ecosmak.ru

Что такое выкладка свода в обуви. Ортопедическая обувь

, (не волнуйтесь, ненадолго), и поговорим на тему, которая всегда вызывает живой интерес. И прежде всего, не профессиональный, а личный. Ведь многие из вас имеют деток, а многие планируют их иметь, и вопрос выбора детской обуви у кого-то уже стоял, у кого-то будет стоять.

А больше всего повезло тем, кто как раз сейчас задается вопросами:

  • Какой должна быть правильная детская обувь?
  • Почему у детей развивается плоскостопие, и как этого избежать?
  • Правда ли, что первая обувь для малыша должна быть «ортопедической»?
  • Должен ли ребенок дома ходить в обуви?
  • Какой должна быть домашняя обувь для ребенка?
  • Обязательно ли в детской обуви должен быть супинатор?

Тема животрепещущая: уж очень часто совсем крохам назначают ортопедическую обувь, причем нередко врачи-ортопеды противоречат друг другу. Один ставит ребенку в 2 года плоскостопие и направляет за ортопедической обувью, другой говорит, что, мол, ваш малыш абсолютно здоров, и советует маме попить пустырник, а ребенку бегать, прыгать и радоваться беззаботному детству. Один говорит, что обязательно в детской обуви должен быть супинатор, другой категорически с этим не согласен.

Как вы помните, я к врачам-ортопедам не отношусь, поэтому чтобы разобраться в этом вопросе, я вам предлагаю, как обычно, включить логику.

Включили? Тогда давайте разбираться вместе.

Как формируется стопа ребенка?

Как-то мы с вами уже говорили, что представляет собой стопа. Если забыли, почитайте вот . Давайте посмотрим, как она развивается.

Итак, первое, что нужно уяснить: ребенок рождается с плоской стопой. Вспомните, дорогие мамочки, как выглядели стопы ваших деток, когда они еще даже под стол пешком не ходили.

Как видите, место, которое потом станет продольным сводом, сейчас заполнено жирком. И это правильно. Ведь свод – это что? Это рессора, которая пружинит, когда мы ходим, чтобы погасить ударные нагрузки и не «разбомбить» суставы ног и позвоночник. А зачем такому детенышу рессора? Ведь он еще не ходит. Логично?

Вспомним еще один важный момент: арочная форма сводов поддерживается мышцами голени и стопы. Но мышцы еще не развиты, поскольку наш малыш пока не ходит, не бегает, не прыгает. А когда он встает на ножки и делает свои первые шажочки, жировая подушечка стоп очень даже ему пригодится.

  • Во-первых, она увеличивает площадь опоры и повышает устойчивость нашего героя, чтобы он понял, что ходить-то, оказывается, прикольно! И больше увидишь, и больше пощупаешь, и мамку не надо звать, можно до нее дотопать. Сначала по стеночке, потом короткими перебежками, и вот уже «идет бычок, качается». 🙂
  • Во-вторых, подошвенный жирок нужен для амортизации, пока еще нет полноценной рессоры.

Такая объемная жировая подушечка сохраняется у деток до 3-летнего возраста, а затем начинает постепенно рассасываться. К 5 годам вырисовывается продольный свод, а в 7-10 лет мы уже видим стопу, совсем похожую на взрослую. А полностью формирование стопы человека заканчивается примерно в 20-21 год, у девочек – на 2-3 года раньше. Это означает, что к этому возрасту происходит окостенение всех хрящевых структур стопы.

Но пока малыш станет ходить уверенно, он пройдет сложную школу эквилибристики. Как только он встает на ножки, он опирается больше на наружные своды стопы. Это называется «варусная установка стоп». Она бывает у деток примерно до 1,5 лет.

По мере того, как малыш учится ходить, он пытается удержать равновесие, широко расставляя ножки. В сохранении равновесия ему помогает как раз та самая жировая подушечка, о которой мы говорили выше, и на которую он начинает опираться. Получается некоторый завал стоп внутрь. Это называется вальгусной установкой стоп. Вот как это выглядит:

Такое состояние отмечается, как правило, в 2-4 года. Далее, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата стоп, форма ножек обычно выравнивается: голень, колени и бедро выстраиваются по одной линии. И если в норме угол вальгусного отклонения пяточной кости в 3 года составляет 5-10 °, то к 7 годам он равен 0-2 °.

Итак, делаем выводы:

  1. Плоскостопие есть у всех детей до 5 лет

  2. Вальгусная установка стоп до 4-5 летнего возраста – это вариант нормы

Поэтому если вашему двух-трехгодовалому ребенку поставили диагноз «плоскостопие», знайте, что все идет по плану, и беспокоиться не о чем. И абсолютно незачем бежать за ортопедической обувью. Ну, и что, что врач назначил? Вы — мать или кто? Лучше сконцентрируйте свое внимание на укрепление мышц стоп и голеней своей кровиночки, и будет вам всем счастье: и родителям, и малышу, и его стопам. 🙂

Назад, в прошлое

В 60-е годах прошлого столетия сотрудники Ленинградского института протезирования им. Альбрехта провели исследование, в котором участвовало около 5000 детей. Они оценивали «созревание» сводов стопы. И смотрите, что получилось: в 2 года плоскостопие было выявлено у 97,6% детей, а в 9 лет оно осталось только у 4% наблюдаемых. Конечно, если провести это исследование в наши дни, показатели будут более плачевными.

Я иногда думаю: если убрать сейчас все компьютеры, гаджеты, телефоны, что будут делать дети? А взрослые? Интересно, а скакалки сейчас продаются, или это уже раритет? А современные дети знают игру «вышибалы»? А в бадминтон играют?

Себя в детские годы помню исключительно с намазанными зеленкой коленками. Мы дома не сидели, особенно, в выходной. Все время бегали, прыгали, так что диагноз «плоскостопие» в моей детской памяти не отложился.

********************************************************************************************************

Как тренируются мышцы сводов стопы?

