ecosmak.ru

Кто может проводить общественную аккредитацию образовательных организаций. Общественная аккредитация образовательных программ

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

5. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

6. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.

7. Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет".

8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

9. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.

10. Формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ассоциация практических психологов и коучей (АППК) в целях повышения качества образования и подготовки специалистов в области практической психологии и коучинга проводит общественную аккредитацию программ вузов, колледжей, обучающих и развивающих центров, курсов повышения квалификации и других образовательных учреждений.

Независимая профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций проводится ведущими экспертами, лидерами рынка профессионального образования совместно с партнерами АППК:

· Психологический институт Российской академии образования

· МГУТУ им. К.Г.Разумовского

· РЭУ им. Г.В. Плеханова

Оценка качества образования определяется на основании экспертиз результатов обучения по заявленной образовательной программе.

Оценка гарантий качества образования дополняет оценку качества образования, характеризуя способность образовательного учреждения в течение срока аккредитации поддерживать и повышать качество образования, предоставляемого в рамках программы, которая удостоверяется в ходе аккредитации.

В результате экспертной оценки по показателям устанавливаются значения, которые определяются степенью уверенности экспертов в том, что образовательная программа способна в течение срока аккредитации поддерживать и повышать качество и гарантии качества образования.

АППК руководствуется мировыми стандартами и обеспечивает прошедшим профессионально-общественную аккредитацию:

· преимущественную конкурентоспособность на рынке образовательных услуг,

· преимущество при участии в конкурсах и тендерах,

· повышение конкурентного образовательного потенциала,

·дополнительные возможности для привлеченных внебюджетных средств.

АППК проводит общественную аккредитацию, опираясь на критерии, выработанные признанными профессионалами, которые внесли существенный вклад в развитие отечественной психологической науки и практики.

Психологический институт РАО (ПИ РАО) как партнер АППК сотрудничает в вопросах проведения экспертизы обучающих программ по психологии.

Для проведения общественной аккредитации образовательных программ Ассоциация сформировала Экспертную комиссию и Аккредитационный совет .

Основными задачами общественной аккредитации являются:

·оценка качества образовательной и научной деятельности в образовательных организациях,

·информирование граждан и работодателей о качестве подготовки специалистов в образовательных организациях,

·повышение ответственности субъектов образовательной деятельности,

·повышение качества образовательных услуг,

·обеспечение открытого конкурентного взаимодействия участников рынка образовательных услуг,

·создание информационной базы для определения рейтинга образовательных организаций.

Особенности профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:

1.Добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять, как целесообразность прохождения профессионально-общественной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ.

2.Многосубъектность проведения оценки. В состав Аккредитационного совета и Экспертной комиссии по профессионально-общественной аккредитации включаются представители работодателей, научных кругов, общественные деятели.

3.Ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ.

Преимущества профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:

Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, получит право:

1.Размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе, о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам.

2.Использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество.

3.Предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур.

Работодатели получают возможность:

1. Формировать компетентностную модель выпускника образовательного учреждения в соответствии с потребностями бизнеса.

2.Экономить средства на подготовку и переподготовку кадров.

3.Способствовать ликвидации дефицита кадров.

4.Формировать заказ на подготовку специалистов, обладающими необходимыми бизнесу квалификациями.

Процедура проведения:

Процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ проводится в течение 3-4 недель и включает:

1.Подача на прохождение процедуры общественно-профессиональной аккредитации и заключение .

2.Формирование отчета по самообследованию профессиональной образовательной программы.

3.Независимая оценка качества образования Экспертной комиссией.

4.Представление результатов независимой оценки качества образования — экспертных отчетов по каждой образовательной программе — в Аккредитационный совет.

5.Принятие аккредитационного решения членами Аккредитационного совета.

6.Выдача образовательному учреждению свидетельств об аккредитации в случае принятия членами Аккредитационного совета положительных решений об аккредитации.

