ecosmak.ru

Конвергентный подход в дошкольной образовательной среде. О конвергентном образовании

Понятие и определение конвергентного образования

Конвергенция

1) это взаимопроникновение и взаимовлияние различных предметных областей;

2) это новый научнотехнологический уклад, который базируется на НБИКС-технологиях, где Н – это нано, Б – био, И – информационные технологии, К – когнитивные технологии, С-социальные технологии.

Конвергентные технологии « большая четверка» технологий, новый вид интеграционной системы, в которую входят информационнокоммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии.

Конвергентное образование- это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий

Методология конвергентного образования:

Взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;

Реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;

Взаимопроникновение наук и технологий.

Ключевые принципы конвергентного образования:

Междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;

Переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;

Модель познания – конструирование;

Сетевая коммуникация;

Обучение не предметам, а различным видам деятельности;

Надпредметные знания через НБИК-технологии

Ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.

Конвергентное обучение это процесс взаимодействия субъектов конвергентной образовательной среды, формирующий знания, умения и навыки в области конвергентных технологий. Конвергентно-ориентированная образовательная программа основная образовательная программа общего образования, при разработке которой учтены принципы конвергентного образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» проект интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметно-интегративной основе. В рамках проекта каждый учащийся к моменту окончания школы имеет возможность к окончанию школы получить востребованную квалификацию (профессию) специалиста среднего звена или углубленные профильные профессиональные знания по будущей специальности высшего образования.

Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» включает:

Медицинский класс в московской школе

Инженерный класс в московской школе

Кадетский класс в московской школе

Курчатовский проект – научнотехнологические классы

World Skills – классы, Junior Skills - классы

Тематические субботы

Дополнительное образование (технологическая и ественнонаучная направленность)

Предмет «Технология» - новые подходы

«Школьные знания для реальной жизни»

Метапредметные олимпиады

НТТМ

Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших инженерные классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов. Цель проекта - обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения инженерной направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору инженерных специальностей Курчатовский проект

Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» объединяет усилия более 500 учителей из 37 образовательных организаций г. Москвы, представляющих все административные округа г. Москвы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, специалистов НИЦ «Курчатовский институт». Проект реализуется в соответствии с принципами: * Образование на основе фундаментальных понятий. * Конвергентное образование в лабораторных комплексах. * Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт». * Развитие межрайонных ресурсных центров конвергентного образования. * Оценка эффективности реализации проекта на основе высоких достижений обучающихся.

Медицинский класс в московской школе Проект «Медицинский класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших медицинские классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и лучших специалистов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Цель проекта – обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения медицинской направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору медицинских специальностей.

Пример конвергентной образовательной технологии STEAM-технология

(S – science, T – technology, E – engineering, A – arts, M – mathematics)

Сочетает междисциплинарный и прикладной подход,

Является инструментом развития критического мышления,

Исследовательских компетенций

Навыков работы в группе. Данная технология нацелена на будущие профессии, основанные на высокотехнологичном производстве на стыке естественных наук (био- и нанотехнологии), гуманитарных наук, искусства.


Чтобы сделать умственную работу эффективной, необходимо разобраться в тонкостях мышления. В психологии имеются несколько моделей, которые могут помочь построить собственную матрицу творческого мышления. Для примера, рассмотрим теорию о типах мышления американского психолога Джоя Гилфорда. В неё входит описание двух типов обработки информации – продуктивное конвергентное мышление и творческое дивергентное. Конвергентное («схождение») – направлено на поиск одного решения задачи, дивергентное («расхождение») – имеет множественную направленность поисков подходящих ответов к задаче, расхождение идей в разные стороны.

Структура общего мышления, описание

Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов , что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи . Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

Другой вид познавательных единиц – это символы . Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе

Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

И третий вид – это смысл . Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза . В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

Понятие дивергентного и конвергентного мышления

Дивергентное мышление

Как уже было сказано выше, дивергентное мышление для решения задачи пускает движение мысли сразу в нескольких направлениях. Если представить процесс познания, то он представляет собой незаконченный гештальт, недоработанную концепцию (образно сравнивая – узор). Конвергентное идет логическим путем, чтобы заполнить его максимально подходящей информацией. Дивергентное — за неимением подходящей информации, ищет альтернативный материал заполнения пустот. Значение имеет быстрота и эффективность нахождения ответа. Например, в тесте на легкость оперирования символическими единицами, надо найти десять слов на букву Р. Неважно, каким методом достигнут результат, важно, что он получен – гештальт заполнен. Формальная структура заполняется любым подходящим смыслом.

Дивергентное мышление подразумевает гибкость ассоциаций. Например, можно провести тест на перечисление возможностей одного предмета. К примеру, камня. Если по результатам теста отвечающий называет «строительство фундамента», «печи», «крепости», то он получат высокую оценку по продуктивности мышления, но низкую относительно спонтанности мышления. Все эти варианты синонимичны и подразумевают всего одно использование «строительство».

Но если отвечающий приводит примеры такие, как – «использования камня вместо молотка », «пресс для бумаги », «подпорка для двери », он получает высокую оценку по гибкости мышления. Каждый ответ в этом случае порождает новое значение и совершенно иной смысл.

К способности к такому виду продуктивности относится и функция преобразования единиц сознания. Разрыв старых ассоциативных связей и образование новых посредством комбинирования, например, путем сочетания реальных образов, включеним одного в другое частично или полностью. При такой умственной операции может игнорироваться разность или несовместимость образов.

Сюда же относится и семантическая приспособляемость, способность абстрагироваться от конкретного зрительного материала. Например, задача: из спичек сложен квадрат с шестью квадратными ячейками, необходимо убрать четыре спички, чтобы получилось три смежных квадрата. Для того, чтобы решить задачу, необходимо прибегнуть к понятию квадрата, его многозначительности. В этом случае визуальная величина фигуры не имеет значения. Человек с таким подходом складывает головоломку с легкостью.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление оперирует классами, категориями, объектами. Каждая категория описывает качество, свойство, функцию объекта в соответствии с его реальными качествами. Операции мышления проходят в рамках временной согласованности фактов и событий.

