ecosmak.ru

Устав Русской Православной Церкви. Глава XI

План наложения уз молчания и «послушания» на монахов России

Господь бо заповедует не умолчать, когда вера в опасности…
прп. Феодор Студит

Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в июле, согласно сообщениям российской прессы, решала проблемы, связанные с монашествующими Русской Церкви.

Перед Комиссией была поставлена задача, оказать противодействие процессу секуляризации и обмирщения, который наблюдается в некоторых монастырях по причине строительства роскошных квартир-номеров и т.д.

В то же время Комиссией предпринимается попытка наложить полное ограничение на свободу монахов. Стоит отметить, что одной из целей Комиссии, которая включает в себя множество епископов, ввести унизительные меры и наложить на монахов полное послушание местным епископам и патриарху. В связи с этим одна из публикаций сообщает о том, что «монахи не имеют права комментировать мнения Патриарха, правящего митрополита, или своего игумена», и в противном случае на них должны быть применены канонические меры во всей их тяжести.....

Ясно, что в России хорошо организован план, чтобы заставить замолчать активных монахов, которые, безусловно, будут сопротивляться филопапистским устремлениям, которые приходится наблюдать в последнее время в действиях священноначалия Русской Церкви. Новый патриарх Кирилл и митрополит Волоколамский Иларион, как оказалось, удалились от прежней антипапской линии Русской Церкви, которой она следовала до недавнего времени, и отверзают двери широкомасштабному экуменизму и филопапизму. К тому же, кто может забыть о визите митрополита Илариона в Ватикан еще в недавнее время, в мае месяце, и о его там многочисленных встречах со всеми основными представителями папства и самим папой?

Можем ли мы не молчать и критиковать мнение иерархии?


Мы не станем давать оценку внешнеполитической деятельности митрополита Илариона, поскольку его положение как председателя Синодального Отдела по Внешнецерковным связям неизбежно предполагает какие-то встречи с представителями инославного мира, и даже Римским папой. Мы лишь остановимся на одном на наш взгляд наиважнейшем вопросе, который был затронут в статье, информирующей о заседании Комиссии Межсоборного присутствия по делам монастырей. Это вопрос о якобы недопустимости комментировать и критиковать монахам мнения церковного священноначалия: правящего митрополита, патриарха и даже игумена.
Скажем сразу, что такая позиция в корне противоречит пониманию Церкви как Богочеловечекого организма, ее соборному устройству, в котором каждый ее член, и клирик, и мирянин, и монах, обладают свободой во Христе, а, значит, имеют полное право выражать свое мнение. Церковь это не только клирики (клирократия), и не только народ (лаократия). Церковь это и клирики и миряне. «Поэтому, - как подчеркивает современный греческий известный богослов и пастырь, профессор Фессалоникийского университета протопресвитер Феодор Зисис, - все мы в ответе за Церковь, а не только одни архиереи, ибо Церковь - это не чья-то частная собственность. Епископ вкупе с духовенством, а также миряне, как единое тело с главой - Христом, несут ответственность за нее, каждый в своей мере».

По мысли свт. Иоанна Златоуста «пред архипастырем Христом вы всея являетесь овцами». Но народ нуждается в проявлении послушания пастырям Церкви, поскольку они бдят об их душах и дадут о них отчет пред Богом.

Но послушание клирику, пастырям и архипастырям Церкви оказывается только в том случае, если они действительно следуют Евангелию и Священному Преданию Православной Церкви. В нынешнее время, когда мы испытываем огромное влияние коммунистического мировоззрения, а теперь и копирующей его глобализации, в нашем сознании глубоко отпечаталось понимание послушания как рабского безоговорочного послушания по принципу - «партия приказала - сделано». Период коммунистического засилья изжил в человеке стремление в гражданских делах отстаивать свои права и свободы.

Эта же идеология породила и ненормальное отношение к власти как к чему-то безусловному. К сожалению, все эти искаженные представления и понимания власти перешли и в среду священноначалия Русской Православной Церкви. Именно по этой причине, активно насаждается совершенно ложное мнение о Церкви не как о совокупности всех православных христиан, а как исключительно о священноначалии. А в наше время активной секуляризации и обмирщения в церковной среде по причине безразличия к догматам Православной веры, расшатывания и даже утраты догматического сознания у народа и у иерархии, настойчиво пропагандируется идея о епископе как носителе абсолютной власти и истины. Поэтому вместо духовного понимания послушания епископу как отцу и пастырю Церкви, вносится чуждый церковному духу элемент жесткого административного подчинения епископу как некому директору и заведующему производством, коммерческой структурой.

Но если бы в Церкви, в ее историческом прошлом, одержало бы верх такое искаженное понимание отношения к епископу, представление о послушании, «тогда бы в ней и ныне царила ересь, ибо святые должны были бы пребывать в послушании еретичествующим патриархам и иерархам; тогда бы в ней навеки утвердились николаизм вкупе с гомосексуализмом...», - подчеркивает протопресвитер Феодор Зисис.

Но что же такое послушание Церкви? «Послушание Церкви - это послушание вовсе не каким-то конкретным личностям (ибо людям, как известно, свойственно заблуждаться), но непреложной истине Церкви, как она явлена в Евангелии и непреходящем многовековом святоотеческом Предании».

