Чередование гласных о и е. Правописание чередующихся гласных в корне слова
I. ПОВТОРЕНИЕ.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.
На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.
ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.
1-я группа
Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):
Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:
Зар я. В небе разгор аются зар ницы. На берегу гор ит костер. Ивы наклон ились над озар енной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплав ок.
2-я группа
Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:
раст
растение
выращены
Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас- !
3-я группа
Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:
Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;
кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».
Исключения:
ра внина (это ро вное, а не ра вное чему-то место, но пишется -а- ).
Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно ),
уровень (отметка, ра вная какому-то значению),
поровну (на ра вные доли).
-мак- – -мок-
-скак- – -скоч-
Исключение: ска чок.
Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-, -скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.
(На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:
1) В слове поставьте ударение;
2) выделите корень;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
4) подчеркните гласную в корне.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание
Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
Вариант II: осложненное списывание
Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.
Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.
Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит | ||||
от согласной в корне |
от наличия/отсутствия ударения |
от суффикса -а- после корня |
от лексического значения |
|
Заг_р | ||||
Р_внина | ||||
Прод_раться | ||||
Ср_внять | ||||
Р_стительность | ||||
Непром_каемый | ||||
З_ря | ||||
Обм_кнуть | ||||
Прик_сновение | ||||
Зап_реть | ||||
Заг_релый | ||||
Бл_стеть | ||||
Отр_сль | ||||
Подл_жить | ||||
Выр_щенный | ||||
Р_сток | ||||
К_сание |
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер , Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.
IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Вариант I
1. В каком слове пишется буква а ?
а) Заг_реть;
б) обг_ревший;
в) приг_реть;
г) выг_рки.
2. В каком слове пишется буква о ?
а) З_рница;
б) з_ревать;
г) з_рево.
3. о ?
а) Накл_ниться;
б) кл_няться;
в) покл_няться;
г) скл_нение.
4. В каких словах пишется буква а ?
а) Пл_вчиха;
б) попл_вок;
в) пл_вец;
г) пл_вуны;
д) жук-пл_вунец.
5. В каких словах пишется буква о ?
а) Вым_кнуть под дождем;
б) вым_кать в воде;
в) пром_кательная бумага;
г) вым_кать все чернила;
д) м_кать вареник в сметану.
6. В каких словах пишется буква а ?
а) Подр_внять;
б) р_внение;
в) р_внять (дорожки);
г) р_вномерный;
д) р_вновесие.
7. В каких словах пишется буква а ?
а) Оз_рять;
б) пл_вучий;
в) покл_ниться;
г) приг_реть;
д) подр_внять.
8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?
а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;
б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:
в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;
г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;
д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.
9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?
а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.
б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.
в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.
г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.
10. В каких словах пишется буква е ?
а) Поч_тать книгу;
б) подн_маться;
в) бл_стать;
г) подст_лить;
Вариант II (для старшеклассников)
1. В каких словах пишется буква а ?
а) Подр_стковый;
б) р_сток;
в) Р_стислав;
г) выр_стить;
д) нар_щение.
2. В каких словах пишется буква о ?
а) ск_кать;
б) выск_чка;
в) ск_чок;
д) подск_чить.
3. В каких словах пишется буква а ?
а) Предл_гать;
б) пол_жение;
в) прил_гательное;
г) предл_жение;
4. В каких словах пишется буква о ?
а) Прик_сновение;
в) к_сательная;
г) к_сание;
д) к_саться.
5. В каком слове пишется буква е ?
а) Соб_раться (в экспедицию);
б) ст_ральный порошок;
в) душеразд_рающий (крик);
г) ум_ротв_рение;
д) прот_реть (глаза).
6. В каком слове пишется буква е ?
а) Бл_стательный (дебют);
б) п_рующие (студенты);
в) зап_раться на ключ;
г) расст_лающийся туман;
д) бракосоч_тание.
7. В каких словах пишется буква о ?
а) Водор_сли;
б) выр_щенный;
в) к_снуться;
г) подск_чить;
д) распол_гаться.
