ecosmak.ru

Что такое уважение к старшим. Воспитание уважения к старшим

Все мы знаем, что людей старшего возраста надо уважать. Почет и внимание, вежливость и готовность прийти на помощь человеку преклонного возраста может охарактеризовать любого только с лучшей стороны. А как научить маленького ребенка уважать старших?

В наше время часто можно услышать мнение, будто дети не умеют уважительно относиться к старшему поколению. А потому инциденты, когда подростки отказываются уступать место в общественном транспорте людям преклонного возраста, не помогают бабушке перейти дорогу, и порой просто невежливы со старшими, сегодня стали уже вполне обыденными. Но это совсем не означает, что у таких детей испорченный нрав от рождения. Просто им не объяснили, как себя вести в таких ситуациях и не показали правильный пример. Практически у всех народов мира есть множество традиций, обычаев и просто пословиц, которые предписывают чтить старшее поколение. И как показывает практика, ребенку, который ведет себя таким образом со старшими людьми, объяснить что-то уже крайне сложно. Ведь любое перевоспитание пройдет намного тяжелее, чем воспитание. Поэтому, чтобы не узнать в своем любимом малыше лет через 10 именно такого подростка, стоит начать задавать ему верные ориентиры в этом вопросе как можно раньше - уже с 2-3 лет. Как это сделать правильнее всего?

Демонстрируйте уважение на личном примере

Самое главное - помните: маленькие дети практически во всем берут для себя за основу поведение родителей. Поэтому личный пример, с помощью которого вы будете демонстрировать, как нужно уважительно обращаться с теми, кто старше вас, принесет наилучший воспитательный эффект. И начать здесь надо с вашей семьи. Не допускайте, чтобы ваш ребенок видел, как вы ругаетесь со своими родителями или родителями мужа/жены. Даже если отношения с ними по какой-то причине не сложились, вам необходимо приложить все усилия для того, чтобы малыш не заметил вашего раздражения или недовольства поведением старшего поколения. Старайтесь быть благожелательны в общении с ними, интересуйтесь их мнением, помогайте им по мере возможностей, и не забывайте находить поводы для теплых слов в их адрес. Также рассказывайте ребенку об их длинной жизни и просите сделать это бабушек и дедушек, пока они . Альбомы со старыми фотографиями, необычные истории из их прошлого - все это поможет сформировать у ребенка к старшему поколению уважение, гордость за них, и понимание, что, с одной стороны, их опыт может быть интересным и познавательным, а с другой, они в силу возраста уже нуждаются в определенном уходе. И не забывайте: как вы сейчас относитесь к своим родителям, так наверняка будет относиться к вам и ваш ребенок, когда вы станете пожилыми. Потому привитие уважения к старшим в семье - это, прежде всего, забота о самих себе в будущем!

Впрочем, лишь родственниками ваш пример, конечно, не должен ограничиваться. Поэтому старайтесь вести себя уважительно по отношению ко всем старикам. Пропускайте в очереди в магазине или поликлинике, уступайте место в автобусе, предлагайте помощь, если человек в чем-то нуждается (хоть поднять с земли оброненную вещь, хоть подать тяжелую сумку при посадке в трамвай - примеров множество). Причем желательно делать это не только тогда, когда они говорят об этом, но и без просьбы. И обязательно поясняйте ребенку, зачем вы это сделали: «Видишь, бабушке тяжело, надо было помочь, ей это очень приятно», «Дедушка уже старенький, ему сложно ждать приема к доктору, нужно его пропустить, а мы можем подождать вместо него, он это заслужил и будет за это благодарен…». При желании и возможности можно показать ребенку еще и примеры направленной на одиноких стариков или дома престарелых: перечислить на счет, зайти в гости проведать, купить и отвезти продукты или ненужные вещи - все это даст вам возможность рассказать больше о необходимости поддержки пожилых людей. А еще старайтесь донести до малыша мысль, что когда-то и вы, и он сам станете такими же. Да, дети в 2-3 года не очень-то и верят в это, но вам стоит подчеркивать это чаще, переводя акцент на него. «Если бы ты был таким же стареньким, ты разве не был бы рад, если тебе уступили?» или «Когда твои папа и мама станут пожилыми, ты разве хочешь, чтобы окружающие относились к ним без должного уважения?» - подобные фразы могут помочь ему понять, что чувствуют другие, и соответственно изменить свое поведение.

