ecosmak.ru

Какая скорость у реактивного ранца. Ракетный ранец

За первые две недели ноября джетпаки (управляемые реактивные ранцы) стали часто обсуждаться в СМИ. В течение месяца были анонсированы две модели от разных компаний, были показаны несколько красочных роликов-презентаций, а одна из фирм-производителей заключила контракт с дубайскими пожарными. Многие издания сообщить, что будущее уже близко, однако слухи о скором массовом производстве подобных технологий ходят не первый год. Вопрос «Где мой джетпак?» стал популярным названием книг и статей, но ответа на него до сих пор нет.

TJ решил разобраться, когда люди смогут приобрести собственный реактивный ранец, и сможет ли он трансформировать современную систему лётного транспорта.

От комиксов до Бонда

9 ноября 2015 года Дэвид Мэйман (David Mayman) пролетел на джетпаке вокруг Статуи Свободы в Нью-Йорке. Так он представил своё изобретение - реактивный ранец JB-9. После полёта, видеозапись которого набрала 1,3 миллиона просмотров на YouTube за две недели, Мэйман заявил, что он создал «единственный в мире настоящий джетпак».

Однако реактивный ранец - не новая разработка. Впервые джетпаки появились на страницах американских научно-фантастических комиксов «Удивительные истории» 1928 года. На обложке одного из номеров был изображён человек, летящий с помощью специального ранца за спиной.

До шестидесятых годов двадцатого века джетпаки существовали в кинематографе (американский сериал «Рокетмен») и легендах: ходили слухи, что во время второй мировой войны в Германии был создан прототип ракетного ранца Himmelstürmer («Небесный штурмовик»), но сведений о нём не осталось.

Первые настоящие полёты с помощью устройства под названием Rocket Belt состоялись в 1961 году. Оба длились всего лишь 14 секунд, но являлись доказательством прорыва в технологии. Тогда ранец планировали применять в военных целях, но позже отказались от этой идеи: к 1962 году создатели прототипа Венделл Мур (Wendell Moore) и Гарольд Грэхам (Harold Graham) смогли улучшить показатели только до 21 секунды.

В последующие годы технология джетпаков не смогла совершить существенного прогресса. Аппараты могли взлетать, высота и длительность полёта постепенно увеличивались, но они были не приспособлены к тому, чтобы использовать их в какой-либо сфере, кроме развлекательной. Поэтому создатели ранцев устраивали воздушные шоу для публики. Такие изобретатели - или «рокетмены» - собирали стадионы зрителей, желающих посмотреть на реактивный ранец. Также устройство популяризовал четвёртый фильм про Джеймса Бонда «Шаровая молния», вышедший в 1965 году: в одной из сцен картины герой Шона Коннери использовал джетпак.

Самым знаменитым «рокетменом» середины прошлого века являлся Билл Сьютор (Bill Suitor), который был дублёром Коннери и снимался в сценах полёта. За 30 лет Сьютор показал джетпак в 40 странах, выступив более тысячи раз. В 1984 году он пролетел на реактивном ранце во время церемонии открытия Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, которую посмотрели 2,5 миллиарда человек.

Следующий этап развития джетпаков связан со швейцарским изобретателем Ивом Росси (Yves Rossy). В 2002 году лётчик решил создать собственный джетпак, на разработку которого он потратил более двух лет. 24 июня 2004 года Росси совершил первый полёт.

Его устройство JetCat P400 сложно назвать джетпаком в классическом смысле - технология скорее напоминает крылья, чем ранец. Взлёт и посадка с их помощью невозможна: Росси начинает полёт, выпрыгивая из самолёта или вертолёта, а приземляется на парашюте. Однако именно многочисленные полёты привлекли повышенное внимание СМИ и общественности. Изобретатель выступал на конференции Ted и давал интервью технологическому блогу Gizmodo. За ним закрепилось прозвище Jetman, а один из его полётов над Дубаем в мае 2015 года 10 миллионов просмотров на YouTube.

34 года ожидания

В настоящее время большинство надежд любителей джетпаков связаны с компанией Martin Aircraft. Её основателем является Гленн Мартин (Glenn Martin), мечтавший о собственном реактивном ранце с пяти лет. С этой технологией он связал всю свою жизнь с 1981 года.

Впервые о новозеландских разработчиках узнали в 2008 году, когда был представлен первый образец под названием Martin Jetpack. Результаты не были впечатляющими: максимальная высота не превышала метра, длился полёт 45 секунд, а пилота постоянно поддерживали ассистенты. Прототип был мало похож на реактивные ранцы из фантастических фильмов, но само название «джетпак» стало отличным маркетинговым ходом, привлекшим внимание крупнейших западных СМИ.

