ecosmak.ru

Презентация животный организм как целостная система. Презентация к уроку.Тема: "Организм как единое целое

1. Основные понятия 2. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система 3.1. Опорно-двигательный аппарат 3.2. Сердечно-сосудистая система (система кровообращения) 3.3. Дыхание. Дыхательная система 3.4. Нервная система 4. Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности организма человека




Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации. Функциональная система организма – это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Различают следующие системы человеческого организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др.


Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела 36–37° С; кислотно-основного равновесия крови рН = 7,4–7,35; осмотического давления крови 7,6–7,8 атм.; концентрации гемоглобина в крови 130–160 г/л и др. Резистентность – способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутренней среды. Адаптация – способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.




Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение как внутреннее, так и внешнее, осуществляемая посредством центральной нервной системы. Рефлексы делятся на условные и безусловные. Гипоксия – кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови. Максимальное потребление кислорода (МПК) – наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе.




Клетка – элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма. Ткань – система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической функцией, строением и происхождением.






Позвоночный столб состоит из позвонков и имеет пять отделов: шейный(7), грудной(12), поясничный(5), крестцовый(5), копчиковый(4-5)




Эритроциты – красные кровяные клетки, они являются носителями красного пигмента – гемоглобина. Лейкоциты – белые кровяные клетки. Основная функция – защита организма от возбудителей болезней. Тромбоциты – кровяные пластинки, основная функция которых – обеспечение свертываемости крови.


Основные функции крови: Транспортная – доставляет клеткам питательные вещества и кислород, удаляет из организма продукты распада при обмене веществ. Защитная – защищает организм от вредных веществ и инфекций, за счет наличия механизма свертывания (остановка кровотечения). Теплообменная – участвует в поддержании постоянной температуры тела.





Дыхание – комплекс физиологических процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа живым организмом. Процесс дыхания принято делить на: внешнее (легочное) внутреннее (тканевое) Внешнее дыхание осуществляется с помощью дыхательного аппарата, состоящего из воздухоносных путей.


Дыхательный объем – объем воздуха, проходящий через легкие за один дыхательный цикл (вдох, выдох). Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха. Частота дыхания – количество дыхательных циклов в минуту. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы.


Легочная вентиляция – объем воздуха, который проходит через легкие за минуту. Потребление кислорода – количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за минуту. Максимальное потребление кислорода (МПК) – наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе.


Образование двигательного навыка происходит по трем фазам: Фаза генерализации – расширение и усиление возбудительного процесса, в результате чего в работу включаются дополнительные группы мышц. Фаза концентрации – дифференцированное торможение излишнего возбуждения и концентрация его в нужных зонах головного мозга. Фаза автоматизации – выполнение движения автоматически, без участия внимания и мышления.


Обмен веществ – два взаимосвязанных противоположных процесса, протекающих одновременно, в результате которых происходит усвоение веществ, поступающих из окружающей среды и их биологическое превращение в потенциальную энергию (ассимиляцию), а второй процесс, связанный с постоянным распадом веществ и выведение из организма продуктов распада (диссимиляция).

Поурочное планирование. Биология – 9 класс

Тема: «Организма – целостная саморегулирующаяся система»

Урок № 3

Тема урока «Организм – целостная саморегулирующаяся система»

Базовый учебник

Сухорукова Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс, учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011

Цель урока: формирование понятий об организме как биологической системе

Задачи: на основе актуализации знаний из ранее изученных разделов биологии систематизировать знания о многообразии организмов и из роли в природе; развивать умения обобщать и систематизировать информацию; прививать экологическую грамотность; убежденность в необходимости владения биологическими знаниями для сохранения целостности природных систем.

Планируемые результаты: учащийся должен: называть основные группы органического мира; характеризовать представителей прокариот и эукариот (растений, грибов, животных), их роль в природе; сравнивать автотрофный и гетеротрофный способ питания.

Тип урока: урок изучения нового материала с поэтапным закреплением.

Формы работы учащихся: работа с учебником, электронным приложением к учебнику.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, электронный учебник.

Ход урока

  1. Организационный этап - 2 – 3 минуты.

Учитель знакомит с планом работы, проверяет наличие учебника и электронного приложения к учебнику у учащегося.

    Изучение нового материала.

    Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.

Тема нашего урока - «Организм – целостная саморегулирующаяся система». Для начала давай вспомним:

    Какое строение имеет клетка животного? Открой интерактивную таблицу - стр. 14 «Строение животной клетки». Расскажи о функциях органоидов клетки.

