ecosmak.ru

Конспект оод по экологии в подготовительной группе. Открытое занятие по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы

Галина Поливахина
«Будь природе другом». Открытое занятие по экологии в подготовительной группе

«Будь природе другом » .

Цель : воспитательная : формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе ; развивать социальные навыки : умение работать в группе , договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.

- Развивающая : Развивать логическое мышление, воображение.

- Образовательная : систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.

Движение с разной силой

Невидимость воздух

Прозрачность

Не имеет вкуса и запаха вода

Растворитель

Активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .

Предварительная работа :

проведение мини-бесед «если б не было воды» , «зеленые лёгкие планеты» , «круговорот воды в природе » . Рассматривание глобуса, заучивание стихотворений о воде и воздухе.

Материал : стаканчики, вода, молоко, мелкие игрушки, сахарный песок, трубочки, кисточки, краски.

Вос-ль : наша планета- общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)

Вос-ль : Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы . И самая маленькая букашка-тоже часть природы . Природа кормит человека , одевает, обучает дает все необходимое для жизни.

А чему учит нас природа расскажет Даня К .

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок- терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Вос-ль : Ребята, а чем мы с вами дышим?

Дети : Воздухом, кислородом.

Вос-ль : А какой бывает воздух? (Дети : грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?

Дети : Нет.

Вос-ль : Где можно встретить чистый воздух?

Дети : В лесу, на море, в горах.

Вос-ль : А где можно встретить грязный воздух?

Дети : В больших городах, где много машин, и заводов.

Вос-ль : А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети : Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Вос-ль : Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

Дети : Мы можем его услышать, когда дует ветер.

Максим К. «Ветер» .

Осторожно дует ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

Вос-ль : Скажите. А воздух мы можем увидеть?

Дети : нет.

Вос-ль : А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.

Опыт :

Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха - это движение с разной силой.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает

Сосны с корнем вырывает

Так порою он сердит

Только, что он был везде

Миг и нет его ни где!

Вос-ль : Скажите, кому нужен воздух?

Ответы детей

Вос-ль : А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух?

Ответы детей.

Физминутка.

Темным лесом, и зеленым лугом

Мы шагаем друг за другом

Что б цветы нам не помять,

Будем ноги поднимать.

Теплый ветер нежно гладит,

Лес шумит густой травой

Кедр нам хочет поклониться,

Ель качает головой,

А кудрявая березка

Провожает всех ребят

До свиданье лес зеленый.

Мы уходим в детский сад.

Вос-ль : А без чего еще не может прожить человек. Что бы это узнать нужно отгадать загадку.

Если руки ваши в ваксе.

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг ,

Смоет грязь с лица и рук

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать? (вода)

Вос-ль : Правильно. Мы с вами поговорим о воде, вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть. Где в природе мы можем увидеть каплю воды?

Ответы детей.

Вероника Л. «Ключевая вода» .

Журчит поет водица,

Знакомую тропой

Медведь идет напиться

Водою ключевой.

Нагнется он, лакает

Намочит бурый мех,

А ключ бежит сверкает

И щедро поит всех.

Максим К. «Дождь» .

Хлещет ливень по кустам,

Бьет без промаху!

Всю малину исхлестал,

Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш

Нужен саду свежий душ

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

Вос-ль : Кто знает где прячется дождь?

Ответы детей.

Игровой практикум. «Мама Тучка» .

Вос-ль : Давайте представим, что я мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, всем пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (Дети прыгают) . Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки взявшись парами) . Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединились в одну цепочку) . Плывут капельки, в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (Дети перестраиваются в большой океан и двигаются по кругу) . Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и подбегают к воспитателю) .

Вос-ль : а что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

«У воды нет запаха» .

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет) . Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

«Уводы нет вкуса» .

Предложить детям попробовать через соломинку воду

Вопрос : Есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода» , хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

«Вода прозрачная» . Перед детьми стоят два стакана : один с водой, другой- с молоком . В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком- нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод : вода прозрачная, а молоко нет.

«В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются ».

Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

Итог эксперимента : вода- одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами : прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.

Итог занятия :

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду » ,

Но почему так поздно мы

почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дум

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек- всю Землю

Можешь только ты

Разумный человек!

Вот и закончилась наша весёлая познавательная для всех экскурсия по экологии , теперь каждый из нас смело может сказать :

«Я – друг природе »

Оксана Шувалова
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода - это жизнь»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

«Вода-это жизнь , бесценный дар, богатство планеты» .

Цель : формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) .

Задачи :

-образовательные :

Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека .

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле.

Познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам.

Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе

Учить детей при помощи художественного творчества (плакат) доносить проблему охраны источников чистой воды до других людей

Способствовать всестороннему развитию ребёнка.

-развивающие :

Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей.

-воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к воды, экологическую культуру .

Словарная работа : активизация словаря : глобус, родники, вода в роднике (какая) : родниковая, холодная, прозрачная, хрустальная, студёная, струящаяся.

Интеграция образовательных областей : музыка, развитие речи, художественная литература, физическое развитие (здоровье, художественное творчество (аппликация) .

Методы и приёмы : рассказ о родниках и чистой воде, охране воды в природе; слушание стихотворения «Земля - наш дом родной» , «Родники» Бунин; п/и «Ручейки – озеро» ; приход сказочного персонажа Лунтика; эксперименты, д/и «Четвёртый лишний» , развитие творчества детей –коллективная аппликация.

Предварительная работа : Знакомство с глобусом, рассматривание иллюстраций. Беседы : «Как уберечь воду?» , «Кому нужна вода . Наблюдения в природе : снегопад, таяние снега, дождь, лужи, роса, туман. Чтение художественной литературы : Марта Гумилевская «Следом за каплей» (рассказы) .

Материал к занятию : Глобус. Картинка с изображением завода , сливающего грязную воду. Картинка мусора в воде и на берегу водоёма. Картинки с изображением озёр, рек и родников, игрушка- Лунтик, карточки с загадками, плакат с контуром планеты Земля, цветная бумага (голубая, клей-карандаш, салфетки, клеёнки для аппликации. Стакан с водой, пустой стакан, чашка с сахаром, ложка, кусочек льда, свеча. Картинки для игры вода , облако, дым из трубы.

Ход занятия:

I. Звучит тихая музыка.

Воспитатель читает стихотворение :

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть :

Леса, и горы, и моря-

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Работа с глобусом.

Воспитатель показывает глобус.

Кто знает, как называется этот предмет? (глобус)

Что такое – глобус? (это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз, так наша планета Земля выглядит из космоса).

Посмотрите на глобус. Какого цвета больше всего на глобусе (голубого) . Почему (ответы детей? Это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например : в нашей стране есть такое заповедное озеро Иткуль. А также есть озеро Байкал. Это озеро с самым большим запасом пресной воды в мире.

Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода ? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т. д.)

Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах ? (Ответы детей)

Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников.

Любит и бережёт родники наш народ : обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.

Ребята, а кто из вас пил воду из родника?

А как говорят о чистой воде из родника? (родниковая, холодная, прозрачная, хрустальная, студёная, струящаяся.)

У И. А Бунина есть стихотворение «Родник» .

Послушайте его :

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный :

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А вы знаете, что без воды не может жить ни что живое : ни человек, ни животные, ни растения.

Воспитатель : Родник - бесценный дар. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.

П\игра «Ручейки-озеро» .

Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему - это «ручейки» . По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу : «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг - «озеро» .

II. Встреча со Лунтиком.

Раздаётся стук. Появляется игровой персонаж-Лунтик. Он грязный, плачет.

Ребята, кто это к нам пришёл, такой грязный, такой несчастный? (Ответы детей)

Лунтик : Я шёл к вам в гости, мимо речки, солнышко пригрело, я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Воспитатель : Ребята, может, вы знаете, что случилось с Лунтиком? (Ответы детей) .

Лунтик : Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода . Из неё текла чёрная вода . Вот такая! (Показывает картинку.) А ещё там, в воде и на берегу, валялось много бутылок, пакетов с мусором, фантиков из-под конфет, кожура от бананов и мандарин. И так мне стало плохо и неприятно.

(Дети жалеют Лунтика. Воспитатель предлагает ему умыться) .

Как вы думаете, кто так мог поступить? (Ответы детей)

Что необходимо сделать, чтобы наши водоёмы были чистыми? (Ответы детей)

Лунтик : Спасибо вам, ребята. Сегодня я к вам пришёл, чтобы поиграть. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы будете за мной повторять. (Дети встают в круг) .

Физминутка-Скороговорка :

«Ехал Грека через реку,

(дети изображают, как гребут вёслами на лодке)

Видит Грека, в реке рак.

(Повороты туловища и головы вправо- влево)

Сунул Грека руку в реку,

(Наклоны туловища вперёд)

Рак за руку Греку цап!

(Воспитатель ловит детей за руку)

Воспитатель : А теперь, я предлагаю вам стать ненадолго волшебниками, и провести эксперименты с водой. Лунтик, ты тоже присоединяйся к нам.

