ecosmak.ru

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Церковь Николая Чудотворца) (с. Старь)

Сегодня у меня был виртуальный разговор с одной из ЖЖ-подруг о храме Николы Чудотворца в Старом Ваганькове. У меня особое отношение к этой церкви, "спрятанной" в переулке за Пашковым домом и другими зданиями комплекса Российской государственной библиотеки. (О Старом Ваганьково можно узнать здесь: )
Я привожу пост о церкви Николы Чудотворца, выложенный в сообщество "Моя Москва" еще в 2012 году - в нем очень хорошие фотографии, спасибо автору. Но хочу дополнить пару слов от себя...
Во-первых, старый снимок церкви (1880-х годов, вид со стороны Пашкова дома), в тексте он уже не открывается:

Иногда этот снимок подписывают "храм Сергия Радонежского", но в честь преподобного Сергия был освящен только один церковный придел.

Когда в 1861 году в Москву, в Пашков дом из Санкт-Петербурга перевели Румянцевский музей и Румянцевскую публичную библиотеку, церковь стала домовой для этих учреждений. Как и сейчас, впрочем, основные прихожане церкви - это сотрудники Российской государственной библиотеки.
В советские времена церковь использовалась как склад Библиотеки им. Ленина. Автор поста утверждает, что в 1980 году в церкви началась реставрация. Увы, на снимке - не реставрация храма, а просто ремонт крыши склада, чтобы на материальные ценности дождь не протек. Не знаю как в 1980-м (тогда все силы были брошены на Олимпиаду), но в конце 1980-х церковь Николая Чудотворца еще вовсю использовали как склад, без всякой реставрации (мне и моим сотрудницам доводилось получать там канцтовары для нашего отдела, и мне хорошо известно, как она выглядела в ту пору)... Металлические ворота рядом с церковной стеной не имеют отношения к храму и ведут во внутренний двор библиотечного комплекса.
Когда церковь вернули верующим, отделив от внутреннего двора Ленинки крошечный кусочек земли (действительно, только узкая тропка вдоль стен храма - весь церковный двор), она была сильно запущена. Но ее быстро привели в божеский вид и начали там службы, бережно продолжая восстановление.
И еще - не только бюст Николая II установлен у стены храма, но и иконы царственного страстотерпца находятся в нем, и одна из них выполнена вышивкой, в старинной технике русского монастырского шитья.

Оригинал взят у yakaev в Храм Николая Чудотворца, что в Старом Ваганькове

Продолжаем знакомиться с храмами самого центра Москвы. Совсем недалеко от Кремля, рядом с домом Пашкова, расположен храм Николая Чудотворца, что в Старом Ваганькове, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русский православной церкви. Первые упоминания о строительстве каменного храма на этом месте относятся к началу XVI века.

Дата основания храма на данный момент точно неизвестна, но предположительно в 1531 году князь Василий III построил в Ваганькове каменный храм святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Для этого князь пригласил в Москву итальянского мастера Алевиза Фрязина. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева двора, потом святителя Николая у нового Государева двора, а в более позднее время храмом святителя Николая на Старом Ваганькове. До этого на месте каменного храма стояла деревянная церковь являющаяся частью подворья Николо-Песношского монастыря.

В первой половине XVII века церковь разбирают, оставляют только подклет и на нем возводят новое здание. С 1747 по 1759 годы храм вновь перестраивают, а в 1782 году к нему пристраивают колокольню.

Во время московского пожара 1812 года церковь сильно пострадала, ее закрывают и опустевшее здание сильно ветшает.

В 1842 году разбирают колокольню, оставляют только притвор в нижнем ярусе. В середине XIX века церковь становится "домовой" при гимназии, размещенной в доме Пашкова.

Первый снимок храма, который удалось найти датируется 1884 годом. Здесь он предстаёт в том виде, который был до его частичной перестройки на рубеже веков. А также именно здесь его можно увидеть в полном объёме в отличие от сегодняшнего времени, когда вокруг всё застроено и перекрыты всяческие подходы к нему.

В 1895-1903 годах церковь опять перестраивают, увеличивают притвор, расширяют приделы и возводят звонницу в русском стиле. Внутреннее убранство храма в 1911 году:

В 1924 году храм был закрыт. В 1926 году из храма вывезли иконы, кресты сбили, колокола сбросили и разбили. Храм был отдан Ленинской библиотеке под склад. В 1980 году в храме начинается реставрация, которая продолжается до 1990 года. На снимке 1989 года видна его еще незаконченная реставрация:

В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви и с этого времени вновь возобновились богослужения. В 1993 году храм Николая Чудотворца был также вновь освещён.

