ecosmak.ru

Классный час с психологом "Секреты общения (6 класс)". Классный час с педагогом- психологом " наш характер" Классные часы психолога в школе

Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников.

Возраст: 7-8 лет

Тема: «Приключение в мире сказок»! Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников. Задачи: 1. развитие познавательных интересов и кругозора. 2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости. 3. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений. Время занятия: 45 мин. оборудование: интерактивная доска, презентация, карандаши, рисунки - раскраски Тип урока: познавательный.

Целевая аудитория: для 1 класса

Данный урок рассчитан на детей 7-8 лет

Цель: формирование познавательной сферы у дошкольников.

  1. развитие познавательных интересов и кругозора.
  2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости.
  3. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений.

Целевая аудитория: для 1 класса

Данная разработка содержит конспект занятия для учащихся 1 - х классов. При проведении занятия используются разные современные образовательные технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, рефлексивного обучения, сказкотерапия, цветовая терапия, музыкотерапия; ЦОР: видеоролик с физкультминуткой; ИКТ: презентация. Занятие может быть использовано как часть коррекционно - развивающей программы адаптации, так и как самостоятельное занятие по предложенной теме. Если работоспособность детей в группе не очень высокая, то можно исключить упражнение с совместным рисованием истории. Задание с раскрашиванием рюкзака может быть использовано педагогом - психологом с диагностической целью.

Целевая аудитория: для 1 класса

Лекция для классных руководителей о влиянии цвета на развитие личности ребёнка. Умело, грамотно подобранный цвет классной комнаты, с учетом его свойств, поможет добиться в нем не только гармони, уюта, успешности но и сохранения психологического здоровья обучающихся. Пренебрегая свойствами цвета и его психологией можно сделать помещение унылым и невыразительным, или излишне пестрым для ежедневного восприятия, а, следовательно, утомляющим глаза и мозг. В лекции приведены примеры сочетания и влияния различных цветов на личность. Лекция подкреплена примерами находящимися в презентации.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Данная методическая разработка направлена на предупреждение детско-родительских конфликтов, изучение методов их разрешения, обучение родителей одной из техник общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений. Основные вопросы, которые раскрывает тема родительского собрания:
 причины возникновения конфликтных ситуаций;
 умение определять проблему (выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого) и анализировать ее;
 поиск возможных выходов решения из конфликтной ситуации.
Материал методической разработки ориентирован для родителей подростков 11-14 лет.
По итогам собрания родители приобретают следующие навыки:
 умение находить компромисс;
 умение применять полученные навыки, упреждающие возможным воспитательным затруднениям;
 применение в личной практике техники активного слушания

Родительское собрание-практикум содержит упражнения, рекомендации и презентацию. Направлено на повышение уверенности в себе родителей и повышение самооценки детей. Помогает формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Содержит информацию о психологических знаниях, умениях и навыках, необходимых родителю для достижения успеха в жизни, и жизни детей. Открывает новые грани индивидуальности детей в глазах родителей. Помогает в обеспечении психологического здоровья, профилактика суицидальных проявлений среди детей и подростков.

Целевая аудитория: для психолога

Данная разработка способствует созданию благоприятных взаимоотношений между родителями и детьми. Описывает основные причины, приводящие к недопониманию между детьми и родителями. Презентация позволяет учитывать возрастные особенности соответственно возрасту и потребностям ребёнка. Обращает внимание на важность доверительных отношений с детьми. Счастливая семья - пример для окружающих.

Целевая аудитория: для психолога

Данная разработка позволит психологу провести интересное занятие по профориентации и одновременно выявить профессиональную направленность учащихся с учетом их склонностей и интересов. Занятие содержит упражнения, задания и методики, сочетает в себе элементы тренинга и диагностику. Представленная презентация направлена на активизацию интересов учащихся и позволяет тем, кто ещё не определился с выбором специальности невольно задуматься о том, какую из профессий выбрать. Презентация позволяет раскрыть особенности каждой из профессий. Содержит в себе большую часть существующих в мире профессий, как востребованных, так и престижных. Пробуждает интерес к профессиям и невольно заставляет думать о том, чем нравится заниматься в жизни и что выбрать, чтобы это приносило удовольствие и возможность добиваться наибольших результатов в работе, а также осуществить значительный карьерный рост.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная разработка поможет познакомить родителей с особенностями когнитивных процессов будущих школьников и возможностями их развития.Вооружить практическими рекомендациями по формированию и развитию когнитивных процессов.

Целевая аудитория: для психолога

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ясенецкая средняя общеобразовательная школа

Мастер – класс по теме:

«Как научиться слушать и слышать?

(овладение техникой активного слушания)»

Работу выполнила:

педагог-психолог

Инюшкина Е.В.

д. Ясенцы

2014 г.

Цель: овладение техникой активного слушания.

Задачи:

    познакомить учащихся с типами слушания.

    научиться слушать и слушать собеседника.

    развивать внимание, речь.

    воспитывать уважение к людям, эмпатию.

Участники психологического занятия: учащиеся 8 – 11 класса.

Материалы и оборудование : листы бумаги, ручки, карандаши, раздаточный материал, презентация, доска, мел.

Ход занятия

Говорят, что природа для того

каждому дала два уха и один язык,

чтобы говорить меньше, чем слушать”.

Плутарх

Если вы хотите понравиться людям,

соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.

Поощряйте других людей говорить о себе”.

Д. Карнеги

Организационный момент.

Упражнение «Знакомство».

Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например, "Лед и пламень", "То, как зверь она завоет, то заплачет как дитя", "Тиха, печальна, молчалива "и т.д. Придумали? Хорошо, Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали. Мы сделали один шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьи представления произвели наибольшее впечатление.

Правила работы на психологическом занятии:

    Уважение к говорящему.

    Право на личное мнение есть у каждого.

    Недопустимость оценок в адрес другого.

    Активное участие во всех упражнениях.

    Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе над упражнениями. (Если в этом есть необходимость, психолог дописывает правила).

Основная часть.

Теоретический блок!!!

Умение слушать по-настоящему - одно из самых трудных, это - наивысшая форма вежливости!

