ecosmak.ru

Понятие социальная адаптация лиц с овз. Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями

Социокультурная адаптация детей

с ограниченными возможностями здоровья

Социокультурная адаптация относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики. Высокая гуманитарная направленность, социальная духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве детей с ограниченными возможностями здоровья, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Из всех проблем, препятствующих полноценному включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой. Социокультурная адаптация - сложный и многогранный феномен, характеризующийся постоянными трансформациями. Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности «нетипичного» ребенка. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания и навыки дети с ограниченными возможностями направят на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом.

Реализация основных видов и форм вхождения ребенка с ОВЗ в общество осуществляется в рамках пяти концентров адаптации (первый – социокультурное взаимодействие внутри родительской семьи; второй – с ближайшим окружением семьи; третий – в рамках дошкольного образовательного учреждения, во дворе дома; четвертый – в стенах среднего общеобразовательного учреждения, а также в учреждениях культуры, спорта; пятый – в постшкольный период) .

Успешность адаптационных практик напрямую связана с особенностями социокультурной макро- и микросреды, со спецификой государственной социокультурной политики. Благодаря функционированию институтов семьи и образования возможно достижение ребенком адаптационного стандарта, уровень которого можно определить по разработанной критериальной системе готовности индивида к адаптации и его социальной интегрированности.

Сущность социокультурной адаптации лиц с ограниченными возможностями связана, прежде всего, с их «включением» в общество, в обычные межличностные отношения, вследствие расширения прав и возможностей для участия во всех видах и формах социокультурной жизни.

Основным объектом социокультурной адаптации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети с ограниченными возможностями. Значительную часть этих детей объединяет принятая по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанная с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик .

Как свидетельствует практика, достойный образ жизни детей с проблемами физического и психического развития не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, ─ такова цель, объединяющая и гражданские институты, и самих детей с ограниченными возможностями.

В более узком смысле под социокультурной адаптацией ребенка с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого ребенка резервов и возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве .

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья – болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь процессов соматического (отношение к своей телесности, к своему здоровью), личностного (отношения к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам), и социального (общение, отношение к ситуациям и социальным институтам, деятельность) функционирования.

Социокультурная адаптация предполагает оптимизацию взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями и его семьи с социокультурной средой, которая является одним из важнейших факторов и условий развития.

Социокультурная среда выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия сущности ребенка. Однако социокультурные нормы и ценности ребенок осваивает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт, благодаря своей активности.

Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Однако перед социальными структурами стоит задача повышения активности среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, ведь зачастую дети изолированы от общества самими родителями. Здесь необходимо повышать культуру по отношению к инвалидам не только общества в целом, но и самих инвалидов и их семей.

Система социокультурной адаптации должна способствовать формированию активной жизненной позиции у семей с ограниченными возможностями в целом.

Таким образом, социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями должна рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуемое ребенку с ОВЗ в индивидуальной программе реабилитации для восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций. С другой стороны, следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению лиц с ОВЗ, что носит общий реабилитационный характер.

Список литературы

1. Ильичев Д. Реабилитация детей с ограниченными возможностями //Социальная работа. - 2003. - № 2.- С. 46

2. Комплексная реабилитация инвалидов. Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

3. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. – Саратов, 1996.

4. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. - Кемерово, 1992.


К.И. Теслер

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ

Рассмотрено решение проблемы социальной адаптации и доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями за счет создания общественно-реабилитационных центров, объединяющих в себе оздоровительную, образовательную, спортивную, культурно-массовую, социальную, научно-техническую и производственную функции.

Ключевые слова: общественно-реабилитационные центры, общедоступная среда, социальная адаптация, инвалиды, маломобильная группа населения (МГН).

