ecosmak.ru

Неврологические заболевания: список, симптомы, причины и особенности лечения. Старение нервной системы Заболевания нервной системы у лиц старшего возраста

ПРОЦЕССЫ СТАРЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ
НАРУШЕНИЯ В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Старение – естественный физиологический
процесс и само по себе не является болезнью. Хотя старение человека и является
нормальным процессом, оно сопровождается
сложным комплексом возрастных изменений практически во всех органах и системах
организма. Постепенно увядает кожа, седеют волосы. Кости становятся хрупкими,
суставы теряют подвижность. Слабеет работа сердца, сосуды становятся менее
эластичными, замедляется скорость кровотока. Меняется обмен веществ, повышается
уровень холестерина, липидов, сахара крови.
Нарушается деятельность системы дыхания, пищеварения. Снижается
активность иммунной системы. Уменьшается зоркость, слабеет слух, снижается
острота других органов чувств. Ослабевает деятельность эндокринной и нервной
системы. Возрастные изменения организма
хотя и не являются болезнью в медицинском смысле, но вызывают ощущение
болезненности, ненужности, немощи.

В процессе старения страдает и психика. Снижается
психическая гибкость, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям
жизни, падает активность и общий тонус, появляется чувство слабости и общего
недомогания, замедляются психические процессы, ухудшаются помять и внимание,
уменьшается способность радоваться и эмоционально реагировать на события жизни,
появляется своеобразный старческий консерватизм. Эти изменения психики,
выраженные в большей или меньшей степени,
сопровождают процесс старения
практически у каждого человека.

Процесс старения отличается крайней неравномерностью. Признаки старения в разных органах и системах
организма появляются не одновременно. Иными словами одни органы «стареют»
раньше, а другие – позже. Например, острота зрения начинает ухудшаться уже
после 20 лет, изменения опорно-двигательного аппарата появляются после 30-ти,
сердечнососудистой и мышечной систем – после 40, ухудшение слуха становится
заметным после 50. Раз начавшись, возрастные изменения постепенно прогрессируют
в течение всей жизни человека. В отечественной науке возраст 45-60 обозначают
как период обратного развития (инволюционный, климактерический), 60-75 лет – как пожилой
(предстарческий), 75-90 лет – как собственно старческий. Люди в возрасте старше
90 лет относятся к долгожителям.

Процесс старения индивидуален.
Люди стареют по-разному. Это касается не только возраста появления первых
инволютивных изменений в организме, не только преимущественного поражения одних
органов и относительной сохранности других, но и психических изменений,
связанных с процессом старения. Многие старики сохраняют высокую творческую
активность и способность находить радость жизни в изменившихся условиях.
Накопленный жизненный опыт, зрелость суждений позволяют стареющему человеку
пересмотреть прошлые установки и взгляды, сформировать новую жизненную позицию, обрести спокойное
созерцательное отношение к жизни. Однако, так бывает далеко не всегда. Во многих случаях сам факт
старения и целый ряд сопутствующих ему сложных жизненных ситуаций создают
условия для нарушения адаптации человека.
Утрата близких людей и проблема одиночества, выход на пенсию, конец
профессиональной деятельности, изменение стереотипа жизни и возникшие
финансовые трудности, развитие недугов и болезней, ограничивающих физические
возможности и вызывающих ощущение немощи, неспособность самостоятельно
справляться с бытовыми проблемами, страх перед будущим, осознание неизбежности
приближающейся смерти – вот далеко не полный перечень психологических проблем,
с которыми сталкивается пожилой человек.

Возрастные биологические изменения в организме и
социально-психологические факторы способствуют развитию психических заболеваний в пожилом и старческом возрасте.

Самые частые проявления психических заболеваний в пожилом и
старческом возрасте – депрессия,
тревога и ипохондрия.

