ecosmak.ru

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы). Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы) Учетная политика мку на год

При составлении и изменение учетной политики на 2017 год учтите рад изменений, которые предусмотрены приказом Минфина №209н. Пример учетной политики на 2017 год смотрите ниже.

Основания внести изменения в учетную политику

Вне зависимости от того, для каких целей разработана учетная политика основаниями для корректировки ее положений всегда служат произошедшие изменения, как внутри учреждения, так и по объективным обстоятельствам.

Например, изменения законодательства, а для целей бухгалтерского учета дополнительно к законодательству – изменения федеральных (отраслевых) стандартов. Указанные основания, а также изменения видов деятельности бюджетного учреждения не имеют привязки к началу:

  • Налогового периода;
  • Отчетного года.

Под законодательством для целей налогового учета понимают только законодательство о налогах и сборах, а бухгалтерское состоит из целого ряда федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов (далее – НПА).

В 2016 году произошло единственное изменение федерального законодательства, которое повлияло на учетную политику бюджетных учреждений.

Изменение затрагивает проблему , которая время от времени возникает у каждого бюджетного учреждения. Соответственно всем учреждениям необходимо отразить изменение документа, служащего основанием для постановки недвижимости на баланс.

С забаланса на баланс недвижимость уже с 15 июля 2016 года переводят по-прежнему на основании бухгалтерской справки.

А вот основание для формирования справки для подтверждения факта хозяйственной жизни необходимо требовать выписку из Единого государственного реестра прав вместо правоудостоверяющего документа. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ.

Отметим, что большинство НПА разрабатывают не на федеральном, а на региональном и местных уровнях. К таким НПА можно отнести различные порядки согласования сделок и списания имущества.

В учетной политике каждого учреждения перечислены все законодательные акты и подзаконные, которые учреждение применяет в бухгалтерском учете. Но прежде необходимо указанных актов, так как изменения на региональном или местном уровне вполне могли пройти мимо внимания бухгалтера. При необходимости необходимо откорректировать учетную политику.

Пример учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год

Налоговые изменения, которые необходимо зафиксировать в учетной политике

Бесконечные реформы бухгалтерского законодательства частично компенсированы тем, что Налоговый кодекс РФ изменения не затронули. Такой вывод следует из опубликованного Минфином России 5 октября 2016 года проекта Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы.

Обычно учреждения составляют учетную политику в виде пакета организационно-распорядительных документов (ОРД), которые зависят, в том числе от необходимости реализации управленческих задач.

ОРД представляют собой положения, распоряжения, перечни. Помимо особенностей учета на балансовых и забалансовых счетах в отдельных ОРД могут быть закреплены правила (порядок):

  • Проведения инвентаризации;
  • Присвоения инвентарных номеров объектам учета с перечислением основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера;
  • Раздельного учета;
  • Ведения кассовых операций.

Особенности учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год в целях бухучета

Приказом № 209н внесен ряд изменений в Инструкцию № 157н, которые необходимо отразить в учетной политике. Проверьте рабочий план счетов в учетной политике

Регистры бухгалтерского уета

Ранее данные по учету зарплаты отражали в Журнале операций расчетов по оплате труда. с 2017 года название регистра по зарплате изменили: Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям. Операции по учету обязательств отражали в Журнале по санкционированию​, теперь журнал по санкционированию из перечня регистров учета исключили​.

Исправление ошибок в учете

Порядок, как исправить обнаруженную ошибку, когда отчетность сдали, но учредитель ее еще не утвердил, до 2017 года в Инструкции № 157н не был прописан. Теперь ошибки в учете после сдачи отчетности, но до ее утверждения, исправляйте так. Последним днем отчетного периода сделайте необходимые проводки: дополнительные или методом «красное сторно». Информацию о них и о том, какие показатели в отчетности изменили, раскройте в Пояснительной записке​. О исправлении ошибок

Инвентаризация

Инвентаризацию проводили в порядке, который установлен учетной политикой и приказом Минфина России от 13 июня 1995 № 49​. Приказом № 209н прописали случаи обязательной инвентаризации. Кроме случаев по приказу Минфина № 49, добавили обязательную инвентаризацию при передаче имущества в управление, безвозмездное пользование, а также выкуп, продажа комплекса объектов учета (имущественного комплекса). Уточнили, что результаты инвентаризации отражают: в учете и отчетности того месяца, когда ее закончили; в годовой отчетности – для инвентаризации по итогам года; в учете на дату ликвидации или реорганизации – для учреждений, которые ликвидируют или реорганизуют.