Без умения слушать эффективное общение невозможно, но в наше время это умение уже пора заносить в Красную книгу. Поскольку общение теперь все больше и больше идет по визуально-текстовым каналам связи (электронная почта, чаты, форумы и т. п.), умение

слушать притупляется в нас все сильнее. Слушание включает в себя два аспекта:

    способность понимать слышимое;

    способность анализировать и систематизировать полученную информацию для сохранения ее в памяти и дальнейшего использования.

Есть два типа слушания:

    «вежливое» (пассивное);

    критическое (активное).

Пассивное слушание

Это слушание наиболее распространено. Мы слушаем вполуха, улавливая одни фрагменты разговора и пропуская другие. Результатом этого нередко бывают такие ситуации:

    «Не забудь, что сегодня вечером мы с тобой собирались куда-нибудь выбраться».

    «Неужели? Впервые слышу, ты же мне ничего об этом не говорила».

    «Как же не говорила - а два дня назад? Ты просто меня тогда не слушал».

Мы часто пропускаем мимо ушей то, что нам говорят - в особенности те люди, кого мы хорошо знаем и часто видим.

Активное слушание

Такое слушание требует концентрации внимания и мобилизации внутренних сил. В этом случае вы прилагаете настоящие усилия, чтобы понять точку зрения собеседника. Вы слушаете его, воспринимаете то, что он говорит, откладываете полученную информацию в своей памяти, а потом, при необходимости, возвращаетесь к ней. Все эти умения крайне необходимы на торговых переговорах и собеседованиях. Если вы действительно слушаете активно (то есть слушаете по-настоящему), вы вскоре почувствуете, что ваша голова «гудит» от роящихся в ней мыслей. Это естественно - ведь в критическом слушании задействованы все ваши мыслительные способности! Как на переговорах, так и на собеседованиях вы должны не только сосредоточиться на том, что говорит другой человек, но и понимать его язык тела, контролировать свое собственное невербальное поведение, продумывать ответы на задаваемые вам вопросы и думать, что спросить самому. Так что ничего удивительного, что в такой ситуации ваша голова начнет «гудеть» от напряжения!

Что нам мешает слушать критически?

Существует много причин, по которым мы оказываемся неспособными к активному слушанию, и не последняя из них -вульгарная лень: нам просто не хочется лишний раз напрягаться. Или, возможно, нам не привили умения слушать. Если мы с детства привыкли к тому, что нас никто не слушает, будем ли мы стараться слушать других? Да нам просто не от кого было перенять это искусство!

В таком случае нужно прежде всего открыть свой ум для восприятия и искренне захотеть научиться активному слушанию: ведь, в конце концов, умение слушать - признак хорошей воспитанности. Но каковы же препятствия, стоящие на пути к настоящему слушанию?

    Расхождение во взглядах: ваша точка зрения в корне отличается от высказываемой другим человеком, и вы с ним категорически не согласны.

    Сильные эмоции: тема разговора волнует вас настолько сильно, что это мешает вам слушать; к этой же категории препятствий относятся и предубеждения.

    Физическая усталость или дискомфорт, возможно вы утомлены или голодны; страдаете от жары или холода; находитесь в стрессовом состоянии, нервничаете или испытываете недомогание.

    Желание говорить: вам нравится все время говорить самому и быть центром внимания; вы наслаждаетесь звучанием своего голоса и считаете важным только свое личное мнение.

    Отсутствие концентрации внимания и рассеянность: возможно, вам не дает сосредоточиться шум, вы мысленно планируете предстоящие вам дела или из-за чего-то (кого-то) переживаете.

    Отношение к собеседнику: вам может быть неприятен человек, с которым вы разговариваете; он может казаться вам чересчур скучным или слишком самоуверенным.

Практический блок!!!

1 . Спросите учащихся: “Если бы вы были лишены способности слышать в течение 24 ч, что бы вам не удалось сделать?”

- получить информацию;

- узнать, как что-либо делается;

- понять, что кому-нибудь нужно;

- узнать, как кто-либо себя чувствует;

- развлечься (телевизор, музыка, кино);

- выяснить, что вам нужно (разрешение на участие в поездке);

- защититься от опасности (услышать сигнал автомобиля при переходе улицы).

Упражнение “Правильное и неправильное слушание”

Цель: уяснить важность умения слушать во время общения. Познакомиться с приемами активного слушания.

Сегодняшнее занятие посвящено одному из важнейших умений - слушать другого человека.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Не случайно на сегодняшнем занятии мы будем говорить об эффективном слушании.

Попросите одного из учащихся выйти вперед и рассказать о последнем увиденном фильме. Во время его рассказа демонстрируйте плохое слушание:

- смотрите в сторону;

- делайте вид, что вам скучно;

- перебивайте;

- смотрите на часы;

- смейтесь не к месту.

Через несколько минут остановите игру и попросите класс поаплодировать рассказчику.

Вопросы классу:

- Слушал ли я говорящего?

- Как вы поняли, что я не слушал?

- Какие мои действия подсказывали вам, что я не слушал? (Напишите на доске ответы)

- Как реагировал..., когда я не слушал?

- Как вы думаете, что он чувствовал, когда я не слушал?

Попросите другого ученика выйти вперед и рассказать вам о любимом занятии, хобби и т.п.

Во время рассказа демонстрируйте хорошее слушание:

- поддерживайте визуальный контакт с говорящим;

- сидите лицом к партнеру, кивайте, улыбайтесь, если нужно;

- не перебивайте;

- задавайте вопросы, помогающие вам лучше понять проблему;

- повторяйте услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно понимаете;

- отражайте чувства говорящего;

- показывайте, что признаете ценность чувств, проблемы, усилия говорящего.

Остановите демонстрацию через несколько минут и поаплодируйте участнику.

Вопросы классу:

- Слушал ли я на этот раз?

- Как вы догадались, что я слушал?

- Какие мои действия подсказали вам это? (Запишите ответы на доске.)

- Как реагировал..., когда я слушал?

- Как вы думаете, что он чувствовал, когда я внимательно слушал его рассказ?

В каких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание.

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно - успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Каждый человек хочет, чтобы его поняли, разделили с ним те чувства и переживания, которые он испытывает. Поэтому главное состоит в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. А секрет хорошего слушания состоит в том, чтобы дать другому человеку облегчение, открыть ему новые пути для понимания самого себя.

