ecosmak.ru

Учебный проект "поговорим о глаголе". Учебный проект "Путешествие в страну Глаголию" проект по русскому языку (5 класс) на тему Проект на тему глагол часть речи


  • Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?
  • Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед.ч.) и числам.
  • В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
  • Примеры: ехали на велосипеде, играем в мяч, полетят на самолете.

2. НЕ с глаголами.


  • НЕ с глаголами пишется раздельно.
  • Исключение составляют те глаголы, которые без НЕ не употребляются.

НЕ раздельно

НЕ слитно

не поехать

ненавидеть

негодовать

недоумевать

несдобровать

невзлюбить



  • Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?
  • Это начальная форма глаголов. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
  • Неопределенная форма глагола имеет окончание -ТЬ (-ТИ) и нулевое окончание в глаголах на –ЧЬ.
  • В неопределенной форме после буквы Ч пишется мягкий знак.
  • Примеры: беречь-беречься, бредешь-брести, идешь-идти, ползешь-ползти.

4. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.


  • ЧТО ДЕЛАЕТ? (СДЕЛАЕТ?) или ЧТО ДЕЛАЮТ? (СДЕЛАЮТ?) , тот этот глагол состоит в 3-м лице и в нем перед –СЯ буква Ь не пишется .
  • Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? (СДЕЛАТЬ?) , то этот глагол в неопределенной форме и в нем перед –СЯ буква Ь пишется .
  • Примеры:

Способны (что делать?) учиться (неопр.фор.) .

Брат (что делает) учится (3-е лицо) .



Два вида глаголов

Совершенный Несовершенный

Что сделать? Что делать?

Что сделал? Что делал?

Что сделаю? Что делаю?

Что буду делать?


6. Буквы Е – И в корнях с чередованием.


  • В корнях с чередованием Е – И пишется буква И , если после корня стоит суффикс –А – .

Чередование Е-И

Примеры

Бер- – -бир-

изБИРать – изБЕРу

Пер- – -пир-

заПИРать – заПЕР

Дер- – -дир-

отДИРать – отДЕРу

Тер- – -тир-

выТИРать – выТЕР

Мер- – -мир-

заМИРать – заМЕР

Стел- – -стил-

расСТИЛать – расСТЕЛю



Время глагола

Прошедшее Будущее

Настоящее


Прошедшее время.

  • Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам , а в единственном числе – по родам .
  • Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –Л– .
  • В прошедшем времени перед –Л– суффиксом пишется та же гласная, что и в неопределенной форме (посеял – посеять).

Солнце всходило.

Трава всходила.

Ручьи текли.


Настоящее время.

  • Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Воет , свистит ,

Ветки ломает ,

Пыль поднимает ,

С ног сбивает .

Слышишь его,

Да не видишь его.

(Ветер)

Без крыльев летят , Без ног бегут ,

Без паруса плывут .

(Облака )

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе. Орешки я грызу .

(Белка )


Будущее время.

  • Будущее время имеет две формы: простую и сложную.
  • От глаголов совершенного вида образуется будущее простое (летаю ), а от глаголов несовершенного вида – будущее сложное (буду летать ).


  • Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
  • Глаголы I спряжения имеют окончания:

У (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём), -ут (-ют)

  • Глаголы II спряжения имеют окончания:

У (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)

Примеры:

Идешь по тропинке

Ждем рассвета

Пасутся лоси

Следишь за белкой

Шумит лес

Гудят провода

11 глаголов исключений:

Ненавидеть

Зависеть

Смотреть

I спр.

II спр.



Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

1) поставить глагол в неопределенной форме

Например: строите – строить;

2) определить, какая гласная стоит перед -ТЬ .

Ко II спряжению относятся:

а) все глаголы на –ИТЬ (кроме брить, стелить)

б) 7 глаголов на –ЕТЬ (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть)

в) 4 глагола на –АТЬ (держать, слышать, дышать, гнать)

Все остальные глаголы (на –еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению .

борется (бороться) – I спряжение

зависит (зависеть) – II спряжение, исключение.


10. « Ь» после шипящих в глаголах во 2 лице единственного лица.


