ecosmak.ru

Кала-корейш - уникальный памятник истории и культуры. Из глубины веков Кала-Корейш: Вперед в прошлое Кала корейш описание

В середине VII в. хазары образовали своё государство Хазарский Каганат. Но эта смена власти продолжалась до тех пор, пока в Дагестан не прибыли арабы.

В этой статье хочется рассказать об одном историческом памятнике - большом зиярате и музее. К сожалению, мало кто из дагестанцев знает о нём, зато его знают в большинстве близлежащих восточных государств, откуда ежегодно приезжают делегации. Поведаем историю селения Кала-Курейш (крепости курейшитов).

Этот уникальный исторический памятник находится в горном Дахадаевском районе Дагестана, в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи. Несколько веков он был столицей крупного феодального владения Кайтагского уцмийства, административно-политическим и культурным центром, очагом распространения Ислама на Северном Кавказе.

Кала-Курейш был основан арабами, пришедшими в горный край еще в конце VIII века нашей эры, выходцами из племени курейшитов, откуда происходил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), отсюда и название Кала-Курейш - то есть крепость курейшитов. Тогда он поистине являлся городом и хорошо укрепленной крепостью. Но чтобы узнать историю её возникновения, вернёмся к истокам.

В 40 г. х. сподвижники под предводительством Салмана ибн Раби, в количестве четырёх тысяч отважных воинов, подошли к Дербенту. Халифом в то время был Муавийат. Когда они подступили к городу, его правитель Хакан, видя мощь мусульман, сдал крепость без боя. Это был уже второй поход сподвижников. В первый раз они прибыли в Дагестан в 22 г. х., то есть в 644 г. по христианскому календарю, во время правления второго халифа Умара ибн Хатаба. Арабы заметили, что единого государства здесь нет, как нет и единого центра. Они решили укрепиться в Дербенте и распространить Ислам по всему Дагестану.

Но местные государства не хотели отдавать власть в руки чужеземцев и не могли смириться с их правлением. В результате то и дело происходили восстания и мелкие бои. И в один из периодов произошло сражение мусульман с объединёнными войсками хазар, турок и дагестанцев, в котором храбрый военачальник Салман ибн Раби с четырьмя десятками отважных воинов пали смертью шахидов.

Лишь в самом конце VII - начале VIII веков возобновляются арабские вторжения на Кавказ. В этот период сюда прибывает закавказский правитель халифа Масляма. Захватив Дербент, Масляма устанавливает здесь шариатское правление. Наведя порядок и назначив в Дербенте правителя, он возвращается в Шам. Но со временем здесь снова начинает возрастать неверие. И в 200 г. х., или же в IX в. по христианскому летосчислению, табиинам снова пришлось взяться за оружие. На этот раз во главе войска встал Абумуслим сын Абдуррахмана. Захватив Дербент, он укрепляет его. Абумуслим подчиняет почти весь Дагестан, распространяя здесь Ислам суннитского толка и назначая правителей в различные его части. После Абумуслим снаряжает огромное войско и, лично встав во главе его, отправляется в сторону Хайдака (тогдашнего Кайтагского княжества) и Зерихгерана (современного Кубачи). Прибыв в Хайдак, он свергает стоящего у власти князя Газанпара.

Позже первым наместником образовавшегося Кайтагского уцмийства становится Эмир Чупан, потомок Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а первой столицей, резиденцией уцмиев становится Кала-Курейш.

Кала-Курейш представляет собой укреплённое высокой крепостной стеной поселение, расположенное в стратегически очень удобном месте - на гребне труднодоступной горы, достигающей 1000 метров высоты над уровнем моря. Поселение с трёх сторон окружено руслами горных рек, крутыми обрывами и скалами, которые делали его практически непреступным. Протяжённость Кала-Курейша составляет 400 м, ширина - до 200 м. По всему периметру крепости шли высокие стены. Даже сейчас сохранившиеся стены достигают 4-5 метров. Лишь с западной стороны крепость соединена с окружающей её системой гор узкой перемычкой шириной 5 м, укрепленной по бокам подпорными стенами. Это единственное направление, по которому можно было проникнуть на территорию крепости. Для безопасности поселения трудно было бы выбрать более удобное место.

В комплекс древних сооружений Кала-Курейша входила и система колесных дорог, протянувшаяся от крепости в трёх направлениях. Это были так называемые уцмийские дороги. В основном они предназначались для движения колесного транспорта (арб). Попасть в Кала-Курейш можно было со стороны Кубачи и Маджалиса и со стороны нынешнего райцентра - Уркараха, через небольшое селение Дибгалик.

В разное время уцмийство достигало пределов современных Каякентского и Сергокалинского районов и даже доходило до Тарков (посёлка Махачкалы, который находится примерно в 150 км от Кала-Курейша, то есть до Каспийского моря, откуда курейшиты контролировали торговые пути, идущие с Ближнего Востока, включая и Шёлковый путь).

Наиболее влиятельными уцмиями были Ахмед-хан и его дед Рустам-хан, составитель одного из древнейших судебников (свода законов), составленного для урегулирования взаимоотношений между разными сословиями и жителями селений. Судебник был составлен в 30 г. XVII в. В нём говорится: «Государству без правителя, Дарго - без суда, стаду - без пастуха, войску - без разумной головы - никогда не быть».

В 1812 г. последний уцмий Кайтага Адиль-хан и почётные старшины всех даргинских обществ прибывают в Дербент, чтобы присягнуть России. Позже, в 1821 году, звание уцмия больше не используется.

Поселение Кала-Курейш уже больше полувека заброшено и постепенно разрушается. Дожди, ветер, жара и холод с каждым годом забирают частичку его истории. Последние жители некогда процветающего уцмийства были насильно выселены в 1944 году в Чечню.

В конце XX века хранителем местного мавзолея являлся человек пожилого возраста - Омар. Сегодня за этим ценным историческим памятником присматривает бывший житель селения Кала-Курейш Мухаммад.

В 1944 г., когда чеченцев выселили со своих земель, калакурейшитов насильно переселили в Чечню. С ними были переселены и жители таких сёл, как Урцуки, Дуакар, Шири, Амузги, Синкрижи, Щаркли, Чахжи. Там их собрали в одном селе - Маяртуп. В 1957 г., после реабилитации чеченцев, они стали возвращаться на родину. Но в Кала-Курейш возвратились не все - около 30 семей, некоторые остались в Чечне, другие переселились в равнинную часть, где условия были лучше.

О роли Кала-Курейша в истории Дагестана свидетельствует и сохранившееся здесь большое число памятников материальной и духовной культуры. За несколько десятилетий эти постройки почти полностью были разрушены. Более чем на половину была разрушена мечеть, когда-то украшенная штуковой отделкой, поражающей совершенством декоративных мотивов. Здесь зафиксированы первоклассные образцы памятников камнерезного искусства. Среди них выделялся штуковый михраб, надгробные стелы мавзолея-усыпальницы, родовое кладбище кайтагских уцмиев, саркофагообразные надгробия. Мечеть, стоящая в центре поселения, является одной из старейших в Дагестане. В настоящее время она отреставрирована, мастера постарались восстановить её в первозданном виде.

Территорию крепости защищали от возможного вторжения врага не только отвесные горы, но и тщательно продуманная ее планировка, а также система обороны. По вершинам остатки жилых кварталов крепости на всём протяжении расчленены между собой извилистой центральной улицей, от которой разветвляются узкие боковые улочки. Подобные проходы расчленяют территорию на небольшие кварталы, включая в себя комплексы жилых и хозяйственных помещений.

Вокруг крепости по основным вершинам когда-то стояли сторожевые сигнальные башни. Сигналы об опасности тогда передавались быстрее, чем по телеграфу, и преграждали любую опасность.

Период XVIII века вписан кровавыми буквами в историю не только Дахадаевского района, но и всего Дагестана. Именно в этот период, в 1741 году, сюда с 24-тысячным войском прибывает завоевавший почти полмира иранский полководец Надыр-шах.

Продвигаясь по территории Кайтагского уцмийства, они разоряют отдельные сёла. Некоторые оказывали достойное сопротивление, а некоторые сдавались, чтобы предотвратить кровопролитие. В селениях Калкни и Дибгащи записаны предания об их отчаянном сопротивлении: оба аула были взяты приступом, оставшихся там стариков и детей персы собрали на токах и затоптали конницей. До сих пор место страшной расправы сохранилось в памяти людей.

