ecosmak.ru

Какой должна быть современная женщина-христианка? Права и роль женщины в православной церкви.

cвященник Сергий Свешников

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда ставится вопрос о роли женщины в Церкви, то чаще всего имеется ввиду собственно не роль-об этом проповедовал Сам Христос, и писал ещё Апостол Павел-но продолжающаяся проблема взаимоотношения полов в семье, в обществе и в Церкви. В церковном сознании эта проблема обычно выражена в том, что бородатые мужчины в чёрном обладают административной властью, которую женщине не дают, даже если она приклеит себе бороду и оденет чёрный халат. С точки зрения современной Западной светской культуры, к которой принадлежат не только жители Соединённых Штатов, но в довольно значительной степени и жители европейской части России, – налицо дискриминация Церкви против женщины, только за то, что она родилась женщиной. Поэтому кажется немного странным, что указывать женщинам на их место в Церкви пригласили меня-бородатого мужчину в чёрном, наделённого некоторой административной властью в своём приходе, то есть в малой части Церкви.

Что-ж, поделюсь с вами своим мнением: место женщины в церкви-с левой стороны, то есть с той стороны, с которой на иконостасе помещена икона Божией Матери. Впрочем, нужно заметить, что такое положение делает большую честь женщинам, чем мужчинам. Дело в том, что когда предстоятель возносит молитву Богу как один из нас, то есть лицом на восток, то по его правую руку оказываются мужчины. Когда же из царских врат в благословении или через Святые Дары к нам исходит Сам Христос, то по Его правую сторону стоят именно женщины. Таким образом, если мы представим себе Христа, стоящего в царских вратах и отделяющего овец от козлищ (Мф. 25:32), то именно женщины стоят одесную, а мужчины-ошуюю (33).

Конечно, всё это сказано в полушутку, и вопрос о взаимоотношении полов в Церкви очень сложный, то есть сложенный из многих частей. Постараемся рассмотреть некоторые из них.

Введение: Несколько замечаний о Церкви и обществе

Не секрет, что общество-его философия, идеология, культура-оказывает огромное влияние на христианскую мысль. Проповедуя христианство в эллинистическом мире, Церковь пользовалась терминологией и методикой понятной эллинистическому обществу; существуя в рамках Римской Империи, Церковь богословствовала образами политическими и юридическими; столкнувшись с советским богоборчеством, Церковь искала пути противостояния; а живя в условиях современного материализма, Церковь полемизирует с ним, изобличая его духовную нищету.

С другой стороны, Церковь-это не только наши небесные покровители, но и мы-вполне земные человеки, подверженные влиянию идеологии, пропаганды, духа времени, воспитания, различных заблуждений и модных философий. Мы не только выносим что-то из Церкви, но и вносим в неё, в её житие и в её мировоззрение. Это не всегда плохо. Представьте, что вам в трёхлетнем возрасте сказали бы, что ваш жизненный опыт исчерпан, что учиться теперь нужно только на примерах из жизни предыдущих поколений, и что к своим мыслям, переживаниям и личному опыту нужно относиться либо с недоверием, либо начисто их отвергать. Как это было бы абсурдно по отношению к отдельному христианину, также абсурдно было бы консервировать Церковь четвёртым или пятым веком, как банку солёных огурцов.

Однако, нужно помнить, что наши личные переживания не всегда могут быть мерилом всех вещей, и что велосипед стоит изобретать только после того, как мы познакомимся с уже существующими моделями, но не раньше того. Кажется, у диакона (ныне протодиакона) Андрея Кураева где-то есть очень поучительный пример. Он пишет, что мы никогда бы не подумали указывать нейрохирургу как именно оперировать на головном мозгу или пилоту современного реактивного самолёта какие именно кнопки ему нажимать. Но почему-то многие обыватели считают себя авторитетами в деле управления церковным кораблём и подвергают сомнению тот путь святости, которым вот уже два тысячелетия его ведут те люди, которых Господь поставил кормчими.

Нетрудно понять, что некоторые из современных претензий к Православной Церкви исходят из непонимания той задачи, которую Христос поставил перед Своей Невестой. Например, в задачи Церкви не входит установление всеобщего равенства полов, наций или сословий в рамках земной истории. Это вовсе не означает, что Церковь не может занять ту или иную позицию в отношении дискриминации, бесправия или рабства. Однако искоренение рабства земного не входит в прямые задачи Церкви, провозглашающей Христову победу над рабством греха, к которой одинаково может приобщиться и мужеский пол, и женский, и раб, и свободь (Гал. 3:28), и белокожий, и чернокожий христианин.

Церковь всегда совершенно и неукоснительно провозглашала благую весть, услышанную от Самого Господа-«исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18). Но это не значит, что каждый член Церкви, даже из высокопоставленных, всегда был верен духу и букве Евангелия. Наша привязанность к земле слишком часто даёт о себе знать в нашем отношении к вещам небесным. Желая себе земных благ, мы и Христа представляем себе земным царём, забывая, что царство Его есть не от мира сего (Ин. 18:36). Добиваясь земного авторитета, мы и из Христа делаем какого-то тирана, забывая, что Он пришёл послужить, а не для того, чтобы Ему служили (Мк. 10:45). Наконец, стараясь подчинить себе жену, «воздвигшую глас» (Лк. 11:27), мы слишком часто цитируем слова «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) и слишком редко «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (25). В таком извращённом «богословии» вовсе не вина Церкви, но вина нашей падшей природы. Хотя и есть такие произведения неких священнослужителей, как «Домострой», но они не отражают собственно христианского понимания проблемы полов, а лишь указывают на современное автору положение вещей в обществе, причём автор «Домостроя» сознательно старался смягчить существующие нравы, указывая варварам на принципы евангельской любви. То есть, такие творения, как «Домострой», представляют скорее социально-исторический интерес, нежели являются эталонами взаимоотношений между христианскими супругами.