По данным Федеральной службы государственной статистики от общего числа граждан России 10,3 % составляют инвалиды. В общем количестве людей с аномальным развитием слепые и слабовидящие составляют 5 (из них слабовидящие - 85,3), глухие и слабослышащие - 10,81, умственно отсталые - 73,9, с поражением опорно-двигательного аппарата - 2,57, с тяжелыми нарушениями речи - 3,5, с прочими нарушениями - 4,2 %. Однако стоит заметить, что процент выявления инвалидности напрямую зависит от степени технического развития конкретного региона страны. Так, к примеру, процент инвалидов на душу населения в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, существенно превышает выявленный процент в городах Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Повышение уровня медицинского обслуживания и диагностирования заболеваний на ранних стадиях ведет не только к увеличению числа предотвращенных случаев инвалидности или к снижению неблагоприятных факторов, но и к увеличению процента выявленных больных. Об этом свидетельствуют цифры статистики: процент инвалидов в странах с наиболее развитой системой здравоохранения, таких как Финляндия, Франция и Великобритания превысил 25 % от общего количества населения страны . В России около 15 млн человек, не считая приезжих - инвалиды. Эта цифра говорит о значимости одного из факторов, определяющих качество архитектурно-планировочных решений, возможности доступа в здание всех групп населения, включая людей с ограниченными возможностями.

Существующее положение статистики заставляет задуматься не только об обеспечении необходимыми условиями жизнедеятельности, но и о возможности социализации и трудоустройства инвалидов. В этой ситуации наравне с этическими и моральными принципами начинают действовать и экономические процессы. Данный значительный слой населения должен быть трудоустроен, в противном случае его дотационное положение будет являться существенным экономическим бременем для государства.

В современных условиях экономические факторы по своей значимости занимают далеко не последнее место. Если рассмотреть данную проблему более детально, то можно отметить, что нетрудоустроенный человек, получающий пособие по инвалидности, не только не приносит доход государству в виде налогов с заработной платы, но и существенно ограничен в своей потребительской способности, что в свою очередь сказывается на товарно-сырьевом рынке. Конечно, всевозможные дотации и льготы, предназначенные для маломобильных групп населения (МГН), не могут

© Теслер К. И., 2012

быть отменены даже при полном трудоустройстве, однако эти средства возможно расходовать более целесообразно, что поспособствует скорейшему развитию науки и техники в данной области.

Если посмотреть на эту проблему с другой стороны, то недостаточность мер, применяемых для осуществления доступности городской среды, влечет за собой исключение из социальных и экономических процессов практически 10 % населения страны. Также следует отметить потерю части туристического рынка.

Процесс адаптации городов России для МГН фактически начался с введением в действие СНиП 35-01-2001. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и серии СП. Согласно этим документам стало необходимо проектировать и строить новые, а также реконструировать существующие здания с учетом обеспечения условий жизнедеятельности МГН, равных условиям остальных категорий населения. Однако отдельные здания, удовлетворяющие всем условиям доступности, можно сравнить с островками в бескрайнем океане городской среды. При этом вопросы транспортной доступности от одного здания к другому пока не решены. Даже в Москве добраться от Кремля до Новодевичьего монастыря МГН (М4) может только воспользовавшись социальным такси. На данный момент всего 9 из 185 станций Московского метрополитена оборудованы подъемниками для инвалидов. К примеру, в Вене, где проживает 600 тыс. человек, установлено 2 тыс. подъемников.

Доступная среда - это такое окружающее пространство, в котором любой человек независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной городской инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту. При этом, помимо инвалидов (инвалиды в креслах-колясках, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению и инвалиды с нарушениями слуха), есть и другая категория населения, также нуждающаяся в «безбарьерной» среде. Это лица с ограниченными возможностями, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении и ориентировании в пространстве (лица пожилого возраста, беременные женщины, лица с малолетними детьми и другие лица, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения вспомогательные средства и приспособления) . И если доля инвалидов в современном обществе составляет порядка 10 %, то совместно с остальными маломобильными гражданами этот показатель по разным статистическим данным составляет 25... 30 % (в зависимости от демографической структуры населения). Поэтому любые мероприятия по созданию общедоступного пространства жизненно необходимы для 10 % населения, для 30 % - полезны и для 100 % - удобны. Повсеместное создание непрерывной безбарьерной среды приводит к решению многих социальных задач большого города . На этом принципе должна строиться концепция формирования городского пространства. Разрабатываемые решения должны отвечать потребностям населения городов, будь то взрослый человек, ребенок, беременная женщина, велосипедист или колясочник .