1. Два стакана. Один пустой второй с чистой водой и чашка с сахаром. Переливаем из одного стакана воду в другой. Вода льётся , значит, она какая? (Жидкая) . Добавляем сахар в стакан и перемешиваем. Что видим? Сахар исчез. Проведя, этот опыт мы с вами рассмотрели такое свойство, как растворимость. В жидком состоянии вода растворяет некоторые вещества.

2. Дети закрывают глаза, по их ладошкам я провожу кусочком льда. Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашим рукам? Лёд. Что такое лёд? Лёд – это вода , только в твердом состоянии. Если его долго п0одержать в тёплых ладошках, то он превратиться в воду. Значит, вода бывает жидкая и твёрдая.

3. А теперь мы наберём немного воды в ложку и подержим над свечой. При высокой температуре вода закипает и превращается в пар. Это третье состояние воды - газообразное.

Лунтик : Как интересно! Я хочу поиграть с вами в игру «Четвёртый лишний» . Картинки : река, озеро, море, песок. Лёд, снег, сосульки, леденец. Пар, горячая вода , облако, дым из трубы.

Молодцы ребята, у вас так хорошо получается. А вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте :

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода .)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (Река)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

Посреди поля лежит зеркало :

Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)

Не море, не земля, корабли не плавают

Только лягушки квакают.

Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото)

Лунтик : Ребята, как у вас хорошо, весело и интересно. Но мне уже пора домой, меня ждут мои друзья : Кузя Пчелёнок и Мила. До свидания.

Лунтик уходит.

II Художественное творчество (коллективная аппликация) :

(Воспитатель предлагает детям пройти к столам. Напоминает им о госте, как ему было плохо от грязной воды).

Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы наша Земля оставалась такой же цветущей и голубой. (Ответы детей) .

Правильно, надо охранять чистоту водоёмов и их берегов, не загрязнять их : не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода - это богатство нашей планеты залог жизни и здоровья людей , животных и растений.

Изготовление плаката «Наш дом – планета Земля» .

Дети читают стихи :

. И тихо просят родники : «Ты береги нас, береги!» …Смотрю на глобус – шар земной, Грустит глубокая река, Такой прекрасный и родной! Свои теряя берега, И шепчут губы на ветру : И слышу голос я реки : «Я сберегу вас, сберегу!» «Ты береги нас, береги.

Конспект проведения занятия

для подготовительной группы.

"Юные исследователи"

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей со свойствами воды на основе приобретенных ранее знаний опытным путем;

Расширить и углубить представление детей о значении и местонахождении воздуха на земле, о свойствах воздуха, о значении в природе свойств воздуха

Формировать умение выполнять опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта, умения делать выводы, рассуждать по аналогии, анализировать;

Развивать наблюдательность и любознательность детей;

Формировать эмоционально - позитивное отношение к окружающему миру, первые навыки рационального природопользования

Воспитывать умение бережно относится к живой и неживой природе, заранее предусматривать позитивные и негативные следствия своего вмешательства в природу;

Помогать видеть красоту, неповторимость, и разнообразие природы (богатство ее форм, красок, запахов), получать удовольствие от общения с ней.

Материал.

Раздаточный материал: баночки, салфетки, полиэтиленовые пакетики;

камни, поролон, мел, земля, стакан; мыльные пузырьки; бумажные кораблики или теннисные шарики; волшебные цилиндры; бокалы с разным количеством воды, дудочки, свирели, медали.

Демонстрационный материал: вода (горяча и холодная); рисунок организма

человека; глобус; рисунки "Кто загрязняет воздух"; загадки о воде и воздухе, вопросы блиц-турнира; 3-литровая банка подсоленной воды, полстакана пресной воды, пипетки, тарелочка, иллюстраций морей, озер; 3-литровая банка воды, краски, грязная морковь на тарелке, грязное платье куклы в ванночке, грязные кисточки, мыло; миска; стакан, салфетки; пробирки с окрашенной водой; 2 пластиковых трубы; воздушные шарики, пластиковая бутылка; теннисные шарики.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем подходят к дверям комнаты. На них надпись: "Исследовательская лаборатория". На двери изображения двух "человечков".

код воздуха

код воды

Чтобы открыть двери в лабораторию, следует разгадать код. "Узнали ли вы на них "человечков"? "Человечки" какого вещества здесь изображены?

Да, водяные - это человечки-капельки, они принимают форму той посуды, в которую их наливают. Что может быть водяными человечками? (Человечки воды, чая, молока, лужи, дождя.)

А это воздушные - постоянно в действии, они всегда куда-то летят. Что может быть такими человечками? (Газ, дым, пар, запах.)

Двери отворяются, дети заходят в лабораторию.

Сегодня мы с вами будем исследовать разные вещества. Но прежде всего

каких надо придерживаться правил безопасности? (Ответы детей)

Загадка о воде

Тучкой в небе мчит, льется, течет и бежит.

