ecosmak.ru

Презентация на тему священные иконы. Презентация "Православные иконы" по мхк – проект, доклад

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Православные иконы" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Люблю высокие соборы, Душой смиряясь, посещать, Входить на сумрачные хоры, В толпе поющих исчезать. Боюсь души моей двуликой И осторожно хороню Свой образ дьявольский и дикий В сию священную броню. В своей молитве суеверной Ищу защиты у Христа, Но из-под маски лицемерной Смеются лживые уста. И тихо, с неизменным ликом, В мерцанье мертвенном свечей, Бужу я память о двуликом В сердцах молящихся людей. Вот – содрогнулись, смолкли хоры, В смятенье бросились бежать… Люблю высокие соборы, Душой смиряясь посещать. Александр Блок

Слайд 5

Каждому христианину Бог дает Ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел-хранитель – скорый помощник в любой нужде и болезни.

Ангел-хранитель

"Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе в Ангелам"

Слайд 6

Николай Чудотворец – самый почитаемый и любимый святой на Руси. В III веке он был архиепископом города Миры в Ликии и ревностно защищал православную веру. Его доброта, милосердие, бескорыстие настолько твердо отпечатались в памяти людей, что он прославился по всему христианскому миру спустя сотни лет после своей жизни. Ему молятся о путешествующих, плавающих и пленных, просят о мире в семье, молятся в бедности и нужде. По молитвам этого святого воистину свершается невозможное.

Святитель Николай Чудотворец

Слайд 7

Святая блаженная Ксения Петербургская еще при жизни почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою получила Ксения благодатный дар прозорливости. Ей молятся в самых разных тяжелых житейских обстоятельствах.

Святая блаженная Ксения Петербургская

Слайд 8

На протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом как чудотворный. Перед этой иконой молятся об исцелении в основном от алкоголизма и наркомании.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Слайд 9

На этой иконе изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами, от чего икона получила название свое – «Семистрельная». Семь мечей, символизируют полноту печали и сердечной боли, которые были перенесены на земле Пресвятой Девой Марией. Икона почитается чудотворной. Ей молятся об умягчении сердец тех, кто приближается к вам со злыми, завистливыми помыслами, о защите от врагов и недоброжелателей. Когда молятся пред нею за врагов, то смягчают их враждебные отношения, уступая чувству милосердия.

Икона Божией Матери "Семистрельная"

Слайд 10

Это чудотворное явление Матери Божией произошло в Х веке в Константинополе. Когда храм был наполнен молящимися, святой блаженный Андрей и святой Епифаний, подняв глаза к небу увидели Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и святыми. Пречистая Матерь Божия со слезами молилась за христиан. Когда она закончила молиться, то сняла со Своей головы покрывало и распростерлп его над молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Покров Пресвятой Богородицы

Слайд 11

Эта икона одна из самых почитаемых в России. Не раз она спасала от нашествия врагов. Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз. Ею благословляют при вступлении в брак

Казанская икона Божией Матери

Слайд 12

Когда преподобный Иоанн Дамаскин, которому по клевете врагов отсекли руку, слезно молился перед иконою Божией Матери, отсеченная рука его срослась. В благодарность за исцеление Иоанн привесил к иконе серебрянное изображение руки, отчего она и получила свое название. К этой иконе молятся при болезнях рук, ног, душевном спокойствии, в тех случаях, когда в буквальном смысле не хватает рук.

Икона Божией Матери "Троеручица"

Слайд 13

Икона связана с историей о чудесном прощении грешника. Богородица заговорила с ним с иконы во время молитвы, и грешник уверовал в свое спасение, хотя грехи эти были слишком велики. К этой иконе обращаются даже тогда, когда уже не надеются ни на чью помощь. А также для исцеления недугов глухоты телесной и духовной.

Икона Божией Матери "Нечаянная радость"

Слайд 14

Один из самых известных и любимых русских святых. Великими подвигами благочестия он обрел дар прорицания и исцеления. Его мощи обитают в Дивеевском монастыре, куда беспрерывно проистекает поток страждущих и молящихся. К преподобному Серафиму прибегают с просьбой о стяжании любви к ближним, о даровании непрестанной молитвы, об исцелении от всяких болезней. Скоропослушник, истинная радость для христиан.

Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец

Слайд 15

Святого целителя и великомученика Пантелеимона еще при жизни признавали великим целителем. Святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждующим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. К нему и по сей день обращаются с молитвами при разных болезнях.

Святой великомученик Пантелеимон целитель

Слайд 16

По преданию, написана евангелистом Лукой. В XIV веке икона таинственным образом исчезла из храма в Константинополе и явилась в России над водами Ладожского озера под Тихвином, где и сейчас находится. К этой иконе обращаются с молитвой об избавлении от нашествия врагов, молятся о прозрении слепых, исцелении бесноватых.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Слово «икона» греческого происхождения и означает – «образ», «портрет».

    • В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено.
    Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резаной, мозаической и т.п.
    • Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резаной, мозаической и т.п.
    Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в содержании так и в форме. При помощи красок, форм и линий нам раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.
    • Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в содержании так и в форме. При помощи красок, форм и линий нам раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.
    Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории можно назвать иконой.
    • Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории можно назвать иконой.
    • Протоирей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской Мадонне Рафаэля: "Здесь - красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением: - это хула и невозможность! Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".
    Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас «поститься глазами». И действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным
    • Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас «поститься глазами». И действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным
    Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна. Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.
    • Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна. Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.
    • Основные образа, занимающие центральное положение в богослужении: образ Спасителя Бога и образ Пресвятой Богородицы. Поэтому и первые иконы, появившиеся одновременно с христианством, суть иконы Христа и Богоматери.
    Первые иконы Спасителя и Божией Матери
    • Церковное Предание утверждает существование иконы Спасителя еще при Его жизни – это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас. История этого образа сводится к следующему: Эдесский царь Авгарь. Больной проказой, послал ко Христу своего архивария-художника, прося Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Христос, видя, что архиварий хочет написать Его портрет, умылся, вытер свой лик платком, и на этом платке отпечатался Его образ. Получив плат, Авгарь исцелился. Это сильно подействовало на распространение христианства среди жителей Эдессы.
    • Плат долго хранился в Эдессе как драгоценное сокровище города. В 944 году византийские императоры выкупили Нерукотворный Образ у Эдессы. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204г. следы плата теряются.
    Первые иконы Спасителя и Божией Матери
    • Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому Евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три
    Первые иконы Спасителя и Божией Матери
    • По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым трапезничал Христос с Марией и Иосифом. Это тип иконы называется «Елеуса» («Умиление»). Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях сына и в молчании переживающей их неизбежность.
    • Владимирская икона Божией Матери
    Первые иконы Спасителя и и Божией Матери
    • Другой образ относится к типу «Одигрия» («Путеводительница»).
    • Икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.
    Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом
    • Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом
    • Тихвинская икона Божией Матери
    • Казанская икона Божией Матери
    • Троеручица (Трихейруса)
    Первые иконы Спасителя и Божией Матери
    • И, наконец, третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Четких данных об этой иконе нет. Вероятнее всего, это была икона типа "Оранта" ("Молящаяся"). Изображение Богородицы в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. На Руси такие изображения получили имя "Нерушимая стена".
    Посредством иконной живописи (преп. Иоанн Дамаскин)
    • Посредством иконной живописи «…мы созерцаем изображение телесного Его вида и чудес, и страданий Его, освящаемся и вполне удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми (…)». (преп. Иоанн Дамаскин)
    • КОНЕЦ

















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • знакомство с особенностями древнерусской иконописи.
    • формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины через знакомство с русской иконописью
    • развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях

    Оборудование:

    • изображения икон;
    • карточки с церковнославянскими буквами;
    • карточки-названия добродетелей и страстей;
    • рисунки с буквой “иже”;

    Ход урока

    Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку, садитесь.

    Повторение

    В давние времена большинство народов не могли прочитать Священное Писание на родном языке. Не было и у наших предков-славян своей письменности. Братья Кирилл и Мефодий, ставшие монахами создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на Славянский язык. Эта азбука и по сей день используется в церковно-славянском языке. Давайте вспомним с какими буквами мы уже знакомы.

    (Дети выходят с буквами и читают стихи).

    “Аз”

    Я старательно постился
    Перед причащением.
    Я с сестрою помирился,
    Попросил прощения
    У Андрея и у Даши,
    И когда я причащался,
    То увидел: возле Чаши
    Добрый Ангел улыбался.

