Сценарий вечера: «Русское слово – русское чудо. Сценарий вечера по русскому языку "идиома" Родная речь, родной язык любимый
Звучат позывные вечера. Выходят глашатаи.
1г. Внимание! Внимание!
ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим и от плена спасем.
Хоровая декламация стихотворения Г. Виеру "РОДНОЙ ЯЗЫК".
Внемлю звукам, с детства милым.
Рад, что мир назвался миром.
И что хлеб зовется хлебом,
Мама - мамой, небо - небом.
Не умолкни речь родная,
Тот язык, что сердцем знаю.
В нежной песне, в слове метком
Так красиво все зовется!
Солнце называют - солнцем,
Птицу - птицей, лето - летом,
И рассвет зовут рассветом.
Вечно здравствуй, РЕЧЬ РОДНАЯ
Тот язык, что сердцем знаю!
В нежной песне, в слове метко
Вед. "Солнце останавливали словом, словом разрушали города".
Вед. История России доказала и справедливость фразы "Словом можно полки за собой повести".
Гаснет свет. Луч прожектора высвечивает юношу, одетого в костюм эпохи Петра Великого.
ЧТЕНИЕ "ПРИКАЗА ПЕТРА I ПЕРЕД ПОЛТАВСКОЙ БИТВОЙ".
ЧТЕЦ: ...Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего. ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ. М. Матусовский:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьезно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, от острых осколков.
ЧТЕЦ: ...Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молодая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку... И вот музей открыли. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова... Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам, вошел в музей и все понял... Первое, что видел каждый входящий, были слова: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ В. ШЕФНЕРА "СЛОВА". РОССИЯДА: стихотворение М. Румянцевой "Баллада о седых".
ПЕСНЯ "Снег седины".
ВЕД.: Слово человеческое! Какая другая сила в мире может сравниться с erо силой". /А. Югов/."
ВЕД.: Недаром мы помним слова В. Маяковского: «СЛОВО - ПОЛКОВОДЕЦ ЧЕЛОВЕЧЬЕЙ СИЛЫ".
ВЕД. "Самое важное в жизни - слово. Из-за них люди шли на костры". /М. Зощенко/.
ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ М.БОРИСОВА "СЛОВО".
Мысль точно корень, прорыла песок,
Соком вскормила чудесный цветок -
Звучное слово.
Свежее, дивно мерцая, оно
Светом эпохи озарено -
Вещее слово.
Робко покинув сердечную глубь,
Бьется оно в берегах наших губ –
Верное слово.
Если же в мире буря и мрак,
С берега светит надежный маяк –
Точное слово.
В хаосе зыбком - вечный творец,
Жизни разумной достойный венец –
Мудрое слово!
РОССИЯДА: Слушая песни, мы убедились в справедливости слов А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».
Рус. Яз.: Да, от века назначение слова - держать землю. А назначение человека - ДЕРЖАТЬ СЛОВО.
РОС: Ну, а кто лучше всех это делает, как не УЧИТЕЛЯ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ!
РУС.Я.: Мы приглашаем вас, дорогие друзья, в гостиную учителей русского языка и литературы.
В ГОСТИНОЙ МО УЧИТЕЛЕЙ - ФИЛОЛОГОВ.
Звучит музыка.
Вступительное слово руководителя Ивановой Г.А.
Исполнение «Гимна филологов», /слова профессора ЧГПИ Маловицкого Л.
1.Это правда, что физики в моде,
но и лирики тоже в чести.
Даже физик, друзья, о катоде
речь с любимой не будет вести.
ПРИПЕВ: Каждый знает, что все на свете
Через слово вторгается в жизнь.
И филолог причастен к той ракете,
Что взметнулась в небесную высь.
2.Мы и старославянский осилим,
зарубежную сможем познать,
Чтоб Жорж Санд не зачислить в мужчины,
и чтоб язык научить уважать.
3.Сохраним мы любовь нашу к слову,
до конца со студенческих лет.
Мы, филологи, вечно готовы
славить наш дорогой факультет.
РАЗГОВОР НА ТЕМУ: «НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ? НАД СОБОЙ СМЕЕТЕСЬ!»