На пруду в зимнюю пору может стать стеклом прозрачным.

Что это такое? Правильно, это - вода.

А ну вспомните, какую вы знаете игру о воде? "Вода не вода".

Кто может напомнить правила игры?

Если дети не вспомнят, то тогда воспитатель:

Я буду называть слова, если слово означает то, что содержит в себе воду (радуга, лужа), вы будете поднимать обе руки.

Если предмет или явление имеет отношение к воде (кораблик, дельфин), вы поднимаете одну руку; если я назову предмет или явление, которое не имеет никакой связи с водой (ветер, камень) вы руку не поднимаете.

Воспитатель называет слова: радуга, песок, рыба, камень, снег, дождь, ветер, дельфин, лужа, туча, челнок, сосулька, лед, глина, ручей, озеро.

Молодцы! Вы хорошо знаете, что содержит в себе воду, что имеет связь с водой, а что нет!

А как вы думаете, нужна ли вода человеку? Для чего она нужна человеку? А как вы думаете, в организме человека есть вода? (Ответы детей)

Посмотрите на этот рисунок. Видите организм человека, в основном, состоит из воды: она есть в крови, в слюне. Без еды человек может прожить неделю, но без воды 1-2 дня. Как вы думаете, сколько каждому человеку каждый день нужно воды. Много или мало? Много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Ответы детей)

Дети, на какой планете мы живем? (Земля)

Это макет нашей планеты Земля. (Воспитатель показывает детям глобус.)

Как он называется? (Глобус). Синим цветом на глобусе изображены моря и океаны.

Посмотрите внимательно на глобус и скажите, чего больше на нашей планете - воды или суши? (Воды).

Много ли воды на планете Земля ? (Много).

Большую часть воды составляют моря и океаны. А вода в них соленая. Может ли всякая вода удовлетворить потребности человека? (Ответы детей)

Опыт 1. Сравнить количество соленой и пресной воды на Земле.

Как вы считаете, какой воды у нас больше всего ?

Чтобы было понятно: подходим к столику, на котором стоит 3-литровая банка подсоленной воды, полстакана пресной воды, пипетки и тарелочки.

Дети, представьте себе, что воду морей и океанов нашей планеты мы слили в эту банку. Здесь соленая вода. Тогда пресная вода займет лишь полстакана.

И только 3 капли (считайте - 1. 2. 3.) это вода рек и озер.

Вместе прийти к заключению.

Много ли у нас пресной воды? (Мало, в сравнении с солёной)

Воды живым существам нужно много, на планете ее недостаточно. Надо воду экономить. Что вы делаете, чтобы экономить воду?

А может не надо ее экономить, потому что она вся возвращается обратно в

природу?

Опыт 2. Какая вода возвращается к природе.

А в каком виде? (Дети излагают свои предположения).

Воспитатель подводит детей к столику, на котором стоят, :

З-х литровая банка воды; краска; грязная морковь на тарелке, грязное платье куклы в ванночке, грязные кисточки, мыло, около каждого предмета стоит баночка, песочек и лежит салфетка. Посредине стоит большая миска. Воспитатель ставит по 2 ребенка около каждого "оборудования труда", разливает в баночки воду из большой банки. Предлагает выполнить нужную работу, дети выполняют. Грязную воду из маленьких мисок все сливают в большую миску.

Вместе прийти к заключению: вода возвращается к природе грязная.

Дети, а вы знаете откуда вода приходит к нашим кранам? (Ответы детей)

Да, вода приходит к нам из естественных водоемов, из рек и озер трубами, но перед этим проходит очистку на специальных станциях. Потом она отправляется назад уже по другим трубам.

Дети, вспомните, какая кристально чистая вода была в банке, а превратилась в противную мутную воду. С рек и озер к нам пришла чистая вода, а возвращается туда очень грязной. Поэтому вода в реках и озерах перестала быть чистой. И перед тем как вода придет опять в водопровод, ее надо очистить. Если кран остался открытым, то не только зря потрачена чистая вода, но и увеличилось количество грязной воды. Соответствующая нагрузка на очистные сооружения. Пока что водопроводную воду можно использовать, но ее качество с каждым годом ухудшается.

Какое можно вывести правило? (Чистой воды мало и ее надо беречь – не загрязнять.)

Нам нужна чистая вода. Поэтому мы не должны ее загрязнять. Послушайте, как об этом рассказывается в стихотворении:

А вода это настоящее чудо!

Как прожить без воды?

С ней мы всегда счастливы,

С ней у нас нет беды.

Есть вода - растут растения:

Лес, сады, красивые поля.

