ecosmak.ru

Появление частного сектора экономики. Государственный и частный сектор экономики

На примере приватизации в Англии было определено по меньшей мере 22 различных способа частичной или полной передачи собственности и функций по предоставлению услуг частному сектору. Способы самые разные распродажа и безвозмездное распределение акций подряды на оказание услуг, отчисления со стороны пользователей, продажа государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.  


Услуги - частный сектор  

Отказ от тотального регулирования оптовых и розничных цен произошел в начале 1991 г. Тогда по гибким договорным ценам продавалось 50% машин и оборудования, 40% продукции легкой промышленности и 25% сырья. В розничной торговле с апреля 1991 г. доля фиксированных цен составляла 55%, а договорных - 45%. Одновременно расширилась сфера применения нерегулируемых цен на товары и услуги частного сектора.  

Средства достижения этой цели многообразны. Они могут включать меры "приватизации" управления, рекомендуемые, например. Мировым банком, - от использования подрядных услуг частного сектора до перехода к частичной монополии на эксплуатацию нефтегазовых ресурсов страны. Такая либерализация и частичная демонополизация может дополняться различными формами сотрудничества с иностранными компаниями, располагающими более совершенной технологией для освоения труднодоступных месторождений. В этой области кооперация развивается от сервисных контрактов к контрактам раздела продукции с различными вариациями в зависимости от конкретных условий.  

Экспертиза позволяет обойти трудности долгосрочного учета качественных изменений объекта прогнозирования, связанных как с внутренней логикой его развития, зависящей от взаимосвязей качественных признаков , так и с изменением внешних факторов. Как пример можно привести учет влияния развития науки и техники на макроэкономические показатели в целом по стране и по отраслям (здесь требуются экспертные оценки различных экономических ограничений инвестиций частного сектора , потребностей в продукции и услугах).  

Существенное различие между финансовым и экономическим анализом касается цен, которые применяются для оценки проектных ресурсов и продукции. В финансовом анализе за основу берут рыночные цены , по которым хозяйствующий субъект предполагает приобретение ресурсов и продажу своей продукции. Цены, используемые в экономическом анализе , рассчитываются на основе значений альтернативной стоимости для общества в целом. Экономическая ценность ресурсов и продукции отличается от их финансовой стоимости вследствие искажений рынка, созданных государством или частным сектором . Экспортные налоги и субсидии, акцизы, налоги с оборота, дотации, всякого рода квоты - все это типичные примеры искажений, вызванных государством. Монополия и связанные с этим ценовые искажения - это рыночный феномен, который может быть создан либо государством, либо частным сектором . Некоторые искажения рынка вызваны общественным характером производимых товаров или услуг. Стоимость для общества таких общедоступных услуг, как снабжение питьевой водой, транспорт, ремонт дорог, электроснабжение, нередко значительно превышает финансовые цены, которые должны платить за них индивидуальные потребители . Именно такие факторы являются одной из причин расхождений между финансовыми и экономическими ценами для проекта.  

Правительство США разработало порядок регулирования вопросов интеллектуальной собственности при помощи законов, инструкций, актов исполнительной власти и единой правительственной политики. В каждом отдельно взятом учреждении могут действовать единые законы и дополнительное регулирование, распространяемое только на него. Например, существует единое Федеральное регулирование закупок (ФРЗ), которое устанавливает правила и порядок заключения и выполнения агентствами контактов на приобретение товаров и услуг в частном секторе . Департамент энергетики, руководствуясь ФРЗ. однако разработал более детальное Регулирование закупок Департаментом энергетики (ДЭ), которое соответствует ФРЗ, но включает в себя специальные правила с учетом особенностей хозяйственной деятельности ДЭ.  

Всегда будут и, возможно, должны быть определенные виды услуг/продуктов , оплата которых должна быть гарантирована. Например, населению нужен транспорт и. следовательно, нужно гарантировать оплату строительства дорог из бюджета, однако это не мешает возникновению платных дорог с характерным для частного сектора духом конкуренции. Правительства будут несомненно продолжать обсуждать, какие из важных услуг должны быть предоставлены из бюджетных средств , какие следует регулировать, а какие приватизировать.  

Наряду с настоятельной необходимостью передачи функций разработки и реализации планов реструктуризации непосредственно руководству оборонных предприятий, российское правительство также должно осуществить ряд дополнительных мер, способствующих успеху конверсии. Возможно, наиболее важной из этих мер, требующей решения в самое ближайшее время, является четкое решение относительно стратегии преобразований российской оборонной промышленности. Она может оставаться изолированной и ориентированной исключительно на военное производство, полностью подконтрольной и субсидируемой государством. В другом варианте правительство будет приобретать товары и услуги оборонного назначения в частном секторе производства двойного назначения, который будет рассматривать государство как одного из своих клиентов. Такая постановка вопроса не исключает наличия нескольких заводов, которые даже в рамках модели производств двойного назначения могут оставаться исключительно военными и подконтрольными правительству. Однако по второй модели подавляющее большинство заводов будет приватизировано и свободно в планах и осуществлении диверсификации при единственном условии сохранения необходимого государству объема поставок военной техники.  

Как ресурсы перераспределяются из производства индивидуальных в производство общественных благ В экономике полной занятости государству приходится высвобождать ресурсы из частного сектора , с тем чтобы они стали доступны для производства общественных благ . Способ высвобождения ресурсов из частного сектора заключается в сокращении частного спроса на них. Для этого правительство взимает с фирм и домохозяйств налоги, отвлекая тем самым часть их доходов - часть их потенциальной покупательной способности - из потока доходы - расходы. По мере понижения доходов в результате налогообложения фирмы и домохозяйства вынуждены сокращать свои расходы на инвестирование и потребление. Налоги снижают частный спрос на товары и услуги, что в свою очередь вызывает спад в частном спросе на ресурсы. Перенося покупательную способность от частных потребителей к правительству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения.  

Она заключается в том, что, по мнению консерваторов, в течение определенного периода принимается ограниченное или постоянное число решений, связанных с функционированием экономики. Следовательно, если государство, выполняя свои официально установленные функции, принимает больше решений, то частному сектору обязательно останется меньше свободных решений или альтернатив. Эти рассуждения считаются ошибочными. Финансируя производство общественных товаров , государство фактически расширяет сферу свободного выбора, позволяя обществу пользоваться товарами и услугами, которые не были бы доступны без усилий правительства.  

Сторонники теории государственного выбора приводят ряд причин, почему государство подчас не способно обеспечить граждан общественными товарами и услугами а) у политических деятелей есть сильные стимулы для поддержки законов, защищающих особые интересы отдельных групп б) выбор общества может склониться в пользу программ, которые повлекут за собой немедленные, ощутимые выгоды и с трудом определяемые издержки, а также против программ, которые приведут к немедленным, легко определяемым издержкам и к маловероятным или отложенным выгодам в) граждане, выступающие в качестве избирателей, имеют меньше возможностей выбора в сфере общественных товаров и услуг, чем в частном секторе в качестве потребителей г) у государственных чиновников меньше стимулов работать эффективно , чем у тех, кто работает в частных фирмах.  

Когда демократическое государство облагает население налогами , чтобы финансировать предоставление своим гражданам определенных благ, имеет место принуждение. Несогласное меньшинство должно платить налоги и финансировать расходы на общественные блага независимо от того, получают ли и ценят ли они их. Право налогообложения позволяет государству, не спрашивая разрешения, забирать у людей их собственность, например, доход. В частном секторе подобной принудительной силы не существует. Частные фирмы могут назначать более высокие цены на свои товары и услуги, но они не могут заставить покупать их.  

Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она проигрывает конкурентам, предлагающим лучшие условия. Конкуренция дает потребителям защиту от высоких цен, плохих товаров и услуг, грубого поведения персонала. В отношении частного сектора с этим согласны почти все. Важность конкуренции в государственном секторе , к сожалению, не столь широко признана.  

