ecosmak.ru

Внеклассное занятие по теме пословицы и поговорки. Внеурочное занятие «Русские народные пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки»

Мероприятие составила и провела:

учитель начальных классов МОУ СОШ №20 Миронова Галина Михайловна

с. Товарково, Богородицкий район,Тульская область

Урок – творческий проект

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели: Ознакомление с. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками как,

уточнить значения некоторых из них;

развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

проиллюстрировать несколько пословиц;

выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Ход урока-презентации.

1.Пословицы и поговорки. (слово учителя)

Трудно сказать, с жанром устногокаких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного творчества. Развивать интерес к русскому народному творчеству. Продолжить формирование нравственных ценностей у детей, развивать литературный вкус и логическое мышлениеума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

Оборудование:

Выставка книгВ.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Слезами горю не поможешь.

Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.

Восток ли, Запад ли, а дома лучше.

Один утренний час лучше двух вечерних.

Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Кроссворд, викторина, игры с пословицами.

1. Вставь рисунок в пословицу.

Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда... на горе свистнет. (Рак.)

Рубят – щепки летят. (Лес.)

Не..., так и не мычи. (Корова.)

Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому... – большое плавание. (Кораблю.)

2. Собери части пословицы.

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

3. Дуэль. Кто больше назовёт пословиц, где встречаются числа.

4. Кроссворд с пословицами и поговорками;

Презентация «Пословицы и поговорки»

Ход мероприятия:

Вступительное слово:

Пословицы и поговорки – это краткие народные изречения. В них выражена мудрость народа, его мнение об окружающей жизни. Возникли пословицы из наблюдений людей за окружающей природой, трудом человека, отношениями между ними. В них утверждается любовь к родной природе, восхваляется дружба, осуждается предательство, равнодушие, лень. В пословицах говорится о значении труда, учат добру, бранят за плохое.

Точно и выразительно характеризуя предметы и явления окружающей жизни, пословицы заменят многословные и утомительные пояснения. Краткость и рифма способствуют лёгкому их запоминанию.

Пословицы недаром молвятся,

Без них никак прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

Представление команд (название и девиз)

Слайд 4-11 (знакомство с толкованием русских пословиц)

1конкурс- разминка. «Закончи пословицу»

Семь раз отмерь, …(а один раз отрежь.)

Повторенье-…(мать ученья)

Сделал дело…(гуляй смело)

Ученье- свет…(а не ученье- тьма)

Как аукнется….(так и откликнется)

Труд человека кормит,… (а лень портит)

Лучше горькая правда,… (чем сладкая ложь)

Делу время,… (потехе час)

2конкурс. « Пословицы о дружбе»

Исполняется песня « Настоящий друг» на сл. Пляцковского» муз. Савельева.

Вы, конечно же, догадались о каких пословицах мы будем говорить на

нашем следующем конкурсе?

Итак, пословицы о дружбе. Назовите известные вам пословицы о дружбе. Выиграет команда, которая назовёт больше пословицтруде.

3 конкурс. « Восстановите пословицу»

Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места. Изменив их привычный смысл.

Ус хорошо, а два лучше. (ус- ум)

Работа не полк в лес не убежит. (полк- волк)

Старый круг лучше новых двух. (круг-друг)

Пруд кормит и одевает. (пруд- труд)

Больше дела, меньше снов. (снов- слов)

Не за своё тело не берись. (тело- дело)

У грача лечись, а у умного учись.(грача- врача)

Без труса не вытащишь и рыбку из пруда. (без труса- без труда)

4конкурс. «ВспомниВ выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу по рисункам»о труде.

Волк (Волков бояться- в лес не ходить)

Заяц (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)

Конь (Дарёному коню в зубы не смотрят)

Курица (Яйца курицу не учат.)

Цыплята (Цыплят по осени считают.)

Сани (Готовь сани летом, а телегу – зимой)

Колодец (Не плюй в колодец- пригодится воды напиться)

5 конкурс. « Подберите пословицы - синонимы.