Вы видели когда-нибудь на картинах Адама и Еву в обуви? Вы думаете, Богу жалко было им сварганить какие-нибудь штиблеты? Или у него фантазии на это не хватило?

Ничего подобного!

Просто стопа, чтобы быть здоровой и счастливой, должна работать. А для этого нужно больше ходить, причем, босиком и по неровной поверхности, чтобы мышцы стопы и голени сокращались, пытаясь сохранить на ней равновесие, тренировались и выполняли свою великую миссию: блюсти здоровье нашей рессоры. Если все время ходить по ровной жесткой поверхности, да к тому же заковать стопу в обувь, мышцы ее ослабеют, перестанут удерживать своды, и они начнут уплощаться.

Вывод:

Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы мышечно-связочный аппарат стопы как можно больше работал. Если есть такая возможность, пусть ребенок, хотя бы дома, ходит босиком.

Правда, в этом вопросе врачи-ортопеды расходятся в мнениях. Одни говорят, что дети должны обязательно носить дома обувь, другие — чтобы они по возможности дома бегали босиком.

Я склоняюсь ко второму мнению.

  • Во-первых , исходя из своего педиатрического опыта. У детей из многодетных семей намного реже встречается плоскостопие. 🙂
  • Во-вторых, нормальный ребенок, у которого шило в попе, он не просто ходит по квартире. Он садится на коленки, собирая какую-нибудь пирамидку, ползает, играя с машинкой, танцует, приседает и делает массу других движений, которые помогают стопе формироваться. А обувь этому только мешает.

Если пол холодный, то надевайте малышу теплые носочки. Сейчас бывают даже на не скользящей «подошве». Для тех деток, кто делает свои первые шаги, идеально подойдут обычные тоненькие пинетки (если босиком по каким-то причинам им перемещаться нежелательно).

  • В-третьих, из своего личного опыта. Раньше наши родители и слыхом не слыхивали об ортопедической обуви, и мы дома ходили либо в обычных мягких тапочках, либо босиком. И здоровее были.

Что еще нужно для тренировки мышечного аппарата стопы?

  1. Если средства и место позволяют, приобретите шведскую стенку и мягкий коврик рядом на случай падения. Пусть ребенок уже с 2-3 лет осваивает ее.
  2. Купите велосипед, и пусть ваш дитеныш крутит педали: дома босиком или в носочках, на улице – в обуви с мягкой подошвой.
  3. Приобретите в ортосалоне или у себя, в аптеке, массажный коврик и положите в том месте, где чаще всего пробегает ребенок. Что-нибудь вроде этого:

  1. Есть и эконом. вариант: найдите у себя в «закромах» кусок ткани, положите его на пол, разбросайте по нему бусинки или пуговицы. Можно дать задание вашему малышу пальчиками ног собрать бусинки в коробочку.
  2. А можно сделать так:

6. Найдите в интернете упражнения для стопы и делайте вместе с ребенком. Вспомните, как раньше на физкультуре учитель говорил: «Идем на носочках, теперь на пяточках, на внутренней стороне стопы, на наружной». И это классная тренировка мышц!

Пишите, комментируйте, делитесь своим опытом.

Кстати, я выложила правильные ответы на тест по препаратам от . Смотрите внизу страницы.

С любовью к вам, Марина Кузнецова

Что такое ортопедическая обувь и зачем она нужна? Мнение доктора. Статья врача-ортопеда Бунякина Николая Ивановича

Стопа ребенка с момента вставания на ноги испытывает большие нагрузки (при среднем весе 10 кг к возрасту 1 года вся опора осуществляется на стопы, что составляет всего лишь 4% поверхности тела). Устройство стопы достаточно сложное и представлено 26 костями, соединенными между собой суставами и связочным аппаратом. Ее формирование происходит в среднем до 4 лет - до того возраста, когда кости её сохраняют хрящевую структуру.


При отсутствии рациональной обуви (с жесткой подошвой и линией сгиба на уровне плюснефалангового сустава, фиксацией таранно-пяточного сустава за счет жесткого заднего отдела с боковыми берцами и выкладкой продольно-поперечного свода стопы с помощью супинатора) формируется плоскостопие, а в последующем - плосковальгусная деформация стоп. Это приводит к утрате «рессорной» функции стопы, быстрой утомляемости, болям в ногах после длительной ходьбы. В результате возникает спазм сосудов ног, нарушение кровообращения и развитие различных осложнений в старшем возрасте. Отсутствие «рессорной» функции стоп отражается также и на состоянии хрящевых поверхностях коленных, тазобедренных суставов и всего позвоночника. Таким образом, вся детская обувь без исключения должна отвечать определенным требованиям.

Вот стандарты для "правильной" детской обуви:

1. В детской и подростковой обуви должны быть учтены все факторы для здорового развития стопы. Для этого должны быть использованы гигиенические и экологически чистые материалы.

2. Для здоровья и полноценного развития стопы дизайн обуви должен совпадать с анатомическим и физиологическим строением детской ноги.

3. В детской и подростковой ортопедической обуви очень важно использование анатомически правильных форм в ходе ее изготовления - обувь не должна зажимать или ограничивать палец в носовой части. А в основной подошве обуви должна присутствовать гибкая влагопоглащающая стелька. В самом верхнем месте, где стелька непосредственно соприкасается со стопой, желательна не жесткая поверхность с антибактериальным покрытием. Необходимо отметить, что стелька с антибактериальными свойствами выполняет несколько функций: обеспечивает циркуляцию воздуха в обуви и поглощает потоотделение.

4. Для детской и подростковой обуви очень важно использовать жесткие формы в области пятки для профилактики и лечения изгиба стопы внутрь (плоскостопие) и наружу (косолапость).

Обувь, сделанная без учета этих аспектов, провоцирует возникновение болезней стопы и ног.