8. В каких словах пишется буква и ?
а) Прод_рется (сквозь заросли);
б) выб_рите корень;
в) заж_гательная (речь);
г) (устойчивое) словосоч_тание;
д) прим_ряющий костюм.
9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?
а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;
б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;
в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;
г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;
д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.
10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?
а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;
б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;
в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;
г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;
д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.
11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.
б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.
в) Он долго выбирал поплавок и блисну.
г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.
д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
Т.В. РЕБЯЗИНА,
М.В. МИХЕЕВА,
школа № 171,
г. Москва
Правописание корней с чередующимися гласными
Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.
I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.
II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.
1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.
2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.
3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.
Упражнение
1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
4. Все мое вн_ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)
5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
7. Я почтительно кланяюсь и, оп_ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome"a». (Лев Толстой. Отрочество.)
8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_ рило конец этого возр_ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)
9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)
10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее "да". (Александр Грин. Алые паруса.)
11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_ стит мокрой землею и зеленью и расст_ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны - осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)
12. Мертвея, Лонгрен накл_ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)
13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)
16. Она была улыбка, оз_ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)
18. И здесь р_ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)
20. В противоположном углу г_ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)
21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)
22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)
23. Толпа опять разр_ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)
24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)
25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)
26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)
31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
33. Из зар_ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)
34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
35. Он не допускал даже возможности ср_ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)
37. З_ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)
39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)
43. Ее доверие к старой Лизе р_ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Динамо"!» (В. Пелевин. Омон Ра.)
45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
47. А то ли еще будет, когда великолепные р_ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
48. Черные лайковые перчатки к_ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
49. Сейчас ск_ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)
50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).
Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.
1. Корни с буквами а и о .
гар – гор. буква о , хотя под ударением – а , напр.: гореть, нагореть, угореть, выгорать, загорелый, погорелец, горючий ; но: гарь, загар, нагар, угар . Исключения (гар без ударения): выгарки, изгарь, пригарь, гаревой (наряду с вариантом гаревый ).
зар – зор. На месте безударного гласного пишется а : заря, зарница, заревой, озарить, озаряться, озарение, зарянка (птица), заряница ; под ударением – а и о , ср.: зарево, лучезарный, светозарный и зори (мн. ч. слова заря ), зорька, зоренька, зорюшка, зоря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).
кас – кос. В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно , но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).
клан – клон. На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклониться, наклонить, преклонить, склониться, отклоняться, преклоняться, преклонение, склонение ; под ударением – о и а : ср. поклон, наклон, наклонится, склонный, непреклонный и кланяться, раскланяться, откланяться .
крап – кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропить, кропление (от кропить ), окропить, окроплённый, окроплять ; буква а – в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапление (от крапать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапление . Под ударением – только а: крапать, крапина, крапинка, вкрапить, вкрапленный, крап .
лаг – лог – лож. На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж – о , напр.: излагать, облагать, предполагать, прилагать, разлагать, безотлагательный, отлагательство, влагалище, прилагательное, слагаемое, стихослагатель , но: заложить, изложить, отложить, положить, предложить, приложить, изложение, положение, предложение, стихосложение, обложной, отложной . Под ударением всегда о : налог, залог, подломг, подложный, положит, положенный . В слове полог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .
мак – мок – моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть ; буква о – в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём ), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением – в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чемн. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч – всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ) о глаголах на -ивать типа смачивать, вымачивать .
пай – пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : паять, запаять, распаяться, паяльник и т. п. Под ударением – а и о : ср. запаянный, запайка, спайка, спайный и припой, напой .
плав – плов. Без ударения пишется а : плавучий, плавник, поплавок, плавун (трава; жук; водяной опоссум), плавунец (жук), плавунчик (птица), сплавлять, сплавной, на плаву, наплавной ; но: пловец и пловчиха с буквой о . Под ударением – только а : плавать, лесосплав .
В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть – плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.