Основанием для послушания пастырям Церкви является их личный пример благочестия и твердого стояние в истине Православной веры. Только в этом случае служение пастырей носит спасительный характере для наших душ, согласно словам апостола Павла: повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны. Ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет. (Евр. 13, 17)

«Мыслимо ли слушаться священнослужителей, не проповедующих истину Евангелия и примером своей жизни ведущих паству в пропасть погибели или оправдывающих ересь ересей - экуменизм?» - спрашивает о. Феодор Зисис. И далее отвечает: «святое непослушание совершенно необходимо тогда, когда ересь и моральное разложение принимают колоссальные размеры, когда Церковь в лице священнослужителей впадает в заблуждение, как это происходит в наши дни в отношении архиереси экуменизма... Ересь оскверняет и поражает все тело Церкви».

Для нас также немаловажно признание самих патриархов Восточной Православной Церкви, которые в своем окружном послании, осознавая многочисленные исторические уроки, со смирением и ответственностью относясь к своему высочайшему служению в Церкви Христовой, сочли необходимым признаться: «Далее: у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранителем благочестия у нас самое есть тело Церкви, т.е. сам народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его...».

Что же касается отношения монашествующих к архиереям, патриарху, то священные каноны заповедуют чтить архипастырей как своих духовных отцов. Но также история Церкви свидетельствует о том, что именно во времена церковных смут, которые возникали по причине принятия ересей иерархами, и преступления ими священных канонов в угоду императорам, именно монашество первым вставало на защиту веры и благочестия. И это потому, что по мысли прп. Феодора Студита монашество является «нервами Церкви».
Да в дни церковного мира монашество молчит, поскольку его «главным занятием является молитва и трезвение. Монахи не учат вере, но ее исповедуют, о ней свидетельствуют своей жизнью и тем самым научают и мирян исповедовать Православную веру. Но в те времена, когда вставала угроза для веры, когда нависала опасность уклонения от Православной веры, то монахи обязаны были вести борьбу за веру с рассуждением, смирением и в духе церковного сознания и церковного этноса, дабы неизменно пребыть в вере “однажды переданной святым" (Иуда. 3) иначе говоря “время молчать и время говорить”. (Еккл. 3, 7)». По этой причине, заключает видный греческий пастырь и авторитетный игумен святогорской обители прп. Григория архимандрит Георгий, «несомненной обязанностью монахов является борьба с нововведениями в вере».

Относительно же абсолютного послушания монахов игумену, и запрета на всякую критику, то есть беззрассудного послушания еще прп. Симеон Новый Богослов говорил: «А во всем том, что не противоречит заповеди Божией, апостольским постановлениям и правилам, надлежит вам всячески повиноваться ему и слушаться его, как Господа. Но во всем, что грозит опасностью для Евангелия и законам Церкви, не следует слушаться ни его наставлений и повелений, ни даже ангела, если бы он внезапно сошел с неба, благовествуя вам не то, что благовествовали самовидцы Слова».

То есть Комиссия по делам монастырей, ставя в качестве повестки и задачи решение вопроса о запрете на комментарий и критику неправильных и несоответствующим учению Церкви и святоотеческому преданию мнений священноначалия монашествующих, тем самым лишает монашество подлинной свободы во Христе, идет в разрез с преданием Церкви и ее соборным устройством.
Что же касается действительно опасных тенденций в линии выстраивания очень тесных связей нашей иерархи с Римским престолом, то мы еще раз подчеркнем, что Римо-Католическая церковь, независимо от мировоззрения современой иерархии, Православной Церковью всегда воспринималась как не-церковь, а ересь.

По этому поводу протопресвитер Феодор Зисис пишет: «Итак, католицизм есть ересь - вот единодушная оценка святых отцов и учителей Церкви со времен свт. Фотия. Посему, продолжению и неизменности сей единогласной святоотеческой позиции - так называемому согласию отцов (consensus Patrum) - наносят большой урон и приносят немалый вред те нынешние иерархи (причем самые выдающиеся), которые утверждают, что католичество вовсе не ересь, а сама католическая церковь не просто церковь, но еще и «сестра»... Этим они уничтожают Единую Святую Кафолическую и Апостольскую Церковь, ибо ставится под сомнение тот неоспоримый факт, что только она одна (т.е. Православная) является Церковью Христовой, в которой возможно спасение верующих, а также упраздняются пределы вечные, которые положили отцы наши».

X. Епархии

1. Русская Православная Церковь разделяется на епархии – местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, Духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии.

2. Епархия учреждается по решению Священного Синода, с последующим утверждением Архиерейским Собором.

3. Границы епархий определяются Священным Синодом.

4. В каждой епархии существуют органы епархиального управления, действующие в пределах, определяемых канонами и настоящим Уставом.

5. Для удовлетворения церковных нужд в епархиях могут быть созданы необходимые учреждения, деятельность которых регламентируется Положениями (Уставами), утвержденными Синодом.

1. Епархиальный архиерей

6. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви – епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян.

7. Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси.

8. По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викарные епископы с кругом обязанностей по усмотрению епархиального архиерея.

9. Архиереи носят титул, включающий наименование кафедрального города. Архиерейские титулы определяются Священным Синодом.

10. Кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование.

