ecosmak.ru

Морозов николай васильевич. Русская наука

  • Морозов Н.В., Ганиев И.М., Галлямова И.Н. Ресурсосберегающая биотехнология очистки сточных вод от отработанных смазочных масел предприятий промышленности до норм оборотного водоснабжения / Н.В. Морозов, И.М. Ганиев, И.Н. Галлямова // Междурнар. науч. конф. теор. и приклад. разработок «Научные разработки: евразийский регион«, - М.: Изд. Инфинити, 2019. - С. 191-197.
  • Морозов Н.В., Ганиев И.М., Лебедев Н.А., Алмазова Г.А., Ибрагимов Т.Р. Обезвреживание отработанных смазочных масел в сточных водах производств с использованием консорциума микроорганизмов в распылительно-отстойном биореакторе / Н.В. Морозов, И.М. Ганиев, Н.А. Лебедев, Г.А. Алмазова, Т.Р. Ибрагимов // Вестник технологического университета. Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2018.- Т. 21. - № 12. - С. 78 - 83.
  • Морозов Н.В., Морозов В.Н; Ганиев И.М. Биотехнология глубокой биодеструкции смазочных масел в сточных водах предприятий и сельскохозяйственных объектах / Н.В. Морозов, В.Н. Морозов, И.М. Ганиев // Мат. III Международной научной Интернет - конференции «Биотехнология. Взгляд в будущее«, в 2-х томах, Казань, ИП Синяев, 2014 . - с 18-20.
  • Морозов Н.В., Иванов А.В., Ахметов А.А.,Григорьева Е.Н. Оптимизация условий среды углеводородокисляющих микроорганизмов, используемых для управляемой биодеструкции нефтяных загрязнений. //Материалы VII-ого Московского международного конгресса «Биотехнология: состояние и перспективы развития» М.: 2013.-С. 250-251.
  • Ахметов А.А., Морозов Н.В., Григорьева Е.Н. Итенсификация биодеструкции нефти в сточных водах сельскохозяйственного производства сорбентами растительного происхождения.// Материалы Международной научно-практической конференции «Биотехнология: реальность и перспектива в сельском хозяйстве». Саратов, 2013.-С. 241-243
  • Морозов Н.В., Жукова О.В. Использование штаммов углеводородокисляющих микроорганизмов для очистки сточных вод сельскохозяйственных предприятий от нефтепродуктов малой канализации.//Материалы Международной научно-практической конференции «Биотехнология: реальность и перспектива в сельском хозяйстве». Саратов, 2013.-С. 265-267
  • Морозов Н.В., Иванов А.В, Ахметов А.А. Биотехнология ликвидации нефтезагрязнений ассоциациями нефте - и углеводородокисляющих микроорганизмов, иммобилизованных на сорбентах разной природы.// Материалы Междунарон. научн. техн. конференции «Фармацевтические и медицинские биотехнологии». М.:2012.-С. 463-464.
  • Морозов Н.В., Иванов А.А., Жукова О.В., Чернов А.Н., Степанов В.И. Биопрепараты промышленного образца и их использование для управляемой очистки поверхностных вод от нефтяных загрязнений (при аварийном или локальном вступлении).// Материалы VI-ого Московского международного конгресса «Биотехнология: состояние и перспективы развития» М.:2011.
  • Морозов Н.В., Жукова О.В., Иванов А.В. Биотехнология ликвидации нефтезагрязнений аборигенными штаммами углеводородокисляющих микроорганизмов, иммобилизованными на сорбентах разной природы.// Материалы VI-ого Московского международного конгресса «Биотехнология: состояние и перспективы развития» М.:2011.
  • Жукова О.В. Приложимость биополитических категорий к формам поведения микроорганизмов / О.В. Жукова, Л.З. Хуснетдинова, Н.В. Морозов // Природоохранные биотехнологии в XXI веке. Сборник научных статей. Под редакцией доктора биологических наук, профессора Н.В. Морозова. - Казань: ТГГПУ, 2010. - С. 106-124.

Николай Александрович Морозов родился 25 июня 1854 года в имении Борок Ярославской губернии. Матерью его была крепостная крестьянка А. В. Морозова; отец - молодой богатый помещик Щепочкин, который влюбился в свою крепостную, дал ей вольную и женился на ней. Сын от этого брака (не освященного церковью) получил фамилию матери.

Николай Морозов воспитывалс в доме отца, отличаясь с детства большой любознательностью и особым пристрастием к естественным наукам: он собирал гербарии и коллекции минералов, читал книги из домашней библиотеки, по ночам забирался на крышу дома и часами изучал звездное небо. Пребывание Морозова в московской классической гимназии, куда он поступил в 1869 году, было непродолжительным. За активное участие в организации "тайного общества естествоиспытателей гимназистов" и издание рукописного нелегального гимназического журнала, в котором наряду с научными статьями помещались и заметки на политические темы, Морозов был исключен из 6-го класса.

В начале 1870-х годов Морозов знакомится с видными революционерами-народниками С. М. Кравчинским, Д. А. Клеменцем и другими и вскоре принимает участие в пропаганде освободительных идей среди крестьянства. В этой работе, переодеваясь и выдавая себя то за кузнеца, то за сапожника, Морозов проводит лето 1874 года, переходя из деревни в деревню, ведя беседы с крестьянами, читая и распространяя среди них запрещенную литературу. Когда начались массовые аресты среди народников, Морозов возвращается в Москву, где подвергается преследованию полиции.

Вскоре, в том же 1874 году, он вынужден был уехать за границу. В Женеве Морозов устанавливает связи с русскими эмигрантами, становится редактором бакунинского журнала "Работник", сотрудничает в лондонской газете "Вперед!", издаваемой П. Л. Лавровым. Здесь же он был принят в члены Интернационала. В 1875 году он пытается вернуться в Россию нелегально, но на границе его задерживают жандармы, как одного из "самых опасных русских заговорщиков". {Под этим определением фамилия Морозова значится в списке лиц, который был тайно разослан правительством по всем полицейским учреждениям империи для усиленного розыска и препровождения в тюрьму.}

С 1875 по 1878 год Морозов провел в Петербургском доме предварительного заключения. Не теряя времени даром, пытаясь, по возможности, заниматься математикой, физикой, астрономией, он в тюрьме изучал иностранные языки, готовился к деятельности профессионального революционера. Там были написаны и первые его стихотворения. Во время заключения Морозов привлекался к суду по "процессу 193-х", который длился почти три месяца. В результате он был вновь приговорен к тюремному заключению, но ему был зачтен трехгодичный срок его пребывания в тюрьме.

