ecosmak.ru

Владимир мономах краткая биография. Владимир мономах краткая биография Мономах сообщение

др.-рус. Володимиръ Мономахъ; в крещении Василий

государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель

Владимир Мономах

Краткая биография

Государственный деятель, князь смоленский, черниговский, переяславский, великий князь киевский, полководец, мыслитель, писатель, автор произведения, известного как «Поучения Владимира Мономаха», одного из первых известнейших светских литературных памятников Древней Руси.

Появившись на свет в 1053 г., был потомком знатных родов. Отцом Владимира Мономаха был переяславский князь Всеволод Ярославич, который, в свою очередь, приходился сыном великому киевскому князю Ярославу Мудрому. Мать, вероятно, приходилась дочерью либо племянницей Константину IX Мономаху, византийского императора (отсюда и берет начало его прозвище).

Детские и юношеские годы Владимира Мономаха прошли в Переяславе-Южном, при отцовском дворе. Опыт участия в государственном управлении и военном деле был ранним: 13-летний Владимир самостоятельно княжил в Ростово-Суздальской земле, с 1073 по 1078 гг. являлся князем смоленским, не раз отправлялся с отцовской дружиной в военные походы. В 1076 г. он вместе с Олегом Святославичем был участником похода в поддержку поляков, воевавших с чехами; ходил два раза против Всеслава Полоцкого со Святополком Изяславичем и отцом.

В 1078 г. Всеволод Ярославич становится великим князем киевским, и его сын, которому тогда было 25 лет, становится правителем Чернигова, отражает половецкие набеги на свои земли в 1080 г. В течении полутора десятков лет нахождения у власти отца сын всегда был его правой рукой в решении военных и политических вопросов, много раз стоял во главе великокняжеских дружин в походах против не желавших подчиняться князей и половцев.

Когда великий князь Всеволод в 1093 г. умер, у его сына был хороший шанс стать преемником, однако старшим из рода Рюриковичей оставался его двоюродный брат Святополк Изяславич. Чтобы не спровоцировать новый виток междоусобной вражды, Мономах признал его право на престол, а сам отправился к себе в Чернигов.

Эти два десятка лет жизни, пока страной с 1093 по 1113 гг. правил Святополк Изяславич, были для Мономаха весьма насыщенными, он познал горечь жестоких поражений и побед, которые помогли ему снискать славу выдающегося полководца. Ему довелось потерять младшего брата, старшего сына, уступить в 1094 г. черниговские земли Олегу Святославичу, после чего он остался в статусе князя переяславского. На его новые владения также постоянно нападали половцы; общаясь с другими князьями, он призывал к сплочению перед лицом врага, выступил идейным вдохновителем. С 1103 г. русские войска постоянно предпринимали походы в Половецкую степь. После знаменитого успешного выступления 1111 г. набегов не было еще очень долго.

Со смертью в 1113 г. Святополка Изяславича в биографии Владимира Мономаха начинается новый этап, связанный с его правлением Киевской Русью в качестве великого князя. Его восшествие на престол проходило в условиях народного восстания, которое Мономах подавил, но при этом провел реформы, частично облегчающие положение низших слоев населения. Период нахождения у власти характеризовался усилением Киевской Руси, последним в ее истории. С помощью сыновей Владимир Мономах контролировал 3/4 территории всех древнерусских земель. Способствовавшими этому факторами были огромный авторитет Мономаха, концентрация всей власти в его руках, необходимость сплочения перед лицом половцев. В «Слове о погибели Русской земли» именно эти годы называют самым счастливым временем для Руси.

Владимир Мономах оставил след в истории как автор литературных произведений, из которых до наших дней дошло три: письмо к Олегу Святославичу, рассказ автобиографического характера о военных походах, а также прославленное «Поучение Владимира Мономаха», настоящий кладезь житейского опыта, который правитель хотел передать своим пятерым сыновьям. Скончался Мономах 19 мая 1125 г.