После череды неудач, в октябре 1742 года, Надыр-шах двигает свои основные силы на Кала-Курейш. Несколько недель осады крепости не дали результата. Как только Надыр со своим войском взбирались на вершину крепости, храбрые калакурейшиты отбивали атаку и обращали армию в бегство. Иранцы были удивлены стойкостью жителей Кала-Курейша, их отвагой и мужеством. Но запасы еды и питья были на исходе, и голод заставил старшин села склониться к переговорам с Надыр-шахом - с условием, что шах оставит их дома и поля и забудет о податях. Взамен он потребовал выдать 200 аманатов. После долгих споров старшины отыскали 80 пленных, бродяг, облачили их в горскую одежду и отдали иранцам, таким образом избежав кровопролития.

Поражает массовый героизм народов Дагестана в борьбе с врагами - не только мужчин, но и женщин, которые боролись с захватчиками наравне со своими мужьями, братьями и отцами. Эта страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов.

В настоящее время в Кала-Курейше созданы практически все условия для прибывающих на зиярат паломников. Возле склона горы, у речки, много родников с холодной и целебной водой. Один из них по сей день зовётся Уцмийским. Люди, приезжающие на зиярат, могут остановиться здесь, отдохнуть, совершить молитву или же просто попить свежей воды. У подножия горы, к востоку от Кала-Курейша, сохранился караван-сарай XIV-XV веков.

Сегодня Кала-Курейш включён в один из туристических маршрутов и зияратов Дагестана, а власти республики пытаются реставрировать комплекс сооружений древней столицы Кайтагского уцмийства.

На всю жизнь сохраняются в памяти потемневшие от времени средневековые мечети, устремившиеся в высь минареты и полуразрушенные строения; памятники, отмеченные печатью большого вкуса и большого зодчества, хранящие в себе особые традиции мусульманской религии.

"И два-три дома, словно в целом свете
Они одни под сенью облаков,

Печально льнут к разрушенной мечети,
Чей возраст старше десяти веков..."


Сегодня хотелось бы рассказать вам об уникальном историческом памятнике - крепости курейшитов, которая сыграла значительную роль в истории народов Дагестана. Остатки крепости расположены в горном Дахадаевском районе Дагестана, в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи. Кала-корейш стоит на высоте 1000 метров над уровнем моря и со всех сторон ограничена крутыми, большей частью отвесными скалами.

Несколько веков крепость была столицей крупного феодального владения кайтагского уцмийства. Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми обитателями крепости были арабы (примерно IX век) из племени курейшитов, это и отразилось в названии резиденции. Курайш-мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед. Этот удивительный памятник истории с трех сторон окружен широкими руслами рек и крутыми обрывами.

Единственный подступ к селению - узкий перешеек на гребне. Стратегически более чем удачное расположение крепости. Здесь когда-то находилась красивая мечеть (XI в), с изумительной отделкой, поражавшей совершенством декоративных мотивов. По мастерству внутренней отделки, мечеть не уступала самым знаменитым культовым сооружениям. У входа в мечеть хорошо сохранилась надгробная стела с четкой надписью. Возле мечети так же сохранились надгробные камни, выполненные в так называемом уцмийском стиле. Искусная резьба по камню напоминает узоры кубачинских серебряных изделий. По кайме камни украшены священными текстами. Рядом с мечетью находится мавзолей последних уцмиев Кайтага. Это место наиболее почитаемо паломниками. В Кала-корейш много почитаемых мест, определить их нетрудно по завязанным ленточкам, оставленным побывавшими здесь людьми. Существует много легенд, связанных с этими местами. У входа в крепость есть небольшой, выложенный из камня курган и деревце с завязанными кусочками материи, платками и лентами. Существует легенда, что однажды в селение пробрался вражеский лазутчик и сообщил своим соплеменникам как попасть в крепость. В час, когда мужчины молились в мечети, враги стали подниматься по узкому перешейку, но встретили девушку на лошади с собакой. Девушка сдерживала нападение врагов до тех пор, пока не закончился намаз, но сама погибла. Место, где похоронена отважная девушка, считается священным.
Самые крупные постройки в селении располагались вокруг мечети, а наиболее бедные дома ютились по окраинам и на скалах над самой пропастью. На северо-западном холме за селом обнаружен целый ряд захоронений, отмеченных каменными саркофагами. Кала-корейшский саркофаг представляет большой интерес, аналогий саркофага нет нигде. Этот уникальный памятник датируют к VIII - X вв. По основным вершинам, вокруг крепости когда-то была система сигнальных сторожевых башен. Развалины одной из них еще можно увидеть. У подножия горы, к востоку от Кала-корейш, сохранились остатки Караван-сарая XIV - XV вв, сооружения, нетрадиционного для Дагестана. На берегу речки Буган видны остатки старинных мельниц. У северного склона горы, у речки много родников с холодной и целебной водой. К сожалению, этот уникальный памятник может повторить участь многих исчезнувших памятников истории и культуры.

Оцифрованная память

Когда-то сильный и прославленный, а ныне безлюдный и полуразрушенный, он стоит особняком в перечне архитектурно-исторических памятников Дагестана. Расположен на вершине крутой горы, чьи склоны прорезаны двумя глубокими ущельями, по дну которых текут Буган («Большая река») и безымянная речка.

Своими мавзолеями и башнями, мечетями и саркофагами, надгробьями и стелами Кала-Корейш врос в раннее средневековье и фактически остался в нем, пребывая в особом измерении, где густое время течет медленно и неторопливо.

И хотя совсем близко от него проходит дорога, соединяющая районный центр Уркарах и златокузнечные Кубачи, современности, с ее бешеным ритмом, сюда не дотянуться.

С внешним миром Кала-Корейш соединен только перемычкой длиной в 40 и шириной в 5 метров. Город был выстроен как крепость; узкая тропинка над крутым, почти отвесным обрывом «Магакатт» ведет к единственным воротам, которые запирались при малейшей опасности. А высокие двухэтажные дома, глухой стороной обращенные к ущельям, и система оборонительных и сигнальных башен делали его практически неприступным.

В рассказах о Кала-Корейше смешались эпохи, правители, быль и небыль. По преданию, люди в здешних местах поселились еще в незапамятные времена, чуть ли не сразу после Всемирного потопа, когда окрестные скалы еще омывали морские волны. И до сих пор, якобы, среди скал, обступивших город-крепость, стоит одна с вмурованным в ее тело огромным железным кольцом, – чтобы крепить канатами причалившие к берегу корабли. И жил тут, как рассказывают, мужественный и свободолюбивый народ, подчинявшийся лишь совету старейшин, который избирался заново каждый год. Много раз соседи пытались его завоевать, но ущелья были глубоки, стены высоки, ворота на­дежны, и часовые на башнях не дремали. И только арабам удалось его покорить. После битвы, в которой полегли почти все защитники города, оставшиеся в живых приняли религию завоевателей. И с этого времени, как гласит легенда, город стал называться Кала-Корейш.

Но это всё легенды, а вот то, о чем можно говорить с большей уверенностью – Кала-Корейш (или УркIмуц, как называли его кайтагцы) был столицей Кайтагского феодального владения и резиденцией кайтагских правителей-уцмиев. Самые ранние упоминания о Кайтаге встречаются в трудах арабских историков IX-X вв. ал-Йакуби, ал-Белазури, ат-Табари, ал-Куфи и анонимного автора «Худуд ал-алам» («Пределы мира»), написанного по-персидски. Но события, описанные там, относятся к VI-VII вв., времени арабских походов на Дагестан. Точнее, к тому периоду, когда арабы под предводительством Масламы уже укрепились в Дербенте и оттуда стали продвигаться вглубь Южного Дагестана, утверждая там свою религию и своих правителей.

