ecosmak.ru

Интерактивные технологии обучения в детском саду. Занятия с использованием интерактивной доски — преимущества этой технологии

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

  • слабая обратная связь от учеников;
  • низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
  • отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

  • планшеты;
  • компьютерные тренажеры;
  • виртуальные модели;
  • плазменные панели;
  • ноутбуки и т.д.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

  • уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
  • экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
  • повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
  • легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
  • установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные приемы обучения


Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

  • для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
  • во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
  • для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

  • готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
  • благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
  • поощрение инициативы;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • наличие всех необходимых средств обучения.

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

  • дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
  • игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
  • тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

  • теме, целям и задачам обучения;
  • особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
  • временным рамкам занятия;
  • опыту преподавателя;
  • логике учебного процесса.

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;
  • инсценировки;
  • игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.

Конспект НОД с использованием интерактивной доски по ФЭМП в средней группе «Занимательная математика с Карлсоном»

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.
Описание: Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного и дополнительного образования. Публикация содержит подробный конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Особенностью занятия является выполнение детьми заданий на интерактивной доске.
В качестве иллюстративного материала к публикации используются скриншоты авторского флипчарта.

Цель: формирование у детей математических представлений посредством работы на интерактивной доске
Задачи:
- Формировать умение работать на интерактивной доске, совершая простейшие манипуляции: нажатие на объект, перемещение объектов.
- Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
- Совершенствовать умение составлять ритмический узор.
- Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади.
- Развивать умение составлять изображение по схеме (кубики Никитина).
- Закреплять знание цифр от 1 до 5, умение располагать их по порядку.
- Развивать коммуникативные навыки, смекалку, находчивость.
- Воспитывать умение договариваться, работать парами и по цепочке.
- Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Ход занятия:

Коммуникативная игра:
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать:
Готовы вы сейчас считать?
(ответы детей)

Дети садятся на места.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо. Чтобы узнать, что в нём написано, нужно на нашем экране нажать на конверт. (Ребенок выполняет)
Письмо:
Все девчонки и мальчишки
Полюбить меня успели.
Я – герой веселой книжки,
За спиной моей пропеллер.

Взяв для подкрепленья
Баночку варенья,
Отправляюсь я в полёт,
Человечек-вертолет!

В письме – мои задания.
Все требуют внимания!
Я проверить вас хочу.
Справитесь – я прилечу!


Задание: «Догадайся, кто спрятался?» (Лупа на интерактивной доске отрывает фрагменты картинки)
(Дети проверяют, правильно ли отгадали, от кого письмо)


Воспитатель:
- Ребята, вы не ошиблись. Верно отгадали, что письмо от Карлсона.
- Он очень хочет прилететь к нам в гости! Что нам для этого нужно сделать? (ответы детей)
- Правильно, выполнить все его задания! Что ж не будем терять времени!


Загадка Карлсона №1. «КРУГ»
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я!
Я похож на колесо,
А еще на букву «О».
Людям я старинный друг.
Называют меня… (круг)

При нажатии на знак вопроса появляется отгадка – круг.


Воспитатель:
- Ребята, а какие круглые предметы вы знаете? (ответы детей)
- Правильно. А еще круглыми бывают бусинки.
Взгляните на экран. Вы узнали, кто это? (Фрекен Бок, домомучительница)
- Видите, она сидит сердитая. Это потому, что её бусы рассыпались.
Давайте поможем ей их собрать.

Задание: «Собери бусы». (Один ребенок на интерактивной доске. Остальные на местах из раздаточного материала).
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, Фрекен Бок заулыбалась! А давайте с ней поиграем!

Вы помните, что у неё постоянно жужжало в ушах? Давайте вспомним (Видеофрагмент из м/ф).


Воспитатель:
- А мы сейчас непременно угадаем!
- У нас есть колокольчик. Давайте в него позвеним!


Гимнастика для глаз:
Колокольчик озорной, поиграй-ка, ты со мной (моргают глазами)
Позвени и покружись, на глаза нам покажись. (круговые движения глазами)
Взгляд повыше подниму, колокольчик я найду (смотрят вверх)
Теперь ниже посмотрю, снова, где звенит, найду (смотрят вниз)

Задание: «Назови, где звенит»
Воспитатель вызывает ребенка, тот звенит в колокольчик. Дети называют, где звенит. (Вверху, внизу, спереди, сзади).
- Молодцы! Хорошо ориентируетесь в пространстве!


Загадка Карлсона №2. «Треугольник»
Посмотри-ка, посмотри!
У него всего по три!
Три угла, три стороны
Меж собой соедини –
Ты получишь не угольник,
А красивый … (треугольник)

При нажатии на знак вопроса появляется отгадка – треугольник.