Биография из Википедии

Влади́мир Все́володович Монома́х (др.-рус. Володимиръ (-мѣръ) Мономахъ; в крещении Василий ; 1053-19 мая 1125) - князь ростовский (1066-1073), князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. На сохранившихся печатях Владимир Мономах также использовал титул архонт всея земли Русской , на манер византийским титулам.

Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая, предположительно, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.

В Русской Православной Церкви почитается как благоверный князь в соборе Всех святых в земле Российской просиявших (второе воскресенье после Пятидесятницы) и в соборе Киевских святых (15 июля (28 июля)).

От ранних лет до княжения Святополка Изяславича

Своё детство и юность провёл при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславле-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далёкие походы, воевал против половцев.

В 1076 году вместе с Олегом Святославичем участвовал в походе в помощь полякам против чехов, также дважды ходил с отцом и Святополком Изяславичем против Всеслава Полоцкого. Во время второго похода произошло первое использование наёмного войска из половцев для междоусобной войны. На момент смерти киевского князя Святослава Ярославича (декабрь 1076 года) был смоленским князем.

В 1078 году его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. В 1080 году отбил набег половцев на черниговские земли, нанёс поражение кочевникам-торкам.

В начале 1080-х подавил восстание вятичей, произведя два похода (две подряд зимы между 1078 и 1084 годами).

В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая войны, не препятствовал двоюродному брату Святополку занять престол, сказав: «Если сяду на столе отца своего, то буду воевать со Святополком, так как стол этот был его отца». Сам же остался княжить в Чернигове. Однако Владимир сохранил свою власть в Ростове и распространил её на Смоленск (1097). Также ему удалось не допустить замены своего сына Мстислава в Новгороде сыном Святополка (1102), и тем самым он нарушил традицию, по которой в Новгороде княжил старший сын киевского князя.

При Святополке Изяславиче (1093-1113)

Сразу после смерти Всеволода Ярославича Владимир и его брат Ростислав вместе со Святополком Изяславичем в мае 1093 года потерпели тяжёлое поражение у Треполя, на реке Стугне, от половцев. Во время бегства через реку Ростислав Всеволодович утонул. Пытаясь спасти его, Владимир едва не утонул сам. После нового поражения Святополка у Желани Владимир вместе со Святополком бился с половцами ещё раз - у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него был заключён мир, скреплённый женитьбой Святополка на дочери хана Тугоркана.

Картина С. В. Иванова. Русские князья заключают мир в Уветичах.

В условиях киевско-половецкого мира Владимир оказался один на один с поддержанным половцами Олегом Святославичем, изгонявшим из Чернигова ещё его отца, и вынужден был после 8-мидневной осады уступить ему Чернигов (июль 1094). В следующем году в Переяславле Владимир Мономах после споров прислушался к советам дружинников Славяты и Ратибора и согласился убить во время мирных переговоров двух половецких ханов (Итларя и Кытана), после чего Святополк выступил на стороне Владимира в войне за левобережные волости. Изгнание Олега из Чернигова в мае 1096 года обернулось вторжением Тугоркана и Боняка соответственно на левый и правый берега Днепра, но Тугоркан был разгромлен на Трубеже (19 июля 1096) и погиб.

Тем временем Олег занял Муром (в битве у города погиб сын Мономаха Изяслав Владимирович), Ростов и Суздаль. Тогда на него двинулся Мстислав Владимирович из Новгорода, а Вячеслав Владимирович (уже в союзе с половцами) был послан отцом ему на помощь с юга. Олег был разгромлен на Колокше и изгнан из Рязани. Однако, несмотря на военные поражения, по решению Любечского съезда (1097) Святославичи получили всё отцовское наследство: Чернигов, Новгород-Северский, Муром, Рязань, Курск, Тмутаракань, после чего междоусобица на левобережье Днепра утихла.

А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком».