Но самое поразительное, пожалуй, не в том, что отпечаток нашей греховности лежит на околоцерковной литературе, а в том, что даже Священное Писание вынуждено принимать во внимание наше жестокосердие. Удивительный пример этому находим в диалоге Христа с законниками: «…как же Моисей заповедовал..?-…Моисей по жестокосердию вашему позволил вам.., а сначала не было так… но Я говорю вам…» (Мф. 19:7-9). То есть, мы должны быть предельно осторожными, когда цитируем Писание, чтобы смотреть на Божественное откровение не через призму нашего эгоизма и жестокосердия, а глазами Самого человеколюбивого Источника этого откровения.

Женщина в Церкви

В православном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии и вопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив с женой, например, мужчина может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла, что несомненно отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинает сравнивать Церковную жизнь-по крайней мере, такую, какую он видит-с гуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблема часто усугубляется самими служителями алтаря, которые-кто в шутку, а кто и всерьёз-цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин и архиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретным старцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-то обобщающим принципом православного сознания.

Конечно, можно долго спорить о том, существует ли «отвлечённое» или «абстрактное» православие. Скорее всего, мы будем вынуждены сказать, что такового не существует, как не может обладать бытием невоипостазированный, отвлечённо-абстрактный человек. Как однажды сказал наш до-боли известный соотечественник Владимир Ильич Ленин: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Однако, это вовсе не означает, что мы не можем рассматривать основополагающие вероучительные принципы православной веры, которые верны всегда, везде и для всех. И вот в православном вероучении мы не находим полемики полов. В отличие от некоторых других вероучений-таких, например, как индуизм или некоторые секты в исламе-православие учит об абсолютном равенстве людей в их отношении к Богу, спасению и вечной жизни независимо от их пола, национальности, социального положения и т.п.

«Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Это, конечно не означает, что Павел себя самого уже не считал ни иудеем, ни свободным, ни мужчиной-каким-то транснациональным, бесполым, неопределённым существом. Совсем наоборот-Апостол понимал и принимал реалии земного бытия. Но бытие христианина, как и бытие Самого Христа, есть соединение несоединимого: земного и небесного, временного и вечного, праха и дыхания жизни (Быт. 2:7)-именно соединение, а не отвержение одного в пользу другого. Цель христианской жизни в православии есть обожение, то есть обожение всего нашего существа: «Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе» (из Благодарственных молитв по Святом Причащении; молитва 3-я). Христос пришёл всего человека исцелить (см. Ин. 7:23), а не убить тело, чтобы освободить душу, как-бы из клетки. И воскресение есть не воскресение душ только, но воскресение телес. Наконец, именно наше земное бытие задаёт нам уходящую в вечность траекторию, как именно земная жизнь Христа-с Его воплощением, служением, распятием и воскресением-принесла спасение миру.

Женщина в православной церкви.

Работу выполнила Башкирова Н.А. (2018год)

1 . Введение.

2 . Глава 1. Роль женщины в служении церкви.

1.Образ жён в Евангелии.

2.Женщины в церковной жизни Древней Руси.

3.женщины в старообрядчестве.

4. Женщины в русской церкви в XIX - нач. XX в.

5.Женщины в Советское время и в 90-е годы.

3 . Глава 2.Служить церкви - служить людям.

1.Женщины у истоков православия.

2.Женщины-образец православного супружества.

3.Женщины - благотворительницы.

4. Имена женщин в православном календаре.

Введение.

Христианство - единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину пред Богом. Яркое свидетельство тому - Божья Матерь (Женщина), стоящая над всем Ангельским миром и Святыми. Через женщину - Еву - мир пал, и через женщину - Божью Матерь - мир спасся.(1)

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Роль женщины в Церкви можно действительно назвать особой. Причем и в Церкви как институте, и в малой Церкви - семье.(2)

История дает нам удивительные примеры женщин, которые очень многое сделали для Церкви - наши святые, помощницы, заступницы. (1) И роль женщины в церкви - дей-ствительно огромна. Вектор этой роли, ее суть выразила жизнь Матери Божией. Это служение, и это материнство.(2)

В первой части эссе я хочу рассказать о служении женщины в церкви. Вторая часть будет посвящена женщинам, Равноапостольным жёнам, первым мученицам и благот-ворительницам.

1 глава. Роль женщины в служении церкви.

«Церковь всегда принимала женское служение однозначно: это дела милосердия, благотворительности, попечительства, что наиболее близко женской природе. В этом заключалась миссионерская деятельность женщин. Такое древнее понимание женского служения перешло и на Русь. Во всех известных житиях подвижниц преобладают дела над интеллектуальными занятиями. Ко времени Петровских реформ женщины в храме не трудились, оставив за собой область социального призрения, благотворительность - тайную и явную, рукоделие.

В 1917-1918 годах Поместный Собор принял устав, который позволил женщинам участвовать в приходском собрании, могут быть избранными в приход, быть старостами.

На Поместном Соборе 1988г., прямо высказываются о привлечении женщин в деятельности епархиального совета. Они могут участвовать в образовании прихода, работе приходского собрания. Женщины могут учить вне храма, имея со-ответствующее образование и под наблюдением прихода или епархиального органа; создавать сестричества, общины, центры милосердия и духовного просвещения.

С течением времени понимание Церковью роли женщины дает возможность им выполнять посильные и достойные послушания, привлекая к активному служению ближним, к проповеди о Христе, к внутренней и внешней миссии».(1)

1.1. Образ жён в Евангелии.

«Во всех главнейших моментах жизни Иисуса Христа женщины принимают живое участие и нередко выступают на первый план». «Где мужчины ругались над Христом или же молчали, там женщина Его защищает и прославляет, как Сына Божия». «…в христианстве женщины призваны служить Богу, и это служение выше, чем какое-либо другое». «В христианстве признаётся женщина-мать и женщина-дева: …оставшаяся девою, не лишается никаких своих общечеловеческих, нравственных прав как гражданка Царствия Божия». Отстранение женщины от власти внешней проявлялась прежде всего в христианском воспитании, в котором женщинам принадлежала главная роль».

