ecosmak.ru

Крым в произведениях писателей и поэтов. «Союз писателей Республики Крым» - региональная общественная организация

Крымским курортам очень повезло с рекламой. Лучшие слоганы для него писали настоящие гении литературы. Например, Маяковский обессмертил евпаторийские здравницы своим "Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории". А чего стоит пушкинское: "Холмы Тавриды, край прелестный, Я снова посещаю вас, Пью жадно воздух сладострастья, Как будто слышу близкий глас Давно затерянного счастья"…

Однако классики увозили из Крыма не только восторженные впечатления. Александр Сергеевич, например, в Крыму промотал все деньги и простыл, Булгакова укачивало на теплоходе, а Маяковский жаловался на комаров и грязные пляжи.

В бархатный сезон — время, когда, вплоть до начала прошлого века в Крым приезжала основная масса отдыхающих, прибывали и самые известные крымские курортники от литературы. Но как оказалось, тот период, который сегодня принято называть бархатным, раньше именовался иначе.

"Первоначально было три сезона, — объясняет крымский историк Андрей Мальгин. — Бархатный наступал сразу после Пасхи. Существует несколько версий возникновения этого названия: и по материалу одежды, и по тому, что в это время в Крым приезжало дворянство, вписанное в бархатные книги. Потом наступал ситцевый, самый бедный сезон — в июле-августе Крым посещала публика с доходами ниже средних.

А сезон с 15 августа и до середины октября назывался шелковым, в это время цены вырастали в пять- шесть раз, приезжала самая богатая публика. Как раз поспевал виноград, и этот сезон еще назывался виноградным. Но со временем шелковый сезон стали называть бархатным из-за мягкой погоды".

ПУШКИНУ НЕ ХВАТАЛО ДЕНЕГ

Это в стихах великий классик называл Крым "брегами прекрасными", зато в письмах — "стороной важной и запущенной". Ступив на крымскую землю в августе 1820 года вместе с семьей Раевских, поэт успел пожить в Гурзуфе, побывать в Керчи, Феодосии и Бахчисарае.

"В Гурзуфе не принято было отдыхать до того, как в 1881 году герцог Ришелье не построил здесь дом, где в последующем останавливалась вся путешествующая знать, — рассказывает завотделом музея им. Пушкина в Гурзуфе Светлана Дремлюгина.

В этом же доме провели три недели и Раевские вместе с Александром Сергеевичем, пребывавшем в южной ссылке. За проживание и питание у Ришелье не нужно было платить. Тем не менее, Пушкин умудрился поиздержаться и писал к брату с просьбой выслать ему денег".

Сам поэт писал о времени, проведенном в Гурзуфе, следующее: "...жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество".

21-летний Пушкин с младшим на два года Николаем Раевским развлекались, как могли, ведь тогда Гурзуф, даром что был популярнее Ялты, не мог предложить культурного досуга.

"Дегустировали вина, катались на лодках и лошадях. Однажды они за четыре дня добрались верхом из Гурзуфа в Бахчисарай. В дороге Александр Сергеевич простудился, но даже лихорадка не помешала ему заметить, сколь красива легенда о “фонтане слез” и сколь удручающе само состояние ханской резиденции. Позже он написал в письме: "Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат", — рассказывает Светлана Михайловна.

Понятие пляжного отдыха во времена Пушкина уже существовало, но отличалось от современного. "Загорать было не принято. В моде была светлая кожа. А купаться, по мнению врачей, можно было только до 11 утра и не дольше пяти минут.

Есть сведения, что Пушкин умел плавать, а еще — что они с Раевским из оливковой рощи подглядывали за дамами. Тогда еще не придумали купальные костюмы и погружались в воду неглиже

Еще ходили слухи, будто Александр Сергеевич в Гурзуфе воспылал любовью к одной из дочерей Раевских. Он действительно увлекся, но не одной, а всеми четырьмя сестрами, но любви ни к одной из них он не испытывал. Зато его очень впечатлила некая молодая татарка из ближайшего села".

ЧЕХОВ: "СКУЧНО КАК В СИБИРИ"

Антон Чехов, пожалуй, был самым известным крымским курортником. "Доходило до того, что мошенники по пути в Ялту выдавали себя за него, флиртовали с барышнями, а до Антона Павловича потом доходили слухи о его якобы безнравственном поведении", — рассказывает научный сотрудник музея Чехова в Ялте Алла Головачева.

В 1888 году писатель впервые приезжает в Крым. Его поезд приходит в Севастополь. Оттуда в Ялту нужно было добираться на лошадях. "Ехали или один день, делая остановку у Байдарских ворот для обеда, или два дня с ночевкой у Байдарский ворот, — рассказывает Ирина Ганжа. — Перекладные брички с парой лошадей до Ялты стоили 7,32 руб., фаэтон парой — 15 руб., тройкой лошадей — 20 руб. (средняя зарплата рабочего в это же время 14 руб. — прим)".

В этот визит Антон Павлович посетил Георгиевский монастырь, позже приезжал в Феодосию, Коктебель, Бахчисарай. А когда врач сообщил ему неутешительный диагноз, Чехов принимает решение переехать в Крым, климат которого считался полезным для больных туберкулезом.

Поначалу Ялта не нравилась Антону Павловичу, в письмах он называл ее помесью чего-то европейского с чем-¬то мещански-ярморочным: "Коробкоообразные гостиницы, в которых эти рожи бездельников-богачей с жаждой грошовых приключений, парфюмерный запах вместо запаха кедров и моря, жалкая, грязная пристань…"

Позже Чехов начинает называть Ялту "теплой Сибирью" за скуку, царящую в городке в любое время года. В первые приезды писатель останавливался в гостиницах, но уже в 1898 году купил небольшой (800 саженей) участок на окраине Ялты. Земля обошлась Чехову в 4 тыс. руб. Уже через год Антон Павлович переезжает в готовый дом с матерью и сестрой. Здесь пишет и общается с заезжими писателями: Толстым, Горьким, Сулержицким.

А вот привычные для сегодняшних курортников развлечения Чехов позволить себе не мог. Загорать было не принято, а купаться запретил врач.

"Уже поселившись в Ялте, Чехов купил дачу в Гурзуфе (теперь отдел нашего музея) и стал владельцем кусочка берега с пляжем, — рассказывает Алла Головачева. — В письмах он не раз упоминал, что там будут отдыхать его родные. Но сам писатель пляжем ни разу не воспользовался. В то время морские купания проходили под наблюдением медика. А он не рекомендовал писателю водные процедуры".

БУЛГАКОВ: "ПЛЯЖ В ЯЛТЕ ЗАПЛЕВАН"

Своим первым вояжем к крымским берегам Михаил Афанасьевич обязан Максимилиану Волошину, пригласившему Булгакова с женой в гости в Коктебель. "В июне 1925 г. писатель с женой Любовью Белозерской сели на поезд и через 30 часов сошли на станции Джанкой, откуда через семь часов шел поезд до Феодосии", — рассказывает крымский литературовед Галина Кунцевская.

Добравшись до Коктебеля, чета Булгаковых прогостила у Волошина больше месяца, успев приобщиться к местному чудачеству — собиранию полудрагоценных камешков, которое Булгаков охарактеризовал как "спорт, страсть, тихое умопомешательство, принимающее характер эпидемии". А вот в нудистских возлежаниях на пляже и походах в горы, которые ввел в моду Волошин, чета Булгаковых участия не принимала.

"На обратном пути Михаил Афанасьевич с женой отправились на пароходе в Ялту, на котором их сильно качало, отчего писателю было нехорошо. Вечером они отплыли из Феодосии, а рано утром увидели Ялту и отправились на дачу Чехова, которая уже стала музеем и где мечтал побывать Булгаков", — объясняет Галина Кунцевская.

