ecosmak.ru

Что значит красота истинная и ложная. Проблема истинной красоты и ложной (По роману Л

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Истинная и ложная красота в понимании Л.Н.Толстого В романе-эпопее «Война и мир»

2 слайд

Описание слайда:

Вопрос об истинной красоте всегда был одним из самых волнующих в литературе и в жизни, поэтому рассуждения на эту тему актуальны и по сей день. На протяжении всего своего творчества Лев Николаевич Толстой пытался это доказать. Он наделяет своих нелюбимых героев почти божественной красотой, лишая их чувств и ума.

3 слайд

Описание слайда:

Наиболее яркий тому пример – Элен Курагина «Элен была так хороша собой, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты.» Пьер Безухов - один из немногих, кто видит черствость, бездуховность и глупость своей жены. Сидя на вечерах у Элен, он испытывает чувство, которое «должен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот-вот обман его откроется». Опасения Пьера не напрасны. Для тех, кто восхищается внешним видом Элен, душа и ум не представляют ценности.

4 слайд

Описание слайда:

Элен - глупая женщина: "...Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь..." "...Пьер, который знал, что она была очень глупа..." "...Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна только глупость..." "...она могла говорить самые большие пошлости и глупости и все-таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала..." "...и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер...« Однако окружающие люди ослеплены ее красотой и не замечают этого

5 слайд

Описание слайда:

Автор противопоставляет красавице Элен Наташу «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями» «Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем...» «...только на мраморном, несколько выпуклом лбе...» «Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру...» Наташа Элен

6 слайд

Описание слайда:

Не менее ярким примером душевной красоты является княжна Марья Болконская. В отличие от Наташи Ростовой, которая, повзрослев, из «гадкого утенка» превращается в «прекрасного лебедя», княжна Марья совсем некрасива. Только ее «лучистые» глаза придают внешности героини привлекательность. Глаза отражают ее гармоничное внутреннее состояние, которое она приобрела в вере. Жизнь по заповедям сделала княжну Марью человеком, ставшим примером величайшей любви к людям и самопожертвования.

7 слайд

Описание слайда:

Некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало <...> глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты

8 слайд

Описание слайда:

«сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь» «Княжна подумала, задумчиво улыбнулась» «у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой» «сказала она Наташе с своей однообразно красивой улыбкой» Мари Элен

9 слайд

Проблема истинной красоты и ложной (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир») (Вариант: Образы Элен, Наташи и княжны Марьи)

что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Красота - одна из важнейших категорий человеческого сознания. Без способности чувствовать прекрасое невозможна полноценная жизнь человека. Красота - вечное понятие, но в разные времена в различных уголках Земли в нее вкладывалось свое толкование. Несмотря на свою универсальность, красота - субъективная категория, так как каждый человек оценивает ее по-своему. В Древней Греции было принято преклоняться перед внешней красотой. Статуя Афродиты Книдской с ее совершенными формами олицетворяла для античного мира подлинную красоту. Философ Платон стал одним из первых, кто заговорил о том, что внешняя красота должна быть наполнена столь же прекрасным внутренним содержанием. Он создал свою знаменитую теорию о единстве любви, добра и красоты.

Взгляды Л. Н. Толстого на красоту во многом сходны с теорией Платона. Толстой не мыслит истинной красоты без духовного начала. В романе «Войа и мир» автор противопоставляет два типа красоты: красоту физическую и красоту души.

Наиболее характерными в этом отношении являются образы Элен, Наташи Ростовой и княжны Марьи.

Элен отличается идеальной внешней красотой. На нее всегда обращают внимание окружающие. Толстой называет ее красоту «победительной» в глазах светкого общества. Элен великолепно сложена. Красавица сверкает «белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов». Сам Наполеон, заметив ее в театре, оценил ее внешность. Пьер Безухов - один из немногих, кто видит черствость, бездуховность и глупость своей жены. Сидя на вечерах у Элен, он испытывает чувство, которое «долен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот-вот обман его откроется». Опасения Пьера не напрасны. Для тех, кто восхищается внешним видом Элен, душа и ум не представляют ценности. Имея блистательную внешность и успех в свете, Елена Васильевна «могла говорить самые большие пошлости и глупости, и все-таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала».