По выходе из тюрьмы Морозов, узнав, что приговор над ним подлежит пересмотру, как "слишком мягкий", тотчас же переходит на нелегальное положение. К этому времени относится его вступление в организацию революционных народников "Земля а воля", где он вскоре становится одной из руководящих фигур. Вместе с Г. В. Плехановым он редактирует журнал "Земля и воля". Ввиду наметившихся разногласий с Плехановым, отрицавшим индивидуальный террор как метод политической борьбы, Морозов создает особый орган - "Листок "Земли и воли"", посвященный пропаганде террора, и, наконец, в 1879 году входит в состав террористической группы с девизом "Свобода или смерть", тайно возникшей внутри "Земли и воли". После окончательного раскола "Земли и волн" Морозов был членом Исполнительного комитета "Народной воли" (в него входили также А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов, В. Н. Фигнер и другие) и редактором ее печатного органа.

Следуют одно за другим покушения на Александра II, в подготовке которых Морозов принимает активное участие. В 1880 году ему вновь приходится эмигрировать за границу. Во время своей поездки в Лондон он знакомится и беседует с К. Марксом.

Извещенный письмом Софьи Перовской о необходимости его возвращения на родину, Морозов в 1881 году делает вторичную попытку перейти русскую границу и вновь попадает в руки жандармов. В 1882 году по "процессу 20-ти" Морозов был присужден к пожизненному заключению, которое отбывал сначала в Алексеевской равелине Петропавловской крепости (4 года), а затем, с 1834 года, - в Шлиссельбургской крепости (21 год). Он был освобожден по амнистии только осенью 1905 года, после 25-ти лет одиночного заключения.

Все годы пребывания в Шлиссельбургской крепости Морозов посвятил разработке занимавших его научных вопросов, главным образом в области химии и астрономии. Невероятным усилием воли он заставлял себя работать, писать, делать вычисления, составлять таблицы. Это позволило ему тотчас после выхода из тюрьмы опубликовать одну за другой свои работы: "Периодические системы строения вещества" (1907), "Д. И. Менделеев и значение его периодической системы для химии будущего" (1908). Тогда же, во время заточения, было создано и большинство его стихотворений, напечатанных им в книге "Звездные песни". Выход этой книги в 1910 году вызвал судебное преследование и новое годичное заключение, которое Морозов отбывал в Двинской крепости. Год пребывания в тюрьме Морозов использовал для написания своих мемуаров. {"Повести моей жизни", тт. 1-4, Пг., 1916-1918 (изд. 3-е - тт. 1-2, М., 1965).}

После Октябрьской революции Морозов целиком посвятил себя научно-педагогической и общественной деятельности. Он был избран директором Естественно-научного института имени П. Ф. Лесгафта, почетным членом Академии наук СССР.

Перу Морозова принадлежат книги "Откровения в грозе и буре" (1907) и "Христос" (семитомный труд 1924-1932 годов), в которых он на основе данных астрономии и геофизики пытался обосновать совершенно новую концепцию всемирной истории, не представляющую научной ценности, но по-своему примечательную.

Последние годы Морозов жил на родине, в имении Борок Ярославской области, которое было закреплено за ним по личному указанию В. И. Ленина.

Стихи Морозова 1870-1880-х годов печатались в сборниках и периодических изданиях вольной русской печати за рубежом; также за границей был издан и первый сборник стихов Н. А. Морозова "Стихотворения 1875-1880" (Женева, 1880). Революционные события 1905 года и последовавшая за ними амнистия Морозова дали возможность опубликовать первые легальные сборники его стихотворений: "Из стен неволи. Шлиссельбургские мотивы" (Ростов-на-Дону, СПб., 1906) и "Звездные песни" (М., 1910). Только после Октябрьской революции был издан почти исчерпывающий свод поэтических произведений Морозова: "Звездные песни. Первое полное издание всех стихотворений до 1919 г." (кн. 1-2, М., 1920-1921).

Книги

В гениальной книге русского ученого, который провел 27 лет в заключении, Вы получите ответ на вопрос: неужели старинная мечта алхимиков о превращаемости простых веществ друг в друга близка к осуществлению? В настоящей книге показано, как, за весь длинный период своего существования, химия, за исключением своего временного разочарования в XIX веке, ставила своей конечной целью доказать трансформизм металлов и металлоидов и установить законы их естественной эволюции из всенаполняющего мирового эфира, а вместе с тем и дать нам способы, подражая природе, фактически превращать их друг в друга в наших земных лабораториях.

С.-Петербургъ, 1909

Скачать - формат pdf (61.89 Мб.)

Мемуары Николая Александровича Морозова - почетного академика, выдающегося ученого в области естествознания, старейшего революционера, охватывающие его детство, революционную деятельность, 25-летнее заключение в Шлиссельбургской крепости и некоторый период после освобождения. Кроме того, в издание вошли некоторые его письма. Мемуары Морозова носят характер художественной повести. Высокую оценку их художественной стороне дал Л.Н.Толстой.


Скачать - первый том в PDF (15.31 Мб.)
Скачать - второй том в PDF (22.78 Мб.)

Работа "Периодические системы строения вещества" была написана им в период отбывания наказания в Шлиссельбургской крепости за участие в революционной деятельности. В своей книге Морозов развивает мысль о сложном строении атомов и этим обосновывает сущность периодического закона химических элементов. Он отстаивает теоретическую возможность разложения атома, которая в то время большинству физиков и химиков казалась неубедительной, т.к. для этого утверждения ещё не было достаточных экспериментальных доказательств. Н.А.Морозов также высказывает мысль о том, что главнейшей задачей химии будущего станет синтез элементов. Развивая идею Ж.Дюма, Н.А.Морозов предложил периодическую систему углеводородов - "карбогидридов", по аналогии с таблицей Менделеева - "в порядке возрастания их паевого веса", и построил таблицы, отражающие периодическую зависимость ряда свойств алифатических и циклических радикалов от молекулярного веса. Н.А.Морозов предположил, что среди атомов должны существовать химически нейтральные элементы. Ряд вычисленных Н.А.Морозовым атомных весов элементов нулевой и первой группы совпал с определёнными много лет спустя атомными весами соответствующих изотопов. Глубокий анализ свойств элементов нулевой и восьмой группы периодической системы Менделеева привёл Н.А.Морозова к мысли о необходимости объединить их в один нулевой тип, что было также оправдано последующими работами. "Таким образом, - писал известный химик профессор Л.А.Чугаев, - Н.А.Морозов мог предсказать существование нулевой группы лет за 10 до того, как она была фактически открыта. К сожалению, по независящим от него обстоятельствам, это предсказание не могло быть тогда опубликовано и появилось в печати значительно позднее." Поразительным и бесспорным является тот факт, что более 100 лет назад Н.А.Морозов смело и уверенно принял точку зрения сложного строения атомов, превращаемости элементов, допуская возможность искусственного получения радиоактивных элементов, признавая необычайные запасы внутриатомной энергии. По словам академика И.В.Курчатова, "современная физика полностью подтвердила утверждение о сложном строении атомов и взаимопревращаемости всех химических элементов, разобранное в своё время Н.А.Морозовым в монографии "Периодические системы строения вещества".

