ecosmak.ru

Артиллерия первой мировой. Трёхдюймовочка

Самый масштабный исторический проект в Калининградской области - так окрестили открывшуюся сегодня в Калининградском областном историко-художественном музее трехмерную панораму «Кенигсберг-45. Последний штурм».

Авторы проекта - участники питерской команды «Невский баталист» - воссоздали один из эпизодов штурма Кенигсберга в апреле 1945 года. На торжественном открытии экспозиции побывали представители областных властей и ветераны Великой Отечественной войны, среди которых были и участники битвы.


На церемонии присутствовал и врио губернатора области Антон Алиханов: по его словам, сложно переоценить важность столь масштабного исторического проекта для области и Калининграда в ситуации, когда в соседних государствах «забывают» о подвиге советских солдат, которые ценой своих жизней «завоевали для них независимость».

В эти дни, когда, к сожалению, память некоторых мутнеет, наша задача - никогда не забывать того подвига, рассказывать и показывать правду о том, что происходило в те годы, цитирует Алиханова ТАСС .

По словам врио главы региона, взятие фашистской цитадели в Восточной Пруссии - одна из героических и тяжелых страниц истории Великой Отечественной войны.

Кровь советских солдат и офицеров, которая пропитала эту землю, сделала эту землю нашей. Мы безмерно вам благодарны за ваш подвиг, за ваш героизм и уверенность в своих силах, своей правоте, спасибо вам за победу, обратился Алиханов к ветеранам.


Трехмерная панорама позволяет зрителям погрузиться в события благодаря двухуровневой системе. Комплекс совмещает широкоформатное изображение местности, пейзаж с круговым обзором и предметный план с оригиналами, муляжами и макетами предметов, связанных с историей штурма, фигурами солдат Красной Армии и вермахта в натуральную величину. Экспозиция дополняется звуковыми и световыми эффектами, усиливающими ощущение присутствия.

На счету «Невского баталиста» - несколько трехмерных историко-художественных панорам, посвященных Великой Отечественной войне: «Прорыв», «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев», «Битва за Москву. Бородино, 1941», «Москва, сорок первый. Контрнаступление», «Десант на Шумшу. Последний остров войны» и «Штурм Котонского укрепрайона. Освобождение Южного Сахалина».

В Калининградском историко-художественном музее открылась трёхмерная панорама «Кёнигсберг-45. Последний штурм». Изготовленная мастерами питерской команды «Невский баталист» при поддержке музея и правительства области, экспозиция показывает решающий момент боевых действий в центре Кёнигсберга в апреле 1945 года. На открытии панорамы вместе с участниками штурма побывали корреспонденты «Нового Калининграда.Ru».

Представить себе масштаб и впечатление от панорамы, не попав внутрь «зала в зале» - одно из помещений музея на втором этаже было почти полностью перестроено, - невозможно. Тем более, что в экспозиции историко-художественного музея одна подобная панорама уже была, и вызывала она довольно печальные чувства. За стеклом стоял деревянный макет танка, у якобы подножия лестницы кёнигсбергской биржи на берегу Прегеля лежал труп фашиста, остальное было нарисовано на стене.

Новая панорама, изготовленная мастерами группы исторической реконструкции «Невский баталист» - нечто совершенно иное. Хоть и построена прямо напротив старой панорамы. Но теперь посетители смотрят не на экспозицию - они оказываются внутри, отчего создаётся сильный эффект присутствия. Добавляют реалистичности предоставленные музеем экспонаты, настоящие уличные таблички, а также возможность потрогать часть панорамы руками. Всё сделано с умом: наиболее ценные объекты расположены так, что дотянуться до них нельзя. А обломки кирпичей, испещренные пулями стены и брусчатка - пожалуйста, трогай сколько хочешь.

Экспозиция - это два зала, осматривать их можно в любой последовательности. Один представляет собой макет подвала дома, судя по всему - где-то на Кнайпхофе. Полуобрушившийся потолок, всякая рухлядь, фашистский орёл в углу и ящики с чем-то, похожим на янтарь - лёгкая аллюзия на тему пропавшей при штурме Янтарной комнаты. Через дыру в стене целится в атакующих бойцов Красной армии из пулемёта немец, другой подаёт патроны, а в глубине подвала, рядом с пробитыми бочками из-под рейнского вина, осознаёт неизбежный конец старик-боец фольксштурма.


