Помогайте ребенку помогать старшим

Но, естественно, только своим примером, какой бы он хороший ни был, научить чему-то ребенка сложно. Поэтому нужно больше обсуждать с ним способы уважения, поддержки и помощи людей постарше, а также активно вовлекать его в них всеми доступными способами. Например, вы не просто уступаете место в автобусе, а предлагаете сделать это именно вашему ребенку: «Ты не хочешь встать или пересесть ко мне на колени, чтобы бабушка посидела?». Ну, а если видите, что ребенок уже сам пытается помочь окружающим, всячески поощряйте это, отмечайте и хвалите его, что он молодец и поступает очень хорошо. Разумеется, надо пресекать и обратные образцы поведения маленького человечка. Если он грубит в ответ на обращение старшего человека, игнорирует его, ведет себя бестактно, задавая ненужные или невежливые вопросы, стоит обозначить для него пределы допустимого, пояснив основные правила этикета. Не ругайте и не наказывайте его, это может вызвать озлобление, а четко и ясно доносите до детского сознания, что такое поведение для вас лично неприемлемо. А потому вы ждете от него извинений перед человеком, который старше его, и надеетесь, что впредь подобное не повторится. Постоянно видя, что хорошее, уважительное отношение к старшим получает высокую оценку и своих родителей, и других людей, ваш ребенок скорее начнет вести себя именно таким образом.

А еще ищите примеры не только из своего поведения или поведения ребенка, но и из окружающего его мира. Похвалите перед ребенком девочку, которая всегда первой здоровается со старшими, или товарища по детсаду, вежливо разговаривающего с воспитателем. Также выбирайте фильмы или сказки, где поддержка старших или пожилых людей показана с лучшей стороны. При этом обязательно после просмотра кино или прочтения такой книги обсуждайте их с малышом! Спросите у него, кто в книге главные герои, кто из них положительный, а кто отрицательный, как их поведение относительно старших помогло им либо помешало в чем-то и какую роль сыграло в разрешении сюжета. Такие беседы помогут вам сделать акценты на нужных моментах и донести до ребенка понимание того, что же такое хорошо, а что такое плохо в отношениях с людьми, которые уже прожили намного больше лет, чем сам ребенок. И тогда уважительное отношение к ним, без пренебрежения, будет для него привычным, естественным стандартом, нормой, к которой необходимо стремиться. А главное помните, что обучение идет постепенно, научить уважению к старшим быстро и легко не получится! Лишь кропотливая ежедневная работа в этом направлении в течение многих лет воспитает в ребенке правильный характер, который поможет ему выстраивать верные отношения со старшими людьми. Поэтому не переживайте, если поначалу что-то не получается, а просто наберитесь терпения. И вскоре вы заметите реальные изменения в поведении маленького человечка!

P.S. Напоследок один немаловажный нюанс: уважение нужно проявлять ко всем взрослым, но заслужили его, будем откровенны, далеко не все. Согласитесь, вряд ли действительно достоин его грубый человек, резкий, некультурный, ведущий себя в обществе неподобающим образом. И поэтому у малыша может возникнуть резонный вопрос: зачем уступать место ругающейся со всеми бабушке, чем она такая хорошая, что заслужила мое к ней почтение? Или почему надо пропустить вне очереди пожилого мужчину-скандалиста, который оскорбляет других людей? Вопрос этот на самом деле сложный. Пояснить маленькому ребенку, что надо уметь оценивать поведение других людей и соответственно реагировать на него, крайне сложно. Ведь малыш в 3 года еще не обладает столь развитыми навыками анализа и самоанализа для корректировки своего поведения… А потому в этом возрасте будет достаточно сказать ему, что уважать надо, конечно же, всех старших. Но некоторые из них иногда могут вести себя по каким-то причинам не очень красиво или хорошо. Поэтому надо стараться помогать им, но, если они не ценят этого, лучше проявить терпение к ним и отойти в сторону, а не вступать с ними в ссору. Таким образом, вы научите его не беспрекословному подчинению старшим, а воспитаете в нем самостоятельного, тактичного, умного и чуткого человека.

А как вы рассказываете ребенку про то, как ему нужно себя вести со старшими людьми?

