ecosmak.ru

Что означают красные бусы в рассказе олеся. Художественная деталь в рассказах куприна

И.А.Бунина и А.И.Куприна

Таблица17.

Цвет Цитаты из произведений И.А.Бунина Символическое значение Цитаты из произведений А.И.Куприна Символическое значение
Зеленый «А поля… ярко зеленеют закустившимися озимями…» расцвет, обновление жизни, гармония «зелень», необходимая Саше для выздоровления символ жизни, здоровья
«В шалаше устроены постели… позеленевший самовар…» увядание, старость, смерть «ложе у нас зелень» любовь,страсть
Красный «Только что сытно пообедали, раскраснелись и возбуждены…» благополучие, удовольствие «краснощёкие мясистые дети» здоровье, благополучие
«тёмным огнём сверкал рубиновый крестик… род пеплума из пунцового бархата был схвачен на левом плече рубиновым аграфом» олицетворение сердечных переживаний, горя «пурпуровый хитон», «венец из кроваво-красных рубинов» любовь,страсть, скорбь из-за потери любимой
Белый «Впереди была белая голая улица, белая мостовая, белые дома» приближение несчастий, опасность «белое полотно дороги» светлое будущее, надежда
«мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми открытыми головками» ощущение праз-дника, радость, беспечность «жрецы в белых одеждах», «мальчики в белых хитонах» смерть, похоть, безумство
Черный «чернели его птичьи глаза», «чернела маленькая, коротко стриженая голова» негативное ощу-щение, неприязнь «чёрные глазки с тоненькими чёрными усами» неприязнь, отвращение
«чёрный борзой, любимец Арсения Семёныча», «платье чёрного атласу» достаток, богатство «чёрные рабы», «чёрный жемчуг», «чёрнокудрый красавец» роскошь, красота, богатство
Золотой «[книги] с золотыми звёздами на сафьянных корешках»; «чашка с золотыми краями» богатство «золотое блюдо» достаток
Голубой «жидкое голубое небо», «расстилался длинной полосой голубоватый дым» лёгкость, гармония, красота природы «голубой атлас окаймлялся тёмно-синей бархатной лентой» мягкость, романтичность
Желтый «нечто монгольское было в его желтоватом лице» неприязнь «костлявым, жёлтым телом», «жёлтые зубы» неприязнь

Таблица 18.

Основная символика в произведениях И.А.Бунина Цвет Основная символика в произведениях А.И.Куприна
Любимый цвет писателя, чаще всего несёт отрицательную нагрузку, используется для создания портретов отрицательных героев. Чёрный – это цвет, обладающий «неземной силой», отражающий незримое воздействие времени на людей и на вещи. Чёрный (иконы в «Суходоле») показывает влияние сил, противоположных свету и Богу Чёрный Одним из любимых цветов Куприна. Черный обладает неведомой силой, придает окружающей обстановке оттенок мистичности, загадочности. Чёрный цвет – «вечный» спутник зла в произведениях писателя: всё негативное, отрицательные черты характера героев Куприн «красит» чёрным
Красным цветом автор привлекает внимание читателей. Красный, в основном, играет роль «положительного» цвета. Он сопутствует мимолётным чувствам, лёгким изменениям в настроении героев, в описании любви, продолжительной и страстной не используется. Агрессию и негативную силу Бунин показывает тёмными оттенками красного. Часто дается контраст красного и чёрного для показа в подтексте напряженности, опасности и негативных черт характеров героев, истинного состояния героя или отрицательного оценки событий Красный Красный – это олицетворение силы, победы, увлечения. Красными оттенками автор выделяет главных героев и основные события, роль определённых вещей. Этим цветом передаются мельчайшие, еле заметные волнения души героя, и одновременно глубокие, захватывающие сознание чувства, страсть, любовь. В определённых моментах красным цветом Куприн акцентирует внимание читателей с целью вызвать гнев, неприязнь.
Белый – это единственный цвет, используемый для описания глубокой любви, привязанности. Вариантами «белого» и «светлого» детально обрисовываются «положительные» настроения и чувства. Бунин окрашивает белым пейзаж, окружающую обстановку, показывая однообразие, скуку, предопределённость. Белый цвет не используется для описания отрицательных героев. Передавая положительные чувства, символизирует небесную силу, совершенство Белый Белый цвет у Куприна имеет различные, даже противоречивые значения. Часто он сопутствует изображению любви, привязанности, симпатии. В пейзаже белый цвет передает надежду на лучшее будущее. Он часто становится спутником безумства, похоти, гибели, несёт сильный отрицательный заряд
Серебряный цвет ни разу не обнаружен в исследованных произведениях, но выявлены его контекстуальные синонимы: «блеск холодной лазури», «стальной» цвет и др. Эти оттенки передают грусть, одиночество, тоску. Золотым цветом освещается образ времени. Он показывает вечность и ценность времени. Золотой также используется для показа богатства, безграничных возможностей Золотой Золотой и серебряный цвета чаще всего являются символами богатства и благополучия. Этими цветами передаётся красота и неповторимость пейзажа, усиливается ощущение превосходства героя над жизненными обстоятельствами. Золотой и серебряный цвета относятся к числу часто употребляемых в произведениях Куприна
Серебряный
Используется редко, большей частью в описаниях природы. Показывает обновление, расцвет природы. Причём «зелёные» пейзажи готовят читателей к качественным положительным изменениям в характере героя или приближению судьбоносных событий Зелёный Зелёный цвет придаёт ощущение мистики, загадочности, присутствия потусторонней силы. Большей частью он олицетворяет жизнь, любовь, бурную страсть. Зелёный также выражает тревогу, опасность