Второй зал - улица Кёнигсберга. Фахверковый дом, какие-то руины, брошенный фашистами шестиствольный миномёт, трупы немцев и только что форсировавшие Прегель красноармейцы. Один из них (в эту работу явно была вложена масса сил и времени) - седой, почти старик, в видавшей виды телогрейке с отмеченным красной тканью местом ранения. Именно так, по словам руководителя «Невского баталиста» Дмитрия Поштаренко, поступали опытные бойцы в реальности семь десятков лет назад. «Очень непросто создать ощущение, что солдат проходил в одной и той же гимнастёрке три года», - говорит Поштаренко.

В центре зала реальный герой: младший сержант Антон Саламаха готовится бросить во вражескую амбразуру гранату. 25-летний Саламаха во время штурма забросал укрепление фашистов гранатами, ворвался в здание, уничтожил несколько солдат и ещё дюжину взял в плен. Он стал одним из 216 красноармейцев, получивших за штурм Кёнигсберга звание Героя Советского Союза.

Среди почётных гостей церемонии открытия панорамы - тот, кто штурмовал город-крепость вместе с Антоном Саламахой, разведчик-артиллерист Иван Тихонов. Сегодня ему 92 года, однако держится он вполне бодро и рассказывает о событиях апреля 1945 года так, будто они были совсем недавно. «До Прегеля передвигались на танках, а затем нашли лестницы, сколотили досками, закрыли пробоины на мосту и перебежали на другой берег, - вспоминает он. - Вечером 9 апреля страна салютовала в честь взятия Кёнигсберга таким же залпом, которым позднее отмечали взятие Берлина. За 4 дня мы сокрушили такую неприступную крепость!»

Немцы, несмотря на масштабные разрушения в ходе бомбардировок британской авиацией, рассчитывали продержаться многим дольше. В зале панорамы, показывающем полуразрушенный подвал, на стене надпись: «Слабая русская крепость Севастополь держалась 250 дней, а Кёнигсберг не будет сдан никогда». Героизм советских солдат оказался неожиданным даже для терпевших к тому моменту поражение за поражением гитлеровских войск.

«Может, и я там бегу», - усмехается Иван Тихонов, когда юнармецы и врио губернатора Антон Алиханов подводят его к панораме форсирования Прегеля. Алиханов проходит вместе с ветераном под камеры телеканалов даже не один, а два круга по панораме и выходит под написанным белой краской на кирпичной стене по-немецки отчаянным лозунгом «Победа или Сибирь?» Мероприятие приобретает политический контекст в свете грядущих выборов.











По словам врио губернатора, создателям панорамы удалось добиться «стопроцентной реалистичности», в том числе благодаря возможности потрогать экспозицию руками, которая предоставлена посетителям. Алиханов настаивает: школьникам региона необходимо предоставить возможность бесплатно осматривать творение «Невского баталиста», и в ближайшее время минобр займётся организацией экскурсий совместно со школами.

Не обходится временный губернатор и без шпильки в адрес сопредельных государств, с которыми у Российской Федерации сейчас происходит затяжной конфликт, связанный в том числе с темой Великой Отечественной (для нас) и Второй Мировой (для них) войны. «Соседние страны, для которых мы завоевали право жить, пытаются об этом подвиге забыть. В эти дни, когда память у некоторых мутнеет, наша задача - напомнить о подвиге», - говорит Антон Алиханов.

Журналисты, депутаты, юнармейцы разбредаются по залу - оценивают, трогают, впечатлённо качают головами. Через окно на лестнице видно, как любитель истории родного края, глава горсовета Калининграда Андрей Кропоткин осматривает другую трёхмерную панораму - раскопки фундаментов уничтоженных зданий Кёнигсберга на месте будущей стройки очередного жилого комплекса на берегу Нижнего озера.

