ecosmak.ru

Внеклассный урок "переселение осетин с гор на равнину". Осетины на Ближнем Востоке: поселение, адаптация, этносоциальная эволюция Переселение осетин с гор на равнину

Массовое переселение кавказцев, в том числе и осетин, исповедующих ислам, в единоверную Турцию, известное как мухаджирство, являлось одним из результатов царской политики в отношении горских народов.

Мухаджирство (от арабского «мухаджарат» – «переселение») – процесс переселения после окончания Кавказской войны (1864 г.) в Османскую империю и страны Ближнего Востока представителей народов Северного Кавказа, не смирившихся с поражением. Мухаджирами называли сподвижников пророка Мухаммада, ушедших с ним из Мекки в Медину в 622 г.

Переселение осетин в Турцию началось в середине XIX в. Оно происходило в три этапа .

Первое незначительное переселение произошло в 1859 г. Тогда, главным образом, переселились некоторые привилегированные фамилии со своими крепостными-рабами. Главой этой партии мухаджиров осетин был дигорский баделят Алимурза Абисалов . С ним выехали Абисаловы, Тугановы, Кубатиевы, Кануковы, Кусовы, Козыревы .

Вторую волну эмиграции (1860-1861 гг.) возглавил куртатинский таубий Ахмет Цаликов . Тогда выехало 300 – 350 семей осетин, 90 из которых через некоторое время вернулось обратно. Выехали Цаликовы, Дударовы, Кануковы и др.

Третье самое крупное переселение осетин и других горцев состоялось в 1865 году. Под началом тагаурского алдара генерал-майора русской армии Муссы Кундухова в Турцию выселилось около 5 тысяч семей. Выехали Алдатовы, Есеновы, Кануковы, Кундуховы, Мамсуровы, Тхостовы, Дударовы и др.

По некоторым данным, . Прибывшие в страну и принявшие подданство Оттоманской империи, наделялись землей, освобождались от поземельной и личной подати в течение 6 лет, если они водворены в Румилии и в течение 12 лет, если они поселены в Азии, освобождались от военной службы, или заменяли ее платой деньгами, румилийские – в течение 6 лет, а азиатские – в течение 12 лет.

В «Условиях, установленных имперским правительством касательно поселения в Турции семейств, прибывающих из других государств и желающих в ней водвориться, принимая подданство Оттоманской империи» было сказано:

  • Переселенцы не подвергаются никакому ограничению в исполнении обрядов исповедуемой ими религии.
  • Для их водворения выбраны будут самые плодородные и здоровые земли.
  • Поселенцы изъяты от всякой поземельной и личной подати в течение 6 лет, если они водворены в Румилии и в течение 12 лет, если они поселены в Азии.
  • Они освобождаются от военной службы, или заменяют ее платой деньгами, румилийские в течение 6 лет, а азиатские в течение 12 лет.
  • Всякое семейство, желающее отправиться в Турцию, должно иметь капитал на сумму около 337 руб. 50 коп. серебром.
  • Паспорта им будут выдаваться бесплатно всеми консулами оттоманскими. Необходимо за 2 месяца вперед уведомить имперское правительство для того, что бы оно имело бы время назначить в областях империи избранных для их водворения земли, удобные для раздачи поселенцам таким образом, что бы они по прибытии в Турцию не потеряли бы время и не подверглись лишениям.

Турецкий исследователь мухаджирства Рахми Туна называет несколько побудительных причин, которые привели к эмиграции горцев. В их ряду он ставит «внешний фактор». Автор описывает стратегические планы Османской империи по отношению к Кавказу. Ее целью являлось воссоединение с тюркскими странами Востока – «из Крыма пройти через Северный Кавказ в Астрахань и Казань, оттуда в Среднюю Азию, держать под контролем дорогу, по которой мусульмане совершают хадж, подчинить власти такой же важной как город Астрахань город на берегу Каспийского моря, охватить Иран с Северной стороны, чтобы успешно с ним бороться» . Затем, преградить русским дорогу на Кавказ, заставить кавказские народы признать господство Османской империи, распространить здесь ислам.

