ecosmak.ru

Вечера занимательной физики. Сценарий физического вечера " Физика-это интересно!" А то глаза не верят


Физический вечер.
Для учащихся 8-11 классов.

Ситникова Инесса Анатольевна

Цели:
Развитие познавательной деятельности, расширение кругозора;
Развитие умения работать в группе;
Развитие внимания, мышления учащихся;
Развитие интереса к предмету.
1.знакомство с командами (название, девиз)
2 конкурс “Происхождение слов”
Ведущий предлагает участникам конкурса поочередно вытянуть билет с заданием, где написано слово, происхождение которого им предстоит определить. В билете даны также 5 ответов для выбора, среди которых 1 верный. Ответ дается устно: участник имеет право на 5 попыток. Оценивание происходит так: если ответ дан с первой попытки - 5 баллов, со второй - 4 балла, с третьей - 3, с четвертой - 2, с пятой - 1 балл.
Билет № I
ПРОБИРКА - это слово
1) латинское,
2) русское,
3) французское,
4) испанское,
5) итальянское.
(Ответ: русское.)
Билет № 2
УТЮГ - это слово
1) турецкое,
2) китайское,
3) русское,
4) финское,
5) немецкое.
(Ответ: турецкое.)
Билет № 3
ГИПОТЕЗА - это слово
1) голландское,
2) латинское,
3) греческое,
4) австрийское,
5) русское.
(Ответ: греческое.)
Билет № 4
РАКЕТА - это слово
1) русское,
2) немецкое,
3) английское,
4) китайское,
5) греческое.
(Ответ: немецкое.)
Билет № 5
ОРБИТА - это слово
1) французское,
2) английское,
3) русское,
4) латинское,
5) немецкое.
(Ответ: латинское.)
Билет № 6
ФИЗИКА - это слово
1) русское,
2) латинское,
3) греческое,
4) английское,
5) польское.
(Ответ: греческое.)
Билет № 7
ТРАНСФОРМАТОР - это слово
1) латинское,
2) русское,
3) немецкое,
4) французское,
5) английское.
(Ответ: латинское.)
Билет № 8
ИНЕРЦИЯ - это слово
1) итальянское,
2) греческое,
3) латинское,
4) французское,
5) русское.
(Ответ: латинское.)
Билет № 9
ЛИТР - это слово
1) русское,
2) греческое,
3) французское,
4) литовское,
(Ответ: французское.)
Билет № 10
МАЯТНИК - это слово
1) русское,
2) голландское,
3) французское,
4) монгольское,
5) арабское.
(Ответ: русское.)
3 конкурс “ТЫ- МНЕ,Я-ТЕБЕ”

Участники задают заранее подготовленные вопросы друг другу.8 класс- 9 классу,9 класс- 8 классу,10 класс- 11 классу,11 класс- 10 классу.

4 конкурс.

Команды получают карточки с заданием:с помощью мимики,жестов изобразить предлагаемую ситуацию.Участвовать могут все члены команды.Время на подготовку- 3 минуты.Ситуации:
1.Все тела состоят из молекул.
2.Все тела притягиваются друг к другу.
3.Если не воздействовать на тело, оно сохраняет свою скорость.
4.силе действия всегда есть сила противодействия.
5.В жидкости на тело действует выталкивающая сила.
6.Изобразите явление инерции.
5 конкурс. “Знание законов.”
Вызывается один человек от команды,он вытягивает листок на котором написан физический закон. Его задача- назвать закон и сформулировать его.
6 конкурс
Домашнее задание.Подготовить один предмет,который можно использовать в физике.Команды по очереди предлагают свои версии использования предмета,затем выслушивается своя версия.
7 конкурс.
Конкурс "Загадки с подсказками"
По опорным сигналам - подсказкам, которые постепенно будет давать ведущий, нужно отгадать задуманное. Рука, поднятая вверх, служит сигналом о вашей готовности к ответу. За верный ответ присуждается от 5 до 1 балла.
Загадка первая 9 классу
Речь пойдет об ученом. О ком именно?
Подсказки:
1. Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.
2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
3. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.
4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
5. Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза.
(Ответ: итальянский ученый Галилео Галилей.)
Загадка вторая 9 классу
Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на одном из них.
Подсказки:
1. Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII в., XV в., в конце XVIII и середине XX в.
2. Данное изобретение используется и в мирных целях.
3. Предполагается, что родина этого изобретения Китай
4. В Европе (XIII в.) его разновидность получила название - "летающий огонь", или "огненный волан", а в середине XX в. - имя милой девушки.
5. Это изобретение - основной двигатель космических кораблей.
(Ответ: ракета.)
Загадка третья 8 классу
О фамилии очень известного ученого.
Подсказки:
1. Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
3. Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
5. По легенде, ему принадлежит возглас: "Эврика!", прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
(Архимед.)
Загадка четвертая 8 классу
В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество?
Подсказки:
1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.
2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.
3. Его можно использовать для уменьшения трения.
4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.
5. Это вещество называют "соком жизни" на Земле.
(Вода.)
Загадка пятая 10 классу
Она - об уникальном путешественнике. Кто он?
Подсказки:
1. Претендентов на это путешествие было около 3 тыс., однако выбор пал на него.
2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба...
4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: "Поехали!".
(Ю.А. Гагарин.)
Загадка шестая 11 классу
Что это?
Подсказки:
1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.
3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
4. Он всегда целенаправлен.
5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.
(Компас.)
Загадка седьмая 11 классу
И снова о человеке-легенде.
Подсказки:
1. Он жил в IV в. до н.э.
2. Он был воспитателем Александра Македонского.
3. Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.
4. В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
5. Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.
(Аристотель.)
Загадка восьмая 10 классу.
Речь пойдет о живом существе. Кто оно?
Подсказки:
1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
2. Мощность, развиваемая его сердцем, - 2,2 Вт.
3. Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.
4. За свою жизнь оно съедает около 40 т пищи.
5. Это самое умное животное на Земле.
(Человек.)
8 конкурс
Внимание!Наш последний конкурс посвящен движению.Каждая команда по очереди называет стихи,песни,картины,загадки где есть описание движения во всех его проявлениях.Например,ветер по морю гуляет,да кораблик подгоняет,он бежит себе в волнах на раздутых парусах...или мы поедем,мы помчимся на оленях утром ранним...Выигрывает та команда,которая назовет слово последней.Итак,начинает 11 класс.