Тихого человека нужно остерегаться. (В тихом омуте черти водятся)

Без забот и хлопот ничего не удаётся. (Под лежачий камень вода не течёт.)

Долг нужно отдать. А путь пройти. (Долг платежом красен.)

Болтовнёй дела не сделаешь. (Не спеши языком, торопись делом.)

Из-за глупой головы ноги страдают. (Дурная голова ногам покоя не даёт.)

Где огонь, там и дым. (Нет дыма без огня.)

Без труда даже мёда не едят. (

По горизонтали: Дело мастера боится.

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза... .

2. Скучен день до вечера, коли делать... .

3. Кончил дело – гуляй... .

4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать... .

5. Поспешишь – людей... .

6. Хочешь много знать, надо мало... .

7. Умелые руки не знают... .

8. Кто любит трудиться, тому без дела не... .

9. Хочешь есть калачи – не сиди на... .

10. Семь раз примерь – один раз... .

11. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.)... .

Нет худа без добра. (Не было бы счастья, да несчастье помогло.)

6 конкурс. «Найди в тексте стихотворения пословицы»

Ну, кто из вас не согласится,

12. На чужую работу глядя, сыт не... .

13. Что без труда мечта мертва;посеешь, то и... .

Что14. У работящего в руках дело мастера боитсяогнем... .

Что жизнь дана нам для добра.

Что друг не тот, кто мёдом мажет,

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего;

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит.

Где растяпа да тетеря.

Там не прибыль15. Труд человека кормит, а потеря.

И, конечно, без труда

Не вытащишь и рыбку из пруда.

Помни! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен много спать.

Согласитесь: лень и плут до добра не доведут... .

Сколько пословиц вы насчитали? Назовите их.

7конкурс капитанов. « 16. Делу время – потехе... .

17. Куй железо, пока... .

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

5.Ребусы с пословицами. (для родителей)

См. приложение.

6.Пословицы с числительными 1 и 7»

Капитаны записывают пословицы на листке бумаги. Выигрывает тот, кто запишет больше пословиц.

8конкурс. « Животныешутят. Найдите ошибку в пословицах»пословице.

Голоден,Первый клин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Крутится как …(волк)булка в колесе.

Упрям, как…(осёл)

Труслив, как …(заяц)

Хитёр, как… (лиса)

Нем, как… (рыба)

Мокрый, как…(курица)

Надут, как… (индюк)

Здоров, как…(бык)

Грязный, как …(свинья)

10.Колючий, как …(ёж)

11.Болтлив, как…(сорока)

12.Изворотлив, как (уж)

9.Рефлексия.

Ребята, понравилось вам наше мероприятие?

Что нового для себя вы узнали?

КакуюНе делай из муки слова.

Голода не бойся, по пояс мойся.

7.Поле чудес. (Часть букв уже открыта, попробуйте угадать пословицу вы услышали впервые?)

10-о-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело – гуляй смело!)

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация.

5.Подведение итогов игры. Награждение победителей игры.

Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Давыдовская гимназия"

Орехово-Зуевского муниципального района

Московской области

Конспект внеурочного занятия в 4 А классе на тему: "Русские народные пословицы и поговорки"

Выполнила:

учитель начальных классов

Гурина Зоя Алексеевна

2017 г.

Цель: сформировать ценностное отношение детей к таким жанрам устного народного творчества как пословицы и поговорки.
Задачи:
Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; умеют отличать пословицы от поговорок, запоминают пословицы и поговорки.

Личностные:

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Оценивание поступков людей, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.
Метапредметные УУД:

Регулятивные:

1.Составление плана выполнения заданий на занятии под руководством учителя.

2.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Реализация плана выполнения заданий на занятии под руководством учителя.

4. Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

5.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

Познавательные:

1.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

2.Формирование умения на основе анализа полученной информации делать выводы.

3.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. формирование умения взаимодействовать с членами группы, умения договариваться, находить общее решение.

Формы работы: презентация, мини-дискуссия, творческая работа, тетрализация, художественное творчество.