АППК при проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ придерживается Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"

Аккредитация учебных заведений проводится на основании статьи 96 Федерального закона ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, от 29 декабря 2012 г.

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

1.Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

2.Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

3.Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4.Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов , требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

5.На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

6.Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.

7.Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет".

8.Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

9. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.

10.Формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

В рамках XI Международного конгресса – выставке «Global Education - Образование без границ – 2017» состоялась экспертная дискуссия «От профессионального стандарта до профессионального экзамена», организованная Национальным агентством развития квалификаций. Участники - представители отраслевых объединений работодателей, руководители образовательных организаций, исследователи образования -обсудили различные аспекты взаимодействия Национальной системы квалификаций и системы образования.

Открывая экспертную дискуссию, ее модератор - первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова напомнила, что приказами Минтруда России утверждены более 1 тысячи 100 профессиональных стандартов, более 1 тысячи квалификаций, оценка квалификаций идет в 150 центрах.

Система образования, наряду с другими отраслями, должна научиться применять профессиональные стандарты, причем не только стандарты, описывающие собственно педагогическую деятельность, но и, как это называется в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», деятельность «иных работников» образовательных организаций. В качестве примера Юлия Смирнова привела систему здравоохранения, в которой наряду с 20 профессиональными стандартами, непосредственно связанными с оказанием медпомощи населению и обращением лекарственных средств, применяются 67 других стандартов (сварщик, повар, бухгалтер, специалист по управлению персоналом и т.д.).

Ценность и востребованность образования в глазах людей высока, и это подтверждается социологическими опросами. Однако более половины опрошенных считают, что прямой корреляции между уровнем образования и профессиональными достижениями, материальным благополучия человека нет, рассказал руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб. При этом почти каждый третий работодатель считает, что современное образование не соответствует запросам рынка труда.

Выпускник вуза не готов в полной мере к трудовым действиям, отметила заместитель проректора по непрерывному образованию Финансового университета при Правительстве России и одновременно генеральный директор Ассоциации «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка» Диана Маштакаева. Но это не означает, что его подготовить нельзя. Студенты бакалавриата и магистратуры могли бы осваивать дисциплины дополнительного профессионального образования: им бы их зачитывали в рамках соответствующих программ. А затем, на этапе промежуточной аттестации или государственной итоговой аттестации, проходили бы независимую оценку квалификации.

«Университет готовит специалиста для рынка труда, а рынок труда присваивает ему квалификацию по окончании образовательной программы. Такой подход уже используется в Финансовом университете», - подчеркнула Диана Маштакаева.

Первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова рассказала о подходах к оценке работодателями образовательных программ. Статья 96 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает три вида аккредитации – международную, общественную и профессионально-общественную, причем последняя должна проводиться работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями.

На данный момент профессионально-общественную аккредитацию могут проводить 76 организаций – именно столько Минобрнауки России включило в перечень аккредитаторов. При этом никто не проверил, представляют ли они работодателей, сказала Юлия Смирнова.

По ее словам, уже подготовлены изменения в статью 96, чтобы четко зафиксировать статус советов по профессиональным квалификациям как организаторов профессионально-общественной аккредитации, эта функций определена им Указом Президента Российской Федерации. Советы по профессиональным квалификациям должны сами отбирать аккредитаторов по видам профессиональной деятельности, закрепленных за советами, проверяя наличие у потенциальных аккредитаторов необходимого экспертного потенциала. Важно, чтобы аккредитация проходила по единым требованиям, установленным Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Такие требования были утверждены 3 июля текущего года.

Потенциал процедуры профессионально-общественной аккредитации очень высок, констатировала Юлия Смирнова. Она уже сегодня учитывается при распределении контрольных цифр приема в вузы, в ряде субъектов это учитывается и при распределении КЦП для СПО. Эта аккредитация важна для работодателей как показатель качества образовательных организаций, куда они могли бы направлять своих работников для повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В свою очередь для образовательной организации наличие такой аккредитации – показатель ее успешности.

