ecosmak.ru

Сценарий вечера: «Русское слово – русское чудо. Сценарий вечера по русскому языку "идиома" Родная речь, родной язык любимый

Звучат позывные вечера. Выходят глашатаи.

1г. Внимание! Внимание!

ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО.

Свободным и чистым тебя пронесем

И внукам дадим и от плена спасем.

Хоровая декламация стихотворения Г. Виеру "РОДНОЙ ЯЗЫК".

Внемлю звукам, с детства милым.

Рад, что мир назвался миром.

И что хлеб зовется хлебом,

Мама - мамой, небо - небом.

Не умолкни речь родная,

Тот язык, что сердцем знаю.

В нежной песне, в слове метком

Так красиво все зовется!

Солнце называют - солнцем,

Птицу - птицей, лето - летом,

И рассвет зовут рассветом.

Вечно здравствуй, РЕЧЬ РОДНАЯ

Тот язык, что сердцем знаю!

В нежной песне, в слове метко

Вед. "Солнце останавливали словом, словом разрушали города".

Вед. История России доказала и справедливость фразы "Словом можно полки за собой повести".

Гаснет свет. Луч прожектора высвечивает юношу, одетого в костюм эпохи Петра Великого.

ЧТЕНИЕ "ПРИКАЗА ПЕТРА I ПЕРЕД ПОЛТАВСКОЙ БИТВОЙ".

ЧТЕЦ: ...Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего. ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ. М. Матусовский:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьезно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, от острых осколков.

ЧТЕЦ: ...Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молодая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку... И вот музей открыли. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова... Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам, вошел в музей и все понял... Первое, что видел каждый входящий, были слова: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ В. ШЕФНЕРА "СЛОВА". РОССИЯДА: стихотворение М. Румянцевой "Баллада о седых".

ПЕСНЯ "Снег седины".

ВЕД.: Слово человеческое! Какая другая сила в мире может сравниться с erо силой". /А. Югов/."

ВЕД.: Недаром мы помним слова В. Маяковского: «СЛОВО - ПОЛКОВОДЕЦ ЧЕЛОВЕЧЬЕЙ СИЛЫ".

ВЕД. "Самое важное в жизни - слово. Из-за них люди шли на костры". /М. Зощенко/.

ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ М.БОРИСОВА "СЛОВО".

Мысль точно корень, прорыла песок,

Соком вскормила чудесный цветок -

Звучное слово.

Свежее, дивно мерцая, оно

Светом эпохи озарено -

Вещее слово.

Робко покинув сердечную глубь,

Бьется оно в берегах наших губ –

Верное слово.

Если же в мире буря и мрак,

С берега светит надежный маяк –

Точное слово.

В хаосе зыбком - вечный творец,

Жизни разумной достойный венец –

Мудрое слово!

РОССИЯДА: Слушая песни, мы убедились в справедливости слов А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».

Рус. Яз.: Да, от века назначение слова - держать землю. А назначение человека - ДЕРЖАТЬ СЛОВО.

РОС: Ну, а кто лучше всех это делает, как не УЧИТЕЛЯ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ!

РУС.Я.: Мы приглашаем вас, дорогие друзья, в гостиную учителей русского языка и литературы.

В ГОСТИНОЙ МО УЧИТЕЛЕЙ - ФИЛОЛОГОВ.

Звучит музыка.

Вступительное слово руководителя Ивановой Г.А.

Исполнение «Гимна филологов», /слова профессора ЧГПИ Маловицкого Л.

1.Это правда, что физики в моде,

но и лирики тоже в чести.

Даже физик, друзья, о катоде

речь с любимой не будет вести.

ПРИПЕВ: Каждый знает, что все на свете

Через слово вторгается в жизнь.

И филолог причастен к той ракете,

Что взметнулась в небесную высь.

2.Мы и старославянский осилим,

зарубежную сможем познать,

Чтоб Жорж Санд не зачислить в мужчины,

и чтоб язык научить уважать.

3.Сохраним мы любовь нашу к слову,

до конца со студенческих лет.

Мы, филологи, вечно готовы

славить наш дорогой факультет.