Это чудесно для человека

И радуется вся Земля.

Плавают в водах дети,

Рыбы в воде живут.

Расцветают на лугу цветы.

И частые дожди идут.

Круговорот постоянный

На Земле вода ведет.

Поэтому с водой всем прекрасно

"Небесный Колодец" - нас сбережёт!

- А теперь отгадайте загадки о воде.

Меня ожидают, не дождутся

А как увидят - разбегаются.

(Дождь)

Над тобой и надо мной

Пролетел мешок с водой.

Наскочил на дальний лес

Застудил нас и исчез.

(Ливень)

С неба - звездой

На ладошку - водой.

(Снежинка)

Висит за окошком

Кулек ледяной

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

Сам вода

А по воде плавает.

(Лед)

Утром бусы заблестели

Всю траву собой укрыли.

А пошли искать днем -

Ищем, ищем, не найдем.

(Роса)

Вокруг вода

А с питьем беда.

(Море)

Клубится, а не дым

Ложится, а не снег.

(Туман)

Чайник на плите стоит

Что над чайником шипит?

(Пар)

Молодцы дети! Вы были очень внимательными, хорошо и интересно отвечали на мои вопросы.

А сейчас поговорим о том, что такое воздух и какое он имеет значение. Но, чтобы исследовать воздух, его следует увидеть. А если его мы не видим, то по-видимому нет никакого воздуха. Вы согласны со мной? (Ответы детей.)

Я предлагаю вам поймать воздух. Дети пытаются поймать воздух

руками.

Уверены вы, что держите в руках воздух? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям взять в руки полиэтиленовые пакетики, развернуть их и набрать в них воздух.

Дети выполняют задание.

Что теперь в ваших пакетах? Как вы узнали что это воздух?

(Ответы детей.)

Если пакетик закрутить, то в нем есть что-то, что мешает до конца

закрутить пакет. Но почему мы ничего не видим в пакете?(Потому, что

воздух прозрачен.)

Мы с вами сможем почувствовать воздух, если поднесем пакетик к лицу

и раскроем его.

Деть, пускали ли вы мыльные пузыри? Как вы думаете, что в середине

мыльных пузырей ? (Ответы детей.)

Давайте попробуем пустить несколько пузырьков. (Дети пускают мыльные пузыри.)

Давайте посмотрим, где еще есть воздух.

У воздуха нет определенной формы, оно распространяется во всех направлениях.

Опыт 3. Есть ли воздух

Я возьму стакан, который пуст.

Как вы считаете или есть в нем воздух? (Дети излагают свои предположения).

Мы сейчас проверим.

Воспитатель берет стакан и на дно прикрепляет салфетку пластилином.

Сейчас я буду погружать стакан в воду, а вы посмотрите намокнет ли салфетка?

Воспитатель окунает в емкость стакан вверх дном.

Что происходит, намокла ли салфетка? Почему?(Салфетка осталась сухой.)

Какой вывод можно сделать? (В стакане был воздух, который не дал салфетке намокнуть.)

Опыт 3. Есть ли воздух в разных объектах неживой природы.

А теперь попробуем исследовать, или есть воздух в камнях, поролоне, меле, земле и тому подобное.

(Дети излагают свои предположения).

Для этого вы разделитесь на группы. Каждая группа будет исследовать, где есть воздух.

Дети избирают материал для опытов: губки из поролона, камней (можно взять кирпич), мел и тому подобное.

Дети окунают эти предметы в стаканы с водой.

Что вы видите? Что это за пузырьки? (Ответы детей.)

Какой вывод можно сделать? (Видим пузырьки, которые поднимаются на поверхность воды. Это воздух. Во всех предметах, которые нас окружают, есть воздух.)

Опыт 4. Могут ли живые объекты жить без воздуха

Могут ли живые объекты жить без воздуха?

(Дети излагают свои предположения).

Почему в народе говорят: "Нужен как воздух"? (Варианты ответов

детей.)

Попробуйте задержать дыхание. Долго ли вы сможете не дышать?

(Всем живым существам, в том числе и человеку, для дыхания нужен кислород, который содержится в воздухе.)

Опыт 5. Могут ли живые объекты жить без воздуха

А как вы считаете, одинаково вода ведёт себя при разной температуре?

(Дети излагают свои предположения).

Нальем полную пробирку окрашенной воды и закроем ее пробкой со стеклянной трубкой. Вода зайдет в трубку. На трубке на уровне воды есть наклеенная полоска бумаги. Опустим пробирку в горячую воду, что вы заметили? Почему уровень воды в пробирке изменился?

А теперь опустим ту же пробирку в холодную воду. Как изменился уровень воды в пробирке?

