ecosmak.ru

Игры для объединения коллектива. Игры для детского лагеря

Для младших школьников преобладающий вид деятельности — игровой. Ребенок через игру примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений. При этом примечательно, что главным мотивом таких дидактических игр является не манипуляции с предметами, а общение детей друг с другом, их взаимодействие.

Используя дидактические игры для сплочения детского коллектива необходимо учитывать, что сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Поэтому в каждом классе цели и задания, реализуемые в ходе работы над сплочением коллектива, значительно отличаются друг от друга. Педагогу важно это учитывать при выборе игры, ориентируясь на те результаты, которые он планирует получить после ее проведения.

Этапы сплочения коллектива детей в начальной школе

1 класс

В 1 классе коллектив находится на стадии зарождения. Дети мало знают друг о друге, не имеют налаженных коммуникативных связей между собой. Учитель может предлагать им , установить приятельские отношения и даже объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).

2 класс

2 класс является периодом формирования основ коллектива. Именно на этом этапе наиболее часто возникают межличностные конфликты на основе разных ценностных ориентиров у детей, могут появиться «изолированные» школьники. Еще одной проблемой является проявление психологических барьеров: если первоклассники ведут себя искренне и открыто, то во втором классе у детей может возникнуть замкнутость, страхи, истеричность.

Дидактические игры, проводимые с второклашками, должны быть направлены на формирование общих правил поведения в коллективе, преодоление психологических проблем.

3 класс

В 3 классе происходит сплочение коллектива. Дети готовы выполнять общественные поручения в классе, проявляют заинтересованность в совместной деятельности. Вместе с тем именно в этот период наиболее полно раскрываются личностные качества каждого ребенка, дети осознают свою индивидуальность.

При выборе дидактических игр для данного этапа необходимо отдавать предпочтение тем, которые будут давать возможность ребенку чувствовать себя частью коллектива, показывать значимость его деятельности для всего класса, подталкивать детей к объединению в группы для достижения поставленных целей, проявлять поддержку друг другу.

4 класс

Учеников 4 класса можно охарактеризовать как сформировавшийся коллектив, члены которого проявляют заинтересованность в социально значимой деятельности и могут давать оценку поведения своих одноклассников, нести общую ответственность. В таком коллективе есть актив, который руководит жизнью класса, выделяются дети с лидерскими запросами.

В дидактических играх, проводимых в 4 классе, нужно предлагать детям выступать в качестве организатора, учить их взаимопониманию и умению координировать свои поступки с одноклассниками, согласовывать общее поведение. Рекомендуются игры, в которых школьники должны придумать способ реализации поставленного задания, иметь возможность выбрать свой вариант действий. Стоит обратить внимание на сюжет игр и перейти от детских сценариев к ситуациям практической направленности.

Игры на сплочение коллектива в начальной школе по классам

Игры для 1 класса на сплочение коллектива

Самая простая игра, в ходе которой дети могут познакомиться друг с другом — «Мячик» . Суть ее в том, что дети стают в круг и один ребенок получает в руки мяч. Он должен назвать свое имя и передать мячик соседу, а тот тоже представляется и отдает мяч дальше. Так продолжается до тех пор, пока каждый первоклассник не назовет свое имя.

Эту игру можно проводить несколько раз на протяжении первых двух месяцев, предлагая для детей другие задания:

  • назвать имя и фамилию;
  • назвать имя и свое любимое занятие (игрушку, животное, цвет);
  • сказать свое имя и имена родителей и т.д.

Чтобы помочь детям быстрее запомнить имена одноклассников, рекомендуется провести игру «Мы идем в поход» , в которой используется . Детям сообщается, что нужно собраться в поход и взять с собой много вещей. Каждому следует произнести фразу «Меня зовут…, и я беру с собой…». При этом ребенок должен указать такой предмет, название которого начинается с той же буквы, что и его имя. Такую игру можно проводить несколько раз, предлагая детям собраться в библиотеку, поездку на море, в школу и т.д.

Получить больше информации об одноклассниках, выявить ребят со схожими интересами или способностями может помочь игра на сплочение «Граница» . Правила проведения просты: дети выстраиваются в шеренгу, учитель на расстоянии 2-3 метров от них проводит границу. Далее он оглашает задание:

  • у кого есть брат;
  • кому 7 лет;
  • кто недавно ходил в кино;
  • кто любит рисовать;
  • у кого есть дома кошка и т.д.

Школьники, к которым относится указанный признак, должны перейти через эту линии и собраться на другой стороне. Информация, которую дети узнают после этой игры, может послужить поводом для дальнейшего более тесного общения.

Игры на сплочение коллектива для 2 класса

Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры «Здравствуй, друг» . В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого . Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения:

После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.

Детей во втором классе нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры «На что похоже настроение» . Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…». Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.

Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты. В игре «По грибы» нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.

Для выработки первичных навыков взаимодействия подходит игра «Корабли и скалы» . Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут «скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы — это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.

После игры важно обсудить случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке, которая помогает избежать неприятностей. Отдельно нужно указать на поведение ребят, которые специально не издавали никаких звуков, чтобы «корабль» натолкнулся на них (если такое было). В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т.д.

Приучать детей к общим правилам поведения, развивать умение действовать по заданной модели можно во время игры для начальных классов «Веселая игра в ложки» . Дети рассаживаются на корточках по кругу и руки складывают за спиной. Внутри круга разложены ложки, количество которых на один меньше, чем количество участников. Задание для ребят: при слове «ложка» они должны взять в руки по одной ложке. Кто из группы не успеет этого сделать, тот выходит из игры и убирает одну ложку из круга. В итоге должен остаться самый внимательный и исполнительный ученик. Лучше в ходе игры не просто называть детям отдельные слова, а рассказывать какую-то историю с ложками или семьей Ложкиных.

Чтобы учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций можно провести с ними игру «Остров конфликтов» . Если есть возможность, то стоит с помощью декораций создать соответствующую обстановку. Школьникам сообщается, что они находятся на острове, жители которого постоянно ссорятся, потому что не знают, как нужно правильно себя вести. Детям предлагается попробовать их помирить, предложив выход из такой ситуации:

  • ребенок упал в лужу и мама ругает его за то, что он испачкал новые брюки;
  • мальчик не хочет делиться с детьми своими игрушками;
  • девочка порвала книгу у подружки;
  • ребенок поставил подножку своему товарищу и т.д.

После обсуждения подобных конфликтов, можно сформулировать правила, как следует вести себя в коллективе.

Игры на сплочение для 3 класса

Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет» . Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.

Еще одной игрой такой направленности является игра «Визитная карточка» . Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят слушать, какую книгу читают и т.д.

Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру «Виноград» . Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:

  • Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
  • Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
  • Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?

Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки» . Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.

Еще одним вариантом игр на сплочение детей 6-10 лет является упражнение «Смешной рисунок» . Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.

Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре «Сиамские близнецы» . Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким «близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д. Другой вариант игры — скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.

Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра «Молекулы» . Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:

  • составить слово;
  • составить пример;
  • составить рецепт борща и т.д.

Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.

Игры на сплочение детей 4 класса

Проявить организаторские способности, умение руководить действиями других, скоординированность дети могут во время игры «Строим цифры» . Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: «Строим цифру …», дети должны выстроить в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.

