ecosmak.ru

Лечебная физкультура детей дошкольного возраста. Особенности методики лечебной физкультуры в дошкольном возрасте


На сегодняшний день лечебная физкультура в детском возрасте представляет собой великое , разнообразных игр, занятий, которые позволяют восстановить и улучшить работу органов и остальных систем организма не препятствуя детскому развитию.

Польза упражнений

Движение - основа развития организма особенно в детском возрасте, человек без движения не может прожить и дня. Отдельные виды упражнений способны повлиять на возможные нарушения в функциях организма, что очень важно при учёте заболеваний в отдельных органах и системах. для детей основывается на положительном влиянии упражнений на нервную систему ребёнка, укреплении иммунитета и коррекции имеющихся патологий ().


Очень важную роль в лечебной физической культуре, проводимой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеют специальные подвижные игры, которые не только обладают терапевтическим эффектом, но и стимулируют положительные эмоции. Упражнения способны регулировать разные функции всех без исключения систем и органов детского тела. Во время проведения упражнений ЛФК для детей применяется великое множество методов и практик, а точнее:

  • упражнения, включающие гимнастические элементы;
  • простые активные игры;
  • закаливание;
  • массажи для оздоровления и лечения;
  • вспомогательные механические устройства (механотерапия);
  • гимнастика в бассейне.

Особенности занятий ЛФК у младенцев

Залогом успешного выполнения назначенных упражнений ЛФК для детей является соответствие средств и методик проведения занятий возрастным особенностям ребенка. Важно помнить, что занятия ЛФК для детей раннего младенческого возраста должен проводить дипломированный специалист, особенно в первые месяцы жизни. Необходимо обязательно придерживаться методов рассеянной нагрузки. Время, отведённое на занятие ЛФК, не должно поначалу превышать 7–15 минут.


Первые годы жизни ребенка характеризуются очень высокими темпами развития и роста организма в целом. Интенсивно увеличиваются все возможные показатели: рост, вес, объем грудной клетки, размеры стоп. По мере взросления и развития детского организма, движения становятся более осмысленными, приобретают физическую законченность действий, определённую целесообразность. Но в детском сознании все еще преобладают процессы безмятежности над процессами концентрации. По результатам социальных опросов двухлетние дети 60% времени физически активны, если не считать время сна, а уже к третьему году активность достигает показателя 70% времени бодрствования.

Учитывая особенности детей этой возрастной группы, упражнения должны подбираться несложные, которые не требуют высокой концентрации внимания и интенсивной физической активности.

Очень хорошо подойдут упражнения в бассейне и пассивная гимнастика, массаж. По мере развития и взросления можно подключать активные игры с элементами лечебных упражнений для правильной осанки.

Особенности ЛФК у дошкольников

В период дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) у детей отмечается интенсивный рост конечностей. Проходят фундаментальные изменения и преобразование развития речевых способностей. Малыш овладевает первоначальными навыками взаимодействий с окружающим миром.


Совершенствуется дальнейшее развитие основных видов движений, прицельность бросания и метания различных предметов, возникают беговые навыки, новые элементы в построении прыжка и приземления.

Учитывая быструю утомляемость мышц и относительную слабость костей скелета, дети младшего дошкольного возраста все еще неспособны к длительной физической активности. Желательно упражнения во время занятий максимально разнообразить и проводить их в игровой форме. Время полезной нагрузки может быть немного увеличено и не должно превышать 15–20 минут.

Этой возрастной группе детей подойдут:

  • активные игры с элементами ЛФК на свежем воздухе;
  • гимнастические упражнения с применением мяча, фитбола;
  • занятия в бассейне;
  • лечебные и оздоровительные массажи.

Особенности занятий ЛФК школьников

Уже в школьном возрасте объём ЛФК используется в полную силу. Занятия длятся не менее 30–45 минут и ведут к , что очень важно в этом возрасте, так как асимметричное развитие мышц тела влечет нарушение осанки и возникновение искривления позвоночника, что в будущем чревато патологией внутренних органов.


этому методика проведения занятий разрабатывается с учетом возраста детей, их физических возможностей и уровня активности. Для этого необходим оснащенный всеми необходимыми тренажерами и инвентарем спортивный зал. Проводить занятия ЛФК и подбирать упражнения для детей должен исключительно специалист.

Правильно подготовленная и отработанная специалистом до малейших деталей техника упражнений действительно поможет укрепить здоровье ребят.

Важно знать что в лечебной физической культуре, проводимой с детьми школьного возраста, особое место занимают игры подвижного характера, в которые включаются лечебные элементы. Во время игры задействовать все части тела в беге, ходьбе, приседании, прыжке, метании и ребенок сам будет выполнять все упражнения, так как увлечен игровым процессом.

Для детишек старше 7 лет игровые занятия разнообразны и включают множество элементов и техник. В этом возрасте можно ознакомиться с книгами о физическом воспитании. Для младших школьников лучше всего использовать сюжетные игры, то есть называя детей персонажами мультфильмов и предлагая выполнить подражательные действия любимых героев («Том и Джерри», «Мышеловка»). Обязательно выполняйте игровые элементы с мячом. Дети более старшего возраста с удовольствием участвуют в играх-эстафетах с выполнением спортивных элементов, использованием гимнастических снарядов.

Назначение ЛФК

Для того чтобы выбрать игру, которая содержит лечебные элементы, инструктор или врач сначала ознакомится с диагнозом ребенка. После этого, учитывая возрастную нагрузку и степень адаптации ребенка к ней, подберет соответствующую развитию группу. На комбинации всех факторов строится насыщенность игры лечебными упражнениями и корригирующими двигательными элементами (бег, прыжки, ходьбы, метание снаряда).

Очень важно учитывать уровень сложности восприятия правил игры и баланс эмоциональной и физической нагрузки при выполнении ролей. Также инструктор должен иметь в виду, что игра которую он предлагает, должна заинтересовать и вызвать желание продолжить, повторять ее.

Занятия на свежем воздухе

Очень полезны занятия ЛФК на открытых площадках, где, кроме лечебного эффекта от упражнений, достигается закаливание детского организма. Особенно это актуально для учебных санаториев, где дети находятся целый учебный год. В таких учреждениях занятия ЛФК проводятся очень часто на свежем воздухе практически весь учебный год.

