ecosmak.ru

Псалом 3 на русском языке читать. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего, 3

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же. Господи, Заступник мой ecи, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил ecи вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил ecu. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.



Псалом 3 на русском языке

Толкование

Пс.3:1. Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.

Так гласит надписание, предпоставленное псалму. Ибо псалом говорит о том, что лик пророков терпит гонение от народа еврейского. «Давид», толкуется вожделенный, а таков лик пророков. А посему, как Авессалом замыслил возмущение против отца своего, то есть, Давида; так и иудеи восставали против отцев своих пророков, не приемля Божиих повелений, но противясь им.

Пс.3:2. Господи, что ся умножиша стужающии ми?

Речение «что» употреблено вместо «весьма».

Пс.3:3. Несть спасения ему в Бозе его,

То есть, Бог его не спасет его. Ибо смотрели только на соделанный им грех, не зная покаяния его. А это ясно показывает, что псалом говорится о Давиде. Ибо восставать собственно говорится о тех, которые прежде были в подданстве, а потом предприняли войну.

Пс.3:4. Ты же, Господи, заступник мой еси.

Слова приличные вере пророка, который непоколебимо переносит столько несчастий, и уповает, что не будет оставлен, напротив же того, обретет себе помощь, вознесется и восприимет царство. Ибо это, по толкованию некоторых, значит: «возносяй главу». Посему, слава праведника – Бог, на Которого уповал он; а кому слава – Бог, тот вознесет главу.

Пс.3:5. Гласом моим ко Господу воззвах.

Это изречение учит, что в трудных обстоятельствах должно прибегать не к кому иному, как только к Богу. Сперва поместил молитву, потом, после диапсалмы, благодарение за получение просимого. Теперь же обращает лице к нам, повествует, как молился и был услышан, и говорит: «гласом моиме ко Господу воззвах». Под «гласом» разуметь должно мысленное прошение ума к Богу всяческих. Ибо говорит не о вопиянии, а о молитве изрекаемой умом. Слова же: «услыша мя от горы» – сказаны согласно с общепринятым образом представления. Ибо думали, что Бог обитает в скинии, потому что оттуда даваемы были пророчественные ответы иереям. Или: «от горы святыя» – значит: с неба, каковой смысл имеют и выражения: «во святую гору Твою» (Пс.14:1), и: «приближитеся горам вечным» (Мих.2:9). Гора Божия святая может означать ту гору, с которой внемлет молящимся Бог, Единородный Божий, и о которой сказано: «будет в последния дни явлена гора Господня» (Ис.2:2); потому что этим изречением означается явление Господа в пришествие Его при скончании веков. Или: «от горы святыя», с небеси. И гора Божия святая есть сверхъестественное ведение Бога.

Диапсалмою называется или перемена музыкального лада, или оборот в мысли и силе слова.

Пс.3:6. Аз уснух и спах.

Говорит о сне ума, от которого впал и в грех. А сказанное: «востах», значить: сподобившись Божия пременения, стал я лучше от постигших меня зол.

Пс.3:8. Яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе.

Порази, сокруши, или поразишь. Молит Бога о скорейшем возстании или отмщении врагам. «Всуе» имеет врагов, кто не подает повода к ненависти. Зубами же грешников называет или крепость согрешающих против него, или злословие их и хулы. Или зубы грешников суть неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся; потому что помыслами как зубами пользуясь, противники нередко приближаются к нам, чтобы поядать плоти наши, то есть, порождаемое плотию. Ибо «явлена... суть дела плотская», говорит божественный Апостол (Гал.5:19). Говорит же Псалмопевец о зубах в переносном смысле, взяв образ с зверей, у которых крепость состоит наипаче в зубах, так что по сокрушении зубов делаются они неопасными. Ибо и убийцы и кровопийцы хуже самых кровожадных зверей, или им уподобляются.

Пс.3:9. Господне есть спасение.