Видимо, даже само имя Элен несет смысловую нагрузку. Так, Пьер со страхом и грустью ощущает себя Парисом, которому отдана Елена. Здесь явно прослеживается связь с мифологической Еленой Прекрасной, чья внешняя красота принесла столько горя людям, став причиной кровавой Троянской войны. Такая параллель с Еленой показывает разрушительную силу красоты, не наполненной душевным содержанием.

Пьер дал точную характеристику своей жене: «... где вы - там разврат, зло...». Графиня Безухова принимает активное участие в судьбах главных героев романа. С ней связано разрушительное влияние на Наташу, когда она сводит ее с Анатолем. Пьер свой брак с Элен считает самой большой ошибкой. Элен в романе противопоставлены Наташа Ростова и Марья Болконская, хотя они не похожи друг на друга ни внешним обликом, ни манерой поведения.

Наташа Ростова совсем не так красива, как Элен. У нее большой рот, неправильные черты лица, она «некрасивая, но живая». И она не может не нравиться. Наташа привлекает своей стремительностью, живостью и непосредственностью, Импульсивная, жизнерадостная Наташа сумела подняться над пустотой светкого общества. Она особенно не задумывается над смыслом жизни, но этот смысл раскрывается в том, как она живет. В отличие от Элен, Наташа «одарена способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». Она остро ощущает все фальшивое и ненатуральное. Вспомним, например, сцену посещения оперы, где, глядя на разодетых актеров, Наташа удивляется отсутствию правды.

Наташа притягивает к себе людей не равнодушной светской красотой, а своей живостью и непосредственностью, тем, что она всем несет радость. Борис, например, ясно видя, что ему не стоит жениться на Ростовой (у нее почти нет богатства), все же ездит к ней, пренебрегая вечерами у Элен. Андрей Болконский понимает, что любил в Наташе «душевную силу», искренность. Именно открытость души дает возможность Наташе так легко и свободно не только почувствовать, но и воссоздать в имении у дядюшки подлинно народную пляску. В этом эпизоде «графинечка», воспитанная француженкой, показывает свою истинно русскую душу и становится необычайно красивой.

Наташа не только чувствует человеческие радости, она откликается на горе и страдания людей. Она плачет, когда грустно Соне. Она глубоко взволнована судьбой раненых солдат. Чувство сопереживания - одно из важнейших в концепции красоты Толстого. Именно в Наташе автор воплощает лучшие женские черты. У нее нет совершенной внешности, как у Элен. Но главное в ней - это гармония духовного и телесного, естественного и нравственного. Наташа не лишена недостатков, но вместе с автором мы принимаем ее такою, какая она есть.

В концепцию красоты Толстого также четко вписывается образ Марьи Болконской. Однако он во многом противопоставлен не только Элен, но и Наташе. Если Наташа Ростова покоряет своей непосредственностью, своим искрящимся чувством жизни, то обаяние княжны Марьи заключено в глубине ее нравственных стремлений, напряженности внутренней духовной работы, силе ее ума и стойкости ее характера. Марья не только не обладает античной красотой Элен, она так дурна собой, что женщинам не приходит в голову мысль опасаться соперничества с ней. Марья не уверена в себе. Она часто смущается. Даже любящий ее отец думает о ней: «Дурна, неловка». Нет у Марьи Болконской и Наташиной грациозности.

«Единственное, что было прекрасно в лице княжны, - это ее глаза. Они были большими и лучистыми. Казалось, что лучи света исходят из них». Именно в глазах воплощается внешнее проявление прекрасной души княжны. Они «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость во всем лице, глаза делались привлекательнее красоты». Когда же глаза ее потухали, если она была смущена или обижена, то лицо ее опять становилось некрасивым и даже болезненным.

