ecosmak.ru

Сообщение на тему молодежь в современном мире. Роль молодежи в современном обществе: условия развития, интересы и увлечения

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи - 14-16 лет, высшая - 25-35 лет. Сегодня молодёжь Российской Федерации - это 39,6 миллионов молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет. Сегодня социологи, экономисты пришли к единому мнению, что стержень современного социально-экономического развития российского общества состоит в том, что исходной и конечной инстанцией общественного богатства и прогресса является накапливаемый поколениями уровень общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности и ответственности молодежи. Для социального развития России огромное значение имеет то, что российская молодежь - это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, усиленное воображение, стремление к фантазии, раскованность, острая память, игра ума и т. п.). В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических гипотез, максимально работоспособен. Поэтому с молодежью во многом связан прогресс современной науки. Молодость открыта учению, причем в его высшей форме, каковой является овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники; труду интеллектуальному, в процессе которого усвоенные умения и навыки, развившиеся способности получают не, только осуществление, но и дальнейшее развитие - творчески совершенствуются. Возраст сегодня является научно-технической категорией. Молодежь выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Во-первых, молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несет функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. Во-вторых, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества. В-третьих, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодежь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации. В-четвертых, с одной стороны, молодежь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения. В-пятых, молодежь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряженности

2 Seyssel C. de. La Monarchie de France. P., 1961. P. 113.

4 См.: KeohaneN. Philosophy and state in France. Princeton, 1980. Р. 11.

5 См.: Church W. Constitutional thought in Sixteenth Century France. Cambridge, 1941 ; Franklin J. Constitutionalism in the sixteenth century: Protestant Monarchom-achs // Political Theory and Social Change. N.Y., 1967 ; Reynolds B. Proponents of limited Monarchy in sixteenth century France // Studies in history, economics and politic law. L., 1931. № 334. Р. 6, 16, 18.

6 L "HospitalM. de. Harangue du Chancilier M. de L"Hospital sur le budget du XVI siècle dans l"assemblee des Estats Generaux. P., 1829. P. 6.

7 Pasquier E. Les Recherches de la France. P., 1643. P. 65.

8 Pasquier E. Les letters: in 82 vol. P., 1619. Vol. I-II. P. 525.

10 Pasquier E. Les Recherches de la France. P. 182.

11 Pasquier E. Les letters. P. 82.

12 Pasquier E. Le Pourparler du Prince // Pasquier E. Les Recherches de la France. P. 353.

трансформация роли молодежи в современном обществе

Е. В. Сайганова

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

в статье рассматриваются особенности молодежи как специфической социально-демографической группы, роль молодежи как объекта и субъекта общественных преобразований в условиях актуализации целенаправленной государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, общество, социальная структура общества, государственная молодежная политика.

Transformation of the Role of Youth in Contemporary society

^е article discusses the features of youth as a specific socio-demographic groups, the role of youth as both object and subject of social transformation in the rush of targeted state youth policy. Key words: youth, society, social structure of society, state youth policy.

В современном обществе молодая генерация играет значительную роль в социально-демографическом, экономическом, политическом и культурном аспектах жизни. «Современное общество должно открыть молодежь как объект истории, как исключительно важный фактор изменений, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи

13 Cm.: Pasquier E. Les letters.

14 Hotman F. Francogallia. Cambridge, 1972. P. 1000.

15 Ibid. P. 816.

16 Ibid. P. 154.

17 Ibid. P. 466.

18 Ibid. P. 459.

19 Ibid. P. 154.

20 Cm.: Hotman F. De jure successionis regiae in regno Francorum. S.L., 1588.

21 Ibid. P. 342.

22 Du droit des magistrarts sur ses sujets. S.L., 1575. P. 234.

23 Du puissance legitime du prince sur le peuple et le peuple sur le prince. S.l., 1581. P. 236.

24 Ibid. P. 234.

25 Ibid. P. 394.

26 Ibid. P. 228.

27 Ibid. P. 184.

28 Boucher J. De justa Henrici tertii abdicatione et francorum regno libri quattuor. Parisius, 1589. P. 12.

в социальных процессах, без переворота в сознании по поводу ее феномена человечество не сможет быстро прорваться к новым высотам цивилизации»1.