Стоимость земельных участков

Изменение стоимости земельных участков: четко прописали, что по итогам переоценки кадастровой стоимости, стоимость участка в учете скорректируйте и отразите в отчетности.

Маркировка мягкого инвентария

Теперь одежду и обувь для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не маркируется.

Также следует уточнить применение забалансового счета 17 и 18, 40 и 42.

Следует так же проанализировать все вышедшие в 2016 году письма Минфина и внести дополнения в свою учетную политику. К наиболее интересным разъяснениям, выпущенным в 2016 году можно отнести письма Минфина России:

  • От 15 июля 2016 года № 02-05-10/41796 (приобретение горюче-смазочных материалов в рамках закупки или командированным работником в рамках иных расходов на проезд до места командирования и обратно на служебном автотранспорте);
  • От 15 июля 2016 года № 02-05-10/41780, от 1 июля 2016 года № 02-06-10/38856 (далее – Письмо № 02-06-10/38856) – о применении кода бюджетной классификации в номере счета бухучета при отражении операций с нефинансовым активом.

В письме № 02-06-10/38856 отражены вопросы бухгалтерского учета операций с НДС:

  • С доходов от аренды имущества;
  • Со средствами грантов физических лиц;
  • С долговыми обязательствами.

Также необходимо обратить внимание и на другие письма Минфина России:

  • От 1 июля 2016 года № 02-07-10/38580 (о недвижимом имуществе, находящегося на праве оперативного управления);
  • От 21 июля 2016 года № 02-07-05/36038 (оплата кредиторской задолженности);
  • От 25 апреля 2016 года № 02-06-10/23859 (определение аналитической группы подвида доходов бюджета по счету 021006000 «Расчеты с учредителем»);
  • От 19 апреля 2016 года № 02-07-10/22438 (списание кредиторской задолженности перед бюджетом);
  • От 25 марта 2016 года № 02-07-10/17036 (о медикаментах).

Особенности учетной политики бюджетного учреждения на 2017 год в целях налогообложения

Учитывая отсутствие проектов, можно не опасаться изменений Налогового кодекса РФ, вступающих в силу с 1 января 2017 года. Бухгалтерам имеет смысл изучить разъяснения Минфина России обнародованные в 2016 году и, при необходимости внести дополнения в учетную политику в отношении федеральных налогов на:

  • Добавленную стоимость (далее – НДС);
  • Прибыль организаций;

Учетная политика – 2017: как прописать глобальные изменения

Наиболее полезными для дополнения учетной политики могут быть письма Минфина России:

  • От 13 октября 2016 года № 03-03-10/59757, от 22 июня 2016 года № 03-03-06/3/36253 (учет бюджетным учреждением, получающим субсидии, расходов при исчислении налога на прибыль).
  • От 7 июля 2016 года № 03-07-14/39827 (НДС при приобретении услуг по аренде муниципального имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления).

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено - бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов , оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров - унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств , порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов - порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях , при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Учетная политика УСН

Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%) , или «доходы минус расходы» (15%) .

Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:

  • порядок учета доходов,
  • указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
  • в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
  • налоговый регистр - КУДИР .

При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:

  • порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
  • состав материальных расходов,
  • порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
  • признание прошлых убытков в текущем периоде,
  • порядок исчисления и уплаты минимального налога,

в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».

Учетная политика ОСНО

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль . В документе следует отразить:

  • порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
  • порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
  • методы оценки материалов, сырья и товаров,
  • формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
  • в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
  • применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% - это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Учетная политика: образец

Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.