О военно-политических целях Турции писал и Р.У. Туганов, исследовавший тему переселения черкесов Турцию. В своей работе он приводит воспоминания очевидцев тех событий, данные хроники периодической печати тех лет.

Россия, оказавшись в тяжелом положении по условиям Парижского мира, испытывала серьезные внутренние проблемы. Она стремилась избавиться от «неспокойной» части населения, которая могла бы помешать распространению на Северном Кавказе ее политического и экономического влияния. На освободившиеся земли предполагалось заселить жителей внутренних губерний страны, а также казаков, с целью создания здесь прочной опоры российской власти.

Кроме того, для усиления своих границ и создания противовеса немусульманскому населению в некоторых областях империи, расселяя мусульман между христианскими народами по принципу «полосного поселения». Кроме того, это могло положительно повлиять на внутреннюю безопасность государства, пополнение армии представителями воинственных кавказских народов, воспитанных в традициях мужества и преданности.

Другой причиной являлся религиозный фактор, т.к. «со временем Кавказ сделался ареной борьбы между исламом и христианством», а причина активности русских на Кавказе – их стремление его христианизировать. В этих условиях агитация и религиозная пропаганда, проводившаяся турецкими эмиссарами и поддерживаемая русскими агентами достигла своей цели. Призывы, типа «Вера уходит из нашей страны, чем жить рядом с неверными, лучше жить и умереть среди своих единоверцев», «нельзя жить в государстве неверных, с ними надо либо сражаться, либо уходить в мусульманские страны, «переселение – это судьба», «рай для мусульманина может быть либо в тени сабель, либо под сенью великого халифа всех правоверных» и др. сыграли свою роль и тысячи кавказцев покинули свою родину.

Дядя известного осетинского писателя и этнографа Инала Канукова, майор по армейской кавалерии, убеждая своего брата уехать в Турцию, приводил такие доводы: «что ты будешь делать здесь, когда один останешься среди русских?», «Что ты будешь делать, когда лучшие наши фамилии собираются в Стамбул, – а разве ты не из лучших?».

В отношении начальника Терской области от 25 января 1866 г. начальнику Кавказского Горского управления о задержании на Дарьяльской заставе турецко-подданных осетин, переселившихся в Турцию в 1860 году: Дзарахмета Цаликова, Гаце Цаликова, Гугу Карсанова, Кубади Албегова и кабардинца Схасова. При обыске у них были обнаружены 53 письма, из которых некоторые заключали в себе призыв к населению округов о переселении в Турцию.

Газета «Кавказ» за 1878 г. сообщала, что из Карской области, отошедшей к России по Сан-Стефановскому мирному договору, прибыла в Тифлис депутация осетин, представлявших переселенцев в Турцию 1860 года, в составе Касполата Туганова, Темир-Болата Канукова, Умара Абисалова и Магомета Хосонова , которые сообщали, что «осетины переселились в Турцию со своими рабами и крепостными, сохранив их в полной зависимости от себя».

Отток населения Северного Кавказа совпал с началом реформенных преобразований в России и прежде всего с отменой крепостного права. Горская знать покидала родину с той целью, чтобы сохранить своё право на крестьян. Причина эмиграции горских феодалов может быть в значительной мере объяснена особенностями уклада и общественных отношений, точнее, системой представлений о них, которые в период мухаджирства получили распространение, в основном, среди тех этнокультурных групп региона, где феодальные отношения были сравнительно высоко развиты.

Однако многие переселенцы, не приняв новых условий жизни, приняли решение вернуться на родину.

Из ушедших из Терской области в 1861 г. в Турцию 685 семейств в числе до 8 тысяч душ в 1861 г. возвратилось 403 семейства в числе до 3800 душ, а в 1862 г. – 36 семейств в числе до 350 душ.

