ecosmak.ru

Школьный этап всероссийской олимпиады по мхк. Олимпиады по мхк

Школьный этап Всероссийской олимпиады по Искусству

(Мировая художественная культура)

9 класс

ЗАДАНИЕ 1.1

Огромное пятинефное крестово-купольное здание с 5 алтарными апсидами и 13 ассиметрично расположенными главами, с трёх сторон охваченный открытыми широкимигалереями. Общая площадь - около 1300 м 2 ., высота до вершины главного купола 28,6 м. Стены нарядно выложены из плинфы (плоского красного кирпича) и серого гранитного камня. Плинфа чередовалась с розовой цемянкой - раствором извести, песка и толчёного кирпича.Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. Внешний облик в последующие времена претерпел значительные изменения.

Мозаики и фрески храма являются уникальным ансамблем монументального искусства. Одним из шедевров мозаичных росписей является изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с высоко поднятыми руками. В народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой Стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять и город.

ЗАДАНИЕ 1.2

Определите произведение, о котором говорится в предложенном тексте. Какие узнаваемые черты образа помогают вам найти ответ?

Над миром нависла угроза фашизма. Люди особенно нуждались в произведениях, которые вдохновляли бы народ на защиту Отечества. На экранах появляется фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна, где говорится о победе русского князя над немецкими рыцарями в начале XIII века. Страстно и взволнованно звучит музыка в кинофильме, набатный колокол сурово и решительно призывает всех на борьбу с врагом. Вставайте, люди русские… Русь собирает последние силы.

Чуть позже у композитора, написавшего музыку к кинофильму, рождается самостоятельный крупный вокально-инструментальный жанр для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра, состоящий из семи частей. Оба произведения, появившиеся накануне войны (1941-1945), прозвучали как решительное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждёт врага, решившегося напасть на нашу Родину. Кинофильм С. Эйзенштейна и музыка русского композитора имеют одно название.

ЗАДАНИЕ 2.1

Напишите не менее 15 определений содержащих в них словосочетаний, которые понадобятся для описания данного произведения искусства. Распределите свои определения по группам. Объясните принцип группировки.

Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.

ЗАДАНИЕ 2.2 Рассмотрите картину В.И. Сурикова (1881), анализируя, опишите её

Примерные вопросы для описания и анализа художественного произведения:

Что я чувствую?

Какое впечатление производит произведение искусства? Какое ощущение может испытывать зритель? Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, использование определённых форм, цветов.

Что я знаю?

Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые предметы? Вывод о жанре произведения.

Что я вижу?

Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)? Как в произведении сопоставляются цвета (цветовая композиция)?

Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

Назовите главного героя произведения.

Выделите главное из того, что вы видите. Объясните, почему именно это кажется вам главным? Какими средствами это выделил художник?

Что хотел сказать художник?

Каково название произведения? Как оно соотносится с сюжетом и символикой? Что, по-вашему, хотел передать людям автор произведения? Одинаковы ли ваше первое впечатление от произведения и полученные выводы.

ЗАДАНИЕ 3.1

Определи художественное полотно по фрагменту.

  1. Напиши, что на нём изображено.
  2. Напишите название работы и её автора.
  3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?
  4. Опишите общую композицию работы и укажите

количество изображённых на ней фигур, назовите значимые

Запоминающиеся детали.

  1. Сформулируйте и запишите тему и идею произведения
  2. Укажите известные работы этого художника.

Задание 4.1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните, впишите в таблицу и кратко объясните свой выбор.

1. Тициан, Джорджоне, Филиппо Брунеллески, Рафаэль Санти.

2. Этюд, соната, романс, симфония, концерт для фортепиано с оркестром.

3. Цирк, фотография, театр, эстрада.

4. Кисть, стека, резец, молоток.

5. Анималистический, батальный, исторический, инструментальный, мифологический.

6.Метафора, эпитафия, эпитет, олицетворение.

Номер ряда

Лишнее слово

Краткое обоснование выбора

Задание пятого типа для 9 класса

Для выполнения пятого типа задания по сбору информации необходимо предусмотреть возможность доступа каждого участника к Интернету и предоставить каждому участнику свободную флешку, на которой он будет сдавать собранную информацию, или организовать на компьютере индивидуальные для каждого участника папки, в которые они будут собирать информацию.