Существует специальная ортопедическая детская обувь, которая плотно облегает стопу, особенно в верхней части пятки и голени. Жесткий задник с боковыми берцами исключает формирование вальгусной (чаще всего) и варусной установки пяточной кости. Жесткая подошва со стелькой-супинатором способствует формированию правильного свода стопы. Застежки на передней части ботинок или босоножек, которые широко открываются, облегчают надевание и гигиенический уход.

- при наличии плосковальгусной или противоположной - аддуктоварусной установки стопы, детям показана профилактическая детская обувь со съемной стелькой-супинатором. Данная стелька позволяет путем индивидуального подхода сформировать её с учётом деформации стопы. Жесткий передний отдел обуви препятствует формированию поперечного плоскостопия и бокового (вальгусного или варусного) отклонения переднего отдела стопы. Также рекомендуется обувь с высоким берцем, так как это способ зафиксировать таранно-пяточный и голеностопный суставы. Фиксация формирует правильное развитие суставных поверхностей и препятствует дальнейшей деформации. Индивидуально подобранная съёмная ортопедическая стелька правильно формирует свод стопы.
- в случаях отсутствия активного разгибания стопы («висячая» стопа), при периферическом парезе малоберцового нерва и в случаях, перечисленных выше, возникает необходимость дополнительной жесткой фиксации с использованием функционального тутора, вкладываемого в обувь. Этой цели наиболее полно соответствует ортопедическая обувь с большим раскрытием. Применение застёжек типа «тейп» позволяет осуществлять даже полной фиксацию стопы и облегчает использование обуви.

Зимняя ортопедическая обувь в отличие от широко известной обуви «прощай молодость», да и всей зимней обуви, поступающей на прилавки магазинов, позволяет уверенно чувствовать себя на скользкой дороге, уменьшает риск растяжения связочного аппарата стопы, переломов голеностопного сустава и костей стопы. Подобные травмы являются наиболее частыми в зимний период года.

Таким образом, вся обувь, особенно детская, должна быть ортопедической, т.е. отвечающей требованиям стабильности, разгрузки и формирования свода стопы. А так как каждая стопа, как отпечатки пальцев, имеет свои особенности, то и подход в решении этих проблем должен быть по возможности индивидуальным.

Врач Бунякин Николай Иванович

Как выбрать ортопедическую обувь?

У детей широко известны проблемы ног и осанки. Они часто связаны с патологией стоп: вес тела ребенка давит на узкую часть стопы, стопа не выдерживает давления и деформируется. Этому способствует раннее вставание на ноги, большой вес, скрытый рахит в зонах дефицита солнца, например в Москве. Деформация стоп смещает ось тела ребенка - возникают проблемы ног и позвоночника. По данным диспансеризации у каждого четвертого ребенка России проблемы с ногами. Ортопедическая детская обувь является инструментом профилактического лечения. В комплексе мер она способна не допустить или исправить многие проблемы опорно-двигательной системы, например такие, как плоскостопие, косолапость, вальгус-варус, Х-образная и О-образная постановка ног, тазобедренные проблемы, проблемы позвоночника и д.р. Детская ортопедическая обувь фиксирует стопу и формирует правильную осанку.

В первую очередь это относится к ортопедическим туфлям-сандалиям с открытым или закрытым мыском. У ортопедических детский сандалий ("босоножек") есть возможность для профилактики и исправления проблем, т.к. они большую часть дня находятся на ноге ребенка. Сейчас стало модно называть обувь ортопедической. Появились в продаже даже тапочки с названием "ортопедические". Наличие одного только супинатора недостаточно. Это иллюзия защиты. В обуви для детей должен быть комплекс ортопедических позиций, работающих вместе. Поэтому сначала разберемся, что же такое детская ортопедическая обувь.

Слово "Ортопедия" в переводе с греческого означает "правильное обучение". Это слово имеет разную трактовку, что вызывает путаницу при покупке детской обуви. В России под ортопедической обувью понимают, чаще всего, специальную обувь для коррекции стопы при патологиях. За рубежом, этот термин трактуют в широком смысле: раз обувь содержит элемент "правильного обучения", значит она ортопедическая. Поэтому слово "Orthopedic" ("Ortopedic") может быть написано на коробке с обувью, имеющей низкий задник, подошву без уклона, но с супинатором. Скорее всего польза от такой обуви будет сомнительна, а деньги будут потрачены впустую.

Если трактовать детскую ортопедическую обувь в широком смысле, то для покупателей лучшим ориентиром будет классификация, по которой ортопедическую обувь условно делят на три группы:

1. Стандартная или профилактическая ортопедия - обувь с тремя основными элементами: высокий задник, супинатор (простой), подошва с уклоном. В России этим критериям соответствует большинство моделей обуви фирм "Котофей", "Антилопа", "Шалунишка" и д.р. Внимание: супинатор низкий и иногда сминается (исчезает). Эта обувь оптимальна по цене и подходит для профилактики, но для лечения плоскостопия малопригодна.

2. Усиленная ортопедия или обувь с лечебной коррекцией. Обувь имеет более высокий или укрепленный задник, ортопедический супинатор (более высокий, несминаемый) и ортопедическую подошву (не гнется у пятки). Обычно это конвейерная турецкая обувь: "Минимен", "Таши-орто", "Орсетта", "Рабит" и т.д. Эта обувь используется при лечении отдельных проблем или угрозе их возникновения. Внимание: в некоторых моделях может стоять простой супинатор или простая подошва - для снижения стоимости.

3. Специальная ортопедия или ортопедия ручной работы. Это идеальная обувь для профилактики и лечения, формирования правильной стопы и осанки. Ортопедия сложной работы делается индивидуально и в магазинах не продается. Менее сложную обувь купить можно. В розничной продаже ее иногда называют полной ортопедией, подразумевая наличие более расширенных возможностей, например позиции против вальгуса. Отличительный признак: в моделях с открытым носом стоит опоясывающий стопу антивальгусный каркас. Обувь шьют по заказу в ортопедических салонах, несколько моделей выпускает фирма "Персей". Для ряда европейских фирм такую обувь делают вручную на разные типы ног мастера-ортопеды в Турции.