Эффективная система реабилитации инвалидов основана на следующих принципах: интеграции в общество, консолидации усилий, комплексности и доступности, гуманности и нравственности, приоритета поддержки семьи, стимулирования собственной активности, постоянной трудовой занятости инвалидов, сочетания традиций и новаций. Создание среды, окружающей инвалида, с учетом этих принципов и использованием современных технологий позволит обеспечить качественно новый уровень реабилитации, добиться продуктивности и четкости функционирования системы социальной реабилитации .

Для решения задач реабилитации в Москве уже работают 19 реабилитационных центров и 69 отделений социальной реабилитации, использующие в своей деятель-

/ББИ 1997-0935. Vestnik Мвви. 2012. № 10

ности передовые методы, включающие своевременную профилактику, раннюю диагностику, квалифицированную медицинскую помощь и современные технические средства реабилитации. Предполагается, что в инклюзивной среде инвалиды более быстро включаются в социальную жизнь общества, проще налаживают коммуникации, способны к трудовой деятельности. Социальная адаптация инвалидов напрямую зависит от их возможности самостоятельно передвигаться, работать, удовлетворять жизненные потребности, получать образование и рабочие специальности, общаться и отдыхать. От наличия всех этих возможностей напрямую зависит качество процесса адаптации. Очень важным элементом в этом процессе является спорт, позволяющий инвалидам еще больше раскрыться и интегрироваться во внешнюю среду, добиваясь немыслимых успехов, завоевывая награды международного уровня. Также не стоит забывать и о трудовой деятельности, позволяющей не только профессионально развиваться, но и быть самостоятельным как в физическом, так и в материальном плане .

Для решения данной задачи необходима направленная реконструкция отдельных маршрутов и кварталов, обеспечивающая доступность МГН. Таким образом, создавая по специально разработанному проекту «центры доступности», объединяющие в себе оздоровительную, образовательную, спортивную, культурно-массовую, социальную, научно-техническую и производственную функции, можно достичь существенных результатов уже в обозримом будущем.

Примером таких повседневных маршрутов передвижения МГН может стать путь незрячего человека от места проживания до места работы, учебы, лечения, реабилитации и обратно. Инвалид по зрению является самым незащищенным из всех групп инвалидов. Важнейшую роль в его ориентации в городской среде играет слух, благодаря слуху сохраняется возможность дистанционного восприятия окружающего мира. Однако в условиях большого города эта возможность существенно ограничивается за счет увеличения шумового фона . Поэтому создание центров для реабилитации, коммуникации, обучения и работы людей с ограничениями зрения является одним из приоритетных направлений в этой области. Подобные общественно-реабилитационные центры необходимо создавать на маршрутах уже освоенных инвалидами этой группы, таких как путь, проделываемый МГН от центра лечения до диагностики или реабилитации.

Основой для подобных центров должно послужить реабилитационное учреждение, в котором пациенты проходят курс восстановительного лечения. Этот функциональный блок можно считать ядром центра, вокруг которого строятся вся функциональная схема комплекса. Наиболее эффективным являются реабилитационные центры, работающие с несколькими медицинскими учреждениями. Это не только позволяет обеспечить их стабильную равномерную загрузку, но и существенно сократить финансовые затраты на персонал и оборудование. Как показала практика, в подобных центрах наименьшая загруженность приходится на диагностическое отделение, обладающее самым дорогостоящим оборудованием . Исходя из этого необходимо строить архитектурно-планировочное решение комплекса, выделяя центральный диагностическо-лабораторный блок, вокруг которого будут располагаться палатные корпуса реабилитационного центра, причем их количество должно обеспечивать полноту загрузки этого блока. Также в некоторых случаях целесообразно располагать в связке с диагностикой и блок поликлиники общего или специализированного назначения. В зависимости от территориального расположения структура общественно-реабилитационного центра дополняется отделениями дневного стационара или корпусами санаторно-пансионатного типа.