Вопросы для обсуждения в классе после обеих демонстраций:

1. Что может случиться, если вы не будете слушать кого-либо?

2. Как вы можете кому-либо показать, что вы слушаете?

3. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо слушает вас?

4. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо не слушает вас?

Тест “Умеете ли вы слушать?”.

Сначала ребята отвечают самостоятельно, оценивая себя. Затем их оценивает сосед по парте. Результаты сравниваются.

Упражнение “Неиспорченный телефон”

Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания. Можно использовать магнитофон для фиксации.:

Дайте инструкцию: “Сейчас мы будем играть в игру “Неиспорченный телефон”. Задача участников - как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5-6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник - третьему и т.д.

Запоминать информацию вы можете, как хотите, допускаются любые способы, кроме письменной записи”.

Пригласите желающих принять участие в игре выйти за дверь. Обратите внимание оставшихся, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

а) способы слушания, использованные участниками;

б) искажение информации.

Они должны также соблюдать максимально возможную тишину и не подсказывать, не мешать играющим.

Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте, включите магнитофон.

Я сообщу вам информацию. Ваша задача - выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику.

Итак: завуч Марина Петровна сказала, что звонила учитель географии. У нее сын заболел свинкой, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский, на носу конец четверти. Время зря не теряйте, не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдет к завучу лично.

Вы готовы передать информацию?”

В случае положительного ответа пригласите следующего участника. Если у первого будут вопросы, проясните их (повторять весь текст вторично нельзя). После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

Вопросы для обсуждения

1. Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?

2. Какая информация запоминалась лучше?

3. Какие произошли искажения информации?

4. С чем связаны искажения?

Сначала должны высказаться по очереди игроки, затем наблюдатели. После этого прослушайте магнитофонную запись, подведите итоги.

Заключительная часть.

Упражнение «Рефлексия».

К концу выполнения упражнения ведущий задает вопрос: «Что труднее всего было описать?». Ученикам сложнее всего прописать части «Что почувствовал» и «Что буду делать». Психолог предлагает обратить на это особое внимание!!!

Этапы активного слушания

Действия слушающего

1. Несловесная поддержка говорящего

Контакт глаз, "поза слушания", кивки, выражение согласия: "Угу", "Да-да" и т. п.

2. Фразы перенесения ответственности за высказывание на партнера (парафраз не работает, если в нем не подчеркивается, кто именно высказал эту мысль)

"Вы считаете, что...", "Итак, вы говорите, что...", "Значит, вы утверждаете...", "Итак, ваша мысль сводится к следующему...", "Вы выразились таким образом, что...", "Ваши слова таковы... " и т. п.

3. Формулирование содержания высказывания

На этом этапе надо избавиться от собственных эмоций, оценок

4. Получение согласия собеседника после интерпретации его мысли

"Я правильно понял?", "Это так?", "Я ничего не перепутал?". Возможно, потребуется перефразировать сказанное прежде еще раз, до полного понимания

5. Демонстрация своего отношения к услышанному

Подчеркнуть, что это ваше мнение по поводу услышанного. Высказывать отношение только к словам, но не к личности говорящего

6. Высказывание своего собственного суждения по существу дела

"Мое мнение...", "Я считаю...", "Я думаю..." и т. п.

Полезные советы психолога:

    старайтесь начать слушать с первых же слов разговора и затем не ослабляйте внимания;

    отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;

    гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;

    осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, и не забегайте вперед;

    не перебивайте;

    постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;

    оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;

    избегайте делать поспешные выводы и сохраняйте объективность;

    обращайте особое внимание на взгляды, высказываемые вашим собеседником;

    постарайтесь по возможности устранить все отвлекающие факторы;

    вставляйте ответные реплики - в особенности по телефону, например: «да-да, ясно»; при личной встрече старайтесь поддерживать зрительный контакт и следите за тем, чтобы язык тела говорил о вашем внимании и заинтересованности.

Ю. Б. Гиппенрейтор настоятельно рекомендует родителям освоить способы активного слушания. При их использовании они могут рассчитывать на следующие результаты:

    исчезают, ослабевают отрицательные переживания ребенка: разделенная радость удваивается, разделенное горе становится вдвое меньше);

    ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: темы повествования (жалобы) меняются, беседа развивается;

    ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, начинает активно слушать;

    изменяются и сами родители: они находят в себе больше терпения.

Упражнения для совершенствования умения слушать

1.Уделяйте пять минут в день следующему упражнению: сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте раздающиеся вокруг звуки. Идентифицируйте их. Сколько различных звуков вы слышите? Это упражнение не только учит умению слушать, но и помогает расслабиться.

2.Во время разговора выслушивайте человека до конца, прежде чем начать высказывать свои соображения. Если вам нестерпимо хочется перебить, то вначале сделайте паузу и вдохните, а уж затем начинайте говорить. Пауза перед вашими словами придаст им большую значительность.

3.Как можно больше слушайте радио - но не музыку, а программы. Прослушав передачу, ответьте самому себе на вопрос: какую информацию вы получили.? Можете ли вы кратко пересказать все только что вами услышанное?

Техники слушания (по Л.Д. Столяренко).

    Глухое молчание (видимое отсутствие реакции) - пассивное слушание не самая позитивная техника для обмена информацией;

    Поддакивание («да-да», кивание…) - хорошо работает с людьми в состоянии аффекта;

    «Эхо-реакция» (повтор последнего слова собеседника) - хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;

    «Зеркало» (повтор последней фразы с изменением порядка слов) - хорошо в работе с аутичными детьми, техника создания ощущения полного взаимопонимания;

    «Парафраз» (передача высказываний партнера другими словами) - высокая степень внимания и мобилизации;

    Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»);

    Собственно вопросы (что? где? когда? почему? зачем?);

    Оценки, советы - не всегда уместная техника;

    Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова) - работает, если люди на одной волне;

    Эмоции («Ах!», «Здорово!», смех, скорбная мина…) - всегда хорошо с близкими;

    Неадекватные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально) - техника, всегда мешающая отношениям;

    Логически следствия из высказываний партнера, например, предположения о причине события;

    «Хамоватая реакция» (высказывания типа «Глупости», «Ерунда все это») - плохой вариант слушания;

    Расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели);

    Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова) - плохой вариант слушания.