11. Архиереи пользуются всею полнотою иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства.

12. Епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги.

13. Епархиальный архиерей имеет право принимать в клир своей епархии духовенство из других епархий при наличии отпускных грамот, а также отпускать священнослужителей в иные епархии, предоставляя по запросу архиереев их личные дела и отпускные грамоты.

14. Без согласия епархиального архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.

15. Епархиальный архиерей может обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам в пределах своей епархии.

16. В обязанность епархиального архиерея входит представление Патриарху Московскому и всея Руси ежегодного отчета по установленной форме о религиозном, административном и финансово-хозяйственном состоянии епархии и о своей деятельности.

17. Епархиальный архиерей является полномочным представителем Русской Православной Церкви перед соответствующими органами государственной власти и управления по вопросам, относящимся к его епархии.

18. Осуществляя управление епархией, архиерей:

а) заботится о хранении веры, христианской нравственности и благочестия;

б) наблюдает за правильным отправлением богослужения и соблюдением церковного благолепия;

в) несет ответственность за осуществление положений настоящего Устава, постановлений Соборов и Священного Синода;

г) созывает Епархиальное собрание и Епархиальный совет и председательствует на них;

д) применяет право "вето" на решения Епархиального собрания с последующей передачей соответствующего вопроса на рассмотрение Священного Синода;

е) утверждает гражданские уставы приходов, монастырей, подворий и иных канонических подразделений, входящих в епархию;

ж) согласно канонам, посещает приходы своей епархии и осуществляет контроль за их деятельностью непосредственно или через своих полномочных представителей;

з) имеет высшее начальственное наблюдение за епархиальными учреждениями и входящими в его епархию монастырями;

и) наблюдает за деятельностью епархиального клира;

к) назначает настоятелей, приходских священников и иных клириков;

л) представляет на утверждение Священного Синода ректоров Духовных учебных заведений, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей епархиального подчинения;

м) утверждает состав Приходских собраний;

н) частично или полностью изменяет состав Приходского собрания при отступлении членов Приходского собрания от канонических правил и установлений Русской Православной Церкви;

о) принимает решение о созыве Приходского собрания;

п) утверждает кандидатуры председателей Приходских советов и Ревизионных комиссий;

р) выводит из состава Приходских советов членов Приходских советов, нарушающих канонические нормы и уставы приходов;

с) утверждает финансовые и прочие отчеты Приходских советов и доклады Ревизионных комиссий приходов;

т) утверждает избранных Приходскими собраниями председателей Приходских советов и отстраняет их от должности в случае нарушения ими канонических норм и устава прихода;

у) утверждает протоколы Приходских собраний;

ф) предоставляет отпуска духовенству;

х) заботится о совершенствовании духовного и нравственного состояния духовенства и о повышении его образовательного уровня;

ц) имеет попечение о подготовке священно- и церковнослужителей, в связи с чем направляет достойных кандидатов для поступления в Духовные учебные заведения;

ч) наблюдает за состоянием церковной проповеди;

ш) ходатайствует перед Патриархом Московским и всея Руси о награждении достойных клириков и мирян соответствующими наградами и в установленном порядке сам награждает таковых;

щ) дает благословение на учреждение новых приходов;

э) дает благословение на постройку и ремонт храмов, молитвенных домов и часовен и заботится, чтобы их внешний вид и внутреннее убранство соответствовали православной церковной традиции;

ю) освящает храмы;

я) имеет попечение о состоянии церковного пения, иконописи и прикладных церковных искусств;

я1) ходатайствует перед органами государственной власти и управления о возврате епархии храмов и других зданий и сооружений, предназначенных для церковных целей;

я2) решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом епархии;

я3) распоряжается финансовыми средствами епархии, заключает от ее имени договоры, выдает доверенности, открывает счета в банковских учреждениях;

я4) осуществляет контроль за религиозной, административной и финансовой деятельностью приходов, монастырей, учебных заведений и других подразделений епархии;

я5) издает собственные исполнительно-распорядительные акты по всем вопросам жизни и деятельности епархии;

я6) подтверждает принадлежность к возглавляемой епархии всех находящихся на территории епархии приходов, монастырей и прочих канонических подразделений епархии;

я7) заботится непосредственно или через соответствующие епархиальные учреждения:

– о делах милосердия и благотворительности;

– об обеспечении приходов всем необходимым для совершения богослужения;

– об удовлетворении прочих церковных нужд;

19. Осуществляя наблюдение за каноническим порядком и церковной дисциплиной, епархиальный архиерей:

а) имеет право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам, включая наказания выговором, отстранением от занимаемой должности и временным запрещением в священнослужении;

б) увещевает мирян, в случае необходимости в соответствии с канонами налагает на них прещения или временно отлучает от церковного общения. Тяжкие проступки передает на рассмотрение церковного суда;

в) утверждает взыскания церковного суда и имеет право смягчать их;

г) в соответствии с канонами решает вопросы, возникающие при заключении церковных браков и разводов.

20. Вдовствующей епархией временно управляет архиерей, назначаемый Патриархом Московским и всея Руси. В период вдовства архиерейской кафедры не предпринимаются никакие дела, касающиеся реорганизации епархиальной жизни, и не осуществляются перемены в работах, начатых в период управления предыдущего архиерея.