В те времена в Дагестане не было единого центра, и Кайтаг, который в арабских хрониках назван Хайдаком, выступал как самостоятельное государство, ведущее свою независимую политику. В хронике «Тарих Дагестан» Мухаммада Рафи подробно рассказывается, как арабы покорили Кайтаг, убив его правителя Газанфара, чье место занял эмир Чуфан, один из потомков Хамзы, дяди пророка. Он и основал в Кайтаге «большое число многолюдных селений, а своей резиденцией выбрал город Кала-Корейш», или Крепость курейшитов, названный так в честь победителей – арабов из племени курейшитов, к которому принадлежал и сам пророк Мухаммад.

Доисламская история Кайтага слилась с новой, и Кала-Корейш стал одним из крупнейших исламских центров Дагестана, откуда газии (борцы за веру), мусульманские законоведы и богословы продвигались дальше, осваивая новые пространства. Однако, по некоторым сведениям, ислам исповедовали только уцмий и его семья. В записках арабского ученого-энциклопедиста Ибн Руста, относящихся к первой половине Х века, есть любопытнейшее упоминание о правителе города Хандан (речь о владении Хайдак). Этот «правитель, – пишет Ибн Руста, – придерживается трех религий, по пятницам молится с мусульманами, по субботам с евреями, а по воскресеньям – с христианами».

Одним из самых прославленных и влиятельных уцмиев Кайтага был Рустам-хан, составивший в первой половине XVII века свод законов, регулирующих взаимоотношения между разными сословиями и жителями селений. В нем говорилось «государству без правителя, Дарго без суда, стаду без пастуха, войску без разумной головы никогда не быть». Он, как и его внук Ахмед-хан, погребен в мавзолее уцмиев в Кала-Корейше.

О Кайтагском уцмийстве писали и немецкий ученый Адам Олеарий, и знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавшие в Дагестане в XVII веке. А Иоганн Густав Гербер, принимавший участие в Персидском походе Петра I в 1772 году, оставил подробное описание «народа Карахайдаки», «особливого хайдацкого языка», уцмия и его власти, а также «деревни великой, крепкой и сильной… Кара-Гураш».

Но незадолго перед этим, а точнее в середине XVIII века, «крепкий и сильный Кара-Гураш», как и бОльшая часть Дагестана, был измотан и обескровлен битвами с многотысячным войском под предводительством иранского полководца Надыр-шаха.

Однако скоро Надыр-шах был разгромлен, а в 1812 году последний уцмий Кайтага Адиль-хан в сопровождении почетных старшин всех даргинских обществ прибыл в Дербент, чтобы присягнуть России.

Детальное изучение уклада жизни и архитектурно-исторических памятников Кала-Корейша началось позже, во второй половине XIX века, после окончания Кавказской войны. Ранее закрытые, а потому и малоизученные территории Дагестана манили исследователей, привлекали пестрым разнообразием культуры, природы и языков. В 1861 году знаменитый российский ученый академик Борис Андреевич Дорн побывал в нескольких дагестанских аулах, в том числе в Кала-Корейше. Дорн писал: «мы остановились на ночлег в кайтагской горной крепости Кала-Курейш… здесь находилось прежде место пребывания уцмиев, на открытом кладбище я видел гробницы Ахмед-хана, Мухаммед-хан-бен-Ахмед-Султана, Эмир Хамза уцмий бен Мухаммед бен Ахмед-хан уцмия и Рази-уцмия бен Хан-Мухаммеда».

Помимо пантеона кайтагских уцмиев, ученый в подробностях описал Джума-мечеть Кала-Корейша, одну из самых древних в Дагестане. Дорн был первым, кто отметил уникальность ее михраба, или молитвенной нишы в стене, обращенной к Мекке. В отличие от самой мечети, которая построена из местного рваного и речного камня, михраб вырезан из штука – пластичной смеси гипса и алебастра. Эта деталь, нехарактерная для традиционной культовой архитектуры Дагестана, свидетельствует о проникновении на его территорию культуры Ирана и Средней Азии. К сожалению, во время одной из реставраций михраб был поврежден.

Самый страшный удар по Кала-Корейшу был нанесен в 1944 году, когда его жители были насильственно переселены в Чечню, в опустевшие села депортированных чеченцев. И вернуться в Дагестан они смогли только через 10 с лишним лет – после смерти Сталина. Однако осели на равнине, будто считали, что не смогут вновь жить в Кала-Корейше как хозяева, достойные его славы и прежнего величия.

Так опустел этот когда-то могущественный средневековый город. Время и природа источили его мавзолеи и башни; богато изукрашенная резьбой дверь в мечеть была передана в Дагестанский объединенный историко-архитектурный музей им. Тахо-Годи, а с 2006 года и сам Кала-Корейш стал филиалом этого музея. Сейчас тут живет один человек, он же хранитель стен и духа Кала-Корейша. Магомеду Рамазанову 79-й год, он живет в родовом доме, который сам же и отремонтировал. Встает он рано, часов в пять. Заваривает чай, неторопливо завтракает и, открыв дверь, шагает за порог.

Обход начинается с центральной улицы. Он идет, поглядывая на остовы домов односельчан, – во многих Магомед бывал еще ребенком, шепчет имена и прозвища – Мази, Чанка, Бажацы, Воркуна… Вернувшись домой, он аккуратно запишет все, что вспомнил, и на нарисованном от руки плане селения отметит, кто где жил.

Еще нужно зайти на кладбище рядом с домом, там 39 могильных надгробий с арабскими именами – Магомед никак не может их запомнить, следом – мавзолей, где похоронены четыре уцмия и имам, Джума-мечеть, которую он пытается «реставрировать» своими силами. Зимой он живет тут в совершенном одиночестве, а весной и летом передохнуть бывает некогда – туристы. Со всех краев света – разноязыкие, разноплеменные – они приезжают в Кала-Корейш, и тогда Магомед становится экскурсоводом, рассказывая и про уцмиев, и про набеги соседних племен, и про могилу, в которой похоронены те, что когда-то в древние времена спасли город. По преданию, во время одного из набегов кубачинцев, их передовой отряд наткнулся на девушку с собакой, вышедших за городские ворота. Серьезный отпор ни девушка, ни ее пес дать врагу, конечно, не могли, но сражались, как умели. Крики и лай были услышаны в городе, и перед кубачинцами оказался не застигнутый врасплох, а готовый к обороне город. Ну а после разгрома врага девушку и ее собаку похоронили там же, где они были убиты.

Но, кроме туристов, в Кала-Корейш приходят еще и паломники. Для многих верующих это место остается сакральным. Зияратом, куда приходят для поклонения святыням. И если туристы могут себе позволить подъехать к селу на автомобилях, то паломники должны подняться на гору сами.

И вот тут начинаются странности. Говорят, все зависит от чистоты сердца и намерений. Случается, что молодые и полные сил люди могут подвернуть ногу на ровном месте или их замучает одышка, а совсем дряхлый старик, которого привели под руки внуки, шагает вверх по склону легко, как юноша. А еще рассказывают, бывало, что заночевавшему в Кала-Корейше и проснувшемуся на рассвете человеку чудятся звуки битвы, лязг железа, крики умирающих, и в тумане, что под утро окутывает Кала-Корейш, смутно видятся фигуры с мечами в руках и оскаленные морды лошадей.

Магомед с этим не спорит, как не спорит с легендой о море, что доходило до стен Кала-Корейша, и кораблях, стоявших на причале.

«А как не верить? Я помню, когда нас переселяли, – рассказывает Магомед, – сняли дверь мечети, положили на арбу и, не дойдя до речки, бык умер. Потом человек из соседнего села забрал все перемычки, разрушил стены, на ишака погрузил, и тоже упал, и умер, не дойдя до речки. Ишак пришел домой. Скорее всего, село не давало из себя ничего вывозить, оно как бы заговоренное».

Вполне может быть, кстати. Это такое место, заповедная область, где время загустело, как варенье, и современность, потолкавшись у перемычки, соединяющей Кала-Корейш и внешний мир, поворачивает вспять.

Ожившие камни

Полина Филиппова, исполнительный директор благотворительного фонда Зиявудина Магомедова «Пери» – о конфузе на Трафальгарской площади и о том, что общего между гробницей фараона Сети Первого, фресками Дионисия и надгробными плитами древнего дагестанского села:






– Насколько я знаю, стартом для этой истории стала невероятная цепь совпадений.