    Вспомни уровни организации живого организма, при ответе используй рисунок 1.1 (Учащийся должен выстроить цепочку: клетка – ткани – орган – система органов – организм)

    Одним из признаков живого организма является – клеточное строение. А что такое клетка? Дай определение. (Если возникли трудности можно открыть словарик электронного учебника)

    Может ли одна клетка являться целостным организмом? Приведи примеры одноклеточных организмов.

(При ответе использовать интерактивную таблицу «Одноклеточные и многоклеточные организмы»)

    Дай определение понятию – «ткани».

    Что образуют ткани?

Открой презентацию «Ткани человека» и повтори особенности строения тканей.

Что такое система органов? Приведи примеры

1. Уровни организации жизни на Земле

(по Северцову)

Биоценоз

Человеческоеобщество

4


3

Популяция

Вид


Многоклеточный организм

Одноклеточный организм


2


Клетка

    1. клеточно-молекулярный

      организменный

      популяционно-видовой

      биоценотический

      биосферный

1


Молекула


Молекула

Клетка

Ткань

Орган

Система органов


Организм


Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций.

Система органов – это органы, объединенные анатомически, имеющие общий план строения, общее происхождение и выполняющие единые функции.

    СООД (скелет, мышцы)

    Лимфатическая система (лимфатические узлы, лимфатические сосуды)

    Кровеносная система (сердце, кровеносные сосуды)

    Половая система (половые органы, половые железы)

    Нервная система (органы чувств, нервы, головной и спинной мозг)

    Эндокринная система (железы внутренней секреции)

    Пищеварительная система (кишечник, пищеварительные железы)

    Дыхательная система (легкие, воздухоносные пути)

    Выделительная система (почки, мочевыводящие пути0

    Покровная (кожа, слизистые оболочки .

Биологический смысл жизни на планете Земля – воспроизведение себе подомных, т.е. размножение.

Размножение бывает двух видов – половое и бесполое. Мы уже знаем, что главное преимущество полового размножения - генетическое разнообразие потомков, которые имеют больше шансов приспособиться к изменениям окружающей среды.

    Какое влияние окружающая среда оказывает или может оказать на организм?

    Связь организма с внешней средой

    С помощью каких органов воспринимаются сигналы из внешней среды?

Поток информации осуществляется по каналам прямой и обратной связи: в исполнительных нейронах возникают нервные импульсы, поступающие в ЦНС и сигнализирующие о его состоянии. В ответ на них к органам поступают импульсы, усиливающие или ослабляющие ответную реакцию. Наличие сигнальной формы информации, ее передача по принципу обратной связи – характерная черта организма как живой системы.

Открой слайд – шоу «Прямая и обратная связь».

Ответь на вопросы:

    Кто в данном случае является управляющим звеном, кто является исполнительным звеном?

    Что происходит ворганизмов при возникновении опасности?

Физкультминутка. Настало время сделать небольшую паузу, провести физкультминутку для глаз. Открой электронную физкультминутку и выполни задания.

    Организм – саморегулирующаяся система.

Прочитай текст учебника «Организм – саморегулирующаяся система».

    Что такое гомеостаз?

    Закрепление изученного материала.

    В чем состоит принцип саморегуляции организма?

    Что определяет поведение организма?

Проверь свои знания при помощи теста на стр. 15

    Домашнее задание

Изучить материал §3, ответить на вопросы стр.15, используя интерактивную таблицу «Потребности – основа поведения» составить рассказ о жизни одного из животных.

Организм – типичная саморегулирующаяся система

В современных саморегулирующих системах четко определены каналы и способы передачи информации. Таким образом, живой организм представляет собой типичную саморегулирующуюся систему.

Замечание 1

С помощью датчиков-рецепторов воспринимается информация о состоянии окружающей и внутренней средах. Так, например, для человека одной из самой важной считается зрительная информация. Такую информацию получает организм с помощью оптико-химических датчиков – глаз.

Определение 1

Глаз – сложный оптический прибор с системой адаптации и аккомодации, и физико-химическим преобразователем энергии фотонов в электрический импульс зрительных нервов.

Акустическая информация воспринимается организмом через слуховой механизм, который преобразовывает механическую энергию колебания воздуха в электрические импульсы слухового нерва.

Замечание 2

Самыми древними рецепторами являются тактильные и вкусовые. Они обладают огромной избирательной чувствительностью.

Особенности биологической системы организма

Замечание 3

Вся информация через рецепторы поступает в центральную нервную систему.

А она, в свою очередь, способна выполнять несколько функций одновременно. Например, база данных и знаний, экспертной системы, центрального процессора, оперативной и долговременной памяти.

Поступающая с периферии информация сортируется на этапе приема, так как нервные окончания рецепторов достигают ЦНС на разных ее уровнях. Так вся информация может использоваться на этапе принятия решения.

