ecosmak.ru

Конспекты занятий по теме день космонавтики в подготовительной группе. Конспект тематического развлечения «Юные космонавты» в подготовительной группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15 «БЕРЕЖОК»

Конспект НОД посвященный дню космонавтики

«ПУТЕШЕСТВИЕ КОСМОНАВТОВ»


Подготовили:

воспитатель Винокурова Л.Г.

музыкальный руководитель Сула О.Ф.

инструктор по физической культуре Дьякова М.А.

Салехард

2016 г.

Интеграция областей:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Цель занятия : сформировать у детей представления о космосе и первых космонавтах.

Задачи:

Образовательные:

Расширять кругозор детей;

Развивающие :

Обогащение и активизация словаря по теме «Космос»;

Развивать творческое воображение, фантазию;

Развивать двигательно-игровую активность;

Развивать логическое мышление, произвольное внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

Создать радостную атмосферу праздника;

Воспитывать смелость, решительность; побуждать интерес к неизведанному;

Повышать интерес к занятиям физической культурой.

Словарная работа:

космос, космонавты, планета, астроном, телескоп, космическая ракета, скафандр.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики.

Дети: Звезды

Слайд №2

Воспитатель : А кто из вас смотрел на ночное небо?

Дети: Мы.

Воспитатель : А вы видели на ночном небе звезды?

Дети: Да.

Воспитатель : Из давно люди наблюдают за небом и изучают его. Им всегда хотелось узнать, а что там на небе. Многие из них не только смотрят на небо, но и считают звезды. А вы знаете, как называют людей, которые изучают небо? (ответы детей)

Правильно. Таких людей, называют астрономы.

Слайд №3

В изучении неба и звезд астрономам помогает телескоп.

Телескоп во много раз увеличивает звезды, чтобы их было лучше видно.

Слайд №4

Но люди не остановились на этом. Им захотелось узнать, а что там в космосе. Для этого они построили первую космическую ракету.

Слайд № 5

Но люди побоялись лететь в космос. Поэтому первыми космонавтами стали собачки Белка и Стрелка, а когда они вернулись обратно на землю, людям тоже захотели приблизиться к звездам и другим планетам.

Слайд №6

Первым человеком, который захотел приблизиться к звездам стал Юрий Гагарин.

Слайд№7

Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космическое пространство. А полетел он в космос на космической ракете, под названием «Восток».

Слайд №8

Ребята, а вы хотите посмотреть, что интересного видят в космосе космонавты? (ответ детей).

Давайте представим, что мы стали с вами космонавтами. А что нам необходимо для полета в космос? (ответы детей) Правильно. Сейчас мы с вами одеваем специальные космические костюмы, называют их скафандрами. А кто знает, для чего одевают скафандр? (ответы детей)

Слайд №9

В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма, то можно сразу замерзнуть и превратиться в льдинки. Еще в космосе нет воздуха и обычные люди дышать там не могут. Поэтому для полета в космос космонавты одевают скафандры. В скафандрах очень тепло. Кроме того – в скафандрах человек может дышать, он снабжает человека воздухом.

Воспитатель: Космонавты очень сильные и выносливые, потому что они в детстве кушали очень хорошо и всегда делали зарядку по утрам. Давайте и мы с вами перед полетом в космос сделаем специальную гимнастику.

Физкультминутка: «Для начала мы с тобой»

Для начала мы с тобой

Повращаем головой. (Вращение головой в стороны.)

Поднимаем руки вверх,

Плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх.

Ну, дружочек, не ленись! (Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)

ПЕСНЯ «КОСМОНАВТ»

Слова Г. Шалаевой, Р. Алдониной, музыка В. Юдиной

Космос! Новые планеты,
Звезды ярки, как алмаз.
Ну, скажите, кто об этом
Не мечтал хотя бы раз?

Космонавт все испытанья
Смог пройти, преодолеть,
Чтобы выполнить заданье,
Чтобы в космос полететь!

Там он за звездами умело
Наблюденья проводил.
И в открытый космос смело
Он в скафандре выходил.

Города, моря, заливы
Видел с борта корабля.
Сверху видел, как красива
Наша милая Земля!

Инструктор: Внимание! Внимание! Готовы к полету? Для начала нам необходимо сесть в ракеты.