Известный турецкий историк Иззет Айдемир, потомок адыгских мухаджиров, автор монографии «Переселение: история переселения северокавказцев», считает, что начиная с 1859 по 1864 гг. горцы Кавказа переселялись добровольно, а в последующие годы он называет изгнанием…

Объясняет это он теми мерами, которое царское правительство принимало, чтобы закрыть пути к возврату горцев на родную землю.

Царское правительство принимало меры к воспрепятствованию их возвращения. В русское посольство и во все консульства на Востоке в 1864 г. циркулярно было сообщено о запрещении выдавать паспорта или давать какие-либо документы, предоставляющие право «уроженцам Кавказского и Закавказского края, принявшим турецкое подданство, возвращаться в отечество, чтобы снова стать русскими подданными». Однако многие горцы, получив отрицательный ответ в консульстве России, принимали решение о нелегальном возвращении на родину.

Прибывший из Турции почетный Куртатинский старшина Джафар Ага Али Бек Оглы сообщал, что бежавшие из Эриванского уезда за границу в Турцию назад тому пять лет более ста семейств куртатинцев, раскаиваясь в своем поступке, желают ныне возвратиться через карантин в Сурмелинский участок.

С увеличением числа желающих вернуться на Кавказ, командующим Кавказской армией в ноябре 1861 г. были выработаны особые «Правила» о прядке возвращения горцев из Турции и о поселении их за пределами Кавказа. Возвращавшиеся должны были отправиться на постоянное жительство за Урал и в Оренбургскую губернию, центральные губернии России и на Дон. Возвращавшихся горцев могли вновь отсылать насильно в Турцию, а кому разрешалось возвращаться, то по пути следования устанавливался строгий надзор.
Несмотря на это в 1865 г. значительное количество осетин вновь поднялось со своих мест и отправилось в Турцию. В первой партии этих переселенцев значилось несколько семей тагаурских алдар Кундуховых, Тхостовых, Есеновых, Дударовых, Мамсуровых, Кануковых и Алдатовых .

Потомки осетинских мухаджиров и на новом месте старались сохранить свои национальные и сословные традиции. Многие офицеры русской службы поступили служить в турецкую армию. Сохранившиеся списки выехавших в Турцию осетин, интересны содержащейся в них генеалогической информацией – фамилиями и именами членов семей, а так же именами выезжающих с ними холопов.

В начале ХХ в. исход осетин в Турцию продолжился. Связано это было с событиями I мировой и гражданской войн, а также Октябрьской революции 1917 г. В эмиграции этого периода приняли участие в основном представители знатных осетинских фамилий. Спасая свои семьи от красного террора, они были вынуждены искать новое место жительства и, зная, что в Турции у них есть родные, устремились именно туда.

Эмигрировали из Осетии в Турцию не только этнические мусульмане. В годы гражданской войны на Кавказе в Турцию вместе с сыном эмигрировал известный юрист Измаил Васильевич Баев, имевший диплом II степени юридического факультета Императорского Московского университета, который происходил из известной и уважаемой в Осетии семьи.
К примеру, – баделята Битуевы , гагуата Асеевы и Кануковы , царгасата Зекеевы, тагиата Кундуховы .

Полковник Халис Алиханович Асеев с женой Сервер

В 1868-1870 гг. XIX в. только в районе г. Сарыкамыш Карской области Османской империи было 8 осетинских селений. В настоящее время не осталось ни одного. Три из них: Хамамлы, Ханчарлы и Каракурт были куплены переселенцами за золото у довольно состоятельной турецкой фамилии Хатун-оглы, на землях которой располагалось около 80 селений. После того как Карская область отошла к России, некоторые жители этих селений ушли в глубь Турции, в район г. Ахлат, где основали с. Хулык. Там поселились такие фамилии, как Абисаловы, Битуевы, Ельбиевы, Зураповы, Кануковы, Кубатиевы, Кундуховы, Куцуковы, Кантемировы, Левановы, Тугановы . В селениях Агджавиран, Симо, Караагыл, Хамзашейх, Сарыдавут проживали Албеговы, Батиаевы, Кусовы, Накусовы, Хосоновы, Цахиловы и др.