Если в конвергентное продуктивное мышление входит преобразование семантического (смыслового) содержания, то новая смысловая единица должна получить свое уникальное определение и категорию значения. Задачи на конвергентное мышление подразумевают абсолютно предсказуемый вывод на основе имеющихся данных. Например, найти в большей геометрической фигуре другие. В этом случае ничего нового не происходит, результат лишь подтверждает догадки.

В процессе решения задачи условия и информация заносятся в определенную категорию знаний. Промежуточные результаты соотносятся с требующимися знаниями из той же самой категории. Преобразование символов или смысла идет по четкому алгоритму, который представляет собой общепринятый шаблон действий. Конвергентное мышление исключает субъективную сферу: эмоции, впечатления , которые являются в некоторых случаях ресурсами сознания.

В чем разница конвергентного и дивергентного мышления?

  1. Дивергентный тип начинает работу с некоторой неопределенности: того, что следует сделать и того, что необходимо получить. Включает в процесс мышления: разработку идеи, алгоритма и поиск ответов заново. Конвергентное использует готовый шаблон.
  2. Конвергентный тип направлен на проработку уже имеющегося алгоритма и получение строго определенного результата. Дивергентный – выходит за рамки общепринятого метода решения, подразумевает многомерность поиска.
  3. Конвергентное – критичность, однозначность ответа. Дивергентное – многовариантность, относительность смысла.

Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше?

Традиционный подход (конвергентность) более надежный, рациональный. На уровне символов получается точное их совпадение (например, две одинаковых формы слова). Дивергентное порождает множество новых способов использование объектов (символов), однако, результат требует проверки соответствия с действительностью, адекватностью восприятия.

Дивергентное мышление использует различные подходы по восстановлению «разрушенного» или искаженного текста (смысла), преобразование семантических единиц. Оперирование образами дает распознавание аналогий, использование аналогии в качестве принципа действия для другого механизма. Например, аналогия, «сердце — насос».

Конвергентное мышление – трансформация смысла осуществляется в рамках одной категории.

Дивергентное – трансформация между категориями на разных уровнях сознания (рефрейминг). Любое выражение может использоваться как метафора, так и как конкретное описание ситуации. В сфере рекламы и маркетинга используется ряд методов, направленных на воздействие субъективной (эмоциональной) сферы человека.

Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей . Сочетание обоих видов оперирования информацией можно продемонстрировать на примере композитора. Сначала композитор руководствуется идеей и вдохновением, создает новый музыкальный мотив. Затем он доводит свое творение до конкретных сочетаний нот в рамках готовой системы. Использует формально те же самые символы для записей, что и другие музыканты. Придерживается гармоничного звучания для общего восприятия. Один тип мышления дополняет другой. Бывает так, что сначала человек перебирает все возможные варианты решения задачи, и если они не подходят под его представления, он использует творческий (дивергентный) подход.

Фещенко Т.С. 1 , Шестакова Л.А. 2

1 ORCID: 0000-0002-3571-3647, доктор педагогических наук, доцент, 2 ORCID: 0000-0001-6148-369X, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский институт открытого образования»

КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БУДУЩЕГО

Аннотация

Конвергенция наук и технологий – одна их важнейших проблем современности. Конвергентный подход в этой области человеческого знания уже описан. Он трактуется, как методология стирания междисциплинарных границ между научным и технологическим знанием. Преодоление этих границ открывает возможности для получения новых знаний, необходимых при создании объектов, близких к природным объектам по функциям и назначению. Конвергенция открывает перспективы получения новых знаний и идей для новых открытий, которые могут повлиять на все сферы человеческой деятельности. Цель данной статьи – показать значение конвергентного подхода в школьном образовании для подготовки подрастающего поколения к жизни в техносфере динамично меняющегося мира. Ответ на вопросы, как и что должно измениться в системе школьного образования – ключевая идея данной статьи. К основным методам исследования можно отнести конвергентный подход в школьном образовании на основе конвергенции знаний и технологий в условиях шестого технологического уклада. Конвергентный подход в школьном образовании – это качественно новый уровень для успешной социализации подрастающего поколения в мире будущего. Уход от «предметоцентрированого» подхода в обучении школьников, который преобладает еще в большинстве школ, к конвергентному подходу позволит воспитать конкурентоспособного выпускника.

Ключевые слова: конвергенция, образование, конвергентный подход в образовании школьников.

Feshchenko T.S. 1 , Shestakova L.A. 2

1 ORCID: 0000-0002-3571-3647, PhD in Pedagogy, Associate professor, 2 ORCID: 0000-0001-6148-369X, State autonomous educational institution of higher education «Moscow Institute of Open Education»

CONVERGENT APPROACH TO SCHOOL EDUCATION – NEW OPPORTUNITIES FOR THE FUTURE

Abstract

The convergence of science and technology is one of the most important problems of our time. The convergent approach in this area of human knowledge has already been described. It is interpreted as a methodology for erasing the interdisciplinary boundaries between scientific and technological knowledge. Overcoming of these boundaries opens up opportunities for acquiring new knowledge needed to create objects close to natural objects by function and purpose. Convergence opens the prospect of gaining new knowledge and ideas for new discoveries that can affect all areas of human activity. The purpose of this article is to show the value of the convergent approach in school education for preparing the younger generation for life in the technosphere of a dynamically changing world.

The answer to the questions, how and what should change in the system of school education is the key idea of this article. The main methods of research include the convergent approach in school education on the basis of the convergence of knowledge and technology in the conditions of the sixth technological order. Convergent approach in school education is a qualitatively new level for the successful socialization of the younger generation in the future world. Avoiding the “subject-centered” approach in the education of schoolchildren, which prevails in most schools, to a convergent approach will help bring up a competitive graduate.

Keywords : convergence, education, convergent approach in schoolchildren education.

Одним из идеологов объединения таких областей знания как нано-, био-, инфо- и когнитивные технологии (НБИК-технологии) является Ковальчук М.В., директор научно-исследовательского центра «Курчатовский институт». По его мнению, основными чертами современного этапа развития науки можно считать изменение парадигмы (от анализа к синтезу), сближение неорганики и органического мира живой природы, междисциплинарный подход (как инструмент интеграции).

