ecosmak.ru

Наше тело. Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек

Инна Бухарова
Конспект занятия «Человек. Части тела».

Тема «Человек . Части тела »

Коррекционно-образовательные цели : познакомить детей с частями тела человека ; научить образовывать существительные множественного числа; учить различать правую и левую руку, ногу; закрепить словарь по данной теме; учить соглаовывать числительные с существительными, учить подбирать слова-признаки)

Коррекционно-развивающие : развивать внимание, память, мышление, речь, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели : формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование : картинки с изображением человека и частей тела человека .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Игра «Хлопните в ладошки» (если услышите название частей тела ) : лоб, дуб, голова,уши,огурец,руки,ноги,мухомор,живот,арбуз,пятка,флаг,глаза…

2. Основная часть .

А) Показываю рисунок человека .

Как вы думаете, о ком мы будем сегодня снова говорить? человеке , о себе)

Как называется самая большая часть человека ? (туловище, тело)

Покажите, где находятся грудь, живот, спина, голова,

Загадываю загадки :

У зверюшки - на макушке, а у нас – ниже глаз. (Уши) .

Для чего нужны уши?

Два Егорки живут возле горки, живут дружно, А друг на друга не глядят? (Глаза)

Для чего нам нужны глаза?

. Он бывает самым разным : Добрым, вредным, гордым, важным,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос) - Для чего нам нужен нос?

А ещё на голове у человека есть лоб , щёки, брови, ресницы, губы, подбородок.

Дети на себе показывают названные части лица .

Б). Дидактическая игра «Один –много»

Ухо- уши-много ушей, спина-спины-спин, глаз-глаза-глаз, волос-волосы-волос, голова-головы- голов, подбородок-подбородки-подбородков, бровь-брови-бровей, нос-носы-носов, рот-рты-ртов, локоть-локти-локтей, живот-животы-животов,нога-ноги-ног….

Физкультминутка.

Девочки и мальчики (дети прыгают на месте,

Прыгают, как мячики (прыгают,

Ножками топают, (топают,

Ручками хлопают, (хлопают,

Головками кивают, (кивают,

И тихо приседают. (медленно приседают) .

Ребята, чем вы сейчас хлопали? (руками)

Покажите правую руку, левую руку.

Называю части руки , а дети показывают на себе (пальцы, ногти, ладонь, кисть, локоть, плечо) .

Чем вы топали? (ногами) .

Называю части ноги , а дети показывают на себе (пальцы,пятка,стопа,голень,колено,бедро)

В). Игра «Подбери слова»

Поочерёдно задаю детям вопросы :

Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие, и т. д.)

Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блестящие и т. д.)

Какие у тебя ноги? Какие у тебя руки?

Г). Игра «Посчитай от 1 до 5» .(рука,лоб,голова,глаз,нос,пятка,рот,спина)

3. Итог занятия . Оценка работы детей.

О чём говорили на занятии ? В какие игры играли? Что понравилось? Что показалось трудным?

Молодцы! Вы сегодня постарались. Занятие окончено .

Публикации по теме:

Занятие в старшей группе «Человек и строение его тела» Тема: Человек и строение его тела. Программные задачи: уточнить и расширить представления детей о строении человеческого тела и названии.

Задачи: 1. Закрепление умения сличать предметы; уточнение названий частей тела; формирование понимания пространственных отношений; развитие.

Конспект занятия в средней группе «Части тела» Цель: Уточнить знания детей о строении человека, назначение отдельных его частей. Задачи: Учить координировать речь с движениями, развивать.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по развитию речи для первой младшей группы «Человек, части тела» Программное содержание. Научить ребенка знать различные части тела, для чего они нужны (глаза-видеть, нос- воспринимать запахи и тд.). 1.

Конспект ООД с презентацией в подготовительной к школе группе «Части тела человека. Голова» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности по познавательно – исследовательской.

Обобщенная Тема урока: Природа и человек

Эпиграф к уроку:

«Природа - это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков » (Древняя индейская сентенция).

Цели урока:

  • Дать понятие учащимся о многообразии природы, о том, что человек - часть ее;
  • Показать связь живой и неживой природы;
  • Заложить фундамент экологической культуры учащихся;
  • Дать понятие рационального природопользования;
  • Показать на примерах - как влияет хозяйственная деятельность человека на природу;
  • Прививать правильные нравственные и эстетические устои;
  • Выработать понимание того, что здоровье окружающих, состояние природы - забота каждого отдельного человека;
  • Практика коллективной работы, умения делать выборку нужной информации.