Осетины проживали в селениях санджака Анкара: Муратлы; санджака Йозгат: Башчатак, Боялык, Каяпынар, Карабаджак, Чат; санджака Битлис: Агджавиран, Хулык; санджака Кайсери: Шывгын; санджака Карс: Алисофу, Бозат, Селим, Хамамлы, Юкары Сарыкамыш; санджака Малазгирт: Йарамыш; санджака Мараш: Гексун, Фындык; санджака Муш: Буланык, Гёвендик, Караагыл, Караали, Месджитли, Сарыдавут, Симо, Тепекай, Хамзашейх, Ярамыш; санджака Нигдэ: Орханийе; санджака Сивас: Аламан, Еникёй, Еничубук, Дикилиташ, Капаклыкая, Кахвепынар, Конакозю, Топач, Юджебаджа; санджака Сиирт: Ырун; санджака Токат: Батманташ, Кушотурагы, Ташлык,Ченгибагы; санджака Эрзурум: Гевендик, Лекбудак.

В 1934 г. в Турции был введен закон о фамилиях. . Им для этого даже был предложен перечень турецких имен, из которого можно было выбрать себе новую фамилию. Вводя этот закон, правительство Турции преследовало цель лишить кавказцев и представителей других национальностей своих исторических корней. Но, несмотря на запрет, многие взяли в качестве фамилии имя своего деда или прадеда. Так, например, Абисаловы носят фамилию Arpat , по имени одного из своих предков, часть Кубатиевых – Aytek , по имени своего прадеда, а некоторые из Кануковых взяли фамилию Tekay , которая является производным от имени Тага – родоначальника тагаурских алдар тагиат, Дударовы носят фамилию Yilal , так звали предка фамилии Дударовых. . Так, Асеевы, носившие фамилию Akman, в настоящее время пишутся Asetey. Но не все фамилии были заменены. Многие осетины, особенно те, чьи фамилии имели тюркскую этимологию, изменили лишь их окончание. Это Кантемировы – Kandemir, Тугановы – Tugan, Кубатиевы – Kubat, Кундуховы – Kunduh и т.д. Менялись и имена. Переселенцы с кавказскими национальными именами брали себе имена, распространенные в то время в Османской империи.



В настоящее время в Турции проживают представители примерно 150 осетинских фамилий, представляющих все четыре основные общества Осетии – Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское.

Заслугой наших соотечественников, покинувших Кавказ в XIX – начале XX веков является то, что они сохранили свои фамильные предания, помнят свои родовые тамги, знают и поддерживают родственные отношения, бережно хранят старинные фотографии, многие из которых еще привезены с Кавказа, создают семейные архивы. Все это, несомненно, способствует сохранению исторического наследия и развития исторической памяти.

Ислам-Бек Марзоев

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины - потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Наблюдение типа горских татар, изучение их преданий и обычаев приводит к убеждению, что татары застали здесь коренное осетинское население. Предки осетин жили еще далее на запад, на низовьях Кубани и Дона, который доселе сохранил свое осетинское имя (дон - по-осетински вода, река). Древность иранских поселений на юго-востоке России восходит еще ко временам греческих черноморских колоний. В греческих надписях Тираса, Ольвии, Пантикапеи и особенно Танаиды встречается, среди негреческих личных имен, множество иранских, указывающих на присутствие значительного иранского элемента в местном населении. Лингвистический разбор этих имен дал возможность уяснить некоторые фонетические законы сарматского языка и установить его специальное родство с осетинским.

Историческими данными о судьбе предков служат немногочисленные письменные свидетельства об азиатских сарматах, аланах, а также скудные указания русской летописи об ясах. Ближайшие южные культурные соседи осетин, грузины, также сохранили в своих летописях несколько свидетельств о набегах оссов на Закавказье. Армянский историк Моисей Хоренский знает оссов под именем алан, под которым они были известны и византийским историкам. В грузинской летописи оссы изображаются народом сильным, многочисленным, выставлявшим для набегов несколько десятков тысяч всадников. Упоминаются осетинские цари и родственные союзы между царским домом (Багратидов) и осетинским.

