ecosmak.ru

Что нельзя есть православным. Можно ли христианину есть кошерную и халяльную пищу? Что говорит Священное писание

Подскажите, пожалуйста, можно ли употреблять в пищу продукты со знаками кашерности?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Кашер у евреев – пища, одежда и предметы культа, ритуально пригодные к употреблению с точки зрения галахи (нормативной части иудаизма). Предписания о кашруте (дозволенности) пищи относятся к продуктам животного происхождения, способам их приготовления и правилам употребления. Разрешаются только «чистые» (тахор) животные, птицы и рыбы (см.: Лев. 11: 2–47). Все «нечистые» (ло тахор) животные, птицы и рыбы и всё полученное от них (молоко, яйца) употреблять в пищу запрещено. Далее галаха определяет способ ритуального убоя (шхита). После убоя туша животного, из которой извлечен седалищный нерв, нутряной жир и выпущена кровь, переходит в категорию кашер. Современные евреи не едины в отношении кашрута. Представители консервативного иудаизма соблюдение его считают необходимым. А сторонники реформизма в иудаизме не считают кашрут обязательным.

Как видим, предписания о кашерной пищи является не более как исполнение ритуальных правил, основанных на ветхозаветных обрядах. Новый Завет отменил все предписания относительно пищи. Это было закреплено Апостольским Собором в Иерусалиме (см.: Деян. 15: 6–29). Запрещалось только употреблять в пищу кровь и удавленину. Запрещение христианам вкушать кровь подтвердил 67-м правилом VI Вселенский Собор (680–681). Удавленина – тело животного, умершего в тенетах или удушенного каким-либо иным способом. Есть его нельзя, потому что в нем осталась кровь. В основе такого запрещения лежит понимание крови как вместилища души (см.: Лев. 17: 11).

Поскольку приготовление кошерной пищи не выходит за пределы ветхозаветных обрядов, для нас, христиан, вопрос о кашерности или некашерности той или иной пищи не имеет абсолютно ни какого значения. Мы можем с молитвой вкушать ее, как и любую другую пищу.

«Можно ли православным христианам носить шорты?», «А читать Мастера и Маргариту?», «А кушать суши?», «А загорать на море?» — такого типа вопросы часто присылают на православные сайты. Что можно взять с собой из «прошлой» жизни, а что надо оставить? Такое впечатление, что христиане — это очень боязливые люди, которые первым делом хотят уяснить список «религиозных запретов». Зачем вообще нужны такие запреты и как не свести к ним свою жизнь в Церкви, отвечает протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице города Москвы.

— Человек приходит в Церковь и обнаруживает, что здесь многое совсем не так, как он привык. Многое «нельзя», и он начитает бояться сделать что-то не так. Действительно ли христианина на каждом шагу подстерегают опасности?

— Обычно такое отношение — ничего нельзя и все страшно — бывает у неофитов, у тех, кто только принял христианство. Когда человек приходит в Церковь, для него вся жизнь меняется. При приближении к Богу все преображается, приобретает другой смысл. Многие новички задают очень много вопросов — и правильно делают, потому что действительно им все нужно переосмыслить. Потом человек «подрастает» и перестает так много спрашивать. Тому, кто уже имеет какой-то опыт христианской жизни, конечно, проще, он уже чувствует, понимает, что можно, а чего нельзя.

Христианство — не религия запретов, христианство — это религия пасхальной радости, полноты бытия. Но чтобы сохранить эту полноту, эту радость, приходится быть очень осторожным, избегать тех соблазнов, искушений, которых так много в мире. Апостол Петр говорит христианам: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Так что надо, конечно, жить со страхом Божиим и бояться искушений. Осторожность и страх должны сопутствовать жизни христианина.

— Но что же хорошего в страхе?

— говорит, что у человека есть три ступени служения Богу. Первая — ступень раба, когда человек боится наказания. Вторая — ступень наемника, когда человек трудится ради награды. И третья — ступень сына, когда человек делает все из любви к Богу. Авва Дорофей говорит, что можно только перейти со ступени на ступень, нельзя сразу запрыгнуть на ступень сыновней любви. Надо пройти эти предварительные ступени. И если эти чувства — страха наказания или желания награды — есть в душе человека, это не так плохо. Значит, доброе начало положено.

В Церкви часто говорится о страхе. В храм, например, надо входить со страхом Божиим. Страх перед Богом не уничтожает любви.

А вот бояться дьявола больше чем Бога — неправильно. , например, пренебрежительно называл дьявола окаяшкой, он говорил: «У нас два врага: яшка (то есть самолюбие, самомнение) и окаяшка» — такое пренебрежительное наименование того, кого победил Христос. Бояться искушений, быть осторожным, конечно, нужно, но все должно быть в разумной степени.

— Как понять, где страх обоснованный, а где надуманный? Не бывает ли так, что страх просто парализует человека, и он, вместо того чтобы хоть что-то делать, ничего не делает, боясь сделать «не так»?

— Дьявол протягивает человеку две руки. В одной — возможность быть безгранично распущенным, развязанным, поступать произвольно. Во второй — быть закомплексованным, шарахаться от каждого куста. Надо выбирать средний, царский путь. Классифицировать страхи трудно. Каждый случай индивидуален.

— Мне кажется, для человека авторитетом должно быть мнение его духовника. Каждый человек должен выбрать себе такого старшего товарища, а лучше — отца, и стараться его слушаться. Христианство — это не просто система правильных умозаключений. Наш падший ум может говорить, что мы все делаем правильно, в то время как мы совершаем поступки, противоречащие воле Божией. Поэтому человеку необходим наставник.