Выразить свои творческие способности, свой вариант действий при совместной деятельности — такая возможность предоставляется ученикам во время игры «Живая скульптура» . Учитель предлагает первому участнику выйти в центр класса и принять любую позу по его желанию. Потом просит следующего участника присоединиться к нему, тоже выбрав при этом свою позу. Так продолжается, пока все не займут место в общей композиции. После этого можно сделать фотографию скульптуры и предложить детям придумать ей название.

Довольно сложное задание предстоит детям выполнить в игре «Встаньте в круг» . В ней потребуется проявить согласованность, чувство «плеча соседа». Школьников нужно собрать в просторном помещении. Сначала они должны закрыть глаза и хаотично двигаться по классу. При этом им надо стараться не задевать и не толкать друг друга. По сигналу учителя все должны остановиться. По второму сигналу дети должны попытаться создать круг. При этом им нельзя разговаривать и прикасаться руками друг к другу. После того, как все остановятся, нужно предложить всем открыть глаза и посмотреть, получился ли у них круг.

Навыки самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективная сплоченность — все эти качества развиваются во время игры «Цветная паутинка» . Детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать. И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.

Развитию сплоченности коллектива способствуют не только игры, но и любая совместная деятельность, которая направлена на достижение общих целей. Исходя из этого, использование предложенных игр обязательно нужно дополнять проведением , взаимоподдержке, моральных качествах, реализацией социально значимых для детей коллективных творческих дел или коллективных проектов.

Чем благоприятнее обстановка и микроклимат в команде, тем выше показатели ее эффективности и успешности. Психологический комфорт напрямую воздействует на весь рабочий процесс и его результаты. По этой причине налаживание качественного взаимодействия членов команды является прямой обязанностью любого лидера и руководителя. Игры на сплочение коллектива в этом случае послужат одним из самых результативных методов. Четвертый урок всецело посвящен им. Далее мы познакомим вас с множеством простых игр, но для начала скажем несколько слов о базовых целях любых подобных мероприятий.

Цели игр на сплочение коллектива

Каждого человека можно назвать индивидуальностью, ведь он обладает своим собственным характером, мнением и восприятием рабочего процесса. Чтобы работа спорилась и была продуктивной, нужно грамотно выстроить взаимодействие вышеназванных личностных особенностей людей. Исходя из этого, самая главная цель игр на сплочение коллектива состоит в определении наиболее ценных качеств каждого члена команды и их внедрении в рабочий механизм.

Параллельно с этим упражнения на формирование командного единства выполняют и несколько сопутствующих функций:

  • Помогают членам команды найти для себя наиболее комфортное положение в ней
  • Раскрывают межличностные симпатии и устанавливают неформальные связи
  • Формируют навыки совместной работы и коллективного решения задач
  • Оптимизируют уровень эмоциональной и психологической совместимости игроков

Любые тренинги, упражнения и игры на командообразование могут проводиться в разных форматах, представляя собой творческие, деловые, интеллектуальные или спортивные состязания. Важно также, что проводить их можно как локально (т.е. в офисе), так и с выездом всей командой куда-либо - на базу отдыха, в санаторий или спортивный клуб, на природу и т.д.

Командообразование - процесс структурированный. Это означает, что и проведение мероприятий на сплочение команды подчиняется определенному алгоритму. Проще говоря, проводиться они должны так (эта последовательность касается любого мероприятия на командообразование):

  • Ведущий знакомит участников с целями и задачами мероприятия
  • Ведущий озвучивает групповые нормы проведения мероприятия (сюда следует включить искренность, уважение, стремление к доверию и раскрепощенности, свободу мнения, слова и выбора, неразглашение особенностей процесса вне пределов команды и т.д.)
  • Проводится упражнение, игра или комплекс мероприятий
  • Коллективно обсуждаются результаты и подводятся итоги (участники делятся эмоциями, впечатлениями и мнениями, озвучивают предложения и пожелания)

Сразу уточним: если вы решите провести одно или два упражнения для своей команды, для этого вполне может подойти офис, где вы работаете. Но если у вас есть задача провести масштабный тренинг с множеством игр, лучше всего выехать за город или арендовать большую аудиторию или конференц-зал. Сами же игры и упражнения подходят как для крупных, так и для небольших команд, но по мере описания каждой игры в случае необходимости мы будем давать небольшие пояснения. Для удобства мы также разделили игры на те, которые больше подходят для проведение в офисе и на выезде.

Офисные игры на командообразование и сплочение коллектива

Снимаем напряжение

Игра, как и следует из названия, направлена на при интенсивных нагрузках. Ведущий дает участникам задание считать в порядке очередности, но без всяких договоренностей. Обратите внимание: если два человека одновременно называют цифру, игра начинается заново. Запрещается разговаривать, но можно использовать жесты и мимику. Чтобы усложнить игру, можно дать задание вести счет с закрытыми глазами. Суть игры в том, что члены команды предугадывают действия друг друга, обращают внимание на невербальные сигналы и устанавливают эмоциональную связь друг с другом.

Поем песню

Ведущий дает участникам задание встать недалеко друг от друга. Затем вместе с командой он выбирает песню, слова которой знают все. После этого игроки по очереди по часовой или против часовой стрелки начинают говорить слова песни в правильном порядке. Если песня сбивается или кто-то ошибается, игру следует начать сначала. Задача - допеть песню до конца.

Знакомимся ближе

Ведущий дает задание участникам встать в ряд по росту. Затем он дает команду молча перестроиться в установленной последовательности. Заданием может быть выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве имени или фамилии), по дню или месяцу рождения, по возрасту или по цвету волос (от светлого к темному или наоборот). Эта игра в тимбилдинге позволяет членам команды лучше узнать друг друга, улучшает невербальное общение и понимание без слов.

Создаем вместе

Прекрасный пример игры на сплочение коллектива. Ведущий заблаговременно и самостоятельно подготавливает атрибуты для игры: ватман, наклейки, аппликации, картинки, фотографии, ткань, маркеры, краски - все, при помощи чего можно создать красочный и красивый коллаж или картину. Затем все участники собираются вместе вокруг большого стола, и ведущий дает задание создать картину или коллаж на конкретную тему, например, «Наша команда», «Трудовые будни», «Тяжело в учении» или «Лучший коллектив». Такое совместное творчество способствует сплочению, раскрытию и реализации способностей, демонстрации талантов, знаний и умений. В дополнение к этому игроки постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом, прислушиваясь, озвучивая свои идеи, находя компромиссные решения.

Готовим подарки

Команда делится на пары. В паре один партнер берет одной рукой одну руку второго партнера, чтобы у каждого осталось по одной свободной руке. Ведущий, заранее подготовив коробки разного размера, оберточную бумагу и ленты, дает задание игрокам приступить к игре. Суть в том, что каждая пара должна упаковать подарок: закрыть коробку, обернуть бумагой, завязать лентой. Победит та пара, которая справится с задачей быстрее всех. Это упражнение прекрасно развивает способность понимать друг друга без слов, улавливать и читать невербальные жесты, достигать одной цели сообща.

Рисуем в офисе

Замечательное упражнение на командообразование, выполнять которое могут все: и те, кто умеет рисовать, и те, кто не умеет. Одну из его разновидностей мы уже рассматривали («Создаем вместе»). Большая команда может разделиться на подгруппы, чтобы присутствовал соревновательный дух (но это не обязательно). Участники сами подготавливают инструменты для работы (краски, карандаши, фломастеры, ватман или даже мольберты и т.д.) и начинают сообща создавать собственное произведение искусства. Можно делать забавные рисунки, писать серьезные картины или воспроизводить известные полотна. Ведущий также может устроить соревнования нескольких команд, а по итогам распределить 1-е, 2-е и 3-е места и вручить соответствующие призы.