    “Буки”

    С колокольни звон, звон -
    Благовест зовется он.
    Звони, мой колокол, звони
    Зови людей к себе, зови!
    Лети, лети благая весть,
    Что храм открыт и служба есть.

    “Веди”

    В нашем храме на Крещенье
    Было водоосвященье.
    Мы пошли с сестрицею
    За святой водицею.
    Я не овощ в огороде,
    Я расту не просто так -
    Каждый день святую воду
    Выпиваю натощак!

    “Глаголь”

    Месяц вышел, засиял
    Свод небесный полон стал
    Золотых горошин.
    И я тихо прошептал:
    “Это все Господь создал!
    Какой же он хороший!”

    Сообщение темы и целей урока

    Есть одна буква, с которой мы не знакомы, эта буква –

    “Иже”

    Есть икона дома –
    В доме мирно и светло.
    Дарит каждому икона
    Благодатное тепло.

    Наша тема урока сегодня “О чём рассказывает икона?” Мы вспомним, что мы уже узнали об иконе, как появилась икона, расскажем об известных нам иконах и узнаем о новых. Пока иконы молчат, но я надеюсь, что благодаря вашим знаниям и доброй душе, с которыми вы пришли на урок, иконы заговорят.

    Слово икона – греческое и по-русски означает “образ”, “изображение”. Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

    Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать “портрет” не смог “по причине сияющего блеска лица Его”. На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

    И в настоящее время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в академическом стиле.

    Конечно, икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.

    Аналойные иконы

    Аналой - это высокий четырехугольный столик с покатым верхом, который стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладется праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такие иконы и называются аналойными.

    Если вы слышали в церкви просьбу молящихся передать или поставить свечку "празднику" – речь шла именно о подсвечнике перед иконой, лежащей на аналое в приделе, где идет служба.

    В православной Церкви очень много праздников и иметь для каждого из них писанные иконы не по карману даже старинным, "богатым" храмам. Но во многих церквях нет даже самых необходимых аналойных икон. Так, например, чаще всего на аналой кладется икона Воскресения Христова – на каждую в субботу вечером и воскресенье утром, а во многих храмах службы совершаются только в эти дни. И очень часто на аналое в эти дни можно видеть небольшую напечатанную иконку в пластиковом багете или иконку сияющую за счет шелкографии. Мы уверены – если вы подарите такому храму аналойную икону Воскресения Христова, настоятель и все прихожане будут молиться за вас на каждой службе.

    Еще со времен князей Владимира и Ярослава православные славяне носили на груди кроме нательного крестика еще и нательные иконы с образами Богородицы, Спасителя, святых. Православные иконки на шею изготавливались из дерева (путем вырезания), из драгоценных металлов - золота, серебра. Сейчас традиции нательных православных иконок возрождаются.

    По времени празднования они бывают:

    • неподвижные (не переходящие) - каждый год приходятся на одно и то же число;
    • подвижные (переходящие) - зависят от времени празднования Пасхи (не раньше 4 апреля и не позже 8 мая) и поэтому каждый год выпадают на разные дни, но празднуются в одни и те же дни недели, потому что Пасха всегда празднуется в воскресенье.

    Родовая семейная икона – это защитник всей семьи, ценность, веками передающаяся от родителей к детям. На Руси ни одно важное дело не могло обойтись без благословения родовой иконой. Традиция семейных икон имеет вековые корни, соединяет семью, укрепляет род, духовно обогащает человека.

    Чаще всего на семейной иконе изображают Божия Матерь с Младенцем в окружении угодников Божиих. Это могут быть святые, чьи имена носят члены семьи или особо почитаемые заступники и покровители рода.

    Выбор центрального образа для семейной иконы имеет очень большое значение. Именно поэтому перед началом работы иконописец проводит много времени в общении с семьей, для которой будет написана икона. Если кто-то из членов семьи родился в день празднования какого-либо из образов Богородицы, то может быть принято решение о написании этого образа на иконе.

    Во время работы над семейной иконой, мастер молится о благополучии данной семьи, а семья, в свою очередь, молится о том, чтобы Господь послал ему в помощь Святого Духа. Семейная икона – одна из главных семейных святынь. Купить такую икону можно в подарок молодой семье и подарить на день венчания. На ней изображаются двое святых – покровители мужа и жены.