— Но ведь не спрашивать духовника о всяких мелочах!

— Обо всем, что вызывает сомнение, можно спрашивать. Если вопрос вызван подлинным доверием духовнику, подлинным желанием поступить по воле Божией, тогда любой вопрос возможен. Как дитя приходит к маме и задает иногда самые глупые вопросы, а мама — отвечает. Невозможно составить список вопросов, которые можно и нельзя задавать.

Если духовник считает, что его спрашивают о чем-то незначительном, он может так и сказать: «Знаешь, это не важно, обрати внимание на более существенные вещи». Так тоже бывает.

Хочу еще добавить, что «вопросы по мелочам» смущают людей, которые смотрят со стороны, не зная, что у спрашивающего внутри. Вот они и смущаются — как же так, все время можно-нельзя, можно-нельзя. А чем человек живет? Он, конечно, живет не этими вопросами. Эти вопросы внешние, охранительные.

— А как же самостоятельность? Сегодня можно часто услышать призывы к христианам быть более самостоятельными.

— В Евангелии Господь говорит: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Так что мы люди несамостоятельные. Если у человека есть связь с Богом, то он, конечно, может обходиться без помощи наставников. Но обычно чем выше степень духовного совершенства человека, тем больше он приобретает смирения и слушается советов. Мы знаем, как святые отцы проверяли намерение преподобного Симеона Столпника подвизаться на столпе. Они послали к нему сказать: «Сойди со столпа». Как только Симеон услышал это повеление, он начал спускаться. А посланные были научены поступить так: если Симеон не послушается, силой заставить его сойти со столпа; если же послушает, то оставить его стоять. Он самостоятельный или нет? Я видел святых людей. Они были самостоятельными, но удивительно смиренными.

— Как все-таки понять, что можно, а чего нельзя?

— Один православный западный святой говорил: «Люби Бога и поступай как хочешь». Если человек любит Бога, то он уже не может сделать ничего плохого, ему не хочется делать плохое. Когда человек любит Бога и все его чувства, мысли, желания обращены к Богу, плохое не имеет над ним власти.

Но, наверное, никто из нас не может сказать, что он настолько любит Бога, что получил уже совершенную свободу. И поскольку мы любим Его несовершенной любовью, а в какие-то моменты, можно сказать, совсем предаем Его, любим что-то другое, для нас нужны правила. Они помогают нам избегать соблазнов, распознавать зло, стремящееся поработить нас. Ветхозаветные заповеди начинались с отрицания: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. Многое из того, что сейчас в неверующем мире считается нормальным, на самом делать нельзя — блудить, смотреть непристойные фильмы, жить для себя, а не для других, праздно проводить время…

Но, конечно, неправы те люди, которые озабочены только вопросом, чего делать нельзя. Такое «ограничительное» Православие теряет смысл. Жизнь должна быть основана на положительном делании. А это любовь к Богу, любовь к ближнему, стремление делать добро. Нельзя сосредоточить свою жизнь только на том, чтобы не делать зла. Отказываясь от чего-то плохого, необходимо наполнять свою жизнь чем-то положительным. В душе не может и не должно быть пустого места.

Конечно, внешнее влияет на внутреннее. Но другое дело, что для кого-то сейчас менять стиль одежды не время, сперва надо перестать изменять своему мужу. Наркоману важно перестать употреблять наркотики, а бросить курить, наверное, он сможет потом. Создать четкую систему каких-то внешних регламентаций невозможно, потому что люди, приходя в Церковь, должны ориентироваться не на эти внешние запреты, а на правильное внутреннее положительное делание.

Беседовала Ирина РЕДЬКО

Статья взята из этого источника:

Большим препятствием для христиан является уверенность в том, что Иисус ел мясо, а также множество мест в Новом Завете, где упоминается мясо. Но детальном изучении подлинных греческих рукописей становится ясно, что подавляющее большинство слов, переводимых как “мясо” (трофе, броме и другие слова), просто означают “пища” или “еда” в широком смысле этого слова. Если Христос был вегетарианцем - тогда понятно истинное значение заповеди “Не убий”. Но тогда не понятно скрытое лукавство тех православных, которые на словах говорят - Христос Бог наш! А на деле выбирают, каким заповедям хочется, или “можется” следовать, а каким нет...

Давайте оба варианта ответа на этот вопрос рассмотрим:

1. Христос не ел мясо и о том что он ел мясо нет упоминания в Библии.

Бог через Моисея дал заповедь “Не убий”. Вероятно, если сам Христос был вегетарианцем - тогда понятно истинное значение заповеди “Не убий”.

Но тогда не понятно скрытое лукавство тех православных, которые на словах говорят - Христос Бог наш! А на деле выбирают, каким заповедям хочется, или “можется” следовать, а каким нет... Если Христос был вегетарианцем, значит поддерживаемая “теория” постов, или “сегодня можно убивать, а завтра нельзя” мягко говоря ошибочна... Мне даже страшно подумать о том, что эту теорию поддерживает высшее православное духовенство.

В этом случае выходит, что Христос не во всем пример для Православной церкви. В некоторых вещах Он заблуждался. И Церковь его поправила и поправляет, заявляя о том, что иногда можно употреблять в пищу мясо убиенных животных, приводя в пример высказывания других Уважаемых святых, но НИ РАЗУ, не приведя слова самого Христа о том, что он разрешил убивать животных для употребления в пищу.

Так что важнее для Церкви - слова Бога, слова сына Бога, или слова других Святых? А святые ли они, если не выполняли до конца заповедь Христа “Не убий”?