Владимир Мономах по решению Любечского съезда получил все волости Всеволодовы, то есть Переяславль, Смоленск, Ростовскую область. Новгород также остался за сыном его Мстиславом.

Вскоре после Любечского съезда началась война за Волынь, Перемышль и Теребовль. Формальным поводом к войне послужило ослепление Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским, но то, что это произошло во владениях Святополка, едва не привело к его свержению Владимиром с киевского престола в 1098 году. В результате войны Святополк отобрал у Давыда Волынь себе, а претензии Святополка на владения Ростиславичей провалились после битв на Рожном поле и на Вагре. Заключение мира и распределение волостей произошло на съезде в Уветичах (1100).

В 1101 году Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи на съезде у Сакова заключают мирное соглашение с половцами, подтверждённое обменом заложниками. Мир с половцами был нарушен Святополком и Мономахом в 1103 году.

Начиная с 1103 года, Владимир Мономах стал вдохновителем и одним из руководителей совместных наступательных военных походов против половцев (сражения на Сутени в 1103 году, на Сальнице в 1111), также были разбиты Боняк и Шарукан на переяславской земле (1107).

Великое княжение

После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; киевское боярство 4 мая 1113 года призвали на княжение Владимира Мономаха:

А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день [среда, 23 по н. ст.] за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. […] После того на десятый день [суббота, 26 апреля / 3 мая] устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: «Пойди, князь, на стол отчий и дедов». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а ещё нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир пошел в Киев. Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье . Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой.

Восстание утихло, но в то же время князь вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение холопов и закупов.

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 её территории. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1117 году Мономах отозвал своего старшего сына Мстислава из Новгорода в Белгород, что стало вероятной причиной выступления сына Святополка Изяславича Ярослава, правившего на Волыни и опасавшегося за свои наследственные права на Киев. В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно. В 1119 году Мономах силой оружия завладел также Минским княжеством. При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич (убит в 1123 году при попытке вернуть Владимир-Волынский) и Всеволод Ольгович (черниговский князь с 1127 года) были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, который он заслужил в борьбе с половцами, а также концентрации большей части земель Древнерусского государства в руках киевского князя.

После второго похода русских дружин в верховья Северского Донца с разгромом находящихся под властью половцев городов (1116) половцы откочевали от русских границ (частично ушли на службу в Грузию), и посланное в конце правления Мономаха за Дон войско не нашло там половцев.

В 1116 году по поручению Владимира Мономаха Сильвестром, игуменом Выдубицкого монастыря, была создана 2-я редакция «Повести временных лет», затем в 1118 для переведённого отцом на юг Мстислава Владимировича - 3-я. Согласно предположению ряда учёных (Алешковский М. Х. и др.), в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвёртый раз отредактировал текст «Повести временных лет». Именно эта редакция летописи дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи 1377 года.

Война с Византией

В конце XI - начала XII века на Руси появился византийский самозванец Лжедиоген II, выдававший себя за давно убитого сына императора Романа IV - Льва Диогена. Владимир II Мономах из политических соображений «признал» претендента и даже выдал за него свою дочь Марию. Великому князю удалось собрать значительные силы, и в 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» он пошёл войной против Византии - последней в истории двух государств. При поддержке Мономаха и половцев Лжедиогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наёмных убийц, посланных византийским императором Алексеем I. Это, однако, не остановило Мономаха. Он продолжал действовать - теперь уже в интересах сына Лжедиогена II - Василия и организовал новый поход, пытаясь удержать города на Дунае. Во главе войска встал воевода Иван Войтишич, которому удалось «посадить посадников по Дунаю».

Византия, по всей видимости, смогла вернуть себе придунайские земли, так как вскоре Мономах послал на Дунай ещё одно войско во главе со своим сыном Вячеславом и воеводой Фомой Ратиборовичем, которое безуспешно осаждало Доростол и вернулось обратно.

Только в 1123 году, уже после смерти императора Алексея I (15 августа 1118 г.), русско-византийские переговоры увенчались заключением династического брака: внучка Мономаха стала женой сына византийского императора Иоанна II - Алексея.