21. В случае вдовства епархии, перевода правящего архиерея или ухода его на покой Епархиальным советом создается комиссия, которая приступает к ревизии епархиального имущества и составляет соответствующий акт для передачи епархии вновь назначенному архиерею.

22. Церковное имущество, которым обладал архиерей в силу своего положения и должности и которое находится в официальной архиерейской резиденции, после его смерти вносится в инвентарную книгу епархии и переходит к ней. Личное имущество скончавшегося архиерея наследуется в соответствии с действующими законами.

23. Епархия не может вдовствовать более сорока дней, за исключением особых случаев, когда имеются достаточные основания для продления вдовства.

24. Епархиальным архиереям предоставляется право отлучаться из своих епархий по уважительным причинам на срок не более 14 дней, не испрашивая предварительно разрешения высшей церковной власти, на более же продолжительный срок архиереи испрашивают таковое разрешение в установленном порядке.

26. По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом.

2. Епархиальное собрание

27. Епархиальное собрание, возглавляемое епархиальным архиереем, является органом управления епархией и состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархии.

28. Епархиальное собрание созываются епархиальным архиереем по его усмотрению, но не реже одного раза в год, а также по решению Епархиального совета или по требованию не менее 1/3 членов предыдущего Епархиального собрания.

Процедура созыва членов Епархиального собрания устанавливается Епархиальным советом.

29. Епархиальное собрание:

а) избирает делегатов на Поместный Собор;

б) избирает членов Епархиального совета и епархиального суда;

в) создает необходимые епархиальные учреждения и заботится об их финансовом обеспечении;

г) вырабатывает общеепархиальные правила и предписания в соответствии с соборными постановлениями и решениями Священного Синода,

д) наблюдает за течением епархиальной жизни;

е) заслушивает сообщения о состоянии епархии, о работе епархиальных учреждений, о жизни монастырей н иных канонических подразделений, входящих в состав епархии, и принимает по ним решения.

30. Председателем Епархиального собрания является епархиальный архиерей. Епархиальное собрание избирает заместителя председателя и секретаря. Заместитель председателя может руководить собранием по указанию председателя. Секретарь ответственен за подготовку журналов заседаний Епархиального собрания.

31. Кворум собрания составляет большинство (более половины) членов. Решения принимаются большинством голосов. В случае равенства преобладает голос председателя.

32. Епархиальное собрание работает в соответствии с принятым регламентом

.

33. Журналы заседаний Епархиального собрания подписывают председатель, его заместитель, секретарь и избранные для этого два члена собрания.

3. Епархиальный совет

34. Епархиальный совет, возглавляемый епархиальным архиереем, является органом управления епархией.

Епархиальный совет образуется по благословению епархиального архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на три года.

35. В случае нарушений членами Епархиального совета вероучительных, канонических или нравственных норм Православной Церкви, а также в случае их нахождения под церковным судом или следствием они отстраняются от своей должности решением епархиального архиерея.

36. Председателем Епархиального совета является епархиальный архиерей.

37. Епархиальный совет заседает регулярно, но не реже одного раза в полгода.

38. Кворум Епархиального совета составляет большинство его членов.

39. Епархиальный совет работает на основании повестки дня, представляемой председателем.

40. Председатель руководит заседанием в соответствии с принятым регламентом.

41. Архиерей назначает секретаря Епархиального совета из числа его членов. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для совета материалов и составление журналов заседаний.

42. Если при разборе дела возникают разногласия, то дело решается большинством голосов; при равенстве голосов перевес имеет голос председателя.

43. Журналы заседаний Епархиального совета подписываются всеми его членами

.

44. Епархиальный совет в соответствии с указаниями епархиального архиерея:

а) выполняет решения Епархиального собрания, относящиеся к ведению совета, отчитывается перед ним о проделанной работе;

б) устанавливает процедуру избрания членов Епархиального собрания;

в) подготавливает заседания Епархиального собрания, включая предложения по повестке дня;

г) представляет Епархиальному собранию свои годовые отчеты;

д) рассматривает вопросы, связанные с открытием приходов, благочиний, монастырей, объектов производственно-хозяйственной деятельности, органов управления и иных подразделений епархии;

е) заботится об изыскании средств на удовлетворение материальных нужд епархии, а при необходимости и приходов;

ж) определяет границы благочиний и приходов;

з) рассматривает отчеты благочинных и принимает по ним соответствующие решения;

и) наблюдает за деятельностью Приходских советов;

к) рассматривает планы на строительство, капитальный ремонт и реставрацию храмов;

л) ведет учет и принимает меры для сохранности имущества Русской Православной Церкви: храмов, молитвенных домов, часовен, монастырей, Духовных учебных заведений и других подразделений епархии, а также имущества епархии;

м) в пределах своей компетенции решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом приходов, монастырей и иных канонических подразделений епархии; недвижимое имущество канонических подразделений, входящих в епархию, а именно здания, сооружения, земельные участки могут отчуждаться только на основании решения Епархиального совета;

н) осуществляет ревизию епархиальных учреждений;

о) заботится об обеспечении заштатного духовенства и церковных работников;

п) обсуждает приготовительные мероприятия к юбилеям, общеепархиальным празднованиям и иным важным событиям;

р) решает любые другие дела, которое епархиальный архиерей направляет в Епархиальный совет для их решения или для изучения с целью представления ему необходимых рекомендаций;

с) рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины.