А ведь и другие вопросы можно поставить. Например, если православные, не идя по пути Христа, т.е. убивая других животных, могут ли они искренне выполнять заповедь “Возлюби ближнего”?

Значит, сегодня мы убили корову утром, вытерли кровь и пошли любить ближнего? Заметьте, я не говорю о ложности пути христианства... Я о ГЛУБИНЕ понимания этого пути.

Кстати можно просто поехать в любой православный монастырь и там найти монахов -вегетарианцев. Или фильм ”Остров” посмотреть. Это если влом ехать. И если уж выбирать Духовного Отца, а к этому рано или поздно приходит любой христианин - то вероятно его нужно выбирать, задав и этот вопрос. “А ел ли Христос мясо?” И послушать ответ. Сердцем.

И главное, нужно для себя определиться - я христианин такой, как все вокруг, или я просто христианин, пытающийся собрать пыль с дороги по которой шел Христос, принимая его ВСЕГО, без оговорок. И как в этом случае относиться к научным разработкам православных, что-то рекомендующих другим людям, в том числе и выбор духовного пути, если в своем служении они идут мягко говоря как то не того... Вероятно для нас, грешных, просто хорошим фильтром будет сначала выяснение а принимает ли этот высокий чин любого ранга Христа полностью, или что то ему мешает... Выбор Духовного отца чрезвычайно важен для души. Очень страшная плата за ошибку...

В этом случае все в порядке... Просто нужно слова Христа привести по этому вопросу. И в принципе все.

Есть еще кое-что. В принципе все 10 заповедей в той или иной форме присутствуют во всех религиях. Значит в принципе, основное во всех религиях - это признание Верховного Господа и осознание, что мы вечные слуги его. Оценивая способность общества следовать духовным принципам, пророки и мессии передавали духовную науку определенным образом.

Мы можем понять, что пророку Мухаммеду пришлось передавать послание Корана полностью деградировавшим людям. В 16 Суре Корана, например, говорится: “Не занимайся сексом со своей матерью и сестрой”.

Если бы Мухаммед говорил о том же цивилизованным людям, это наставление было бы излишним. Мухаммед, душа, осознавшая Бога, избранный быть пророком, проповедовал извращенным племенам кочевников, для которых такие отношения были обычным делом.

Библия говорит: “Не убий”. Но кого нужно учить тому, чтобы он не убивал? Только убийцу. Иисус проповедовал только три года, после чего Его распяли. Что говорить о простом народе, если один из его лучших учеников продал его за 30 серебряных монет, а другой, отрицал, что вообще с Ним знаком!

Возможно теперь немного больше пищи для ответа на вопрос “Был ли Христос мясоедом?” В любом случае каждая душа наделена правом выбора. И отвечать за свой выбор будет тоже душа.

Просто заповеди не давались в расчёте на буквоедов-казуистов, а то бы заповедь звучала “не убивай человека”.

В этом случае нужно признать, что Христос не мог тогда предвидеть то, что появятся такие буквоеды-казуисты и не правильно поймут заповедь “Не убий”?

Если это так, значит, Христос не обладал даром предвидения, в противном случае он дал бы заповедь именно так, как озвучили ее Вы - “не убивай человека”.

Предвидел, просто буквоеды-казуисты тогда всё равно начали бы отрицать возможность защиты отечества, самообороны, допустимость лечения, которое иногда приводит к плачевным результатам и т.п.

Мы вероятно путаем понятия необходимого убийства и запрещенного убийства. Если мы считаем убийство животных - необходимым для, например, защиты отечества, самообороны, допустимости лечения, тогда это наш выбор и нам же за него и отвечать. Другими словами, если мы считаем, что мы не сможем жить, не убивая иногда животных для собственного наслаждения языка - ну что ж. Мы вправе так считать.

Но считал ли так Христос? Если по условиям жизни нет другой пищи (например на крайнем севере) тогда человек может есть мясо, потому что человеческая жизнь более дорога Господу потому, что только в теле человека возможно осознать Бога. Конечно, если животное нападет на человека возможно защищаться и даже убить его, но это никак не подразумевает выращивать бедных животных в скотских условиях и дальше убивать их на скотобойнях ради собственного удовлетворения. Как Вы думаете, что бы сказал Христос, посетив скотобойню?

Значит все же не до конца предвидел? Если это не так, то что ему мешало расшифровать эту заповедь и не давать нам даже шанса не верно ее понять? Если все же признать тот факт, что Иисус- Сын Божий, и наделен божественным умом и даром предвидения, что для меня бесспорно, тогда может заповедь его нужно понимать в меру своей личной чистоты?

Например, человек, который не сильно далеко ушел от понятия животного может понимать эту заповедь так - не убивать человека, а убивать животных можно всегда.

Человек, который немножко продвинулся на духовном пути может понять эту заповедь так: нельзя убивать человека, но убивать животных можно в определенное время, когда разрешает церковь. Далее, по мере своего духовного развития человек начинает понимать ЦЕННОСТЬ ЛЮБОЙ ЖИЗНИ и истинное понимание заповеди “Не Убий”.

Не убий - значит не только не убий, но и сделай так, чтобы помочь живому существу жить, и жить достойно, а человеку - жить человеческой жизнью. Ведь для истинно верующего человека - люди, которые пока не пришли к Богу - находятся уж точно на краю гибели, они близки к смерти, как никто другой и духовный человек понимает, что значит “Не убий”.

Это значит - СПАСАТЬ ВСЕХ И КАЖДОГО, КТО НЕ С БОГОМ, ибо в противном случае я буду виновен в его (человека) убийстве.

Опять же хочу сказать, что это тот уровень понимания этой заповеди, на котором я лично сейчас нахожусь. Уверен, глубина этой заповеди намного круче.