равн – ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным равный ‘одинаковый’, напр.: равнять (кого-что-н. с кемчем?н.), равняться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравнять, поравняться, сравнить (ся ), сравнение, сравняться (в чем-н.), сравнять (счёт), подравнять, выравнять (напр., строчки – ‘сделать равными по длине’), уравнять, уравнение, уравниловка, равноправный, равносильный, равноценный, равновесие, равноденствие, наравне, равно .
Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ровный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровнять (грядку, поверхность дороги), заровнять, разровнять, подровнять, выровнять (сделать ровным, гладким, прямым).
Однако в словах поровну, ровесник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , – буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а – в глаголе равняться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равнение, подравняться, выровняться (в строю); буква о – в сочетании не ровён час , в слове уровень .
разн – розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разнородный, разносторонний, разноголосица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове порознь – буква о . Под ударением – а (разный, разница, разниться ) и о (рознь, розниться, разрозненный ).
рос(т) – рас(т) – ращ. На месте безударного гласного пишется:
а) перед с (без последующего т ) – буква о : росла, росли, вырос, выросший, заросль, поросль, водоросль, недоросль ; исключение – отрасль и производные от него (отраслевой, межотраслевой, многоотраслевой );
б) перед ст – буква а , напр.: расти, расту, растить, подрасти, вырасти, вырастить, вырасту, вырастать, прорастить, произрастать, нарастать, возрасти, возрастать, возраст, растение, растительность, дикорастущий ; исключения: росток, ростовой, ростовщик, вырост, выростной, выросток, заросток, прорость, подростковый (наряду с вариантом подростковый );
в) перед щ всегда а , напр.: ращу, выращу, выращенный, приращать, наращение, сращение .
Под ударением перед с (с последующим т и без него) – только о , напр.: рост, нарост, отросток, подросток, переросток; рос, зарос, подросший, рослый, дикоросы .
скак – скок – скач – скоч.
Если корень оканчивается на к
, то а
, напр.: скакать, прискакать, ускакать, скакнуть, скакалка, скакун, на скаку, скаковой
, хотя под ударением – о
, напр.: скок, наскок, отскок, поскок, соскок
.
Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу, скачи, обскачу, обскачи, поскачу, поскачи ), а также в слове скачок (проверкой служат формы тех же глаголов – напр., скачет, поскачем , и производные скачка, вскачь ); буква о – в приставочных глаголах на скочить (напр.: вскочить, вскочу, вскочи, выскочить, выскочу, выскочи, соскочить, подскочить ) и в слове выскочка (проверка – формами тех же глаголов, кроме выскочить: вскочит, соскочат и т. п.).
Ср.: проскачу (сто вёрст), проскачи (формы глагола проскакать, проскачет) и проскочу, проскочи (формы глагола проскочить, проскочит ); подскачу, подскачи (формы глагола подскакать, подскачет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу, подскочи (формы глагола подскочить, подскочит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).
твор – твар. В словах творить, творение, творец, сотворённый, вытворять и др. без ударения пишется буква о ; под ударением – не только о (творческий, творчество ), но и а (тварь, тварный ). В слове утварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .
2. Корни с буквами и и е .
блес(к, т) – блещ – блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и – перед ст при последующем ударном а , напр.: блистать, блистает, блистающий, блистание, блистательный, заблистать; е – в остальных случаях, напр.: блестеть, блестит, блестящий, блестя, блеснуть, заблестеть, проблеснуть, блесна, отблеск, проблеск, блещу, блещи, блеща . Под ударением – е и ё : блеск, блещет, блещущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .
вис – вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висеть (висит, вися ) и производных от него (повисеть, отвисеться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висать : повисать, нависать, свисать и т. п. (ср. под ударением: виснуть, повиснуть, зависнуть ); буква е – в словах вывесить, вывеска, подвесной, навесной, на весу (ср. под ударением: повесить, подвесить, свесить ).
