ecosmak.ru

Творческие способности. Особенности формирования творческих способностей

Творческие способности. От чего они зависят?

Дополнительное образование определяется как гармоничное единство познания, творчества и общения детей и педагога, в основе которого лежит свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни. Сама жизнь, её современный ритм, потребность не только в движении, но и его красоте выдвигают как естественную необходимость воспитания художественного вкуса детей, обучение творческому мышлению и приобщение подрастающего поколения к миру прекрасного – миру искусства. Творческими способностями наделён каждый человек, и все люди рождаются способными к творчеству. Исходя из этого, нужно лишь развить эти самые способности, обучить творческой деятельности, ознакомить с приёмами творческого воображения.

Что же такое ТВОРЧЕСТВО и каковы его составляющие? Из энциклопедического словаря узнаём: « ТВОРЧЕСТВО – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности.

На что должен ориентироваться человек, занимаясь творчеством в любом деле? На мечту? Мечта – это желание. На одном желании далеко не уедешь. Чтобы перейти от желания к действию не хватает всегда одного – мотива. Любовь является той мотивацией, которая приводит к осуществлению мечты. Когда человек любит своё дело, то он вкладывает всего себя, совершенствуясь в нём непрерывно. Любовь сама по себе является источником труда, совершенствования, удовольствия и успеха. Она является чудесной и чудотворной силой, способной подарить радость, жизнь и стремление к жизни. Что является основой творчества? Учёные – исследователи утверждают, что поиск. Именно поиск интуитивно осуществляет каждый человек в своей работе. Прежде чем заняться любимым делом, его необходимо найти. Найдя любимое дело, человек ищет в нем интересные, понравившиеся ему области для изучения. Например, танцор ищет направления хореографии, которые ему по душе. Это может быть классика, народный танец, бальный танец и т.д. Главное определиться. Определившись с областями, творческий человек изучает, что в них уже сделано, выбирает, что нравится и гармонично подходит ему. Каждый человек стремится быть нужным, поэтому он свой продукт творчества продвигает в общество. Это поиск целевой аудитории, т. е. аудитории, которая заинтересована в его творчестве. Без чего не бывает творчества? Без вдохновения. А что такое вдохновение? Это такое состояние, в котором человек, способен творить продуктивно, качественно. Откуда брать это вдохновение, вот в чём вопрос? Но есть условия, которые помогают найти это вдохновение:

Постоянное познание и совершенствование себя;

Любовь к своему делу;

Наличие цели и мотива;

Тотальность, т. е. полная концентрация или погружённость;

Здоровый образ жизни, что помогает качественно, продуктивно жить и творить;

Общение, без него развитие человека тормозится;

Изучение и исследование чужого творчества. Чем полнее познаётся чужое творчество, тем совершеннее становится ваше.

