ecosmak.ru

Молодежь и ее роль в современном обществе. Молодежь и молодежная политика

Тема урока: «Молодежь в современном обществе». (слайд 1,2)

Цели и задачи урока: охарактеризовать молодёжь как отдельную социальную группу; раскрыть основные особенности юношеского возраста, установить социальные роли, выполняемые молодыми людьми; выявить социальные функции и особенности социального положения молодёжи в современном обществе; определить главные черты, причины существования современной молодёжной субкультуры; научить обучающихся самостоятельно устанавливать проблемы современной молодёжи; продолжить развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; практическое применение полученных на уроке знания в повседневной жизни.
Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование: Л.Н. Боголюбов «Обществознание»: учебник для 11 класса. - М. «Просвещение», 2014, §18; коллаж «Какая она, современная молодежь?»; слайдовая презентация «Молодёжь в современном обществе»; презентации учащихся «Молодёжная субкультура», «15 фактов о современной молодежи»; ноутбук, проектор, экран.

Ход урока

    Организационный момент.

Слово учителя: Добрый день ребята, дорогие коллеги. Я рада приветствовать всех Вас на уроке обществознания.

Мы продолжаем рассматривать Главу 2. «Социальная сфера».

Слово учителя: Сегодня на уроке мы: (слайд 3)

Учащиеся читают вслух:

Охарактеризуем молодёжь как отдельную социальную группу;

Раскроем основные особенности юношеского возраста, установим социальные роли, выполняемые молодыми людьми;

Выявим социальные функции и особенности социального положения молодёжи в современном обществе;

Определим главные черты, причины существования современной молодёжной субкультуры;

Научимся самостоятельно устанавливать проблемы современной молодёжи;

Продолжим развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

Применим полученные на уроке знания в повседневной жизни и в практической деятельности.

II . Актуализация и мотивация знаний.

Слово учителя: А для этого обратим наше внимание на основные понятия и категории социальной сферы.

Вопросы для обсуждения (слайд 4):

1. Дайте определение понятиям «социальная стратификация», «социальная группа», «социальный статус».

2. Перечислите основания (критерии) социальной стратификации.

3. Какие социальные группы существуют в современном обществе? К каким социальным группам относитесь Вы?

4. Что означает понятие «социальная мобильность», каковы её виды?

Обсуждение вопросов учащимися.

Слово учителя: Молодцы ребята, а теперь послушайте внимательно следующее высказывание.

Слово учителя (слайд 5). ...Выступая перед собранием Медицинского общества города Дортмунда (1979 г.), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами, которые принадлежали философу, поэту, политику и священнику.

Философу: «Они (молодые люди) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они жадно глотают еду и изводят учителей…»

Поэт: “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет завтра в свои руки бразды правления. Эта молодежь невыносима, несдержанная, просто ужасна.”

Политик: “Наша молодежь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сможет сохранить нашу культуру.”

Священник: “Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не далек.”

Слово учителя: Согласны ли вы с такой характеристикой современной молодежи?

Слово учителя: Парадокс в том, что первое высказывание принадлежит философу Сократу, жившему в 470-399гг. до н. э. Второе - первому известному древнегреческому поэту Гесиоду, жившему в VIII-VII вв. до н. э. Третье найдено в глиняном горшке, 3000 лет хранившемся в развалинах Вавилона. Последнее - египетскому жрецу. Свитку папируса с этой надписью около 4000 лет. Любопытно и то, что все эти великие цивилизации погибли.

Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

Слово учителя: Предлагаю рассмотреть следующий план урока (слайд 6) :

План.

1. Молодежь как социальная группа.
2. Молодёжь - обновляющая сила общества.
3. Молодёжная субкультура.
4. Легко ли быть молодым? Проблемы современной молодёжи.

III . Изучение нового материала.

1. Молодежь как социальной группа.

«Займи позицию» (Как вы считаете? слайд 7):

    Чем молодёжь отличается от других общественных групп?

    Кто входит по возрасту в категорию молодежи?

Слово учителя (слайд 8).

Молодёжь - большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет.

Границы молодости индивидуальны для каждого. В жизни есть обстоятельства, которые заставляют повзрослеть человека раньше. А есть взрослые, у которых физические и психические черты, свойственны детскому возрасту - инфантилизм. Поэтому очень часто говорят молодые «старики» или «вечная» молодость. Но, так или иначе, вывод можно сделать такой:

МОЛОДОСТЬ - это ощущение, которое обязательно проявляется как во внешности, так и в поведении человека.