    Семейная икона – это уникальный по своей сути подарок. Она будет оберегать, защищать и объединять семью, поможет преодолеть трудности. Поэтому заказать и купить такую икону можно на любое значимое для семьи событие.

    Главной особенностью семейной иконы является то, что благодаря ей можно осуществить соборную молитву, то есть собрать воедино просьбы каждого члена семьи, который молится не только о себе, но и о своих близких. Семейная икона – это святыня, объединяющая всю семью в любви, терпении, доверии и взаимопонимании. Благодаря такой иконе можно преодолеть семейные споры, неурядицы

    С давних времен на территории России существуют складни или полиптихи – складные многостворчатые переносные алтари, в некоторых случаях служившие реликвариями для сбережения частиц мощей святых. Такие старинные предметы культа могли иметь разное количество створок, изготавливавшихся из дерева, кости или металла. Створки складней расписывались, украшались резными элементами, а также декорировались росписью по эмали. Такие предметы старины с двумя створками назывались диптихами, складни, составленные из трех створок – триптихами, а из четырех – квадриптихами. Наименее распространенными были складни-полиптихи, состоявшие из большого количества створок.

    Как правило, старинные складни на Руси были нагрудными и носились на шнурке. Также существовали складни в виде ковчега, в который вкладывалась икона. В шестнадцатом и семнадцатом столетии в мастерских при монастырях создавались крупные складни-иконостасы, предназначавшиеся для походов.

    На Руси были известны складни нагрудные, нательные и поставные или киотные. Все эти предметы культа могли быть путными – их брали с собой на богомолье, в дорогу или в поход. Некоторые старинные складни с большим количеством створок назывались походными. Согласно историческим сведениям, в семнадцатом столетии все ратники обязательно имели тройные складни, носившиеся на груди. С такими реликвиями военные никогда не расставались.

    Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, "честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней". Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. "Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону" .

    Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро - вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

    История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их - образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении

    Иконостас достаточно легко научиться понимать, если знать, по какому принципу располагаются в иконостасе иконы.

    • Итак, первый ряд – это иконы, называемые “местные”.

    Прежде всего, это главные иконы иконостаса: иконы Спасителя и Божией Матери. Присмотритесь, они всегда располагаются по бокам царских врат и на этой фотографии хорошо видны.

    Далее, к ряду местных икон относится икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм. Это может быть икона Святой Троицы (если Троицкий храм), икона Успения Богоматери (если Успенский храм) и т.д.

    К местным иконам также относятся иконы почитаемых святых (например, чьи мощи хранятся в храме) или иные иконы, которые по той или иной причине было решено поместить в первом ряду иконостаса.

    • Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейном поклонении.
    • Третий ряд: Двунадесятые праздники, то есть 12 самых главных праздников Православной Церкви. Эти иконы часто делаются небольшого размера.

    Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка “Без Бога - не до порога”.

    Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

    Творческая работа (можно задать домой)

    Сегодня мы говорили об иконах. В них и цвета имеют своё значение.

    • Белый – нравственная, чистая
    • Черный – тьма, злые силы
    • Красный – огонь, жизнь
    • Зеленый – символ жизни на Земле
    • Багровый – знак величия
    • Голубой – цвет небесной истины

    Раскрасьте выданную вам букву “ИЖЕ”.

    Итог урока

    Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:

    • Сегодня на уроке я узнал, что...
    • Сегодня на уроке я понял, что...
    • Сегодня на уроке я почувствовал, что...
    • Мне очень хочется, чтобы...

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Строгие каноны – начиная с выбора материалов и до последних штрихов на живописной поверхности – до мелочей продумана и осмыслена в глубокой древности и со временем приобрела характер неукоснительны для выполнения. Канон – норма, правило, закон.

    Cлайд 3

    Иконописание было великим творчеством. Иконописец специально готовился к совершению "дела иконотворения". Это было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось: "...он, когда писал святую икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением предавался иконописанию".

    Cлайд 4

    Основа для иконы – дерево. Иконопись зародилась в Святой Земле, где древесина всегда ценилась на вес золота. Дерево – это сакральный, освященный в христианстве материал, поскольку на нем был распят Христос. Именно к дереву, последнему земному веществу, прикасалось Его еще живое Тело, именно оно хранило память о вочеловечившемся Боге. Поэтому деревянная основа любой иконы, напоминая о важнейшей реликвии христианства - Истинном Древе Спасителя, - сама становилась воспоминанием, прообразом священной реликвии.