А способы познания чужого творчества разные: чтение книг, просмотр фильмов, концертов, записей конкурсов, слушание музыки и многое другое. Без попытки творить человек не станет творцом. Истинное творчество доходит до людей кратчайшим путём – от сердца к сердцу. Оно задевает, волнует и трогает людей. Каждый в нём находит что-то своё. Нет лучшего или худшего творчества. Ведь творчество создано для того, чтобы раскрыть душу каждого творца, а лучшей или худшей души просто не существует. Творчество – это не соревнование, ведь нет критериев, оценивающих душу человека. Для того, чтобы свободно и продуктивно творить, необходимо избавиться от страхов. Страх – одно из самых древних чувств. Страх – это самое совершенное оружие,разрушающее и убивающее изнутри. Главная и единственная причина страха – это незнание. Человек боится, когда не знает что будет с ним, с его окружением или со всем миром в следующий момент, в ближайшем или далёком будущем. Путь избавления от незнания и страха и есть один из способов избавления от страха. Лишь познавая и совершенствуясь, можно избавиться от него. И поэтому всю жизнь необходимо познавать и совершенствоваться. Уверенность в себе – первое и необходимое условие успешности всех творческих начинаний. Неуверенность мешает нам быть личностями, творить, создавать что-то новое и оригинальное, достигать своих целей. Она изматывает наш организм, нервную систему и психику, забирая огромное количество энергии. Необходимо покончить с ней раз и навсегда. Уверенность в себе – это самое главное качество для творческого человека. Люди, которые занимаются своим делом, так в него погружаются, что забывают обо всём и тем самым автоматически приобретают уверенность. Уверенность приходит с практикой и тренировкой. Пробуйте, ищите и тренируйтесь. Миром правит гармония. Она есть во всём. Гармония человека состоит в том, что человек является целостной системой, состоящей из духовного и материального, элементы которой дополняют друг друга, взаимодействуют и неразрывно связаны. Совершенствуешь одно – совершенствуется другое. Совершенствуя тело, мы совершенствуем дух, и наоборот. (В здоровом теле – здоровый дух.) Гармония заключается в дополнении, а не в разрушении. Говорят, что жизнь – это борьба. Это не совсем верно, ибо сущность борьбы в разрушении. А смысл жизни не в разрушении, а в самой жизни, в творчестве, в привнесении чего-то нового. Творчество – это всегда взаимодействие души и тела. И поэтому для продуктивного творчества необходимо заботиться о душе, о разуме и о теле. Ведь только благодаря их гармоничному взаимодействию рождается истинное творчество. Все мы неповторимы, неподражаемы, по-своему талантливы и гениальны. Бессмысленно копировать Моцарта или Эйнштейна, Рахманинова или Игоря Моисеева, но учиться у них можно и нужно. При этом нужно учиться быть самим собой. Это настоящее искусство. Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока не начинает прислушиваться к самому себе, к своему «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Да, я этого не хочу, или «Да, мне это не нравится», или «Да, мне это подходит». Любой образовательный процесс – это взаимодействие ученика и учителя. В каждый момент нашей жизни мы находимся либо в роли учителя, либо в роли ученика. Если бы мы всегда учились друг у друга, то мы бы не совершали стольких ошибок. Каждому из нас нужен учитель, и мы его часто находим в себе или во внешнем мире. Всегда хочется находиться рядом с человеком, излучающим нежность, заботу, радость, у которого есть чему научиться! Но многие из нас не становятся хорошими учителями. Каким должен быть хороший учитель? Любой эффективный образовательный процесс должен быть направлен на действие, ибо знания бессмысленны без практического применения. Как сказал Мефистофель Фаусту, « Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет.» Знания нужны, но только через действие формируются их понимание, а также необходимые для человека навыки и умения.Поэтому настоящее образование заключается не в заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие навыки.

Первый и главный принцип учителя – «Не навреди!»

А второй принцип – «Никогда ничего не делай за ученика».

Учитель может направлять, подсказывать, но ничего не делать за ученика. Иначе ученик ничему не научится. Каждый творческий человек – это не только творец, но и даритель, распространитель, продавец своего творчества. Что же мы дарим? Результаты творчества, т.е. зрелищные вещи, идеи и т.д. На самом деле всё это является лишь посредником для передачи РАДОСТИ.