Ход занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1. Организационный момент.

Настроение каково?

Все такого мнения?

Может, вы устали?

Все за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись поскорей,

Поприветствуем гостей!

Я надеюсь, что....

Сегодня мы будем заниматься группами, разделитесь на 2 команды.

Во!

Все без исключения!

Мы с собой таких не брали!

Мы работать будем дружно, С делом справимся в пути!

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Дети рассаживаются за 2 стола.

2. Актуализация знаний.

- Я раздам каждой группе карточки с буквами, вам нужно составить из них слова.

Какова тема нашего занятия?

Мы много работали с вами с пословицами и поговорками отдельно. Почему сегодня мы рассматриваем эти понятия вместе? Какие у нас будут задачи?

Давайте вспомним, что такое пословица?

Приведите примеры.

Что такое поговорка?

Приведите примеры.

Как же их отличить?

Составляют слова: пословицы и поговорки. Прикрепляют их на доску.

Пословицы и поговорки.

Повторить и закрепить знания о поговорках и пословицах.

Научиться различать эти понятия.

Пословица - это краткое изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

Ответы детей.

Поговорка - это краткое устойчивое выражение, не составляющее законченного высказывания.

Ответы детей.

Пословица - это законченная мысль, выраженная в предложении, а поговорка - это выражение, которое может быть частью предложения.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

3. Мотивация.

Зачем нам нужно изучать пословицы и поговорки?

Откуда они появились?

Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора?

Ответы детей.

Их сочинял народ, они являются частью устного народного творчества.

Ответы детей.

4. Погружение в тему внеурочного занятия.

Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собирателем русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. Это была трудная многолетняя работа и мы пользуемся этими книгами до сих пор.

В народе говорят, что маленькая капелька знаний - это к мудрости маленькая ступенька. Давайте поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, добрее и мудрее.

Просмотр презентации.

Слайд 5

Слайд 6

5. Раскрытие основного содержания внеурочного занятия.

- Первое задание командам. На листе записаны пословицы и поговорки. Используя полученные вами знания, 1 группа подчеркнет только пословицы, а вторая группа подчеркнет только поговорки.

- Второе задание. Каждой команде я даю свою пословицу. Задача группы - ее инсценировать, а задача противоположной команды - отгадать, что это за пословица.

- Третье задание. Каждой команде я снова даю пословицу. Задача каждой команды - проиллюстрировать ее, задача противоположных команд - отгадать зашифрованную пословицу.

- Четвертое задание. Каждой команде я дам карточки с "испорченными" пословицами и поговорками. Ваша задача исправить ошибки. Затем команды поочереди зачитывают изначальный вариант противоположной группе и проверяют их ответ.

Выполнение задания.

Выполнение задания.

Выполнение задания. Проверка.

Приложение 1.

Слайд 7

Приложение2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Слайд 8-11(задания, если останется время)

6. Закрепление основного содержания внеурочного занятия.

Сейчас я предлагаю вам сочинить синквейн по нашей теме.

Вспомните, что такое синквейн?

Повторим правила составления синквейна.

Первая группа сочиняет синквейн к слову "поговорка", а вторая - к слову "пословица".

Синквейн - это творческая работа, которая имеет кроткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Составляют синквейны.

Слайд 12

Слайд 13

Примерные ответы (Приложение 5)

7. Итоги внеурочного занятия. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

В следующий раз вам самим предстоит побывать в роли собирателей устного народного творчества и попробовать создать свою книгу-сборник изученных вами малых жанров.

Я надеюсь, что каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А на какую, вы решите самостоятельно. Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на нашем занятии и прикрепите его на лесенку. Если все было понятно и все понравилось - прикрепите себя повыше, если нет - пониже.

Мы узнали, что были люди - собиратели устного народного творчества, которые составляли книги. Например, Владимир Даль.

Слайд 14

Приложение 1.

1 группа. Подчеркните только пословицы.

Одного поля ягоды.

Язык без костей.

Жизнь дана на добрые дела.