Слово учителя: Обратимся к статистике (слайд 9).

Из общего числа населения мира равного 7,584 млрд. чел. молодое население составляет - 1.8 млрд. чел. Так много молодежи на Земле ещё никогда не было! Вместе с молодыми людьми растёт спрос на образование и рабочие места.

Почти 90 % всех молодых людей живут в развивающемся мире - странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

В Афганистане, Нигерии, Чаде и Уганде 50% населения - это люди до 18 лет!

Доля молодежи в развитых странах мира продолжает сокращаться.

Слово учителя: Какие же социальные роли выполняют молодые люди? (слайд 10)

- Особенности социального положения (слайд 11), записать в тетрадь.

2. Молодежь - обновляющая сила общества.

Молодёжь - двигатель прогресса, что за молодёжью стоит будущее. Так ли это? А, что представляет собой современная молодежь? Чему у неё могут научиться более старшие поколения? Как изменил молодежь век новых технологий, развлекательной индустрии?

Презентация работы «15 фактов о современной молодежи». (слайд 12)

Слово учителя: Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь - обновляющая сила общества?

ДА, потому что…

НЕТ, так как…

Слово учителя: Исходя из имеющихся представлений и полученных знаний, давайте заполним коллаж «Какая она, современная молодежь?» (слайд 13)

3. Молодежная субкультура. (слайд 14)

Слово учителя: Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную культуру. Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчи-няется единым законам развития.

Презентация сообщения: «Молодежная субкультура». (слайд 14)

Слово учителя: Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?

4. Легко ли быть молодым? Проблемы современной молодежи. (слайд 15)

Слово учителя: А сейчас мы попробуем разобраться с риторическим вопросом «Легко ли быть молодым?» С какими проблемами сталкивается современная молодежь? Как она пытается их решить, как живет, за что болеет, о чем думает?

Презентация результатов (видеоролик);

Социологический опрос (слайд 16)

- «10 предложений» домашнее задание (по времени).

IV . Закрепление материала.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (слайд 17):

2. Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?

3. Что включает понятие «молодежная субкультура»? Зачем необходимо наличие таких культур?

4. С какими проблемами в своей жизни сталкивается современная молодёжь?

V . Подведение итогов урока.

1. Ответьте одним предложением: «Что значит быть молодым»? (слайд 18)

2. «Дом жизни» (слайд 19)

Слово учителя: У каждого возраста своя миссия, свои задачи, цели, ценности. Каждый из нас строит свой дом жизни. Если представить нашу жизнь в виде дома, то чем должна быть молодость - фундаментом, крышей, стенами?

Молодость - фундамент, и от того какие «кирпичики» вы заложите, какой «цемент» используете, будет ваш «Дом жизни». И только от вас будет зависеть, что у вас получиться к старости: лачуга, добротный дом или дворец?

VI . Рефлексия. (слайд 20, 21)

1. Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.

Главная особенность социального положения молодёжи - его переходность. Молодые люди осваивают новые социальные роли: работник, студент, гражданин, семьянин и тому подобное. Они ищут своё место в жизни, нередко меняют сферу деятельности.

2. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

3. Молодежь - это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.

4. В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

5. Для молодёжи характерно творческое отношение к окружающей действительности, стремление изменить мир, жить по-новому, склонность к объединению в неформальные группы.

6. Нельзя однозначно судить о современной молодежи.

7. Проблема молодежи была актуальна во все времена.

VI І . Домашнее задание. (слайд 22)

Параграф учебника 18, с. 194-204.

Написать эссе: «Смолоду наживай, а под старость проживай!»

Слово учителя: Спасибо большое за урок, всего Вам доброго и светлого!

Молодежь в современном российском обществе.

1. Молодежь и становление новой России.

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и "челноков", новых русских и новых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах.

К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям.

Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики.

Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Однако, справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности.

Среди факторов социологического определения "молодежь"исследователи устойчиво выделяют:

Возрастные границы и социально-психологические особенности.

Специфику социального статуса, социально-культурное поведение.

Процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.

Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается прежде всего в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли молодежи каксоциальногоресурса в целом.

С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше,чем за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет уменьшилось на три миллиона человек.

Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи.

Число убийств и самоубийств в РФ (1990-1995 гг.)

Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций.

Поданным Ген. прокуратуры РФ, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям. Гнетущие впечатления оставляют цифры самоубийств в армии. В 1996 году добровольно расстались с жизнью 526 человек. Причина - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В-третьих – в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 году она составила - 35.5%, в 1997 году - 35%, от общей численности безработных.

Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики. Перемещаясь в сферу на должности не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий.

Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом не имея не профессии не желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду потому.

2. Молодежь в сфере криминального влияния.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность.

Уральский регион и прежде всего Свердловская область за последние пять лет зарекомендовали себя, как зоны повышенной криминагенности. Здесь расположены крупные пенитенциарные учреждения, в которых отбывают заключение большие массы заключенных, в том числе несовершеннолетних.

"Криминальные разборки" местных мафиозных кланов в Екатеринбурге долгое время были в фокусе всей страны. С этой точки зрения, анализ форм криминального влияния на молодежь в регионе, где оно получило значительное распространение, представляется актуальным как в теоретическом, так и практическом отношении.

В Свердловской области ежегодно совершается молодежью и подростками около 10 тысяч преступлений. Только за пять лет (1990-1994 гг.), увеличение числа преступлений составило более 170%. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Резкий скачек молодежной и подростковой преступности наблюдался в 1992 - 1993 гг. Другой аспект распространения криминального влияния связан с тем, в какой степени молодежи приходится испытывать на себе воздействие молодежной и подростковой преступности. 78% от числа опрошенных молодых людей сталкивались за последние два года с различного рода правонарушениями среди молодежи и подростков. Лишь каждый пятый дал отрицательный ответ.

Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет.

Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования.

В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.

3. Проблема наркомании среди молодежи.

Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением.

Молодежь - основной носитель интеллектуального и физического потенциала общества, она обладает большими способностями к труду, технической и культурно-художественного творчества, производительной деятельности во всех сферах человеческого бытия;

Молодежь имеет большую социальную и профессиональную перспективу, она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Принципиальным вопросом при рассмотрении роли молодежи в обществе является вопрос о молодежи как субъекта и объекта общественных преобразований. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, семьи, институтов образования, а позже в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития начинает сам существенно влиять на общество. То есть, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлен общественное влияние с целью ее развития. Молодежь выступает объектом и к обществу и к самому себе.

Без сомнения, молодёжь является очень важной частью для Чувашии и для России в целом, так как это наиболее активная составляющая государства. Молодые наиболее лучше приспособлены к внедрению новых технологий, инноваций и реформ. Они мобильны и полны сил, поэтому российское государство заинтересовано в том, что бы подрастающее поколение было вовлечено в экономическую жизнь России и политическую... Совсем недавно наша страна миновала экономический кризис, и сейчас находится на стадии стабилизирования, поэтому молодые специалисты в сфере экономики просто необходимы для Чувашии. Отсюда следует, что государство должно быть заинтересовано в формировании жизнеспособного и здорового нового поколения, ведь молодежь и есть "спасение" для государства в плане создания семьи и устранения демографического кризиса.

Словом, Чувашия в наше время делает все для благополучного развития молодого поколения - остальное зависит уже от нас самих. Целеустремленность и амбиции - главные составляющие счастливой жизни и обеспеченного будущего, поэтому важно правильно выбрать свой путь уже сейчас, ведь Молодость не вечна и уходит с каждым днем... Отказ от вредных привычек, достойное занятия, поиск любимой работы помогут изменить свою жизнь к лучшему. Будущее России в руках молодежи и об этом стоит помнить всегда.

МОЛОДЁЖЬ - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:

"Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:

"Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе. Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.

Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений. Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.

В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.

Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.

К базовым ценностям относятся:

1. Человечность;

2. Воспитанность;

3. Образованность;

4. Терпимость;

5. Доброта;

6. Честность;

7. Трудолюбие;

8. Любовь;

Молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.

К положительным можно отнести такие как:

1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;

2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;

3. Неравнодушие к проблемам национального языка и культуры;

4. Участие в организации своего досуга;

5. Ориентация на самообразование;

К отрицательным качествам такие как:

1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;

2. Ничегонеделание;

3. Сексуальное экспериментирование;

4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);

5. Неопределённость и непредсказуемость;

Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:

1. Здоровая семейная микросреда;

2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;

3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;

4. Влияние СМИ;

5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)

6. Активное вовлечение в общественную деятельность;

Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды; Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

* только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

* только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

* процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

* человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;

Социальная адаптация - процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.

Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.

Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:

1. психические расстройства;

2. язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта;

3. алкогольная и наркотическая зависимость;

4. венерические заболевания;

Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.

В-третьих - в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ѕ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.

В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.

Перемещаясь в сферу на должности, не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется, весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить белорусскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.