4. Епархиальные управления и иные епархиальные учреждения

45. Епархиальное управление является исполнительно-распорядительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея, и вместе с иными епархиальными учреждениями призванным помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти.

46. Архиерей осуществляет высшее начальственное наблюдение за работой Епархиального управления и всех епархиальных учреждений и назначает их сотрудников, согласно штатному расписанию.

47. Деятельность Епархиальных управлений, как и иных епархиальных учреждений, регламентируется Положениями (Уставами), утвержденными Синодом, и архиерейскими распоряжениями.

48. Каждое Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и потребное количество иных отделов, обеспечивающих миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности.

49. Секретарь Епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением.

5. Благочиния

50. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Епархиальным архиереем.

51. Границы благочиний и их наименования определяются Епархиальным советом.

52. В обязанности благочинного входит:

а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих,

б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди,

в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти,

г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов,

д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни,

е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею,

ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея,

з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян,

и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов,

к) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей,

л) наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния,

м) забота о наличии при храмах всего необходимого для правильного совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства,

н) исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей.

53. Осуществляя свои обязанности, благочинный по крайней мере один раз в год посещает все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, внутреннее и внешнее состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих.

54. По указанию Епархиального архиерея, по просьбе настоятеля, Приходского совета или Приходского собрания благочинный может проводить заседания Приходского собрания.

55. С благословения епархиального архиерея благочинный может созывать священников на братские совещания для рассмотрения общих для благочиния церковных нужд.

56. Ежегодно благочинный представляет епархиальному архиерею отчет о состоянии благочиния и о своей работе по установленной форме.

57. При благочинном может существовать канцелярия, служащие которой назначаются благочинным с ведома епархиального архиерея.

58. Деятельность благочинного финансируется из средств возглавляемого им прихода, а при необходимости – из общеепархиальных средств.


Устав Русской Православной Церкви

I. Общие положения

II. Поместный Собор

III. Архиерейский Собор

IV. Патриарх Московский и всея Руси

V. Священный Синод

VI. Московская Патриархия и Синодальные учреждения

VII. Церковный суд

VIII. Самоуправляемые Церкви

IX. Экзархаты

X. Епархии

1. Епархиальный архиерей

2. Епархиальное собрание

3. Епархиальный совет

4. Епархиальные управления и иные епархиальные учреждения

5. Благочиния

XI. Приходы

1. Настоятель

3. Прихожане

4. Приходское собрание

5. Приходской совет

6. Ревизионная комиссия

XII. Монастыри

XIII. Духовные учебные заведения

XIV. Церковные учреждения в дальнем зарубежье

XV. Имущество и средства

XVI. О пенсионном обеспечении

XVII. О печатях и штампах

XVIII. Об изменениях настоящего Устава

Устав Русской Православной Церкви

I. Общие положения

1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

2. Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения») канонически составляют Московский Патриархат.

«Московский Патриархат» - другое официальное наименование Русской Православной Церкви.

3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

4. Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси;

г) настоящего Устава.

5. Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

6. Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления.

7. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

8. В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трех инстанциях:

а) епархиальный суд;

б) общецерковный суд;

в) суд Архиерейского Собора.

9. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.

10. Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий.

II. Поместный Собор

1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному Собору.

2. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом.

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором.

Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора.

В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о программе, повестке дня, регламенте заседаний и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору.

3. Членами Собора являются епархиальные и викарные архиереи Русской Православной Церкви по своему положению.

4. Процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Архиерейским Собором.

В исключительных случаях процедура избрания на Собор делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квота устанавливаются Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

5. Поместный Собор:

а) истолковывает учение Православной Церкви на основе Священного Писания и Священного Предания, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами;

б) решает канонические, богослужебные, пастырские вопросы, обеспечивая единство Русской Православной Церкви, сохранение чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия;

в) утверждает, изменяет, отменяет и разъясняет свои постановления, касающиеся церковной жизни, в соответствии с п. 5 пп. «а», «б» настоящего раздела;

г) утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству;

д) канонизирует святых;

е) избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания;

ж) определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством;

з) выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности.

6. Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, в отсутствие Патриарха - Местоблюститель Патриаршего Престола.

7. Кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов - членов Собора.

8. Собор утверждает повестку дня, программу, регламент проведения заседаний и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора Президиум, Секретариат и формирует необходимые рабочие органы.

9. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

10. Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников - клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем.

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов.

12. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет.

Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит:

а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором;

б) координация всей деятельности Собора;

в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов;

г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора.

13. Все архиереи - члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства.

Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

14. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.

15. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Президиума Собора.

16. В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора.

Примечание:

избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится в закрытом заседании.

История создания

Устав Русской Православной Церкви

В 2000 году на Архиерейском Соборе в Москве принимается новый «Устав Русской Православной Церкви» , представленный Собору митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом , являющимся на тот момент председателем Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении РПЦ. Прежний «Устав об управлении Русской Православной Церкви» был признан утратившим силу .