В случае, если при отсутствии технической возможности обеспечить участников выходом в Интернет или по какой-либо другой причине организаторы выбирают для выполнения пятого типа задания работу с книгами, собранными в аудитории, или доступ участников к полкам в библиотеке, им должны быть предоставлены дополнительные листы для записей, так как основная письменная работа сдаётся до начала выполнения пятого типа задания.

Задание 5.1

Представьте в форме презентации план телевизионной передачи, посвящённой 200-летию Белгородского Преображенского кафедрального собора (открыт в 1813 году, архитектор Евгений Алексеевич Васильев).

  1. Сформулируйте название телепередачи. Обоснуйте свой выбор.
  2. Составьте план проведения вашей телепередачи.
  3. Соберите по данной теме материал из Интернета, энциклопедий, книг. Сгруппируйте его по разделам.
  4. Сделайте подборку музыкального оформления телепередачи или подберите музыкальный лейтмотив. Обоснуйте свой выбор.

Задание 5.2

Подготовьте классный час или беседу для младших школьников, посвящённые 200-летию Белгородского Преображенского кафедрального собора (открыт в 1813 году, архитектор Евгений Алексеевич Васильев).

1. Форма, стиль, доступность изложения материала.

2. Логика изложения, целостность.

3. Глубина проработки проблемы, убедительность.

4. Отсутствие фактических ошибок.

Максимальное общее количество баллов (включая задание 5.1.) - 208 баллов

Максимальное общее количество баллов (включая задание 5.2.) - 188 баллов

ЗАДАНИЕ № 1 а) Вставьте пропущенные буквы в приведенные ниже слова. б) Объясните значение шести терминов (по вашему выбору) в…люта, ба…юстрада, г…р…льеф, и…ку…тво, к…л…рит, л…бре…о, м…за…ка, пр…людия, р…тонда,

2. 1. Если узнали скульптурное произведение, напишите его автора, название и время создания 2. 2. Напишите не менее 15 определений и словосочетаний, которые понадобятся для описания данной скульптурной группы. Распределите их по группам: А) определяет особенности композиции, техники и материала Б) принадлежность скульптуры к времени, месту, событию В) характеристика чувств и эмоций характерных для скульптурного образа.

1 3. В православной традиции икона, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей называется «Не рыдай Мене, Мати» (илл. № 2). Это иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. Сравните образы, представленные на иллюстрациях № 1 и № 2. Ответ оформите в виде таблицы (смотри следующий слайд) 2

Сравнительный анализ Вид искусства Материал, техника Степень реальности и условности изображения Основная идея Иллюстрация № 1 Иллюстрация № 2

Напишите авторов одноименных литературных и музыкальных произведений. Укажите жанры литературных и музыкальных произведений. Заполните таблицу. Название «Спящая красавица» «Ромео и Джульетта» «Евгений Онегин» «Война и мир» «Нос» «Спартак» «Отелло» Автор литературного произведения, жанр Композитор, жанр

1 3 2 ЗАДАНИЕ № 4 (4. 1 -4. 8) В этом году отмечается 200 летие со дня рождения талантливого русского художника Павла Андреевича Федотова. 4. 1. Перед вами три картины художника из собрания Русского музея. Напишите их названия и время создания. 4. 2. Напишите, у истоков какого направления в русском искусстве стоял П. А. Федотов. Каковы отличительные особенности этого направления (идейные и художественные).

3 4. 3. Напишите об истории создания этой картины, особенностях сюжета и выразительного языка произведения. 4. 4. К какому жанру Вы бы отнесли эту картину?

4. 5. П. А. Федотова иногда называли «русский Хогарт» . В какой период жил и работал английский художник Уильям Хогарт? 4. 6. Перед вами картина Хогарта «Брачный контракт» . Сравните это произведение с картиной Федотова (илл. № 3)

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по

Искусству (МХК)

2017-2018 учебный год

7- 8 класс (1 час)

Первый тип заданий (максимум 10 баллов)

    Укажите название литературного произведения и автора.