В статье «Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее» М.В. Ковальчук анализирует научные подходы периода Ньютона и приходит к выводу, что в то время существовала только одна наука – натурфилософия. Все ученые того времени – это натурфилософы, естествоиспытатели, которые изучали единую и неделимую природу . В настоящее время происходит возврат к единой целостной картине мира. Так называемая «тетраэдрическая» концепция взаимосвязи конвергентных технологий (М. Роко и В. Бейнбридж) – «NBIC-конвергенция» – это объединение (слияние) четырех глобальных направлений: NANO, BIO, INFO, COGNO. Конвергентный этап взаимодействия (взаимовлияния, взаимопроникновения) характеризуется не только интенсивностью, но прежде всего, широтой охвата (атомарный уровень – интеллектуальные системы). Основные характеристики взаимодействия отражены в таблице 1.

Таблица 1NВIС/НБИК взаимодействие

Цивилизация переходит на новейший уровень, промышленное общество меняется на постиндустриальное, основой которого является информация. Не случайно информационные технологии Ковальчук М.В. образно сравнивает с «обручем», который методологически и теоретически объединил, интегрировал разные научные дисциплины и технологии» .

Важно понимать, что перспектива роста возможностей развития человека затронет, прежде всего, экономику, и, как следствие, – образование: потребуются образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход, высокие технологии, опережающее обучение. Существенно, что новые подходы в содержании, формах, методах, технологиях обучения должны реализовываться уже на школьном уровне. В тоже время, не доопределены механизмы и инструменты образования, мотивирующего школьников к обучению. Система образования в основном передает фактические знания новому поколению, но недостаточно дает знаний, необходимых для профессионального самоопределения. Молодые люди по ряду причин (неясная перспектива, материальные трудности и т.п.) неуверенно смотрят в будущее, и не знают ответа на вопрос, с чем будет связана их профессиональная деятельность. Дополнительная трудность – определить свое профессиональное будущее еще в школьные годы. Таким образом, для многих выпускников не определен способ их взаимодействия со стремительно меняющимся окружающим миром.

Учащиеся и их родители хотят больше знать о профессиях, востребованных в ближайшем и отдаленном будущем. В настоящее время коренным образом меняются требования школьников и их родителей к уровню обучения, что объясняется следующими причинами:

– в большую жизнь вступает «поколение, которое с самого рождения знакомо с Интернетом»;

– в мировой экономике постоянно растет спрос на специалистов в таких областях знания, как естественные науки, технологии, инженерное дело и математика (Science, Technology, Engineering and Mathematics – STEM), и студенты с высокой мотивацией и хорошей подготовкой по этим предметам еще со школы представляют собой все более востребованный ресурс .

Объективная сложность окружающего мира определяется социальными последствиями технического прогресса. Закономерности процессов взаимодействия техносферы, личности и общества составляют основу социо-гуманитарных технологий (С- технологий). НБИКС-конвергенция (слияние социальных технологий с НБИК) постулируется как основа социального прогресса. Идея NBICS-конвергенции Д.И. Дубровского нашла отражение в работе уникального комплекса НБИКС-технологий созданного в нашей стране в 2009 году в Курчатовском институте. С 2012 года по инициативе Департамента образования города Москвы и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в школах города реализуется так называемый «Курчатовский проект», цель которого, по мнению В.М. Ковальчука, сформировать на школьном уровне – на уровне «начальных знаний» – принципиально новый тип мышления – сформировать системные представления об окружающем мире. Для этого необходимо совершенствовать образовательную среду путем междисциплинарной интеграции не только на уровне урочных занятий, но и на уровне интеграции урочной и внеурочной деятельности, на уровне взаимодействия с профильными вузами. А для того, чтобы «успеть в завтра» необходимо уже сегодня обеспечить школьникам доступ к высокотехнологичному оборудованию для выполнения учебно-исследовательских проектов. Большая роль в обеспечении понимания перспективы жизни и труда, несомненно, принадлежит школе и учителю. Сделать обучение интересным, актуальным, эффективным – оказать педагогическую, психологическую и информационную помощь в выборе профессии – призвана предпрофессиональная подготовка школьников, реализуемая в рамках предпрофильного и профильного обучения.

В настоящее время достаточно широко обсуждаются НБИКС-технологии, которые оказывают сильное влияние на развитие промышленного производства, медицины, коммуникации, на мысли и работу человека. Интерес к этому процессу постоянно возрастает.

В работах , отмечается, что прогресс человеческих возможностей с помощью эндо протезирования, фармакологии, генной инженерии, и нанотехнологий имеет огромное влияние на общество, однако, осознание происходящих процессов и изменений не успевает за совершенствованием технологий. Не только форма поведения, мышление, желания способствуют становлению личности человека, а также новые исследования и достижения в технике и технологии вносят изменения в жизни человека. Авторы выделяют две философских группы для оценки влияния НБИКС-технологий на человека. Одни считают, что НБИКС способны создать все условия для улучшения жизни человека. Эта группа – трансгуманисты. Создание постчеловека поможет решить ряд проблем, например, побороть болезни, смертность, ограничение возможностей человека и др. Против этой идеи выступает вторая группа исследователей. Они считают, что НБИКС-технологии способствуют потере нравственных и духовных ориентиров, человек становится слабым, бездушным и потерянным .

Рассмотрим смысл и происхождение аббревиатуры НБИКС.

В Соединенных штатах Америки в 2002 году М. Роко и В. Бейнбридж , выдвинули инициативу, под названием НБИК, где указали 2 направления исследований: 1) научно-технологическое направление, в рамках которого рассмотрены проблемы конвергенции и синергии передовых технологий и новый уровень исследований в науке; 2) антропологическое или социально-гуманитарное направление, которое связано с процессами совершенствования человека и его способностей Первое направление достаточно подробно изучено в работах следующих отечественных авторов: Б.М. Величковский, А.В. Вартанов, С.А. Шевчик, М.В. Ковальчук и др. , , .

К особой группе исследований можно отнести работы О.Е. Баксанского. Ученый рассматривает конвергенцию с позиции философии образования и считает конвергенцию фундаментальным принципом мировоззрения будущего.

Однако для описания второго направления еще требуется серьезное осмысление и изучение – очень сложно представить, какие произойдут изменения в мышлении человека и в нем самом. Нужно посмотреть, что будет происходить между человеком и машиной, как будут распределены функции, какие функции будут выполнять «они», как будет организованна «их» работа.