«Спаси мя, Господи», – говорит Давид (Пс.3:8). Но умоляю, чтобы простерлось это и на весь народ. Должно же знать, что и весь псалом можно относить к человеческому роду, согрешившему и за это самое преданному мысленным врагам, но воззвавшему в скорби и услышанному Богом и спасенному воскресением Его из мертвых и поражением враждующих нам демонов. Ибо Он есть «членовныя львов» сокрушивший Господь (Пс.57:7); Он, или от Него, есть спасение. Не возлагаю надежды на человека, говорит Давид, но от Тебя ожидаем спасения и я, и народ Твой, вместе со мною боримый врагами.

Псалом 3 начинается с надписания: «Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего » (Пс. 3:1). А почему, собственно, царь Давид бежал от своего сына? Потому, что Авессалом поднял бунт против отца, и Давиду угрожала смерть. Вообще, в книге Псалтырь несколько псалмов, которые были составлены Давидом во время этого бунта, или чуть позже, когда Давид вспоминал о нем. Поскольку многие современные люди не знают библейскую историю вовсе, то думаю, что есть смысл поговорить о том, почему отношения Давида и Авессалома сложились именно так, как сложились. Стоит сказать, что царь и пророк Давид очень хотел быть Господу другом. Несмотря на то, что огромный кусок его жизни прошел в военных походах, Давид является одной из самых светлых личностей ветхозаветного периода. Тем не менее, история знает только Одного совершенно безгрешного человека, и этим Человеком был и остается Воплотившийся Бог Иисус Христос. Других безгрешных нет, и не предвидится. Не был безгрешным и Давид.

Трагедия его семьи началась с его греха и его преступления. Царь Давид влюбился в Вирсавию, замужнюю женщину и вступил с ней в связь. Когда его любовница забеременела, Давид убил ее мужа Урию Хеттеянина. Каждый желающий может прочесть эту историю подробно в 11 главе «Второй книги Царств».

Гнев Господний не заставил себя ждать. Через пророка Нафана, Давиду было объявлено, что он будет наказан.

Во-первых, умрет младенец, которого Вирсавия родила Давиду. Так и случилось.

Люди во все времена остро переживали смерть детей, и я предполагаю, что ты, читатель, спросишь меня - а ребенок-то в чем виноват? Ни в чем. За что тогда Господь наказал ребенка?

Здесь следует понимать, что ребенок умер для Давида и Вирсавии, а у Господа все живы (Мф. 22: 23-33). Участь малыша в вечности не будет зависеть от грехов его родителей.

А вот останься малыш жить в нашем мире - могло случиться плохое. Господь, конечно же, знал, что Вирсавия останется самой любимой женщиной Давида. Именно сын Вирсавии Соломон правил народом Израильским после смерти Давида. Но Соломон был вторым сыном Давида и Вирсавии, уже рожденным в нормальном браке. А если бы остался жить их первый сын, то, не исключено, что именно он правил бы Израилем после смерти Давида. И что получилось бы? Что царем ветхозаветного народа-церкви стал бы плод прелюбодеяния, из-за которого был убит Урия? Быть может, именно из-за этого Господь и не допустил этому младенцу вырасти.

Но смертью сына наказания Давида не закончились.

Нафан поведал, что Господь воздвигнет на Давида зло из дома его, и не отступит меч от дома Давида во век (2 Цар. 12: 10-11). Это наказание последовало не сразу, а со временем.

То были ветхозаветные времена, и Господь попускал людям многоженство. Не велел иметь несколько жен, но и не наказывал, если кто-то нескольких жен брал.

Много жен было и у Давида. Много жен, и много детей от одного отца, но разных матерей. Вот между детьми Давида от разных жен и разыгрался первый акт трагедии, с которым может ознакомиться каждый, кто прочтет 13 главу «Второй книги Царств».

Амнон, сын Давида от Ахиномы, воспылал страстью к собственной сестре – Фамари, дочери Давида от Маахи. Хитростью заманил к себе в дом и изнасиловал.

Грех разделяет людей, а не соединяет их. После того, как страсть Амнона была удовлетворена, она сменилась другой страстью, ненавистью. Амнон возненавидел Фамарь и прогнал от себя. После этого обесчещенная девушка жила в доме Авессалома, своего полного брата, сына Давида от той же Маахи.

Надо заметить, что за изнасилование по закону Моисея полагалась смертная казнь (Втор. 22: 25-27).

