ecosmak.ru

Анализ "сна пискарева" в произведении гоголя "невский проспект". О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н

"Он лжет во всякое время, этот Невский проспект..."
Н. В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести "Невский проспект".
В рассказе учителя следует сообщить об истории создании книги, которая выросла в цикл "Петербургские повести", перечислить повести, входящие в него. Учащимся нужно вспомнить, каким изображался Петербург в произведениях, изученных ранее, например в "Ночи перед Рождеством" Гоголя, "Размышлениях у парадного подъезда" Некрасова, "Медном всаднике" Пушкина и "Белых ночах" Достоевского.
Для "погружения" класса в атмосферу Невского проспекта школьникам могут быть показаны иллюстрации Д. Кардовского к повести Гоголя и сделан их искусствоведческий анализ.
Для более глубокого понимания повести необходимо составить к ней комментарии, которые отдельные десятиклассники могут сделать самостоятельно.
Как минимум нужно дать лексический комментарий к следующим словам и выражениям: сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая бумага, фризовая шинель, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы, агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница, инвалидный солдат, капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живет на фуфу.
Исторического комментария требуют слова и выражения, обозначающие чины и звания и их иерархию в табели о рангах: титулярный советник, надворный советник, коллежский регистратор, губернский секретарь, коллежский секретарь, повытчик, камергер, действительный статский советник, поручик, прапорщик, юнкер.
Более основательный культуроведческий комментарий необходим к словам и выражениям, отражающим атмосферу эпохи Гоголя, его "энциклопедию" Петербурга: ганимед, Перуджинова Бианка, Геркулес, Булгарин, Греч, А. А. Орлов, "Филатки", "Димитрий Донской", Шиллер, Гофман, "Вильгельм Телль", "История Тридцатилетней войны", Главный штаб, "Северная пчела", Лафаэт.
Описание Невского проспекта имеет смысл прочитать вслух (с начала повести до слов "...всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку"), а затем проанализировать этот эпизод.
Примерный план анализа эпизода
1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.
3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
6. Какова функция этого эпизода во всей повести?
Анализ эпизода даст возможность подчеркнуть, что Петербург - город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая. Какой мы ее видим и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.
На втором уроке следует побеседовать о двух историях молодых людей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Школьникам важно понять, почему такие разные истории таких разных людей автор все же ставит рядом и делает сопоставимыми.
Вопросы и задания для беседы
1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева.
2. Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?
3. Какова смысловая роль сна Пискарева?
4. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?
5. Расскажите историю поручика Пирогова.
6. Какова ее композиционная роль в повести?
7. Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
8. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.
9. Как в повести отразились принципы романтического двоемирия?
10. Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности?

В финале урока можно прочитать и обсудить фрагмент статьи Белинского "О русской повести и повестях г. Гоголя", где дается позитивная оценка повести "Невский проспект" со слов ".Невский проспект. есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное..." до слов "Да, господа, скучно на этом свете!.."

Итог урока. Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни -- это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно "демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде". Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют её пониманию.

Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для «маленького человека», и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем Гоголь мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.

Литература. 10 класс
Урок №2
Тема: Художник и «страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

