ecosmak.ru

Дидро салоны краткое содержание. "Племянник Рамо" (Дидро): описание и анализ романа

Дени Дидро краткая биография известного французского писателя и философа, энциклопедиста изложена в этой статье.

Дени Дидро краткая биография

Дени Дидро родился 5 октября 1713 года в Лангре, Шампань, Франция. Его мать, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника, а отец, Дидье Дидро, - ножовщиком.
По желанию семьи, юный Дени готовил себя к духовной карьере. В 1723 1728 годах он учился в лангрском иезуитском коллеже, в 1726 году стал аббатом.

В 1732 году он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета.

В 1743 году Дидро женился на Анне Антуанетте Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами.

В 1747 году вместе со своим другом философом и математиком Жаном Лероном Д’Аламбером он получил приглашение стать во главе издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Усилиями Дидро и Д’Аламбера книга превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции. Дидро занимался историей философии и ремесел.

В 1772 году первое издание «Энциклопедии» было завершено. Работа заняла 25 лет. «Энциклопедия» составила 28 томов - 17 томов статей и 11 томов иллюстраций. Помимо Дидро, который написал около шести тысяч статей, к ее созданию были привлечены философы Жан Жак Руссо, Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Поль Анри Гольбах.

В своих первых философских работах «Философские мысли» (1746) и «Аллеи, или прогулка скептика» (1747) Дидро придерживался деизма. В сочинении «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) перешел на позиции атеизма и материализма. Телеологическому доказательству бытия Бога он противопоставляет эволюционистские воззрения на природу. В июле-октябре 1749 года за вольнодумные сочинения Дидро был арестован и заключен в Венсеннский замок.

Атеистический материализм получил дальнейшую разработку в его сочинениях «Мысли об истолковании природы» (1754), «Разговор Д’Аламбера и Дидро» (1769), «Философские принципы относительно материи и движения» (1770) и др.

Повесть «Монахиня» (1760), роман диалог «Племянник Рамо» (1762 1779), роман «Жак фаталист и его хозяин» (1773) - остались неизвестными его современникам и впервые были опубликованы после смерти автора. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, а также приверженность гуманистическим идеалам.

В 1759 — 1781 годах как критик искусства Дидро писал ежегодные обзоры художественных выставок - «Салоны».

В 1765 году российская императрица Екатерина II приобрела библиотеку Дидро. Заплатив за библиотеку, Екатерина оставила книги в его пожизненное пользование и назначила философу ежегодное жалованье в качестве библиотекаря, выплатив деньги за 50 лет вперед.

С 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге.

В последние годы Дидро продолжал заниматься литературными проектами.

XVIII века. Он родился 5 октября 1713 в Лангре и был сыном ножовщика; умер в 1784. В Париже он изучал философию, математику, физику, искусство, и сошелся с выдающимися представителями современных движений. За отказ изучать какую-нибудь специальность (сначала Дидро был теологом, затем юристом), он лишился поддержки со стороны отца и сделался писателем. Из национальных литераторов наибольшее влияние оказал на него скептик Бейль . Сродные элементы Дидро нашёл в сочинениях английских сенсуалистов и свободомыслящих.

Портрет Дени Дидро. Художник Л. М. ван Лоо, 1767

Он начал с переводов: в 1743 напечатал перевод «Истории Греции» Станиана, в 1745 «Опыт о заслуге и добродетели» (вольный перевод одноименного сочинения Шефтсбери ). Его склонность к оппозиции выразилась в этих работах в том, что он стал против проповедников естественной религии разума на сторону откровения и защищал его возможность. Обратное отношение к господствовавшей во Франции религиозности Дидро выражает уже в «Философских мыслях» (Гаага, 1746) и еще больше – в написанной в 1747, но конфискованной до печати «Прогулке скептика». Первое из этих сочинений, в котором парламент усмотрел нападки на христианство, было, по его приказанию, сожжено рукой палача и именно поэтому произвело необычайную сенсацию. Второе напечатано лишь много позже, после смерти Дидро, в 4-м томе его «Воспоминаний, писем и неизданных работ» (Париж, 1830). Сомнения в теизме, высказываемые в этих сочинениях с точки зрения деизма , уступают место сомнению в самом деизме, которое в последовавших вскоре затем произведениях – «Introduction aux grands principes», «Письмо о слепых в назидание зрячим» (Лондон, 1749), «Письмо о глухих и немых» (1751) – навлекло на него за явный атеизм годичное заключение в Венсенне.

Дени Дидро. Видеофильм

В издававшейся с 1751 «Энциклопедии», Дидро принадлежали не только все статьи по технике и ремеслам, но и некоторые философские и даже многие физические и химические, так как его разносторонняя образованность выручала всюду, где не хватало сотрудника. Свои теории о театре, который он хотел освободить от порабощения мертвым правилам классицизма, он выразил на практике в двух драмах: «Внебрачный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758). Обе эти пьесы, долженствовавшие более быть образцовыми примерами, чем свободными произведениями, и потерпевшие, вследствие своей сентиментальности и педантичной морали, полную неудачу, были предшественниками так называемой «мещанской драмы». Впрочем, они нашли больше подражателей в Германии (Ифланд, Коцебу), чем во Франции. О многосторонности Дидро прекрасное понятие дают его «Салоны» – отчеты о выставках парижской академии 1765-67, в которых он в остроумных очерках выставляет главным требованием верность природе, так что и для этого рода художественной критики Дидро может считаться основателем. Большинство его романов и рассказов, кроме «Нескромных драгоценностей» (1748), напечатаны только посмертно. Слабее всего из них «Жак Фаталист», а лучше всего, несмотря на слишком резкий натурализм, роман «Монахиня» («La Religieuse»); известнее всего «Племянник Рамо». Настоящие жемчужины симпатичного юмора и остроумного талантливого изложения – мелкие жанровые наброски, озаглавленные им «Petits papiers».