РАЗГОВОР НА ТЕМУ: «НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ? НАД СОБОЙ СМЕЕТЕСЬ!»

/Смешные случаи на уроках в АСШ - из опыта работы./

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ "КАРНАВАЛ СТИЛИСТИКИ"

ВЕД.: Восточная мудрость гласит: "Не тот , кто оседлал коня лихого, слово оседлал, герой - властитель слова".

ВЕД.: Для вас, властители слова "Русский вальс".

Танцует хореографический коллектив под руководством Кукушкиной С.Г.

Звучит музыка, расстилается ковровая дорожка. Со сцены спускаются участники, одетые в костюмы, подчеркивающие принадлежность к той или иной части речи или выразительному средству языка. Каждый держит щит - изречение о слове, языке... Изречение может быть деталью костюма...

Ведущий комментирует под соответствующую музыку. ПРИМЕРНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ:

В хорошем слове благодать целого дня.

Бранью уважать себя не заставишь.

Слова, умеют сечь и жечь и их положено беречь.

- "Когда слово не бьет, то палка не поможет".

Слова - ступеньки на пути для тех, кто хочет вверх идти.

Лучше бессловная корова, чем болтун, не берегущий слова.

Прекраснейшее слово "ДОРОГОЙ" как много чувств оно вмещает, соперничая с радугой-дугой. /Л. Татьяничева/.

Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первые места я бы поставил слова: ХЛЕБ, ТРУД, НАРОД" /В. Сухомлинский/.

В несметном нашем богатстве слова драгоценные есть: ОТЕЧЕСТВО, ВЕРНОСТЬ, БРАТСТВО. А ЕСТЬ ЕЩЕ СЛОВО ЧЕСТЬ.../А. Яшин/.

Давно в народе сказано,

Как водится в роду,

Худое слово вымолвишь –

И попадешь в беду.

Будь своему слову хозяин.

Слово сказал, так на нем хоть терем клади.

Не расточай слова - вот мой тебе совет.

Выслушивай сперва, потом давай ответ.

ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ - А. ЯШИН "Я ЛЮБЛЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК".

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

«Вечер русского языка»

Тематический вечер: «Я люблю свой родной язык!»

Выполнила: Брыкова Л.Н.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Минеевская ООШ».

Пояснительная записка.

Лингвистический КВН «Я люблю свой родной язык!» является отчётом кружка русского языка о своей работе. Участвовать могут учащиеся 5 – 6 классов.

Подготовка делится на четыре этапа:

1) выбрать название команды и девиз;

2) подготовить приветствие жюри, болельщикам, учителю.

4) выбрать капитана команды.

Лингвистический КВН состоит из таких конкурсов : «Покажи предложение», «Этимологический словарь», «Допиши слог до слова», «Множественное число», «Назови пару», «Скороговорки», «Телеграмма», «Рассказ на одну букву», «Синонимы и антонимы», конкурс капитанов.

Продолжительность КВНа – 30 – 40 минут.

Данный сценарий составлен на основании материала книги «Предметная неделя русского языка в школе» С.В.Водолазькой.

Считаю, что внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Надо понимать необходимость укрепления роли русского языка в усвоении учащимися всех знаний в целом, упрочения его фундоментального значения для общего образования и развития. Со стороны самих школьников тоже растёт живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь. Ведь современному обществу нужны активные, сообразительные, здравомыслящие, находчивые люди, способные к нестандартным решениям, к компромиссам. Учащиеся должны уметь справляться с жизненными проблемами. Это мероприятие должно вызвать у детей интерес к русскому языку, способствовать лучшему усвоению правил. Я выбрала форму проведения - (КВН), т. к. уверена, что в игре лучше запоминается материал урока. КВН – это увлекательное и широко образовательное мероприятие. Готовится КВН заблаговременно и оказывает массовое воздействие на учащихся.

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Задачи:

1. углубить и расширить знания учащихся, полученных на уроках;

2. повысить общую языковую культуру;

3. пробудить интерес к русскому языку как к учебному предмету;

4. привить любовь к великому русскому языку.

Методы: практический, игровой, объяснительно – репродуктивный, частично – поисковый.

