ecosmak.ru

Управление рабочими группами в организации. Управление группой

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.......................................................................................................................................... 2

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................ 3

Глава I. ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – КТО ЭТО?.................................................................. 5

Глава II. УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - УПРАВЛЕНИЕ ГРУППАМИ................................... 8

Глава III. РУКОВОДИТЕЛЬ И ЛИДЕР, ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ........................................................ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................................................................... 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................... 18

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.

Власть – возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию и поведение других людей.

Группа – два и более лиц, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другое и испытывает на себе его влияние.

Лидер – руководитель группы или организации, который взял на себя право, или наделен членами правом, проявлять инициативу, налагать санкции и который обладает достаточной властью для этого.

Лидер организации – человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство.

Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Менеджер – управляющий фирмой, предприятием.

Менеджерские характеристики – совокупность основных и наиболее типичных особенностей "эффективного менеджера", выступающих в функции способностей к управленческой деятельности.

Мотивирование – одна из основных функций управления, состоящая в стимулировании подчиненных на достижение общих целей организации.

Руководство организацией – способность оказывать влияние на отдельных людей и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации, и сам процесс этого влияния.

Стиль управления – система обобщенных способов и форм поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей.

Управленческая деятельность – тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей (с опорой на принцип иерархии).

"Эффективный менеджер" – условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовывать на практике и обладающего высокой профессиональной компетентностью.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас одновременно состоит во множестве самых разных групп – от таких элементарных, как семья или компания друзей, до сложных и многолюдных, как государство, гражданами которого мы являемся, и организация, где мы работаем. Приходя в новую компанию, мы вынуждены принимать правила и нормы, а также культуру, существующую в ней, а кроме того, подчиняться и выполнять требования и поручения своего непосредственного начальника и вышестоящего руководства. В такой ситуации нам, конечно, вовсе не безразлично, какой человек будет нашим начальником, кто будет нами руководить. И не просто руководить, а еще и эффективно руководить. Г. Селье в своей работе писал: "Выбор места работы надо начинать с выбора руководителя". Действительно, очень часто причиной увольнения работника является

Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях, живут по ее законам, взаимодействуют с другими членами организации. Установление органичного взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента.

Входя в новую организацию, человек сталкивается с организационным окружением и прежде всего с группой, в рамках которой он будет работать.

Группа - это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти) для достижения общей (групповой) цели.

Характерные особенности группы:

  • члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой (мы, у нас, наши, нам, и т.п.);
  • взаимодействие носит характер непосредственных устойчивых контактов;
  • наличие неформального распределения ролей, признаваемое группой (например, координаторы, генераторы идей, контролеры и т.п.).

Существуют формальные и неформальные группы. Формальные группы - это, по существу, структурные подразделения организации. Неформальные группы создаются членами организации (а не распоряжением руководства) в соответствии с их общими интересами, увлечениями и взаимными симпатиями. Далее нами будут рассматриваться лишь формальные группы.

Наряду с выполнением определенной работы человек в группе:

  • учится, перенимая опыт других;
  • получает признание, вознаграждение;
  • получает уверенность в себе;
  • ощущает поддержку, помощь;
  • избегает одиночества, состояния ненужности;
  • стремится быть нужным кому-то.

Взаимодействие человека и группы проявляется в следующем:

  • группа оказывает огромное влияние на поведение человека;
  • поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.

Отношения в группе возникают между людьми как носителями определенных социальных ролей.

Роль - это относительно постоянная система поведения согласно более или менее четко установленному эталону. С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания. Индивид, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий - поощрению.

Обычно выделяют «производственные и межличностные» роли. В свою очередь, эти роли также можно классифицировать по тому или иному признаку.

Например, Веснин В.Р. выделяет восемь «производственных» ролей.

  • 1. Координатор обладает наибольшими организаторскими способностями и становится в силу этого руководителем коллектива. Его главная обязанность - уметь работать с членами группы и направлять их активность на достижение поставленных целей.
  • 2. Генератор идей, как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Он разрабатывает варианты решений стоящих перед коллективом задач, но в силу своей несобранности неспособен реализовать их на практике.
  • 3. Контролер обладает глубокими знаниями, опытом, эрудицией и может оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.
  • 4. Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.
  • 5. Энтузиаст (самый активный член коллектива) увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.
  • 6. Искатель выгод - посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное внутреннее единство действиям членов коллектива.
  • 7. Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве.
  • 8. Помощник - человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.