Искорёженные тротуарные плиты и перекошенная брусчатка на площадке перед зданием историко-художественного музея дополняют и без того сильный эффект присутствия в зоне боевых действий. Панорама открыта для посещения с 10 до 18 часов каждый день, кроме понедельника.

Текст - Алексей Милованов, фото - Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

Несколько часов назад в Калининградском областном историко-художественном музее открылась необычная выставка. Трёхмерная панорама «Кёнигсберг — 45. Последний штурм» посвящена взятию столицы Восточной Пруссии, нынешнего Калининграда. Авторы, команда энтузиастов из Санкт-Петербурга, воссоздали картину реальных боёв. Все макеты и фигуры солдат сделаны в натуральную величину, внутри можно не только увидеть экспонаты, но и почувствовать свою причастность к событиям.

Так выглядели улицы Кёнигсберга в апреле 45-го. В зале изображена застывшая секунда одного из боёв за город. Трёхмерную картину дополняют звуковые и световые эффекты.


Дмитрий Поштаренко, автор трёхмерной панорамы «Кёнигсберг — 45. Последний штурм»:
— Почему они трёхмерные? Не потому что они в компьютере сделаны. А тут всё руками художников. Война вокруг нас. И мы переносимся именно в то мгновение.

Для команды Дмитрия Поштаренко, это уже десятая диорама. Подобную экспозицию «Битва за Берлин» в Москве посетили сотни тысяч человек. Над 3D выставкой в Калининграде работали два с половиной месяца. На открытие пригласили ветеранов. Иван Дмитриевич Тихонов сам участвовал в штурме Кёнигсберга.

Иван Тихонов, ветеран Великой Отечественной войны:
— Много панорам смотрел. В Москве вот тоже. И, представьте себе, мне понравилось, если между нами говоря, даже лучше, чем некоторые. Наши ребята научились делать панорамы. И не в одном помещении, а в нескольких помещениях, и так все правдиво.

Макеты орудий сделаны в натуральную величину, это немецкий реактивный миномёт. У выставки есть даже свои герои, как конкретные личности, так и собирательные образы бойцов Красной Армии.

Алексей Анкудинов, корреспондент:
— Фигуры некоторых солдат имеют портретное сходство . К примеру, это — Антон Михайлович Саламаха, герой Советского Союза. 8 апреля 45-го он забросал гранатами укреплённое здание, в котором находились немцы. Затем ворвался внутрь, уничтожил несколько гитлеровцев, ещё 12 фашистов взял в плен.

Панораму создавали, используя подлинные фотографии и документы. Кое-где можно увидеть ещё немецкие кирпичи, переданные археологами с раскопок.

Антон Алиханов, глава Калининградской области:
— Для нас очень важно, вы знаете, не просто вспоминать это на какие-то праздники: 9 апреля или 9 мая. А помнить об этом все время и напоминать молодому поколению об этом подвиге, какой ценой была завоевана эта земля и этот город.

До начала учебного года региональные власти планируют показать панораму калининградским школьникам. Для них сюда организуют специальные экскурсии.

Алексей Анкудинов. Евгения Чирочкина. Станислав Бердников. Игорь Фоминов.

К 1914 году в большинстве армий предполагалось, что грядущая война будет носить скоротечный характер. Соответственно, характер будущей войны квалифицировался как маневренный, и артиллерия воюющих армий, прежде всего, должна была обладать таким качеством, как тактическая подвижность. В маневренном бою основная цель артиллерии – живая сила противника, в то время как серьезные укрепленные позиции отсутствуют. Именно поэтому ядро полевой артиллерии было представлено легкими полевыми пушками 75-77-мм калибра. А главный боеприпас - шрапнель. Считали, что полевая пушка с ее значительной, как у французов, так и, особенно, у русских, начальной скоростью снаряда, выполнит все задачи, возлагавшиеся на артиллерию в полевом бою.

Французская 75-мм пушка. Фото: Pataj S. Artyleria ladowa 1881-1970. W-wa, 1975.