Слова «рад» и «дар» похожи по звучанию. Корень «Ра», означает «СОЛНЦЕ». Радуем – значит, наполняем светом и любовью. Улыбка, внешняя или внутренняя, является одним из признаков любви. Кому же дарим радость через творчество? В первую очередь самим себе. Педагог, учитель дарит миру радость не только через себя, но и через своих учеников. Ученики тянутся к учителю. Они учатся у него определённой профессии и жизненному опыту. Цель этого общения – передача не только информации, но и чувств, эмоций, энергетики. Творчество – это познание своих способностей, себя, окружающего мира через сотворение нового, через преодоление определённых ситуаций, экзаменов жизни, через преодоление своих слабостей. Многие творческие люди не знают, кто они, чего ждут от жизни и что их может серьёзно увлечь. Они идут по жизни бесцельно и бесконтрольно, бросаясь из стороны в сторону. Наличие цели в жизни, страстного желания жить, ощущение своего предназначения, собственной избранности – вот чего многим не хватает. В каждом из нас спит огромный запас сил, энергии, творческого потенциала. В случае, когда человек находит свою цель, эти силы просыпаются, и человек преодолевает всевозможные преграды. Невидимые силы Вселенной начинают помогать, люди приходят на помощь. Человек обнаруживает, что мир наполнен огромным количеством возможностей, ресурсов для успешной реализации любой цели. Жизнь наполняется радостью и счастьем. А всё начинается с чётко поставленной цели. А что такое цель? Для педагога – хореографа это определённый чёткий образ (неважно, как Вы его ощущаете: осознаёте, чувствуете или видите), реализованный в определённый момент времени. Если захотелось творить – твори, ибо творчество – это священная миссия каждого человека, в которой мы совершенствуемся и совершенствуем окружающий нас мир. Захотелось что-то сотворить - забудь обо всём, отбрось все мысли, садись и твори! Отдайся творчеству, растворись в нём и наслаждайся неповторимыми моментами своей жизни! Творчество – это есть искусство. Творческий человек через преодоление себя, своей слабости, отбрасывание отвлекающих мыслей способен входить в состояние расслабленной внутренней гармонии с самим собой и создавать шедевры, получая от этого океан удовольствия и совершенствования. Все действия, мысли, слова имеют тот смысл, который мы в них вкладываем. Форма может быть одинаковой, а смысл разный. Для того, чтобы вложить смысл в своё творчество, нужно много трудиться, работать над своим духом, душой, умом и телом. Но это того стоит! Когда результат творческого труда наполнен глубоким смыслом, говорить не хочется, есть лишь желание наслаждаться красотой созданного чуда. Сознанию не дано этого понять, это можно лишь почувствовать сердцем и насладиться здесь и сейчас в тишине и внутреннем спокойствии. А сердце не обманешь. Оно всё знает и всё чувствует!

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.

Разделяют общие и специальные способности:

1) общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

2) специальные способности - это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Каждая способность имеет свою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются: умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей:

1) репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью).

2) творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Талантливость предполагает наличие различных творческих способностей.

Творческие способности делятся на три основные группы:

1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.

Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны прежде всего самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности.


Некоторые мыслители считают, что творческий стиль мыслительной деятельности - это первичная и естественная форма работы мозга. В связи с этим творческие способности присущи без исключения всем людям, но проявляются они по-разному в зависимости от выраженности специальных способностей к различным видам деятельности. Шаблоны и штампы появляются под влиянием социальных воздействий и, главным образом, как предмет существующей системы воспитания и обучения.

Однако общеизвестно, что при одной и той же системе воспитания и обучения у одних людей формируется шаблонное мышление, у других сохраняется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятельности.

Это заставляет думать, что у некоторых индивидуалов существует определенная сопротивляемость шаблону, которая проявляется не только в стиле мыслительной и исполнительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как независимость, самостоятельность (отсутствие конформности соглашательства) и т.д.

Не лишено вероятности предположение, что сопротивляемость «шаблону» может оказаться наиболее фундаментальным внутренним качеством в структуре творческих способностей, природа которого, скорее всего, детерминирована некоторыми биологическими задатками. Возможно, однако, и альтернативное предположение, что данное качество вторично, обусловлено другими качествами интеллектуальной деятельности (гибкостью, широтой и пр.) или личностными образованиями.

Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку. Проблема выявления ранних способностей интересует многих. Речь идет в принципе о выделении, выявлении способных людей, о соответствующей их подготовке, то есть о наилучшем решении подбора кадров.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.

Как отмечает Фергюсон (1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.

Таким образом, в системе этапов творчества можно перечислить следующие наиболее важные качества:

1. Этап – чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, информационный голод («жажда познания»).

2. Этап – интуиция, творческое воображение, вдохновение.

3. Этап – самокритичность, упорство в доведении дела до конца.

Конечно, все эти качества действуют на всех этапах творческого процесса, но не преобладанием в одном из трех. В зависимости от вида творчества (научное, художественное) одни из них могут выступать ярче, чем другие. Соединяясь с неповторимыми чертами конкретного человека, а так же с особенностями творческих поисков, перечисленные качества образуют нередко удивительный сплав творческой индивидуальности.

Развитие науки и техники, темпы научно-технического процесса таковы, что совершенно необходимо «снабжать» науку и технику новыми идеями, строить новые проекты, поэтому, в связи со стоящими перед обществом задачами, вопрос о природе творческих способностей приобрел огромную практическую значимость.

