ecosmak.ru

Образовательный ценз необходим. Образовательный ценз

Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

  • 1) среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;
  • 2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  • 3) среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • 4) высшее профессиональное образование - бакалавриат - к высшему образованию - бакалавриату;
  • 5) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура - к высшему образованию - специалитету или магистратуре;
  • 6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  • 7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  • 8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки - к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

  • 1) основные общеобразовательные программы дошкольного образования - образовательным программам дошкольного образования;
  • 2) основные общеобразовательные программы начального общего образования - образовательным программам начального общего образования;
  • 3) основные общеобразовательные программы основного общего образования - образовательным программам основного общего образования;
  • 4) основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования - образовательным программам среднего общего образования;
  • 5) основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  • 6) основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена;
  • 7) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы бакалавриата) - программам бакалавриата;
  • 8) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы подготовки специалистов) - программам подготовки специалистов;
  • 9) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы магистратуры) - программам магистратуры;
  • 10) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  • 11) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре - программам ординатуры;
  • 12) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки - программам ассистентуры-стажировки;
  • 13) образовательные программы профессиональной подготовки - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • 14) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительным общеобразовательным программам;
  • 15) дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств - дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств;
  • 16) дополнительные профессиональные образовательные программы - дополнительным профессиональным программам.

Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми на такое обучение. Прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 года.

Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учётом следующего:

  • 1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;
  • 2) образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;
  • 3) образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;
  • 4) образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;
  • 5) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;
  • 6) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением";
  • 7) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением".

При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учётом их организационно-правовой формы.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2017 года.

Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, временное свидетельство о государственной аккредитации переоформляется на свидетельство о государственной аккредитации на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации, ранее выданного реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учётом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Положения части 3 статьи 88 настоящего Федерального закона не распространяются на образовательные отношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

  • 1) органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют:
    • а) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счёт средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;
    • б) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций;
  • 2) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют:
    • а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, указанных в пункте 1 настоящей части и отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • б) финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

До 1 января 2021 года предусмотренное статьёй 71 настоящего Федерального закона право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

Особенности правового регулирования отношений в сфере образования со дня образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливаются Федеральным законом "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

К педагогическим работникам предъявляются жесткие требования. Причем речь идет не только об уровне квалификации. Существует перечень лиц, которым в принципе запрещено заниматься педагогической деятельностью. Причем в этом году он в значительной степени расширен.

Образовательный ценз

Педагогический работник должен иметь определенный уровень образования – образовательный ценз. Это установлено статьей 331 Трудового кодекса РФ. Ценз определяется в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях. Их утверждает Правительство РФ в зависимости от типа и вида учебного заведения.

На сегодняшний день существует целый ряд таких положений, в числе которых:

– Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666):

– Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543);

– Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71).

Для учреждений начального профессионального образования положение утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521. Из него следует, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Ценз в данном случае подтверждается документами об образовании и квалификации государственного образца.

В учреждениях, где обучаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, образовательный ценз иной. Так, к работе в таких заведениях допускаются граждане, которые являются специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителя, воспитатели, прошедшие переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения (п. 29 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288).

Напомним, что существуют квалификационные характеристики должностей работников образования. Они утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.

В некоторых положениях об образовательных учреждениях дается ссылка на такие характеристики.

Существует ряд ограничений

В статье 331 Трудового кодекса РФ дан перечень лиц, которым запрещается заниматься педагогической деятельностью.

Приговор суда

Некоторые граждане не могут заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. О чем в данном случае идет речь?

Уголовный кодекс РФ предусматривает такой вид наказания, как запрет заниматься определенной деятельностью (ст. 47). Иными словами, суд может лишить гражданина права заниматься педагогической деятельностью в качестве меры наказания за определенное преступление. Лишать данного права позволяется на срок от одного года до пяти лет (если речь идет об основном виде наказания). Или на срок от шести месяцев до трех лет (если речь идет о дополнительном виде наказания). В некоторых случаях запрет может быть установлен на срок до двадцати лет.

Теперь о том, как это работает на практике. Например, статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением. В данном случае наказание может быть следующим:

– штраф в размере до 100 000 руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного года;

– обязательные работы на срок до 220 часов либо исправительные работы на срок до двух лет.