Воспитатель:
- У Карлсона в домике всегда беспорядок! Давайте поможем ему прибраться. Соберем все треугольники в обруч. (Дети парами на интерактивной доске)


Воспитатель:
- Обрадовался Карлсон и заплясал. (Видеофрагмент из м/ф)


- И мы с вами немножко отдохнем! Вставайте со стульчиков!


Физкультминутка "Попляшем!"
Раз - подняться, потянуться,
Два – в исходный вид вернуться.
Три - в ладоши три хлопка. Раз-два-три!
Головою три кивка. Раз-два-три!
На четыре руки шире,
Пять - руками помахать,
и немножко поплясать. (Выполняют плясовые движения под музыку)
А потом, конечно, шесть,
Нам на место нужно сесть.


Загадка Карлсона №3. «Квадрат»
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат)

При нажатии на знак вопроса появляется отгадка - квадрат.


Воспитатель:
- Ребята, у квадрата брат - кубик! Давайте из кубиков сложим любимое лакомство Карлсона! Оно у нас на схеме. Что это? (конфетка)
(Один ребенок на интерактивной доске. Остальные – на местах из кубиков Никитина)


Загадка Карлсона №4. «Прямоугольник»
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

При нажатии на знак вопроса появляется отгадка - прямоугольник.
Воспитатель:
- Ребята, а какие стороны у прямоугольника? (две длинные, две короткие).
- А какие предметы прямоугольной формы вы знаете? (Ответы детей)
- Молодцы! А теперь выходите ко мне!
Мы с фигурами играли
и немножечко устали,
Разомёмся, отдохнем,
А потом считать начнём.

Ребята, давайте вспомним, про какие геометрические фигуры Карлсон загадал нам загадки? (ответы детей) А какие фигуры вы еще знаете? (ответы детей)
- Вот сейчас мы в них и превратимся!
Физкультминутка «Геометрические фигуры»:
В математику играю,
Вас в фигуры превращаю!
Раз, два, три,
Раз, два, три!
Геометрическая фигура, на месте замри!


Воспитатель:
- Ребята, пока мы с вами играли, наши цифры поссорились.
Случай странный, случай редкий
Цифры в ссоре! Вот те на!
Со своей стоять соседкой
Не желает ни одна!
Помири скорей ты всех,
А то будет просто смех


Задание: «Расставь цифры по порядку»
(Дети по цепочке на интерактивной доске. Остальные на местах с раздаточным материалом).

Воспитатель:
- Мы фигуры различали,
Мы узоры собирали,
И играли, и считали.
И со всем мы справились!
А теперь у вас мы спросим:
«Заданья вам понравились?»
(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что делали? Что было самым трудным? А что больше всего запомнилось? (Ответы детей)

Воспитатель:
- Осталось узнать, понравилось ли Карлсону, как мы справились с его заданиями?
(Видеофрагмент из м/ф)


Карлсон с экрана, а потом из-за двери:
- Извините, у вас можно здесь приземлиться?
Воспитатель:
- Вы слышите? В дверь кто-то стучится?

Интерактивные технологии делают работу педагогов творческой и увлекательной, увеличивают эффективность образовательной деятельности, повышают производительность труда.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия - детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии.

Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Интерактивная форма обучения позволяет найти индивидуальный подход к каждому слушателю и участнику методического мероприятия также позволяет построить субъект - субъективные взаимоотношения не только между педагогами детского сада, но и между педагогами и их воспитанниками.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга. Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно-образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка.

Основные интерактивные технологии для ДОУ

Поскольку в детских садах занимаются маленькие дети, необходимо использовать не особо сложные технологии. Современные игровые технологии в детском саду включают в себя:

  • «Работу в парах». Эта форма позволяет детям вырабатывать навыки общения, сообща работать над заданиями, договариваться.
  • «Хоровод». В рамках этого упражнения воспитатель при помощи предмета учит детей по очереди справляться заданием. Такая технология необходима, чтобы научить малышей не перебивать товаришей, внимательно выслушивать ответы.
  • «Цепочка» предполагает последовательное решение каждым из участников одной задачи. Для достижения общей цели ребятам приходится общаться друг с другом и предлагать разные варианты решения заданий.
  • «Карусель» используется для организации работы в парах. Она помогает формировать навыки сотрудничества, взаимопомощь.
  • «Дерево знаний». В рамках этого упражнения воспитатель вывешивает на дерево листы с картинками, заданиями и схемами. Дети делятся на группы и выполняют задания. После этого один ребенок демонстрирует результаты работы группы, а остальные анализируют их и дают оценку.
  • «Большой круг». Цель этой технологии игрового обучения в детском саду - научить каждого ребенка высказываться, развивать коммуникационные навыки, делать выводы.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования.