1.2.Женщины в церковной жизни Древней Руси.

«В церковной жизни в IV-V вв. расцвел чин ученых диаконисс, женщины широко участвовали в церковной благотворительности. «Статус замужней женщины был высоким. Положение женщины мыслилось в первую очередь как матери. На матери лежала задача по поддержанию семейства, по продолжению рода». «В период иконоборчества именно женщины активно защищали иконы от уничтожения и боролись за восстановление иконопочитания». «В византийской литературе существовал образ женщины - защитницы православия. Княгиня Ольга, принявшая христианство, получила звание «равноапостольной». «Особо следует выделить неисследованную «женскую тему» в росписи храма Святой Софии в Киеве» . «Княгини выступают ктиторами женских монастырей. В практике русской церкви сложился чин просфиропёк».(2)

1.3.Женщина в старообрядчестве.

Старообрядчество внесло значительные изменения в положение женщин в правос-лавии.«Женщина в старообрядстве совершала все духовные требы и таинства, руководила общиной» и обучала детей грамотности, которая не мыслилась без религиозного воспитания». В женских старообрядческих скитах женщина выступала как про-светительница масс, установила права, становясь самостоятельной в мирских церковных делах». «Монахини постригали, исповедовали женщин, причащали, крестили, занимались благотворительностью, поддерживали нищих и больных,принимали участие в соборном обсуждении различных спорных вопросов, были наставницами и уставщицами, переписывали книги и писали собственные сочинения как эпистолярного, так и агиографического жанра. Ситуация гонений привела к повышению женской религиозной активности. «Распространение аскетических настроений способствовало падению авторитета института брака в русской крестьянской культуре».

1.4. Женщины в русской церкви в XIX - нач. XX в.

В России конца XIX - начала XX в. женщина-крестьянка не могла получить богословского образования, хотя религиозное воспитание в семье поддерживалось именно женщиной. Формой религиозной жизни крестьянок, позволявшей ей и избежать порой невыносимых условий жизни в крестьянской семье, становилось монашество. Крестьянки уходили в монастырь, часто оставаясь до конца жизни в статусе послушниц.

«При большинстве общин находились богадельни для престарелых женщин, не-большие приюты для содержания девочек-сирот, аптеки и иногда школы». Государственное законодательство способствовало социальной деятельности женских монастырей. Игуменья Екатерина в 1906 году подняла вопрос о восстановлении чина диаконисс «…множество девушек и вдовушек откликнется на призыв к новому деятельному служению Церкви и отечеству». Духовенство первым из сословий стало стремиться дать своим дочерям образование. « Большая часть выпускниц после окончания учебы начинала преподавать в церковно-приходских школах или школах Министерства народного просвещения». «В течение второй половины XIX в. открывались женские гимназии, Петербургский женский мединститут (1897), Петербургский женский педагогический институт (1903). «Однако женское движение и образованность в России не пошли по религиозному пути: русские нигилистки, отрицавшие веру, семью, брак, хорошо известны по художественной литературе». Потребность женщин в образовании, создавала благоприятные условия для создания богословских учебных заведений для женщин. Девушки могли продолжить образование в высших учебных заведениях». «Выпускницы института получали право преподавания во всех средних женских учебных заведениях по тем предметам, методики которых они изучали в институте». «С середины XIX в. в России стали появляться общины сестер милосердия, находившиеся под покровительством знатных женщин, которые были хорошо знакомы с западно-европейскими образцами». «Отличительной чертой этих общин была социальная направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России». «Важным событием стало открытие в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия вдовой великого князя Сергея Александровича Елизаветой Федоров-ной».(1)

1.5. Женщина в Советское время и в 90-е годы.

«В распространении новых типов семейного поведения историки видят отход от тра-диционных религиозных ценностей, и коснулось это в первую очередь женщин». «В советской литературе новое положение женщины трактовалось как «раскрепощение женщин от вековой зависимости». « Выразителем падения религиозности было, стре-мительно распространявшаяся практика абортов». «Как пишет Т. Г. Киселева, «втянув насильственным путем женщину в общественное производство государство обрекло ее на неквалифицированный низкооплачиваемый труд, не защитив при этом ее семью» . «Этот процесс шел параллельно с изгнанием христианских ценностей прежде всего из повседневности». «В деревне практически полностью исчезла большая семья, состоящая из нескольких поколений. Одновременно шел процесс сокращения численности детей в семье». «В новых условиях верующие семьи, попытавшиеся сохранить традиционную рождаемость, обрекали себя и детей на нищету». «Одинокому человеку сохранить свою веру в этих условиях оказывалось легче, чем семейному». «Верующая женщина утрачивала возможность влияния на детей по мере их обучения в школе, т. к. обязательным компонентом обучения была антирелигиозная борьба.»

«…Опыт исследования семей репрессированных показал, что память о репрессированных сохраняется по линии матери. Исследователи сделали вывод об « особой роли женщины в хранении и передаче памяти семьи ». «В судьбе монастырей в послеоктябрьский период можно выделить два этапа.

1 этап: Монастыри делают попытки регистрироваться как коммуны или трудовые артели и продолжают вести хозяйство. 2-й этап в истории монастырей - закрытие коммун, массовые аресты монахов и монахинь. «Из воспоминаний монахини о закрытии монастыря: «Послед-няя прощальная обедня, все были причастницы…». « Закрытие церквей и монастырей вы-звало массовый протест со стороны верующих…Женщинам в этом протесте принадлежала решающая роль». «В 1930-х гг. многие монахини были арестованы и сосланы, в 1937-1938 гг. последовала новая волна репрессий, сопровождавшаяся расстрельными приговора-ми». «Старшее поколение застало еще тех «бабушек», которые были в церкви в70-е гг. XX в. и «ушли» с наступлением 90-х». ««Бабушки» сумели сохранить вопреки всем гонениям вер-ность и высоту христианской нравственности, которую являли женщины на протяжении всей христианской истории».