Знал ли об этой истории Давид? Знал. Узнал и разгневался. Разгневался - и что сделал? Да ничего. Разгневался и всё.

Мы, современные люди, живем во времена мятежей. В любой стране революционеры обвиняют власть предержащих во всех смертных грехах, и заявляют, что уж если власть перейдет в руки к ним, то они всё устроят как надо. Под этим «как надо» понимаются разные вещи, но частенько заявляется – мы сделаем так, чтобы все были равны перед законом. Хоть ты сын президента, хоть племянник министра, но если ты сделал преступление – изволь ответить, как ответил бы простой дворник.

Некоторые таким обещаниям верят. А мне, дорогой читатель, и грустно и смешно. Общества без «мажоров», без неподзаконных сынков важных людей никогда не было и никогда не будет. То есть стремиться к такому можно. Но достичь этого нельзя. Мы ведь живем в проклятом мире (Быт. 3:17), в мире, исковерканном нашими грехами – что ж тут удивительного? Если уж царь Давид, который очень любил Господа и очень хотел быть Господу другом не нашел в себе сил, чтобы казнить собственного сына, то что уж говорить о наших царьках местного разлива, которые ни Бога не боятся, ни людей не стыдятся?

Итак, Амнон мог считать, что грязная история с Фамарью не выльется ему боком – ведь отец не стал его преследовать. Отец-то не стал, но обиду за сестру затаил Авессалом. Он не угрожал Амнону и ни как не показывал своей ненависти, но через два года убил его. И убежал в соседнюю страну, к Фалмаю, царю Гессурскому.

А что Давид? По тому же закону Моисея в царстве Израильском нельзя убивать людей направо и налево – Авессалом должен был бы ответить за самосуд! Но – не ответил. И здесь Давид проявляет мягкость к своему ребенку. Через три года Авессалому было разрешено вернуться домой.

Но этим трагедия не окончилась, просто наступил короткий антракт, и вскоре страсти должны были закипеть вновь. Всё происшедшее, конечно, не укрепило уважения Авессалома к отцу, и, прожив в Иерусалиме ещё два года, Авессалом поднимает бунт.

Современный человек приучен относиться с уважением к бунтовщикам и мстителям. Не редко их ставят выше, чем тех, против кого они взбунтовались. Но нужно сказать, что Авессалому было далеко до его великого отца.

Это хорошо видно на примерах. Древний Израиль ведь был не просто народом, он был избранным народом Божьим, из которого должен был родиться Спаситель, Христос. Народ этот находился на особом попечении у Господа. И хорош был не тот правитель, который показывал себя великим воином или администратором, а тот, кто выполнял постановления Божии.

Есть среди этих постановлений и такое – «Не прикасайтесь к помазанным моим (Пс. 104: 15)».

Давид выполнял эту заповедь тщательно, даже и во вред себе. Его много лет ненавидел первый царь Израильский Саул. Ненавидел, преследовал, много раз пытался убить. И у Давида несколько раз была возможность убить Саула и так обезопасить себя. Но Давид этого не делал (смотри 1 Цар. 24:10-18; 1 Цар. 26:7-17).

Повторю – Давид изо всех сил пытается выполнять волю Божью, и именно поэтому не убивает Саула. Саул – помазанник Божий, как можно его тронуть?! Да, Саул враг Давиду, более того – он плохой царь, не единожды нарушавший волю Божью, но – всё же помазанник!

В итоге царь Саул умер от руки другого человека – Давид не посмел причинить помазаннику зло.

Ничего подобного нет в поведении Авессалома. Его отец помазанник Божий – ну и что? Голову с него долой, хоть помазанник, хоть не помазанник – ведь Авессалому хочется править!

Да и родственные отношения значат для Давида намного больше, чем для Авессалома.

В Законе Моисея было предписано убивать камнями того, кто злословит отца своего и мать свою (Исх. 21: 17). Авессалом же идет дальше – он намерен именно убить отца (2 Цар. 17:2-4). Давид же смотрит на ситуацию иначе, он еще не забыл, что бунтовщик – его родной сын. Перед началом битвы он просит своих воинов не убивать Авессалома (2 Цар. 18:5).