Ленишься



  • Порядок морфологического разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

Начальная форма (неопределенная форма);

Спряжение;

Род (если есть)

III. Синтаксическая роль.

Глаголю о глаголе

Предмет, класс

4 класс. 10 часов

Русский язык.Повторение и обобщение по теме Глагол

Литературное чтение.Поэтическая тетрадь "Природа и мы"

Краткая аннотация проекта

Учебный проект "Глаголю о глаголе"является внутриклассным, так как предполагает участие учеников одного класса и межпредметным, поскольку объединяет учебный материал разделов "Части речи" и "Поэтическая тетрадь" двух предметных областей:русского языка и литературного чтения.На его реализацию отведено 10 ч (две учебные недели). Из них 5 ч - русского языка,3 ч - литературного чтения и 2 ч - индивидуально - групповой деятельности, что соответствует программным требованиям. Проект предназначен для учащихся 4 класса, занимающихся по программам "Русский язык.", автор Т.Г. Рамзаева и "Литературное чтение", автор Л.Ф. Климанова.Проект учитывает возрастные особенности учащихся, направлен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и предполагает организацию познавательной деятельности в условиях максимального психологического комфорта.

Актуальность проекта

Тема "Глагол" является одной из самых сложных в курсе начальной школы. Особые трудности вызывает у учащихся усвоение правописания безударных личных окончаний глаголов.Основой для изучения данной темы является знание материала по следующим темам из программы 3 класса:

  • "Глагол как часть речи"
  • "Изменение глаголов по временам"
  • "Определение рода у глаголов прошедшего времени и правописание родовых окончаний"
  • "Неопределённая форма глагола"
  • "Неопределённая форма глагола - начальная форма"

Традиционные методы обучения обеспечивают лишь формальное прохождение учебного материала, не вызывают у учащихся должного интереса к изучению предмета, следовательно, не могут обеспечить высокой результативности при обучении.

Данный проект через активную познавательную,творческую и игровую деятельность позволяет:

  • повторить и обобщить учебный материал по вышеперечисленным темам, необходимый для последующего более эффективного усвоения тем "Спряжение глаголов", "Правописание безударных личных окончаний глаголов"", а также закрепить понятие: средства выразительности языка - метафора, олицетворение, сравнение, фразеологический оборот, эпитет по предмету "Литературное чтение", избегая пассивного восприятия учебного содержания, утомляющего детей;
  • через организацию самостоятельной исследовательской деятельности с художественными произведениями из раздела "Поэтическая тетрадь" на тему "Природа и мы",добиться более глубокого и прочного усвоения учащимися понятий по теме "Глагол",показать учащимся важность и необходимость знаний и умений по данной теме для дальнейшего успешного обучения;
  • организовать работу по опережению изучаемого материала по литературному чтению, так как проект предполагает самостоятельное знакомство с лексико-семантическими группами глаголов, что позволит ребятам избежать трудностей при изучении этого материала в 5 классе;
  • включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в обучении всех учащихся класса;
  • показать учащимся ценность русского языка,формировать отношение к художественным произведениям как искусству слова, потребность в чтении поэтических произведений, прививать любовь к природе,родному краю;
  • решить современную проблему дефицита общения между сверстниками, детьми и родителями, поскольку в проекте ребята будут помогать помогать друг другу,родители также будут вовлечены в общение с детьми по поводу проекта,что способствует созданию в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и товарищества;
  • помочь учащимся овладеть различными способами поиска,сбора,обработки,анализа информации в соответствии с поставленными задачами;
  • развивать творческие способности учащихся,формировать чувство уверенности в своих силах и собственной успешности, что важно для воспитания гармоничной личности.

Цели проекта:

  • обобщение знаний о грамматических особенностях глагола, его роли в языке; выявление изобразительно-выразительных "возможностей" глагола в художественных произведениях;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся(развитие грамотной устной речи как монологической, так и диалогической),формирование нравственных и эстетических чувств, а также развитие способности к творческой деятельности.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Осознание красоты и ценности родного языка;

Развитие мотивации к получению новых знаний;

Понимание значимости позитивного стиля общения и развитие навыков сотрудничества;

Развитие самостоятельности и ответственности;

Метапредметные результаты:

Умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, находить средства для её осуществления;

Освоение начальных форм самонаблюдения и самооценивания;

Навыки поиска, сбора и обработки информации;

Готовность слушать собеседника, излагать своё мнение, разрешать споры и конфликты, договариваться друг с другом;

Предметные результаты:

Умение находить глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков и роли в предложении;

Умение определять время глагола и число, его род в форме прошедшего времени;

Умение находить начальную форму глагола, не изменяя его вид;

Умение правильно употреблять глаголы в речи;

Знание лексико-семантических групп русских глаголов;

Знание конкретного смысла понятий:средства художественной выразительности - олицетворение, метафора, сравнение, эпитет;

Умение анализировать литературное произведение на предмет наличия выразительных средств языка и употреблять их в собственной речи.