Могущество осетин, ослабленное на севере Кавказа русскими, (касогами) и половцами, было окончательно подорвано татарским погромом во времена Чингисхана. Осетины вынуждены были платить дань татарам. На севере татары заняли часть осетинской территории, а окончательно заперли сетин в горах. Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века. Южные осетины, прежде столь грозные для , подчинились влиянию грузин и стали в крепостную зависимость от грузинских феодалов Эристовых и Мачабеловых. Водворение русского владычества было благоприятно для О., нашедших в русском правительстве поддержку с одной стороны против кабардинцев, с другой против притеснений высшего сословия и грузинских князей. Вследствие подстрекательств со стороны последних среди южных осетин иногда происходили волнения, но меры правительства и деятельность миссионеров все более и более сближали осетин с русскими. В 1866-67 гг. совершилось в Осетии освобождение крепостных сословий от власти помещиков.

После революции происходит массовое переселение осетин . В 1922 году была образована Юго-Осетинская автономная республика, вошедшая в состав грузинской ССР, через два года была образована Северо-Осетинская республика, которая в 1936 году была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. В 1990 была принята Декларация о суверенитете Республики Северная Осетия (сейчас Северная Осетия – Алания). Южная Осетия вошла в состав .

Осетины — народ в России, основное население Северной и Южной Осетии, живут также в Кабардино-Балкарии (10 тысяч человек), в Карачаево-Черкесии (4 тысячи человек). Общая численность в России 402 тысячи человек. До покорения кабардинцев русскими, осетины жили исключительно в горах. Оттеснив кабардинцев от гор, русское правительство позволило селиться на плоскости.

Осетины - жизнеспособное племя, быстро увеличивающееся в своей численности с тех пор, как оно поставлено в более благоприятные экономические условия. По данным 1833 г., всех осетин числилось только 35750 человек; по сведениям 60-х годов, северных осетин числилось 46802, южных - 19324 человек. В1880 г., в северной Осетии было уже 58926 чел., в южной - 51988.

По наблюдениям доктора Гильченка, северные осетины в большинстве (почти 64 %) темноволосы и темноглазы; цвет кожи у них смугловатый, лоб прямой, широкий, с хорошо развитыми лобными буграми и слабо развитыми надбровными дугами; нос довольно большой, выдающийся, прямой; рот небольшой, с прямыми, тонкими губами. Рост в большинстве высокий; плечи и таз значительной ширины.

На плоскости осетины живут в мазанках или побеленных хатах; в горах, где нет леса, или он трудно доступен, осетинские сакли складываются из камней без цемента и большей частью прилепляются одной стороной к скале. Иногда часть боковых стен также образуется горой.

Главная часть национального осетинского дома - большая общая комната, кухня и столовая вместе. Целый день в ней происходит стряпня, так как у осетин нет определенного времени для еды, и члены семьи едят не все вместе, а сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым, на железной цепи, висит медный или чугунный котел. Очаг составляет центр, около которого собирается семья. Железная цепь, прикрепленная к потолку у дымового отверстия - самый священный предмет дома: приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к цепи становится близким семье. Оскорбление цепи (например, унесение ее из дому) считалось для семьи величайшей обидой, за которой прежде следовало кровная месть.

По мере разрастания семьи (разделы между женатыми братьями при жизни родителей - явление редкое) к дому пристраиваются новые сакли и хозяйственные постройки. Все постройки покрываются плоскими крышами, на которых нередко производится молотьба хлеба, сушка зерна.

Одежда осетин не отличается от общекавказской, горской: у мужчин те же рубахи, бешметы, черкески, шаровары из сукна или холста или бурки; у женщин - длинные рубахи до пят, шаровары и ситцевые или нанковые полукафтаны с узким вырезом на груди. Зимний головной убор — барашковая высокая шапка (папаха), летний — войлочная шляпа. Головной убор женщин составляют шапки разного вида и платки. Мужчины в одежде предпочитают цвета темно-коричневый и черный, женщины - синий, голубой и алый.