Безусловно, достанься победа Авессалому, он гораздо меньше следил бы за соблюдением постановлений Божиих, чем его отец. Но победа была за войском Давида. Подручные Давида не выполнили главной просьбы своего царя – военачальник Иоав убил Авессалома. О чем Давид горько плакал – он не перестал любить своего сына, даже после того, как сын перестал любить его (2 Цар. 18: 33).

Так сбылось пророчество, возвещенное Духом святым через пророка Нафана – меч не отступил от дома Давида (2 Цар. 12:10-11). Кстати, это была не последняя родная кровь, пролившаяся в этой семье. Уже после смерти Давида его сын, царь Соломон, убил своего брата Адонию, так как тот претендовал на его трон (3 Цар. 2:20-25).

В общем, Давид полной мерой заплатил за то, что убил Урию Хеттеянина и разрушил его семью.

Это только кажется, что «сильные мира сего» могут поступать с «маленькими людьми» так, как вздумается, творить любые злодеяния и ничего им за это не будет. Пример Давида доказывает – это только иллюзия. Что «посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7), и тот, кто сеет зло, в итоге будет вкушать его горькие плоды. Не случайно апостол Павел напоминал людям могущественным и знатным, чтобы они относились к «маленьким людям» как к братьям, оказывая им должное и справедливое. Не люди, но Господь спросит с них, как они относились к своим ближним (Кол. 4:1).

А теперь поговорим о самом псалме. Можно рассматривать его с исторической точки зрения, как вопль Давида к Господу.

«Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его» (Пс. 3:2-3).

Бунт Авессалома поддержали многие. Мы, люди, часто пытаемся прямолинейно истолковать то, что делает Бог. Вот так и евреи тех далеких времен думали, что раз поднялся бунт, то Бог разгневался на Давида за его грех и отвернулся от него так, как отвернулся ранее от Саула. А значит – Бог Давида не спасет.

«Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах и услыша мя от горы святые Своея» (Пс. 3:4-5).

Но Давид не перестает надеяться на Господа. Этот постоянно воевавший человек, на чью жизнь пришлось столько опасностей, что хватило бы и десятерым, научился в жизни очень важному – надеяться на Господа.

Уже не вспомню у кого именно, но, кажется, у кого-то из католических богословов промелькнула очень красивая формула: «Работай так, как будто всё зависит только от тебя и молись так, как будто всё зависит только от Бога».

Давид так умел. В своих битвах он бился изо всех сил, но не на эти силы надеялся. Знал пророк – если Господь не станет ему помощником, то напрасны будут все усилия. Пройдут века, и другой пророк, Иеремия, скажет: «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер. 17:5). В том числе – и на самого себя.

Вот так, дорогой читатель. Мы с тобой с детства слышали фразы вроде: «Все зависит только от нас», «Каждый человек кузнец своего счастья», «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Святое Писание учит нас не очень-то надеяться на «свою собственную руку». Господь не потворствует лентяям, и если человек не будет трудиться, то ничего хорошего из него не выйдет. Но в любом деле, в любом труде, от нас – только усилия. Успех или не успех – от Господа.

Но вернемся к Давиду. Давид знает, что наказан Господом, и наказан за дело. Но неверность Давида не означает неверности Бога! Давид наказан, но не брошен – Господь слышит молитвы царя и пророка.

Не правы были те, кто думали, что с согрешившим Давидом будет так же, как и с согрешившим Саулом. Давид на Саула похож не был.

Став царем, Саул возгордился, стал самонадеянным и отступил от Господа по-настоящему. До самой смерти этот человек так и не покаялся. Слово «покаяние» с греческого языка буквально переводится как «перемена ума». То есть покаяться – это постараться измениться. Саул так не сделал и погиб, оставаясь человеком самонадеянным и упорным.

Падение же Давида – падение временное. Он не устоял перед своей страстью к Вирсавии, но это была все-таки временная слабость человека, который очень хотел быть верным Господу, но это не всегда получалось. Думаю, что Давид вполне мог бы подписаться под словами, которые произнес апостол Павел. «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное – того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу – делаю (Рим. 7:18-19)».