Политика займов (внутренних и внешних) должна обеспечить осуществление государственных расходов за счет реальных доходов частных секторов экономики , но когда эти доходы рассматриваются негосударственным сектором как способ эффективного размещения сбережений с целью извлечения опять-таки реальных доходов . Иначе говоря, политика займов может быть эффективной лишь тогда, когда государство способствует развертыванию системы механизмов реального инвестирования , расширяющей источники реального присвоения доходов- Совокупность процессов подобного рода называется бюджетным вытеснением. Бюджетное вытеснение - это форма инвестиционной конкуренции государства, бизнеса и домохозяйств, когда сбережения перетекают от бизнеса и домохозяйств к государству, но в целях реального увеличения национального дохода . Бюджетное вытеснение не всегда оказывается эффективным. Нередко то, что собирает государство в виде займов в итоге трансформируется в невозвратные кредиты, взятки, нецелевое использование фондов и интересах бюрократии, теневые доходы , просто потери , потребительские расходы не из рыночных источников и т.д. В результате часть покрытого займами бюджетного дефицита оказывается не реальной, а номинальной (чисто ценовой без обеспечения физическим эквивалентом производства реальных товаров и услуг), что приводит к развитию отрицательных макроэкономических тенденций (инфляции, безработице, спаду, росту государственного долга и т.п. явлениям). Таким образом, мера эффективности бюджетной политики определяется комплексом фактически реализованных целей, соотнесенного с обусловившими их достижения средствами.  

Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке , причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.  

Предпосылки приватизации. Основной причиной приватизации, особенно в наименее развитых странах, послужило вызванное бою-жетными кризисами осознание того, что государственные предприятия , как правило, выступают растратчиками национального богатства . Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо накопления прибыли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочить роль частного сектора.  

В переходной экономике наиболее главным шагом в создании условий для конкуренции и предпринимательства является приватизация государственной собственности. Начатая широкомасштабная демонополизация государственной собственности стала важнейшим институциональным преобразованием, центральным звеном экономической реформы в Кыргызстане. Проведение собственно приватизационной политики в русле основных экономических реформ предполагало этапность с выделением четко обозначенных целей, задач и рычагов реализации.

В ходе первого этапа (конец 1991 г. - конец 1993 г.) была заложена законодательная база, организационная инфраструктура, широко апробирован приватизационный инструментарий. Достигнуты высокие темпы "малой приватизации". Начата приватизация предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и других отраслей. Переводу спонтанного приватизационного процесса на законодательно регулируемую базу способствовало принятие Закона "Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства в Республике Кыргызстан" (1991 г.) и Программы разгосударствления и приватизации государственной и коммунальной собственности на 1991-1993 гг. (январь 1992 г.). Программа ставила целью приватизации создание конкурентной среды в экономике путем изменения соотношения форм собственности в пользу частной и смешанной. Основные задачи включали: быстрые темпы приватизации, упор на мелкие и средние предприятия, приватизация крупных предприятий промышленности и сельского хозяйства.

Завершение первого этапа приватизации обнаружило в основном чисто количественные успехи: 59% оставалось в руках государства; 7,7%- кооперативная и общественная; 9,2% - колхозная; 9,3% - в руках трудовых коллективов; 14,3% - совместная собственность государства и трудовых коллективов; 0,5% - собственность частных лиц. Относительно успешным было преобразование объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания в рамках так называемой "малой приватизации". В этих секторах экономики приватизация осуществлялась через аукционы, конкурсы и прямые продажи. В результате уже в 1991-1993 гг. в торговле было приватизировано 86,7%, а в бытовом обслуживании-97,2% магазинов, ресторанов, кафе, предприятий бытовых услуг, которые перешли в основном в частные руки. Положительным итогом "малой приватизации" стало разрушение государственной монополии в торговле и сфере услуг, создание конкурентной среды, ликвидация товарного дефицита, хотя она и не могла решить проблему преобразования государственной собственности в целом.

Из-за новизны и сложности процесса первая Программа приватизации осуществлялась при значительных недостатках законодательной и нормативно-методической базы. Это особо проявилось в ходе приватизации крупных и средних предприятий. Здесь преобладающей формой приватизации было акционирование, предполагающее концентрацию в руках государства большей части акций, а за Фондом государственного имущества закреплялась возможность использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьим лицам. Данные по методам разгосударствления, приватизации в Кыргызстане на первом этапе (см. Приложение, таблицу Ь 5) свидетельствуют о довольно быстром росте числа зарегистрированных акционерных обществ. Если по количеству приватизированных объектов наибольшую долю - 28% составил выкуп в коллективную собственность, то по стоимости имущества преобладало акционирование - 79%. С начала приватизационного процесса в республике было создано 169 акционерных обществ, из них 36% - в промышленности, 14% - в строительстве, 25% - в торговле. Однако их создание было в значительной мере формальным преобразованием, ибо основными держателями и вкладчиками в Уставной фонд являются государственный аппарат и администрация предприятий. Так, на 1 января 1994 г. доля Фонда госимущества в среднем по всем созданным акционерным обществам составляла 56,9%, трудовых коллективов - 33,6%, "третьих" учредителей - 9,5%.

Таким образом, недостатки первого этапа приватизации проявились в следующем. Значительная часть собственности государственных предприятий оставлялась на льготных условиях (по крайне низким ценам) трудовым коллективам, что не способствовало появлению реальных собственников, притоку инвестиций и, следовательно, обновлению производства. Государственная доля акций в акционированных предприятиях в большинстве случаев передавалась в управление министерствам или госконцернам, которые в силу своего отраслевого характера противодействовали процессу приватизации и оказывали отрицательное влияние на поведение новых собственников. В результате министерства и госконцерны продолжали играть ключевую роль в ценообразовании, определении профиля производства, снабжении и распределении материальных и финансовых ресурсов.

В 1992 г. началась программа массовой приватизации с использованием начисленных населению специальных платежных средств. (СПС). Но из-за несовершенства нормативно-производственной базы, связанной прежде всего с крайней ограниченностью их использования, в 1993 г. было реализовано только 3% СПС. Во многом это было связано с низкой осведомленностью населения о формах приватизации, неэффективным методом самого использования СПС. В результате сложилось отрицательное общественное мнение к массовой приватизации. Положение стало улучшаться лишь в 1994 г., когда СПС населения были заменены на приватизационные купоны, представлявшие собой ликвидные ценные бумаги.

Начало второго этапа приватизации (1994-1995 гг.) охарактеризовалось очень низким уровнем выполнения программных задач: за 3 квартала 1994 г. приватизировано только 25% годовых объемов. Причины сложившегося положения: ограниченность используемых методов приватизации, несовершенство нормативной базы, недостаточная скоординированность деятельности Фонда госимущества и отраслевых министерств. Значительно была ослаблена финансовая дисциплина, т.к. многие предприятия имели задолженность по выкупу приватизированного имущества, нарушались сроки по погашению ранее выданных кредитов, не практиковался учет начисления дивидендов на государственный пакет акций. Приватизация крупных предприятий промышленности, строительства, оптовой торговли была приостановлена. Отсутствовала нормативная база по внедрению новых методов управления госсобственностью. Практически не проводилась работа по задействованию механизма ликвидации и реорганизации неплатежеспособных предприятий, затянулся процесс обмена СПС на купоны.