I. Работа по материалам домашнего задания.
Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
Какова функция этого эпизода во всей повести?
Расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева.
Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?
Какова смысловая роль сна Пискарева?
В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?
Расскажите историю поручика Пирогова. Какова ее композиционная роль в повести?
Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.
Как в повести отразились принципы романтического двоемирия?
Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности?
Итоги подводит учитель.
Сквозная тема петербургских повестей - обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. «О, не верьте этому Невскому проспекту Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» Эти слова из повести «Невский проспект» можно поставить эпиграфом ко всему петербургскому циклу.
Вместо людей по Невскому проспекту («Невский проспект») движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук, возбуждающий удивление, усы, повергающие в изумление» и т. п. Бездуховный мир омертвел и рассыпался на детали, вещи. Человека замещает предмет его туалета. Когда высокий дух покидает мир, в нем нарушается иерархия ценностей - и все рассыпается и сваливается в бесформенную кучу. Человек уже не может отличить добро от зла, высокое от низкого. Он теряет целостность восприятия, лишается ориентации.
Петербургскому мечтателю-романтику, художнику Пискареву кажется, что «какой-то демон искрошил весь мир на множество кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе» - «сверкающие дамские плечи и черные фраки, люстры, лампы, воздушные летящие газы, эфирные ленты и толстый контрабас, выглядывающий из-за перил великолепных хоров, - все было для него блистательно». Но это блеск хаоса, отражающий абсурдность мира, потерявшего смысл, утратившего организующую его духовную вертикаль.
В фантасмагории петербургской жизни путается и смещается все, извращаются представления о прекрасном. Художник Пискарев находит ангельскую красоту там, где она и не ночевала, в жалкой наглости и глупой пошлости продажной женщины.
«Романтику» Пискареву противопоставлен «реалист» Пирогов, который является пленником окружающей его пошлости. Сама антитеза двух героев - Пирогова и Пискарева - оказывается мнимой. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях, и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».
Подмена подлинных ценностей мнимыми приводит к разрушению Божеского образа в человеке.
Задание на дом: Стр.84-89. Ответить на вопросы, касающиеся повести «Нос».
В чем реальность начала повести?
Где любил прогуливаться майор Ковалев?
Какими словами описаны любимые места майора Ковалева?
В чем реальность людей, «населяющих» страницы повести? Приведите приметы реального быта реальных людей.
Какие нереальные события служат завязкой истории майора Ковалева?
Как разворачиваются дальнейшие события, связанные с носом?
Почему расстроился и огорчился майор Ковалев?
Удивляются ли герои повести, что все это могло произойти не с реальным человеком, но с отдельной частью его лица?

Тема урока:

Цели урока:

    составить сравнительную характеристику героев повести «Невский проспект»; выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как раскрывает в повести общечеловеческую проблематику; учиться обобщать литературный материал, формулировать выводы,

опираясь на вопросы учителя.

Ход урока.

I . Слово учителя.

На первом уроке, посвященном изучению повести «Невский проспект», мы говорили о своеобразном герое. Невский проспект - герой повести, соединяющий все её части. Именно на Невском проспекте «непостижимо играет нами судьба наша». Так говорит в начале произведения. Но крупным планом в повести показаны два человека - художник Пискарев и поручик Пирогов.

Сегодня на уроке мы должны

    дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова, назвать детали, при помощи которых автор создает характеры, на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».

(Работа проводится в группах, каждая группа получает план характеристики (см. приложение №1 или №2)

II . Выступление групп и обсуждение вопросов:

1 этап.

Вопросы к классу: Дается ли у Гоголя портрет героев?

Чем заменен портрет?

(Портрет героя заменен социальным портретом, т. е. в повести дана характеристика среды, из которой вышли герои.)

Выступление 1 группы.

· «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»;

· «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант »;

«застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства »;

· «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»;

· «имеют особенный дар заставлять смеяться »; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами »; «умел рассказать анекдот »;

· «был доволен своим чином »; «очень льстило это новое достоинство »

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики социальной среды?


(Из такой характеристики мы узнаем о нравственных ценностях, важных не только для героев повести, но и для целого социального слоя.)

2 этап.

2. Характер

Выступление 2 группы.

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?

(Пискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.)

3 этап.

Вопросы к классу: Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?

(Гоголь изображает сны художника, в которых раскрывается его внутренний мир.)

Выступление 3 группы.

(Сон - эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют ему реальность.)

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева

с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

(«Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»;

«Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»)

Что мы узнаем о характере героя из снов?

(Пискарев - мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.)

(Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.)

Вывод (всему классу)

    раскрыть … (внутренний мир героя: чистоту и наивность души, стремление к идеалу) показать разлад … (между мечтой героя и реальной жизнью) объяснить причину … (трагической гибели художника)

Выступление 4 группы.

в) Окончание приключений

Пискарев Пирогов

Выступление 5 группы.


(Пирогов - офицер, его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность. Профессия художника Пискарева подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.)

(Язык повествования о художнике лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный. Язык повествования об офицере насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.)