Сегодня творчество становиться необходимым инструментом профессионального и обыденного существования.

Таким образом, развитие творческих способностей детей становится одной из главных задач воспитания гармонично развитой личности современного общества. Обладая творческими способностями, человек становится успешным в любой деятельности. Одним из главных средств развития творческих способностей является элементарное музицирование.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Воспитательный час на тему:

«Творческие способности и возможности

человека»

Показать ребятам, что развитие инициативы, творческого начала,

современном обществе;

Акцентировать внимание воспитанниковна то, что творческие

способности есть у всех, только их необходимо развивать.

Ход занятия

Вступительноеслововоспитателя:

Ребята, после окончания школы перед каждым из вас встает проблема

определили то направление, где смогут максимально проявить себя, сознавая,

где предстоит учиться, кем работать и к чему стремиться в карьерном росте и

профессиональном мастерстве. Однако сегодня мы обратим внимание на

другую сторону вашего самоопределения в жизни, попытаемся вместе

подумать и ответить на вопросы:

Каковы творческие способности человека и его возможности?

Как проявить себя и свои способности?

Обсуждение типовых ситуаций:

«Талантливывсеилитолькоизбранные?»

Гениальностьвовсене такойбожественноредкийдар... Она,

напротив,не редкостьисоставляетуделвсякого.

П.К.Энгельмейер

Способности -свойства личности, дающие ей возможность успешно

обучаться, приобретать знания, умения, навыки для осуществления

определенной деятельности. Например, обучение рисованию, музыке, языкам

и т.д. Причем способности проявляются не в самих знаниях, умениях и

навыках, а в скорости их приобретения. С точки зрения современной

психологии наивысшей степенью способностей является гениальность, далее

идут талантливость и одаренность.

Раньше считалось, что творчество, изобретательство -удел немногих,

избранных, т.е. людей, у которых с детства проявились явные таланты в какой-

либо области (музыкальные, художественные, литературные, технические

способности). Есть мнение, что сложные психологические структуры, которые

обеспечивают творческие способности, передаются по наследству.

прабабки А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого были родными сестрами. В пяти

поколениях семьи Баха насчитывалось 16 композиторов. Мы знаем

выдающихся писателей и композиторов: Дюма -отец и сын, Штраус -отец

и сын. А современные артисты? Каждый из нас сможет привести массу

примеров: выросли в семье актеров Андрей Миронов, Кристина Орбакайте,

Александр Ширвинд, и т.д.

множеством фактов, когда в простой семье рождались поэты, художники,

музыканты, писатели, изобретатели. Исследования ученых показали, что

выдающиеся и гениальные люди не образуют какой- то отдельнойпороды и

могут родиться в любой самой обыкновенной семье.

Примеров талантливых знаменитостей, которые родились в простых

Ломоносов. И. П. Кулибин, С. В. Ильюшин и др.

«Пружинатехническогопрогресса»

Еслиопределитьпсихологическимтермином,чтоже является

пружинойявляетсяизобретательность.

А.В. Луначарский

С древних времен человечество занималось изобретательским

творчеством. Через него человечество пришло к современным благам

цивилизации.

Жизненно необходимые потребности людей -добыча пищи,

сохранение огня, создание и благоустройство жилья -выдвигали задачи

изготовления и постоянного усовершенствования орудий труда и средств для

охоты. Как заточить камень, как сделать копье? Эти вопросы стимулировали

мыслительную, изобретательскую деятельность древнего человека.

С изобретения первых орудий труда и начался процесс

«очеловечивания» наших предков. Из каменного векак нам пришло наиболее

значительное открытие -сочетание легкого топорища с тяжелым топором.

С самых давних времен были сделаны миллионы открытий. И что

удивительно, при усложнении изобретательских задач методы их решения

почти не изменялись. Обычно изобретатели шли к цели проторенным путем

«проб и ошибок».

Другим наиболее важным, с точки зрения современной техники,

открытием стало изобретение колеса. Оно было изобретено в два

этапа.Сначалаиспользовались:

волокуш);

Была изобретена ось с подшипниками (в качестве первой смазки был

применен бараний жир);

Первое колесо со спицами появилось в Египте и Восточной Персии в

2000-1500 гг. до н. э. Сегодня с высоты достижений цивилизации нельзя не

удивляться великой изобретательности наших далеких предков.