Чаще всего в санатории есть большой спектр игровых площадок для разнообразных спортивных игр, например, поле для мини-волейбола. Эта игра является эффективным средством всестороннего физического развития ребенка, она способствует гармоничному росту мышц тела, формированию мышечного корсета. Разнообразие движений с применением игровых ситуации на площадке способствует устранению опасности переутомления, профилактируют развитие мышечного дисбаланса.


При наличии опытного инструктора и соответствующего инвентаря, активные игры не только принесут удовольствие ребятам, но и окажут должный лечебный эффект.

Детям, которым нужны прогулки и свежий воздух, рекомендуется ходить в походы определённой длительности, катание на велосипедах в специально отведённых местах.

Считается, что наиболее сложным видом спортивно-прикладных упражнений является плавание, но если тщательно подготовиться, подобрать верный комплекс упражнений, можно получить массу хороших впечатлений и положительный лечебный эффект.

Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника. Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий. Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.

Как связана физкультура и осанка человека?

При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.

Принято выделять 2 разновидности нарушений:

  • искривление позвоночника в сагиттальной области (увеличены или уменьшены естественные изгибы, возникает сутулость, и др);
  • изменения во фронтальной плоскости - сколиоз.

В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.

Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет. Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.), при движении, прыжках, беге играют и амортизирующую толчки роль. При неразвитых мышцах спины у взрослого человека возникает множество заболеваний, связанных со смещением позвонков.

Для формирования сильных мышц, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении, разработаны : детям они доступны в возрасте 5–7 лет.

  1. Взять палку так, чтобы руки были впереди и внизу. Поднимая руки, отвести назад ногу. Вернуться в и.п., повторить с другой ногой. Выполнить 6–8 движений. Родитель наблюдает за тем, чтобы ребенок прогнулся в пояснице назад.
  2. Палку взять так, чтобы она была сзади. Руки внизу, ноги вместе. Поднимаясь на носки, руки отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п. и повторять 4–6 раз. Родитель следит за тем, чтобы ребенок не сгибал локти и не наклонялся вперед.
  3. Палка впереди, внизу. Поднять руки, опустить к груди, вернуться в и.п. Сделать упражнение 4–5 раз. Следить, чтобы ребенок держал осанку.

В заключение занятия выполнять ходьбу в спокойном темпе в течение 30 секунд. При этом осанка должна сохраняться, на что родитель обращает внимание ребенка.

Комплекс ЛФК для младших школьников

У первоклассников чаще всего нарушения впервые определяются при медосмотре в школе. Они являются следствием недостаточного внимания к развитию ребенка до школы. Но осанку все еще можно корректировать, проводя ежедневные занятия дома. Ежедневная утренняя зарядка тоже может содержать элементы ЛФК.

Детям уже доступно принимать и сохранять контрольную позу: подойти к стене и опереться о нее пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком. Плечи при этом не поднимать. Во время разминки (ходьбы, как указано выше) важно следить за соблюдением контрольной позы.

После разминки первоклассник может выполнять несложные упражнения лечебной физической культуры с мячом, или без снаряда. Самостоятельно проследить за правильным выполнением и осанкой он не способен, поэтому требуется присутствие старшего члена семьи, который сможет контролировать занимающегося и исправлять его ошибки.

Лечебная физкультура для исправления осанки может включать такие упражнения:

  1. Из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, поднять мяч (или палку). При подъеме рук посмотреть на предмет. Опустить его на грудь, вернуться в и.п. Сделать 5–6 повторов.
  2. Мяч в 1 руке. Завести его за спину, переложить в другую руку, вернуться в и.п. Следить за соблюдением контрольной позы. Выполнить 5–6 движений.
  3. Поднять руки с мячом или палкой над головой. Развести локти в стороны, соединяя лопатки. Сделать 4–6 наклонов влево и вправо.
  4. Принять и.п. лежа на спине. Поднимая ноги, выполнить разведение их в стороны, а затем перекрестить. Выполнить 7–8 движений, вернуться в и.п.
  5. Упражнение «Велосипед» хорошо тренирует брюшную стенку. Ноги поднять и согнуть в коленях. Имитировать движения велосипедиста в течение 20–30 секунд.
  6. Использовать движения упражнений «Боксер» и «Ласточка». Вариантами могут стать подъемы груди с прижатыми к полу ногами или только ног. Можно использовать палку, которую надо держать на уровне плеч позади шеи. Движения повторять по 4–6 раз.


Кроме упражнений, направленных на развитие мышц спины, младшие школьники должны выполнять приседания не менее 10–15 раз за 1 занятие. Их можно производить без снаряда, вытягивая руки вперед во время сгибания ног. При наличии палки ее либо держат впереди, либо заводят за спину на уровне плеч. Последний вариант способствует контролю за осанкой со стороны самого ребенка.

Заключение

Кроме выполнения комплексов ЛФК необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. Это могут быть пешие или велосипедные походы, катание на лыжах и коньках, подвижные игры.

Являет собой комплекс физкультуры, направленный на реабилитацию, профилактику и лечение. Включает в себя грамотно подобранные упражнения и постановку правильного дыхания.

Показания к проведению

  1. Рекомендуется для всех здоровых детей с целью усиления деятельности всех систем и органов, процессов обмена, повышения адаптации организма к различным факторам.
  2. Формирует правильную осанку.
  3. Детям, имеющим временные или постоянные отклонения здоровья (поражения сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной, опорно-двигательной систем организма).

Помимо основных целей, ЛФК также имеет воспитательно-дисциплинирующую функцию. На занятиях ЛФК для детей ребенок познает себя в окружающем мире, получает некоторые навыки гигиены. Также физкультура важна для лучшей адаптации в школе, повышает устойчивость к стрессам, улучшает успеваемость и эмоциональный фон у школьников, снижает чувствительность к аллергенам. ЛФК имеет некоторые противопоказания, поэтому требует предварительной консультации со специалистом.