Рисуем вслепую

Еще одна разновидность игры на сплочение коллектива, где нужно рисовать. Ее можно использовать и как шуточное разовое мероприятие, и как часть большого тренинга. Хотя в большей степени упражнение подходит для офисного выполнения. Ведущий заранее готовит большой лист ватмана, фломастер или маркер. Команда делится на пары. Ассистенты завязывают игрокам глаза. Ведущий дает задание нарисовать какой-то объект (от простого, типа квадрата, до сложного, типа какого-то животного). Участники вместе берут один инструмент руками (можно также рисовать по очереди, чтобы каждый продолжал картину другого) и начинают рисовать заданный объект. Это веселая и непринужденная игра отлично тренирует понимание без слов и делает людей ближе друг к другу.

Все делаем синхронно

Очень простая, но занимательная игра на сплочение команды. В процессе игры все могут оставаться на своих рабочих местах. Ведущий дает задание игрокам по очереди выполнить какое-либо действие, к примеру, сесть, вытянуть руки, повращать головой, поднять одну ногу, взять ручку и т.д. Задача остальных - выполнить синхронно вместе с первым игроком то же самое действие. Синхронность здесь является показателем того, насколько люди в коллективе чувствуют друг друга, как понимают друг друга без слов. Заодно у всех поднимается настроение, ведь порой групповое выполнение какого-то действия выглядит очень комично, да и выдумщиков в командах встречается немало.

Достаем приз

Прекрасная командная игра, проходящая в форме шуточного соревнования. Ведущий дает участникам задание встать вокруг стола, в центре которого лежит приз. Игроки берут друг друга за большой палец руки, выступающий в роли джойстика, и сразу закрывают глаза. Но последний в цепочке игрок оставляет глаза открытыми. Именно он, управляя движением пальца своего соседа должен передать импульс первому в цепочке. Первый в цепочке, не открывая глаз и понимая, какое движение нужно сделать, должен достать приз. Ведущий выступает в роли независимого судьи. Представленное упражнение стимулирует у игроков желание достигнуть общей цели и научиться понимать друг друга .

Хлопаем вместе

Простая и забавная игра на сплочение коллектива. Ведущий дает участникам задание расположиться по кругу и назначает игрока, с которого начинается игра. По сигналу все должны как можно быстрее по очереди хлопнуть в ладоши. Ничего сложного, но эта игра хорошо развивает чувствительность, понимание невербальных сигналов и командный дух.

Выездные игры на командообразование и сплочение коллектива

Создаем фигуру

Ведущий дает участникам задание разместиться по кругу. Расстояние должно быть достаточным для свободного перемещения (по этой причине данная игра подходит для больших команд). По сигналу ведущего участник, ничего не говоря, выбирает одного из своих коллег и делает ему навстречу ровно 15 шагов. После этого, снова ничего не говоря, он объясняет партнеру, какую фигуру хочет изобразить (квадрат, круг, дом, полумесяц и т.д.). Затем они вместе создают эту фигуру. Такое упражнение на командообразование прекрасно тренирует умение работать в паре, понимать другого без слов, использовать . Также эта игра помогает руководителям определить лидеров и ведомых, активных и пассивных игроков.

Передаем предмет

Еще одна игра, сплочение коллектива в которой - основная цель. Игроки должны сесть в круг. Затем ведущий подходит к первому участнику и дает ему в руки при помощи жеста воображаемый предмет, а также указывает направление его передачи. В качестве предмета может выступать что угодно, например, мартышка.

Первый игрок передает мартышку второму и т.д. по кругу. В один момент ведущий произносит «Стоп!», и спрашивает, у кого мартышка. Сначала все кажется простым, но дальше игра усложняется, т.к. она состоит минимум из трех раундов.

По окончании первого раунда ведущий убеждается, что все поняли правила, и начинает второй раунд. Здесь фигурируют уже два воображаемых предмета: по кругу запускаются мартышка и попугай. Они запускаются от разных участников и движутся в разных направлениях. Дальше все идет по тому же сценарию: «Стоп! У кого мартышка и попугай?». Теперь участники начнут путаться. Далее идет третий раунд. Ведущий запускает три предмета - мартышку, попугая и кокос - снова в разных направлениях и от разных игроков.

Самый интересный момент наступает, когда предметы переходят к одному игроку, и он должен понять, что у него в руках и кому что нужно передать. После очередного «Стоп!» в большинстве случаев никто не понимает, у кого что находится.

Эта игра улучшает взаимодействие людей и качество их коммуникации. Все смеются и хохочут - повышается настроение и снимается напряжение. Между раундами можно обсуждать, как лучше всего передавать предметы, не путая их и не теряя очередности. Кроме прочего, упражнение позволяет выделить лидеров в группе и установить их способность .

Покоряем скалу

Хорошая выездная игра на командообразование. Ведущий должен подготовить длинную скамью (несколько небольших скамеек или большое бревно) и дать задание игрокам выстроиться на ней, плотно прижавшись друг к другу (в принципе, подобное упражнение можно выполнять и у стены). Далее следуют два варианта действий: в первом участники рассчитываются по порядку, а ведущий указывает новую последовательность чисел, в которой все должны выстроиться. Второй вариант - игроки, начиная с первого, перебираются по «скале», чтобы снова встать в том же порядке. Задача участников - не наступать на пол, не упасть со «скалы», не разговаривать. Если кто-то упал или заговорил, он либо выбывает, либо игра начинается сначала.

Играем в «головомяч»

Это спортивное упражнение, которое лучше всего включить в какой-то выездной тренинг. Развивает умение работать в паре. Ведущий дает парам игроков задание лечь на животы напротив друг друга, затем кладет между их головами мяч. Игроки должны подняться на ноги, держа мяч головами и не роняя его. Если мяч упал до того как участники встали, пара начинает пытаться снова. Побеждает та пара, которая встала первой.

Завязываем узел

Простая и увлекательная игра, суть которой заключается в том, что участники должны завязать узел, пользуясь только одной общей веревкой (или канатом), не выпуская ее из рук. Достаточно комичное упражнение, поднимающее настроение, раскрепощающее людей и сближающее их друг с другом. Если команда большая, ее можно разделить на две или более мелких. Для разнообразия одна команда может завязывать узел, а другая - развязывать его.

Играем в «Серебряную кобру»

Эта замечательная игра на командообразование больше похожа на квест. Учитывая то, что она требует большого пространства, проводить ее лучше на природе или в большом помещении. Основана игра на старинной бразильской легенде о серебряной кобре. В легенде она описывалась как оружие, но в действительности коброй является группа людей - сильная и мощная, в то время как один человек бессилен и слаб.

На проведение игры следует уделить не менее 25-30 минут, а участвовать в ней могут от 10 до 15 человек. Ведущий дает задание участникам встать в круг и положить руки на плечи впереди стоящего соседа - получившаяся фигура и есть та самая кобра. Участники закрывают глаза и руками ощупывают спины ближайших соседей, стараясь запомнить свои ощущения.