«Еговеличествослучайшли...»

Не всякому помогает случай, судьба одаряет толькоподготовленные

Л. Пастер

Путем «проб и ошибок» упорно работали ученые над проблемами,

которые захватывали полностью их существование. Современники Т. Эдисона

шутили, что если перед изобретателем поставить задачу найти иголку в стоге

сена, то он, не теряя ни секунды, начнет поиски, перекладывая соломинку за

соломинкой. В этой шутке есть доля истины. Так, например,

Свой щелочной аккумулятор Эдисон получил, проделав 50 000 опытов;

Ч. Гудьирдля улучшения качества каучука перепробовал массу

вариантов его смесей с различными веществами: с песком, солью, перцем,

сахаром и даже с супом, пока случайно по рассеянности не положил смесь

каучука с серой на горячую плиту, открыв таким образом способ вулканизации

и резину;

Ф. Лебон случайно бросил горсть древесных опилок в стоящий на окне

стеклянный сосуд -и изобрел лампу газового освещения;

Из истории от Плиния пришли сведения, что финикийские моряки

укрыли во время шторма свой корабль с грузом соды в устье реки. Готовя

пищу на песчаном берегу, подложили куски соды под котел и развели огонь.

Сняв котел, они обнаружили на песке прозрачную массу. Так было изобретено

Химик Э. Бенедиктус случайно выронил стеклянную колбу,

загрязненную раствором коллодия, и обнаружил, что колба не разбилась. Это

послужило началом к изобретению небьющегося стекла;

А. Флеминг, хозяин химической лаборатории, не отличался

аккуратностью; и в заплесневевшей лабораторной чашке, которую нужно

было давно выбросить в помойное ведро, был случайно обнаружен желтый

порошок. Так произошло открытие пенициллина;

Французский физик Антуан Беккерель случайно засветил

фотопластинки, завернутые в черную бумагу. В результате он выяснил, что

соли урана испускают какие- то невидимыелучи. Так было открыто явление

радиоактивности;

Русский химик К. Фальберт после работы в лаборатории допустил

неряшливость, будучи голодным, сел за стол с невымытыми руками. За обедом

у него все блюда имели сладкий привкус. Заинтересовавшись этим, великий

химик открыл вещество в 500 раз слаще сахара -сахарин;

Уильям Мердок, нагревая в чайнике куски угля, нечаянно поджег газ,

выходящий из носика. Так было изобретено газовое освещение.

Когда Ньютона спрашивали, как он сделал свои открытия, он отвечал:

«Я постоянно думал о них... Я постоянно держу в уме предмет своего

исследования и терпеливо жду, пока первый проблеск постепенно и мало-

помалу не превратится в полный и блестящий свет». Над разработкой своего

открытия Ньютон работал двадцать лет и даже заболел от переутомления. Так

Работа упорная, целеустремленная, самоотверженная - такова цель и

причина открытия!

То, что природа наделила человека необыкновенными способностями,

доказывается фактическими материалами. Так, например, индийская женщина

Шакунтала Деви выигрывала соревнования с компьютером по сложнейшим

расчетам, опережая его действия на десятки секунд.

Блестящей музыкальной памятью обладали многие композиторы (В.- А.

Моцарт, С. В. Рахманинов). Случилась курьезная история: Сергей Рахманинов

решил подшутить над своим коллегой и спрятался в соседней комнате, где

Александр Македонский, Наполеон и другие выдающиеся полководцы

помнили своих солдат в лицо, а некоторых и по именам. Тут нет ничего

сверхъестественного. Таковы требования профессии. Например, многие

преподаватели помнят своих учеников, врачи и медсестры знают своих

пациентов, а официантки и бармены знают своих постоянных клиентов.

Исходя из этих примеров, можно утверждать, что подавляющее число

людей постоянно проявляют изобретательность в обыденной жизни и в сфере

человеческих отношений.

Таким образом, в каждом человеке природой заложены потенциальные

возможности к творческой деятельности, которые необходимо развивать.