18 63343
Оставить комментарии 18

«Старших надо уважать, старшим надо помогать». Так говорят многие, но конкретно ничего не делают, ограничиваясь лишь разговорами. В празднование международного дня волонтеров молодогвардейцами Бурятии был проведен комплекс мероприятий.

Сначала молодогвардейцы оказали адресную помощь инвалиду-колясочнику Дариме Дымчиковой, лидеру общества молодых инвалидов Бурятии «Гэрэл». Ребята сделали влажную уборку в доме Даримы, прибили гардину и проводили ее на занятия до института.

Еще одну тщательную уборку молодогвардейцы провели на территории возле памятника Гэсэр, где давным-давно никто не убирался и не убирался бы, возможно, еще столько же...

Другая минигруппа молодогвардейцев в течение дня помогала людям пожилого возраста и ветеранам в таких элементарных вещах, как поход в магазин за продуктами (был выбран известный в городе социальный магазин) и переход через оживленную автомобильную дорогу.

Бабушкам и дедушкам такая инициатива очень приглянулась, ведь немногие могут обойтись своими силами, а просить кого-либо зачастую бывает неудобно.

Без сомнения можно сказать, что день удался, все намеченные планы осуществились,

и самое главное получили «кучу» положительных эмоций (особенно от бабушек и дедушек) и теплых пожеланий, которые были направлены в сторону ребят из «Молодой Гвардии». И, конечно же, не обошлось без пожеланий, что проводить такие мероприятия нужно как можно чаще!...

В мусульманском обществе положено проявлять уважение и почтение к людям преклонного возраста. Об этом свидетельствуют слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданные от Амра ибн Шуайба:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم ليس منا من لم يرحم صغيرنا ويعرف شرف كبيرنا

«Не из нас тот, кто не снисходителен (не проявляет милосердие) к младшим и не знает о достоинстве тех, кто старше нас (по возрасту и знаниям) » (Тирмизи, 1920).

Выражение «не из нас» в данном хадисе означает, что неуважение к старшим является большим грехом, потому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и показывает свою непричастность к совершающему этот грех.

Уважение к старшим – это одно из самых благородных проявлений нрава молодого человека. Оно находит отражение во многих аспектах нашей жизни и в отношениях с людьми. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от проявления неуважительного отношения к старшим. Ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» рассказывает, что Абу Умамат передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

روى الطبراني في الكبير عن أبي أمامة عن رسول الله صلى الله عليه وسلم أنه قال: "ثلاث لا يستخف بهم إلا منافق: ذو الشيبة في الإسلام، وذو العلم وإمام مقسط."

«Тремя людьми пренебрегает только лицемер: обладателем седины в исламе (седым мусульманином), обладателем знаний и справедливым имамом ». (Табарани)

Пренебрежение может выражаться в насмешках, подколках, в обращении к нему с грубой речью, неэтичном поведении в его присутствии и в порицании его в лицо. Разве мало случаев, когда старец проходит рядом с компанией молодых, и кто-то из них начинает, подражая старику, насмехаться над ним? В школах ученики издеваются над взрослым учителем, в вузах студенты могут позволить себе это. Всё это признак невоспитанности человека, и немалую долю ответственности за это несут родители.

К сожалению, сегодня многие позабыли об этой сунне. Родители редко заняты воспитанием своих детей, мало кто уделяет внимание обучению детей уважению взрослых. Более того, находятся и такие родители, которые, наоборот, воспитывают в детях эгоизм, пренебрежение к старшим. Когда в автобус или маршрутное такси заходит пожилой человек, некоторые молодые люди могут даже не убрать ноги, чтобы не мешать пройти старику к своему месту, не говоря уже о том, чтобы уступить ему своё место. Подобное отношение вернётся к молодому человеку, когда он сам достигнет преклонного возраста.

قال عليه الصلاة والسلام ما أكرم شابٌ شيخاً لسنّه إلا قيّض الله له من يكرمه عند سنّه

«Если молодой человек будет относиться с почтением к пожилому человеку только из-за его возраста, то Всевышний Аллах пошлёт ему того, кто будет относиться к нему с почтением, когда он достигнет преклонного возраста » (Тирмизи, 2022). Из этого хадиса можно понять, что если молодой человек относится неуважительно к пожилым, то Всевышний Аллах пошлёт к нему тех, кто и к нему будут относиться так же, когда он достигнет пожилого возраста.