(Использование разных стилей повествования, разного языка раскрывает характер героев, подчеркивает их противоположность, контраст.)

III . Подведение итогов работы в группах.

Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:

1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);

2… (описание снов художника Пискарева);

3... (разный язык и стиль повествования)

(мечты и действительности).

IV . Домашнее задание.

Мини-сочинение «Два отношения к жизни (Пискарев и Пирогов в повести «Невский проспект»)».

Приложение.

В зависимости от уровня и подготовленности класса возможны разные варианты проведения данного урока:

    в классах повышенного уровня группам раздается план характеристики №1; в классах нормы можно показать образец работы, план характеристики №2; предпочтительнее создавать группы, отличающиеся степенью подготовки и владения материалом (1,2,4 - средний уровень; 3,5 - повышенный уровень); в зависимости от уровня класса возможна домашняя подготовка по данному плану.

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу)

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики среды?

2 группа. 2. Характер

Пискарев а) преследование Пирогов

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

Что мы узнаем о характере из снов?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»

Методическая разработка урока

« Ах, Невский...Всемогущий Невский проспект» (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»»

для старшей возрастной группы

Липецк, 2017

    Введение…………………………………………………………………….3

    Технологическая карта урока……………………………………………..4

    Структура урока…………………………………………………………...6

    Список используемой литературы………………………………………14

    Приложение А. Рисунок Д.Н. Кардовского «Невский проспект»……..15

    Приложение Б. Рисунок Д. Н. Кардовского. Мечты художника Пискарева…………………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Урок по учебной дисциплине «Русский язык и литература» проводится для групп АМ-1-16, АМ-2-16, ЖКХ-16.

Уровень образования: основное общее образование.

В рабочей программе тема “ Ах, Невский...Всемогущий Невский проспект» (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»»” входит в раздел 1 учебной дисциплины «Русский язык и литература». В этой теме изучаются, систематизируются знания студентов об основных этапов творчества Н.В.Гоголя.

Разработка уроков литературы по изучению творчества Н.В.Гоголя предполагает знакомство с художественным миром писателя через обзор «Петербургских повестей». Содержание этого урока строится на работе со статьей учебника и на самостоятельной работе учащихся по ознакомлению и осмыслению сюжетов повестей с точки зрения идеи столкновения мечты и реальности как одной из основ художественного мира писателя.

Объектами развития в данной теме являются:

– развитие культуры речи, абстрактного и логического мышления, долговременной памяти и устойчивого внимания.

Основной воспитательной задачей темы является воспитание культуры поведения при индивидуальной и фронтальной работе, развитие навыков самостоятельной работы, формирование положительной мотивации .

С помощью создания проблемной ситуации преподаватель побуждает студентов к активному восприятию материала, к более глубокому осмыслению полученных знаний и их систематизации.

В со­бра­нии про­из­ве­де­ний «Пе­тер­бург­ские по­ве­сти» осо­бое вни­ма­ние стоит об­ра­тить на по­весть «Нев­ский про­спект», ко­то­рая ста­нет опор­ным тек­стом на этом уроке.

Продолжительность урока – 45 мин.

Технологическая карта урока

Цели (задачи) урока

образовательные:

раскрыть идейный замысел повести, показать трагизм человека; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова, раскрыть идейное и смысловое значение повести, показать образный конфликт, столкновение мечты и действительности, выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику;

развивающие:

Формирование умения вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, делать выводы. Развитие аналитических умений и навыков студентов при работе с художественным текстом, формировать речевую культуру.

воспитательные : воспитание нравственных качеств, содействовать формированию гражданских качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель и тему урока с помощью преподавателя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

- Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, уважительно к ним относиться.

- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;

добывать новые знания: находить ответы на поставленные вопросы с помощью учебной литературы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятиях.

Результаты урока

Предметные

Уметь анализировать прозаический текст художественной литературы

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель и тему урока с помощью преподавателя;

проговаривать последовательность действий на уроке;высказывать свои мысли (Регулятивные УУД).