Затем по команде все расходятся по помещению или поляне и ходят с закрытыми глазами в течение минуты. Желательно, чтобы все держали руки прямо пред собой во избежание случайных столкновений друг с другом. После этого ведущий дает сигнал, по которому участники снова становятся в круг. Задача - вспомнить по ощущениям спину человека, стоявшего впереди в начале, и построить ту же саму последовательность. Эта хорошая игра помогает расслабиться, посмеяться и зарядиться позитивом, лучше узнать коллег, сменить обстановку, научиться выходить из сложных ситуаций и доверять своим ощущениям. И, конечно же, она делает коллектив дружнее и целостнее.

Устраиваем фотомарафон

Смысл этой игры на командообразование состоит в следующем: команда разделяется на небольшие подгруппы (от 2 до 5 человек) и ведущий раздает каждой из них списки мест или вещей, которые нужно сфотографировать. Так, задачей может быть запечатлеть интерьер кафе или театра, памятник, голубя или собаку, конкретную улицу или мост, какое-то здание или даже человека - в ход может идти все, что угодно. Чтобы усложнить задачу, можно дать задание сфотографировать несколько объектов одновременно. Например, сделать фото, на котором присутствует вывеска с названием фирмы, воздушный шар, кот и шоколадка. Такие задания помогают людям сработаться, научиться , лучше узнать друг друга и раскрыться. Ко всему прочему на память останутся приятные эмоции и любопытные фотоснимки.

Ищем сокровища

Эту игру на сплочение команды можно проводить как самостоятельно, так и прибегая к услугам специализированных заведений. В первом случае ведущий заранее прячет где-то на территории города несколько заданий и заранее дает подсказки участникам. Они в свою очередь ищут эти места и выполняют поставленные задачи. Во втором случае нужно обратиться в квест-комнату, коих сегодня можно найти немало. Тематику можно изначально обсудить с игроками, а можно сделать сюрприз. Впрочем, квест-комнаты предлагают не только искать сокровища, но и преодолевать всевозможные препятствия, разгадывать жуткие головоломки, выбираться из закрытого пространства и т.д. Естественно, за прохождение квеста в обязательном порядке нужно вручать приз. Эффект от прохождения квестов выше всяких похвал: развитие интуиции, дедукции и , установление доверительных взаимоотношений и формирование общности коллектива, раскрытие творческого потенциала и проявление индивидуальных умений и способностей.

Играем в животных

Чтобы играть в эту игру на командообразование, нужно заранее подготовиться - сделать много карточек с названиями членов семей различных животных. Например, «Папа слоник», «Мама слоник», «Дочка слоник», «Сын слоник», «Бабушка слоник», «Дедушка слоник» и т.п. От количества людей в команде зависит и разнообразие «фауны». Вообще, чем больше игроков и видов животных, тем лучше. Ведущий делит коллектив на несколько маленьких групп по 5-6 человек, раздает всем карточки и участники с ними знакомятся. По сигналу ведущего игроки расходятся по территории. Каждый должен найти свою семью, издавая соответствующие «своим» животным звуки. Как только все семейства соберутся, ведущий подает сигнал и игроки садятся на стулья или пеньки, но садятся друг на друга по старшинству: дедушка-бабушка-папа-мама-сын-дочь и т.д. Побеждает та команда, которая правильно выполнила задание быстрее всех. Это упражнение - прекрасная тренировка коллективного взаимодействия и возможность лучше узнать друг друга.

Строим фигуру

Ведущий дает участникам задание встать в круг, закрыть глаза и построиться в конкретную фигуру, например, в прямоугольник, треугольник или ромб. Практически всегда в процессе этой игры на командообразование и суета, но по мере выполнения задачи определяется один лидер, который и расставит людей в правильном порядке. Как только фигура будет готова, участники обсуждают, получилась фигура ровной или нет (глаза все еще закрыты). Открывать глаза можно только тогда, когда все решат, что фигура ровная. Упражнение можно усложнить, заранее установив лимит времени на выполнение задания. Лучше всего проводить эту игру в большом помещении или на природе.

Повышаем доверие

Команда делится на несколько групп по 5-6 человек (если команда небольшая, можно не делиться). Каждый игрок по очереди отворачивается от остальных и падает назад, чтобы они его поймали. Поймать игрока - обязательное условие. Те, кто ловит, должны скрестить руки, взявшись за запястья друг друга, а тот, кто падает, должен скрестить руки на груди. Игру можно усложнить, если человек будет падать с высоты, например, со стула, пенька или подоконника. Но рекомендуется все же проводить эту игру на выезде во избежание травм. В результате упражнения коллеги будут больше доверять друг другу. По окончании игры можно сообща обсудить поведение всех участников.

Рассмотренных нами игр вполне хватит, чтобы разнообразить командную жизнь, сплотить коллектив и повысить эффективность его работы. Но в дополнение к ним вы можете использовать и несколько необычных способов.

Необычные способы сплочения команды

Исходя из описаний, вы сами сможете определить, как и где лучше проводить эти мероприятия. Мы предлагаем вам пять необычных способов сплочения команды, но при желании вы можете найти или придумать сами намного больше.

Изучение продукта

Прекрасная игра не только на сплочение коллектива, но и на повышение уровня профессионализма. Подходит для организаций, которые занимаются реализаций какого-то продукта. Суть в том, что каждый член команды во всех деталях и подробностях изучает продаваемый продукт к назначенному сроку. В указанный день устраивается большое собрание, на котором все участники, выступая по очереди, рассказывают о том, что узнали, описывая все преимущества и особенности товара или услуги. Одновременно с формированием командного духа это просто упражнение . По окончании игры все могут делиться впечатлениями, преимуществами и недостатками выступлений своих коллег.

Парилка

Этот прием тимбилдинга снискал огромную популярность в Японии. Заключается он в том, что вся команда (и руководство, и рядовые сотрудники) вместе идут в баню. Мужчины идут вместе с мужчинами, женщины - вместе с женщинами, но если, например, пойти в сауну и взять с собой купальные принадлежности, можно отправиться и всем вместе. Такое «упражнение» погружает коллектив в расслабляющую атмосферу, способствует приятному и непринужденному дружескому общению, формирует доверительные взаимоотношения и сближает членов команды.

Зомби-апокалипсис

Представленная игра на сплочение коллектива сегодня очень популярна в корпоративной культуре американских компаний. Она достаточно затратна в плане финансов, но этого того стоит. По сути, игра представляет собой смесь квеста, пейнтбола и карнавала. Организаторы арендуют заброшенный дом или другое здание, договариваются с профессиональными актерами, которые будут играть роли зомби. Сотрудникам выдается экипировка и оружие для пейнтбола. Задача команды - выбраться из здания живым, одолеть (обхитрить или «убить») зомби и прийти на помощь человечеству. Кстати, подобные тренинги на сплочение актуальны и у американских военных, т.к. они не только тренируют навыки выживания, но и помогают определить лидеров и аутсайдеров, сплачивают коллектив и формируют общность целей.

Виноделие

Такой тренинг на командообразование погружает людей в неформальную обстановку и позволяет им лучше узнать друг друга. Для проведения упражнения нужно найти виноградник, сдающийся в аренду, и нанять консультанта. За несколько часов члены команды сообща успеют изучить особенности и способы изготовления вина, подавить виноград и придумать название для своего собственного напитка. Через несколько месяцев (когда вино будет готово) хозяева виноградника доставляют сделанное командой вино в офис. В итоге участники наслаждаются плодами коллективной работы, делятся эмоциями и впечатлениями от напитка, становятся дружнее и сплоченнее.