Основной причиной неуважительного отношения к старшим является отсутствие стеснения. Многие воспитывают детей не быть стеснительными, хотя Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

((أنّ الحياءَ خيرٌ كُلُّه))

«Стеснение является благом ». (Муслим, 57).

Следует учить детей стесняться совершать греховные, предосудительные поступки и не стесняться делать доброе и хорошее.

Индира Рашидова
Классный час «Уважение к старшим»

Классный час на тему «Уважение к старшим » В 3 классе

Подготовила : учитель начальных классов

МКОУ СОШ №1 г. Избербаш

Рашидова Индира Магомедовна

Цели : воспитывать уважение к старшим ; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.

Оборудование : тема записана на доске, жетоны для викторины, медали «Самый вежливый» .

Ход классного часа

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс .

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём

И занятие начнём!

Ребята посмотрите пожалуйста за окно. Какая погода во дворе? Какое у неё настроение? У вас на столах карточки –рисунки солнца и тучки. С каким настроением вы пришли на это занятие?Ответ покажите с помощью карточек. Выберите то настроение, которое соответствует вам в данный момент.

Сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим , о чуткости и отзывчивости, о доброте.

Как вы понимаете выражение «Уважай старших » (здороваться со старшими , уступить место, помочь в чём либо)

Вы знаете, что человек- невежа не умеет себя вести в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения,которые характеризуют его с отрицательной стороны.

Герой этого стихотворения, например,слова «спасибо» , «здравствуйте» , «пожалуйста» ,» простите» произносит неправильно.

Простого слова «извините» не одолел его язык

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече : «Добрый день!»

Казалось бы простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо слова «Здравствуйте» бурчит

А вместо слова «до свмдания»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье :

«Ну, я пошёл…Пока! Всего!»

Ребята, как вы назовёте такого человека (Невежа)

А всегда ли вы сами вежливы?

Сейчас проведём викторину. Кто первый правильно ответит получает жетон.

Викторина

1 вопрос : Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший , а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, падать стул, а самому садиться только после приглашения.

2 вопрос : Как вести себя при входе старшего в класс ?

Ответ. (уч-ся должны дать соответствующий ответ)

3 вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице , дома?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

4 вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими ?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

5 вопрос. Если вы обращаетесь к старшим ,как вы их должны называть? На «вы» или на «ты» ?

Ответ. (соответствующий ответ)

6 вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками , инвалидами, с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи : перейти улицу, перевезти что нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

Ответ. Высказывания детей.

7 вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?

Ответ. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить,не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть .

Сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир ДОБРОТЫ.

Доброта- это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек – значит относящийся к людям с расположением, готовый помочь, отзывчивый.

С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда слышите слово ДОБРОТА?

Ответы детей.

Стих о доброте.

ГОРОД ВЕЖЛИВОСТИ.

Из этого стихотворения мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Мы отправляемся в город вежливости.

ВЕЖЛИВОСТЬ –это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делает их стойкими и весёлыми.

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.

Мы все научились когда то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним ребята.

Как добрым ивежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумано кем-то красиво-

За помощь поблагодарить,

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь мы все «до свидания»

Друг другу всегда говорим

«Пожалуйста» - если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это – основа основ.

Для того чтобы стать добрыми и уважать старших мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее и радостнее.

ЦВЕТИК _ СЕМИЦВЕТИК

Дети по одному выходят с лепестками и клеют их на доскую проговаривая вежливые слова.

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.

Ребята кто из вас знает волшебные слова?

ИГРА ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ.

Ответы хором.

1. Расстает даже ледяная глыба от слова тёплого….(спасибо)

2. Зазеленеет старый пень , когда услышит….(добрый день)

3. Если больше есть не в силах скажем маме мы (спасибо)

4. Мальчик вежливый и развитый говорит, вссътречаясь….(здравствуйте)

5. Когда нас бранят за шалости. говорим (простите пожалуйста)

5. И во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания) .

В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем» волшебными».С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку, помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Сейчас я проверю, как вы их усвоили и как применяете в жизни.

ИНСЦЕНИРОВКА СИТУАЦИЙ,

Однажды по улице шел старичок , опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся , поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что то рассматривая в небе шёл мальчик. Он столкнулся со старичком . Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что то сказал и старичок сразу подобрел .

Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться? (извините пожалуйста или простите пожалуйста) .

Однажды мальчик Вова поехал в школу. В трамвае он сел около окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и сказал : «Садитесь (пожалуйста) Женщина осталась довольна и очень вежливо сказала : «Спасибо» .

Каким был мальчик Вова? (Он был вежливым»

СТИХИ, ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи

И место без протеста

Уступите старухе .

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду

В автобус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы

То сидя на уроке

Не будете с товарищем

Трещать как две сороки.

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тётей

И с дедушкой и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы

Вы книжечку вернёте

В опрятности не измазанном

И в целом переплёте.

И ежели вы вежливы

Тому кто послабее

Вы будете защитником

Пред сильным не робея.

О каких правилах вежливости говорится в стихотворении?

1. Уступать место старшим .

2. Помочь взобраться в трамвай инвалиду.

3. Нельзя разговаривать на уроках.

4. Помочь маме без просьбы.

5. Нельзя перебивать разговор старших .

6. Не пачкать и не рвать книги.

7. Защищать слабых.

Ребята, в этом стихотворении далеко не все правила вежливости. Послушайте ещё несколько.

8. Невежливо давать прозвища.

9. Дал слово – выполняй его, пообещал прийти к кому то вовремя приди.

10. В школе со старшими нужно здороваться .

11. В помещении где люди работают нельзя громко разговаривать.

Есть ещё много других правил, которые вы должны помнить и соблюдать.

А сейчас мы будем рассказывать стихи, смотреть небольшие сценки и решатьзадачи, но не на сложение, а на уважение .

ИНСЦЕНИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ «УСТАЛ»

Серёжа с футбольного поля идёт,

А рядом старушка с кошёлкой идёт .

Серёжа сказал : «Я вам бы помог,

Да сам от усталости падаю с ног».

Как поступил мальчик Серёжа? А как надо было поступить?

ИНСЦЕНИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ ПРО ЛЕНУ.

Мама дочке говорила :

Скоро сварится обед,

В магазин бы ты сходила,

Видишь, дома хлеба нет.

Не могу, -сказала Лена,

У меня болит колено.

Значит плохо наше дело!

И давно болит? – Давно!

Очень жаль, а я хотела

Взять тебя с собой в кино.

Покраснев сказала Лена :

Кажется прошло оно.

Кто вам не понравился в стихотворении? Почему?

Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях?

МЫС КУЛЬТУРЫ.

Сейчас будем решать задачи.

Мальчик крикнул прохожему : «Скажите, сколько сейчас время?» .

Какие ошибки допустил мальчик, обращаясь к прохожему?

В школьном коридоре разговаривают два учителя. Среди них Миша увидел свою учительницу и вежливо поздоровался только с ней : «Здравствуйте, Ольга Ивановна! «

Правильно ли поступил мальчик?

В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников.

В автобусе, вы, например, замечали, как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой сумкой проявляют о них заботу, а другие остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или смотреть в окно.

МУЛЬТФИЛЬМ «ШЁЛ ТРАМВАЙ 10 НОМЕР»

Каким был пионер Николай?

ИНСЦЕНИРОВКА И ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА В, ОСЕЕВОЙ «ПЕЧЕНЬЕ»

Как вели себя ребята в начале рассказа?

Знают ли мальчики вежливые слова?

Почему мама и бабушка расстроились?

Правильно ли поступили мальчики?

Что мальчики сделали неправильно?

Понравилось вам поведение мальчиков?

Как бы вы поступили?

Мальчики проявили равнодушие к маме и бабушке, и им стало обидно. А ведь это самые близкие люди, которые бескорыстно любят своих детей и внуков, заботятся о них.

СТИХИ О БАБУШКАХ.

Люди пожилые

Вы во всём такие :

Отдаёте душу,

Опыт и любовь

Дорогому дому,

Миру молодому

И всему, что сердце

Вспоминает вновь.

Люди пожилые

Сердцем молодые

Сколько повидали

Вы путей дорог

Горячо любили,

И детей растили

И надеждой жили

Меньше бы тревог.

Люди пожилые

Матушка Россия

Вас не баловала

Лёгкою судьбой

Дай вам бог покоя,

Чтобы над рекою

Солнце озаряло

Купол голубой.

Люди пожилые

Пусть года былые

Будут вам опорой,

Дети всё поймут.