– Не совсем так. Я бы исключила отсюда слово «совпадения», все произошедшее не случайно. На самом деле, жизнь часто дает подсказку тому, кто долго и упрямо ищет свой путь. Как это ни странно, легенду о том, что высоко в горах Дагестана расположено древнее поселение корейшитов, мы впервые услышали от западных коллег и...

– …прямо сразу отправились туда с намерением все заснять и оцифровать? Кстати, а что уже сделано с помощью этой оцифровки и так ли она необходима?

– Ну, к примеру, с помощью 3D оцифровки (а она позволяет сделать точную копию любого культурного объекта) воссоздана гробница Тутанхамона. Обратите внимание, я делаю акцент на слове «точную». В прошлом году в Лондоне разразился скандал. На Трафальгарской площади установили копию арки Пальмиры, взорванной террористами. Но воспроизводили ее по не слишком точным фотографиям. И получилось нечто «по мотивам», с искаженными пропорциями и орнаментом. Возмущенные специалисты назвали это фальсификацией.

И тут проблема посерьезнее, чем неудавшееся шоу. Ведь наследие Востока в свое время было разграблено, многие артефакты ушли в частные коллекции, и к ним нет доступа. Или, к примеру, в одной из египетских пирамид в Долине фараонов находится гробница Сети Первого. Последние 40 лет она закрыта, ведь поток туристов нарушает и температурную, и световую, и кислотную среду, от которых зависит сохранность этого исторического объекта. Следовательно, любому, кто интересуется культурой Востока, в лучшем случае, приходится довольствоваться копией, за чье соответствие оригиналу нельзя поручиться.

– Полина, извините, но мы настолько привыкли довольствоваться симулякрами, что не вижу тут особой беды.

– Боюсь, что ученые, а также студенты, изучающие культуры минувших веков, с вами не согласятся. Им как раз нужна подлинность. Есть и еще одно обстоятельство. Зачастую человек, пришедший в музей, видит только фрагмент артефакта. Во многих мировых музеях стоит одинокая какая-нибудь колонна, и мы совершенно не понимаем, частью чего она является. А мы можем не только воссоздать памятники материальной культуры, но и соединить расчлененное в целое. И, увидев все в полном объеме, восхититься красотой и величием замысла.

– Слушайте, а мне вдруг сделалось так приятно, что рядом с гробницами фараонов встал как равный наш Кала-Корейш.

– Ну, когда в декабре 2015-го года мы пестрой интернациональной компанией отправились в Кала-Корейш, было очень скользко, висел туман и полной уверенности, что я иностранных коллег довезу и сама доеду, у меня не было. Но, так или иначе, мы добрались до этого заброшенного селения, и увидели, насколько это необычное интересное место уязвимо. Да, там нет вандалов, но есть воздействие среды – не менее губительное. Уникальные надмогильные плиты с высеченными на них именами уцмиев, нерасшифрованные еще письмена на них, артефакты исламского и доисламского периодов – они разрушаются. А в придачу еще и люди, что из самых лучших побуждений пытаются что-то спасти, не имея ни специальных знаний, ни аутентичного образца перед глазами. Та же мечеть, которую восстанавливали, не очень представляя, как же она выглядела, уже практически потеряна как исторически значимый объект.

Но кое-что все же осталось. Например, деревянные двери этой мечети сохранились и сейчас находятся в одном из музеев Махачкалы. Они уникальны. Хотя Кала-Корейш и считается центром, откуда ислам распространялся по селам Нагорного Дагестана, но само поселение имеет более древнюю, доисламскую историю. Есть легенда, что двери эти, на которых, вопреки исламским запретам, вырезаны животные, раньше были то ли в зороастрийском, то ли в христианском храме, откуда и были перенесены в мечеть.

– Погодите, так может быть тут какая-то новая удивительная история, и если ее разгадать…

– Пока мы можем говорить только о легенде. Возможно, тут не доисламская, а персидская традиция, в которой не возбраняется изображение живых существ. Честно говоря, мы даже не ставим перед собой задачу найти точный ответ. Мы просто создаем базу, делаем эти объекты доступными для ученых и тех, кто интересуется историей.

Кстати, эти двери произвели на наших испанских партнеров такое сильное впечатление, что они их полностью оцифровали, и сейчас уже вырезана из дерева их копия. Но, прежде чем ее поднимут в горы и поставят на законное место, мы хотим в разных странах сделать несколько выставок, которые расскажут о Дагестане, истории Кала-Корейша и населявших его людях.

Вот так после первой экспедиции, мы решили, что это именно то, что нам нужно. Объявили конкурс, отобрали двух молодых дагестанских фотографов.

– Да, я помню, Шамиль Гаджидадаев и Гена Викторов, они в соцсетях размещали фоточки из Мадрида и как-то очень туманно объясняли, что же они там делают.

– Они учились. Два месяца. А как только вернулись, сразу поехали в горы, снимали и оцифровывали каждый камешек, каждую надмогильную плиту в Кала-Корейше. Сейчас работа уже закончена, сведение материалов закончено, осталось устранение мелких огрехов. Мы планируем выставку на основе того, что они оцифровали; в Санкт-Петербургском Европейском университете будет конференция по Кала-Корейшу. Ведь не каждый, даже приехав в Дагестан, доберется до него. Но рассказать, показать его миру чрезвычайно важно.

А из истории с Кала-Корейшем вырос сначала проект по оцифровке всех памятников этого села, а после мы влились в большую программу «Культурное наследие 2.0».

– То есть, на Кала-Корейше вы не остановились?

– Ребята продолжают работать в Дагестане, но уже над другими объектами. А когда мы стали разговаривать на федеральном уровне со специалистами в области сохранения культурного наследия, нам перечислили огромное количество объектов, которые нуждаются в оцифровке. Советник президента по культуре Владимир Ильич Толстой обратился к нам с просьбой поработать в Ферапонтово. Там стоит храм Рождества Богородицы с удивительными фресками Дионисия. А еще есть новгородские раскопы и многое, многое другое, что необходимо задокументировать.

– Полина, но тут только начни, и окажется, что и вон то нуждается в сохранении, и вот это, а там, за углом еще удивительные артефакты, и тебя теребят за рукав, требуют, чтоб именно этими объектами занялись в первую очередь.

– Да, мы можем оцифровывать несколько объектов в год, не больше. Поэтому планируем организовать Всероссийский конкурс, отобрать те объекты, что представляют особую культурную ценность, но требуют немедленного вмешательства для их сохранения. И чтобы все нами спасенное и задокументированное, оцифрованное стало всеобщим достоянием, мы сейчас создаем сайт, который будет интегрирован в международную и российскую сеть программ сохранения культурного наследия.

– Я только «за», но часто доводилось слышать, мол, да, это чрезвычайно важная работа, но мир устремлён в будущее, а мы, зацикленные на прошлом, безнадежно от него отстаем.

– А не нужно отставать. К примеру, Амстердамский королевский музей, выложив всю свою коллекцию в открытый доступ, объявил конкурс для молодых художников. И это конкурс не на слепое копирование шедевров, а на их вживление в сегодняшнюю реальность, актуализацию культурного наследия.

И мы наметили для себя точно такой же путь.

Магия места

Ева Розенталь, представитель компании «Factum Arte» – о том, как Люсинда поможет сохранить уникальные рукописи, о домашней сметане и радуге над Кала-Корейшем:

– Основатель компании Адам Лоу по профессии художник, и первоначально «Фактум Арте» была своего рода медиатором между художниками и современными технологиями. В скором времени все музеи, которые сегодня, может, и не слышали о подобном, должны будут начать оцифровывать свои коллекции, чтобы сохранить их для последующих поколений.

При копировании мы используем самые разные приборы. Что-то разрабатываем сами, а что-то берем уже в готовом виде. Например, сканер Люсинда – это полностью наше изобретение для оцифровки рукописей. Но иногда в процессе выясняется, что ее возможности недостаточны для детальной оцифровки каких-то поверхностей. И тогда мы используем и лазерный сканер, и фотограмметрию.

Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, с которым сотрудничает «Пери», в итоге получил технику, разработанную нами специально для их нужд. Одно из требований – легкость перевозки из района в район во время длительных экспедиций.