Оборудование:

  • Изображение птиц, животных, растений в нетронутом лесу;
  • Изображения технологических катастроф и их вреда, нанесенного живой природе;
  • Плакаты по охране живой и неживой природы;
  • Проектор или любое другое средство демонстрации изображений.

Ход урока:

1. Инструктаж по ТБ. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: «Дети, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

  • Что такое природа?
  • Какая она бывает? (живая и неживая)
  • Вы любите природу?
  • Способен ли человек навредить природе?
  • Как именно?
  • Что нужно делать для того, чтобы защитить природу от нас самих?»

Учитель: «Писатель Джордж Оруэлл сказал, что «человек — единственное существо, которое потребляет, ничего не производя. Он не дает молока, он не несет яиц, он слишком слаб для того, чтобы таскать плуг, он слишком медлителен для того, чтобы ловить кроликов. И все же он верховный владыка над всеми животными. Он гонит их на работу, он отсыпает им на прокорм ровно столько, чтобы они не мучились от голода — все же остальное остается в его владении.» и действительно есть правда в его словах. Мы существуя - изменяем мир, природу под себя. Но может стоит задуматься? Не наносим ли мы вред всему, что существует параллельно с нами?»

3. Изучение нового материала:

Что же такое природа? Человек как часть окружающего мира природы

Учитель: «Сначала, перед началом темы, я сообщу вам, что сегодня у нас по этому уроку будет групповой проект - домашнее задание. Какое именно - я сообщу в конце урока. Та группа, которая по общему голосованию будет победителем, - получит грамоту и сертификаты на «5» на любой урок по нашему предмету.»

Учитель: «Кто знает, что означает слово «классификация»? Правильно. Это разделение общей группы, массы на части, соответственно некоторым отличительным чертам. Например, по росту люди классифицируются на высоких и невысоких, по возрасту - молодые и старые….»

Учитель: «Как можно квалифицировать природу? Правильно, - она бывает живая и неживая.»

Учитель: «Дети, а мы с вами часть природы? Человек относится к какому виду природы? Правильно, человек - часть живой природы.»

Учитель: «Давайте назовем примеры неживой природы.» (вода, воздух, земля…)

Учитель: «Кто же представители живой природы?» (человек, звери, птицы, растения…)

Учитель: «В мире живой природы есть 4 царства - животные, растения, грибы, бактерии. Все эти царства - живые, они созданы природой из живых частичек-клеток.»

Учитель: «Есть некоторые отличительные характеристики объектов живой природы:

  • Живые организмы нуждаются в дыхании;
  • Живым организмам нужна пища;
  • В процессе своей жизни они дышат и прогрессируют;
  • Живые организмы размножаются;
  • Живые организмы со временем умирают.»

Учитель: «Какая связь есть между живой и неживой природой? Давайте рассмотрим на примере:

(Учитель включает слайд где написано 5 слов - 1 столбик вода, земля, воздух, солнце, 2 столбик - растение)

  • Растение - Земля - корни питают растение из почвы;
  • Растение - Воздух - зеленые легкие перерабатывают углекислый газ на кислород;
  • Растение - Вода - корнями растение впитывает воду из почвы;
  • Растение - Солнце - солнечные лучи дают необходимое тепло для жизни растению.»

Учитель: «По этой же схеме можно разобрать связь любых представителей этих классов. И зверей, и насекомых, и человека…»

Учитель: «Жизнь на Земле невозможна за отсутствия любого из факторов неживой природы. Пропадет вода, земля, воздух или Солнце - пропадет все. Тяжело даже представить себе - сто будет со всеми живущими, когда все это исчезнет.»

Учитель: «Человек считает себя Царем Природы и думает, что он в праве распоряжаться всем, чем владеет Природа. Он ломает, вырубает, убивает, собирает… »

Учитель: «Могут ли представители мира животных и растений обойтись без человека? А он без них?»

Учитель: «Человек - это всего лишь часть Природы, он должен подчиняться ее законам. В своей среде обитания он должен вести себя, как подобает. Есть такое выражение: «Природа, которой мы пользуемся, - это не то, что осталось нам от предков, а то, что мы взяли взаймы у наших потомков.» Как вы понимаете это выражение?»