Другими словами такой формулировкой заповеди ХРИСТОС дал шанс прийти к нему всем. А вот степень приближения к Богу каждый выбирает сам.

С такой любовью к законничеству прямая дорога в иудаизм, вот где виртуозы буквы, способные довести до абсурда любую заповедь.

Осталось только выяснить - кто же до абсурда доводит заповедь?

Как то не хочется переводить разговор на нас грешных и на выбор пути к Богу. Оставим это. Вопрос стоял очень конкретный - Ел ли Христос мясо?

В продолжение темы... Бог есть любовь! С этим трудно спорить. Своеобразная же у него любовь, если он позволяет одним любимым убивать других любимых, для того чтобы первые утолили жажду своего языка. Или не позволяет, а мы сами так делаем... А может и страх, от этого...

Ведь когда убивают животного - оно боится. СМЕРТЕЛЬНЫЙ УЖАС! Он никуда не уходит. Мы его впитываем с едой. Страх, страх, страх. Мы все его увеличиваем. Мы начинаем бояться своего соседа, соседнюю страну. Войны, слезы, страх... Не сложно увидеть эту цепочку. Сложно ее принять.

Возможно мы тогда и этот постулат понимаем по разному (я о том, что Бог есть любовь). Или у Бога любовь выборочная, особенная. Короче есть вопросы...

С другой стороны я не в коей мере не говорил об арифметической однозначности понимания заповеди “Не убий”. Вероятно я не достаточно точен был в своих определениях. Извините. Наоборот, я говорил, что каждый человек волен ее понимать в меру своей готовности ее понять. Спасибо, что пытаетесь мне показать более приемлемый для меня духовный путь, но с этим я уже определился, с Божъей помощью.

Что значат вот эти, например, слова Господа:

Где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? (Мар.14:14)

Вероятно, вы хотите сделать упор на то, что подразумевалось под пасхой? Да, пасха в то время – это убитый жертвенный ягненок. Но вопрос – «где Мне есть пасху» как бы говорит только о выборе места, где есть пасху, а не о том, что Христос ел пасху. Просто почувствуйте разницу…

Возможно, имеется ввиду то, что не в любом месте можно вкушать пасху. Это духовная пища и место, где ее нужно кушать- то же должно быть очищено. Возможно и другое. Не в каждом доме вообще возможно есть пасху. Возможно в домах атеистов верующим людям питаться не рекомендуется, т.к. это неблаготворно скажется на их духовном пути.

В любом случае я понимаю Священные писания именно в той степени, на сколько сам готов к его восприятию и насколько позволяет мое грязное сознание.

То, что нет прямых упоминаний ни о чем не говорит. Начнем хотя бы с того, что иудеи (а Он по плоти Иудей), не были вегетарианцами, так как приносили в жертву животных и птиц.

Приносили жертву и за Его Рождество: ”А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.” (Лук 2:22-24)

Сам Христос не отвергал жертв, приносимых по Закону Моисея: “Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой”. (Матф.5:24) или ”И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им”. (Матф.8:4).

Ученик Христа - Апостол Павел, как и Господь не только не отрицает мясоедения, но и рассказывает о том, как правильно к относится к идоложертвенному мясу (1 послание Коринфянам 8 глава)

А если уж жертвы приносились, то какой смысл не есть мяса? Да и какая разница?

Ведь сказано: Рим.14:17 ИИбо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе”.

И еще: 1Кор.10:31 “Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию”.

А также: ”Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем”. (1Кор.8:8,9)

То что нет прямых упоминаний лично о мясоедении Христа для меня значит очень много. Для того, чтобы понять, почему нету нужно просто представить то время, в которое проповедовал Христос. Полное падение нравов. Естественно поощряемое священниками жертвоприношение и поедание мяса. Как Вы думаете, если бы Христос сказал о том, что нельзя есть мясо, ведь это приносит страдание - смог бы он проповедовать даже 3 года? Вероятно в тот момент исторический его вообще никто бы не понял, при поголовном то убийстве животных.

Вероятно и НАСТОЯЩЕЙ ПРОПОВЕДИ ЕГО не было бы. Христос просто был и есть БЛАГОРАЗУМНЫМ! А значит, понимал, что в данный исторический момент времени можно говорить, а о чем нужно промолчать, дабы не навредить. Кому нужно - дойдет сам.

И уж поверьте, если бы Христос ел мясо - мы бы об этом знали. Было бы прямое на это указание в Библии.

Вопрос очень важен. Еще важнее честный ответ. Реально посты и узаконенное употребление мяса выдумали люди. И прикрываются Христом. Это не честно.

По крайней мере, если невозможно найти прямого свидетельства того, что Христос был мясоедом, а значит становиться невозможным ДОКАЗАТЬ ЛИЧНО ДЛЯ СЕБЯ, ЧТО Я ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЮ, ЧТО УБИВАЮ ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ.

Но есть то мясо хочется. Поэтому мы ищем поддержку у других Отцов Церкви, раз не нашли у Христа. Мы также говорим, что Ветхий Завет уже исполнен, а именно: 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

Значит и неактуален. Но ведь это заповедь БОГА! И он ее не отменял. Отменили люди. Вдумайтесь в это.

Может все же самый безболезненный выход - это просто не убивать? Логика проста! Уж это точно не навредит нашему духовному пути В любом случае, если мы признаем мясоедение, значит мы признаем тот факт, что оно благотворно влияет на наш духовный прогресс. Ведь истинные христиане делают только то, что помогает духовному прогрессу и искренне избегают того, что вредит.