Развитие НБИКС-технологий окажет влияние на человека и форму его существования, постепенно произойдет замещение человека на механизированную модель. И это проблема глобального масштаба для всего человечества.

В своей работе В.А. Аршинов называет Роко и Бейнбриджа создателями конвергентной схемы, которую описывает как тетраэдр, в вершинах которого располагаются базовые элементарные нанообъекты: атом, ген, нейрон и бит. Эти наночастицы взаимозаменяемы, соответственно, можно говорить о синергии 4-х направлений в науке .

Позже российский ученый М.В. Ковальчук в ходе своих научных работ добавил литеру «С» для обозначения социально-гуманитарных наук .

Трансгуманисты поддерживают конвергирующие НБИКС-технологии, работы и исследования, направленные на «создание» нового улучшенного человека – «постчеловека».. Термин «трансгуманизм» ввел биолог-эволюционист Дж. Хаксли в 1957. В начале двадцатого века для человека религия уходила на второй план, а наука встала на первое место. Именно тогда началась конвергенции человека и машины. Трансгуманисты поддерживая НБИК-инициативу, создают модель идеального человека, при этом исключают философские и гуманитарные исследования, в которых можно обсуждать постепенную замену человека машиной.

Ф.Н. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и И.И. Мечников берут русский космизм и научно-технический прогресс за основу своих исследований. Отечественный современный автор-философ М.Н. Эпштейн предлагает новую науку «гуманологию», с помощью которой показывает разные формы человеческого бытия.. Эта наука предполагает связь теоретических и практических изменений человека и его природы при переходе на механические формы, т.е. человек становиться «уходящим» видом.

Каждый человек стремится сделать свою жизнь комфортной, поэтому цивилизация и технологии не стоят на месте, а развиваются с каждым днем. При этом меняются условия жизни и сам человек. Он меняется физически, эмоционально, психологически, меняется мышление и так далее. При этом что-то изменяется больше, а что-то практически незаметно изменяется в человеке . Очевидные положительные изменения в человеке на сегодняшний день вызваны переменами, произошедшими с появлением письменности и печатных книг. Снижение физических способностей происходит из-за изменений орудий труда (компьютеры ® снижение зрения, искривление позвоночника; плеер ® ухудшение слуха и т.п.). Все больше появляется телефонов, планшетов, других устройств, способных «взять» на себя работу человека (имплантатов, искусственных органов, автоматов и т.п.). С исторической точки зрения информационный «век» начался совсем недавно. Но, уже формируется переход от локальных сетей к коммуникации между такими объектами, как «физические объекты» и «киберфизические системы» (Интернет вещей). Какое влияние оказывают эти технологии на людей? И можно ли сказать, что эти технологии разрабатываются для людей? Да, так как открываются возможности для удаленного мониторинга показателей здоровья пожилых людей, усовершенствования системы скорой медицинской помощи, улучшения качества жизни людей, и прежде всего, с ограниченными возможностями (Алексеева, В.И. и др.) ..

Алексеева И.Ю. считает, что конвергенция не сводится к простой интеграции, тем более, что не всегда в ней есть потребность, следует говорить о конвергентном развитии разных областей знания, так как «происходящее в одних областях способствует осознанию вопросов, актуальных для других областей, возникновению в этих областях аналогичных методов и подходов» .

В работах П.С. Гуревича отмечается, что в философской литературе часто встречаются новые слова, например, биоинженерия, нанотехнологии и другие . Аршинов В.И., Ласло Э. Макросдвиг и ряд других авторов отмечают, что мы находимся на пороге больших открытий и изменений , , , .

В связи с развитием информационных технологий появился Интернет с его достижениями и опасностями. С одной стороны, человек не ограничивает себя в общении, имеет доступ к различной информации, в том числе научной, новостной, развлекательной, ко всем сферам услуг. С другой стороны, Интернет может использоваться для манипуляции людьми.

В своей работе М.В. Ковальчук утверждает, что с помощью нано- и биотехнологий воспроизводится система живой природы, а не создается техническая копия человека .

Наука движется вперед и меняет устройство мира. Появится новый человек – «постчеловек», у которого будут совершенными физическое тело и интеллект. В наше время мы частично наблюдаем эти изменения: сколько людей посещают салоны красоты, тренажерные залы, как модно стало менять внешность с помощью пластических операций, доступна имплантация частей организма.

Группы людей, которые выступают против идеи усовершенствования человека, считают, что нельзя наперед знать, что станет с людьми, а больше всего они боятся, что человечеству грозит уничтожение. Пока человек меняется технически, он забывает про свои чувства, т.е. он весь усовершенствуется технически, но такие чувства, как любовь, надежда, дружба уходят на второй план, меняется сознание человека.

Все перечисленные научные идеи необходимо учитывать в подготовке порастающего поколения к жизни и труду в эпоху конвергенции наук и технологий. Современная школа, в первую очередь, должна чутко реагировать на происходящие изменения. Исследование по теме: «Организационная модель среды профессионального самоопределения: ранняя профориентация и предпрофессиональная подготовка московских школьников» – один из возможных способов обеспечения разрешения проблем, существующих в образовании сегодня, это:

разрыв между потребностями рынка труда Московского региона в кадрах среднего звена и профессиональным выбором молодежи

«академизм» образования: дефицит включения школьников в реальные профессиональные практики; несформированность осознанного выбора профессии, воспитания у подрастающего поколения ценностей труда и профессионализма.

«консерватизм» образования: обращенность содержания образования и методов обучения в прошлое, недостаток «практик будущего», прорывных технологий для профессиональной ориентации и самоопределения школьников.

Подготовка профессиональных кадров 21 века через создание организационной модели профессионального самоопределения в образовательных организациях с предпрофессиональной подготовкой – основа получения качественного профессионального образования обеспечение конкурентоспособности Москвы в чемпионатах JuniorSkills, WorldSkills, надежность школы для жизни.

В современных условиях особое значение для развития системы московского образования, реализации ключевого проекта «Готов к учебе, жизни и труду», подготовки школьников к успешной социализации в мире будущего имеет разработка и внедрение в практику школьной жизни конвергентно ориентированных основных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ подготовки учителя, способного реализовывать эти программы.