На плохое настроение периодически жалуются все старики. В
случаях, когда подавленное настроение становится стойким, продолжается недели,
тем более месяцы, речь идет о депрессии.
Грусть, печаль, угрюмость, безрадостность, тоскливое или тоскливо-тревожное
настроение, тягостное чувство пустоты, ощущение собственной ненужности,
бессмысленности существования – вот основной контекст переживаний депрессивного
старика. При депрессиях снижается активность, падает интерес к привычным
занятиям и увлечениям. Больной депрессией часто жалуется на то, что «все делает
через силу». Нередко появляются
разнообразные неприятные ощущения и боли, падает общий жизненный тонус. Нарушается
сон, снижается аппетит. Депрессивные старики далеко не всегда рассказывают
окружающим о своих болезненных переживаниях. Нередко они стесняются их или
рассматривают свое состояние как естественное проявление старости. Если пожилой
человек становится грустным, молчаливым, бездеятельным, подолгу лежит в
постели, часто плачет, избегает общения – эти изменения поведения могут
свидетельствовать о депрессии.

Депрессия – серьезное заболевание. Без лечения
депрессия в пожилом и старческом возрасте может длиться годами, создавая массу
проблем, как самому больному, так и его родственникам. При первом же подозрении на развитие
депрессии необходимо обратиться к врачу. Чем раньше начато лечение депрессивных
расстройств – тем быстрее достигается положительный результат. Депрессия в
старости излечима. Существует целый ряд медикаментозных средств и
психотерапевтических методик, которые позволяют избавить пожилого человека от
депрессии и предупредить ее развитие в будущем.

Многие люди, достигнув пожилого возраста, становятся более тревожными. Простые житейские ситуации,
с которыми раньше человек справлялся без труда, вызывают целый ряд
необоснованных опасений, волнение и беспокойство. Поход к врачу, оплата
коммунальных услуг, встреча со знакомыми, покупка продуктов, уборка и многое
другое становятся источником бесконечных опасений и страхов. В этих случаях
говорят о развитии тревожного
(невротического) расстройства. Такие пациенты суетливы, беспокойны,
донимают окружающих непрекращающимся повторением своих опасений. Постоянное
чувство внутреннего напряжения с ощущением надвигающейся катастрофы делает
жизнь таких людей невыносимой. Частая тема страхов в старости – собственное
здоровье или здоровье и жизнь близких людей. Такие пациенты боятся остаться в
одиночестве, требуют, чтобы кто-нибудь из близких людей их постоянно
сопровождал, бесконечно звонят родным с вопросами об их самочувствии. Временами тревога достигает
степени паники. Больные не могут находиться в покое, мечутся по квартире,
стонут, плачут, заламывают руки. Тревога часто сопровождается разнообразными
неприятными ощущениями в теле (боли, сердцебиение, внутренняя дрожь, спазмы в
животе и т.п.), что еще больше усиливает волнение и порождает новые страхи. При
тревоге часто нарушается сон. Больные долго не могут уснуть, просыпаются ночью.
Нарушения сна в свою очередь становятся источником новых опасений и страхов.

Неврозы, сопровождающиеся тревогой, — серьезное заболевание, требующее лечения у специалиста.
С этим состоянием невозможно справиться усилием собственной воли. Прием
успокаивающих препаратов дает лишь временное облегчение. Между тем,
использование современных лечебных методик позволяет полностью избавиться от
тревоги и страха.

Ипохондрия – чрезмерная фиксация человека на
телесных ощущениях с появлением страхов или убеждения в наличии тяжелого
физического заболевания, не подтверждающегося объективными медицинскими
обследованиями. Сама старость с неизбежным развитием физического недомогания и
разнообразных болезненных ощущений дает обильную пищу для формирования
ипохондрических переживаний. Ипохондрия проявляется, как правило, в виде новых
необычных и крайне тягостных для человека телесных ощущений. Жжение,
стягивание, скручивание, стреляющие или непрекращающиеся ноющие боли, «удары
током», ощущение горения в теле – вот далеко не полный перечень жалоб больных с
ипохондрией. Тщательное обследование у терапевта или невролога не позволяет
выявить причину этих ощущений, а назначение обезболивающих средств оказывается
неэффективным. Ипохондрические ощущения и идеи обычно сопровождаются пониженным
настроением с оттенком раздражительности, недовольства, брюзжания. Эти пациенты
отличаются недоверчивостью, часто меняют врачей, настаивают на дополнительных
обследованиях. Постоянная фиксация на болезненных ощущениях, бесконечное
требование помощи со стороны родных, значительные финансовые затраты на все
новые дорогостоящие обследования – вот стиль жизни больного ипохондрией
старика. Между тем, в основе болезненных телесных ощущений при ипохондрии лежат
психические нарушения.