В целях разрешения этих и многих других проблем была разработана вторая Программа приватизации, которая включала три основных элемента:

  • - первое - все оставшиеся малые предприятия должны быть проданы на конкурсной основе с аукционов за наличные деньги;
  • - второе - доля акций государства в предприятиях, приватизированных уже на 1 этапе, должна быть продана на приватизационные свидетельства и на наличных аукционах, с участием индивидуальных владельцев приватизационных свидетельств, а также инвестиционных фондов;
  • - третье - средние и крупные предприятия должны быть приватизированы следующими методами: бесплатным распределением 5% акций предприятия руководителям и рабочим (ранее коллективу безвозмездно передавалось 25-27%); продажей на ваучерных аукционах 25% акций; продажей оставшихся 70% акций через аукцион или по конкурсу.

При прямой продаже оставшихся акций целевым инвесторам, включая и иностранных, считается, что они должны иметь стратегическую позицию в данном секторе промышленности. В начале 1995 г., в качестве варианта конкурсных приватизационных предложений, была принята "схема ключевого инвестора", в соответствии с которой участникам торгов не требуются предоставления бизнес-планов и предложения цены в качестве единственных критериев оценки. В целом, второй этап отличается новым, качественным подходом к приватизации: отмена льгот трудовым коллективам, преобразование государственных предприятий только в Акционерные Общества открытого типа, применение таких методов приватизации, как конкурс конкурирующих проектов, индивидуальные проекты приватизации, метод стратегических инвесторов.

В осуществлении программы приватизации Правительству Кыргызстана была оказана помощь Всемирного Банка по кредиту Международной Ассоциации Развития (МАР) - 60 млн. долл., под названием РЕ8АК. В 1994 -1995 г.г. по данной Программе было проведено диагностическое обследование 27 крупных убыточных предприятий промышленности относительно их жизнеспособности. В середине 1994 г. при Кабинете Премьер-министра было организовано Агентство по реконструкции и принятию решений по предприятиям (АРПРП) как временный орган для наблюдения над пассивной реконструкцией этих предприятий и ликвидации нежизнеспособных предприятий посредством контроля над убытками, снятия социальных и политических издержек, связанных с ликвидацией и реконструкцией предприятий, уведомления предприятий о том, что Правительство вынуждено ввести для них бюджетные ограничения. В 1996 г. из 27 обследованных предприятий 2 - добровольно покинули программу АРПРП, 7 - признаны нежизнеспособными (из них 6 - убыточных промышленных предприятий подверглись процедуре банкротства, 1 - подлежит ликвидации), на 11 - завершена реконструкция, остальные 7 находятся в программе. На основе обследования от предприятий отделены объекты социальной и производственной инфраструктуры, находящиеся на их балансе, с последующей передачей этих объектов в местные органы управления, сокращена численность занятых на 50%, определены пути приватизации этих предприятий. Программа АРПРП, рассчитанная на 1994-1998 гг. предусматривает в дальнейшем: не допускать никаких бюджетных отчислений предприятиям в 1997 г.; финансовые отчисления на счет самого АРПРП проводить только для завершения его роли как ликвидатора; все претензии и иски к ликвидированным предприятиям уладить в течение 1998 г., после чего программа прекратит свою работу.

В ходе реализации процесса приватизации в Кыргызстане за 1991-1996 гг. приватизировано около 6 тысяч предприятий или 60% от общей численности государственных объектов. В разрезе отраслей экономики уровень приватизации составляет: в промышленности - 77%; сельском хозяйстве - 40%; строительстве - 54%; транспорте - 46%; торговле - 95%; бытовом обслуживании - 100%; в непроизводственной сфере - 18%; в остальных отраслях - 11%. Из всех приватизированных предприятий 37% составили частные предприятия, 38% - коллективные, 21% - акционерные общества, 4% - общества с ограниченной ответственностью. Этот довольно значительный количественный результат приватизации не сопровождался к сожалению, качественными изменениями в социально-экономической ситуации.

За период 1991-1995 гг. Кыргызстан сделал упор на формальном разгосударствлении, причем на количественном его аспекте, собственно темпах приватизации, что было довольно слабо связано с финансовой стабилизацией, антимонопольной политикой, структурной перестройкой, привлечением новых инвестиций. В результате не произошло существенных изменений, которые способствовали бы созданию духа предпринимательства, конкурентной борьбы, предпосылок к новым подходам в организации производства и управления. Приватизированные предприятия оказались неспособными оплатить поставщикам за сырье, материалы, электроэнергию и вынуждены были работать не в полном режиме. Из-за этого резко сократился их объем производства и ухудшились финансовые результаты.

Критическая оценка процессов приватизации, сделанная Правительством республики, вызвала необходимость разработки новой государственной Программы разгосударствления и приватизации на 1996-1997 гг. Согласно Программе будет преобразовано 499 государственных предприятий со стоимостью основных фондов более 433 млн. сомов. На данном этапе предстоит преобразование средних и крупных предприятий, а также более действенное использование механизма санации нерентабельных хозяйствующих субъектов или их банкротства. Реализация Программы предусматривает следующие основные направления:

  • - денежная продажа объектов государственной собственности и реализация индивидуальных проектов приватизации;
  • - создание условий для формирования отечественных управляющих фирм и обеспечение их участия в процессе приватизации;
  • - формирование системы государственных мер защиты интересов инвесторов - собственников ценных бумаг;
  • - реализация мер по эффективному управлению оставшейся государственной собственностью.

Что касается массовой приватизации, связанной с безвозмездным обменом приватизационных купонов граждан на акции реорганизованных предприятий, то она также вступает в завершающую стадию. На купонные аукционы будут выставлены акции наиболее привлекательных для граждан предприятий и организаций производственных отраслей и социальной сферы. Приватизационные купоны, не реализованные в ходе обмена СПС, направлены на приобретение акций приватизируемых объектов, рентабельных предприятий - "Кыргызэнергохолдинга", госконцерна "Кыргызалтын", "Кыргызтелекома" с передачей права получения дивидендов по акциям Социальному фонду на цели поддержки социально уязвимых слоев населения, пенсионеров и инвалидов. Реализация указанной двухлетней программы приватизации в целом должна способствовать завершению процесса разгосударствления экономики и приватизации собственности, созданию полноценных институтов рыночной инфраструктуры, формированию реального класса собственников, преодолению иждивенческого поведения населения, адаптации всех хозяйствующих субъектов к рыночным условиям.

Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

Причины перестройки:

Ø кризисные явления к середине 1980-х гг.;

Ø динамизм советская экономика окончательно утратила (это проявлялось в падении темпов роста экономики, особенно в промышленности и производ. труда);

Ø В социальной сфере практиковался остаточный принцип финансирования;

Ø Удельный вес составлял 45% бюджета.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК М.С.Горбачёв провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны . Внимание гос-ва к развитию НТпрогресса => осуществление новой индустриальной модернизации нар./хоз-ва на базе ускоренного развития машиностроения .

Главными факторами ускорения должны были стать научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения, а на этой основе и всего народного хозяйства и также активизация «человеческого фактора».

I этап (1985-1988гг.) поиск путей развития в экономическом и политическом плане, первые шаги полит. партийной системы.

II этап (1988-1990гг.) переход к рыночной экономике.

III этап (1990-1991гг.) период дезинтеграции и распад СССР.

Задачи экономических преобразований:

· ускоренное развитие машиностроения как основа перевооружения народного хоз-ва;

· улучшение дисциплины (производств)

· борьба с льянством и алкоголизмом (это всё примыкает к дисциплине);

Л.Абалкин, А.Аганбегян, П.Бунич – разработка экономической реформы, которую осуществили в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Проект реформы предусматривал:

а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

б) постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);

в) отказ от монополии внешней торговли;

г) глубокая интеграция в мировой рынок;

д) сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

е) признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.

1987 г . – закон «О государственном предприятии». Предполагалось: переход на хозрасчёт, саморефинансирование, право на самостоятельную деятельность.

1988 г. – закон «О кооперации», «Об индивидуальной трудовой деятельности». Появление частного сектора в экономике.