    Игра «Космонавты»

На полу раскладываются несколько цепочек из обручей – «ракеты». Обручей меньше, чем детей. Дети врассыпную ходят по залу и говорят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам

На какую захотим –

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

С последним словом дети разбегаются и врассыпную бегают по залу. По сигналу инструктора дети стараются быстрее встать в обруч.

2. Эстафета «Выход в открытый космос»

Команды строятся на старте. По сигналу, участники пролезают в туннель, затем проходят в обруч и возвращаются в команду, передавая эстафету следующему участнику.

3.«Невесомость».

Первый игрок берёт фитбол, сидя на нём прыгает расстояние до конуса и обратно 10 м., затем передать эстафету следующему.

4. Эстафета «Солнечные лучики».

Ребята, если бы на нашу планету Земля не попадали солнечные лучи, то всё живое бы погибло. Ведь без солнечного тепла и света жизнь невозможна! И сейчас каждая команда покажет нам, как выглядит солнце из иллюминатора космического корабля.

Участвуют две команды по 8 человек. У каждого участника в руках гимнастическая палка. На финише лежат два обруча. Дети, по очереди бегут к обручу и выкладывают вокруг него «Солнечные лучики».

5. «Походка инопланетян».

Ходьба от старта до фишки и обратно на голове мешочек с песком.

Танец «Инопланетян и робота»

Воспитатель : А теперь нам пора возвращаться домой. Прощайтесь с новыми друзьями и полетим домой на нашу планету Земля. А пока мы летим домой, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

Люди, которые изучают небо? (ответы детей)

Какой прибор увеличивает звезды, чтобы их было лучше видно?

Как называют человека, который летает в космос? (ответы детей)

Кто первым полетел в космос? (ответы детей)

На чем летают в космос? (ответы детей)

Как называют специальный костюм космонавта? (ответы детей)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

Цель : Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

  • Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос.
  • Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.
  • При помощи опытов формировать у дошкольников умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.
  • Учить детей создавать из бумаги поделку в технике «оригами».
  • Сохранение и укрепление зрения детей, предупреждение утомляемости, динамические паузы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженерах создающих ракеты. Иллюстрированный атлас Николаса Харриса "Светящаяся книга о космосе". Чтение:

  • Бороздин В. «Первый в космосе»,
  • Иванова И."Необыкновенные приключения Пети в космосе,"
  • Порцевский К. А. "Моя первая книга о космосе".
  • Талимонова Любовь "Сказки о созвездиях".

Беседы: «Космос-это порядок», «Голубая планета – Земля», «Луна – спутник Земли», «Ю. Гагарин», «Солнце – источник жизни на Земле».

Ход

– Здравствуйте, ребята. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу)

– Давайте подарим друг другу свои улыбки, и пожмем руки.

– А теперь послушайте загадку:
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то – не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце) Слайд №2

– Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей) – А какое оно: большое или маленькое? (Ответы детей) – Почему кажется маленьким? (Ответы детей) – Правильно. Солнце большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая к нам. Расстояние от солнца до Земли 150 мл. км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд. Слайд №3

– Какую пользу приносит солнце людям? (Согревает, освещает, без солнечного тепла погибнет все живое).Слайд №4

– А вред может быть от солнца? (Ответы детей) Слайд №5

– В чём вред? (Получаешь солнечные ожоги, сгорает трава и т. д.)

– Подведём итог: Солнце – источник жизни на Земле, но нельзя забывать о безопасности для здоровья человека.

– Солнце светит так необычайно ярко, что, даже находясь на таком большом расстоянии от него, мы не можем на него смотреть: больно глазам, да и небезопасно.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

(Сопровождаю свой показ словами)

– Наш указательный пальчик – это солнечный зайчик, следите за ним глазами.

А сейчас посмотрите на свой «солнечный зайчик»

– Солнечный мой зайчик прыгни на ладошку.
Солнечный мой зайчик маленький, как крошка.
Прыгни на носик, на плечо, ой как стало горячо!
Прыгни на лобик и опять на плече давай скакать.
Закройте глазки ладошками, а потом откройте.

(Повторяем с детьми несколько раз.)

– Если Солнце – это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?

Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей)

– Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года. Слайд №6

– В какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей)

А днем звезды светят? (ответы детей)

– Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.

Восприятие и усвоение нового

Опы т: «Звезды светят постоянно»

Пробить дыроколом отверстия в картонке, вложить картонку в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны.

Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) – дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).