Занятия с младенцами

Когда ребенок рождается, его организм еще не сформировался полностью, поэтому все его движения - это дерганья руками и ногами. Чтобы его организм смог уже тогда развиваться, придумали гимнастические упражнения для малышей. Это делается для того, чтобы организм ребенка развивался уже в этот период. Эти упражнения делаются не только для больных детей, но и для здоровых, чтобы патология не обнаружилась позже.

Как же эта гимнастика помогает организму ребенка?

Когда мы двигаемся, то мышечная масса получает больше крови, то есть и больше всего, что есть в ней. Обмен веществ работает лучше, так как расходуется больше энергии и больше потребляется организмом. Из-за ускоренного обмена веществ наши органы, например, почки, желудок, печень, начинают развиваться лучше, поскольку работают активнее. Укрепляется иммунитет ребенка. Нервная система получает хороший стимул к развитию. Укрепляется опорно-двигательный аппарат, вестибулярный аппарат, мышцы и кости лучше скрепляются. Ребенок начинает крепче спать, что тоже плюс, так как меньше просыпается по ночам. Вообще, лечебная гимнастика разрабатывалась для того, чтобы ребенок быстрее научился двигаться, хотя бы начал делать простые движения. Также регулярные занятия улучшат его осанку и предотвратят гипертрофию мышц.

Как правильно проводить гимнастику?

Начинать заниматься нужно, когда возраст ребенка - уже месяц, заканчивать каждое занятие массажем - это помогает мышцам расслабиться. При неблагоприятном самочувствии ребенка стоит перестать проводить занятия!

Если ваш ребенок отвлекается на что-то другое, начните делать другое упражнение, возможно, это ему не нравится, а в конце отвлеките его чем-то интересным. Проводить гимнастику нужно спустя два часа после или за два часа до еды и купания, предварительно проветрив помещение, но температура должна быть не ниже 20 градусов. Общее время гимнастики не должно быть меньше 15 минут, сопровождать процесс нужно одобрительными словами и положительными эмоциями.

Виды упражнений

Упражнения ЛФК для детей имеют много видов, ниже перечислены самые распространенные из них. Наиболее популярны те, что направлены на:

  1. Малыш лежит животом вверх, руки скрещены на груди. Сначала поднимаем одну руку, потом вторую, затем обе, за голову запрокидываем их. Ребенок лежит на спине, сгибаем ноги и сводим их вместе, повтор упражнения до 3 раз, затем придерживаем ножки и поворачиваем таз в стороны.
  2. Тренируем перевороты со спины на животик и наоборот. Для этого вытягиваем ручку малыша, через которую будет осуществлен переворот, вверх, учим его этому упражнению. Чтобы научить ребенка ползать, нужны два человека, которые будут держать его за конечности и по очереди двигать ими. Когда малышу будет больше 4 месяцев, его поднимают за спинку и учат садиться при помощи рук ребенка.

Гимнастика не делается в следующих случаях:

  • малыш болен гриппом;
  • проблемы с сердцем;
  • расстройство слизистой;
  • проблемы с желудком;
  • проблемы с легкими;
  • острые воспалительные и гнойные процессы.

Вывод: гимнастику нужно проводить в любом случае после консультации с врачом, но не забывайте, что развитием ребенка должны заниматься родители.

Применение ЛФК при детском церебральном параличе

ЛФК для детей с ДЦП может улучшить:

  • координацию;
  • баланс;
  • силу;
  • гибкость;
  • выносливость;
  • управление болью;
  • положение;
  • общее здоровье.

Сочетание упражнений, методов расслабления мышц и специального оборудования используется для улучшения движения. Степень, в которой физическая терапия может улучшить специфические проблемы ребенка, зависит от тяжести состояния. Упражнения для церебрального паралича направлены на лечение высокого или низкого мышечного тонуса. Высокий мышечный тонус вызывает жесткость и спастичность, тогда как низкий вызывает слишком большую гибкость и слабость. Упражнения для гибкости и массажи часто используются для детей со спазматическим церебральным параличом. Силовые тренировочные упражнения используются для увеличения тонуса мышц у детей с атетоидным церебральным параличом.

Специальные упражнения также используются для помощи при ходьбе, позе, переходных движениях и сенсорных нарушениях, например, прикосновениях и балансе. Положение улучшается с помощью упражнений, которые выполняются сидя, стоя на коленях и стоя.

Терапевты используют различные средства для подвижности, чтобы сделать физкультуру более эффективной. Крепления, отброс, шины и вкладыши в обувь - это виды ортопедического оборудования, которое помогает ходить ребенку и двигаться суставам.

Физическая терапия также часто включает в себя следующие инструменты:

  • упражнения на шаре;
  • полосы сопротивления;
  • свободные веса;
  • бассейны;
  • горячие и холодные упаковки;
  • электрическую стимуляцию мышц.

В некоторых случаях электрическая стимуляция используется для улучшения функции ходьбы и работы верхних конечностей. Физиотерапевты должны адаптировать лечение на разных стадиях развития. Важнейшие этапы - когда ребенок находится в дошкольном и раннем школьном возрасте. Дети на ранних стадиях развития изучают и испытывают многое благодаря игре, что делает ее важным аспектом ранней терапии. Малыши с ЦП часто неохотно прикасаются к своему лицу или практикуют определенные движения, необходимые для обучения и физического развития.

Процедуры при плоскостопии

Для проведения ЛФК при плоскостопии у детей прекрасно подойдут игровые комплексы. Маленькие дети могут заниматься рисованием, используя пальцы ног. Также можно собирать игрушки с пола. Упражнения для детей можно придумывать самому. Их лучше всего чередовать, увеличивать длительность занятия, повторять их через небольшой промежуток времени. Для детей, которые уже пошли в школу, рекомендуется увеличить нагрузки. Повторения упражнений увеличить до двадцати.

Занятия для ребенка школьного возраста

Выполнить комплекс упражнений из положения сидя на стуле:

  • схватить пальцами ног небольшой предмет и пытаться поднять его;
  • схватить ногами мячик и поднять его на максимально возможную высоту;
  • сводить и разводить пятки, при этом надо касаться пола носками;
  • тянуть стопы по полу или катать палку по полу.