Темная комната

Будучи лидером и руководителем, в процессе проведения упражнений, игр и тренингов на сплочение коллектива вы должны наблюдать за всеми членами команды и изучать их. Результаты могут обсуждаться вместе с участниками. Так, можно обсудить, какова атмосфера в команде, насколько люди дружны друг с другом, как продуктивно решаются задачи и достигаются цели. На основе сделанных выводов можно определить командные проблемы и наметить план действий по их корректировке и устранению.

Систематическое и регулярное проведение подобных мероприятий позволяет:

  • Повысить продуктивность межличностного и профессионального общения
  • Повысить КПД отдельных членов команды и коллектива в целом
  • Развить навыки групповой работы
  • Оптимизировать отношения внутри команды
  • Развить навыки поиска решений трудных и нестандартных задач

Рассмотренные нами игры и упражнения не исчерпывают всего многообразия методов сплочения коллектива. Сегодня есть огромное количество тематических сайтов и литературы, посвященной командообразованию, где можно отыскать еще не один десяток интересных заданий. Имея цель сформировать эффективную и дружную команду и используя для этого творческий подход, можно достигнуть поистине небывалых высот и создать такой коллектив, который будет способен свернуть любые горы.

И, продолжая разговор о методах командообразования, мы хотим рассказать вам еще об одной очень популярной сегодня штуке. Называется она «Веревочный курс». Мы не стали описывать его в этом уроке, т.к. в нем очень много своих тонкостей и особенностей. Об этом курсе, его нюансах и составляющих (игры, задания и упражнения) мы подробно расскажем в следующем занятии.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Основная задача вожатого в организационный период смены способствовать сплочению отряда, развивать доверие между ребятами в отряде. В этом помогут игры на сплочение.

Я люблю тебя за то…

Участники становятся или садятся в два круга – внутренний (мальчики) и внешний (девочки), парами навстречу друг другу. Пары берутся за руки и говорят шёпотом друг другу. За какое качество они ценят больше всего в этом человеке. При этом начинают с обязательной фразы: «(Имя участника), я люблю тебя за то…» чем подробнее объяснение, тем лучше выполнено задание. Вожатый обязательно играет с детьми. Через 10 -15 секунд внешний круг делает шаг вправо и пары, сменившись, повторяют всё сначала. По окончанию игры – анализ ощущений.

Упражнение на командное взаимодействие «Переброс мяча».

Задача данного упражнения обратить внимание коллектива на тех детей, которое до этого времени были менее заметны. Задача вожатого, чтобы мяч действительно побывал в руках у каждого ребёнка и никого не забыли.Ребятам предлагается встать в круг. Вожатый бросает мяч любому стоящему в кругу, поймавший мяч перебрасывает его следующему и т. д. задача сводится к тому, что мяч должен побывать в руках у каждого. Это упражнение необходимо выполнить за одну минуту. При этом следует соблюдать следующие правила: мяч не должен попадать дважды в одни и те же руки; если мяч упал, упражнение начинают выполнять сначала.

Скалолаз.

Участники встают на скамейку плотно друг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок проходит по краю скамейки, держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков.

Проводник.

Участники выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если отряд большой, в 2 или 3 колонны). Вожатый объясняет правила:

  • нельзя разговаривать
  • у всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать)
  • последний человек – проводник
  • хлопок по правому/левому плечу – поворот вправо/влево
  • хлопок по обоим плечам – вперёд
  • двойной хлопок по обоим плечам – назад
  • хлопок по обоим плечам дробью – стоп

Задача проводника – провести «паровозик» по маршруту, который укажет вожатый (несколько поворотов). Для продолжения игры последний участник становиться впереди всех, маршрут повторяется.

Атомный реактор.

Предварительная работа: на полу обозначается или чертится круг диаметром 3 метра.У каждого участника вожатый берёт какой – либо предмет, который кладёт в корзину. Далее корзину ставят в центр обозначенного круга. Задача каждого участника достать любой предмет из корзины не заступая в круг. Участник имеет право достать предмет только один раз, таким образом каждый участник достаёт предмет. Круг – это и есть "атомный реактор". Если кто – либо из участников заступает в круг, то всё начинается заново. Игра не заканчивается пока не достанут последний предмет.Данная игра способствует сплочению отряда, решение данной задачи возможно только при взаимодействии всего коллектива, ребёнок не может самостоятельно достать предмет, для этого ему необходима помощь всей команды. Вожатому следует обратить внимание на технику безопасности и способы решения поставленной задачи.

Все участники, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине. Ведущий внимательно наблюдает за ходом выполнения задания: все ли выполняют задание, кто взял на себя роль руководителя.

Угадай, кого нет.

Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.

Красные, синие, зелёные.

Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий (вожатый) каждому на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т.д. Цвета можно использовать другие. Можно усложнить задание: строиться в полной тишине.

Путаница.

Участники становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать за руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо рас¬путаться. В результате распутывания должен получиться круг.

Электрическая цепь.

Участники игры разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг, друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения:

  • электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;
  • на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

Любое число.

Еще одна игра, которая может быть преподнесена участникам как способ проверки их умений понимать друг друга без слов. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы.Ведущий командует: "Три-четыре!". Одновременно должно встать столькоигроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Интересно, что в классической группе из двенадцати-пятнадцати человек обычно ошибка не превышает одного человека. Кто-нибудь из участников быстро соображает, что существуют беспроигрышные варианты: нужно на¬звать либо "один" и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. Ведущему лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.

Гусеница.

Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

Клоун.

Для проведения этой игры потребуется коробок спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все участники выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем участникам, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, игра начинается заново. При хорошем уровне сплочённости отряда результат может быть достигнут очень быстро.

Геометрия вслепую.

Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: "Ребята! В полной тишине, без слов, не открывая глаз - постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т.д»

Переправа через реку (в основном проводится на старших отрядах).

На полу отмечается участок 3-5 м (в зависимости от возраста детей) - это река. Весь отряд должен переправиться с одного берега на другой. При этом у них есть возможность сделать всего пять касаний «реки» (пять на весь отряд). Одновременное касание двумя ногами или руками (например, в прыжке) считается за одно касание.Чем сплочённее, сообразительнее, организованнее и подвижнее отряд, тем быстрее они все сделают (может уйти от 30 мин. и до 1 - 1,5 часа).На самом деде, перейти можно всего в три (или даже в два) касания.

Веревочка.

Все игроки стоят по кругу, крепко держа друг друга за руки «замком». Между первым и вторым участниками висит веревочка со связанными концами. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится между вторым и третьим участниками, потом третий повторяет действия второго и т.д. по кругу. Главное: во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Длина веревки – 1 м.

Глаза в глаза.

Участники садятся в круг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя «договариваться» с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут «договорится глазами», поэтому упражнение повторяется, но при этом участники рассаживаются на другие места в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

Енотовы круги.

Необходима крепкая веревка, концы которой связывают (получается кольцо). Участники берутся за веревку руками, распределяясь равномерно по всему кругу. Затем начинают осторожно отклоняться назад, растягиваясь в стороны до тех пор, пока смогут держать равновесие. Далее можно предложить участникам:

  • всем присесть, а затем встать;
  • отпустить одну руку;
  • пустить волну по веревке (покачать веревку).

В конце игры происходит обсуждение: чувствовали ли участники поддержку друг друга; старались ли помогать соседям; насколько были аккуратны; было ли чувство безопасности (или наоборот опасения, что можно упасть) и т.д.

Консилиум.