В своих воспоминаниях Михаил Афанасьевич пишет, что в Ялте им пришлось снять слишком дорогой номер в гостинице (других не осталось) за 3 руб. с человека в сутки. Средняя зарплата в это же время — 58 руб. На вопрос, почему не горит электричество, Булгаков услышал ответ: "Курорт-с!".
А вот строки о ялтинском пляже:

"...он покрыт обрывками газетной бумаги... и, понятное дело, нет вершка, куда можно было бы плюнуть, не попав в чужие брюки или голый живот. А плюнуть очень надо, в особенности туберкулезному, а туберкулезных в Ялте не занимать. Поэтому пляж в Ялте и заплеван...

Само собою разумеется, что при входе на пляж сколочена скворешница с кассовой дырой, и в этой скворешнице сидит унылое существо женского пола и цепко отбирает гривенники с одиночных граждан и пятаки с членов профессионального союза".

А вот еще о ялтинском торговом квартале:

"…магазинчики налеплены один рядом с другим, все это настежь, все громоздится и кричит, завалено татарскими тюбетейками, персиками и черешнями, мундштуками и сетчатым бельем, футбольными мячами и винными бутылками, духами и подтяжками, пирожными. Торгуют греки, татары, русские, евреи. Все втридорога, все "по-курортному", и на все спрос".

МАЯКОВСКИЙ ПИАРИЛ КРЫМ

Громогласный футурист бывал в Крыму шесть раз. "Наверное, это была генетическая любовь, — рассуждает Галина Кунцевская. — Ведь в Крыму жили его дед и бабушка. Впервые он приехал в Крым в 1913 году, посетив Симферополь, Керчь и Севастополь с выступлениями. Затем бывал в Ялте и Евпатории".

В 1920 году декретом Совнаркома было решено использовать крымские дачи и дворцы для оздоровления трудящихся, и, начиная с 1924 г., Маяковский ежегодно приезжает в Крым, чтобы выступать перед курортниками-пролетариями.

"Особенно ему нравилось в Евпатории, — рассказывает Галина Кунцевская. — Обычно он жил в гостинице "Дюльбер". Выступал не только в концертных залах. В санатории "Таласса", например, эстрадой послужила терраса, к которой вынесли даже лежачих больных на кроватях".

В начале 20-х годов проживание в "Талассе" и "Дюльбере" обходилось в сумму от 162 до 300 руб. (средняя зарплата в это же время — 58 руб.) Правда, за проживание Маяковский не платил, о чем сам упоминал в письмах: "Получил за чтение перед санаторными больными комнату и стол в Ялте на две недели".

Те строки, которые выдавал на-гора поэт о крымской природе ("Хожу, гляжу в окно ли я — цветы да небо синее, то в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния"), о санаториях ("Людей ремонт ускоренный в огромной крымской кузнице"), и просто о курорте ("И глупо звать его "Красная Ницца", и скучно звать "Всесоюзная здравница". Нашему Крыму с чем сравниться? Не с чем нашему Крыму сравниваться!") служили Крыму отличной рекламой.
Однако сам Маяковский, оказывается, замечал на полуострове не только хорошее. Вот, например, что он писал о пляжах:

"Простите, товарищ, купаться негде: окурки с бутылками градом упали, — здесь даже корове лежать не годится. А сядешь в кабинку — тебе из купален вопьется заноза-змея в ягодицу".

Возмущал поэта и ассортимент евпаторийского рынка:

"...хоть четверть персика! — Персиков нету. Побегал, хоть версты меряй на счетчике! А персик мой на базаре и во поле, слезой обливая пушистые щечки, за час езды гниет в Симферополе".

И, в конце концов, Маяковский выдает Крыму убийственное резюме: "Страна абрикосов, дюшесов и блох, здоровья и дизентерии".

УКРАИНКЕ ГРЯЗИ НЕ ПОМОГЛИ

Леся Украинка написала в Крыму одни из самых романтичных своих произведений ("Бахчисарай", "Ифигения в Тавриде", "Айша и Мухаммед"). Но ездить сюда ее заставляла не муза, а тяжелая болезнь — туберкулез костей.

По указаниям доктора поэтесса приезжала на полуостров трижды: с матерью в 1890 г. она отдыхала в Саках, с братом — в Евпатории год спустя, и в 1907-м — с мужем в Балаклаве и Ялте.

"Во времена Леси Украинки лечение на Мойнакских грязях было процедурой, которую не все здоровые могли вынести, — рассказывает научный сотрудник Евпаторийского краеведческого музея Людмила Дубинина. — Человека укладывали на цементированные площадки, обмазывали глиной с головы до ног.
Так он лежал, потел и не мог пошевелиться. Потом нужно было еще лежать обмотанным простыней. Так вот сейчас все это занимает двадцать минут, а в те времена — больше двух часов. Эти процедуры очень тяжело давались Лесе Украинке, и она писала в письмах, что от них ее самочувствие ухудшилось".
Процедуры были не только изматывающими, но и дорогими. Курс грязелечения в 1910 г. стоил 45 руб. — для простых людей (больные лежали по несколько десятков в одном зале) и 130 руб. — для пациентов побогаче (процедуры проходили в отдельной комнате). А ведь приходилось еще каждый день платить 5—15 руб. лечащему врачу. Для сравнения: корова в те годы тоже стоила 5 руб.

Лечили поэтессу еще и водными процедурами, но уже в Евпатории. "Курортники проходили в надстройку над водой, из которой можно было спуститься в воду. Там раздевались и окунались. Раздевались — это, конечно, громко сказано. Купальные костюмы были очень закрытые: длинные рубахи для мужчин и короткие платья для женщин", — рассказывает Людмила Дубинина.

В 1907 г. Леся Украинка приезжает с мужем в Севастополь. Но затем, по совету врачей, пара перебирается в Ялту, где поэтесса вновь лечится и вновь напрасно. Своей сестре она пишет: "... здесь я дошла до такого состояния, что лежала в городских скверах — настолько кружилась голова". Возможно, поэтому Крым отразился в произведениях Леси Украинки отнюдь не курортными настроениями.

Вот, например, что она пишет о путешествии на плато Ай-Петри: "Солнце палящее сыплет стрелы на мел белый, ветер вздымает порох, душно... ни капли воды... это будто дорога в Нирвану, страну всесильной смерти..."…

ЖЕМЧУЖИНА ОТ ЕКАТЕРИНЫ

Крымский историк, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин, поясняет, что в 1783 г., когда Крым присоединили к России, климат его считался нездоровым.

"Русские люди были убеждены, что, кроме лихорадки, здесь получить ничего невозможно. Поэтому путешественники прибывали в Крым не на курорт, а за впечатлениями. Первой сюда приехала Екатерина II в 1787 году. Тогда она и назвала Крым лучшей жемчужиной в ее короне", — рассказывает Андрей Витальевич.
По его словам, в качестве лечебного ресурса полуостров начал использоваться в 20-х годах XIX века, когда открылись свойства сакских грязей. Саки, таким образом, стали первым курортом в Крыму.

"Дома здесь первоначально строили представители знати: Воронцов, Бороздин и им подобные. Это было дорогостоящее увлечение. А массовое паломничество в Крым начинается в 50-х годах XIX.
Ливадия стала царской резиденцией, после чего прокладывается железная дорога, строится первая гостиница "Россия". После этого приближенная ко двору публика начинает ездить в Ялту.
В 90-е годы был введен новый тариф. Железная дорога стала госпредприятием, что дало возможность уменьшить цену на билет, и в Крым начал ездить средний класс, — рассказывает Андрей Мальгин.

Пути из Москвы до Симферополя и от Симферополя до Ялты стоили одинаково — около 12 рублей (при средней стоимости работы за день 20 коп.). Это было по карману средним чиновникам. А купцы, рабочие и крестьяне не ездили в Крым.

И дело было не только в деньгах. Просто в силу кругозора никому не пришло бы в голову бросать работу и хозяйство, чтобы ехать куда-то".