Сравнительный анализ роли света в произведениях

И.А.Бунина и А.И.Куприна

Таблица 19.

Цитаты из произведений Бунина Цитаты из произведений Куприна Символическое значение, комментарии
«с сияющим взглядом зорких светлых глаз» счастье, доброта, чис-тота намерений «блестящие глазёнки» лёгкая загадочность, красота, доброта
«сияя глазами» «светлые глаза» радость, беспечность; мудрость, умиротворение «ясные глаза» открытость, чистота намерений и взглядов
«лицо его бледное» описание отрицательного героя «побледнела» «бледное лицо» ярко выраженная отрицательная эмоциональная окраска
«почерневшая людская», «потемнеет в доме» отрицательная эмоци-ональная окраска, приближение опасности «в хате было очень темно» ощущение таинственности, мистики
«багровое пламя погасит звёзды» отрицательная эмоци-ональная окраска («словно в уголке ада») «багровым отблеском» ощущение неведомой негативной силы, мистика
«бледная луна и одиночество» одиночество, грусть «сияние луны», «в лунном свете» отрицательная окраска; положительная эмоцион. окраска
«и дорога, укатанная … телегами, замаслилась и блестит» надежда на лучшее будущее, стремление к счастью «дорожку, такую светлую»
«Чуть показавшееся сзади… солнце озаряло вершины…» единственный «проблеск» в рассказе, надежда на лучший день «сияло золотое солнце», «это свет солнца» положительная эмоциональная окраска
«и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты» таинственность, приближение опасности «в темноте фигура» пугающая неизвестность

Отметим следующие выявленные особенности использования светописи:

1. Положительных героев писатели наделяют «светлеющими, ясными, сверкающими» глазами, отрицательные персонажи имеют «тёмные, чернеющие, с холодным отблеском » глаза. Примечательно, что глаза у героев «живые»: для их описания используются причастия и глаголы, что говорит об исключительном значении глаз, показывающих внутреннюю сущность героя.

2. «Бледным лицом » обладают отрицательные герои, эта бледность ассоциируется с плохим самочувствием, болезнью или испугом, тревогой. Обилие негативных ассоциаций как бы говорит читателям о том, что поступки героя противоречат нормам морали и нравственности.

3. Отрицательную эмоциональную окраску имеют тёмные помещения: дома, комнаты и др. Часто это связано с напряжённостью происходящих событий. У Куприна к этим значениям можно добавить ощущение тревоги, а в определённых моментах присутствие мистики, загадочности.

4. Световые описания луны у писателей различны. Бунин использует «сияние луны » исключительно для того, что вызвать негативные ощущения. «Свет месяца » Куприн может показывать для создания романтичности обстановки, усиления воздействия на читателей образов положительных героев. Луна – это спутник одиночества и тоски или счастья и любви.

