же охраняли Ангелы, служители Бога, поющие: Аллилуия» (Кондак 7).

Кожу святой Татианы приказали изрезать острыми лезвиями. Лезвия блеснули в воздухе и опустились на белую как снег кожу… Но палачам не суждено было кощунственно насладиться видом крови – не кровь, а молоко потекло из ран, и воздух наполнился благоуханием! Это Дух Святой, которого была исполнена Татиана, растекался в воздухе, источая святое миро:

«…когда раны твои истекли вместо крови молоком, и тело твое, обнаженное для мучений и иссеченное ножом, источило благоухание…» (Икос 7).

Татиана страдала, но ангелы Господни опять спустились к ней. Спаситель и теперь не оставил святую деву. Он сам узнал жестокое страдание от Пилата и не допустил торжества Ульпиана.

Когда святую распростерли крестообразно на земле и стали бить жезлами – ангелы обращали незримо удары на самих мучителей. Выходило, что мучители изо всех сил били сами себя, поэтому изнемогали от ударов и часто сменялись. Наконец девять палачей пали мертвыми, остальные же не могли пошевелиться.

Святая дева сумела подняться на ноги и сказала:

– И теперь еще, префект, ты не хочешь видеть бессилия древних богов? Почему они не помогли этим несчастным? Ведь вы целуете ноги своих идолов, строите для них храмы до самого неба… Посмотри на своих людей, господин, они мертвы и не познают вечной жизни. А ты еще можешь узнать, если поверишь в Единого Бога… Все могут спастись, для Спасителя нет избранных, а есть только раскаявшиеся и пришедшие к Нему. Об этом я и свидетельствую, Он через меня говорит с вами и для вас творит чудо со мной, не для меня. Я верую.

Ульпиан и слушал, и не слышал… Его смущало, что на глазах у толпы гордая дева опять вышла победительницей. Префект знал: казнь должна быть публичной и зрелищной, чтобы никому не захотелось больше идти к галилеянам. Но еще лучше, если казни не потребуется вообще! Пусть христианка проводит ночи в темницах, а наутро терпит новые пытки – не пройдет и пяти дней, как дух ее будет сломлен. Ульпиан крикнул:

– Увести ее! Воды и пищи не давать! Всем разойтись до завтра!

Толпа одобрительно загудела, жестокосердые римляне ждали новых зрелищ. Только зрелища и могут развлечь язычников, у которых нет Бога в душе, тихой беседы с Ним и молитвенного перед Ним предстояния…

Наступила еще одна ночь в темнице. Святая дева пребывала в молитвенном бдении, и с ней пребывали ангелы Господни. Татиана молилась, как молился Давид: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом. Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне» (Пс. 26: 1–7).

«Необыкновенное чудо видим на тебе, всеблаженная, как в темнице ночью молясь и воспевая Христу хвалы, озарения Небесного света сподобилась и Ангелов Божиих вместе славословия принимала…» (Кондак 8).

Сокрушение языческого капища

Молитвой низвела с неба огонь…

Наутро святую деву опять привели к Ульпиану. Он увидел, что на ее теле раны зажили и что последние дни и ночи никак не отразились на ее лице. Татиана была прекрасна. Ульпиан понял: без высшей помощи здесь не обходится, но Единого Бога он не знал – думал о волшебстве. Префект обратился к святой деве со льстивой речью:

– Дева, ты стала краше, чем была. Я вижу твою силу, пусть же эта сила послужит Риму. Будь вместе с римлянами, отрекись от своего колдовства – и ты увидишь, что наши боги умеют быть благодарными.

– Не от меня исходит моя сила, господин. У меня ничего нет, я только свидетельствую о Едином. Он по милости Своей исцеляет мое тело и не оставляет мою душу ни на минуту. Мне радостно быть с Ним, только это я и могу поведать…

– Ты можешь продолжать, но я прошу лишь одного: принеси жертву в храме Дианы и останешься свободной римлянкой!

Префект, в отличие от судившего Христа Пилата, был недалеким человеком. И если Пилат, видя силу Подсудимого, чувствовал, что она от добра, то Ульпиан был уверен, что Татиана владеет какой-то особой магией.