МОРОЖЕНОЕ С КОФЕ — КАК БУТЫЛКА ВОДКИ

В конце XIX века ялтинские цены были на уровне московских. Особенно это касалось гостиниц и ресторанов при них. Например, в 1903 г. в первоклассной гостинице "Россия" в центре Ялты цены с ноября по август были от 1,5 руб. за сутки, а с августа по ноябрь — от от 3 руб. Для сравнения: земский учитель получал 25 руб. в месяц.

В отеле "Ялта" (возле современной канатной дороги) номер обходился в сумму от 75 коп. до 5 руб. за сутки. В этом же году в московской гостинице "Боярский двор" номер стоил от 1,25 руб. до 10 руб. в сутки.

В ресторане ялтинского городского сада в курортный сезон завтраки из 2-х блюд стоили 75 коп. и подавались от 11 до 1 часа дня. Обеды из 2-х блюд - 60 коп., из 3-х - 80 коп., из 4-х - 1 руб., подавались с 13.00 до 18.00.
В кондитерской Флорена, расположенной на набережной Ялты напротив гостиницы "Мариино", в 1890-м году стакан чая стоил 10 коп., кофе — 15 коп., чашка шоколада с бисквитами — 25 коп., а порция мороженого — 25 коп. В это же время в Москве за 40 коп. можно было купить бутылку водки.

Тип тура: Автопешеходный маршрут
Тур по маршруту: Старый Крым - Феодосия - Коктебель - Ялта
Продолжительность тура: 3 дня / 2 ночи

Стоимость тура: 9600 руб. на одного участника тура.

Во время путешествия туристы узнают о известных поэтах и писателей живших в Крыму. В г. Старый Крым увидят усадьбу А. Грина и место его упокоения.
В г. Феодосия путешественники познакомятся с творчеством и Дом - музеем сестер Цветаевых. В пос. Коктебель туристы посетят Дом – музей художника и поэта М. Волошина. В г. Ялта паломники познакомятся с Ялтинским Дом — музеем А.П.Чехова и его театром.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Россия, Крым

МАРШРУТ: Старый Крым — Феодосия - Коктебель - Ялта

УРОВЕНЬ СЕРВИСА: Стандарт

Тематическая программа
Благодаря чарующей красоте природы, Крым всегда был источником вдохновения для многих деятелей культуры, искусства и литературы. Одним приходилось задерживаться здесь на несколько месяцев, другие предпочитали намного дольше не расставаться с музой и оставались на несколько лет. Они останавливались в гостях, на дачах или строили собственные дома.
Всем, что мы знаем о Крыме, мы обязаны русской литературе, Державину, Пушкину, и даже одна из главных идей мировой литературы «война есть сумасшествие» тоже родилась в Крыму у Льва Толстого во время обороны Севастополя.
Но самое литературное место на полуострове – это Коктебель. Дача Максимилиана Волошина стала сначала центром притяжения художников и поэтов Серебряного века, а потом и советских писателей. В конце 19 века здесь на много километров вокруг не было ни одного колодца пресной воды. Но Волошин решил, что раз профиль на Карадаге напоминает его собственный, это – предопределение, и строит дом. Волошин опередил гениального Ле Корбюзье, вписав свой дом в окружающий ландшафт. В него же он вписал и русскую литературу. Здесь гостили Цветаева, Гумилёв, Мандельштам, Ходасевич, Булгаков, Остроумова-Лебедева… В советские годы за сезон бывало более сотни художников и писателей.
Марина Цветаева приезжала к Волошину из Феодосии, о которой говорила, что это «сказка из Гауфа, кусочек Константинополя». Теперь, какой она была, мы можем увидеть в музее Цветаевых.
Чтобы исполнить мечту Александра Грина о собственном доме, его жена втайне продала его же подарок – золотые часы – и купила вот этот домик в Старом Крыму. Ненадолго, но он продлил ему жизнь.
Тур знакомит гостей с историческими местами и творчеством поэтов и писателей проживавших в Крыму в разные периоды времени. Это такие известные поэты и писатели: А.С. Пушкин, А. Грин, А.П.Чехов, М. Волошин и другие. Гости посетят города и Дома - музеи русских поэтов и писателей, где были написаны яркие шедевры, пополнившие коллекцию русской литературы.

Программа тура

1 день
Встреча в аэропорту г. Симферополя.
Поездка в г. Старый Крым. Посещение Дом - музея А. Грина, знакомство с его романтическим творчеством, с известными литературными произведениями, местом его упокоения. Посещение старо крымского Литературного Дом-музея. Знакомство с творчеством Паустовского. многих писателей. Пешеходная экскурсия на водопад Паустовского.
Обед в татарском кафе (татарская кухня).
Прибытие в г. Феодосия.Посещение картинной галереи И.К.Айвазовского–художника-мариниста.
Посещение Феодосийского Дом-музея А. Грина. Знакомство с литературными экспонатами и личными вещами писателя.
Посешение Дом-музея сестер Цветаевых. Знакомство с творчеством сестёр Цветаевых в Феодосии.

2 день
Завтрак.
Трансфер в пос. Коктебель. Экскурсия по Дом — музею М. Волошина.
Экскурсия знакомит гостей с историей возникновения литературного и художественного общества русской интеллигенции в Коктебеле. Паломники посетят Дом – музей художника и поэта Максимиляна Волошина, услышат историю о необыкновенном человеке, объединившего лучшую половину русской интеллигенции. Также посетят гору М. Волошина - место паломничества художников поэтов, писателей.
Прогулка по Коктебелю.
Трансфер в Ялту. Экскурсия по Южному берегу Крыма.
Размещение в гостинице. Ужин. Свободное время.

3 день
Завтрак.
Посещение Дом — музея А.П. Чехова. Знакомство с творчеством писателя, его личными вещами, с историей написания произведения «Дама с собачкой».
Прогулка по набережной г. Ялта, знакомство с театром А.П.Чехова и скульптурной композицией «Дама с собачкой».
Переезд в Гурзуф.
Обед в Гурзуфе в ресторане.
Посещение дома-музея Пушкина и экскурсия по Гурзуфскому Парку (фонтаны «Ночь» и «Рахиль»).
Трансфер в аэропорт. Отъезд.

В СТОИМОСТЬ ТУРА ВХОДИТ:
Проживание, трехразовое питание, экскурсионная программа, транспортное обслуживание, медицинское страхование

В России немало мест, упоминание которых рождает целую вселенную ассоциаций – климатических, исторических, культурных. Скажешь «Сибирь», и вспомнишь Ивана Грозного, Ермака – плеяду знаменитых первооткрывателей, великие комсомольские стройки, снега и морозы. Скажешь «Камчатка», «Поморье», «Приморье», «Кавказ» – в голове сотни историй завоеваний, отпечатков чьих-то воспоминаний, образов первооткрывателей, строителей и защитников, связанных с этими пространствами. А вот при упоминании Крыма никак не обойтись без русской литературы в жизни этого удивительного полуострова.

Стукну по карману – не звенит.
Стукну по другому – не слыхать.
Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать….

(Н. Рубцов)

В Крыму побывало столько знаменитостей, что хватит на целую цивилизацию. А из произведений, касающихся полуострова, можно составить весомую библиотеку.

Так или иначе, все представители славянской северной культуры ощутили дыхание времени, пропитанное южным морским бризом и климатическим разнообразием таврических пейзажей.