5. Солнце отличается исключительно «добрым» светом, который показывает читателям происходящие события или усиливает положительную характеристику героев.

6. Образ светлой дороги символизирует блестящее будущее, надежду, покой и мир.

7. Темнота фигур пугает своей неизвестностью, создаётся ощущение опасности, тревоги.

8. Анализ частоты употребления светописи показывает, что Куприн использует её значительно чаще Бунина.

Художники-живописцы, которыми можно считать и Александра Ивановича Куприна, и Ивана Алексеевича Бунина, благодаря мастерскому использованию игры цвета и света, необыкновенно сочными, яркими или насыщенно-мрачными оттенками могут оживить любую зарисовку. Пейзаж становится более реалистичным, если его описание насытить светом и цветом. Образы героев произведений становятся зримыми, живыми благодаря словесной цветовой палитре писателя, портреты героев с помощью цветописи полностью раскрывают их характер, а также свидетельствуют о внутреннем состоянии персонажа. Чтобы создать ту или иную атмосферу и внушить читателям определенные чувства, переживаемые героями в данной ситуации, писатели так же прибегают к помощи цветописи, так что можно с полной уверенностью утверждать, что цвет и свет имеют огромное символистическое значение и несут большую смысловую нагрузку.

Анализ произведений А.И. Куприна и И.А.Бунина позволил выявить, кроме редко встречающихся цветов, есть в их литературных текстах и доминирующие – красный и зеленый (у Куприна), красный и черный (у Бунина). Неудивительно, что именно красный цвет так часто встречается в произведениях, ведь он связан с темой любви, которая, по мнению писателей, должна быть трагедией, и темой смерти, фактической или смерти как гибели любви. Подробное изучение повестей А.И.Куприна «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет», а также рассказов «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Ворон» и повести «Суходол» И.А.Бунина позволило определить роль цветописи и света в художественном произведении (схема 1 ).

Только благодаря блестящим способностям этих величайших русских писателей, вошедших в сокровищницу русской и мировой литературы, имеющих талант живописца, читатели могут глубже раскрыть тайный смысл художественных деталей, понять авторский замысел, заключенный в художественных образах. Благодаря их способности в мельчайших подробностях видеть мир, цвету и свету каждое произведение Александра Ивановича Куприна и Ивана Алексеевича Бунина удивляет читателей своей бездонной глубиной на протяжении века.

Какое значение имеет место действия рассказа?

(Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.)

Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех... Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня» Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа - пробуждаются чувства. В последней главе - внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град - природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается - «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному корыстному миру.)

Как рисует Куприн образ главной героини?

(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама - «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть... но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III). Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV). Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности - эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)

В чем особенность изображения героя-рассказчика?

(Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый... доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».)

Как построен сюжет повести?

(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей - картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (глава ХI). Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно... Не буду же я несчастнее других, в самом деле?» А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы - в ее природности.)

Какой цвет сопровождает образ Олеси?

(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, кораллов - единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви (последний эпизод).

Почему счастье героев оказалось таким коротким?

(Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, - темой недостижимости счастья.)

В чем, по-вашему, идея рассказа?

(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

Деталью в литературе принято называть элемент, имеющий значительную смысловую эмоциональную нагрузку. Деталь иначе можно назвать компонентом выразительной подробности литературного произведения. Многие литературоведы условно классифицируют детали на внешние и психологические. Первые характеризуют внешнее, предметное бытие человека (среда обитания, наружность) и разделяются на пейзажные, вещевые и портретные. Вторые изображают внутренний мир героя.

В прозе А.И. Куприна присутствуют оба вида деталей, причем внешние детали нередко принимают в его произведениях психологический характер. Так, например, в повести «Олеся» нитка красных бус, на первый взгляд является деталью внешней. Однако данная деталь несет функцию символа негаснущей любви и чистого естественного чувства героини. Каждая из бусинок ассоциируется с нескончаемым огоньком любви. Поэтому исходя из функции данная деталь из внешней превращается в психологическую.