Р.Ш. Мавлиханов,
бухгалтер

Основные изменения, влияющие на учетную политику - 2017, вступили в силу уже 30 декабря 2016 года. Причем приказ Минфина России от 16.11.2016 № 209н (далее - Приказ № 209н), которым внесены указанные изменения, стал доступен для изучения задолго до Нового года. Однако скорректировать учетную политику успели не все учреждения, в том числе и по причине ожидания ввода новых стандартов учета и отчетности.

Ввод стандартов отложен

Последний рабочий день 2016 года - дата вступления в силу не только основной части Приказа № 209н . 30 декабря 2016 года также вступил в силу приказ Минфина России от 25.11.2016 № 218н (далее - Приказ № 218н), не менее важный для бюджетного учета. Приказом № 218н внесены изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н (далее - Приказ № 64н) об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее соответственно - Программа разработки стандартов и Стандарты).
Событие, которое могло повлиять на учетную политику - 2017, вновь отложено: запуск 12 Стандартов перенесен с 2017 на 2018 год, но вносить изменения в учетную политику в 2017 году все же придется.
Информация об этапах разработки Стандартов изложена в приложении к Приказу № 218н, в котором представлена новая редакция соответствующего приложения к Приказу № 64н.
Одновременно с внедрением Стандартов запланирована корректировка положений, в том числе инструкций, утвержденных приказами Минфина России:

В частности, согласно Программе разработки федеральных стандартов указанные инструкции получат статус федеральных стандартов, а также станут равнозначны по своей юридической силе вновь принимаемым стандартам.
При этом федеральные стандарты - первый из четырех уровней документов в области регулирования бухучета. Об этом сказано в ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухгалтерском учете.

До конца 2017 года менять структуру учетной политики не нужно

Структура и форма учетной политики казенных учреждений в зависимости от целей ее составления определены пунктом 6 Инструкции № 157н. Никаких изменений структуры за 2016 год не произошло. Учреждение может применять уже существующий порядок, утвержденный локальным актом самого учреждения, без каких-либо ограничений.
При этом необходимо учитывать, что с 1 января 2018 года вступает в силу Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - Приказ № 256н). Такой срок вступления в силу определен пунктом 2 самого приказа.
После ввода Стандарта , утвержденного Приказом № 256н, порядок составления учетной политики для целей бюджетного учета изменится. В частности, необходимо будет установить критерии существенности информации (далее - Критерии) на основании пункта 35 указанного Стандарта.

Обязанность автономных учреждений разрабатывать учетную политику установлена ст. 8 Закона о бухгалтерском учете , п. 6 Инструкции № 157н . В статье поговорим о том, какой должна быть учетная политика на 2017 год.

Чем руководствоваться при формировании учетной политики?

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект самостоятельно формирует учетную политику в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами. В настоящее время разработаны только проекты отдельных федеральных стандартов (например, «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), которые даже в случае их утверждения будут применяться лишь с 2018 года. В связи с этим автономное учреждение при разработке учетной политики на 2017 год должно в первую очередь руководствоваться Законом о бухгалтерском учете, инструкциями № 157н, 183н , в ней необходимо учесть отраслевые особенности структуры учреждения, а также выполняемые им полномочия (Письмо Минфина РФ от 17.08.2016 № 02‑07‑10/48198).

При этом, как отметил Минфин в названном письме, государственное (муниципальное) учреждение может сформировать учетную политику путем издания как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов.

Кто должен формировать учетную политику?

В силу п. 6 Инструкции № 157н принятая автономным учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения. При этом действующие нормативные акты не дают ответа на вопрос, кто из специалистов организации должен разрабатывать учетную политику. Между тем, как следует из п. 5 проекта федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетная политика должна формироваться главным бухгалтером учреждения или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Напомним, что именно главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В свою очередь, утверждение учетной политики является обязанностью руководителя учреждения.

В случае передачи обязанностей по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения в централизованную бухгалтерию орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе определить применяемую учетную политику.

Как внести изменения в учетную политику?