Конспект классного часа на тему «Общение с пониманием», 7-8 класс

Цели: расширить представление детей о межличностных отношениях; формировать положительное отношение к таким нравственным качествам, как тактичность и сдержанность, принципиальность, уступчивость, доброжелательность; воспитывать отвращение к распущенности, вульгарности; способствовать созданию позитивной нравственной атмосферы в классе, укреплению дружбы между мальчиками и девочками.

Оборудование

Для упражнения «Немое кино» выбрать три пословицы (из предложенных ниже), записать каждую на отдельной табличке.

Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.

Коса - девичья краса.

Своя рубаха ближе к телу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дома и стены помогают.

Конь о четырех ногах, да спотыкается.

Поспешишь - людей насмешишь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь;

Для упражнения «Подсказка» написать на альбомном листе крупными буквами строку стихотворения:

«Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел; был сильный мороз»;

Для упражнения «Первое впечатление» сделать коробку стремя небольшими отверстиями, положить туда какой-либо предмет (например, будильник) так, чтобы из каждого отверстия была видна часть предмета;

Для упражнения «Испорченный телефон» записать на трех листах инструкции для каждой группы (взять из текста сценария).

План классного часа

I. Вступительная беседа «Человек - существо общественное».

II. Мини-лекция «Язык жестов и мимики».

III. Упражнения на понимание.

1. «Немое кино».

2. «Подсказка».

3. «Первое впечатление».

4. «Испорченный телефон».

IV. Комментирование «Общайся по правилам».

V. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Человек - существо общественное»

Классный руководитель. Ребята, всем вам хорошо известна сказка о Маугли. Ребенок, выросший среди зверей, ведет себя как человек. Но в жизни такие дети людьми не становятся, а остаются только человеческими существами. Науке известны случаи, когда дети с рождения были воспитаны животными. Эти дети так и не смогли овладеть человеческими навыками и на всю жизнь оставались инвалидами. Как вы думаете, почему? (Дети высказываются.)

Конечно, недаром говорят, что человек - существо общественное, только в общении с себе подобными он и становится человеком. С помощью общения люди обмениваются информацией, накапливая и сохраняя ее для будущих поколений. Как люди передают друг другу информацию? (С помощью слов, сказанных или записанных.)

Ученые из США установили, что в среднем человек говорит только в течение 10-11 минут в день и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунды. А вообще, в любой беседе с помощью слов передается менее 1/3 информации, а более 2/3 информации - с помощью других средств общения. Как вы думаете, каких? (С помощью звуков, жестов, позы, мимики и т. п.)

Всегда ли общение благотворно для человека или оно бывает вредным или даже гибельным? (Иногда простая беседа может закончиться ссорой или даже дракой.)

Чтобы общение было успешным, нужно соблюдать определенные правила. Об этих правилах мы и будем говорить в ходе сегодняшнего классного часа.

II. Мини-лекция «Язык жестов и мимики»

Классный руководитель. Как мы уже говорили, 2/3 информации люди передают друг другу с помощью жестов, мимики, других средств общения. Но язык жестов нужно уметь понимать.

Ребята, прошу вас отвечать мне без слов. Хотите ли вы, чтобы вас понимали?

(Дети кивают.)

Знаете ли вы язык племени тамбу-ламбу?

(Дети отрицательно качают головами.)

А что это за племя и зачем нужно знать его язык?

(Дети пожимают плечами, показывая недоумение.)

Жесты, которыми вы сейчас пользовались, являются универсальными, понятными людям почти всех национальностей. Но есть жесты, которые понимают в разных странах по-разному.

Поднятый вверх большой палец в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии может означать «все в порядке», но если большой палец резко вскидывается вверх, жест может означать и грубое ругательство.

А что означает этот жест? (Показывает V-образный знак пальцами.) Для англичанина этот жест означает «победа», если рука повернута тыльной стороной к говорящему, а если ладонью, то жест приобретает оскорбительное значение - «закрой рот!». Но в большинстве стран Европы этот жест в любом исполнении означает «победа». Во многих странах этот жест означает также цифру 2.

Считаем на пальцах. Итальянцы считают, начиная с большого- это цифра 1, а американцы и англичане - с мизинца, тогда большой палец обозначает цифру 5. А как считают в России?

Посчитайте на пальцах до пяти. С какого пальца вы начали? (С мизинца.)

Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.

III. Упражнения на понимание

Классный руководитель. В общении очень важно понимание. «Счастье - это когда тебя понимают» - эти слова из фильма «Доживем до понедельника» стали афоризмом. Только тогда общение становится плодотворным, когда обе стороны хотят взаимопонимания.

Чтобы укрепить и накачать мускулы, ребята ходят в тренажерные залы, выполняют специальные упражнения. Так и в общении, чтобы научиться правильно общаться, нужно укрепить мускулы общения. Этому помогут такие упражнения.

1. «Немое кино»

Классный руководитель. Все знают о том, что такое немое кино. Сейчас, как в таком кино, с помощью жестов и мимики нам покажут пословицу. Приглашаю к доске по одному представителю от каждого ряда. Вы можете выйти на 5 минут за дверь, чтобы подготовиться к «съемке».

(Учитель дает каждому листочки с пословицами. Дети выходят за дверь, готовятся.)

А мы пока выполним упражнение, которое называется «Подсказка».

2. «Подсказка»

Классный руководитель. Я вызываю к доске трех ребят (по одному с каждого ряда). Они должны написать строку из стихотворения, которое нужно было выучить наизусть, но они его, конечно, не выучили. А вы это стихотворение знаете. (Показывает классу табличку с предложением так, чтобы текст не видели ученики, стоящие у доски.)

Как подсказать товарищам, чтобы не увидел и не услышал учитель?

(Дети стараются передать жестами смысл предложения. Ученики У доски записывают то, что им удалось понять.)

Да, не все можно передать с помощью жестов, так что на подсказку лучше не рассчитывать, а надо учить то, что задано.