По поводу цитат о неважности того, что ешь... Это в принципе дело каждого. Можно например на экскременты перейти. Ну а по поводу рождения в иудейской семье... В то время когда все вокруг были мясоедами... А может он родился именно для того в такое время и в таком месте, чтобы показать, ЧТО ЖИТЬ МОЖНО ПО ДРУГОМУ. НИ кого не убивая и жить для других и самое главное -для Бога? Личным примером так сказать...

Вообще очень странно, что в Библии просто упущен раскрытие этого вопроса. Очень важного опроса. Ведь от ответа на него зависит ответы на вопросы как возлюбить ближнего своего, Бог - есть любовь, не навреди и др.

Разве серьезно думать, что Иисусу никто во время 3 лет его проповеди не задавал этот вопрос? Разве серьезно считать иудеев глупее нас? Уверен - задавали. Уверен - был ответ. Не знаю, почему его нет в Библии. Хотя есть. В заповеди “Не убий”. Каждый сможет ее понять и применить.

А людям, жалеющим животных, советую вспомнить, сколько бедных, беззащитных помидоров они лишили жизни, накрошив в салаты.

По поводу убийства помидоров

Бытие Гл1.29: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу;

Да и помидоры мы не убиваем. Мы их срываем.

Кстати, если Иисус, сын Божий, ел мясо - значит он нарушил волю Отца - прямо указывающего на то, что можно есть в начале Библии.

Знаменитые вегетарианцы

Будда
Иисус Христос
Конфуций
Заратустра
Пророк Магомет
Пифагор
Ориген
Св. Франциск
Платон
Сократ
Аристотель
Плутарх
Клемент Александрийский
Эмпедокл
Эпикур
Гиппократ
Иоанн Златоуст
Сергий Радонежский
Гораций
Овидий
Сенека
Леонардо да Винчи
Исаак Ньютон
Бэкон
Жан-Жак Руссо
Вольтер
Монтень
Байрон
Шиллер
Шопенгауэр
Рихард Вагнер
Махатма Ганди
Рабиндранат Тагор
Томас Алва Эдисон
Франц Кафка
Джордж Бернард Шоу
Сен-Жермен
Далай Лама
Елена Блаватская
Николай Рерих
Елена Рерих
Юрий Рерих
Святослав Рерих
Лев Толстой
Илья Репин
Бенджамин Франклин
Альберт Эйнштейн
Г.Уэльс
Чарльз Дарвин
Адам Смит
Альберт Швейцер
Перси Бисше Шелли
Ламартин
Норберт Винер
Ральф Уальдо Эмерсон
Александр Поуп
Кандис Берн
Хорейс Грилей
Дик Грегори
Джон Уэсли
Джон Мильтон
генерал Уильям Буш
Пол Ньюмен
д-р Дж.X.Кэллог
Клинт Уокер
Эптон Синклер
Джеймс Коберн
Иван Поддубный
Вегетарианцы - актеры, спортсмены:

Карре Отис
Ким Бэсинджер
Ричард Гир
Арнольд Шварценегер
Дэвид Духовный
Алекс Болдуин
Дастин Хофман
Брэд Пит
Алисия Сильверстоун
Том Круз
Николь Кидман
Бриджит Бардо
Кэти Ллойд
Дрю Бэрримор
бодибилдер Бил Перл
Рой Халлиген и Андреас Каллинг
Мартина Навратилова (теннисистка)
Памела Андерсон
Синди Кроуфорд
Клаудиа Шиффер
Ума Турман
Лив Тайлер Кристи Бринкли
Гвинет Пэлтроу
Натали Портман
Вегетарианцы-музыканты:

Джаред Лето
Стинг
Мадонна
Брайан Адамс
Битлз - Джон и Йоко Леннон
Пол Маккартни
Джордж Харрисон
Ринго Стар
«Seal»
Лени Кравиц
Синед-о-Конор
Оззи Осборн
Принц
Тина Тернер
«Blur»
Монсерат Кабалье
Билли Идол
комик Yankovic «Weird» Al
Брайен Молко (лидер «Placebo»)
Дэррен Хэйс (экс-«Savage Garden»)
Шания Твейн Аланис Морисетт
Джастин Тимберлейк
Крисси Хайнд («Pretenders»)
Чарли Уоттс («Rolling Stones»)
Роберт Смит («The Cure»)
Мелани Си («Spice Girls»)
«Depeche Mode» - Мартин Гор и Алан Уайлдер
«Duran Duran» -все вегетарианцы
«Моби»
Боб Дилан
Б.Б. Кинг
Российские вегетарианцы:

Фаина Раневская
Борис Гребенщиков
Николай Дроздов
Михаил Задорнов
Георгий Вицин
Людмила Гурченко
Юлия Бордовских
Оксана Пушкина
Евгений Осин
Алексей Мартынов
Шура («Би-2»)
Большим препятствием для христиан является уверенность в том, что Иисус ел мясо, а также множество мест в Новом Завете, где упоминается мясо.

Но детальном изучении подлинных греческих рукописей становится ясно, что подавляющее большинство слов, переводимых как “мясо” (трофе, броме и другие слова), просто означают “пища” или “еда” в широком смысле этого слова.

Например, в Евангелии (Лука 8:55) мы читаем о том, что “Иисус поднял женщину из мертвых и “приказал дать ей мясо”. Греческое слово, переведенное как “мясо”, здесь “фаго”, что значит всего лишь “поесть”.

Таким образом Иисус в самом деле сказал: “Накормите ее”. Греческое слово, обозначающее “мясо” - креас (плоть), никогда не использовалось в связи с Христом.