Являясь структурообразующим блоком, реабилитационный центр формирует вокруг себя группу вспомогательных блоков, таких как торговый, гостиничный,

жилой, производственный, общественно-рекреационный, спортивный, офисный или научно-исследовательский. Такое объединение способствует повышению рентабельности центра за счет привлечения каждым из блоков дополнительных потребителей. Но помимо экономической выгоды существует, пожалуй, самый важный аспект - создание единой комфортной среды, удовлетворяющей практически все бытовые потребности людей с ограниченными возможностями. Создание таких комфортных зон должно существенно повысить уровень жизни инвалидов и послужить их полной социализации и адаптации к современной жизни. При такой компоновке центр предоставляет возможность МГН отказаться от ежедневного перемещения по городу, пока не в полной мере соответствующему их возможностям, в тоже время ни сколько не ограничивая их мобильность.

Создавая подобные «центры равных возможностей», связанные между собой адаптированными маршрутами общественного транспорта, можно достичь создания современной, продуманной, отлаженной, доступной среды в условиях всего города, что в свою очередь положительно скажется на социальной адаптации МГН.

Библиографический список

1. Материалы сборника «Российский статистический ежегодник» Федеральной Службы Государственной Статистики за 2011 год. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/ Main.htm. Дата обращения: 16.04.12.

2. Материалы с сайта Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru. Дата обращения: 6.06.12.

3. Семенова С.А., Шрейбер А.А. Комплексная оценка городской среды с учетом потребностей маломобильных групп населения и инвалидов // Архитектура и градостроительство.

2011. № 5 (37). С. 73-78.

4. Коробейникова А.А., Теслер К.И. Принципы создания общедоступной среды в больших городах на примере г. Москвы // Сб. докладов внутривузовской конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов 2011/2012. С. 71-74.

5. Gerhard Loeschcke, Lothar Marx, Daniela Pourat. Barrierefreies Bauen. Band 1/ ©2011 BeuthVerlagGmbH Berlin-Wien -Zurich. 296 p.

6. КичероваМ.Н. Социальная реабилитация инвалидов в Западносибирском регионе основные подходы, пути развития: дисс. ... канд. соц. наук. Тюмень, 2009. 199 с.

7. Степанов В.К. Специализированные учебно-лечебные центры. М. : Стройиздат, 1987. 200 с.

8. PhilippMeuser, Christoph Schirmer. New Hospital Buildings in Germany Volume 1: General Hospitals and Health Centres / © 2006 by DOM publishers. 304 p.

Поступила в редакцию в июле 2012 г.

Об авторе: Теслер Кирилл Игоревич - кандидат архитектуры, старший преподаватель кафедры проектирования зданий, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, tesler.k@ mail.ru.

Для цитирования: Теслер К.И. Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями посредством создания общественно-реабилитационных центров // Вестник МГСУ

2012. № 10. С. 51-55.

SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS WITH DISABILITIES THROUGH ESTABLISHMENT OF PUBLIC REHABILITATION CENTRES

Despite the ever improving living conditions and the quality of medical care, the percentage of disabled people in the society is now as high as it was in the past. Social adaptation and accessibility of the urban environment for people with disabilities remains the most important problem of contemporary architecture.

/SSW 1997-0935. Vestnik MGSU. 2012. № 10

The solution is to establish public rehabilitation centres that perform recreational, educational, sports, cultural, social, technological and production functions. This solution is most needed for blind and visually impaired people, because they experience particular problems in travelling in the urban environment. Establishment of the barrier-free environment can solve the problem of socialization of disabled people, because it contemplates all functional processes that they need. Integration of various functional units within public rehabilitation centres helps improve the living conditions of disabled people, and at the same time it contributes to the profitability of these centres as a whole and provides the necessary impetus boosting the development of techniques and technologies required for low mobility groups of people.

Key words: public rehabilitation centres, friendly urban environment, social adaptation, people with disabilities.

1. Materials of the "2011 Statistical Yearbook of Russia" composed by the Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm. Date of access: 16.04.12.

2. Materials of the website of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation. Available at: http://www.minzdravsoc.ru. Date of access: 6.06.12.

3. Semenova S.A., Shreyber A.A. Kompleksnaya otsenka gorodskoy sredy s uchetom potrebnostey malomobil"nykh grupp naseleniya i invalidov . Arkhitektura i gradostroitel"stvo . 2011, no. 5(37), pp. 73-78.

4. Korobeynikova A.A., Tesler K.I. Printsipy sozdaniya obshchedostupnoy sredy v bol"shikh gorodakh na primere g. Moskvy . Collected reports of the university conference covering the research projects implemented by students in 2011/2012, pp. 71-74.