В Керчи бывали Пушкин, Чехов, Короленко, Маяковский, в Гурзуфе видели Горького, Бунина и Куприна. В Севастополе родился и жил Аркадий Аверченко, в Ялте поправлял здоровье Андрей Платонов. Подростком бегала по тёплой гальке Стрелецкой бухты будущая поэтесса Анна Ахматова, Балаклаву навещал Островский, Бальмонт, Паустовский… Коктебель неотделим от имени Максимилиана Волошина, сюда заглядывали Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Викентий Вересаев, Корней Чуковский и множество других знаменитостей. Об их дневниковых записях, полных «крымских заметок» впору писать целую книгу…

Самые ранние связи полуострова с русской литературой обнаруживаются в начале XIX века. В Симферополе трудился чиновник Павел Иванович Сумароков. Племянник одного из крупнейших поэтов XVIII века на поприще чиновника дослужившийся до тайного советника и губернатора, в Крыму написал весьма любопытную книгу «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», где дал очень точные описания многих местных уголков: «Хочешь ты вкушать сладкое в душе чувство? Останься на Салгире. Хочешь ли ты развеселить себя необыкновенным зрелищем? Перейди Байдары. Желаешь ты встретить великолепие? Явись в окрестности Ялты. А вздумал ты предаться мирному унынию? Побывай в Форосе. Наконец, страдаешь ли ты от любви или терпишь иную напасть, то усядься на берег Черного моря, и рев волн рассеет мрачные мысли твои».

Замечательный русский драматург Александр Николаевич Островский был в Крыму только раз. О своих впечатлениях он был не многословен, но в одном из источников заметил «на южном берегу рай». Записи в его дорожном дневнике, случайно найденном в 1970-е годы, кратки, как штрихи или точки на рисунке, но довольно живописны.

Особое впечатление на писателя произвел Малахов курган, что вылилось на страницы его писем к друзьям: «…Был в несчастном Севастополе. Без слез этого города видеть нельзя. Когда вы подъезжаете с моря, вам представляется большой каменный город в превосходной местности, подъезжаете ближе – и видите труп без всякой жизни. Я осматривал бастионы, траншеи, видел все поле битвы…», «я сорвал на Малаховом кургане цветок, он вырос на развалинах башни и воспитан русской кровью…»

И, конечно, южные берега России не могли обойтись без «солнца русской поэзии»…

«Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием? Или воспоминание самая сильная способность души нашей, и им очаровано всё, что подвластно ему?» (из письма Д.).

В доме, который принадлежал герцогу де Ришелье, молодой Александр Пушкин остановился летом 1820 года, прибыв в Гурзуф вместе с семьей генерала Раевского.

Восторг от южной природы и замечательных друзей воплотился в поэмы «Кавказский пленник», «Таврида» и «Бахчисарайский фонтан», лирический цикл стихов.

Великие замыслы рождаются именно там, где само время оставило свой исторический отпечаток. В одном из последних писем из Гурзуфа поэт связывает с этим местом замысел знаменитого романа: «Там колыбель моего „Онегина“».

Оставил поэт всея Руси и своеобразную «крымскую загадку» пушкиноведам:

Там, некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень,
И дева юная во мгле тебя искала,
И именем своим подругам называла.

Кто являлся поэту «девой юной» во плоти? Неизвестно до сих пор…

Влияние моря на Александра Сергеевича оказалось несомненно полезным, и даже несколько медитативным. Поэт вспоминал: «Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря и заслушивался целые часы».

Среди зелёных волн, лобзающих Тавриду,
На утренней заре я видел Нереиду.
Сокрытый меж олив, едва я смел дохнуть:
Над ясной влагою полубогиня грудь
Младую, белую, как лебедь, воздымала
И пену из власов струёю выжимала

Окунулся в атмосферу субтропического побережья и статский советник, дипломат, поэт, драматург и композитор Александр Сергеевич Грибоедов. Он живо интересовался прошлым и настоящим полуострова, изучал произведения древних географов, вчитывался в страницы русских и восточных летописей.

Грибоедов был желанным гостем во многих домах, его постоянно окружали назойливые поклонники и поклонницы. Но охотнее всего он посещал дом, принадлежавший опальному генералу-декабристу Орлову, проводившему лето в Крыму. Грибоедов знал генерала давно, разделял его взгляды. Общение с ним принесло душевное облегчение и Грибоедов отправляется в длительное путешествие. В селе Аян (ныне Родниковое) поэт любуется истоком Салгира, проезжает через ущелье Ангар, направляясь к знаменитой крымской пещере Кизил-Коба. Здесь, в одном из «коридоров», была высечена надпись на стене: «А.С. Грибоедов, 1825».

«Быть в Крыму и не сделать посещения Чатыр-Дагу, есть дело предосудительного равнодушия», – писал Сумароков.

Издревле славяне звали гору Палат-гора, так как она похожа на палатку. И действительно, это уникальное плато, раскинувшееся в южной части полуострова посещают почти все, кто отправляется в странствия по здешним местам. И цель Грибоедова также именно эта яйла́ (слово произошло от общетюркского «яй» – «лето» и турецкого yaylak, что означает высокогорное летнее пастбище). Этот горный массив вызывал особые ассоциации у поэта, повидавшего Кавказ. Поднявшись на самую его вершину, Грибоедов был восхищён открывшейся перед ним панорамой. Здесь застает его ночь, и он спускается к овчарне, ночует у чабанов, любуясь звёздами. В этот день ему повстречался петербургский знакомый, и издатель «Отечественных записок».

Известный редактор и журналист Павел Петрович Свиньин пишет: «Почти на Чатыр-Даге встретился я с Александром Сергеевичем Грибоедовым; и сердечно сожалею доселе, что ненастная погода не допустила меня сделать с столь милым товарищем путешествие на вершину сего крымского гиганта, где бы мог он быть лучшим для меня чичеронием (ироническое шутливое прозвище проводника) прим. Ред.), ибо весьма часто посещает из Симферополя высочайшую гору Тавриды, – вероятно, чтобы питаться чистым горным воздухом, вдохновенным для пламенного воображения поэта-психолога» («Знакомства и встречи на Южном берегу Тавриды».

«В Алупке обедаю, сижу под кровлею, которая с одной стороны опирается на стену, а с другой на камень, пол выходит на плоскую кровлю другого хозяина. Из Алупки – в Симеиз. Сливы, гранаты, коурма, – роскошь прозябания в Симеизе»

Грибоедов любуется шумным плесканием волн. Встречается с великим польским поэтом Адамом Мицкевичем на даче Олизара, наносит визит Аю-Дагу.

Знаток русской истории стремится к Херсонесу, древней Корсуни, которой посвящает немало лаконичных, но ёмких по мысли записей. На одном из холмов между Песочной и Стрелецкой бухтами он задумался: «Не здесь ли Владимир построил церковь? Может, великий князь стоял на том самом месте, где я теперь…».

Александр Сергеевич был первым из путешественников, кто вспомнил о пребывании у херсонесских стен русских дружин, заговорил о князе Владимире, который крестился в Корсуни (Херсонесе) и принёс на Русь православие. Это было не просто упоминание. Грибоедов намеревался писать трагедию о великом русском реформаторе. Для более обстоятельного знакомства с Гераклейским полуостровом он совершает специальную верховую поездку, осматривает побережье вплоть до Херсонесского маяка.

Из письма другу и сослуживцу С. Н. Бегичеву: «Брат и друг! Я объехал часть южную и восточную (явная описка – западную) полуострова. Очень доволен моим путешествием, хотя здесь природа против Кавказа всё представляет словно в сокращении: нет таких гранитных громад, снеговых вершин Эльбруса и Казбека, ни ревуще­го Терека и Арагви, душа не обмирает при виде бездонных пропастей, как там, в наших краях. Зато прелесть моря и иных долин, Качи, Бельбека, Касикли-Узеня (речки Чёрной) и проч., ни с чем сравнить не можно»

Визит на полуостров наносил и другой великий драматург и писатель, из «Шинели» которого, по меткому выражению Достоевского, вышла чуть ли не вся русская литература.

Гоголь почувствовал южное дуновение Средиземноморья, по его собственным словам, когда «пачкался здесь в минеральных грязях», как сообщал в своем письме к В. А. Жуковскому.

Процесс лечения великого русского писателя, чьё имя сейчас треплют досужие кинематографисты, был длительным, но приятным. Больных укладывали в выложенные на деревянных площадках в форме овала в человеческий рост ванны из ила, прогретого на солнце до 33 градусов по Реомюру, что соответствует 41,25 градуса Цельсия. Ванну загораживали от ветра, чтобы температура долго не падала. Время воздействия целебной грязи зависело от вида болезни, физического состояния пациентов. Грязь с больных смывали тёплой солёной водой из озера – рапой. После чего всех развозили по дачам и домам.