Николай Александрович Морозов - русский революционер-народник. Член кружка «чайковцев», «Земли и воли», исполкома «Народной воли». Был участником покушений на Александра II.

В 1882 был приговорён к вечной каторге, до 1905 находился в заключении в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. Масон. Почётный член Академии наук СССР.

Политическое убийство - это осуществление революции в настоящем.
(Листок "Земли и воли", 22 марта 1879)

Морозов Николай Александрович

Известен также как учёный, оставивший большое количество трудов в различных областях естественных и общественных наук. Также известен и как писатель и поэт. Награждён орденом Ленина (1945) и орденом Трудового Красного Знамени (1939).

Николай Александрович Морозов родился в 1854 году в родовой усадьбе Борок. Получил в основном домашнее образование, в 1869 году поступил во 2-ю московскую гимназию (не окончил), в которой по собственным воспоминаниям учился плохо, в 1871–1872 годах был вольнослушателем Московского университета.

В 1874 г. вошёл в народнический кружок «чайковцев», участвовал в «хождении в народ», вёл пропаганду среди крестьян Московской, Ярославской, Костромской, Воронежской и Курской губерний.

В том же году выехал за границу, был представителем «чайковцев» в Швейцарии, сотрудничал в газете «Работник» и журнале «Вперёд», стал членом Интернационала. При возвращении в Россию в 1875 г. был арестован. В 1878 г. судился по процессу 193-х, был приговорен к году и трём месяцам заключения и, с учетом предварительного заключения, освобождён по окончании суда.

Продолжил революционную деятельность, вел пропаганду в Саратовской губернии, во избежании ареста перешёл на нелегальное положение. Стал одним из руководителей организации «Земля и воля», был секретарём редакции газеты «Земля и воля».

В 1879 г. принимал участие в создании «Народной воли», вошёл в Исполнительный комитет. Участвовал в подготовке ряда покушений на Александра II, был членом редколлегии газеты «Народная воля».

В январе 1880 г. вследствие теоретических расхождений с большинством руководства «Народной воли» отошел от практической работы и вместе со своей гражданской женой Ольгой Любатович выехал за границу, где выпустил брошюру «Террористическая борьба» с изложением своих воззрений.

Если программа «Народной воли» рассматривала террор как исключительный метод борьбы и в дальнейшем предусматривала отказ от него, то Морозов предлагал использовать террор постоянно в качестве регулятора политической жизни в России.

Разработанная Морозовым теория получила название «теллизма» (от Вильгельм Телль). В декабре 1880 г. Морозов в Лондоне встречался с Карлом Марксом, который передал ему для перевода на русский язык несколько работ, в том числе «Манифест Коммунистической партии».

В 1881 г., узнав об убийстве императора и последовавших арестах, Морозов вернулся в Россию, но был на границе арестован. В 1882 г. по процессу 20-ти был осуждён на пожизненное заключение. До 1884 г. содержался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, а с 1884 г. в Шлиссельбурге.

В ноябре 1905 г. в результате революции Н. А. Морозов после 25 лет заключения оказался на свободе. После этого он посвятил себя науке, начал готовить к печати свои труды, написанные в тюрьме, выпустил ряд книг и статей на различные темы.

В начале 1907 г. в церкви села Копань рядом с Борком Николай Александрович обвенчался с Ксенией Алексеевной Бориславской (1880–1948) - известной пианисткой, писательницей и переводчицей. Они вместе прожили долгую жизнь, но детей у них не было.

В 1908 году вступил в масонскую ложу «Полярная звезда».

30 января (12 февраля) 1910 г. Н. А. Морозов был приглашён С. В. Муратовым от имени Совета Русского общества любителей мироведения (РОЛМ) на должность председателя Совета и оставался его единственным председателем за все время существования общества (до его разгона в 1932 году).

Члены Совета были тогда репрессированы и некоторые из них были амнистированы лишь через полвека. Морозов же, несмотря на свою критическую позицию, был лишь вынужден отбыть в свое имение Борок, где продолжал научную работу, в том числе и на построенной для него РОЛМ астрономической обсерватории.

Морозов не разделял большевистские взгляды. Для него социализм был идеалом общественной организации, однако этот идеал воспринимался им как далекая цель, достижение которой связано со всемирным развитием науки, техники и образования.

Движителем последнего он считал капитализм. Он отстаивал позицию, что нужна постепенная, хорошо подготовленная национализация промышленности, а не её насильственная экспроприация. В своих статьях доказывал несостоятельность социалистической революции в крестьянской России. В вопросе о социалистической революции выступил оппонентом Ленину.

Здесь его позиция была ближе к плехановской. Морозов участвовал в выборах в Учредительное собрание по спискам от Кадетской партии, будучи в одних рядах с В. И. Вернадским.

12 августа 1917 года в Москве в Большом театре по инициативе главы Временного правительства А. Ф. Керенского состоялось Государственное совещание, к работе которого были привлечены деятели революционного движения: князь П. А. Кропоткин, Е. К. Брешко-Брешковская, Г. А. Лопатин, Г. В. Плеханов и Н. А. Морозов. В выступлении на этом совещании Морозов утверждал, что без буржуазии в настоящее время пролетариату не прожить.

Накануне Октябрьской революции Н. А. Морозов занимал примиренческую позицию, примкнув к партии кадетов, ему был предложен пост товарища министра просвещения, от которого он отказался. Н. А. Морозов пользовался уважением у всех революционных партий как один из немногих живых народовольцев.

По словам академика Игоря Курчатова, «современная физика полностью подтвердила утверждение о сложном строении атомов и взаимопревращаемости всех химических элементов, разобранное в свое время Н. А. Морозовым в монографии „Периодические системы строения вещества“».

Н. А. Морозов с 1918 г. до конца своей жизни был директором Естественнонаучного института им. П. Ф. Лесгафта. Членами руководимого им Русского общества любителей мироведения, располагавшегося в здании института, начиналась разработка ряда проблем, связанных с освоением космоса.