Материальное положение Дидро в это время было плохим. Он собирался продать свою библиотеку, чтобы обеспечить приданое дочери, когда русская императрица Екатерина II , восторженная поклонница этого писателя, выручила его из затруднений самым великодушным и деликатным способом: она купила его библиотеку за 15,000 ливров, оставив ее ему в пожизненное заведывание с жалованием 1,000 ливров, и велела выплатить ему оклад за 50 лет вперед. Затем она пригласила его в Петербург, где он провел при дворе вблизи императрицы зиму, пока расстроенное суровым климатом здоровье не потребовало его возвращения на родину. Отклонив предложение Фридриха II посетить Берлин, он проехал через Голландию и впечатления передал в книге «Путешествие в Голландию». Вернувшись в Париж, неутомимо деятельный до смерти, Дидро умер, как и жил, философом, и погребен в церкви святого Рока.

По отзыву Гете , Дидро был писателем, более стремившимся к борьбе со стариной и к перевороту, чем к созиданию нового. Действуя побудительно во всех областях, он ни в одной из них не исчерпывал предмет до самого корня. Сам он говорил о себе, что может писать только отдельные «страницы». Не работая для журналов, Дидро был первым журналистом своего времени, виртуозом слова в устной речи и на письме, перенесшим в литературу живость разговора, в котором он был мастером, и потому предпочитавшим форму письма или диалога всякой другой. Вследствие этого, его стиль обладает обаянием, которое Гете называл «увлекательным». Даже самые глубокомысленные его философские рассуждения, как «Разговор с Д"Аламбером » и «Сон Д"Аламбера» (оба 1769), он сделал, по ясности и подъему, образцами художественной риторики.

Философское развитие Дидро прошло ряд метаморфоз, приведших его от теизма к деизму, а от деизма к атеизму и материализму . По крайней мере, в сочинениях, представляющих наиболее законченное выражение его метафизических взглядов, он приписывает всякой материи способность ощущения, придавая ей, таким образом, высшую духовную сущность. В сочинении «Мысли об истолковании природы» (1754) Дидро ставит на место монад Лейбница атомы, и как в первых заложены дремлющие представления, так в основе атомов, по Дидро, лежат связанные ощущения. Последние становятся сознательными в животном организме; из ощущений происходит мышление. Его атеизм выражается в словах о том, что громадный музыкальный инструмент, который мы называем миром, играет на себе сам, без помощи музыканта. Однако он признает божественное в законе природы, в истине, красоте и благе.

Дени Дидро – французский писатель, драматург, просветитель, философ-материалист; основатель, редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»; выразитель идей третьего сословия, сторонник просвещенной монархии, яростный противник абсолютизма, церкви и религиозного мировоззрения в целом. 5 октября 1713 г. он родился во французском Лангре, простой семье ремесленника.

Родители хотели, чтобы сын стал священником, поэтому с 1723 по 1728 г. он получал образование в местном иезуитском коллеже, стал в 1726 г. аббатом, отличался религиозностью, вел аскетический образ жизни. В 1728 или 1729 г., чтобы окончить обучение, Дидро приехал в Париж, выбрав или янсенистский коллеж д"Аркур, или иезуитский коллеж Людовика Великого (версии разнятся). Есть мнение, что он учился сразу в двух, и агрессивное противоборство двух течений привело к разочарованию в выбранном пути. В 1732 г. Дидро оканчивает факультет искусств Парижского университета, получает степень магистра, но, вместо того, чтобы идти работать в соответствии со специальностью, сделал выбор в пользу свободной жизни и свободных занятий.

В 1743 г. он вступил в брак и зарабатывал средства для молодой семьи, делая переводы. На протяжении 1743-1748 гг. появлялись первые философские работы Дидро («Философские мысли» (1746), «Аллеи, или Прогулка скептика» (1747), «Нескромные сокровища» (1748), «Письма о слепых в назидание зрячим»(1749)), свидетельствующие о переходе на позиции сначала деизма, затем атеизма и материализма. Из-за последней работы Дидро на несколько месяцев арестовали.

Увидевшие свет в 50-ых гг. пьесы «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства», как и написанные впоследствии повести и романы, говорили о новом художественном подходе, стремлении рассказывать о жизни обычных людей, принадлежащих к третьему сословию, верности гуманистическим идеалам, были написаны в реалистичной, понятной, лишенной словесных изысков манере.