Уже стоя выполнить следующее:

  • залезть на гимнастическую стенку и распределить массу тела на центр стопы;
  • приседать на носках, руки должны быть направлены в стороны;
  • ходить по палке или ребристой доске;
  • сделать массаж стоп с помощью коврика с супинаторами;
  • выполнить перекат с носков на пятки, спину держать ровно;
  • ходить носками по наклоненной доске.

В рамках ЛФК необходимо часто выполнять данные упражнения. Нельзя прекращать занятия при появлении небольших улучшений, нужно закрепить результат. Чтобы добиться явного прогресса в лечении, нужны усилия не только самого ребенка, но и его родителей.

Проблемы со спиной

Врачи рекомендуют начинать заниматься ЛФК для детей с нарушениями осанки уже с двух-трех месяцев. Занятие ЛФК поможет привести в тонус мышцы спины, подкорректировать неправильную форму позвоночника. Постоянные занятия помогут ребенку держать спину ровно.

Для детей до семи лет рекомендуется выполнять упражнения не реже трех-четырех раз в неделю. ЛФК выполнять в течение трех месяцев с возможным перерывом в два месяца. Занятия рекомендуется постоянно усложнять (один раз в три недели). Это необходимо для быстрого получения результата. Если этого не делать, то мышцы ребенка начнут привыкать к нагрузкам, из-за этого эффективность занятий упадет.

Комплекс упражнений для профилактики

Комплексы ЛФК для детей могут быть следующими. Ноги поставить на уровне ширины плеч, руки - на пояс. Локти разводить до того момента, пока лопатки не сомкнутся. Повторить пять раз.

Выполнять наклоны, руки должны находиться за спиной. Наклоны делать вправо-влево и вперед-назад. Повторить шесть раз.

Ноги поставить как можно более широко, кисти рук положить на плечи. Делая вдох, сделать наклон вперед, при выдохе вернуться обратно в исходное положение.

Взять бодибар и вытянуть прямо перед собой. При выдохе присесть, при вдохе вернуться обратно в исходное положение. Повторить пять-шесть раз. Во время упражнения спину нужно держать ровно.

Основной и важнейшей функцией организма является движение. Лечебная физическая культура (ЛФК) – это как раз тот комплекс упражнений, который поможет не только нормализовать деятельность опорно-двигательного аппарата, но и улучшить работу внутренних органов. Вовремя начатые занятия ЛФК могут заменить длительный прием лекарственных препаратов и хирургические вмешательства.

Упражнения делятся не только по анатомическому принципу (так, например, они могут быть направлены на улучшение работы мышц ног, рук, исправление осанки и т. д.), но и по степени интенсивности. Спектр возможностей ЛФК огромен: это и спортивно-прикладные упражнения, и лечебная гимнастика разных видов, и дыхательные упражнения. Самостоятельный подбор комплекса занятий может нанести существенный вред организму, ведь именно разработка специалистом индивидуальной программы и медицинский контроль являются главными отличиями ЛФК от других видов физкультуры.

Показания к назначению лечебной физкультуры

ЛФК входит в комплексный подход лечения и профилактики при имеющихся проблемах со стороны следующих систем организма:

  • Опорно-двигательной (ЛФК показана в том числе при коксартрозе, нарушении осанки, остеохондрозе, сколиозе и т. д.)
  • Нервной
  • Сердечно-сосудистой
  • Дыхательной
  • Пищеварительной

Как один из важнейших методов реабилитации либо поддержания здоровья ЛФК также важен при:

  • Травмах
  • Операциях на грудной клетке
  • При беременности

Эффективность ЛФК

Эффективность лечебной физкультуры уже ни для кого не является секретом. С одной стороны, это хороший помощник при комплексной терапии, с другой – лучший способ закрепить полученные результаты уже завершенного лечения. Кроме того, ЛФК назначается для профилактики развития возможных осложнений, замедления развития того или иного заболевания, а также с целью общего укрепления организма. Механика ЛФК достаточно проста – комплекс упражнений улучшает кровообращение в мышцах, подвергающихся нагрузке, положительно влияет на рост мышечной силы, помогает вернуть или увеличить подвижность суставов. Дыхательная гимнастика, со своей стороны, позволяет снять мышечные спазмы. Наиболее эффективно ЛФК работает в связке с массажем и физиотерапией.

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Одним из наиболее частых случаев назначения ЛФК являются ситуации, связанные с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. К сожалению, процессы нарушения лимфо- и кровообращения в травмированных тканях неизбежны, более того, они даже могут привести к некрозу. Подобные дегенеративные (отрицательные) изменения могут вызвать как стойкое ограничение подвижности суставов (контрактура), так и полную неподвижность (анкилоз). В этом случае именно ЛФК тонизируют центральную нервную систему, улучшает приток крови к травмированным тканям, способствует их заживлению и восстановлению эластичности и силы мышц.

Курс ЛФК при такой проблеме делится на три периода:

  • Иммобилизация (снижение патологических реакций организма, связанных с появившейся травмой, укрепление иммунитета, профилактика возможных осложнений, таких как тромбоэмболия, остеопороз, превмония, мышечная атрофия и т. д.)
  • Послеиммобилизационный период (фактически полное восстановление утраченных возможностей опорно-двигательного аппарата)
  • Заключительно-восстановительный период (устранение возможных остаточных явлений, связанных с болезнью, и закрепление результата)

ЛФК для детей назначается с целью:

  • Правильного развития и укрепления опорно-двигательного аппарата: мышц, суставов и костей
  • Профилактики сколиоза и плоскостопия и других заболеваний ортопедического профиля
  • Нормализации деятельности нервной системы, борьбы с тиками и последствиями травм или длительной неподвижности, восстановления нормального тонуса мышц
  • Поддержания и восстановления нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, легких
  • В рамках комплексной терапии заболеваний внутренних органов и скелета
  • Профилактики осложнений или рецидивов заболеваний
  • Общего укрепления организма и иммунной системы

Показаниями для лечебной физкультуры являются заболевания самого разного профиля:

  • Патологии опорно-двигательного аппарата: врожденные состояния, травмы и пр.
  • Хронические заболевания сердечно-сосудистой системы
  • Заболевания эндокринной системы, нарушения обмена веществ
  • Нарушения дыхательной системы: частые бронхиты, бронхиальная астма; реабилитация после воспаления легких
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта
  • Нарушения нервной деятельности

ЛФК для самых маленьких

Для младенцев первого года жизни лечебная физкультура является фундаментом будущей здоровой жизни. Комплексы упражнений поначалу состоят в основном из пассивных и рефлекторных движений, но по мере развития малыша специалист начинает добавлять и активные компоненты. Гимнастику для маленьких полезно сочетать с массажем.