Морозов лично принял в этой работе участие, предложив, независимо от американцев, высотный герметический авиационный костюм - прообраз современного космического скафандра. Он же изобрел спасательный экваториальный пояс, позволяющий автоматически превратить верхнюю часть воздушного шара в парашют и обеспечить плавный спуск гондолы или кабины на землю.

В 1939 г. по его инициативе в посёлке Борок Ярославской области был создан научный центр; сейчас там работают Институт биологии внутренних вод и Геофизическая обсерватория «Борок» РАН.

В 1939 году Морозов в возрасте 85 лет окончил снайперские курсы Осоавиахима и через три года на Волховском фронте лично участвовал в военных действиях. В июле 1944 года награждён орденом Ленина.

Н. А. Морозов написал множество книг и статей по астрономии, космогонии, физике, химии, биологии, математике, геофизике, метеорологии, воздухоплаванию, авиации, истории, философии, политической экономии, языкознанию, истории науки, в основном популярного и просветительского характера.

В работах по химии, привлекших внимания Менделеева, провидческие утверждения о сложном составе атомов и возможности превращения элементов и интересные наблюдения об их классификации, стимулированные, вероятно, работами Локьера, сочетаются с безосновательными умозрительными построениями. В области физики Н. А. Морозов пытался оспорить Теорию относительности.

Оказавшись в Петропавловской крепости и не имея другой литературы, кроме Библии, Морозов начал читать «Апокалипсис» и, по собственному признанию: …я с первой же главы вдруг начал узнавать в апокалипсических зверях наполовину аллегорическое, а наполовину буквально точное и притом чрезвычайно художественное изображение давно известных мне грозовых картин, а кроме них ещё замечательное описание созвездий древнего неба и планет в этих созвездиях. Через несколько страниц для меня уже не оставалось никакого сомнения, что истинным источником этого древнего пророчества было одно из тех землетрясений, которые нередки и теперь в Греческом Архипелаге, и сопровождавшие его гроза и зловещее астрологическое расположение планет по созвездиям, эти старинные знаки божьего гнева, принятые автором, под влиянием религиозного энтузиазма, за знамение, специально посланное богом в ответ на его горячие мольбы о том, чтобы указать ему хоть каким-нибудь намёком, когда же, наконец, Иисус придёт на землю.

Исходя из этой идеи как из очевидного и не нуждающегося в доказательствах факта, Морозов попытался рассчитать по предполагаемым астрономическим указаниям в тексте дату события и пришел к выводу, что текст написан в 395 г. н. э., на 300 лет позже его исторической датировки. Для Морозова, однако, это послужило признаком ошибочности не его гипотезы, но принятой хронологии. Свои выводы Морозов, по выходу из заключения, изложил в книге «Откровение о грозе и буре» (1907).

Критики указывали, что такая датировка противоречит несомненным цитатам и упоминаниям «Апокалипсиса» в более ранних христианских текстах. На это Морозов возражал, что, коль скоро датировка «Апокалипсиса» доказана астрономически, то в данном случае мы имеем дело либо с подлогами, либо неверной датировкой противоречащих текстов, которые не могли быть написаны ранее V в.

При этом он твёрдо полагал, что его датировка основана на точных астрономических данных; указания критиков, что эти «астрономические данные» представляют собой произвольное толкование метафорического текста, им игнорировались.

В дальнейших работах Морозов провёл ревизию датировок ряда древних астрономических событий (главным образом, солнечных и лунных затмений), описанных в античных и раннесредневековых источниках, а также нескольких гороскопов, изображения которых были обнаружены в археологических памятниках.

Он пришёл к выводу, что значительная часть датировок необоснованна, поскольку базируется на крайне скупых описаниях затмений (без указания даты, времени, точного места, даже без уточнения типа затмения). Другие древние астрономические события Морозов передатировал, предположив значительно более поздние даты.

Анализируя историю астрономии Китая, Морозов заключил, что древнекитайские астрономические записи недостоверны - списки появления комет имеют явные признаки переписывания друг из друга и из европейских источников, перечни затмений нереальны (записей о затмениях больше, чем их в принципе могло наблюдаться).

В конечном итоге, Морозов предложил следующую концепцию истории: история начиналась с I в. н. э. (каменный век), II век был эпохой бронзы, III - эпохой железа; затем наступает эпоха единой «латино-эллинско-сирийско-египетской империи», властители которой (начиная с Аврелиана) «короновались четырьмя коронами в четырёх странах» и «при каждом короновании получали особое официальное прозвище на языке этой страны», а в наших разноязычных источниках мы, по Морозову, имеем четыре истории той же самой империи, где те же цари выступают под разными именами.

Возникшая в результате путаница и дала нам то, что считается историей древнего мира, вообще же вся письменная история укладывается в 1700 лет и те события, которые мы считаем разновременными, происходили параллельно, а древние литературы созданы в эпоху Возрождения, которая на деле была «эпохой фантазёрства и апокрифирования».

К 368 г. Морозов относит распятие («столбование») Христа, которого отождествляет с одним из отцов церкви Василием Великим. Что же до культур, расположенных вне Средиземноморья, то их история гораздо короче, чем принято считать, например, Индия «не имеет в действительности никакой своей хронологии ранее XVI в. н. э.»

Работы Морозова не были восприняты всерьёз и получили разгромные рецензии. После революции, однако, критицизм сильно умерялся уважением к революционным заслугам Морозова. Сам термин «Новая хронология» впервые употребил именно в разгромной рецензии на книгу Морозова историк Н. М. Никольский.

Об отклике современников на «Христа» и другие работы Морозова оставил свидетельство Юрий Олеша.

Идеи Морозова долгое время были забыты и воспринимались лишь как курьез в истории мысли, но с конца 1960-х гг. его «Христос» заинтересовал кружок академической интеллигенции (не гуманитариев, главным образом математиков, во главе с М. М. Постниковым), и его идеи получили развитие в «Новой хронологии» А. Т. Фоменко и др. (подробнее см. История «Новой хронологии»).

Интерес к «Новой хронологии» способствовал переизданию трудов Морозова и изданию его работ, остававшихся неизданными (три дополнительных тома «Христа», изданы в 1997–2003).

Созданные им в заключении в середине 1870-х гг. стихи были опубликованы в сборнике «Из-за решётки» (Женева, 1877). После освобождения Морозова вышли его сборники стихов «Из стен неволи» (1906), «Звёздные песни» (1910), куда были включены произведения, созданные им за более чем 20 лет заточения. За книгу «Звёздные песни», в которой были выражены революционные настроения, был приговорён к годичному тюремному заключению и весь 1911 год отсидел в Двинской крепости.