Глаза - важная деталь у Толстого. Он не раз отмечает, что у Наташи были сияющие глаза. Глаза Элен сияют лишь отраженным светом бриллиантов. В них нет свечения, идущего изнутри. Жюли, подруга Марьи Болконской, пишет в письме, что именно в спокойном и кротком взгляде чудесных глаз княжны она всегда черпала силы.

Княжна Марья мечтала о семье и детях, но это счастье было для нее маловероятным. Женихов привлекало ее богатство, а некрасивая внешность отталкивала, и ниому из них не была интересна ее душа. Она считала своим призванием «быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования». Глядя на мир своими необыкновенными глазами, Марья удивлялась, почему люди так близоруки, почему они делают зло друг другу.

Наташа и княжна Марья проявили истинный патриотизм во время Отечественной войны 1812 года. Наташа, не задумываясь, пожертвовала богатством московского дома Ростовых ради спасения раненых. И княжна Марья бросает имение на произвол судьбы при приближении французов. Довериться милости французкого генерала, врага своей родины, было для княжны Марьи равносильно предательству. В этом эпизоде она проявляет гордость, мужество, твердость.

Встреча с Николаем Ростовым преображает Марью. Богатство духовного мира княжны, открывшееся Николаю, производит на него огромное впечатление. Он сразу почувствовал силу и очарование ее незаурядной науры. «Николай был поражен той особенною, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней».

Духовная, истинная красота Наташи и Марьи противопоставлена в романе ложной внешней красоте Элен. Для Толстого не столь важно, как выглядит человек, главное - каков этот человек, что составляет смысл его жизни, насколько он требователен к себе. Если Элен олицетворяет в романе бездуховную, ничем не наполненную красивую оболочку, то Наташа и Марья воплощают в себе подлинную духовную красоту. Они способны подняться на высоту духовной любви к людям. Они красивы душой. А для Толстого это куда важнее внешнего светского лоска.

И еще одна черта роднит любимых героинь Толстого. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова, и писатель, рисуя их семейную жизнь, говорит о счастье, которое она, как и Наташа, нашла в семье. Элен же Толстой лишает семейного счастья. Более того, Элен умирает.

Наташа Ростова и Марья Болконская являются любимыми героинями не только Толстого, но и большинства читателей.

Красота… Какая она бывает? Внешняя и внутренняя. Внешняя красота - это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота - это душевная красота, а душевная красота - это, прежде всего, человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и внутренняя красота не сливаются в единое целое. Именно поэтому людям свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю. Недаром говорят: "Встречают по одёжке, а провожают по уму". Понять характер человека очень сложно. Именно поэтому существует истинная и ложная красота. Слово "истинная" образовано от существительного "истина", то есть то, что принято всеми. Истинная красота - это внутренняя красота. А что же такое ложная красота? Это внешность, которая так часто бывает обманчива.

Истинное и ложное… Эти понятия на протяжении всего романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и Мир" тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой.

Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер. Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой: "Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины…" Да, Элен бесспорно красива. Единственное, что настораживает в Элен, так это её улыбка. На самом деле, за этой улыбкой-маской скрывается равнодушие к людям, пустая душа.

Элен - это сформировавшийся человек, статуя, которая не меняется и будет такой же через 20 и через 40 лет. А кто же такая Наташа? Наташа - это ребёнок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками. Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеётся и плачет. А Элен не живет, а существует. Замужество нужно Элен только для одного: для денег, которые необходимы ей для существования: балы, театры, гости и многочисленные любовники. Ни разу на протяжении романа Элен не проявила нормальных чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела. А что же Наташа? У Наташи очень насыщенная жизнь, и я не считаю, что это плохо. Да, может быть, она поступила немного нехорошо, когда не смогла выдержать год без Андрея и влюбилась в Анатолия, но, с другой стороны, со стороны Андрея тоже было нехорошо оставлять её одну на целый год. Наташа сначала совсем не понимала, что у Анатолия Курагина изначально не было никаких серьезных намерений по поводу неё.