/Смешные случаи на уроках в АСШ - из опыта работы./
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ "КАРНАВАЛ СТИЛИСТИКИ"
ВЕД.: Восточная мудрость гласит: "Не тот , кто оседлал коня лихого, слово оседлал, герой - властитель слова".
ВЕД.: Для вас, властители слова "Русский вальс".
Танцует хореографический коллектив под руководством Кукушкиной С.Г.
Звучит музыка, расстилается ковровая дорожка. Со сцены спускаются участники, одетые в костюмы, подчеркивающие принадлежность к той или иной части речи или выразительному средству языка. Каждый держит щит - изречение о слове, языке... Изречение может быть деталью костюма...
Ведущий комментирует под соответствующую музыку. ПРИМЕРНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ:
В хорошем слове благодать целого дня.
Бранью уважать себя не заставишь.
Слова, умеют сечь и жечь и их положено беречь.
- "Когда слово не бьет, то палка не поможет".
Слова - ступеньки на пути для тех, кто хочет вверх идти.
Лучше бессловная корова, чем болтун, не берегущий слова.
Прекраснейшее слово "ДОРОГОЙ" как много чувств оно вмещает, соперничая с радугой-дугой. /Л. Татьяничева/.
Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первые места я бы поставил слова: ХЛЕБ, ТРУД, НАРОД" /В. Сухомлинский/.
В несметном нашем богатстве слова драгоценные есть: ОТЕЧЕСТВО, ВЕРНОСТЬ, БРАТСТВО. А ЕСТЬ ЕЩЕ СЛОВО ЧЕСТЬ.../А. Яшин/.
Давно в народе сказано,
Как водится в роду,
Худое слово вымолвишь –
И попадешь в беду.
Будь своему слову хозяин.
Слово сказал, так на нем хоть терем клади.
Не расточай слова - вот мой тебе совет.
Выслушивай сперва, потом давай ответ.
ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ - А. ЯШИН "Я ЛЮБЛЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК".
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
«Вечер русского языка»
Тематический вечер: «Я люблю свой родной язык!»
Выполнила: Брыкова Л.Н.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Минеевская ООШ».
Пояснительная записка.
Лингвистический КВН «Я люблю свой родной язык!» является отчётом кружка русского языка о своей работе. Участвовать могут учащиеся 5 – 6 классов.
Подготовка делится на четыре этапа:
1) выбрать название команды и девиз;
2) подготовить приветствие жюри, болельщикам, учителю.
4) выбрать капитана команды.
Лингвистический КВН состоит из таких конкурсов : «Покажи предложение», «Этимологический словарь», «Допиши слог до слова», «Множественное число», «Назови пару», «Скороговорки», «Телеграмма», «Рассказ на одну букву», «Синонимы и антонимы», конкурс капитанов.
Продолжительность КВНа – 30 – 40 минут.
Данный сценарий составлен на основании материала книги «Предметная неделя русского языка в школе» С.В.Водолазькой.
Считаю, что внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Надо понимать необходимость укрепления роли русского языка в усвоении учащимися всех знаний в целом, упрочения его фундоментального значения для общего образования и развития. Со стороны самих школьников тоже растёт живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь. Ведь современному обществу нужны активные, сообразительные, здравомыслящие, находчивые люди, способные к нестандартным решениям, к компромиссам. Учащиеся должны уметь справляться с жизненными проблемами. Это мероприятие должно вызвать у детей интерес к русскому языку, способствовать лучшему усвоению правил. Я выбрала форму проведения - (КВН), т. к. уверена, что в игре лучше запоминается материал урока. КВН – это увлекательное и широко образовательное мероприятие. Готовится КВН заблаговременно и оказывает массовое воздействие на учащихся.
Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Задачи:
1. углубить и расширить знания учащихся, полученных на уроках;
2. повысить общую языковую культуру;
3. пробудить интерес к русскому языку как к учебному предмету;
4. привить любовь к великому русскому языку.
Методы: практический, игровой, объяснительно – репродуктивный, частично – поисковый.
Оформление кабинета: плакаты со словами известных писателей о русском языке, компьютерная презентация.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет…
План мероприятия:
Вступительное слово учителя.