1990 г. – законы «Об акционерных коммерческих обществах» и «О ценных бумагах», знаменовавшие стремительное укрепление ростков рыночной экономики в СССР.

Происходит переход к рыночной экономике => спрос на все виды потребительских товаров.

В феврале 1990 г. Комплексная экономическая программа (Программа 500 дней Явлинского ):

· Либерализация цен;

· Меры социальной защиты населения;

· Сохранение государственных ф-ий управления экономикой.

Мировые цены на нефти падают => дефицит (экономика находится в условиях свободного падения).

Май 1988г. – нецелесообразный переход на арендный подряд.

Январь 1991г . – премьер B.C. Павлов неожиданно провел денежную реформу – обмен 50- и 100-рублевых купюр.

Результаты:

ü доминантный характер экономической политики – не дал серьёзных результатов;

ü с/х не развивалось, а дотационно поддерживалось государством;

ü Крестьяне-арендаторы сталкивались с большими трудностями в финансировании, приобретении техники, с многочисленными бюрократическими преградами, а нередко и с враждебным отношением местных властей и даже односельчан. В итоге к лету 1991 г. хозяйства арендаторов охватывали лишь 2% земли и 3% поголовья скота.

ü не отменены планирования, распределения ресурсов;

ü административно-командные рычаги постепенно отменяются;

перестройка повлекла после себя экономический спад.

Можно выделить два возможных метода воздействия государства на инвестиционную деятельность в стране: пассивный и активный. Пассивный метод связан с ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций.

Активный

Прямое государственное инвестирование средств и реализация мероприятий в налоговой и бюджетной формах, которые направлены на активизацию инвестиционной деятельности:

1. налоговое

2. создание условий для возникновения финансово-промышленных групп

3. защита прав собственности инвесторов (гарантии)

4. применение политики ускоренной алгоритмизации и деятельности предприятий

Пассивный

Ориентация предпринимателей на выбор более эффективных вариантов инвестирования путем разработки инвестиционного плана страны при этом возникает проблема определения рациональной структуры экономики страны.

Основные пути повышения эффективности инвестиционной де­ятельности:

Создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей;

Прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах;

Внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких, как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок оку­паемости;

Стимулирование инвестиционной активности частного секто­ра экономики посредством налоговых льгот.

Пути стимулирования инвестиционной активности частного сектора

налоговое регулиро­вание инвестиционной деятельности,

институциональное преобразова­ние экономики, связанное с созданием промышленных групп,

защита прав собственности.

Инвестиционный потенциал страны в первую очередь определяется уровнем сбережений - основным источником капиталовложений. Один из законов макроэкономического равновесия следующий: равновесие между совокупным спросом и предложением есть следствие баланса капитало­вложений (инвестиций) и объема сбережений населения S = I, где: S - об­щие сбережения; I - общие инвестиции. Поэтому, решая проблему инве­стиций комплексно, нельзя рассматривать изолированно продавцов капи­тала (население, иностранных инвесторов) и его покупателей (националь­ные фирмы).

В социально-ориентированной рыночной экономике проблема при­влечения инвестиций в ее реальный сектор начинает решаться с создания цивилизованного рынка долгосрочного, или инвестиционного, капитала как второй составляющей рынка капиталов в целом (первая его часть - ры­нок денег).

Рынок инвестиционного капитала подразделяется на:

Рынок долгосрочного денежного и финансового кредита;

Рынок фиктивного капитала (ценных бумаг - акций, облигаций, производных ценных бумаг).

Поскольку большинство сбережений совершается домохозяйствами, а большинство инвестиций производится фирмами, государству необходимо максимально способствовать созданию и развитию механизма перелива капиталов домохозяйств к фирмам-заемщикам, который формируется на рыночной основе. Рынок инвестиционного капитала включает множество каналов его движения. К основным из них можно отнести:

1. Прямое финансирование, когда средства владельцев сбережений на­прямую перемещаются к заемщикам:

a) путем приобретения долевых ценных бумаг - акций;

b) путем приобретения долговых ценных бумаг - облигаций.

2. Косвенное финансирование, когда денежные средства от их владель­цев перемещаются к фирмам-заемщикам с помощью специализиро­ванных посредников - коммерческих банков, инвестиционных ком­паний, пенсионных фондов и т.п. В этом случае на рынке могут по­являться дополнительные ценные бумаги, эмитированные посредни­ками.

Главным отличием инвестиционных ресурсов от денежных является возможность их долгосрочного вложения на условиях получения нормального дохода в будущем. Государству необходимо контролировать не толь­ко объемы сбережений населения и доходы предприятий, как основную ресурсную базу инвестиций, но и соотношение процента по долгосрочным займам и нормы прибыли в промышленности. Если норма процента по займам равняется или превышает норму прибыли промышленных компа­ний, то естественно, спроса на инвестиции со стороны последних не будет.

Инвестиционная активность зависит не только от наличия капиталь­ных ресурсов и нормы доходности вложений, но и от инвестиционного климата.

Одним из главных факторов, оказавших системное негативное воз­действие на российскую экономику, стал пятикратный за 1991-1999 гг. спад инвестиций. Он вызвал целый ряд тенденций, связанных с разруше­нием промышленного потенциала страны. Последствия такого масштабно­го сокращения капиталовложений в национальную экономику невозможно преодолеть за короткий промежуток времени. Кроме этого, требуется ре­шение колоссальной, по сложности, проблемы улучшения на порядок ин­вестиционного климата в России.

Инвестиционный климат - это важнейшая составляющая институцио­нальной системы экономики страны, призванная создать предпосылки для наилучшего использования общественных экономических отношений в развитии производительных сил через активную инвестиционную деятель­ность 23 .

Большую роль в активизации инвестиционного процесса играет пре­доставление государством финансовых льгот, связанных с вложением ка­питала. К финансовым льготам относятся: освобождение от налогообложе­ния части прибыли, направляемой на развитие производства; разрешение на проведение ускоренной амортизации основных фондов и т.п.

Для формирования инвестиционного климата социально-экономической системы необходимо наличие множества факторов рыночной среды, социальных, социокультурных, природно-ресурсных и т.п. Задачей государства является обеспе­чение наличия всех факторных групп - только в этом случае можно ожи­дать мощного притока капиталов в экономику. Однако, как показывает время, в России данная задача трансформировалась в трудноразрешимую проблему. Суть ее заключается в том, что формирование инвестиционного климата и инвестиционная активность имеют не только прямую, но и об­ратную зависимость. Очень сложно сформировать тот же финансово-кредитный или инфраструктурный потенциал, когда экономика стабильно испытывает инвестиционный "голод". Отсюда можно сделать вывод, что кумулятивный рост инвестиций в нашей стране, в ближайшее время, будет относительно медленным и зависящим от непрерывности его ежегодного прироста. Резкий скачок капиталовложений маловероятен.

Современная структура российского производства пока не является оптимальной для обеспечения интенсивного экономического роста. Высокая доля природоэксплуатирующих отраслей, снижение объёмов выпуска наукоёмкой продукции, огромная дифференциация в материальных условиях труда на межотраслевом уровне, монополизм топливно-энергетического комплекса как базового, ведут к снижению конкурентоспособности национальной экономики и ликвидации предпосылок её долгосрочного устойчивого развития.

Естественно, что в таких условиях государственная структурная поли­тика должна быть нацелена не столько на максимизацию доходов общест­ва сегодня, сколько на создание условий интенсивного экономического роста в перспективе. Структурная политика проводится во всех странах мира и носит, как правило, селективный характер. Она обеспечивает по­вышение эффективности за счет целенаправленного изменения структуры производства, технического уровня и номенклатуры выпускаемой продук­ции, стабилизацию и развитие позитивных тенденций. Критерии выбора отраслей для такой поддержки зависят от государственной стратегии соци­ально-экономического развития страны.