У Луки (21:41-43) мы читаем, что ученики предложили ему рыбу и медовые соты, и он взял это (”это” в единственном числе, мы можем только гадать что).

Нигде в Новом Завете нет прямого упоминания о том, что Иисус ел мясо.

”Итак сам Господь дает вам знамение: дева приемлет и родит Сына, и нарекут имя ему Иммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь различать худое и доброе”.

Это соответствует знаменитому пророчеству Исайи (Исайа 7.14.15) что само по себе говорит о том, что мясоедение разрушает способность человека различать хорошее и плохое.

Очень характерно, что в Евангелии от Матфея (1.23) вторая часть пророчества опущена. Он, Иисус порицал фарисеев словами: ”Если бы вы знали, что значит, “милости хочу, а не жертвы”, то не осудили бы невиновных”. (Матфей 12:6).

Здесь ясно осуждается убийство животных, как и в стихе из Осии 6:6: ”Ибо я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжения”. (заметьте: слова второй части предложения опущена у Матфея 12:6.)

Он восстал против Храмового жертвоприношения животных, силой изгнав тех, кто продавал телят, овец и голубей, а также менял из храма. (Иоанн 2:13-15)

Его слова: ”Дома Отца Моего не делайте домом торговли” (что в более ранних редакциях всегда переводилось как “логово убийц”).

Из Евангелия от Матфея 3:4 мы также узнаем, что Иоанн-Креститель не ел мяса. (”...а пищею его были акриды (дикие бобы) и дикий мед”).

Есть еще поразительные свидетельства того, что Иисус был вегетарианцем: не менее 7 из 12 учеников Иисуса не ели мяса (об остальных мы не знаем).

Это естественным образом отражает учение Иисуса: ”...раб не больше господина своего”. (Иоанн 13:16).

Семерыми были:

1. Петр: “...чьей пищей был хлеб, оливы и травы”;
2. Иаков: Отец Церкви Евсебиус, цитируя Хегесиппуса (около 160 г.): “Иаков, брат Господа, был свят от рождения. Он не пил вина и не ел плоти животных.
3. Фома: В соответствии с ранне-христианским докумнтам он “... носил лишь одно платье в любую погоду, что имел, то отдавал другим и также воздерживался от поедания плоти и пития вина..”. (Джеймс Вернон Бартлет. Магистр искусств “Апокрифические Евангелия из истории Христианства в свете современных знаний.
4. Матфей: “Жил на семенах и орехах, фруктах и овощах, не принимая мяса (Климент Александрийский - “Климент наставник”)
5. Матфей, занявший место Иуды “Деяния 1.21.26”. По словам Отца церкви Климента Александрийского питался так же, как и Матфей
6. Андрей
7. Иуда (Андрей брат Петра во плоти и вере) и Иуда из Бетсаиды, изначальный последователь Иоанна Крестителя, следовавший ему в его аскетической диете.
Павел также писал: ”Ради пищи не разрушай дела Божия... Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого] , отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.” (Послание к Римлянам 14:20,21), хотя его поучения выглядят менее категоричными.

В апокрифических деяния Фомы, которые были в ходу у ранних христиан, этот ученик Иисуса описывается как аскет: ”...Он постоянно постился и молился, в любую погоду носил одно и то же платье, ничего ни от кого не принимал, а все, что имел, отдавал другим и воздерживался от мяса и вина.”

Противоестественное поедание плоти столь же оскверняющее, сколь оскверняющее языческое поклонение демонам с его жертвоприношениями и нечистыми пиршествами, участвуя в которых, человек пирует с самим дьяволом”. - (II век до н.э. Клементий Гомилиас).

”...Намного лучше быть счастливым, чем позволить дьяволу пребывать в нас, а счастье можно обрести только лишь придерживаясь добродетели. Поэтому Апостол Матфей питался злаками, орехами и овощами и не вкушал плоти Разве при умеренной простоте не достаточно этого всеобъемлющего разнообразия съестного: овощей, корней, олив, трав, молока, сыра, фруктов?” Отец церкви Климентий Александрийский (Тит Флавий Клеменс 150-200 Р. Х.)

”...Мы, христианские лидеры, воздерживаемся от мяса животных во имя самоконтроля. У протиестественного мясоедения демоническое истоки”. Также о ранних христианах: “Не проливали они потоков крови, нет изысканной кухни, нет тяжести в голове. От них не доносится ужасный запах мяса и невыносимый дым не клубится в кухнях их..”. (Св.Христосомос (347-404 г. от р. Х.).)

”...Так как Христос есть Альфа и Омега, мессия, восстановивший все на свои места, то более не дозволено разводиться или есть мясо... Итак я скажу тебе: если ты желаешь быть совершенными, то не следует пить вино или есть мясо..”. (Св. Иероним (340-420 г. от р.Х.), давший миру Вульгату, - авторизованную латинскую Библию, которой пользуются по сей день.

”Пар, исходящий от мяса затемняют свет духа... Едва ли можно обрести добродетель, наслаждаясь мясными блюдами и пиршествами..” (Св. Василий (320-379 г. от р. Х.))

Помимо этого: многие языческие наблюдатели сообщали, что ранние христиане воздерживались от мяса. Пилиний, губернатор Вифнии (где проповедовал Петр), описывал современных ему христиан в письме к императору Трояну, как о ”зараженных суеверием воздержания от мясной пищи...”

Сенека (г. до р. Х. 65 г. о р. Х.), философ-стоик и советник Нерона, описывал христиан как: ”...Иноземную секту, воздерживающуюся от мясной пищи..”.

Иосиф Флавий сказал о ранних христианах: “...Они собираются до восходом солнца и не произносят ни единого мирского слова - одни лишь особые молитвы... Садятся вместе к общему блюду, на котором лишь один вид невинной пищи...”