– Сейчас день, светит солнце, мы смотрим на дневное небо. Вы что-нибудь видите на небе? (Ответы детей)

– А теперь смотрим на теневую сторону – это ночное небо. Что изменилось? (Ответы детей)

– Что вам это напоминает? (Ответы детей)

– Давайте сделаем вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.

– Ребята, вам интересно? А хотите еще больше узнать о звездах, о солнечной системе? (Ответы детей.)

– А для этого, я предлагаю отправиться в космическую экспедицию к далеким звёздам.

– Что нам нужно для полета? (Ответы детей)

– На чем мы полетим? (Ответы детей)

Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Ракетой в облаках.
Фантазии подвластны
Бумажные листы -
Для дома и в подарок,
И просто для игры.

Конструирование из бумаги «ракета»в технике «Оригами.

  1. Берём лист бумаги, складываем его треугольником, совмещая углы и отрезаем лишнюю часть. Мы получили квадрат.
  2. Получившийся квадрат складываем "косыночкой".
  3. Развернули, потом снова сложили "Косыночкой", наметив линии диагоналей.
  4. Развернули наш квадрат и сложили его пополам.
  5. Затем снова развернули нашу заготовку и по намеченным линиям складываем базовую форму "двойной треугольник"
  6. Затем берём и поднимаем уголки нашего треугольника вверх с одной и с другой стороны.
  7. Затем перевернули нашу заготовку на другую сторону и выполнили туже самую операцию (загнули углы вверх)
  8. Теперь нам необходимо "открыть" наши загнутые уголки и расплющить их. Выполняем эту операцию с обеих сторон.
  9. Теперь мы берём нашу заготовку и перелистываем, словно страницу книги, получаем ровную и гладкую поверхность
  10. Затем нам нужно загнуть края нашей заготовки к середине с одной и с другой стороны и повторить тоже самое с другой стороны. Теперь мы раскрываем получившиеся уголки с обеих сторон и получаем нашу ракету.
  11. Потом рисуем иллюминатор и пишем название нашей космической ракеты: «Восток»

– Наша ракета готова к полёту.

– А вы знаете, как называются костюмы космонавтов? (Ответы детей)

– Да, скафандр защищает космонавта от космического холода, космической пыли, радиации, солнечного света. В России выпускают самые лучшие скафандры в мире.Слайд №7

– Я предлагаю вам, надеть на себя воображаемые скафандры.

Я хочу стать космонавтом
Надеваю я скафандр
Полечу я на ракете
И открою все планеты.
– Давайте займём свои места.

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)

– Ракета набирает скорость.

– Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх?

Для этого я проведу небольшой эксперимент с воздушным шариком.

– Возьму воздушный шарик, надую его, зажму пальцами у основания и отпущу. Воздух вырывается из горловины и поднимает шарик вверх, шарик летит. Когда весь воздух выйдет, оболочка падает. Вот примерно то– же самое происходит с ракетой. Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ вырывается мощной струей и толкает ракету вверх. Но ребята, представляете, сколько нужно горючего, ведь до космоса очень далеко. Поэтому ракету делают из нескольких частей, эти части называются ступенями. В каждой ступени есть свой бак с горючим и свой ракетный двигатель. Слайд 8.

– Перед вами макет ракеты. (Слайд 9).Представьте себе, что она на старте. Давайте начнём отсчёт: 3 – 2 – 1 – пуск! Ракета взлетела, потому что включились двигатели первой ступени и подняли её над землёй. Закончилось горючее в первой ступени, и она отсоединилась. Включается двигатель во второй ступени. Он еще быстрее разгоняет ракету, как только закончится топливо – вторая ступень от стыковывается и включается 3 ступень, которая выводит на орбиту космический аппарат с космонавтами.

– Вот и мы с вами сейчас находимся в таком аппарате. Слайд №10

– Посмотрим в иллюминаторы. Перед нами космическое пространство или – Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха, а следовательно человек может дышать только находясь в скафандре. Слайд №11,12

– Посмотрите, вокруг солнца вращаются планеты, каждая по своей орбите. Посмотрите, третья планета от солнца, -наша Земля. Слайд «13

– Какая она по форме? (Ответы детей)

– Какого она цвета? (Ответы детей)

– Наша планета голубая, потому что большую её часть занимают моря и океаны. Слайд №14

– Красивая наша Земля? (Ответы детей) . Слайд №15.