Прогрессивные структурные преобразования характеризуются темпа­ми развития инновационной деятельности. Инновационная политика при­звана обеспечить увеличение ВВП страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и внедрения новейших и высоко­эффективных технологий.


Введение……………..…………..…………..…………...…………...…....2

1. Государственный сектор экономики…...…………...…………...…4

1.1. Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике……………………….4

1.2. Опыт развитых стран по управлению государственным сектором в экономике………………………………………………………8

2. Частный сектор экономики …………………………………………..11

2.1. Понятие частного сектора, его значение для экономики………………………………………………………11

2.2. Опыт развивающихся стран в развитии частного сектора……………………………………………………………13.

2.3. Становление частного сектора экономики в России……………17

3. Механизмы взаимодействия государственного частного сектора в экономике. ………………………………………………………………21

3.1. Проблема оптимального соотношения государственного и частного сектора в экономике России……………………….21

3.2. Приватизация и изменение роли государства в рыночной экономике как основа формирования частного сектора……………………………………………………………29

Заключение. ……………………………………………………………………..34

Список литературы. ……………………………………………………………38

Приложения . …………………………………………………………………….43

Введение.

Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественни-ков. его адаптации к современным рыночным ус-ловиям России. Роль государства в экономичес-кой жизни огромна. И так было на протяжении последних пяти столетий, хотя роль эта постоян-но менялась. Призывы резко ограничить вмеша-тельство государства в экономику отражали все-го лишь противостояние окрепшей промышлен-ной буржуазии сначала феодальному, а затем новому государству, уже буржуазному, но вос-принявшему многое от феодализма. После пол-ного утверждения капиталистических рыночных отношений идеологи нового строя вынуждены были отказаться от категорического отрицания роли государства в хозяйственной жизни.

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема - развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов - на покупку товаров и услуг и на социальные программы - составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Ученые - экономисты, как зарубежные, так и отечественные, давно занимаются проблемами взаимоотношений государственного и частного сектора, вопросами о роли государства и степени его влияния на частный сектор экономики. Но единой точки зрения, общей теории так и не было выработано.

1. Отказ государства от доведения обязательных плановых заданий предприятиям и прямого вмешательства в их деятельность сопровождался мерами по созданию многоукладной экономики - формированию частной собственности и преобразованию государственных предприятий и организаций в частные и смешанные.1. Государственный сектор экономики.

1.1. Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике.

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор.

Государственный сектор - комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство - инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации Различные модели государственного сектора см. в Приложении 4 .

В нормативных актах и экономической правоприменительной практике в настоящее время соседствуют различные толкования понятия “госсектор экономики”. В соответствии с наиболее полным определением он включает государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции” Ивашковский С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, 2000, 470 с. .

Понятия “госсектор” и “госсобственность” в нашем понимании не совпадают там же. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в госсекторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты госсобственности, не относящиеся прямо к госсектору.

Текущее состояние управления госсектором свидетельствует об отсутствии какого-либо специфического механизма управления госпредприятиями.

Реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их отношения с государством ограничиваются перечислением налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить значительных различий между положением государства-акционера и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах.

Все это свидетельствует о том, что госсектор как специфический объект управления в экономике не выделен Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие - М.: Экономика, 200 - 381 с. . Такой подход законодательно закреплен в Законе о Федеральном бюджете и Законе о бюджетной классификации, так как ни один из видов бюджетной классификации не позволяет определить долю бюджетных средств, направляемую централизованно на нужды госсектора.

Характер взаимодействия государства и госпредприятий в настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с частными предприятиями Донцова Л. В. «Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы» // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №4, с. 34 - . В то же время значительная часть госпредприятий еще в течение длительного времени будет нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его вмешательство по определенным правилам в их деятельность.

Очевидно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями с преобладающей голосующей долей государства должны быть различными. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вопросам создания и функционирования холдингов и финансово-промышленных групп под контролем государства как наиболее перспективных и жизнеспособных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать устойчивый экономический рост.

Одно из перспективных направлений развития госсектора - создание вертикально-интегрированных структур, в которых головная организация находится под контролем государства. Поскольку для таких структур нет законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, контролируемых частным капиталом, это повсеместно осуществляется на практике. По мнению ряда экономистов, преобладающее участие государства в головной организации достаточно для того, чтобы компания в целом осталась под государственным контролем. Однако мы считаем, что в подобных структурах, несмотря на формальное соответствие законодательству, возникает естественный конфликт интересов, порождающий целую серию легальных и полулегальных схем увода корпорации из-под государственного контроля.

Определить объем госсобственности чрезвы-чайно трудно. Действительно, как ее измерить. если рынок не в состоянии правильно оценить ка-питализацию предприятий? Вопросов подобного рода множество, а ответов на них практически нет. Ведь до сих пор не произведена инвентариза-ция госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом. Статистика госсектора сводится поэто-му к измерению величины доходов, которые фак-тически поступают в бюджеты всех уровней, а также субсидий, дотаций, субвенций. А это есть статистика всего лишь финансов госсектора.

Диапазон составляющих государственного (публичного) сектора очень велик: от чисто госу-дарственных предприятий до смешанных, от фи-нансов центрального правительства до финансов органов местного самоуправления, от прямого владения правительством предприятиями, произ-водственными фирмами (то есть государственная предпринимательская деятельность) до чисто правовых способов воздействия на частные фир-мы. от сугубо национальных до международных организаций и финансов. Отсюда ясно. что мас-штабы государственной (публичной) экономики огромны, хотя и трудно определимы с высокой точностью.

1.2. Опыт развитых стран по управлению государственным сектором в экономике.

История взаимоотношений американского государства с рынком, со свободным предпринимательством носит уникальный характер. В Америке сложились по-своему идеальные условия для становления и развития капитализма, для формирования государства, вырастающего и крепнущего вместе с укоренением в хозяйственной жизни экономических принципов. Иначе говоря, государство и рынок в США набирали силу одновременно, хотя при этом экономическая функция государства в наибольшей мере проявилась лишь в I пол. XX века. Из всего многообразия факторов, определяющих природу и причины богатства Америки, выделим роль государства и попытаемся выявить движущие силы активной позиции государства в переломные периоды развития американского общества Шамхалов Ф. И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия» Учебное пособие - М.: Экономика, 200 - 381 с. .

Еще в XIX веке в США экономические кризисы не несли угрозы значительных разрушений, и экономическая роль государства предопределялась общей логикой хозяйственного развития страны - укреплением промышленности, строительством ж/д, образованием крупных корпораций, а не «тушением» вспышек циклических кризисов. В этот период государство разными методами стимулировало развитие национальной экономики, предоставляло частному бизнесу свободу инициативы и целевую поддержку. Демидова Л. «Пути повышения эффективности государственного сектора (опыт стран Запада) // Проблемы теории и практики управления, 1998. - №4, с. 38 - 43 К концу XIX века бурный рост промышленных и банковских «гигантов» вынудил государство начать разрабатывать и внедрять антитрестовское законодательство, чтобы поддержать конкурентный механизм национальной экономики, обеспечить национальную экономическую безопасность.

Если же попытаться дать определение экономически эффективного государства, то в самом общем виде можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равнозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи новый ракурс получает рассмотрение экономической роли государства в целом. Так как условия развития мирового хозяйства и американской экономики в конце второго тысячелетия существенно отличаются от подобных условий начала и даже середины XX века, то появляется возможность исследовать экономическую роль государства не по степени вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика. Но и при «плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.