Представление команд.
Проведение конкурсов.
Подведение итогов.
Система судейства: библиотекарь, учащиеся старших классов.
До начала КВНа необходимо поставить столы и стулья для участников.
Звучит прекрасная мелодия. Гости проходят по пригласительным билетам, рассаживаются.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды: сборные из 5-6 классов. Им предстоит нелёгкая борьба. Выиграет та команда, которая лучше справится со всеми заданиями.
(Команды приглашаются на сцену).
2. Представление команд, конкурс первый.
В нём команды должны представить следующее:
Своё название;
Девиз;
Песню команды;
Приветствие учителю;
Приветствие жюри;
Приветствие соперникам;
Приветствие болельщикам;
Разминка.
1. Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка).
2. В каких словах по сто согласных? (сто – л, сто – н, сто – г).
3. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).
4. В каком глаголе «нет» слышится сто раз? (сто – нет).
5. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс «ик»: дом- ик).
Конкурс «Покажи предложение».
В каждой команде распределяются роли (члены предложения): один ученик – подлежащее, другой – сказуемое и т.д. Желающие могут быть различными частями речи – прилагательным, наречием, знаками препинания. Каждый ученик должен приготовить небольшую таблицу с названиями частей речи или предложения. На изготовление даётся 30 секунд. Затем необходимо прикрепить табличку к одежде.
Ведущий открывает книгу и читает выбранную оттуда фразу. Обе команды должны «изобразить» это предложение. Выигрывает та команда, которая первая закончила фразу. В этом случае ей присуждается очко. Фраз, как правило, несколько, поэтому у команд есть возможность набрать несколько очков.
В этом конкурсе тренируется память и быстрота реакций, напрямую зависящая от непосредственного знания предмета.
Домашнее задание. Игра «Смешной этимологический словарь».
Ведущий: Дома наши игроки попробовали себя в роли настоящих этимологов и составили маленькие словари из предложенных им слов. Давайте послушаем, что у них получилось.
Первой команде предлагаются слова: астрология, баранка, весельчак, головотяп, джинсы, дурман, жатва, заморыш, курятник, отрасль, пломбир, противень, стенография, четвертовать, этажерка.
Второй команде: бездарь, волнушка, грабли, графин, драп, жаргон, заголовок, изверг, проигрыватель, простынь, саженец, соска, стриж, тысячелистник, хлопоты.
Конкурс «Допиши слог до слова».
Игроки выстраиваются в две линии – друг против друга. Игрок первой команды говорит стоящему напротив сопернику слог; соперник, в свою очередь, должен дополнить слог до слова и сказать слог игроку из первой команды. Затем подобными же слогами и словами обменивается вторая пара игроков, и так дальше по цепочке.
Конкурс – на скорость.
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА РУССКОГО ЯЗЫКАВеликое русское слово...
А.А. Ахматова
Цель: привить детям любовь к языку; повысить их общую языковую культуру; приобщить учащихся к искусству слова; развить художественное восприятие окружающего мира.
Задачи:
углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;
способствовать развитию интереса к родному языку;
воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
плакаты с высказываниями о русском языке;
школьные газеты о русском языке;
аудиозаписи песен;
портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой;
рисунки учащихся к фразеологизмам
мультимедийное оборудование
Подготовка:
изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;
выпуск газет о русском языке;
знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;
оформление рисунков к фразеологизмам;
подбор пословиц и поговорок о языке.
1-й ведущий. Дорогие учителя и учащиеся! Закончилась неделя пед.наук, посвященная Международному дню родного языка. Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!
^ 2-й ведущий. А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
^ Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Учитель. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.
^
1-й ведущий.
А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведем викто
рину на лучшего знатока высказываний о русском языке.
Назовите авторов следующих высказываний:
Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский
.)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь .)
С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский .)
Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький .)
^ 2-й ведущий. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя.
^
На фоне музыки звучат стихи.
Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной...
Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье».
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
Ростислав Братунь, украинский поэт:
Язык России я не в школе –
По книге Пушкина узнал.