– Красива она потому, что живая, обитаемая. Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений, животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Ученные до сих пор не обнаружили признаков жизни на других планетах. Мы жители Земли, называемся – земляне. Давайте сохраним нашу планету для будущих землян.

Не будем оставлять после себя мусор на природе, будем сажать деревья и чистить родники. Слайд №16.

– Давайте будем любить друг друга, будем дарить друг другу улыбки, и тепло наших ладоней.

– Возьмитесь за руки, чувствуете тепло ладоней?

– У космонавтов, работающих в космосе, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни. Они проводят различные научные исследования, ставят опыты. Работают в открытом космосе. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга. Слайд №17

Процесс работы на космической станции происходит в чрезвычайно сложных условиях для человека – невесомость, чувство опасности и изоляция. Профессия космонавт очень сложная и опасная. Слайд №18

Динамическая пауза

Я предлагаю вам выйти в открытый космос и облететь вокруг корабля. Но, внимание, там космическая невесомость, нет притяжения, нет воздуха. Чтобы никого не потерять мы будем двигаться по цепочке, взявшись за руки. Ни в коем случае не отпускайте руки, не оставляйте друг друга в опасности. (Дети за воспитателем цепочкой выходят из «космического корабля» и выполняют движения).

Обобщение имеющихся знаний у детей.

– Пора возвращаться в космический корабль. Наша экспедиция подходит к концу. Я попрошу вас пристегнуть ремни, и приготовится к обратному отсчёту.

– 3 – 2 – 1– … пуск.

– Пока наш космический аппарат опускается на землю, хочу я спросить, понравилась ли вам наша экспедиция в космос? (Ответы детей)

– Что нового вы узнали? (Ответы детей)

– Какие опасности подстерегают в космосе? (Ответы детей)

– Вот мы приземлились. Давайте снимем скафандры и выйдем на травку.

Дыхательная гимнастика: Вдохните свежего воздуха, почувствуйте какой он чистый на нашей планете. Слайд №19.

Зал украшен к Дню космонавтики. На занавесках — звезды. На центральной стене — большой портрет Ю.А. Гагарина в ореоле небольших портретов космонавтов. Слева от портрета — рисунок ракеты «Восток», устремленной к звездам, и первого искусственного спутника, летящего по своей орбите вокруг Земли. Справа — вертикальный ряд больших фотографий, на которых изображены герб г. Королёва, памятник С.П. Королёву на проспекте, носящем его имя, международная космическая станция, знак «Наукоград Королёв».

Справа вдоль стены — накрытый голубым полотном ленточный стол, на котором расставлены следующие экспонаты: фрагмент лунной поверхности с астронавтом; макет космической гостиницы, значки по теме «Космос», вымпелы: «50 лет полету Гагарина в космос», «РКК "Энергия"», ракета «Р-7 (легендарная «семерка»), статуэтка человека, держащего в руках планету. У стола стоит макет «Лунохода». На левой стене размещена выставка детских работ на космическую тему.

Первая часть занятия

Под фонограмму песни «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельц- мана, сл. В. Войновича) дети входят в зал и рассаживаются перед большим экраном.

Ведущий. Ребята! Мы с вами собрались в нашем зале, который сегодня так необычно и празднично украшен. Знаете ли вы, какой праздник отмечает вся наша страна?

Дети . Сегодня День космонавтики.

Ведущий вовлекает детей в диалог следующими вопросами.

♦ Что такое космонавтика?

♦ Что такое космос?

♦ Кто такие космонавты?

♦ Почему город Королёв называют космической столицей России, столицей пилотируемой космонавтики?

♦ Где изобрели и собрали первую ракету?

♦ Кто первыми отправились в космос?

♦ Как звали первого космонавта Земли?

♦ Назовите имена космонавтов, которых вы знаете?

Ведущий (рассказывает стихотворение)

Мы все знаем, что в нашей Галактике

Звезд, планет и комет — миллион!

Королёв же — оплот космонавтики —

К этим звездам душой устремлен!

На большом экране под музыку Е. Волкова «Звездный город Королёв» демонстрируются старые и новые фотографии, на которых запечатлены эпохальные моменты истории города и всей страны, улицы г. Королёва, местные достопримечательности, горожане и т.п.

О нашей «столице пилотируемой космонавтики» королёвские поэты и композиторы написали множество стихов, песен и даже гимн. Вы его хорошо знаете. Давайте его споем вместе?