К разработке таких программ должны привлекаться специалисты и представители тех организаций, которые имеют практический опыт и необходимые теоретические знания в области конвергентного обучения.

Актуальные проблемы, касающиеся совершенствования системы московского образования; подготовки школьников к успешной социализации в мире будущего; обеспечения опережающего обучения в условиях конвергенции наук и технологий; подхода к проектированию конвергентно ориентированных основных образовательных программ; развития сотрудничества между образовательными, научными и др. организациями, обсуждались на круглых столах, конференциях, в ходе дискуссий. В итоге обсуждений были определены следующие позиции

  1. При проектировании конвергентно ориентированных программ использовать единое «понятийное поле», сформированное в процессе обсуждения участниками мероприятий.
  2. Проектирование конвергентно ориентированных программ и их дальнейшая реализация должны проходить в организованном сетевом взаимодействии, позволяющем создать для обучающихся уникальные условия раннего определения своей профессионально-образовательной траектории и опережающее освоение элементов будущих профессиональных компетенций.
  3. К разработке конвергентно ориентированных образовательных программ, а также программ профессионального учебного цикла и вариативной части среднего и высшего профессионального образования необходимо привлекать представителей отраслевых объединений и конкретных предприятий – заказчиков кадров.
  4. При проектировании и реализации конвергентно ориентированной образовательной программы руководствоваться единой методологией:

Область: урочное/внеурочное, профильное обучение, ДО.

Признаки:

цель – формирование предпрофессиональных компетенций;

форма реализации – сетевая (включение ресурсов среднего профессионального образования, высшего образования, промышленных предприятий, здравоохранения, НИИ, музеев и др.);

принципы – междисциплинарность, наддисциплинарность;

подход – технологичный (интегрирует образовательные и НБИК технологии).

материально-технические условия реализации программы –высокотехнологичное оборудование, лабораторное оборудование на базе цифровых технологий;

Конвергентная образовательная технология (пример)

STEAM-образование (S – science, T – technology, E – engineering, A – arts, M – mathematics):

Сочетает междисциплинарный и прикладной подход,

Является инструментом развития критического мышления,

Исследовательских компетенций,

Навыков работы в группе.

Данная технология нацелена на будущие профессии, основанные на высокотехнологичном производстве на стыке естественных наук (био-и нанотехнологии), математики, инжиниринга, гуманитарных наук, искусства.

Словарь терминов и определений конвергентного образования используется в рамках системы повышения квалификации школьных команд города Москвы как основа для понимания сути и назначения конвергентного образования, обеспечивающего современную образовательную среду, необходимую для подготовки школьников к жизни и труду в обществе будущего. В процессе использования словарь претерпевает содержательные изменения, так как может быть дополнен всеми участниками взаимодействия и самостоятельно адаптирован каждым образовательным учреждением с учетом образовательной специфики.

В рамках исследования дано определение, предложена методология и выделены ключевые принципы конвергентного образования.

Конвергентное образование – это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий.

  • Методология конвергентного образования:
  • взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;
  • реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;
  • взаимопроникновение наук и технологий.
  • Ключевые принципы конвергентного образования:
  • междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;
  • переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;
  • модель познания – конструирование;
  • сетевая коммуникация;
  • обучение не предметам, а различным видам деятельности;
  • надпредметные знания через НБИК-технологии
  • ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.

Отметим, что по отношению к образованию и обучению мы рассматривали понятие междисциплинарности как особенности знания, которые пресекают несколько традиционных предметов, например, физику, биологию, химию, информационные технологии. При этом исследователи, школьники и педагоги включены в проблему установления связи и интеграции нескольких предметных областей, профессий или технологий с их методами и особенностями для достижения общей цели. Опережающая система образования должна, прежде всего, обеспечивать кадровую потребность экономики. Конвергентное образование – это путь к такому обеспечению.

Среди принципов системы опережающего образования можно выделить следующие:

  • Понимание спроса на кадры на 5-15 лет вперед (в качестве навигатора может быть использован «Атлас новых профессий» ).
  • Бизнес и производство должны сами заказывать вузам специалистов.
  • Работодатели должны сами активно участвовать в процессе подготовки кадров.
  • Наличие гибких образовательных программ.
  • Обучение на практике с использованием всех возможных ресурсов

Особенности формирования образовательной среды московского школьника связаны с проектным подходом, суть которого отражена в его девизе – «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире!». Проекты столичного образования связаны с подготовкой инженерно-технических медицинских, военных, научных, а также рабочих кадров, необходимых для стабильного опережающего развития России в XXI веке, ее конкурентоспособности в глобальном мире.

Промежуточные результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что конвергентный подход в школьном образовании обладает потенциалом для улучшения возможностей выпускника в успешной социализации и профессиональном самоопределении.