И так падение Давида – слабость, а не упорство. И после этого падения было покаяние. Есть такая пословица «покаянную голову меч не сечет». Господь наказал Давида, но не бросил его. На Давиде сбылись слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37)». Давид позвал, и Его Друг, Господь, услышал.

«Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюсь от тем людей, окрест нападающих на мя» (Пс. 3:6-7).

Давид настолько надеется на Господа, что может спокойно заснуть, несмотря на то, что ему грозит огромная опасность. Сон – это время совершенной человеческой беспомощности. Спящий не способен защитить себя не только от крадущегося убийцы, но и от комара. А Давид может спокойно заснуть, так как знает – Господь остался его Другом и Господь охраняет его.

«Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое» (Пс. 3:8-9).

Давид молит Господа о том, чтобы тот спас его, даровал окончательную победу над бунтовщиками. «Зубы грешников» здесь упомянуты не случайно – если у хищника выбить зубы, то он становится неопасным. Напомню – Давид хотел именно сделать неопасным Авессалома, а не убить его!

И заканчивает Давид псалом вновь надеждой на Бога, ведь чтобы человек не делал, без Господнего благословения не будет толку. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126:1)».

Так можно рассматривать этот псалом, если смотреть с точки зрения исторической. Но мне кажется, что читателю будет интересно узнать, как эти слова Давида можно отнести к состоянию собственной души, тем более, что этот псалом в православных Храмах любой прихожанин слышит часто – именно этим псалмом начинается Шестопсалмие.

Интересную трактовку предложил святитель Григорий Нисский в своем труде «О надписании псалмов», и всё, что будет сказано ниже, основывается именно на этой трактовке.

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба… И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог будет Богом их. И ототрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни воплей, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:1-4).

Красиво – правда, читатель? Кстати, об этом рае будущего века, о Небесном Граде Иерусалиме сказано не только это. О жителях этого Града сказано, что они «будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:5).

То есть человек, обретающий веру во Христа, как бы помазывается на будущее царство, готовится к тому, чтобы царствовать со Христом в вечности. И тут на него нападают враги. Какие? Люди? Или бесы?

Святитель Григорий Нисский утверждает, что главные твои враги – это твои собственные порождениия. Как взбунтовавшийся Авессалом был порождением Давида, так и те, кто восстанут на тебя, будут твоими собственными порождениями. И кто же это? Твои страсти. Жадность и гордость, властолюбие и тщеславие, зависть и среблолюбие – всё это восстает на тебя, человек, и пытается лишить тебя будущего царства!

И здесь необходим бой. Иначе человек просто не сможет жить в вечности. Не Бог его не пустит в Небесный Град Иерусалим – человек сам не сможет войти в него!

Вспомним историю древнего Израиля времен Моисея. После бегства из Египта, потомки Авраама в первый раз подошли к Земле Обетованной сравнительно быстро. И что? И ничего – они не смогли войти в неё! И только после сорока лет скитания в пустыне, когда почти все, родившиеся в египетском рабстве умерли, обновленный народ Израильский смог стать народом Божьим и смог населить Палестину.

Так происходит и с нами. Когда мы решаем всерьез становиться христианами, мы не в рай ведь попадаем! Нас ждут годы борьбы. Все страсти, всё греховное, всё не-Божье в нас восстанет на бой с нашим решением. Бой будет трудным и долгим. И только выдержав этот бой, человек получает способность жить с Богом. И в нашем временном мире, и в вечности.

Кстати, а как Давид боролся с Авессаломом? Бежал от него и бился с ним. Вот так и здесь от восстающих греховных помыслов нужно и бежать, и биться с ними именем Господним.

Как бежать? А ты помнишь первый псалом, читатель? «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых» Пс. 1:1). Не водиться с теми, кто может научиться плохому, не смотреть и не слушать того, что может поднять со дна дуги греховную муть – это один их способов благоразумного бегства от восстающих на нас страстей.

Ну, а как биться со страстями именем Господним – этому посвящена вся православная аскетическая литература. Скажем, «Душеполезные поучения аввы Дорофея». Если захочешь – прочти, читатель! Лично мне очень нравится. Из всей аскетической литературы, с которой я сталкивался, эта книга – самая простая, самая доступная для понимания. Та же знаменитая «Лествица» Иоанна Лествичника, на мой взгляд – сложнее.