Звучит фонограмма гимна. Дошкольники, ведущий и гости праздника поют «Гимн городу Королёву» (сл. И. Яковлевой).

Дошкольники рассказывают про звезды, созвездия, «черные дыры», кометы, метеориты, планеты Солнечной системы, космические корабли, С.П. Королёва, о полетах первых космонавтов: Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой и о тех, кто покоряет космос сегодня: Олеге Скрипочке и Дмитрии Кондратьеве.

А стихи про космос знаете?

Любите вы детский сад,

Маму, папу, всех ребят?

Звезды, солнце в небе синем,

Нашу родину Россию?

И про космос и про мир,

Про космический эфир...

Все стихи ребята знают,

Их немедля прочитают!

Ребята, я знаю, вам очень понравились работы наших выпускников, выставленные в музее детского сада. А недавно все воспитанники и взрослые побывали на выставке ваших работ, которые вы делали вместе со своими родителями. Эта выставка произвела на всех большое впечатление. Как много новых знаний о космосе вы отразили в своих работах, какими выразительными оказались ваши рисунки! Как умело вы подбираете цвет красок и их оттенки, передаете в рисунке особенности космических кораблей, планет, космонавтов, созвездий.

Сейчас вы пройдете в групповую комнату, где приготовлено все необходимое для ваших новых рисунков, которыми пополнится выставка в нашем музее. На прощанье я вам прочитаю стихотворение «Мечтатель».

Мечтатель

За окошком дождик, нам нельзя гулять.

В круг столы поставили — сели рисовать.

Вот палитра красок, лист альбома чист,

В баночке намокла новенькая кисть...

Вот сижу. Все думаю, что нарисовать?

Может, передумать — книжку полистать?

Рассмотреть картинки звезд на небе синем,

И планеты, что вдали спрятались за ними.

Я листаю, я смотрю — любопытный парень...

Со страницы смотрит сам космонавт Гагарин.

Я горжусь, что он взлетел первым на планете,

Жил в России и взрослел, как другие дети.

И сумел стать космонавтом — летчиком военным.

Взрослым стану — полечу в космос непременно.

Тоже буду прославлять Родину родную —

На других планетах не найти такую.

Буду я в полете звезды изучать,

И научные отчеты ЦУПу посылать...

Я слетаю в космос и вернусь назад,

Будет мной гордиться весь наш детский сад!..

На картинку я смотрю, глаз не отрывая:

На меня глядит с портрета Терешкова Валя...

Называет так ее прадедушка мой, Саша,

Говорит, что «космонавтка» эта — гордость наша!

«Хватит!» — я сказал себе. Рисовать пошел...

Потому что для рисунка тему я нашел!

Я подумал и решил — ни на миг не загрущу —

Я еще один «Восток» на орбиту запущу.

Нарисую Землю, звезды — через них «Восток» летит...

А Вселенная безмолвно тайну вечную хранит...

Вот о родной Галактике Гагарин песню спел,

Он сказал: «Поехали!» — и Землю облетел...

А здесь моя ракета летит к родной планете,

Ее встречают радостно и взрослые и дети...

Мой рисунок так хорош! За себя я рад.

Что ж, пока моя орбита — это детский сад.

Время быстро пролетит: школа, институт...

И в отряд космический с гордостью пойду.

Я в открытый космос выйду через 20 лет,

Детский садик мой любимый, шлю тебе привет —

Помашу рукой в скафандре, и в корабль скорей...

Мой рисунок воспитатель отнесет в музей.

Вторая часть занятия

Цель: учить творчески применять знания и навыки рисования.

Задачи:

— закреплять навыки работы с кистью и гуашью;

— учить планировать свою работу в сотворчестве с другими детьми (учитывая размер предмета, изображаемого на рисунке, его цвет и расположение на бумаге); передавать в рисунке характерные особенности изображаемого предмета или объекта;

— закреплять коммуникативные навыки: договариваться, сообща придумывать идею и композицию рисунка, советоваться друг с другом;

— приучать к аккуратности и неторопливости в работе.

Оборудование : бумага, гуашь, кисти, ножницы и все необходимое для творчества (соответственно требованиям программы), карта звездного неба, магнитная доска с размещенными на ней картинками планет Солнечной системы, Солнца, международной космической станции, взлета ракеты, парада планет.