Важные детали:

Ортопедическая обувь высокого качества может иметь лайковые (для уменьшения потливости) или антибактериальные стельки, массажные супинаторы, армированную подошву или кожу специального качества.

Безусловно, рекомендации по выбору ортопедической обуви должен дать врач ортопед, но обувь покупают родители, и они должны отчетливо представлять, за что платят деньги и как купленная обувь поможет в конкретной ситуации.

Первый размерный ряд (с 19 по 25 размеры и от 12 до 16,5 см. по стельке) очень важен для ребенка. Он охватывает наиболее ответственный период становления осевого скелета (до 3-4 лет). Следующий размерный ряд с 25(26) по 29(30) также нельзя игнорировать, т.к. в этом возрасте формирование стопы у ребенка еще продолжается.

Цены на ортопедическую обувь сильно варьируются, поэтому лучше опираться на относительные цены - обувь второй группы ориентировочно стоит в два раза дороже, чем первой, а обувь третьей группы в два раза дороже обуви второй и в четыре раза дороже обуви первой группы.

Если ортопедическую обувь продают дешевле цен своей группы, например, при распродажах и акциях, целесообразно начинать примерку с нее. И наоборот, если обувь раскрученного бренда стоит дорого, но не имеет минимальных ортопедических позиций первой группы, надо подумать о последствиях.

Длина обуви по внутренней стельке не должна превышать длину стопы более чем на 1 см (два размера). Запас необходим для коррекции роста ноги в правильном направлении. Существует правило: если обувь нужна для лечения, то запас не должен превышать один размер (полсантиметра). В профилактических целях ортопедическую обувь можно покупать с запасом в два размера (один сантиметр), при условии хорошего обхвата стопы. Однако у детей с узкой стопой (чаще у девочек) запас в 1 см нередко оказывается очень большим.

Ортопедическая детская обувь считается повседневной домашней и носится постоянно, начиная с первых шагов. Пока эта обувь на ноге ребенка она борется с проблемами, формирует красивую стопу и осанку. Смена обуви осуществляется по мере роста ноги, обычно через каждые 3-6 месяцев.

Форма детской стопы меняется с возрастом, поэтому обувь необходимо каждый раз подбирать заново. При этом следует соблюдать золотое правило выбора детской обуви: начинать примерку следует с обуви, которая нравится маме, а покупать надо ту обувь, которая подходит ребенку. Здоровье ребенка важнее амбиций.

И еще, надо помнить, что ортопедическая детская обувь не панацея, а одно из условий сохранения здоровья ног, наряду с массажем, физиотерапией или гигиеной.

Ответы на часто задаваемые вопросы

- Какую обувь лучше покупать, с "липучкой" или с "пряжкой"?
- Пряжка «запирает» ногу в обуви с закрытым носом и не дает ноге расти, когда обувь становится мала. В итоге, развиваются признаки ношения малой обуви: поджимание пальцев ног, врастание ногтей, деформация пальцев и др. «Липучка» безопасна для ноги ребенка. Когда обувь становится мала, пальцы упираются в нос обуви, стопа выгибается и липучка расстегивается. Частое расстегивание липучки сигнализирует, что пора сменить обувь.

- Всем ли нужно носить ортопедическую обувь?
- Ортопедическая обувь очень важна для первых шагов ребенка, она фиксирует стопу, увеличивает площадь опоры ноги и перераспределяет нагрузку тела. Малыши учатся ходить быстрее и без последствий для здоровья. Ортопедическая обувь образует прямой угол с плоскостью пола, что заставляет ребенка стоять и ходить прямо. Таким образом выстраивается ось и балансировка тела, формируется правильная осанка на всю жизнь. Немаловажное значение имеет так же формирование «эстетической стопы», особенно для девочек. Внутренняя форма ортопедической обуви соответствует форме правильной стопы и придает стопе красивые очертания – «собирает» растопыренные пальцы, по возможности уменьшает врожденные широконогость и высокий подъем.

- Обувь какой фирмы лучше покупать?
- Детская ортопедическая обувь выпускается на разные типы ног: на стандартную, узкую и широкую ногу; на высокий и низкий подъем; на выпуклую и плоскую пятку. Ни одна фирма не в состоянии выпустить весь этот диапазон в ассортименте. Поэтому детская ортопедическая обувь подбирается не по фирме, а по ноге.

- Какие позиции должны быть в правильной обуви?
- В детской обуви желательно присутствие 5 основных позиций:
1. Наличие супинатора (подсводника) – специального валика под стелькой обуви. Назначение этой позиции - профилактика и лечение плоскостопия.
2. Наличие валика по верхнему краю задника обуви. Необходим для мягкой анатомической фиксации щиколотки.
3. Укрепленный задник обуви (берц обуви) высотой 5-7 см. Служит для фиксации голеностопного сустава. Обеспечивает движение стопы в прямолинейном направлении, препятствует искривлению ног.
4. Подошва с уклоном. Существует специальная ортопедическая подошва (часто используется в турецкой обуви). Она обладает уникальными свойствами - упруга по всей длине как листовая пружина, почти не сгибается в поперечном направлении и не позволяет это сделать стопе. Обеспечивает упругость и легкость походки, «расправляет» стопу, снимает тонус (заставляет опуститься пятку).
5. Регуляторы подъема в открытой обуви (ремешки - застежки) или приподнятый на 1 см. мысок в закрытой обуви (исключает давление на кончики пальцев и деформацию ногтей).

- Где можно купить ортопедическую обувь?
- Приобретение детской ортопедической обуви не является проблемой. Обувь первой и второй групп можно купить в любом отделе детской обуви. Некоторые фирмы, например Minimen и Ortopedia, имеют собственные отделы. Обувь третьей группы обычно продается в ортопедических салонах или делается на заказ. Некоторые научные разработки применяются в создании физиологической обуви Chicco (Италия). Разработки института биомеханики Валенсиив применяются в обуви испанских брендов: Garvalin (Гарвалин), Agatha Ruiz De La Prada (Агата), Biomecanics (Биомеханикс). Superfit® (Суперфит) - детская обувь, которая создается в Австрии, на старейшей в Европе обувной фабрике «Legero» и ряд других.