Лечение ипохондрии
– сложная задача. Только комплексное назначение медикаментозных средств и
психотерапии, настойчивость со стороны врачей и помощь близких людей позволят
пожилому человеку избавиться от тягостных телесных ощущений.

Относительно редкое, но весьма опасное психическое нарушение
в старости – маниакальное состояние
(мания). Основным проявлением мании является болезненно повышенное
настроение. Неадекватная веселость с плоскими, часто нелепыми шутками,
благодушно-эйфорическое настроение со склонностью к хвастовству и свмовозвеличиванию
легко сменяются вспышками гнева с агрессией. Эти пациенты неутомимы, очень мало спят,
возбуждены, все время находятся в движении, говорливы, отвлекаемы. Им трудно
сосредоточиться на какой-либо теме, они легко перескакивают с одной мысли на
другую. В маниакальном состоянии человек ищет новых знакомств, безудержно
тратит деньги и нередко становится жертвой мошенников.

В период мании
человек некритичен к своему поведению и редко попадает к врачу по собственному
желанию. Между тем активное лечение необходимо не только для того, чтобы
предотвратить неадекватное поведение в период маниакального возбуждения, но и
потому, что мания, как правило, сменяется тяжелой депрессией. Без адекватной
терапии в старости нередко наблюдается непрерывная смена маниакальных и
депрессивных состояний.

Пожилые люди часто отличаются подозрительностью. Они нередко
жалуются на несправедливое отношение со стороны окружающих, притеснение со
стороны родных, ущемление прав. В тех случаях, когда эти жалобы не имеют под
собой реальных оснований, речь может идти о развитии бредовых идей — ложных, не соответствующих действительности
суждений и умозаключений, обусловленных
расстройством психической деятельности. Бредовые идеи – основное
проявление хронического бредового расстройства – заболевания, часто
встречающегося в старости. Постепенно подозрительность усиливается, любые
действия окружающих трактуются как направленные против больного. Содержание
бредовых идей разнообразно. Чаще всего это идеи воровства, материального или
морального притеснения, преследования с целью овладения имуществом, отравления.
Больные говорят, что недоброжелатели хотят их «изжить», выселить из квартиры,
похищают вещи, продукты, всячески издеваются над ними, тайком проникают в
комнату, оставляют мусор, грязь, подсыпают в еду несъедобные предметы,
подпускают в квартиру газы, рассыпают ядовитые порошки. Иногда содержанием
бреда является ревность. События, являющиеся содержанием бреда, как правило,
происходят в пределах квартиры. В качестве недоброжелателей обычно выступают
соседи или родственники. Реже в круг преследователей вовлекаются незнакомые
люди, представители милиции, коммунальных служб, врачи.

В старости бред часто сопровождается ложными восприятиями
(галлюцинациями). Больные «слышат» в квартире необычные звуки, стук, шаги,
голоса. Иногда жалуются на необычные запахи в квартире, измененный вкус пищи.
Иногда «видят» в квартире посторонних людей.

Бред всегда сопровождается тревогой, страхом,
нередко депрессивными переживаниями. Сами пациенты страдают от своего
заболевания не меньше, чем окружающие их люди. Бредовые высказывания стариков
часто воспринимаются окружающими людьми как психологически понятные. Нередко
родственники, желая оградить больного от
неприятных соседей, меняют квартиру. При смене обстановки бред на некоторое
время затихает, но затем возобновляется с прежней силой.

Больные бредом не критичны к содержанию своих переживаний, их
невозможно переубедить, логическими аргументами не удается доказать им ложность
утверждений. Они отказываются от консультации психиатра и лечения. При отсутствии настойчивости со стороны
родных, эти больные могут годами, а иногда и десятилетиями находиться дома без
лечения. Вместе с тем, начав лечение и чувствуя облегчение в состоянии (исчезновение тревоги, страха, дезактуализация
бредовых переживаний) пациенты в последующем уже самостоятельно начинают
прибегать к помощи врача.