У нас несколько целей. В первую очередь, мы хотим сохранить объекты культурного наследия для последующих поколений, потому что ничего в этом мире не вечно. Мы даже специально ездим в такие регионы – регионы «высокого риска». И дело не только в войнах, междоусобицах, террористах, но и в том, что далеко не все страны имеют финансовую возможность сохранить такие важные для всего мира объекты. Когда люди просто стараются не умереть с голоду, чаще всего их культурное наследие оказывается заброшено, и со временем может исчезнуть. А этого допустить никак нельзя.

Фонд «Пери» очень хотел, чтобы наше сотрудничество началось именно с Кала-Корейша. Конечно, ехать в Дагестан, чего скрывать, было страшно: новости о каких-то инцидентах с местными радикалами не вдохновляют. Но тут я быстро поняла, что все, конечно, не так плохо. За все время, что мы были в Дагестане, ни разу не почувствовали какой-либо угрозы. А уж когда я попала в Кала-Корейш, то меня прямо накрыло магией этого места. Мы ночевали в домике для паломников. Ночь, которую мы провели там, я все время вспоминаю. Это было так прекрасно – стать причастной к этой древности, к этому укладу жизни, бродить там, гулять, собирать цветы. Я даже не могу сравнить это чувство с чем-то из своих других поездок.

Да, село как будто отрезано от мира, но там внутри ты чувствуешь не изоляцию, а именно покой. Да, далеко от цивилизации, нет удобств, но это такое колоритное, теплое доброжелательное место.

И туманы, невероятные туманы, которые окутывают село буквально за пару минут. Утро может быть невероятно солнечным, ясным, а потом раз – и пелена как стена, ничего не видно.

В Кубачи на завтрак нас кормили молочным супом. И я объедалась домашней сметаной. Каждое утро по пиале сметаны с хлебом. Дагестанская кухня, конечно, потрясающая. Где бы мы ни ели, везде было вкусно. Курзе с крапивой еще запомнились!

Однажды в село пришла группа женщин преклонного возраста. Они совершали

паломничество, уже неделю передвигаясь от места к месту, – где на машинах, где пешком. И в Кала-Корейш они поднимались своими ногами, а это очень непросто. Появлялись постепенно: сначала одна, потом еще две, потом еще три, потом – спустя 20 минут – подошли еще десять. Собрались, помолились. Они мне казались какими-то невероятными, в традиционных длинных платьях, платках. И вдруг одна из них так непринужденно выуживает из кармана супер навороченный смартфон, в сто раз лучше моего, и говорит: «Можно я тебя щелкну на память?»!

А какую мы там радугу видели! Это было в самом начале. Она была такая яркая, такая близкая, такая цельная – она повисла над долиной, и сквозь нее плыли облака.

Хранитель древностей

Магомед Рамазанов, смотритель музея Кала-Корейш – о том, как черти костер палили, как соседей встречали, и о спрессованном времени:

– Уже больше 10 лет я тут смотрителем, живу здесь с февраля до ноября-декабря, в город только за зарплатой приезжаю. А что я там забыл, в этом городе? Я сам механизатор, 30 лет отработал, ушел на пенсию. А в это самое время двоюродный брат, который тут работал до меня, погиб в аварии. И с 2004 года я уже тут вместо него. Немножко странно это, когда твое село, где ты бегал по улицам еще мальчишкой, где жили, ходили в гости друг к другу, смеялись и ссорились твои родственники и соседи, вдруг становится музеем. А ты при нем – как бы охранником. Хотя сейчас уже не очень странно, привык.

Я живу в родительском доме, отремонтировал там комнату, поставил мебель кое-какую, постель себе, плитку еще электрическую принес, и живу. Утром я встаю в 5-6 часов. Спать неохота, возраст, наверное. Позавтракаю, чай попью и иду… «Обходить» неправильно звучит, я, можно сказать, просто гуляю.

Когда из дома выхожу, обязательно немного стою на пороге. У нас, как и в Кубачи, облака прямо на село ложатся, кто не здешний, думает, что туман, а это облака. Неделю может лежать. Через них смотришь и видишь: прямо – горы, чуть левее – мавзолей, а справа – сад. Я сам его посадил. Там абрикос, черешня, белая слива, айва, дикая вишня, горьковатая такая. Когда весной зацветают, красиво очень, сквозь облако все светится, будто в детстве.

… Рассказывала мать, как раньше жили люди, у нас же труднодоступное село, на покушать трудно было заработать. Наша семья не голодала, у бабушки были свои огороды, людей нанимала, они сеяли пшеницу, убирали, она им платила. Но так не у всех было. Когда были голодные годы, мужчины заготавливали древесный уголь в лесу и продавали кубачинским и харбукским мастерам, в Амузги. А женщины уходили в соседние села что-то продать, поменять. Дети выходили на окраину села, плакали, ждали мам. У кого вернулась мать, лягут спать сытыми. У кого нет, голодными останутся.

… Я сам мало что помню, нас переселили в Чечню в 44-м, когда мне 6 лет было. Учитель истории в селе был, пока он был жив, мы с ним вместе составили план улиц, имена записали, кто, где жил. Прозвища тоже записали. Рассказывали, что один как-то с кутана ехал на лошади домой и увидел костер. Подъехал ближе, а это черти развели огонь, праздновали. У него с собой было ружье, он выстрелил в огонь и черти разбежались. Бежали и кричали «воркуна-воркуна!». Так и называть его стали – Воркуна.

… Наше село очень старое, Уркмуци называлось раньше, потом пришли арабы. Первыми в Дагестане ислам приняли лакцы; оттуда арабы спустились к кубачинцам – они не приняли; потом спустились в наше село, смотрят, место хорошее, и обосновались. И название новое дали – Кала-Корейш. Не знаю даже, сколько веков нашему роду, от Амирхана уцмия он идет. Тут его могила. Еще много разных древностей, есть могила, где похоронены вместе девушка, лошадь и собака. Рассказывали старики, что во время пятничного намаза, когда все мужчины были в мечети, на село напали соседи-кубачинцы (они тогда еще ислам не приняли). А первой им встретилась девушка, она лошадь вела на водопой и за ней собака увязалась. Кубачинцы убили их. Женщины увидели это и подняли шум. На шум мужчины выскочили, 40 молодых парней-кубачинцев убили. Кубачинцы тела забрали, ночью похоронили их в братской могиле. Если кто спрашивал, зачем землю копаете, отвечали, для травы поле делаем. Не хотели признаваться, что у них убито столько людей.

… Я обход начинаю с площадки, что рядом с селом. Потом по центральной улице прохожу. Если где-то есть крапива, то скашиваю, у меня с собой всегда кусок от косы на палке. Потом по крайней улице поднимаюсь обратно. Смотрю, все ли цело, не обвалилась ли где стена. Затем еще за водой ходить надо, а гора эта, по которой нужно спускаться до речки, как лошадиная спина: тонкая тропинка и с обеих сторон обрывы. Если делать нечего, то ложусь спать после обеда. Потом встаю, ужин приготовлю, от делать нечего что-нибудь почитаю. В последнее время по истории книги читаю, раньше особо не интересовался, да и некогда было.

Но так бывает, если людей нет. А сюда же и на зиярат приходят, даже из Чечни приходят, и туристы бывают часто. Когда они приезжают, надо им все показать, мавзолей показать, кладбище, мечеть. Она странная, эта мечеть, снаружи маленькая, а зайдешь – внутри просторно, много места. Один ученый тут был, сказал, что и село такое – вроде небольшое, а внутри, будто слой на слое. «Спрессованная история» – вот так он сказал.

Но они все уезжают, и я опять остаюсь один, хожу, смотрю, есть ли урожай ореховых деревьев. Иногда ловлю себя на том, что думаю вслух, будто бы сам с собой разговариваю. А может, и не с собой, может, с самим селом и говорю. И оно слышит

Светлана Анохина

Яна Мартиросова

Тема: Кала Корейш - уникальный памятник истории и культуры.

План:

1.Введение.

2.Основная часть:

2.1.История Кала – Корейша.

2.2.Роль Кала – Корейша в истории Дагестана.

3.Заключение.

4.Список использованной литературы.

5.Приложения.