Опираясь на частную собственность во всех ее проявлениях, американская экономика постепенно расширяла свою базу, которая своей устойчивости она обязана многообразию форм собственности и организационных видов предпринимательства. Если в стране существование и развитие той или иной формы собственности определяются экономическими причинами, а не чисто административными ограничениями, то снимаются предпосылки для нелегального бизнеса, и любой предприниматель может рассчитывать при необходимости на защиту государства, которому он платит налоги.

Очевидно, с этой точки зрения государство может считаться экономически эффективным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках существования хозяйственного законодательства.

Постановка на официальном уровне задач создания в России системы индикативного планирования Так, в рекомендациях проведенной в апреле 1997г. Советом Федерации (при участии Института Экономики РАН) научно - практической конференции «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики» указывалось на необходимость «сконцентрировать усилия на создании системы индикативного планирования и прогнозирования экономики», (РЭЖ. - 1997. - №4. - с. 11 - 12). не может не привлекать нашего внимания к практике ряда стран с развитой рыночной экономикой, где индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств макрорегулирования. Среди этих стран выделим Францию, ибо французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макрорегулирования в Великобритании и Германии.

Система индикативного планирования опирается на высокую долю госсобственности в народном хозяйстве.

Уже в конце 40х гг. нашего века во Франции была разработана и начала реализовываться уникальная «демократическая система планирования», позволяющая органам госуправления регулировать хозяйственные пропорции таким образом, чтобы «государственная бюрократия не задавила эффективного функционирования рыночных субъектов». Планирование, утверждающееся «снизу», базировалось на принципах консультирования и согласования и включало в участие на равноправных началах представителей различных «группировок интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласно рассматриваемой системе Стиглиц Дж.Э. Экономика государственного сектора. - М.: МГУ, 1997. , план рождался в результате многоступенчатых итераций, и в консенсусе его реализации были заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являлись директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических индикаторов - носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре.

Тем не менее, роль государства в управлении экономикой во Франции до сих пор небезосновательно считается одной из наиболее существенных среди промышленно развитых стран мира. Индикативное планирование остается элементом государственного управления и регулирования французской экономики.

2. Частный сектор экономики.

2.1. Понятие частного сектора, его значение для экономики.

Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства, вторая - локального (преимущественно организационного) характера.

Таким образом, по мнению российских авторов, суть новой социально - экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

А функции государства здесь будут следующими:

Ш Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике

Ш Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;

Ш Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно - технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.

Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства. Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью: (а) снижения затрат; (б) обеспечения повышения качества услуг и (в) совершенствования механизма их предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.

Одна из возможностей для государства более активно налаживать партнерские отношения с частным сектором - организация специальных органов, занимающихся поддержкой частных компаний. Эти органы занимаются двумя потенциальными партнерами в частном секторе: Агентства содействия инвестициям занимаются иностранными компаниями, осуществляющими прямые инвестиции, а Агентства по поддержке малого бизнеса занимаются мелкими компаниями. Другой путь поддержания хорошего корпоративного управления - через развитие образовательных инструментов, которые могут использоваться деловыми и судебными секторами в понимании комплекса сложных законов и постановлений, регламентирующих эту область.

В России данный механизм до конца еще не сформирован.

2.2. Опыт развивающихся стран в развитии частного сектора.

Реальный прогресс в формировании рыночных институтов существенно изменил положение государства в экономике. В конечном счете это и было центральной задачей пост социалистической трансформации (становление рыночных институтов в значительной мере, хотя и не полностью, является "зеркальным" отражением отказа государства от всевластия в экономике). Поэтому в своей основе (с точки зрения формальных "правил игры") восточноевропейские экономики к середине 90-х годов стали рыночными системами.. Вместе с тем перспективы нынешнего подъема, связанные, как отмечалось, с деятельностью «нового» частного сектора и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, подрываются многолетним кризисом в тяжелой промышленности и финансовой системе.

Этот кризис вызван тем, что государство по-прежнему является собственником крупных предприятий и практически единственным источником социальных фондов, будучи не в состоянии обеспечить прежний уровень финансирования промышленности и поддержки населения Бирюков В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения - 2001 - № 12, с. 57 - 64 . Кризис проявляется, в частности, в высоких дефицитах госбюджета, а в последнее время и текущего платежного баланса в связи с необходимостью погашения внешнего долга (из-за чего возник термин "двойной дефицит"). Поэтому в середине 90-х годов, после либерализации, завершения финансовой стабилизации и создания правовой базы рыночной системы, "большая" приватизация и бюджетная реформа стали приоритетами в экономической политике государства в Восточной Европе.

Приватизация с самого начала реформ занимала важное место в планах рыночной трансформации. Но если передача новым собствен-никам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию прошла в 1990-1993 гг. довольно легко и успешно, то "большая" приватизация столкнулась с существенными трудностями. Так, польскому правительству в 1990-1991 гг. удалось продать, ис-пользуя западные методики оценки и приватизации имущества, только два десятка предприятий. В последующие годы менее 200 предприятий были проданы с торгов и около 30 - через фондовую биржу там же. К тому же вскоре стало ясно, что формальная смена собственника не дает непосредственного экономического эффекта в виде роста производства, повышения конкурентоспособности и т.п. Поэтому центр тяжести экономической политики в большинстве стран (кроме Чехии и Словакии) был перенесен на либерализацию и макроэкономическую стабилизацию. "Большая" приватизация откладывалась как в «реформаторских» странах, так и в тех, которые обычно относят к аутсайдерам реформ.

Наиболее успешная в пост социалистическом мире чехословацкая модель массовой приватизации была подвергнута принципиальным изменениям в Словакии. Летом 1995 г. неожиданным решением руководства страны обмен ваучеров на акции инвестиционных приватизационных фондов был прекращен. Не распроданное к тому времени государственное имущество было централизовано в специальный государственный фонд, который начал осуществлять программу постепенной продажи предприятий, в том числе за нереализованные ваучеры.

Но при всех недостатках различных моделей практика ряда стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков проведения приватизации. Хотя большая часть промышленности остается в руках государства, оно в условиях хозяйственной либерализации утрачивает реальные рычаги контроля и управления. Растущие потери госпредприятий компенсируются кредитами государственных банков или бюджетными субсидиями, углубляя тем самым кризис финансовой сферы.

Однако непосредственной причиной подъема нынешней волны приватизации явился острый финансовый кризис, вызванный резким падением бюджетных доходов и традиционно высокими для пост социалистических стран государственными расходамиДонцова Л. В. «Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы» // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №4, с. 34 - 40. . Поэтому приватизация проводится главным образом путем продажи предприятий с целью разгрузки бюджета и обеспечения государству доходов. При этом главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к крупным объектам, характеризующимся высокой убыточностью, отягощенным большой социальной инфраструк-турой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии в течение 1995 г. одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги несколько раз Бирюков В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения - 2001 - № 12, с. 57 - 64 .

В числе объектов, которые были выставлены на продажу в течение последних полутора лет, - компании ТЭК. В перспективе намечается и продажа "стратегических" компаний (Венгрия, Чехия); задержка вызвана, главным образом, организационной и финансовой реструктуризацией с целью повышения стоимости этих объектов. Вследствие высокой капиталоемкости крупных компаний и предприятий наиболее вероятными покупателями могут быть зарубежные инвесторы. Реформы первой половины 90-х годов, в частности, корпоратизация госпредприятий и приватизация по ваучерной и "инсайдерской" моделям, привели к глубокому изменению положения предприятия в экономико-правовой системе. Однако известная "размытость" прав собственности в результате этих процессов, проявляющаяся в смешении и неустойчивости прав и интересов новых собственников, а зачастую и в недостаточной юридической определенности их положения по отношению к другим собственникам и приватизированному иму-ществу, резко ухудшила управляемость предприятиями и затруднила процедуру принятия долгосрочных инвестиционных решений. Так, в ходе реализации чешской модели приватизации, в которой участвовало более 600 ваучерных фондов, формальный контроль над многими предприятиями приобрели небольшие фонды, которые не в состоянии модернизировать производство и поэтому ограничиваются кадровыми перестановками на предприятиях.