С тех пор основатель компании практически каждый год анонсировал массовое производство технологии. По его словам, первая партия джетпаков должна была появиться в 2010 году. Это повлияло на выбор издания Time, включившего ранец в свой список «50 главных изобретений года» наряду с iPad, краудфандинг-платформой Kickstarter и беспилотным автомобилем от Google. Но потом дата выпуска первой партии сдвинулась сначала на 2012, а затем на и год.

За годы разработки реактивный ранец сильно изменился: в 2013 году появилась новая модель P12, максимальная высота полёта которого достигла 900 метров, скорость выросла до 74 километров в час, а длительность - до 30 минут. Однако у него остались существенные недостатки прошлой версии. Главный из них - массивность, делающее устройство практически бесполезным в повседневной жизни. Сложно говорить о новом способе добраться до работы и обратно, если вес джетпака составляет 200 килограмм.

Во время каждого анонса «персональный джетпак» казался уже реальной технологией, от которой могла отпугнуть разве что цена: в каждом анонсе она варьировалась от 70 до 250 тысяч долларов. В последний раз Martin Aircraft перенесли дату выхода на 2017 год (предзаказ можно будет сделать уже в 2016). Однако нельзя с уверенностью сказать, что на этот раз джетпаки действительно появятся в продаже.

Связано это и с финансовыми возможностями Martin Aircraft. Несмотря на успешные презентации и привлечение инвесторов, в первый год после выхода на биржу компания понесла убытки в пять миллионов долларов. Портал Popular Science отмечает , что это нормально для компании, не начавшей свои продажи. Но в то же время она не начинает их уже почти семь лет, а работает над технологией уже 34 года.

В ноябре 2015 года Гленн Мартин столкнулся с конкуренцией в лице основателей JetPack Aviation, построивших свою компанию на образе «единственных в мире настоящих джетпаков». «Это отличается от всего, что было в истории полётов», - заявил глава компании Дэвид Мэйман, рассказывая о модели JB-9. Он показал разработку в действии, облетев с её помощью Статую Свободы.

JB-9 - результат 25 лет разработок Меймана и Нельсона Тайлера (Nelson Tyler), трёхкратного обладателя «Оскара» за технические достижения в кинематографе. В 70-х годах реактивный ранец Тайлера широко применялся в Голливуде, однако работал около 30 секунд. По словам разработчиков, на сегодняшний день с помощью JB-9 можно провести в воздухе не более десяти минут.

Главное отличие от технологии Martin Aircraft в том, что ранец работает на небольших одноконтурных турбореактивных двигателях, как на истребителях МиГ-15. По словам создателей, в отдалённом будущем они планируют заменить их на более экономичные двухконтурные, наподобие используемых в современных реактивных самолётах. Джетпаки Мартина разработчики называют «фактически дроном», намекая на турбовинтовые двигатели P12. Ещё одно преимущество разработки Мэймана и Тайлера в «настоящем вертикальном взлёте и посадке», пока конкурент использует парашюты для посадки. При этом JB-9 намного легче - Мэйман отметил, что ранец не мешает ему пробежать несколько километров. Но максимальная высота, на которой можно подняться с помощью устройства, составляет всего 300 метров.

В JetPack Aviation ориентируются на разработки для Голливуда различных воздушных шоу, но надеются на то, что технология сможет стать массовой. Однако на сегодняшний день нет даже предполагаемой даты выпуска этой модели джетпаков.

Ядерный реактор за спиной

Однако не все разделяют желание приобрести подобный ранец. Несмотря на вполне рабочие образцы, устройство регулярно попадает в различные списки нереализованных фантастических технологий вроде телепортов или летающих автомобилей. Критики обвиняют ранцы в высокой цене, повышенной опасности во время использования и негативному влиянию на экологию.

Но главный аргумент критиков: джетпаки в современном мире не нужны.

Ещё в сентябре 2014 года журналист The Guardian Дин Барнетт заявил , что настоящая проблема технологии не в ограничениях законов физики и человеческой анатомии, а в том, что это просто «ужасная идея». По мнению Барнетта, большинство фанатов джетпаков не задумываются о непрактичности и опасности подобного способа путешествия: автор сравнил ракетный ранец с мощной паяльной лампой, на протяжении долгого времени направленной прямо на ноги.