Поэт свои мечты о воле
Еще мальцу мне завещал.
Храню я эту книгу свято:
По ней отец, простой мужик,
Учил любить родного брата –
Народ Руси, его язык.
Язык России я не в школе –
По книге Пушкина узнал,
Как правды знаменье и воли,
Порыв к тому, о чем мечтал.
А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер:
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
^
1-й ведущий.
О языке народ сложил много пословиц и поговорок.
(Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок со словом язык)
Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
^ Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит.
Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.
Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись.
^
2-й ведущий.
О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки сухие всегда!
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идет -
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
«Не дело, мол, воду носить решетом!»
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»
^
1-й ведущий.
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.
Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с ис пользованием фразеологизмов .
(Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь верст киселя хлебать и др.)
^ Игра с залом. Загадки-складки.
2-й ведущий.
Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.
О них обычно говорят... (водой не разольешь
).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь... (медвежью услугу ).
Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова ).
Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут ).
1-й ведущий. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки.
Два актера разыгрывают сценку.
Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.
Как живешь? - спрашиваю.
Нормально, - отвечает.
А с учебой как?
Нормально.
Нормально.
Вот так поговорили!
2-й ведущий.
Мы любуемся речью, когда не нужно угадывать ее смысла, когда в ней все понятно. Но всегда ли мы любуемся речью? Послушайте ваших сверстников.
Старший задает вопрос младшему:
Как дела?
У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клёво, да?
А что там лошадь была?
Какая лошадь?
Ну-ка, давай все с начала.
Ну давайте. И чего вы не поняли?! Значит, один фитиль…
Без свечки?
А что это за фитиль?
Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету…
Он на чем подкатил, на велосипеде?
Да нет, велосипед у шкета был.
У какого шкета?
Ну, шибздик один. Вы его знаете. Ходит здесь вот с таким шнобелем.
С кем, с кем?
Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.
У него что, чесалось что-нибудь?
Да нет, попилил он.
Ну и как, распилил?
Что распилил?
Ну, велик?
Ну этим самым, шнобелем.
Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал. Он варежку-то разинул, вот и дерябнулся.
А почему варежка, он что зимой дерябнулся?
Да нет не было там никакой зимы, там училка была.
Учительница, ты хочешь сказать?
Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но сама-то укатка, что велик гикнулся.
Как гикнулся?
А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?
Понятно!
^
1-й ведущий.
Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.
^ Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль»
(Действие IV, явление 8. Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.)
П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, которадверь".
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
П р а в д и н. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан.
И ведомо.
2-й в е д у щ и й.
А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей?
^
1-й ведущий.
Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
^
2-й ведущий.
Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
Учитель. Послушайте стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Учитель. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется вспомнить и прочитать прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Звучит Начало 1концерта для фортепиано П.И.Чайковского
Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о русском языке, отметить его роль в нашей жизни и тех, кто увлекается русским языком и русской литературой. Сегодня праздник русского языка! Итак, начинаем!
1 ведущий: В те времена славянские народы
В язычестве жестоком пребывали. Ученья правды, веры и свободы Во тьме невежества они не знали.
(Входят учащиеся, исполняющие роли братьев Мефодия и Кирилла)
2 ведущий: Славян святые братья просветили.
Мефодий и Кирилл творили письмена, И азбуку народам подарили, И светом озарили времена.
(Звучит гимн сев. братьям Кириллу и Мефодию)
1 ведущий: Искусно предки книги украшали
Камнями, позолотой и эмалью. И, словно драгоценные венцы. Евангелия старинные сияли. В обителях послушники-писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой.
2 ведущий: Что ж в этих книгах? Тайны мирозданья,
Мефодий Мой брат Кирилл,
Я вспомнил сон твой вещий.
Тебе явилась дева
Чудной красоты.
(Появляется София)
Кирилл : Средь множества красавиц при дворе
Ее я выбрал…
(Берет ее за руку)
Кто ты? Какое имя Бог дал тебе?
София : София – Премудрость Божия.
Так нарекли меня.
А ты служить мне будешь?
Кирилл: Всегда готов я мудрости служить. Так будь же ты царицею над нами.