Не углубляясь в историю возникновения термина «молодежь», отметим, что его появление было обусловлено научно-технической революцией, усложнением производственных процессов, а также необходимостью выделения определенного периода жизни человека для обучения и определялось как переходная стадия -«молодость».

Необходимо понимать, что дать четкое определение понятия «молодежь» достаточно сложно, все зависит от научного подхода к данной категории. Простейшим из них является использование возрастных признаков в качестве главного параметра, характеризующего молодежь как определенную социально-демографическую группу. Распространен подход, который рассматривает молодежь как специфическое сообщество, которое находится в процессе перехода от социальной роли ребенка к миру взрослых и переживает важный этап семейной и внесемейной социализации и адаптации, интернационализации норм и ценностей, создания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса2.

© Сайганова Е. В., 2015

В современном понимании определяют молодежь как социальную общность, занимающую определенное место в социальной структуре общества и приобретающую социальный статус в различных социальных структурах (социально-классовые, профессионально-трудовые, социально-политические и т. д.), имеющую общие проблемы, социальные потребности и интересы, особенности жизнедеятельности и т. д.3

По поводу особенностей феномена «молодежь» есть много разных суждений, точек зрения и аргументов, в первую очередь, когда речь заходит о возрастных рамках. Дискуссионным до сих пор является вопрос возрастной периодизации молодежи, ведь это не просто предмет теоретического научного спора. Практическая значимость этого вопроса для правительств в каждой стране обусловлена, в частности, необходимостью точных расчетов численности населения, на которое распространяются «молодежные льготы», надбавки, кредиты и т. д. Возрастные границы определяют также и масштаб программ и планов относительно поддержки и развития молодежи, денежных и материально-технических средств для реализации молодежной политики. Чем шире промежуток между нижней и верхней границей, тем большее количество молодых граждан находится в поле зрения политики государства, т. е. тем дороже обходится молодежь для страны.

Проблема определения возрастных границ молодежи не только не упрощается, а, наоборот, даже усложняется. Это связано с тем, что, с одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой принимает участие человек, стабилизации се-мейно-бытового статуса вызывает необходимость продолжения общественно необходимого срока подготовки к жизни. Усложнились и сами критерии социальной зрелости.

В частности, верхний предел молодежного возраста, при всей условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создавать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий4.

Однако начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и получение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребенка - все эти события, дающие в своей совокупности человеку чувство взрослости и соответствующий социальный статус, приходят не одновременно. А сама их последовательность и символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях, в разных странах.

Традиционно считалось, что границы молодежного возраста - от 16 до 30 лет. Современные исследователи доказывают: принятые в 1960-1970-е гг. границы понятия «молодые» уже не отражают реальных социальных процессов, происходящих в обществе, и должны быть расширены до 35 лет.

Возрастные, психофизические качества молодежи в значительной мере определяют сходство молодых поколений разных времен. Но все же молодые поколения разных эпох формируются под влиянием соответствующих социально-экономических, культурных, исторических и других факторов5.

Современные общественные трансформации отражают объективную необходимость рассматривать молодежь как неотъемлемую часть социальной системы, которая выполняет особую роль в процессе развития человечества. Участие молодого поколения в социальном конструировании реальности осуществляется с помощью важнейших функций: воспроизводящей, трансляционной, инновационной, интеграционной, функции социализации.

Функция социализации означает, что молодежь в своем социальном развитии проходит включение в общество, его социальную структуру, т. е. социализируется.

Воспроизводящая функция предполагает постоянное воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Молодежь осуществляет также и трансляционную функцию, т. е. усваивает, передает, распространяет знания, достижения и опыт предыдущих поколений, способствуя социальному прогрессу. При этом важной функцией молодежи является трансляция из прошлого в будущее культурного и исторического наследия всего человечества в условиях естественного развития социальной системы.