Данный Устав действует и в настоящее время, с внесёнными поправками в 2008 и в 2011 году .

Примечания

Ссылки

  • Русская Православная церковь // Официальный сайт Московского патриархата

Литература

  • Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право. "Поместный Собор 1988 г. и принятый им Устав об управлении Русской Православной Церкви".
  • Цыпин В.А., протоиерей. «Церковное право: Курс лекций». М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Правосл. церкви, 1994.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Устав Русской Православной Церкви" в других словарях:

    Русская православная церковь (РПЦ) участвует в экономических отношениях. Экономическая деятельность регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о религиозных организациях. Содержание 1 История 2 Правовая база 3 Бюджет … Википедия

    Архиерейский собор Русской православной церкви - Архиерейский собор является высшим органом иерархического управления в Русской православной церкви. Архиерейский собор, согласно Уставу Русской православной церкви (2000), составляют архиереи епархиальные (управляющие церковно‑административными… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    У этого термина существуют и другие значения, см. Поместный собор Русской православной церкви. Поместный собор Русской православной церкви 1988 года четвёртый в истории Русской православной церкви Поместный собор во втором патриаршем… … Википедия

    АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 - 16 АВГУСТА 2000 г. - Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе А. ю. С. участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II … Православная энциклопедия

    - (РПЦ) Содержание 1 Правовая база 2 Бюджет РПЦ 2.1 Доходы и денежные средства. Государственны … Википедия

    Священный синод Русской православной церкви (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему уставу РПЦ, высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный период … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Поместный собор Русской православной церкви … Википедия

    АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25-27 ОКТЯБРЯ 1990 г. - Заседал в Даниловом московском мон ре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в деяниях Собора участвовал 91 архиерей. А. С. состоялся в тот период существования СССР, когда уже вполне явственными… … Православная энциклопедия

Книги

  • Устав Святой Горы Афон , Иоаннис М. Конидарис. `Сегодня Святая Гора является единственной областью православного мира, где в одном месте и под единым управлением сохраняются и столь гармонично сосуществуют всевиды восточного православного…

5 февраля 2013 года Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава Русской Православной Церкви. Документ, согласно которому организована внутренняя жизнь Церкви, - не застывший во времени письменный памятник канонического права. Это документ, в котором находят отражение важнейшие изменения церковной жизни. Предлагаем нашим читателям экскурс в историю, который позволит увидеть, как на протяжении веков изменялись уставы церковной жизни, какими документами руководствовались в своей деятельности Первоиерархи, архипастыри и священнослужители Русской Церкви.

В первые века бытия Русской Церкви

До обретения автокефалии в XV веке Русская Православная Церковь как одна из митрополий Константинопольского Патриархата руководствовалась теми же "Номоканонами", что и Константинопольская Церковь, все постановления ее Соборов, Патриархов и Синодов были обязательными и для Русской Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям.

При этом как автономная митрополия Константинопольского Патриарха Русская Церковь осуществляла и свою суверенную законодательную деятельность в пределах этой автономии. Местными органами церковного правотворчества в первую очередь были Соборы. Кроме соборных постановлений, к памятникам церковного законодательства древней Руси принадлежат также канонические послания и ответы митрополитов и епархиальных архиереев.

Своеобразие отечественной истории в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха выразилось в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного происхождения в эту эпоху издавались разными инстанциями: местной великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ханами.

Законодательство русских князей, естественно, составляет большую часть церковно-правового материала. Так называемые княжеские уставы, в отличие от законов византийских императоров, практически не затрагивают внутрицерковную жизнь, а касаются лишь взаимоотношений между Церковью и государством: чаще всего в них перечисляются предоставляемые Церкви льготы. Важнейшие памятники отечественного права — Устав святого Владимира и Устав Ярослава Мудрого; они включались в русские рукописные «Кормчие книги», содержавшие свод установлений тогдашней жизни - как светских, так и церковных.

Сохранились и некоторые грамоты византийских императоров по русским церковным делам, но участие императоров в церковной жизни Руси было весьма ограничено и в силу ее политической независимости от Константинополя, и ввиду географической удаленности Русской земли.

Гораздо ощутимее была зависимость нашей Церкви от поработившей Русь Золотой Орды. Монгольские ханы давали русским митрополитам так называемые ярлыки. Каждый митрополит при поставлении должен был просить хана о подтверждении прежнего или выдаче нового ярлыка. Характерно, что ярлыки не только подтверждали привилегии митрополитов, епископов и духовенства, которые существовали до завоевания Руси, но и расширяли их по сравнению с прежними. Как отмечали исследователи, «ханы ограждали неприкосновенность веры, богослужения, законов, судов и имущество Церкви, освобождали все духовенство от всякого рода податей и повинностей и предоставляли духовным властям право судить своих людей во всех делах гражданских и уголовных».

Уставы жизни автокефальной Русской Церкви

С началом автокефального бытия Русской Церкви источники русского церковного права оставались неизменными: «Номоканон» в виде «Кормчей книги», постановления Соборов, канонические ответы и послания иерархов, «Уставы» святого Владимира и князя Ярослава Мудрого. Главным церковным законодательным органом были Поместные Соборы.