Используемая литература:
1.Аганов А.В.и др.Физика вокруг нас:Качественные задачи по физике.
М.:Дом педагогики,1998.
2.Буздин А.И.,Зильберман А.Р.,Кротов С.С.Раз задача,два задача...
М.:Наука,1990.
3.Кабардин О.Ф.,Орлов В.А.Задачи по физике.М.:Дрофа,2002.
4.Ланге В.Н.Экспериментальные физические задачи на смекалку.М.:Наука,1985.
6.Тульчинский М.Е.Качественные задачи по физике.М.:Просвещение,1999.
Полный текст материала Внеклассное мероприятие "Физический вечер" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Михейковская средняя общеобразовательная школа

Физический вечер на тему:

«Физика вокруг нас»

Мероприятие составил и провел:

учитель высшей категории

Лавнюженков Сергей Павлович

201 3-2014 учебный год

Программа вечера:

I . Вступительная часть.

II. Разминка.

III. Конкурс эмблемы, названия, девиза команд.

IV. Физическая пауза (занимательные опыты)

V. Конкурс капитанов (кто быстрее?)

VI. Физические загадки.

VII. Кроссворд.

VIII. Игра со зрителями (физическая пауза)

IX. Кто больше?

X. Ты мне, я тебе (вопросы участников соревнования).

XI. Подведение итогов. Награждение.

XII. Заключение.

Литература:

    Физика 7 - 8 класс.

    Журнал “Физика в школе” №3 1990 г., №1 1991 г.

    Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике” 1985 г.

    В.И. Лукашик “Сборник вопросов и задач по физике” 1985 г.

    Ланге “Экспериментальные физические задачи на смекалку” 1985 г.

I. Вступительная часть.

Добрый вечер, дорогие ребята! Мы хотим, чтобы у всех собравшихся на сегодняшний вечер физики было хорошее настроение, чтобы вы узнали, что - то новое и не скучали.

В начале послушайте, как умели шутить великие учёные - физики:

    «Ты так устал, на тебе лица нет», - сказала жена известному изобретателю Эдисону. - уходи из дому на сутки, отдохни в своё удовольствие. Эдисон послушался и куда - то исчез. Через день она нашла его... в лаборатории за очередным опытом. «Так хорошо отдохнул!» - радостно сказал ей муж при встрече.

    Однажды великий физик Резерфорд застал поздно вечером в лаборатории одного из своих учеников. «Работаю!» - с гордостью сказал тот. «А что вы делали днём?» - спросил учёный. «Работал», - последовал ответ. «А рано утром?» «Работал», - вновь услышал он. “Когда же вы обдумываете опыты?” - возмутился Резерфорд.

    Физик Кирхгоф однажды рассказывал о созданном им спектральном анализе. «Спектр Солнца свидетельствует, что там есть золото», - заметил он. «Что за польза от такого открытия! Ведь золото с Солнца не достанешь!» - возразил один слушатель. Вскоре Кирхгофу за его открытие присудили золотую медаль. «Ну, рот я и достал золото с Солнца!» - пошутил он.

    Репортёр спросил А. Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли и, если записывает, то куда - в блокнот, записную книжку или специальную картотеку? Эйнштейн посмотрел на объёмистый блокнот репортёра и сказал: «Милый мой! Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить».

    Одна дама попросила А. Эйнштейна позвонить ей вечером по телефону. «Правда, мой номер так трудно запомнить», - сказала она, - 24361. «О нет!» - возразил физик. – «12 умноженное на два и 19, возведённое в квадрат. Так просто».

Для участия в физическом «бое» приглашаются команды 7 и 8 классов. Поприветствуем их, ребята!