Главная пища осетин, отличающихся вообще умеренностью, хлебная - из ячменя, кукурузы, пшеницы, проса, также кушанья из молока и сыра. Мясо они едят лишь по праздникам и при приезде гостей. Основные занятия осетин в горах, где есть тучные пастбища - скотоводство и земледелие, ремесла слабо развиты.

Главные этические начала, руководящие жизнью осетин - уважение к старшим по возрасту, кровомщение и гостеприимство. Каждый осетин считает обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был низшего происхождения; взрослые сыновья не имеют права сидеть в присутствии отца, хозяин не может сесть перед гостем без его разрешения и т. п. Вообще семейные и общественные отношения определяются строгим этикетом и своеобразными понятиями о благопристойности, часто до крайности стеснительными.

Обычай кровомщения, свято соблюдавшийся прежде, но теперь почти искорененный, вел к постоянным войнам между отдельными фамилиями и значительно уменьшил численность осетинского племени. Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту. С большей искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой. Брак у основан был до последнего времени исключительно на уплате за невесту калыма (ирэда), который жених должен был приобрести самолично. Размер калыма определялся достоинством невесты и вступающих в родство семей. В некоторых местах часть калыма, а иногда и весь калым идет в приданое девушке. Свадьба у осетин обставлена многими обрядами, сохраняющими интересные следы старины.

Между похоронными обрядами заслуживают внимания так называемое посвящение коня покойнику, совершаемое на могиле, и поминки. Цель первого обряда - чтобы покойник имел коня в загробном мире и мог доехать благополучно до места ему назначенного. Поминки состоят в обильном угощении не только родственников, но всех одноаульцев и пришельцев, в честь покойного, причем так называемые великие поминки сопровождаются иногда скачкой и стрельбой в цель на призы, выдаваемые семьей умершего. На поминки осетины смотрят, как на кормление умерших предков, полагая, что пища, съедаемая на поминках, достигает их. Принимая христианство, осетины исполняют некоторые обряды, соблюдают посты и праздники, посещают церковь, упоминают имя Христа и некоторых святых, но вместе с тем справляют и прежние языческие обряды, произносят моления своим аульным и семейным святыням, в известные дни приносят жертвы - баранов, козлов, быков. В обрядах осетин также видны следы заглохшего христианства, смешавшегося с древнейшим язычеством.

Значительный интерес представляет народная словесность О., особенно их сказания о богатырях, называемых нартами. Некоторые типы и сюжеты осетинского нартовского эпоса встречаются в сказаниях кабардинцев и . Последние, по-видимому, заимствовали некоторые рассказы у осетин, которые сами кое-что получили от кабардинцев. В осетинский нартовский эпос проникли также из Закавказья, через посредство грузин, некоторые сюжеты, связанные с персидским богатырем Рустемом, героем почти общеизвестным на Кавказе. Кроме эпических сказаний, осетины имеют немало песен, особенно сатирических и юмористических, которые так же легко складываются, как забываются и сменяются новыми. Широко распространены в народе пение и игра на музыкальных инструментах.

Введение

Осетины - потомки древних алан, сарматов и скифов. Однако, по мнению ряда известных историков, присутствие так называемого местного кавказского субстрата в осетинах также очевидно. В настоящее время, осетины, большей частью населяют северные и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Территориально они образуют Республику Северная Осетия - Алания (площадь - около 8 тыс. кв. км., столица - г. Владикавказ) и Республику Южная Осетия (площадь - 3.4 тыс. кв. км., столица - г. Цхинвал).