А теперь я приглашаю ребят, которые готовились показать пословицы. Проверим, как вы сможете понять смысл жестов и мимики.

(Дети передают смысл пословицы, одноклассники пытаются Угадать.)

Да, возможности жестов и мимики довольно ограниченны, недаром с появлением звука немое кино прекратило свое существование.

Американские ученые заметили, что есть зависимость между общественным положением человека, его образованием и количеством жестов и движений, которыми он пользуется.

Люди, которые находятся на вершине общественной лестницы или профессиональной карьеры, предпочитают словесные формы общения, менее образованные люди чаще полагаются на жесты, а не на слова.

3. «Первое впечатление»

Классный руководитель. Встречаясь с человеком, мы часто составляем о нем мнение по первому впечатлению, но оно, как известно, часто бывает ошибочным.

Вот в этой коробке с отверстиями лежит предмет. Вы должны посмотреть в отверстие и описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трех желающих к столу.

(Дети смотрят в отверстия коробки, называют признаки предмета.)

Классный руководитель (обращаясь к классу). Как вы думаете, что же за предмет лежит в этой коробке?

(Дети высказывают предположения.)

Классный руководитель (показывая предмет). Как видите, каждый из трех ребят назвал какой-то один признак, и ни один из этих признаков не дает полного представления о предмете.

Но ведь это всего лишь будильник, а как можно доверять первому впечатлению, когда речь идет о человеке?

4. «Испорченный телефон»

Классный руководитель. Важным условием успешного общения является умение слушать и слышать. Упражнение «Испорченный телефон» покажет, обладаете ли вы этим умением.

Я приглашаю сюда по одному человеку с каждого ряда.

(Дети выходят к доске.)

Ребята, сейчас каждый из вас получит секретную инструкцию. Вы ее запомните, а затем по моей команде передадите устно одному из ребят на своем ряду, затем эту фразу по цепочке передадут до конца ряда. Те, кто услышит эту фразу последним, выйдут к доске и произнесут ее. Затем мы сравним, в каком ряду ребята лучше умеют слушать и слышать.

Итак, начали. Ребята, у нас в школе ложилась чрезвычайная ситуация. Вам нужно срочно сделать это (дает детям прочитать записки, которые потом заберет, или говорит шепотом каждому ученику такие фразы):

1-й ряд - бежать в кабинет директора и сообщить о том, что наш класс после 4-го урока отправляется на крышу дома № 23, чтобы сбивать сосульки.

2-й ряд - позвонить в службу спасения и сказать, что на самую верхушку осины во дворе дома № 23 забрался кот и своим мяуканьем мешает проводить уроки.

3-й ряд - найти завхоза и сказать ему, что на втором этаже сорвался с панели огнетушитель и пена уже доходит до самого потолка в кабинете № 23.

Внимание, начали!

(В каждом ряду дети передают устные сообщения по цепочке. Последние ученики в каждом ряду выходят к доске.)

Послушаем, как изменились инструкции, полученные командирами, и что сделает каждая команда в этой чрезвычайной ситуации.

(Дети произносят фразы, учитель для сравнения читает исходные инструкции, дети делают выводы о том, насколько исказилась информация в ходе передачи.)

Мы часто обижаемся, что нас не понимают. Но для того чтобы нас понимали, мы сами должны быть внимательными, четко и ясно выражать свои мысли.

IV. Комментирование «Общайся по правилам»

Классный руководитель. Чтобы в ходе общения возникло взаимопонимание, нужно соблюдать определенные правила. Главное из них звучит так: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

А вот несколько советов от специалистов по деловому общению. Предлагаю вам дать комментарии к этим правилам. (Учитель читает правила, дети комментируют.)

1. Будьте во всем пунктуальны.

2. Не говорите лишнего.

4. Одевайтесь, как принято.

5. Говорите и пишите хорошим языком.

6. Не оправдывайте себя (меня не понимают, не ценят, ко мне несправедливы и т. д.).

7. Не снимайте с себя ответственности.

8. Будьте искренни, мужественны и справедливы.

9. Будьте терпимы и оптимистичны.

10. Считайтесь с чужим мнением.

11. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают.

12. Будьте естественны в общении.

13. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.

Те, кто выполняет эти правила, получают репутацию учтивых, вежливых, тактичных людей, с которыми общаться одно удовольствие.

V. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Заинтересовала ли вас тема классного часа? Понравились ли игровые упражнения? Что вам больше всего понравилось в ходе игры? Довольны ли вы своим участием в классном часе? (Дети высказываются.)

Данный классный час ориентирован на студентов 1 курсов с целью самопознания собственной личности,

на основании чего они смогут составить свой психологический портрет,

а также выявить определенные качественные психологические характеристики для дальнейшего саморазвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час с психологом.

Тема: «Познай себя - кто я, какой я»

Цели:

  1. акцентировать внимание студентов на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития;
  2. научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;
  3. дать возможность составить свой личностный психологический портрет, чтобы выявить определенные качественные характеристики.

Задача классного часа:

  1. познакомить студентов с приемами самопознания;
  2. научить определять свои личные особенности;
  3. развивать умение правильно оценивать себя и других;
  4. способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
  5. побуждать студентов к самопознанию, самовоспитанию;

Форма проведения:

Беседа с элементами тестирования и тренинга.

Подготовка:

1. Составить и размножить на каждого студента анкеты (за неделю до мероприятия провести анкетирование) и тесты.

2. Подготовить докладчиков и ведущих.

3. Подготовить аудиторию столы по периметру комнаты, а середину оставить пустой.

Вводное слово психолога:

Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека - природа ничего не создала. И одно из увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Тема нашего разговора «Познай себя - кто я, какой я» . Эта тема стара как мир и неисчерпаема как вечность. Чего не знает человек? Человек не знает разве только предела своей силы. Люди ищут себя везде, только не в себе самих. Сегодня мы попытаемся, приоткрыть завесу тайны в познании себя. А сейчас я приглашаю всех послушать диалог двух молодых людей.

В центр аудитории выходят двое ведущих - юноша и девушка.

У обоих в руках по зеркалу.

Ведущий: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...

Ведущая также смотрится в зеркало и говорит:

Ведущая: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...

Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?

Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия

на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!

Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал.

