ecosmak.ru

1 группа приставок. Какие группы приставок вы знаете? В русском языке существует три группы приставок

В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки может разделить на следующие группы.

Первая группа - самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-, во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-, об; от- ; па- (только под ударением - паводок, пасынок); пере-; по; под; подо-; пра-; пред-, предо-; разо-; с-, со-; су-; у- и другие.

Вторая группа - это приставки, которые пишутся, "подлаживаясь" к идущим за ними буквам. Это без- - бес-; вз- - вс-; воз- - вое-; из- - ис-; низ- - нис-; раз- - рас-; роз- - рос-; через- - черес-.

Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами, только после этого читайте дальше.

В словах с этими приставками в слабой позиции (перед глухими) пишется с.

Возни с этим правилом довольно много, но оно еще не самое трудное. А какие приставки труднее всего? Ответьте самостоятельно и только после этого читайте дальше.

Вы правы, если подумали: те, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

(Не менее "ошибкоопасные" приставки не- и ни- мы будем рассматривать отдельно несколько позже.)

Итак, три группы приставок. Для удобства запоминания вы можете составить с ними табличку, а если любите рисовать - изобразить их как- нибудь поинтереснее. Например, в виде трех групп приставок- человечков, несущих большие транспаранты с надписями: "Мы всегда пишемся одинаково!", "Мы зависим от последующей согласной!", "Мы пишемся в зависимости от смысла!"

Диктант с предварительной подготовкой. Выпишите из текста сначала слова с приставками первой группы, потом слова с приставками второй группы, потом - третьей. После этого выпишите из текста остальные трудные для вас слова, запомните их, а затем напишите текст под диктовку.

Удовольствие от времени, проведенного в компании, в большой мере зависит от того, есть ли в этой компании искусные рассказчики. Американская писательница Бел Кауфман высказывает свои соображения о том, каким должен быть хороший рассказчик.

"Если вы внимательны к слушателям, вы не будете обижать их, не станете хулить их религиозных убеждений, нарушать установленные правила поведения или оскорблять чье-либо достоинство... Вы не позволите себе весьма распространенной бестактности - не попытаетесь единолично завладеть разговором, не станете обращаться лишь к одному из присутствующих, не замечая всех остальных... Не каждому человеку от природы даны живость натуры, актерский талант, остроумие, искусство подражания. И если унылый, апатичный человек не станет блестящим рассказчиком, он может, по крайней мере, научиться не быть занудой",

Добавьте к этому рассказу ваши собственные соображения о том, каким должен быть хороший рассказчик и вообще человек, которого называют "душа общества".

Изложение с предварительной подготовкой. Прочитайте текст. Выпишите из него сначала слова с приставками первой группы, потом второй, потом третьей.

Затем выпишите все остальные трудные для вас слова и запомните их.

Пользуясь всеми выписанными словами, напишите изложение по тексту. Завершите его вашей собственной оценкой поведения туристов.

Во многих прекрасных исторических городах-памятниках существует немаловажная проблема борьбы с поползновениями определенной части туристов запечатлеть свое имя на древних стенах. Рассказывают, что администрация одного туристского комплекса придумала выход из трудного положения, сумев и удовлетворить это настоятельное желание туристов, и предохранить стены архитектурных сооружений. Для этого было объявлено, что все желающие запечатлеть свое имя могут расписаться на специально привезенной деревянной доске. При этом гарантировалось, что роспись каждого будет бережно сохраняться в монастырских подвалах. Говорят, что эти доски заполняются с феноменальной быстротой. А росписи на стенах не совсем исчезли, но их стало значительно меньше.

Приставки на з- и с- в основном пишутся, как слышатся. Но есть правило: если слово начинается на звонкий согласный, то приставка должна оканчиваться на з-, если глухой согласный - то на -с.