В «Слове о полку Игореве»

Упоминание в «Слове о полку Игореве»:

Были века Трояна, минули годы Ярослава, были и войны Олеговы, Олега Святославича. Тот ведь Олег мечом раздоры ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в городе Тмуторокани, звон же тoт слышал давний великий Ярославов сын Всеволод, а Владимир каждое утро уши закладывал в Чернигове.

В «Слове о погибели Русской земли» (1238-1246 гг.)

Упоминание в «Слове о погибели Русской земли»: «То всё покорено было Богом крестияньскому языку [народу] поганьскыя страны <…> Володимеру Манамаху, которым то половцы дети своя страшаху в колыбели, а Литва из болота на свет не выникываху, а Угры твердяху каменныи горы железными вороты, абы на них великый Володимир тамо не въехал. А Немци радовахуся, далече будуче за синим морем…»

Писатель

До нас дошли четыре произведения Владимира Мономаха. Первое - «Поучение Владимира Мономаха», второе - автобиографический рассказ о «Путях и ловах», третье - письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу, четвёртое (предполагаемое) - «Устав Владимира Всеволодовича».

Браки и дети

В отношении большинства детей Владимира Мономаха точно определить, когда (и, соответственно, от какой из жён) они были рождены, не представляется возможным. «Гюргева мати» (то есть мать Юрия Долгорукого), как писал сам Владимир, умерла 7 мая 1107 г., тогда как дата смерти его первой жены Гиты - 10 марта, скорее всего - 1098 г. Это соображение позволило А. В. Назаренко отнести рождение Юрия к более позднему времени и ко второму браку Владимира. Все дети от первого брака носили славянские имена, все дети от второго брака - имена греческие.

  • В 1074 году женился на принцессе-изгнаннице Гите Уэссекской, дочери короля Гарольда II Английского.
    • Мстислав Владимирович Великий (1076-1132), великий князь Киевский с 1125
    • Изяслав Владимирович (1077/1078-1096), князь курский
    • Святослав Владимирович (-1114), князь смоленский и переяславский
    • Ярополк Владимирович (1082-1139), великий князь киевский с 1132
    • Вячеслав Владимирович (-1154), князь туровский, великий князь киевский в 1139, 1150, 1151-1154
  • (ок. 1099 г.) Ефимия, возможно гречанка (ум. 7 мая 1107)
    • Мария (Марица) Владимировна (1146/1147), замужем за Лжедиогеном II
    • Евфимия Владимировна (1139), вышла замуж за Кальмана І, короля Венгрии
    • Агафия Владимировна
    • Юрий Владимирович Долгорукий (ок. 1099-1157), князь суздальский, великий князь киевский в 1149-1150 и с 1155
    • Роман Владимирович (-1119)
    • Андрей Владимирович (1102-1142), князь волынский, князь переяславский
  • (после 1107 г.) дочь половецкого хана (11 июля 1127)

Спорная генеалогия

В. Н. Татищев упоминает сына Владимира Мономаха Глеба Владимировича, князя смоленского и переяславского. Сообщения о нём в настоящее время считаются недостоверными и признаются только частью исследователей.

Существует гипотеза, что София, жена Святослава Всеславича и мать Василько Святославича, была дочерью Владимира Мономаха. Если это так, то София Владимировна должна быть дочерью от первого брака Владимира.

А. В. Назаренко на основании сведений о разорванной помолвке между венгерским принцем Белой и дочерью византийского императора Мануила Комнина Марией обосновал предположение, что у Владимира Мономаха была дочь, в западных источниках известная как Юстиция, жена Оттона II, графа диссенского, и прабабка Марии Комниной. На Руси у неё могло быть христианское имя Евпраксия или Евномия, переведённое с греческого на латынь как Юстиция. Исследователь считает, что брак между Мономаховной и Оттоном II был заключён примерно в 1094-1096 годах и был связан с переориентацией Владимира Мономаха на союз с пропапской партией Вельфов после скандального развода его сестры Евпраксии-Адельгейды и германского императора Генриха IV. Надо заметить, что гипотеза Назаренко требует пересмотра традиционной генеалогии графов диссенских.