Решение принимается при изменении ситуации, которая требует соответствующих реакций на системном уровне. Следовательно, целью системы является устранение причины своими действиями.

Действие выполняет центральный процессор, выполняя заложенные программы и учитывая все обстоятельства, принимает решение. Или другими словами, центральный процессор строит модель потребительного будущего и вырабатывает алгоритм достижения этого будущего. По алгоритму отдается приказ отдельным эффекторам, и в процессе выполнения приказа центра выполняется движение телом или его частей в пространстве. Так нервная система является главной регуляторным механизмом. Но не менее важными является и эндокринная система, в состав которой входят эндокринные органы. Их функция заключается в регуляторной деятельности органов и тканей химическим путем. Кроме того в каждой клеточке организма есть своя регуляторная система.

Организм обменивается с внешней средой не только энергией, но и веществом, и информацией. Вещество в организм попадает в виде кислорода и выделяется в виде углекислого газа. Информация поступает при помощи сенсорных систем, а исходи при помощи акустической информации. Информация бывает также тактильная, химическая.

Замечание 4

Одной из важнейшей особенности системы является ее размеры. Организм имеет определенную форму и компактен. Тело окружено оболочкой – кожей. Наличие границ делает человека чувствительным, уникальным и неповторимым. Это психологический эффект, которой возникает на фоне анатомии и физиологии организма.

Основные блоки организма

Анатомические структуры блоков:

  • Рецепторы. Несут информацию о состоянии окружающей среды;
  • Центральный процессор. Включает нервную регуляцию и гуморальную регуляцию;
  • Эффекторные органы. Выполняют приказы центрального процессора;
  • Энергетический блок. Обеспечение структурных компонентов субстратом и энергией;
  • Гомеостатический блок. Поддерживание формы внутренней среды на определенном жизненном уровне;
  • Оболочка. Выполняет функции защиты, разведки и всех видов обмена с окружающей средой.
  • Блоки находятся в иерархических взаимоотношениях, с постоянным обменом информации. Так вся система непосредственно реагирует на любые изменения окружающей среды как одно целое, как один организм.

Тема: Организм - целостная саморегулирующаяся система. Цель урока:

Задачи: на основе актуализации знаний из ранее изученных разделов биологии систематизировать знания о многообразии организмов и из роли в природе; развивать умения обобщать и систематизировать информацию; прививать экологическую грамотность; убежденность в необходимости владения биологическими знаниями для сохранения целостности природных систем.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии "Организм – целостная саморегулирующаяся система"»

Конспект урока по биологии 9 класс Учитель – Майко Е.А.

Дата: 13.09.2017г. Тема: Цель урока: формирование понятий об организме как биологической системе

Задачи: на основе актуализации знаний из ранее изученных разделов биологии систематизировать знания о многообразии организмов и из роли в природе; развивать умения обобщать и систематизировать информацию; прививать экологическую грамотность; убежденность в необходимости владения биологическими знаниями для сохранения целостности природных систем.

Оборудование: ИКТ Понятия: принцип саморегуляции, гомеостаз.

Структура урока: 1. Организация 2. Целевая установка 3. Актуализация опорных знаний 4. Изучение новой темы 5. Итоговое закрепление 6. Домашнее задание 7. Комментирование оценок


13.09.2017г.

Тема: Организм – целостная саморегулирующаяся система.

Цель урока: формирование понятий об организме как биологической системе





В основе строения организмов лежит клетка – элементарная живая система.

У высокоорганизованных растений и животных строение клеток, входящих в состав тканей, соответствует выполнению определенных функций. Клетки действуют согласованно и не могут существовать вне организма.

У низших многоклеточных организмов клетки менее специализированы.


Биологический смысл любого организма – оставить потомство.

При половом размножении проявляются свойства организма – наследственность и изменчивость. Все многоклеточные организмы проходят путь индивидуального развития.


Из внешней среды в организм поступают необходимые для жизни вещества и энергия. Поэтому ему важно получать сведения о внешней среде, чтобы реагировать на изменение условий.

Информация поступает в организм в форме сигналов (запах, прикосновение, свет, звук, изменение температуры). Сигналы воспринимаются рецепторами. Рецепторы преобразуют их в нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам достигают ЦНС. Там происходит их обработка и формируется ответная реакция. По двигательным нейронам импульсы от ЦНС направляются к исполнительному органу, деятельность которого изменяется (сокращаются мышцы, вырабатываются гормоны).




Поведение организма направлено на получение желаемого результата – удовлетворение потребностей. Биологические потребности (пищевая, защитно-оборонительная, двигательная, половая) у животных и человека обеспечиваются за счет безусловных рефлексов .