Полуостров произвел на Николая Васильевича неизгладимое впечатление, а здешние грязи ему весьма помогли. Пациент доктора Оже мечтал ещё раз побывать в Крыму. С 1848 года и до самой смерти он грезил об этом, но безрезультатно: необходимых «проклятых денег» собрать он так и не смог.

В найденной гоголевской заметке «О Таврии» исследователи творчества автора «Вечеров на хуторе…» обнаружили хорошее знание писателем важнейших краеведческих источников и истории Крыма. Вероятно, в голове у него роились замыслы, связанные с крымским хронотопом. Замыслам этим не дано было осуществиться…

В Таврии побывали сразу два Льва Николаевича русской цивилизации.

Лев Николаевич Гумилёв, который немало времени посвятил археологическим изысканиям, один из полевых сезонов работал в составе экспедиции в Крыму, на раскопе палеолитической стоянки Аджи-Коба.

Лев Николаевич Толстой служил здесь во время Первой Севастопольской обороны, командовал батареей на 4-м бастионе, был награждён орденом Святой Анны 4-ой степени. В осажденном Севастополе он пробыл ровно год и не только воевал, но и писал. В те годы из-под его пера вышли знаменитые «Севастопольские рассказы». О Севастополе в русской литературе упоминают очень многие авторы. «Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю», – написал К. Паустовский, которые не раз бывал в городе воинской славы. Но город не только упоминается в военных «летописях», он служит и местом вдохновения. Всеволод Вишневский именно здесь написал известную коммунистическую драму «Оптимистическая трагедия».

Ясно, что полуостров не может быть не связан с «морской» темой.

Александр Куприн любил выходить с рыбаками в море, любил этот городок и его обитателей – греков-рыбаков. Из под его пера вышел целый цикл прекрасных очерков о Балаклаве и ее жителях – «Листригоны». Куприн очень хотел здесь поселиться, даже купил участок земли для постройки дома, но не получилось. Памятник писателю стоит на Набережной Балаклавы.

Если в пушкинские времена Гурзуф сиял великолепием, то позже и Ялта стала одной из «южных» столиц Российской империи – здесь подолгу жили те, кто составлял «вершки» российской культуры.

А. П. Чехов прожил на своей Белой даче неполных пять лет, с 1899 по 1904 год. Здесь написаны «Три сестры» и «Вишневый сад», знаменитый «крымский» рассказ «Дама с собачкой». Впрочем, о Чехове и Ялте можно написать целый роман…

В только что построенной ялтинской гостинице «Таврида» (бывшая «Россия»), которая сама является архитектурным объектом, за год до смерти жил Некрасов, приехавший в Ялту подлечиться два месяца. А вот, где останавливался Иосиф Бродский, когда он был в Ялте почти спустя век, никто не знает.

Максим Горький в Крыму провел около месяца. Ознакомившись с богатыми музейными коллекциями Херсонеса, справедливо отметит: «Крым для исторической науки – золотое дно!» Однако для него как для автора золотым дном оказались встречи с местными жителями, доверием которых он пользовался в полной мере, поскольку не чурался никакой работы. В Ялте, чтобы заработать денег на хлеб, ему пришлось разгружать в порту баржи и пароходы, а в Никитском саду - окапывать деревья. В Феодосии Горький участвует в строительстве мола, а затем через Керченский пролив переправляется на Кавказ, где спустя год в Тифлисе с публикации рассказа «Макар Чудра» начнется его большая и плодотворная жизнь в литературе.

В Алуште, у подножия горы Чатыр-Даг, он провел ночь возле костра старого крымского чабана. Мудрый старик угостил Горького ухой из только что выловленной рыбы, познакомил с народными сказками и поведал притчу, которая потом под пером пролетарского писателя преобразится в «Песнь о Соколе».

Поэт Илья Сельвинский провел в Крыму юность, учился в евпаторийской гимназии, которая ныне носит его имя. В начальные советские годы Сельвинский спорил с самим Маяковским, видимо, воздух Крыма воспитал в нём личность решительную и неординарную. В годы революции он принимал участие в революционном движении, воевал в Гражданскую в РККА, сменил множество профессий, был грузчиком, натурщиком, репортером, цирковым борцом, а после покаянного письма, которое вышло из-под его пера после публицистической полемики с Маяковским, устроился сварщиком на электрозавод. В то время он писал о Крыме так:

Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох,
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох

Судьба Сельвинского как крымского поэта, как потомка одного из коренных местных народов, заслуживает отдельного упоминания.

Он не предавался разгульности богемы как иные «художники», а вступал в бой, не дорожа тем, что его могут уничтожить и он не напишет больше стихов, которые войдут в хрестоматии. С 1941 года он на фронте в рядах РККА, сначала в звании батальонного комиссара, затем подполковника. В боях получил две контузии и тяжёлое ранение, сам замнарком обороны наградил его золотыми часами за текст песни «Боевая крымская», ставшей песней Крымского фронта.

Однако не один Сельвинский отличался храбростью и самоотверженностью. Задолго до него известный русский писатель-маринист Станюкович принял участие в Крымской войне, хотя было ему всего 11 лет. За участие в севастопольской обороне он награждён двумя медалями, а потом написал о тех событиях книги: «Севастопольский мальчик», «Маленькие моряки» и «Грозный адмирал».

Крым недаром почитается как место чудес. Однако не только литературная слава оставила здесь свой след. В 1921 году в феодосийской газете была напечатана статья, в которой говорилось, что в море под Кара-Дагом появился «огромный гад». Для поимки морского змея была отправлена рота красноармейцев. Когда солдаты прибыли в Коктебель, то змея не обнаружили, а увидели лишь предлинный и широкий след на песке.

Впрочем, даже этот «нелитературный», а, скорее, зоологический эпизод всё же оказался, по версиям некоторых исследователей, связан с процессом творчества. Максимилиан Волошин отправил вырезку «о гаде» Михаилу Булгакову. Возможно, она подтолкнула писателя к созданию повести «Роковые яйца».

Изрядный стилист и нобелевский лауреат писатель Иван Алексеевич Бунин впервые в Крыму побывал в апреле 1889-го.

«Вам должно быть в эту минуту ужасно странно представлять, что Ваня сидит в Севастополе, на террасе гостиницы, а в двух шагах начинается Чёрное море? Часа в три я нанял парусную лодку, ездил к Константиновской крепости, а к Байдарским воротам ехать пришлось на перекладных - по шоссе, в бричке…».

Великолепно оформленные стилистические «окна прозы» Бунина, так называемого крымского цикла, отражали в себе экспрессивные наброски видов Южной и Юго-Западной части Крыма, где особенно любил бывать Иван Алексеевич.

Во многих произведениях Иван Бунин упоминает или описывает населённые пункты Крыма, крымские географические и исторические достопримечательности: Ялту (стихотворение „Кипарисы“, рассказ „Пингвины“), Севастополь (рассказ „Крым“), Гурзуф, Бахчисарай, Алупку, «со скал летящий Учан-Су»… Даже живя за границей, Бунин неоднократно вспоминал о Крыме. По старой привычке, отправляясь в межсезонье к морю, в Ниццу, он постоянно сравнивал её с Ялтой. И сравнение было не в пользу Ниццы.

Писатель С.Н. Сергеев-Ценский, прославился тем, что написал целый цикл «Преображение России», где кроме художественной части имеются многочисленные документальные свидетельства эпохи, оказался в Крыму на гребне волн политических событий вместе с Куприным. Случилось это в октябре 1905 года.

Во время волнений Сергей Николаевич оказался свидетелем черносотенных погромов и превышения полномочий армейскими чинами. Его показания были использованы на суде над погромщиками.