«Но, по-видимому, мы никогда уже не узнаем многих имен тех женщин, из-за которых Церковь не только выстояла, но и являла христианское служение миру». «…как у ста-рообрядцев в условиях гонений возросла женская активность и расширилось участие женщин в богослужении, так и в годы запретов и гонений XX в. возросла роль женщин в религиозных общинах как поставленных вне закона, так и существовавших официально. Женщины и в XX в. оставались носителями религиозности, христианской веры. Они заплатили за это дорогой ценой, умирая от голода и непосильного труда.(1)

«В 90-е годы пришла пора религиозной свободы — и отнюдь не всё вернулось «на круги своя». Женщины стали проповедовать: писать статьи и книги, издавать и редактировать богословские журналы, вести уроки Закона Божия в церковных и светских школах, богословия в светских университетах».(2)

Глава 2 .Служить церкви - служить людям.

1.1.Женщтны у истоков православия.

«Во второе воскресенье после Пасхи Православная церковь чествует святых жен-мироносиц — Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и иных. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине».(1)

«Святая Ольга - равноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения,… она созидала храмы в разных концах древней Руси, даже на берегах реки Наровы. Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. Важна и память о построении ею в Киеве деревянного храма Святой Софии, Премудрости Божией».(2)

1.2. Женщины - образец православного супружества .

«Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи».(3)

«Праведных Богоотец Иоаким и Анна . Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих».(4)

«Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи… В преклонном возрасте приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.(5)

Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы . «Быть со своим супругом одной веры — это правильно»,-писала она своей бабушке королеве Виктории. « … «Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь, и при-шла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж…».(6)

3.Женщины благотворительницы.

«В 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности».

«Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне… Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность».

«Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна (супруга Алек-сандра II, мать Александра III и бабушка Николая II). Не имея возможности работать, все супруги российских императоров активно занимались благотворительностью».

«В 1906 году и супруга Николая II, Александра Федоровна, подключилась к благотво-рительной деятельности семьи, создав и возглавив попечительство о домах трудолюбия и работных домах».

«Широко известна благотворительная деятельность святой великой княгини Елисаветы Феодоровны. Она еще до гибели мужа и своего пострижения в монашество состояла попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, убежища для слабых и выздоравливающих детей в Санкт-Петербурге, Царскосельского благотворительного общества, а в Москве - Елисаветинского благотворительного общества, Общества помощи слепым детям, Общества попечения о бедных детях, Комитета сбора пожертвований в пользу голодающим.

Следует сказать хотя бы несколько слов об Ольге Константиновне, которая много занималась благотворительностью: основала образцовую больницу, открыла медицинские курсы для женщин и сама посещала их.

«Среди замечательных русских женщин, стремившихся отдать себя служению России, была и младшая дочь императора Александра III, сестра императора Николая II - великая княгиня Ольга Александровна.Чтобы увековечить память великой княгини Ольги Александровны в 1991 году ее сыном Тихоном Николаевичем был создан - один из первых в постсоветской России - благотворительный фонд ее имени». (1)

«Есть люди, существование которых заставляет верить в бога самых отъявленных атеистов. Смерть же этих людей часто подрывает веру даже у тех, кто до сих пор не сомневался. Потому что, как выразился кто-то из волонтеров: «чтобы восстановить гармонию после смерти Гали, много миллионов хороших людей должно одновременно родиться взамен».Галя Чаликова - одна из основательниц и директор благотворительного фонда "Подари жизнь" - была именно таким человеком. От бессилия, когда не удавалось пристроить ребенка на сложный анализ из-за равнодушия чиновников от медицины. Плакала и молилась за всех, за каждого! Стены ее квартиры были в иконах, детских фотографиях и рисунках. Галя сама оказалась в больнице(онкология) , она призналась мне, что только в этом году научилась молиться. «Но ты же молилась тогда, в Лондоне» - удивилась я. А она: «тогда я молилась за других, а в этом году попробовала молиться за других и за себя. За себя молиться очень трудно». С уходом Гали интернет, телевидение, газеты в разных уголках России взорвались сообщениями о горькой потере, воспоминаниями, благодарностями и молитвами за душу Человека, который без остатка посвятил себя детям больным раком. «Их боль была ее болью, их страх был и ее страхом. Их путь стал и ее путем» .

4.Имена женщин в православном календаре.

6 февраля - День памяти блаженной Ксении Петербургской.
7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы.

Заключение.

Наблюдая за современным «женским православным движением», поневоле замечаешь кон-траст между нынешним женским подвижничеством и жизнью православных женщин из сов-сем недавнего нашего прошлого. Жизни, известной по житиям святых новомучениц XX века, а также по биографиям всех тех сестер и матушек, которые не жалели сил, а зачастую и жизни ради сохранения Церкви в эпоху гонений, ради спасения святынь, да и просто ради того, чтобы помочь чем-то одному конкретному ближнему. Имена большинства из них не найти не только в святцах, но и в обычных архивах, они стерлись из людской памяти без-возвратно. Большая часть из этих женщин не совершала подвигов. То, что их гонители на-зывали «антисоветской пропагандой», на практике означало лишь христианский образ жиз-ни, который они продолжали вести вопреки обстоятельствам времени. Наверное, нам, живу-щим в третьем тысячелетии, нужно почаще вспоминать о них. Мы должны сделать так, что-бы словосочетание «православная женщина» ассоциировалось не с каким-то конкретным зрительным образом, единым для всех, но с определенными человеческими и чисто женс-кими моральными качествами, с очевидным нравственным идеалом. С Царствием Божиим, проявленным в жизни, делах и поступках человека.