лип – леп. В словах прилипать, налипать и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: липкий, прилипнуть ), а в словах лепить, прилепить, налепить и т. п. – буква е (ср. под ударением: лепит, прилепит, лепка ).
сид – се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и – перед мягким согласным д – в глаголе сидеть (сидят, сиди ) и производных от него (просидеть, засидеться, сиделка, посиделки и т. п.); буква е – перед твердым д : седок, седло (в последнем в формах мн. ч. – ё : сёдла ), седлать, седалище, седалищный, восседать, заседать, наседать, приседать, заседатель, председатель , а также – перед мягким д – в производных от слова седло (седельный, седельник, чересседельник, седельце ). Под ударением – и и е , напр.: сидя, отсидка, усидчивый; сесть, присесть, села, домосед, непоседа, наседка, присед ; в формах глагола сесть и приставочных – также а (на письме я ): сяду, сядь, присядут .
В глаголах с общей частью -нимать (например, занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -нять (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко – в производных словах: снимок, в обнимку .
Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква я : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.
В ряде корней глаголов имеется безударный беглый гласный, который передается на письме (после мягких согласных и шипящих) буквой и и (в части этих корней) буквой е . Буква и пишется (обычно в глаголах несовершенного вида), если сразу после корня стоит под ударением гласный а ; в остальных случаях (при отсутствии ударного а после корня) на месте беглого гласного пишется буква е .
Ниже в перечне глаголов для каждого корня сначала приводятся глаголы с беглым гласным, передаваемым буквой и , затем – формы и слова с буквой е (если такие формы и слова имеются), наконец – формы и слова, где беглый гласный корня отсутствует.
Перечень (по алфавиту корней, приставочные глаголы приводятся выборочно):
выби рать, заби рать, разби рать, поби раться – бе ру, бе ри, выбе ри, забе ру – брать, выбрать, забрать ;
взи мать – возьму ;
переви рать, зави раться – врать, переврать, завраться, вру, перевру, заврётся ;
зади рать, разди рать, приди раться, уди рать – де ру, де ри, заде ру, разде ру, уде ру – драть, разодрать, придраться, удрать ;
выжи гать, прожи гать, обжи гать, отжи гать, разжи гать – выже г (прош. время), выже чь – жгу, выжгу, прожгу ;
ожи дать, пережи дать, поджи дать – ждать, переждать, подождать, жду, пережду, подожду ;
зажи мать, прижи мать – жму, сожму, прижму ;
нажи нать, пожи нать – жну, нажну, пожну ;
пожи рать, обжи раться – жрать, пожрать, обожраться, жру, пожру, обожрётся ;
запи наться – запнуться, запнусь ;
взи рать, надзи рать, ози раться, прези рать – созе рцать – зреть (‘смотреть, видеть’, устар.), прозреть, узреть, зрю, прозрю, узрю, зрение, презрение ;
подми нать, сми нать, разми нать – мну, подомну, сомну, разомну ;
зами рать, поми рать, уми рать – заме реть, поме реть, уме реть, заме р, уме р, заме рший – мрут, замру, помру, умру; пинать – пнуть, пну ;
запи рать, отпи рать, упи раться – запе реть, запе р, взапе рти, отпе реть, упе реться, пе рила – запру, отопру, упрётся ;
поми нать, вспоми нать, запоми нать, припоми нать – помнить, вспомнить, запомнить, вспомню, запомню ;
попи рать – попрать, попрут ;
препи раться – прения, распря ;
прости рать (протягивать (руки); распространять), прости раться – просте реть, просте реться – простру, прострётся (устарелые формы);
распи нать – распну ;
сози дать – создать ;
высти лать, засти лать, рассти лать – сте лить, высте лить, засте лить, посте лить, рассте лить – стлать, выстлать, застлать, постлать, разостлать ;
нати рать, расти рать, зати рать – те реть, нате реть, расте реть, зате реть – тру, натру, разотру, трение ;
начи нать, зачи нать – начну, зачну ;
вычи тать, счи тать (вести счет), пересчи тать, просчи тать, рассчи тать – выче т, выче сть, выче л – вычту, сочту (сосчитаю), начту, перечту (пересчитаю);
почи тать (относиться с почтением), предпочи тать – поче сть – чтить, почтить, чту, почту, предпочту, почтенный, почтение, почтительный, предпочтение ;
Пишется буква е в словах сочетать, сочетание , которые не являются однокоренными ни с одной из приведенных групп слов с корнем -чит- .