Также за такое преступление виновного могут приговорить к лишению свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или без такового. То есть в данном случае в зависимости от тяжести преступления суд может лишить осужденного права заниматься педагогической деятельностью.

Подобная мера наказания также предусмотрена за:

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 Уголовного кодекса РФ);

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 Уголовного кодекса РФ).

Уголовное преследование

С этого года в статье 331 Трудового кодекса РФ появились дополнительные ограничения к потенциальным педагогам. Они внесены Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ. Итак, теперь к педагогической работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления:

– против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности;

– против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Тем самым законодатель существенным образом ужесточил требования к потенциальным педагогам.

Непогашенная судимость

Не допускаются к педагогической работе и лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Напомним, статьей 15 Уголовного кодекса РФ установлено, что в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются в частности на тяжкие и особо тяжкие преступления.

К категории тяжких преступлений относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. К особо тяжким относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Недееспособность

Ограничение также установлено в отношении граждан, которые признаны недееспособными в установленном федеральным законом порядке. В настоящее время такой порядок определен Гражданским кодексом РФ. Так, предусмотрено, что гражданин, который из-за психического расстройства не в состоянии понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным (п. 1 ст. 29 Гражданского кодекса РФ). Над таким гражданином устанавливается опека.

Заболевания

К работе с детьми также не допускаются лица, которые имеют определенные заболевания. Их перечень в настоящее время устанавливает Минздравсоцразвития России. С высокой долей вероятности можно сказать, что в ближайшее время перечень существующих запретов расширится.

Так, в настоящее время в российском парламенте на рассмотрении находится законопроект, внесенный Законодательным собранием Вологодской области. Суть его состоит в том, что запрет на занятие педагогической деятельностью будет распространялся и на лиц, ограниченных в дееспособности. Соответствующая поправка может быть внесена в статью 331 Трудового кодекса РФ.

Напомним, что суд может ограничить в дееспособности гражданина, который из-за злоупотребления спиртным или наркотиками ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Это следует из пункта 1 статьи 30 Гражданского кодекса РФ. Над таким гражданином устанавливается попечительство. Так что, возможно, в скором времени к педагогической деятельности нельзя будет допускать людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

Право на занятие педагогической деятельностью

В гл. 52 ТК РФ определяются особенности регулирования труда педагогических работников, т. е. лиц, которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ "Об образовании" ОУ самостоятельно в подборе и расстановке кадров в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом учреждения. В компетенцию ОУ входят вопросы подбора, приема на работу и расстановки кадров, а также ответственность за уровень их квалификации. Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (далее – типовые положения).

Под образовательным цензом следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы. Квалификация работника устанавливается в виде разряда, категории и др.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н утвержден Раздел ЕКС "Квалификационные характеристики должностей работников образования", которые предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию. Так, лицо, занимающее должность учителя, должно иметь: либо высшее или среднее профессиональное образование соответствующего уровня по направлению подготовки "Образование и педагогика"; либо высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы. Высшее профессиональное образование в области дефектологии является обязательным для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Такой вопрос возникает неслучайно. Знание информационных технологий, федеральных государственных образовательных стандартов, высокие результаты по новой системе оценки качества образования, соответствие новым правилам аттестации педагогических кадров, высокие требования к компетенции учителя — все это необходимые условия для успешной работы педагога в рамках современной системы образования. Каждый ли педагог готов к реализации таких нововведений?

Даже современным и прогрессивным педагогическим работникам требуется немало времени и сил, чтобы освоить инновационные технологии системы образования. Следует отметить, что работа педагога является достаточно эмоционально напряженной, в связи с этим нередко можно наблюдать синдром эмоционального выгорания у педагогов, которые проработали в школе много лет. Негативные установки по отношению к ученикам, коллегам, работе — могут быть признаками синдрома эмоционального выгорания и негативно повлиять на весь процесс обучения детей. С другой стороны, у педагогов, которые имеют большой педагогический стаж, свои преимущества:

  • как правило, высокий профессиональный уровень обучения;
  • большой опыт общения с учащимися;
  • грамотная подача учебного материала и т. д.