Святитель Григорий Нисский обращает внимание на то, что если человек выходит на бой со своими страстями, своими порождениями, то Господь дает ему победу. А если не выходит – страсти только усиливаются. Так уж устроен человек – он постоянно меняется. Не может всё время быть одним и тем же. Он или лучше того, каким был вчера, или хуже того. Если он борется со страстями и старается очистить свою душу, то эта борьба со временем становится все более успешной – Господь «сокрушает зубы» этим страстям. Наоборот – если человек постоянно уступает греховным порывам, то это ослабляет душу и совершенно лишает способности сопротивляться греху.

Грех очень испортил человека. Человек сам, одними усилиями своей воли, победить греховные порывы не способен. Только благодатью Божьей!

Но Господь не раздает благодати тем, кто сами палец и палец не ударили. Наши усилия в борьбе со страстями совершенно необходимы.

Ведь если ты даже и не пытался выйти на бой, значит - тебе просто не нужна победа. Правда, читатель?

Использованная литература:

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 3.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Григорий Нисский. О надписании псалмов.

Так гласит надписание, предпоставленное псалму. Ибо псалом говорит о том, что лик пророков терпит гонение от народа еврейского. "Давид" , толкуется вожделенный, а таков лик пророков. А посему, как Авессалом замыслил возмущение против отца своего, то есть, Давида; так и иудеи восставали против отцев своих пророков, не приемля Божиих повелений, но противясь им.

. Господи, что ся умножиша стужающии ми?

Речение "что" употреблено вместо «весьма».

. Несть спасения ему в Бозе его ,

то есть, его не спасет его. Ибо смотрели только на соделанный им грех, не зная покаяния его. А это ясно показывает, что псалом говорится о Давиде. Ибо восставать собственно говорится о тех, которые прежде были в подданстве, а потом предприняли войну.

. Ты же, Господи, заступник мой еси.

Слова приличные вере пророка, который непоколебимо переносит столько несчастий, и уповает, что не будет оставлен, напротив же того, обретет себе помощь, вознесется и восприимет царство. Ибо это, по толкованию некоторых, значит: «возносяй главу» . Посему, слава праведника – Бог, на Которого уповал он; а кому слава – Бог, тот вознесет главу.

. Гласом моим ко Господу воззвах.

Это изречение учит, что в трудных обстоятельствах должно прибегать не к кому иному, как только к Богу. Сперва поместил молитву, потом, после диапсалмы, благодарение за получение просимого. Теперь же обращает лице к нам, повествует, как молился и был услышан, и говорит: «гласом моиме ко Господу воззвах» . Под "гласом" разуметь должно мысленное прошение ума к Богу всяческих. Ибо говорит не о вопиянии, а о молитве изрекаемой умом. Слова же: «услыша мя от горы» – сказаны согласно с общепринятым образом представления. Ибо думали, что обитает в скинии, потому что оттуда даваемы были пророчественные ответы иереям. Или: «от горы святыя» – значит: с неба, каковой смысл имеют и выражения: «во святую гору Твою» (), и: «приближитеся горам вечным» (). Гора Божия святая может означать ту гору, с которой внемлет молящимся Бог, Единородный Божий, и о которой сказано: «будет в последния дни явлена гора Господня» (); потому что этим изречением означается явление Господа в пришествие Его при скончании веков. Или: «от горы святыя» , с небеси. И гора Божия святая есть сверхъестественное ведение Бога.

Диапсалмою называется или перемена музыкального лада, или оборот в мысли и силе слова.

Аз уснух и спах.

Говорит о сне ума, от которого впал и в грех. А сказанное: "востах" , значит: сподобившись Божия пременения, стал я лучше от постигших меня зол.

. Яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе.