В том же произведении можно встретить и много конкретно внешних деталей. Например, портрет героини полностью детализирован. Куприн сознательно избегает излишней описательности лица девушки, но он акцентирует внимание на больших темных глазах Олеси, ее бровях, придающих взгляду властности, лукавства, но в то же время и наивности, и на своевольном изгибе губ героини. Именно в этих деталях, по мнению автора, и заключалась вся Олесина прелесть и оригинальность, к которым нельзя ни привыкнуть, ни, тем более позабыть.

Кроме того, портретные детали в повести несут также большую силу художественной выразительности, поскольку на протяжении всего произведения они помогают передавать малейшие оттенки мыслей и чувств героини. Так, например, нервное вздрагивание губ Олеси показывает горечь и отчаяние. А вот глаза девушки, выражают то волнение, то испуг, то радость встречи, таким образом помогая автору отобразить чувства девушки и в счастливые и в трагические моменты жизни героини.

В повести «Гранатовый браслет » деталь становится причиной развязки мучительной любовной истории, продолжавшейся более восьми лет. Браслет, подаренный главной героине – Вере Николаевне, становится символом огромной любви мелкого чиновника Желткова , отдавшего любимой женщине последние, что у него было. Кроме того, данная деталь также символизирует смерть: княгиня сравнивает подарок Желткова с кровью, и сам автор сравнивает пять гранатов браслета с кровавыми алыми огнями.

В повести « » внешние, на первый, взгляд детали одежды являются также и психологическими деталями. Так, легкое голубое платье Суламифь и белый плащ Соломона помогают отразить душевное состояние героев во время первой их встречи. А венец из кроваво-красных рубинов и хитон пурпурного цвета, показывает любовь и отчаяние царя после смерти возлюбленной.

В целом, можно сказать, что А.И. Куприн в своих повестях достаточно широко использует детали, как внешние, так и психологические. За счет этого писателю удается в небольшом по объему произведении достаточно подробно отобразить героя в значительные и важные идейные моменты, его внутренний мир, а также показать широкую картину жизни.

«Барбос и жулька Куприн» - Молодец на овец, а на молодца и сам овца. Объясните смысл пословиц. На всякую беду страху не напасёшься. Кто не испытал дружбы, до смерти. Почему изменилось поведения Барбоса? Сердце соколье, а смелость воронья. Будь верен тяжело разлучиться. Домашнее задание. Дружбе, верности. Тема урока: Александр Иванович Куприн.

«Куприн Олеся» - Как построен сюжет повести? Какой цвет сопровождает образ Олеси? Зимний пейзаж подчеркивает отрешенность от цивилизации. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена бежать из лесного гнезда. Олеся не знает расчета, себялюбия. Учитель Феоктистова О.В. МОУ «СОШ №8». Герой ожидает новых впечатлений. Какое значение имеет место действия рассказа?

«Биография Куприна» - Краткая биография. Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом". Семнадцать лет, которые писатель провел в эмиграции, были малоплодотворным периодом. Приходит к Ленину в 1918 с предложением издавать газету для деревни - "Земля". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться.

«Куприн Александр Иванович» - В 90-х г.г. знакомится с Буниным, Чеховым и Горьким. Публикует очерк "Москва родная". Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину. Повесть «Поединок» (1905). В 1901г. Семнадцать лет писатель провел в эмиграции. Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Куприн эмигрирует за границу.

«Творчество Куприна» - Повесть "Олеся" (1898). Родился 8 сентября 1870 г. в городке Наровчатове Пензенской губернии. Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку. В эпоху революций. Кроссворд. 3. 7. В кадетском корпусе появились первые склонности к литературе. Отец умер от холеры. Биография Александра Ивановича КУПРИНА.

«А.И.Куприн» - Словарная работа. Тапер –музыкант, играющий в небольших ресторанах, на танцевальных вечерах. РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1829–1894), русский композитор и пианист. Зеленый домик в Гатчине.

Всего в теме 39 презентаций

В своих произведениях А.И. Куприн уделял большое внимание детали. Основная функция данного приёма -- оттенить чувства героев, раскрыть их внутреннее состояние более полно.