Отметим юридический аспект вопроса. Существуют ли основания, которые позволяют директору освободить от должности учителя с более чем 40-летним опытом педагогической деятельности?

Для ответа на вопрос обратимся к следующим нормативным актам.

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ).

2. Федеральный Закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (далее — Закон).

Кто имеет право на осуществление педагогической деятельности?
В Законе существует целая глава, которая регулирует особенности труда педагогических работников. Статьи ТК РФ и Закона определяют, что к педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют образовательный ценз. Это означает, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах (ст. 46 Закона). Аттестация педагогических работников проводится для того, чтобы подтвердить свой профессиональный уровень на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории (п.1 ст.49 Закона). Аттестация педагогических работников осуществляется один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности. По результатам аттестации учителя комиссия принимает следующие решения:

  • соответствует педагог занимаемой должности или нет;
  • установить первую (высшую) квалификационную категорию или отказать в установлении соответствующей категории (Приказ Министерства образования и науки России от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

Если комиссия решила, что педагог не соответствует занимаемой должности , то трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя вследствие недостаточной квалификации. Расторжение договора в данном случае является необязательным. Директор может предложить учителю пройти курсы повышения квалификации или перевести работника с его согласия на другую должность.

Перечень лиц, которые не могут быть допущены к образовательной деятельности:

  • лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 ТК РФ).

Трудовое законодательство запрещает ограничения в трудовых правах и свободах в зависимости от возраста. Исключением из этого правила являются руководящие работники высших учебных заведений (ректоры, проректоры, руководители филиалов). Для них определен возрастной ценз. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. В исключительных случаях является возможным продлить срок пребывания ректора высшего учебного заведения в должности до 70 лет (ст. 332 ТК РФ).

Во всех остальных случаях уволить работника преклонного возраста, который справляется со своими обязанностями, успешно сдал аттестацию, работодатель не имеет права.

Образовательный ценз

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования. В РФ О.ц. в сфере избирательного права не предусмотрен.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЕ) автора БСЭ

Ценз Ценз (лат. census, от censeo - делаю опись, перепись), 1) в Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения. Согласно античной традиции, введение Ц. приписывается царю Сервию Туллию (6 в. до н. э.),

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

55. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Систему образования в России составляет совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ-интернатов, учреждений по воспитательной работе с

Из книги Энциклопедия юриста автора

Возрастной ценз ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ - установленный в законодательстве возраст, при наличии которого предоставляется право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).В РФ право избирать предоставляется по всем видам выборов с

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Гражданства ценз ГРАЖДАНСТВА ЦЕНЗ - установленное конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен обладать гражданством данного государства.Г.ц. - один из самых

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Грамотности ценз ГРАМОТНОСТИ ЦЕНЗ - один из разновидностей образовательного ценза, требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке (или одном из

Из книги автора

Образовательный ценз ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень

Из книги автора

Оседлости ценз ОСЕДЛОСТИ ЦЕНЗ - в конституционном праве установленное законом требование, согласно которому получение гражданином активного или пассивного избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту

Из книги автора

Партийный ценз ПАРТИЙНЫЙ ЦЕНЗ - в ряде государств с однопартийными режимами требование, согласно которому для обладания пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к правящей политической партии. Иного рода П.ц. существуют в настоящее время в ряде стран с

Из книги автора

Профессиональный ценз см. Служебный ценз.

Из книги автора

Ценз пола ЦЕНЗ ПОЛА - законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам. В XIX и начале XX в. существовал повсеместно. Отменен в Новой Зеландии в 1893 г., в Финляндии в 1906 г., в

Из книги автора

Языковой ценз ЯЗЫКОВОЙ ЦЕНЗ - требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо владеть официальным (государственным) языком (либо одним из официальных языков, либо всеми официальными языками) данного государства. Имеет распространение в

Из книги автора

8. Образовательный статус русского языка Без воссоздания и развития почти полностью утратившей свою самобытность национальной русской школы невозможно сколько-нибудь длительное существование других национальных школ, всегда уважаемых и поддерживаемых в России, – все

Из книги автора

Государственный образовательный стандарт нормативный документ, устанавливающий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников (Закон РФ «Об

Из книги автора

Образовательный процесс целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Образовательный процесс представляет собой целостную динамическую систему, спланированно

Загрузка...