И потому святая Татиана уже не видела другого способа объясниться с Ульпианом, кроме действия. Ее слова не достигали ни ума, ни ушей префекта. Страстотерпица согласилась идти к храму языческой богини-охотницы. Когда святая походила к капищу, многие услышали скрежет нечеловеческого голоса, шедший от стен или кровли: «Горе мне! Куда скрыться от Духа Твоего, огонь возгорается во всех углах!» Это был чудовищный голос беса, обитавшего в капище, и он заставил вздрогнуть толпу.

Но святая дева только осенила себя крестным знамением и с улыбкой посмотрела на небо. Она начинала свою молитву: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек» (Пс. 26: 1–5).

От ее пламенной молитвы стены капища начали трещать и кровля посыпалась. Балки упали на статую идола, пол моментально покрылся осколками и пылью. Раздались ужасающие звуки грома, молния ударила в стены капища. В несколько мгновений колонны и стены обрушились, и стая летучих мышей поднялась в небо. В капище занялся пожар, огонь поглотил и камни, и жреца, и тех из толпы, кто ликовал о мучениях Татианы.

«Правитель был весь исчадие зла, когда снова увидел тебя, приведенную из темницы на суд, здоровой и светлой; захотел соблазнить тебя на поклонение идолам; ты же, зная силу молитвы христианской, в храм Дианы направила ноги свои; устремился же бес из богини злочестивой и воскричал: “Горе мне, убегаю, ибо огонь сжигает меня”…» (Икос 8).

Стражники святой девы онемели. Но когда все было кончено, опомнились и стали жестоко бить ее, подозревая в колдовстве. Они повлекли страдалицу к месту истязаний и там подвесили ее тело и рвали железными крючьями. Палачи вырвали ей сосцы, и вид юного поруганного тела только разогревал их жестокость. Святая дева выносила нечеловеческое страдание, но о пощаде не молила.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святая Татьяна поможет всем, кто мечтает сделать жизнь лучше (Вениамин Прохоров, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -

Свя-тая Та-ти-а-на бы-ла до-че-рью бо-га-то-го рим-ля-ни-на и бы-ла вос-пи-та-на им в хри-сти-ан-ской ве-ре. Ко-гда Та-ти-а-на до-стиг-ла со-вер-шен-но-ле-тия, она ста-ла рав-но-душ-на к бо-гат-ству и иным бла-гам и воз-лю-би-ла всем серд-цем ду-хов-ный об-раз жиз-ни. Она на-все-гда от-ка-за-лась от су-пру-же-ской жиз-ни и за доб-ро-де-тель-ную жизнь бы-ла на-зна-че-на диа-ко-нис-сой Рим-ской церк-ви. В этой долж-но-сти она с усер-ди-ем уха-жи-ва-ла за боль-ны-ми, по-се-ща-ла тем-ни-цы, по-мо-га-ла неиму-щим, ста-ра-ясь по-сто-ян-но уго-дить Бо-гу мо-лит-ва-ми и доб-ры-ми де-ла-ми.

При им-пе-ра-то-ре Алек-сан-дре Се-ве-ре (222-235 гг.) свя-тая Та-ти-а-на за ис-по-ве-да-ние Иису-са Хри-ста при-ня-ла му-че-ни-че-ское стра-да-ние от рим-ско-го гра-до-пра-ви-те-ля Уль-пи-а-на (око-ло 225 г.) Со-глас-но древ-не-му рас-ска-зу, свя-тую Та-ти-а-ну по-сле раз-ных ис-тя-за-ний бро-си-ли на аре-ну цир-ка (Ко-ли-зея), чтобы сви-ре-пый лев рас-тер-зал ее для за-ба-вы зри-те-лей. Но вме-сто это-го лев стал крот-ко лас-кать-ся к ней. То-гда свя-тую Та-ти-а-ну усек-ли ме-чом. Во-семь слуг гра-до-пра-ви-те-ля, му-чив-ших свя-тую, уве-ро-ва-ли в Иису-са Хри-ста, ви-дя над ней си-лу Бо-жию, - и они то-же бы-ли по-сле мук усе-че-ны ме-чом.