Прошедшая в Чехии в 1994 г. кампания торговли ваучерами и акциями между самими фондами и слияние ряда фондов (иногда называемая "третьей волной приватизации") уменьшили их число более чем вдвое. Однако эти фонды не стали "эффективными собственниками", способными возродить производство на основе крупных долгосрочных инвестиций. Кроме того, примерно 2/3 оставшихся фондов контролируется государственными банками, что не только усложняет управление производством, но и побуждает иностранные компании задерживать инвестиции в ожидании определенности в статусе банков (правительство намерено их приватизировать) и в их экономической политике.

2.3. Становление частного сектора экономики в России.

Отказ государства от доведения обязательных плановых заданий предприятиям и прямого вмешательства в их деятельность сопровождался мерами по созданию многоукладной экономики - формированию частной собственности и преобразованию государственных предприятий и организаций в частные и смешанные.

Приняты законы, которые легализовали деятельность частных предприятий и предусматривали государственную поддержку малого бизнеса. В 1992-1994 гг. сеть частных предприятий быстро расширялась, особенно в торговле и сфере услуг, однако затем темпы замедлились. В 1995 г. зарегистрированы 900 тыс. малых предприятий, преимущественно частных.

На начало 1997 г. органами госстатистики зарегистрированы 2,5 млн предприятий и организаций, из них к частной форме собственности относились 68%, государственной и муниципальной - соответственно 9,3 и 7,4% Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1994. - 272 с. .

Ведущую роль в формировании многоукладной экономики сыграла приватизация собственности. В 1992-1995 гг. изменили форму собственности около 122 тыс. предприятий (объектов), созданы 29 тыс. акционерных обществ там же, определены перечни стратегически важных предприятий, не подлежащих приватизации, а также тех, чей контрольный пакет акций сохраняется в государственной собственности.

Однако форсированная приватизация отодвинула на второй план работу по улучшению управления госпредприятиями и собственностью (в частности, принадлежащими государству пакетами акций). В обстановке кризиса руководители предприятий и трудовые коллективы основное внимание уделяли не модернизации производства, а перераспределению доходов и собственности.

Многие из сложившихся ранее экономических связей в условиях рынка для приватизированных предприятий оказались невыгодными.

Но и там, где прежние контракты оставались целесообразными, их осуществление затруднялось ухудшением финансового положения, ростом задолженности и неплатежей.

Не решена в должном объеме и предусмотренная программой приватизации задача создания конкурентных рынков. Хотя монопольное положение госпредприятий было подорвано появлением на рынке новых компаний и фирм (в том числе иностранных), однако при этом экономическая монополия государства сменилась монополией новых частных собственников, которые использовали ее в своих интересах.

Для выправления кризисной ситуации в экономике правительство предприняло ряд мер по восстановлению государственного управления в тех сферах, где рыночные регуляторы оказались недостаточными или неспособными нормализовать положение.

Совместно с Центральным банком осуществлялось регулирование курса рубля по отношению к доллару и другим конвертируемым валютам.

Вследствие отказа в начале реформ от поддержания фиксированного курса и перехода к рыночному принципу его определения в зависимости от динамики цен в стране, спроса и предложения валюты курс рубля по отношению к доллару снизился с 414,5 руб. в 1992 г. до 4 640 руб. в 1995 г. (особенно резкий обвал имел место в октябре 1995 г.) Ивашковский С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, 2000, 470 с. . Чтобы уменьшить возможности валютных спекуляций, снизить инфляционные ожидания и ограничить спрос на валюту, был введен "валютный коридор", фиксирующий рамки возможных колебаний валютного курса. Его уровень стабилизировался и в середине 1996 г. составлял около 5 тыс.руб. за доллар. С 1996 г. введен наклонный валютный коридор, когда пересмотр курса осуществляется раз в квартал.

В целях борьбы с инфляцией восстановлено регулирование цен естественных монополий путем установления ограничений уровня рентабельности и введения предельных соотношений допустимого повышения цен на энергоносители и электроэнергию, а также транспортных тарифов по отношению к росту отпускных цен на продукцию промышленности. Реализация принятых правительством в 1995 г. решений стала важным рычагом замедления роста цен в производственном секторе, подавления инфляции издержек производства.

В этих целях намечается осуществить реформу предприятий и в ее рамках провести реструктуризацию их задолженности. Тем хозяйствующим субъектам, которые своевременно вносят текущие платежи в бюджет, предоставляется право выпустить дополнительное количество акций и за счет полученных средств погасить в течение 2-3 лет образовавшуюся задолженность. По отношению к платежеспособным предприятиям намечено применять процедуры банкротства и реорганизации.

Не дали пока существенных результатов и многочисленные постановления об усилении борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией. Это объясняется не только их слабой экономической проработкой, но и крупными пробелами в законодательстве. Расширение теневой экономики продолжается, и ее доля в ВВП в 1996 г., по оценке Госкомстата РФ, увеличилась до 23%.

Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована. Наиболее важными из нерешенных задач являются Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1994. - 272 с. :

* преодоление кризиса неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности;

* оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;

* активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;

* поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;

* перекрытие каналов нелегальной утечки капитала за рубеж,

улучшение контроля за экспортом и возвратом валюты в страну;

* создание условий, препятствующих расширению теневой

экономики и способствующих возврату отвлеченных в нее

финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной,

разрешенной законами экономической деятельности.

Таким образом, существующая в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

3. Механизмы взаимодействия государственного частного сектора в экономике.

3.1. Проблема оптимального соотношения государственного и частного сектора в экономики

Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основы. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственного бюджета за счет налогов и других платежей.

Совершенно ясно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный спрос, не может нейтрализовать «внешние эффекты» (см. приложение 1). Суть их заключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имеет кроме положительных результатов еще и отрицательные, которые реально влияют на благосостояние других членов общества. В качестве примера можно привести внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспропорции в производстве и пр Лузин С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. - Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1993. - 178 с. .

Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение негативного воздействия внешних эффектов государство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п.

Таким образом, корректировка государством действий рыночного механизма смягчает или вовсе может ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся во внешних эффектах.

Особого внимания требует еще одна группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма.

Это социально- экономические права личности и, в первую очередь, право на труд см. Коробов С. К. «Социальные функции государства с рыночной экономикой»// Государственная власть и местное самоуправление - 2001. - № 1. с. 10 - 17. . Жизнь подтвердила теоретические предпосылки о невозможности рыночной экономики с полной занятостью. И мы не утверждаем, что необходимо любой ценой обеспечить «полную занятость», ибо это разрушение самого рыночного механизма. Однако эффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места; осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только государством.

Очевидна необходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать на требования, которые выдвигают новые технологии и новый спрос.

Это касается и среднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда, и обучения на рабочих их местах для лиц, которым грозит безработица. В экономической политике Швеции одна из главных целей - полная занятость успешно достигается посредством различных правительственных программ.

Без активного вмешательства государства «невозможно обойтись и при решении других проблем, которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупные инвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим риском; неравномерность ре­гионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и др.

Итак, для смягчения или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме организации производства, необходимо вмешательство государства. Именно регулирование (корректировка) в соответствии с социально-приоритетными ценностями со стороны государства в сочетании с саморегуляцией рыночных отношений характерны для большинства современных государств.

Хозяйственная система, в которой осуществляется смешанный способ управления экономическими процессами с помощью рыночного механизма и государственного регулирования получила название смешанной экономики.

В условиях рыночной формы организации производства основными принципами, создающими предпосылки для эффективного функционирования предприятий, являются частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, конкуренция, система рыночных цен.