Как вы думаете, почему уровень воды при нагревании повышается, а при охлаждении снижается? Давайте вместе сделаем вывод (Вода имеет свойство расширяться при нагревании, сжиматься при охлаждении).

Воздух плохо проводит тепло. Это свойство воздуха можно часто наблюдать в природе. На зиму у зверей отрастает густая шерсть, а у птиц появляется пух. Между густыми шерстинками и пушинками есть много воздуха. Оно хранит тепло тела животных. Зимой некоторые травянистые растения - озимая пшеница, рожь, земляника не отмирают и остаются зелеными. Но не погибают они только тогда, когда покрыты толстым пышным слоем снега. Почему? Если снег пышен, то между снежинками много воздуха, который плохо проводит тепло. Тепло хранится около растений и согревает их во время мороза.

Сейчас я еще расскажу несколько интересных моментов о воздухе. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса. Но, если мы его ароматизируем, он будет пахнуть? В воздухе легко и быстро распространяется запах духов, аромат цветов, изменяется воздух и после дождя.

У воздуха нет определенной формы, оно распространяется во всех направлениях.

Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было

вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в обжигающих лучах Солнца

днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый, - на север, разгоняет тучи, Ветер

наполняя воздух влагой и собирает маленькие тучи в дождевые тучи.

Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным

одеялом.

Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, потому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом из Земли.

Сейчас поиграем в игру "Кто быстрее переправит Смешариков по ручью".

Дети распределяются на 2 команды и по очереди дуют на предметы, чтобы они из одного конца ручья приплыли к другому.(2 пластиковые трубы обрезаны вдоль).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки и поразмышлять, кто

загрязняет воздух, а кто чистит его. Детям следует заметить объекты которые

чистят воздух, и зачеркнуть те, которые его загрязняют.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки и рассказать, как способствовать тому, чтобы воздух был чистым. Как дети это делают.

Воспитатель предлагает детям поиграть в "Фокусник".

Дети, вы любите фокусы? А скажите мне, пожалуйста, кто показывает фокусы и с помощью, каких волшебных предметов они это делают? Хотите

научиться, сами показывать фокусы? (Ответы детей)

А как вы думаете можно ли с помощью обычных вещей показать фокусы? (Ответы детей)

Давайте проверим? Оденем наши волшебные цилиндры, которые будут нам помогать.

Вы малыши, не зевайте, не шумите, А за мной наблюдайте!

Опыт 6.Как можно надуть воздушный шарик

Дети, чем можно надуть воздушные шарики или с помощью каких

предметов? А с помощью бутылки пластиковой можно надуть?

(Дети излагают свои предположения).

Воспитатель берет бутылку, которую хорошо заморозила в холодильнике и воздушный шарик. Ставит открытую бутылку в таз, надевает на нее воздушный шарик, и заливаем в таз горячую воду. Шарик надувается.

Дети, смотрите, что происходит, как вы думаете, почему шарик надулся? (Ответы детей)

Вот же, сделаем вывод что воздуху стало жарко и тесно в бутылочке, он расширился и стал выходить из бутылки прямо в шарик, потому шарик и надулся. Теплый, горячий воздух легче или тяжелее холодного. (Легче)

Опыт 7.Что может толкать воздушный шарик

А как ты (имя ребенка) думаешь воздух может толкать предметы?

Мы же настоящие фокусники, сейчас и проверим.

Предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и двигается вперед. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Опыт 8.Что может толкать воздушный шарик

А можно ли заставить двигаться теннисный шарик без помощи рук? (Ответы детей.) Сейчас и проверим.

Предлагается детям подставить теннисный шарик под струю воздуха из воздушного пузыря. Что происходит? (Ответы детей.)

Какой вывод можно сделать ?(Струя воздуха вынуждает двигаться предметы) - Где это может еще происходить? (Струя воздуха вынуждает двигаться листочки деревьев, корабли на море, легкие предметы на земле).

А еще мы знаем, что вода может выдавать разнообразные звуки. От чего это зависит? (От того в чем она, и какое ее количество) . А воздух может звучать? От чего это зависит? (От силы потока воздуха)

Игра детей на бокалах с разным количеством воды и на дудочках, свирелях.

А что вы знаете о воде мы увидим, проведя небольшой блиц-турнир, за каждый правильный ответ вам медаль " Исследователь"

Какие свойства имеет вода?

От чего зависит цвет воды?

Вода - это твердое вещество или жидкость?

От чего зависит вкус воды?

Вода меняет форму или нет?

Можно ли очистить воду?

Может ли вода толкаться?

Какой температуры бывает вода?

Как вода превращается в газообразное состояние?

Могут ли живые объекты жить без воды?