Подготовила: учитель начальных классов

Шарапова Татьяна Алексеевна

Санкт- Петербург, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

2.1. Женщина и Церковь

2.2. Роль женщины в православной церкви

2.3

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, какую роль занимают женщины в Православной Церкви постоянно поднимается на протяжении всей истории религии христианства, начиная с самых первых дней существования Церкви. Поэтому неудивительно, что и в двадцать первом веке этот вопрос задается всё чаще. Скорее всего верующих людей интересует даже не сама роль женщины, а ее взаимоотношения с мужчинами в семье, обществе и в Церкви. С развитием общества и упадком влияния Церкви на жизнь народа, вопрос встаёт все острее. Не ужели теперь уважающая себя, верующая женщина может носить сексуальную одежду, вести свободные разговоры и неузаконенные отношения с мужчинами? В далекие дни расцвета христианства за это ее бы отрекли от Церкви. Об этом трудном пути женщины на протяжении всей истории проповедовал Сам Христос, писал апостол Павел.

На самом деле назначение женщины во всем Мире за последние 2 тысячи лет практически не изменилось. Все, чему нас учат Священное Писание и Церковь, как и ранее актуально, жизненно, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18).

Что же получается? Женщина – помощник мужу, который не имеет право говорить, молиться, быть свободной перед Богом?

Другое дело, что сейчас, в современном и надеемся всё же цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои личные морали, ценности и желания, находящимся в оторванности от духовных корней, женщина все быстрее забывает свое «исконное» место в жизни, дарованное ей Богом... и все более приравнивает себя к тому самому мужу, может они поменялись местами и теперь мужчина – дарованный помощник для трудной женской судьбы. Давайте разберемся, гинетический код женщины никто не отменил. Ни владения высокими постами, ни успешная карьера, ни неисчерпаемые денежные запасы, власть или веселье - ничего из этого никогда не сможет заменить женщине тихого семейного счастья, возможности взаимно любить и иметь каменную опору в лице собственного мужа, счастья материнства и воспитания детей, а также честности перед Богом.

Большую часть всей церковной истории отсутствие женщин на соборах объяснялось теми словами апостола Павла, которые повествовали о праве женщины на своё мнение и возможность его высказывать в обществе. «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1 Кор, 14, 34-35).

В православном же вероучении проблемы полов просто не существует, поэтому и не стоит в православии и вопрос о той самой заветной роли женщины в Церкви. «Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье» - утверждает Королюк Т.В.

Повздорив с женой, мужчина конечно же может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла, что несомненно отразится на церковном самосознании как его самого, так и его жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно, а может быть и бессознательно несёт их в свою Церковь. Так он начинает сравнивать Церковную жизнь - по крайней мере, ту, какую он себе представляет с новыми гуманистическими и с феминистическими, принципами нового современного мира.

Кроме того, проблема роли, которую занимает женщина в жизни, в том числе и в Церкви, часто усугубляется самими священнослужителями, которые бесконечно цитируют из божественных книг что-то похожее на: «Держись подальше от женщин и архиереев», часто забывая упомянуть, что совет был дан вполне конкретным монахом конкретному молодому человеку, а не является главным и обобщающим принципом всего православного сознания.

Таким образом тема данного эссе остается особенно актуальной и в наше время, какой отдалённой от Церкви бы не казалась жизнь. А также до сих пор перед современным поколением верующих людей стоит много нерешённых вопросов и задач, напрямую связанных с участием женщины в жизни и деяниях Православной Церкви.

2.1. Женщина и Церковь.

Женщина и религия - это одно из самых противоречивых явлений во всей истории развития человечества. Безусловно в духовных аспектах всех существующих религий женское начало играет очень важную, а в некоторых конкретных случаях и определяющую роль. Ведь именно благодаря сочетанию мужского и женского начал появляется вся жизнь, всё сущее.

Противоречий много, а что общего? Начнем с того, что оба этих понятия в русском языке относятся к словам женского рода.

«Дева Мария удостоилась чести стать Матерью Бога, первыми узнали о Воскресении Христа именно жены-мироносицы, а у прп. Марии Египетской прп. Зосима просил благословения, хотя сам был священником.» - напоминает нам Михаил Бычков.

То есть женщина все же святая, она важна для продолжения жизни, значит важна и для Церкви. Но почему же тогда мы так часто слышим о дискриминации роли женщины в этой сфере? Если говорить о Церкви как о всеобщем собрании верующих, то здесь действительно именно мужчина призван «играть» главную роль, а вот женщина должна быть его верной помощницей, а не прятаться за ширмой.

Все это доказывает, что достижение непременной святости в христианстве для женщин никак не ограничивается и не зависит от роли женщины в обществе.

Однако почти все мировые религии будто игнорируют женщин, делают невозможной их вмешательство в жизнь Церкви, как служителя культа, но все же ей отводится определенное место в храме, где она выполняет определенные для нее функции.

Например, в православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу. Ну и в последнюю очередь, конечно же, самой себе, если у нее на это остаётся время и силы.

Православной Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Такая догматическая точка зрения свойственна и современному православию. Таким образом, православие в своих взглядах придерживается четкой патриархальной линии, возлагая исключительно на мужчину ответственность за женщину в семье и обществе.

Такой подход православия и Церкви характеризуется аскетичностью и суровой догматичностью, традиционно рассматривая женщину как мать, жену и помощницу мужу, основной задачей которой должна стать забота о благосостоянии семьи. То есть, Православная Церковь значительно сужает сферу деятельности женщины - подобная тенденция наблюдается и сейчас2.

Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе. Для этого нужно обратиться к первоисточникам по данной тематике, сравнить положение женщины, которое характеризует теоретические материалы и на основе высказываний церковнослужителей определить связь религиозных взглядов с тенденциями современного мира, процессами глобализации, определить роль СМИ в формировании стереотипов относительно женской роли в обществе3.

Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике. Можно говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаивается точка зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, но призывает к почтению догматов церкви и уважению к мужу4.

Другая группа исследователей говорит об открытом дискриминационном отношении к женщине в православии, о несоблюдении ею прав и свобод, о сужении ее социальных ролей. Надо сказать, что обе группы исследователей открыто избегают полемики по данному вопросу, освещая лишь одну сторону проблемы и используя сравнение с другими религиями, не принимая во внимание тенденции современного развития мира5.