Оформление кабинета: плакаты со словами известных писателей о русском языке, компьютерная презентация.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет…

План мероприятия:

Вступительное слово учителя.

Представление команд.

Проведение конкурсов.

Подведение итогов.

Система судейства: библиотекарь, учащиеся старших классов.

До начала КВНа необходимо поставить столы и стулья для участников.

Звучит прекрасная мелодия. Гости проходят по пригласительным билетам, рассаживаются.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды: сборные из 5-6 классов. Им предстоит нелёгкая борьба. Выиграет та команда, которая лучше справится со всеми заданиями.

(Команды приглашаются на сцену).

2. Представление команд, конкурс первый.

В нём команды должны представить следующее:

Своё название;

Девиз;

Песню команды;

Приветствие учителю;

Приветствие жюри;

Приветствие соперникам;

Приветствие болельщикам;

Разминка.

1. Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка).

2. В каких словах по сто согласных? (сто – л, сто – н, сто – г).

3. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).

4. В каком глаголе «нет» слышится сто раз? (сто – нет).

5. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс «ик»: дом- ик).

Конкурс «Покажи предложение».

В каждой команде распределяются роли (члены предложения): один ученик – подлежащее, другой – сказуемое и т.д. Желающие могут быть различными частями речи – прилагательным, наречием, знаками препинания. Каждый ученик должен приготовить небольшую таблицу с названиями частей речи или предложения. На изготовление даётся 30 секунд. Затем необходимо прикрепить табличку к одежде.

Ведущий открывает книгу и читает выбранную оттуда фразу. Обе команды должны «изобразить» это предложение. Выигрывает та команда, которая первая закончила фразу. В этом случае ей присуждается очко. Фраз, как правило, несколько, поэтому у команд есть возможность набрать несколько очков.

В этом конкурсе тренируется память и быстрота реакций, напрямую зависящая от непосредственного знания предмета.

Домашнее задание. Игра «Смешной этимологический словарь».

Ведущий: Дома наши игроки попробовали себя в роли настоящих этимологов и составили маленькие словари из предложенных им слов. Давайте послушаем, что у них получилось.

Первой команде предлагаются слова: астрология, баранка, весельчак, головотяп, джинсы, дурман, жатва, заморыш, курятник, отрасль, пломбир, противень, стенография, четвертовать, этажерка.

Второй команде: бездарь, волнушка, грабли, графин, драп, жаргон, заголовок, изверг, проигрыватель, простынь, саженец, соска, стриж, тысячелистник, хлопоты.

Конкурс «Допиши слог до слова».

Игроки выстраиваются в две линии – друг против друга. Игрок первой команды говорит стоящему напротив сопернику слог; соперник, в свою очередь, должен дополнить слог до слова и сказать слог игроку из первой команды. Затем подобными же слогами и словами обменивается вторая пара игроков, и так дальше по цепочке.

Конкурс – на скорость.

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА РУССКОГО ЯЗЫКА

Великое русское слово...

А.А. Ахматова

Цель: привить детям любовь к языку; повысить их общую языковую культуру; приобщить учащихся к искусству слова; развить художественное восприятие окружающего мира.

Задачи:


  • углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

  • способствовать развитию интереса к родному языку;

  • воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
Оборудование:

  1. плакаты с высказываниями о русском языке;

  2. школьные газеты о русском языке;

  3. аудиозаписи песен;

  1. портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургене­ва, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой;

  2. рисунки учащихся к фразеологизмам

  3. мультимедийное оборудование
    Подготовка:

  1. изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;

  2. выпуск газет о русском языке;

  1. знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;

  1. оформление рисунков к фразеологизмам;

  2. подбор пословиц и поговорок о языке.
Ход вечера:
1-й ведущий. Дорогие учителя и учащиеся! Закончилась неделя пед.наук, посвященная Международному дню родного языка. Мы рады видеть вас на на­шем вечере, посвященном родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не при­дется скучать!

^ 2-й ведущий. А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колы­белью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

^ Звучит песня «С чего начинается Родина?»

Учитель. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.