Память

  • В 2002 году была выпущена памятная монета Украины, посвящённая Владимиру Мономаху.
  • В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвящённая Владимиру Мономаху.
  • Владимир Мономах увековечен на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
  • В городе Прилуки Черниговской области установлен памятник Владимиру Мономаху.
  • В честь князя названа атомная подводная лодка проекта «Борей» ВМФ России.

Яркую фигуру князя-воина, умного и доброго администратора. С раннего возраста Владимир начал принимать участие в охотах на диких зверей и побывал, как он сам говорит в своем поучении детям, и на рогах у тура, и в лапах медведя, и под клыком кабана.

Бесстрашный и неутомимый, он рано начал и свое боевое поприще. В 1076 г. отец вверил Владимиру начальство над дружиною для похода в Силезию, на помощь польскому королю Владиславу III против чехов. В 4-месячном походе принимали участие еще дружины великого князя Киевского Святослава и Олега, князя Волынского. Войска дошли через Глогову (Глогау) до Чешского леса (Бемервальда).

Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"

В 1078 г. Владимир Мономах с дружиной отца своего ходил на поддержку его брата и союзника, великого князя Изяслава Киевского , против Всеслава, князя Полоцкого, и сжег Полоцк. Когда же союзники Всеслава, призвав половцев , вторглись в южную Россию, разбили войска князя Всеволода на реке Оржице и взяли Чернигов (куда Всеволод незадолго до этого перешёл княжить из Смоленска), Владимир поспешил на помощь отцу и обложил Чернигов. В происшедшей под стенами его битве пал Изяслав, и его место на великокняжеском столе в Киеве занял Всеволод, отец Владимира Мономаха.

Но против него шли, с одной стороны, сыновья Святослава, Олег и Роман, снова призвавшие половцев, а с другой – Всеслав Полоцкий. Владимир Мономах вначале обратился на Святославичей, шедших к Чернигову, и, переманив на свою сторону половцев, сокрушил братьев. Роман был убит, Олег бежал в Грецию. После этого он пошел на Всеслава, осаждавшего уже Смоленск. Всеслав не принял боя и, зажегши Смоленск, бежал в свою Полоцкую землю . Владимир Мономах преследовал его конницей и опустошил его владения. В 1079 г. он снова ходил в Полоцкую область и взял Минск.

В период 1080 – 1092 гг. Владимир Мономах совершил целый ряд удачных походов: против торков, живших в Переяславской области и против вятичей и половцев, грабивших южные русские области. В 1093 г. Всеволод умер, но Владимир Мономах уступил великое княжение в Киеве сыну Изяслава, Святополку . Половцы снова вторглись в русские пределы и угрожали Киеву. Владимир Мономах поспешил к нему на помощь и, уступая настояниям Святополка и его бояр, веривших в военные таланты Владимира, перешел реку Стугну и дал половцам сражение (26 мая 1093 г.) под стенами города Триполья. Киевская рать, составившая правое крыло русского боевого порядка, не выдержала натиска половцев, и отступила; центр и левое крыло пытались еще держаться, но были сброшены в Стугну. Владимир Мономах едва спасся от побоища и укрылся в Чернигове. Здесь его в следующем 1094 г. осадил вернувшийся из Греции Олег Святославович , снова приведший на Русь полчища половцев. Владимир Мономах оборонялся упорно, но должен был уступить силе и удалился в Переяславль.

Однако, уже в 1095 г. Владимир Мономах и Святополк отомстили половцам, разорив их земли, а затем обратились против Олега, который бежал из Чернигова в Стародуб, оттуда пробрался на север, овладел Муромом, Ростовом и Суздалем, но был разбит на реке Клязьме сыном Владимира Мономаха, Мстиславом.