Участники садятся в круг и им зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти не возможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать».На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходимо спасти:

  • ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от рака.
  • мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей.
  • беременная девушка 18 лет, больная СПИДом.
  • мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры.
  • парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка.
  • женщина 35 лет - мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.

Затем участникам дается на обсуждение 15-20 мин. (в зависимости от числа участников и от степени их сработанности). После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его.В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направлена на снятие подавленного состояния участников группы и напряженной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему некоторые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали проблемы в общении; мнению, какого человека больше доверяли, почему и т.д. Общее время на обсуждение: 15-20 минут.Примечание: ведущий во время обсуждения внимательно наблюдает за участниками и отмечает поведение каждого: лидеров, агрессоров, молчунов.

Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Факультативное правило: Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.

ПЕРЕВЕРНИ КОВРИК.

Вся группа стоит на коврике. Hужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается с начала.

М-М-М ПО КРУГУ.

Участники сидят в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м... на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.

Кораблекрушение.

Группа участников разбивается на три подгруппы по 10 – 12 человек.Инструкция: «За особые успехи мы получили бонус в виде кругосветного путешествия. Мы сели на прекрасный корабль и плывём по Средиземному морю, но никто не обратил внимание на то, что это «Титаник». Катпстрофа. Но не всё потерянно, у вас есть три плота, на которых вам необходимо продержаться до прилёта вертолёта со спасателями. (каждая команда получает по три коврика)».Далее игра состоит из трёх шагов.

Шаг 1. Группам необходимо договорится и как-то уместиться на своих «плотах», продержавшись не менее одной минуты. Обязательное условие: ноги участников команды не должны касаться пола (земли). Время на договорённость и построение не ограниченно. Если задание выполнено – переходим к шагу 2.

Шаг 2. «Уже темнеет, да и море разбушевалось. Поэтому, чтобы вас нашёл вертолёт, важно не потеряться в темноте. Ваша задача: уместиться на своих плотах, соединить их (с помощью рук, ног, одежды) и в такой связке продержаться минуту».

Шаг 3. «Море разбушевалось, поэтому плоты начинают постепенно разваливаться. У команды остаётся по два коврика. Необходимо уместиться на них, сохраняя тактильный контакт с другими подгруппами, и продержаться в течении одной минуты».Вопросы для обсуждения:

  • что чувствовали в ходе выполнения условий игры;
  • что помогало, что мешало справиться с заданием;
  • как можно улучшить взаимодействие в команде в следующий раз;
  • какими умениями овладели в ходе игры.

Палочки – галочки.

Материал для игры: для проведения игры необходимо нарисовать на доске или на листе ватмана сетку в 6 квадратов. По вертикали нужно прописать цифры 1-6, по горизонтали- выше игрового квадрата буквы А-Е.

А Б В Г Д Е 1 . . . . . 2 . . . . . 3 . . . . . 4 . . . . . 5 . . . . . 6 . . . . .

Подготовительная работа: Участники делятся на две команды. Команды определяют, каким значком они будут обозначать свой ход – палочкой или галочкой. Для последующего обсуждения игры нужно выбрать 1-2 человека наблюдателями, это могут быть дети, не желающие играть.Инструкция: «Прослушайте цель игры для каждой команды. Командам необходимо набрать как можно больше очков. Одно очко – это пять проставленных в ряд по диагонали, или по вертикали, или по горизонтали одинаковых знака. То есть, команда должна проставить пять своих значков в ряд».Определив цель игры, ведущий убеждается, что команда поняла задание, для этого просит повторить заданную цель.Команды по очереди ставят свои знаки на игровом поле. Определить последовательность хода можно жеребьёвкой.Цель наблюдателей- записывать все высказывания, прозвучавшие в командах во время игры. В конце, по разрешению ведущего, они озвучиваются.В процессе игры ведущий прерывает её и напоминает командам о цели игры.Комментарии к игр: как правило, игра идёт стереотипно игре «крестики – нолики», то есть команды пытаются мешать друг другу, но не набрать очки. Даже напоминание о цели игры не помогает. В процессе обсуждения от команд можно услышать возгласы: «А мы им перекроем!, «А мы им не дадим!». Игроки так увлекаются, что не слышат здравых мнений товарищей, что так невозможно набрать очки.Закончив игру, ведущий называет, какое количество очков набрали команды. И просит участников назвать, какое количество очков могли бы набрать команды. Ответ 3:3. Практика показывает, что мы можем победить в случае примирения с соперником. Жизнь показывает другой путь: если не мешать сопернику, то выигрывают оба.Ведущий делает вывод: «Давайте жить дружно! Не тратьте своё время на выяснения отношений и на борьбу, и вы выиграете и дадите эту возможность другим».

Орехи.

Цель: научиться принимать особенности другого человека.Для этой игры потребуются грецкие орехи по количеству участников.Инструкция: «Сейчас перед вами лежит мешок с орехами. Я прошу каждого из вас взять по одному ореху, а потом в течении минуты внимательно рассмотреть, запомнить свой орех (ставить на нём метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи будут сложены обратно в мешок». После того, как орехи будут сложены в мешок, ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех. Когда это задание будет выполнено, происходит небольшое обсуждение: по каким признакам удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других?По итогам обсуждения можно провести аналогию между грецкими орехами и людьми: «И те, и другие в «куче» или толпе на первый взгляд выглядят одинаково, а для того, чтобы увидеть особенность каждого, нужно потратить время, приглядеться. О ценности же ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Может быть внешне очень красивый орех, но внутри – абсолютно пустой. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не нужно судить о человеке по каким – то внешним признакам у ореха очень жёсткая скорлупа, и она ему нужна для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто выращивают вокруг себя скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываться другим, для этого им требуется время».

Тайный друг.

Игру желательно проводить в конце организационного периода, когда дети лучше узнают друг друга. Игра «Тайный друг» может так же проводиться в любой период смены. На отдельных листах бумаги вожатый пишет имена всех детей отряда (имена и фамилии девочек – в одной коробке, мальчики – в другой), по жребию мальчики вытягивают имена девочек, а девочки – мальчиков, а затем в течение установленного времени (1 – 5 дней)тайно делают этим детям приятные сюрпризы. Главное условие – все должны сохранять тайну.По истечении времени весь отряд собирается в одном месте, где вожатый преподносит сюрприз уже всему отряду, после чего все раскрывают чьими были «тайными друзьями» и при этом дарят запоминающиеся презенты.В конце необходим анализ целесообразности, эффективности и необходимости игры «Тайный друг».

Город мастеров.

Игра проводится в окончании организационного периода, после ряда игр и упражнений на сплочение.Необходимый материал: ножницы, клей, бумага, картон, пластилин, скотч, верёвка.По заготовленным спискам отряд делится на несколько команд. Состав команд продумывается заранее, чтобы каждому в группе дать возможность проявить максимальную активность и получить новый для себя опыт взаимодействия.Инструкция: «Сегодня мы создадим вместе с вами Город мастеров. В городе нужно построить жилой дом, клуб или театр, храм, административное здание или мэрию, кафе или бистро. У команд есть время на обсуждение – 10 минут, за которые вам необходимо придумать идею строительства и договориться, как будет работать команда. Само строительство будет проходить в полном молчании, за нарушение будет налагаться штраф: ведущий будет забирать один из предметов (ножницы, скотч). На строительство даётся 20 минут».По сигналу ведущего начинается строительство. Ведущему важно отслеживать выполнение правил и особенности работы в командах для последующего анализа. После окончания строительства каждого сооружения проводится экскурсия по Городу, презентация каждого сооружения.После экскурсии проводится обсуждение:

  • как работалось в команде;
  • что было трудно, что легко;
  • как достигали взаимопонимания;
  • как рождались и воплощались идеи;
  • какие выводы вы сделали лично для себя.