Один, как перст.

Слезами горю не поможешь.

Как снег на голову.

Друг познается в беде.

Голодный, как волк.

2 группа. Подчеркните только поговорки.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Одного поля ягоды.

Язык без костей.

Жизнь дана на добрые дела.

Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь.

Один, как перст.

Слезами горю не поможешь.

Как снег на голову.

Друг познается в беде.

Голодный, как волк.

Приложение 2.

1. Труд человека кормит, а лень портит.

2 . Тише едешь - дальше будешь.

Приложение 3.

1. Любишь кататься, люби и саночки возить.

2. Делу время, потехе час.

Приложение 4.

1.

Аппетит проходит во время еды.

Город не тетка.

Машу маслом не испортишь.

Своя ноша не тонет.

Соловья башнями не кормят.

2. Прочитай пословицы и поговорки, исправь ошибки.

Готовь сени летом, а телегу зимой.

Не в свои бани не садись.

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плавало.

На безрыбье и бак - рыба.

Полк в овечьей шкуре.

Приложение 5.

1 группа.

Поговорка.

Меткая, шутливая.

Выражает, обозначает, передает.

Поговорка - краткое выражение, не составляющее законченного высказывания.

Суждение.

2 группа.

Пословица.

Мудрая, меткая.

Учит, наставляет, бережет.

Пословица - лаконичное высказывание, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

Мудрость (помощница)

Анализ занятия по внеурочной деятельности "Русские пословицы и поговорки " в 4А классе

Количество учащихся:

По списку -

Фактически -

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Название программы, в рамках которой проводится занятие: Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Место занятия в рамках раздела программы: третье занятие в разделе "Пословицы и поговорки", на которое отводится 4 часа.

Занятие аудиторное. Расстановка мебели не стандартная, а пригодная для удобной работы детей в группах.

На первых занятиях раздела была проведена объемная работа отдельно над пословицами и поговорками, то есть учащимся были даны социально значимые знания по данной теме.

На данном занятии мы повторили знания, полученные детьми ранее, и перешли ко второму уровню результативности - воспитанию базовых ценностей. В данном случае ценность - это устное народное творчество, донесенное до нас составителями книг-сборников малых жанров, таким, например, как Владимир Даль.

Раскрывая основное содержание внеурочного занятия были использованы разные виды деятельности для более заинтересованной, активной работы детей: мини-дискуссия, театрализация, художественное творчество, исследовательская работа, творческая работа.

Реализуя эти виды работы, я достигла главной цели занятия - сформировала у детей ценностное отношение к пословицам и поговоркам.

Для формирования следующего уровня результативности - формирования социального опыта - планируется провести занятие в форме творческой мастерской, где детям будет предложено задание самим побывать в роли собирателей русских пословиц и поговорок и создать свою книгу-сборник.

Тема нашего творческого проекта:

«Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Группа делится на 4 подгруппы, которые получают задания:

    группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

    группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    группа 3 – найти пословицы народов мира;

    группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Воспитатель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри. Составляют вопросы к викторине.

    Выступление первой группы. Теоретический материал о пословицах и поговорках:

Пословицы - Пословица - жанр фольклора. Термин «пословица» - русский. Он говорит о том, что эти изречения употребляются в живой разговорной речи. В пословице наиболее ярко проявляются общие признаки фольклора: коллективность творчества, так как она создается многими и многими людьми; традиционность, т. е. устойчивость, так как текст пословицы, как правило, редко изменяется; устность, так как пословица более других жанров связана с устной, разговорной речью. В краткой и сжатой форме пословица передает итог длительных и внимательных наблюдений над жизнью. Пословица содержит в себе совет или поучение. Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения.

Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии тем. Можно сказать, что пословицы гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину жизни. М. Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа...» Эти обобщения могут касаться и важных явлений и жизненных мелочей.