Так же, с буквой и в корне, пишутся отглагольные производные слова, в которых сохраняется после корня с беглым гласным ударный гласный а , например: ожидание, умирание, воспоминание, созидание, растирание, вычитание, избиратель, пожиратель, надзиратель, зачинатель, почитатель, выжигальщик, зажигалка, зажигательный, завиральный, поминальный .
Буква и в корне пишется в глаголах вычитать и высчитать с ударной приставкой вы- , где гласный, передаваемый буквой а , оказывается безударным. Буква и пишется также в существительных, производных от глаголов на -ать , где ударный а не сохраняется: обжиг, отжиг, розжиг, выжимка, выдирка, побирушка, затируха. В слове неразбериха (ср. не разберёшь ) пишется буква е .
Не следует проверять гласную в корнях глаголов на -ать с беглым и – задирать, обжигать, выжимать, обжираться, умирать, упираться, простираться, расстилать, натирать, пересчитать, предпочитать, прочитать и т. п., а также производных от них существительных типа обжиг, выжимка словами тех же корней с ударным е или о (на письме – е , ё или о ) – такими, как например: обжечь, умерший, расстелет, постель, перечесть ‘пересчитать’, предпочесть, прочесть, гвоздодёр, обжёг (глагол), ожог (сущ.), жом, обжора, мёрли, упёрлась, простёрлась, натёр, тёрка, пересчёт, просчёт, почёт, предпочёл, прочёл, перечёл (перечитал), начётчик.
В словах, однокоренныхс поминать, вспоминать, помнить – в глаголах помянуть, вспомянуть, упомянуть, пишется в безударном положении буква я (то же под ударением: помянет, вспомянет, упомянуты и т. п.).
Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных.
Обратите внимание на выражения «чередование звуков» и «корни с чередующимися гласными». Чувствуете разницу?
Разница в том, что мы от фонетического явления перемещаемся к орфографии, нам важно уметь писать буквы в корнях слов, где чередуются звуки [э] и [и], [а] и [о].
Вспомните, в каких позициях могут находиться эти гласные?
В сильной позиции – под ударением, в слабой – в безударном положении.
Почему написание гласных в слабой позиции вызывает трудности?
Гласные слышатся менее чётко, неясно.
Какой это гласный – проверяемый, непроверяемый, чередующийся?
Если он чередующийся, то к нему нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук и незачем подбирать проверочные слова.
Какие есть условия написания гласных в корнях с чередованием?
Для написания корней с чередованием нужно выяснить, какие гласные чередуются и в каком именно корне.
Перед нами выбор: написать буквы «е» или «и», «а» или «о».
Тип корня зависит 1) от суффикса -а-, следующего за корнем; 2) от места ударения в слове; 3) от согласного в корне слова; 4) от смысла.
Начнём с самого распространённого случая. Написания е–и в корнях глаголов. Условие для написания и – это суффикс -а- после корня.
Есть две группы таких корней:
в одной группе гласные всегда в безударном положении (избирать – изберу, изберёшь, избери; запирать – запереть, запер);
в другой – гласные то безударные, то ударные (расстилать – стелить – стелется; протирать – протереть – протёртый).
Рассуждаем так: прид..раться – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, есть суффикс -а-, значит, пишу букву «и» – придираться; прид..русь – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, нет суффикса -а-, пишу букву «е» – придерусь.
Чаще всего можно ошибиться в словах с корнями -блист–блест-, -жиг–жег-, -стил– стел-.