Славу Дени Дидро снискал своей многолетней и упорной работой над «Энциклопедией, или Толковым словарем наук, искусств и ремесел» (1751-1780), которая систематизировала научные постулаты того времени и стала мощным просветительским инструментом, своеобразным манифестом французского Просвещения. Первоначальный замысел издателя А.Ф. Ле Бретона, возникший в начале 40-х, предполагал адаптацию уже существующей английской энциклопедии. Однако в итоге он был трансформирован в выпуск самостоятельного издания, возглавлять которое было доверено Дидро. Четверть века он руководил подготовкой 28 томов, сам написал порядка 6 тысяч статей, сотрудничал с Вольтером , Руссо , Гольбахом , Монтескье , с признанными специалистами различных наук и искусств. Издание «Энциклопедии» сопровождалось разнообразными сложностями, но Дени Дидро удалось уберечь свое детище от закрытия.

Издавать «Энциклопедию» в Россию ему предлагала Екатерина II , но Дидро отказался, продолжая лавировать между опасными рифами на родине. С октября 1773 г. по март 1774 г. он пробыл в России по приглашению императрицы, предложил на рассмотрение проект системы народного образования, основывавшийся на принципах бессословности и предусматривавший бесплатное начальное обучение. Заболевание желудочно-кишечного тракта поставила точку в его биографии 31 июля 1784 г.; в это время он находился в Париже.

Дени Дидро - интеллектуал своего времени, французский писатель и философ. Наибольшую известность ему принесла составленная им "Энциклопедия", работу над которой он завершил в 1751 году. Наряду с Монтескье, Вольтером и Руссо, считался одним из идеологов третьего сословия во Франции, популяризатором идей Просвещения, которые, как считается, подготовили почву для Великой французской революции 1789 года.

Детство и юность

Дени Дидро родился в 1713 году. Он появился на свет в небольшом французском городке Лангре. Его мать была дочерью кожевника, а отец изготавливал ножи.

Родители решили, что Дени Дидро станет священником. Для этого они отдали его в иезуитский коллеж, который он окончил в 1728 году. Двумя годами ранее мальчик официально стал аббатом. Биографы отмечают, что в этот период герой нашей статьи был крайне религиозным человеком, постоянно соблюдал пост и даже носил власяницу.

Прибыв в Париж для завершения своего образования, он поступил в иезуитский коллеж Людовика Великого, чуть позже, по всей вероятности, в янсенитское учебное заведение - д"Аркур. Здесь он получил профессию адвоката, поскольку отец побуждал его к юридической карьере. Предположительно, как раз возникшие конфликты между янсенитами и иезуитами и отвратили его от выбранной дороги.

В 1732 году Дени Дидро получает степень магистра на факультете искусств Парижского университета. Вместо карьеры священника, он всерьез подумывает о том, чтобы стать адвокатом, но в результате предпочитает образ жизни свободного художника.

Отказ от карьеры священника

В краткой биографии Дени Дидро нужно уделить внимание его личной жизни. В 1743 году он женится на Анне Туаннете Шампьон, которой принадлежит полотняная лавка.

При этом достоверно известно, что брак не мешал ему заводить интрижки с другими женщинами. Считается, что у него были романтические отношение в середине 1750-х годов с Софи Воллан, привязанность к которой он сохранил практически до самой своей смерти.

После свадьбы Дени Дидро, биография которого довольно интересна и насыщена всевозможными идеями, поначалу зарабатывал с помощью переводов. В 40-е годы он работал с самыми известными произведениями Стениана, Шефтсбери, Джеймса. К этому же периоду относятся и его первые самостоятельные литературные труды. Они свидетельствуют о смелости и зрелом уме достаточно молодого автора. В 1746 году выходят его "Философские мысли", а позже - "Аллеи, или Прогулка скептика", "Письмо о слепых в назидании зрячим", "Нескромные сокровища". По всей видимости, уже к этому времени Дидро превратился в деиста, а в скором времени - в убежденного материалиста и атеиста. По тем временам эти книги Дени Дидро были отнесены к разряду вольнодумных, за что его и арестовали в 1749 году. Заключение он отбывал в Венсеннском замке.

Работа над "Энциклопедией"

С работой над "Энциклопедией" Дидро впервые столкнулся в 1747 году. Задумка у столичного издателя Бретона перевести на французский язык так называемый "Всеобщий словарь ремесел и наук" появилась еще несколько лет назад. Но ни один редактор не мог справиться с этой задачей.

Над проектом Дидро работал вместе с Д"Аламбером. Одному из них в результате пришла идея полностью отказаться от перевода английского словаря, а подготовить самостоятельное издание, которое будет уникальным. В любом случае именно благодаря Дидро работа над "Энциклопедией" приобрела тот размах, который и превратил ее в настоящий манифест эпохи Просвещения.

На протяжении последующей четверти века герой нашей статьи продолжает курировать работу над книгой познаний, которая к тому времени разрастается до 17 томов одних статей, которые сопровождают еще одиннадцать томов иллюстраций. Даже рассматривая биографию Дени Дидро кратко, нужно остановиться на большом количестве препятствий, которые ему удалось преодолеть на своем пути. Помимо уже упомянутого тюремного заключения, это еще и приостановка работы по независящим от редактора причинам, кризис, из-за которого из проекта ушел Д" Аламбер, запрет издания и его тщательная и скрупулезная цензура.