Приставка или префикс - это морфема, служащая для . Приставок в 51 штука, при этом есть как исконно русские, так и иностранного происхождения. К русским приставкам относятся следующие: без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, через- (черес-), чрез-, вне-, меж-, возле-, сверх-, около-, противо-, а к иноязычным приставкам: анти-, архи-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, контр-, про-, пан-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экс-. Эти приставки являются неизменяемыми, достаточно просто заучить их правильное написание.

Правописание приставок

Сложности в выборе приставки возникают при написании слов, начинающихся на а- и о-. Приставка а- используется чего-либо, например: асимметричный (т.е. несимметричный). Приставка о- используется для обозначения направленности действий, чрезмерности действия и т.д., например: (т.е. не просто смотреть, а выполнять это действие более тщательно и длительно).

При написании приставок про- и пра- также необходимо проанализировать смысл слова. Приставка пра- имеет значение «древний, старый, дальний родственник, изначальный», например: прародитель. Во всех иных случаях необходимо использовать приставку про-, например: проронить, прокусить.

Из всех правил есть исключения. Это в основном слова иностранного происхождения. Их нужно запомнить или сверять их написание в орфографическом словаре.

Особенно сложно школьникам даются изменяемые приставки при- и пре-. Приставка при- имеет довольно широкий ряд значений, включая следующие: «около» (Приазовье); «прибавление, приближение, присоединение» (прикрутить); «неполнота действия» (припудрить); «действие, доведенное до конца» (признать); «чуть-чуть, ненадолго» (прилечь); «сопутствующее действие» (присвистнуть); «действие в чьих-либо интересах» (припрятать). Приставку пре- используют, когда слово имеет значение «очень, весьма, излишне» (престарый) или «через, по-другому» (преодолеть).

Ь или Ъ

Если слово начинается на гласную букву Е, Ё, Ю и Я, то после приставки необходимо Ъ. Твердый знак следует писать, если приставка оканчивается на согласную, например: разъем, подъезд. В сложных словах, если приставка является числительным, также пишется Ъ, например: двухъярусный. Твердый знак также пишется после большинства иноязычных приставок: инъекция, адъютант. Мягкий знак после приставки не пишется.

В русском языке существует три группы приставок.

1. Приставки, которые никогда не изменяются на письме.

за ход, за лить

над пись, над резать

по ход, по кушать

под ход, под писать

про ход, про ехать

до ход, до писать

о хват, о круглый

об ход, об разумить

от ход, от вернуть

с ход, с прыгнуть

в ход, в бежать

во время, во йти

пред ложение, пред принять

пере ход, пере прыгнуть

ЗАПОМНИТЬ!

2. Приставки раз-/рас-, роз-/рос-, без-/бес-, из-/ис-.

Они изменяются на письме в зависимости от корня или ударения.

-З- или -С- в приставках раз-/рас, без-/бес, из-/ис-:

-О- или -А- в приставках раз-/рас, роз/рос:

-С- или -СС- в словах:

Если приставка оканчивается на -С-, а корень начинается с -С-, то слово пишется с двумя С:

рас+считывать = расс читывать

бес+совесть = бесс овестный

В словах расчёт, расчётливый пишется одна буква -с-. Приставка рас- прибавляется к корню -чёт-:

рас+чёт = расчёт

3. Приставки пре-, при-.

Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.

Приставка пре- пишется:

1. если употребляется в значении «очень, весьма»

2. если ее можно заменить приставкой пере-

пре красный – очень красивый

пре большой – очень большой

пре рвать – пере рвать,

пре ломить – пере ломить

Приставка при- употребляется в значении:

1. приближения

2. присоединения

3. близости чему-либо

4. неполноты действия

при близиться, при бытие, при ехавший

при клеенный, при давить, при соединение

при школьный, при морье, при брежный

при сесть, при подняться

В некоторых словах с приставками пре-, при- значение приставок затемнено (ПРИчудливый, ПРЕследовать ) или приставка срослась с корнем (препятствие, прилежный, преимущество ).