Наташа - человек, она "любит" людей, вспомните сцену когда она снимает вещи с телеги из-за раненых, которых не хочет оставлять. Поступила бы так когда-нибудь Элен? Я думаю, что никогда она бы так не поступила, у неё бы даже мысли такой не было, помочь людям. В чем же секрет чарующего обаяния Наташи? Я считаю, что в искренности, ведь сущность натуры Наташи - любовь, а эти понятия нераздельны. Именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. После замужества единственным смыслом жизни для Наташи становится семья. От Наташи исходит энергия освобождения от всего фальшивого, ложного. Фальшивое светское общество чуждо Наташе (после замужества она практически перестает бывать в свете). Только через любовь к Пьеру и образование своей семьи Наташа, наконец, обретает покой. Толстой подчеркивает, что счастье не даётся от природы, его нужно заслужить той духовной работой, которая так ценится в людях. Именно поэтому счастье заслужила Наташа, и никогда не узнала счастья великолепная красавица Элен, ведь счастье, истинная красота и любовь - это три неразлучные вещи.

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.

Использование ИКТ уроках литературы и русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.

Истинная и ложная красота в романе.

(Урок- исследование в 10 классе).

Цель урока: исследование позиции автора , обобщение изученного, развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся .

Задачи:

    Обучающая: исследовать позицию Л.Н.Толстого по отношению к «истинной и ложной» красоте человека.

    Развивающая: нравственное и эмоциональное развитие учащихся, развитие умения аргументировать, отстаивать своё мнение.

    Воспитывающая: воспитание чувства красоты на примере героев Л.Н. Толстого.

Оборудование:

Оформление доски.

На левой стороне:

Добро – Всё положительное, хорошее, полезное.

Красота – Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Правда – 1. То, что соответствует действительности, истина.

2. Порядок, основанный на справедливости, честности.

Простота – Добродушие, простодушие.

Духовность – Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

На правой стороне:

Богатство – 1. Обилие материальных ценностей, денег.

Благополучие - 1. Спокойное и счастливое состояние. Семейное благополучие

2. Жизнь в довольстве, полная обеспеченность. Материальное благополучие.

Карьера – 1. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого поприща.

Тексты романа (том 4, эпилог, т. II ).

На столе учителя:

· невзрачное растение с красивым цветком;

· нераспустившаяся веточка;

· хрустальная ваза,

· свеча

Ход урока:

1. Музыкальная заставка.

Звучит старинный вальс. (На фоне музыки )

Слово учителя : Ребята, вы, конечно, хорошо знаете героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». А теперь посмотрите иллюстрации, прочтите фразы, вспомните и назовите их имена.

Ответы учащихся.

Спасибо, продолжим урок.

2. Объявление темы и цели урока.

Слово учителя. Тема нашего урока: «Истинная и ложная красота в романе». Цель урока: исследовать позицию автора романа и ответить на вопрос, «какую красоту автор считал истинной, а какую ложной».

3. Вопросы для обсуждения:

Согласны ли вы с точкой зрения Л.Н.Толстого, что нет красоты там, где нет простоты, добра и правды?

4. Словарная работа (эмансипация, шестидесятники ). Актуализация знаний учащихся.

5. Самостоятельная работа.

Слово учителя. Основной композиционный приём, которым пользуется Толстой в романе – антитеза. К противопоставлению писатель обращается для того, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы, истинную и ложную красоту. Кто противопоставлен военным трутням в романе? Простые солдаты, скромный капитан Тушин, которыми руководят не личные, эгоистические, а народные, освободительные мотивы. Иными словами, красота истинная противопоставлена красоте ложной. Учитывая данную точку зрения, заполните таблицу.

Заполнение сравнительной таблицы “Истинная и ложная красота в понимании Л.Н.Толстого”

6. Аналитическая беседа по результатам самостоятельной работы.

Назовите образы, противопоставленные любимым героям Толстого.

Почему блистающие внешней красотой герои, тем не менее, для Толстого не красивы внутренне?

С чьей точкой зрения Толстой спорит в романе?

Что объединяет представителей светского общества?

Как Толстой понимает истинную красоту?

Ответы учащихся.