Считается, что коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если его членов окажется меньше восьми, то кому-то придется одновременно играть две роли.

Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Первую образуют лица авторитетные, честолюбивые и чем-то привлекательные для окружающих. Во вторую входят все остальные.

В рамках группы между ее членами могут возникать следующие типы отношений:

  • дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;
  • дружеское соревнование и соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений;
  • невмешательство, дистанцирование друг от друга;
  • соперничество, ориентация на индивидуальные цели, негативное отношение друг к другу.

Повседневная деятельность членов группы подчинена ряду законов, среди которых можно особо выделить:

  • закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса;
  • закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Управление группой

1. Понятие группы. Формальные и неформальные группы

Группа - это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.

Группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами.

Формальная группа появляется в процессе разделения труда в организации. Она взаимодействует в рамках своих подразделений, имеет свои цели, задачи и полномочия.

Различают группы формальные и неформальные.

Формальная группа - специально сформированная руководством группа людей (то есть в результате организационного процесса).

Формальные группы возникают при структуризации, об этом подробно говорилось в разделе, посвященном организационному процессу.

Основные типы формальных групп:

Ш Группа руководителя - руководитель и его подчиненные.

Ш Рабочая или целевая группа. Такая группа также имеет руководителя, но ее члены имеют более широкое полномочия для решения поставленной задачи.

Ш Комитеты. Это группы, которым делегированы полномочия для решения конкретной задачи. Члены такой группы принимают решения коллективно.

Факторы, влияющие на эффективность малых формальных групп: размер, состав, групповые нормы, сплоченность, степень конфликтности, статус и функциональные роли членов группы. Самая эффективная группа - это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.

2. Неформальные группы

Неформальные группы - спонтанно возникающие в процессе функционирования группы людей, регулярно взаимодействующих между собой.

Цель создания: социальное взаимодействие, позволяющее удовлетворить индивидуальные социально-психологические потребности.

Причина создания: наличие неудовлетворенных социально-психологических потребностей.

Основными характеристиками неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, являются:

ь Социальный контроль. Установление и укрепление норм, групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения отчуждение

ь Сопротивление переменам. Страх перед переменами. Люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что происходит по их представлению

ь Наличие неформального лидера. Формальный лидер - назначается сверху. Неформальный лидер - признается членами группы.

ь При достижении личных целей и удовлетворения потребностей неформальная организация распадается или обновляется. Процесс распада и обновления постоянен.

3. Управление неформальными организациями

Неформальные организации динамически взаимодействуют с формальными. Первым этому стал уделять внимание Джордж Хоманс, теоретик в области исследования групп.

Модель Дж. Хоманса выглядит так:

В процессе выполнения задач люди вступают во взаимодействия, которые способствуют появлению чувств (положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем).

В число проблем, связанных с неформальными организациями входят: снижение эффективности, распространение ложных слухов и тенденция сопротивляться переменам.

Потенциальные выгоды: большая преданность организации, высокий дух коллективизма и т.д.

Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного представления официальной информации.

Мотивационным фактором вступления людей в неформальные группы и организации является желание и возможность удовлетворить свои вторичные потребности, в частности, чувство принадлежности, взаимопомощи и др.

Производственная совместная деятельность в формальной организации является объективным фактором социального взаимодействия людей и создания неформальных групп и организаций.

Впервые экспериментировать с неформальными группами стал Э. Мэйо. В результате серии психологических экспериментов над добровольцами, которые вызвали большой интерес и были поддержаны группой известных фирм, были получены интересные результаты и изучено новое качество общения. Кроме того, были выявлены новые формы контроля над исполнителями с учетом их принадлежности к той или иной неформальной группе, существующих в рамках формальных групп.

Основные характеристики неформальной группы:

Ш Осуществление неформального контроля через нормы общения, поведения, использование мер, санкций.

Ш Отношение к переменам (сопротивление им, неадекватная оценка последствий, завышенная оценка требований).

Ш Наличие неформальных лидеров.

Неформальная структура организации возникает и развивается спонтанно. Укрепление её возрастает по мере того, как работники общаются друг с другом. Эмоциональный накал неформальных взаимоотношений нередко достигает такого уровня, что они становятся для людей куда более значимыми, нежели взаимоотношения, основанные на базе официальных предписаний.