В своих стихах Морозов призывает к борьбе против самодержавия, воспевает революционеров и призывает к отмщению за погибших товарищей; также в его стихах имеется сатирический элемент. В 1900-е гг. он обратился к научной поэзии, ориентируясь при этом, вслед за русскими символистами, на опыт бельгийского поэта Рене Гиля. Стихи Морозова вызвали резкую оценку Николая Гумилёва.

Память
* В Ленинградской области есть посёлок имени Морозова.
* В честь Морозова названа малая планета 1210 Morosovia и кратер на Луне.
* Шлиссельбургские пороховые заводы переименованы в 1922 г. в «Завод им. Морозова».
* В Борке (Ярославская область) работает дом-музей Морозова.
* Памятник на могиле Николая Александровича - работы скульптора Мотовилова Г.И.

Николай Александрович Морозов - фото

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Процесс концептуализации исторического знания о российской цивилизации, проявившийся уже в конце 1980-х гг. на фоне кризиса формационной теории, в течение последующих двух десятилетий охватил междисциплинарное пространство социально-гуманитарных и естественных наук, которое в результате влияния антропологического, лингвистического и других «поворотов» было использовано для апробации множества новых идей и познавательных моделей, посвященных объяснению разнообразных проявлений цивилизационной специфики общества и его институтов.

Пессимизм части историков по поводу создания теории цивилизации являлся следствием утверждения в современной отечественной историографии теоретического плюрализма и отсутствия корректного методологического инструментария, нейтрализующего конъюнктуру мировоззренческих и ограниченность узко предметных предпочтений исследователей. Утвердилось характерное и для зарубежной историографии понимание цивилизации в двух вариантах: как ступени, фазы, этапа развития общества, и эта мысль в контексте всеобщей истории и стадиальной версии формационной теории транслировалась сторонниками вектора движения социума к главенству либеральных ценностей; и как локальной цивилизации, сущность которой выводилась из влияния на общество сочетания природных и социо-культурных факторов, а идеи его развития предполагали учёт традиционных ценностей.

2. Исследование семантических полей ключевых понятий с помощью конкретно-исторических методов показало, что система исторического знания о российской цивилизации переживала состояние дефиниционного тупика, преодоление которого представляется возможным посредством возврата к построению классических определений, предложенных автором.

3. Исследователи в условиях нестрогой ориентации на одну из трёх моделей научного познания (классическую, неклассическую, неоклассическую) и неопределённости знаний о цивилизационном подходе предпочитали использовать ситуативную комплектацию методологического аппарата, в целом обедняющую концептуальный план работ, ведущую к отождествлению проблемного поля истории российской цивилизации с привычной проблематикой социальной истории. Аналитика исторического знания о цивилизационном пространстве обогащалась за счёт придания статуса категории таким смысловым фигурам, как: пространство цивилизации как территория / жизненная среда, оппозиция «Восток - Россия - Запад», идентичность. Для поиска характеристик цивилизационной темпоральности использовались линейный и циклично-волновой подходы. Её психофизиологические параметры, выведенные в системе естественно-научных знаний, имели вероятностный характер.

4. Цивилизационный подход как методологическая стратегия предполагает наличие в своей комплектации принципов философского, эпистемологического, общенаучного, дисциплинарного уровней, в том числе имеющих ключевое значение в адекватном отражении цивилизационной специфики предмета исследования, а именно: постулатов П. А. Сорокина и принципов холизма (эмерджентности), историзма и психологизма.

5. Фундаментом для формирования историко-психологического ресурса методологии исторического познания российской цивилизации явилось проблемное поле менталитета русских, которое в отечественной историографии было востребовано для изучения его в качестве системообразующего иррационального основания в жизни общества.

Выделена тенденция к разграничению и уточнению смыслов родственных понятий «менталитет» и «ментальность», в перманентную дискуссию превратилась тема структуры менталитета, представлявшейся в различных конфигурациях психических процессов, состояний и свойств: уровневых, сфероцен-трических и модельных. Научная ценность идей снижалась вследствие распространённой практики включения в менталитет и ментальности вместе со структурами бессознательного ещё и осознаваемых элементов психики, не нуждавшихся в дополнительной идентификации, проявления которых одномоментно подвержены анализу и корректировке со стороны индивида.

6. Авторской версией структуры менталитета русских является горизонтально выстроенная композиция из функционально согласованных архетипиче-ских образов и неосознаваемых стереотипов, отложившихся в этническом самосознании, моделирующая цивилизационную специфику России, не конфликтуя при этом с устоявшимися в научной среде историческими фактами (см. таблицу 2).

7. По результатам проведённой на основе историографических источников экспертизы смыслов концепции о мобилизационном типе развития и идеи державности был сделан вывод о том, что сформировавшиеся в период становления и подъёма российской цивилизации тенденция доминирования мобилизационного типа развития общества и духовная практика идеализации государственной власти в контексте державности, сохранившиеся к началу XXI в. и осмысленные историками, являются, на наш взгляд, признаками проявления одноимённых архетипических образов коллективного бессознательного.

8. Показателем возросшего к концу рассматриваемого периода уровня концептуализации исторического знания о российской цивилизации является сформированная многоуровневая система аналитического ресурса в виде совокупности идей, концепций и теорий среднего уровня, составляющих платформу теоретического понимания её целостности.

Публикации в периодических изданиях из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук

1. Морозов, Н. М. Понятие «теория локальной цивилизации» в отечественной историографии на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / Н. М. Морозов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2. С. 23-28. (0,75 п. л.)

2. Морозов, Н. М. Мобилизационный тип развития российской цивилизации [Текст] / Н. М. Морозов // Вестник Томского государственного университета. Серия История. 2011. № 2(14). С. 175-184. (1,1 п. л.)

3. Морозов, Н. М. Понятие «цивилизационный подход» в отечественной историографии на рубеже XX-XXI вв. [Текст] / Н. М. Морозов // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 23 (238). История. Вып. 47. С. 104-114. (0,75 п. л.)

4. Морозов, Н. М. Менталитет русских: понятие, структура [Текст] / Н. М. Морозов // Вестник российской нации. 2012. Т. 1. Вып. 21. С. 67-88. (1 п. л.)

5. Морозов, Н. М. Этатизм и колонизационная политика в Томской губернии (1906-1911) [Текст] / А. Ю. Карпинец, Н. М. Морозов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 3. С. 85-91. (0,93 п. л., лично автором - 0,9 п. л.)