Некоторые люди хотят джетпаки не потому что именно хотят , а потому что им это пообещали . При этом нигде не указано, кем и когда были сделаны эти обещания. Обычно высказывания приписывают «учёным» или просто «науке», но вполне может быть, что некоторые путают понятия «наука» и «научная фантастика», ведь идея реактивных ранцев пришла в основном оттуда. Научная фантастика также обещала нам зомби-апокалипсис, но вы редко встретите людей, жалующихся, что его до сих пор не произошло.


Дин Барнетт, журналист The Guardian

Барнетт отметил ещё несколько причин, по которым джетпак в ближайшие годы не станет массовой технологией: загрязнение окружающей среды, необходимость готовиться к полету годами и большие размеры ранца. Малую длительность работы журналист предложил решить с помощью миниатюрного ядерного реактора, но отметил, что «если уж люди в паникуют, находясь в десяти милях от АЭС, то, пожалуй, они откажутся носить подобное с собой».

Не разделяет эйфории по поводу джетпаков и Элон Маск. На эту тему он высказался в эфире программы The Colbert Report, отвечая на последний вопрос Стивена Кольберта: «Где мой джетпак?». Глава Tesla Motors и SpaceX заявил, что «не уверен» насчёт этих устройств, но признал необходимость в подобных технологиях.

Есть несколько фундаментальных моментов в физике, делающих использование реактивных ранцев уж слишком неудобным. Но, знаешь, иногда я думаю, что было бы великолепно иметь лётное средство с вертикальным взлётом и посадкой. Вроде штурмовиков Harrier, но с большим удовольствием от полета.

Элон Маск, глава Tesla Motors

Николай Ковшов, ведущий аналитик фонда Quantum Wave, в колонке для Wired напомнил , что многие технологии, идеи которых появились в научной фантастике начала 20-го века, так и не прижились в повседневности. По мнению аналитика, основные проблемы таких устройств очень похожи - в основном это предрассудки людей по поводу одних технологий и завышенные ожидания от других. Некоторые изобретения ещё не могут использоваться массово, хотя созданы были довольно давно. Ковшов привел в пример голограммы из научно-популярных фильмов: технология существует уже больше полувека, но слишком затратна, что сводит её использование к единичным случаям.

Российские учёные и разработчики ни разу не заявляли о создании собственного массового джетпака. При этом научно-производственное предприятие «Звезда» весной 2014 года анонсировало создание реактивного ранца на солнечных батареях для российских космонавтов. За основу была взята американская разработка 1994 года под названием SAFER, также предназначенная для перемещении астронавтов в космосе.

Обычные люди же пока могут рассчитывать максимум на так называемые «водные джетпаки», получившие в России определённую популярность. Одно из таких устройств стало частью эстафеты олимпийского огня в 2013 году. Тогда Михаил Чуев с факелом над озером Байкал. Однако пользовался он джетпаком Jetlev-Flyer JF-260, сделанным в Германии.

Почти 12 миллионов просмотров собрал видеоролик полета над Дубаем на реактивном джетпаке Ив Росси. Швейцарский летчик и экстремал покорил мир своим изобретением и смог развить скорость до 193 км/ч. Отправляйтесь в Подмосковье и испытайте драйв, адреналин и восторг от полета!





Полет на реактивном ранце в Москве и Подмосковье по цене от 2 500 р. до 8 000 р.

Купить Заказать в 1 клик

Как устроен джет пак?

Jet Pack или реактивный ранец - это летательный аппарат, который надевается как рюкзак. Водные струи бьют из сопел за спиной участника, что и отрывает человека от воды. Рычаги для управления скоростью, направлением и высотой расположены по бокам под руками, обеспечивая мобильность. Полет на реактивном ранце проходит в положении сидя, что значительно облегчает процесс управления. Требуется меньше балансировки и ловкости.

В 60-х годах прошлого века ракетный ранец был на пике популярности.
Так, в новом фильме про Джеймса Бонда - «Шаровая молния», герой улетел с крыши замка от охраны на ранце.

Безопасно ли летать?

Полет на реактивно ранце проходит на системе Jetpack Zapata Racing. Помимо “сидячего” положения во время полета, сидение обладает положительной плавучестью, что держит на плаву во время падения или остановки на воде. Ранец оснащен пятиточечным страховочным ремнем и разрядником зажима, который управляется нажатием пальца.
Эффектности полету добавляет прозрачный дизайн сопельной системы. Так что во время полета вы сможете видеть мощный поток воды, который позволит летать.

Подготовка к полету:

Управлять летающим реактивным ранцем в Москве интуитивно понятно, но без инструктажа и подготовки на суше не обойтись. Инструктор познакомит с устройством и его управлением, техникой безопасности на воде и ответит на все вопросы, которые возникнут.
После - надевайте гидрокостюм, шлем и спасательный жилет. На лодке вас доставят на воду и после начнется освоение реактивного ранца.
Доступно такое развлечение только совершеннолетним лицам, вес которых от 50 до 100 кг.