Команда 7 класса: «Архимеды».

Команда 8 класса: «Ньютоны».

Перед большими соревнованиями любой спортсмен проводит разминку. Поэтому и мы с вами начнём с разминки.

II. Разминка.

Участникам команд по очереди предлагаются загадки на физическую тематику. За каждый правильный ответ угадавшему даётся жетон. Одна минута на обдумывание.

7 класс

8 класс

Виден край, а не дойдёшь. Что это?

(горизонт)

В огне не горит и в воде не тонет?

(лёд)

Может ли горизонт являться телом отсчёта?

(нет, т.к. движется вместе с наблюдателем)

Может ли лёд быть нагревателем? Когда?

(может, когда температура тела ниже температуры льда)

Красивое коромысло над лесом повисло?

(радуга)

Летит - молчит, лежит - молчит. Когда умрёт, тогда заревёт. Что это такое?

(снег)

Перечислите основные цвета радуги?

(к, о, ж, з, г, с, ф)

Почему в сильный мороз снег под ногами скрипит?

(ломаются кристаллы снега)

Не взять меня и не поднять, не распилить пилой. не вырубить и не прогнать, не вымести метлой. Но только мне придёт пора - сама уйду я со двора.

(тень)

Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём идёт речь?

(холод, тепло)

Как получить от одного предмета тень разной длины?

(наклонять предмет под разными углами к источнику света)

Почему при холодной погоде многие животные спят клубком?

(уменьшается охлаждение организма)

III. Конкурс эмблемы, названия, девиза команд.

Команды поочерёдно представляют на суд зрителей свои названия, девизы, эмблемы.

IV. Физическая пауза (занимательные опыты)

Каждой команде необходимо объяснить опыт, который демонстрируют учащиеся.

№ опыта

7 класс

8 класс

Заполнение графина вверх дном.

Два стакана с водой. В одном яйцо плавает, в другом оно тонет

На гранёный стакан положили фанеру с тяжёлой гирей (10 кг). Ударили по гири молотком. Почему стакан не разбился?

Имеются учебные весы. На них находятся два одинаковых алюминиевых тела. Весы в равновесии. Если одно тело нагревать, то весы выходят из равновесия. Почему?

Имеется сосуд с водой. Если из него выкачивать с помощью насоса воздух, то создаётся впечатление что вода в нём кипит. Почему?

Опыт с “Артезианским водолазом”

V. Конкурс капитанов (кто быстрее?)

Каждому капитану даётся одинаковый стакан без воды и соломинка. Задание состоит в том, кто быстрее заполнит стакан водой, взятой из другого сосуда с помощью соломинки. При этом учитывается не только время, но и количество воды в стаканах.

VI. Физические загадки.

Коллективное отгадывание загадок. Предлагаются одновременно двум командам, отвечает та команда, которая первая подняла руку. Неправильный ответ и право ответить представляется другой команде. При условии, если ни одна из команд не знает ответа на загадку, право помочь предлагается зрителям (болельщикам команд). Если болельщик отвечает правильно, то очко присуждается его команде.

1. Две сестры качались, правды добивались.

А когда добились, то остановились.

(весы)

2. С ластами, а не тюлень

Плавает, а не рыба

не скрывается, а в маске.

(водолаз)

3. Отгадай-ка что за строчки?

Буквы в них - тире и точки.

(азбука Морзе)

4. Что за птица алый хвост,

Полетела в стаю звёзд?

(ракета)

5. Возле уха - завитуха, а в серёдке - разговор.

(радионаушники)

6. Она с винтом пустилась в пляс,

А он, кружась в доске увяз.

(отвёртка)

7. С края на край режет черный каравай.

Кончит, повернётся, за то же возьмётся.

(плуг)

8. Всем поведает хоть и без языка.

Когда будет ясно, а когда - облака.

(барометр)

9. В нашей комнате одно есть волшебное окно.

В нём летают чудо птицы, бродят волки и лисицы.

Знойным летом снег идёт, а зимою - сад цветёт.

В том окне чудес полно, что же это за окно?

(телевизор)

VII. Кроссворд.

Каждой команде даётся кроссворд. За 5 минут необходимо его разгадать. Выигрывает та команда, которая угадает все слова или же большее количество слов. За каждое правильно угаданное слово даётся очко.

7 класс.

по горизонтали.

    Изменение с течение времени положения.

    Прибор для измерения температуры.

    Одно из агрегатных состояний вещества.

    Единица измерения температуры.

    Вещество, входящее в состав человека.

по вертикали

    Мельчайшая частица вещества.

    Частица вещества.

    Явление сохранения телом скорости.

    Вещество, входящее в состав воздуха.

    Единица измерения массы.

Ответы.

по горизонтали.

    Движение.

    Термометр.

    Жидкость.

    Градус.

    Вода.

по вертикали

    Атом.

    Молекула.

    Инерция.

    Азот.

    Тонна.

8 класс.

по горизонтали.

    Источник электрического тока.

    Единица измерения времени.

    Физическое явление, применяемое в парной.

    Единица измерения энергии.