Ведущий: На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим

несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, блики, силуэты...

Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах...

Ведущие вместе: Какие же мы??? Как познать себя?

  1. Беседа «Нужно ли знать себя?»

Психолог Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»
А сейчас я хочу зачитать для вас ответы на вопросы анкеты «Нужно ли знать себя?», которую мы проводили в преддверии нашего классного часа.

Показ презентации с ответами студентов.

Психолог. Ваши ответы, говорят о том, что- то вы уж знаете о себе, что-то для вас остается непознанным, пугающим, во многом вам хочется разобраться и понять что-то важное как в себе, так и в других. Но все вы сходитесь в одном, в самом главном- познавать себя необходимо.

Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ всё это- приемы самопознания.

А вот как на вопрос «Нужно ли человеку познавать себя?», отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.

А как вы думаете, для чего человеку нужно познавать себя?

Ответы студентов.


Психолог Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте с вами немного по рассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

Мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Тест «Это я»

Многие воспринимают тесты как развлечение, или при ответах на вопросы пытаются оценить не себя, а насколько точно угадал тест то, что человек уже о себе знал. Однако тесты нельзя воспринимать слишком прямолинейно, не преломляя через призму своих особенностей и личных ситуаций.

Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест? Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Упражнение «Имя-прилагательное»

Выполните следующее упражнение, быстро напишите семь прилагательных начинающихся на первую букву вашего имени. Вычеркните из списка те, которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать, с точки зрения вашего мнения о себе.

Вопросы студентам:

Как вы думаете, человеку интересно познать себя?

А как еще можно познавать себя?

Можно ли познавать себя, полагаясь только на собственный разум, опыт?

Ответы студентов

Психолог Да, только одного разума и собственного мнения и опыта не будет достаточно. Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих? Это правильно?

Окружающие не всегда могут правильно нас оценить. Человек может познавать себя, только сравнивая себя с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания как единственно верный тоже не подходит.

Вопросы студентам:

Нужно лучше узнать себя, свою самооценку?

Как вы думаете, что лучше: переоценить себя или недооценить?

Ответы студентов

Психолог А сейчас вашему вниманию мини – лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

Тест «Моя самооценка».

Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я» в любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

Вопросы студентам

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

Ответы студентов

А сейчас мы проведем с вами самоиспытание, которое покажет, знаете ли вы себя? К примеру, какая у вас память? (пригласить к доске студента уверенного, что у него плохая память). У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам: Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (студент у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Упражнение «Создание автопортретов».

А теперь я приглашаю вас в фотоателье, для начала предлагаю вам провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?».

Примерные ответы студентов:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек

Человек, который отличается от других

Необычный человек, странный, чудак

Это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Психолог Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности.

У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всей группе? (зачитываются несколько работ)

Заключение

Наше мероприятие подошло к концу, я всем очень благодарна, за активное участие. Да. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя? Как может верная самооценка помочь тебе в жизни? Что нового узнали вы сегодня о себе? Помогла наша встреча найти вам ответы на вопросы кто я, какой я, узнали ли вы, что- то новое о себе? С помощью, каких приемов происходило самопознание?


В настоящее время одной из ключевых проблем, стоящих перед нашей страной и требующих решения, является обеспечение безопасности. Безопасности каждого из нас…

Согласно закону “О безопасности” (05.03.92г.) под безопасностью понимается “состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.

Сегодня понимание важности этой проблемы формируется на всех уровнях общества и государства, так как обеспечение безопасности населения является одним из главных элементов высокого уровня жизни. Культура не передаётся от родителей генетически, а приобретается человеком по ходу жизни. Культура безопасности – определённый уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда, причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности ему лично, а также ущерба другим людям и обществу в целом.

Реакция человека на опасности, благодаря его разуму, отличается от инстинктивных действий животных предвидением развития событий и оценкой впоследствии своих действий. Это позволяет ему найти необходимые меры безопасности и выбрать наиболее эффективный вариант или комбинацию этих мер.

Безопасная жизнедеятельность – это жизнедеятельность по законам безопасности: профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов.

Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности, проявляет её:

  • в безопасном отношении к себе;
  • в безопасном взаимодействии внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других;
  • в безопасном взаимодействии с окружающей средой.

Психологическая устойчивость

Очень часто люди оказываются психологически неподготовленными к действиям в экстремальных ситуациях. А ведь психологическая устойчивость в опасных ситуациях является решающим фактором выживания.

В минуту опасности на людей действуют психотравмирующие обстоятельства – комплекс сверхсильных раздражителей, нарушающих нормальную психическую деятельность. По данным учёных, существует прямая зависимость между стрессом и работоспособностью, возможностью борьбы с опасностью.

Однако реально ли подготовить человека к адекватному поведению в случае возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с угрозой для жизни, сформировать стрессоустойчивость, психологические качества, позволяющие грамотно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения, не терять самообладания в опасных ситуациях, владеть собственными эмоциями?

Да, реально. И занимаются решением этих проблем различные науки. Например, психология, виктимология. Виктимология представляет учение о жертве преступления, основным элементом её предмета является виктимность поведения. Под виктимным поведением понимается такое поведение, которое вводит человека в какую-либо или одновременно в несколько групп риска.

Согласно статистическим данным, от 70% до 90% всех преступлений провоцируются самой жертвой.

Хочу назвать вам несколько комплексов, которые могут быть свойственны виктимной личности.

Комплекс Красной Шапочки

Совершая определённые действия, жертва не предвидит возможной опасности и не ожидает наступления соответствующих последствий, хотя по обстоятельствам и при должной осмотрительности должна была бы её предвидеть. То есть такая вот форма “психической небрежности”.

Комплекс Икара

Более распространённый вариант комплекса Красной Шапочки.

Совершая определённые действия, жертва предвидит возможную опасность, предполагает возможность наступления нежелательных событий, но легкомысленно рассчитывает, что всё обойдётся. Тоже своего рода “психическая небрежность”.