На протяжении своей истории, осетинский народ прошёл периоды, от бурного расцвета, усиления мощи и огромного влияния в первом тысячелетии нашей эры, до почти полного катастрофического истребления во времена нашествий татаро - монгол и хромого Тимура в XIII-XIV веках. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, крушению государственности. Жалкие остатки некогда могущественного народа (по некоторым данным - не более 10 -12 тысяч человек) почти на пять столетий были заперты в высокогорных ущельях Кавказских гор. На протяжении этого времени все «внешние связи» осетин сводились только к контактам с ближайшими соседями. Однако, нет худа без добра. По мнению ученых, во многом благодаря этой изолированности, осетины почти в первозданном виде сохранили свои уникальные культуру, язык, традиции и религию.

осетин культура традиция образование

Переселение с гор на равнину. Территория и население

.Переселение осетин на равнину

Переселение горцев-осетин осуществлялось по заранее составленному плану. План был утвержден А.П.Ермоловым -- главнокомандующим российской армией на Кавказе. Согласно принятому плану, на предгорные равнины переселялись осетины, жившие на северных склонах Кавказского хребта. Тагаурско-му обществу отводились земли между Тереком и Майрамадагом, Куртатинскому -- между Майрамадагом и Ардоном, Алагирскому -- Ардонско-Курпское междуречье. Земли, предоставляемые Дигорскому обществу, были разделены между феодальными фамилиями и располагались в западных районах Осетии по бассейнам рек Дурдур, Урух и Урсдон. Еще до массового переселения северных осетин правобережье Терека было отдано во владение Дударовым -- влиятельным тагаурским феодалам, контролировавшим проходы по Военно-Грузинской дороге.

С переселением осетин на равнину А.П.Ермолов связывал, прежде всего, решение проблем, касавшихся безопасности Военно-Грузинской дороги. По его замыслу, перенос этой дороги с правого берега Терека на левый и расселение осетин по обе стороны реки должны были обезопасить дорогу от набегов горцев.

Новый этап переселения осетин начался на рубеже XVIII-XIX вв. Однако массовый характер оно приняло лишь в 20-е гг. XIX в. Наряду с российской администрацией у процесса переселения появились свои «организаторы», выдвигаемые из собственной среды. Часто ими становились лица из состоятельных слоев общества. Местные «организаторы» переселения заботились, прежде всего, о соблюдении собственных сословных интересов: они стремились стать «первопереселенцами», «основателями» новых поселений, рассчитывая, что новые села будут названы их именами. На этом основании осетинские социальные верхи впоследствии могли бы считать освоенные земли своей собственностью, а жителей поселений -- зависимыми. Такие села, как правило, носили фамильные названия: например, села Козыревых, Есеновых, Мамсуровых, Кундуховых, Джантиевых и др.

Новые поселения по-прежнему основывались близ русских военных укреплений, таких, как Владикавказское, Ардонское, Архонское, Верхне-Джулатское и др. Такое тесное соседство было характерно лишь для осетинских переселенцев, они создавали даже смешанные с русскими укреплениями поселения. Объяснялось это не только тем, что предкавказская равнина оставалась неспокойным местом, но и открытостью самого народа, его склонностью к хозяйственному и культурному сотрудничеству.

Волна массового переселения осетин, начавшаяся в 20-е гг., несколько спала к исходу первой четверти XIX в. Приостановили этот процесс участившиеся набеги на осетинские поселения со стороны кабардинских феодалов и ингушей. На темпы миграции горцев на равнину влияла также начавшаяся в 1823 г. Кавказская война, осложнившая военно-политическое положение на Северном Кавказе. К 1830 г. из-за военных событий на Кавказе, а также действий российского правительства, направленных на ужесточение колониального режима, переселение осетин на равнину было полностью приостановлено. Для его прекращения была и своя внутренняя причина. Переселение с гор на равнину не могло не иметь своих естественных пределов, за которыми начиналось разрушение веками складывавшейся организации осетинского общества. Народ чувствовал, что переселение в новую географическую среду обитания и отказ от привычных горных условий, наряду с благом, таит в себе опасность потери внутренней общественно-традиционной цельности, что, в свою очередь, может ввергнуть осетинское общество в состояние глубокой депрессии.