Отметим, что данная процедура строго регламентирована. Согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Таким образом, учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета формируется один раз - при создании учреждения. Однако Закон о бухгалтерском учете допускает ее изменение при возникновении указанных в п. 6 ст. 8 данного закона обстоятельств:
  1. изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  2. разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  3. существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.
В первую очередь необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, регламентирующем бухгалтерский учет. Так, Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н (далее - Приказ № 209н) были внесены существенные корректировки в организацию бухгалтерского учета и в порядок отражения отдельных хозяйственно-финансовых операций, которые подлежат применению при формировании бухгалтерской отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений, которые применяются с 2017 года. Изучив имеющиеся разделы учетной политики, главный бухгалтер выявляет, какой информации не хватает и какая требует замены.

Существенным изменением условий деятельности экономического субъекта может быть его реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Напомним, что она осуществляется по решению учредителя либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК РФ). Поэтому обоснованным решением будет внесение изменений в учетную политику при реорганизации учреждения.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (п. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

Какие изменения необходимо внести в учетную политику?

Во-первых, Приказом № 209н вводятся новые счета в План счетов :

0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»;

0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

Данные изменения влекут за собой внесение поправок в раздел учетной политики, касающийся рабочего плана счетов автономного учреждения.

Во-вторых, поскольку вводятся новые счета, соответственно, добавляется порядок их применения. Это, в свою очередь, влечет внесение изменений в используемую корреспонденцию счетов по отражению типовых операций в автономном учреждении.

Содержание операции Дебет Кредит
Дополнение корреспонденции счетов по НДС
Выделена сумма НДС по перечисленному авансу 0 210 13 000 0 210 12 000
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком в сумме, выделенной при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) 0 303 04 000 0 210 13 000
Дополнение корреспонденции счетов по выпадающим доходам
Начислена неустойка, предъявленная в адрес контрагента, согласно условиям государственного контракта 0 209 40 000 0 401 10 140
Отражены выпадающие доходы в виде списания суммы неустойки согласно Приказу Минфина РФ от 12.04.2016 № 44н 0 401 10 174 0 209 40 000

Кроме корреспонденции по новым счетам, Минфин вводит корреспонденцию по другим операциям, которых ранее Инструкция № 183н не содержала. Поэтому стоит обратить внимание на порядок отражения следующих операций:

  1. расчеты по субсидиям, полученным в рамках госзадания;
  2. расчеты по субсидиям, полученным на иные цели;
  3. расчеты по компенсации расходов учреждения;
  4. изменение кадастровой стоимости земельных участков;
  5. отнесение фактической себестоимости оказанных платных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года.
Далее необходимо обратить внимание на корректировку следующих разделов учетной политики:

1. Порядок отражения в учете событий после отчетной даты. Минфин Приказом № 209н внес в Инструкцию № 157н уточнение следующего характера: если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрываются в пояснительной записке при подаче отчетности.

При этом согласно п. 6 Инструкции № 157н субъект учета (государственное (муниципальное) учреждение) в учетной политике раскрывает порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.

2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. В силу изменений, внесенных в п. 20 Инструкции № 157н, с 2016 года проведение инвентаризации обязательно:

  • при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации, вызванной экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приема-пе-редачи дел);
  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.
Добавим, что аналогичные нормы в настоящее время содержатся в Приказе Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Если учетная политика АУ уже содержала данные положения, то корректировку следует произвести только в отношении нормативного акта (указать на основании п. 20 Инструкции № 157н).

3. Первичные документы. Порядок формирования первичного учетного документа изложен в п. 9 Инструкции № 157н. Согласно новым положениям, если ведение бухгалтерского учета осуществляется централизованной бухгалтерией в соответствии с заключенным договором, правила документооборота , технология обработки учетной информации устанавливаются в порядке, предусмотренном договором.

В каких случаях можно дополнить учетную политику?

Отметим, что ответ на этот вопрос не содержится ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в Инструкции № 157н. Однако упоминание о том, что не является изменением учетной политики, в настоящее время есть в п. 10 ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н. Приведем данное определение в качестве справочного материала, поскольку государственные (муниципальные) учреждения в своей деятельности не применяют ПБУ. Итак, согласно указаниям Минфина, представленным в названном документе, не считается изменением учетной политики утверждение способа учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличаются по существу от фактов, имевших место ранее, или впервые возникли в деятельности организации. Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности автономного учреждения появляется что‑то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т. п.), для чего правила учета в ней не установлены.