Внешняя красота таких персонажей, как Элен, Анатоль, Вера, Берг прикрывает пустое и холодное сердце, меркантильные интересы, голый расчёт.

Лев Николаевич Толстой спорит в романе с позицией светского общества, имеющего ложное представление о красоте.

Представителей светского общества объединяет то, что в людях они видят, прежде всего, содержимое кошелька, возможность протекции. Их объединяет фальшь, бездуховность, пошлость и безнравственность.

Писатель видел красоту в человеческих взаимоотношениях, в поведении, в мыслях и чувствах человека, в природе и в искусстве. Такие образы объединяет нравственная чистота, естественность, бескорыстие, любовь, великодушие, вера.

Слово учителя. Обобщим всё сказанное (учащиеся делают вывод по результатам самостоятельной работы). Кто же является носителем истинной красоты в романе для русского писателя? Вы, наверное, догадались, что это женский образ. А какой именно? Предлагаю вам ответить на этот вопрос, используя ассоциативное мышление. Для этого мы используем следующие предметы: цветок, ваза, веточка, свеча.

7. Дискуссия .

Слово учителя . Свой ответ, вы должны дать, представив аргументы из текста, показав позицию автора, и сделать вывод по своему ответу.

Итак, с каким образом у вас ассоциируется это невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком? Вы можете сделать символический рисунок в тетради и соотнести с героями романа.

Ученик (ца).

Это неприметное растение с красивым цветком ассоциируется у меня с образом княжны Марьи. У неё некрасивое, болезненное тело, тяжёлые шаги, некрасивое лицо. Но у Марьи Болконской большие, лучистые, прекрасные глаза – зеркало души. Она считала, что слишком некрасива, чтобы мечтать о счастье. Толстой писал, что лицо её преображалось, когда она думала о других или плакала. А после встречи с Николаем Ростовым княжна Марья стала совсем другой. У неё появились грудной голос, грация и женственность. Всё это, по-моему, стало притягательным для Ростова, и он полюбил её. Для Толстого она прекрасна, т.к. у неё прекрасная душа.

Ученик (ца). Эта ваза напоминает мне образ Элен. Ваза очень красивая, но холодная, пустая. И Элен Курагина блистает в обществе внешней красотой, но внутренне она совершенно пуста. Толстой подчёркивает её красивые плечи, руки, грудь, но на ней как будто лак от всех взглядов. Элен женила на себе Пьера, а потом ещё выбирала себе мужей. У неё красивая улыбка, но это дежурная улыбка, она скрывает безнравственность и пошлость, корыстолюбие и эгоизм – главные признаки представителей светского общества. Я согласна с позицией Толстого. Это «ложная» красота.

Слово учителя. (Учитель зажигает свечу). С кем из героев романа ассоциируется у вас зажжённая свеча?

Ученик. Мне эта свеча напоминает Наташу Ростову. Она так же отдаёт себя людям без остатка. Наташа не может жить без любви. «Сущность её жизни – любовь», – сказал Толстой. Любовь к близким, любимому, родине… Она любит танцевать, она в восхищается красотой ночи в Отрадном, но в то же время делает ошибки и страдает из-за них. А в целом, это изменяющийся к лучшему образ. Она умеет делать добро, она чистая, живая, искренняя, и её нельзя не любить. Окружающим от неё светло, как от зажжённой свечи.

Ученик. Нераспустившаяся веточка мне напоминает образ Пети Ростова, который совсем юным ушёл на войну и погиб.

Ученик. Болконский – яркий и «обжигающий», как пламя, он погиб совсем молодым, как потухла эта недогоревшая свеча.

Ученик. Невзрачное растение с красивым цветком ассоциируется с Наташей.

Ученик . Свеча – это Пьер Безухов. Он освещает всех своей добротой и любовью. Но он колеблется в своих мыслях, как колеблется на ветру пламя.

8. Аналитическая беседа (по образу Наташи).

Слово учителя. Вспомните, в какие моменты Толстой описывает её некрасивой, даже дурной внешне?

Ответы учащихся.