Социальная характеристика молодежи. Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. В разных странах, в различных социальных слоях точка зрения на процессы и показатели взросления личности неодинакова. В связи с этим возрастные границы молодости не являются строго однозначными и определяются разными исследователями в пределах от 14–16 лет до 25–30 или даже 35 лет. Как правило, этот период жизни человека связывают с началом самостоятельной трудовой деятельности, обретением материальной независимости от родителей, гражданских и политических прав. Некоторые ученые добавляют еще такие …
признаки, как вступление в брак и рождение первого ребенка.

Заметим, что возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства, продолжительность которого определена 18 годами и закреплена международными документами, такими как Декларация и Конвенция о правах ребенка. Паспорт же юноши и девушки в нашей стране получают в 16 лет, и это означает признание обществом их гражданской зрелости. Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека. В этот период появляется чувство своей неповторимости и индивидуальности. На основе осознания молодыми людьми своих возможностей и стремлений, осмысления предшествующего опыта формируется внутренняя позиция, идет поиск своего места в жизни.

В молодости у человека происходит целый ряд важных событий, влияющих на изменение его статуса. Это не только получение паспорта, но и окончание школы, служба в армии. В молодые годы многие люди находятся в активном поиске значимой для них профессии, завершают образование, утверждаются как специалисты, определяют тем самым свое новое положение в обществе. Молодость называют порой становления. Бытует мнение, что до 40 лет человек работает на авторитет, на имя, а после 40 лет уже скорее авторитет и имя работают на человека.

Формирование личности молодого человека осуществляется под влиянием семьи, школы, общественных организаций, неформальных объединений и групп, средств массовой информации, трудовых коллективов. В целом молодежь в наши дни значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинает самостоятельную взрослую жизнь. Это связано с усложнением трудовой деятельности, которое влечет за собой удлинение необходимых сроков обучения.

В плане социализации особое место занимает период ранней юности. К нему относят юношей и девушек, которым примерно 16–18 лет. Многие в этом возрасте вполне способны принимать ответственные решения, психологически готовы к этому (например, выбор друзей, учебного заведения и т.д.), хотя полная дееспособность наступает лишь в 18 лет.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей, которые претерпевают в юношеском возрасте значительные изменения. Если роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам), то в молодости появляются новые: работник, студент, муж, жена, мать, отец и др. Дружба, любовь, трудовой опыт помогают молодым людям впервые почувствовать себя действительно взрослыми, в идеале они формируют умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Однако сложности социализации молодых людей могут привести к психологическим срывам. Негативно сказывается прежде всего разрыв между желанием скорее всего достичь и неумением, нежеланием добиваться поставленных целей кропотливым трудом. Хорошо, если есть сила воли, трудолюбие, терпение, если человек не избалован.

Нередки случаи, когда современным молодым людям с одной стороны, хочется как можно дольше оставаться детьми, переложив заботы о себе, а то и о своей молодой семье на родителей, а с другой стороны – они требуют отношения к ним как к взрослым, добиваются невмешательства в их личную жизнь. Подобное поведение называют инфантильностью. Инфантилизм (от лат. infantilis – младенческий, детский) – это сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Такими чертами являются эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, безответственность, капризность. Это состояние иногда бывает следствием заболеваний, перенесенных в раннем детском возрасте, или каких-то других причин, обусловивших чрезмерную опеку со стороны родителей или близких людей. Но если ты уже взрослый, то потрудись быть им на деле и в полной мере отвечай за себя.

Человек чувствует себя молодым до тех пор, пока он способен к творчеству, может менять, перестраивать себя и вместе с тем отвечать за все сделанное им. Есть люди, которые ощущают себя молодыми не только в зрелые годы, но и в весьма преклонном возрасте. Молодость продлевает занятие любимым делом, в котором присутствует интерес и творческая активность, а также здоровый образ жизни. Ощущение молодости проявляется как во внешности, как и в поведении человека. «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает», – говорится в известном афоризме.

Молодежная субкультура. Стремление общаться со своими сверстниками приводит к выработке специфически «молодежного» самосознания и стиля жизни – молодежной субкультуры. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, характеризующаяся общностью стиля жизни, манер поведения, групповых норм и стереотипов. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, которые не всегда и не точно повторяют господствующие в обществе взрослых; ей присущ даже собственный язык.

Причинами формирования молодежной субкультуры являются стремление людей этого возраста обособиться, прежде всего, от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, поиск своего пути во «взрослом мире». Складываются как формальные, так и неформальные молодежные группы. Формальные группы официально зарегистрированы, ими зачастую руководят взрослые. Мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению, различны. Это прежде всего желание обрести взаимопонимание и поддержку, почувствовать себя более сильными и защищенными; иногда это также стремление почувствовать власть над другими.