по вертикали

    Элемент двигателя.

    Процесс выделения из воды воздуха.

    Предмет, хранящий тепло и холод.

    Вид теплопередачи.

    Способ изменения внутренней энергии.

Ответы.

по горизонтали.

    Аккумулятор.

    Секунда.

    Испарение.

    Калория.

по вертикали

    Цилиндр.

    Кипение.

    Термос.

    Конвекция.

    Работа.

VIII. Игра со зрителями (физическая пауза)

Пока команды разгадывают кроссворд, игра со зрителями. Зрителям предлагается побыть в роли экспериментатора, т.е. проделать ряд опытов.

Опыт № 1. Вытащить из - под бутылки листок бумаги, чтобы бутылка не упала.

Опыт № 2. Достать денежку из - под стакана, не дотрагиваясь до него.

Опыт № 3. Поднять тарелку, используя при этом толь кусок мыла.

Опыт № 4. Имеется горячая электроплитка. Капнули на неё воду. Почему она не сразу

испаряется?

За правильную демонстрацию опыта или его объяснение присуждается очко команде, за которую болеют зрители.

IX. Кто больше?

Командам представляется возможность коллективной демонстрации опыта: Кто больше?

Необходимо подвешивать груз на “слипшиеся” свинцовые цилиндры, пока они под тяжестью груза не разорвутся. Каждый груз - очко. У кого больше подвешенных грузов, тот выиграл.

X. Домашнее задание. Ты мне, я тебе (вопросы участников соревнования).

Каждый из участников команды задаёт команде - сопернице вопрос. При правильном ответе команда получает очко, если ответа нет - очко тому, кто вопрос задал.

XI. Подведение итогов.

Судьи подсчитывают очки, заработанные командами. Объявляется победитель.

XII. Заключение.

Вот и подошёл к концу наш весёлый вечер. Мы думаем, что он стал для вас интересным походом в мир природы. Ждём от вас предложений и вопросов для ещё одной “встречи” с этой удивительной наукой. Всего вам хорошего! До свидания!

Цель такого рода мероприятий: приобщение учащихся к миру науки, к увлекательному процессу поиск, выработка умения преодолевать трудности при решении задач-загадок. Ребята могут следить за напряженной работой мысли играющих, попробовать свои силы

К организации игры с физическим содержанием предъявляются следующие требования:

  • Ее назначение – развитие познавательных интересов учащихся и закрепление знаний, приобретенных на уроках;
  • Она должна вызывать положительные эмоции (например, удовлетворение от удачного, правильного ответа на вопрос);
  • Содержание предлагаемых вопросов должно быть доступным для понимания учащихся, основываться на их знаниях, вынесенных с уроков физики или учебной деятельности;
  • Игра должна в максимальной степени основываться на творчестве и самостоятельности учеников (преподаватель только в случае необходимости оказывает помощь в редактировании вопросов и работе жюри).

Правила проведения игры:

1). Каждая из соревнующихся команд должна иметь свою эмблему, девиз и название;

2). За стол садятся шесть любых членов команды; их состав в течение игры по усмотрению команды может меняться;

3). За нарушение дисциплины, подсказку, выкрики со стороны членов команды, не принимающих в данный момент участия в игре, жюри имеет право наказать команду, сняв с нее определенное количество очков (от 1 до 3);

4). За правильный ответ команде присуждается 2 очка; если ответ правильный, но неполный, то засчитывается 1 очко;

5). Если команда не смогла ответить на заданный вопрос, то очко присуждается той команде, в которой состоит учащийся, придумавший вопрос (он же получает приз); команда, не ответившая на очередной вопрос, уступает место за игровым столом следующей;

6). Если команда ответила на вопрос частично, то по усмотрению жюри очки делятся между отвечавшей командой и командой, задавшей вопрос;

7). Если “выпавший” вопрос придуман командой (группой), которая в данный момент должна играть, то она отвечает на следующий вопрос, записанный на карточке, расположенной на столе, по ходу часовой стрелки;

8). За самый интересный вопрос жюри может присудить команде до 3 очков;

9). В состав жюри входят 5-7 человек во главе с председателем – учителем физики; члены жюри – учащиеся и представители администрации школы;

10). Вопросы игры готовят сами учащиеся, опуская их в запечатанных конвертах в ящичек, находящийся в кабинете физики;

11). На каждом конверте с вопросом указывается его автор и название команды, в которой он состоит.

Игра проводится в актовом зале школы. Одна половина зала отводится для играющих, на другой размещаются болельщики. В центре зала находится стол с “рулеткой”, вокруг него шесть стульев. “Рулетка” представляет собой плоский диск, разделенный на секторы (всего их 12), окрашенные в различные цвета. В центре – вращающаяся стрелка. В секторах лежат конверты с вопросами. На каждом конверте стоит буква и цифра, соответствующая номеру сектора и названию команды.

В ходе игры предусмотрены музыкальные паузы различного характера. Продолжительность игры примерно 1,5 часа, в течение которого разыгрывается 12 вопросов. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее число очков во всех встречах. Играют команды по очереди. Порядок определяется жеребьевкой.