В условиях скоротечной маневренной войны французская 75-мм пушка образца 1897 г. по своим тактико-техническим характеристикам занимала первое место. Хотя начальная скорость ее снаряда и уступала русской трехдюймовке, но это компенсировалось более выгодным снарядом, экономнее расходовавшим свою скорость в полете. Кроме того, орудие обладало большей устойчивостью (то есть несбиваемостью наводки) после выстрела, а следовательно, и скорострельностью. Устройство лафета французской пушки позволяло ей автоматически вести боковой горизонтальный обстрел, что с дистанции 2,5-3 тысяч метров давало возможность в течение какой-нибудь минуты обстрелять 400-500-метровый фронт.

Для русской трехдюймовки то же самое было возможно лишь путем пяти-шести поворотов всей батареи с затратой не менее пяти минут времени. Зато при фланговом обстреле, в какие-нибудь полторы минуты русская легкая батарея, ведя огонь шрапнелью, накрывала своим огнем площадь глубиной до 800 м и шириной более 100 м.

Русская 76-мм полевая пушка на позиции

В борьбе на уничтожение живой силы французской и русской полевым пушкам равных не было.
В итоге 32-батальонный русский армейский корпус был оснащен 108 орудиями – в том числе 96 полевых 76-мм (трехдюймовых) пушек и 12 легких 122-мм (48-линейных) гаубиц. Тяжелой артиллерии в корпусах не было. Правда, перед войной появилась тенденция к созданию тяжелой полевой артиллерии, но тяжелые полевые трехбатарейные дивизионы (2 батареи 152-мм (шестидюймовых) гаубиц и одна - 107-мм (42-линейных) пушек) существовали как бы в виде исключения и органической связи с корпусами не имели.
Немногим лучше было положение и во Франции, имевшей 120 75-мм полевых пушек на 24-батальонный армейский корпус. Тяжелая артиллерия при дивизиях и корпусах отсутствовала и находилась лишь при армиях - общим количеством лишь в 308 орудий (120-мм длинные и короткие пушки, 155-мм гаубицы и новейшая 105-мм длинная пушка Шнейдера образца 1913 г.).

Русская 122-мм полевая гаубица образца 1910 г. на позиции

Организация артиллерии России и Франции являлась, прежде всего, следствием недооценки мощи винтовочного и пулеметного огня, а также фортификационного усиления противника. Уставы этих держав в начале войны требовали от артиллерии не подготовки, а лишь поддержки пехотной атаки.

Британия вступила в Первую Мировую войну также обладая совсем небольшим количеством тяжелых пушек. На вооружении английской армии состояли: с 1907г. - 15-фн (76,2-мм) полевые пушки BLC; 4,5-дм (114-мм) гаубица QF, принятая на вооружение в 1910 году; 60-фн (127-мм) пушка Mk1 образца 1905 года; 6-дм (152-мм) гаубица BL образца 1896 года. Новые тяжелые орудия начали поступать в британские войска уже в ходе войны.

В противоположность своим противникам, организация германской артиллерии строилась на верном предвидении характера грядущего военного столкновения. На 24-батальонный армейский корпус германцы имели 108 легких 77-мм пушек, 36 легких полевых 105-мм гаубиц (дивизионная артиллерия) и 16 тяжелых полевых 150-мм гаубиц (корпусная артиллерия). Соответственно, уже в 1914 году тяжелая артиллерия присутствовала на корпусном уровне. С началом же позиционной войны германцы создали и дивизионную тяжелую артиллерию, укомплектовав каждую дивизию двумя гаубичными и одной пушечной тяжелыми батареями.

Германская полевая 77-мм пушка на позиции

Из этого соотношения видно, что главное средство для достижения тактических успехов даже в полевом маневренном бою германцы видели в мощности своей артиллерии (почти треть всех имевшихся орудий - гаубицы). Помимо этого, германцы обоснованно учли не всегда нужную при настильной стрельбе повышенную начальную скорость снаряда (в этом плане их 77-мм пушка уступала французской и русской пушкам) и приняли в качестве калибра для легкой полевой гаубицы не 122-120-мм, как у своих противников, а 105 мм – то есть оптимальный (в сочетании относительной мощности и подвижности) калибр. Если 77-мм германская, 75-мм французская, 76-мм русская легкие полевые пушки примерно соответствовали друг другу (также как и 105-107-мм тяжелые полевые пушки противников), то аналогов германской 105-мм дивизионной гаубице русская и французская армии не имели.