Неотъемлемой частью структуры смешанной экономики наряду с разнообразными формами частной собственности, является государственная собственность.

Исторически во многих странах государственный сектор включает объекты транспортной системы, сооружения энергоснабжения, которые, с одной стороны, весьма капиталоемки, а, с другой стороны, услуги этих отраслей имеют характер коллективного пользования. Эффективное использование ресурсов в некоторых «естественных монополиях» может быть обеспечено государственной собственностью. Однако предприятия государственной собственности, как правило, не имеют высоких стимулов повышения эффективности. Государственный сектор «встроен» в рыночную экономику с другими целями: он способствует эффективному распределению ресурсов в целом в обществе Лузин С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. - Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1993. - 178 с. .

Так, например, расходы на образование, здравоохранение во всех странах с развитой рыночной экономикой в значительной степени субсидируются государством. Высокий уровень образования и здоровья населения идут на пользу всему обществу, а не отдельной личности или отдельному бизнесу. Это значит, что с макроэкономической точки зрения выгодно поддерживать низкие цены на такого рода услуги, обеспечивая высокую доступность этих услуг большей части населения и способствуя, таким образом, повышению эффективности экономики в целом А ткинсон Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект Пресс, 1995. . Следовательно, существуют экономические основания пере­дачи части сферы здравоохранения и образования в государственное управление и финансирование.

Принципиально вопрос о необходимости государственного сектора решен теоретически и практически. Однако его масштабы и роль в экономике различны в отдельных странах. Такие государства как США и Япония располагают небольшим государственным сектором сконцентрированном в ключевых отраслях и производствах. Посредством созданных ключевых систем правового государственного регулирования осуществляется гибкая стимулирующая поддержка эффективного использования частной собственности и предпринимательства в сочетании с эффективным механизмом ответственности за использование этой поддержки. Именно эта система и обеспечивает в этих государствах приоритет общенациональных интересов. В Швеции другая система: там консолидированный государственный сектор использует примерно треть совокупных ресурсов страны, государственные расходы достигают 62 процентов валового национального продукта Там же.

Структура экономики в рассматриваемом плане не является неизменной. Практически во всех странах, в том числе и с развитой рыночной экономикой осуществляются процессы приватизации государственных предприятий, наиболее активно - в Англии, Франции. Причина этих динамичных процессов изменения структуры собственности - в необходимости повышения эффективности (Эффективность вообще есть отношение эффекта (результата) к затратам на ее получение (Новожилов В.В.)) деятельности приватизируемых предприятий и, следовательно, экономики страны в целом.

Возросшие масштабы накоплений в частном секторе, развитие рынка капитала, ассоциативных форм частной собственности (корпораций), демократизация собственности и укрепление среднего класса собственников позволяют достаточно органично включить приватизируемые государственные предприятия в рыночную систему.

Сами по себе собственность и свобода выбора - необходимые, но не достаточные условия для обеспечения эффективной работы предприятий. Примером тому служат монополии (государственные или частные-все равно), обеспечивающие высокие доходы, прибыль не путем повышения эффективности использования ресурсов, а путем роста цен, нанося ущерб потребителям их продукции, работ или услуг. Поэтому государственное регулирование обязательным элементом включает антимонопольное законодательство, поддержку в экономике высокого уровня конкуренции.

В смешанной экономике роль государственного регулирования весьма велика. И осуществляется она по трем основным направлениям Андрианов В. «Государство и рынок: механизмы взаимодействия» // Маркетинг. - 1999. - № 5.. с. 3 - 20 .

Во-первых, путем воздействия на предприятия: обеспечение правовой базы (установление законных «правил игры», регулирующих отношения между участниками бизнеса), поддержка конкуренции, в ряде случаев защита внутренних рынков, стимулирование новых форм бизнеса (малых предприятий, различных программ и др.), стимулирование инвестиций, поддержка развития отдельных видов производств, способных в будущем прогрессивно изменить структуру экономики, принести большие выгоды экономике в целом.

Во-вторых, государственное регулирование направлено на более равномерное распределение ресурсов общества между отдельными слоями населения, а также связано с перераспределением средств во времени (образование, здравоохранение, социальная защита населения в периоды безработицы, детства, старости и т.д.). Оно необходимо, с одной стороны, как фактор стабильности, а с другой- как способ поддержания необходимых резервов в экономике в целом, увеличивающих ее гибкость и возможность роста.

Наконец, важной функцией государства является стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры.

В целом эффективность экономики определяется эффективностью деятельности предприятий (фирм, компаний), которые в условиях смешанной системы хозяйствования непосредственно подвергаются воздействию рыночных механизмов, а также государственному регулированию.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в основном косвенными методами, главным из них является налоговая система. Однако возможно и прямое влияние государства на экономику путем государственных инвестиций, дотаций, создания и функционирования предприятий государственного сектора.

Но тут встает справедливый вопрос: какая же должна быть степень государственного вмешательства, и какую роль играет государство и рынок в смешанной системе хозяйствования.

На этот вопрос ответ можно получить исходя из концепции двухсекторного строения смешанной экономики, исходя из признания «рыночно-нерыночной» двойственности современной организации общественного производства Государство и бизнес: опыт партнерства в условиях рыночной экономики: Обзор международной практики // Рынок ценных бумаг - 2001. - № 15. с. 15-21 . Как известно экономика существует во имя полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Как «спрос» всегда является частью «потребности», так и «рынок» всегда является частью «экономики». Рынок обеспечивает платежеспособную часть потребности («спросовую») ибо он не может быть убыточным, так как по определению он может быть только доходоприносящим.

Для удовлетворения неплатежеспособной части социально-значимых потребностей государство организует нерыночную («квазирыночную») сферу производства. Нерыночный сектор смешанной экономики существует за счет рыночного сектора и не может превышать размеров его «консолидированного излишка» (т.е. суммы «излишка потребителя» и «излишка производителя»).


Подобные документы

    Государственный сектор экономики. Опыт развитых стран по управлению государственным сектором в экономике. Частный сектор экономики. Становление частного сектора экономики в России. Механизмы взаимодействия государственного частного сектора.

    дипломная работа , добавлен 19.10.2006

    Функционирование государственного и частного секторов экономики России. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики. Международный опыт развития государственно-частного партнерства в экономически развитых странах.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Понятия государственного сектора, собственности, их роль в экономике. Приватизация как основа формирования частного сектора. Роль государства в рыночной экономике. Государственный и частный сектор: опыт взаимодействия за рубежом и в России.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2004

    Государственный сектор как комплекс хозяйственных объектов - цель и инструмент проведения экономической политики. Создание институциональной структуры государственного сектора и четкое проведение его границ. Группы (подсекторы) государственного сектора.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2013

    Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач. Специфика государственно-частного партнёрства (ГЧП) в России. Обзор конкурсов по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

    реферат , добавлен 28.01.2012

    Теоретические основы и мировой опыт организации государственно-частного партнерства. Специфика взаимодействия государства и частного сектора в проектах государственно-частного партнерства. Анализ опыта государственно-частного партнерства в регионах РФ.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2014

    Исследование роли агропромышленного сектора народного хозяйства в экономике Российской Федерации. Анализ влияния финансового кризиса на экономическое состояние аграрного сектора. Изучение особенностей инновационного развития аграрного сектора экономики.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2016

    Выбор и обосновании формы собственности организации на основе сравнения показателей эффективности и рентабельности производства для частного и государственного предприятий. Особенности функционирования негосударственного сектора экономики в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2016

    Сущность государственного сектора в регулировании экономики. Проблемы регулирования экономики через государственную собственность. Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2010

    Определение сущности финансового сектора и рассмотрение его организационной структуры. Выявление значения финансового сектора для достижения динамичного развития экономики Республики Казахстан; описание основных методов и направлений его регулирования.

Загрузка...