Введение

Кала-Корейш - средневековая столица крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства. Поселение было основано в 5 км от знаменитого села в 7 веке выходцами из племени корейшитов (племени ). Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Корейшиты основали своё поселение на вершине труднодоступной горы, стоящей у слияния пяти рек, важных для Дарго. Заняв столь стратегический пункт они могли контролировать торговлю в регионе и заодно распространять свою религию

Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми её обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Кала - крепость. Курайш - мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед (по другой версии, «Куреш» означает ‘чёрный’, то есть «Чёрная Крепость»).

В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного в XVIII-XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.

Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы, так же присутствует восстановленный музей и . (1)

Кала-Корейш примечателен тем, что здесь сосредоточено множество замечательных памятников истории и культуры (мечеть XII-XIII вв. со штуковым михрабом, полуцилиндрическим или «саркофагообразные» надгробья, мавзолей кайтагских уцмиев, памятники арабской эпиграфики и др.). Вместе с Кубачи и другими соседними землями Кала-Корейш представляет собой уникальную историко-культурную зону.

1.Википедия..

Основная часть.

В горном Дахадаевском районе Дагестана в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи есть уникальный исторический памятник Кала-Корейш - древнейший населенный пункт Дагестана, растянувшийся на полкилометра. Он несколько веков был столицей крупного феодального владения - Кайтагского уцмийства, административно-политическим и культурным центром, очагом распространения ислама на Северном Кавказе.(1)

Кала-Курейш был основан арабами пришедшими в горный край еще в конце 8 века нашей эры, выходцами из племени Курейшитов, откуда происходил пророк Мухаммад (с. а.с.) отсюда и название Кала-Курейш, то есть крепость курейшитов. Тогда он поистине являлся городом и хорошо укрепленной крепостью. Но какова история ее возникновения, вернемся к истокам.

В 40 г. х. сподвижники под предводительством Салмана ибн Раби в количестве четырех тысяч отважных воинов подошли к Дербенту. Халифом в то время был Муавийат. Когда они подступили к Дербенту, его правитель Хакан, видя мощь мусульман, сдал крепость без боя. Это был уже второй поход сподвижников. В первый раз они прибыли в Дагестан в 22 г. х. тоесть в 644г. по христианскому календарю, во время правления второго халифа Умара ибн Хатаба. Арабы заметили, что единого государства здесь нет, как нет и единого центра. Они решили укрепиться в Дербенте и распространить Ислам по всему Дагестану.

Но местные государства не хотели отдавать власть в руки чужеземцев и не могли смириться с их правлением, в результате то и дело происходили восстания и ряд мелких боев. И в один из периудов произошло сражение мусульман с обьединенными войсками хазар, турков и дагестанцев сражение в котором храбрый военночальник Салман ибн Раби с сорока отважных воинов пали смертью шахидов.

Лишь в самом конце 7 и начале 8 веков начинается новая волна арабских вторжений на Кавказ. В этот периуд сюда пребывает закавказский правитель халифа Масляма. Захватив Дербент Масляма устанавливает здесь шариатское правлнние, наведя порядок и назначив в Дербенте правителя он возвращается обратно в Шам. Но со временем здесь сново начинает возрастать неверие . И в 200 г. х. или же в 9в. по христианскому летоисчислению

2.Ахмедханов К. Э. Путешествие по Дагестану: Практическое руководство. - М.: 1988

табиинам сново пришлось взяться за оружие, на этот раз во главе войска встал Абу-Муслим сын Абдуррахмана. Захватив Дербент он укрепляет его. Абумуслим подчиняет почти весь Дагестан, распространяя здесь ислам сунитского толка и назначая правителей в различные части Дагестана. После Абумуслим снаряжает огромное войско и лично встав во главе него, отправляется в сторону Хайдака(тогдашнего Кайтагского княжества) и Зерихгерана(современного Кубачи). Прибыв в Хайдак он свергает стоящего у власти князя Газанпара.

Позже первым наместником образовавшегося Кайтагского уцмийства становится Эмир Чупан, потомок пророка Мухаммада(с. а.с.), а первой столицей, резиденцией уцмиев становится Кала-Курейш .(2)

Калакорейш сыграл значительную роль в истории народов Дагестана как крупный административно-политический, культурный и идеологический центр раннесредневековой эпохи

О роли Кала-Курейша в истории Дагестана свидетельствуют и сохранившееся здесь большое число первоклассных памятников материальной и духовной культуры. За несколько десятилетий эти постройки здесь почти полностью были разрушены. Более чем на половину была разрушена мечеть 11 века, когда то украшенная штуковой отделкой,порожающей совершенством декоративных мотивов. Здесь зафиксированы первоклассные образцы памятников камнерезного искусства. Среди них выделялся штуковый михраб 11-12 веков, надгробные стелы мавзолея усыпальницы, родовое кладбище кайтагских уцмиев, саркофагообразные надгробия. Мечеть стоящая в центре поселения является одной из старейших в Дагестане.

Кала-Курейшская джума мечеть поистине является одним из самых ценных исторических памятников на территории Северного Кавказа. В настоящее время она отреставрирована, мастера постарались восстановить ее в первозданном виде.. Помещение мечети это - неправильной формы прямоугольник, длина стен самой большой из них южной составляло-12м, а самой маленькой восточной-9,4м. Входя в помещение мы как будто погружаемся в историю средневековья. Первое что бросается нам в глаза четыре круглых каменных столба подпирающих потолок здания, в них мы видим трудоемкую и мастерскую работу, высечены они аккуратно и ровно в чем виден профессионализм работников. Опорные столбы поставлены на невысокую каменную площадку квадратной формы. Высота каждого столба около 4 метров, по своей форме ни один столб не повторяет форму другого.

Истинным же украшением мечети был штуковый михраб. Он находился в южной стене

3. Дагестан и мусульманский Восток. Сборник статей в честь профессора Амри Рзаевича Шихсаидова

мечети и состоял из двух ниш, несущими на себе куфические надписи и колонн, которые также имели надписи, декоративные возможности “цветущего куфи” здесь были использованы в полной мере. При чем весь михраб высотой 3,2 метра напоминает портал мечети. Штукавое пано соборной мечети входит в перечень памятников культурного наследия федерального значения. К сожалению при реставрации резьба из штука с узорами была снята, здесь остались лишь несколько ее образцов. Резьба по штуку была широко распространена в Средней Азии и Иране (штук представлял собой природный материал – смесь алебастра с гипсом), стены дворцов ассирийских царей также украшались барельефами из алебастровых плит. Отсутствие названного минерала на территории данного региона и характерная для восточных стран резьба свидетельствует о тесных контактах мастеров Ирана и Дагестана.

У самого входа в мечеть напротив михраба хорошо сохранилась надгробная стела одного из особо отличившихся уцмиев, за что он и удостоился чести быть погребенным здесь. Недавно в Кала-Курейше побывал ученый из Марокко, обследовав плиту и написанную на не надпись он сказал, что эта плита не местная и что ее сюда принесли.

Эта каменная плита владельца Кала-Курейша Ахсибара сына Хиздана 13-14 в.в. Врезной арабский текст-полукуфи гласит:” -Царство принадлежит всевышнему, единому, всепобеждающему. Хозяин(сахаб) этой могилы –в знаниях он напоминает деяния пророков,благочестие его подобно благочестию Абу-Бакра, доблесть его подобна доблести Али, справедливость его подобна справедливости праведных халифов, а он владелец (сахаб) Кала-Курейша Ахсибар сын Хиздана да осветит АЛЛАХ его могилу да простит АЛЛАХ его грехи.” Ахсибара считают предшественником и возможно предком уцмиев.

В центре мечети находится невысокая длиной в 1 метр площадка, и круглая стойка внутри нее возможно для кувшина, по видимому это было место для омовения. Также около входа в пол врыт большой глиняный кувшин для хранения жидкообразного вещества, вероятно для горючего.

К западной стороне мечети примыкает двухкамерная пристройка. Судя по надписи в стене пристройки, она имела назначение комнаты для учащихся, то есть медресе. Длина северной стены составляет- 4,9 метров, а западной около 6 метров. Медресе было построено значительно позже после строительства мечети в 1333 году. Оно также было наполовину разрушено и восстанавливалось вместе с мечетью. Вход в нее довольна таки не большой где то 1,3 метра в высоту с толстыми стенами. Из за маленького прохода наверное в дверях здесь не было необходимости. Само медресе находится на втором этаже, на первом же размещена комната для совершения омовения.