Уметь выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, уважительно к ним относиться (Коммуникативные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока, педагогическая технология

Изучение нового материала;

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия преподаватель-студент: эвристическая беседа;

Оборудование урока

Мультимедийный комплекс, доска, иллюстрации к произведению Н.В.Гоголя, портрет писателя, видеофрагмент «Птица-гоголь» Н.Л.Парфенова, аудиокнига Н.В. Гоголя «Невский проспект», учебник, серия рисунков Д. Кардовского(1904), Л. Подлясской (1951), посвященных «Невскому проспекту», акварели В. Серова (1951)

Опорные понятия, термины

Гоголевская сатира

Новые понятия: Фантасмагория

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная, индивидуальная и самостоятельная работа,

Домашнее задание

Ход урока

Эпиграф на доске. Все обман, все мечта, Все не то, что кажется»В. Г. Белинский

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к занятию. Возможно, вспоминают произведения писателя, прочитанные ранее: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий» и т.д

2. Актуализация опорных знаний.

Вступительное слово преподавателя. В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами 18 века и первой половины 19 века. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром.

Чтение отрывка из повести, посвященного описанию Петербурга. История цикла «Петербургские повести». (Повести написаны в разное время, первоначально не планировались автором как цикл повестей, но образ Петербурга, общность главных героев повестей, авторская позиция позволили объединить все произведения в один цикл).Сюжет и идея столкновения мечты и реальности в повестях «Нос» и «Невский проспект

3. Формулирование темы урока . Постановка цели, проблемного вопроса

Сегодня на уроке мы должны

    дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова,

    назвать детали, при помощи которых автор создает характеры,

    на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».

1 этап.

Вопросы к студентам: Дается ли у Гоголя портрет героев?

Чем заменен портрет?

Преподаватель корректирует и помогает структурировать цели и задачи, предложенные студентами.

Н.В.Гоголь не был первооткрывателем темы Петербурга. Как символ могущества России он был воспет еще поэтами 18 и первой половины 19века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.

Записывают дату и тему в тетрадь.

Рассказ специально подготовленного студента о творческой истории «Петербургских повестей».

«Петербургские повести» – термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее, оно верно, точно и оправдано, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повети задуманы и написаны в Петербурге. Кроме того, в III томе своих сочинений Гоголь сам свел воедино эти повести, написанные в разное время на протяжении 10 лет (1831-1842). Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая их повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

4. Аналитическая беседа

Вопросы и задания для беседы

Образ Пискарева

1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева (краткий пересказ истории Пискарёва).

2. Какова смысловая роль сна Пискарева?

3. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?

Образ Пирогова

1. Расскажите историю поручика Пирогова.

2. Какова ее композиционная роль в повести?

Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?

Может, нам на этот вопрос ответит « Невский проспект»? .

(Просмотр отрывка из документального фильма Леонида Парфенова о Невском проспекте)

А теперь перед нами, как сказал Леонид Парфенов, Невский проспект - «всеобщая коммуникация Петербурга», В начале одноименной повести показана жизнь этой главной улицы главного города во всякое время суток. Картина полна движения, но у каждого лица и у разных «кругов и кружков» свое перемещение в свои часы; все объединяются только местом - Невским проспектом. Здесь тоже «все несется», но по-другому, чем на Сорочинской ярмарке.

Просмотр иллюстраций

Класс заранее разбивается на 3 группы, которые к уроку выполняют следующие задания:

Первая группа доказывает мысль о том, что Петербург с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман, все мечта, все не то, чем кажется». Читая текст, объясняет значение словосочетаний и отдельных слов («меркантильный интерес», «всеобщая коммуникация», «Фантасмагория» и др.), готовит выразительное чтение отрывков, в которых обличается двойственность Невского проспекта, условно названных: «Всемогущий Невский проспект!» (со слов: «Нет ничего лучше Невского проспекта…» до слов: «Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток»), «Главная выставка всех лучших произведений человека» (со слов: «Все, что ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия» до слов: «…выставка оканчивается, толпа редеет…»; «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» (со слов: «Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша!» до конца повести).