Чтобы пойти дальше своих предшественников, молодежь должна быть готова к воспроизведению, развитию не просто материальных, но и духовных богатств, культуры своей нации, народа. Одновременно молодые люди превращают этот опыт, вносят в него новые особенности, которые не существовали ранее, а возникли в изменившихся социально-экономических, политических, социокультурных условиях, т. е. осуществляют инновационную функцию. От уровня социального развития молодежи как продукта самого общества зависит, будет ли это простое или расширенное воспроизводство, что, в свою очередь, в решающей степени зависит от взглядов общества на молодежь. Именно эти различия молодежи (прежде всего положительный характер) являются залогом прогрессивного развития человечества.

Таким образом, роль и значение молодежи в обществе обусловлены следующими объективными обстоятельствами:

Научный отдел

Молодежь является большой социально-демографической группой (в отдельных странах она составляет до половины всего населения), которая занимает значительное место в производстве и выступает основным источником пополнения трудовых ресурсов;

Молодежь - основной носитель интеллектуального и физического потенциала общества, имеет большие способности к труду, творчеству, продуктивной деятельности во всех сферах человеческой жизни;

Молодежь имеет большую социальную и профессиональную перспективу, она способна быстрее других социальных групп общества овладевать новыми знаниями, профессиями и специальностями;

Молодежь является не просто субъектом -наследником материальных и духовных богатств общества, но и творцом новых, более прогрессивных и демократических общественных отношений;

Молодежь объективно восприимчива к новациям, овладевает основами знаний и, переступая через значительно устаревшие и уже ненужные пласты, делает это на объективно высоком уровне, в отличие от старших поколений, что, безусловно, открывает простор для прогрессивного развития общества в целом.

Все это в совокупности, с одной стороны, отличает молодежь от других возрастных и социальных групп общества, а с другой, позволяет ей объективно занимать довольно своеобразное место во всех сферах жизнедеятельности общества.

Оценка роли молодежи в процессе смены поколений должна осуществляться с учетом: общесоциологического закона изменения и преемственности поколений в обществе; социальной дифференциации молодежи; исторического подхода к анализу проблем молодежи и молодежного движения; осознания молодежи как объекта социального воздействия и субъекта социальной деятельности. Общество и государство обязаны учитывать это и, исходя из таких закономерностей, формировать и реализовывать политику в отношении молодежи6.

С учетом того, что молодежь как органическая часть общества представляет собой открытую социальную систему, которая включена в разнообразные взаимосвязи и взаимодействия, которые существуют в обществе, принципиальным при рассмотрении ее роли является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных отношений.

Особенности современного положения молодежи заключаются в том, что она выступает, прежде всего, как субъект общественного производства и общественной жизни, который находится вместе с тем в процессе своего становления. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, се-

мьи, институтов образования, а позже, в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития, начинает сам существенно влиять на общество. Иными словами, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлено общественное влияние с целью ее развития.

Своеобразие молодежи как социальной группы заключается в том, что она постоянно находится в состоянии перехода от свойства быть объектом общественного воздействия к преобладающему свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности. В этом и есть социальный смысл «взросления» молодежи. Достижение молодежью возраста, когда она начинает полностью владеть всей совокупностью и уровнем социальных связей и отношений, присущих данному обществу, означает, что она стала полновластным субъектом и объектом общественного движения.

Таким образом, сущностью молодежи и проявлением ее главного социального качества является мера достижения ею социальной субъектно-сти, степень усвоения общественных отношений и инновационной деятельности.

Современная молодежь находится в специфической исторической ситуации, когда процесс социализации происходит не на основе унаследованных материальных и духовных ценностей, а, наоборот, требует активного участия самой молодежи в выработке этих ценностей, причем самостоятельно, нередко в столкновении с мотивационными ценностями старших поколений. Молодежь вступает в жизнь в условиях функционирования уже имеющихся в обществе социальных институтов и структур, что далеко не всегда соответствуют ее интересам и потребностям. Естественно, что в процессе социализации молодые люди сталкиваются с серьезными проблемами, так как у них нет ни достаточного уровня образования, ни профессиональных навыков, ни того социального опыта, что имеет старшее поколение.