На заметку:

Срок действия сертификата 8 месяцев. Обязательно нужно учитывать сезонность оказания услуг и условия их проведения (например, благоприятные погодные условия, график проведения, и т.д.), что согласовывается с организаторами при записи.
Доставка подарочных сертификатов на катание на реактивном ранце бесплатна в пределах МКАД на следующий день после заказа. .

Полет на реактивном ранце в Подмосковье

  1. Вейк-клуб (Пироговское водохранилище)

    Клуб находится на территории базы отдыха «Троицкое» в акватории Клязьминского и Пироговского водохранилищ. Клуб находится в 7 км от МКАД по Дмитровскому шоссе. Кроме парения над водой в живописных местах, каждого клиента ждет оборудованный пляж, кафе и гостиница.

  2. Серебряный бор

    Заповедный остров-парк в 20 минутах от центра столицы привлекает расположением. Живописная природа, множество пляжей и кафе позволяет отдохнуть в полной мере. А катания на флайборде и реактивном ранце привнесут в ваш отдых глоток свежести и адреналина.

Заказать полет

За первые две недели ноября джетпаки (управляемые реактивные ранцы) стали часто обсуждаться в СМИ. В течение месяца были анонсированы две модели от разных компаний, были показаны несколько красочных роликов-презентаций, а одна из фирм-производителей заключила контракт с дубайскими пожарными. Многие издания сообщить, что будущее уже близко, однако слухи о скором массовом производстве подобных технологий ходят не первый год. Вопрос «Где мой джетпак?» стал популярным названием книг и статей, но ответа на него до сих пор нет.

TJ решил разобраться, когда люди смогут приобрести собственный реактивный ранец, и сможет ли он трансформировать современную систему лётного транспорта.

От комиксов до Бонда

9 ноября 2015 года Дэвид Мэйман (David Mayman) пролетел на джетпаке вокруг Статуи Свободы в Нью-Йорке. Так он представил своё изобретение - реактивный ранец JB-9. После полёта, видеозапись которого набрала 1,3 миллиона просмотров на YouTube за две недели, Мэйман заявил, что он создал «единственный в мире настоящий джетпак».

Однако реактивный ранец - не новая разработка. Впервые джетпаки появились на страницах американских научно-фантастических комиксов «Удивительные истории» 1928 года. На обложке одного из номеров был изображён человек, летящий с помощью специального ранца за спиной.

До шестидесятых годов двадцатого века джетпаки существовали в кинематографе (американский сериал «Рокетмен») и легендах: ходили слухи, что во время второй мировой войны в Германии был создан прототип ракетного ранца Himmelstürmer («Небесный штурмовик»), но сведений о нём не осталось.

Первые настоящие полёты с помощью устройства под названием Rocket Belt состоялись в 1961 году. Оба длились всего лишь 14 секунд, но являлись доказательством прорыва в технологии. Тогда ранец планировали применять в военных целях, но позже отказались от этой идеи: к 1962 году создатели прототипа Венделл Мур (Wendell Moore) и Гарольд Грэхам (Harold Graham) смогли улучшить показатели только до 21 секунды.

В последующие годы технология джетпаков не смогла совершить существенного прогресса. Аппараты могли взлетать, высота и длительность полёта постепенно увеличивались, но они были не приспособлены к тому, чтобы использовать их в какой-либо сфере, кроме развлекательной. Поэтому создатели ранцев устраивали воздушные шоу для публики. Такие изобретатели - или «рокетмены» - собирали стадионы зрителей, желающих посмотреть на реактивный ранец. Также устройство популяризовал четвёртый фильм про Джеймса Бонда «Шаровая молния», вышедший в 1965 году: в одной из сцен картины герой Шона Коннери использовал джетпак.

Самым знаменитым «рокетменом» середины прошлого века являлся Билл Сьютор (Bill Suitor), который был дублёром Коннери и снимался в сценах полёта. За 30 лет Сьютор показал джетпак в 40 странах, выступив более тысячи раз. В 1984 году он пролетел на реактивном ранце во время церемонии открытия Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, которую посмотрели 2,5 миллиарда человек.

Следующий этап развития джетпаков связан со швейцарским изобретателем Ивом Росси (Yves Rossy). В 2002 году лётчик решил создать собственный джетпак, на разработку которого он потратил более двух лет. 24 июня 2004 года Росси совершил первый полёт.