Например, в марте 2017 года в стоматологической поликлинике планируется открыть аптечный пункт по реализации лекарственных препаратов и медицинских изделий. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров, предназначенных для продажи (по покупным или продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и др.). Дополнение в данном случае можно внести с того момента, когда учреждение начало заниматься розничной торговлей. Искажения в бухгалтерском учете в таком случае не произойдет, поскольку ранее эти операции не имели места в деятельности учреждения.

Какие положения учетной политики можно подкорректировать?

В данном разделе статьи мы рассмотрим отдельные рекомендации Минфина, которые он давал в течение 2016 года и на которые главному бухгалтеру следует обратить внимание, а в случае необходимости внести в учетную политику организации.

Способ заполнения табеля учета рабочего времени. Формы первичных учетных документов, обязательные для применения организациями государственного сектора, в том числе казенными учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В приложении 5 к данному приказу определены способы заполнения табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421):

  • при регистрации случаев отклонения от нормального использования рабочего времени;
  • при отражении фактических затрат рабочего времени.
Как отмечает Минфин в Письме от 02.06.2016 № 02‑06‑10/32007, при заполнении табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421) допускается фиксировать только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени (выходные и праздничные дни, очередные, дополнительные отпуска и т. п.). При этом в графах 20 и 37 формы 0504421 предусмотрено отражение информации в разрезе только явок или только неявок с закреплением соответствующего выбора способа отражения информации в учетной политике учреждения.

Метод списания материальных запасов. Пунктом 108 Инструкции № 157н определено, что выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости. Как отметили специалисты финансового ведомства в Письме от 25.03.2016 № 02‑07‑10/17036, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например, медикаментов, продуктов питания) различных методов списания (по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции № 157н. В силу этого указание данных положений в учетной политике является уместным и обоснованным.

Расчеты с подотчетными лицами обычно прописываются в отдельном разделе учетной политики. Кроме того, Минфин рекомендует разработать положение, касающееся направления работников в командировки и регламентирующее порядок расчетов по командировочным расходам. Дело в том, что в последнее время расчеты с подотчетными лицами осуществляются посредством банковских карт. В целях минимизации наличного денежного обращения, а также исходя из нецелесообразности выдачи карт организации каждому сотруднику, направляемому в командировку, Минфин считает возможным перечисление средств, выданных в рамках зарплатных проектов, на банковские счета физических лиц - сотрудников учреждений (см. Письмо от 31.03.2016 № 02‑03‑09/18115). При этом финансовое ведомство отмечает, что в соответствии со ст. 8 Закона о бухгалтерском учете в локальном нормативном акте, определяющем учетную политику учреждения, следует преду­смотреть положения о порядке расчетов с подотчетными лицами.

Расчеты по грантам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127‑ФЗ гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, преду­смотренных грантодателями.

Если в соответствии с договорами о выделении грантов грантополучателями являются учреждения, то средства грантов, полученные автономными учреждениями, необходимо учитывать по коду вида финансового обеспечения 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения). Данные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 22.12.2016 № 02‑07‑10/77351.

В случаях если на основании договоров о выделении грантов, заключаемых РФФИ с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.

При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета (см. Письмо Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856).

Маркировка мягкого инвентаря. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения. При выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с отражением года и месяца выдачи их со склада.

Как отмечается в Письме Минфина РФ от 27.07.2016 № 02‑07‑10/43970, в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ разработать и утвердить в своих структурных подразделениях правила учета мягкого инвентаря, включая правила осуществления маркировки. Например, форму маркировочного штампа, условное кодирование подразделения, в которое выдается мягкий инвентарь.

Процедура проведения инвентаризации. В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в определенном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом положений законодательства РФ. При установлении порядка инвентаризации в учетной политике необходимо руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. По мнению Минфина, проведение инвентаризации имущества путем видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества не препятствует достижению установленных в Методических указаниях целей инвентаризации.

Кроме того, соблюдаются условия проведения инвентаризации имущества по его местонахождению (п. 1.3 Методических указаний) с возможностью визуального осмотра объекта всеми членами комиссии, предусмотренного п. 2.3 Методических указаний.