Например, бл..стеть на снегу, бл..снуть вдалеке, бл..стящий снег, пробл..ски огня – нет суффикса -а-, пиши букву «е» (блестеть, блеснуть, блестящий, проблески), а в этих словах «и»: бл..стать, бл..стательный, бл..стающий.
Ещё пример: заж..гать свечи, потерянная заж..галка, система заж..гания – везде есть суффикс -а-, поэтому пиши букву «и» - зажигать, зажигалка, зажигание. Слова без суффикса -а- имеют букву «е»: выжег надпись, зажёг свет, разжёг костёр, прожёг дыру, сжёгший письма.
Помните о существительных с буквой «о»: неприятная изжога, поджог сарая, ожог руки, недожог кирпича.
И, наконец, сочетание букв корня и суффикса даёт «имена»: ИРА, ИСТА, ИГА, ИЛА, ИТА (собИРАть, блИСТАть, прожИГАть, расстИЛАть, чИТАть; после корня -лаг- следует суффикс -а-, получается сочетание АГА (слАГАть), нет АГА – пишу «о» (сложение).
А теперь обратимся к корню -кас-кос-, слов с этим корнем немного, гласные а-о в них всегда безударные. Некоторые слова не имеют приставок: касательная, касание, касаться – коснуться. Их нужно отличать от похожих слов с проверяемыми гласными: коса, сенокос, косьба, косарь, косогор, косичка, косуля (олень), косой взгляд, косить.
Больше всего вызывают сомнения слова с приставками при-, со-: прикасаться – прикоснуться, прикосновение; соприкасаться – соприкоснуться, соприкосновение.
О корне -лаг-лож- упоминаем дважды. И вот почему. Можно использовать два условия для верного выбора гласной: суффикс -а- и согласные «г» и «ж».
Только не перепутайте этот корень с проверяемыми другими корнями: ложный, ложь, сложный, предлог, влага, благородный!
Особо хочется выделить группу слов с сочетаниями -а(я)-им(ин)-: напоминать, заклинать, приминать, понимать, внимать, внимательный, сниму, подниму, подними. Эти сочетания трудно узнать и запомнить. Но до чего часто они встречаются!
Обратите внимание на слова-исключения!
Написание зависит от суффикса –а- |
|||
Бер-бирА- Дер-дирА- Мер-мирА- Пер-пирА- Тер-тирА- Блест-блистА- Жег-жигА- Стел-стилА- Чет-читА- исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара) |
КасА- если после корня стоит суф. А- прикасаться; Кос- если нет суф.-а- коснуться |
ЛагА- если после корня стоит суф. –а- прилагательное; Лож- если нет суф. -а- предложение исключения: полог |
А(я)-им(ин)- сочетания пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять, понимАть-понять, запоминАть-память |
Рассмотрим ещё один тип корней с чередующимися гласными а-о.
Повторим: нельзя проверять ударением безударный гласный в корне -гор- («а» пишется только под ударением: угар, угарный, загар, нагар, огарок, разгар – таких слов мало).
Нет смысла искать суффикс -а- после корня. Но даже если вы его найдёте, знайте – он не влияет на выбор буквы «а» (подгорать, выгорать, пригорать).
Корень -гар-гор- широко распространён в глаголах и словах, образованных от глагола: гореть, горение, угореть, разгорелся, горение, горючий, загорелый, горелки (игра). Значение подобных слов связано с огнём, пламенем, солнечным светом.
Отличайте этот корень от похожих слов-близнецов: пригорок, под горой, горе, горевать!
В корне -зар-зор- пишется «а» в безударном положении: заря, заревой, зарянка (певчая птица с яркой грудкой - смотрите фото!), зарянковый, зарница, зарничный, озарять, озарение, озарённость, озарён, озарённый (в ударном положении реже: зарево, лучезарный). Гласная «о» пишется под ударением (зорька, зорюшка, зоренька, зори).
Споры вызывают слова «зарянка» и «зорянка». Здесь опираемся на значение слова: птица вроде малиновки – зАрянка, а отблески молнии – зОрянка.