6. Морозов, Н. М. Время российской цивилизации в контексте естественно-научных знаний: по материалам отечественной историографии конца ХХ-начала XXI вв. [Текст] / Н. М. Морозов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 4 (19). С. 124-129. (0,5 п. л.)

7. Морозов, Н. М. Время российской цивилизации в системе гуманитарных знаний (по материалам отечественной историографии конца ХХ-начала XXI вв.) [Текст] / Н. М. Морозов // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2013. Вып. 5(1). С. 39-48. (1,1 п. л.)

8. Морозов, Н. М. О поиске принципов цивилизационного подхода (по материалам отечественной историографии конца ХХ-начала XXI вв.) [Текст] / Н. М. Морозов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2012. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. № 7. (126). Вып. 22. С. 228-235. (0,6 п. л.)

9. Морозов, Н. М. Рец. Усков И. Ю. Кемерово: рождение города. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. 351 с; ил. [Текст] / Н. М. Дмитриенко, Н. М. Морозов // Вестник Томского государственного университета. Серия История. 2012. №. 1(17). С. 180-181. (0,4 п. л., лично автором - 0,35 п. л.)

10. Морозов, Н. М. Идея манихейской цивилизации в современной отечественной историографии [Текст] / Н. М. Морозов // Вестник ТГПУ. 2013. №2(130). С. 154-158. (0,5 п. л.)

11. Морозов, Н. М. Державность в образе русской власти XI-XVII вв.: по материалам современной историографии [Текст] / Н. М. Морозов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 2. Т. 1. С. 31-34. (0,5 п. л.)

12. Морозов, Н. М. Эпистемологические возможности понятия «варварство» в изучении российской цивилизации [Текст] / Н. М. Морозов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2013. № 3. С. 33-35. (0,45 п. л.)

13. Морозов, Н. М. Державность в современной историографии (проблемы царской власти в XVIII-начала XX вв.) [Текст] / Н. М. Морозов // Гуманитарный вектор. 2013. № 3 (35). С. 54-63. (0,95 п. л.)

14. Морозов, Н. М. Мобилизационный тип развития в контексте экстенсивности / Всероссийская научная конференция молодых ученых «Современные тенденции развития социально-экономических исследований: проблемы и поиски решений». Ростов-на-Дону, 20 июня 2013 г. Секция «История» [Электронный ресурс] / Н. М. Морозов // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 283-284. URL: http://www.hses-online.ru/2013/04/konf/30.pdf (0,1 п. л.)

15. Морозов, Н. М. Осмысление пространства российской цивилизации относительно Запада и Востока (по материалам отечественной историографии рубежа XX-XXI вв.) [Текст] / Н. М. Морозов // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4(31). С. 279-288. (0,6 п. л.)

16. Морозов, Н. М. Державность в современной историографии идеи «Третьего Рима» [Текст] / Н. М. Морозов // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 4(24). С. 184-193. (0,6 п. л.)

17. Морозов, Н. М. Современные интерпретации державности в режимах историчности [Текст] / Н. М. Морозов // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 4(80). Т. 2. С. 288-296. (1 п. л.)

Монографии

18. Морозов, Н. М. Концептуализация знаний о российской цивилизации на рубеже XX-XXI вв. [Текст] / Н. М. Морозов. Кемерово: Изд-во «Практика», 2014.401 с. (18 п. л.)

19. Современные социально-политические процессы в регионах России и мира [Текст] / Н. М. Морозов, Е. В. Волченкова, О. А. Воронина и др. Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. Кн. 2. 102 с. (8 п. л., лично автором - 2 п. л.).

Статьи в научных изданиях, тезисы докладов

20. Морозов, Н. М. О принципах цивилизационного подхода в постижении исторической реальности [Текст] / Н. М. Морозов // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (13-14 ноября 2008 г.). Томск: Изд-во ТГУ,2008. С. 227-232. (0,4 п. л.)

21. Морозов, Н. М. О системности локальной цивилизации [Текст] / Н. М. Морозов // Учёные записки НИИ прикладной культурологи. Кемерово: КемГУКИ, 2009. Т. 1(7). С. 28-32. (0,4 п. л.)

22. Морозов, Н. М. Естественно-научные концепции в исследовании экологической истории региона [Текст] / Н. М. Морозов // Научное творчество молодёжи: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции (14-15 мая 2009 г.). Томск: Изд-во ТГУ, 2009. Ч. 1. С. 262-266. (0,4 п. л.)

23. Морозов, Н. М. Ментальное поле русских в фокусе знаний о российской цивилизации [Текст] / Н. М. Морозов // Материалы научной сессии Института экологии человека СО РАН 2011 года / Под ред. А. Н. Глушкова. Кемерово: Изд-во ИЭЧ СО РАН, 2011. Вып. 3. С. 71-86. (1,45 п. л.)

24. Морозов, Н. М. О концептуальной модели экологической истории российской цивилизации [Текст] / Н. М. Морозов // Шестые Гродековские чтения: Материалы Межрегион, науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы исследования российской цивилизации на Дальнем Востоке». Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, 2009. Т. IV. С. 224-231. (0,75 п. л.)

25. Морозов, Н. М. О роли этнического фактора в экологической истории региона. XX век [Текст] / Н. М. Морозов // Проблемы экологии в современном мире: материалы VI Международной Internet-конф. 25 марта 2009 г. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 190-197. (0,4 п. л.)

26. Морозов, Н. М. О структуре локальной цивилизации в координатах экологической истории [Электронный ресурс] / Н. М. Морозов // Научно-практическая Интернет-конференция «Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность». Красноярск, 2009. URL: http://sib-subethnos.narod.ru/met.html (дата обращения 7.09.2013). (0,5 п. л.)

27. Морозов, Н. М. Общество и природная среда Южной Сибири в XX веке. Простановка проблемы [Текст] / Н. М. Морозов // Современный мир. Современное образование. Проблемы, тенденции развития, подходы. Материалы III межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. В. М. Филиппов. М.: СГУ, 2008. С. 135-149. (0,5 п. л.)

28. Морозов, Н. М. Российская цивилизация как макро-экологический объект [Текст] / Н. М. Морозов // Россия в мировом сообществе цивилизаций: история и современность: V Международная научно-практическая конференция: Сборник статей. Пенза: РИО ПГСХА, 2009. С. 147-151. (0,4 п. л.)

29. Морозов, Н. М. Факторы экологической идентичности Кузбасса в XX веке [Текст] / Н. М. Морозов // Современный мир. Современное образование. Проблемы, тенденции развития, подходы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. М.: Изд-во СГУ, 2009. С. 174-191. (0,8 п. л.)