План проекта

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Как можно жечь сердца людей глаголом?

  1. Проблемный вопрос: Какая судьба у слова "глагол"?
    1. Учебный вопрос: Что обозначает глагол?
    2. Учебный вопрос: На какие вопросы отвечает глагол?
    3. Учебный вопрос: Какова роль глагола в предложении?
  2. Проблемный вопрос: Что умеет делать глагол?
    1. Учебный вопрос: Какие по лексико -семантическому значению группы глаголов встречаются в стихах?
    2. Учебный вопрос: Как определить время глагола?
    3. Учебный вопрос: Когда у глагола можно определить род?
  3. "Проблемный вопрос: Когда глагол прячет своё истинное лицо?
    1. Учебный вопрос: Что такое неопределённая форма глагола?
    2. Учебный вопрос: Когда нужно говорить "одеть" и " надеть"?
    3. Учебный вопрос: Какие бывают виды изобразительно - выразительных средств языка?

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Буклет предназначен для открытого урока в качестве подарка коллегам, посетившим это мероприятие. Это буклет - памятка, так как содержит информацию полезную для организации работы над проектом по теме "Глагол" и используется для обмена опытом.

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Данная презентация многофункциональна и может быть использована как в начале проекта в качестве вводной презентации, так и на заключительном для использования коллегами в последующей работе в цельях обмена опытом, чтобы создать у них более чёткое представление о проектной деятельности. На начальном этапе презентация поможет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки по теме проекта, выявить потребности в получении новых знаний.

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Цель стратегии оценивания: обеспечение контроля за реализацией задач проекта.

Задачи оценивания:

  • определить как ученик овладевает умениями по добыванию и использованию знаний в проекте;
  • развивать умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя;
  • мотивировать учащихся на успех.

Оценивание деятельности учащихся в проекте осуществляется по трёхбальной шкале с целью упрощения вычислений и экономии времени при подсчёте баллов, поскольку личный балл участников и балл группы складывается из нескольких общих баллов: личного балла участника в соответствии с критериями оценивания, балла за выполнение викторины и контрольного теста"Проверь себя!" № 2, балла поставленного учителем и группой участнику, балла самому себе. Кроме того, общий балл группы состоит из суммарного личного балла каждого и балла за выступление группы. В трёхбальной системе, "3 балла"- "очень хорошо", "2 балла"- хорошо, а "1 балл"- "можно лучше", отметки "плохо" нет вообще, т.е. можно стараться, прикладывать усилия, стремиться к лучшему результату, что способствует созданию комфортной обстановки и позволяет сохранить психологическое здоровье учащихся.

Формирующее оценивание

Результаты оценивания


Раздел I. Из истории создания глагола. Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём-ка мы на помощь Морфологию!" - Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология. - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.






















Синтаксическая роль СКАЗУЕМОЕ (что делает?) Ветер клонит деревья. ПОДЛЕЖАЩЕЕ (что?) Учиться – всегда пригодится. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (какой?) Жилин не терял надежды (какой?) бежать. ДОПОЛНЕНИЕ (чему?) Человек учится (чему?) понимать природу. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (зачем?) Я вернулся назад (зачем?) любоваться заливом.



Раздел IV. Правила правописания глаголов. Правописание гласных в глагольных формах: а) глаголы I спряжения в настоящем и простом будущем времени в личных окончаниях имеют гласные е и у(ю); Читает, читаем, читают. глаголы II спряжения – гласные и и а(я); Выходит, выходим, выходят. б) глаголы во 2-м лице повелительного наклонения независимо от спряжения могут иметь только один суффикс – и; Ср.: Если вы стукнете в окно, она услышит – глагол I спряжения в простом будущем времени с окончанием -ете; Пожалуйста, стукните в окно! – глагол в повелительном наклонении с суффиксом -и и суффиксом (или окончанием) множественного числа -те; в) в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве; Ср.: клеить – клеил; видеть – видел.