Вид на храм из соседнего Малого Знаменского переулка. Храм практически не виден.

Внутренний двор храма в настоящее время до смешного мал. Как только здесь умещаются какие-то хозяйственные и служебные пристройки - не понятно.


Во дворе храма был также обнаружен бюст Николая II:

Расположен храм Николая Чудотворца, что в Старом Ваганькове по адресу: Староваганьковский переулок, д.14. Ближайшая станции метро: "Боровицкая".
Официальный сайт храма.

В Москве недалеко от Кремля на Староваганьковском переулке находится Храм Святителя Николая в Старом Ваганькове , основанный в 1531 году.

Вывеска выглядит так.

Ворота на территорию Храма.

Вход в Храм.

Территория Храма небольшая, есть совсем крохотный дворик с памятником Николаю II

и деревянным крестом.

Граничит с домом Пашкова.

Храм имеет колокольню (там же Главный престол) и придел.

Интересно было покопаться в интернете и найти информацию по этому Храму. На фотографии 1884 года указано название придела — Церковь Преподобного Сергия Радонежского .

Кстати, вот тот же вид, только сейчас.

В других источниках она называется Церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове .

На сайте oldmos.ru мне попалась жаркая дискуссия о том, что эта церковь церковью Преподобного Сергия никогда не называлась. И что все это историческая ошибка. (UPD — страница с дискуссией на сайте уже удалена…)

Хотя…см вывеску.

В центре Москвы недалеко от Кремля в Староваганьковском переулке стоит небольшой храм со скромным декором, храм святителя и чудотворца Николая с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского.
Храм замечателен своею пятивековою историей и хранящимися в нём святынями.

Много раз за свою долгую жизнь храм подвергался ограблениям и разрушениям, и каждый раз усердием благочестивых людей он восстанавливался не только в прежнем, но даже и в лучшем благолепии.

Первоначальное основание храма теряется в глубине первых веков истории Москвы и входит в историю собственного двора Великих князей и царей Московских. Возвышенное, красивое положение Ваганькова около Кремля обратило на себя внимание Великих князей и скоро стало их загородным имением.

Исторически это место оказалось связанным с именем благоверного князя Димитрия Донского, при котором началось возвышение Москвы. Князь Димитрий известен своей победой в Куликовской битве, на которую его благословил преподобный Сергий Радонежский. Перед битвой в знак ободрения благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца.

В XV веке Софья Витовтовна, жена Василия I, сына князя Димитрия Донского, оценив по достоинству местонахождение Ваганькова, купила себе участок и построила загородный дворец. Впоследствии внук князя Димитрия Донского подарил небольшой участок этой земли монастырю святителя Николая, который находился на месте нынешнего храма. Царское пребывание служило основанием для украшения Ваганькова. В Ваганькове был сооружён Государев двор, на месте которого впоследствии был поставлен новый Государев Двор. В 1531 году князь Василий III построил в Ваганькове каменный храм святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Для чего пригласил в Москву итальянского мастера Алевиза Фрязина. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева двора, потом святителя Николая у нового Государева двора, а в более позднее время храмом святителя Николая на Старом Ваганькове.

В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольный и имел два придела. C правой стороны во имя преподобного Сергия, с левой - во имя Сорока Севастийских мучеников, воинов-христиан, которые посрадали за христианскую веру в 320 году.

В XVIII веке Николаевский храм на Старом Ваганькове, простояв более двух столетий, обветшал. В 1745 году прихожане просили разрешения разобрать обветшалое церковное здание и соорудить его вновь во имя тех же святых: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Разрешение последовало, и в 1755 году был выстроен и освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году закончен и главный храм. Здание храма сооружено было каменное, стоящее на белокаменном подклете XVI века, с деревянной крышей, чешуйчатой на куполе. Белокаменный подклет сохранился, и храм стоит на нём в настоящее время. В 1782 году была сооружена каменная колокольня близ западных дверей главного храма.

В 1792 году епархиальные власти разрешили разобрать церковь - придел Сорока Севастийских мучеников из-за ветхости. На месте её поставили камень со знаком Креста, а из камня придела установлена ограда вокруг Николаевского храма, которая до сих пор окружает храм. В настоящее время на месте придела стоит деревянный Крест. В 1812 году, во время нашествия наполеоновских войск храм разделил участь Москвы: он был разграблен неприятелем. С этого времени он потерял самостоятельность и стал домовым храмом.