Список литературы / References

  1. Алексеева И.Ю. Информационная компетентность, естественный интеллект и НБИКС-революция/И.Ю. Алексеева// Информационное общество. – 2012. – № 5. – С. 9-15.
  2. Алексеева И.Ю. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека / И.Ю. Алексеева, В.И. Аршинов, В.В. Чеклецов // Вопросы философии. –2013. – № 3. – С. 12-21.
  3. Аршинов В.И. Буданов В.Г. Парадигма сложностности и социогуманитарные проекции конвергентных технологий / В.И. Аршинов В.Г. Буданов.//Вопросы философии – – №1– С.59-70
  4. Аршинов В.И. «Сетевой путь» современной нано-техно-научной практики / В.И. Аршинов // Постклассические практики и социокультурные трансформации. Материалы IV междисциплинарного семинара – М: МАКС Пресс – 2009. – С.60-72.
  5. Аршинов В.И. Социокультурные проблемы конвергирующих технологий (NBIC-процесс) / В.И. Аршинов, Я.И. Свирский // Totallogy-XXI. Постнекласичні дослідження. Збірник наукових праць. – 2010. – № 24. – С. 58-75.
  6. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] – URL: http://atlasru/ (дата обращения: 27.04.2017).
  7. Баксанский О.Е. Конвергенция знаний, технологий и общества: за пределами конвергентных технологий DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995 Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий /О.Е. Баксанский // Философия и культура – 2014. – № 7 (79). – С.1061-1068. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995.
  8. Баксанский О.Е. Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип. /О.Е. Баксанский // Педагогика и просвещение. – 2014. – № 3. – С.50-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.3.1352.
  9. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавин: высшее образование и грядущая революция / М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви / пер. с англ. Н. Микшиной // Вопросы образования. – М., 2013. – № 3. – С. 152-222. перевод: Barber M., Donnelly K., Rizvi S. an avalanche is coming. higher education and the revolution ahead. – l.: the institute for public policy research. – 2013. – 73 p
  10. Белялетдинов Р.Р. Человек трансгуманистического периода/Р.Р. Белялетдинов., В.И. Аршинов, В.Г. Гребенщикова и др. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. Под ред. проф. Д.И. Дубровского. – М.: ООО «Издательство МБА», 2013. – 272 с.
  11. Величковский, Б.М. Междисциплинарные исследования сознания: от homo economicus к homo cognitivus/Б.М. Величковский // Форсайт. –2007. – Т. 1, – № 4. – С. 32-35.
  12. Величковский, Б.М. Системная роль когнитивных исследований в развитии конвергентных технологий / Б.М. Величковский, А.В. Вартанов, С.А. Шевчик // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 334. – С. 186-191.
  13. Горбачева А.Г. Социально-философский анализ влияния конвергирующих НБИКС-технологий на человека: дис… канд. философ. наук: 09.00.11.: защищена 18.01.17 / Анна Геннадьевна. Горбачева. – Томск, 2016. – 151 с.
  14. Гуревич П. С. Логика биоса и мозг машины /П.С.Гугевич // Философия и культура –2008. –№8. С. 29-44.
  15. Ковальчук, М.В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее/М.В. Ковальчук // Российские нанонехнологии. –2011. – Т. 6, – № 1-2. – С. 13-23.
  16. Ковальчук, М.В. Наука и жизнь: моя конвергенция ИКЦ/ М. В. Ковальчук – «Академкнига» М: – 2011. – Том 1. – 222 с.
  17. Ковальчук, М.В. От атомного проекта к «конвергенции» [Электронный ресурс] / М.В. Ковальчук // Природа. –2013. –№ 12. – С. 3-7.– URL: http://naukarus.com/ot-atomnogo-proekta-k-konverg (дата обращения: 03.02.2017).
  18. Ковальчук, М.В., Нарайкин, О.С., Яцишина, Е.Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития ∕ М.В. Ковальчук, О.С. Нарайкин, Е.Б. Яцишина ∕∕ Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С.3–11.
  19. Ласло Э. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен: научно-популярная литература / Э. Ласло. – М. : Тайдекс-Ко, 2004. – 208 с.
  20. Летов О.В. Трансгуманизм и этика [Электронный ресурс]./ О.В. Летов // Культурология. – – № 4. – С. 18-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1184 (дата обращения: 26.01.2017).
  21. Черникова, И.В. О влиянии информационных и когнитивных технологий на образовательные стратегии и сознание / И.В. Черникова, Е.В. Середкина // Язык и культура. – 2012. – № 4. – С. 128-138.
  22. Эпштейн М.Н. От пост- к прото-. Манифест нового века/М.Н. Эпштейн // Знамя. – 2001. –№ 5. – С. 180-198.
  23. Roco, M. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science [Электронный ресурс] / M. Roco, W. Bainbridge (eds). – 2003. – URL: http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies /Report/NBIC_report.pdf.
  24. Converging Technologies for Improving Human Performance Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology аnd Cognitive Science. NSF/DOC-sponsored report / Ed. by Mihail C. Roco and William Sims Bainbridge. National Science Foundation, Arlington, VA, 2002.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Alekseeva I.Ju. Informacionnaja kompetentnost’, estestvennyj intellekt i NBIKS-revoljucija /I.Ju. Alekseeva// Informacionnoe obshhestvo . – 2012. – № 5. – P. 9-15.
  2. Alekseeva I.Ju. «Tehnoljudi» protiv «postljudej»: NBIKS-revoljucija i budushhee cheloveka [“Technologists” against “posthumans”: NBICS revolution and the future of man] / I.Ju. Alekseeva, V.I. Arshinov, V.V. Cheklecov // Voprosy filosofii . –2013. – № 3. – P. 12-21.
  3. Arshinov V.I. Paradigma slozhnostnosti i sociogumanitarnye proekcii konvergentnyh tehnologij / V.I. Arshinov, V.G. Budanov // Voprosy filosofii . – 2016. – №1 – P. 59-70.
  4. Arshinov V.I. «Setevoj put’» sovremennoj nano-tehno-nauchnoj praktiki [“The network path” of modern nano-techno-scientific practice] / V.I. Arshinov // Postklassicheskie praktiki i sociokul’turnye transformacii. Materialy IV mezhdisciplinarnogo seminara . – M: MAKS Press – 2009. – P. 60-72.
  5. Arshinov V.I. Sociokul’turnye problemy konvergirujushhih tehnologij (NBIC-process) / V.I. Arshinov, Ja.I. Svirskij // Totallogy-XXI. Postneklasichnі doslіdzhennja. Zbіrnik naukovih prac’ . – 2010. – № 24. – P. 58-75.
  6. Atlas novyh professij – URL: http://atlas100.ru/ (accessed: 27.04.2017).
  7. Baksanskij O.E. Konvergencija znanij, tehnologij i obshhestva: za predelami konvergentnyh tehnologij / O.E. Baksanskij // Filosofija i kul’tura . – 2014. – № 7 (79). – P. 1061-1068. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.7.11995.
  8. Baksanskij O.E. Mirovozzrenie budushhego: konvergencija kak fundamental’nyj princip /O.E. Baksanskij // Pedagogika i prosveshhenie . – 2014. – № 3. – P. 50-65. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.3.1352.
  9. Barber M., Donnelli K., Rizvi S. Nakanune shoda lavin: vysshee obrazovanie i grjadushhaja revoljucija / M. Barber, K. Donnelli, S. Rizvi / translation from English. N. Mikshinoj // Voprosy obrazovanija . – M., 2013. – № 3. – P. 152-222. Translation: Barber M., Donnelly K., Rizvi S. an avalanche is coming. higher education and the revolution ahead. – l.: the institute for public policy research. – 2013. – 73 p.
  10. Beljaletdinov R.R. Chelovek transgumanisticheskogo perioda /R.R. Beljaletdinov., V.I. Arshinov, V.G. Grebenshhikova and others. Global’noe budushhee 2045. Konvergentnye tehnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaja jevoljucija . Edited by prof. D.I. Dubrovskogo. – M.: OOO «Izdatel’stvo MBA», 2013. – 272 p.
  11. Velichkovskij B.M. Mezhdisciplinarnye issledovanija soznanija: ot homo economicus k homo cognitivus / B.M. Velichkovskij // Forsajt . –2007. – T. 1, – № 4. – P. 32-35.
  12. Velichkovskij B.M. Sistemnaja rol’ kognitivnyh issledovanij v razvitii konvergentnyh tehnologij / B.M. Velichkovskij, A.V. Vartanov, S.A. Shevchik // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta . – 2010. – № 334. – P. 186-191.
  13. Gorbacheva A.G. Social’no-filosofskij analiz vlijanija konvergirujushhih NBIKS-tehnologij na cheloveka : dis… of PhD in Philosophy: 09.00.11.: defense of the thesis 18.01.17 / Anna Gennad’evna Gorbacheva. – Tomsk, 2016. – 151 p.
  14. Gurevich P.S. Logika biosa i mozg mashiny /P.S. Gugevich // Filosofija i kul’tura – 2008. – №8. – P. 29-44.
  15. Koval’chuk M.V. Konvergencija nauk i tehnologij – proryv v budushhee /M.V. Koval’chuk // Rossijskie nanonehnologii . –2011. – T. 6, – № 1-2. – P. 13-23.
  16. Koval’chuk M.V. Nauka i zhizn’: moja konvergencija IKC / M.V. Koval’chuk – «Akademkniga» M: – 2011. – Tom 1. – 222 p.
  17. Koval’chuk M.V. Ot atomnogo proekta k «konvergencii» / M.V. Koval’chuk // Priroda . –2013. – № 12. – P. 3-7. – URL: http://naukarus.com/ot-atomnogo-proekta-k-konverg (accessed: 03.02.2017).
  18. Koval’chuk M.V. Konvergencija nauk i tehnologij – novyj jetap nauchno-tehnicheskogo razvitija ∕ M.V. Koval’chuk, O.S. Narajkin, E.B. Jacishina // Voprosy filosofii . – 2013. – № 3. – P. 3-11.
  19. Laslo Je. Makrosdvig k ustojchivosti mira kursom peremen: nauchno-populjarnaja literatura / Je. Laslo. – M.: Tajdeks-Ko, 2004. – 208 p.
  20. Letov O.V. Transgumanizm i jetika / O.V. Letov // Kul’turologija . – 2008. – № 4. – P. 18-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1184 (accessed: 26.01.2017).
  21. Chernikova I.V. O vlijanii informacionnyh i kognitivnyh tehnologij na obrazovatel’nye strategii i soznanie / I.V. Chernikova, E.V. Seredkina // Jazyk i kul’tura . – 2012. – № 4. – P. 128-138.
  22. Jepshtejn M.N. Ot post- k proto-. Manifest novogo veka / M.N. Jepshtejn // Znamja . – 2001. –№ 5. – P. 180-198.
  23. Roco M. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science / M. Roco, W. Bainbridge (eds). – 2003. – URL: http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies /Report/NBIC_report.pdf.
  24. Converging Technologies for Improving Human Performance Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. NSF/DOC-sponsored report / Ed. by Mihail C. Roco and William Sims Bainbridge. National Science Foundation, Arlington, VA, 2002.