«Одно из условий получения профессионально-общественной аккредитации - успешность прохождения выпускниками программы процедуры независимой оценки квалификации, и этот подход уже начал применяться на практике», - подчеркнула в завершение Юлия Смирнова.

Мария Иванова, заместитель председателя СПК химического и биотехнологического комплекса, генеральный директор Российского союза химиков, отметила, что СПК формулируют запрос системе образования от имени работодателей, что особенно важно для малого и среднего бизнеса. «Не раз приходилось слышать вопрос: зачем вы проводите независимую оценку квалификаций, если существует государственная итоговая аттестация? Но у этих форм оценки разные задачи. ГИА оценивает весь процесс обучения, а НОК – конкретную квалификацию. При этом один сотрудник может обладать целым набором различных квалификаций», - подчеркнула она. Национальная система квалификаций в нашей стране находится в процессе становления, она создается совместными усилиями разных стейкхолдеров, так что работодатели, система образования и профсоюзы должны слышать друг друга и говорить на одном языке.

Надежда Прокофьева, ответственный секретарь СПК в строительстве, директор Департамента профессионального образования Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) отметила, что Национальная система квалификаций приходит на смену прежней консервативной системе, выстроенной на основе квалификационных справочников. Между потребностями работодателя и квалификацией кадров в строительстве на сегодняшний день имеется существенный разрыв, и его необходимо преодолевать.

Независимая оценка проводится на соответствие не профессиональному стандарту в целом, а конкретным квалификациям. Например, в 2014 году появился профессиональный стандарт «Штукатур», из него было выделено несколько квалификаций, в том числе «Специалист по устройству наливных полов», который также считается штукатуром. Оценочные средства разработаны специально для каждой квалификации. Важно, что на специалиста по устройству наливных полов нигде не учат, но если человек владеет этой квалификацией, он может пойти в центр оценки квалификации, подтвердить ее и попасть в государственный реестр. Квалификация и специальность, записанная в дипломе об образовании, - это тоже разные понятия. Непонятно, что умеет делать выпускник профессионального колледжа с дипломом мастера сухого строительства, а вот если у него есть конкретная квалификация, работодатель сразу понимает, где и кем он может работать.

По мнению Надежды Прокофьевой, образовательные учреждения могут быть партнерами центров независимой оценки квалификации – в частности, предоставляя им площадки для проведения экзаменов. Особенно это актуально для рабочих профессий – например, для оценки квалификации штукатуров нужны полигоны, которые есть в соответствующих профессиональных колледжах.

По мнению Федора Дудырева, директора Центра исследования среднего профессионального образования НИУ ВШЭ, за последние пять лет выстроена система, которая позволяет отражать изменения профессиональных стандартов в образовательных стандартах СПО. Однако развитие системы СПО в соответствии с требованиями рынка труда осложняется тем, что она недостаточно финансируется. С 2013 года объемы финансирования в расчете на одного студента падают, а вложения семей в этот сектор образования (платное обучение) в 3 раза превышают вложения со стороны бизнеса. В этих условиях сложно отвечать на все более комплексные и изменяющиеся «квалификационные вызовы».

Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций, отметила, что профессиональные стандарты как основной элемент Национальной системы квалификаций активно влияют на систему образования, и это закономерно. Особенность российских профессиональных стандартов в том, что они одновременно применяются в системе образования и действуют на рынке труда. А за рубежом профессиональные стандарты обязательны лишь для системы образования.

По мнению Ольги Клинк, путь от создания профессионального стандарта до его применения в образовательной организации можно сократить, используя профессиональные стандарты непосредственно при разработке образовательных программ. Наряду с ФГОС, профессиональные стандарты должны применяться при разработке и примерной образовательной программы и основной образовательной программы образовательной организации. Соответствующие предложения уже подготовлены в рамках работы экспертного совета по среднему профессиональному образованию Комитета по образованию и науке Госдумы, и они будут рассмотрены в декабре.