А) Б)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второй тип заданий

    Напишите не менее 5-7 определений или словосочетаний с ними, которые понадобятся для рассказа о ваших впечатлениях от картины А. Венецианов. Определения нужно подобрать так, чтобы точно описать происходящее и передать настроение картины. Определите название картины. Что вам известно о ней? (максимум – 21 балл, за правильное словосочетание 3 балла).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте.

(максимум 14 баллов)

    Определите автора и произведение по перечисленным приметам, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ.

    К культуре какого народа или какой страны произведение принадлежит?

    Укажите век или года , когда произведение было создано.

    Кратко укажите основные особенности этого произведения.

Одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний.
Эта симфония стала самой популярной в наследии композитора 17-18 века. В симфонии раскрывается основная тема– героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе» .
Интонация «Судьбы» пронизывает симфонию от начала до конца. Отличительной особенностью является теснейшая связь с музыкой французской революции: героическими песнями и маршами.

Высказывание композитора «Музыка должна высекать огонь из души человеческой» можно поставить эпиграфом ко всему произведению.

Третий тип заданий (максимум 27 баллов, за каждое правильное соотнесение 3балла)

Соотнесите названия произведений искусства в с их авторами

Четвертый тип задания (максимум 25 баллов)

Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.

1.Чайковский, Глинка, Рахманинов, Моцарт, Прокофьев.

2.Репин, Тициан, Айвазовский, Васнецов, Брюллов.

3.Симфония, сюита, концерт, балет, романс, соната.

4.Скрипка, балалайка, альт, виолончель, контрабас.

5.Портрет, пейзаж, графика, натюрморт, интерьер.

Всего за работу-97 баллов

Олимпиадные задания школьного тура всероссийской олимпиады школьников по МХК

11 класс 2014 – 2015 год

Задание 1. Даны изображения трёх произведений искусства. (24 балла)

Напишите:

    Их название.

    К какой стране или культуре они относятся.

    Время их создания.

    Их место нахождения в настоящее время.

Задание 2. Соотнесите правильно авторов и их произведения, какой жанр изобразительного искусства представлен. (30 баллов)

    И. Левитан.

    Ф. Васильев.

    А. Куинджи.

    В. Поленов.

    И. Шишкин.

А. «Московский дворик».

Б. «Мокрый луг».

В. «Корабельная роща».

Г. «Весна. Большая вода».

Д. «Ночь на Днепре».

жанр

    В Васнецов.

    Н. Суриков.

    Н. Репин.

    Н. Ге.

    К. Брюллов.

А. «Иван Грозный и его сын Иван».

Б. «Последний день Помпеи»

В. «Богатыри».

Г. «Петр I допрашивает царевича Алексея»

Д. «Меньшиков в Берёзове».

жанр

    В. Серов.

    И. Крамской.

    В. Перов.

    В. Боровиковский.

    Венецианов.

А. «Портрет М.И.Лопухиной»

Б. «Жница».

В. «Девочка с персиками».

Г. «Охотники на привале».

Д. «Неисвестная».

жанр

Задание 3. Определите художественное полотно по фрагменту. (20 баллов)

1

2

3

1. Напишите, что на нём изображено.

2. Напишите название работы и имя автора.

3. Какую часть композиции занимает представленный фрагмент.

4. Опишите общую композицию работы и укажите общее количество изображённых на ней фигур.

5. Определите общее настроение работы.

6. Укажите известные работы этого же художника.

7. Укажите работы этого же жанра.

Задание 4. Найдите художественным терминам соответствующие фамилии. (30 баллов)

1. Архитектура.

2. Музыка (классика).

3. Режиссура.

4. Скульптура.

5. Актёрское мастерство

6. Мода

А. В. Мухина.

Б. Б. Растрелли.

В. Д. Шестакович.

Г. К. Станиславский.

Д. А.Зайцев.

Е. Н.Мордюкова.

7.Живопись

8. Балет

9. Опера

10. Театр

11. Кино

12. Телевидение

13. Литература

14. Эстрадная музыка

15. Цирк

А. М. Плисецкая.

Б. И. Айвазовский.

В. В. Мейерхольд

Г. Е.Образцова.

Д. Л. Якубович.

Е. Н. Михалков.

Ж. Ю. Никулин.

З. В.Распутин.