Игры на сплочение

Игры на сплочение и раскрепощение.
Эти игры помогут педагогам на занятии не только разнообразить досуг воспитанников, но и лучше узнать их. А ребятам – возможность отдохнуть и узнать себя и своих друзей с другой стороны. Некоторые игры помогут наглядно показать ребятам проблемы, которые могут возникнуть или уже возникли в коллективе.

"Посланники"
Из числа игроков выбираются 2-3 человека, которым необходимо узнать все о жителях внеземной цивилизации (это остальные игроки). Для этого "посланникам" нужно придумать 7-10 вопросов, на которые жители смогли бы отвечать только "да" или "нет". На составление вопросов им отводиться три минуты (они для этого отходят в сторону или за дверь). В это время всем остальным даётся инструкция о том, что они представители внеземных цивилизаций. И на все вопросы "посланников" имеют право отвечать только "да" или "нет". Ответ на вопрос зависит от того, улыбается ли человек в тот момент, когда задает вопрос. Если улыбается, то все жители внеземной цивилизации хором отвечают "да", если не улыбается – "нет". После окончания игры "посланникам" задаются вопросы:
1. Много ли информации они получили от местных жителей?
2. Поняли ли вы, в каких случаях жители отвечали "да" и "нет".
Вывод: Дружелюбие и улыбка помогает нам в общении с людьми.

"Убийца".
Игроки располагаются по кругу. Каждый получает карточку, на одной из них есть метка. Игрок, получивший карточку с меткой становиться "убийцей". Его задача "уничтожить" как можно больше человек, но при этом не быть замеченным. Делает, он это подмигивая одним глазом. Человек, которому подмигнули, медленно считает до 5 и говорит фразу: "Я убит". После чего человек сидящий по левую руку от "убитого" (даже если этот человек и есть "убийца") говорит имя человека, которого подозревает в этом "убийстве". "Подозреваемый" загибает палец. И так по кругу каждый называет имя человека, которого подозревает. Играющий с максимальным количеством загнутых пальцев становиться главным подозреваемым (их может быть двое и даже трое). Он (и) говорит (ят), что хочет (тят) в своё оправдание. После чего один из играющих (чаще тот, кто предложил играть в эту игру) произносит фразу: " Кто за то, что … (говорит имя подозреваемого) убийца". Начитается голосование. Если большинство за этого человека, то он показывает карточку и если она без метки, то игрок теряет право говорить, но из игры не выходит. Если за него меньшинство, то он остается в игре и "убийца" снова начинает "стрелять" глазами. Игра продолжается до тех пор, пока не найдут путем голосования "убийцу".
Вариант: Если нет карточек, то в игре может быть ведущий, который вначале просит всех закрыть глаза. И проходя за кругом, кладет руку на любого играющего. Этот игрок становится "убийцей". Игра идет по тем же правилам. А ведущий становится просто наблюдателем.
Педагогам. Первоначально будьте в игре ведущим, когда ребята поймут принцип игры, то станьте, как и они игроком. Они это оценят.
Игра "Убийца" не только захватывает игроков, но и приучает смотреть друг другу в глаза.

"Телепатия"

Ведущий говорит: " Сейчас мы поиграем в игру "Телепатия", в ходе которой я научу читать мысли. Только для этого мне необходимы добровольцы (3-5 человек), желающие, чтоб их мысли были прочитаны. Но только я буду учить читать мысли по поводу ваших любимых блюд".
Добровольцы выходят за дверь, где им ведущий сообщает, что каждому из них необходимо вспомнить его любимое блюдо. Желательно, чтоб блюда не повторялись.
Пока добровольцы договариваются за дверью по поводу блюд, ведущий сообщает всем остальным игрокам секрет "телепатии". Он заключается в том, что доброволец входит и сообщает своё любимое блюдо на ухо ведущему. После чего ведущий начинает перечислять различные блюда. А игроки после каждого блюда говорят: " Нет!" до тех пор, пока не услышат любое кушанье из картошки (пирожки с картошкой, картофель фри, картофельная запеканка и т.п.) Следующее кушанье и есть любимое блюдо добровольца. Например, доброволец Миша загадал " жареная картошка".
Ведущий перечисляет: "Миша любит плов?" Все играющие хором говорят: "Нет!". " Миша любит вермишель с грибами?" Все: "Нет!". " Миша любит вареники с картошкой?" Все: "Нет!" " Миша любит жареную картошку? Все: "Да!" Потому что знаком для положительного ответа стали "вареники с картошкой". Задача добровольцев понять принцип угадывания мыслей.
Добровольцы могут входить в комнату по одному, а могут и все вместе. Но при этом ждать своей очереди "чтения мыслей".
"Телепатировать" можно не только мысли о любимых блюдах, но и о подарках на день рождения, о любимых животных и т.п. Только договоритесь после, какого слова будет загаданная мысль.

"Путаница".
Все встают в круг. Вытягивают руки вперёд и схватывают ими любых соседей, кроме рядом стоящих. Таким образом, все запутываются. Задача, не расцепляя рук распутаться. Игра завершена в том случая, если все при распутывании оказались в кругу (спиной или лицом не важно), или образовали несколько кругов, или оказались стоящими в спирали (круг в круге).

"Себе соседу".
Все участники встают в круг. Выбирается водящий, который занимает место в центре круга. Остальные участники ставят перед собой полузакрытую ладонь левой руки, а пальцы правой руки собирают все вместе. У одного из участников в ладони находится мелкий предмет – кольцо или монетка. Участники все вместе начинают движение правой рукой из своей левой ладошки, и говорят при этом "себе соседу". Все участники стараются незаметно передавать по кругу этот предмет. А ведущий старается угадать, у кого в данный момент этот предмет. Для этого он говорит: "Стоп!" и все игроки замирают. Ведущий показывает рукой на человека, у которого, по его мнению, в руках находится предмет. Если ведущий угадывает, то участник с предметом и ведущий меняются метами. Если ведущий не угадывает с третьей попытки, то все игроки придумывают для него любое творческое задание, а он его выполняет. И следующий ведущий выбирается по желанию или по считалке.

" Найди признак".
Водящий уходит за дверь, все остальные делятся на 2-3 команды по какому-либо признаку – по причёскам, по деталям одежды и т.п. Например, в одном команде игроки с часами, в другой – без. Когда команды разделились, водящий заходит. Он должен догадаться, по какому признаку они разделены.
Можно водить вдвоём или втроём. Каждый должен проявить максимум наблюдательности.