Таким образом, по мнению финансового ведомства, предлагаемая процедура инвентаризации с видеофиксацией в режиме реального времени не противоречит положениям Методических указаний и может быть установлена в учетной политике субъекта учета (см. Письмо Минфина РФ от 23.12.2016 № 02‑07‑10/77499).

Резерв на оплату отпусков. Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н организации государственного сектора отражают информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения. Так, предстоящая оплата отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (работника) автономного учреждения, отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики (см. письма Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑07‑05/38558, от 20.06.2016 № 02‑07‑10/36122).

В завершение статьи еще раз отметим, что учетная политика - это документ, отражающий особенности функционирования конкретного учреждения. Законодательство допускает изменение учетной политики строго в установленных случаях:

  • при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете;
  • при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной этого изменения.

В конце 2016 года учреждению следовало издать приказ о внесении поправок в учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и перечислить в нем только те моменты, которые будут изменены либо дополнены.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

В том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов на основании утвержденного графика документооборота для отражения в бухгалтерском учете.

Исходя из п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете совокупность способов ведения учреждением бухгалтерского учета составляет его учетную политику. На основании п. 6 Инструкции № 157н принятая бюджетным учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения. Учетная политика на 2017 год уже составлена и применяется начиная с 1 января 2017 года. По причине вступления в силу в декабре 2016 года Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н , внесшего изменения в инструкции № 157н, 174н , положения учетной политики, применяющейся в 2016 году, несколько отличаются от тех, которых должны быть отражены в учетной политике этого года. В статье автор говорит о том, как должна быть скорректирована учетная политика, применяющаяся учреждением в 2017 году.

Согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. С опорой на вышеизложенное отметим, что учетная политика должна быть сформирована при создании учреждения, при необходимости должна осуществляться ее корректировка. Ежегодное утверждение новой учетной политики противоречит требованиям Закона о бухгалтерском учете.

При этом следует учитывать, что вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального) учреждения можно исключительно в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. К таким случаям относятся (п. 6 ст. 8 названного закона):

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения. В преамбуле к статье мы напомнили о Приказе Минфина РФ № 209н, который вступил в силу 30 декабря 2016 года.

Пунктом 8 данного приказа установлено, что он применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год за исключением отдельных положений, дата начала применения которых – 1 января 2017 года. Таким образом, учетная политика учреждения должна отражать изменения, которые были внесены в нее 30 (31) декабря 2016 года, применялись в 2016 году (при составлении отчетных форм) и применяются в 2017 году.

При этом, как отметил Минфин в Письме от 17.08.2016 № 02-07-10/48198, государственное (муниципальное) учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания как одного, так и совокупности отдельных нормативных актов.

Для справки:

На сайте Минфина размещен проект приказа « Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – Стандарт «Учетная политика»). Предлагается, что данный документ начнет применяться с 1 января 2018 года. Вместе с тем, по нашему мнению, уже сейчас нужно обратить внимание на его положения и, возможно, некоторые из его норм отразить в своей учетной политике.

Рабочий план счетов.

В соответствии с требованиями Инструкции № 157н рабочий план счетов, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период). Рабочий план счетов должен включать в себя применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета.

Изменения, вносимые Приказом Минфина РФ № 209н, затрагивают План счетов бухгалтерского учета, применяемый бюджетными учреждениями. Следовательно, Рабочий план счетов, утвержденный учетной политикой учреждения, должен быть скорректирован и приведен в соответствие с действующим законодательством РФ. Так корректировке подлежат следующие счета:

Номер счета

Название счета в старых редакциях инструкций № 157н, 174н

Название счета в действующих редакциях инструкций № 157н, 174н

Расчеты по приобретению акций и по иным формам участия в капитале

Расчеты по приобретению акций и иных форм участия в капитале

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению акций и иных форм участия в капитале

Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале

Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и иных форм участия в капитале

Сметные (плановые) назначения

Сметные (плановые, прогнозные) назначения

Поступления денежных средств на счета учреждения

Поступления денежных средств

Выбытия денежных средств со счетов учреждения

Выбытия денежных средств

Кроме того, в инструкции № 157н, 174н введены следующие новые счета, которые при необходимости должны быть вписаны в рабочий план счетов бюджетного учреждения:

Номер счета

Название счета

Балансовые счета

Расчеты по НДС по авансам уплаченным

Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным

Выпадающие доходы

Принятые авансовые денежные обязательства

Авансовые денежные обязательства к исполнению

Исполненные денежные обязательства

Забалансовый счет

Активы в управляющих компаниях

В соответствии с нормами Инструкции № 157н учреждение вправе при утверждении рабочего плана счетов вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, а также дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.