30. Морозов, Н. М. О структуре локальной цивилизации в координатах истории взаимодействия общества и природной среды [Текст] / Н. М. Морозов // Геополитика и экономическая динамика Евразии: история, современность, перспективы: материалы II Евразийского научного форума (1-3 июля 2009 г.) в 2 томах / Под ред. Б. М. Ягудина. Казань: «Intelpress+», 2010. Т. I. С. 328-338. (1 п. л.)

31. Морозов, Н. М. Неосознаваемое в психолого-историческом портрете русских [Текст] / Н. М. Морозов // Историческая психология в XXI веке: теоретико-методологические проблемы и практика конкретных исследований: мат-лы Всероссийской научн. конф., проходившей в ИГПИ 15 марта 2012 г. / Под ред. И. В. Курышева. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. С. 13-23. (0,5 п. л.)

32. Морозов, Н. М. Проблема пространства российской цивилизации как территории/жизненной среды (по материалам отечественной историографии рубежа XX-XXI вв.) [Текст] / Н. М. Морозов // VIII Чтения, посвященные памяти Р. Л. Яворского (1925-1995): Материалы Международной научно-практической конференции. Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. С. 298-304. (0,4 п. л.)

33. Морозов, Н. М. Государственные приоритеты как движущая сила хозяйственного освоения территории Кузбасса на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / Н. М. Морозов // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (12-13 ноября 2009 г.). Томск: Изд-во ТГУ, 2009. С. 130-135. (0,4 п. л.)

34. Морозов, Н. М. Понятие «мобилизационный тип развития» в отечественной историографии на рубеже XX-XXI вв. [Текст] / Н. М. Морозов // Материалы научной сессии Института экологии человека СО РАН 2011 года / Под ред. А. Н. Глушкова. Кемерово: Изд-во ИЭЧ СО РАН, 2012. Вып. 4. С. 92-99. (0,8 п. л.)

35. Морозов, Н. М. Религиозная основа российской власти [Текст] / Н. М. Морозов // Культура и религия в XXI веке: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (24 апреля 2013 г.) / Отв. ред. А. А. Зарайский. Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. С. 116-123. (0,5 п. л.)

36. Морозов, Н. М. Опыт операционализации цивилизационного подхода [Текст] Н. М. Морозов // Дневник Алтайской школы политических исследований. № 29. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Запад и Восток: межцивилизационные взаимодействия и международные отношения): сборник научных статей / под ред. Ю. Г. Чернышева. Барнаул: АЗБУКА, 2013. С. 40-44. (0,3 п. л.)

37. Морозов, Н. М. Современная историография консервативной мысли второй половины ХГХ-начала XX вв. о самодержавии [Текст] / Н. М. Морозов // Актуальные проблемы современных социальных и гуманитарных наук: материалы третьей междунар. науч. -практ. конф. (26-28 апреля 2013 г.): в 4-х ч. Ч. 2: история и музейное дело / Науч. ред. К. В. Патырбаева. Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т., 2013. С. 32-35. (0,3 п. л.)

38. Морозов, Н. М. Определения российской цивилизации как стадии (ступени, фазы, этапа) [Текст] / Н. М. Морозов // Система ценностей современного общества: сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции / Под ред. С. С. Чернова. Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013. С. 39-44. (0,3 п. л.)

39. Морозов, Н. М. Соотношение понятий «менталитет» и «менталь-ность»: проблема в отечественной историографии [Текст] / Н. М. Морозов // Социальные процессы в современной Западной Сибири: сборник научных трудов / Науч. ред. Ю. В. Табакаев. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013. Вып. 14. С. 117-119. (0,3 п. л.)

40. Морозов, Н. М. Менталитет и ментальности: механизмы устойчивости общества [Текст] / Н. М. Морозов // Восток - Запад: проблемы взаимодействия. Исторический, политический, социальный и религиозный аспекты: сборник статей / Под ред. К. Б. Умбрашко. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. Ч. 1. С. 49-58. (0,5 п. л.)

41. Морозов, Н. М. Изучение теоретико-методологического интерьера исторических наук на рубеже XX-XXI вв. [Текст] / Н. М. Морозов // Материалы научной сессии ИЭЧ СО РАН 2013 года / Под ред. А. Н. Глушкова. Кемерово: ИЭЧ СО РАН, 2013. С. 92-98. (0,55 п. л.)

Жизнь Николая Александровича Морозова была полна ярких, противоречивых, судьбоносных и невероятных событий. По своим энциклопедическим знаниям, творческому потенциалу и огромной работоспособности Н.А. Морозов – явление исключительное. Кем он только ни был: террористом, масоном, изобретателем, летчиком, ученым-энциклопедистом, писателем и поэтом, снайпером... Он и в Двинске времени не терял: находясь в заключении в крепости, Н.А. Морозов писал мемуары и выучил иврит.

Мечтал стать ученым, а стал террористом

По одной версии, 15-летний Николай Морозов в 1869 году был отчислен из 2-й московской гимназии из-за плохой учебы, а чуть позже - в 1971 и 1872 годах - являлся вольнослушателем медицинского факультета Московского университета. По другой, он был исключен из гимназии без права поступать в высшие учебные заведения России за демократические воззрения - сказалось домашнее воспитание. Так, отказав в праве на образование, царская власть сама толкнула его на революционный путь.

Последующее десятиление его жизни было бурным: в 1874 году он стал «народником» и участвовал в «хождении в народ», вел пропаганду среди крестьян. Стал одним из руководителей организации «Земля и воля», а в 1879 году вошел в исполнительный комитет «Народной воли», где главными средствами политической борьбы считались револьвер, кинжал и динамит. Морозов был ярым радикалом и предлагал постоянно использовать террор в качестве регулятора политической жизни. В 1880 году в Лондоне встречался с Карлом Марксом, был близко знаком с казненными за убийство императора Александра П Николаем Кибальчичем, Софьей Перовской, Андреем Желябовым.

Арестовали его в 1881 году (еще до убийства императора) и в 1882-м осудили на пожизненное заключение - было доказано его участие в одном из семи покушений на Александра П, когда народовольцы сделали подкоп под железной дорогой. Три года он провел в одиночке Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Лишь в 1887 году ему впервые дали бумагу, а на следующий год - чернила. В 1984-м он был переведен в Шлиссельбургскую крепость, где находился 21 год.

«Я не сидел в крепости, я сидел во Вселенной»

В холодной одиночной камере Шлиссельбургской каторожной тюрьмы Морозов не просто отбывал наказание. Он ежедневно изучал науки и сделал несколько открытий мирового значения. Вспоминал: «Некоторые вычисления приходилось делать подряд несколько дней и писать цифрами и преобразованиями страниц по двадцать бумаги, а потом сводить все на одну страницу. И голова у меня под конец подобных утомительных операций готова была лопнуть, а бросить посредине и отдохнуть было нельзя, чтобы не потерять связи начала вычислений с их концом».