Следует сказать, что в период кризиса продажа детской ортопедической обуви существенно снизилась. Это говорит о том, что родители стали экономить на обуви, позволяют детям ходить дома без обуви, или покупают более дешевую, неортопедическую обувь. Это плохая тенденция. Кризис рано или поздно закончится, а время профилактики проблем будет безвозвратно потеряно. Целые поколения россиян могут вырасти с различными отклонениями в костной системе. Это плохо для самих детей, т.к. они испытывают дискомфорт и усталость; для родителей, которые неизбежно столкнутся с осложнениями в старшем возрасте; для государства, у которого возникнет необходимость в дополнительных затратах на лечение больных детей, т.е. проблем которых могло не быть.

Статья подготовлена сайтом grechpatent.info на основании опыта продажи ортопедической обуви разных фирм и научных публикаций отечественных и зарубежных авторов. Оригинал статьи на сайте grechpatent.info

Многих родителей волнует вопрос, нужны ли «супинаторы» в детской обуви? Большинство из них уверены, что качественная детская обувь обязательно должна иметь выкладку внутреннего свода или, как ее еще называют, «подсводник», или«супинатор».

Давайте разберемся.

Что такое супинатор?

Супин а тор ( от лат. Supino -опрокидываю)- ортопедическое изделие, предназначенное для поддержания продольного свода стопы и поднятия внутреннего края пятки при плоскости.

Из определения видно, что супинатор - это специальное ортопедическое изделия,которое должно индивидуально подбиратьсяврачом при наличии у ребенка деформации стопы. Здоровому ребенку с нормально развивающейся стопой супинатор абсолютно не нужен, он только мешает мышцамстопы естественно развиваться.

В детской обуви многих производителей присутствует выкладка свода - «подсводник», который рекламируется ими какнеобходимыйэлемент, обеспечивающийпрофилактику продольного плоскостопия у детей.

Правильно спроектированный супинатор поддерживает свод только при полной опоре на одну стопуи не мешает мышцам в остальноевремя работать самостоятельно. Еслиже выкладка жесткая и достаточно высокая, она может, наоборот, негативно отразится на стопе ребенка, т.к. продольной свод стопы, постоянно опирающийся на подложку, перестает работать В итоге мышцыстопы, поддерживающиесвод, ослабевают, что приводит к развитию продольного плоскостопия.

Привычка многих родителей покупать ребенку обувь «на вырост», очень опасна, т.к. месторасположение выкладки и ее высота зависят от размера обуви. Таким образом, жестокиеи высокие выкладки, зачастую не там расположенные, могут спровоцироватьу здоровогоребенкасерьезные нарушения развития продольныхсводов стопы и привести к плоскостопию.

Ведущиемировые производители детской обуви в конструкции обуви используют не отдельные локальныевыкладки, а профилированный след, анатомическая форма которого обеспечиваетсяза счет умеренныхвыкладок наружного и внутреннего сводов и углублениядля пятки. Высота выкладок должнабыть такой, чтобы не препятствовать выполнению внутренним сводам стопы своей рессорной функции. Такая форма следа способствуетправильномуположению стопы в обуви, поднятию переднего отделапяточной кости, а следовательно, процессу формирования сводов, что является средством профилактики статических деформации стоп*.

В детской обуви ТМ КОТОФЕЙвсе супинаторыимеют правильное расположениеи высоту, а новыемодели - профилированныйслед анатомической формы.

Мы уделяем особое внимание

здоровью ножек

наших маленьких покупателей-

Ваших детей!

С уважением , КОТОФЕЙ

Обувь ортопедическая предназначается для анатомически и функционально неполноценных конечностей. Способствует исправлению начальных нестойких деформаций, предупреждает прогрессирование их, создает опорность при стоянии и ходьбе. Основные показания к назначению ортопедической обуви: плоскостопие , косолапость, полая стопа , пяточная стопа, искривления пальцев, неодинаковые размеры стоп, культи стопы, укорочение длины конечности, заболевания сосудов (эндартериит ), наличие ортопедического аппарата, протеза. Направление на заказ ортопедической обуви получают от врача. В ортопедической мастерской или в медицинском отделе протезного предприятия снимается мерка, обчерк, отпечаток или - в сложных случаях - слепок. Измерения с обеих ног, обутых в носки, производит техник-протезист. Ортопедическая обувь должна соответствовать форме и размерам больной стопы, быть достаточно легкой, эластичной, прочной и не деформирующейся в процессе носки. Внутренняя поверхность ортопедической обуви должна быть гладкой, без грубых швов; болезненные места стопы внутри обуви освобождают путем выдавливания - «выблоковывания» углублений над наминами, деформированными пальцами, костными выступами. Верх любой ортопедической обуви делают из мягких сортов кожи (хром , яловая кожа, опоек); для задников, иногда для боковых частей обуви используют жесткую кожу (вал). Для стелек используются кожа, дюралюминий, пробка, фильц, резина, пластмассы . Тянки (искусственная тяга) делаются из эластичных материалов для выполнения роли «наружных мышц». Чем сложнее деформация, тем требуется более точное изготовление или подбор колодки ортопедической обуви. Выдачу ортопедической обуви осуществляет врач; больной должен походить в ортопедической обуви не менее получаса. Здесь же больной должен получить необходимые инструкции по гигиене стоп и ортопедической обуви.