Порази, сокруши, или поразишь. Молит Бога о скорейшем возстании или отмщении врагам. "Всуе" имеет врагов, кто не подает повода к ненависти. Зубами же грешников называет или крепость согрешающих против него, или злословие их и хулы. Или зубы грешников суть неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся; потому что помыслами как зубами пользуясь, противники нередко приближаются к нам, чтобы поядать плоти наши, то есть, порождаемое плотию. Ибо «явлена... суть дела плотская» , говорит божественный Апостол (). Говорит же Псалмопевец о зубах в переносном смысле, взяв образ с зверей, у которых крепость состоит наипаче в зубах, так что по сокрушении зубов делаются они неопасными. Ибо и убийцы и кровопийцы хуже самых кровожадных зверей, или им уподобляются.

. Господне есть спасение.

«Спаси мя, Господи» , – говорит Давид (). Но умоляю, чтобы простерлось это и на весь народ. Должно же знать, что и весь псалом можно относить к человеческому роду, согрешившему и за это самое преданному мысленным врагам, но воззвавшему в скорби и услышанному Богом и спасенному воскресением Его из мертвых и поражением враждующих нам демонов. Ибо Он есть «членовныя львов» сокрушивший Господь (); Он, или от Него, есть спасение. Не возлагаю надежды на человека, говорит Давид, но от Тебя ожидаем спасения и я, и народ Твой, вместе со мною боримый врагами.

Священная история, раскрываемая в Библии, имеет словно бы двойной смысл. С одной стороны, это реальные факты, произошедшие в прошлом, с другой - их можно транспонировать на внутренний мир человека, на его сокровенную духовную жизнь. Гениально сочетал духовные микрокосм и макрокосм Священного Писания преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне. Тот же самый гений обнаруживается и у святого пророка и царя Давида, когда события из его личной жизни и истории Израильского царства выходят за пространственно-временные рамки и становятся событиями духовного вселенского и в то же время сокровенно-внутреннего масштаба жизни человеческой души, ее взаимоотношений с Богом.

Именно потому еще псалмы имеют для нас такое ценное значение. Для сотен поколений православных христиан псалмы становились надежным оружием в духовной брани с диаволом и словесным путем ко спасению.

Вышеозначенные псалмы с Божьей помощью соединил в одно молитвенное правило преподобный Амвросий Оптинский, назвав его «Правило, читаемое во время скорби». Об этом он писал одному своему духовному чаду в письме: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь - прочитывай 101-й псалом».

Итак, почему же именно эти псалмы преподобный Амвросий выбрал для молитвы, читаемой во время скорби?

3-й псалом

Третий псалом был написан Давидом, когда на него восстал его сын Авессалом. Все исторические реалии предвещали ему победу. Так, народ в большинстве своем был за Авессалома. Царя Давида поддержала всего горстка людей, даже ближайший советник Давида Ахитофел оказался на стороне Авессалома. Давид был принужден бежать, преследуемый, как затравленная лань, войском сына. Все это позволило резонно заметить профессору Александру Лопухину в книге «Толковая Библия»: «Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс. 3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс. 3:6)».
Поэтому псалом так и начинается: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня…» Но в то же время в псалме нет и нотки уныния. Святой Давид убежден, что Господь его спасет: «От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс. 3:9).

И это действительно происходит. Бог выступает на стороне праведника. Ахитофел заканчивает жизнь самоубийством. Войско Авессалома разбивают сторонники Давида. Его же самого, запутавшегося длинными волосами в ветвях дуба, пронзают стрелами.

Хотя сам Давид дал четкое приказание воинам не убивать сына. И после его смерти он оплакивал смерть непокорного чада словами: «Сын мой Авессалом, - восклицал он, - сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33).

Сердце его в этой страшной Богоборческой и отцеубийственной войне не ожесточилось, но осталось чистым, милосердным и любящим.

53-й псалом

Написан святым пророком и царем Давидом по похожему историческому поводу. Когда законно помазанный царь евреев молодой Давид принужден был спасаться бегством от безумного, не желающего отдавать власть царя Саула. Одно время Давид укрывался в пустыне возле иудейского города Зиф, но зифляне решили предать его и выдать Саулу. Но Господь спас праведника, потому что он уповал на Него, как это мы видим из стихов псалма: «Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53:6).