Задавайте глаголам вопросы Существует очень простое правило, которое работает всегда. Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет. Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола. Например: Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее. Что делает (сделает), что делают (сделают)? Мягкого знака нет, глагол находится (что делает?) во 2-м или 3-м лице, предполагая действие кого-то определенного. Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.


Раздел V. Это интересно. Это интересно. Глагол, в котором нет корня Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать несовершенный вид) родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, с-н-я-ть, вз-я-ть.


Недостаточные глаголы Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия. Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный. В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.


Проверь себя Найди в стихотворении все глаголы движения. Тихотворение, написанное второпях Ты спешишь, и время – тоже. Мчится дням наперерез: Мимо зеркала в прихожей – С рюкзаком наперевес. Ты с портфелем рвешься в школу, По двору несешься вскачь Как задиристый, веселый, Непослушный рыжий мяч. А потом степенно с папкой Продвигаешься к авто Или бежишь, минуя давку, Из трамвая на метро. Время - вот суровый тренер! Год за годом гонит прочь. И уже на старте племя Молодое – сын и дочь. Ну, а ты сползаешь чинно К серой финишной черте, Дребезжа им вслед: «Обидно, Нынче скорости не те!»

Урок- проект

по русскому языку 4 «А» класс


Минутка чистописания


Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.


Исследователи

Глаголю о глаголе


глагол – « слово,речь»

глаголить – « говорит,

сказывает»

глаголица – «азбука»

разглагольствовать - ?



И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.




Кругом пустыня, дичь и голь…

А в стороне торчит глаголь…

А на глаголе том два тела…


часть речи

На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысяч глаголов.


Знатоки





В глаголах в неопределённой форме ть и ти – это суффикс, а чь входит в состав корня.

Неопределенная форма

Что делать?

Что сделать?


Искусствоведы

« Я рисую Глагол»

Весёлый Карандаш приглашает

на выставку портретов

господина Глагола


Г л а г о л и н а

Я нарисовала девочку, дочку Глагола,

Глаголину, портрет

которой включает в

себя морфологические

признаки глагола.

Юрченко Дарья


Г л а г о л

Я нарисовала Глагол в виде буквы Г. Он прогуливается по полянке и наблюдает за тем, как растет трава и жужжит пчела.

Борботько Варвара


Г л а г о л

Я изобразил Глагол в виде седого старичка. Он из сказочной повести «В стране невыученных уроков.»

Бирюков Илья


Я изобразил Глагол, у которого много рук и ног, потому что он всегда что – то делает.

Лось Егор


Л и н г в и с т и ч е с к и е с к а з к и


ЖИЛ ДА БЫЛ ГЛАГОЛ В СТРАНЕ ГЛАГОЛИЯ. ОН СТРАШНО НЕНАВИДЕЛ ЛЕНИВЫХ И СПОКОЙНЫХ, ТАК КАК САМ ВЕСЬ ДЕНЬ ЧТО -ТО ДЕЛАЛ: БЕГАЛ, ПЛАВАЛ, ЧИТАЛ, РИСОВАЛ, МАСТЕРИЛ,СТРОИЛ. ЕГО ВЕЗДЕ МОЖНО БЫЛО УВИДЕТЬ ТАМ, ГДЕ УЧАТСЯ, ГДЕ РАБОТАЮТ, ГДЕ ПОМОГАЮТ. ГЛАГОЛ - ВЕЛИКИЙ ТРУЖЕНИК, ПОТОМУ ЧТО ДЕЛАЕТ И СДЕЛАЕТ ВСЁ КАК НАДО. А ЕЩЁ НЕ ЛЮБИТ ГЛАГОЛ ЧАСТИЦУ «НЕ» , И ПОЭТОМУ СТОИТ ОТ НЕЁ ПООДАЛЬ, Т.Е. ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО: НЕ ЛЮБИТ, НЕ ЗНАЕТ, НЕ ХОЧЕТ - ВООБЩЕМ, НЕНАВИДИТ (В ВИДЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ). А ЕЩЁ ГЛАГОЛ МОЖЕТ ТАКОЕ, ЧТО НИКАКАЯ ДРУГАЯ УВАЖАЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ СДЕЛАТЬ НЕ СМОЖЕТ. ЧТО ЖЕ ЭТО? СМОТРИ: ЖИЛ, ЖИВЕТ, БУДЕТ ЖИТЬ. ПРАВИЛЬНО! ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ВРЕМЕНАМ. ДОЛГО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ. А ВАС ПРИГЛАШАЮ В СТРАНУ ГЛАГОЛИЮ, НА РАЗБОР МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ. ТАК ВЫ В ПОРЯДОК И МЫСЛИ СВОИ ПРИВЕДЁТЕ И ГЛАГОЛУ ПОМОЖЕТЕ!