Вторая группа готовит рассказ о трагедии художника Пискарева, В центре внимания такие проблемы: принадлежность Пискарева к «исключительному сословию» – «художник Петербурга»; его основные качества; отношение к своей работе; его влюбленность в красоту; болезненные переживания, связанные с противоречием идеала и действительности. Учащиеся отвечают на вопросы: Чем трогает читателя судьба Пискарева? Как относится автор к российской действительности? Один ученик готовит пересказ сна Пискарева (со слов «Проникнутый разрывающей жалостью, сидел он перед нагоревшею свечою…» до слов «Боже, какой сон!»). Предлагается более подробно рассказать о «многолюдстве залы» и той, которая «всех блистательнее одета».

Третья группа рассказывает о смешной и смешной и позорной истории Пирогова, продумывая следующий круг вопросов: общество, к которому принадлежит поручик Пирогов; «множество талантов « поручика; «смелое предприятие» Пирогова; поведение поручика в решающем испытании его чести, гордости, высоких представлений о себе.

5. Обсуждение идейного смысла произведения.

В какое время показан Невский проспект?

В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором?

Преподаватель подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Какие слова в финале повести выражают идею произведения?

Чтение отрывка «Невский проспект»

Ответы студентов:

Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

Черты об­ра­за Санкт-Пе­тер­бур­га в по­ве­стях Го­го­ля:

се­рьёз­ней­шее со­ци­аль­ное рас­сло­е­ние, раз­об­щён­ность;

    че­ло­век – вин­тик в чи­нов­ни­чьей си­сте­ме;

    че­ло­ве­че­ская лич­ность ни­ко­му не ин­те­рес­на, город за­пол­ня­ет без­ли­кая толпа;

    че­ло­ве­ка не видно за его «ат­ри­бу­та­ми»: ор­де­на­ми, до­ро­ги­ми пла­тья­ми; важен пре­стиж;

    каж­дый ин­те­ре­су­ет­ся толь­ко собой, рав­но­ду­шие к дру­гим, непри­я­тие дру­го­го че­ло­ве­ка – живой души, со­тво­рён­ной Богом;

    тще­сла­вие;

    свет­ские бес­смыс­лен­ные раз­го­во­ры, сплет­ни, при этом никто ни­ко­го не слы­шит и не слу­ша­ет; пош­лость и пу­сто­та;

    раз­вра­щён­ность;

  • ил­лю­зор­ность.

6. Работа по подготовленному домашнему заданию.

Преподаватель: Рассмотрим историю Пискарева.- Что является идеалом для Пискарева?

Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте?

Кем на самом деле оказалась эта девушка?

Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить?

Какова роль снов Пискарева в повести- Почему Пискарев совершает самоубийство? бессмысленна).

Как вы относитесь к Пискареву?

К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить?

(О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель - “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. Действительно, лучше Гоголя не скажешь – «все не то, чем кажется».

7. Работа с текстом повести

Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести? Преподаватель : Как автор характеризует Пискарёва - художника и человека?

Рисуя Невский проспект Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается в нем фантасмагория в течение одного дня!»

Что такое «фантасмагория»? Каково лексическое значение этого слова?

Пискарёв - молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к "классу” художников, к "странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику и метонимию . Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды:

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ:

ФАНТАСМАГО"РИЯ, -и, ж. «Толковый словарь русского языка» под ред С.И.Ожегова

    Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

    Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

    Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

8.Подведение итогов урока. Выставление оценок

Слово преподавателя

Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:

1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);

2… (описание снов художника Пискарева);

3... (разный язык и стиль повествования)

Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение … (мечты и действительности).

Формулируют выводы по повести:

Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни -- это обман, призрачность. Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют её пониманию.

повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

9.Рефлексия.

Мы переходим к последнему этапу.

Подводим итог работы на уроке

Продолжите предложения:Петербург Гоголя ….В нем соседствуют …В городе царит … атмосфера

Жители города …

Петербург лишил их … , каждый человек - …

Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя?

Отвечают на вопросы преподавателя.

повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни - это обман, видимость, призрачность

10.Домашнее задание

Написать мини-эссе, ответ на вопрос «Зачем Н.В. Гоголь применяет фантастический сюжет и гротеск в повести»

Записывают домашнее задание

Список использованной литературы:

    Ар­хан­гель­ский А.Н. и др. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (углуб­лен­ный уро­вень) 10. – М.: Дрофа

    Гиллельсон М.И, Мануйлов В.А., Степанов А.Н. Гоголь в Петербурге. – Л.,1961 9глава «Петербургские повести»;

    Басина М. Петербургская повесть.– Л.,1974; Манн Ю.В. Смелость изобретения. М.,1985;

    Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. М.,1995

    Са­ха­ров В.И., Зинин С.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: Рус­ское слово.

    Ланин Б.А., Усти­но­ва Л.Ю., Шам­чи­ко­ва В.М. / под ред. Ла­ни­на Б.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: ВЕН­ТА­НА-ГРАФ.

    Са­ха­ров В.И., Зинин С.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: Рус­ское слово.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок Д. Н. Кардовского.Невский проспект

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рисунок Д. Н. Кардовского. Мечты художника Пискарева.

У Н. В. Гоголя много произведений, которые мы любим за его тонкий юмор. Гротеск, абсурд, сатира — все это переплетается, выходит на первый план, заставляет читателя насмехаться над уродливой реальностью. Например, у кого не вызвала бы улыбку сцена, когда Солоха прячет по мешкам своих любовников в «Ночи перед Рождеством»? А потуги мелких чиновников скрыть все свои провинности перед ненастоящим ревизором в одноименной пьесе? Но «Невский проспект» — произведение совсем другого рода. Здесь нет ни комических эффектов, ни человеческой глупости, которая бы могла нас повеселить. Только что-то зловещее, гнетущее, безвыходное.

Повесть была издана в составе сборника «Арабески» (1835). Традиционно его относят к циклу «Петербургские повести», но, важно отметить, что сам автор никогда не объединял свои произведения таким образом. «Невский проспект», «Нос», «Портрет» и другие произведения из этого цикла просто объединяет общая тематика, но написаны они все были в разное время. Почему же эти произведения так удачно образовали единый комплект? Гоголь указывает на человеческие пороки, но ему уже не до смеха; жители столицы испорчены городом, а те, кто еще хранят в себе нравственные устои и моральные принципы, не могут влиться в петербургский круговорот сует. Так и получается, что настоящее счастье остается для всех горожан недостижимым.

О чем повесть?

«Невский проспект» — повесть, не богатая событиями. Весь сюжет можно уместить в нескольких предложениях: поручик Пирогов и живописец Пискарёв замечают двух девушек на Невском проспекте, каждый из них следует за той, что по их меркам симпатичнее. Художник идет за семнадцатилетней девушкой, которая становится для него олицетворением всего самого прекрасного на земле, но, как выясняется, незнакомка работает в борделе. Главный герой не может смириться с реальностью – она начинает приходить к нему во сне, подсознание Пискарева пытается ее оправдать. Это превращается в помешательство, он решает жениться на публичной женщине, та же отвечает на его предложение язвительной насмешкой. Как читатель узнает позже, юноша совершает самоубийство.

Пирогов оказывается чуть более удачливым — его блондинка в борделе не работает, но замужем за немцем Шиллером. Факт замужества пассии героя нисколько не смущает, поэтому он продолжает навязчивые ухаживания. Но в один момент ревнивый супруг застает поручика у себя дома и с позором прогоняет его. Сначала Пирогов чувствует себя оскорбленным, хочет жаловаться генералу, но затем отказывается от этой идеи.

Основные темы и проблемы

В таком не богатом на события произведении Гоголь затрагивает сразу несколько актуальных тем, которые раскрываются на примере главных героев.