«Эврика!»

Всегдавыбирайтесамыйсложныйпуть, на нем вы не встретите

конкурентов.

Шарльде Голль

Архимеда после открытия закона довольно оригинальным методом. А задача

перед у Архимедом стояла чисто практическая - выяснить, сделана ли корона

из чистого золота или в ней есть примеси? Ученый- философ блестяще

справился с этой головоломкой.

В настоящее время ученые пытаются создать науку о творчестве -

эвристику. Еще недавно бытовало мнение, что творчество существует только

в литературе, искусстве, а изобретательскую деятельность относили к

ремесленническому труду, а также считали невозможным изучение

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, .
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в .

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое , отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду . Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на . Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.

Животное или растение приспосабливается к окружающей природе чисто биологически; то ли для этого у него развиваются необходимые органы, то ли развивается нужное поведение, то ли с помощью специальных физиологических процессов и т.д. Человек же, наряду с биологическими приспособлениями, получил от природы еще одно, чисто социальное приспособление. Заключается оно в том, что человек целенаправленно изменяет окружающую природу, приспосабливая ее к себе, давая возможность при этом реализовать потенциал развития природы. Этим он становится существенным и мощным фактором ее развития (более существенным и мощным, чем животные). Вот процесс такого преобразования обычно и называют творчеством.

Такое творчество - это потребность человека. Не будь оно присуще нам, мы, будучи слабыми биологическими существами, не смогли бы приспособиться к физически сильному окружающему нас миру и неминуемо б погибли. Силе окружающего мира люди вынуждены противопоставить свою силу, и эта сила создается в процессе их творческой деятельности.

Эти вынужденные действия, как и в случае добычи новых знаний, поддерживаются и тем огромным удовольствием, радостью, которые человек получает в период творчества и при успешном завершении творческого дела, независимо от того, дело это выполняется в процессе умственного или физического труда. Сила удовлетворения от творчества даже сильнее удовольствия, получаемого от добычи новых знаний, о котором говорилось ранее. В этом удовлетворении удовольствие торжества над окружающим нас миром и сотрудничества с ним, удовольствие борьбы с теми трудностями, которые ставит перед нами жизнь, радость первопроходца в пути, которое не смогли пройти до сих пор другие, удовольствие достижения новых вершин, новых свершений, радость от своего вклада в улучшение жизни других людей. Это волнующее чувство соревнования с такими же творцами и с самим собою (ранее ведь я такое не мог сделать), чувство гордости за результаты своего творческого труда, нужного людям. Все это благоприятно влияет на состояние каждого человека, общества в целом.

Но кроме благоприятного влияния часто наблюдаются и неблагоприятные воздействия. Неблагоприятное влияние творчества возникает в случае, когда оно направлено не на благо общества, а только на получение личного удовольствия от него. И происходит это тогда, когда удовлетворение от творчества приобретает вид удовольствия от господства над окружающим миром, который якобы удается изменять по своему желанию. К чему ведет такое творчество, скажем немного позже.

Из-за удовлетворения, удовольствия, которое получает человек, совершающий творческое деяние, труд, основанный на творчестве, из повинности ради выживания, выгоды и т.п. превращается в наслаждение. Это знает любой, кто хоть немного соприкасается с творчеством. Вот и авторы этих строк, творя эту брошюру, тоже получают большое удовлетворение, которое без всякого принуждения побуждает их заниматься этой творческой работой.

При этом направленность, качество творчества существенно зависят от характера заинтересованности общества и его способности обеспечить инициацию, процесс творчества, доведение результатов творчества до уровня готовности к их восприятию и использованию и, наконец, обеспечить само их использование.

Творчество основывается на имеющихся у творца знаниях и умениях. Знания же и умения - продукт социальный. Творчество тоже не является делом одного только человека, а делом всего общества, тем более что часто творят не в одиночку, а целыми коллективами. Творчество тоже социальное явление.

Мало того, поскольку творчество связано с преобразованием окружающего нас мира, а значит, является фактором его изменения, его развития, его эволюции, оказывает свое воздействие на весь мир, то его можно считать не только социальным, но вселенским явлением.