В повести «Олеся» главное событие в жизни героя словно «подготовлено» состоянием природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась еще сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Герой предчувствует, что впереди его ожидает «неопределенное беспокойство». Тревожное настроение усиливается и на лексическом уровне, в частности употреблением слов: визг, дикий смех, глухая угроза. В результате ещё до завязки сюжета и герой, и читатель ожидают трагическую развязку, которая становится неизбежной, как и борьба со стихией.

В повести практически все события происходят на лоне природы, следовательно, пейзажс постоянно присутствует в произведении и отражает всё, что происходит между героями, а также их внутреннее состояние: «Мы в это время находились как раз на середине длинной, узкой и прямой, как стрела, лесной просеки. Высокие, стройные сосны обступали нас с обеих сторон, образуя гигантский, уходящий вдаль коридор со сводом из душистых сплетшихся ветвей. Голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари...» Несмотря на счастливое объяснение влюбленных, внутреннее напряжение сохраняется благодаря использованию эпитетов: голые, облупившиеся, багровый. Далее тревога сохраняется: «корявые стволы», «изогнутые сучья». Описывая прогулку героев ночью автор использует определенную цветовую гамму: « иссиня-бледными пятнами», « тонкие стволы берез белели»,» были наброшены серебристые, прозрачные...покровы». Данные цвета создают впечатление некой призрачности и зыбкости происходящего объяснения.

Определенную символику можно обнаружить и в следующем отрывке, во время попыток героя объяснится с Олесей относительно их будущего: «Она сорвала ветку боярышника с пышным гнездом белых цветов и воткнула себе в волосы». Боярышник - символ целомудрия, надежды. Во время обрядов бракосочетания греческие девушки украшали голову сплетенными из ветвей боярышника венками. Героиня словно предчувствует дальнейшее предложение Ивана Тимофеевича и подсознательно соглашается, несмотря на внешний отказ. Таким образом природа оказывается невольным участником в жизни героев.

Пейзаж имеет определенное значение и в повести «Суламифь». Встреча Соломона и бедной девушки Суламифи происходит на виноградном поле. А.И. Куприн, опираясь на оригинальный текст «Песни Песней», выбирает местом действия именно виноградник. Виноград - это символ плодородия, жизнерадостности и жизненной силы, что находит впоследствии своё отражение в характере главной героини, которая не ведает страха и готова на всё ради своей любви.

Встречи влюбленных начинаются на природе среди «серебряно-зеленые» олив, «зелени можжевельника», «где зеленая трава пестреет нарциссами». Неслучаен выбор писателем зеленого цвета. Он символизирует зарождение нового, надежду, радость - всё,что чувствуют герои в момент становления своей любви.

В своих произведениях А.И. Куприн использует богатую цветовую палитру, но преобладающим цветом у автора является красный и его оттенки. Не исключение и повесть «Суламифь»: «тяжелые, густые темно-рыжие волосы, в

которые она воткнула два цветка алого мака...», «самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод», « пурпур, багряница и виссон, шитый золотом». (красный цвет - значение)В образе самой Суламифи присутствует оттенок красного, автор подчеркивает её рыжие волосы, вводя в произведение символ огня -- тепла и жизненной силы, которую и олицетворяет героиня. В совокупности все символы создают единый образ вечной любви героев. Противопоставляет «солнечную» энергию Суламифи А.И,Куприн темной силе ревнивой царицы Астис, изображая её с синими волосами (посмотреть синий цвет)

В повести «Гранатовый браслет» автор продолжает традицию цветовой символики, опираясь на красный и зеленый цвет. (цитата про гранаты). Сам браслет благодаря наличию зелёного граната олицетворяет надежду героя в его любви. В сочетании с редкостью зеленых гранатов А.И. Куприн подчеркивает исключительность высокой любви героя. Красный цвет появляется и в конце повести -- во время прощания княгини Веры с Желтковым: (цитата про розу) добавить про красный цвет

В данной повести, как и во всем своем творчестве, писатель воссоздает пейзаж, отражающий более глубоко внутреннее состояние героев. В «Гранатовом браслете» таковым является описание разговора двух сестёр. Здесь писатель показывает восприятие природы Верой:

«Я тебя понимаю, - задумчиво сказала старшая сестра, - но у меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой... Я скучаю, глядя на него.. .»