Велико историческое значение Собора 1551 года, созванного при святителе Макарии, митрополите Московском, и при царе Иване Грозном. Предметы соборных рассуждений были намечены в 69 вопросах, предложенных царем. Собор издал Уложение, разделенное на 100 глав. Отсюда и его название — «Стоглав», которое перенесено было и на сам Собор. В Уложении затронуты главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской Церкви.

После учреждения Патриаршества в Москве в 1589 году созванный на следующий год Поместный Собор издал деяние с грамотой Константинопольского Патриарха Иеремии II об избрании Патриархом Иова и о Патриаршем титуле его преемников. Это деяние помещено в начале печатной «Кормчей книги».

Ряд постановлений Стоглава отменил Большой Московский Собор 1667 года, созванный при царе Алексее Михайловиче. Норму взаимоотношений церковной и государственной власти Большой Московский Собор выразил так: царь имеет преимущество в делах политических, а Патриарх — в церковных. Постановления Собора упомянуты как действующие законы в «Духовном регламенте», ознаменовавшем начало Синодального периода, и были включены в «Полное собрание законов Российской Империи».

Собор 1675 года установил положения о преимуществах и отличиях Патриарха, митрополита, архиепископа, епископа и других иерархических лиц.

Кроме соборных постановлений, до нас дошли архиерейские грамоты, архипастырские послания и поучения, также относящиеся к рассматриваемому периоду. Часть этих документов вошла впоследствии в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года, а следовательно, они сохраняли юридическую силу и в XIX столетии.

Церковные правоотношения регламентировались и государственным законодательством. В Московской Руси, помимо Освященных (церковных) Соборов, созывались Земские соборы. Так, принятое двухпалатным Собором и изданное в 1649 году Уложение включало в себя в том числе главы, посвященные делам церковным.

Синодальный период

В начале XVIII века начался сложный и неоднозначный период в истории Русской Церкви. После кончины Патриарха Адриана император Петр I воспретил избрание нового Патриарха, и Церковь в России управлялась в течение двух десятилетий Местоблюстителем, затем была учреждена Духовная Коллегия с императором в качестве «крайнего Судии сей Коллегии». Вскоре Духовная Коллегия была переименована в Святейший Синод.

Важнейший церковно-правовой памятник эпохи, на котором зиждутся основания синодального строя церковного управления, — «Духовный регламент», составленный епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 году, подписанный Освященным Собором и утвержденный Петром I в декабре 1720 года.

«Регламент» состоит из трех частей. В первой части, озаглавленной «Что есть духовное коллегиум и каковыя суть важные вины такового правления?», дается общее представление о коллегиальной форме правления и объясняются ее преимущества в сравнении с единоличной властью. Главный довод здесь — опасность двоевластия в государстве. Во второй части, названной «Дела управления, сему подлежащие», описывается круг дел, подведомственных новоучрежденному церковному правительству. Здесь в общей форме говорится также об обязанностях епископов, священников, монахов и мирян. В третьей части - «Самих управителей должность и сила» - определяются состав Духовной Коллегии и обязанности ее членов.

В 1722 году в качестве дополнения к «Духовному регламенту» было составлено «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», в котором содержатся целые уставы о приходском духовенстве и монашестве. Документ также дополнили инструкции Обер-прокурору Синода. В 1841 году впервые издан утвержденный Синодом «Устав Духовных Консисторий», основательно пересмотренный четыре десятилетия спустя. Это своего рода «Духовный регламент» епархиального управления.

Восстановление Патриаршества в преддверии тяжелейших гонений на Церковь

Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. Во второй половине XIX века необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. У церковного народа появляется надежда на созыв Всероссийского Поместного Собора. В умах людей, особенно болезненно переживавших неканоничность синодального управления, зреет мысль о восстановлении Патриаршества.

Специально учрежденное Предсоборное присутствие подготовило материалы для предстоящего Поместного Собора, однако царь счел созыв Собора неблаговременным. В 1912 году материалы Присутствия пересматривались Предсоборным Совещанием, но до созыва Собора дело опять не дошло. Лишь отречение императора открыло путь к Поместному Собору. В 1917 году Предсоборный совет, работавший под председательством архиепископа Сергия, подготовил «Положение о Всероссийском Поместном Соборе».

Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он проложил рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причем в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила поэтому по преимуществу церковно-устроительный канонический характер.

С восстановлением Патриаршества преобразование всей системы церковного управления не было завершено. Краткое Определение от 4 ноября 1917 года впоследствии было дополнено целым рядом развернутых определений об органах высшей церковной власти: «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления», «О порядке избрания Святейшего Патриарха», «О Местоблюстителе Патриаршего Престола».

Эти определения составили настоящий кодекс Русской Православной Церкви, заменивший «Духовный регламент», «Устав Духовных Консисторий» и целый ряд более частных законодательных актов синодальной эпохи.

Патриарха Собор наделил правами, соответствующими каноническим нормам, прежде всего 34 Апостольскому правилу и 9 правилу Антиохийского Собора: нести попечение о благополучии Русской Церкви и представлять ее перед государственной властью, сноситься с автокефальными церквами, обращаться к всероссийской пастве с учительными посланиями, заботиться о своевременном замещении архиерейских кафедр, давать епископам братские советы. Патриарх получил право посещения с визитами всех епархий Русской Церкви и право принимать жалобы на архиереев. Согласно Определению, Патриарх является епархиальным архиереем Патриаршей области, которую составляют Московская епархия и ставропигиальные монастыри. Управление Патриаршей областью под общим руководством Первоиерарха возлагалось на архиепископа Коломенского и Можайского.