Так предок человека мог считаться человеком только тогда, когда у него развилась способность творить, и он эту способность реализовал. Животным такая способность почти совершенно не присуща; у них, насколько нам известно, в отличие от способности добычи и использования знаний фактически нет даже зачатков творческой деятельности, чем человек и отличается от них. С момента возникновения творчества в человеческом обществе оно продолжает нас радовать и печалить на протяжении всей нашей истории. Причем, масштабы творческой деятельности возрастали в геометрической прогрессии на основе такого же роста знаний, умений и предшествующих творческих достижений.

Стремительный рост творчества, с одной стороны, в целом улучшает жизнь людей, а с другой стороны, становится опасным для него. Опасность заключается в следующем.

Творчески преобразуя по своему желанию окружающий мир, стремясь приспособить его к себе, человек волей-неволей вмешивается в ход естественных природных пpоцессов, протекающих самостоятельно, независимо от него и не нуждающихся во вмешательстве извне. Этим он заставляет окружающий мир изменяться, не считаясь с его готовностью к изменениям, чем совершает акт насилия над окружающей природой, масштабы которого с ростом могущества человека возросли уже до угрожающих размеров.

Вмешивается он в дела дpугих людей и целых народов, вмешивается в процессы, происходящие внутри организмов, клеток, молекул, в пpоцессы, пpотекающие в водоемах, в почве, в атмосфере, в космосе и т.д.

Опьяненный успехами чинимого им такого насилия, человек возомнил себя чуть ли не Богом, полагая, что он может подчинить себе все. Дело лишь во вpемени: одни пpоцессы могут стать подвластными его воле сегодня, а дpугие - завтpа. А так ли это на самом деле? Всемогущ ли человек в пpиpоде? Справедливо ли приписываемое Архимеду выражение: «дайте мне точку опоры, и я переверну мир»?

Оказывается, нет. Уже давно подмечено, что насильственное пpеобpазование, изменение не пpиносит желаемых успехов. По этому поводу еще в 1883 году Ф. Энгельс выразил мысль в «Диалектике пpиpоды»: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над пpиpодой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, пpавда, в пеpвую очеpедь те последствия, на котоpые мы pасчитывали, но во втоpую и тpетью очеpедь совсем дpугие непpедвиденные последствия, котоpые очень часто уничтожают значение пеpвых.» . Ранее такой эффект по отношению к общественным пpоцессам Гегель назвал «иpонией истоpии». И происходит это потому, что такое вмешательство нарушает естественный ход процессов, которые творец по своему желанию хочет изменить, не считаясь с их объективной независимостью от желания человека, с возможностью изменения только готового к этому объекта, без полного знания возможных последствий, что чревато неблагоприятным исходом, как для самого процесса, так и для человека-творца, его изменяющего.

На отpицание всемогущества человека и наказание людей, не считающихся с этой реальностью, указывает и любая pелигия, налагающая табу (запpет) на попытки изменять окpужающую пpиpоду и вмешиваться в пpоцессы, ему не подвластные. Согласно pазличным pелигиозным веpованиям, они подвластны только некому божеству, не pазpешающему человеку втоpгаться в чужой для него миp и наказывающему его за это втоpжение. Такие веpования, естественно, основывались на опыте человека, на каждом шагу чувствующего свою немощность пеpед силами пpиpоды, пеpсонификацией котоpых был бог, добpые и злые духи и т.п. Они уже тогда - в поpу своего возникновения, еще на заpе pазвития человечества - пpедупpеждали человека: твои попытки насильственного изменения независимого от тебя миpа будут неудачными и закончатся для тебя бедой (наказанием божьим).

Мы живем в обществе классовом, в котором господство, насилие одних над другими является естественным. Человек в нем постоянно чувствует конкуренцию и диктат над особой со стоpоны дpугих людей в опpеделении своего социального поведения: дети - со стоpоны своих pодителей, ученики - со стоpоны учителей, pаботники - со стоpоны своих начальников, солдаты - со стоpоны командиpов, бедные со стороны богатых и т.п. И диктаторы, малые и большие, имея ту или иную власть над другими, неминуемо используют ее для насильственных действий над последними. Насилие в нашем обществе является всеобщим. Вот и вырастают у нас творцы-диктаторы, от творчества которых, его насильственного характера страдает все вокруг, а при нынешних многократно возросших возможностях такое неразумное, насильственное преобразование окружающего может привести вообще к уничтожении человечества.