Специфической
формой психических нарушений в старости
является деменция (слабоумие).
Основным проявлением деменции является нарушение памяти и высших психических
функций человека. Наиболее частыми формами деменции в старости являются сосудистая деменция и болезнь Альцгеймера.

Нерезкое
снижение памяти
наблюдается и при нормальном психическом старении. По мере старения снижается
скорость психических процессов, способность концентрации внимания, появляется
забывчивость, возникают трудности при припоминании имен, названий, ухудшается
способность запоминания новой информации. Эти нарушения памяти не препятствуют
повседневной и общественной жизни людей старческого возраста, сохраняются
неизменными все личностные особенности человека.

Иная картина наблюдается при деменции. Нарушения памяти никогда не бывают изолированными, а
всегда сопровождаются изменением других психических функций и поведения в
целом. Болезнь Альцгеймера развивается постепенно. Первым проявлением
заболевания являются расстройства запоминания и снижение памяти на текущие и
прошлые события. Человек становится забывчивым, рассеянным, текущие события в
его переживаниях подменяются оживлением воспоминаний о прошлом. Уже на ранних
стадиях болезни страдает ориентировка во времени. Нарушается представление о
временной последовательности событий. Меняется и характер
человека, стираются присущие ранее личностные особенности. Он становится
грубым, эгоистичным, иногда на первый план выступают апатия и бездеятельность.
В отдельных случаях первыми проявлениями
болезни Альцгеймера могут быть бред или галлюцинации, а также затяжные
депрессии.

По
мере прогрессирования болезни Альцгеймера симптомы деменции становятся явными.
Больной дезориентирован во времени,
пространстве, окружающей обстановке. Эти пациенты не могут назвать дату, месяц
и год, нередко теряются на улице, не всегда понимают, где находятся, не узнают
знакомых и близких людей. Нарушается ориентировка и в собственной личности.
Больные не могут назвать свой возраст, забывают ключевые факты жизни. Нередко
наблюдается «сдвиг в прошлое»: они считают себя детьми или молодыми
людьми, утверждают, что их давно умершие родители живы. Нарушаются привычные
навыки: больные теряют способность пользоваться бытовыми приборами, не могут
самостоятельно одеться, умыться. Осознанные действия подменяются стереотипным
блужданием и бессмысленным собиранием вещей. Нарушается способность к счету,
письму. Меняется речь. Вначале значительно обедняется словарный запас. Текущие
события в высказываниях больного подменяются ложными воспоминаниями. Постепенно
речь все больше теряет смысл, высказывания больных приобретают характер
стереотипных фраз, обрывочных слов и слогов. В далеко зашедших стадиях болезни Альцгеймера пациенты полностью теряют
способность существовать без посторонней помощи, речевая и двигательная активность
ограничивается бессмысленными криками и стереотипными движениями в пределах
постели.

На ранней стадии
болезни Альцгеймера пациенты редко попадают к врачу. Как правило, нарушения памяти и изменения характера
оцениваются окружающими как проявления
естественного старения. Между тем, лечение, начатое на ранней стадии болезни
Альцгеймера, наиболее эффективно. Тем не менее, современные лекарственные
средства позволяют замедлить прогрессирование болезни, уменьшить выраженность
нарушений памяти, облегчить уход за больным даже более поздних этапах болезни
Альцгеймера.

При сосудистой деменции тяжесть психических
нарушений обычно не достигает столь глубокой степени как при болезни
Альцгеймера. Для этих пациентов характерны значительные колебания выраженности
нарушений памяти, ориентировки, осознания окружающей действительности иногда
даже в течение суток. Прогноз в этих случаях лучше, чем при болезни
Альцгеймера. Чрезвычайно важно уточнить диагноз уже на ранних стадиях болезни,
поскольку терапевтические подходы
существенно различаются при разных формах деменции.

Психические заболевания в старости далеко не всегда вовремя
распознаются. Нередко сам человек, его родственники, а иногда и врачи общей
практики рассматривают возникшие нарушения как проявление «естественного»
старения. Зачастую пожилой человек,
годами страдая от тягостных проявлений психических нарушений, боится обратиться
к психиатру, опасаясь, что его сочтут «сумасшедшими». Этим людям особенно нужна
помощь и поддержка родных. Правильно назначенное лечение позволяет пожилому
человеку избавиться от болезненных переживаний, омрачающих последний этап его
жизни, и обрести спокойную и счастливую старость.