Напряжение между молодым человеком и обществом делает возможным конфликт между индивидуальностью и существующим социальным строем. Учитывая, что для внутреннего мира молодого человека присуща амбивалентность, т. е. двойственность, противоречивость чувств и эмоций, эта амбивалентность может одинаково последовательно привести к различным формам поведения, выражающимся как в социальных инновациях, так и в социальном протесте, девиациях.

Необходимо отметить, что социально-экономические преобразования, развитие гражданского общества в РФ значительно повлияли на ход социального становления молодых граждан. Российское общество на современном этапе оказалось совсем не готовым осмыслить сущность

Социология

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 1

происходящих трансформаций, не выработало механизма мягкого согласования интересов молодежи с другими группами общества, не создало системы социализации молодежи, которая исходила бы из адекватного соотношения между воспитательным воздействием старших поколений и реальным молодежным самоуправлением. В этих условиях возникает необходимость выработки совершенно новых механизмов обеспечения взаимоотношений между обществом и новыми поколениями.

Сейчас речь должна идти о переосмыслении роли молодежи в историческом процессе и процессах национального развития, о преодолении потребительского отношения к ней со стороны общества и его социальных институтов7.

Ранее процесс социализации молодежи трактовался упрощенно - как одностороннее усвоение опыта, идей, ориентаций старшего поколения и общества в целом, считалось, что молодежь способна только на воспроизведение существующих общественных отношений, а не на творчество и новации. Однако социализация является двусторонним процессом и результатом встречной активности субъекта и объекта социальной среды. Исходя из этого, необходима смена патерналистской политики государства по отношению к молодежи, что возможно при следующих условиях: отказа от отживших стереотипов и идеологических штампов прошлого, перехода от преимущественно директивно-командной системы политического руководства молодежью к демократической молодежной политике. Такие отношения предполагают «обратную связь» и контроль «снизу»,

учитывающий плюрализм интересов, позиций и мнений в молодежной среде8. Государство уже сегодня должно выработать реалистичную, сбалансированную, взвешенную политику по развитию молодежи как социальной силы, создавать соответствующие условия и гарантии для ее жизненного самоопределения и самореализации, что в конечном счете должно способствовать преодолению противоречий между интересами государства и подрастающего поколения.

Примечания

1 Константиновский Д. Л. [и др.]. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 годы. М. : Ин-т социологии РАН, 2011. С. 6.

2 См.: ЧупровВ. И., ЗубокЮ. А. Социология молодежи: учебник. М. : Норма, ИНФРА-М, 2013. С. 11.

3 См.: ГоршковМ. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010. С. 17.

4 См.: ПереверзевМ. П., Калинина З. Н. Экономические основы работы с молодежью: учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2010. С. 192.

5 См.: Константиновский Д. Л. [и др.]. Указ. соч. С. 79.

6 См.: ЛупандинВ. Н. Социология молодежи: учеб. пособие. Орёл: Изд-во Орлов. гос. техн. ун-та, 2011. С. 31.

7 См.: Хайдаров Р. Р., Овчинина Т. Б. Социология молодежи и молодежная политика: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2009. С. 54.

8 См.: Ховрин А. Ю. Государственная молодежная политика: синтез патернализма и социального партнерства // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 1. С. 134.

удк 316.334.22

проблемы наемного труда в перспективе развития социального государства

а. В. Тавадова

московский государственный университет им. м. в. Ломоносова E-mail: [email protected]

в настоящей статье описывается феномен, получивший название «лишние люди». Эта ситуация характеризует состояние современного наемного труда и вместе с тем является сферой, образующей поле действия для социального государства как института, призванного сглаживать дисфункциональные последствия свободной экономики.

Ключевые слова: социальное государство, наемный труд, безработица, формы занятости, социальная защищенность.

The Problems of Wage Labor in the Modern Welfare state

The article considers a phenomenon known as the «superfluous men». This situation characterizes the state of today"s employees and at the

same time is a sphere, forming a field of action for the welfare state as an institution designed to smooth disfunctional consequences of a free economy.

Key words: welfare state, wage labor, unemployment, forms of employment, social security.