Врачи МЕДСИ знают, что ЛФК оказывает самое благоприятное воздействие на психическое и физическое состояние детей. Упражнения стимулируют кровообращение и деятельность нервной системы, приводят в порядок мышечный тонус, нормализуют сон и настроение малыша.

Благодаря общеукрепляющему действию лечебной физкультуры организм ребенка развивается гармонично. Сводится на нет риск отставания в развитии, малыш начинает садиться, ходить и говорить вовремя или даже немного раньше своих сверстников.

Если у ребенка диагностирован рахит или снижен вес, лечебная физкультура предотвратит осложнения заболевания, поможет костной системе развиться нормально, улучшит аппетит, приведет в порядок обмен веществ.

ЛФК для детей делает их более подвижными, позитивными, устойчивыми к заболеваниям и стрессам.

Противопоказания к применению ЛФК

  • Лихорадка и общее тяжелое состояние
  • Кровотечение или геморрагический диатез
  • Повышенное или пониженное давление
  • Острое заболевание внутренних органов или обострение хронического заболевания
  • Гиперестезия (в частности, при рахите)
  • Обширные грыжи
  • Заболевания, при которых наблюдается повышенная ломкость костей

Противопоказаний к назначению ЛФК не так много, в основном все они связаны с начальной (острой) стадией заболевания, травмы либо обострения хроники, наличием показаний к хирургическому вмешательству. По прошествии времени и после прекращения острых болей и воспалительных процессов ЛФК может быть назначена незамедлительно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Средства лечебной физкультуры

4. Организация лечебной физкультуры в ДОУ

Заключение

Литература

Введение

Здоровьесберегающий компонент в физическом воспитании детей дошкольного возраста включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей -- одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Объект исследования: процесс влияния лечебной физкультуры как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Предмет исследования: лечебная физкультура в дошкольном учреждении.

Методы исследования: теоретические; эмпирические; общелогические; статистические.

Цель исследования: рассмотреть программу оздоровления детей в дошкольном учреждении.

1. Состояние здоровья детей дошкольного возраста

Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания, и исследования по специфике психологии здоровья дошкольников пока немногочисленны. Но интерес к центральной проблеме психологии здоровья -- проблеме здоровой личности -- зародился еще в начале ХХ века. Огромная заслуга в ее постановке и привлечения к ней внимания принадлежит В.М. Бехтереву.

Основные тезисы по обеспечению развития и здоровья личности были изложены В.М. Бехтеревым в докладе на Втором съезде психиатров в 1905 году. Относительно детей в своем докладе он говорил о том, что «если физическое развитие организма от природы слабо выражено и ребенок с самого раннего возраста уязвим к целому ряду инфекционных болезней, не обеспечен достаточным и правильным питанием, то процесс полного расцвета личности, ее совершенствования будет в той или иной мере задержан». Он говорил также и о том, что основы будущей личности закладываются еще в дошкольном возрасте и связаны прежде всего с правильным и рациональным воспитанием ребенка с первых дней его жизни. Правильно поставленное воспитание, утверждал В.М. Бехтерев, играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья. Его тезис о том, что физическое воспитание способствует не только укреплению тела, но и развитию энергетического потенциала человека, его решительности, стойкости, воли приобретает сегодня в связи с последними достижениями медицинской и психолого-педагогической науки совершенно иное звучание. Но уже в те далекие годы В.М. Бехтерев сумел показать научному сообществу, что, несмотря на благоприятную наследственность, жизненные условия, душевное нездоровье может развиться под влиянием негативных воспитательных условий, сложившихся в раннем детстве. Дурные примеры старших, говорил он, способствуют формированию нездоровых привычек у детей, и если они своевременно не устраняются соответствующими педагогическими воздействиями, то «вызывают у них утрату душевного равновесия, развития навязчивых состояний, различных форм душевного недуга». Подчеркивая взаимосвязь физического воспитания и психического здоровья, он показал, как последнее подрывается вследствие нарушений правил гигиены, слишком изнеженного воспитания, затрудняющего формирование адаптационных возможностей личности к внешним условиям жизни.

К основным условиям формирования здоровой личности В.М. Бехтерев относил:

1. Наследственную природу человека.

2. Благоприятные условия зачатия и развития человеческого организма.

3. Благоприятные социально-экономические условия жизни.

4. Негативное отношение к алкоголю.

5. Жизнь по правилам гигиены (в том числе и психогигиены).

6. Рациональное воспитание.

7. Рациональное обучение.

8. Участие в общественной деятельности.

9. Направленность на совершенствование своей личности в соответствии с интересами человеческой общности.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Вначале это отношение проявляется в форме страха, который появляется у ребенка в связи с неприятными манипуляциями, которые проделывают с ним взрослые. Всем известно, что маленькие дети весьма настороженно и даже негативно относятся к людям в белых халатах. По мере накопления опыта болезней и связанного с ним опыта получения лечебных процедур чувство страха сменяется чувством тревожного ожидания, а у старших дошкольников оно сменяется любопытством.

Разумеется, это приближенная характеристика отношения детей к здоровью.

И конечно же отношение ребенка к тому, что связано с его болезнью, сугубо индивидуально и во многом зависит от отношения к этому явлению его родителей. Они беспокоятся -- беспокоится ребенок. Родители небрежны в отношении своего здоровья, наверняка столь же небрежен будет и их ребенок.

Но мы рассматривали ситуацию отношения к здоровью вне болезни ребенка.