    Cлайд 5

    Создание иконы происходит поэтапно. Все этапы расположены в строгой последовательности.

    Cлайд 6

    1 этап Основание. Основанием служит доска, или несколько склеенных досок, соответствующим образом обработанные и подготовленные для нанесения последующих слоев. (липа, сосна, ель, ольха, лиственница, пихта, кипарис, бук

    Cлайд 7

    На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, поля способствуют сосредоточенности молящегося.

    Cлайд 8

    2 этап Слой клея. Подготовленная доска проклеивается горячим и жидким столярным клеем. Предпочтение обычно отдается мездровому клею, в настоящее время, зачастую используют пищевой или технический желатин.

    Cлайд 9

    3 этап Паволока. После проклейки на доску наклеивается паволока из редкой ткани. Обычно используется марля, или ей подобная ткань. Ткань для паволоки всегда выбиралась «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам и отдавали, а порой и продавали, выменивали иконописцам. Новая материя не годилась - она была слишком грубой и шероховатой для работы. Очень часто, особенно в монастырях, в дело шли даже старые изношенные скатерти с трапезных столов.

    Cлайд 10

    4 этап Грунт. Грунт - левкас представляет смесь столярного клея с мелом. Для грунта используется клей более крепкий, чем для проклейки доски(не менее 10 очень тонких слоев). После полного высыхания – основа готова к росписи.

    Cлайд 11

    5 этап Позолота. Если икона должна иметь позолоченный фон, или другие элементы, то позолота выполняется перед нанесением красочного слоя.

    Cлайд 12

    6 этап Красочный слой. Или слой живописи. В иконописи традиционно используется яичная темпера. Краски натуральной яичной темперы приготовляются из натуральных пигментов и яичной эмульсии.

    Cлайд 13

    7 этап Защитный слой. После того как икона написана ее необходимо предохранить от неблагоприятных воздействий внешней среды, для чего живописный слой покрывается тонким слоем олифы или специального лака.

    Cлайд 14

    Роспись иконы После высыхания левкаса на икону наносится изображение. Прорись - это контурный рисунок с уже написанной иконы (признанной соответствующей церковным канонам), выполненный, чаще всего, на бумаге или кальке и предназначенный для переведения контуров.

    Cлайд 15

    Роспись и олифление иконы После нанесения на грунт прориси, золочения нимбов или фона процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов: 1. Раскрытие иконы (закладка основных тонов); 2. Роспись; 3. Пробела - высветление одежд, зданий, горок и пр.; 4. Охрение - высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.); 5. Нанесение ассиста или инакопи (лучей и бликов, написанных золотом или серебром)

    Трифонова Людмила Петровна, учитель ИЗО, МХК, Религии России, МБОУ Арефинская СОШ, Нижегородской области. Составлена на основании УМК В.К.Романовский «Религии России» 8-9класс.
    Православная икона

    Что такое икона?
    Икона –принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из священной и церковной истории. Иконы пишутся красками по строго определенным правилам на деревянной доске, покрытой левкасом.

    СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
    По церковному преданию первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, в создании которого не участвовали человеческие руки. Правитель г.Эдессы князь Авгарь хотел написать образ Христа, но у художника ничего не получилось. Тогда Иисус Христос умылся и утёр лицо платом, на котором отпечатлелся Божественный Его лик.

    Владимирская икона Божьей Матери
    По преданию, эта икона была написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ, она сказала: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».
    Празднование этой иконы совершается 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

    Казанская икона Божьей Матери
    Эта икона особо почитается на Руси. Явилась в городе Казани в 1579 году. Казанской иконой благословляют к венцу, перед ней молятся о семейном благополучии, об исцелении глаз. Казанская икона пребывала во 2 ополчении Минина и Пожарского, помогла освободить Москву от поляков. Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 июля и 4 ноября.

    Смоленская икона Божьей Матери
    Одна из самых первых икон, современных Самой Богородице. Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь в 1046г. вместе с принцессой Анной, будущей женой князя Всеволода Ярославича. Другое её название «Одигидрия». В 1238г. татары подступили к Смоленску, жители города взмолились к этой иконе, и татары отступили. Празднование – 10 августа.