В древнем Арамейском писании, обнаруженном и переведенном И.М.Сикелли, Иисус говорит: ”Убивающий, убивает своего брата... И плоть убитых зверей в его теле станет его собственной могилой. Потому истинно говорю вам: тот кто убивает, убивает себя, и тот, кто ест мясо убитых животных, ест тело смерти... Не убивайте ни людей, ни зверей, ни пищу, входящую в ваши уста. Жизнь приходит от жизни, смерть всегда приходит из смерти. Убивающий, чтобы питаться, убивает также свое собственное тело. Ваши тела станут тем, что вы едите, и ваши дух станет таким же, как ваши мысли”.

(Е.М.Секели “Евангелие мира”) Альберт Швейцер сказал: ”Этика относится не только к человечеству, но и к животному миру. Этому есть свидетельство в трудах Святого Франциска. Так мы придем к заключению, что этика относится ко всем проявлениям жизни. Это этика вселенской любви, это этика Иисуса теперь признана, как необходимость мысли. Только вселенская этика, охватывающая каждое живое существо, приведет нас к власти во вселенной...”

Кардинал Иоан Генри Ньюмен (1801-1890) сказал: “Жестокость к животным означает отсутствие любви к Богу... Они не причинили нам вреда и у них нет возможности защищаться... это нечто отвратительное, сатанинское - убивать тех, кто никогда не причинил нам вреда, кто не может защитить себя, того, кто полностью в нашей власти..”.

Толстой считал, что мяcоедене противоречит принципам христианства.

Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель-ачарья ИСККОН (Движения Сознания Кришны) заключает: ”...есть множество негодяев, попирающих свои собственные религиозные принципы. Несмотря на то, что в иудейско-христианских писаниях ясно говорится “не убий”, они выдвигают различные оправдания этому. Даже религиозные лидеры потворствуют убийству животных, в то же время стараясь выглядеть святыми личностями. Это глумление и лицемерие, царящее в человеческом обществе, принесло бесчисленные бедствия”.

По материалам: babyblog.ru, krishna-kavkaz.ru

Свинья христианам можно?

Мир вам друзья, Бог да благословит Вас. Надеюсь вас привел не праздный интерес на этот сайт и вы действительно обеспокоены тем, чтобы не огорчить Бога не соблюдением какой либо заповеди. Но подумайте сначала о том, что весь закон был дан для того чтобы хорошо было в первую очередь человеку, а не Богу. В мире всё течет и меняется и от того что одной хрюшки станет меньше или одной коровы станет больше глобально ничего не изменится. Бог больше обеспокоен не тем, что человек будет есть, а тем что у человека в душе и верит ли он. Обижает ли он своего ближнего или делает ему добро. И мне кажется что если ты спасаешь голодного от смерти голодной, то Богу без разницы накормишь ты его шашлычком или окорочками. Но люди они такие, склонны к ко всякого рода табу и запретам. И им людям, очень важно не вникать в глубокий смысл действий и последствий, а просто знать что они поступают правильно. Люди склонны к правилам, традициям, запретам и не понимают, что то что нельзя иногда необходимо, а то что можно иногда нельзя.

Вопрос о свинине возник не просто так. С самого начала священного писания мы видим что животные были разделены на чистых и не чистых. И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
Бытие 7:2

С самого начала мира были известны человечеству животные пригодные в пищу и для жертвоприношения и не пригодные. И Ной знал эту систему различий, которую потом записал Моисей в Законе. Но сохранили ли потомки ноя знания об этом? Далеко, далеко не все. Благословен Бог Сима и да вселится он в широкие шатры Иафета и да проклят будет Ханаан. Так в кратком виде звучит благословение Ноя, в котором мы видим будущее всего мира и наше настоящее. Симиты(я специально так пишу) евреи – последовали за Богом, Иафет(европейские народы) тоже приобщился к вере через Христа, а ханаан там всё плохо(африка).

Мы уже поняли, что свинину есть иудеям(евреям не верующим во Христа) нельзя, можно ли есть тем кто верит во Христа? Можно ли есть евреям верующим во Христа есть свинину? Что говорит об этом Библия?

И Хотя Иисус свинину не ел, и даже уничтожил стадо свиней, как бы намекая сквозь века, Иисус говорил что очень много людей придут в Царствие Божие не из евреев, потому что евреи отвергнут Его.

Евангелие от Матфея 8:11. Говорю же вам , что многие придут с востока и

запада и возлягут с Авраамом , Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

И что происходит тогда, когда это случается? Когда апостолы проповедуют язычникам и те обращаются к Богу?

Случается у уверовавших язычников история, которая попадает на страницы священного Писания. И Давайте прочитаем всё.

1 Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.

2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.

3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.

4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.

5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.

6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;

8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам;

9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Своё.

15 И с сим согласны слова пророков, как написано:

16 «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю её,

17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы , между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь, творящий все сие».

18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.

19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,

20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,

23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон , чего мы им не поручали ,

25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,

26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

27 Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

29 воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.

31 Они же, прочитав, возрадовались о сём наставлении.

Деяния апостолов 15 глава

Такая вот история друзья. Смотрите что говорят Апостолы! Спасение души не от еды! Спасение по вере в Бога! Бог очищает сердца язычников через веру во Христа! И Апостолы смотря в корень, понимая что есть свинину или не есть свинину не играет никакой роли в спасении душ их, посылают письмо им, в котором говорится что нельзя пить кровь, есть задушенное, и грешить блудом и не делать другим того, чего не желаешь себе.