Не забывайте о словах-исключениях!
Написание зависит от места ударения |
загар, подгорелый исключения: выгарки, изгарь, пригарь |
под ударением буква, которую слышим, без ударения –а зорька, зарница исключения: зоревать (не спать на заре), зорянка (всполохи молнии) |
Клан-клон- Твар-твор- под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, тварь, творец исключения: утварь |
Плов- пловец, пловчиха |
О корне -лаг-лож- мы уже говорили. Пришло время разобраться с корнем -раст-ращ-рос-.
Раст- пишется в глаголах и во всех образованных от них словах: расти, растить, вырастить, растение, возраст, возрастание, сращение, приращение, взращённый.
Рост- встречается в глаголах и причастиях прошедшего времени: рос, росла, выросли, вырос, вырастала, взрастили, подросли, росший, выросший (и ещё в существительных: недоросль, водоросли, заросли).
Сходные по звучанию слова нужно различать: растаю (таять и приставка рас-), роспись (корень и приставка рос-), роса (росы), растерять (терять и приставка рас-), роскошный (роскошь)!
Вы просто обязаны выучить слова-исключения!
Самый трудный и запутанный тип корней опирается на лексическое значение слова.
И опять не забудьте об исключениях!
Написание зависит от смысла |
Мак- погружать в жидкость: обмакнуть, макать, макание Мок- пропускать жидкость: вымокнуть, промокнуть, непромокаемый плащ исключения: промокательная бумага, промокашка |
Равн- равным, одинаковым может быть вес, возраст: равномерный, равнозначный, сравнить, подравнять, поравняться, равняться, равнение, уравнение, всё равно, наравне Ровн- ровным называют всё прямое, гладкое: ровнять, сровнять, выровнять, заровнять, подровнять, выровнен исключения: равнина, равняйсь, ровесник, поровну, уровень |
В таблице, которую составили ученики, обобщены данные о тех корнях, правописание которых подчиняется частным закономерностям.
Написание корня зависит |
|||
от суффикса –а- |
от места ударения |
от согласного |
от смысла |
Бер- бира- Дер- дира- Мер- мира- Пер- пира- Тер – тира- Блест – блиста- Жег – жига- Стел – стила- Чет – чита- исключения: сочетать, сочетание |
загар, подгорелый исключения: выгарки, изгарь, пригарь |
Раст-рос-ращ- выращенный, растение исключения: росток, отрасль, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, выростковый, подростковый |
Мак- погружать в жидкость: обмакнуть; Мок- пропускать жидкость: вымокнуть, исключения: промокательная бумага, промокашка |
Каса- если после корня стоит суф. А- прикасаться; Кос- если нет суф. А- коснуться Лага- если после корня стоит суф.-а- прилагательное; Лож- если нет суф.-а- предложение исключения: полог |
Зар- зор- под ударением буква, которую слышим, без ударения -а зорька, зарница исключения: зоревать, зорянка (всполохи молнии) |
Скак-скоч- перед -к- напишем А, перед -ч- напишем -о скакать, выскочить исключения: скачок, скачу |
Равн-равным, одинаковым может быть вес, возраст Ровн- ровным называют всё прямое, гладкое: сровнять, выровнять; исключения: равнина, равняйсь, ровесник, поровну, уровень |
А(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)- пишутся после суффикса -а- сжимать-сжать, снимать-снять |
Клан-клон- Твар-твор- под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, творец; исключение: утварь Плав- гласный ударный и безударный: плавать, плавучий, поплавок Плов- пловец, пловчиха исключения: плывуны, плывучий грунт (плыть) |
перед -г- напишем -а, перед -ж- напишем –о прилагать, приложить исключения: полог |
Тренировочные задания
Вставь пропущенные буквы и объясни орфограмму:
Дни были невыносимо жаркие, г..рячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья р..стений свежи, будто их только что обм..кнули в бл..стящий воск. На торфянистой почве в изобилии произр..стают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выск..чил заяц, потихоньку стал проб..раться от деревца к деревцу. А впереди расст..лалась р..внина. Лучи солнца к..сались верхушек деревьев.