На именинах: «некрасивая, но живая девочка».

«Распустив свой большой рот … заревела» из сострадания к Соне.

Во время эвакуации из Москвы, когда вбежала к родителям, узнав, что они не хотят отдавать подводы раненым, лицо её было безобразным.

У постели раненого князя Андрея лицо Наташи «было страшно».

Слово учителя. В какие моменты она прекрасна, все любуются ею?

Ответы учащихся.

На своём первом балу она сияла от счастья.

Рядом с князем Андреем (до их помолвки).

На спектакле, где её заметили все, в том числе и Анатоль.

Учитель. Итак, мы с вами исследовали позицию автора романа «Война и мир». Так чья же красота истинная? Кто является носителем этой красоты?

Наташа Ростова.

(Звучит вальс из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир».)

9. Работа с текстом.

Слово учителя. Н аряду с образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, княжны Марьи, это любимый образ Льва Толстого, но ещё образ Наташи - идеал, истинной красоты. И наш урок был бы неполным без рассказа о ней в эпилоге романа. Ещё при жизни Толстого Наташа в эпилоге выдержала много критики. Обратитесь к тексту, найдите строки, показывающие Наташу после замужества (Эпилог, часть 1, глава X).

«…у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын…Она пополнела и поширела».

«Теперь часто видно было одно её лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

Слово учителя. Как теперь выглядела она?

Наташа опустилась, отказалась от светского общества, она «не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей», забыла о локонах и костюме…

Слово учителя. Почему? Что стало теперь главным в её жизни?

«Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья, то есть муж… и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать».

Слово учителя. Какое у неё было отношение к мужу?

Наташа ревновала Пьера к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине”.

«Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа… Стоило ему выразить желание, чтобы Наташа вскакивала и бежала исполнять его».

Слово учителя. Такой предстаёт перед нами Наташа в эпилоге. Что вы не приемлете в образе замужней Наташи?

Неопрятность, ревность, мысли только о муже и детях, никаких увлечений, отказ от света.

Слово учителя. Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной критике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырёх детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы её пригласили на танец? Нет, конечно. Могла ли быть иной мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребёнка, поглощённая заботами о большой семье, встревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, в эпилоге Наташа такая, какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением её характера. Именно в семье проявилась её настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек. А как вы относитесь к выражению «плодовитая самка»?

Ответы учащихся.

Писатель сказал это с иронией. Кому так сказал Толстой? Может быть, он с кем-то спорил, изображая Наташу такой в замужестве?

10. Словарная работа.

Сообщение учащегося. В 60-х годах XIX века в России существовало движение эмансипации женщин. Их назвали “шестидесятниками”. Они боролись за права женщин быть наравне с мужчинами, за самоотречение от женских обязанностей. Это отразилось даже на женской моде: эмансипированные женщины отказались от корсетов, впервые надели брюки, что было крайне возмутительным в то время. Образ Наташи Ростовой, и противоречивый, и цельный, отражает отношение Толстого к семье и материнству. Русский писатель считал, что для женщины должно быть высшее призвание и назначение – материнство. Поэтому Наташа в эпилоге, пополневшая и поширевшая, – идеал Толстого. Возможно, этим образом Лев Николаевич спорил шестидесятниками, которые хотели уравнять в правах женщин с мужчинами.

10. Заключительное слово учителя. Так, начиная с первых страниц и заканчивая эпилогом, Толстой подводит нас к своему пониманию предназначения человека, его истинной красоты. И таким идеалом для Толстого была Наташа Ростова. И если бы писатель свой воплотил первоначальный замысел – написать о возвращающемся декабристе, мы не сомневаемся в том, что Пьер вышел бы на Сенатскую площадь в 1825 году. И так же мы не сомневаемся в том, что Наташа, конечно, поехала бы за ним в Сибирь. В этом образе звучит одна из главных идей романа: красота и счастье там, где есть простота, добро и правда.

Кто ещё из героев романа Толстого, на ваш взгляд, приближается к идеалу?

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

14. Отметки .

Загрузка...