По традиции, восходящей с раннехристианских времен, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение отвечало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.

В дни празднования Светлого Воскресения Христова все верующие удостаиваются щедрых милостей Божиих и переживают чрезвычайную радость торжества Пасхи Христовой. Но особой пасхальной благодати на Пасхальные праздники удостаиваются верующие женщины, так же как этого удостоились жены-мироносицы, которые не только первыми услышали от Ангелов весть о Воскресшем Спасителе, но и первыми сподобились увидеть Воскресшего Господа. Поэтому Православная Церковь в первое воскресенье после Антипасхи установила чтить память жен-мироносиц.

Почему же жены-мироносицы имели такую ​​большую честь Господа? На этот вопрос нам отвечает Евангелие, в котором говорится о пламенной любви жен-мироносиц в своего Господа и Спасителя. Они не только старательно служили Иисусу Христу в Его спасительной смерти, но и в порыве своей глубокой любви к Нему, на рассвете третьего дня пребывания Христа во гробе, пошли помазать Его тело ароматами, и имели честь первыми увидеть чудо Воскресения Христова, стать первыми свидетелями Воскресения Господня.

Так и православные жены, стремясь всегда к прославлению Господа, особенно тщательно и с глубокой любовью готовятся сами и украшают церковь и свои дома на праздник Пасхи Христовой. Жертвуя празднику свои труды и любовь, верующие жены соответственно и получают самые благодатные дары и милости от Воскресшего Христа. Поэтому в праздник жен-мироносиц Православная Церковь чтит труды и подвиги, любовь и преданность Церкви Христовой своих верующих православных женщин6.

Пасхальный праздник жен-мироносиц еще больше укрепляет благодатную силу православных женщин, чем значительно облегчает им служения семье, Церкви и обществу. Воскресенье жен-мироносиц становится для них праздником духовного торжества любви и подвигов и благодатного пасхального вдохновение в жизни и трудах.

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественной различия и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе Самим Творцом, и противоречить этому - значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вне Церкви нет спасения, говорят св. отцы. Только в Церкви, в ее Таинствах и обрядах, мы получаем благодать Божию, которая укрепляет нас на пути возвращения добродетелей, дает силы очиститься от греха. Добродетель вообще благодатный дар. Где же еще, как не в Церкви, может черпать силы для изменения себя современная женщина?

Только в христианстве - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумия, терпения, способности рассуждать, мудрости.

Как бы ни провозглашали Отцы церкви, женщина в христианстве уже давно не находится на задворках, хотя лидирующее место она занимать не может. Нельзя обвинить христианство в том, что оно смотрит на женщину как на низшее существо: это единственная религия, провозгласившая высоким и самым совершенным представителем человеческого рода именно женщину – «Честную Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» Пресвятую Деву Марию. Но и Она повиновалась своему Обручнику Иосифу. Это объясняют тем, что более совершенное создание вполне может подчиняться менее совершенному, так как отношение подчинения в христианстве определяется не качеством, а функцией.

Православная религия представляет собой самостоятельную и конечную ценность, а все нерелигиозные потребности отходят на второй план. Среди людей этого типа преобладают женщины. Религия и Церковь спасает их от тревог и страхов, дает ощущение радости и свободы и, в конечном счете, помогает реализовать свой высший духовный потенциал. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а Бог для них тем необходимым собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге. Каждая отдельно взятая женщина сейчас может выбирать, какую социальную роль ей выполнять, роль лидера или матери, возможно, сочетание этих двух ипостасей, что вполне естественно.

Итак, роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, нацоинальности, социального положения, состояния здоровья и т. д.-соработничество Христу в деле нашего спасения. В силу своих индивидуальных дарований женщина может выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем или начальником хора, стяжать равноангельное житие в монашеском звании или святость в высоком звании матери-но всё это лишь внешние выражения некоторых аспектов жизни христианина. Главное же-это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» . Потому что Тело Христово состоит не из администраторов, богословов или иконописцев, даже не из священнослужителей, но из христиан. И роль каждого христианина-мужчины или женщины-по слову преп. Серафима Саровского, «стяжание Духа Святаго Божия».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бегиян Сергий, священник Мужчина и женщина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/66988.html (дата обращения – 11 марта 2018 года)

Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П.Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии, 1999. - С. 263-267.

Кураев Андрей, протодиакон Женщина в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/ (дата обращения – 12 марта 2018 года)

Лоргус Андрей, священник Женщина в православии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm (дата обращения – 11 марта 2018 года)

Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин [Электронный ресурс].

Свешников Сергий, священник О роли женщины в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения – 10 марта 2018 года)

Сегодня мне хочется поговорить с Вами об истоках. Об истоках бытия, о том, как все начиналось, о том, как мир и мы с Вами – люди – были созданы Богом.

Мы с Вами можем придерживаться разных точек зрения относительно веры, возможно, Вы исповедуете другую религию – я лишь хочу систематизировать хотя бы часть тех ценнейших знаний, которые мы можем подчерпнуть из Библии, и применять их на благо наших семей.

Вспомним, как говорится в Библии о сотворении первой женщины, Евы:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

Бог говорит о женщине, как о «помощнице» , и согласно православной традиции, это самое главное назначение женщине при муже.

Быть мужу главной помощницей – что это значит?
- быть в курсе его дел, разбираться в том, чем он занимается, быть на его стороне
- поддерживать и уважать его
- принимать его таким, какой он есть
- вдохновлять мужа, помогать раскрыть его лучшие способности

Данное предназначение женщины, наверное, сильнее всего раскрывает всю ее душевную красоту, приближает к Богу, чувство материнской любви ни с чем не сравнимо, это глубина нежности и любви, но и ответственности.

И отцу, и матери предписано заботиться о своих детях, дарить им любовь, воспитывать их, быть им достойным примером, и сопровождать их любовью и советом на протяжении всей жизни.