Конвергентный проект в начальной школе.

Главное направление новых образовательных стандартов – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать ребенка и в урочное, и во неурочное время. Конвергентное образование – основа новой системы организации современного образования и науки. С его помощью у учащихся формируется целостное представление о природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук.

В основе конвергентного образования лежит учебно-исследовательская деятельность, под которой понимается процесс поисковой творческой деятельности учащихся, направленный на получение новых знаний и на реализацию дидактических целей обучения, предполагающий самостоятельность обучающихся при выполнении исследовательских задач. Цель проекта – создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию и развитию современной естественнонаучной грамотности учащихся.

Условиями формирования естественнонаучной компетентности младших школьников можно выразить словами: «Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь ». Эта идея лежит в основе исследовательской направленности образовательного процесса в начальной школе.

Принципами конвергентного образования в начальной школе являются:

    Взаимосвязь теории и практики.

    Гуманизация обучения.

    Сотрудничество педагога и обучающегося.

    Обучение ребёнка пользоваться и самостоятельно получать знания.

    Межпредметность и метапредметность в обучении.

    Исследовательский принцип.

Ориентируясь на исследовательский принцип конвергентного образования и взаимосвязь теории и практики, мы осуществили общешкольный конвергентный проект:

«Космические дали».

Проект «Космические дали» был приурочен к пятидесятилетию запуска первого искусственного спутника Земли. Наши ученики совместно с учителями и родителями проделали большую работу по изучению космической тематики, истории советской космонавтики, ее успехов и грандиозных планов на будущее.

1 сентября во всех классах прошел урок о полете первого искусственного спутника Земли «ПС» - 1

и ребята с воодушевлением взялись за сбор материала по выбранным темам проекта.

Школьники посещали Московские Планетарии, изучали тайны космических далей в Музее Космонавтики:


Встречались с инженером научно – исследовательского космического центра «Орион» – Кулаковым Александром, который приоткрыл нам секреты создания новых летательных аппаратов.


А на возникшие у ребят вопросы о космических исследованиях ответил Александр Иванович Лавейкин, Герою Советского Союза, Летчик - космонавт СССР.У нас получился интересный фильм с вопросами ребят и ответами космонавта на них.


По материалам исследований ребятами были выполнены интересные проекты о космонавтах, кометах, астероидах и метеоритах, о звездах и созвездиях. Первоклассники своими работами украсили стенды на 2 этаже школы, а ученики 2- 4 классов организовали стендовую защиту проектов:

Коллектив 1 «А» класса- «Первый космонавт Ю. Гагарин».