Армейские власти наказали его, заключив под домашний арест, а в декабре и вовсе уволили из армии. Позже писатель построил в Крыму небольшой домик и жил там припеваючи.

Куприн впервые побывал в Крыму в начале столетия. В год начала самого страшного в истории России столетия он повстречался в Ялте с Чеховым. Интеллигентность и редкий дар Антона Павловича как рассказчика очаровали Куприна. Он очень тяжело переживал смерть писателя, отразив всю глубину этой утраты в своих воспоминаниях «Памяти Чехова».

Летом и осенью 1905 г. Куприн живет сначала в Севастополе, потом в Ялте, а с августа – в Балаклаве: «…Чтобы отправляться в море с рыбаками не в качестве пассажира, желающего совершить морскую прогулку, а равного с ними в труде товарища, я вступил в рыболовецкую артель… Предварительно жюри, состоящее из старосты и нескольких выборных, испытало мою сноровку в работе и мускульную силу, а уже затем меня приняли», – рассказывал он Мамину-Сибиряку.

По воспоминаниям жены Куприна, отцы города, рыбаки и почтенные владельцы домов и виноградников нашли, что для процветания Балаклавы было бы важно заполучить писателя в постоянные жители. Поэтому они обратились к нему с предложением приобрести участок земли, расположенной против Генуэзской башни в балке Кефало-Вриси. Цена была назначена низкая, но, земли там было чрезвычайно мало – только узкая полоска вдоль дороги, остальное же – голая скала. Александр Иванович увлекся идеей посадить свой сад на бесплодном каменистом участке.

В Коктебеле многое неотделимо от имени Волошина, известного поэта, публициста, художника и большого оригинала.

В 1893 году его мать Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер, из обрусевших немецких дворян) приобретает небольшой участок земли в татарско-болгарской деревушке Коктебеле и переводит 16-летнего юношу в гимназию в Феодосии. Волошин влюбляется в Крым, и это чувство он пронесет через всю жизнь. В дальнейшем поэт посещал многие европейские города и страны – Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. Он искренне любил Париж, но жил (тоже по любви) только в Крыму. В середине двадцатых он создал здесь «Дом поэта», напоминающий своим обликом одновременно средневековый замок и средиземноморскую виллу. Здесь побывали сестры Цветаевы, Николай Гумилев, Сергей Соловьев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич, художники Василий Поленов, Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Бенуа…

На Набережной Ялты огромной шаровидной кроной выделяется платан Айседоры, которому не менее 500 лет. Поговаривают, что знаменитая балерина под этим деревом назначала свидания Сергею Есенину. Однако документально известно посещения Есениным Крыма в несколько ином качестве. Как и Александр Вертинский, молодой Сергей Есенин служил санитаром в санитарном поезде. В конце весны 1916 года он пишет своему другу Мурашеву: «Еду в Крым. В мае ворочусь. Живи, чтоб всем чертям было тошно, и поминай меня. Поезд сегодня уходит в 6 ч. Письма сбереги».

В Евпаторию поезд прибывает в 1 час ночи, вокзал находился в то время в районе нынешней станции Евпатория-Товарная. Утром команда санитаров, в которой состоял и Есенин, участвует в транспортировке раненых «18 офицеров и 33 нижних чинов» из вагонов в санитарный транспорт, на котором раненых перевозили по улицам города до ворот госпиталя, затем на носилках их доставляли в палаты. Для санитаров-новобранцев это было непростым физическим и моральным испытанием.

Поезд военно-полевой госпиталь оставался в Евпатории более суток, а 2 мая утром он прибыл Севастополь. В Евпатории после работы команда санитаров должна была отдохнуть, служба санитаров была довольно тяжелой, возможно, им удалось побывать на море. Правда, в творчестве Есенина посещение Евпатории, да и сама санитарная военная служба не отразилась.

В поселке Гаспра, к западу от Ялты, жил выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, а будущий автор «Лолиты», тогда совсем юный В. Набоков предавался в здешнем парке любимому занятию – ловил бабочек…

Марина Цветаева здесь познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

Ныне в «доме Волошина», кроме музея, расположен по его завещанию и Дом творчества писателей. Они тут отдыхали и работали. Например, в Коктебеле писал свой знаменитый роман «Остров Крым» В. Аксенов.

Другая «великая женщина русской литературы» совсем маленькой девочкой тоже гуляла по прибрежным камушкам. Каждое лето семья потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке снимала дачу в Туровке. С семи до тринадцати лет «дикая девчонка», как ее прозвали местные жители, росла у моря. Эти годы были не только становлением личности будущего поэта (Ахматова не любила, когда её называли поэтессой), они отмечены самого разного рода переживаниями.

Уход отца из семьи, следствием чего стал отъезд ее матери с пятью детьми в Евпаторию, принёс во впечатления девочки грустную и даже горестную ноту. Анна Ахматова вспоминала: «Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов.

В X Международном литературном фестивале «Чеховская осень - 2019» в г.Ялта, который прошел в Ялте с 21 по 24 октября, приняли участие поэты и писатели из разных стран: России, Украины, Донецкой Народной Республики, Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Германии, Сирии, Италии, Ливана, Египта, Черногории, Саудовской Аравии, Индонезии, Вьетнама, Сербии, Марокко, Индии, Бангладеш, Чехии, Республики Коста-Рика, Боснии и Герцеговины, Польши, Албании и Швейцарии. И всех их объединила не только возможность творческого выражения себя, но и возможность рассказать о культуре своей страны и наладить связь между нашими народами. Организатором фестиваля традиционно выступил и в этом году РОО «Союз писателей Республики Крым». Фестиваль стал уже десятым со времени его создания и третьим с новейшей русской истории полуострова.

Все четыре дня члены международного жюри и участники наслаждались интересной и яркой конкурсной программой, круглыми столами, встречами о творчестве Чехова. Открывал Фестиваль 21 октября Президент фестиваля Андрей Чернов, который рассказал о важности объединения писателей Крыма с писателями из других областей России и зарубежья. Были зачитаны приветственные адреса от друзей Фестиваля: Мурадова Г. - Постоянного Представителя Республики Крым при Президенте РФ, Переверзина И. - Председателя МСОО “Международное сообщество писательских союзов”, Бояринова В. - Председателя Московской городской организации Союза писателей России, Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны, Савченко С. - депутата Государственной Думы ФС РФ.

Высокое Международное жюри в составе: Айман Абу-Шаар (Сирийская Арабская Республика) председатель жюри, Терёхин В. (Россия, Калужская область) заместитель председателя жюри, Доха Асси (Арабская Республика Египет) заместитель председателя жюри, Смирнов В. (Шумилов) (Россия, Республика Крым), Кондрюкова Г. (Россия, г.Севастополь), Грачев В. (Россия, Республика Крым), НГУЕН ТХИ КИМ ХИЕН (Народная Республика Вьетнам), Мельников А. (Германия), Томская Л. (Украина), Шалюгин Г. (Россия, Республика Крым), Салихов Д. (Россия, Республика Татарстан), Матвеева М. (Россия, Республика Крым), Рябчиков Л. (Россия, Республика Крым), Голубев М. (Россия, Республика Крым), Илаев А. (Россия, Республика Крым), Берлин Т. (Украина), Попова Н. (Россия, Москва) , Клоссовский И. (Россия, Республика Крым), Подосинникова Л. (Россия, г.Севастополь).

В первый день были проведены конкурсы: «Общественное признание», музыкальные конкурсы «Бери шинель, пошли домой!» и «Свободная авторская песня», «Любовная лирика».