Маргелова Эвелина



Морфологический разбор глагола.

Вспомните порядок морфологического

разбора любой части речи.

Вспомните постоянные и непостоянные признаки глагола.


Порядок разбора

Морфологический разбор

  • На какой вопрос отвечает.

2. Образуй начальную форму.

3. Укажи постоянные признаки:

( вид, спряжение )

4. Укажи непостоянные признаки:

( время, лицо, число, род (в прош. вр.)

5. Определи, каким членом предложения является.


Работа с учебником.

Упр. 244



Тест

1. Что обозначает глагол?

1) Предмет.

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

1) Кто? что?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

1) Главным членом.

2) Второстепенным членом.

4. Сколько временных форм имеют глаголы?


Проверь себя!


Спасибо за внимание

Королевство глагола


Домашнее задание

1. Подобрать из учебника по литературному чтению предложения, где глагол был бы употреблен в формах настоящего, прошедшего и будущего времени.

2. Поработай над своей устной научной речью.

3. Подобрать загадки, поработать над фразеологизмами.

Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 585
Кировского района Санкт-Петербурга

Проект
по русскому языку
на тему

«Глагол – «самая огнепышущая, самая живая часть речи»».

Проект выполнил: Лаврентьев А., 6-а класс

Руководитель проекта: Шилина Н.В., учитель
русского языка и литературы

Санкт-Петербург
2012
Вступление.
Глагол – необыкновенная часть речи.
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Основная часть
Высокая эстетическая ценность глагола.
Цель моей работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.
Вот одно из наиболее ярких высказываний известного советского писателя А. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!».

Глаголы речи.
Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в художественной литературе. Вот, например, В. Распутин в повести «Последний срок» на трёх наугад выбранных страницах употребляет около 20 разных глаголов речи, мысли, чувства, повторив два раза только слово сказать. Вот эти глаголы: вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объяснить, засмеяться, признаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветовать, причмокнуть.
Художественный эффект усиливается, если к глаголам речи присоединяются ещё и наречия, характеризующие глаголы: удивлённо согласилась, испуганно перебила, резонно спросила, весело сказала и т. п.
Выразительность языка достигается не только подбором новых глаголов, но и употреблением глаголов, различающихся приставками (сказать, досказать, высказать, недосказать, пересказать; спросить, переспросить, выспросить, расспросить, доспросить). Особенно много приставочных глаголов образуется от глагола говорить: заговорить – «начать говорить»; приговаривать – «говорить, сопровождая этим какое-либо действие»; проговорить – «произнести, сказать»; оговорить – «заранее ставить какие-нибудь условия», «возводить обвинение на кого-нибудь»; отговорить – «убеждать не делать чего-либо», «перестать говорить»; уговорить – «убедить кого-либо»; наговорить – «много говорить чего-нибудь», «ложно обвинить кого-нибудь» и др.