В трудовых коллективах складываются самые разнообразные неформальные структуры. Наиболее часты случаи формирования неформальных групп из двух, трех и четырех человек. Значительно реже встречаются устойчивые структуры более крупных размеров.

Самой распространенной неформальной структурой является диада, представляющая собой систему, объединяющую на основе конъюнктивных связей 2-3 лиц: друзей, партнеров, коллег, а также лиц, где один играет роль лидера, а другой - ведомого. Кроме того, диада может выступать как структура, где действуют два антагониста. Такая система действует на основе механизма взаимного отталкивания, её элементы, т.е. люди сцепляются вместе подобно двум разноименным полюсам магнита.

Неформальная структура характеризуется наличием в каждой образовавшейся группе своего лидера. С точки зрения социальной психологии лидерство - это стержневая проблема неформального поведения людей в обществе.

Лидерство в малых группах вытекает из психологических тенденций группы формироваться вокруг определенного социально-психологического ядра. Таковым в неформальных группах оказывается неформальный лидер. Он берет на себя эту функцию из-за того, что чем-то превосходит остальных членов группы. Опросы руководителей показывают, что среди работников можно выделить конкретные категории:

q привлекательные;

q честолюбивые;

q «трудяги»;

q безответственные;

q выскочки;

q любимчики;

q «козлы отпущения»;

q «белые вороны»;

q «мастера на все руки»

q подхалимы;

q неуживчивые.

В рабочих группах численностью 10-15 человек формируются несколько неформальных структур со своими лидерами, исполнителями, ведомыми. При благоприятной обстановке, т.е. когда все работники вовлекаются в решение стоящих перед коллективом задач и, главное, когда формальных руководитель, авторитетен (т.е. его лидерство не только формальное, но и признается неформальными структурами), неформальные структуры объединяют свои усилия в направлении выполнения общефирменных задач. В условиях же «затишья» (т.е. когда в организации наступает период относительно спокойной и рутинной работы), либо когда поведение формального лидера не соответствует тому, которое от него ожидают другие работники вверенного ему подразделения, возникает напряженность и межличностные трения. Если в подразделении действуют 3-4 неформальные структуры, то происходит сглаживание этих трений и конфликта может не возникнуть. Если же подразделение распадается на две структуры, что имеет место в рабочих группах численностью в 7-8 человек, а руководитель неавторитетен, то дело может дойти до конфликта.

Ш давать объективную оценку деятельности неформальной группы;

Ш учитывать ее предложения;

Ш принимать решения с учетом воздействия на членов неформальной группы и влияния этой группы на цели и функции организации;

Ш привлекать лидеров неформальной группы к принятию решений;

оперативно распространять точную информацию.

группа формальный хоманс конфликтность

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методы и задачи планирования в современной системе менеджмента. Место формальных и неформальных групп и лидеров в организации. Планирование как основной компонент менеджмента. Факторы, влияющие на эффективность работы формальных и неформальных групп.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2013

    Формальные и неформальные организации. Факторы, влияющие на эффективность формальных и неформальных групп. Использование потенциальных выгод и уменьшение отрицательного воздействия. Эффективность командных групп и комитетов, мотивация их деятельности.

    контрольная работа , добавлен 05.05.2011

    Характерные признаки групп, их роль в процессе управления организацией. Особенности, типы и структура формальных групп. Причины формирования и разновидности неформальных групп, их взаимодействие с формальными группами. Социальные отношения в коллективе.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Понятие групп и особенности группы. Формальные и неформальные группы. Методы управления организацией. Влияние неформальных групп на жизнь организации и их особенности. Синтез формального и неформального в организации. Психологический климат в коллективе.

    реферат , добавлен 07.05.2013

    Формальные и неформальные группы: особенности, механизмы образования, структурные характеристики, значение для организации. Факторы, влияющие на эффективность их работы и на установление дружеских отношений между людьми. Функции неформальных лидеров.

    реферат , добавлен 22.05.2015

    Понятие группы и ее значимость. Характеристика и принципы подразделения на типы формальных групп. Механизмы образования формальных и неформальных организаций. Процесс развития различных видов организаций и социальные причины вступления в них людей.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2012

    Исследование сущности и видов групп. Сплоченность группы и эффективность её работы. Изучение полномочий руководителя предприятия по управлению персоналом. Конфликтные отношения с руководителем. Социально-психологические методы руководства коллективом.