Таким образом, к началу мировой войны в основу организации артиллерийских средств ведущих военных держав легла задача поддержки наступления своей пехоты на поле боя. Главные качества, предъявляемые к полевым орудиям – подвижность в условиях маневренной войны. Эта тенденция определяла и организацию артиллерии крупнейших держав, ее количественное соотношение с пехотой, а также пропорциональность легкой и тяжелой артиллерии применительно друг к другу.

Германская 150-мм гаубица

К началу войны Россия имела около 6,9 тыс. легких пушек и гаубиц и 240 тяжелых орудий (то есть соотношение тяжелой к легкой артиллерии – 1 к 29); Франция обладала почти 8 тыс. легкими и 308 тяжелыми орудиями (соотношение 1 к 24); Германия располагала 6,5 тыс. легких пушек и гаубиц и почти 2 тыс. тяжелых орудий (соотношение 1 к 3,75).

Указанные цифры наглядно иллюстрируют как взгляды на применение артиллерии в 1914 году, так и те ресурсы, с которыми каждая великая держава вступила в мировую войну. Первая мировая стала первой масштабной войной, во время которой большинство боевых потерь были нанесены артиллерией. По подсчетам экспертов, трое из пяти гибли от разрыва снарядов. Очевидно, что ближе всего к требованиям Первой мировой войны уже до ее начала находились германские вооруженные силы.

Источники:
Олейников А. "Артиллерия 1914г."


Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

76,2 мм. пушка (Россия)

В 1900 г. на основе трудов В. С. Барановского в России была разработана 3-х дюймовая пушка. Производство началось на заводах Путилова.
В 1902 г. инженеры Путиловского завода под руководством Н. А. Забудского разработали улучшенный вариант трёх-дюймовки.
Стреляли фугасами и шрапнелью. За стрельбу шрапнелью з-х дюймовка получила прозвище "Коса смерти" у солдат австро-венгерской и германской армий.
Пушка была оснащена приборами наведения, что позволяло вести стрельбу из укрытия.
В 1906 г. пушку оснастили щитом и оптическим прицелом.
Выпускалась практически без изменений до 1930 года. Ствол 3-х дюймовки использовался в качестве основы при создании новых 76-мм дивизионных пушек. Так были разработаны пушка Ф-22 образца 1936 года, УСВ образца 1939 года, и ЗИС-3 образца 1942 года.
Масса: 1092 кг
Калибр: 76,2 мм.
Скорострельность - 10-12 выстрелов в мин.
Угол вертикальной наводки: -6 + 17 градусов
Масса снаряда: 6,5 кг
Начальная скорость снаряда: 588 м/с
Дальность стрельбы: 8530 м

Нажмите для увеличения

6-дюймовая осадная пушка 1904 года (Россия)