В пословицах отразились социальные противоречия: крестьянин - помещик, бедняк- богач, крестьянин - поп. Пословицы всегда дают резкую оценку угнетателям и обирателям народа. В них постоянны сатирические фигуры барина-пана, купца, судьи, попа: «Купцы собираются, чтобы обирать людей», «Всякому засуха, а попу сноп», «Увидели у слепого один глаз и тот хотят у него вынуть».

Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь».

Веками формировался фонд народных пословиц. «Различны эпохи, породившие пословицы. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах». (М.Шолохов.)

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах:

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

    Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень .)

    Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь .)

    Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась .)

    Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают .)

    Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики .)

    Что скажут про нерасторопного? (Улита едет, когда-нибудь будет. )

    Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут. )

Выступление третьей группы:

Пословицы народов мира.

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Выступление четвертой группы. Составление и проведение викторины.

МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Творческий проект
«
Пословицы и поговорки »

3 «Б» класс

(руководитель Левченко З.Н.)

с. Головчино

Тема внеурочного занятия: « Пословицы и поговорки»

Цели:

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Ход занятия:

этапа

Содержание этапа

Продолжительность

Организация работы : эмоциональный настрой

Делу время – потехе час.- Как это понимать?

1 мин.

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

Группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

Группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

Группа 3 – найти пословицы народов мира;

Группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения заданий.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

35 мин.

Ученики самостоятельно работают с информа цией ндивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала

Ученики выступают перед одноклассниками

Рефлексия

- Какая пословица подходит к нашему сегодняшнему занятию? Почему?

4 мин.

Выступление первой группы.

Пословицы и поговорки

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, П. Катенин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И. Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

  • Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень .)

    Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь .)

    Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась .)

    Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают .)

    Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики .)

    Что скажут про нерасторопного? (Улита едет, когда-нибудь будет. )

    Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут. )

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Выступление четвертой группы.

Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Ко рова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

2. Собери части пословицы.

сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

Внеклассное мероприятие учителя начальных классов МОУ СОШ №100 Кировского района г. Волгограда для обучающихся начальной школы Шлыковой Ирины Ивановны


«Пословица недаром молвится».

Цели:
Обобщить знания учащихся о народных пословицах.
Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,
Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Оборудование.
Плакат с пословицами, "Книга пословиц; карточки с пословицами у каждой группы, игра "Ромашка", книги с пословицами, ТСО.

У. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения. На доске:
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Старая пословица век не сломится.
Пословица - всем делам помощница.
– Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?
Дети. Пословицы.
У. Правильно, и тема нашего урока: "Пословица – недаром молвится".
Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.
В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.
Класс делим на две команды (даются фишки разного цвета, дети берут себе одну и команды формируются по цвету фишек.
1 конкурс
Рассказы о пословицах (каждой команде будет прочитан рассказ необходимо подобрать по смыслу пословицы
Всему свое время
Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.
Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.
Дома мама сказала: «Всему свое время».
Тише едешь – дальше будешь
Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.
Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?
Маленькое дело
На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!
У. А вы, ребята, как думаете?
Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

2 конкурс
Закончите пословицу:
- Что с воза упало, то... (пропало)
- Век живи, ... (век учись)
- Один в поле... (не воин)
- Не зная броду, ... (не лезь в воду)
- Дело мастера... (боится)
- Когда я ем, ... (я глух и нем)
- Утро вечера... (мудренее)
- Чем дальше в лес, ... (тем больше дров)

3 конкурс
Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.
(Семь раз примерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семеро по лавкам.
За семь вёрст киселя хлебать.
Седьмая вода на киселе.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Ум хорошо, а два лучше.)
4 конкурс
Какая пословица нашей страны соответствует по смыслу пословице народов мира, чему они учат.
«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.
Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».
Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».
«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».
Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее. Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

5 конкурс
Вставь рисунок в пословицу.
Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)
Когда... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
Большому... – большое плавание. (Кораблю.)

6 конкурс
Собери части пословицы.
– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

7 конкурс
Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс
"Отгадай пословицу"
У. Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.
Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень. Д. Нашла коса на камень.
Лес – дрова. Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.
Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.
Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.
Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.
Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Подведение итогов работы

Загрузка...