  1. Основной, пожалуй, является тема несовместимости мечты и действительности — прекрасная иллюстрация тому — судьба Пискарева. Героя погубил романтический характер, который так любили изображать в идиллических тонах современники Гоголя. У них гордый и бледный юноша упивался своей непохожестью на других, своим внутренним конфликтом, был несчастен при этом, но как-то красиво и изысканно. А вот у Николая Васильевича романтизм терпит оглушительный крах, он как будто протестует против идеализации высокопарных образов и опускает их в бурлящий кипяток реальности. В итоге, герои-романтики обречены на раннюю гибель, если не найдут способа справляться с наплывами чувств. Даже фамилия у художника говорящая – Пискарев. Он как будто «пищит» от беспомощности в огромном и враждебном мире. Его неприспособленность к жизни – проблема многих творческих людей.
  2. Но автор также предостерегает нас от мещанской крайности в образе Пирогова. С него-то все как с гуся вода: никакие тяготы не западают ему в душу. Героя публично опозорили, он лишился «возлюбленной», его репутации нанесен невиданный доселе удар, а ему все равно, он слишком легкомысленный, трусливый и пошлый. В отличие от приятеля, он никогда не решится на смелый и отчаянный поступок, его мысли предельно просты и вульгарны, его беспокоит только физическое состояние, и никаких особых иллюзий насчет мира он не питает. Так автор затрагивает тему духовного обнищания. Перед нами именно Пирогов – в данном случае его фамилия говорит об ограниченности кругозора и характера, его заостренности на физической стороне бытия. В его образе сосредоточена проблема бездуховности и нравственного падения.
  3. Помимо этого, Гоголь говорит об одиночестве человека — ведь на похороны художника никто и не приходит, даже его «друг» поручик. Оказывается, гордое одиночество становится косвенной причиной смерти Пискарева: никто не помог ему справиться с духовным кризисом. Одиночество в большом городе выходит за рамки темы: всем наплевать друг на друга, люди перестают быть ценностью. Это проблема в масштабе мира, а не одного Петербурга.
  4. Тема нравственности раскрывается на примере прекрасной незнакомки из борделя. Внешне цветущая женщина оказывается внутренне порочной и чёрствой дамой полусвета. Наружность обманчива, она не в состоянии характеризовать человека полностью. Так и иллюзии художника несостоятельны и пусты. Он не сумел проникнуть вглубь вещей, понять сущности бытия, и контраст красоты и уродства его ошеломляет.
  5. Конечно же, не обошлось без темы любви. Она предстает в виде роковой, судьбоносной встречи, принесшей за собой страсть, смятение и гибель. Этот род прекрасного чувства Булгаков охарактеризовал «убийца из-за угла». Так произошло и с художником, который встретил своего убийцу в образе жрицы любви. Здесь же уместно упомянуть тему рока, явившуюся предметом размышлений рассказчика.
  6. Характеристика главных героев

    1. Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
    2. Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
    3. Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален. Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает. Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.
    4. Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.

      Образ Невского проспекта

      Невский проспект олицетворяет всю столицу в целом. Свое отношение к городу автор раскрывает читателю далеко не сразу. Книга начинается с предложения: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». В ходе дальнейших событий читатель понимает, что улица не так проста, что отчасти именно она обвела вокруг пальца доверчивого Пискарева. Прекрасная дорога, которую описывает рассказчик во вступлении — на самом деле, всего лишь красивая оболочка порочного города. Она как будто бы участвует в «обмане», это сам город обманывает Пискунова; как будто бы именно по вине проспекта художник решает преследовать незнакомку. В его образе появляется что-то мистическое, загадочное и таинственное. «О, не верьте этому Невскому проспекту! <…> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — так резюмирует Гоголь в финале повести.

      Идея в «Невском проспекте»

      Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий. Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь. Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.

      Однако смысл повести «Невский проспект» выходит далеко за рамки проблемы жизни в порочном городе — Гоголь больше внимания уделяет сосуществованию реальности и мечты, правды и обмана. Для раскрытия этой идеи автор использует образ Невского проспекта — так он показывает читателю, что все может скрывать в себе ложь, оказаться не таким, как кажется и хочется верить. Эту же мысль продолжает образ незнакомки. Ее внешность так же не соответствует внутреннему содержанию. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира, но мечтать об этом они начинают, заразившись тем, что показывает обманчивая внешность, будь то наружность города или человека. И, как показывает судьба Пискарева, несоответствие реальности и мира иллюзий может приносить разрушение в жизнь и характер личности.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Загрузка...