А есть слова, которые надо различать по значению:

ПРИбывать (ехать) на поезде в столицу, но ПРЕбывать (находиться) в горах .

Такие слова-исключения с приставками пре- при- надо запомнить.

РАЗЛИЧАТЬ ЗНАЧЕНИЕ

преобразовать

преодолеть

препятствие

преследовать

преграда

превратить

преобладать

прекословить

прерогатива

президент, президентский

претендент

претензия

преамбула (вступление)

превалирующий

пренебречь

прецедент, беспрецедентный

президиум

преподносить

прельщать

препона (препятствие)

превышение

предварять

префектура

мера пресечения

преграда

презентация

престарелый, преклонный возраст

прерогатива

не преминул

препирательство

прекратить

пререкаться

приятный

привычка

присмотреть

приобрести приготовиться

пригласить

придумать

приказать

приключения

прилежный

приспособить присутствовать

причудливый

приоритеты

примитивный

привилегированный

присутствие

беспристрастно

приукрасить

непритязательный

притязание

приурочить

прихотливый

пристойный

привередливый

прискорбие

причастие

неприступная скала

непримиримый враг

  • ПРЕбывать в Москве, но ПРИбывать в Москву
  • ПРЕвратно (неправильно понять), но седой ПРИвратник (при вратах, приближен к воротам)
  • ПРЕдать (передать) гласности, но ПРИдать значение
  • ПРЕдел возможностей, но ПРИдел (пристройка) в церкви
  • ПРЕемник (перенимает) традиций, но ПРИёмник радиоволн
  • ПРЕзирать врага, но ПРИзреть (приютить) сироту
  • неПРЕложная истина, но неПРИложимый ни к чему
  • ПРЕпираться (переговариваться) с учителем, но ПРИпереть к стенке
  • ПРЕступить (переступить) закон, но ПРИступить к выполнению
  • ПРЕтворить (воплотить) в жизнь, но ПРИтворить (прикрыть) дверь
  • ПРЕтерпеть (перетерпеть) изменения, но ПРИтерпеться (привыкнуть) к боли
  • ПРЕходящая (временная) слава, но ПРИходящая няня
  • ПРЕклоняться перед талантом, но ПРИклонить голову к плечу
  • неПРЕменный успех, но неПРИменимый в подобном случае

Правописание приставок.

Задание проверяет сразу пять правил. Каждое из них само по себе очень легкое, но запутаться в них вполне возможно. Без постоянной тренировки не жди отличных результатов!

Каждый из вариантов ответа содержит три слова, которые объединены одним правилом. Каждый из вариантов ответа содержит три слова, которые объединены одним правилом.

Неизменяемые приставки.

Они всегда пишутся одинаково, независимо от того, как ты их произносишь:

РУССКИЕ ПРИСТАВКИ:
в- (вы-)
до-
за-
к-
над-
об-
от-
пере-
по-
под-
с-
у-

ИНОЯЗЫЧНЫЕ ПРИСТАВКИ:
анти-
архи-
де-
дез-
дис-
ин-
контр-
ре-
суб-
экс-

Различай!

Правописание Ъ и Ь.

Подсказка.

Ъ и Ь всегда идут после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я , а также И для Ь.

Ловушка!

Сэкономить, сузить – перед этими буквами Ъ и Ь не ставятся. Двуязычный – первая часть заканчивается не на согласный.

Приставки, оканчивающиеся на З или С.

Русские приставки на з-/с- пишутся так, как слышатся , то есть, по фонетическому принципу.

Из этого принципа выведено правило: если после приставки звонкий согласный, пишется на конце з-, если глухой – с-.

Помни!

Многие рeжутся на незнании глухих и звонких согласных.

Ч, Щ, Ц – всегда глухие .

Проверяйте себя произношением!

чересч ур

Ловушка!

ДИС- - иноязычная приставка, поэтому на письме она не изменяется.

Различай №1!