Значение сферы трудовых отношений трудно переоценить как для общества в целом, так и для отдельно взятых его представителей. Разделение общественного труда - основа того типа социальной солидарности, которую классик социологической мысли Э. Дюркгейм назвал органической1. Трудовая занятость служит вместе с тем источником стабильного дохода для поддержания качественного уровня жизни трудящегося

© Тавадова А. В., 2015

Тема урока: «Молодежь в современном обществе». (слайд 1,2)

Цели и задачи урока: охарактеризовать молодёжь как отдельную социальную группу; раскрыть основные особенности юношеского возраста, установить социальные роли, выполняемые молодыми людьми; выявить социальные функции и особенности социального положения молодёжи в современном обществе; определить главные черты, причины существования современной молодёжной субкультуры; научить обучающихся самостоятельно устанавливать проблемы современной молодёжи; продолжить развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; практическое применение полученных на уроке знания в повседневной жизни.
Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование: Л.Н. Боголюбов «Обществознание»: учебник для 11 класса. - М. «Просвещение», 2014, §18; коллаж «Какая она, современная молодежь?»; слайдовая презентация «Молодёжь в современном обществе»; презентации учащихся «Молодёжная субкультура», «15 фактов о современной молодежи»; ноутбук, проектор, экран.

Ход урока

    Организационный момент.

Слово учителя: Добрый день ребята, дорогие коллеги. Я рада приветствовать всех Вас на уроке обществознания.

Мы продолжаем рассматривать Главу 2. «Социальная сфера».

Слово учителя: Сегодня на уроке мы: (слайд 3)

Учащиеся читают вслух:

Охарактеризуем молодёжь как отдельную социальную группу;

Раскроем основные особенности юношеского возраста, установим социальные роли, выполняемые молодыми людьми;

Выявим социальные функции и особенности социального положения молодёжи в современном обществе;

Определим главные черты, причины существования современной молодёжной субкультуры;

Научимся самостоятельно устанавливать проблемы современной молодёжи;

Продолжим развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

Применим полученные на уроке знания в повседневной жизни и в практической деятельности.

II . Актуализация и мотивация знаний.

Слово учителя: А для этого обратим наше внимание на основные понятия и категории социальной сферы.

Вопросы для обсуждения (слайд 4):

1. Дайте определение понятиям «социальная стратификация», «социальная группа», «социальный статус».

2. Перечислите основания (критерии) социальной стратификации.

3. Какие социальные группы существуют в современном обществе? К каким социальным группам относитесь Вы?

4. Что означает понятие «социальная мобильность», каковы её виды?

Обсуждение вопросов учащимися.

Слово учителя: Молодцы ребята, а теперь послушайте внимательно следующее высказывание.

Слово учителя (слайд 5). ...Выступая перед собранием Медицинского общества города Дортмунда (1979 г.), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами, которые принадлежали философу, поэту, политику и священнику.

Философу: «Они (молодые люди) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они жадно глотают еду и изводят учителей…»

Поэт: “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет завтра в свои руки бразды правления. Эта молодежь невыносима, несдержанная, просто ужасна.”

Политик: “Наша молодежь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сможет сохранить нашу культуру.”

Священник: “Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не далек.”

Слово учителя: Согласны ли вы с такой характеристикой современной молодежи?

Слово учителя: Парадокс в том, что первое высказывание принадлежит философу Сократу, жившему в 470-399гг. до н. э. Второе - первому известному древнегреческому поэту Гесиоду, жившему в VIII-VII вв. до н. э. Третье найдено в глиняном горшке, 3000 лет хранившемся в развалинах Вавилона. Последнее - египетскому жрецу. Свитку папируса с этой надписью около 4000 лет. Любопытно и то, что все эти великие цивилизации погибли.

Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

Слово учителя: Предлагаю рассмотреть следующий план урока (слайд 6) :

План.

1. Молодежь как социальная группа.
2. Молодёжь - обновляющая сила общества.
3. Молодёжная субкультура.
4. Легко ли быть молодым? Проблемы современной молодёжи.

III . Изучение нового материала.

1. Молодежь как социальной группа.

«Займи позицию» (Как вы считаете? слайд 7):

    Чем молодёжь отличается от других общественных групп?