Только в 1772 году первое издание "Энциклопедии" было, наконец, завершено. В ее создании приняли участие практически все великие умы эпохи Просвещения, которые в то время были во Франции - Вольтер, Гольбах, Руссо, Монтескье.

Манифест эпохи Просвещения

Результатом их совместной работы стал универсальный свод современных знаний. Отдельно нужно отметить, что в статьях, посвященных политическим темам, ни одной из форм правления умышленно не отдавалось никакого предпочтения. А похвалы, которые авторы обращали в адрес Женевской республики, они сопровождали ремарками, что подобное государственное устройство возможно только для сравнительно небольших территорий, к которым сама Франция не относится. На страницах "Энциклопедии" господствовал плюрализм в его чистом виде, потому что писатели в одних статьях выступали за ограниченную монархию, а в других придерживались варианта абсолютной, видя только в ней основу общественного благосостояния.

При этом отдельно отмечалось, что подданные имеют право оказывать сопротивление деспотам, а королям следует в обязательном порядке подчиняться закону, помогать бедным и обездоленным, отстаивать веру своего народа.

Авторы "Энциклопедии" выступали за облегчение участи простого народа. Однако для достижения этой цели они не призывали к установлению в стране демократии, а обращались к правительству, обращая внимание чиновников и министров на необходимость проведения реформ в образовании, экономике (справедливом налогообложении, борьбе с нищетой).

Философские взгляды

Основные идеи Дени Дидро в области философии были им сформулированы еще в 1751 году в трактате "Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит". В нем он рассматривает проблему познания в контексте символики слов и жестов.

В 1753 году он публикует "Мысли об объяснении природы", которые создает по образу и подобию произведений Бэкона, полемизируя с рационалистической философией Лейбница и Декарта. К примеру, он опровергал теорию врожденных идей.

Когда сформировалась философия Дени Дидро, он категорически отрицал дуалистическое учение, посвященное раздвоению духовного и материального начала. Он утверждал, что в мире существует только материя, которая может обладать чувствительностью, а все разнообразные и сложные явления, которые происходят в реале, - результат движения ее частиц. Подтверждение этому можно найти и в цитатах Дени Дидро:

Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.

Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру.

Бог христиан — это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками, и очень мало — своими детьми.

В его философских взглядах прослеживались также мысли о влиянии на индивидуума различных внешних факторов. Среди идей Дени Дидро можно встретить утверждение о том, что человек представляет собой исключительно то, что из него способно сделать его окружение и воспитание. При этом каждое действие, которое он совершает, - необходимый акт в общем мировоззрении.

Отношение к политике

Рассматривая мировоззрение Дени Дидро, основные мысли и идеи философа и писателя, нужно отметить, что по политическим убеждениям он был сторонником просвещенного абсолютизма, соглашаясь в этом с Вольтером. Дидро также отказывался доверять народным массам, которые считал неспособными решать государственные и нравственные вопросы.

По его мнению, идеальный политический строй - это монархия, которой управляет государь, наделенный философскими и научными знаниями. Дидро был убежден, что союз философов и правителей не только возможен, но и необходим.

При этом его собственное материалистическое учение было направлено против духовенства. Конечной целью было передать государственную власть в руки философов.

В этом Дидро ошибался. Как можно судить по истории, монархи уважали философов, но не позволяли им реально влиять на практическую политику. Например, когда Дидро в 1773 году приехал в Россию, откликнувшись на приглашение Екатерины II, они часами вели возвышенные беседы, но при этом русская императрица скептически отнеслась к его проектам по уничтожению роскоши при дворе, направлении освободившихся средств на нужды народа, а также об организации всеобщего бесплатного образования.

За свою библиотеку Дидро получил от Екатерины крупную сумму денег, при этом ему было назначено жалование за ее содержание.

Творчество

Активно заниматься творчеством Дидро начинает в 50-е годы. Он публикует две пьесы - "Отец семейства" и "Побочный сын, или Испытания добродетели". В них он категорически отказывается от правил господствовавшего тогда классицизма, стремясь создать мещанскую, буржуазно-сентиментальную драму, что ему в результате и удается. На первый план в большинстве его произведений выходят конфликты, которые возникают между представителями третьего сословия, описывается их быт, поведение в самой обыденной обстановке.

К его классическим трудам можно отнести повесть "Монахиня", о которой мы еще расскажем подробнее, романы "Племянник Рамо", "Жак-фаталист и его хозяин". Для большинства современников эти книги остаются неизвестными, так как напечатать их при своей жизни автору практически не удается.

Стоит отметить, что все эти произведения объединяет реализм, удивительная рассудительность и прозрачный предельно ясный стиль повествования. Читать произведения Дидро всегда было просто, потому что в них практически полностью отсутствуют словесные украшения.

В большинстве его произведений можно встретить неприятие церкви и религии, приверженность гуманистическим целям, идеализированным представлениям о человеческом долге.

Эстетические и философские принципы, которые провозглашает Дидро, можно проследить и в его отношении к изобразительному искусству. С 1759 по 1781 годы он регулярно публикует обзоры парижских салонов в рукописной газете своего приятеля Гримма, которая называется "Литературная корреспонденция". По подписке ее рассылают влиятельным князьям и монархам.