При деформациях пальцев (молоткообразные, вальгусные), нетяжелом плоскостопии можно пользоваться корригирующими изделиями - супинаторами и вкладышами (рис. 1 и 2), помещаемыми в обычную обувь, которая таким образом превращается в несложную ортопедическую. Такая обувь может изготовляться и фабричным способом. Самым распространенным вкладным ортопедическим изделием для обуви является супинатор - стелька, приподнимающая внутренний край стопы. При выраженном плоскостопии, помимо супинатора, выкладки свода в ортопедической обуви, делают относ каблука высотой 2-3 см кнутри. Над выстоящими пальцами расширяют, приподнимают носок. При косолапости (рис. 4, б) обувь делают с тягами, косками из пробки с наружного края подошвы. Если деформация фиксирована, ботинок должен точно повторить ее контуры, для чего ортопедическую обувь изготовляют обязательно по слепку (гипсовому негативу или по отпечатку стопы в гипсовой кашице), делают широкий носок, повторяют варусную колодку. Хорошо изготовленная ортопедическая обувь способствует закреплению достигнутого результата консервативного или оперативного лечения деформации стопы. При полой стопе, если деформация податлива, используют тяги, дают опору стопе по краям и тем самым способствуют постоянному исправлению стопы под влиянием веса больного. При фиксированной полой стопе вкладывается крутая выкладка свода, а под головками I и V плюсневых костей, где всегда имеются при этом намины, делают углубления. При конской, отвисающей стопе употребляют тяги (рис. 4, а), иногда полезно повысить ботинок на здоровой ноге двойной набойкой. Для выравнивания длины ног пользуются косками под пятку. При врожденном укорочении стопы в носок обуви делают вкладку; при ампутационных дефектах 1 пальца и всего переднего отдела стопы ортопедическую обувь снабжают пружинящей металлической пластинкой, а в ботинок с заготовкой в виде конверта делают вкладку из фильца - вкладной башмачок, чтобы возместить дефект, заполнить его. При параличах, ограничении движений стопы, при анкилозе стопы под углом около 100° надо облегчить пронос больной, ослабленной ноги над опорой, чтобы носок ее не цеплял за землю; для этого оставляют около 2 см ее длины некомпенсированной или даже просто повышают каблук для здоровой ноги; при необходимости компенсировать небольшое укорочение конечности (2-5 см) под пятку делают косок; при укорочении до 18 см под весь след стопы делают пробковый косок в виде «танкетки». При больших укорочениях показано назначение обуви с «двойным следом» или ортопедическим аппаратом. Существуют и протезы для укороченной конечности. Они применяются, если возможно разместить шарнир колена на соответствующем уровне.

Ортопедическая обувь предназначена для патологически измененных стоп. Она должна быть легкой, прочной, удобной, косметичкой. Назначение ее - сохранить корригированное положение стопы, зафиксировать результат лечения, восполнить имеющиеся дефекты стопы, компенсировать укорочение. Ортопедическая обувь должна соответствовать размерам и форме стопы.
Для изготовления колодки мерку снимают с обеих стоп в корригированном их положении. Определяют длину стопы, окружность в области головок плюсневых костей, на уровне ладьевидной кости, через голеностопный сустав и пяточный бугор, окружность над лодыжками. Делают отпечаток и обчерк стопы.
Для изготовления сложной ортопедической О. делают негатив, накладывая гипсовую гильзу (см. Гипсовая техника). До затвердения повязки стопу удерживают в корригированном положении. После затвердения гипсовый негатив разрезают. Гипсовый позитив делают по негативу (слепку) . Если необходимо отразить малейшие детали формы стопы, то изготовляют оттиск. Стопу опускают в гипсовую кашу. По застывании гипс разрезают. Негатив отделывают в форму и отливают позитив.

Для верха ортопедической обуви употребляется мягкая кожа - шевро, замша или более прочная - хром, яловая кожа, опоек. Болезненные места должны быть разгружены от давления при помощи соответствующих углублений. Стелька изготовляется из мягкого материала - пробки, фильца, фетра, иногда из пористой резины или пластмассы. Каблук может быть отнесен в сторону, удлинен, повышен с одной стороны.
При заказе ортопедической О. пользуются некоторыми специальными техническими терминами: внутренняя боковая поддержка - вкладыш из плотной кожи, вмонтированный в О. с внутренней ее стороны, высотой от 3,5 см (низкая) до 10 см (высокая); боковой корсет - вкладыш из более жесткого материала, захватывающий голеностопный сустав; пронатор - стелька, поднимающая наружный край стопы; супинатор - стелька, поднимающая внутренний край стопы и свод ее; пучки - головки плюсневых костей; геленок - подсводная часть стопы; выкладка - возвышение на внутренней поверхности О., давящее на какой-либо участок стопы; углубление - выемка, создающая свободное пространство между какой-либо частью стопы и соответствующей частью О.; берец - жесткая боковая шина, вмонтированная в О.
Ортопедическую обувь и супинаторы изготовляют на протезных предприятиях, фабриках ортопедической О., в мастерских со специальным оборудованием по назначению лечащего врача и врача медицинского отдела предприятия.
Обувь при укорочении конечности. Степень укорочения определяют измерениями и подкладыванием под подошву плоских дощечек в таком количестве, чтобы передне-верхние ости подвздошных костей при вертикальном положении больного оказались на одном уровне. Укорочение, которое компенсируется подошвенной флексией стопы, измеряют, подкладывая под пятку клиновидные дощечки - коски. При укорочении до 2 с.и под пятку в обычную О. вкладывается пробка. При укорочении в пределах 2-5 см назначают ортопедическую обувь с коском под пятку. При укорочении 6-18 см клиновидная пробка подкладывается под весь след, но под пятку выше, чем под пальцы. При укорочении свыше 18 см назначают О. с двойным следом или аппарат.