Его устройство JetCat P400 сложно назвать джетпаком в классическом смысле - технология скорее напоминает крылья, чем ранец. Взлёт и посадка с их помощью невозможна: Росси начинает полёт, выпрыгивая из самолёта или вертолёта, а приземляется на парашюте. Однако именно многочисленные полёты привлекли повышенное внимание СМИ и общественности. Изобретатель выступал на конференции Ted и давал интервью технологическому блогу Gizmodo. За ним закрепилось прозвище Jetman, а один из его полётов над Дубаем в мае 2015 года 10 миллионов просмотров на YouTube.

34 года ожидания

В настоящее время большинство надежд любителей джетпаков связаны с компанией Martin Aircraft. Её основателем является Гленн Мартин (Glenn Martin), мечтавший о собственном реактивном ранце с пяти лет. С этой технологией он связал всю свою жизнь с 1981 года.

Впервые о новозеландских разработчиках узнали в 2008 году, когда был представлен первый образец под названием Martin Jetpack. Результаты не были впечатляющими: максимальная высота не превышала метра, длился полёт 45 секунд, а пилота постоянно поддерживали ассистенты. Прототип был мало похож на реактивные ранцы из фантастических фильмов, но само название «джетпак» стало отличным маркетинговым ходом, привлекшим внимание крупнейших западных СМИ.

С тех пор основатель компании практически каждый год анонсировал массовое производство технологии. По его словам, первая партия джетпаков должна была появиться в 2010 году. Это повлияло на выбор издания Time, включившего ранец в свой список «50 главных изобретений года» наряду с iPad, краудфандинг-платформой Kickstarter и беспилотным автомобилем от Google. Но потом дата выпуска первой партии сдвинулась сначала на 2012, а затем на и год.

За годы разработки реактивный ранец сильно изменился: в 2013 году появилась новая модель P12, максимальная высота полёта которого достигла 900 метров, скорость выросла до 74 километров в час, а длительность - до 30 минут. Однако у него остались существенные недостатки прошлой версии. Главный из них - массивность, делающее устройство практически бесполезным в повседневной жизни. Сложно говорить о новом способе добраться до работы и обратно, если вес джетпака составляет 200 килограмм.

Во время каждого анонса «персональный джетпак» казался уже реальной технологией, от которой могла отпугнуть разве что цена: в каждом анонсе она варьировалась от 70 до 250 тысяч долларов. В последний раз Martin Aircraft перенесли дату выхода на 2017 год (предзаказ можно будет сделать уже в 2016). Однако нельзя с уверенностью сказать, что на этот раз джетпаки действительно появятся в продаже.

Связано это и с финансовыми возможностями Martin Aircraft. Несмотря на успешные презентации и привлечение инвесторов, в первый год после выхода на биржу компания понесла убытки в пять миллионов долларов. Портал Popular Science отмечает , что это нормально для компании, не начавшей свои продажи. Но в то же время она не начинает их уже почти семь лет, а работает над технологией уже 34 года.

В ноябре 2015 года Гленн Мартин столкнулся с конкуренцией в лице основателей JetPack Aviation, построивших свою компанию на образе «единственных в мире настоящих джетпаков». «Это отличается от всего, что было в истории полётов», - заявил глава компании Дэвид Мэйман, рассказывая о модели JB-9. Он показал разработку в действии, облетев с её помощью Статую Свободы.

JB-9 - результат 25 лет разработок Меймана и Нельсона Тайлера (Nelson Tyler), трёхкратного обладателя «Оскара» за технические достижения в кинематографе. В 70-х годах реактивный ранец Тайлера широко применялся в Голливуде, однако работал около 30 секунд. По словам разработчиков, на сегодняшний день с помощью JB-9 можно провести в воздухе не более десяти минут.

Главное отличие от технологии Martin Aircraft в том, что ранец работает на небольших одноконтурных турбореактивных двигателях, как на истребителях МиГ-15. По словам создателей, в отдалённом будущем они планируют заменить их на более экономичные двухконтурные, наподобие используемых в современных реактивных самолётах. Джетпаки Мартина разработчики называют «фактически дроном», намекая на турбовинтовые двигатели P12. Ещё одно преимущество разработки Мэймана и Тайлера в «настоящем вертикальном взлёте и посадке», пока конкурент использует парашюты для посадки. При этом JB-9 намного легче - Мэйман отметил, что ранец не мешает ему пробежать несколько километров. Но максимальная высота, на которой можно подняться с помощью устройства, составляет всего 300 метров.