"Монахиня"

Это одно из самых известных произведений Дидро. В нем изображаются развращенные нравы, царящие в женском монастыре. В книге "Монахиня" Дени Дидро повествование ведется от лица юной послушницы, которая не осознает, какие чувства переживает.

Критики отмечают в этом произведении удивительное сочетание психологической правды с чрезвычайно смелым для того времени натурализмом. Все это делает повесть Дени Дидро "Монахиня" одной из лучших прозаических произведений XVIII века, по крайней мере, во Франции. К тому же это отличный образец антирелигиозной пропаганды.

Толчком к написанию этой книги послужила реальная история, о которой узнал автор. В 50-х годах XVIII века были разоблачены тайны женского монастыря. В предреволюционной Франции церковный быт был одной из самых волнующих и насущных тем.

Сама повесть начинается с эпизода, в котором главную героиню Сюзанну, которая является незаконнорожденным ребенком, насильно отправляют в женский монастырь. По сути, ее предает родная мать, но девушка все равно любит ее, не раскрывает тайны своего происхождения, хотя это могло бы помочь ей освободиться. Вместо этого она предпринимает несколько попыток сбежать из обители, чтобы обрести свободу, одна из которых заканчивается удачно.

"Племянник Рамо"

Еще одно знаменитое произведение Дидро - роман "Племянник Рамо". Многие литературоведы считают его вершиной творчества героя нашей статьи.

Екатерина II, которая переписывалась и состояла в дружеских отношениях с Вольтером, с интересом отнеслась к работе Дидро над знаменитой "Энциклопедией". Едва заняв престол, она сразу предложила перенести издание в Россию. За этим скрывалось не только ее желание упрочить свою репутацию, но и попытка удовлетворить интерес образованной и просвещенной части российского общества к этому труду.

Дидро отказался от этого предложения, но согласился продать императрице свою уникальную библиотеку за 50 000 ливров. Причем сами книги остались в его полном распоряжении до конца жизни. Он стал хранителем произведений в своем доме в статусе личного библиотекаря императрицы.

По приглашению Екатерины он пробыл в Петербурге с октября 1773-го по март 1774 года. За это время его избрали почетным членом академии наук в Петербурге.

Когда он вернулся во Францию, то написал несколько сочинений, посвященных возможному приобщению России к европейской цивилизации. Его скептические высказывания о политике Екатерины вызвали ее гнев, но о них узнали в России уже после смерти философа.

В 1784 году он умер в Париже в возрасте 70 лет.

56. Творчество Дидро.

Биография: Дени Дидро (1713-1784)

Мать Дидро была дочерью кожевника, а отец — Дидье Дидро — ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования.

По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д"Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.

В 1743 Дени Дидро женился на Анне Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до самой смерти.

Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он перевел с английского «Историю Греции» Т. Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Э. Э. К. Шефтсбери, «Медицинский словарь» Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие не столько о зрелости, сколько о смелости начинающего автора: «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747, опубликована), «Нескромные сокровища» (1747), «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749). Судя по ним, к 1749 Дидро уже был деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Духовное формирование Д. исходило из «отвращения к богословию» и опиралось на итоги развития естеств. наук, философии и иск-в 16—18 вв. Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (июль — октябрь 1749).

Философ. мысль Д. утверждала бесконечные возможности познания природы и жизни. Она была полна энтузиазма открытий. Задолго до Ж. Ламарка и Ч. Дарвина Д. выдвинул догадку о трансформизме биологич. видов . Природа представлялась Д. в его стихийных диалектич. догадках как бесконечное многообразие индивидуальных форм, связанных между собой, постоянно изменяющихся в вечном движении материи.

Сам процесс познания , связанный с борьбой за материальное и духовное обогащение человеч. жизни, приобретал для Д. волнующий драматич. аспект, становился темой, достойной художника. Поэтому в философ. диалогах Д. философствование происходит не отвлеченно, а само превращается в предмет изображения , как один из увлекат. моментов жизни, в к-ром все интересно, включая естеств. позы, жесты и реплики философствующих персонажей.

В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея перевести на французский язык «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел...» англичанина Э. Чемберса — систематич. свод передовой науки эпохи и выражение ненависти «третьего сословия» к деспотизму королей и духовной диктатуре церкви. В статьях Энциклопедии вырисовывалась или угадывалась картина угнетаемой феодалами Франции , охваченной всеобщим брожением. Ле Бретон и его компаньоны (А. К. Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым главным редактором — аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом — решились в 1747 доверить свое начинание Дени Дидро и Д"Аламберу. Неизвестно, кому в точности — Дидро, Д"Аламберу или аббату де Гуа — принадлежала идея отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и подготовить самостоятельное издание. Но именно Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения.

В ст. «Народ» Д. защищал тех, чьими руками создается благосостояние страны, и высказал мысль, что не может быть иного подлинного законодателя, кроме народа. Хотя частная собственность, в т. ч. ремесленника и крестьянина, была для Д. элементом «естественных прав» человека, он угадывал ее антисоциальные последствия и поэтому возлагал на законодателя обязанность изменить «дух собственности» на «дух общности».

Новаторскими по своему значению были статьи Д. в Энциклопедии по вопросам ремесел и технологии различных производств ; один из первых среди европ. мыслителей он почувствовал значение материального труда для развития общества.