Главный храм был возобновлён и освящён в 1814 году, а придел оставался невосстановлённым до 1842 года. В 1842 году разобрана была его колокольня и возобновлён придел преподобного Сергия.

В XVIII веке на месте дворца Софьи Витовтовны появился дом Меньшикова. Этот дом купил П. Пашков и пригласил архитектора В. Баженова, перестроившего его. В 1842 году его занимал Дворянский институт, в 1849 – мужская гимназия, а с 1862 года – Румянцевский музей. Ныне здание принадлежит Российской Государственной библиотеке. С 1842 года Николо-Ваганьковский храм стал домовым храмом при Дворянском институте и гимназии, а затем Румянцевском музее.

Из исторических воспоминаний недавнего прошлого любопытно отметить одно, связанное с именем великого писателя Н. В. Гоголя. Питомцы Московского Дворянского института сороковых годов XIX века сохранили воспоминание о том, что их церковь любил посещать великий писатель. Пасхальную заутреню он слушал вместе с ними, стоя у левого клироса, рядом с русским историком, писателем М. П. Погодиным.

Новый период в истории храма Румянцевского музея начался с 1896 года, когда настоятелем храма был поставлен священник Леонид Михайлович Чичагов, благословлённый на принятие священного сана самим праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Благодаря усердию и пастырским заботам священника, забытый и заброшенный храм становится одним из привлекательных московских храмов. До наших дней в храме сохранились настенные изображения четырёх евангелистов, сделанные отцом Леонидом Чичаговым в пору настоятельства. В храме хранятся копии с написанных им икон «Спаситель в белом хитоне» и «преп. Серафим Саровский, молящийся на камне». Отец Леонид находил время и силы не только для того, чтобы успешно нести своё настоятельское послушание, но и подготовить канонизацию великого подвижника Русской земли преподобного Серафима Саровского. Чудесным проявлением Промысла Божия было составление им «Летописи Серафимо–Дивеевского монастыря». Оно имело определяющее значение для всей дальнейшей жизни будущего архипастыря. В 1898 году отец Леонид оставляет храм вниманию и попечению своих духовных детей. Он принимает монашество с именем Серафим и зачисляется в число братии Свято –Троицкой Сергиевой Лавры. Долгая, исполненная трудов, скорбей и лишений, богоугодная жизнь митрополита Серафима (Чичагова) увенчалась мученичеством Христа ради. 11 декабря 1937 года он на 82-м году своей благочестивой жизни был расстрелян на так называемом «Бутовском полигоне». Канонизация священномученика митрополита Серафима состоялась 23 февраля 1997 года.

В начале 1902 века в храме святителя Николая расширили старый притвор и возвели над ним открытую звонницу псковского типа, которая сохранилась до наших дней. С 1905 года по предложению директора Румянцевского музея И. Цветаева из постоянных богомольцев храма образовался Попечительный совет, задачею которого было поставлено изыскание средств для покрытия церковных расходов.

В 1924 году храм был закрыт. В 1926 году из храма вывезли иконы, кресты сбили, колокола сбросили и разбили. Храм был отдан Ленинской библиотеке под склад.

В 1992 году храм возвращён Русской Православной Церкви. Усилиями небольшой группы людей, продолжающих духовное дело священномученика митрополита Серафима, под руководством священника Виктора Шишкина храм Святителя Николая был восстановлен и в 1993 году освящён.

В настоящее время в храме святителя Николая находится много святынь.

Это иконы Божией Матери:
«Достойно есть»
«Державная»
«Скоропослушница»
деревянный скульптурный образ свт. Николая Можайского
скульптурный образ прп. Нила Столобенского
чтимый образ святителя Николая
крест с могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова с частицами мощей многих святых:
прп. Нила Столобенского
сщмч. исповедника Сергия (Серебрянского)
свт. Луки Крымского (Войно – Ясенецкого)
сщмч. Петра (Зверева) архиепископа Воронежского
прп. Саввы Вишерского
прпп. Оптинских старцев
прп. Антония Радонежского (Медведева)
часть древа дуба Мамврийского
часть гроба прп. Варнавы Гефсиманского
иконы:
св. вмч. Пантелеимона с частицей его мощей;
свт. Иннокентия Московского с частицей его мощей;
прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей;
прп. Иосифа Волоцкого с частицей его мощей,
прп. Амвросия Оптинского с частицей его мощей;
св. праведного воина Феодора (Ушакова) с частицей его мощей;
святителя Тихона, патриарха Всероссийского с частицами его мантии и гроба;
блаж. Матроны Московской с частицей её гроба.
Загрузка...