В настоящее время интерактивное оборудование для дошкольного образовательного учреждения представлено: компьютерами со специализированным ПО, интерактивными досками, интерактивными столоми, проекторами, электронными конструкторами (робототехника).

  1. Интерактивные доски.

Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией.

С помощью интерактивной доски обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим.

  1. Интерактивный стол

Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения, развивает моторику, знакомит ребенка с компьютерными технологиями.

Использовать детский сенсорный стол можно как для группы детей, так и индивидуально.

Технология стола позволяет нескольким пользователям одновременно взаимодействовать с сенсорным, то есть создается атмосфера для работы в коллективе.

Множество увлекательных развивающих приложений, которые воспроизводит интерактивный стол.

Тактильное решение заданий и прямое взаимодействие с поставленной задачей - главные преимущества интерактивного стола, который увеличивает не только результативность обучения, но и стимул детей посещать занятия, ведь игровая форма обучения для дошкольников является наиболее продуктивной.

  1. Проектор. Интерактивный пол.

Ноутбуки прочно вошли в нашу жизнь и многие воспитатели приносят на работу свой домашний компьютер для того, чтобы послушать аудиозаписи, поработать с документами или даже показать мультфильм детям. Но экран ноутбука очень мал, звук тихий, поэтому организовать полноценный просмотр можно только с очень небольшой группой детей. Но использование проектора позволяет более полно использовать возможности компьютера.

Изображение на экране проектора выгодно отличается от традиционных форм наглядности: оно крупное, яркое и может восприниматься большим количеством людей одновременно.

  1. Конструкторы LEGO. Робототехника.

RoboПрограмма «Робототехника в детском саду» - не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. robo2

Занятия робототехникой - это своеобразная тренировка навыков.

На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.

Освоение навыков робото-конструирования дошкольников происходит в несколько этапов:

На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.

И третий этап сборка сложных моделей и подключение их к моторчикам.

  1. Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы.
  2. Интерактивное оборудование является эффективным техническим средством, с помощью которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно играют, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.
  3. Эффективность обучения ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Полурезова Татьяна Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ№75
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: интерактивные методы обучения в ДОУ
Дата публикации: 09.11.2016
Раздел: дошкольное образование

«Интерактивные технологии в дошкольном образовании»
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты. Что же такое интерактивная технология обучения? Само определение связано с понятием «интерактивный».
Понятие

«интерактивный»
происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»).
Интерактивное обучение -
это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ребёнок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Задания в таком виде обучения – нестандартные. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие
признаки:
 самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);  необычные условия работы;  активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. В педагогике различают несколько моделей обучения: 1. пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2. активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3. интерактивная - взаимодействие.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:  активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;  развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;  формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников. 
II младшая группа
– работа в парах, «рефлексивный круг»; 
средняя группа
– работа в парах, «рефлексивный круг», цепочка, карусель; 
старшая группа
– работа в парах, «рефлексивный круг», цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум; 
подготовительная к школе группа
– работа в парах, «рефлексивный круг», цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель, психолог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Например: «Это необычный камень, он волшебный. У кого он в руках, тот отвечает на вопрос(показывает движение, эмоцию, выполняет задание) » Интерактивная технология
«Рефлексивный круг»
способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
«Цепочка»
Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый- ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Работа в малых группах» (тройках)
В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
«Аквариум»
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.
«Дерево знаний»
Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку
Кейс-технологии
К кейс-технологиям относятся:  метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения;  метод инцидента;  метод ситуационно-ролевых игр;  тренинг  игровое проектирование;  метод дискуссии.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубинштейн). В процессе освоения кейс-технологий дети:  учатся получать необходимую информацию в общении;  умение соотносить свои устремления с интересами других;  учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;  учатся отстаивать свою точку зрения;  умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия

детей:
 происходит формирование у детей навыков работы в команде;  умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;  развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;  обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;  учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.  Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений
Необходимо помнить
:
Учебный процесс организуется с учетом включенности в процесс

познания всех детей группы без исключения.

Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы

идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Организуются индивидуальная, парная, групповая работа;

проектная работа, ролевые игры; работа со сказкой; тренинг.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия,

активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной

обратной связи.

Создается среда образовательного общения, которая характеризуется

открытостью, взаимодействием участников, равенством их

аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной

оценки и контроля.

Горбачева Марина Витальевна Воспитатель Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова"

Аннотация: данная статья отражает опыт использования интерактивных технологий в ДОУ на разных возрастных этапах развития ребенка.

Ключевые слова: интерактивные технологии, цепочка, карусель, аквариум, интервью.