И поклон вам низкий

От родных и близких

И от всей отчизны

За бесценный труд.

А у бабушки моей волосы седые,

А у бабушки моей руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает,

То на спицах вяжет шарф, в магазин слетает.

Ни одной минуты нет у неё свободной

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

Потому что быть хочу на неё похожей.

Если бабушка сказала

«То не трогай, то не смей!»

Надо слушать, потому что

Дом весь держится на ней!

Люблю я дома бабушке работать помогать,

Люблю я рядом с бабушкой по улице шагать,

Люблю я летом с бабушкой бродить в краю лесном,

Люблю я сказки бабушки послушать перед сном.

Почему нужно брежно относится к бабушкам?

ПЕСНЯ «ПРО БАБУШКУ»

Мои дорогие дети. У вас у всех есть бабушки и дедушки. Вы несомненно их любите. Дедушки и бабушки вырастили и воспитали ваших отцов и матерей. Будем же любить и уважать своих бабушек и дедушек. Старайтесь не огорчать их своими недостойными поступками. Внимательно исполняйте их просьбы и желания.

Что вы можете сделать для своих бабушек.

Помочь бабушке мыть посуду;

Сказать ласковые слова;

Просто поговорить.

ОСТРОВ ПОСЛОВИЦ.

Объяснение смысла пословиц.

Молодой работает, старый ум даёт .

Учат добру не дураки, а старики .

И в завершении попробуем составить портрет уважительного человека . Каким должен быть уважительный человек , а каким нет.

На столе у учителя карточки со словами, дети подходят и берут нужную карточку и прикрепляют на ватман.

Мы повесим эти эти правила в нашем классном уголке , чтобы всегда помнили о них.

ПЕСНЯ «ДОРОГОЮ ДОБРА»

Ребята прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших , растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.

Спасибо за работу.

Желаю вам успехов и удачи.

Прогресс в культурном развитии любого народа в большей мере заключается в почитании и уважении к старшему поколению. Какой бы путь ни выбирал человек в своей жизни, его непременным успехом может стать мудрость, которая преподносится людьми преклонного возраста в качестве жизненного назидания.

Ведь именно их опыт порой может стать фактором в умении выбирать четко выработанную жизненную позицию. Любая история из жизни, любой поучительный рассказ, любое своевременное признание своих и чужих ошибок, любая попытка в проявлении милосердия и т.д. – все это может стать стимулирующим толчком для духовного прогресса и, конечно же, получения желаемого результата. Деградация культуры, религии, нравов, общественных принципов может произойти из-за пренебрежения мудростью старшего поколения. В истории также можно увидеть, что игнорирование этого уникального качества привело к гибели целых народностей. Но этот негатив прошлых поколений также есть урок для всех тех, кто стремится построить общество с богатым наследием духовных и культурных ценностей.

Среди крымских татар почет и уважение к людям преклонного возраста стали национальной традицией. Такой нравственный подход имеет богатую историческую практику. Еще до аннексии в конце 18-го века многие ученые и путешественники отмечали это качество в быту крымских татар, которые также отличались особым гостеприимством и толерантным отношением к другим народностям и конфессиональным группам. Уважение к старшим непосредственно связано с религиозной практикой не только мусульман Крыма, но и всех тех, кто желает сохранить свои традиции и религиозные принципы на долгие годы или столетия. Стоит отметить, что во многом это качество исходит из внутрисемейного положения, то есть от того, каким образом сформируются отношения между членами семьи разных возрастов, таким же примерно будет и отношение к окружающим. Это и выделяет уникальную суть человеческой натуры, которая в отношении себя приемлет лишь благородные и в то же время выгодные его духовному устроению чувства. Отсюда может формироваться и толерантность, так как некоторые семьи создаются с представителями других национальностей, где могут быть объединены культура и традиции, а в некоторой мере даже толерантное и непринужденное отношение к религиозным принципам.