Ника Кравчук

Что связывает святую Татьяну с днем студента?

Святая Татьяна — одна из общих для Православной и Католической Церквей святых. В православии день ее памяти отмечается 25 января, а в России этот праздник считается еще и днем студентов. Как римская мученица стала покровительницей российских студентов, где в наше время находятся мощи святой, читайте далее в нашей статье.

Римская диаконисса

Мученица Татьяна жила в конце второго — первой четверти третьего века в Риме, за что ее и назвали Римской. Отец будущей мученицы был влиятельным человеком и трижды избирался на должность консула. Но, кроме всего этого, он верил во Христа и тайно крестился. Свою дочь консул воспитал в христианском благочестии.

Когда Татьяна подросла, она сознательно отказалась создавать семью, чтобы полностью посвятить себя Богу. Она для многих христиан была примером благочестия и добродетели, за что и была поставлена диакониссой .

Но святая Татьяна недолго продержалась на этом служении. Вместе со многими христианами она пострадала во время гонений, организованных императором Александром Севером.

Что святая претерпела за веру?

Мученицу привели в храм Аполлона и заставляли поклониться языческому богу. Но святая не просто отказалась, а вознесла молитву Христу. Ответом на ее прошение стало землетрясение, разрушившее статую и часть храма. Под обломками остались жрецы и некоторые идолопоклонники.

Но язычники настолько закостенели в грехе, что не хотели видеть в произошедшем знамение с небес. Они решили подвергнуть святую мучениям. Правда, бичи не оставляли на ее теле шрамов и знаков. Почему? Потому что четыре ангела ограждали святую от ударов. Когда восемь мучителей увидели светлых духов и услышали голос с небес, они уверовали во Христа и стали умолять Бога и праведницу о прощении. Так вчерашние мучители стали мучениками за веру.

Святая Татьяна же претерпела еще многие испытания. Ей выкалывали глаза, резали тело острыми лезвиями, а на ночь запирали в темницу. К всеобщему удивлению, после всего этого на теле христианки не осталось и знака, а сама она была наполнена внутренним светом и радостью.

Затем мученице дали второй шанс реабилитироваться — поклониться языческой богине Диане. Святая Татьяна притворилась, будто согласна с таким предложением. На пути к языческому храму христианка молилась. Среди капища грянул гром, и огонь с неба оставил только пепел от статуи, жертвенника и жрецов.

За такую выходку святую мучили еще сильнее: ее избивали, на нее выпускали дикого льва, ее бросали в огонь. Но бичи снова не оставляли знаков на теле праведницы, голодное животное лизало ей ноги, а огонь терял свои обжигающие свойства.

После всего произошедшего святую обвинили в магии, и, чтобы «лишить ее силы», даже остригли волосы, а после этого на три дня закрыли в храме Зевса. Когда же открыли храм, то увидели ликующую мученицу и дребезги от статуи верховного божества.

Это настолько разгневало мучителей, что они приказали отсечь христианке голову. Святая Татьяна кротко встретила свою смерть. Это произошло 25 января 226 года .

Где находятся мощи мученицы Татьяны?

Мощи мученицы некоторое время находились в одном из римских храмов. Существует мнение, что затем они смешались с мощами еще одной римской мученицы того времени — святой Мартины. Что произошло дальше — одному Богу известно.

В некоторых русских храмах есть частицы от праведных останков Татьяны, а в Псково-Печерском монастыре можно приклониться к деснице мученицы.

Почему святая Татьяна считается покровительницей студентов?

Мученица Татьяна, хоть и пострадала в третьем веке в Риме, для многих ассоциируется со славянской святой. В России она даже считается покровительницей студентов. Такое почитание связано с датой открытия Московского университета — 23 января 1755 года, накануне Татьяниного дня. Затем возникла устойчивая ассоциация: День памяти мученицы Татьяны и открытие университета . Со временем дата распространилась на всех студентов.