Игра по теме “Мир электричества”

Уважаемые знатоки! Совершим небольшой экскурс в историю развития современной электротехники.

  1. Внимание! “Черный ящик”!
  2. Вопрос: Когда-то давно к одному древнегреческому ученому, жившему в городе Милете, пришла дочь и принесла ему веретено. Девушка оказалась на редкость наблюдательной и заметила, что не раз, уронив веретено, она вынуждена была его долго очищать от сора. Но при этом упрямый предмет только сильнее притягивал к себе мелкие нити и пылинки. Мудрец похвалил дочь и задумался. А в наступившей темноте обнаружил, что если потереть веретено руками, оно покрывается крошечными голубыми искрами. Философ попытался объяснить это явление, не ссылаясь на помощь богов, пытаясь найти причину происходящего в природе. Кто был этот человек, задумавший освободить природу от капризной воли богов, а философию – от мифов? Из какого материала было изготовлено веретено, вы узнаете, открыв “черный ящик” после правильного ответа на вопрос.

  3. Следующая наша остановка приходится на середину 17 столетия.
  4. Вопрос. Город Магдебург, Германия. На ее территории догорает тридцатилетняя война. Город основательно пострадал. Оставшимся в живых предстояло немало работы: нужно было прокладывать улицы среди руин, возводить новые мосты. Тут- то и пригодился молодой инженер, который, к тому же, учился и правоведению. После удачных переговоров с войсками, инженера возвели в ранг бургомистра. Единственное, что смущало горожан, так это то, что наряду с многочисленными обязанностями бургомистр проводил физические опыты. Он заказал у мастера-стеклодува большой шар из серы, а затем, наэлектризовав его ладонью, с удовольствием наблюдал, как танцуют над ним пушинки. А те, что опускались на шар, отскакивали прочь. “Похоже, что наэлектризованные тела не только притягивают, но и способны оттолкнуть легкие тельца!”- сказал себе бургомистр. Чей портрет мы сможем с вами созерцать, после того, как услышим от вас правильный ответ? Кстати, бургомистр не был ученым. Скорее – изобретателем. А в свободное время работал еще и на своей пивоварне. Приложение 1 .

  5. Скажите, вы боитесь грозы? Постарайтесь ответить на этот вопрос откровенно. Если не боитесь, то – нет, а коли страшно, то – да! Ничего постыдного в этом нет. Гроза – самое величественное, самое красивое и одно из самых… грозных явлений природы. Трах-тарарах! – грохочет гром. Змеи – молнии жалят землю. Черные тучи накрыли ее, как пологом. Где голубое небо? Где ласковое солнце? Куда спрятаться от пронизывающего ветра, холодного дождя?
  6. В один из таких ветреных дней, когда низкие тучи предвещали грозу, Бенджамин Франклин, англичанин по происхождению, рослый и веселый, всегда полный юмора, человек, увлеченный метеорологией, соорудил из шелкового платка большого воздушного змея и запустил его под облака. К концу бечевки он привязал металлический ключ, а к ключу, в целях безопасности, - шелковую ленту, за которую держался сам. По шелку электричество не передавалось.

    Скоро веревка намокла. Где-то вдалеке громыхнул первый гром. Франклин осторожно поднес к ключу лейденскую банку, и длинная голубая искра клюнула центральный электрод. “Браво! Есть электричество! Я отнял его у неба!” Он заряжал одну банку за другой, убеждаясь, что небесное электричество, добытое змеем, ничуть не отличается от производимого трением. “Прекрасно! Больше я не позволю небесному огню сжигать дома и корабли, убивать людей и наносить ущерб обществу”.

    Вопрос: Назовите изобретение, с помощью которого Франклин “отнял молнию у небес и власть у тиранов”.

  7. “Никто не знает, как он выглядел. Его портретов не осталось, - так начинает свое эссе “Размышление перед портретом, которого нет” писатель Даниил Гранин. – Не сохранилось его писем, дневников, его личных вещей. Нет воспоминаний о нем. Есть только его труды. Это он, Василий Петров, создал небывалый до того физический кабинет для исследований, где возникла у него мысль о батарее, с помощью которой можно было проводить невероятные для того времени исследования. С помощью опытов при использовании это конструкции, Петров ввел в физику термин “электрическое сопротивление.
  8. Вопрос: Что это были за эксперименты? Постарайтесь продемонстрировать один из них.

  9. Внимание! Неизвестный прибор! (В зал вносится модель опытного станка Ампера). Приложение 1
  10. “Я свел явления, наблюденные г. Эрстедом, к двум общим фактам. Я показал, что ток, существующий в самом вольтовом столбе. Действует на магнитную стрелку так же, как и ток соединительного провода. Я описал опыты, при помощи которых я установил притяжение или отталкивание всей магнитной стрелки под действием соединяющей проволоки.

    Я описал приборы, которые предполагал соорудить, и, между прочим, гальванические винты и спирали. Я указал, что последние будут производить во всех случаях те же действия, что и магниты”. Это слова всем известного французского физика Андре Мари Ампера.