Ольга Клинк отметила, что внедрение профессиональных стандартов требует серьезного кадрового обеспечения – прежде всего, повышения квалификации педагогических работников СПО и ДПО. Национальным агентством развития квалификаций была разработана и согласована с Минтрудом России 21 программа для преподавателей организаций СПО, мастеров производственного обучения и наставников на производстве. Каждая программа включает в себя три модуля – методический, связанный с внедрением профстандартов, технологический и обучение работе в цифровой образовательной среде. В перспективе состав модулей будет расширяться. Обучение по этим программам уже прошли 630 педагогов.


СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Обеспечивает основанную на единых принципах оценку ОК и ПК обучающихся, эффективности деятельности ОО; качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг ЦЕЛЬ


ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КАЧЕСТВА Определение степени эффективности работы ОО Информирование заинтересованных сторон качество подготовки выпускников; гарантии качества образования; соответствие ПС; конкурентоспособность образовательных программ и ОО в целом руководство ОО; потребители образовательных услуг; работодатели; органы власти и управления; общественные и профессиональные организации; СМИ


Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ - признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Сертификация квалификаций – внешняя оценка квалификации соискателя, проводимая на основании профессиональных стандартов, в случае их отсутствия – иных квалификационных требований, утвержденных в установленном порядке ИНСТРУМЕНТЫ


ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АККРЕДИТАЦИИ СУБЪЕКТЫ отраслевые и (или) региональные агентства ПРОЦЕДУРА Проверка документации, непосредственная оценка образовательной среды ОО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ПОКАЗАТЕЛИ учет тенденций развития науки и производства, потребностей общества и личности; эффективное использование государственных ресурсов; удовлетворенность образовательным процессом преподавателей и студентов; обеспечение образовательной среды, мотивирующей на высокое качество деятельности ТИП общественная; профессиональная


Требования к программам Комитета по аккредитации и валидации Королевского Химического Общества Великобритании способность обеспечить широту понимания химических закономерностей; глубокие знания в области химии, решение проблем на высоком уровне сложности наличие широкого диапазона практических занятий связь итоговой работы со специализацией студента; реальными проблемами отрасли; время на ее подготовку, - не менее трети от всего учебного времени на последний учебный год ориентацию на проверку квалификации в процессе оценки итоговых результатов подготовленность студентов к последующей аттестации со стороны профессионального сообщества ориентацию программы на процессы, происходящие в секторе реальной экономики ПРОГРАММА ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИТЬ


ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА: ОПЫТ АВСТРАЛИИ ВХОДВЫХОД -кадры, МТБ, эффективность системы управления, финансовые возможности; - требования к абитуриентам; - механизмы изучения и учета требований рынка труда, запросов работодателей; -соотношение набора студентов и плановых заданий; - характеристика студенческого набора; - инвестиции поставщиками в профессиональное развитие, модернизацию средств, системы гарантии качества - результаты студенческой деятельности и студенческие оценки; - процент окончивших, уровни удовлетворенности и места назначения (трудоустройства) - использование навыков в пределах рабочего места; (подтвержденная удовлетворенность результатами работы выпускника); - идентификация потребностей уязвимых и/или других социальных групп.




Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от Государственная программа развития образования до 2020 года Поручения Президента РФ от Постановление Правительства РФ от «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» Распоряжение Правительства РФ от р об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на годы Нормативная база развития системы независимой оценки качества образования


ОБЩЕСТВЕНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ (СТ. 96 ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»)ОБЩЕСТВЕННАЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (РОССИЙСКИЕ, ИНОСТРАННЫЕ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ) В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ИМИ КРИТЕРИЯМИ И ПРОЦЕДУРАМИ ПРОФЕСИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТОДАТЕЛИ, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УСТАНОВЛЕННОЙ ИМИ ПРОЦЕДУРЕ, НА СООТВЕТСТВИЕ ПС, ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА ПРОВОДЯТ программная институциональная


ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ ТИП АККРЕДИТАЦИИ БЫЛОСТАЛО РАСШИРЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ Работодатели, их объединения, уполномоченные ими организации + СРО УТОЧНЕНИЕ ПРЕДМЕТА Профессиональные образовательные программы Основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы


ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ ОБЩЕСТВЕННУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ РАСШИРЕНИЕ КРУГА ЗАДАЧ БЫЛОСТАЛО Разрабатывают порядок проведения аккредитации, формы и методы оценок, критерии и требования + Правила обращения организаций, заинтересованных в получении аккредитации, срок действия аккредитации, основания лишения аккредитации, правила апелляции, права, предоставляемые получившей аккредитацию организации Формируют перечни и рейтинги аккредитованных программ (с указанием реализующих организаций), аккредитованных организаций Обеспечивают открытость и доступность информации Размещение на сайтах в сети «Интернет»: копии устава, местонахождения, порядка проведения аккредитации, перечни и рейтинги аккредитованных организаций или программ, РЕЗУЛЬТАТЫ НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ, А УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСАККРЕДИТАЦИИ


МОДЕЛЬ РСПП И ОПОРЫ РОССИИ ПОЛОЖЕНИЕ о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность (одобрено ОГС) КОМПЛЕКТ нормативных и организационно-методических документов


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬПРИМЕРНЫЕ ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ЭКСПЕРТАМ ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АККРЕДИТАЦИОННОГО ЛОГОТИПА ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕБОВАНИЯ К АККРЕДИТАЦИОННОМУ ЛОГОТИПУ ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОРЯДОК ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛАНКОВ АККРЕДИТАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕБОВАНИЯ К БЛАНКУ АККРЕДИТАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРИЛАГАЕМЫХ К ЗАЯВКЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОТРАСЛЕВОГО (МЕЖОТРАСЛЕВОГО) ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ О ВХОЖДЕНИИ В СИСТЕМУ ПОА ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБОТАННЫХ ДОКУМЕНТОВ


СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ Национальное агентство развития квалификаций РСПП, Федеральный институт развития образования Минобрнауки России, НИИ труда и социального страхования Минтруда России, Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России, Агентство контроля качества образования и развития карьеры, Фонд инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО», Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, Центр профессионального образования Самарской области, Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники. Национальное агентство развития квалификаций РСПП, Федеральный институт развития образования Минобрнауки России, НИИ труда и социального страхования Минтруда России, Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России, Агентство контроля качества образования и развития карьеры, Фонд инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО», Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, Центр профессионального образования Самарской области, Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники.


СТРУКТУРА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ АККРЕДИТУЮЩИХ И УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ АККРЕДИТУЮЩИХ И УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМА ПОА ПРОЦЕДУРА ПОА ГЛОССАРИЙ АННОТАЦИЯ ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОА ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СТРУКТУРА ОТЧЕТА ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ СИСТЕМЫ ПОА


Профессионально-общественная аккредитация Система профессионально-общественной аккредитации Общероссийские объединения работодателей Общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей Уполномоченные организации (объединения работодателей, работодатели, иные организации) Уполномоченные организации (объединения работодателей, работодатели, иные организации) КООРДИНАЦИОННЫЙ ОРГАН И ЕГО БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Рассмотрение заявок Решение о включении в реестры АККРЕДИТУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Действуют самостоятельно или передают полномочия эксперты Экспертные организации


ДОКУМЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ Правила апелляции Рекомендации по проведению аккредитационной экспертизы Методика проведения аккредитационной экспертизы, в том числе уточненные показатели и критерии оценка программ Методика проведения аккредитационной экспертизы, в том числе уточненные показатели и критерии оценка программ Правила обращения организаций, желающих получить аккредитацию образовательных программ Права, предоставляемые реализующей аккредитованные программы организации Требования к аккредитующим организациям (перечень документов к заявке) Типовая программа подготовки экспертов Примерные требования к экспертам и экспертным организациям ДОКУМЕНТЫ КООРДИНАЦИОННОГО ОРГАНА Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации ДОКУМЕНТЫ АККРЕДИТУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ


ТРЕБОВАНИЯ К АККРЕДИТУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ Н АЛИЧИЕ: необходимых кадровых, методических, материальных и информационных ресурсов экспертных организаций и (или) экспертов, которые могут быть привлечены к проведению аккредитационной экспертизы опыта проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ или иной деятельности по оценке качества образовательных программ заключений (отзывов) иных организаций, характеризующих деятельность по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, иную деятельность по оценке качества образовательных программ (представляются по усмотрению заявителя)


Использование результатов профессионально-общественной аккредитации Общедоступный реестр образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию, в сети «Интернет» Указание сведений о профессионально-общественной аккредитации в документах об образовании Размещение сведений о профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте организации, на информационных стендах, на учебных изданиях Учет сведений о профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации Учет результатов профессионально-общественной аккредитации при распределении контрольных цифр приема Использование результатов профессионально-общественной аккредитации при формировании рейтингов


Соответствие компетенций выпускников требованиям ПС и иным квалификационным требованиям Востребованность выпускников на рынке труда Доля выпускников образовательной программы, успешно прошедших независимую оценку квалификации, от общего числа выпускников образовательной программы, не менее 25% И (ИЛИ) Соответствие внутренних процедур оценки результатов выпускников образовательных программ требованиям профессиональных стандартов, иным квалификационным требованиям Доля выпускников - трудоустроившихся в соответствии с освоенными компетенциями в течение года, не менее 70%; - обучавшихся на основании договоров об обучении за счет средств юридических лиц, не менее 20%; -Доля обучающихся, получивших приглашение на работу по итогам прохождения практики, стажировки, не менее 20%; - Наличие информации о закрепляемости на рабочем месте в соответствии с полученной квалификацией и карьерном росте выпускников (за установленный период времени) АККРЕДИТАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Качество материально-технических, информационно- телекоммуникационных, учебно-методических, кадровых и иных ресурсов АККРЕДИТАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ о соответствии оборудования и иных МТ- и ИТ-ресурсов современному уровню развития конкретной области проф. деятельности о качестве учебно-методических условий (библиотек, в том числе цифровых (электронных) библиотек, обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, инф. справочным и поисковым системам) Доля преподавателей, мастеров производственного обучения: -прошедших стажировку в профильных организациях в течение последних 3 лет, не менее 30 % - имеющих опыт работы в отрасли по профилю образовательной программы, не менее 50%; - совмещающих работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность, с профессиональной деятельностью по профилю программы, не менее 20%; - Наличие преподавателей-совместителей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций. Информация:


Обеспеченность интеграции научной и образовательной деятельности в соответствии с содержанием образовательных программ Вовлеченность организации, осуществляющей образовательную деятельность, в международное сотрудничество, связанное с образовательной деятельностью Признание качества образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность АККРЕДИТАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ информация об участии организации в международном сотрудничестве по вопросам образовательной деятельности, о наличии договоров об образовании и иных договоров, заключенных между организацией и иностранными организациями (физическими лицами), об участии организации в международных проектах, в том числе об участии обучающихся в реализации этих проектов Информация, подтверждающая признание указанного качества российскими, иностранными и международными организациями информация о результатах научной (научно-творческой) деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, об участии педагогических работников и обучающихся в указанной деятельности


Организация, осуществляющая образовательную деятельность заявление Аккредитующая организация: формирование комиссии, принятие решения по итогам работы комиссии Аккредитующая организация: формирование комиссии, принятие решения по итогам работы комиссии Камеральная проверка Выездная экспертиза Подготовка экспертного заключения Камеральная проверка Выездная экспертиза Подготовка экспертного заключения Эксперты, экспертные организации свидетельство Информационный ресурс: перечни, рейтинги Представление информации в базовую организацию Информационный ресурс: перечни, рейтинги Представление информации в базовую организацию ПРОЦЕДУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ


Требования к экспертам Образование в соответствии с уровнем и профилем аккредитуемой программы; Опыт работы по выполнению вида профессиональной деятельности, соответствующего уровню и профилю аккредитуемой программы; Повышение квалификации по программам подготовки экспертов, подтверждение квалификации эксперта Образование и опыт Требования к экспертным организациям репутация в области профессиональной деятельности, соответствующей профилю аккредитуемой программы независимость принятия решений и подготовки экспертных заключений ресурсы, достаточные для проведения аккредитационной экспертизы


Решение о профессионально-общественной аккредитации Выдача организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельства о профессионально- общественной аккредитации Предоставление организации, осуществляющей образовательную деятельность, электронного изображения логотипа профессионально- общественной аккредитации АККРЕДИТАЦИОННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО АККРЕДИТАЦИОННЫЙ ЛОГОТИП


БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АККРЕДИТУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АККРЕДИТУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОТИПА размещать логотип -на своем официальном сайте, информационных стендах, учебных изданиях организации по соответствующим образовательным программам; -на бланках документов об образовании и (или) о квалификации и (или) иных документов, выдаваемых выпускникам включать логотип в рекламные сообщения о своей деятельности, предоставлять его иным лицам для размещения в информационных сообщениях ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛУЧАЕТ ПРАВО Передается в электронной форме в формате растровой графики (Jpg, Jpeg)
Номер и наименование разделов профессионального модуля Обязательная аудиторная учебной нагрузки Самостоя- тельная работа обучающегося Зачет всегов т.ч. лабораторных и практических занятий Тема 1. Нормативно-правовая база профессионально-общественной аккредитации программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность Тема 2. Образовательные программы как предмет профессионально- общественной аккредитации. Требования профессиональных стандартов как основание для аккредитационной экспертизы образовательных программ 24 Тема 3. Методика аккредитационной экспертизы образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность -4 Всего:4844 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ


По решению аккредитующей организации может использоваться двухступенчатая модель подготовки экспертов: обучение по программе повышения квалификации и стажировка. Во время стажировки кандидат в эксперты принимает участие в реальном проекте в качестве стажера. По окончании проекта стажер участвует в написании итогового отчета эксперта и только после этого (при положительном отзыве основного эксперта и т.д.) считается закончившим обучение. Кандидат в эксперты на основании заявления может быть допущен к итоговой аттестации без прохождения курсов повышения квалификации. В случае успешного прохождения итоговой аттестации он получает удостоверение о повышении квалификации ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПК


Информационная система профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность Общий информационный модуль Модуль внесения данных Информационно- аналитический модуль Объединения работодателей Предприятия и организация Граждане, планирующих свои образовательные траектории, Органы государственной власти


Состав данных информационной системы профессионально- общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность* Реестр аккредитующих организаций Реестр аккредитованных программ Перечень профессиональных стандартов, используемых в процедурах профессионально-общественной аккредитации Реестр экспертов по профессионально-общественной аккредитации Методика профессионально-общественной аккредитации; Примерный перечень показателей оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации * Состав полей каждого из перечисленных реестров может быть уточнен в процессе формирования нормативной правовой базы, регламентирующей профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию организаций.




Результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ; способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА СООТВЕТСТВИЕ


Показатели профессионально-общественной аккредитации программ ДПО (АККОРК) 1. Инвариантные: цели программы (актуальность, значимость и востребованность рынком труда, отраслью). формализованные результаты обучения (соответствие ПС), система оценки качества образования, учебный и (или) учебно-тематический план, виды и формы обучения 2. Вариативные: требования к поступающему для обучения на программу, учебно-методические материалы, технологии и методики образовательной деятельности, профессорско-преподавательский состав, образовательные и материально-технические ресурсы программы, участие работодателей в реализации программы. НЕОБХОДИМЫ КРИТЕРИИ ПО КАЖДОМУ ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Загрузка...