И эксперименты убедительно доказали, что отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поскольку это понятие достаточно сложное и многоаспектное, то в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им, как мы убедились, даже на уровне общего представления. Дети в этом возрасте понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленького ребенка практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, и у большинства отчетливо проявляется негативное отношение к болезни (довольно разное) на основании своего опыта. Что значит чувствовать себя здоровым и быть здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым -- значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство детей (78% из числа опрошенных) отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженого, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также и от своих собственных действий (есть очень холодное мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший (вот здорово!) и «здоровый», как не больной. Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.

Исследования убедительно показали, что значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу -- становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка. За последние 20 лет отмечается рост количества функциональных отклонений у одного ребенка с возрастом: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.); к 6 годам их число почти у 50% детей возрастает до 4-5.

Таким образом главная задача воспитателя и родителей, научить ребёнка ценить своё здоровье. Давать представление о тех факторах которые влияют на состояние его здоровья. Следить за выполнением ребёнком гигиенических правил. Заботиться о физическом и психическом развитии детей.

2. Сущность и значение лечебной физкультуры

лечебный физкультура дошкольный образовательный

Лечебная физкультура - это физические упражнения, т.е. мышечные движения, являющиеся мощным биологическим стимулятором жизненных функций человека. Упражнения разделяются на гимнастические, спортивно-прикладные (ходьба, бег, плавание и др.), подвижные и спортивные игры. Кроме того, в ЛФК применяют упражнения трудового характера (трудотерапию), а использование естественных факторов природы - солнца, воздуха и воды повышает эффективность физических упражнений и способствует закаливанию организма.

Лечебная гимнастика - основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на две группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.

Костно-мышечные подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу - для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного - активные и пассивные.

Пассивными называют упражнения для поврежденной конечности, выполняемые с помощью здоровой конечности, или при содействии методиста, инструктора ЛФК.

Активными - упражнения, выполняемые полностью самими больными.

Упражнения, выполняемые на специальных аппаратах, с так называемым отягощением, называют механотерапией.

Дыхательные упражнения, применяемые в лечебной гимнастике с целью улучшения функций внешнего дыхания, делятся на два вида: статические, выполняемые без движения рук и мышц плечевого пояса, и динамические, когда фазы дыхания сочетаются с движениями рук, плечевого пояса и корпуса.

Значительное место в ЛФК занимают физические упражнения в воде (ванне, бассейне, открытом водоеме). Упражнения в воде облегчаются механическим и термическим влиянием водной среды, вследствие чего многие движения, делать которые в обычных условиях трудно, выполняются в воде без особых усилий или свободно за счет облегчения в воде собственного веса и уменьшение болей или спастических явлений в мышцах.

Одной из разновидностей лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика; она проводится с целью исправления некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопия. Корригирующая гимнастика с наибольшим успехом применяется в период роста организма.

ЛФК использует весь арсенал средств, накопленных физкультурой для лечения и профилактики огромного числа болезней, с учетом специально методически разработанных и подобранных комплексов упражнений.

Детская лечебная физкультура изучает особенности влияния средств физического воспитания на организм больного ребенка, темпы его роста и развития при патологических состояниях, процессы саногенеза, патогенетические механизмы, а также разрабатывает методики лечебной физкультуры при различных дефектах развития, заболеваниях и травмах у детей.

Являясь оригинальным способом лечения и реабилитации больного ребенка, детская лечебная физкультура отличается от других видов лечения (фармакотерапии, диетотерапии, физиотерапии и др.) не только физиологическим характером применяемых средств, связанных с естественными движениями ребенка и естественными внешними воздействиями, но и широким использованием в практической работе методов лечебной педагогики и психологии.

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья, учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное сохранение здоровья детей в условиях физического воспитания, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

На сохранение здоровья дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Например, эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Особую значимость в процессе сохранения здоровья дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста, направленных на сохранение их здоровья. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры.

Т.Н. Доронова - кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания - физической культуре. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

Программа авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер «Развитие», в которую заложены два теоретических положения. Теория А.В. Запорожца о само ценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию. И концепция Л.А. Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка.

В.Т. Кудрявцев - доктор психологических наук, Б.Б.Егоров - кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления в 2000 году. Их Программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы. Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе.

Общая цель данной программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А.Ананьева автор ставит задачи развития физической активности детей, их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

Кроме программ, были проанализированы методические пособия по исследуемой проблеме. Они достаточно широко представлены в педагогической теории. Наиболее ценными, на наш взгляд, являются пособия, представляющие несколько средств оздоровления детей в условиях детского сада, содержащие подробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления. К таким пособиям относятся работы Ю.Ф. Змановского и его коллег, методические рекомендации А.И. Баркан, Л.И. Латохиной, Б.В. Шеврыгина, Н.В. Цыбуля, Т.Д. Фершаловой и др.

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений по сохранению здоровья детей позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольных учреждений:

1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

2. Сформировать активную жизненную позицию.

3. Сформировать представления о своем теле, организме.

4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.

5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Принципы лечебной физкультуры:

· Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

· Принцип систематичности - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;

· Принцип длительности - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

· Принцип разнообразия и новизны - подбор и применение физических упражнений обновляю через 2-3 недели;

· Принцип умеренности - продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;

· Принцип цикличности - чередую физическую нагрузку с отдыхом, с упражнениями на расслабление.

Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидумом и медицинскими работниками. Здоровье как общественная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. В этой связи закономерно, что дошкольное образование в последние годы тоже повернулось лицом к данной проблеме, ведь от состояния здоровья детей напрямую зависит благополучие любого общества. Если на сегодняшний день у 80% детей дошкольного возраста наблюдаются какие-либо нарушения физической, психической и соматической сфер, к моменту окончания школы их число увеличивается до 90 и более % (по сведениям РАМН), то соответственно под угрозой оказывается всё взрослое население общества, поскольку ослабление здоровья подрастающего поколения в геометрической прогрессии угрожает здоровью последующих поколений.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

3. Организация лечебной физкультуры в ДОУ

Для обеспечения эффективной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие, очень важные для благоприятной жизнедеятельности особенности быстро растущего организма малыша. В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки, но база (физкультурные залы и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), в которой это происходит, выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой. Имеющиеся помещения, отведенные в большинстве детских садов как для музыкальных занятий, так и для занятий физическими упражнениями, отвечают требованиям лишь детей до 3 лет. В связи с этим необходим поиск эффективных путей решения данной проблемы.