Учитель: «Множество необратимых и непредсказуемых последствий возникло от взаимодействия человека и природы. В начале времен человек собирал и ел, охотился и добывал только то, что давала ему природа. А она была щедра с ним: пища, жилье, рыба, дичь, ягоды и корнеплоды… Эволюционируя человек стал требовать большего и большего, он стал изменять, переделывать мир под себя. О никаких последствиях он даже не задумывался.»

Учитель ставит на демонстрацию слайды изображений техногенных катастроф, вреда нанесенного человеком живой природе.

Учитель: «Как же именно человек виляет на природу? У кого есть какие-то соображения?»

Учитель: «Стоит ли людям задуматься о том, как уберечь природу от самих себя?»

Учитель: «Что же человек оставит после себя своим потомкам? Он же желая им лучшего, все хуже для них все делает.»

Учитель: «Давайте вместе прочитаем стих В. Чижова:

В природе столько красоты -

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь -

И ты научишься тому,

Как это все беречь.»

Учитель: «Как вы думаете, о чем этот стих? Что просит сделать нас поэт?»

Учитель: «Для того, чтобы мы помнили о том, что мы ответственны перед природой. О том, что жизнь растений и животных в наших руках. О том что гармония живой и неживой природы - наша задача. Нужно написать нам с вами памятку человеку. Давайте каждый напишет по предложению, которое помогло бы уберечь природу. Например, уменьшить вырубку деревьев.

Ученики разрабатывают предложения.

Учитель: «Задача человека, используя знания о природе, помогать ей. Сохранять нашу природу, каждую ее черточку. Мы ведь должны быть благодарными Земле за то, что она нас приютила, вырастила нас и дарит нам свои дары.»

Учитель: «Человечество уже не первый раз задумывается о том, чтобы сократить свое влияние негативного плана на природу. Создаются организации, пишутся книги, разрабатываются новые щадящие технологии. Но любая помощь в этот направлении - бесценна. Изменять мир нужно начиная с самого себя.» Учитель включает на проекторе агитационные плакаты про охрану живой и неживой природы.

4. Подведение итогов урока.

Закрепление изученного материала

Учитель: «Дети, ответьте мне:

  • Человек - это представитель живой или неживой природы?
  • Каких представителей живой и неживой природы вы знаете?
  • Как они взаимосвязаны?
  • Что нужно делать человеку для того, чтобы сохранить природу?»

Учитель отмечает самых внимательных из учащихся и поощряет их хорошими оценками.

Учитель: «В конце занятия я прочитаю вам стих:

За нежные рассветы, багряные закаты,

Сверкающие молнии-небесные раскаты,

За тайны все природные,

За недра плодородные,

Что матушка-Земля веками там хранит.

За капельки росы хрустальные,

За облака печальные.

За шум весеннего дождя, ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ я!»

Домашнее задание

Учитель: «А сейчас групповое задание-проект. По списку в классе по 3 человека в группе вы должны будете придумать агитационный плакат человечеству о том, что природу нужно сохранять и беречь.»

Покажите детям фильмы про охрану природы.

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело».

Тема: «Человек. Наше тело»

Цель :

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Человек. Наше тело».

Задачи:

Коррекционные:

  • Развитие языкового чутья.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве.
  • Формирование навыка правильного словообразования и словоизменения.
  • Развитие фонематического восприятие.
  • Закрепление употребления в речи детей понятий «право»-«лево».
  • Расширение глагольного словаря.
  • Составление противительной конструкции с союзом «а».
  • Сформировать умение распространять предложения.
  • Развитие высших психических функций.

Образовательные:

  • Активизация словаря по теме «Человек. Наше тело».

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал
  • Развитие усидчивости, целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога.

Оборудование:

  • кукла, картинки частей тела, картинка Вани и Маши, картинки или предметы для развития понимания многозначности(ручка, нос, кисть).

Ход работы

I. Организационный момент.

Здравствуйте мальчики и девочки! Мы с вами уже знакомились с фруктами, с осенью, с деревьями, а сегодня познакомимся с самими собой. Удивлены? А давайте начнем! Слушайте внимательно и показывайте, что я называю.

Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

II. Основной этап.

Упражнение 1. Продолжи предложение.

  • У человека две…(руки, ноги, ноздри).
  • У человека на лице один… (нос, рот).
  • У человека два…(уха, глаза).
  • У человека много на голове…(волос).
  • У человека нет…(хвоста, копыт, лап).
  • У человека… (варианты детей).

Упражнение 2. Ваня и Маша.