Стельку в О. изготовляют соответственно рельефу подошвы с выкладкой свода и углублением для пятки. При ограничении движений в суставах оставляют укорочение на 1,5-2 см, чтобы избежать задевания носком при ходьбе.
Обувь при дефекте пальцев после ампутации на уровне суставов Лисфранка и Шопара. Дефект отдельных фаланг или всех пальцев, кроме большого, не требует ортопедической обуви. При дефекте большого пальца подошву О. укрепляют металлической пластинкой. При практически здоровых культях стопы заготовка О. имеет тип конверта. В подошву вкладывают металлическую пластинку по всему следу. Дефект заполняют пробкой или фильцем. Носок - с одним-двумя пальцевыми сгибами, свод заполняется выкладкой. Для предупреждения соскальзывания культи стопы вперед служит передний жесткий клапан.
После операции по Пирогову назначают специальные аппараты.
Обувь при конской стопе. Порочное положение стопы под углом до 100° компенсируется увеличением высоты каблука в нормальной О. либо вкладным коском под пятку. При pes equinus в пределах 100-110° назначают косок под пятку больной ноги. Для выравнивания длины конечностей надо подкладывать косок и под пятку здоровой ноги.
При конской стопе с углом от 110 до 130° назначают ортопедическую обувь с пробкой по следу стопы или с жесткими берцами, а свыше 130° - ортопедическую О. с жесткими берцами или шинами.
Обувь при внутренней косолапости (pes varus) изготовляется с широким носком по колодке, сделанной в положении valgus. При фиксированной недовыправленной деформации О. изготовляют по слепку. Эквинирование компенсируется пробковым коском. Задник с внутренней стороны продолжается до головки I плюсневой кости, снаружи до основания V плюсневой кости, предупреждая приведение переднего отдела стопы. Для эластичного переката пробку кладут до плюснефаланговых сочленений, а передний отдел заполняют мягкой подкладкой. Площадь опоры стопы увеличивают при помощи пробкового пронатора.

Для удержания коррекции пятки и стопы служит внутренняя боковая поддержка. При фиксированной невыпрямленной деформации - боковой корсет. Задник должен плотно охватывать пятку. Фигурный скошенный кнаружи каблук продлевается снаружи до середины геленка.
Обувь при плоскостопии. При плоскостопии I и II степени - вкладываемый в обычную О. супинатор, изготовляемый из пробки, кожи, войлока, резины, пластмассы, металла с кожей и других материалов. При плоскостопии I степени внутренний отдел пятки поднимают супинатором до 5 мм, а передненаружный - до 8 мм. При плоскостопии II степени в супинаторах делают выкладку свода. При продольном и поперечном плоскостопии делают выкладку обоих сводов.
При плоскостопии III степени назначают ортопедическую О. по индивидуальной колодке или гипсовому негативу; супинатор - с учетом рельефа подошвенной поверхности. Выкладка сводов нецелесообразна, так как плоскостопие фиксировано. Каблук относят кнутри, высота его 2-4 см. При поперечном плоскостопии назначают супинатор с выкладкой в переднем отделе стопы позади головок плюсневых костей. Эта выкладка имеет веерообразную форму, к середине стопы она сужается, края пологие.
При hallux valgus О. делают с выкладкой сводов, приведением переднего отдела. Для большого пальца делается небольшой припуск. Задник должен плотно облегать пятку. В области головки I плюсневой кости колодку делают шире, вдавливают кожу со стороны заготовки и подошвы.
При молоткообразных и когтеобразных пальцах назначают О. с приподнятым или высоким жестким носком с выкладкой сводов и углублением в стельке для кончиков пальцев. При пяточной шпоре для увеличения площади опоры и разгрузки пятки назначают выкладку сводов. В зависимости от расположения шпоры делают углубления в стельке или в заднике. При полой стопе и I степени деформации назначают стельку без выкладки свода, в которой передне-внутренний край приподнимают на 5-8 мм, а задненаружный до 5 мм. При II степени, когда появляются эквинирование, приведение стопы, снимать мерку следует, добившись возможной коррекции, а в О. назначают внутренний жесткий берец, продленный до пучков; верх ботинка укрепляют в передне-внутреннем отделе (жестким бочком). При тяжелых формах полой стопы О. делают по гипсовому слепку, назначают пронатор и выкладку свода. При значительном варусе пятки каблук относят кнаружи и назначают внутреннюю боковую поддержку.
При парализованной отвисающей стопе (не более 130°) рекомендуется О. жесткой системы без металлических приспособлений, берец двусторонний, внутренний или задний. При отвисании свыше 135° О. делают с жестким корсетом, шинами и резиновыми тяпками для поддержки стопы в правильном положении. При сопутствующих деформациях добавляют корригирующие детали. Для предупреждения деформаций скелета стопы применяют металлические шины с шарниром в голеностопном суставе и металлической пластинкой в подошве.
При пяточной стопе назначают О. с металлическими шинами, ограничивающими тыльное сгибание без ограничения подошвенного. Стопу ставят в эквинусное положение. При укорочении - косок под пятку из пробки без выкладки продольных сводов. При отсутствии укорочения - коски под обе пятки. Под пучки - фильц, войлок для лучшего переката. Берцы должны захватывать нижнюю треть голени.
При отеках стопы в подошве О. предусматривают допуск внутренних размеров. В верхнюю часть союзки вкладывают башмачную резину.

Оставлен Лизавета Вт., 13/10/2015 - 00:00

Описание:

У детей с синдромом Дауна отмечаются повышенная подвижность суставов, что вызвано гиперэластичностью связок. В процессе движений, в данном случае, ходьбы, развиваются мышцы ребенка, что становится стабилизирующим фактором, то есть мышцы берут на себя роль стабилизаторов суставов. У врачей ортопедов, не знакомых с этими особенностями, возникает желание выписать ребенку лангеты или высокую обувь, фиксирующую голеностоп. На первый взгляд, это должно помочь ребенку при ходьбе, поскольку стопа и голеностоп в этом случае будут более стабильны.
Автор статьи обращает внимание взрослых, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна, на такие важные вопросы как: что может укрепить стопу и препятствовать возникновению плоскостопия, что такое "правильно подобранная обувь" и каковы ее свойства.