Комплекс Голиафа

ГОЛИАФ, в Ветхом завете, великан-филистимлянин из города Гефа, убитый Давидом во время войны между филистимлянами и израильтянами. Голиаф и Давид были избраны своими соплеменниками для единоборства, которое должно было решить исход битвы: победивший в поединке завоёвывал победу своей стороне. Согласно библейскому описанию, Голиаф был шести локтей и пяди ростом (т.е. около 3 м). Давид, человек обычного роста, не облаченный в тяжёлые доспехи, использовал в поединке только пращу. Выпущенный им камень попал Голиафу в лоб, расколол ему череп и убил его.

Совершая определённые действия, жертва предвидит возможную опасность, предполагает возможность наступления нежелательных событий, но рассчитывает без достаточных оснований, что с ситуацией справится; поведение жертвы отличается излишней самоуверенностью, бравадой и переоценкой собственных сил. Такая вот “психическая самонадеянность”.

Комплекс Ивана Сусанина

Совершая определённые действия, жертва уверена в наступлении неблагоприятных для себя последствий, и даже делает всё возможное, чтобы они наступили, но относится к ним безразлично. Так, Иван Сусанин отнюдь не был самоубийцей, хотя и сделал всё для наступления столь печального для себя результата.

И, наконец, последний комплекс.

Комплекс де Голля

Жертва действует осмысленно, выверяет свои планы, учитывая возможные негативные последствия. Трезво оценивает изменяющуюся обстановку, быстро и адекватно реагирует на изменения. Расчёт преобладает над эмоциями, присутствует способность при необходимости поступиться чем-то, чтобы сохранить главное. Невиновное поведение.

Конечно, не существует математически точного замера уровней виктимности, но условно можно определить их таким образом:

  • комплексы Красной Шапочки и Ивана Сусанина – уровень виктимности очень высокий; комплекс Икара – от высокого до очень высокого;
  • комплекс Голиафа – от повышенного до высокого;
  • и комплекс де Голля – уровень виктимности нормальный.

Виктимная личность воспринимает окружающий мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни и, в конечном итоге, приведут к неминуемой гибели. Такая личность уверена, что в жизни от самого человека мало что зависит. Виктимная личность допускает опрометчивые поступки, ошибаясь или совершая провокационные действия, которые действительно приводят к несчастным случаям, болезням, травмам. Мировоззрение виктимной личности может быть условно выражено в поговорке “Чему быть, того не миновать”.

Проявления виктимности условно подразделяют на несколько видов:

1. Виктимность предметов:

  • засохшие цветы на подоконнике, переполненный почтовый ящик в подъезде – знаки того, что хозяев давно нет дома;
  • открытая форточка на первом или последнем этаже;
  • шикарная, в отличие от других, входная дверь в подъезде;
  • обилие дорогих украшений (человек в одиночку вечером возвращается домой).

2. Виктимность жестов и поведения:

  • ощупывание кармана в день зарплаты указывает, где деньги;
  • тщательное прятание чего-то с оглядыванием вокруг себя;
  • резкие движения, когда вокруг террористы;
  • вопросы к первому встречному в чужом городе;
  • демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;
  • согласие пойти куда-либо с незнакомым человеком.

– Назовите проявления виктимности, известные вам.

(Ответы учащихся.)

Безопасная личность знает о существовании различных источников опасности, но уверена, что в мире есть возможности для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной деятельности с учётом законов безопасного поведения.

Стать безопасной личностью возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Обучение, основанное только на ограниченном наборе правил, преимущественно запретительного характера (не впускай в квартиру, не отвечай на вопросы, не садись в машину и т. д.), не даёт возможности усвоить богатый арсенал средств безопасности. Иначе говоря, лишь человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к обеспечению своей личной безопасности.

Тест “Моё благоразумие”

Благоразумные люди любят комфорт. Прежде чем что-то сделать, они “семь раз отмерят”. Другие мчатся по жизни, сломя голову: им всё нипочем! Они способны рискнуть всем, даже если успех предприятия не гарантирован. А к какой группе относитесь вы? Чтобы это узнать, ответьте на вопросы несложного теста. Поставьте себе одно очко за каждый положительный ответ на вопросы 2 и 10, и одно очко за отрицательный ответ на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12.

  1. Выходите ли вы из себя по малейшему поводу?
  2. Боитесь ли вы разозлить человека, который заведомо физически сильнее вас?
  3. Начинаете ли вы скандалить, чтобы на вас обратили внимание?
  4. Любите ли вы ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни?
  5. Увлекаетесь ли вы лекарствами, когда заболеете?
  6. Пойдёте ли вы на всё, чтобы получить то, что вам очень хочется?
  7. Любите ли вы больших собак?
  8. Любите ли вы сидеть часами на солнце?
  9. Уверены ли вы, что когда-нибудь станете знаменитостью?
  10. Умеете ли вы вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать?
  11. Привыкли ли вы много есть, даже если не голодны?
  12. Нравится ли вам знать заранее, что вам подарят?

А теперь подсчитаем.

Больше 8 очков.Вы – сама мудрость. Вы благоразумны, потребности ваши умеренны. Вы не ждёте разочарования. Но, наверное, можно быть немного подинамичнее. Это облегчит общение с людьми и сделает жизнь немного проще...

От 4 до 8 очков. Золотая середина. У вас есть прекрасное чувство меры. Вы точно знаете свои возможности и не пытаетесь поймать журавля в небе. Хотя в вас есть и немного сумасбродства, которое придаёт людям такое очарование!

Меньше 4 очков.Можно сказать одно: вы абсолютно безрассудны. Вам всего всегда мало. Вы часто чувствуете себя несчастным из-за этой кажущейся неудовлетворенности. Наш совет: научитесь радоваться приятным мелочам, которых в жизни не так уж мало. Это поможет стать вам спокойнее и рассудительнее.

Известны психологические механизмы поведения людей, способствующие большей безопасности.

Для выживания необходимо быть всегда психологически подготовленным.Такой человек находится в лучших условиях, и с ним, скорее всего, не случится ничего плохого.

В чрезвычайной обстановке важно, чтобы вы были в состоянии:

  • принимать быстрые решения;
  • уметь импровизировать;
  • постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
  • уметь различать опасность;
  • уметь распознавать людей;
  • быть независимым и самостоятельным;
  • быть твёрдым и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если необходимо;
  • определять и знать свои возможности и не падать духом;
  • в любой ситуации пытаться найти выход.