Какие свойства имеет воздух?

Какое значение в природе имеет свойство воздуха задерживать тепло?

Приведи примеры.

Без воздуха человек проживет несколько часов?

Воздух заполняет все полости?

Какого цвета воздух ? (Прозрачный.)

Вдохните ртом воздух.

Попробуйте, какой воздух на вкус?

Вдохните носом воздух. Какого он запаха?

Вот и закончилась наша работа в исследовательской лаборатории. Вы были настоящими исследователями и получили медали, может кто-то из вас станет выдающимся ученым. Вы много чего узнали и можете сами сделать некоторые опыты дома, для этого не нужно много оборудования.

Вода и воздух, хороший фактор для сохранения нашего здоровья, потому надо всегда бережно к ним относиться!

Управление образования администрации города Тулы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 57»

«Вода-чудесница»

(конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе)

Разработала и провела:

Короткова Э.И.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе - «Вода-чудесница» .

Область: Познание.

Интеграция областей : «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

    Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.

    Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

    Формировать умение отгадывать загадки.

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

5.Наблюдение за водой на прогулке.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Емкости с водой, емкости с песком и почвой.
Краски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, сахар, соль.

Ручеек, заготовки рыбки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку :

Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без… (воды ) . Верно!

В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки)
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Гидроэлектростанции работают на воде – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

Игра «Какая бывает вода? (холодная, горячая, морская, речная и т. д.)

3. Капелька любопытная

А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д.

Опыт №1 «Вода может принимать вкус».

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

4. Капелька художница

Опыт №2 Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Капелька художница попросила разукрасить рыбку, лежащая у вас на столе в любой цвет. Кто выполнил работу отложите рыбку пусть высыхает.

5. Капелька ученая

Капелька пятая- ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

6. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки!

Опыт № 3.«Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы!

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

Непосредственно образовательная
деятельность с детьми 6 , 7 лет

«Экологическая азбука»

Вид непосредственно-образовательной деятельности: интегрированный.

Интегрируемые области : «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное»,»Речевое»,»Художественно - эстетическое«.

Форма НОД: групповая.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, игровая.

Программные задачи:
· Формировать у детей интерес к природоохранной деятельности человека.
· Дать представление о том, что природе нужна помощь человека, его забота, любовь. На земле обитает много живых существ. Всем нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.
· Воспитывать в детях высокую ответственность за сохранность природных богатств, разумное использование и умножение.

Материал и оборудование:
1.Мультимедийная установка, магнитофон.
2.Слайды: изображение животных, рыб, птиц, живущих около реки.
3.Картинки для составления модели загрязнения реки.
4.гуашь, краски, бумага.
5.Экологическская азбука.

Предварительная работа:
1.Беседа с детьми на тему:
а) «Откуда берет начало река Волга?»
б) «Какие города, заводы и фабрики расположены на берегу реки?»
в) «Как человек загрязняет реку?»
г) «Кто населяет реку?» (рыбы, животные, растения).

2.Чтение книг о Волге.
а) «Наша Волга».
б) «Почемучка» (из серии «Наш мир»)
в) «Загрязнение и сохранение (из серии «Наш мир»).
г) «Реки и озера (из серии «Наш мир»).
д) Экологическая азбука.

3.Рассматривание альбомов, открыток о Волге.
Серия открыток «Астраханский заповедник».

4.Рисунки детей о Волге, родном крае.

5.Экскурсия на набережную Волги.

Взаимосвязь с семьей:
помощь родителей в изготовлении карточек для игр.

Взаимосвязь со специалистами:
обеспечение фоновой музыки в реализации деятельности НОД.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Педагог: Садитесь удобнее. Сейчас мы с вами продолжим разговор о том, что нас окружает. О природе, о ее красоте, о том, как нужно ее беречь. Мы с вами провели много бесед об экологии нашего края. Пусть вы еще не взрослые, но свое значение для природы уже пора понимать. Природа позаботилась о нас - напоила водой, накормила, обогрела, одела, порадовала душу своей красотой. А как мы относимся к природе?