Русские князья заключают мир в Уветичах. Картина С. В. Иванова

Между тем, половцы снова подступили к Киеву и, в то время как Владимир Мономах со Святополком разбили одно их полчище на реке Трубеже (19 июня 1097 г.), другое овладело Киевом и разграбило его. Это несчастье побудило Владимира Мономаха обратиться ко всем русским князьям с предложением прекратить междоусобные брани, привлекавшие на Русь орды хищников, и на съезде в Любече (1097 г.) он уговорил их помириться и действовать сообща против половцев.

Хотя этот приговор князья и скрепили крестным целованием, междоусобия продолжались, и только в 1103 г., после съездов в Витичеве и у Долобского озера , Владимиру Мономаху удалось соединить князей в общем походе на половцев. В урочище Сутень, на Днепре, собрались конные и пешие дружины почти всех русских князей и 4 апреля наголову разбили половецкие войска. После этого, действуя сообща, под общим руководством Владимира Мономаха, русские одержали ряд побед над половцами под Лубнами, возле Переяслава, на Дону и на реке Сале. С тех пор, говорит летописец, «слава о русских подвигах прошла по всем народам: грекам, ляхам, чехам и дошла даже и до Рима». Половцы перестали тревожить русскую землю.

Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Картина А. Кившенко

В 1113 г. умер Святополк, и киевляне избрали своим князем Владимира Мономаха. Время правления Владимира считается самым цветущим в истории Киева. Набеги враждебных племен уже не беспокоили русские земли. Печенеги , торки, берендеи были изгнаны им из русских пределов, сыновья его успешно охраняли Русь от половцев, волжских болгар и чуди, совершая походы в Финляндию. Владимир Мономах был так силен и пользовался таким влиянием на младших князей, что никто из них уже не пытался оспаривать у него старшинство. Заняв киевский стол, Владимир Мономах обратил все свое внимание на внутреннее устройство своего княжества . Ему приписываются важные дополнения к кодексу «Русская Правда ». Месть за убийство была отменена и заменена платежом денежного штрафа; ограничено было взимание процентов при займе, значительно облегчено положение холопов, было запрещено обращать в холопство за долги и т. п.

Эпоха Владимира Мономаха была также расцветом художественной и умственной деятельности на Руси. В Киеве и других городах было воздвигнуто много больших и красивых храмов и переведено на славянский язык много греческих книг. Сам Владимир Мономах написал так называемое «Поучение» своим детям (см. его полный текст и краткое содержание), в котором, подробно излагая свою жизнь, дает детям советы, как вести себя. «Никого смертью не казнить», «все делать самим, во все вникать, не полагаться на тиунов и воевод», «в походе самим наряжать стражу, а проходя с войском по русским землям, не дозволять делать вреда жителям». Наконец, он велит своим детям учиться, указывая на своего отца, Всеволода, который, сидя дома, выучился пяти языкам.

Владимир Мономах скончался в 1125 г. близ Переяславля, 72 лет от роду. По собственным словам его в поучении детям, он совершил 83 крупных похода («маловажных не упомню»), заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 их ханов, а более 200 казнил и потопил в реках. Имя Владимира Мономаха было так популярно, что впоследствии создалась легенда, будто византийский император прислал ему знаки царского достоинства, «венец и бармы».

Вступил на великокняжеский стол (1113 г.) уже шестидесяти лет, но был еще бодр и духом и телом. Половцы не смели при нем тревожить Русскую землю. Княжеские усобицы притихли . Правдивый и набожный, добродушный и вместе с тем воинственный, Мономах высоко стоял в глазах всех своих современников, привыкших видеть всюду вероломство, насилие и злобу. Удельные князья уважали Владимира и вместе с тем боялись его – был он милостив, но бывал и строг. Когда какой-нибудь князь начинал смуту, он старался всячески уговорить его, умиротворить, уладить дело мирным путем. Если же беспокойный князь упорствовал, то Владимир строго наказывал его, даже отнимал у него удел.

Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"

«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.

Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…

Послушайте меня, дети мои, – продолжает Мономах. – Если не все поучение мое примете, то примите хоть половину. Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше.

Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.

Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.

Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.

Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.

Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.

Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.

Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.

Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.

А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах. (В этой части «Поучения» Владимир Мономах подробно перечисляет свои походы .) Всех моих походов было, говорится далее, 83 больших, а прочих меньших и не вспомню. Девятнадцать раз заключал я мир с половцами при отце и после смерти его. Более ста вождей их выпустил из оков (из плена). Избито их в разное время около двухсот. А вот как трудился я на охотах и ловах: коней диких по 10, по 20 вязал я своими руками; два тура (дикие быки) метали меня на рогах с конем вместе; олень меня бодал; два лося – один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь оторвал у меня меч с боку; медведь у колена прокусил подседельный войлок; лютый зверь вскочил ко мне на колени и повалил коня со мною, а Бог сохранил меня целым и невредимым; с коня много раз я падал, голову разбивал два раза и руки, и ноги вредил себе в юности моей, жизни своей не жалел, головы своей не щадил. Что можно было делать и отроку моему, то сам я делал – на войне и на ловах, ночью и днем, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагался ни на посадников, ни на биричей – сам все делал, что надо; сам смотрел за порядком в доме, охотничье дело сам правил, о конюшнях, о соколах и ястребах сам заботился. Простого человека, убогой вдовицы не давал в обиду сильным; за церковным порядком и службой сам присматривал.

Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтет эти слова, – завершает Владимир Мономах своё поучение. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил меня неленивым и способным на все человеческие дела.

Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, если не будет на то воли Божией, а если от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Божья охрана лучше человеческой…»

Из Поучения этого ясно видно, как глубоко понимал Владимир Мономах учение Христово, как заботился он о правом суде и защите слабых, как высоко понимал обязанности князя. И сам он действительно исполнял их не за страх, а за совесть.

Неустанно хлопотал Владимир Мономах о прекращении усобиц, о примирении враждующих, – по его мысли собирались княжеские съезды (Любечский , Витичевский и Долобский). Князь Владимир постоянно настаивал на общем союзе князей против половцев, – потому современники так высоко и ставили этого великого человека.

Он, по словам летописца, не величался, по заповеди Божией творил добро врагам своим, был очень милостив к нищим и убогим, не щадил имения своего – все раздавал нуждающимся. Понятно, отчего так любил Мономаха и простой народ, и духовенство; да и дружина не могла не любить его – вождя, не знавшего страха в бою, отважного охотника, князя милостивого и щедрого, хотя и не дававшего своим приближенным большой воли, не позволявшего им обижать народ. Благочестием Владимир Мономах отличался таким, что, стоя в церкви и слушая церковное пение, не мог удержаться от слез. Только к половцам , заклятым врагам Русской земли, он был суров, а иногда и беспощаден. (В одном случае он даже позволил своим боярам убить двух половецких послов.) Умер Мономах на 74-м году от роду (1125).

Цари московские впоследствии великою честью для себя считали называться потомками Владимира Мономаха. В Оружейной палате хранятся так называемая Мономахова золотая шапка и еще некоторые принадлежности торжественного царского убора (скипетр, держава и бармы). По преданию, они были присланы в дар Владимиру Мономаху греческим императором. Впоследствии московские цари возлагали на себя эту шапку и бармы в день венчания на царство.

Владимир Мономах княжил в Смоленске в 1073—1078 годах, будучи еще молодым человеком (он родился в 1053 году). Затем он последовательно был князем Черниговским и Переяславским, пока в 1113 году киевляне не позвали его на великокняжеский стол. .