Более подробно о житии святой вы узнаете с этого видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Если посмотреть на церковный календарь, то практически на каждый день выпадают именины, то есть дни памяти святых. Их называют главными помощниками верующих, поскольку они выручают в разных ситуациях. На 25 января выпадает день великомученицы Татьяны, которую называют покровительницей студентов.

Житие святой мученицы Татьяны

Родилась помощница студентов в Риме. С раннего детства ее приучали к вере и служению Богу. По разрешению императора верующие христиане создали общину, в которую входила и Татьяна. Девушка, помогая всем нуждающимся, не отказывая ни в одной просьбе. История жизни святой Татьяны изменилась, когда городской совет выдал указ, что все жители должны быть язычниками. Девушку насильно привели в языческий храм и заставили поклониться их богу, но она отказалась и сразу после этого без видимых причин упала и разбилась статуя Аполлона.

За случившееся святая Татьяна была наказана, и ее начали сильно избивать. Во время этого она не плакала, а молилась и не за себя, а за карателей, прося у Бога простить их. В один момент язычники увидели, как девушку окружили ангелы и в этот момент они поверили в Иисуса. Сказав об этом совету, они были казнены, а саму Татьяну еще мучили несколько дней, а 12 января 226 года ее казнили.

В чем помогает святая великомученица Татьяна?

С XVIII века на Руси святую считают главной покровительницей студенчества и всех людей, которые хотят получить образование. Некоторые учебные заведения проводят молебны с акафистом о святой. Кто такая святая великомученица Татьяны, о чем ей молятся и как это правильно делать, знают многие студенты, поскольку они обращаются к ней за помощью при поступлении в ВУЗ, перед сдачей экзаменов и другими ответственными событиями. Святая придаст уверенности в себе и привлечет удачу, что для учащихся очень важно.

Святая Татьяна при жизни помогала всем людям, решая разные проблемы, поэтому и после ее смерти к ней можно обращаться в любых ситуациях. На содействие великомученицы можно рассчитывать при наличии проблем со здоровьем или когда нужно сделать сложный выбор. Протянет она руку помощи людям, которые потеряли веру в себя и у них нет больше сил бороться с жизненными обстоятельствами.


В чем помогает икона святой Татьяны?

Есть несколько разных образов великомученицы, но есть несколько основных деталей, которые присутствуют всегда: мученические одежды алого цвета и белый платок на голове, который символизирует девство. В правой руке Татьяна держит чаще крест или зеленую ветку.

  1. Икона святой мученицы Татьяны станет отличным подарком для абитуриентов и студентов. Ее важно обязательно освятить.
  2. Все девушки с именем Татьяна должны иметь в своем доме образ святой, которая будет главной покровительницей и защитницей.
  3. Молитвы перед образом святой будут помогать не только студентам, но и при решении разных проблем.

День святой великомученицы Татьяны

Сначала праздник отмечали только в храме святой Татьяны, а общим праздником стал в XIX веке. 25 января проводили традиционный молебен, а затем ректор Московского университета (Татьяна считается покровительницей этого учебного заведения) обращался речью, и обязательно устраивали праздничный обед. Поскольку святая Татьяна покровительница студентов, то они вечером проводили свои гулянья на Трубной площади. Большинство собиралось в ресторане «Эрмитаж». Студенты сильно напивались и вели себя развязно, но это все им прощалось. После революции день святой Татьяны был отменен, поскольку его признали буйным. Современные студенты отмечают этот праздник, но сдержаннее.

Молитва святой Татьяне

Чтобы возносящиеся прошения были услышаны, необходимо учитывать ряд простых правил:

  1. Молитва святой Татьяне о здоровье и помощи в разных ситуациях должна быть прочитана перед образом святой, который можно приобрести в церковной лавке.
  2. Перед образом необходимо зажечь . Рекомендуется некоторое время смотреть на пламя и представлять себе желаемое, например, удачно сданную сессию.
  3. Текст должен повторяться без запинок и ошибок, поэтому важно предварительно его посмотреть.
  4. Чтобы святая мученица Татьяна помогла, необходимо прочитать молитву три раза и обязательно поблагодарить ее за оказанную поддержку.

Загрузка...