В сложносокращенных словах (пединститут, спортинвентарь ) И сохраняется, так как первая часть является не приставкой, а корнем!

Различай №2!

Подымать, изымать – но поднимать, взимать, взирать, снимать.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

ПРИ- ПРЕ-
1. = около

2. прибавление, приближение, присоединение

3. неполнота действия

4. действие, доведенное до конца

5. = чуть-чуть, ненадолго

6. сопутствующее действие

7. действие в чьих-либо интересах

Прибалтика

приплюсовать

прибежать

привинтить

присыпать

придумать

прилечь

присвистнуть

припрятать

1. = очень, весьма (высокая степень качества или действия)

2. = пере- («через», «по-иному»)

предолгий

беспрестанно

преобразить

превысить

Различай!

Помни! Это правило включает множество иностранных слов или слов, происхождение которых не всегда понятно. Тебе придется их выучить!

Алгоритм действий.

1. В каждом варианте определить, по какому правилу сгруппированы слова.

2. Найти в вариантах ответов исключения, вставить пропущенные орфограммы.

3. Остальные пропущенные буквы вставить по правилу.

Подсказка. Не начинай с правила на ПРЕ- и ПРИ-. Оно является самым сложным, поэтому оставь его на «десерт».

Возможно, вам также будет интересна статья о способах словообразования , в которой описан приставочный способ.

Разбор задания.

В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

1) нед..чёты, не..знакомленный, з..рождаться

2) пр..вращение, пр..образовать, пр..искусный

3) ра..хаживать, и..вержение, ди..пропорция

4) дез..нформация, про..нформировать, небез..звестный

В первом варианте представлены слова с неизменяемой на письме приставкой, во втором – приставки ПРЕ-/ПРИ-, в третьем – приставки на З-/С-, в четвертом – Ы/И после приставок на согласную.

Оставим правописание ПРЕ- и ПРИ-.

Вариант №1.

Нед..четы пропущена буква О в неизменяемой приставке НЕДО-, не…знакомленный – откидываем НЕ-, остается неизменяемая приставка О-, з…рождаться – приставка ЗА-.

Вариант №3.

Начнем с иноязычной приставки ДИС- в слове ди..пропория. Эта приставка не изменяется на письме. В остальных словах проставляем, что слышим: раСхаживать, иЗвержение.

Вариант №4.

Ищем нерусскую приставку. В слове дез..нформация находим ДЕЗ-, значит после нее пишем И-. В слове про..нформировать используется приставка, оканчивающаяся на гласную, поэтому И- в корне мы также сохраняем. А в слове небез..звестный русская приставка БЕЗ- меняет И- на Ы-.

Вариант №3.

В трех предыдущих вариантах мы не вставили одинаковых орфограмм. Таким образом , правильный ответ №3. Проверяем его. П р..вращение (=пере йти из одного состояния в другое), пр..образовать (=пере делать), пр..искусный (=очень, пре-).

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) п..дписать, с..гласие, поз..вчера

2) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить

3) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

4) под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

2. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) не..деланный, в..драгивать, и..давать

2) п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный

3) пр..увеличивать, пр..страстие, пр..мелькаться

4) раз..скать, без..сходный, по..грать

3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) з..частую, н..илучший, поз..вчера

2) пред..стория, без..дейный, не..звестный

3) пр..ложение, пр..озерный, пр..огромный

4) во..делывать, в..пышка (света), ра..думывать

Разделы: Русский язык , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Презентация к уроку










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока – усвоение новых знаний.

Урок построен по базовой модели и состоит из основных трех этапов:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап (мотивация знаний, актуализация знаний и целеполагание)
  2. Этап осмысления (усвоение новых знаний)
  3. Рефлексивно-оценочный этап

Структура урока выбрана рационально, так как усвоение новых знаний опирается на актуализацию, мотивацию и целеполагание, также необходим этап осмысления нового материала и его рефлексия. На уроке делался главный акцент на формирование у учащихся знаний и умений по определению лексического значения приставок и их правильного написания.