Чичерин Василий 2 «Б» класс- «Первый человек в открытом космосе».

Червонкина Екатерина 3«Б» класс-«Использование роботов в освоении космоса».

Лексин Александр 4 «Б» класс - «Загадки солнечной системы».

На протяжении всего года ребята, под руководством учителей и родителей, разрабатывали чертежи, макеты, дизайн будущих аппаратов для проведения заключительного этапа проекта конвергентного образования «Космические дали» - инженерно-конструкторский Фестиваль «Построим ракету будущего».

Это был настоящий космический праздник. В течении 2-х часов ребята вместе с родителями и классными руководителями мастерили космические корабли.


Космический аппарат первоклассников «Восток Салют – 7» поднимается в небо с помощью воздушных шаров.

Ракета 2 «А» класса «Восток – 2» унесет в полет информацию об истории космических побед России.

Межзвездный аппарат 2 «Б» класса «Сверкающий» расскажет другим мирам о красоте нашей Земли.

Ракеты 4 «А» класса «Движение вверх» и 4 «Б» класса «Стрела» - о неординарности и креативности нашего подрастающего поколения.


А ракета 3-их классов «Жар –птенчик» поведает о замечательной школе «Жар-птица» и добрых, отзывчивых ее учениках.

У нас все еще впереди. Мы будем расти, учиться, совершенствовать и развивать свои способности. Но никогда не забудем свои первые шаги в «космические дали».



Учитель начальных классов ГБОУ Школа № 324 «Жар –птица» г. Москва Коровякова Галина Викторовна.


03.04.06

Начинается глобальная конвергенция образования
Томас Фридман , обозреватель "Нью-Йорк таймс"

Чем больше я пишу о событиях в мире, тем больше жалею о том, что не изучал в колледже педагогику, поскольку чем больше бываю за границей, все чаще слышу, что во многих странах самые горячие споры идут по поводу образования. Интересно, что каждая из стран считает себя отстающей.

Тони Блэр в борьбе с собственной партией стремиться развить сеть школ с нестандартными учебными программами. Сингапур одержим желанием сохранить роль мирового лидера в знаниях школьниками математики. Америка прилагает все усилия к тому, чтобы улучшить подготовку по математике и другим точным наукам в государственных школах. Я только что вернулся из Бомбея, где побывал на ежегодной конференции ассоциации Nasscom, объединяющей индийские компании, занимающиеся программированием. Во многих выступлениях звучала обеспокоенность тем, что система образования Индии не готовит достаточно "новаторов".

В Индии и Китае в совершенстве освоено обучение, основанное на механическом запоминании; все другие страны страшатся растущей армий подготовленных в этих странах инженеров. Но индийцы и китайцы сомневаются, не приведет ли избыточная подготовка в точных науках, не подкрепленная познаниями в искусстве, литературе, музыке и гуманитарных дисциплинах к тому, что Индиры и Шу вырастут скучными детьми, неспособными к инновациям.

"У нас никто не хочет изучать гуманитарные науки, все стремятся получить инженерное или экономическое образование, - сказал Джерри Рао, генеральный директор одной из крупнейших в Индии аусорсинговых компаний MphasiS. – Мы становимся нацией честолюбивых программистов и коммерсантов". Он с сожалением говорил о том, что в новом поколении индийцев не будет Видьядхара Найпола и Амартии Сена, имея ввиду индийского писателя и индийского экономиста, лауреатов Нобелевской премии.

Инновации нередко представляют собой синтез искусства и науки, а лучшие инновационные решения часто включают в себя и то, и другое. По словам Джерри Рао, 50 лет назад в Индии с уважением относились к знатокам санскрита, теперь же в почете только инженеры, программисты, коммерсанты, врачи. "В этом году в Америке больше людей получат ученые степени в области санскрита, чем в Индии, а ведь санскрит – это корни нашей культуры!" - сказал Джерри Рао.
Чем объяснить такую обеспокоенность? Дело в том, что компьютеры, волоконная оптика и интернет выровняли поле экономической игры, создав глобальную платформу, к которой могут подключаться множество игроков. Капиталы теперь перемещаются все быстрее, стремясь привлечь наиболее эффективных талантливых людей, где бы они ни находились, поэтому каждая страна стремится повысить уровень таланта своего населения. Когда у всех есть доступ к одной и той же технологии, "единственным долгосрочным преимуществом" остается талант человека, утверждают исследователи бизнеса Джон Хагель III и Джон Сили Браун.

Итак, я выяснил, что Индия ставит перед собой задачу быстрого перехода от аутсорсинга бизнес-процессов (business process outsourcing - B.P.O.) который состоит в выполнении конторской работы и написании программ в интересах американских компаний, к аутсорсингу знаний (knowledge process outsourcing - K.P.O.), то есть к предложению более самостоятельных замыслов и товаров.
"Креативны ли мы как нация? - спросил Азим Премжи, председатель совета директоров одной из ведущих в Индии технологических компаний Wipro. – Судя по богатству нашего культурного наследия, несомненно; наше искусство и наша литература – в ряду величайших в мире. Мы должны привнести их дух в экономическую сферу и в сферу бизнеса".

Но для того, чтобы сделать этот шаг, по мнению индийских предпринимателей, потребуется провести большие изменения в косной системе образования, предполагающей беспрекословный авторитет учителя. "Если мы не позволим нашим ученикам спрашивать "почему", а лишь будем продолжать говорить им о том "как", мы будем по-прежнему заниматься аутсорсингом, не предполагающим лидерства, которое требует сложных взаимоотношений и рассуждений, понимания потребностей других людей", - сказал Нирмала Санкаран, генеральный директор индийской образовательной компании HeyMath.

Могу предположить, что начинается процесс глобальной конвергенции образования. Китай и Индия будут стремиться вселить в своих учеников больше творческих начал. Америка будет более тщательно подходить к обучению математике и другим точным наукам. Эта конвергенция сильно пришпорит глобальное развитие. Но одни выиграют больше, а другие – меньше. Больше выиграют те, кто раньше и в большинстве школ создаст правильный баланс.

Публикуется с сокращениями с разрешения The New York Times News Service and Syndicate Co.

Загрузка...