"Министры финансов"
Участникам предлагается ситуация: " Вы стали министрами финансов разных стран. Перечислите "министрами", какой страны каждый из вас хотел бы быть (они перечисляют). В ваших странах бедственное положение. И только от вас зависит, будет ли ваша страна материально обеспечена. Для этого вам нужно набрать за минимальное количество "игровых лет" * млрд. долларов (импровизированных, в нашем случае это спички 1 спичка – 1 млрд. долларов). Спички лежат в коробочке, их столько, сколько "игроков-министров". За "игровой год" каждый может взять 1-2 млрд. долларов, а может и вообще ничего не брать. Каждый "министр" думает за себя, и игра проходит в тишине.
"Игровой год" заканчивается тогда, когда коробка со спичками проходит через всех участников и возвращается обратно к ведущему. Ведущий удваивает количество спичек, вернувшихся к нему(если по истечению "игрового года" к нему вернулось 4 спички, то ведущий кладет в коробку ещё 4 спички и в коробке для следующего "игрового года" остается 8 спичек). Таким образом, игра продолжается. Она может идти до 5 минут, а может и закончиться сразу.
Это зависит от того, как поведут себя "министры". Чаще всего "министры", сидящие рядом с ведущим, забирают из коробки по 1 или 2 спички. Получаются, что до многих "министров" доллары (спички) просто не доходят. И заканчиваются на первом "игровом году" (т.к. млрд. долларов столько, сколько участников).
Чаще всего в итоге никто из "министров" не достигает цели - 8 млрд. долларов, для процветания своей страны. И можно всем присутствующим задать вопрос: "А все-таки можно было получить для своей страны 8 млрд. долларов?"
Конечно, после произошедшего, все догадываются, что если бы они не брали доллары в первые "игровые года", то они бы удваивали количество денежных средств и через несколько "лет" достигли бы своей цели.
Вывод: Нужно думать не только о себе, но и о других.

Дракон, рыцарь и принцесса" (по типу игры "Камень, ножницы, бумага").
Все играющие разбиваются на две команды.
Вариант: Все встают так, как будто начинают играть в "Ручеёк". Ведущий проходит в центре "ручейка" и таким образом делит играющих на две команды. Команды выстраиваются в линию лицом друг к другу. Расстояние между командами не менее трех шагов.
В игре каждая команда решает, каким "героем" она будет.
Если она хочет быть "драконом", то поднимает две руки над головой, как будто хочет напугать.
Если она становится "рыцарем", то в прыжке выставляет руку вперед, как будто в руке шпага.
Если она выбирает для себя роль "принцессы", то растопыривает руки в форме платьица и качается из стороны в сторону.
После показа каждого героя, ведущий просит всех участников за ним повторить.
Ведущий медленно начинает считать до 5. В этот момент каждая команда собирается кружком и договаривается, каким героем она будет. На счет пять все игроки в командах уже стоят в линию, как и стояли первоначально и одновременно показывают "героя".
Если первая команда показала "дракона", а вторая "принцессу", то "дракон" съедает "принцессу" и первая команда получает балл.
Если первая команда показывает "дракона", а вторая – "рыцаря", то "рыцарь" побеждает "дракона" и вторая команда получает балл.
Если первая команда показывает рыцаря, а вторая "принцессу", то "принцесса" сражает "рыцаря" своей красотой и вторая команда получает балл.
Также команда может получить и штрафные баллы, если на счёт 5 команда не успевает встать в линию или в команде не успели договориться и показывают разных героев.
Побеждает команда, набравшая 3 балла (количество баллов может варьироваться по желанию ведущего).

"Сплетня".
Выбирается 3-4 человека, которые уходят за дверь. Им предстоит, заходя в кабинет, передавать информацию друг другу. Ведущий первому участнику читает текст 1раз. Затем в комнату заходит следующий участник, которому первый рассказывает всё что запомнил. Второй участник предаёт полученную информацию третьему и т.д. После выполнения этого задания последним участником ведущий зачитывает первоначальный текст. А потом спрашивает: "Ребята! Вам эта игра, что-то напоминает?" Ответы ребят. Ведущий: "Вот именно так распространяются сплетни. Поэтому прежде чем передавать полученную информацию, убедитесь, что вы её поняли правильно. А то вы станете разносчиками сплетен".
Примерный текст: В одной из московских квартир обитал дрессированный шимпанзе Иннокентий, одетый в желтую майку, синие шорты и красную кепку. Однажды через форточку в квартиру влез вор и стал открывать ящики шкафа, в надежде найти какие-либо ценные вещи. И тут из-за угла высунулось дуло ружья и появился козырёк кепки, а за ним и появился сам шимпанзе с оружием в руках. Вор от неожиданности выронил из рук ящик и всё содержимое с грохотом высыпалось на пол. Не понимая, как поступит животное дальше, вор моментально вытащил сотовый телефон, набрал номер милиции. Ровно через 20 минут появились сотрудники милиции. Они выменяли у шимпанзе ружьё на банан, а вора забрали в отделение.

"У-аа, а-у…" (игра на раскрепощение).
Играющие стоят в кругу. В центре ведущий. Ведущий и игроки произносят слова.
Ведущий: Хей!
Игроки: Хей!
Ведущий: Как дела?
Игроки: О кей! (жест "классно")
Ведущий: А покажите мне, пожалуйста, … (называет какое-либо существительное или словосочетание)
Игроки: Что вы сказали?
Ведущий: А покажите мне, пожалуйста, … (повторяет сказанное)
Игроки: Что вы сказали?
Ведущий: А я сказал(а)… (показывает как изображать то, о чём он(а) говорил(а), сопровождая словами) у-аа, а-у, аа, а-у, аа, а-у ещё раз; у-аа, а-у, аа, а-у, аа, а-у молодцы!
Ведущий вместо себя выбирает человека из круга и он становится ведущим.

"Крестики-нолики"
Материалы: плакат с нарисованным полем 6 на 6 клеток, маркеры, 2 листа бумаги с аналогичными полями, ручки.
Исходное положение: группа разбивается на две части, на стене висит плакат с игровым полем, группы договариваются о том, кто из них крестик, а кто нолик (возможен розыгрыш знаков)
Задание: задача каждой группы – набрать 3 балла. Один балл присваивается группе в том случае, если по вертикали или по горизонтали она поставят 5 своих знаков, не обязательно подряд.
Условия:
В течении 3 минут группы продумывают тактику игры.
По одному представителю каждой команды выходят к плакату с полем и начинают игру.
В это время группа не может подсказывать своим представителем.
Группы ходят по очереди.
Максимальное число баллов, которое могут набрать группы – по 3 балла, но только в том случае, если они не будут мешать друг другу, а будут ставить свои знаки каждая на своей стороны поля.

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Конкурсная программа «МИКСЕР»
ПОСЧИТАЙ. Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача - найти сумму всех чисел и назвать результат. Выигрывает более точная команда.
ЧТО ТАКОЕ? Командам раздаются карточки с названиями 3-4-х предметов. Задача для каждой команды:
после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?
Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)
Жидкость, предназначенная для соединения дета¬лей? (Клей.)
Молоко, телефон, дождь.
Хлеб, ножницы, луна.
Жираф, ложка, снег.
Машина, ночь, сахар.
ПОКАЖИ. Необходимо изобразить, используя всех участников команды:
оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;
болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди за колбасой, пациентов из палаты перед операцией;
крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;
Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой;
букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»;
картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ. На листах бумаги команды в течение 2-3 минут записывает имена русских писателей и поэтов. Затем листы сверяются мето¬дом исключения. Выигрывают те, у кого фамилий оста¬нется больше.
МАСТЕРА ПАНТОМИМЫ. Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное, так, чтобы все догадались, кто это.
ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ. Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от О до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два
стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 32 +4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
КТО БЫСТРЕЕ? Команда выполняет задания быстро и четко.
1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:
квадрат;
треугольник;
круг;
ромб;
угол;
букву;
птичий косяк.
2-й вариант. Построиться в шеренгу по:
росту;
цвету волос;
алфавиту имен;
размеру ноги.

Загрузка...