Второй день X Международного литературного фестиваля «Чеховская осень - 2019» прошёл не менее ярко. В этот день у участников была возможность послушать стихотворения, посвящённые природе (номинация «Пейзажная лирика. Крымские мотивы»), работы молодых поэтов («Поэзия молодых»), «Стихи для детей», а также «Гражданская и духовно-философская лирика». Был в этот день проведён и конкурс чтецов среди школьников на тему «Лучший знаток стихов Владимира Луговского». Во второй половине 22 октября гостей фестиваля ждали экскурсии в Массандровский Дворец Императора Александра III и в Дом-Музей А. П. Чехова «Белая Дача». В том же Доме-Музее после экскурсий был организован Час интересных встреч - «Круглый стол», темой которого стало обсуждение творчества Антона Павловича Чехова не только как выдающегося писателя своего времени, но и как личности, впоследствии объединившей писателей и поэтов со всех уголков Мира под одной крышей.

24 октября ознаменовался праздничным закрытием Фестиваля. Были подведены итоги заочных и очных конкурсов, объявлены и награждены все победители и призёры, а также вручён «Гран-При Фестиваля».

В свои страны увезут дипломы и медали 10 лауреатов, участвовавших в конкурсах: «Пейзажная лирика. Крымские мотивы» Sandhu Nupur Majumder (Республика Индия), «Любовная лирика» диплом и бронзовую медаль получила Rubin Sabrina (Республика Бангладеш), «Я люблю тебя, море!» диплом и серебряную медаль получила Гетманенко Инна Владимировна (Украина, г. Днепр), «КРЫМСКАЯ МУЗА» (поэтический ринг или марафон) диплом и бронзовую медаль получил Al Muhaish Nabeel Abdorrahman A (Королевство Саудовская Аравия), «Гражданская и духовно-философская лирика» диплом и серебряную медаль получила Lara Mshawrab (Республика Ливан), заочном литературном « Чеховские мотивы» диплом и бронзовую медаль получила Pankhuri Sinha (Республика Индия), «Писатели и общественность мира о Крыме» диплом и серебряную медаль получил Graham Phillips (Соединенное Королевство Великобритания), «Автор журнала «Брега Тавриды» диплом и серебряную медаль получил Abdulla Issa (Государство Палестина), «Общественное признание» диплом и золотую медаль получил Mohamed Ali Rafie Mohamed (Арабская Республика Египет), «Общественное признание» диплом и золотую медаль получила Sandhu Nupur Majumder (Республика Индия), «За выдающиеся заслуги перед литературой» диплом и золотую медаль получила Rokiah Hashim (Малайзия).

Диплом I -ой степени и золотую медаль Фестиваля получили:

Конкурс «Пейзажная лирика. Крымские мотивы» - Каменщикова Лариса Георгиевна (Россия, Краснодарский край);

Конкурс «Любовная лирика» - Милодан Ариолла Владимировна (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Стихи для детей» - Прудский Александр Николаевич (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Лучший знаток стихов Владимира Луговского» - Шиян Александр Александрович (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Я люблю тебя, море!» - Крылова Любовь Андреевна (Россия, Тамбовская область, г.Тамбов);

Конкурс «КРЫМСКАЯ МУЗА» (поэтический ринг или марафон) - Милодан Ариолла Владимировна (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Гражданская и духовно-философская лирика» - Бабушкин Евгений Васильевич (Россия, Республика Крым, г.Алушта);

Конкурс «Бери шинель, пошли домой! » -Дуэт Струнко Надежда - Межирова Галина (Россия, г.Анапа - г.Омск);

Конкурс «Поэзия молодых» - Алекс Каспер Дрю (Россия, Республика Крым, г.Керчь);

Конкурс заочный «Чеховские мотивы» - Кураев Михаил Николаевич (Россия, г.Санкт-Питербург);

Конкурс «Писатели и общественность мира о Крыме» - Бондарев Юрий Васильевич (Россия, г.Москва);

Конкурс заочный «Автор журнала «Брега Тавриды» - Куняев Станислав Юрьевич (Россия, г.Москва);

Конкурс «За лучшую песню» - Струнка Надежда Александровна (Россия, Краснодарский край, г.Анапа);

Конкурс «За лучшие стихи» Прудский Александр Николаевич (Россия, Республика Крым, г.Ялта);

Конкурс «Приз зрительских симпатий» - Золотарев Алексей Юрьевич (Россия, г.Москва);

Конкурс «Общественное признание» - Кибирева Елена Андреевна (Россия, Курганская область), Mohamed Ali Rafie Mohamed (Арабская Республика Египет), NUPUR MAJUMDER SANDHU (Республика Индия);

Конкурс «За выдающиеся заслуги перед литературой» - Rokiah Hashim (Малайзия), Илляшевич Владислав Николаевич (Эстонская Республика) , Кулунчакова Бийке Исхаковна (Россия, Республика Дагестан);

Кубок, диплом I -ой степени и золотую медаль получили:

Конкурс «Лучшее ЛИТО Крымского полуострова» - Лито фантастов “Клуб фантастов Севастополя и Республики Крым”, Председатель - Гаевский Валерий Анатольевич Николаевич (Россия, Республика Крым);

Конкурс «За выдающиеся заслуги перед литературой» - Иванов - Таганский Валерий Александрович (Россия, г.Москва)

Диплом и награда «Литературный Олимп» от Лиги писателей Евразии были вручены заместителю председателя жюри , руководителю египетской делегации Doha Assy .

Главный приз фестиваля - «Гран - При Фестиваля» и золотую медаль получила замечательная поэтесса из города Ялты – Ариолла Милодан. От председателя жюри Айман Абу-Шаара (Сирийская Арабская Республика) Ариолла получила также и специальный приз – сирийское платье.

X Международный литературный фестиваль «Чеховская осень - 2019» в городе Ялта прогремел на весь мир. Фестиваль удался!

Президент X Международного литературного Фестиваля «Чеховская осень - 201 9 » в г. Ялта

А. Чернов

Каждое новое поколение русских писателей по-своему воспринимало Крым, но ни для одного из них этот полуостров не был только лишь красивым и тёплым местом отдыха. Здесь создавались великие произведения, менялся взгляд на мир, велась борьба со смертью.

Пушкин: «Крым — сторона важная и запущенная»

Александр Пушкин посетил Крым в 1820 году, во время южной ссылки, куда он был отправлен за «вольнолюбивые стихи». Поначалу полуостров не произвёл на поэта большого впечатления, однако позже его поразила природа Крыма. Для него она стала воплощением романтизма, только не богемного петербургского, а настоящего, непритворного: «Погасло дневное светило; / На море синее вечерний пал туман. / Шуми, шуми, послушное ветрило, / Волнуйся подо мной, угрюмый океан». Пушкин не был бы Пушкиным, если бы в письмах к родным и друзьям не отзывался о поездке совсем в другом жанре. В них он называл Крым «страной важной, но запущенной», а о пребывании в Гурзуфе помимо стихов остались и такие его записи: «...жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество».

Память : Три населённых пункта в Крыму носят название Пушкино, а в Симферополе, Гурзуфе, Саках, Бахчисарае и Керчи главному русскому поэту установлены памятники. В Гурзуфе действует музей А.С. Пушкина. Экспозиция в шести залах рассказывает о крымском периоде жизни поэта.

Грибоедов: «Три месяца в Тавриде, а результат нуль»

Александр Грибоедов побывал в Крыму в 1825 году, по дороге на Кавказ. О пребывании на полуострове автор «Горя от ума» оставил воспоминания в дневниках. В первую очередь Грибоедов посетил пещеру Кизил-Коба (Красная Пещера) где в одном из коридоров была высечена надпись: «А.С. Грибоедов. 1825». Писатель совершил восхождение на Чатыр-Даг, пятый по высоте горный массив на полуострове, побывал в судакской долине, Феодосии, Керчи. Почти всю поездку Грибоедов находился в мрачном настроении. В письмах брату он жаловался: «...ну, вот, почти три месяца я провел в Тавриде, а результат нуль. Ничего не написал... ...наехали путешественники, которые меня знают по журналам: сочинитель Фамусова и Скалозуба, следовательно, весёлый человек. Тьфу, злодейство!». В дневниках описания природы перемежаются философскими мыслями: «...вид на крайний мыс южного берега Форус, тёмный, зубцы и округлости отрисовываются позади светящим вечерним заревом. Лень и бедность татар».