На протяжении последующих 25 лет (1751 – 1772) Д. Дидро оставался во главе «Энциклопедии», разросшейся до 28 томов (по лекции Пахсарьян – 35 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций)). Но препятствий было не мало: уже упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка публикации в 1752, и кризис в 1757-59, приведший к уходу Д"Аламбера и временному запрету издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле Бретоном. В 1772 первое издание «Энциклопедии» было в основном завершено; в ней сотрудничали, помимо Дидро (он написал около 6000 статей) и Д"Аламбера, такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах (всего ок. 170 человек).

В 1751 Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит » рассматривая в нем проблему познания в контексте символики жестов и слов. В «Мыслях об объяснении природы» (1753), созданных по образу и подобию «Нового Органона» Ф. Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта, Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей , видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлера, Мопертюи, Д"Аламбера, Бюффона и др.), основу нового, опытного истолкования природы.

В 50-е годы Дени Дидро опубликовал две пьесы (мещанская драма) — «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись в них от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой («мещанской») драмы изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке. Пьесы относятся к жанру серьезной комедии.

Главные художественные произведения Дидро — повесть «Монахиня» (1760, изд. 1796), роман-диалог «Племянник Рамо» (1762-1779, издан Гете на нем. яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1773, изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796). Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений . В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.

«Монахиня» показывает стремление к свободе естественным человеческим чувством (сентиментальная поэтика). Рассказ ведётся от лица молодой девушки-послушницы, не понимающей того, что она переживает; изображены развращённые нравы женского монастыря. Тонкое сочетание чувствительности, смелого натурализма и психологической правды.

Неоконч. роман «Монахиня» рисует трагич. историю насильно заточенной в монастырь «незаконнорожденной» девушки Сюзанны. Придав повествованию форму исповеди героини, Д. изобразил ее повседневную борьбу за освобождение из монастыря как героическую; девушка противостоит всему обществу, основанному на религ. насилии, она стойко сопротивляется попыткам уничтожить ее живую связь с людьми, обществ. начало, являющееся естеств. основой ее личности.

«Жак Фаталист» — роман о странствиях и приключениях двух приятелей, в которую автор вставил ряд эпизодов. Здесь выведена вереница характерных фигур того времени, подвергнуты критике распущенность, эгоизм, бессодержательность, мелочность и отсутствие глубоких интересов в так называемом «обществе» ; этому последнему противопоставляются примеры добродетели, искренность и чувствительность — качества, обретённые Дидро в буржуазной среде.

В романе «Жак-фаталист» содержание проведено не через фабулу, а через отступления от нее и гл. обр. через диалоги господина и его слуги Жака, путешествующих по Франции. Темой разговоров слуги и господина служит франц. действительность 18 в ., представленная в необычайном богатстве красок, эпизодов, идеологич. проблем. Носитель философии романа — слуга Жак, крестьянин, франц. потомок Санчо Пансы, воплощение нар. Франции, ее жизнерадостности и юмора. Хотя Жак выдает себя за фаталиста, но это лишь иронич. форма, постоянно опровергаемая его жизнедеятельной натурой. В противоположность ему господин, представляющий себя сторонником теории свободной воли, лишен личности, способности к действию, даже имени. Д. рисует его лишь в качестве безличного атрибута энергичного слуги, к-рый руководит им и в практике, и в теории.

Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов Дидро помещал с 1759 по 1781 в «Литературной корреспонденции» своего друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. В «Салонах» Д. подверг критике помпезную «историческую» живопись эпигонского классицизма, изысканное жеманство выродившейся школы рококо.Худож. упадку придворно-аристократич. культуры Д. противопоставил творчество живописцев «третьего сословия» — бытовой жанр . Однако собств. суждения Д. о реалистич. иск-ве выходили за пределы третьесословной жанровой живописи, в к-рой он не находил достаточно поэзии, драматич. широты, героич. содержания. Д. требовал от иск-ва «великой идеи». Опираясь на опыт иск-ва Возрождения, он призывал художников извлекать из природы «идею массы», т. е. многообразия и величия общей жизни, при изображении к-рой обобщаются частные явления.

Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание «Энциклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. За жестом императрицы скрывалось не только желание упрочить свою репутацию, но и стремление удовлетворить интерес российского общества к «Энциклопедии». В России вышли на протяжении 18 в. 25 сборников переводов из «Энциклопедии».

Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765 она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

В 1773 Дени Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук (1773).

Написанные в поздний период новеллы Д. интересны тем, что в них предугаданы и намечены темы, осуществившиеся в последующих лит. течениях. В новелле «Два друга из Бурбонны» рассказана история дружбы двух бедняков, ставших контрабандистами, отстаивающих свою независимость и дух бескорыстных отношений за пределами мира офиц. законности. И. В. Гёте в своих мемуарах отметил большое влияние этой новеллы на лит. движение «Бури и натиска». Ее идейное зерно получило развитие в «Разбойниках» Ф. Шиллера, в «Жане Сбогаре» Ш. Нодье. Новелла Д. «Это не сказка» глубоко затронула тему, ставшую впоследствии достоянием О. Бальзака, — тему цинич. философии успеха , проникающей в самые скрытые сферы человеч. отношений и придающей даже добродетели двойственность. Бальзак считал новеллу шедевром Д., поставив ее в ряд таких произв., как «Манон Леско» аббата А. Ф. Прево, «Вертер» Гёте, «Адольф» Б. Констана и др.