    Вопрос: Что за прибор перед вами и какую службу он послужил Амперу, чтобы ученый мог сделать такие выводы?

  11. Внимание на экран! (На экран проецируется изображение подъемного крана 19 века с электромагнитным захватом) Приложение 1.
  12. В 1840 году, когда этому человеку уже было шестьдесят, манчестерцы предложили ему пост директора своего музея. Место почетное, но не прибыльное. А изобретатель, идеи которого положены в основу принципа действия этого устройства, по-прежнему тратил большую часть своего дохода на электрические и магнитные опыты. Десять лет спустя он умер, так и не дождавшись ни признания, ни почестей. Многим из его земляков-англичан даже это имя не знакомо. И только старая надпись на могильной плите напоминает: “Здесь лежит изобретатель электромагнита”.

    Вопрос: Кто этот человек?

  13. Загадочное письмо!
  14. Возвратившись 26 июля 1832 года после выходных в Лондон, Фарадей нашел в почтовом ящике письмо. Открыв конверт, ученый посмотрел на надпись. Там стояли лишь две буквы: “Р.М.” .

    “Сэр! – писал неизвестный. – Прочитав в отчетах института Ваш интересный доклад о магнетизме, я сделал попытку провести эксперимент, который удался мне сверх моих ожиданий, и я думаю, что если его провести в боле широком масштабе, то он дал бы много интересного…”

    Вопрос: Описание какого устройства следовало далее в письме?

  15. Общность научных интересов сблизила этих двух людей. Позднее совместное сотрудничество переросло в дружбу. Они бок о бок трудились в новой, развивающейся области науки об электричестве. Один из них был теоретиком, другой – практиком. Им принадлежат первые испытания электродвигателя.
  16. Вопрос: Назовите фамилии этих ученых, являющихся иностранцами, но работающих на благо России и позднее даже принявших российское подданство.

  17. В конце 70-х годов 19 века на верфях Североамериканских Соединенных Штатов по заказу петербургского Адмиралтейства строились корабли. На их приемку приехал лейтенант русского флота А.Н.Хотинский. Вместе с ним было одно из величайших изобретений человечества, принадлежавшее Александру Николаевичу Лодыгину. Изобретение было запатентовано в России, во Франции, Великобритании, Австрии, Бельгии… Случилось как-то, что молодой лейтенант показал это изобретение Эдисону, которому новинка чрезвычайно понравилась, и американец принялся за усовершенствование русского чуда.
  18. Вопрос: Как во всем мире стали называть это изобретение?

  19. Новая сила – электричество – заявила о себе как победительница всех стихий. Французский рисовальщик и писатель-юморист выпустил в 1833 году фантастический роман “Двадцатое столетие” с массой рисунков, посвященных будущему триумфу электричества.

Вопрос: В каком году, и под каким названием его книга вышла в свет в России?

Источник информации: Томилин А.Н. Мир электричества // Дрофа. – 2007г.