    реферат , добавлен 17.02.2014

    Стадии развития групп. Ситуационные факторы, оказывающие влияние на группы. Нормы поведения. Повышение эффективности формальных групп. Проведение эффективных собраний. Хоторнский эффект. Тест на надежность в качестве делового партнера, терпимость к людям.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2005

    Понятие группы и ее значение. Содержание Хоторнского эксперимента. Причины вступления в неформальные организации. Их характеристика и особенности управления. Пути повышения эффективности группы. Формальные и неформальные организации на ОАО "Челябвтормет".

    курсовая работа , добавлен 06.04.2010

    Общее понятие формальных и неформальных групп, которые создаются в организации и оказывают существенное влияние на их членов. Особенности распределения ролей в группе. Типы построения и факторы, влияющие на процесс функционирования группы в ее окружении.

Группа представляет собой объединение людей, постоянно взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга, выполняющих разные обязанности, координирующих совместную деятельность для достижения конкретных общих целей и рассматривающих себя как часть единого целого.

Группа – ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (совместной деятельности, идентичности обстоятельств и др.).

В организации групповые формы работы могут применяться в различных сферах ее деятельности, для достижения разных целей, создаваться на разные периоды времени (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Виды групп в организации

Признаки выделения вида групп

Виды групп

Размер группы

Сфера совместной деятельности

Управленческие

Производственные

Высокоразвитые

Слаборазвитые

Принцип создания и характер межличностных отношений

Формальные

Неформальные

Цели существования

Целевые (проектные)

Функциональные

По интересам

Дружеские

Период функционирования

Постоянные

Временные

Формальные и неформальные группы в организации

В каждой организации существуют формальные группы, создаваемые по решению руководства для выполнения задач, направленных на достижение целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными, официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами. Выделяют три типа формальных групп: команды менеджеров (группа руководителя), рабочие группы и комитеты.

Группа формальная – группа, созданная по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач.

Команда менеджеров, прежде всего, высшего звена, состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных (заместителей), которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Так, руководитель организации и его заместители, возглавляющие различные функциональные направления представляют собой типичную командную группу. На цеховом уровне – начальник цеха и его заместитель также образуют командную соподчиненную группу. Коммерческий директор и начальники подчиненных ему отделов, например, сбыта (реализации) готовой продукции, маркетинга, рекламы также образуют командную группу.

Рабочие группы формируются и функционируют как обособленные структурные подразделения, создаваемые для выполнения специализированных функций, выделившихся в процессе разделения труда в производстве и управлении. Это функциональные рабочие группы. Формальные группы могут создаваться также для работы над конкретным проектом или проблемой. После завершения задания они могут быть расформированы, или им поручают работу над другим проектом, проблемой. Это целевые рабочие группы.

Как в функциональные, так и в целевые рабочие группы, подбираются специалисты, которые обладают определенной профессиональной подготовкой, квалификацией, опытом и готовы выполнять работу в системе совместного труда.

Комитет – формальная группа, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или ряда заданий. Разновидностями комитетов могут быть комиссии, советы. Основное, что отличает комитеты от других формальных групп, – групповое принятие решений.

Так, при совете директоров любой крупной компании могут создаваться комитеты по стратегическому планированию, по кадрам и вознаграждениям, по аудиту.

Наряду с формальными в организации возникают и действуют неформальные группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей (рис. 11.1).

Интерес к неформальным группам был инициирован знаменитыми Хоторнскими экспериментами Элтона Мэйо в 1930-е гг., когда исследователи обнаружили, что неформальные группы возникают спонтанно как результат взаимодействия сотрудников и не определяются формальной организацией. Люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения. В них существует определенное распределение ролей и определен статус каждого входящего в группу. В неформальной группе, как правило, выделяется явно или неявно выраженный лидер.

Неформальная группа может проявляться в двух разновидностях. В первой неформализованные служебные отношения имеют функциональное содержание и существуют параллельно с формальной организацией, дополняя ее. Примером может служить система деловых связей между работниками, сложившаяся стихийно в дополнение к существующей структуре управления в этих случаях говорят о неформальной структуре.