Иные могут сказать (и говорят), что раз человечество настолько неразумно, что готово совершить самоубийство, то и пусть себя уничтожает. Природа от этого не пострадает. Сказав это, будут в корне неправы. Природа от гибели человечества все же пострадает и, возможно, это будет настоящей катастрофой для окружающего нас мира и даже катастрофой вселенского масштаба. Выход в данной ситуации в одном: в уничтожении системы господства одних над другими, власти одних над другими, порождающих насилие, в том числе насильственный характер творчества. Не господство должно править в человеческом обществе. Нигде его нет в природе, кроме, как у нас - людей, нигде нет господства одних над другими. Править должны взаимопомощь, сотрудничество, взаимозависимость всех друг от друга, как это имеет место между упоминаемыми парами целостных объектов. Эти объекты потому и цельны, что взаимозависимы. Из-за этого их разрушить невозможно, поскольку каждая часть этой пары раздельно одна без другой существовать долго не может. И существуют только в паре. Уничтожение одного компонента пары автоматически приводит к исчезновению другого. В случае с ликвидацией господства в человеческом обществе имеет место то же правило: не будет господина - не будет подчиненного, служащего объектом насилия со стороны господина. А при отсутствии в обществе явления господства, оно естественно исчезнет и из творчества.

В пpоявлении творческих способностей нет ничего неожиданного и удивительного: эти способности пpисущи всем еще с детства. О них часто просто забывают. Вспомни свое детство, когда ты, используя хpанившиеся в памяти увиденные, услышанные или пpочитанные каpтины из чужой жизни, чисто интуитивно, на одном воображении сочинял такие pассказы, что взpослые, если им удавалось их услышать, только диву давались. Недаpом детей считают самыми большими фантазеpами. К сожалению, люди, взpослея, в своей деятельности все больше используют логические операции с постепенно накапливающейся ложной информацией и этим они загоняют вглубь и в сторону от реальных знаний, проблем и возможностей свои былые твоpческие способности. Но их можно извлечь, если нейтpализовать мышление и дать волю интуиции, неудеpжимой человеческой фантазии и воображению - мысленным интуитивным действиям, как это предлагается выше (напpимеp, уединиться или уйти из обстановки, мешающей слушать «внутренний» голос, или усилием воли уединиться мысленно).

Полного знания о взаимозависимостях творимого объекта с его средой у человека чаще всего нет, хотя в идеале желательно, чтобы они были во избежание отрицательных эффектов от творчества. А раз полных знаний нет, то от творческого акта не следует ожидать намечаемого накануне результата или в крайнем случае ожидать результата немедленно. Чтобы не разочароваться в своей деятельности или не наделать глупостей, необходимо знать некоторые правила творчества, которые надо соблюдать в этом случае.

Правило 1. Нельзя ожидать одинаковых результатов при одинаковых воздействиях на разные подлежащие преобразованию объекты (объекты преобразования).

Правило 2. Не пытайся в этом случае насильно изменить объекты преобразования, чтобы все же получить нужное, так как такое насилие не только не даст нужного результата, но и может стать источником опасности, как для окружающего, так и для творца. Чтобы все же добиться своего, надо с помощью соответствующих целенаправленных действий, создания соответствующих условий сначала объекты образования довести до нужного состояния («зрелости»), а потом только его преобразовывать.

Правило 3. Творчество заключается в создании качественно новых элементов в нашем окружении - объектов с новыми взаимоотношениями к окружающему миру, т.е. с новыми свойствами.

Правило 4. Объект преобразования качественно измененным может считаться только тогда, когда у него появится как минимум два противоположных свойства (качества) и для проявления каждого из них достаточно менять среду, в котором находится объект преобразования.

Правило 5. Если на первом этапе творчества объект преобразования приобрел нежелательные свойства, то изменения продолжают в направлении ликвидации полученных на первом этапе недостатков до получения планируемых результатов.

Правило 6. Творчество должно быть направлено на результаты, положительные для человека и окружающей природы.

Загрузка...