^ 1-й ведущий. А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведем викто­ рину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний:
Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский .)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь .)

С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский .)

Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький .)

^ 2-й ведущий. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы позна­вать мир и самих себя.

^ На фоне музыки звучат стихи.
Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной...

Но, как родной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне:

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье».

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой.
Ростислав Братунь, украинский поэт:

Язык России я не в школе –

По книге Пушкина узнал.

Поэт свои мечты о воле

Еще мальцу мне завещал.

Храню я эту книгу свято:

По ней отец, простой мужик,

Учил любить родного брата –

Народ Руси, его язык.

Язык России я не в школе –

По книге Пушкина узнал,

Как правды знаменье и воли,

Порыв к тому, о чем мечтал.
А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.
^ 1-й ведущий. О языке народ сложил много пословиц и поговорок.

(Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок со словом язык)

Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

^ Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит.

Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.

Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись.
^ 2-й ведущий. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет -

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»
^ 1-й ведущий. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.

Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с ис пользованием фразеологизмов .

(Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь верст киселя хлебать и др.)

^ Игра с залом. Загадки-складки.

2-й ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.

О них обычно говорят... (водой не разольешь ).
Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь... (медвежью услугу ).

Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова ).

Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут ).

1-й ведущий. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки.

Два актера разыгрывают сценку.

Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

Как живешь? - спрашиваю.


  • Нормально, - отвечает.

  • А с учебой как?

  • Нормально.
-Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

Нормально.

Вот так поговорили!
2-й ведущий. Мы любуемся речью, когда не нужно угадывать ее смысла, когда в ней все понятно. Но всегда ли мы любуемся речью? Послушайте ваших сверстников.

Старший задает вопрос младшему:

Как дела?

У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клёво, да?

А что там лошадь была?

Какая лошадь?

Ну-ка, давай все с начала.

Ну давайте. И чего вы не поняли?! Значит, один фитиль…

Без свечки?

А что это за фитиль?

Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету…

Он на чем подкатил, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета был.

У какого шкета?

Ну, шибздик один. Вы его знаете. Ходит здесь вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, попилил он.

Ну и как, распилил?

Что распилил?

Ну, велик?

Ну этим самым, шнобелем.

Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал. Он варежку-то разинул, вот и дерябнулся.

А почему варежка, он что зимой дерябнулся?

Да нет не было там никакой зимы, там училка была.

Учительница, ты хочешь сказать?

Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но сама-то укатка, что велик гикнулся.

Как гикнулся?

А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?

Понятно!
^ 1-й ведущий. Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.

^ Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль»

(Дейст­вие IV, явление 8. Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.)

П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, которадверь".

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

П р а в д и н. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.
2-й в е д у щ и й. А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей?
^ 1-й ведущий. Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
^ 2-й ведущий. Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

Учитель. Послушайте стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Учитель. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется вспомнить и прочитать прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Звучит Начало 1концерта для фортепиано П.И.Чайковского

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о русском языке, отметить его роль в нашей жизни и тех, кто увлекается русским языком и русской литературой. Сегодня праздник русского языка! Итак, начинаем!

1 ведущий: В те времена славянские народы

В язычестве жестоком пребывали. Ученья правды, веры и свободы Во тьме невежества они не знали.

(Входят учащиеся, исполняющие роли братьев Мефодия и Кирилла)

2 ведущий: Славян святые братья просветили.

Мефодий и Кирилл творили письмена, И азбуку народам подарили, И светом озарили времена.

(Звучит гимн сев. братьям Кириллу и Мефодию)

1 ведущий: Искусно предки книги украшали

Камнями, позолотой и эмалью. И, словно драгоценные венцы. Евангелия старинные сияли. В обителях послушники-писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой.

2 ведущий: Что ж в этих книгах? Тайны мирозданья,

Мефодий Мой брат Кирилл,

Я вспомнил сон твой вещий.

Тебе явилась дева

Чудной красоты.

(Появляется София)

Кирилл : Средь множества красавиц при дворе

Ее я выбрал…

(Берет ее за руку)

Кто ты? Какое имя Бог дал тебе?