Ваня сильно испачкался — он грязный.

Покажи и скажи, что у Вани грязное. (У Вани грязная голова. У Вани грязные волосы. У Вани грязные уши. У Вани грязная шея. У Вани грязный живот. У Вани грязная спина. У Вани грязные руки. У Вани грязные ноги.)

Таня уже вымылась. Она чистая.

Что у Тани чистое? (У Тани чистая голова. У Тани чистые волосы. И т.д.)

Физкультминутка:

Правой рукой массируем пальчики левой руки, приговаривая. Затем левой рукой массируем пальчики правой руки.

«Пальчик с краешку большой
Самый толстый и смешной.
Это — указательный,
Строгий и внимательный.
Это пальчик средний,
Не первый, не последний.
Это — безымянный,
Неуклюжий и забавный.
Ну, а это наш мизинчик.
Он у всех у нас любимчик.

Упражнение 3. Отдай загадку- найди отгадку!

Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны догадаться, про что я говорю. Но! Будьте внимательны! Говорить отгадку не надо, а надо показать на себе.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Между двух светил
Я в середине один.
Не часы,
А тикает.
Пять братьев -
Годами равные.
Ростом разные.

Упражнение 4. Обычный- большой- маленький.

Ребята, когда Красная шапочка пришла к Бабушке, вместо нее уже лежал Серый волк. Помните, как Красная Шапочка удивилась: «Зачем тебе такие большие глаза?». Что ответил волк?

Давайте теперь с вами тоже поудивляемся: не глаза, а глазищи; не нос, а носище; не ноги, а ножищи; не руки, а ручищи.

А теперь представим маленького ребеночка (демонстрация пупсика): у нас нос, а у него носик; у нас рот, а у него ротик; у нас брови, а у него бровки; у нас лоб, а у него лобик и т.д.

Упражнение 5. Слово одно, а значений много.

Упражнение 6. Правильно- хлопай, неправильно- топай.

Ребята, вы будете сейчас исправлять мои ошибки. Иногда я буду говорить одно, а делать другое. Когда правильно делаю и говорю- хлопайте, неправильно- топайте.

Я подняла левую руку.

Я спрятала за спину правую руку.

Упражнение 7. Работа с текстом.

Глупый спор.

Поспорили две руки между собой: кто больше работы делает? Одна другой говорит: «Я нужнее, потому что ложку держу, когда человек ест, и карандашом рисовать умею», а другая отвечает: «Суп-то человек с хлебом ест, я его хлебом кормлю, а когда ты рисуешь, я листок придерживаю».

Услышали ноги спор, и стало им смешно: « Подумаешь, какие важные! Мы нужнее, потому что ходим и бегаем, а еще плавать помогаем человеку и педали на велосипеде крутим».

А туловище возмутилось: «Я человеку нужнее! Сердце во мне работает, желудок переваривает пищу и кровь насыщает!»

Умная голова человека слушает и думает про себя: «Глупый спор! Все части тела человеку необходимы, поэтому-то он ими и пользуется и бережет их».

Обсуждение текста:

  • Кто победил в споре?
  • Правда, что голова умно поступила?
  • Почему?
  • Зачем нужна человеку голова?
  • Туловище?
  • Ноги?
  • Руки?

III. Подведение итогов.

Детишки, а чтобы быть красивым и сильным, что надо делать? Ответы детей.

Я вам желаю быть здоровыми, крепкими, красивыми и дарю вам раскраски: мальчикам – богатырей, девочкам- царевну (узнали из какой сказки?), а на обратной стороне листа дома нарисуйте себя, кто каким хочет стать, когда вырастет. До свидания!

Использованные источники:

  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. — 120 с.
  • Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 32 с.
  • Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе/ А. Г. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. – М. : АРКТИ, 2010. – 232 с.
  • Пальчиковая гимнастика приведена Натальей Куцепаловой в группе «Речецветик».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ЧАСТИ ЕГО ТЕЛА»

Цели:

1) уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела; учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением словарного запаса детей;

2)развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;

3)воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь:

мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела(верхние и нижние конечности).

Оборудование:

картинки ,с изображением тела человека; схематическое изображение человека; туалетные принадлежности; простой карандаш.

Ход занятия

1.Орг. момент.

На доске ряд картинок: девочка,мальчик,мужчина,женщина,бабушка,дедушка.

Кто нарисован на этих картинках? (девочка,мальчик,мужчина,женщина,бабушка,дедушка)

Как можно назвать, одним словом? (люди )

Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети.

Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга?

Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?

Одинаковый ли цвет волос?

Все ли вы одинакового роста? (предложите детям померяться ростом)

Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «ЛЮДИ»? Что у нас у людей общего? Чем мы похожи?

2.Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (человек и части тела)

Работа с картинками с изображением тела человека.

- Внимательно посмотрите друг на друга.

Из каких частей тела состоит человек? (голова, шея, туловище, верхние конечности - руки, нижние конечности-ноги)

- Верно, ребята, у всех нас есть голова.

Что находится на голове? (нос,рот,уши,глаза)

Для чего нужны нос,рот,уши,глаза.?

Отгадайте загадки.

Он бывает самым разным: добрым,вредным,гордым,важным,длинным,маленьким,горбатым,толстым,тонким,

конопатым.(нос)

Всегда он в работе, Когда говорим. А как отдыхает, Тогда мы молчим.(рот).

3.Развитие дыхания

Гимнастика для развития правильного дыхания.

Мы вдохнём легко и плавно, (вдох) Выдохним протяжно. (выдох) Нос в работе (вдох) Рот в работе (выдох) Дышим все мы славно.

На чём «сидит» голова? -Для чего нужна шея человеку?

(шея – она соединяет голову и туловище человека )

- Как называется самая большая часть тела человека? (туловище )

Покажите, где у вас туловище?

Что находится на туловище впереди? (грудь, живот )

А что находится сзади? (спина )

4.Новый материал.

Как вы думаете,что такое верхние,нижние конечности?

Как называются руки?

Как называются ноги?

В самом низу ноги - вот эта часть ноги (показать) называется ступней.

как вы думаете почему? (от слова « ступать» )

5.Развитие моторики.

Гимнастика для рук

Очень сложен человек: (указательный палец на лбу,нахмуриться) Двое глаз и двое век. (указательным пальцем показать на глаза,на веки) И-внимательно смотри!- (указательным пальцем от глаз к вискам) Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри) А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках) Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)

6.Закрепление материала.

Работа с контурной схемой человека.

Отгадайте загадки.

Большая часть –всему опора И шея есть,спина,живот. Скажите,что это такое?(туловище)

Всегда причёсана,чиста,умна- Всему начало.(голова)

Всю жизнь ходят,наперегонки, А обогнать друг друга не могут.(ноги,нижние конечности)

Часть тела, не боится делать дело.(руки,верхние конечности)

У двух матерей по пять сыновей – одно имя всем (руки и пальцы)

Игра « СТОП»

Воспитатель показывает детям два рисунка. (девочка и мальчик)

Как вы думаете кого изобразил художник?

Почему вы так думаете?

Какие у нас мальчики? (сильные, смелые, будущие мужчины, защитники)

7.Составление предложений на наглядном материале.Введение в речь глаголов.

Использование туалетных принадлежностей.

Какие вещи нужны человеку,чтобы быть чистым,опрятным? В магазине: мыло,зубная щетка,зубная паста,шампунь,мочалка,расческа,полотенце.

Для чего нужны человеку эти вещи? -Как вы думаете,какие вещи должны быть у каждого человека только свои? -Другой человек этими вещами пользоваться не может.Почему?

8.Итог.

Какие части тела человека вы запомнили? -Что нужно человеку,чтобы быть чистым, опрятным?


Урок «Человек и его характер»

Цель урока:

    1. Образовательная – знакомство с понятием “характер”, его разнообразными чертами и свойствами.

      Развивающая – навыки и умения формирования своего характера.

      Воспитательная – помощь учащимся в понимании выражений “жизнь чеканит, отливает характер человека” и “характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека”.

Высшей целью человеческих стремлений

является высоконравственный характер.

Э. Тельман

Подумай :

    Что такое характер? Что он «характеризует» в личности? Его роль в жизни и судьбе человека.

В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. Трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но всё – таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение – типично.

Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений выделяют несколько групп черт характера, свидетельствующих об отношении человека

К деятельности, к труду (трудолюбие, добросовестность, инициативность, безответственность, халатность, лень, ответственность…).

К людям, коллективу, обществу (общительность – замкнутость, искренность – лицемерие, доброжелательность – зависть, гуманность – человеконенавистничество, равнодушие, чуткость…).

К духовным ценностям, к морали (высоконравственность, увлеченность…).