    Тихвинская икона Божьей Матери
    По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой. Долгое время она находилась в Константинополе. В 1383г. икона явилась над водами Ладожского озера и затем остановилась при р.Тихвинке. На этом месте теперь Тихвинский мужской монастырь. Празднование - 9 июля.

    Курская икона Божьей матери «Знамение»
    Курская икона была обретена в 1295 году на берегу реки Турскары, недалеко от г.Курска. Теперь на этом месте монастырь-Коренная Пустынь. В годы Гражданской войны была вывезена за границу. Празднование этой иконе совершается 10 декабря, 21 марта, 21 сентября.

    Федоровская икона Божьей Матери
    Первое прославление иконы относится к 12 веку, святой облик находился в часовне близ Городца, затем на этом месте был построен Федоровский монастырь. Икона часто пребывала в огне, но всегда выходила целой, неповрежденной огнем. Эта икона почиталась всей династией Романовых. Празднование иконе – 27 марта и 29 августа.

    Иверская икона Божьей Матери
    Величайшая святыня Афона. В 9 веке находилась у вдовы, жившей близ г.Никеи. Один иконоборец ударил икону копьем, тотчас из пораженного места потекла кровь. Спустя много лет икона явилась на море близ Иверской обители, что на Афоне. В этом монастыре она находится до сих пор. Празднование – 25 февраля. 26 октября.

    Икона Божьей Матери «Троеручица»
    Чудотворная икона, связанная с жизнью святого Иоанна Дамаскина. Халиф Дамаска велел отрубить Иоанну руку, которая потом чудесным образом приросла. В память об этом Иоанн прикрепил серебряную руку к иконе. Празднование–11 и 25 июля.

    Донская икона Божьей Матери
    Донская икона много раз помогала русским воинам. Впервые- на Куликовом поле в 1380 году. В другой раз перед ней молился Иван Грозный перед походом на Казань. Её заступничеством была спасена Москва в 1591году от хана Казыгирея. Празднование Донской иконы совершается 1 сентября.

    Икона Божьей Матери «Нечаянная радость»
    Это чудотворная икона Божьей Матери, на котором изображено чудо, описанное святым Димитрием Ростовским: один грешник молился Богородице и вдруг увидел на руках и ногах у Богомладенца кровь, как на кресте у Спасителя. Богоматерь ему сказала, что это сделали такие же грешники, как он. Человек после этого раскаялся и стал жить праведно. Празднование иконе 14 мая и 22 декабря.

    Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»
    Эта чудотворная икона впервые прославилась в Москве 1688году, в Преображенской церкви на Ордынке, исцелением Евфимии. Празднование 6 ноября.

    Царскосельская икона Божьей Матери «Знамение»
    Икона «Знамение» относится в равной степени к жизни Христа и Девы Марии. Эту икону преподнесли царю Алексею Михайловичу. Затем она перешла к Петру 1, а потом как символ благословения перешла к императрице Елизавете Петровне. Икону почитали все члены императорской семьи.

    Икона Божьей Матери «Державная»
    Явилась русскому народу 15 марта 1917 г. в день отречения царя Николая2 от престола в церкви с. Коломенское. Её нашли в подвале среди рухляди, отмыли. По всей России быстро распространилась весть, что сама Богородица взяла на себя верховную власть над народом. Празднование совершается 15 марта.

    Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша»
    Икона Неупиваемая Чаша» предвещает всем причастившимся и уверовавшим вечную духовную жизнь. Это один из самых древних иконописных сюжетов. Эта икона дарует исцеление от многих бед, бедствий и грехов.

    Икона Святого праведного Иоанна Кронштадтского
    Духовная жизнь России конца19-нач.20 века украшена подвижническою деятельностью Иоанна Кронштадтского- блистательного проповедника, целителя, благотворителя. Мощи и икона праведного находятся в основанном им Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на реке Карповка.

    Если есть икона дома – В доме мирно и светло. Дарит каждому икона Благодатное тепло. По молитвам и по вере Чрез святой иконостас, Как в распахнутые двери, Милость Божья входит в нас.

    ИСТОЧНИКИ:
    Учебник: Религии России. Часть 2: учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ/ авт. –сост. В.К.Романовский, Л.А.Гончар. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.

    Загрузка...