5. Gerhard Loeschcke, Lothar Marx, Daniela Pourat. Barrier-free Construction. 2011, BeuthVerlagGmbH Berlin-Wien -Zurich, vol. 1, 296 p.

6. Kicherova M.N. Sotsial"naya reabilitatsiya invalidov v Zapadnosibirskom regione: osnovnye podkhody, puti razvitiya . Tyumen, 2009, 199 p.

7. Stepanov V.K. Spetsializirovannye uchebno-lechebnye tsentry . Moscow, Stroyizdat Publ., 1987, 200 p.

8. Philipp Meuser, Christoph Schirmer. New Hospital Buildings in Germany. Vol. 1. General Hospitals and Health Centres. DOM Publ., 2006, 304 p.

Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected].

For citation: Tesler K.I. Sotsial"naya adaptatsiya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami posredstvom sozdaniya obshchestvenno-reabilitatsionnykh tsentrov . Vestnik MGSU . 2012, no. 10, pp. 51-55.

Жизнь есть путь, а человек строитель этого пути”

(Пришвин)

Смысл жизни - это есть движение на восток, за горизонт, это явление недостижимое. Задача: стремиться достичь - в этом и есть смысл жизни. Великая мудрость: когда человек может войти в процесс жизни и двигаться вперед.

Цель в жизни – это нечто принципиально достижимое.

Многие перепутывают понятия «цель жизни» и «смысл жизни» . Достижение цели жизни - это еще не смысл жизни. Зачастую достигнув цель, перед человеком возникает безысходность, обрыв. В жизни есть две трагедии:

1. Когда человек поставил цель и не осуществил

2. Когда поставил цель и осуществил.

Но на это мы порой не обращаем внимания.

Пример: I) молодой человек: цель – квартира, много работал, заработал квартиру, "обмыл" её. Итог – алкоголик.

За целью пустота. Это условие мнимой смерти. Надо учиться перенацеливаться.

Государственную программу реабилитации и адаптации, инвалидов включают:

1.В самореализации.

2.В материальной поддержке.

3.В трудоустройстве.

4.В передвижении.

5.В общении.

6.В комфортных бытовых условиях.

7.В восстановлении нарушенных способностей.

8.В социально-психологической адаптации.

9.В возможности получения знания.

10.Всвободном доступе к культурным, социально-бытовым объектам.

Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности

Образование людей с ограниченными возможностями здоровья.

Если вы хотите в этой жизни состояться, насладиться ею, для себя, для своих близких, - вы должны, прежде всего, думать о том, каковы ваши возможности. А ваши возможности возрастают тогда, когда вы можете управлять своим здоровьем»

Л.А.Бокерия

Под образованием в Законе РФ Об образовании понимается - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование – важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами.

Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования – гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, задачами которого является поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7).

Защита прав человека, в том числе права на образование, гарантируется государством (ст. 45), в Российской Федерации действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55).Конституцией РФ под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41).

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Одним из условий полноценного социального участия для инвалида является получение им

общего и профессионального образования, приобретение конкурентоспособной и престижной профес­сии.

Создание инвалидам условий для получения общего и профессионального образования закреплено в федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «Об образовании» (1996), «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» (1996), а также в нормативных документах Президента и Правительства Российской Федерации. Общедоступное и бесплатное образование лиц с ограниченными возможностями подтверждено Национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правитель­ства Российской Федерации в 2001 г.

Согласно этим законам и нормативным актам государство должно обеспечивать инвалидам получение общего образования, начального и среднего профессионального и высшего образования. Кроме того, предусматривается создание специальных условий, адекватных состоянию здоровья инвалидов, и предоставление ряда льгот в сфере получения образования. Например, инвалиды I и II групп для обучения специальностям, рекомендован­ным бюро медико-социальной экспертизы, при условии сдачи вступительных экзаменов принимаются вне конкурса в государственные средние и высшие профессиональные учебные заведения, а также на курсы обучения различным профессиям; они имеют право на бесплатное обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки; учащиеся обеспечиваются бесплат­но или на льготных условиях специальными учебными пособиями, могут пользоваться услугами сурдопереводчиков и т.д.