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

(Э. Хаббард)

Весь процесс в дошкольного воспитания направлен на создание всесторонне развитой личности. С приходом небывалого развития информационно-коммуникационных технологий в структуре всех сфер образования пришла и необходимость к модернизации в том числе и воспитательного процесса в ДОУ. Свое отражение данный процесс нашел в новых образовательных Стандартах. Само интерактивное обучение представляет процесс построенный на взаимодействии учащихся с другими субъектами учебного процесса и учебной средой. Обучение основано на диалогах и совместного процесса познания детьми чего-то нового. Самое важное достижение данного процесса в том что педагог уступает место активности учащихся, обучение где дети находят знания через самостоятельный поиск. Все исследования интерактивного обучения строятся вокруг понятий общение, диалог, взаимодействие.

Основой такого вида образовательного процесса заключается в том что все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания, у каждого ребенка появляется возможность рефлектировать отталкиваясь от своих личных знаний и размышлений. Во время совместной деятельности каждый ребенок вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен идеями, знаниями и что очень важно способами деятельности. Такой подход обеспечивает позитивной, доброжелательной, взаимной атмосферой обмена знаниями и переводит к более продуктивным формам кооперации и сотрудничества. Интерактивное обучение применяется во всех сферах образования.

Мотивацией для создания данной статьи на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ДОУ

  • активная работа по изучению современных подходов интерактивного обучения в ДОУ;
  • опыт в применении технологий интерактивного обучения в ДОУ;
  • практическое наблюдение за эффективностью внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Актуальность выбора темы статьи обусловлена:

  • требованиями ФГОС по развитию УУД, определяющих эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений и основных видов компетенции учащихся, в том числе социальной и личностной;
  • необходимостью формирования УУД, у детей старшего дошкольного возраста.

Я использую в своей работе разнонаправленные интерактивные методы для получения вышеуказанных результатов в образовательной деятельности дошкольников. Для удобства рассмотрим применение разных интерактивных форм работы по группам возрастного развития детей в ДОУ.

  • II Младшая группа
  • хоровод
  • работа в парах

Средняя группа

  • работа в парах
  • цепочка
  • карусель

Старшая группа

  • работа в парах
  • хоровод
  • карусель
  • интервью
  • аквариум (работа в малых группах «тройках» )

Подготовительная группа

  • работа в парах
  • хоровод
  • карусель
  • интервью
  • аквариум (работа в подгруппах от 3х и более)
  • дерево знаний

Разберем каждый метод на примерах в работе

«Работа в парах»

Дети развивают свои коммуникативные навыки, выбирают пару и договариваются кто будет отвечать на задание (выполнение совместно) В таком подходе к игре ребята учатся договариваться между собой, последовательности выполнения общего задания.

Например: Ребята у каждой пары на столе карточки с буквами

Вам надо собрать слова и рассказать значение каждого.

«Хоровод»

Техника «Хоровод» отличается тем что в самом начале роль воспитателя как ведущего необходима для того чтобы дети выполняли задания по очереди т.к чаще всего дети дошкольного возраста этого сделать не могут, для начала алгоритм игры вырабатывается с помощью предмета. Ребенок у которого находится предмет отвечает на поставленную задачу а остаьные стараются его выслушать. Интерактивная технология «Хоровод» эффективна тем что помогает выработать навыки произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста.

Например: Игра «Слова» дети называют слова на последний звук слова предыдущего участника.

«Цепочка»

Последовательное решение одной задачи главная цель интерактивной технологии «Цепочка» . Детей объединяет цель и появляется желание поддержать друг, друга. Такая обстановка располагает к принятию общего решения к поставленной задаче.

Например: Ребята у каждого из вас есть карточка с буквой на которой написана цифра, вам надо построить цепочку по мере возрастания цифр.

Какое же слово получилось? (Радуга)

«Карусель»

Внедрение данной техники активно формирует у детей навыки сотрудничества, нравственности, взаимовыручки. Активная работа в парах.

Например: Дети выбирают себе пару и договариваются кто будет в внутреннем круге а кто во внешнем. Дети во внутреннем круге отвечают какое количество единиц в двухзначном числе на карточке. А дети стоящие во внешнем круге отвечают какое количество десятков. При выполнении ребята сами выбирают между собой кто именно будет отвечать, так же исправляют ошибки друг друга.

«Интервью»

«Интервью» помогает ребенку обобщить все знания по теме или подвести итог чего либо. Активно развивается диалогическая речь которая приводит к взаимодействию «взрослый-ребѐнок» ,

«ребѐнок-ребѐнок» .

«Аквариум»

Данная технология. Интерактивная технология

«Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Загрузка...