С опорой на вышеизложенное учреждению необходимо скорректировать используемый им рабочий план счетов с учетом указанных изменений.

Кроме того, необходимо обратить внимание на изменения в порядке отражения информации в разрядах номеров аналитических счетов, внесенные в п. 2.1 Инструкции № 174н.

Номер счета

Разряд номера счета

Информация, отражаемая в разрядах счета

Все счета

Коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Счет 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»), а также счет 0 201 35 000 «Денежные документы» и корреспондирующие с ними счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270)

Отражаются нули (если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств)

Счет 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения»

Отражаются нули

Счет 0 204 00 000 «Финансовые вложения»

Отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств

Счет 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Отражается аналитический код поступления

Счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Отражается аналитический код выбытия

Счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»

Отражаются нули

Для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а также согласно требованиям учредителя и в целях управленческого учета бюджетное учреждение в 1 – 17-м разрядах номера счета, в котором Инструкцией № 174н предусмотрены нули, отражает в порядке, установленном его учетной политикой, соответствующие аналитические коды поступления (выбытия).

Регистры бухгалтерского учета.

Приказом Минфина РФ № 209н из перечня регистров бухучета, которые должно вести учреждение, исключен журнал по санкционированию. Заметим, что теперь учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями и принятыми учреждением обязательствами (денежными обязательствами), будет осуществляться в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета.

Кроме того, изменено наименование журнала операций расчетов по оплате труда. Теперь он будет называться «журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям».

Если в учетной политике вашего учреждения поименованы журналы операций, наименования которых Приказом Минфина РФ № 209н изменены, следует скорректировать их наименования и привести их в соответствие с действующим законодательством.

Внесение исправлений в бухгалтерском учете и отчетности.

Правила внесения исправлений ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в порядке, установленном п. 18 Инструкции № 157н. Порядок внесения изменений в отчетные формы определен в п. 8.1 Инструкции № 33н .

Приказом Минфина РФ № 209н уточнено, что по решению органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной этому органу бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухучета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода:

  • дополнительной бухгалтерской записью;
  • бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью;

Информация об указанных записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке (ф. 0503760), представляемой в составе уточненной отчетности.

Следует отметить, что Стандарт «Учетная политика» содержит в том числе подробный порядок исправления в бухгалтерском учете и отчетности ошибок отчетного периода, выявленных:

  • в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности, но до предельной даты ее представления;
  • в ходе камеральной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности после предельной даты ее представления, но до даты ее принятия уполномоченным органом;
  • в ходе осуществления внутреннего или внешнего финансового контроля, а также внутреннего контроля или внутреннего финансового аудита после даты принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности, но до даты ее утверждения;
  • после даты утверждения квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • после даты утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В учетной политике учреждения может быть прописан порядок внесения исправлений в бухгалтерский учет с опорой на положения данного стандарта.

Инвентаризция имущества, финансовых активов и обязательств

В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств должна проводиться бюджетным учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. То есть порядок и сроки инвентаризации имущества и обязательств устанавливаются в рамках сформированной с учетом положений законодательства РФ учетной политики учреждения. Приказом Минфина РФ № 209н указанный пункт дополнен перечнем случаев, в которых проведение инвентаризации обязательно:

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.

В учетной политике учреждения может быть предусмотрено больше случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, чем это указано в п. 20 Инструкции № 157н, но меньше – не может. На это стоит обратить внимание и внести соответствующие коррективы.

Санкционирование расходов.

Как мы уже отметили выше, единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства».