Приоритетом современных исследований проблем функционирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и возможностей их инклюзии является разработка основ их позитивной социализации, базирующейся на пересечении трех процессов: реабилитации, компенсации, социальной адаптации. По выражению А.Р. Лурии, «человек не может «закрыться» на ремонт», поэтому все три процесса слиты воедино, и их следует рассматривать как открытую динамическую систему, результатом успешного действия которой является позитивная социализация личности человека с ОВЗ .

Компенсация - это процесс возмещения отсутствующих или нарушенных функций на основе перестройки сохранных или частично нарушенных. Согласно Л.С. Выготскому, дефект создает стимулы для выработки компенсаторных процессов в развитии и поведении (замещающих, надстраивающихся, выравнивающих). Оценка степени дефективности или нормальности личности в целом зависит от исхода социальной компенсации . В современном понимании сущность и процессы компенсации нарушенного или отстающего развития - сложное взаимодействие социальных и биологических факторов, системообразующими среди которых являются деятельность и социальные отношения человека. Учитывая системный характер строения психики, компенсация реализуется на следующих уровнях :

1) биологический / телесный: преимущественно автоматические и бессознательные компенсаторные процессы;

2) психологический: способность к адекватной оценке своих возможностей и постановке реальных целей и задач, формирование и сохранение позитивного отношения к себе;

3) социально-психологический: межличностные отношения лиц с ОВЗ с окружающей средой, построенные на основе принципов социального партнерства, толерантности, эмоциональной поддержки и понимания. Это главные условия раскрытия их ресурсных возможностей, укрепления веры в свои силы, восстановления позитивного отношения к себе, осознания нужности, понимания собственной независимости и автономности;

4) социальный: политика государства в отношении лиц с ОВЗ, законодательное предоставление определенных гарантий, стереотипные установки в отношении лиц с ОВЗ и их последствия.

У человека процессы компенсации заключаются, прежде всего, в формировании способов действий и усвоения социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности; ведущую роль здесь играет сознание, обусловленное социальными отношениями. Таким образом, компенсация у человека связана с развитием всех сторон личности, то есть с психологическим уровнем - центральным для человека способом восстановления нарушенных функций.

Психологическая компенсация является процессом, направленным на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в различных аспектах жизни.

Л.С. Выготский выделял несколько линий компенсаторного развития характера: реальная компенсация - реакция на более или менее реально учитываемые трудности; фиктивная - установка настороженности, подозрительности, мнительности - как защита от возникших трудностей; бегство в болезнь - превращение слабости в силу путем культивирования в себе болезни, дающей право требовать повышенного к себе внимания. В современных трактовках компенсация - это противопоставление неуспеха в одной сфере успехов в другой («зато», «вместо»); гиперкомпенсация - наращивание усилий в сфере несостоятельности («преодоление»); оптимальная же форма компенсации - взаимодополнение названных способов. Высшая форма компенсации -поведение, направленное на достижение цели: уравновешивание жизненных амбиций и уровня притязаний с уровнем своих способностей в неблагоприятных условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности .

Социально-психологический уровень компенсации осуществляется в сфере межличностных отношений лиц с ОВЗ с ближайшим окружением. Важнейший средовый фактор этой компенсации - социальная поддержка в виде информации, приводящей человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, и что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Ощущение социально-психологического благополучия связывается с тремя основными жизненными опорами: семьей, профессией и ближайшим окружением вне семьи: здесь человек реализует осознание своей причастности и независимости .

Взаимодействуя с социальной средой, человек социализируется: усваивает социальный опыт и преобразует его в свои ценности, ориентации, установки. В контексте личностного здоровья можно выделить ряд значимых параметров социализации (табл. 1).

Таблица 1

Условия и личностные предпосылки позитивной социализации

Условия/критерии оценки психического и личностного здоровья человека

Характеристики личности, необходимые для позитивной социализации

Реакция на другого как на равного себе

Способность к изменению своих ценностных ориентаций

Реакция на факт существования норм в отношениях между людьми, то есть выделение этих норм и стремление следовать им

Ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм

Характер переживания своей относительной зависимости от других людей

Умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями

Процесс и результат социализации - следствия внутреннего противоречия между идентификацией человека с обществом и его обособлением. Личность, адаптированная в обществе и неспособная противостоять ему, является жертвой социализации, неадаптированная - такой же жертвой, девиантом. Отметим также, что изменчивость социальной среды может превратить ранее сформированную социализацию и социальную адаптацию в неудачную, и успех ее во многом обеспечивается тем, насколько человек научился ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.