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7-8 классов.
Вечер занимательной физики.
Цель:
формировать у учащихся интерес к изучению физики, научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, развивать необходимость в углублении знаний.
Оборудование:
Тематическая газета, красочное объявление, портреты физиков, оборудование для демонстрации опытов.
Живет природа по своим законам.
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять.
ПРОГРАММА ВЕЧЕРА.
1.Физминутка.
2.Что мы знаем о великих физиках.
3. Демонстрация занимательных опытов с объяснением сути явлений.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы удивиться. Дело в том, что физика – это удивительная наука. В мире происходит множество физических явлений. Все они объясняются на основе законов физики.
ФизминуткаВедущий задаёт загадки и вопросы. Загадки подобраны на тему «Природа и явления в ней».
Чего в сундук не спрячешь? (луч света)
Вопрос. Какого цвета белый свет?
Ответ. Белый цвет состоит из семи основных цветов – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.Ревнул вол на стол сёл, за сто речек. (гром)
Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: увидим молнию или услышим гром?
Ответ. Раньше увидим молнию, так как скорость света составляет 300000 км/с, а скорость звука 340 м/с при 15°С в воздухе.
В воде не тонет и в огне не горит? (лёд)
Вопрос. Когда лёд может быть нагревателем?
Ответ. Когда другое тело, находящееся со льдом в соприкосновении, имеет температуру ниже, чем у льда.
Без рук, без ног, а в избу лезет? (тепло, холод)
Вопрос. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Ответ. У свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.
Не взять меня и не поднять,
не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
не вымести метлой.
Но только мне придёт пора –
сама уйду я со двора. (ТЕНЬ)
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины?
Ответ. Нужно наклонять её под разными углами к Солнцу.
Виден край, а не дойдешь. Что это? (горизонт)
Вопрос. Может ли горизонт являться телом отсчёта?
Ответ. Нет, так как при движении перемещается вместе с наблюдателем.
Что идёт, не двигаясь с места? (время)
Вопрос. Всегда ли время идёт с одинаковой скоростью?
Ответ. Нет, его скорость зависит от скорости движения системы отсчета.
Ведущий
На столе пронумерованы весы, динамометр, мензурка, линейка, термометр, часы.
Сейчас вы услышите пословицы и поговорки. Ваша задача - связать их свыставленными на столе приборами и устройствами.
1.Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Ответ:весы)
2.На спине язык, что скажет - люди верят. (Ответ: динамометр). .
3.Стоят - молчат, пойдут - запоют. (Ответ: часы)
4.Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Ответ: мензурка)
Великие физики
Ведущий читает отрывки или стихи посвященные первооткрывателям, учащиеся должны назвать фамилии.
Этот великий человек теоретически обосновал возможность полетов в космос при помощи ракет, дал первые схематические чертежи космических кораблей, выполнил расчеты
движения ракет и впервые указал на необходимость создания на орбитах вокруг Земли
промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы. А еще он
написал очень интересные книги "Вне Земли" и "На Луне".
Ведущий Кто этот великий человек? Ответ: Константин Циолковский
Ведущий Я первым взлетел,
ну а вы полетели за мною.
Я подарен навсегда
как дитя человечества небу Землею.
В том апреле лица звезд,
замерзавших без ласки,
замшелых и ржавых,
Потеплели от взошедших на небе
Смоленских веснушек ржавых.
Ведущий Кому посвятил это стихотворение Евгений Евтушенко? Ответ: Ю.Гагарин
Ведущий
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головою,
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Астроном он. Географ он.
И как сказал о нем поэт:
"Он сам был - университет!"
Ведущий О ком идет речь в этом стихотворении? Ответ: М.Ломоносов.
Ведущий Он под яблоней сидел.
Вот - вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым облаком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна кружась
С Землею, Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь проступала.
Вот он взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула - и вот
На Землю яблоко упало…
Ведущий Кто герой этих стихотворных строчек? Ответ: Исаак Ньютон
Демонстрация занимательных опытов.
Старшеклассники демонстрируют опыты и объясняют суть явлений.
Сухим из воды.
Кладём на дно тарелки или блюдца монету, наливаем немного воды. Как достать монету, не замочив пальцы? Ответ: зажигаем бумагу, вносим её в стакан, переворачиваем верх дном и ставим в тарелку. Воздух в нём нагревается, давление увеличивается, и часть воздуха выходит. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охлаждается, давление уменьшается. Под действием атмосферного давления вода входит в стакан, освобождая монету
Рисунки на молоке.
В тарелку с молоком капаем красителем и рисуем на молоке узоры. Если опустить в тарелку ватную палочку с мыльным раствором, который уменьшает поверхностное натяжение жидкости (молоко – это жидкость), то краска перемещается в сторону от ватной палочки в область большего поверхностного натяжения, создавая причудливую картину движущихся красок.
Инерция.
Кольцо из бумаги кладем на горлышко бутылки, а сверху на кольцо- стопку монет. Линейкой резко выбиваем из центра бумажное кольцо. Монеты падают по инерции в бутылку.
Звуковые волны.
На одну из жестяных банок натягивается пленка (шарик), на нее помещаются пенопластовые шарики. Другая жестяная банка перевернута верх дном и по дну стучим молоточком. Звук распространяясь в воздухе, колеблет мембрану из пленки на которой подпрыгивают легкие шарики.
Музыкальные стаканы.
В стаканы наливаем воду разной высоты, которые звучат с разной частотой.(высотой звука).
Лампа-лава.
В стакан наливаем сок и растительное масло. Бросив таблетку шипучего аспирина, наблюдаем бурление несмешивающихся жидкостей разной плотности.

Виден край, а не дойдёшь. Что это?

(горизонт)

В огне не горит и в воде не тонет?

(лёд)

Может ли горизонт являться телом отсчёта?

(нет, т.к. движется вместе с наблюдателем)

Может ли лёд быть нагревателем? Когда?

(может, когда температура тела ниже температуры льда)

Красивое коромысло над лесом повисло?

(радуга)

Летит - молчит, лежит - молчит. Когда умрёт, тогда заревёт. Что это такое?

(снег)

Перечислите основные цвета радуги?

(к, о, ж, з, г, с, ф)

Почему в сильный мороз снег под ногами скрипит?

(ломаются кристаллы снега)

Не взять меня и не поднять, не распилить пилой. не вырубить и не прогнать, не вымести метлой. Но только мне придёт пора - сама уйду я со двора.

(тень)

Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём идёт речь?

(холод, тепло)

Как получить от одного предмета тень разной длины?

(наклонять предмет под разными углами к источнику света)

Почему при холодной погоде многие животные спят клубком?

(уменьшается охлаждение организма)

    Объясни опыт

7 класс

    Оборудование: две свечи, спички, стеклянная банка. Зажигаются свечи, одна из них накрывается банкой и через время гаснет. Вопрос: Почему погасла накрытая свеча?

    На стакане лежит открытка, а на ней – монетка. Щелчком руки открытку выбивают, и монетка падает в стакан. Почему?