София : София – Премудрость Божия.

Так нарекли меня.

А ты служить мне будешь?

Кирилл: Всегда готов я мудрости служить. Так будь же ты царицею над нами.

(Сажает царицу Софию на трон, братья кланяются и становятся по обе стороны трона. Звучит музыка)

София: Прошло уж много лет.

Как дали грамоту славянам.

Но их сердца разумнее ли стали?

Ведь мудрость сердца ценится пред Богом

Дороже знания законов и паук

Кирилл : Царица София! Открыла

Ты мудрость Божию нам.

Небесной красою сияет

Твой дивный лазурный храм.

Уже пролетели столетья,

Вот подданные твои, .(показывает на зрителей в зале)

София : (зрителям)

Теперь поскорее ответьте.

Какими же стали вы?

Умножились Ваши знанья?

И мудрыми стали сердца?

Есть ли в них состраданье

Верность любви до конца?

Учащиеся читают стихи о русском языке

Устная речь

Гаснет устная словесность,

разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса

Сот ни слов, родных и метких.

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях

Ты их выпусти оттуда.

В быт обыденный верни.

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

B.Шефнер

Сценка об омофонах "Несуразные вещи" . (Показывается во время подготовки команд).

– Здравствуй!

– Привет!

– Что это ты несешь?

– Несу разные вещи.

– Несуразные? Почему они несуразные-то?

– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные. Понял? Вот несу мел…

– Что не сумел?

– Отстань.

– Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?

– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

– Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится значит.

– Вот оно что…

– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

– Тамарка?

– И ничего, симпатичная?

– Красивая! Зеленая такая.

– То есть как?

– Зеленого цвета.

– Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

– У кого волосы?

– Да у Тамарки-то.

– Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…

– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

– Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

– Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

– А ну тебя…

– Да! Стой, стой!

– Ну, что еще?

– Привет передавай.

– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство.

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю; «Век. От века Вековать

Век доживать. Бог сыну не дал веку

Век заедать, иск заживать чужой.. »

В словах звучат укор, и гне, и совесть….

Нет, не словарь лежит передо мной.

А древняя рассыпанная повесть.

С ЯМаршак

Мужество

Мы знаем. что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова, –

И мы сохранил; тебя, русская речь,

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесем,

И звукам дадим, и от плена спасем,

А. А. Ахматова

РУССКИЙ ЯЗЫК

(Стихотворение в прозе)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Мог ли предположить Тургенев, что в начале XXI века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как гово­рит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Оне­гин»?

(Сценка в исполнении ученика и ученицы.)

– Димка, ну че, прочитал?

– Прочитал.

– Прикольно или стремно?

– Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану.
Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на пар­нишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину
не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать со­бой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

– Вот лох!

– А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

– Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бе­га… Короче.., А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от языка.

– Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Алексан­дра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты, о мой читатель

Друг, недруг, я хочу с гобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных.

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов.

Живых картин, иль острых слов.

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог. чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты.

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

1 –й ведущий . Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Алек­сандр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов>>.А в доказательство того, что не все потеряно, звучат стихи наших учеников, написанные на русском языке (учащиеся читают свои стихотворения)

Игра со зрителями

Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает ведущий, нужно подобрать синонимы -фразеологические обороты. Кот наплакал — с гулькин нос, с мизинец, капая в море негусто, всего ничего, по пальцам пересчитать, раз два и обчёлся

Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта в мгновение ока. раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг — сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мгновению волшебной палочки, по щучье.»} велению.

Видимо - невидимо – тьма-тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавлял-:, пруд -пруди. как собак нерезаных, конца края нет.

Кто быстрее?

Назвать устойчивые выражения, в которых встречаются слова

Голова – морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.. человек с головой

Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там, ног под собой не чувствовать.

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос – задирать нос, повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру.

ведущий Века прошли с тех давних пор.

Как грамота дана славянам.

И, поборов невежества позор.

Они равны всем просвещенным странам.

Кто ж людям истину открыл?

Святой Мефодий и святой Кирилл!

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.

Наш дар бессмертный – речь.

Загрузка...