    Кто входит по возрасту в категорию молодежи?

Слово учителя (слайд 8).

Молодёжь - большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет.

Границы молодости индивидуальны для каждого. В жизни есть обстоятельства, которые заставляют повзрослеть человека раньше. А есть взрослые, у которых физические и психические черты, свойственны детскому возрасту - инфантилизм. Поэтому очень часто говорят молодые «старики» или «вечная» молодость. Но, так или иначе, вывод можно сделать такой:

МОЛОДОСТЬ - это ощущение, которое обязательно проявляется как во внешности, так и в поведении человека.

Слово учителя: Обратимся к статистике (слайд 9).

Из общего числа населения мира равного 7,584 млрд. чел. молодое население составляет - 1.8 млрд. чел. Так много молодежи на Земле ещё никогда не было! Вместе с молодыми людьми растёт спрос на образование и рабочие места.

Почти 90 % всех молодых людей живут в развивающемся мире - странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

В Афганистане, Нигерии, Чаде и Уганде 50% населения - это люди до 18 лет!

Доля молодежи в развитых странах мира продолжает сокращаться.

Слово учителя: Какие же социальные роли выполняют молодые люди? (слайд 10)

- Особенности социального положения (слайд 11), записать в тетрадь.

2. Молодежь - обновляющая сила общества.

Молодёжь - двигатель прогресса, что за молодёжью стоит будущее. Так ли это? А, что представляет собой современная молодежь? Чему у неё могут научиться более старшие поколения? Как изменил молодежь век новых технологий, развлекательной индустрии?

Презентация работы «15 фактов о современной молодежи». (слайд 12)

Слово учителя: Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь - обновляющая сила общества?

ДА, потому что…

НЕТ, так как…

Слово учителя: Исходя из имеющихся представлений и полученных знаний, давайте заполним коллаж «Какая она, современная молодежь?» (слайд 13)

3. Молодежная субкультура. (слайд 14)

Слово учителя: Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную культуру. Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчи-няется единым законам развития.

Презентация сообщения: «Молодежная субкультура». (слайд 14)

Слово учителя: Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?

4. Легко ли быть молодым? Проблемы современной молодежи. (слайд 15)

Слово учителя: А сейчас мы попробуем разобраться с риторическим вопросом «Легко ли быть молодым?» С какими проблемами сталкивается современная молодежь? Как она пытается их решить, как живет, за что болеет, о чем думает?

Презентация результатов (видеоролик);

Социологический опрос (слайд 16)

- «10 предложений» домашнее задание (по времени).

IV . Закрепление материала.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (слайд 17):

2. Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?

3. Что включает понятие «молодежная субкультура»? Зачем необходимо наличие таких культур?

4. С какими проблемами в своей жизни сталкивается современная молодёжь?

V . Подведение итогов урока.

1. Ответьте одним предложением: «Что значит быть молодым»? (слайд 18)

2. «Дом жизни» (слайд 19)

Слово учителя: У каждого возраста своя миссия, свои задачи, цели, ценности. Каждый из нас строит свой дом жизни. Если представить нашу жизнь в виде дома, то чем должна быть молодость - фундаментом, крышей, стенами?

Молодость - фундамент, и от того какие «кирпичики» вы заложите, какой «цемент» используете, будет ваш «Дом жизни». И только от вас будет зависеть, что у вас получиться к старости: лачуга, добротный дом или дворец?

VI . Рефлексия. (слайд 20, 21)

1. Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.

Главная особенность социального положения молодёжи - его переходность. Молодые люди осваивают новые социальные роли: работник, студент, гражданин, семьянин и тому подобное. Они ищут своё место в жизни, нередко меняют сферу деятельности.

2. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

3. Молодежь - это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.

4. В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

5. Для молодёжи характерно творческое отношение к окружающей действительности, стремление изменить мир, жить по-новому, склонность к объединению в неформальные группы.

6. Нельзя однозначно судить о современной молодежи.

7. Проблема молодежи была актуальна во все времена.

VI І . Домашнее задание. (слайд 22)

Параграф учебника 18, с. 194-204.

Написать эссе: «Смолоду наживай, а под старость проживай!»