Годы правления князя Владимира Мономаха

  • князь ростовский (1066—1073)
  • князь смоленский (1073—1078)
  • черниговский (1078—1094)
  • переяславский (1094—1113)
  • великий князь киевский (1113—1125)

Правление Владимира Мономаха, миролюбивый князь

Возможность занять киевский престол была у Мономаха еще раньше, в 1093 году, когда умер его отец, великий князь Всеволод Ярославич. Но, не желая междоусобной брани, он не предпринял к тому никаких попыток. Едва получив известие о смерти отца, он приехал в Киев (благо дорога была езженая, сам он в «Поучении» говорил, что еще при жизни Всеволода «из Чернигова в Киев около ста раз... ездил, за один день проезжая, до вечерни»). Непосредственным, по старшинству, претендентом на киевский престол был двоюродный брат Владимира Святополк Изяславич. Он ехал в Киев из Турова и, конечно, «до вечерни» успеть не мог. То есть случай благоприятствовал Владимиру остаться в Киеве, но он им не воспользовался, опасаясь нестроений, и вернулся в Чернигов.

Более того, в следующем году, когда к стенам Чернигова подступил другой его «кузен», Олег Святославич, приведший с собой половецкое войско, Владимир, княживший к тому времени в Чернигове уже шестнадцать лет, отдал город брату и ушел в Переяславль, «сжалившись над христианскими душами и селами горящими и монастырями».

Владимир Мономах становится Великим князем киевским

В 1113 году в Киеве умер великий князь Святополк. По нем великокняжеский престол должен был занять по старшинству Давид, средний сын великого князя Святослава Ярославича. Но киевляне не мыслили над собой другого князя, кроме Мономаха, о чем и сообщили ему.

Владимир медлил, не желая, по своему обычаю, нарушать установленный порядок наследования. А в Киеве тем временем поднялся бунт против княжеской администрации и евреев-ростовщиков. В Ипатьевской летописи говорится:

«Кияниже разграбиша двор Путятин тысяцкого, идоша на жиды и разграбиша я».

Недовольство порядками, заведенными при Святополке, назревало давно. Князь, как о нем сообщает летописец, был скуп и сребролюбив и не упускал возможности поприжать подданных. Ростовщики чувствовали себя при нем вполне вольготно и безбожно разоряли народ. А так как отдачей денег в рост занимались преимущественно евреи, которым их закон не возбранял делать этого «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост», то естественно, что народный гнев обрушился прежде всего на них.

И киевляне вторично послали в Переяславль за Мономахом.

«Приходи, княже, в Киев, — просили они, — если не придешь, то знай, что много бед произойдет, не только Путятин двор, не только сотских и евреев пограбят, но нападут и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, княже, если разграбят и монастыри».

Владимир поспешил в Киев, где по усмирении бунта существенно ограничил возможности ростовщиков, зафиксировав эти ограничения законодательно.


Княжение Владимира Мономаха - последний период цельности Древней Руси

Эпоха Мономахова великого княжения — последний период относительного спокойствия и цельности в Древней Руси. Владимиру подчинялись почти все князья, а он не злоупотреблял своей властью.

В Киеве Мономах продолжил свою храмоздательную деятельность. «Не щадяше именья своего... церкви зижа и украшая», — говорит о нем летописец. До того, кроме , он успел построить храмы в Ростове, Владимире, Чернигове. В Киеве же он поставил церкви Спаса на Берестове и Иоанна Предтечи, а в 1117 году на реке Альте, где был убит , возвел Борисоглебский храм. Здесь он и скончался в 1125 году. Тело его перевезли в Киев и похоронили рядом с прахом отца в .

Литография «Завещание Владимира Мономаха детям» по рисунку Бориса Чорикова

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтёт его послание, князь Владимир Мономах (1053−1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли - плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта - возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорчённый междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворни­чеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтётся человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укоренённой в христианской вере, а также даёт им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самосто­я­тельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями - и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь - страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрёт, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещён его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мёртвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Пересказала

Загрузка...