Во второй – межличностные связи возникают в силу взаимного притяжения, симпатий, общих взглядов на жизнь, привычек, увлечений и т.п. вне связи с функциональной необходимостью. Это могут быть товарищеские отношения, клубы по интересам и т.п.

Интересный опыт

Виртуальная команда

Это группа людей с общими целями, выполняющих свои функциональные роли, которые в процессе сотрудничества редко встречаются лично или вообще не знают друг друга в лицо, объединяемых при помощи современных информационных и телекоммуникаци-

Рис. 11.1.

онных технологий. Виртуальные команды могут быть составлены из людей, разделенных большими расстояниями.

Виртуальные команды отличаются высокой гибкостью и динамизмом. Это могут быть как временные межфункциональные команды, так и долговременные и даже постоянные самоуправляемые команды. Подобные команды создаются для разработки проектов в сфере высоких технологий, однако при потребности компании виртуальным вполне может быть и отдел продаж.

  • Высокоразвитые группы – группы, отличающиеся единством целей и общих интересов, устойчивостью отношений между ее членами, высокой сплоченностью и т.д. Слаборазвитые группы – группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.
  • Элтон Мэйо – американский психолог, основатель школы человеческих отношений в управлении.

Все формальные организации представляют собой объединение неформальных групп и организаций, созданных без вмешательства руководства. Хоторнский эксперимент доказал, что правильное руководство группами может повысить эффективность функционирования организации.

Группа - это двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Существуют формальные и неформальные группы.

Формальные группы - это группы созданные по воле руководства для организации производственного процесса. Существует три основных типа:

Формальные организации:

командная (соподчиненная) группа руководителя - состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями;

рабочая (целевая) группа - включает лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием;

комитет - группа внутри организации, которой делегированы полномочия какого-либо задания или комплекса заданий. Различают специальный и постоянный комитеты.

Специальный комитет - это временная группа, сформированная для выполнения определенной цели; постоянный комитет - перманентно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель.

Комитеты создаются для заполнения пробелов в организационных структурах таким образом, чтобы решать задачи, не входящие в компетенцию ни одного из отделов, координировать деятельность отделов и выполнять специальные функции.

Постоянные комитеты - комитеты, существующие перманентно, а специальные комитеты - временные образования. Комитет с линейными полномочиями не что иное, как «множественный руководитель».

Комитеты наиболее эффективны в ситуациях, когда принимаемое решение, скорее всего, будет непопулярным и где групповое решение поднимет дух организации; где необходимо координировать деятельность различных подразделений или когда нежелательно отдавать всю власть в одни руки.

Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как

структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.

Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

Неформальная организация - это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Специфика создания формальной организации в том, что она образовывается по заранее продуманному плану, а неформальная организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Существуют следующие причины вступления в неформальную группу:

Принадлежность - самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности, - одной из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Еще до Хоторнского эксперимента Э. Мейо обнаружил, что люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными;

Взаимопомощь - получение помощи от коллеги полезно обоим - и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий приобретает престиж и самоуважение, а получающий - необходимое руководство к действию;

Защита - осознанная потребность людей в защите заставляет объединяться их в группы;

Общение- люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно если это затрагивает их работу. Во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слаба, а руководство намерено скрывает от подчиненных информацию. По этому причиной создания неформальной организации является стремление получить доступ к неформальной информации. Это удовлетворяет потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также облегчает доступ к необходимой информации;

Тесное общение и симпатия - люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют.

Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Неформальным группам и организациям свойственны:

Социальный контроль - первым шагом к установлению контроля является установление и укрепление норм - групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения;

Сопротивление переменам - люди используют неформальную организацию для обсуждения перемен, которые могут произойти. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Это объясняется тем, что перемены могут нести угрозу существованию неформальной организации. Люди реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их представлениям. Поэтому всякое изменение может показаться группе более опасным, чем на самом деле. Преодолеть сопротивление к переменам можно, разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений;

Наличие неформального лидера - лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера - признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Несмотря на то, что неформальный лидер одновременно является одним из членов управленческого персонала формальной организации, очень часто он занимает там сравнительно невысокую ступень в организационной иерархии.

Потенциальные выходы от неформальных организаций:

1. Поскольку для того, чтобы быть членом группы, надо работать в данной организации, преданность группе может перейти в преданность организации.

2. Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях потому, что не хотят нарушать социальные связи, которые приобрели в данной компании.

3. Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства.

4. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.

Современные теоретики считают, что неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей следующим образом:

Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Руководству следует признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию;

Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп. Каждому руководителю надлежит знать, кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации;

Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию;

Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешите группе участвовать в принятии решений;

Быстро выдавайте точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.

Эффективность деятельности группы по достижению намеченных целей зависит от:

размера группы; состава группы; групповых норм; сплоченности; конфликтности; статуса членов группы; роли членов групп.

Рассмотрим каждую порцию в отдельности.

Размер группы. Самая эффективная группа - это та, чей размер соответствует ее задачам. Наиболее оптимальной является группа в 5-8 человек.

Состав группы. Под составом понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблемы. На базе исследования доказывает, что чем больше непохожих людей в группе, тем более качественное решение они принимают.

Групповые нормы. Нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на каждую отдельную личность и на направление, в котором работает группа в целом. Нормы бывают положительной и отрицательной направленности. Положительными считаются те нормы, которые поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на их достижение.

Сплоченность. Это мера тяготения членов группы друг к другу или группе. Существуют высокосплоченные и плохосп-лоченные группы. Руководство может найти возможность увеличить положительный эффект сплоченности тем, что:

Будет периодически проводить собрания и делать упор на глобальные цели группы;

Даст возможность каждому ее члену увидеть его вклад в достижение этих целей;

Разрешать периодические встречи подчиненных для обсуждения потенциальных или актуальных проблем, эффекта предстоящих перемен для производственной деятельности, а также новых проектов и приоритетов в будущем.

Конфликтность. Различия во мнениях обычно приводят к более эффективной работе группы. Однако возникает возможность конфликтов. Руководителю необходимо знать методы устранения конфликтов.

Статус членов группы. Исследования показывают, что члены группы, статус которых достаточно высок, могут оказывать большее влияние на решение группы, чем члены с более низким статусом. Чтобы принимать эффективные решения, группе необходимо прилагать совместные силы для того, чтобы мнение членов с более высоким статусом не доминировали в ней.

Роли членов групп. Для эффективной работы группы ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию. Поэтому в группе существуют поддерживающие и целевые роли. Целевые роли - это роли, которые дают возможность отбирать групповые задачи и выделять их. Поддерживающие роли - подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы.

Целевые роли включают:

Инициирование деятельности - предлагать решения, новые идеи, новые постановки проблем, новые подходы к их решению, или новую организацию материала;

Поиск информации - искать разъяснение выдвинутому предложению, дополнительную информацию или факты;

Сбор мнений - просить членов группы выражать свое отношение к обсуждаемым вопросам, прояснять свои ценности или идеи;

Предоставление информации - предоставлять группе факты или обобщения, предлагать свой собственный опыт в решении проблем группы или для иллюстрации каких-либо положений;

Высказывание мнений - высказывать мнения или убеждения, касающиеся какого-либо предложения, обязательно с его оценкой, а не только сообщать факты;

Проработку - разъяснять, приводить примеры, развивать мысль, пытаться прогнозировать дальнейшую судьбу предложения, если оно будет принято;

Координирование - разъяснять взаимосвязи между идеями, пытаться суммировать предложения, интегрировать деятельность различных подгрупп или членов группы;

Обобщение - повторно перечислить предложения после окончания дискуссии.

Поддерживающие роли включают:

Поощрение - быть дружелюбным, душевным, отзывчивым по отношению к другим. Хвалить других за их идеи, соглашаться с другими и положительно оценивать их вклад в решение проблемы;

Обеспечение участия - пытаться создать обстановку, в которой каждый член группы может внести предложение. Поощрять это, например, такими словами: «Мы еще ничего не слышали от Ивана Ивановича» или предложить всем определенный регламент для выступления, чтобы все имели возможность высказаться;

Установление критериев - устанавливать критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные или процедурные моменты, или оценивая решение группы. Напоминать группе о необходимости избегать решений, несогласующихся с групповыми критериями;

Исполнительность - следовать решениям группы, вдумчиво относясь к идеям других людей, которые составляют аудиторию во время групповых дискуссий;

Выражение чувств группы - обобщать то, что формируется, как ощущение группы. Описывать реакцию членов группы на идеи и варианты решения проблем.

Загрузка...