Что такое семейный очаг? Это порядок и чистота в доме, и теплые отношения в семье, забота друг о друге. Кто справится с такими задачами лучше женщины? Нам все эти качества уже даны Богом и природой – желание служить ближнему, делать приятное, дарить любовь, заботу и нежность, следить за домом, наводить красоту и уют – если подходить к домашним заботам с такой точки зрения, то многие домашние дела перестанут быть рутиной. У всех этих задач есть высший смысл, а именно – чтобы близким было дома хорошо и уютно. Тогда все затраченные на это силы легко компенсируются, ведь главная награда здесь – это тепло в семье и любовь.

Какие же качества предписывает женщине православие?

1.Послушание мужу

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» Еф. 5:22-24.

В современном мире так сложно женщине быть послушной, мы на все имеем собственное мнение. Это хорошо, но где-то нужно уметь и смолчать, выслушать мужа, согласиться с ним т.к. он – глава семьи, и это то место, которое определил ему Господь.

Послушание мужу дает свои преимущества – однажды это становится естественным, и это такое счастье, когда своему мужу можно довериться, и не оспаривать его решений.

Это сохраняет огромное количество нашей женской энергии и просто нервов.

Также это дает прекрасный пример детям – если жена слушается мужа, не перечит ему, то дети слушаются родителей, т.к. у них перед глазам есть пример послушания.

2.Мудрость
«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Пр. 14:1.
Мудрая жена всегда выслушает своего мужа, поддержит его в новых начинаниях и идеях, утешит и ободрит его.
Мудрая жена не тянется к главенству к семье, она отходит на второй план, она стоит «за» мужем, усиливая и подчеркивая его значимость.

3.Принятие мужа с его достоинствами и недостатками
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. 6:2.

Когда мы только начинаем общаться с будущим супругом, все в нем нам кажется прекрасным и удивительным, но период бурной влюбленности сменяется более спокойным и стабильным чувством любви, когда мы уже знаем мужа на протяжении долгого времени. Мы знаем его недостатки, но любим его целиком, таким, какой он есть, ведь достоинств, в итоге, всегда больше.

У нас, у жен, тоже ведь есть недостатки, неправильные качества, и так «неся бремена друг друга», поддерживая во всем, мы вместе делаем друг друга лучше, вместе растем и развиваемся.

4.Верность

Верность мужу не только на физическом уровне, но и на уровне ментальном и духовном – жена верна мужу в том, что всегда на его стороне, поддерживает в трудных ситуациях, не отворачивается от него в моменты трудностей и испытаний.

5.Радость
«Весело смотрит она на будущее» Пр. 31:25; «сварливая жена – сточная труба» Пр. 19:13.

Когда жена полна радости, и не отчаивается в сложных ситуациях, надеясь на помощь Бога и мужа, то в доме тепло и светло. Если же она полна сомнений, нервов и страхов – она может создать дома напряженную атмосферу.

6.Умение вовремя замолчать
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» Пр. 10:19.

Большинство проблем и ссор в семье возникает от того, что супруги не контролируют свои эмоции, и в порыве гнева или раздражения выплескивают друг на друга те мысли и чувства, которые, возможно, забудутся и пройдут сразу после ссоры, а грубые слова могут ранить мужа или жену, и оставят след в душе. Поэтому умение вовремя замолчать – важное слагаемое семейного счастья.

7.Умение прощать
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» Кол. 3:15.
Не нужно замыкаться в себе, демонстративно не разговаривать с мужем, искать поощрения своей гордости и тщеславия. Нужно уметь обо всем разговаривать со своим самым близким человеком, уметь забывать обиды, не оглядываться в прошлое, и вместе, сообща, творить Вашу счастливую семью.

Я желаю Вам мудрости и терпения в познании истины, и да пребудет любовь в сердце Вашем!

МОУ Первомайская СОШ №2

Эссе

Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики»

ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Исполнитель:

Королюк Татьяна Владимировна

2018

1.Введение

2. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о роли женщины в Православной Церкви многократно поднимался на протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда в двадцать первом веке задается этот вопрос, то чаще всего имеется в виду собственно не роль - об этом проповедовал Сам Христос, и писал еще апостол Павел, а актуальная проблема взаимоотношений мужчин и женщин в семье, в обществе и в Церкви.

Назначение женщины в мире за последние 2 тыс. лет нисколько не изменилось. Все, чему учат Священное Писание, Церковь, как и ранее жизненно и актуально, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18).

Другое дело, что сейчас, в современном цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои мнимые ценности и оторванном от духовных корней, женщина все больше и больше забывает свое исконное место в жизни... и все более и более чувствует себя несчастной. Ведь ни владения высокими постами, ни успешная карьера - ничего из этого никогда не сможет заменить ей тихого семейного счастья, счастья любить и иметь опору в лице мужа, счастья материнства и воспитания детей.

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалась словам апостола Павла: «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1 Кор, 14, 34-35).

В православном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии и вопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив с женой, например, мужчина может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла, что несомненно отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинает сравнивать Церковную жизнь-по крайней мере, такую, какую он видит-с гуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблема часто усугубляется самими служителями алтаря, которые-кто в шутку, а кто и всерьёз-цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин и архиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретным старцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-то обобщающим принципом православного сознания.

Тема настоящего эссе остается особенно актуальной в наше время и ставит перед современным поколением много вопросов и задач, связанных с участием женщины в жизни Православной Церкви.

РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Женщина и религия - одно из самых противоречивых явлений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а в некоторых случаях определяющую роль. Именно сочетание мужского и женского начала порождает в обществе все сущее.

Однако почти все мировые религии игнорируют женщину как существо второстепенное, делают невозможным роль женщины как служителя культа, но ей отводится определенное место в храме, где она выполняет определенные для нее функции .

В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу, и в последнюю очередь самой себе, если у нее на это хватает времени и сил.