Слово учителя: Спасибо большое за урок, всего Вам доброго и светлого!

МОЛОДЁЖЬ – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:

"Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:

"Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.



Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе.

Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.

Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений.

Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.

В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее – обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.

Система ценностей является фундаментом отношения человека к миру.

Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.

К базовым ценностям относятся:

1. Человечность;

2. Воспитанность;

3. Образованность;

4. Терпимость;

5. Доброта;

6. Честность;

7. Трудолюбие;

8. Любовь;

В постсоветское время молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.

К положительным можно отнести такие как:

1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;

2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;

3. Неравнодушие к проблемам национального языка и культуры;

4. Участие в организации своего досуга;

5. Ориентация на самообразование;

К отрицательным качествам такие как:

1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;

2. Ничегонеделание;

3. Сексуальное экспериментирование;

4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);

5. Неопределённость и непредсказуемость;

Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:

1. Здоровая семейная микросреда;

2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;

3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;

4. Влияние СМИ;

5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)

6. Активное вовлечение в общественную деятельность;

Социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды;

Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

Только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

Только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

Процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

Человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;

Социальная адаптация – процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.

Молодость – это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности – ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина – возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.

Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых – в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45–50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:

1. психические расстройства;

2. язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта;

3. алкогольная и наркотическая зависимость;

4. венерические заболевания;

Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.

В-третьих – в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ¾ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.

В-четвертых – в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.

Перемещаясь в сферу на должности, не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности – профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется, весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых – в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" – этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить белорусскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления – воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.

Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.

1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.

2. Молодежь - основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.

3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными.

К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения .

Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории бывшего СССР на 4,8 млн чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%.

По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве - 44, в машиностроении - 40, в легкой промышленности - более 50% .

В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции:

Возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села;

Ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей;

Увеличивается количество молодых мигрантов и т. п.

Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований.

Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.

По линии ЮНЕСКО, например, только с 1979 по 1989 г. было принято более 100 документов, касающихся проблем молодежи. В большинстве из них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, дерзать, строить свою судьбу. Естественно, это присуще только демократическим обществам, странам с высоким уровнем экономического и социального развития.

Вместе с тем, характеризуя проблемы молодежи, на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было обращено внимание и на т о, что "молодые люди играют двоякую, на первый взгляд противоречивую роль с одной стороны, они активно способствуют процессу социальных изменений, а с другой - оказываются его жертвами" .

Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы - органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых

поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век.

Наряду с утратой старшими поколениями права на выполнение традиционной обучающе-воспитательной функции, обострилась проблема самостоятельности молодежи, ее подготовки к жизни, к осознанным действиям.

Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой - все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан.

Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь).

РЕЗЮМЕ

1. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь - это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе".

Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, харак-^еризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности" [№, 17].

С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты.

Во-первых, - пишет он , - это человек экономически свободный, предприимчивый, инициативный, деятельный. Ему присуще самостоятельное творчество, связанное с организацией нового дела и постоянным числом возможностей приложить собственные силы.

Во-вторых, это человек, глубоко заинтересованный в личной причастности к политическим свободам. Такой человек характеризуется развитой правовой и моральной ответственностью, он способен защитить себя и остальных.

В-третьих, это человек с рельефно оформленной мировоззренчески-экологической ориентацией.

В-четвертых, это человек с национально ориентированным сознанием. Такой человек любит свой народ, для него родной язык и другие признаки родной культуры являются средством национальной самоидентификации.

2. Вопрос о возрастных рамках молодежи - это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие

молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности.

Со временем возрастные рамки молодежи (в частности, в Украине), видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления украинской государственности в целом.

3. Молодость - это не только биологический, но и социальный процесс, диалектически связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом - преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом - преобразователем общественных отношений. "История, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть не что иное, как последовательная система отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями... Действительно, от того, в каком, условно говоря, тоне будет идти разговор между "отцами", которые передают наследие, и "детьми", которые его принимают, в значительной мере, если не решающим образом, зависит устойчивость, стабильность системы" }

Загрузка...