Уважение к старшим является одним из религиозных принципов мусульман. В дальнейшем это может обозначить ту нравственность, которая духовно выражается во внутрисемейном и общественном ракурсе. Если некоторые религиозные обязательства такие, как намаз, пост, хадж и т.д., в большей мере касаются самого индивида, то уважение к старшим, как нравственный устой, может стать предпосылкой для совершения предписанных исламом обязательств. Опять же здесь колоссальную роль могут сыграть жизненный опыт и мудрость старшего поколения. Исповедуемая практика религиозных принципов и предписаний со стороны старшего поколения может стать весомым толчком для формирования мышления и умения выбрать правильную жизненную позицию. В некоторых случаях навестить родственников и близких является предпочтительным, нежели совершение какого-либо богослужения, но это не значит, что нужно оставлять предписанные Всевышним Аллахом обязательства. Хотя и посещение родственников также является определенным богослужением. И это, кстати, отчетливо обозначает Коран, утверждая их положение сразу после веры в Аллаха (Женщины, 1) вне зависимости от их вероисповедания и жизненных взглядов.

Благое отношение к родственникам и людям старшего поколения таит в себе особую благодать. Прежде всего, это связано с представлением своих религиозных принципов и жизненных взглядов, согласно поступкам, которые совершаются в их отношении. Даже присутствие вероятности того, что кто-то из них хоть немного изменит свое мышление, позволяет понимающему человеку везде и всегда быть толерантным, особенно к людям преклонного возраста, у которых со временем могут выявиться определенные болезни, иногда связанные со старчеством. Благодать же заключается в том, что постепенно при поддержании таких отношений формируется мудрость, которая бывает наиболее ценна в исправлении или же несовершении ошибок своих предков. Отсюда и исходит религиозный постулат, который так или иначе позволяет стать еще ближе к довольству Всевышнего Аллаха. Такая принципиальность может стать индикатором в выборе друзей, то есть, однажды сходив в гости и посмотрев хотя бы беглым взглядом на семейные отношения будущего друга, можно сформировать определенное мнение на предмет доверия и построения более тесных взаимоотношений.

К сожалению, в последние годы складывается такое впечатление, что чем более развита цивилизация и технологии, тем меньше уделяется внимание родственным отношениям и уходу за стариками. Возможно, кто-то скажет, что почти каждый день созваниваются, справляются о делах и здоровье, но постоянная занятость или решение повседневных проблем не позволяет долго находиться рядом. У кого-то могут быть другие причины. Но здесь стоит обратить внимание не только на здоровье и дела, но и на то, как можно за промежуток заочного разговора перенять мудрость почитаемого дедушки или бабушки. Колоссальным преимуществом пользуются те, кто живет в одном доме с ними. Хотя, к сожалению, многие привыкли видеть в этом некую обузу, нежели жизненную мудрость. Конечно, некоторые старики могут повторять одни и те же истории или советы много раз, что может надоесть более молодому поколению, но если быть немного внимательным, то из этого можно извлечь определенную мудрость. Она заключается в том, что советы, а порой какая-либо критика могут быть связаны с различными ситуациями, где именно вмешательство людей преклонного возраста бывает полезным в разрешении проблем. К примеру, у многих народностей существуют многовековые пословицы и поговорки, некоторые из которых повторяются в зависимости от ситуации, где одна и та же фраза может быть повторена не один раз. Ведь это многовековой жизненный опыт, который передавался из поколения в поколение.

До тех пор, пока существуют человечество и человеческие отношения, вопрос об уважении к старшему поколению будет актуален всегда, вне зависимости от развития цивилизации и технологий. Ведь если некоторые материальные аспекты могут кануть в небытие, то обретение мудрости и опыта никогда не потеряет силу, скорее наоборот, будет набирать все более новые обороты для духовного совершенства. Уважительное отношение к людям преклонного возраста и терпеливое отношение к некоторым их поступкам – вот те предпосылки, которые станут основой для любого жизненного успеха. А если еще это сделать религиозным принципом, то благополучие этого и последующего мира, можно сказать, гарантировано при условии присутствия искренности и отсутствия какого-либо внешнего намека на одолжение. Тот, кто пренебрегает таким уникальным принципом, как уважение к старшим, может потерять многое, а именно крепкую опору и достойную поддержку со стороны излучающего мудрость и опыт старшего поколения. Порой даже негативный опыт может стать жизненным назиданием, что еще больше придаст уверенности тем, кто умеет ценить отношения с людьми преклонного возраста. Это научит быть терпеливым не только к ним, но и к тем, кто к этому уникальному предписанию относится с безразличием. Ведь толерантность – это именно то, что позволяет преодолеть многие препятствия и с ней же жизненный успех будет обеспечен.

Загрузка...