В геронтологии (науке о старости)
различают понятия «болезненного» и «счастливого» старения. В настоящее время геронтопсихиатрия
располагает большими возможностями для
ранней диагностики психических нарушений в старости и широким арсеналом
медикаментозных и психотерапевтических методов
их эффективного лечения. Начало лечения уже при первых проявлениях
психических нарушений в старости – залог успеха терапии и повышения качества
жизни людей пожилого и старческого возраста.

Любой живой организм с момента возникновения и на протяжении всей жизни претерпевает определенные изменения в структуре, обмене, функции и поведении, последовательно проходя этапы эмбрионального и постэмбрионального развития, зрелости и старости, неизбежно заканчивающейся смертью. Старость и смерть неотвратимо наступают даже в том случае, если организм находится в максимально благоприятных условиях среды обитания и обеспечен хорошей пищей. Несмотря на то что, как известно, воздействия среды могут оказывать некоторое модифицирующее влияние на темп и характер возрастных изменений, значительно затормозить процесс старения и тем более обратить его вспять пока никому не удается, что свидетельствует скорее о внутренней природе этого процесса.

В настоящее время нельзя сделать окончательного заключения о причинах, вызывающих старение. Из существующих по этому вопросу многочисленных гипотез можно выделить две основные группы. Гипотезы первой группы предполагают, что старение является следствием накопления невосстанавливаемых повреждений, получаемых организмом в течение жизни.

В качестве повреждающих факторов могут выступать радиоактивное излучение, в том числе фоновое, происходящее вследствие распада естественных радиоактивных элементов, космические излучения и другие источники радиации, а также случайные флюктуации рН и температуры в микрообъемах среды .

Кроме того, сильное повреждающее действие оказывают свободные радикалы и перекиси, которые могут образовываться при окислении веществ в организме. Как известно, эти соединения химически чрезвычайно активны и способны вызывать повреждения молекул, разрывая их или образуя внутримолекулярные и межмолекулярные сшивки. Описанное при старении накопление плохо растворимого коллагена и липофусцина, возможно, представляет собой следствие такого свободнорадикального окисления.

Неизбежность старческих изменений и фатальность смерти, желание задержать уходящую и вернуть прошедшую молодость издавна волновали человеческий ум и будили воображение. Нет числа легендам, фантастическим попыткам и необоснованным рекомендациям, пришедшим из глубины веков и не исчезающих в наши дни, которые сулят быстрое достижение длительной молодости, долголетие и избавление от болезней. Чаще всего эти методы "омоложения" наивны и в лучшем случае достойны внимания. Однако они могут оказаться потенциально опасными для здоровья. Такого рода рекомендации должны быть основаны только на научном понимании механизмов старения и всесторонней экспериментальной проверке.

Центральная нервная система призвана приспособить организм к существованию в условиях внешней среды, обеспечить для него механизмы, способствующие увеличению продолжительности жизни. Возникающие в нервной системе возрастные изменения -- одна из главных причин старения.

Работа центральной нервной системы нарушается в первую очередь из-за старения рецепторов -- окончаний чувствительных нервных волокон и специализированных клеток, которые являются связующим звеном между внешними раздражителями и центральной нервной системой. Этот процесс продолжается всю жизнь и происходит во всех отделах центральной нервной системы.

В процессе старения организма значительно замедляется психомоторная реакция. Время, необходимое для срабатывания условных рефлексов -- сосудистых, двигательных, мигательных и дыхательных, -- заметно увеличивается. С возрастом способность к одновременному и успешному выполнению нескольких видов деятельности резко ухудшается.

Это объясняется существенным изменением процессов биосинтеза белка в мозге. Выработка белка становится менее активной из-за снижения содержания РНК в нервных клетках, что обусловлено тем, что процесс продуцирования этой кислоты замедляется. В результате ухудшаются возбудимость и реактивность клеточных структур мозга. Основные нервные процессы -- возбуждение и торможение -- становятся неустойчивыми.