Также п. 308 Инструкции № 157н дополнен следующими новыми понятиями:

  • авансовые денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • отложенные обязательства – обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

Уточнено, что принимаемые обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений) в соответствующем финансовом году денежные средства. Суммы принимаемых обязательств определяются в размере начальной (максимальной) цены контракта (договора) на основании размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок извещений об осуществлении закупок (направленных приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, поскольку положения Инструкции № 174н не содержат бухгалтерских записей по отражению операций по счетам 0 502 03 000, 0 502 04 000 и 0 502 05 000, в учетной политике бюджетного учреждения следует прописать, как при отражении операций по санкционированию расходов бухгалтерам бюджетных учреждений применять данные счета. При разработке таких бухгалтерских записей, нужно руководствоваться методологией бухгалтерского учета, установленной инструкциями № 157н и 174н.

Выпадающие доходы.

Положения Инструкции № 174н дополнены новым счетом 0 401 10 174 «Выпадающие доходы». Кроме того, п. 152 Инструкции № 174н дополнен положением, в силу которого уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения об их уменьшении в соответствии с законодательством РФ отражается по дебету счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Поскольку нормы инструкций № 157н и 174н не расшифровывают термин «выпадающие доходы», перечень таких доходов следует закрепить в учетной политике учреждения.

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты.

Пункт 3 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, в силу которого в случае, если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей этой отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в отчетности (текстовой части пояснительной записки).

Напомним, что порядок признания в бухучете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты должен быть установлен бюджетным учреждением при формировании учетной политики.

Следует отметить, что на сайте Минина также размещен проект приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты. Принимая во внимание положения данного стандарта, в учетной политике учреждения рекомендуем установить:

  • перечень событий, относимых к событиям после отчетной даты;
  • порядок отражения данных событий на счетах бухгалтерского учета и в отчетности.

Так, в силу п. 3 указанного проекта приказа к событиям после отчетной даты относятся:

1. События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату:

  • объявление в установленном порядке банкротом дебитора, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства;
  • завершение после отчетной даты судебного производства, в результате которого подтверждается наличие на отчетную дату актива и (или) обязательства;
  • завершение после отчетной даты процесса оформления изменений существенных условий сделки, который был инициирован в отчетном периоде;
  • получение от страховой организации документа, устанавливающего или уточняющего размер страхового возмещения по страховому случаю, произошедшему в отчетном периоде;
  • получение информации, указывающей на обесценение активов на отчетную дату или на необходимость корректировки убытка от обесценения активов, признанного на отчетную дату;
  • обнаружение ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период до даты подписания отчетности;
  • иные события, которые подтверждают условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату, и (или) указывают на обстоятельства, существовавшие на отчетную дату.

2. События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты:

  • изменение после отчетной даты кадастровых оценок нефинансовых активов;
  • принятие решения о реорганизации или ликвидации (упразднении) субъекта учета, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;
  • существенное поступление или выбытие активов;
  • пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы;
  • публичные объявления об изменениях политики, планов и намерений органа, осуществляющего полномочия учредителя, которые могут оказать влияние на полномочия и функции субъекта учета;
  • изменение величины активов и (или) обязательств, произошедшее в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;
  • изменения законодательства, в том числе утверждение нормативных правовых актов, оформляющих начало реализации, изменение и прекращение государственных программ и проектов, заключение и прекращение действия договоров и соглашений, а также иные решения, исполнение которых может существенно повлиять на величину активов, обязательств, доходов и расходов субъекта учета;
  • начало судебного производства, связанного исключительно с событиями, произошедшими после отчетной даты;
  • иные события, которые свидетельствуют об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты, и (или) указывают на обстоятельства, возникшие после отчетной даты

* * *

В заключение еще раз отметим, что в учетной политике должны быть отражены особенности ведения бухгалтерского учета конкретного учреждения. Изменение учетной политики допускается в строго определенных случаях, к которым относятся:

  • изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет;
  • разработка или выбор учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;
  • существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на учреждение полномочий и (или) выполняемых им функций.


Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

А. Гусев, к. п. н.,

эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 3, март, 2017 года.

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2017 год

Загрузка...