(Сажает царицу Софию на трон, братья кланяются и становятся по обе стороны трона. Звучит музыка)
София: Прошло уж много лет.
Как дали грамоту славянам.
Но их сердца разумнее ли стали?
Ведь мудрость сердца ценится пред Богом
Дороже знания законов и паук
Кирилл : Царица София! Открыла
Ты мудрость Божию нам.
Небесной красою сияет
Твой дивный лазурный храм.
Уже пролетели столетья,
Вот подданные твои, .(показывает на зрителей в зале)
София : (зрителям)
Теперь поскорее ответьте.
Какими же стали вы?
Умножились Ваши знанья?
И мудрыми стали сердца?
Есть ли в них состраданье
Верность любви до конца?
Учащиеся читают стихи о русском языке
Устная речь
Гаснет устная словесность,
разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса
Сот ни слов, родных и метких.
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях
Ты их выпусти оттуда.
В быт обыденный верни.
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
B.Шефнер
Сценка об омофонах "Несуразные вещи" . (Показывается во время подготовки команд).
– Здравствуй!
– Привет!
– Что это ты несешь?
– Несу разные вещи.
– Несуразные? Почему они несуразные-то?
– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные. Понял? Вот несу мел…
– Что не сумел?
– Отстань.
– Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?
– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
– Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?
– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится значит.
– Вот оно что…
– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
– Тамарка?
– И ничего, симпатичная?
– Красивая! Зеленая такая.
– То есть как?
– Зеленого цвета.
– Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
– У кого волосы?
– Да у Тамарки-то.
– Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…
– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
– Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.
– Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
– А ну тебя…
– Да! Стой, стой!
– Ну, что еще?
– Привет передавай.
– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство.
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю; «Век. От века Вековать
Век доживать. Бог сыну не дал веку
Век заедать, иск заживать чужой.. »
В словах звучат укор, и гне, и совесть….
Нет, не словарь лежит передо мной.
А древняя рассыпанная повесть.
С ЯМаршак
Мужество
Мы знаем. что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь.
Не горько остаться без крова, –
И мы сохранил; тебя, русская речь,
Великое русское слово
Свободным и чистым тебя пронесем,
И звукам дадим, и от плена спасем,
А. А. Ахматова
РУССКИЙ ЯЗЫК
(Стихотворение в прозе)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Мог ли предположить Тургенев, что в начале XXI века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин»?
(Сценка в исполнении ученика и ученицы.)
– Димка, ну че, прочитал?
– Прочитал.
– Прикольно или стремно?
– Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану.
Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину
не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».
– Вот лох!
– А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
– Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега… Короче.., А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от языка.
– Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Александра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:
Кто б ни был ты, о мой читатель
Друг, недруг, я хочу с гобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах безбрежных.
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов.
Живых картин, иль острых слов.
Иль грамматических ошибок,
Дай Бог. чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты.
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя б крупицу мог найти,
За сим расстанемся, прости!
1 –й ведущий . Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов>>.А в доказательство того, что не все потеряно, звучат стихи наших учеников, написанные на русском языке (учащиеся читают свои стихотворения)
Игра со зрителями
Подбери синонимы
К фразеологизмам, которые читает ведущий, нужно подобрать синонимы -фразеологические обороты. Кот наплакал — с гулькин нос, с мизинец, капая в море негусто, всего ничего, по пальцам пересчитать, раз – два и обчёлся
Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта в мгновение ока. раз-два и готово, не успеешь моргнуть.
В тот же миг — сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мгновению волшебной палочки, по щучье.»} велению.
Видимо - невидимо – тьма-тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавлял-:, пруд -пруди. как собак нерезаных, конца края нет.
Кто быстрее?
Назвать устойчивые выражения, в которых встречаются слова
Голова – морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.. человек с головой
Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там, ног под собой не чувствовать.
Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…
Нос – задирать нос, повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру.
ведущий Века прошли с тех давних пор.
Как грамота дана славянам.
И, поборов невежества позор.
Они равны всем просвещенным странам.
Кто ж людям истину открыл?
Святой Мефодий и святой Кирилл!
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.
Наш дар бессмертный – речь.