Социальный уровень компенсации связан с макросоциальными масштабами существования человека: это политика государства в отношении лиц с ОВЗ, в том числе образовательная и профессиональная; законодательство; характер отношения к людям с ОВЗ в сфере обыденного массового сознания, зависящий от конфессиональных, этнокультурных и исторических традиций общества, от системы образования и СМИ.

Отношение общества к лицам с ОВЗ, главным образом их ближайшего окружения, определяются специфическим взаимодействием, опосредуемым наличием у них того или иного нарушения развития. Такой человек значительно больше, чем обычный, зависит от эмоциональных и социальных отношений среды. Согласно Л.С. Выготскому, каждый биологический недостаток сказывается в первую очередь на отношениях с людьми и реализуется как социальная ненормальность поведения, перестраивающая взаимоотношения личности .

Реабилитация - это сложное многоуровневое образование, система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество. Результатом реабилитационного воздействия является формирование активного отношения к нарушению здоровья и восстановление позитивного отношения к жизни, к семье, обществу и к самому себе .

Эффективность реабилитационного процесса зависит во многом от меры его сопричастности потребностям и интересам, идеалам и ценностям, сущности и существованию человека, нуждающегося в реабилитации. Можно сказать, что если личность человека является объектом реабилитационного воздействия, то ее активное творческое начало превращает ее в субъекта реабилитации. Важнейшей задачей психолога в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья является создание предпосылок личностного роста, формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь .

В рамках социологической концепции жизненных сил утверждается, что их реализация зависит не только от возможностей, предоставляемых обществом, но и от индивидуально-личностных характеристик, опирающихся прежде всего на духовные ценности и установки человека. Уровень развитости жизненных сил, степень самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности выражается в форме удовлетворенности (неудовлетворенности) своей дееспособностью, состоянием здоровья, психологическим состоянием, окружающей микро- и макросредой, получаемым доходом, включенностью в социальную инфраструктуру и т.д. . Все это обусловливает различия в уровне образования, стиля жизни, профессиональной базы, возможности выбора жизненных стратегий между социальными группами.

Психологическая реабилитация ориентирована на реорганизацию и оптимизацию социально-психологического бытия личности, приведение возможностей человека в соответствие с его потребностями и ценностями. Реабилитация направлена не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление ее полноценного существования в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или недостатка развития .

С психологической точки зрения, драма инвалидности - в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния; в противном случае возможна постепенная деформация личности человека с ОВЗ . Основная цель психологической реабилитации - не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность .

Разносторонняя функциональная недостаточность, возникающая как следствие первичного нарушения здоровья, приводит, прежде всего, к диссоциабельности , отклонениям в «социальном поле» :

  • · к нарушениям социальной перцепции - адекватного восприятия других людей с их достоинствами, недостатками, проблемами. В то же время и собственная личность, в том числе внутренняя картина болезни или дефекта, представляется искаженно, а неадекватность собственных установок не чувствуется;
  • · к противоречиям между ценностными отношениями личности человека с ОВЗ и требованиями среды, приводящим к сужению возможностей вследствие субъективно завышенных ожиданий и требований;
  • · к отсутствию или подавлению социально значимых мотиваций, искажению ценностей, причинами чего являются недостаточность индивидуального опыта, связанная с болезнью или дизонтогенезом, дефицит навыков и знаний, а также негативный опыт деятельности и общения.

Реабилитация - это восстановление утраченных способностей и пригодности. Врожденное или рано приобретенное нарушение здоровья, физического или психического развития детерминируют отсутствие периода нормального развития, а также исходную дезадаптацию . По отношению к инвалидам с детства употребляется термин абилитация . В дословном переводе с латыни абилитация - приобретение способности к чему-либо, то есть речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании. Сущностью социально-психологической абилитации детей и подростков является формирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми. Это может быть достигнуто только на основе социально-психологической адаптации и гармонизации личности ребенка . Систематизация функций социально-психологической адаптации и критериев гармонизации личности (табл. 2) позволяет увидеть их внутренние связи и взаимовлияние.