Российская администрация, разумеется, замечала, что набеги представляют для осетин значительную внешнюю опасность, которая могла вызвать их отказ от переселения с гор на равнину. Но она не стремилась вникать в более сложные стороны этой проблемы. Преследуя собственные военно-политические цели, с 1830 г. российская администрация приступила к насильственным методам выселения осетин с гор. Выселяли в первую очередь из тех мест, где проходили военные коммуникации, надеясь таким образом обезопасить действия своих войск в наиболее сложных для них районах. В результате подобной политики российского правительства переселение жителей горных районов приняло характер депортации. Депортировались не только осетинские села, но, порой, и целые районы, как, например, горный бассейн реки Терек, где пролегала Военно-Грузинская дорога и где компактно располагались осетинские села.

Вскоре, однако, российская администрация, встретив сопротивление со стороны Осетии, отказалась от насильственных методов, и переселение вновь стало проходить по принципу добровольности.

Besides being memorable, .com domains are unique: This is the one and only .com name of its kind. Other extensions usually just drive traffic to their .com counterparts. To learn more about premium .com domain valuations, watch the video below:

Turbocharge your Web site. Watch our video to learn how.

Improves Your Web Presence

Get noticed online with a great domain name

73% of all domains registered on the Web are .coms. The reason is simple: .com is the where most of Web traffic happens. Owning a premium .com gives you great benefits including better SEO, name recognition, and providing your site with a sense of authority.

Here"s What Others Are Saying

Since 2005, we"ve helped thousands of people get the perfect domain name
  • Purchasing domain name from hugedomains.com is convenient and secure. Highly recommended to premium domain name purchasers. - Lily, 11/7/2019
  • I was interested in this domain for a little while before deciding to purchase it. I looked it up several time and was always directed to one of Huge Domains competitors. I found Huge Domains kind of by accident while doing a little research. I found their price to be a small fraction of the other guys and that prompted me to do a lot more research. What I found with Huge Domains was a company I felt comfortable doing business with. I didn’t find any fine print, additional fees or a reason to believe the price was to good to be true. I’m recommending Huge Domains to anyone who could benefit from their services. - Brian Mcintosh, 11/5/2019
  • I called HugeDomains and negotiated a price over the phone. Easy process and no pressure at all. - John Ball, 11/5/2019
  • More

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование древнеосетинской письменности Г.Ф. Турчаниновым в книге "Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка". Единая письменная культура народов Северного Кавказа. Развитие просвещения у осетин. Культура первой половины XIX в.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Казахская культура как неотъемлемая часть мировой культуры. Основные сферы развития культуры Казахстана в начале XX века: система народного образования, функционирование научных учреждений. Возникновение и становление периодической печати и литературы.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Развитие капитализма в России, Отечественная война 1812 года, возрастающее национальное самосознание как предпосылки расцвета культуры в первой половине XIX века. Развитие образования, науки, литературы, искусства, архитектуры и градостроительства.

    эссе , добавлен 28.02.2011

    Два движущих фактора "русского либерализма". Слагаемые либеральной традиции в эпоху преобразований в России. Культура пореформенной России второй половины XIX века. Борьба общественности за развитие народной школы. Состояние пореформенного просвещения.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2010

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

    доклад , добавлен 29.03.2009

    Возникшая в начале третьего тысячелетия до н.э. в степях от Эмбы до Днепра скотоводческая культура. Культуры бронзового века. Археологическая культура эпохи раннего бронзового века. Социальный строй племен катакомбной историко-культурной общности.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2012

    Урал в первой и второй половине XIX века. Жилищные условия, культура, быт и религия. Жизнь современного Урала. Религиозные преследования против старообрядцев. Реформы в области народного образования. Изобразительное искусство и художественные промыслы.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2014

    Начало развития капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XІX века. Аграрная политика царизма в Казахстане. Переселение крестьянства. Переселение уйгуров и дунган. Система землепользования. Последствия столыпинских аграрных реформ.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2008

Загрузка...