Поместный Собор 1917-1918 гг. образовал два органа коллегиального управления Церковью в период между Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет. К компетенции Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, а в ведение Высшего Церковного Совета — административные, хозяйственные, школьно-просветительные. И, наконец, особо важные вопросы, связанные с защитой прав Русской Православной Церкви, подготовкой к предстоящему Собору, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и Высшего Церковного Совета.

Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви совсем недолго. Уже в 1921 году в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав этих органов был определен единоличным Указом Патриарха в 1923 г. Указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 года Синод и Высший Церковный Совет были распущены.

Жизнь Русской Церкви под гнетом атеистического государства

В мае 1927 года Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) учредил Временный Патриарший Синод. Но это было лишь совещательное учреждение при Первоиерархе, которому принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти.

8 сентября 1943 года в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили три митрополита, одиннадцать архиепископов и пять епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

В 1945 году состоялся новый Поместный Собор, на котором Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Собор издал краткое Положение о Русской Православной Церкви из 48 статей, которое заменило Определения Собора 1917-1918 годов. Между законодательными актами двух Поместных Соборов существует несомненная преемственная связь, внесенные же изменения, обусловленные обстоятельствами времени, основанные на пережитом Церковью бесценном опыте, заключались, в целом, в подчеркивании иерархичности церковного строя. «Положение» Собора 1945 года расширяло компетенцию Патриарха, епархиального архиерея, приходского настоятеля

В отличие от документов Собора 1917-1918 годов, в указанном Положении наша Церковь называется не Российской, а, как и в древности, Русской.

Священный Синод, согласно Положению об управлении Русской Православной Церковью 1945 года, отличался от Синода, образованного в 1918 году, тем, что он не делил свою власть с Высшим Церковным Советом и имел иной состав, а от Временного Синода при Заместителе Местоблюстителя он отличался наличием реальной власти, поскольку не являлся только совещательным органом при Первоиерархе.

Архиерейский Собор, состоявшийся в 1961 году, пересмотрел Положение о Русской Православной Церкви в части, касающейся приходского управления; клирики устранялись от распоряжения материальными средствами приходов, которое возлагалось теперь исключительно на приходские собрания и приходские советы во главе с их председателями-старостами. Это решение утвердил в 1971 году Поместный Собор, на котором Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков).

Новый период исторического бытия Русской Православной Церкви

Поместный Собор, состоявшийся в 1988 году — в год тысячелетия Крещения Руси, — издал Устав Русской Православной Церкви. В нем несравненно подробнее, чем в «Положении о Русской Православной Церкви», регламентировались устройство высшего, епархиального и приходского управления, деятельность духовных школ и монастырей. «Устав» вобрал в себя выдержавшие испытание жизнью принципы церковного строя, которые легли в основу «Определений» Поместного Собора 1917-1918 гг. и «Положения», изданного Собором 1945 года.

Этот документ на двенадцать лет стал основным законом нашей Поместной Церкви, а в 2000 году согласно решению Юбилейного Архиерейского Собора году его сменил новый Устав, который также со временем претерпевает изменения, являющиеся отражением изменений в жизни Русской Церкви.

Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви был принят Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. Документ составили положения, регламентирующие деятельность Русской Православной Церкви как Поместной Автокефальной Церкви, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. В Уставе говорится о порядке созыва и работы Поместного Собора и Архиерейского Собора, их статусе и полномочиях; отдельная глава посвящена деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Также в документе содержатся положения, касающиеся деятельности Священного Синода, Московской Патриархии и Синодальных учреждений, церковного суда. Устав также содержит положения, регулирующие вопросы учреждения и жизнедеятельности самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, и перечисляет существующие в настоящее время самоуправляемые Церкви, рассматривает вопросы, связанные с деятельностью Экзархатов Русской Православной Церкви, учреждением и жизнедеятельностью Митрополичьих округов в составе Московского Патриархата.

Уставом регламентируются деятельность епархий Русской Православной Церкви, благочиний, учреждений Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье; регулируются вопросы создания и жизнедеятельности приходов и монастырей, работы учебных заведений Русской Православной Церкви, а также другие вопросы, касающиеся церковного управления и деятельности церковных учреждений.

Изменения Устав ранее вносились Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 годов.

Освященный Архиерейский Собор 2013 года, изучив предложения Межсоборного присутствия по уточнению полномочий Поместного и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, по определению правил избрания Патриарха Московского и всея Руси, а также по составу Поместного Собора, вынес Определение о принятии новой редакции Устава Русской Православной Церкви. Кроме того, Священный Синод принял ряд решений, требующих внесения изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви. В частности, это решения об учреждении Среднеазиатского митрополичьего округа, о создании Высшего Церковного Совета, об образовании митрополий, об образовании епархиальных викариатств, о внесении изменений в составе Священного Синода. Эти изменения нашли отражение в новой редакции Устава. Вместе с новой редакцией этого документа Собор утвердил Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси и Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви.

В статье использованы материалы книги

протоиерея Владислава Цыпина «Церковное право»

Загрузка...