Но вот и вечер. Скоро подн..мется луна, оз..рит таинственным светом всю окрестность, на небе заг..рятся звезды. И начнется великое таинство ночи.
Буква «и» пишется в слове:
а) оп..раться, заст..лает, ум..рать, подб..раю, бл..снуть;
б) заж..гать, разд..рать, переч..тать, отт..реть, перест..лить;
в) зам..рающий, выж..гательный, бл..стательный, приж..гать.
Буква «е» пишется в слове:
а) поч..тать книгу, подн..мается, бл..стеть, подст..лить, выч..т;
б) соб..рёт, сд..рёт, прот..реть, пом..реть, ст..реть, зап..реть;
в) бракосоч..тание, расст..лил, зап..рать, забл..стал, выб..ри.
Буква «а» пишется в слове:
а) вым..кнуть под дождем, вым..кать все чернила, к..снулся, заг..релый, зар..сли, пром..кашка;
б) ск..чок, уск..кал, соприк..саться, пл..вление, оз..рение, м..кать вареник;
в) безотл..гательный, сотв..рила, сг..ряча, приск..кать, все р..вно, з..ря.
Буква «о» пишется в слове:
а) накл..ниться, покл..няться, жук-пл..вунец, пл..вчиха, пл..вучий, р..внение;
б) утв..рь, приг..реть, оз..рять, р..вновесие, р..вномерный;
в) претв..рить, тв..рение, подр..внять, р..внять дорожки, скл..нение.
Вставьте пропущенные буквы, дополните ряд своим словом:
соб..рать, уб..ру, отд..рать, …
зам..рание, ум..рать, зам..реть, …
прик..сновение, к..снулся, к..сательная, …
заг..реть, обг..ревший, выг..рки, …
з..ря, з..рево, з..ревать, …
Р..стислав, подр..стающий, выр..сли, …
В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
2.3.1. Правописание безударных гласных в корне
Правило | Примеры |
---|---|
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый. |
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . | Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . | Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет. |
Обратите внимание!
1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .
2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
).
Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .
4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
интелле
кт. интелли
гент,
аккомпане
мент. аккомпани
ровать,
лиде
р. лиди
ровать,
трене
р. трени
ровать,
абоне
мент. абони
ровать,
дезинфе
кция. дезинфи
цировать.
Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?
2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных
Корни с чередующимися гласными А /О
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . | Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. | Прига рь, изга рь, выга рки. |
Клан-/клон- | Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение. | ||
Твар-/твор- | Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. | Утва рь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . | За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. | Зо ревать, зо рянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . | Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. | Пло
вец, пло
вчиха; плы вуны |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Раст-
Ращ-/рос- |
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . | Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. | а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ). |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . | Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. | Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а , перед ж пишется о . | Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. | Поло г . |
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Мак-/мок- | Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». |
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». |
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). | Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник. |
Корни с чередующимися гласными И /Е
Корни | Правило | Примеры | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бир-/бер- |
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е . . |
Заби ра ть - забе ру. | |||||||||||||
Жиг-/жег- | Выжи га ть - выже гший. | ||||||||||||||
Стил-/стел- | Засти ла ть - посте лить. | ||||||||||||||
Блист-/блест- | Бли ста ть - бле стеть. | ||||||||||||||
Мир-/мер- | Уми ра ть - уме реть. | ||||||||||||||
Тир-/тер- | Сти ра ть - сте реть. | ||||||||||||||
Дир-/дер- | Разди ра ть - разде рёт. | ||||||||||||||
Пир-/пер- | Запи ра ть - запе реть. | ||||||||||||||
Чит-/чет- |
Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило. 2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть. В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и . Пи р, пи ровать. Чередование A(Я) /им(ин)
2.3.3. Употребление буквы ЭКак отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ). В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э . При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
|