Во время заточения он по самоучителю выучил одиннадцать иностранных ясыков и после освобождения по амнистии 1905 года сумел вывезти из тюрьмы 26 томов рукописей по различным наукам - химии, физике, математике, астрономии, авиации, политэкономии, истории, математике, биологии и др. На свободе он активно включился в научно-педагогическую деятельность. По представлению Д.И.Менделеева в 1906 году за работу «Периодические системы строения вещества» Морозову без защиты диссертации была присуждена степень доктора химии. Позднее академик Игорь Курчатов отметит: «Современная физика полностью подтвердила утверждение о сложном строении атомов, разработанное в свое время Н.А.Морозовым».

Он преподает в Петербургской высшей вольной школе П.Ф.Лесгафта - педагога, анатома и врача, создателя научной системы физического воспитания. Его избирают членом Русского, Французсского и Британского астрономических обществ и Русского физико-химического общества, он избирается председателем Русского общества любителей мироведения. Академик Сергей Иванович Вавилов так отзывался о Морозове: «Этот научный энтузиазм, совершенно бескорыстная, страстная любовь к научному исследованию должны остаться примером и образцом для каждого ученого, молодого или старого».

Последний арест

В последний раз Николай Александрович Морозов был арестован в Крыму в 1912 году (ему было 58 лет) и по решению Московской судебной палаты заключен в Двинскую крепость. Поводом ареста послужила публикация сборника стихов «Звездные песни», где превалировали революционные настроения и антирелигиозные взгляды. Позднее Николай Александрович вспоминал: «Воспользовался этим случаем, чтобы подучиться древнееврейскому языку для целесообразной разработки старозаветной Библии, и написал там четыре тома «Повестей моей жизни», которые я довел до основания «Народной воли», так как на этом месте окончился срок моего заточения».

Освобождение последовало в 1913 году по амнистии в честь 300-летия дома Романовых. Льва Николаевича Толстого очень заинтересовали мемуары, написанные Морозовым в Двинске: «…прочел с величайшим интересом и удовольствием. Очень сожалею, что нет продолжения…Талантливо написано. Интересно было взглянуть в душу революционеров. Очень поучителен для меня этот Морозов».

«Стремленью духа нет границы,

Широк безбрешный небосклон.

На мощных крыльях белой птицы

Осуществим наш детский сон!»

Николай Александрович Морозов стоял у истоков воздухоплавания и космонавтики. Получив звание пилота, он был председателем комиссии научных полетов, читал лекции в авиационной школе. Более сотни раз сам поднимался в воздух на первых аэростатах, и каждый полет был связан с риском. Не раз терпел аварии, чудом оставаясь живым, и был свидетелем гибели многих русских авиаторов. Он многое сделал для безопасности полетов. Например, создал первый в мире высотный герметический авиационный костюм - прообраз современного космического скафандра, а также изобрел спасительный экваториальный пояс, позволяющий автоматически превратить верхнюю часть воздушного шара в парашют, обеспечив тем самым плавный спуск гондолы на землю.

Двенадцатый иностранный

В Двинской крепости Николай Морозов овладел двенадцатым иностранным языком - ивритом. Благодаря знанию языков, в том числе древних, он в оригинале знакомился с источниками по истории человечества (Библией, например) и по-своему осмысливал заложенную в них информацию. Систематизировав древние тексты, описывающие, вероятно, одни и те же события, обратил внимание, что они датированы разными эпохами. Это позволило Морозову по-новому взглянуть на исторический процесс и создать свою концепцию развития человечества. Таким образом, им были заложены основы пересмотра традиционной истории.

Эта идея не всем пришлась по душе, и в крупных научных центрах (МГУ, в частности) до сих пор происходят схватки «исправителей» хронологии и ученых, придерживающихся традиционных взглядов. Они Николая Александровича не очень жалуют, уличая в фальсификации, отсутствии доказательств, вольной интерпретации и вымысле: «В сфере «гуманитаристики» его можно назвать… «выдающимся лжеученым»».

Факты биографии

Находясь в заключении, Н.А.Морозов сам вылечил себя от туберкулеза (методика включала и физические упражнения) - через полгода врачи, к своему изумлению, обнаружили, что заключенный не только жив, но и полностью здоров.

Н.А.Морозов - чуть ли не единственный, кого не затронули сталинские репрессии. В 1945 году почетных академиков АН СССР было трое - микробиолог Н.Ф. Гамалей, Н.А. Морозов и И.В. Сталин. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939 г.) и двумя орденами Ленина (1944, 1945 г.г.). До конца своих дней он оставался убежденным революционером и во всех анкетах писал: член партии «Народная воля».

В 1939 году в возрасте 85 лет окончил снайперские курсы ОСОАВИАХИМа и через три годы выезжал на Волховский фронт, где участвовал в военных действиях.

Из письма из Шлиссельбургской крепости от 8 августа 1899 года: «Иногда буря срывает гнезда ласточек, и тогда их птенчики поступают к нам на воспитание, откармливаются мухами и пауками и помещаются в маленьких суконных гнездышках, пока у них не вырастут крылья. Вот и теперь воспитывается маленькая ласточка-сиротка по имени Чика…Она очень любит спать на груди за пазухой, в рукаве, а то и просто в кулаке. Любит, чтобы ее гладили и говорили с ней, и знает свое имя. Еще никогда не было такой милой и ласковой птички…»

«Не умер тот, чей отзвук есть в других»

До сих пор нет единого мнения, почему Н.А.Морозова не затронули сталинские репрессии. Причуда вождя? Каприз диктатора? А может, генералиссимусу были близки некоторые порывы души убежденного революционера, ведь во всех анкетах Морозов писал: Член партии «Народная воля»?

Н.А. Морозов был дружен с поэтом В.Я.Брюсовым, состоял в переписке с В.И.Лениным, Ф.Э.Дзержинским, А.В.Луначарским, В.Д.Бонч-Бруевичем, Я.Э.Рудзутаком, А.И.Рыковым, Н.И.Ежовым, Л.П.Берией, И.В.Сталиным. В 1945 году почетных академиков АН СССР было трое - микробиолог Н.Ф.Гамалей, Н.А.Морозов и И.В.Сталин. В конце жизни пришли награды: орден Трудового Красного Знамени (1939 г.) и два ордена Ленина (1944, 1945 г.г.). Умер в 1946 году.

Загрузка...