«Монахиня» (краткое содержание).

Роман написан в форме записок героини, обращенных к маркизу де Круамару, которого она просит о помощи и с этой целью рассказывает ему историю своих несчастий.

Героиню зовут Мария-Сюзанна Симонен. Отец её — адвокат, у него большое состояние. Ее не любят в доме, хотя она превосходит сестер красотой и душевными качествами, и Сюзанна предполагает, что она — не дочь г-на Симонена. Родители предлагают Сюзанне принять монашество в монастыре св. Марии под тем предлогом, что они разорились и не смогут дать ей приданое. Сюзанна не хочет; её уговорили пробыть два года послушницей, но по истечении срока она по-прежнему отказывается стать монахиней.

Ее заточают в келье; она решает сделать вид, что согласилась, а на самом деле хочет публично заявить протест в день пострига; для этой цели она приглашает на церемонию друзей и подруг и, отвечая на вопросы священника, отказывается принести обет. Через месяц её отвозят домой; она сидит взаперти, родители не желают её видеть. Отец Серафим (духовник Сюзанны и её матери) с разрешения матери сообщает Сюзанне, что она не дочь г-на Симонена, г-н Симонен догадывается об этом, так что мать не может приравнять её к законным дочерям, и родители хотят свести к минимуму её часть наследства, а поэтому ей ничего не остается, кроме как принять монашество.

Мать соглашается встретиться с дочерью и говорит ей, что та своим существованием напоминает ей о гнусной измене со стороны настоящего отца Сюзанны, и её ненависть к этому человеку распространяется на Сюзанну. Мать хочет, чтобы дочь искупила её грех, поэтому копит для Сюзанны вклад в монастырь. Говорит, что после выходки в монастыре св. Марии Сюзанне нечего и думать о муже. Мать не хочет, чтобы после её смерти Сюзанна внесла раздоры в дом, но официально лишить Сюзанну наследства она не может, так как для этого ей необходимо признаться мужу.

После этого разговора Сюзанна решает стать монахиней. Лоншанский монастырь соглашается её взять. Сюзанну привозят в монастырь, когда там только что стала настоятельницей некая госпожа де Мони — женщина добрая, умная, хорошо знающая человеческое сердце; она и Сюзанна сразу проникаются взаимной симпатией. Между тем Сюзанна становится послушницей. Она часто впадает в уныние при мысли о том, что скоро должна стать монахиней, и тогда бежит к настоятельнице. У настоятельницы есть особый дар утешения; все монахини приходят к ней в трудные минуты.

Она утешает Сюзанну. Но с приближением дня пострига Сюзанну часто охватывает такая тоска, что настоятельница не знает, что делать. Дар утешения покидает ее; она не может ничего сказать Сюзанне. Во время принятия пострига Сюзанна пребывает в глубокой прострации, совершенно не помнит потом, что было в тот день. В этом же году умирают г-н Симонен, настоятельница и мать Сюзанны. К настоятельнице в её последние минуты возвращается дар утешения; она умирает, предчувствуя вечное блаженство. Мать перед смертью передает для Сюзанны письмо и деньги; в письме — просьба к дочери искупить материнский грех своими добрыми делами. Вместо г-жи де Мони настоятельницей становится сестра Христина — мелочная, ограниченная женщина.

Она увлекается новыми религиозными течениями, заставляет монахинь участвовать в нелепых обрядах, возрождает способы покаяния, изнуряющие плоть, которые были отменены сестрой де Мони. Сюзанна при каждом удобном случае восхваляет прежнюю настоятельницу, не подчиняется обычаям, восстановленным сестрой Христиной, отвергает всякое сектантство, выучивает наизусть устав, чтобы не делать того, что в него не входит. Своими речами и действиями она увлекает и кое-кого из монахинь и приобретает репутацию бунтовщицы. Ее не могут ни в чем обвинить; тогда её жизнь делают невыносимой: запрещают всем с ней общаться, постоянно наказывают, мешают спать, молиться, крадут вещи, портят сделанную Сюзанной работу.

Сюзанна помышляет о самоубийстве, но видит, что всем этого хочется, и оставляет это намерение. Она решает расторгнуть обет. Для начала она хочет написать подробную записку и передать кому-нибудь из мирян. Сюзанна берет у настоятельницы много бумаги под предлогом того, что ей нужно написать исповедь, но у той появляются подозрения, что бумага ушла на другие записи.

Сюзанне удается во время молитвы передать бумаги сестре Урсуле, которая относится к Сюзанне по-дружески; эта монахиня все время устраняла, насколько могла, препятствия, чинимые Сюзанне другими монахинями. Сюзанну обыскивают, везде ищут эти бумаги; её допрашивает настоятельница и ничего не может добиться. Сюзанну бросают в подземелье и на третьи сутки выпускают. Она заболевает, но скоро выздоравливает.