Цель: научиться определять лексическое значение приставок, научиться правильно их писать.

Задачи:

  • Обучающая : дать представление о трех группах приставок в зависимости от их написания.
  • Развивающая : развитие орфографической зоркости учащихся, познавательных способностей через разнообразные виды деятельности.
  • Воспитательная : осуществлять в ходе урока нравственное воспитание, воспитывать коммуникативные отношения.

Оборудование: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.

А.Н.Тихонов

I. Организационный момент

Приветствие. Запись числа и классной работы.

II. Повторение

1. Сконструировать слово (Слайд 2)

– Начнем мы наш урок с небольшого конструирования. Давайте соберем слово.
– Возьмите приставку в слове поехал, корень в слове второй, суффикс и окончание в слове учение. Какое слово получилось? (Повторение)
– А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Слайд 3)
Автор «Школьного толкового словаря русского языка» А.Н.Тихонов сказал: «Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит». Какие части слова имел в виду автор данного высказывания? Назовите их.
– Когда в слове выделяем значимые части, какой разбор мы выполняем?

2. Морфемный разбор слов: заговорим, говорливый, привокзальный, выстрел, бездорожный, в тростнике. (Слайд 4)

(Взаимопроверка)

– Назовите глагол, который присутствует среди записанных слов.
– Определите способ его образования.
– Какие способы образования глаголов вы можете назвать? Приведите примеры.

3. Работа с учебником

– Откройте учебник на с. 19, рассмотрим упр. 615.
Цель – закрепить представление о приставочном способе как основном способе образования глаголов и потренировать учащихся в определении значения приставок.
– Какой вывод мы можем сделать на основе рассмотренных примеров? (Каждая приставка несет смысл, что-то значит)
– Что называется приставкой? Почему это значимая часть слова?
– Запишем тему урока. (Слайд 1) Опираясь на тему, определите цель нашего урока.

III. Изучение нового материала

– Откройте учебники на стр.21, внимательно прочитайте текст и запишите группы приставок в зависимости от их написания.
– На какие группы делятся приставки в зависимости от написания? (Слайд 5)
– От чего зависит написание приставок на з\с? Объясните написание приставки в слове бездорожный.
– Из «Словарика значения морфем» выпишите примеры на каждую группу.

Проверка.

IV. Закрепление

1) Выразительно прочитайте текст. (Слайд 6)

2) Определите тему текста.

(В тексте идет речь не только о конкретной ласточке. Дед Митрий объясняет поведение всех ласточек. Кроме того, в этом фрагменте говорится о людях, которым интересна природа и все живое. Таким образом, тема текста – «Ласточки и люди».
– ласточки живут рядом с человеком и доверчиво пользуются его помощью, часто невольной;
– человек наблюдательный, способный по-настоящему любить природу, многое знает о ней и может объяснить, например, поведение птиц.)

3) Определите тип речи, использованный в тексте. (Повествование с элементами описания и рассуждения: рассказ о случае, который произошел с автором; описание поведения ласточек; рассуждение о том, почему ласточка так себя вела.)

4) Как можно озаглавить текст? («Смышленная ласточка»)

5) Выполните задание №2 к упр.618.

6) Проверка.

– Какая группа приставок нам не встретилась в словах данного текста?
– Из слов, предоставленных вам для морфемного разбора, назовите то, которое соответствует отсутствующей группе. (Привокзальный)
– Как мы можем объяснить написание приставки в данном слове?

V. Домашнее задание (Слайд 7)

1) Упр.619
2) Выучить правило о написании приставок (стр.21)

VI. Рефлексия (Слайд 8)

– Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
– О какой части слова мы сегодня говорили?
– Что нового узнали о данной морфеме?
– Чему научились?

VII. Итог урока (Слайд 9)

Собери слово:

Корень мой находится в цене, –
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале! (Оценка)

Выставление оценок за урок.

Загрузка...