К материальным ценностям, к вещам (аккуратность – неряшливость, бережливость – небрежность, экономность – расточительность, щедрость – скупость, ...).

К самому себе (самокритичность – некритичность, требовательность – нетребовательность, гордость – самоунижение, скромность, тщеславие…).

К выбору цели (целеустремленность, прагматизм, рациональность, расчетливость).

Волевые черты характера (волевой – слабохарактерный, мужественный – слабый, выдержанный – вспыльчивый, ...).

Черты характера во многом определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях. Большое влияние на поведение человека оказывают и его индивидуальные особенности. В зависимости от того, какая из этих особенностей преобладает, в характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты.

Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т. д.), а также преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремлённость). Всего насчитывается более тысячи черт характера.

Задание № 1

Какие из перечисленных свойств характера вы отмечаете у себя? Какие еще черты характера вы можете в себе отметить? Запишите их.

Задание № 2 «Азбука характера»

А - аккуратность К - У -

Б - бестактность Л - Ф -

В - ворчливость М - Х -

Г - гордость Н - Ц -

Д - дружелюбие О - Ш -

Е - естественность П - Щ -

Ж - жадность Р - Э -

3 - злопамятность С - Ю -

И - искренность Т - Я -

Задание № 3

Запишите в один столбик черты своего характера, которые помогают в жизни, а в другую - те, которые мешают.

Какой столбик оказался больше?

Из мудрых мыслей:

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности. ( В. Гюго)

В любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер; дурак и входит и выходит, и садится и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек. (Лабрюйер)

Серьезность – основа характера. (О. Бальзак)

Твердый характер должен сочетаться с гибкостью разума. (Л. Вовенарг)

Характер не родится с человеком, а приобретается им во время воспитания, устанавливаясь окончательно в последующих треволнениях эпохи. (Н.А. Добролюбов)

Характер состоит в способности действовать согласно принципам. (И. Кант)

Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)

Истинный характер человека проявляется в том, как он развлекается. (Рейнальде)

Проверь себя:

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок.

Задание № 4 Тест «Каков Ваш характер»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

    Уважаете ли Вы дружбу?

    Привлекает Вас что-то новое?

    Предпочитаете ли Вы старую одежду новой?

    Притворяетесь ли довольным безо всякой на то причины?

    Меняли ли Вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать?

    Теряете ли уверенность в себе, когда Вам предстоит решить трудную задачу?

    Коллекционируете ли Вы что-нибудь?

    Часто ли Вы меняете свои планы в последний момент?

Запишите себе по 1 баллу, если Вы ответили «да» на вопросы 1, 3, 7 и столько же за ответы «нет» на вопросы 2, 4, 5, 6, 8. Затем подсчитайте набранные баллы.

Свыше 6 очков: Вы уравновешенный человек, родителям, учителям, друзьям грех жаловаться на Вас; у Вас легкий, хороший характер.

От 3 до 6 очков: Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение весьма легко может превратиться в плохое. А это не может не отразиться на работе, семейной жизни, дружеских отношениях; не забывайте, что, только проявляя настойчивость, Вы будете преуспевать в жизни.

Менее 3 очков: почему Вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять людям и поискать себе друзей среди тех, кто Вас окружает.

Как формировать свой характер?

Восточная пословица гласит: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Привычки именно потому так сильны, что, сформировавшись, становятся потребностью. Как быть с плохими привычками, которые формируются куда легче хороших?

У вас уже есть список черт характера, которые мешают вам жить. Для того, чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Сила воли - это способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели. Все великие люди обладали мощной силой воли, благодаря которой они добивались успехов в науке, политике, спорте, искусстве.

Итоги урока

1. Как образуется характер человека?

    Что может сделать сам человек в формировании своего характера?

    А если характер «плохой», можно ли его изменить?

Вот несколько советов для воспитания характера:

1. "Прогулка". Выйдя из дома, вернуться ровно через час (допустимая ошибка 2 мин). Это упражнение развивает чувство времени и ответственности. Продолжительность прогулки может меняться.

2. "Будильник". После звонка будильника сосчитать до 35 и встать. Каждый день убавлять счет на 5 и через неделю встать на счет "3", Упражнение освоено, если в течение трех недель подряд вы встаете на счет "3".

3. "Зарядка". Начать зарядку с 10 минут. Прибавляя каждый день по 1 минуте довести ее до 17 минут. Упражнение освоено, если 3-4 недели вы регулярно делаете зарядку

Загрузка...