В JetPack Aviation ориентируются на разработки для Голливуда различных воздушных шоу, но надеются на то, что технология сможет стать массовой. Однако на сегодняшний день нет даже предполагаемой даты выпуска этой модели джетпаков.

Ядерный реактор за спиной

Однако не все разделяют желание приобрести подобный ранец. Несмотря на вполне рабочие образцы, устройство регулярно попадает в различные списки нереализованных фантастических технологий вроде телепортов или летающих автомобилей. Критики обвиняют ранцы в высокой цене, повышенной опасности во время использования и негативному влиянию на экологию.

Но главный аргумент критиков: джетпаки в современном мире не нужны.

Ещё в сентябре 2014 года журналист The Guardian Дин Барнетт заявил , что настоящая проблема технологии не в ограничениях законов физики и человеческой анатомии, а в том, что это просто «ужасная идея». По мнению Барнетта, большинство фанатов джетпаков не задумываются о непрактичности и опасности подобного способа путешествия: автор сравнил ракетный ранец с мощной паяльной лампой, на протяжении долгого времени направленной прямо на ноги.

Некоторые люди хотят джетпаки не потому что именно хотят , а потому что им это пообещали . При этом нигде не указано, кем и когда были сделаны эти обещания. Обычно высказывания приписывают «учёным» или просто «науке», но вполне может быть, что некоторые путают понятия «наука» и «научная фантастика», ведь идея реактивных ранцев пришла в основном оттуда. Научная фантастика также обещала нам зомби-апокалипсис, но вы редко встретите людей, жалующихся, что его до сих пор не произошло.


Дин Барнетт, журналист The Guardian

Барнетт отметил ещё несколько причин, по которым джетпак в ближайшие годы не станет массовой технологией: загрязнение окружающей среды, необходимость готовиться к полету годами и большие размеры ранца. Малую длительность работы журналист предложил решить с помощью миниатюрного ядерного реактора, но отметил, что «если уж люди в паникуют, находясь в десяти милях от АЭС, то, пожалуй, они откажутся носить подобное с собой».

Не разделяет эйфории по поводу джетпаков и Элон Маск. На эту тему он высказался в эфире программы The Colbert Report, отвечая на последний вопрос Стивена Кольберта: «Где мой джетпак?». Глава Tesla Motors и SpaceX заявил, что «не уверен» насчёт этих устройств, но признал необходимость в подобных технологиях.

Есть несколько фундаментальных моментов в физике, делающих использование реактивных ранцев уж слишком неудобным. Но, знаешь, иногда я думаю, что было бы великолепно иметь лётное средство с вертикальным взлётом и посадкой. Вроде штурмовиков Harrier, но с большим удовольствием от полета.

Элон Маск, глава Tesla Motors

Николай Ковшов, ведущий аналитик фонда Quantum Wave, в колонке для Wired напомнил , что многие технологии, идеи которых появились в научной фантастике начала 20-го века, так и не прижились в повседневности. По мнению аналитика, основные проблемы таких устройств очень похожи - в основном это предрассудки людей по поводу одних технологий и завышенные ожидания от других. Некоторые изобретения ещё не могут использоваться массово, хотя созданы были довольно давно. Ковшов привел в пример голограммы из научно-популярных фильмов: технология существует уже больше полувека, но слишком затратна, что сводит её использование к единичным случаям.

Российские учёные и разработчики ни разу не заявляли о создании собственного массового джетпака. При этом научно-производственное предприятие «Звезда» весной 2014 года анонсировало создание реактивного ранца на солнечных батареях для российских космонавтов. За основу была взята американская разработка 1994 года под названием SAFER, также предназначенная для перемещении астронавтов в космосе.

Обычные люди же пока могут рассчитывать максимум на так называемые «водные джетпаки», получившие в России определённую популярность. Одно из таких устройств стало частью эстафеты олимпийского огня в 2013 году. Тогда Михаил Чуев с факелом над озером Байкал. Однако пользовался он джетпаком Jetlev-Flyer JF-260, сделанным в Германии.


4. Устройство и принцип действия ракетного ранца
5. Турбореактивный ранец
6. Ракетный ранец в массовой культуре
7. Ракетный ранец в наше время

Ракетный ранец «Bell Rocket Belt». Патент США № 3243144, 1966 г.