Раньше на месте современных дверей Кала-Курейшской джума- мечети стояли резные двери украшенные герельдическими львами выполненные в 11-12 веках. Сейчас эти дверцы хранятся в национальном обьедененном музее города Махачкалы. Они являются уникальным образцом художественной средневековой резьбы по дереву. Дверцы были изготовлены из цельных досок дубового дерева. Лицевая сторона первой пары створок по краям покрыта широкой полосой одножелобчатого ленточного узора, рельефно поднятой над фоном. В центральной части помещена герельдическая композиция из фигурок львов. Особо выделяется орнаментированной рамкой нижнее панно правой створки, в центре которой вырезан орел. Мотивы орнамента и герельдические символы имеют аналоги с широким кругом памятников средневекового искусства народов Ближнего Востока и Передней Азии.

Рядом с мечетью находится мавзолей последних уцмиев Кайтага. Усыпальница, которая до наших дней сохранилась в идеальном состоянии. Мавзолей возвышается посреди кладбища. С начало был возведен купол мавзолея, а позже сделали и пристройку в виде небольшого помещения из местных камней. Внутри здания оказалось и дерево орешника, его оставили и не стали вырубать. Теперь он стоит как верный страж, возвышаясь над куполом и охраняя спокойствие своих хозяев.

Проходя первое небольшое помещение мы заходим в усыпальницу уцмиев. В мавзолее находятся могилы четырех последних уцмиев Кайтага. С лево направо здесь похоронены Мухаммад-Хан, Али-амир, Ахмед-Хан, на четвертом над могильнике со временем надпись стерлась и ее к сожалению невозможно прочитать. Прежде их могилы находились под открытым небом. Мавзолей был построен в 20 веке. Воздвиг это строение один из сельчан, конечно же понимая какую пользу он от этого получит в этой и иной жизни. В стену купола мавзолея вмонтирована небольшая формата каменная плита (23-23см), с врезной арабской надписью, свидетельствующей о сооружении мавзолея, она гласит ‘’ Построил этот дом Иса сын Хасана-аль Куриги ради рая’’.

Среди первоклассных памятников резьбы по камню особое место занимают надмогильные стелы и саркофагообразные надгробия. С восточной стороны к мечети примыкает фамильное кладбище кайтагских правителей площадью 60 на 25 метров, огражденная стеной высотой почти в 1,5 метра.По всей площади кладбища возвышаются тончайшей работы надмогильные каменные стелы 13-19 в.в. Резьба по камню это один из древних видов народного искуства она была широко распространена по Северному Кавказу. Наиболее ранние стелловидные надгробия датируются 13-14 веков, а саркофагообразные 11-12 веками (помимо Кала-Курейша они имеются еще и в Дербенте.) Горские кладбища стали своего рода заповедниками истории камнерезного и зпиграфического исскуства разных поколений народных мастеров. Рельефы большинства надмогильных памятников выполненные в так называемом уцмийском стиле (исскустная резьба по камню напоминает узоры кубачинских ювелирных изделий) и украшенные священными исламскими текстами, написанными цветущим куфи(более поздняя разновидность арабского письма). Это место наиболее почитаемого паломниками, которые приходят сюда на зиярат.

Ниже крепости – кладбище, где хоронили и рядовых и знатных жителей, оно находится на юго-восточной стороне от села на одном из холмов. Здесь встречаются нетипичные для мусульман надгробия –каменные саркофаги, украшенные орнаментом и надписями. Эту интересную находку сделали студенты историки в 1996 году. Они были занесены землей и только самый крайний виднелся сбоку холма, позже они были раскопаны.. Они появляются в 9-10 веках. Самые ранние из обнаруженных в Кала-Курейшском захоронении саркофаги относятся к 11 веку. Это именные надгробия двух малолетних братьев. Есть более поздние, 13-14веков. Такие саркофагообразные надгробия на територии Дагестана есть еще и в древнем Дербенте, это священное кладбище Кыхляр или же как ее еще называют кладбище 40 шахидов. Здесь были захоронены многие известные и великие люди. Здесь находятся те, кто отдал свои жизни в первые века распространения Ислама. Кладбище Кыхляр и Кала-Курейшское кладбище это места куда постоянно ходят паломники, где мусульмане стараются получить баракат и благословение.

Камни для надгробий вытесывались из ракушечника, одной из скальных пород, на холме одной из близлежащих гор. Майдан где велись работы был площадью 50 на 50 метров, он находился в 5-6 километрах от Кала-Курейша. Довольна таки далеко. Когда работу заканчивали, надгробия ложили на телегу и с помощью быков тащили до пункта назначения по специальной тропе. Это была довольно сложная и трудоемкая работа, так как все это делалось вручную. Вероятно, саркофагами отмечались могилы покойников, особо отличившихся при жизни, мучеников за веру.

Большой интерес представляет и КАЛА-КУРЕЙШСКИЙ саркофаг. Он находится на северо-западной стороне крепости. Надгробие – саркофаг КАЛА-КУРЕЙША высечено из массивного блока- ракушечника и покрыто художественной резьбой с изобразительными сюжетами с трех сторон. На одной боковой стороне рельефно высечены фигуры льва и львицы, между которыми расположен герельдический орел. Львы показаны в профиль, но обращены к зрителю, как бы охраняя усопшего и подчеркивая его власть. Орел выпустив когти, одним глазом смотрит на нас, образуя композиционный центр. На торцовой стороне высечена рельефная многофункциональная композиция –“ Древо жизни”, вокруг которого размещены львы и птицы. Аналогий саркофага нет нигде. Этот уникальный памятник датируют к 8-10 векам, считается, что куфическая надпись была нанесена на нем позже. Как бы там ни было, этот резной саркофаг таит в себе еще много загадок.

Территорию крепости защищали от возможного вторжения врага не только отвесные горы, но и тщательно продуманная ее планировка, а также система обороны особенно со стороны вытянутой с запада на восток дороги на крепость. По вершинам остатки жилых кварталов крепости на всем протяжении расчленены между собой извилистой центральной улицей от которой разветвляются узкие боковые улочки. Подобные проходы расчленяют территорию крепости на небольшие кварталы, включая в себя комплексы жилых и хозяйственных помещений, состоящих обычно из 2-6 камер. Здесь текст на камеру.

Обороной крепости служили и примкнувшие друг к другу жилища возвышающиеся над дорогой. В наружних стенах верхних этажей жилищ сохранились и отдельные бойницы, очевидно держать под обстрелом дорогу в крепость, протянувшуюся на протяжении более чем 300 метров. Проникнуть в крепость практически было невозможно.

Вокруг крепости по основным вершинам когда то стояли сторожевые сигнальные башни, в сторону Кубачей, на господствующем восточном хребте, откуда обозревался весь приморский Дагестан. По системе сторожевых башен сигналы об опасности передавались быстрее, чем по телеграфу и преграждали любую опасность. Период 18 века записан кровавыми буквами в историю не только Дахадаевского района, но и всего Дагестана. Именно в этот период в 1741 году сюда с 24-тыс. войском прибывает завоевавший почти пол мира иранский полководец Надыр-шах.

Продвигаясь по территорию Кайтагского уцмийства, они разоряют отдельные села. Некоторые оказывали достойное сопротивление, а некоторые сдавались чтобы предотвратить кровопролитие. В селениях Калкни и Дибгащи записаны предания об их отчаянном сопротивлении: оба аула были взяты приступом, оставшихся там стариков и детей персы собрали на токах и затоптали конницей. До сих пор место страшной расправы “хlишурахьи”- в переводе “кровавое озеро”, сохранилось в памяти людей.

После череды неудач в октябре 1742 года Надыр-шах двигает свои основные силы на Кала-Курейш. Несколько недель осады крепости не дали результата, как только надыр со своим войском взбирался на вершину крепости, храбрые Калакурейши отбивали атаку и обращали армию монголо татар в бегство. Иранцы были удивлены стойкостью жителей Кала-Курейша, их отвагой и мужеством. Но запасы еды и питья были на исходе и голод заставил старшин села склониться к переговорам с Надыр-шахом, с условием что шах оставит их дома и поля и забудет о податях. Взамен он потребовал выдать 200 аманатов. После долгих споров старшины отыскали 80 пленных, бродяг облачили их в горскую одежду и отдали иранцам, таким образом избежав кровопролития. Поражает массовый героизм народов Дагестана в борьбе с врагами не только мужчин, но и женщин, которые боролись с захватчиками наравне со своими мужьями, братьями и отцами.