- просмотр слайдов на экране о загрязнении реки.
- Разумно ли используем ее богатства и надолго ли его хватит? Мы должны быть в ответе за нашу планету. Нам надо многому научиться. А чтобы чему - то научиться, надо прочитать много книг. А в этом нам поможет Азбука. Но так как мы хотим стать юными экологами, тот мы с вами изучаем какую азбуку?
- Экологическую азбуку (ответы)

Верно! Давайте вспомним с вами некоторые слова из этой азбуки.
Педагог выставляет на доске карточку с буквой «А».
- А теперь скажите экологическое слово на эту букву.
- Аквариум (ответы)

Выставляется буква «В»
- Скажите экологическое слово на эту букву.
- Вода.
Педагог просит объяснить значение этого слова (ответы)
- Вода имеет большое значение для всего живого. Недаром еще с древних времен человек строил себе дом у реки.
- Ребята, а мы с вами на берегу какой реки живем?
- На берегу реки Волга.
- Давайте поговорим немного о нашей реке.
- Откуда наша Волга берет свое начало?
- Как она называлась раньше?
- Есть ли у нашей реки - притоки?
- Куда впадает Волга?
- Какой город расположен у дельты реки?
- Чем отличается река от озера?
- Какую пользу приносит река (ответы)?
- Да, ребята, мы называем нашу Волгу матушкой-кормилицей.

Выставляется бука «К».
- Красная книга(ответы).
- Новое слово на букву «К» - катастрофа. Что же это такое?

Педагог дает объяснение слову «катастрофа». Вспоминают с детьми катастрофу нефтепровода, которая произошла на реке Белая.
- Чем грозила нам эта катастрофа?
(река Белая протекает очень близко от реки Кама, а Кама впадает в реку Волга).

Послушайте, что происходит, если человек плохо относится к природе, не заботится о ней.

Рассказ педагога с показом слайдов.
- Текла по равнине река с чистой - пречистой водой река Волга. Построили на ее берегу химический завод. Для работы ему нужно много воды - вот и проложили от завода к реке две трубы. По одной вода в завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается отработанная, грязная вода.

Педагог на доске выстраивает модель загрязнения реки. От каждого объекта загрязнения проводит по воде кисточкой грязную дорожку отходов.

Ребята, я вам раздам карточки, и мы попробуем с вами составить небольшой рассказ «Разноцветная речка» (детям раздаются карточки).
- А что вы, ребята, можете добавить к моему рассказу?
- Как еще человек загрязняет реки?

1. Заводы - промышленные отходы.
2. Сбрасывание отходов и мусора.
3. Пароходы, катера, танкеры - остатки бензина, мазута.
4. Загрязнения от мойки машин.
5. Сточные воды. (ответы детей)

Ребята, посмотрите, из чистой прозрачной наша река превратилась в серо-буро-малиновую. Тяжело стало нашей реке! Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Раздается голос (в записи) Нептуна - хозяина реки: » Помогите
мне люди, трудно стало жить, дышать, испортилась наша река. Да и вам самим угрожает опасность - не будет чистой воды, не будет жизни на земле».

Ребята, поможем Нептуну!
- Давайте очистим нашу Волгу! Поищем в нашей лаборатории карточки с добрыми делами (дети отыскивают карточки).

1. Построить очистные сооружения - «водоочистки».
2. Построить уловители дыма-» дымоловка».
3. Больше строить парусных лодок.
4. Рыбу ловить только удочкой.
5. Очистить реку от мазута и грязи.
6. Машины лучше мыть в специальной мойке.
7. Построить заводы по разведению рыбы.

Вот сколько добрых дел мы с вами сделали. И задышала наша река, засверкала. И рыбе стало легче, и животным, и человеку. Течет наша река, а Нептун радуется нашим добрым делам. И с большой радости населил Нептун нашу реку и рыбой, и животными, и птицами, и растениями.

Да что-то он тут немного перепутал. Собрал всех обитателей и поселил в одном месте.

Давайте мы поможем ему правильно расселить обитателей.
(проводится игра » Рассели правильно водных обитателей«.)

Вопросы к детям:
1. Почему не живут у нашей реки: верблюд, белый медведь, пингвин, страус, зебра?
2. Почему не растут у реки: кактус, пшеница?
3. А в речной воде не водятся: крабы, осьминоги?

Дети отвечают на вопросы, подкрепляя их небольшими рассказами о среде обитания данного вида.

Вот мы и еще одно доброе дело сделали - помогли реке! И так шаг за шагом вы будете понемногу узнавать о родном крае, о природе, о ее бедах и нуждах. И когда вы вырастите большими, то сами сможете помочь природе и научите других, как надо бережно обращаться с родным краем, с нашей планетой Земля.

Литература:
1. «Волшебница вода» - Н.А. Рыжова
2. «Экологическое воспитание дошкольников» - Н.С. Голицин
3. «Любовь к природе воспитываем с детства» - С.Н. Николаева
4. «Экологические игры в воспитании дошкольников»- Н.А. Рыжова
5. «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте»
- С.Н. Николаева
6. «Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного
возраста» - Г.И. Соломахина
7. «Экологическая азбука» - Н.В. Емельянова

Название: Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Экологическая азбука»

Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МОУ детский сад №295
Месторасположение: город Волгоград, Красноармейский район

Загрузка...