Таблица 2

Критерии гармонизации личности в процессе социально-психологической адаптации

Функции социально-психологической адаптации

Критерии гармонизации

личности

Достижение оптимального равновесия в динамичной системе «личность - социальная среда»

Достижение приемлемого уровня внутренней честности

Проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности

Высокий уровень самооценки силы собственного Я

Повышение социальной активности личности, регулирование общения и взаимоотношений

Способность к саморуководству

Формирование эмоционально-комфортных позиций

Развитие способности к эмоциональному принятию себя

Самореализация

Положительная оценка своего Я по критериям духовности и внутреннего богатства личности

Самопознание и самокоррекция

Гармоничность отношений между Я-реальным и Я-идеальным

Защита личности

Адекватное действие механизмов самоподдержки и защиты Я

Повышение эффективности деятельности

Снижение периодичности возникновения негативных эмоций в адрес собственного Я

и отсутствие необходимости в самооправдании

Повышение стабильности и сплоченности социальной среды

Снижение уровня эмоциональной напряженности и тревожности

Сохранение психического здоровья

В основе виктимологической концепции социокультурной реабилитации инвалидов - понятие адаптационных барьеров, возникающих вследствие дефицита социальной, эмоциональной и когнитивной компетентности, блокирующих социальную адаптацию лиц с ОВЗ и возможность его полноценного социального функционирования. Анализ литературы показал: виктимность лиц с ОВЗ - это сложный системный феномен, при котором наблюдается фиксиро-ванное, негибкое построение отношений с собой и окружающими на основе действия механизма отчуждения, попытках разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными способами, то есть непродуктивная (защитная) адаптация к жизни. Поэтому содержание психологической помощи лицам с ОВЗ предпола-гает не коррекцию недостатков, а поиск скрытых ресур-сов развития личности : опору на собственные возможности и со-здание на этой основе психологических, социальных и педаго-гических условий для реконструкции образа мира, образа Я и построения продуктивных связей с самим собой, другими людьми, миром в целом.

Позитивная социализация лиц с ОВЗ предполагает формирование такого качества, как адаптивность, понимаемого как способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в трудных жиз-ненных ситуациях .

Здесь важно дифференцировать механизмы компенсации и адаптации, обеспечивающие организму запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Наличие эффекта приспособления роднит эти механизмы между собой, различия же заключаются в следующем:

  • · адаптация начинает функционировать, когда баланс между человеком и средой нарушает изменения в среде, и для его восстановления человеку необходимо изменить что-то в самом себе, отказаться от своего прежнего состояния;
  • · компенсаторные процессы начинаются в ситуации нарушения баланса из-за изменений в самом человеке, и для восстановления баланса человек должен частично или полностью вернуться к исходному состоянию.

Сформулируем выводы. Основой позитивной социализации лиц с ОВЗ является взаимодействие и взаимопроникновение процессов психологической компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации. Триединство данных процессов позволяет максимально использовать внешние (инклюзивная инфраструктура и культура) и внутренние (жизнеспособность, социально-психологическая компетентность , психологическая суверенность, коммуникативные установки и др.) ресурсы лиц с ОВЗ для достижения их независимости, самостоятельности, эффективного социального функционирования.

светлана тетерина

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья .

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития : нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка .

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Существующую социально –педагогическую стратегию воспитания детей , находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии : государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими , является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей , а интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно . Это помогает в решении следующих задач :

Создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями ;

Обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам ;

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями ;

Снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

Формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.


Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает в себя : работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную , организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей , приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей : развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.


Основная цель : приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья . Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками : это работа с тканью, создание одежды, поделки. В процессе занятий решаются следующие задачи :

Развитие и коррекция основных видов движений;

Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

Развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются :

Творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

Комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

Релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей , имеющих ограниченные возможности здоровья . И это дает свои положительные результаты : повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ , воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности . Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное , чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.


Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации , но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Загрузка...