Существует множество разновидностей молодежных групп и объединений. Некоторые из них характеризуются агрессивной самодеятельностью, основанной на довольно сомнительных или даже асоциальных ценностных ориентациях. Примитивизм, кричащая наглядность самоутверждения тоже популярны среди части подростков и молодежи. Для отдельных молодых людей внешний эпатаж является часто наиболее доступной формой самоутверждения.

Некоторые группы активно противопоставляют себя миру взрослых. Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда совершаются и прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки). В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.

В молодежной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, футбольные и музыкальные фаны и др.).

Вместе с тем в молодежной среде все более авторитетными становятся группы социальной самодеятельности, направленные на конструктивное решение конкретных общественных проблем. К ним относят экологические движения, деятельность по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, оказание взаимной поддержки (воины, воевавшие в «горячих точках», инвалиды и т.д.); важна также деятельность волонтеров, которые помогают людям, особенно остро нуждающимся в ней.

Социальная мобильность молодежи. Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения.

Социальной мобильностью называют переход людей из одних социальных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность – это переход человека в другую социальную группу без изменения социального статуса, например, развод и образование новой семьи, переход на работу в той же должности из одного предприятия на другое и т.д. Вертикальная мобильность связана с переходом вверх либо вниз по ступеням социальной лестницы. Это, например, повышение в должности или, наоборот, понижение, а то и вовсе лишение работы. Частный предприниматель может из мелкого собственника стать хозяином солидной фирмы, но может и разориться.

В современном обществе интенсивность протекания процессов горизонтальной и вертикальной мобильности резко возрастает. Причина этого – в динамизме общественной жизни, стремительных преобразованиях в экономике, появлении новых профессий и родов деятельности и свертывании, даже исчезновении многих старых, когда-то вполне респектабельных производств и соответствующих рабочих мест.

Сегодня молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть готов к тому, что ему, возможно, придется переучиваться, осваивать новые занятия, постоянно повышать квалификацию для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Многим молодым людям нужно будет обдумать варианты переезда в другой город или изменения профессии для работы в сельской местности. Дело в том, что молодежь часто проигрывает в конкуренции с квалифицированными и опытными работниками более старших возрастов, уже имеющими хорошую репутацию. Не случайно во многих странах уровень безработицы среди молодежи особенно высокий.

Вместе с тем на стороне молодежи – быстрота реакции на изменения, происходящие на рынке труда. Молодым людям легче осваивать новые профессии, порожденные научно-техническим прогрессом. Они легче, чем пожилые люди, принимают решения переселиться на новое место работы и жительства, заняться бизнесом, пройти переподготовку и т.д.

Ускорение темпов общественной жизни влечет за собой превращение молодежи в активного субъекта экономики, политики, культуры. Активность молодежи ярко проявляется и в сфере политики, поскольку все происходящие политические процессы прямо или косвенно сказываются на жизни молодежи, ее положении в обществе. Общество и его властные структуры ориентируются на молодежь как наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры.

Молодежь во многом такова, какой ее воспитало общество. Вместе с тем она, как правило, обладает собственным здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться на пользу себе и людям.

Вопросы и задания.

1. Какие факторы влияют на определение возрастных границ молодости? Почему возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства?

2. В чем заключается противоречивость социализации молодых людей?

3. Существует множество различных классификаций молодежных групп и объединений. Так, по характеру мотивации самодеятельности их делят следующим образом:

· агрессивная самодеятельность, которая базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанной на культе лиц;

· эпатажная самодеятельность, которая состоит в «вызове» агрессии на себя для того, чтобы тебя «заметили»;

· альтернативная самодеятельность, состоящая в выработке моделей поведения, противоречащих общепринятым нормам;

· конструктивная социальная самодеятельность, направленная на решение конкретных социальных проблем.

Какие мотивы вступления в молодежные группы и объединения можно считать позитивными? Какие из названных видов самодеятельности, на ваш взгляд, социально приемлемы? Приведите конкретные примеры молодежных групп с такими типами самодеятельности.

4. В чем, на ваш взгляд, состоит роль молодежи в развитии современного общества?

5. Создайте словесный «портрет» типичного молодого человека нашей страны. Укажите его жизненные планы, освоенные социальные роли и т.д. Подумайте, каких качеств не хватает лично вам?

Загрузка...