Этими словами, не делать другим того, чего не желаешь себе, они заменяют закон, и более того избегают слепого, тупого следования заповедям без размышления. Ведь с таким подходом нужно будет вникать в себя, и думать от том, хочу ли я чтоб у меня украли, хочу ли я чтоб меня побили, хочу ли я чтоб меня спасли от смерти путём изъятия у меня опасной вещи?

Суть в том, что свинину есть разрешили. Что еще Библия говорит об этом?

говорил ли Бог есть нечистых животных, к коим относится и насущная хрюшка?

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз
был глас к нему:

что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым, написано в Библии.

И еще написано:

1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским,

2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил , дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,

5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.

1-е послание Тимофею 4 глава

Мы видим что запрет употреблять в пищу то, что Бог сотворил исходит не от Бога, а от злых духов и бесов.

Да и в самом начале Библии в книге Бытие есть разрешение для всех народов

всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё;
Бытие 9:3

Можно есть всё. Главное вера в Спасителя И Господа Бога Иисуса Христа, умершего и пострадавшего за наши грехи и воскресшего из мертвых.

И еще напоследок из посланий апостолов, где говорится о том, что есть можно всё, но чтобы мы своей свободой в пище не ввели другого человека в грех.

«Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». Рим.14:20

«Для чистых все чисто». Тит.1:15

«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца , а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими». Евр.13:9

«Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие ». Кол.2:14-16

«Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога». Рим.14:2-3,6

Здесь о свободе совести, и кто свободен – тот пусть ест, но если кто-то думает что это грех и является не свободным, то не надо его осуждать или заставлять, каждый должен отойти от слепого подчинения законам к разумному служению самостоятельно.

Подписывайтесь на сообщество

«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь
»

Святитель Василий Великий

Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.

Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.

Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.

Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:

  • мясо — это мышечная масса убитого животного, употребляемая в пищу;
  • мясом также называется само блюдо, приготовленное из такой мышечной массы;
  • к мясу относится и мышечная часть рыбы;
  • мясом может называться собственно мышечная ткань;
  • а также это может быть мякоть плодов, окружающая семя.

Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.

Грех ли убивать животных ради еды?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.

В книге Бытия () написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя ”, и говорит, что нам “сие будет в пищу ”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.

Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.

Господь есть Любовь и всё творимое Им есть благая забота о всем живом в земной нашей жизни и, важно, за ее чертой. Следовательно, ни умерщвление всех людей на планете во время потопа, ни смерть животных по Божиему благословению не противоречит Его благому промыслу о всех нас, как бы ужасно это нас ни впечатляло.

«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…
»

Свт. Василий Великий.

Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?

Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.

«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешит
ь».

Святитель Василий Великий.

Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).

  • ЧИСТОЕ животное имеет всего два признака - оно должно быть:
  1. парнокопытным и
  2. жвачным .
  • НЕЧИСТАЯ пища - это животные, у которых отсутствует хотя бы один из этих признаков. Это означает, что такое мясо для употребления в пищу не годится.

Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.

Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?

В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную », говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.

Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.

А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания ().

Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (), а точнее, поправляет Лопухин «плясать », то есть блудодействовать.

«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой
».
Свт. Василий Великий.

Так «…пищу других народов.. нам нельзя» ?!

В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.

Исламская пища – разрешается условно

«Халяль » – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам ». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.

К харамной у мусульман относиться:

  • свинина и производные её,
  • недозволено потребление мяса с невыпущенной кровью и падаль,
  • а также мясо с выпущенной кровью, но приготовленное без произненсения имени Аллаха.

*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.

Иудейская пища – разрешается

«Кашрут » – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.

*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей
».
Иудейская мудрость.

Нельзя есть:

  1. животное, если оно не имеет раздвоеное копыто и не жует жвачку. Это, к примеру, такие животные, как конина, медвежатина, волчатина, собачатина, свинина, зайчатина, мясо лисы и др.
  2. птиц: «орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его… » и других. Из птиц можно есть только тех у кого «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле », то есть это курицы, индюшки, гуси и другие домашние птицы.
  3. животное, если оно погибло своей смертью (падаль) или было удавлено или убито током, то есть кровь животного осталась невыпущенной (из мёртвого животного кровь не выпустить, так как всякое движение по сосудам прекращается с остановкой сердца).
  4. рыб и всех обитателей речных, морских и океанских, которые не имеют плавников и чешуи. То есть сюда можно отнести крабов, мурен, акул, китов, молюсков, рачков, раков и лангустов и многое другое.
  5. жаренную кровью, в том числе кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген (пояснения см. дальше).

Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос ().

«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:

светлое мясо – с выпущенной кровью;
тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);

синее – удавленина ».

Отец Даниил Сысоев

Камнем преткновения является распространённый принцип заготовления мяса у тайцев и некоторых других родственных им народов. Перед тем, как убить животное, его долго избивают с целью пропитать живое мясо кровью.

Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо..
.».
Священник Олег Стеняев

Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?

В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте » (). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает » (). Слово «душа» в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.

А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того <..> и истреблю ее из народа ее » (), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови (). Подробнее в разделе .

Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может
».

Отец Олег Стеняев

Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?

В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).

Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос <..> со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление » (), говорит апостол Павел в письме к иудеям.

Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.

Почему установлены запреты на пищу?

В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть ». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.

Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа ».

Договор Бога с людьми

Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.

Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.

Критерий воздержания от пищи – наша совесть?

Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» ().

А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ().

О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ().

Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови , удавленины и идоложертвенного мяса (), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, <..> без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» (), говорит христоподобный апостол Павел.

Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.

Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера

Загрузка...