Никогда не сдавайтесь! Ставка в игре очень высока, чтобы уступить, не испробовав все возможные средства.Думайте! Пока никто и ничто не угрожает вашей драгоценной жизни, думайте. Потому что потом думать будет и некогда, и поздно. Потому мысленно моделируйте возможные экстремальные ситуации. Тренируйте образную память. Делайте это для того, чтобы в трудные минуты ваше поведение было автоматическим.

Психические проблемы в критических ситуациях

Апатия

Пpи неожиданной катастpофе, когда гибель пpедставляется неизбежной, единственная стопpоцентная опасность состоит в том, что Вы можете впасть в состояние апатии – как заглатываемый удавом кpолик. Истоpия кpупных аваpий изобилует пpимеpами, когда люди гибли лишь от того, что слишком быстpо потеpяли надежду и ничего не пpедпpинимали для своего спасения. Спасение состоит в том, чтобы заpанее настpоиться на воспpиятие кpитической ситуации как Вашего собственного долгожданного шанса стать геpоем. Вы должны испытывать душевный подъём. Ведите себя так, чтобы потом не стыдно было вспоминать.

Изоляция

Недостаток инфоpмации угнетает психику. Одиночная камеpа – сильнейшее наказание для заключённого. Но ситуация вовсе не безнадёжна для интеллектуала. Воспользуйтесь покоем для пpиведения в поpядок знаний, идей, самооpганизации. Займитесь йогой. Если еды хватает – тренируйте мускулы.

Заведите себе домашнее животное, напpимеp, паука. Наблюдайте за ним, дрессируйте, ставьте эксперименты. Вы откроете для себя кое-что небесполезное. Сознательно начинайте думать вслух. Это когда-нибудь начнётся само собой, но Вы опеpедите события для пpофилактики психических наpушений. Невозможность писать – хороший повод начать сеpьёзную тpениpовку памяти. Потенции у памяти колоссальные. Можно отлично удеpживать в голове не одну большую теорию.

Необъятность pаботы

Интеллектуалы плохо пеpеносят монотонную физическую pаботу. Пpедположим, Вам необходимо пpойти огpомное pасстояние или пеpевеpнуть лопатой огромное количество земли. Это очень скучное занятие, но оно позволяет думать о постоpоннем. Займите голову приведением в порядок прошлых впечатлений: вспоминайте пpиятные эпизоды, фильмы, книги. Анализиpуйте свою жизнь. Этого развлечения хватит надолго.

Ещё можно мечтать – о том, как хоpошо всё когда-нибудь будет. Ищите выгоду в сложившемся положении. Она может состоять, напpимеp, в тpениpовке мускулов, в развитии некоторых психических качеств.

Депpессия

Депpессия наступает в pезультате большой неудачи или большой потеpи. К депpессии может пpивести совокупность мелких непpиятностей, отсутствие успеха – когда “всё плохо”. В таком состоянии может сформироваться суицидальное настpоение, то есть навязчивая мысль о самоубийстве. Установите для себя пpавило: всегда по возможности оттягивать пpинятие pешений. Утpо вечеpа мудpенее. Появятся новые идеи, изменятся обстоятельства, пpидёт хоpоший совет. Учитывайте: любая тяжёлая потеpя эмоционально пеpеживается только пеpвые тpи дня. Потом человек ко всему пpивыкает. Набеpитесь сил на тpи дня. Если не хочется жить, пpоведите pевизию тех pадостей, котоpые для Вас ещё доступны. Их может набpаться достаточно, чтобы опpавдать Ваше существование. Если у Вас есть вpаги, подумайте, как они будут обpадованы Вашим бездаpным концом. Если Вы всю жизнь не отваживались на какой-то pешительный поступок, совеpшите его “под занавес”. Это может веpнуть Вам волю.

Наpкотики

Категоpически не пpобуйте наpкотики. Для здоpовья, возможно, и не будет вpеда от одного pаза, но Вы навсегда сломаете в себе баpьеp, и поддаться соблазну втоpой pаз будет гоpаздо легче. Вообще, лучший способ убеpечься от опасных соблазнов – не пpобовать. Личный опыт – чепуховое достижение по сpавнению с pиском pаспада личности и разрушением здоровья. Пpаведность нынче не в моде. Но если Вы – сильная личность, или хотите ей быть, зачем Вам мода слабых, заурядных людей?
К тому же, волевые качества существенно пpибавляют Вам ценность пpи деловом знакомстве, пpи устpойстве на pаботу в солидную фиpму.

Паника

Паническое бегство возникает тогда, когда путь к спасению пpедставляется доступным, но дефицитным. Нет пути к спасению – нет и паники. Путь есть, но кажется, что поезд уходит, – тут и начинается давка. В панике люди забывают моpаль: могут задавить и детей, и стаpиков. Паника не отключает способность сообpажать. Найдите сильный довод, и у Вас будет шанс остановить толпу.

Надежда

В тpудностях помогает деpжаться надежда на лучшее. Солдат мечтает о “дембеле”, Робинзон – о паpусе на гоpизонте. Имейте запасные мечты на случай пpовала основной. Не ставьте всё на одну каpту: двигайтесь в нескольких напpавлениях (но бойтесь pазбpасываться). Смотpите фильмы с хорошим концом. Веpьте в то, что из любого непpиятного положения выход существует в пpинципе. Пpоблема лишь в том, достаточно ли Вы умны, чтобы отыскать его.

– Спасибо, ребята! Ну и закончить наше сегодняшнее мероприятие мне хотелось бы вот такими замечательными словами:

  • “Там, где все прочие условия равны, победителем выходит более мужественный” (Плутарх, древнегреческий философ)
  • “Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, чего не делаем” (Ж. Мольер)
  • “Умеющих плавать поддерживает вода, а умеющих жить поддерживает сама жизнь” (Народная мудрость)

– Будьте мужественными, ответственными и, конечно, не забывайте о своей безопасности.

Литература:

  1. Малкина-Пых. Психология поведения жертвы. – ЭКСМО, 2009.
  2. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. – Душанбе, 1997.
  3. http://www.gm-legal.com
  4. http://www.ex-jure.ru.
Загрузка...