В идеале каждый детский сад должен быть оснащен физкультурными залами с соответствующими приспособлениями для реализации двигательных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Очевидно, решение этого вопроса не может носить только экстенсивный характер (расширение площадей для занятий физическими упражнениями). Интенсивный путь развития в настоящее время наиболее приемлем для бюджетной сферы образования. Однако и он в нынешних экономических условиях подходит далеко не для всех дошкольных учреждений России. Поэтому задача административно-хозяйственных и педагогических коллективов ДОУ - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

Одним из направлений решения этой проблемы является создание простейших тренажеров, тренажерных и тренировочных устройств.

Занятие лечебной физкультурой целесообразно проводить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психомоторного развития, со сходными заболеваниями, стараясь сохранить данный состав группы на весь период пребывания в стационаре или санатории. Специальное занятие проводится в кабинете лечебной физкультуры, имеющем необходимые пособия и оборудование для упражнений с детьми раннего возраста. Очень хорошим воспитательным приемом, значительно повышающим эмоциональный уровень занятий, является переодевание детей в специальные физкультурные костюмы и тапочки.

Во вводной части занятия, в зависимости от уровня развития навыка ходьбы, вводятся либо ходьба «стайкой», либо построения простейшего типа: дети ходят по кругу, взявшись за руки, парами, в колонну. В основную часть, помимо активных упражнений, соответствующих лечебным задачам, вводятся общеразвивающие, в сочетании с упражнениями по тренировке и развитию основных движений: бросания, прыжков, лазания, бега. Включение этих упражнений проводится последовательно, в течение нескольких занятий -- так, чтобы в каждом из них происходило закрепление и тренировка 1 -- 2 двигательных навыков.

В ДОУ проводятся практически все существующие формы лечебной физкультуры: утренняя гигиеническая гимнастика, которая проходит с обязательным включением одного - двух специальных упражнений; занятия (ведущая форма), самостоятельные занятия (под контролем врача, педагогов и родителей), которые также включают 3 - 4 специальных упражнения; прогулки; оздоровительный бег; игровые занятия. Каждый курс ЛФК начинается с обязательного тестирования силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса при нарушении осанки и плантографии при плоскостопии. Общее руководство работой инструктора по лечебной физкультуре в ДОУ осуществляет врач - ортопед и педиатр, которые в карте развития ребенка регистрируют ежегодную динамику изменения осанки ребенка. На основе проведенных тестируемых показателей врачом - ортопедом и инструктором по ЛФК даются рекомендации инструктору по физической культуре, инструктору по обучению плаванию, исключаются противопоказанные для данного ребенка упражнения. Инструктором по ЛФК совместно с врачом - ортопедом разработаны комплексы физических упражнений и занятий для детей всех возрастных групп с учетом диагнозов детей.

Учитывая особенности развития детей, посещающих ДОУ проводятся следующие виды физкультурных занятий:

Обычного типа

С элементами спортивных игр

С элементами психогимнастики

Сюжетно - игровые

Физкультурно - познавательные.

Для улучшения коррекционной работы специалисты ДОУ внедрили новую здоровьесберегающую форму занятий - на занятиях по ЛФК, физической культуре, логоритмике используются фитболы.

При разработке двигательного режима в ДОУ учитываются индивидуальные особенности физического развития детей и их диагнозы. Наряду с перечисленными видами двигательной активности специалисты в своей работе используют:

Физминутки (ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия)

Гигиеническую гимнастику после дневного сна (с использованием корригирующих дорожек и нестандартного оборудования)

Неделю здоровья (2 раза в год)

Физкультурные досуги (2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками 1-2 групп)

Физкультурно - спортивные праздники (2 раза в год на открытом воздухе с привлечением родителей).

Важное значение в ДОУ предается лечебно - оздоровительной работе, которая строится по трём направлениям:

1. Интенсивная. Профилактика готовит ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени. Проводятся закаливающие процедуры.

2. Восстановительное. Используется система защитных мер для предупреждения ОРВИ, в группах проводится фитотерапия и аромотерапия.

3. Реабилитационное. Занятия по профилактике плоскостопия, нарушений ОДА, массаж, физиопроцедуры.

По назначению и рекомендациям врача - ортопеда дети с нарушением ОДА получают физиотерапевтические процедуры в комплексе с массажем. Медсестра проводит следующие виды массажа: общеукрепляющий, а также массаж спины, верхних и нижних конечностей, с учетом диагноза детей.

Особое внимание педагоги уделяют организации детей на занятии: на спинках стульев имеются - массажеры для профилактики нарушений осанки, на полу размещаются коврики - тренажеры для профилактики плоскостопия. Специалисты на занятиях умело чередуют разные виды деятельности, предупреждая утомления детей.

Специфическими особенностями развития детей с нарушением опорно - двигательного аппарата являются двигательные затруднения; речевые расстройства. Дети с нарушением ОДА имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. Педагог - психолог ДОУ содействует обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого - педагогического изучения детей, занимается профилактикой и преодолением отклонений в интеллектуальном и личностной развитии ребенка.

4. Средства лечебной физкультуры

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

Физические упражнения не должны усиливать болевых ощущений, так как боль рефлекторно вызывает спазм сосудов, скованность движений. Упражнения, вызывающие боль, следует проводить после предварительного расслабления мышц, в момент выдоха, в оптимальных исходных положениях. С первых дней занятий больного следует обучать правильному дыханию и умению расслаблять мышцы. Расслабление легче достигается после энергичного мышечного напряжения. При односторонних поражениях конечностей обучение расслаблению начинают со здоровой конечности. Музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы природы. Физических упражнений много, и они по-разному влияют на организм.

Физические упражнения в ЛФК делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастические упражнения. Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д. Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).