Глаголы труда.
О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:
- Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Трудовая денежка до веку кормит и др.
Как же язык «откликнулся» на эту важнейшую область человеческой деятельности? Какие слова существуют в языке, чтобы в полной мере отразить величие человеческого труда?
Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой отрасли есть свои слова: в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.; в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.; в домашнем быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.
Но и при большом количестве глаголов труда всё-таки они не охватывают всё разнообразие трудовой деятельности. Можно, к примеру, назвать самые распространённые профессии: педагог, врач, инженер, токарь, слесарь, директор, бухгалтер, кондуктор, художник, архитектор, повар, мастер, кассир, артист и т. п. – и мы видим, что глаголов, обозначающих действия, связанные с этими профессиями, нет, и мы вынуждены в этом случае использовать описательные обороты: работаю врачом, педагогом, архитектором и т. п. Имеющиеся глаголы типа токарничать, слесарничать не означают «работать токарем или слесарем», а только «уметь выполнять токарные или слесарные работы».
Напрашивается вывод: большинство названий профессий не имеет соответствующих глагольных обозначений. В этом есть своя целесообразность. Профессии называются именами существительными, количество их постоянно возрастает, не от каждого существительного – наименования профессии можно образовать глагол, поэтому для обозначения трудовой деятельности человека в русском языке используются, как правило, описательные обороты, состоящие из общего «трудового» глагола работать + название профессии (работаю художником, поваром, бухгалтером и т. п.).

Глаголы звучания и цвета.
Повсюду нас окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой.
А сколько звуков мы услышим в лесу! Разноголосо
· поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.
Замечательный русский писатель А. Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту в своём романе «В лесах», создаёт яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих голосов.
«Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, всё цветы, цветы, и цветы Там желтеет зверобой, синеют тёмно-голубые бубенчики и середь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют ягоды костяники.
Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой траве кузнечики и кобылки, как в трубу трубит чёрная желна, пищат рябчики, жалобно кукуют кукушки и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки и другие мелкие пташки».
Говоря о глаголах звучания, нельзя не вспомнить А.С. Пушкина. Исследователи его творчества отмечали, что поэт всегда был скуп на прилагательные. Есть строфы, в которых прилагательные почти полностью отсутствуют, и в этом случае идейно-художественным центром текста становятся глаголы.
Поэт Вс. Рождественский, анализируя стихотворение «Зимний вечер», обращает внимание на то, как А.С. Пушкин описывает вьюгу. Образ вьюги (бури) сначала даётся через зрительные впечатления:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
Затем автор переходит к звуковым образам:
То, как зверь, она завоет,
То, заплачет, как дитя
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это Пушкиным благодаря мастерскому использованию глаголов. Что делает буря? Она «кроет небо», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Нельзя не заметить, что почти все глаголы имеют приставку за-, которая сообщает им, с одной стороны, значение начала действия, а с другой – единый музыкальный ритм строфы.
О любви А.С. Пушкина к глаголам пишет и поэт С. Маршак:
«Глаголы, великолепные, энергичные, действенные, пронизывают всё описание Полтавской битвы:
Полки ряды свои сомкнули,
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею»

Сила русского глагола.
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать), может указывать на действие, доведённое до определённого результата (прочитать, сварить, выбелить, отстроить, прожарить), или происходить время от времени, с некоторыми перерывами (помешивать, похаживать, подкармливать, почитывать), или действие, ограниченное во времени (посидеть, полежать, почитать, поговорить).
Значений этих много, но уже очевидно то, что эти своеобразные значения возникают при присоединении к глаголу или новой приставки, или нового суффикса, а иногда и того и другого. Так, например, от глагола играть можно образовать почти все названные здесь значения: заиграть, доиграть, выиграть, доиграться, отыграться и др.
Именно это свойство глагола восхищало художников слова. Так, В.Г. Белинский писал: «русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть; уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть»
Эту же мысль повторил замечательный поэт начала ХХ века В.Я. Брюсов: «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. Возьмём четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становить. От них при помощи приставок пред, при, за, от и др., и суффиксов «многократности» можно образовать около 300 глаголов Таковы: статься, становиться, встать, вставать, вставить, достать, доставать, достаться, доставаться и т.д.»
Таким образом, В.Я. Брюсов, как и В.Г. Белинский, и многие другие русские писатели в возможности глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы увидел мощное средство обогащения русского языка глаголами.

Заключение.
Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля дано следующее определение: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык». Но это всего лишь определение.
В своей работе я хотел показать, как велика изобразительная сила глагола, когда его используют в своих произведениях писатели и поэты. Вот, что пишет о глаголе
А.Н. Толстой: «Движение и выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Так вот это движение напрямую связано с высокой эстетической ценностью глагола.
В заключении своей работы хочу сказать, что теперь для меня глагол не просто часть речи, а «самая живая часть речи».


Приложенные файлы

Загрузка...