Дата публикации:

01/01/12

У детей с синдромом Дауна отмечаются повышенная подвижность суставов, что вызвано гиперэластичностью связок. В процессе движений, в данном случае, ходьбы, развиваются мышцы ребенка, что становится стабилизирующим фактором, то есть мышцы берут на себя роль стабилизаторов суставов. -----У врачей ортопедов, не знакомых с этими особенностями, возникает желание выписать ребенку лангеты или высокую обувь, фиксирующую голеностоп. На первый взгляд, это должно помочь ребенку при ходьбе, поскольку стопа и голеностоп в этом случае будут более стабильны.

Но, как мы все по собственному опыту знаем, мышцы развиваются в процессе движений, и их ограничение с помощью различных приспособлений или специальной обуви препятствуют этому. Таким образом использование ботинок с высоким голенищем могут оказать временное упрощение при ходьбе, но делает проблему стабильности суставов более выраженной. Кроме того, многие дети отказываются вообще ходить в такой обуви.
Что делать? Врачи ортопеды утверждают, что в большинстве случаев при отсутствии значимых ортопедических проблем достаточно использовать правильную обувь.

Что может укрепить стопу и препятствовать возникновению плоскостопия:
  1. Разнообразная физическая активность.Ребенок с раннего детства проводит много времени на лестницах гимнастического уголка, подаренного умными заботливыми родителями на собственное рождение, много бегает, прыгает, плавает, много катается на велосипеде, зимой – на лыжах, то есть, ведет НОРМАЛЬНЫЙ для ребенка образ жизни.
  2. Хождение босиком по разнообразной поверхности, требующее мгновенных реакций напряжения-расслабления разных групп мышц. (Чтобы не падать, не колоться и т.д.) Присутствует также положительный эффект от массажа плантарных поверхностей галькой, шишками и т.д.
  3. Правильно подобранная обувь, которая будет помогать поддерживать стопу в оптимальном положении во время ходьбы по однообразно-ровной, твердой поверхности.

Таким образом, если ребенок основную часть времени проводит в городской квартире и не имеет доступа к подвижным играм, правильно подобранная обувь остается единственной преградой на пути возникновения функционального плоскостопия.

Что такое "правильно подобранная обувь"?

Если мы не говорим о уже имеющихся нарушениях - она совсем не обязана быть ни "ортопедической", ни имеющей какие бы то ни было особенности, кроме перечисленных ниже.

  1. Каблучок. Если пятка приподнята, то мышцы, поддерживающие своды стопы, более активно задействуются при ходьбе и, соответственно, лучше развиваются.
  2. Жесткий задник не позволяет пятке «заваливаться» внутрь, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки на мышцы.
  3. Небольшая поддержка продольного (внутреннего) свода стопы (мягкая стелька-супинатор), как правило, свидетельствует о том, что обувь качественная, но ни в коем случае не должна причинять ребенку дискомфорт. если нет возможности подобрать супинатор комфортный для ребенка, лучше отказаться от него совсем.
  4. Нога не должна «ездить» внутри обуви.
Неоднократно говорилось о свойствах "хорошей" обуви, но вот несколько дополнений.

Задник. Механические свойства задника определяются в основном характеристиками и формой жесткого элемента, вставляемым практически во все типы обуви. Т.е. в большинстве типов обуви имеется жесткость в области задника. На практике задник обуви для дошкольников может быть согнут путем небольшого давления с помощью большого пальца. Но важно еще и его формоустойчивость. При сгибании любой стороны задника до 20-30 гр. не должны образоваться заломы на обуви, а при прекращении давления форма задника должна полностью восстанавливаться.

Высота жесткого задника в обычной (не терапевтической) обуви является достаточно постоянной величиной для каждого размера, которая рассчитывается так, что-бы верхний его край по боковой поверхности находился чуть ниже лодыжек.

При примерке полуботинок/сандалей необходимо обратить внимание на прилегание верхнего контура задника к заднему отделу стопы. Чем лучше соответствие между формой задника и стопой, тем лучше. Особенно это важно, если у ребенка "узкая пятка". Одним из универсальных решений является применение мягкого верхнего канта или подкладки в области задника обуви. За счет сминания мягкого материала происходит адаптация обуви под стопу.

Супинатор . По поводу супинатора - если кратко, то выкладка продольного свода это просто эволюционная ступень развития обуви. Т.е. изготовление обычной обуви с выкладкой свода не относит ее к ортопедической, а служит увеличению комфортности за счет более полного прилегания ко всей подошвенной поверхности стопы. Но высота и геометрия подсводного пространства очень разнообразны как у взрослых так и у детей (у детей еще и относительно ниже), кроме того, это поверхность стопы не предназначена для больших нагрузок. Поэтому, чтобы не нарушать биомеханику, в обуви для детей дошкольного возраста выкладка свода если и применяется, то должна быть мягкой (например, как поролон или чуть жестче).

Подошва. О подошве тоже говорили неоднократно. Эластичность подошвы одно из наиболее важных ее качеств. Если взять одной рукой удерживать заднюю часть обуви, а другой сгибать носочную часть вверх, то обувь должна относительно легко сгибаться по линии переката (линии плюснефаланговых суставов). На практике в обуви с эластичной подошвой и подобранной по размеру, ребенок может встать на мысочки, при этом пальцы стоп не упираются в носочную часть обуви (или не выходят за край стельки в обуви с открытым носом).

Когда покупаете обувь кроме выбора по размеру, желательно проверить, не нарушает ли она биомеханику . Ходьба в обуви должна в идеале ничем не отличаться от ходьбы босиком, т.е. с пятки на мысок, без «шаркания», поджимания пальцев, устойчивой (без спотыкания, подворачивания), без увеличения ротации стоп.

Если ребенок говорит, что обувь ему не удобна, то это, скорее всего, именно так. Не стоит идти на поводу эстетических предпочтений в ущерб функциональности. Просто попробуйте примерить другую обувь.
  • 1304 просмотра
Загрузка...