И. А. Пугачёва

Задание 5. Определите художественное направление и вид искусства: (20 баллов)

1. Растрелли, Бах, Вивальди, Рубенс - _____________________________

2. Мольер, Мартос, Фальконе, Пуссен. Ломоносов, Баженов___________________________________________________________

3. Байрон, Шопен, Глинка, Делакруа, Жуковский________________________

4. Бальзак, Толстой, Федотов, Даргомыжский, Шаляпин__________________

5. Боровиковский, Карамзин, Руссо____________________________________

Задание 6 . Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин. (20 баллов)

1. Г.релье.;

2. Пе.за.;

3. Д..льм.ны;

4. По.т.ет;

5. М.м.р.альный.

Задание 7. Познакомьтесь с материалом таблицы. (28 баллов)

1.Прослушайте 5 фрагментов музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2.Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известен автор и/или название произведения, укажите их.

Музыкальныежанры

Номер и описание музыкального фрагмента

токката

симфония

бардовская песня

опера

концерт

балет

вальс

3.Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1. Подчеркните определения, которые свидетельствуют о его жанровой принадлежности фрагмента.

4.Дайте определение жанрам, оставшимся в таблице, музыкальные примеры которых не прозвучали.

Задание 8. Напиши Эссе на тему « Зачем человеку быть культурным?» (28 баллов)

Критерии оценивания:

1. Умение размышлять о связях искусства с жизнью общества и человека.

2. Умение аргументировать свои ответы, опираясь в размышлениях на знание художественных произведений.

3. Владение теоретическим материалом (уместное и точное использование понятий, терминов).

4. Знание мнений ученых-искусствоведов, литературоведов, публицистов и т.д.

5. Умение выразить собственную позицию в оценке произведений искусства.

6. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

7. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

8. Самостоятельность суждений

9. Правильность и нормативность речи.

10. Образность, выразительность и эмоциональность высказываний.

Общее количество – 190 баллов.

Школьный ЭТАП

В СЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО И СКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ )

Комплект заданий для учеников 7-8 классов (2,5 часа)

Задание 1 (5 баллов)

Соотнеси имена греческих муз и те виды искусства, которым они покровительствовали:

1. Эвтерпа 1. муза истории

2. Каллиопа 2. муза трагедии

3. Клио 3. муза эпоса

4. Талия 4. муза поэзии и музыки

5. Мельпомена 5. муза комедии

Ответ: 1.- ___ ; 2. - ___ ; 3. - ___ ; 4.- ___ ; 5. - ___

Задание 2 (6 баллов)

Угадайте фразеологические обороты, пришедшие из мифологии. Запишите их.

1.

2

3.

4.

5

6.

Ответ:

    _______________________ 2.___________________

    ______________________ 4. ____________________

5. ______________________ 6._____________________

Задание 3. Соотнесите произведения устного народного творчества с богами древних славян. (6 баллов)

5. Ой, мы просо сеяли, сеяли,

Ой дид-ладо, сеяли

д. Перун

6. Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана

е. Макошь

Ответ:

1. ______; 2 ________ 3. _______; 4._______5. ________; 6________

Задание 4. Как представлен идеал Человека в крупнейших религиях мира? Заполните таблицу. (6 баллов)

Задание 5. Ученику попал в руки нужный ему для работы текст, часть которого была повреждена. Помогите восстановить утраченные фрагменты. Вставьте их в текст. (4 балла)

Очень часто ___________ называют моделью мира. И это действительно так, потому что в ________ строительстве нашли воплощение представления людей о структуре ________. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении _____. Одним его образ являлся во сне или в таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. Он всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.

Задание 6. Расскажите о художественных особенностях «Троицы» А. Рублёва. (10 баллов)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7 (6 баллов)

Среди почитаемых русской церковью святых особое место принадлежит юродивым. Считалось, что юродивые – это люди «от народа», которые поступают праведно, по совести. Назовите произведения искусства, в которых звучит тема юродства. Впишите в таблицу.

Задание 8 (2 балла)

1.Что объединяет приведённые ниже произведения искусства? Какому событию они посвящены? 2. В каком литературном источнике говорится об этом событии?

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИТОГО баллов 45 баллов

Загрузка...