Связанная с историей Кала-Корейша древняя легенда о девушке, спасшей свое родное поселение от врагов, до сих пор ходит среди даргинцев, в основном населяющих район. У входа в крепость есть небольшой, выложенный из камня курган и деревце, на которое по традиции каждый пришедший сюда паломник в знак почитания привязывает платок или ленточку ткани. Считается, что в этом месте находится могила, в которой захоронена девушка, а с ней лошадь и собака. По легенде, однажды в селение пробрался вражеский лазутчик. Враги решили пробраться в село в тот час, когда все местные мужчины молились в мечети. Но на их беду в это время ежедневно к роднику за водой спускалась девушка на лошади и с собакой. Собака подняла громкий лай. Девушке удалось на узкой дороге сдерживать врагов до тех пор, пока не закончился намаз. Она погибла мученической смертью, но спасла соплеменников… Есть версия, что легенда о девушке с лошадью - это отзвук легенд о кавказских амазонках. В старинных даргинских песнях есть упоминание о коне, которого клали в могилы женщин.

Эта страшная война способствовала сплочению всех Дагестанских народов.

Заключение.

В настоящее время в КАЛА-КУРЕЙШЕ созданы практически все условия для прибывающих на зиярат паломников. Возле склона горы у речки много родников, где вода холодная и целебная. Один из них находится у западного подножия крепости на крутом берегу речки. Он по сей день зовется уцмийским. С восточной стороны у берега находится другой родник, напоминающий небольшой бассейн с которой вода стекает в другую вытянутую каменную емкость. Рядом с ним построена молельная с арочным входом. Люди приезжающие на зиярат, могут остановиться здесь, отдохнуть, совершить молитву или же просто попить свежей горной воды. У подножия горы к востоку от Кала-Курейша сохранился старый караван-сарай 14-15 веков, сооружения не традиционного для Дагестана. Здесь и сегодня еще развито куначество.

Сегодня Кала –Курейш включен в один из туристических маршрутов и зияратов Дагестана, а власти республики пытаются реставрировать комплекс сооружений древней

4.История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Ред. А. И. Османов.

столицы Кайтагского уцмийства.

На всю жизнь сохраняются в памяти потемневшие от времени средневековые мечети, устремившиеся в высь минареты и полуразрушенные строения и памятники. Отмеченные печатью большого вкуса, памятники большого зодчества хранящие в себе особые традиции мусульманской религии.


Панорама села. При нажатии откроется виртуальный тур.

Крепость-село Кала-Корейш

Доехали до села Кубачи, уточнили у местных дорогу. Стало понятно, что подъехать вплотную к холму, на котором расположено село, не получится. Не та машина и не те условия дороги (скользкая мелкая мокрая трава в колее). Гаджи-Мурат, мой проводник, приободрил на дорогу, посоветовав взять какую-нибудь палку, что бы отгонять собак. Обвешавшись оборудованием, и вооружившись, отправился в путь.

Примерно через полчаса спуска по тропе я встретил собаку. Она вышла из-за поворота, посмотрела на меня и стала рычать. Ощущения были весьма неприятные, особенно в следующий момент, когда я увидел следующие пары ног. Но все обошлось. Следом на лошади передвигался местный житель (к сожалению, не помню его имя). Уточнив у него дорогу, окончательно убедился, что иду в верном направлении. От приглашения в гости пришлось отказаться, т.к. время было в жутком дефиците. Всего же дорога к Кала-Корейш заняла у меня более 1.5 часов в одну сторону. Примерно 2/3 пути я в основном спускался и, лишь подойдя к нужному холму, пришлось подниматься.

Расположенное в Дахадаевском районе республики на высоте более тысячи метров над уровнем моря это поселение считается поистине уникальным местом. По преданию, крепость была основана в VII в. потомками пророка Муххамеда — курейшитами, которые воздвигли ее на вершине труднодоступной горы, стоящей на месте слияния пяти рек. Добраться до села можно только по узкой горной тропе, которая связывает Кала-Корейш с внешним миром. Благодаря такому расположению первые жители могли контролировать торговлю в регионе и заодно распространять свою веру.

1. Мемориал Султанову Омару Алиевичу, жителю села Кала-Корейш, внесшему вклад в его восстановление.

Примерно через полчаса я уже шел среди развалин села. По имеющейся информации в этом селе живет смотритель - Багомед Рамазанов. Никаких его контактов заранее найти не удалось, поэтому надеялся познакомиться на месте. Первой по пути была мечеть.


2. Мечеть села Кала-Корейш.

Решил постучаться. Не зная, какая из дверей ведет в мужскую часть, постучал в обе. Но никто не открыл. Прошел далее к дому смотрителя.


3. Дом смотрителя.

Удивительно, но даже после того, как все жители покинули крепость, здесь остался Багамед Рамазанов — человек, для которого делом всей жизни стало возрождение места, где он родился и вырос. В 2012 г. хранитель крепости совместно с музеем-заповедником «Дагестанский аул» продолжает восстанавливать сохранившиеся здесь достопримечательности и мечтает о том, чтобы в Кала-Корейш снова вернулись жить люди.

Там мне тоже никто не открыл. Осмотревшись, я нашел записку, о том, что смотритель ушел "искать свет" (как потом выяснилось, трансформатор погорел, и он уехал в Махачкалу), а так же, номер телефона. Позвонил, представился, описал ситуацию. После короткого шока удивления Багомед сказал мне, где найти ключ от дома, и где в доме найти ключ от мечети. Поблагодарив его за эту помощь, я взял ключи. Фотографировать жилище внутри в отсутствии хозяина я счел неэтичным. Затем побродил по окрестностям, сделал обычные фотографии.


3. Вид на склон. Руины.


4. Общий вид на село. На заднем плане: мавзолей и здание мечети. Вдалеке - холмы, через которые 1.5-2 часа пешком пробирался фотограф.

По сути, среди всех этих развалин лишь три здания: дом смотрителя, мечеть, мавзолей.


5. Вид на кладбище и мавзолей.


6. Могильная плита на кладбище.


7. Вид на мечеть.

Именно здесь находится древнейшая на территории России мечеть. Построенная в IX в. она разрушена более чем наполовину. Только у самого входа хорошо сохранилась надгробная стела одного из местных правителей, погребенного здесь. В настоящее время 2 резные створки одной из дверей находятся в этнографическом музее «Дагестанский аул», а створки другой двери в Дагестанском объединённом музее.

Побродив по селу, ознакомившись с его географией и отсняв наборы обычных фотографий, я приступил к созданию панорам. За соседним холмом были какие-то странные облака, и я очень опасался за возможную облачность. Снимать приходилось быстро. Когда уже практически все закончил, из-за того холма набежали облака и туман. Пришлось экстренно собираться и идти назад. Перспектива вымокнуть или плутать в тумане мне совсем не нравилась.

Обратная дорога заняла почти 2 часа. Сначала я заблудился в самом селе - не мог найти тропинку-спуск. Обратный путь был тяжел. И я, обутый (да и одетый) совсем не для таких походов, и усталость, и 10-15 килограммов разного барахла на плечах. 2/3 пути это подъем в гору, иногда по очень скользкой тропе. Под конец перерывы на короткий отдых делал уже каждые минут 5-7. К концу моего подъёма наверх видимость (из-за тумана) была не более 7-10 метров. Выглядело забавно. Самое необычное зрелище - это силуэты лошадей (вряд ли диких, скорее всего местных жителей) в этом тумане. Но, пока я доставал камеру, они разбежались. Гаджи-Мурат, был очень рад, что меня более не нужно ждать (и что собаки не съели) и мы поехали назад в Махачкалу. К слову, дорога в одну сторону составляла почти 4 часа.

За весь съемочный день в горах я встретил лишь одного человека (того путника с собакой в сопровождении). После городов милионников это довольно необычно.

Загрузка...