Человек также имеет не только биологические, но и социальные потребности , формирующиеся под влиянием социальной среды в процессе обучения и воспитания. В их основе лежат приобретенные формы поведения – разнообразные условные рефлексы .



Домашнее задание: П. 3 – учить, отв. на?

  • знать строение и функции корня, побега, цветка, плодов, семян
  • давать определение понятиям «ткань», «орган»;
  • называть особенности строения и функции многоклеточного организма;
  • признаки взаимосвязи органов;
  • распознать и описать на таблицах органы и системы органов;
  • Растения и животные - целостный организм
  • Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют критерии изучения цветка

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Работа с информационными текстами

4.Сравнивать и выделять признаки

Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку.Тема: "Организм как единое целое. " »



  • Клеточное строение
  • Питание
  • Дыхание
  • Обмен веществ
  • Раздражимость
  • Движение
  • Размножение
  • Рост и развитие


ОРГАНИЗМ







Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению,

функциям

и имеющих общее происхождение.









образовательная ткань

Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся.


В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.

основная ткань


покровная ткань

Кожица листа

Клетки плотно сомкнуты между собой, их клеточная стенка очень прочная.


проводящая ткань

В стенках клеток есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.

Ситовидные трубки

Сосуды


механическая ткань

Образована длинными клетками с очень прочными клеточными стенками.





ЦВЕТКОВОЕ РАСТЕНИЕ

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ

РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРГАНЫ

ПЛОД

ЦВЕТОК

ПОБЕГ

КОРЕНЬ

С СЕМЕНАМИ


ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ

ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ РАСТЕНИЙ

ВИДЫ КОРНЕЙ

ГЛАВНЫЙ

ПРИДАТОЧНЫЕ

БОКОВЫЕ

(от стебля или листьев)

(от главных и придаточных)

(из зародыша семени)

ТИПЫ КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ

СТЕРЖНЕВАЯ :

МОЧКОВАТАЯ :

главный корень не выражен

главный корень хорошо развит

(однодольные растения)

(двудольные растения)


ФУНКЦИИ КОРНЯ

ЯКОРЬ

Удерживает

растение в почве

НАСОС

Поглощает воду и

минеральные соли

СКЛАД

Запасает

питательные

вещества


ПОБЕГ

ПОЧКИ

ЛИСТЬЯ

СТЕБЕЛЬ

  • Рост;
  • Ветвление;
  • Развитие листьев
  • Фотосинтез;
  • Опора (держит другие

и цветов;

органы и выносит

листья к свету);

  • Дыхание;
  • Развитие новых
  • Связь между корнем и

другими органами;

  • Испарение.
  • Запас питательных

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ:

ПО СТРОЕНИЮ:

  • прямостоячий
  • ползучий
  • цепляющийся
  • вьющийся
  • травянистый
  • древесный
  • листовая,
  • ц веточная
  • колючки (защита)
  • усики (опора)

ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ:

  • верхушечная,
  • боковая (пазушная)


НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: :

  • ЛЁГКИЕ
  • СЕРДЦЕ
  • ТРАХЕИ
  • ЖАБРЫ

НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ::

  • ЖЕЛУДОК
  • КИШЕЧНИК
  • ГОРМОН

НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ::

  • НЕРВНАЯ
  • ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ
  • ЭНДОКРИННАЯ

НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: :

  • СКЕЛЕТ
  • МЫШЦЫ
  • ПИЩЕВОД



ПИЩЕВАРИ-ТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПЕРЕВАРИВАНИЕ ПИЩИ И ПОСТУПЛЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ К КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА


КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДОСТАВКУ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И КИСЛОРОДА К КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА И ВЫНОСИТ ОТ НИХ ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА


ВЫДЕЛИТЕЛЬ-НАЯ СИСТЕМА

ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВЫВЕДЕНИЕ ПРОДУКТОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЕТОК ИЗ ОРГАНИЗМА

МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ


ДЫХАТЕЛЬ-НАЯ СИСТЕМА

ОБЕСПЕЧИВАЕТ КЛЕТКИ ОРГАНИЗМА КИСЛОРОДОМ И УДАЛЯЕТ ИЗ ОРГАНИЗМА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ


НЕРВНАЯ СИСТЕМА

ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОГЛАСОВАННУЮ РАБОТУ ОРГАНИЗМА


Организм важная единица живой природы


Толковый словарь Дмитриева

Организм - это живое тело человека, животного или живое растение как единое

целое, в котором согласованно функционируют различные органы и работают системы

поддержания жизни.


ОРГАНИЗМ


Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражается на деятельности всех других систем и всего организма в целом,

так как организм – единое целое, а не набор отдельных частей.

Загрузка...