Перед началом работы создается творческая обстановка: стена слева оформлена фотографиями из музея детского сада, на подоконниках расставлены макеты «Лунохода», ракеты, космической гостиницы. Звучит негромкая музыка, подобранная для усиления детского самовыражения, к примеру, А. Рыбникова: «Свет звезд», «Голубая планета», «Млечный путь», «Тема мечты» из популярных кинофильмов. Воспитатель заранее вместе с детьми для общей работы затонировал лист в темно-синий цвет (космическое пространство).

Ведущий . Дорогие ребята! Мне было очень приятно, что вы продемонстрировали столько знаний о космосе, замечательно спели песню, прочитали стихи. Ваша выставка рисунков и поделок понравилась всем. Сейчас мне бы хотелось, чтобы все эти знания, ваши мысли, мечты и фантазии вы воплотили в своих рисунках, которые дополнят общую тему коллективной работы вместе с другими рисунками детей. Это «Космические просторы», а значит, рисовать можно все что угодно: планеты и ракеты, звезды и кометы с метеоритами, космические станции и спутники.

1 этап . Дети изображают то, что им нравится, что впечатлило их больше всего. Взрослый по необходимости помогает дошкольникам, подсказывает им, как лучше всего воплотить на бумаге задуманное.

2 этап. Пока сохнут работы детей, проводится небольшая физкультминутка.

Ведущий (рассказывает стихотворение)

На огромных скоростях

Вдаль летят ракеты.

Скоро будем мы в гостях

На других планетах.

Приготовиться к старту!

Дети. К старту готовы! (Прикладывают руку к голове.)

Ведущий . Пристегнуть ремни!

Дети. Есть пристегнуть ремни! (Имитируют пристегивание ремней на поясе.)

Ведущий. Включить зажигание!

Дети . Есть включить зажигание! (Имитируют включение тумблера.)

Ведущий . Начинаем обратный отсчет!

Дети. Пять, четыре, три, два, один — пуск! (Большим пальцем имитируют нажатие кнопки вперед. Из положения сидя в прыжке вытягивают руки вверх, изображая нос ракеты.)

Ведущий . Как проходит полет?

Дети. Земля, полет проходит нормально!

Ведущий . Как самочувствие?

Дети. Самочувствие отличное!

Ведущий

Сообщаю вам известие:

Держать вам нужно равновесие.

Ведь в состоянии невесомости

Все дело в этом, а не в скорости...

Дети, хаотично перемещаясь, выполняют различные упражнения, имитируя движения человека в состоянии невесомости.

3 этап. Вырезание. На сдвинутых столах раскладывается большой лист ватмана, заранее затонированный под космическое пространство. Дети рассаживаются на места и приступают к вырезанию своего рисунка. Воспитатель напоминает, что не нужно торопиться, а вырезать аккуратно, оставляя ровные края и не отрезая лишнего от нарисованного предмета. Каждый ребенок может подойти к листу ватмана и приложить свою работу, примерить ее к общему фону.

Взрослый косвенно контролирует процесс творчества и по необходимости направляет деятельность дошкольников наводящими вопросами (к примеру, Солнце находится в центре Солнечной системы или нет, какие вокруг него движутся планеты, какая из них расположена ближе всех к Солнцу, какая соответственно дальше, куда направляется ракета и т.п.).

Когда все рисунки вырезаны и разложены на большом листе ватмана, взрослый предлагает детям приступить к решающему этапу работы.

4 этап. Наклеивание вырезанного предмета. Сначала взрослый приглашает подойти к столу детей, у которых их вырезанные рисунки разложены на правой стороне листа ватмана. Дошкольники подходят к столу, наносят на свои рисунки небольшое количество клея и, слегка прижав (для этого дети используют сухую ветошь), приклеивают их к листу, затонированному под космическое пространство. Аналогичная работа проводится дошкольниками, чьи рисунки находятся на левой стороне ватмана. По ходу работы взрослый напоминает детям об аккуратности в своих действиях.

Пока подсыхает клей, взрослый проводит с дошкольниками небольшую беседу.

Ведущий . Ребята, сейчас вы выполнили очень сложную работу: нарисовали, раскрасили, вырезали и наклеили свою «космическую фантазию». Расскажите дома про ваш сегодняшний день и когда ваши родители придут за вами в детский садик, не забудьте показать им на звездном пространстве ватманского листа свой рисунок.

Рассматривание общей готовой работы: это сравнительный анализ работы товарища и, в первую очередь, самоанализ. Если ребенок не очень доволен результатами своего труда, нужно корректно поддержать его и выразить надежду, что в следующий раз он непременно справится с заданием.