8 класс

    Возьмите воздушный шарик, наденьте его на горлышко бутылки и протолкните внутрь. Попробуйте надуть шарик – это вам не удается

    Варёное яйцо “вползает” в бутылку. Берём пол-литровую бутылку (молочную), варёное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некоторое время оно проваливается внутрь бутылки. Почему?

9 класс

    Оборудование: эбонитовая палочка, лоскут шерстяной материи, клочок ваты. После натирания эбонитовой палочки о шерстяную материю и соприкосновения её с пушинкой (ваткой), последняя начинает отталкиваться от палочки и повисает в воздухе.

    «Ныряющее яйцо». Для опыта готовят слабый раствор соляной кислоты, в который опускают сырое яйцо. При этом наблюдают следующее: яйцо сначала тонет, затем всплывает, поднявшись до верха, опять тонет и т.д. Яйцо самопроизвольно ныряет в воду. Почему?

    Викторина

    Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.

Ответ. Броуновское движение.

    Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

Ответ. Вода тяжелее керосина и она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.

    .В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины?

Ответ. В трёх рубашках.

    16.Какое яйцо – вареное или сырое – будет вращаться дольше? Почему?

    Почему шелковый шнур развязывается быстрее хлопчатобумажного?

    Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки?

    Чтобы быстрее сварить картофель, надо на поверхность воды положить кусочек сливочного масла. Зачем?

    (Масло растечется по поверхности горячей воды, образуя тонкую пленку, которая уменьшит испарение воды, поэтому температура быстрее достигнет температуры кипения).

I V. Конкурс капитанов (кто быстрее?)

Каждому капитану даётся одинаковый стакан без воды и соломинка. Задание состоит в том, кто быстрее заполнит стакан водой, взятой из другого сосуда с помощью соломинки. При этом учитывается не только время, но и количество воды в стаканах.

V. Физические загадки.

Коллективное отгадывание загадок. Предлагаются одновременно двум командам, отвечает та команда, которая первая подняла руку. Неправильный ответ и право ответить представляется другой команде. При условии, если ни одна из команд не знает ответа на загадку, право помочь предлагается зрителям (болельщикам команд). Если болельщик отвечает правильно, то очко присуждается его команде.

1. Две сестры качались, правды добивались.

А когда добились, то остановились.

(весы)

2. С ластами, а не тюлень

Плавает, а не рыба

не скрывается, а в маске.

(водолаз)

3. Отгадай-ка что за строчки?

Буквы в них - тире и точки.

(азбука Морзе)

4. Что за птица алый хвост,

Полетела в стаю звёзд?

(ракета)

5. Возле уха - завитуха, а в серёдке - разговор.

(радионаушники)

6. Она с винтом пустилась в пляс,

А он, кружась в доске увяз.

(отвёртка)

7. С края на край режет черный каравай.

Кончит, повернётся, за то же возьмётся.

(плуг)

8. Всем поведает хоть и без языка.

Когда будет ясно, а когда - облака.

(барометр)

9. В нашей комнате одно есть волшебное окно.

В нём летают чудо птицы, бродят волки и лисицы.

Знойным летом снег идёт, а зимою - сад цветёт.

В том окне чудес полно, что же это за окно?

(телевизор)

VI. Кроссворд.

7 класс.

по горизонтали.

    Изменение с течение времени положения.

    Прибор для измерения температуры.

    Одно из агрегатных состояний вещества.

    Единица измерения температуры.

    Вещество, входящее в состав человека.

по вертикали

    Мельчайшая частица вещества.

    Частица вещества.

    Явление сохранения телом скорости.

    Вещество, входящее в состав воздуха.

    Единица измерения массы.

Ответы.

по горизонтали.

    Движение.

    Термометр.

    Жидкость.

    Градус.

    Вода.

по вертикали

    Атом.

    Молекула.

    Инерция.

    Азот.

    Тонна.

1

3

1

2

2

4

3

5

4

5

VI. Кроссворд.

8 класс.

по горизонтали.

    Единица измерения времени.

    Единица измерения энергии.

по вертикали

    Элемент двигателя.

    Вид теплопередачи.

Ответы.

по горизонтали.

    Аккумулятор.

    Секунда.

    Испарение.

    Калория.

по вертикали

    Цилиндр.

    Кипение.

    Термос.

    Конвекция.

    Работа.

2

3

4

6

1

3

5

2

1

VI. Кроссворд.

9 класс.

по горизонтали.

    Источник электрического тока.

    Единица измерения времени.

    Физическое явление, применяемое в парной.

    Единица измерения энергии.

по вертикали

    Элемент двигателя.

    Процесс выделения из воды воздуха.

    Предмет, хранящий тепло и холод.

    Вид теплопередачи.

    Способ изменения внутренней энергии.

Ответы.

по горизонтали.

    Аккумулятор.

    Секунда.

    Испарение.

    Калория.

по вертикали

    Цилиндр.

    Кипение.

    Термос.

    Конвекция.

    Работа.

2

3

4

6

1

3

5

2

1

Загрузка...