Память : На фасаде бывшей гостиницы «Афины» в Симферополе установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1825 году жил великий русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов.

Гоголь: «Был в Крыму. Пачкался в минеральных грязях»

Писатель изучал историю Крыма задолго до поездки. Так, в «Тарасе Бульбе» он описал быт и нравы крымской станицы 15 века. Полуостров Гоголь посетил, чтобы пройти лечение в Сакском курорте, где тогда была единственная на полуострове грязевая лечебница. В письме Василию Жуковскому Гоголь писал: «Проклятых денег не хватило и на половину вояжа. Был только в Крыму, где пачкался в минеральных грязях. Наконец, здоровье, кажется, уже от одних переездов поправилось. Сюжетов и планов накопилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы израсходовалось теперь у меня бумаги и перьев...». В лечебнице писатель провел несколько недель, и хотя совершить большое путешествие по полуострову ему не удалось, Крым оставил в его душе глубокий след. Не случайно спустя 13 лет, когда его здоровье сильно пошатнулось, он хотел снова отправиться в Крым. Однако совершить задуманное писателю не удалось: «проклятых денег не собрал».

Толстой: «На Федюхины высоты нас пришло всего две роты»

Лев Толстой бывал в Крыму трижды, и провел на полуострове в общей сложности два года своей жизни. Первый раз 26-летний писатель попал в Севастополь во время первой обороны, поздней осенью 1854 года, когда после настойчивых требований он был переведён в действующую армию. Какое-то время он находился в тылу, а в последних числах марта 1855 года был переведён на знаменитый четвёртый бастион. Под непрекращающимся обстрелом, постоянно рискуя жизнью, писатель находился на нём до мая, и после также участвовал в боях и прикрытии отступающих русских войск. В Севастополе им были созданы прославившие его «Севастопольские рассказы», которые были новой для того времени литературой. В ней война предстала такой, какая она есть, без пафосного героизма. Командиром граф оказался хорошим, но строгим: запрещал солдатам материться. К тому же, непокорный нрав плохо способствовал военной карьере: после неудачного наступления, в котором ему пришлось участвовать, Толстой сочинил сатирическую песню, которую распевала вся русская группировка войск. Песня содержала строки «На Федюхины высоты нас пришло всего две роты, а пошли полки» и «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить», а также поимённо высмеивалось командование. Во многом эта выходка молодого графа послужила причиной его увольнения из армии, а от более серьёзных последствий его спасла только литературная слава. Второе длительное пребывание Толстого в Крыму пришлось уже на глубокую старость. В 1901 писатель отдыхал в Крыму, в дворце графини Паниной «Гаспра». Во время одной из прогулок он сильно просудился, и хотя поначалу болезнь не казалась серьёзной, вскоре дело приняло такой оборот, что врачи посоветовали родным писателя готовиться к худшему. Несмотря на это, Толстой несколько месяцев боролся с болезнью и победил её. На это время Крым стал культурным центром России: сюда приезжали Чехов, и другие самые крупные российские писатели. Помимо дневников, Толстой работал в Гаспре над повестью «Хаджи-Мурат» и статьёй «Что такое религия и в чём суть её», в которой были, в том числе, и такие слова: «Закон жизни человеческой таков, что улучшение её как для отдельного человека, так и для общества людей возможно только через внутреннее, нравственное совершенствование. Все же старания людей улучшить свою жизнь внешними друг на друга воздействиями насилия служат самой действительной проповедью и примером зла, и потому не только не улучшают жизни, а, напротив, увеличивают зло, которое, как снежный ком, нарастает всё больше и больше, и всё больше и больше удаляет людей от единственной возможности истинного улучшения их жизни».

Память : Во дворце «Гаспра» сохраняется мемориальная комната Толстого, которую писатель занимал во время своего пребывания в Крыму.

Антон Чехов и Лев Толстой в Гаспре, в Крыму. Фото Софьи Толстой. 1901 год. Источник: www.russianlook.com

Чехов: «Ялта — это Сибирь!»

О том, что Антон Чехов несколько лет прожил в Ялте, знают многие, но о том, что, в сущности, он уехал в Крым умирать, известно далеко не всем. После того, как у писателя проявились первые признаки чахотки (туберкулеза), Чехов, как опытный врач, понял, что конец предрешён и вскоре принял решение об отъезде в Крым. В ничем не примечательном тогда городке Ялта он приобрёл небольшой участок, на котором в 1899 году построил небольшой дом, получивший прозвище «Белая дача». Если в Европе «Цветущим кладбищем» (как прозвал его Мопассан) был Лазурный берег, то в России именно Крым был «последней соломинкой» для больных туберкулёзом. Тёплый климат мог немного отсрочить неизбежный исход, но не предотвратить его. Чехов, понимая это, занялся подведением итогов и составлением собрания сочинений. Понимала это и вся литературная Россия, в которой многие стремился помочь Чехову, навестить его в Крыму. Жила на «Белой даче» и помогала писателю его сестра Мария, а жена Чехова, актриса Ольга Книппер (на которой писатель женился в 1901 году), появлялась в Ялте только летом, когда заканчивался театральный сезон. Также в ялтинском доме писателя навещали Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин, Рахманинов и другие крупнейшие деятели культуры. Тем не менее, долгие месяцы в межсезонье писатель проводил в одиночестве, гуляя по опустевшим пляжам и улицам курортного городка. Но чувство юмора его не покидало. В письмах родным он жаловался, что в Ялту газеты приходят с опозданием, а «без газет можно было бы впасть в мрачную меланхолию и даже жениться», в одном из писем он написал, что «Ялта — это Сибирь», а над своей уединённой и непорочной жизнью в Крыму иронизировал, подписывая письма «Антоний, епископ мелиховский, Ауткинский и Кучук-койский ». В Крыму писателем были созданы пьесы «Три Сестры», «Вишнёвый Сад», множество крупных и мелких рассказов. Чехов был знатоком курортной жизни, за долгие годы научившись видеть оборотную сторону праздного отдыха. В рассказе «Дама с собачкой» он писал: «По случаю волнения на море пароход пришёл поздно, когда уже село солнце, и, прежде чем пристать к молу, долго поворачивался. Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых, и когда обращалась к Гурову, то глаза у неё блестели. Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты, и она сама тотчас же забывала, о чём спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку».

Память : В Ялте писателю установлен памятник, а также работает мемориальный дом-музей в здании «Белой дачи».

Дом Чехова в Ялте. Фото 1899 года. Источник: Commons.wikimedia.org

Волошин: «Крым как рыба, выброшенная на берег»

Максимилиан Волошин стал признанным поэтом Крыма. Родившись в Киеве, он с малых лет жил на полуострове, затем получал образование за рубежом, жил в Москве и Петербурге, а после революции окончательно «осел» в Коктебеле. Во время революции и гражданской войны он не принимает ничью сторону, помогая сначала красным, а затем и отступающим белым. Он колесит по Феодосии, пытаясь сохранить культуру Крыма, а позже в собственном имении в Коктебеле создаёт знаменитый «Дом поэта», двери которого «открыты всем, даже приходящему с улицы». В 1923 г. через Дом прошло 60 человек, в 1924-м — триста, в 1925-м — четыреста. В разное время здесь бывали Мандельштам , Белый , Горький , Брюсов , Булгаков , Цветаева , Гумилёв , Зощенко , Чуковский , Нейгауз и многие другие. Волошин чувствовал себя коренным жителем Крыма и всегда вступался за него в различных статьях, причём далеко не всегда вставал на сторону России. В одной из них он писал: «Вот уже второе столетие, как он задыхается, как рыба, вытащенная на берег».

Память : В доме поэта в Коктебеле открыт музей, а могила Волошина на горе неподалеку от него является местом паломничества почитателей таланта поэта.

Дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле. Дата основания — 1984 год. Фото: Commons.wikimedia.org



Загрузка...