А теперь послушайте несколько стихотворений о космосе. (Читает стихи.)

Планета Земля

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

Хочу на Луну

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.

И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.

С. Баруздин

Космический телескоп

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно:

«Изучайте глубины Вселенной»

Анна Шунина
Конспект занятия в подготовительной группе «День космонавтики»

"День космонавтики "

Цели :

расширить представления детей о космических полетах ;

познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К . Э. Циолковским, С. П. Королевым;

закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был россиянин – Ю . А. Гагарин;

подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;

воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.

Оборудование :

портреты К. Циолковского, С. Королева, Ю. Гагарина, В. Терешковой;

проектор;

мультимедийная презентация.

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики . Сегодня мы, конечно, очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики .

С Давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.

С тех пор прошло несколько тысяч лет. Люди научились строить корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе .

Ребята, скажите, а кто летает в космос ?

Дети : в космос летают космонавты .

Воспитатель : Кто такие космонавты ?

Дети : Это те люди, которые летают в космическое пространство на ракетах.

Воспитатель : Как вы думаете, почему люди захотели полететь в космос ?

Дети : Людям интересно было узнать, что на других планетах, исследовать космос и др .

Воспитатель : Правильно, ребята. человек смотрел на звездное небо и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали, специальные приборы – телескопы и, наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни меньше, а другие больше.

Ребята, а какие планеты вы знаете?

Дети : Меркурий, Венера, Земля, марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Воспитатель : Молодцы, ребята.

Но людей интересовали не только звезды, еще им было интересно, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Похожи ли живые существа на людей? Но чтобы узнать об этом, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились. Потому что планеты были очень далеко. И тогда ученые придумали ракеты.

Первую в мире ракету изобрел русский ученый – Константин Эдуардович Циолковский. Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе, преподавал математику и физику. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь.

Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет. Ученый провел расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И, только, через много лет, другой русский ученый – С. П. Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник . Эти два человека положили начало освоению космоса .

В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет . Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур .

3 ноября 1957 года был запущен второй спутник, в его кабине было собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.

Ребята, а кто знает первого космонавта на Земле ?

Дети : Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель : Правильно, ребята. 12 апреля гражданин России Ю. А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос . Он стал первым в мире космонавтом , полетевшим в космос . Поэтому день 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов и всех работников , которые трудятся над созданием космических ракет и кораблей .

Полет Гагарина в космосе продлился 1 час 48 минут. За это время он облетел нашу Землю и затем вернулся обратно.

После полета Ю. А. Гагарина в космосе побывало много космонавтов , среди них были и женщины. Первая в мире женщина-космонавт – Валентина Тпрешкова.

Многие космонавты летали в космос не один раз Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран . Работа космонавтов очень опасна .

Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт ?

Дети : настойчивость, целеустремленность, ответственность, мужество, трудолюбие.

Воспитатель : Правильно, ребята. Вы назвали много качеств, которыми должен обладать космонавт . Труд наших космонавтов по достоинству оценила наша страна : все космонавты удостоены высоких наград.

А теперь, я хочу проверить, насколько внимательны вы были на занятии . Перед вами звездное небо. На каждой звездочке написан вопрос, на который надо дать правильный ответ. Я вам желаю удачи.

(Дети по одному подходят к плакату «Звездное небо» и отрывают звезду. Читают вопрос и отвечают на него.)

Вопросы :

1. Кто первый полетел в космос ?

2. Назовите первую женщину, побывавшую в космосе .

3. Когда мы отмечаем День космонавтики ?

4. Место, откуда запускаются космические ракеты ?

5. Человек, совершающий полеты в космос ?

6. Зрительная труба для изучения звезд и планет?

7. Как называется одежда космонавта ?

8. Кто летал в космос до Ю . А. Гагарина?

9. Небесное тело, которое вращается вокруг Солнца?

10. Сколько планет в солнечной системе?

Воспитатель : Молодцы, ребята, ответили на все вопросы. И последнее задание : команда девочек и команда мальчиков должны построить ракету с помощью гимнастических палок. Давайте с помощью считалки выберем командиров команд :

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас :

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель : какие замечательные ракеты у вас получились. Может быть кто-то из вас тоже станет космонавтом , или конструктором ракет и прославит нашу Родину.

Загрузка...