Все существующие ракетные ранцы основаны на конструкции ранца «Bell Rocket Belt», разработанной в 1960-1969 годах Венделлом Муром. Ранец Мура конструктивно состоит из двух основных частей:

  • Жёсткий стеклопластиковый корсет, закреплённый на теле пилота системой ремней. Корсет имеет сзади металлическую трубчатую раму, на которой установлены три баллона: два с жидкой перекисью водорода и один со сжатым азотом. Когда пилот находится на земле, корсет распределяет вес ранца на спину и поясницу пилота.
  • Ракетный двигатель, подвижно установленный на шаровом шарнире в верхней части корсета. Сам ракетный двигатель состоит из газогенератора и двух жёстко соединённых с ним труб, которые заканчиваются реактивными соплами с управляемыми наконечниками. Двигатель жёстко соединён с двумя рычагами, которые проходят под руками пилота. Этими рычагами пилот наклоняет двигатель вперёд или назад, а также в стороны. На правом рычаге установлена поворотная рукоятка управления тягой, связанная тросиком с клапаном-регулятором подачи топлива в двигатель. На левом рычаге установлена рулевая рукоятка, которая гибкими тягами связана с управляемыми наконечниками реактивных сопел.

Перекись водорода

Действие ракетного двигателя основано на реакции разложения перекиси водорода. Используется перекись водорода 90-процентной концентрации. Перекись водорода в чистом виде относительно устойчива, но при контакте с катализатором стремительно разлагается на воду и кислород, менее чем за 1/10 миллисекунды увеличиваясь в объёме в 5000 раз.

2H 2 O 2 → 2H 2 O + O 2

Реакция протекает экзотермически, то есть с выделением большого количества теплоты. Образующаяся при этом парогазовая смесь имеет температуру 740 °C.

Принцип действия ракетного двигателя

Принцип действия двигателя ракетного ранца

На рисунке обозначены баллоны с перекисью водорода и баллон со сжатым азотом. Пилот поворачивает рукоятку управления тягой двигателя, и клапан-регулятор открывается. Сжатый азот вытесняет жидкую перекись водорода, которая по трубкам поступает в газогенератор. Там она вступает в контакт с катализатором и разлагается. Образовавшаяся парогазовая смесь высокого давления и температуры поступает в две трубы, выходящие из газогенератора. Затем горячие газы поступают в реактивные сопла, где сначала ускоряются, а затем расширяются, приобретая сверхзвуковую скорость и создавая реактивную тягу. Вся конструкция проста и надёжна, ракетный двигатель не имеет ни одной движущейся части.

Пилотирование ранца

Ранец имеет два рычага, жёстко связанных с двигательной установкой. Нажимая на эти рычаги, пилот заставляет сопла отклониться назад, и ранец летит вперёд. Соответственно, поднятие рычагов заставляет ранец двигаться назад. Можно наклонять двигательную установку и в стороны, чтобы лететь боком.

Управление с помощью рычагов — довольно грубое, для более тонкого управления пилот использует рукоятку на левом рычаге. Эта рукоятка управляет наконечниками реактивных сопел. Наконечники подпружинены и могут с помощью гибких тяг отклоняться вперёд или назад. Наклоняя рукоятку вперёд или назад, пилот отклоняет синхронно наконечники обоих сопел, чтобы лететь прямолинейно. Если пилоту нужно выполнить поворот, он поворачивает рукоятку, при этом сопла отклоняются в противоположных направлениях, одно вперёд, другое назад, разворачивая пилота и ранец вокруг оси. Сочетанием различных движений рукоятки и рычагов пилот может лететь в любую сторону, даже боком, выполнять повороты, вращение на месте и т. п.

Управлять полётом ранца можно и по-другому — изменяя положение центра тяжести тела. Например, если согнуть ноги и поднять их к животу, центр тяжести сместится вперёд, ранец наклонится и тоже полетит вперёд. Такое управление ранцем, при помощи собственного тела, считается неверным и характерно для новичков. Опытнейший пилот Билл Сьютор утверждает, что во время полёта необходимо держать ноги вместе и прямо, а управлять полётом следует с помощью рычагов и рукояток ранца. Только так можно научиться грамотно пилотировать ранец и уверенно выполнять сложные маневры в воздухе.

два рычага, жёстко связанных с двигательной установкой. Нажимая на эти рычаги, пилот заставляет сопла отклониться

На правом рычаге установлена поворотная «рукоятка газа». В неподвижном состоянии она полностью закрывает регулятор подачи топлива в двигатель. Поворачивая рукоятку против часовой стрелки, пилот увеличивает тягу двигателя. Во время заправки ранца сжатым азотом рукоятка фиксируется в запертом положении предохранительной чекой.