6-дюймовая осадная пушка образца 1904 года - тяжёлое осадное артиллерийское орудие калибра 152,4 мм. Первое официальное название "6-дюймовая длинная пушка". Разработана на базе 6-дюймовой пушки в 190 пудов образца 1877 года. Конструкция ствола старой пушки в 190 пудов не позволяла увеличить начальную скорость снаряда при переходе на бездымный порох.
В конце 1895 года Обуховскому заводу был размещён заказ на новую 6-дюймовую пушку. В 1897 году был выдан заказ Санкт-Петербургскому арсеналу на переделку одного лафета образца 1878 г. под 6-дюймовую длинную в 200 пудов пушку. К началу 1900 года 6-дюймовая длинная пушка уже стреляла на Главном артиллерийском полигоне. 19.12.1904 г. приказом по артиллерии за № 190 в осадную и крепостную артиллерию была введена 6-дюймовая пушка в 200 пудов с ее лафетом, согласно Высочайшему повелению от 3.11.1904 г.
Выпускалась Пермским орудийным заводом. В 1904 г. Обуховскому заводу был размещён заказ на производство 1 экземпляра. Обуховский завод сдал Главному артиллерийскому управлению свою пушку в 1906 году. Пермский орудийный завод начал поставки после 1907 года. К 1913 году изготовлено и окончательно принято 152 пушки. Ещё 48 экземпляров были изготовлены, но не испытаны стрельбой.
Пушка устанавливалась на лафет системы Дурляхера и жесткий лафет, спроектированный Маркевичем на базе осадного лафета образца 1878 г. С 1908 по 1911 год Киевский арсенал и Пермский завод поставили 200 лафетов системы Маркевича.
После Гражданской войны орудие было оставлено на вооружении Красной Армии (РККА). В конце 20-х годов большая часть 6-дюймовых пушек в 200 пудов была поставлена на металлические колеса тракторного типа. В 1933 году на заводе ГАРОЗ провели модернизацию лафета Маркевича.
В начале 1930-ых гг. пушку начали заменять на 152-мм пушки образца 1910/30 и 1910/34 гг. На 1.01.1933 г. на вооружении стояло 49 шт. 6-дюймовых пушек в 200 пудов. После принятия на вооружение 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20) пушки образца 1904 года были сняты с вооружения РККА. Некоторое количество 6-дюймовых пушек принимали участие в Советско-Финской войне на стороне Финляндии.
Калибр: 152,4 мм.
Масса в боевом положении: 5437 кг.
Масса ствола пушки 200 пудов (3200 кг).
Скорострельность 1 выстрел в мин.
Максимальная дальность стрельбы: 14,2 км.
Начальная скорость снаряда: 623 м/с
Угол вертикальной наводки: -3,5 + 40,5 градусов

Нажмите для увеличения

107-мм пушка образца 1910 года (Россия)

В 1907 г. российская армия заказала у французской компании Schneider пушку для большой дальности стрельбы. Была разработана 107 мм. пушка, получившая название M/1910. Пушка производилась по лицензии на Путиловском заводе. Официальное название "42-линейная полевая тяжелая пушка образца 1910 г."
С небольшими изменениями производилась во Франции под названием “Canon de 105 L, Modele 1913 TR”. До конца Первой мировой Франция произвела 1340 пушек. Около 1000 из них принимали участие во .
Пушка также производилась в Италии компанией Ansaldo под названием da 105/28.
Пушка имела угол возвышения 37 градусов - максимальный угол у орудий, разработанных до начала Первой мировой. Во время войны применялась как для поддержки пехоты, так и для дальнего обстрела вражеских позиций.
107-мм. применялась в Гражданской войне. В 1930 г. была модернизирована, и производилась под названием "107-мм пушка образца 1910/30 годов". Дальность стрельбы увеличилась до 16-18 км.
К 22 июня 1941 года в РККА стояло на вооружении 863 шт. 107-мм пушки обр. 1910/30 г.
Калибр: 107 мм
Дальность стрельбы: 12500 м.
Угол горизонтальной наводки: 6 градусов
Угол наклона ствола: -5 +37 градусов
Вес: 2486 кг
Начальная скорость снаряда: 579 м/с
Скорострельность: 5 выстрелов в мин.
Вес снаряда: 21,7 кг.

Нажмите для увеличения

37 мм. Обухов (Россия)

37 мм. пушка Обухов. Производился в Санкт-Петербурге на Обуховском заводе. Начала производиться не задолго до начала Первой мировой. Произведено небольшое количество пушек. Пушки поставлялись на Черное и Балтийские моря. Как минимум одна пушка была установлена на летающую лодке Григоровича М.9.
Кроме авиапушки Обухов российская армия использовала 37 мм Hotchkiss M1885. В начале 1914 г. морскую 37 мм. пушку пытались установить на Илья Муромец. Пушка устанавливалась под фюзеляжем самолёта. Предназначалась для атак на наземные цели. После испытаний пушка признана не эффективной, и была снята с самолёта. Также во время войны испытывались 76 мм и 75 мм авиапушки.
На фотографии 37 мм. Обухов на летающей лодке Григоровича М.9, авиаматка "Орлица", Балтийское море.
-----
Человек страшнее зверя, когда он зверь!
Өміріммен Жанымды - Отаныммен Сүйіктілерім Үшін!

Загрузка...