«Но ты только посмотри, какая красота, какая радость - просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна Богу за все чудеса, которые он для нас сделал!»

Отношение Веры к природе показано более холодно и сдержанно. Она предстаёт перед читателем спокойной и умиротворённой, довольной своей жизнью. Создаётся впечатление, что восторженное отношение сестры к природе ей несколько чуждо. Однако тут же Вера замечает: «Я люблю лес... Разве может он когда-нибудь прискучить? Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером...» . Незначительная, на первый взгляд, деталь позволяет увидеть яснее её внутреннюю жизнь. Она не так холодна. Как могло показаться вначале, ей не чуждо чувство природной красоты.

Пейзаж снова появляется в конце повести, уже после гибели Желткова и осознания Веры, что настоящая любовь «прошла мимо неё». Именно в момент наивысшего потрясения души, под звуки сонаты Бетховена, Вера Николаевна бежит на улицу и обнимает ствол акации. Куприн прямо заявляет о взаимодействии природы и души человека: цитата с. 557 -- ветер сочувствует). Природа словно становится участником событий, происходящих в жизни героев.

Особой деталью данной повести является Аппассионата Бетховена -- музыка становится неотъемлемой частью хода произведения и поворотным моментом в восприятии Веры. Музыка проходит сквозь всё произведение -- заявленная в эпиграфе, она появляется в предсмертном письме Желткова и является финальной точкой в конце произведения.

В последнем, рассматриваемом нами произведении «Колесо времени» несколько меняется цветовая гамма. Здесь на передний план выходит розовый цвет. В начале во время беседы с итальянцем рассказчик, описывая своё внутреннее состояние, говорит: «Я уже чувствовал, как в голову мне входил давно знакомый розовый газ - веселый и страшный…», «Розовый газ в моей голове густел и делался красным». Розовый цвет ассоциируется у героя и со своей возлюбленной: «вдруг так похорошела, так порозовела и посвежела», «А утром, когда она еще спала, я увидел на ее лице тот неописуемо-розовый нежный оттенок, который бывает на перьях фламинго перед переходом в белый цвет». Розовый цвет символизирует утонченную любовь, нежность, незрелость, слабость, робость, сентиментальность. Этот цвет становится не столько цветом героини, сколько оттеняет чувства героя, испытываемые во время любви к ней. И саму любовь герой связывает с этим цветом: «в первые розовые дни нашей любви».

В «Колесе времени», в отличие от предыдущих рассматриваемых нами произведениях, появляются образы животных, которые олицетворяют собой героев. На протяжении всего романа Мария сравнивает Мишику с медведем (это сходство подчеркивается именем главного героя): «Но медведей я обожаю!», «Мой обожаемый медведь!», «Впрочем, довольно, мой Медведь».

Герой сравнивает себя в своей любви с неуклюжим пингвином, в то время как Мария окрылена своим чувством: «Но, сравнивая себя в этом смысле с Марией, я сказал бы, что у нее были за плечами два белоснежных, длинных лебединых крыла, я же летал, как пингвин». Мишика объясняет это сходство следующим образом: «Вначале я очень остро и, пожалуй, даже с обидой чувствовал ее духовное воздушное превосходство надо мною и мою собственную земную тяжесть».

Завершая проводить параллели между героями и олицетворяющими их внутренне состояние птицами, автор вводит образы павлина и фламинго (их значимость писатель подчеркивает одноименным названием глав). Павлин изначально символизировал бессмертие и долголетие. А.И.Куприн использует более поздние коннотации - болтливость, чванливость, тщеславие. Герой спрашивает Марию о тех вещах, о которых она не считает нужным говорить и неоднократно вынуждает её уходить от ответа. Тщеславие выражается в его отношении к работе Марии: «Самые слова "ручная работа" показались мне какими-то уж очень прозаичными, будничными, жалкими, годными для швей и портних».

Образ розового фламинго ассоциируется с героиней и её особенной, возвышенно-жертвенной любовью: «У фламинго прелестная, необычайная окраска оперения: она и не розовая и не красная, она особенная». Здесь появляется мотив новой жизни, которая начнется вскоре у героини: на полотне она собирается изобразить зарю, вскоре она сама примет решение оставить героя несмотря на свою любовь.

Загрузка...