На этой же рукоятке расположен таймер. Поскольку ранец имеет запас топлива лишь на 21 секунду полёта, пилоту необходимо знать, что у него заканчивается топливо, чтобы не оказаться с пустыми баками на высоте в 10 метров. Перед полётом таймер взводится на 21 секунду. Когда пилот поворачивает рукоятку для взлёта, таймер начинает отсчёт и подаёт ежесекундные сигналы на зуммер в шлеме пилота. Через пятнадцать секунд сигнал становится непрерывным, сообщая пилоту, что пора идти на посадку.

Особенности полётов на ракетном ранце

Пилот ранца облачён в защитный комбинезон из термостойкого материала, поскольку и реактивная струя, и трубы двигателя имеют очень высокую температуру. На голову в обязательном порядке надевается защитный шлем.

При работе ракетного двигателя сверхзвуковая реактивная струя издаёт оглушительно громкий звук, больше напоминающий пронзительный визг, чем рёв реактивного двигателя.

Как правило, выходящая реактивная струя прозрачна и в воздухе не видна. Но в холодную погоду водяной пар, составляющий большую часть парогазовой смеси, конденсируется вскоре после выхода из сопл, и тогда пилота окутывает целое облако водяного тумана. Именно по этой причине самые первые «привязные» полёты ранца «Bell Rocket Belt» выполнялись в ангаре — дело было зимой. Также реактивная струя бывает видна, если топливо в газогенераторе разлагается не полностью, что случается, например, при плохой работе катализатора или при загрязнении перекиси водорода примесями.

Современные версии ранца

В 1995 году конструкция ранца была усовершенствована. Трое инженеров из Техаса, Брэд Баркер, Джо Райт и Ларри Стэнли, пригласив профессионального изобретателя Дуга Малевики, построили новую версию ракетного ранца, который они назвали «RB 2000 Rocket Belt». Ранец «RB 2000» в основном повторяет конструкцию Венделла Мура, но сделан из лёгких сплавов и композитных материалов, имеет увеличенный запас топлива и повышенную мощность. В результате максимальная продолжительность полёта увеличена до 30 секунд.


Похоже, не за горами то время, когда реактивный рюкзак будет за спиной у каждого, кто передвижению на автомобили предпочтёт полёты под облаками. Во всяком случае первый успешный полёт на таком рюкзаке, благодаря австралийским конструкторам, уже состоялся.


Вот уже более 100 лет инженеры одержимы идеей создания реактивного ранца . Первые проекты подобного «средства передвижения» стали появляться еще на заре развития авиационного дела. Наиболее значимые попытки были предприняты в 40-е и 60-е годы прошлого столетия. Однако достичь какого-либо существенно успеха так и не удалось. С новой силой за разработку реактивных ранцев взялись в 80-е годы, а затем с началом XXI века. Первый наиболее успешный образец был представлен в Австралии, в 1984 году. Опытный ранец смог продержаться в воздухе чуть больше 30 секунд.


На сегодняшний день над созданием реактивных ранцев работает несколько команд. Одним из наиболее ярких проектов последнего времени стал Martin Jet Pack . Летательный аппарат, впрочем, весьма далеко от того самого футуристического реактивного ранца, который представляет себе большинство людей. С другой стороны, он стал первым «ранцем» способным удерживать человека в воздухе 30 минут.


Наиболее успешной командой инженеров стала группа австралийского изобретателя и бизнесмена Дэвида Мэймана. Мэйман всегда был одержим реактивными ранцами и не просто так, ведь он был одним из тех, кто работал в австралийской научной группе в 80-е годы. И именно рюкзак его команды совершил первый успешный полноценный полет. Сам Мэйман работает в этом направлении уже более 45 лет. Новое детище команды Дэвида Мэймана получило название JB-9.


Первое, что отметил бизнесмен в интервью, что этот «ранец», намекая на то, что подавляющее большинство родственных разработок других команд, ранцами все же не являются. Значительная часть конструкции JB-9 сделана из углеродного волокна и прочих композитных материалов. Рюкзак может осуществлять вертикальный взлет и посадку, управляется двумя манипуляторами, а в небо поднимается при помощи двух двигателей. К рюкзаку пилот пристегивается при помощи специального пояса-стабилизатора и набора ремней.


В воздухе JB-9 может находиться около 10 минут. По словам Мэймана, длительность полета главным образом зависит от веса пилота. Также влияет высота, температура воздуха и ряд других, менее значительных факторов. Бак JB-9 рассчитан на 10 галлонов топлива. В минуту рюкзак «съедает» около одного галлона. Топливом же является керосин – дешевый, простой в производстве и относительно безопасный.

Несомненно, такому рюкзаку позавидовал бы даже Джеймс Бонд. JB-9 с полным основанием можно включить в .

Загрузка...