58-й псалом

Этот псалом очень схож с предыдущим, так как написан примерно по тому же поводу. Когда еще Давид служил Саулу, последний, подстрекаемый унынием, властолюбием и бесом, пытался убить Давида, метая в него копье или окружая стражами в доме. Это святое стихотворение написал псалмопевец, находясь под страшным и убийственным прессингом царя и его слуг. Как и в предыдущем псалме, он полностью уповал на Бога, непреложно веря, что Он спасет его: «Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Пс. 58:18).

142-й псалом

Этот псалом снова нас отсылает к гонению, воздвигнутому сыном Авессаломом на отца Давида. Именно эти скорби побудили святого псалмопевца его написать. Как и прежде, пророк полностью уповает на Всевышнего и во всем происходящем видит Его благую волю. Он молится о следующем: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Тво благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10). Несмотря на скорби, Давид учится словно бы смотреть сквозь них, вперяя средоточие своих ума и сердца в живого истинного Бога и в Нем только обретая спасение.

101-й псалом

Интересно, что в Библии данный псалом надписан следующим образом: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою».

Этот псалом написан уже не святым пророком и царем Давидом, но после его смерти, во время страшной скорби, постигшей еврейский народ в конце VI века до Рождества Христова, которое в исторической науке называется Вавилонским пленением. Это воистину была страшная скорбь, постигшая евреев за отступление от веры в истинного Бога и уклонение в язычество. Иерусалим и его главную святыню - храм Соломонов практически разрушили до основания. Многие евреи были убиты, многие уведены в вавилонский плен, многие рассеялись по миру. Но и в этом страшном испытании, в этом кровавом мраке истинно верующему видится лучик надежды. И псалом заканчивается стихом: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицеем Твоим» (Пс. 101:29).

История подтвердила эту надежду. Евреи милостью Божией вернулись из вавилонского плена и снова отстроили храм. Он не был уже такой великолепный, как Соломонов, но именно в него пришел Господь и Спас наш Иисус Христос.

Заключение

Из этих псалмов можно сделать вывод о трех вещах, необходимых православному христианину для жизни и особенно для претерпевания скорбей.

Первая из них - твердое упование на Бога и надежда, что Господь верных Своих не оставит никогда. Он их спасет, проведя через горнило испытаний.

Вторая - нужно любить своих врагов, иметь незлобие сердца, подобно царю Давиду, который имел несколько возможностей убить Саула, но всякий раз миловал его. Он не мог поднять руку на помазанника Божия, которым являлся царь Саул. Но и любой человек - это своего рода помазанник Божий. Он образ и подобие Божие.

И третья - нужно молиться. И тогда пламя скорби утихнет, а сквозь него покажутся чистые родники спасения. И все будет с Божьей помощью хорошо…

Часто во время православного богослужения верующие слышат тексты псалмов. Это главы из книги Ветхого Завета, которые написаны в стихотворной форме. Для многих они являются прекрасным выражением их чувств к Богу. Также в псалмах отражаются множество переживаний, которые испытывает человек на протяжении жизни. А толкования, составленные святыми отцами, помогают глубже понять богословский смысл, заложенный в Писании.

Рассмотрим Псалом 3 - его толкование и смысл.


Царь Давид был одним из самых известных израильских правителей. Но судьба его оказалась весьма непростой. Много ему довелось пережить, но в любых обстоятельствах он всегда полагался на Бога, Его милость. Об этом и текст псалма 3, который входит в Шестопсалмие (молитвы, которые являются частью вечернего православного богослужения).


Текст псалом 3 на русском языке

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
1 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, 1 Господи, почему умножились теснящие меня?
2 мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго. 2 Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.
3 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. 3 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.
4 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. 4 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.
5 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. 5 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.
6 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. 6 Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня.
7 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. 7 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.
8 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. 8 От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.
Слава: Слава:

Правила чтения

Многие, кто впервые попадает на вечерню, удивляются - зачем гасят свет, когда читают псалмы? В этом таится сакральный смысл. Человеческая душа, не знающая Слова Божия, пребывает во мраке. И только вера и молитва могут зажечь надежду на спасение. Именно это символизируют лампады и та свеча, что остается в руках у служителя, который читает требник.

Псалом 3 - текст на русском, толкование, зачем читают was last modified: Сентябрь 8th, 2017 by Bogolub

Загрузка...