Общеукрепляющие упражнения. Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.

Лечебная физкультура способствует совершенствованию работы центральной нервной системы, органов дыхания, кровообращения, оказывает закаливающее воздействие на организм -- тренирует терморегуляционные механизмы, повышает сопротивляемость организма недоношенных детей. Так, дети, занимавшиеся лечебной физкультурой, в 2--3 раза реже болеют острой респираторной инфекцией, чем дети, которые не занимались ею. А если они и заболевают, то заболевание протекает относительно нетяжело, без осложнений. У таких детей реже диагностируют грыжи (пупочные, пахово-мошоночные).

Также средствами лечебной физкультуры являются массаж и закаливание.

В определении, приводимом В. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка» дается трактовка закаливания применительно к человеку. В. Даль считал, что закаливать человека - это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости».

Известный русский физиолог академик И.Р. Тарханов, автор вышедшей в 1899 году книги «О закаливании человеческого организма», определяя сущность закаливания, писал: «К слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлениями, наблюдаемыми на железе, стали, при их закаливании, придающем им большую твердость и стойкость».

Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский, рассматривал закаливание как воспитание в организме способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.

Любое совершенствование - это длительная тренировка. Следовательно, закаливание - это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.

Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью.

Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учетом состояния организма и характера его ответных реакций на применяемое воздействие. Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых, а также людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, легких и желудочно-кишечного тракта.

В начале применения закаливающих процедур у организма возникает определенная ответная реакция со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. По мере неоднократного повторения этой процедуры реакция на нее организма постепенно ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм.

Основные методы закаливания.

Закаливание воздухом:

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является то, что они доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.

Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С°), теплые (свыше 22С°), индифферентные (21-22С°), прохладные (17-21С°), умеренно холодные (13-17С°), холодные (4-13С°), очень холодные (ниже 4С°).

Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.

Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.

Прогулки на воздухе:

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой - катанием на коньках, лыжах, а летом - игрой в мяч и другими подвижными играми.

Воздушные ванны.

Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16° С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22° С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.

Холодные ванны могут принимать только закаленные люди. Их продолжительность - не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10 минут.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 - 2 часа после еды и заканчивать закаливания 30 минут до приема пищи.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

Закаливание солнцем.

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказывают преимущественно химическое действие. УФ облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена - биогенные стимуляторы. УФ лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма.

Кожа разных детей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью её к пигментации.

Солнечные ванны.

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе - 9-13 и 16-18 часов; на юге - 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18°. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

Закаливание водой.

Мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует - это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.

Обтирание - начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.

Обливание - следующий этап закаливания. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около + 30°С, в дальнейшем снижая ее до + 15°С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.

Душ - еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32°С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2-3 раза воду 35-40°С с водой 13-20°С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18-20°С и 14-15 °С воздуха.

Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них - обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течении всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28°С, а затем снижая ее до 12-15°С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-25°С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2С и доводится до 5-10°С.

В последние годы все большее и большее внимание привлекает зимнее купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияние практически на все функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца, возрастает газообмен, совершенствует система терморегуляции. Занятия зимним плаванием надо начинать только после предварительной тренировки закаливания. Купание в проруби начинают, как правило, с небольшой разминки, в которую включают гимнастические упражнения и легкий бег. Пребывание в воде длится не более 30-40 сек. (для длительно занимающихся - 90 сек.). Плавают обязательно в шапочке. После выхода из воды проделывают энергичные движения, тело вытирают полотенцем насухо и проводят самомассаж.

Основоположником русской системы массажа, доктор медицинских наук, профессор И.М. Саркизов - Серазини (1887 - 1964) писал: “Ни один народ, как в далёком прошлом, так и в настоящем не может, не может себе одному приписать честь открытия и разработки методики массажа. Было бы неправильно утверждать, что массаж изобрели китайцы, индусы, греки”. По данным филологов, слово “массаж” - французское, происходит оно от глагола “masser” - растирать, который, в свою очередь заимствован из арабского языка: по-арабски “масс” - касаться, нежно надавливать. Другие авторы считают, что слово “массаж” произошло от греческого “masso”, что означает “сжимать руками”, третьи - от латинского “massa” - “пристающий к пальцам”, четвёртые - от древнееврейского “машень” - ощупывать. Что же касается сути дела, то слово “массаж” предельно точно отражает её: ведь среди многочисленных приёмов из арсенала массажистов главная роль отводится плавному разминанию, растиранию мягкой ткани (мышц, подкожной клетчатки).

Итак, сама природа подсказала человеку, что если ушибленное, больное место погладить, потереть, помассировать, станет легче. Такие поглаживание, потирания и были, вероятно, первыми видами массажа.

Подобные документы

    Физические упражнения как основное средство физического воспитания детей дошкольного возраста. Игровые обучающие ситуации в непрерывной образовательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Изучение уровня развития движений у детей.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2014

    Понятие "патриотизм" в педагогической науке и задачи его воспитания в младшем дошкольном возрасте. Формы и методы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2017

    Анализ психолого-педагогической литературы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Нетрадиционные системы в воспитании и оздоровлении.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Физическое здоровье и его место в структуре полноценного здоровья человека. Состояние физического здоровья современных детей младшего дошкольного возраста. Физические упражнения на прогулке как средство оздоровления детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Характеристика возрастных возможностей детей дошкольного возраста. Роль и значение организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении в познавательно-речевом развитии детей. Основные принципы словарной работы в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Современные психолого-педагогические теории о нравственном воспитании детей дошкольного возраста, основные используемые механизмы и приемы. Формирование нравственных понятий детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Теоретическая, методическая и экспериментальная разработка концепции, представляющей педагогическую стратегию организации образовательной среды дошкольного учреждения, обеспечивающей качественно новый уровень образованности детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2012

    Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2012

    Особенности физического воспитания дошкольников в условиях традиционного семейного воспитания. Разработка и экспериментальная проверка эффективности совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие агрессии, ее виды и формы, особенности проявления у детей дошкольного возраста, влияние детского образовательного учреждения на данный процесс. Сравнительное исследование агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста.

Загрузка...