Православной Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Такая догматическая точка зрения свойственна и современному православию. Таким образом, православие в своих взглядах придерживается четкой патриархальной линии, возлагая исключительно на мужчину ответственность за женщину в семье и обществе.

Такой подход православия и Церкви характеризуется аскетичностью и суровой догматичностью, традиционно рассматривая женщину как мать, жену и помощницу мужу, основной задачей которой должна стать забота о благосостоянии семьи. То есть, Православная Церковь значительно сужает сферу деятельности женщины - подобная тенденция наблюдается и сейчас .

Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе. Для этого нужно обратиться к первоисточникам по данной тематике, сравнить положение женщины, которое характеризует теоретические материалы и на основе высказываний церковнослужителей определить связь религиозных взглядов с тенденциями современного мира, процессами глобализации, определить роль СМИ в формировании стереотипов относительно женской роли в обществе .

Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике. Можно говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаивается точка зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, но призывает к почтению догматов церкви и уважению к мужу .

Другая группа исследователей говорит об открытом дискриминационном отношении к женщине в православии, о несоблюдении ею прав и свобод, о сужении ее социальных ролей. Надо сказать, что обе группы исследователей открыто избегают полемики по данному вопросу, освещая лишь одну сторону проблемы и используя сравнение с другими религиями, не принимая во внимание тенденции современного развития мира .

По традиции, восходящей с раннехристианских времен, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение отвечало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.

В дни празднования Светлого Воскресения Христова все верующие удостаиваются щедрых милостей Божиих и переживают чрезвычайную радость торжества Пасхи Христовой. Но особой пасхальной благодати на Пасхальные праздники удостаиваются верующие женщины, так же как этого удостоились жены-мироносицы, которые не только первыми услышали от Ангелов весть о Воскресшем Спасителе, но и первыми сподобились увидеть Воскресшего Господа. Поэтому Православная Церковь в первое воскресенье после Антипасхи установила чтить память жен-мироносиц.

Почему же жены-мироносицы имели такую ​​большую честь Господа? На этот вопрос нам отвечает Евангелие, в котором говорится о пламенной любви жен-мироносиц в своего Господа и Спасителя. Они не только старательно служили Иисусу Христу в Его спасительной смерти, но и в порыве своей глубокой любви к Нему, на рассвете третьего дня пребывания Христа во гробе, пошли помазать Его тело ароматами, и имели честь первыми увидеть чудо Воскресения Христова, стать первыми свидетелями Воскресения Господня.

Так и православные жены, стремясь всегда к прославлению Господа, особенно тщательно и с глубокой любовью готовятся сами и украшают церковь и свои дома на праздник Пасхи Христовой. Жертвуя празднику свои труды и любовь, верующие жены соответственно и получают самые благодатные дары и милости от Воскресшего Христа. Поэтому в праздник жен-мироносиц Православная Церковь чтит труды и подвиги, любовь и преданность Церкви Христовой своих верующих православных женщин .

Пасхальный праздник жен-мироносиц еще больше укрепляет благодатную силу православных женщин, чем значительно облегчает им служения семье, Церкви и обществу. Воскресенье жен-мироносиц становится для них праздником духовного торжества любви и подвигов и благодатного пасхального вдохновение в жизни и трудах.

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественной различия и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе Самим Творцом, и противоречить этому - значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вне Церкви нет спасения, говорят св. отцы. Только в Церкви, в ее Таинствах и обрядах, мы получаем благодать Божию, которая укрепляет нас на пути возвращения добродетелей, дает силы очиститься от греха. Добродетель вообще благодатный дар. Где же еще, как не в Церкви, может черпать силы для изменения себя современная женщина?

Только в христианстве - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумия, терпения, способности рассуждать, мудрости.

Как бы ни провозглашали Отцы церкви, женщина в христианстве уже давно не находится на задворках, хотя лидирующее место она занимать не может. Нельзя обвинить христианство в том, что оно смотрит на женщину как на низшее существо: это единственная религия, провозгласившая высоким и самым совершенным представителем человеческого рода именно женщину – «Честную Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» Пресвятую Деву Марию. Но и Она повиновалась своему Обручнику Иосифу. Это объясняют тем, что более совершенное создание вполне может подчиняться менее совершенному, так как отношение подчинения в христианстве определяется не качеством, а функцией.

Православная религия представляет собой самостоятельную и конечную ценность, а все нерелигиозные потребности отходят на второй план. Среди людей этого типа преобладают женщины. Религия и Церковь спасает их от тревог и страхов, дает ощущение радости и свободы и, в конечном счете, помогает реализовать свой высший духовный потенциал. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а Бог для них тем необходимым собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге. Каждая отдельно взятая женщина сейчас может выбирать, какую социальную роль ей выполнять, роль лидера или матери, возможно, сочетание этих двух ипостасей, что вполне естественно.

Итак, роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, нацоинальности, социального положения, состояния здоровья и т. д.-соработничество Христу в деле нашего спасения. В силу своих индивидуальных дарований женщина может выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем или начальником хора, стяжать равноангельное житие в монашеском звании или святость в высоком звании матери-но всё это лишь внешние выражения некоторых аспектов жизни христианина. Главное же-это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» . Потому что Тело Христово состоит не из администраторов, богословов или иконописцев, даже не из священнослужителей, но из христиан. И роль каждого христианина-мужчины или женщины-по слову преп. Серафима Саровского, «стяжание Духа Святаго Божия».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бегиян Сергий, священник Мужчина и женщина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/66988.html (дата обращения – 11 марта 2018 года)
  2. Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П.Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии, 1999. - С. 263-267.
  3. Кураев Андрей, протодиакон Женщина в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/ (дата обращения – 12 марта 2018 года)
  4. Лоргус Андрей, священник Женщина в православии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm (дата обращения – 11 марта 2018 года)
  5. Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин [Электронный ресурс].
  6. Свешников Сергий, священник О роли женщины в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения – 10 марта 2018 года)
Загрузка...