Между тем приближается время, когда в Лоншан съезжаются послушать церковное пение; поскольку у Сюзанны очень хороший голос и музыкальные способности, то она поет в хоре и учит петь других монахинь. Среди её учениц — Урсула. Сюзанна просит её переправить записки какому-нибудь искусному адвокату; Урсула это делает. Сюзанна имеет большой успех у публики. Кое-кто из мирян с ней знакомится; она встречается с г-ном Манури, который взялся вести её дело, беседует с приходящими к ней людьми, стараясь заинтересовать их в своей участи и приобрести покровителей.

Когда в общине узнают о желании Сюзанны расторгнуть обет, то её объявляют проклятой Богом; до нее нельзя даже дотрагиваться. Ее не кормят, она сама просит еду, и ей дают всякие отбросы. Над ней всячески издеваются (перебили её посуду, вынесли из кельи мебель и другие вещи; по ночам в её келье шумят, бьют стекла, сыплют ей под ноги битое стекло). Монахини считают, что в Сюзанну вселился бес, и сообщают об этом старшему викарию, г-ну Эберу. Он приезжает, и Сюзанне удается защититься от обвинений. Ее уравнивают в положении с остальными монахинями.

Между тем дело Сюзанны в суде проигрывается. Сюзанну обязывают в течение нескольких дней носить власяницу, бичевать себя, поститься через день. Она заболевает; сестра Урсула ухаживает за ней. Жизнь Сюзанны в опасности, но она выздоравливает. Между тем тяжело заболевает и умирает сестра Урсула.

Благодаря стараниям г-на Манури Сюзанну переводят в Арпажонский монастырь св. Евтропии. У настоятельницы этого монастыря — крайне неровный, противоречивый характер. Она никогда не держит себя на должном расстоянии: или чересчур приближает, или чересчур отдаляет; то все разрешает, то становится очень суровой. Она невероятно ласково встречает Сюзанну. Сюзанну удивляет поведение одной монахини по имени Тереза; Сюзанна приходит к выводу, что та ревнует к ней настоятельницу.

Настоятельница постоянно восторженно хвалит Сюзанну, её внешность и душевные качества, засыпает Сюзанну подарками, освобождает от служб. Сестра Тереза страдает, следит за ними; Сюзанна ничего не может понять. С появлением Сюзанны сгладились все неровности характера настоятельницы; община переживает счастливое время. Но Сюзанне иногда кажется странным поведение настоятельницы: она часто осыпает Сюзанну поцелуями, обнимает её и при этом приходит в сильное волнение; Сюзанна по своей невинности не понимает, в чем дело.

Однажды настоятельница заходит к Сюзанне ночью. Ее знобит, она просит разрешения лечь к Сюзанне под одеяло, прижимается к ней, но тут раздается стук в дверь. Выясняется, что это сестра Тереза. Настоятельница очень гневается, Сюзанна просит простить сестру, и настоятельница в конце концов прощает. Наступает время исповеди. Духовник общины — отец Лемуан. Настоятельница просит Сюзанну не рассказывать ему о том, что происходило между ней и Сюзанной, но отец Лемуан сам расспрашивает Сюзанну и все узнает. Он запрещает Сюзанне допускать подобные ласки и требует избегать настоятельницы, ибо в ней — сам сатана. Настоятельница говорит, что отец Лемуан не прав, что нет ничего греховного в её любви к Сюзанне.

Но Сюзанна, хотя, будучи очень невинна, и не понимает, почему поведение настоятельницы грешно, все же решает установить сдержанность в их отношениях. Между тем по просьбе настоятельницы меняется духовник, но Сюзанна строго следует советам отца Лемуана. Поведение настоятельницы становится совсем странным: она по ночам ходит по коридорам, постоянно наблюдает за Сюзанной, следит за каждым её шагом, страшно сокрушается и говорит, что не может жить без Сюзанны. Веселым дням в общине приходит конец; все подчиняется строжайшему порядку.

Настоятельница от меланхолии переходит к благочестию, а от него — к бреду. В монастыре воцаряется хаос. Настоятельница тяжко страдает, просит за нее молиться, постится три раза в неделю, бичует себя. Монахини возненавидели Сюзанну. Она делится своими огорчениями с новым духовником, отцом Морелем; она рассказывает ему историю своей жизни, говорит о своем отвращении к монашеству. Он тоже полностью ей открывается; выясняется, что он также ненавидит свое положение. Они часто видятся, их взаимная симпатия усиливается. Между тем у настоятельницы начинается лихорадка и бред. Она видит ад, языки пламени вокруг себя, о Сюзанне говорит с безмерной любовью, боготворя её. Она через несколько месяцев умирает; вскоре умирает и сестра Тереза.


Сюзанну обвиняют в том, что она околдовала умершую настоятельницу; её горести возобновляются. Духовник убеждает её бежать вместе с ним. По дороге в Париж он покушается на её честь. В Париже Сюзанна две недели живет в каком-то притоне. Наконец она бежит оттуда, и ей удается поступить в услужение к прачке. Работа тяжелая, кормят скверно, но хозяева относятся неплохо. Похитивший её монах уже пойман; ему грозит пожизненная тюрьма. О её побеге тоже повсюду известно. Г-на Манури уже нет, ей не с кем посоветоваться, она живет в постоянной тревоге. Она просит маркиза де Круамара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанки где-нибудь в глуши, в безвестности, у порядочных людей.

Загрузка...