В процессе старения изменяются структура и обменные процессы в нервных клетках (нейронах), в их длинных отростках (аксонах), а также в их ветвящихся отростках (дендритах). Это приводит к гибели части нейронов, что является практически невосполнимой потерей: в ходе последних открытий ученые установили, что нервные клетки хотя и делятся (раньше это отрицалось), но восстанавливаются крайне медленно. А между тем в течение всей жизни человека в нейронных сетях мозга накапливается и хранится вся необходимая жизненная информация, которая связана с памятью, опытом и возможностями их использования.

Так как в пожилом возрасте плотность нейронов в коре головного мозга уменьшается, снижается интенсивность кровотока мозга. Вес головного мозга в процессе старения также изменяется. После 30 лет он начинает медленно уменьшаться (у мужчин этот процесс происходит быстрее). Одновременно понижается энергетический потенциал мозга, что связано с ослаблением энергетического обмена.

Процессы старения характеризуются серией одноплановых для всех органов и систем проявлений, которые заключаются в замещении активно действующих клеток жировой и соединительной тканью вследствие нарушения кровоснабжения из-за атеросклеротических и инволютивных процессов в сердечно-сосудистой системе .

Эти явления характерны и для центральной нервной системы. С возрастом масса головного мозга человека снижается, происходит уменьшение количества нейронов в коре мозга, подкорковых ядерных структурах и мозжечке при одновременном увеличении количества глиальных клеток. В первую очередь гибнут нейроны, занимающие полярное положение в отношении функциональной активности, т.е. активно функционирующие клетки и нейроциты, не имеющие функциональной нагрузки (ускоренный износ и атрофия покоя). Изменяется биохимия деятельности нейронов: снижается синтез и обмен нейромедиаторов, накапливаются промежуточные метаболиты, токсины, вызывающие множественные пролонгированные повреждения ДНК, что приводит к накоплению мутаций и замедляет течение репаративных процессов .

Описанные морфологические изменения мозговой ткани приводят к функциональным последствиям. Снижается электрическая активность нейронов коры и нарушается эффективность передачи нервных импульсов, снижается эффективность мозгового метаболизма, наблюдается каскад биохимических реакций - снижение концентрации дофамина, серотонина. На фоне гипоперфузии мозга отмечено накопление в нем провоспалительных сигнальных молекул - фактора некроза опухоли, провоспалительных интерлейкинов, что усугубляет процессы старения мозга и стимулирует клинические проявления этого старения .

Отметим, что начальные проявления старения появляются уже достаточно рано, в четвертую декаду жизни, в которую начинается процесс уменьшения количества нейронов. Однако само по себе уменьшение количества нервных клеток не имеет определяющего влияния на проявления старения. Более важным является состояние функциональных связей между нейронами, которые осуществляются благодаря нейротрансмиттерам, которые взаимодействуют с соответствующими рецепторами. Доказано, что в процессе нормального естественного старения происходит последовательное разобщение регуляторных систем нейронов мозга. В первую очередь это проявляется изменением сигнальных каскадов на уровне клеточного ядра, затем наблюдаются нарушение структурно-функциональных свойств синаптических мембран и их деградация .

В последнее время значительно увеличилось количество стариков. Это вызвало потребность ученых обратиться к изучению геронтологии. Вместе с тем врачи-клиницисты еще мало обращают внимание на особенности психической деятельности людей пожилого и старческого возрастаку.

Нервная система в течение жизни человека, как и все другие системы организма, претерпевает изменения. Меняется и головной мозг (табл. 15)

Есть сведения, что у стариков появляется сглаживания закруток и утолщение оболочки мозга. Изменения в нервной системе при старении сводятся к нарушению ядерно-плазматических соотношений, некоторые автор ры указывают на ответвление и гипертрофию дендритов, имеющие место в мозге лиц старческого возраста, тощо.

Откладывание желто-коричневых липоидных и черных металоидних пигментов, считается характерным для старости, начинается в очень раннем возрасте, а в старости эти отложения только меняют окраску ((с желтого на коричневый), при этом наблюдаются непигментированные клеток.

Надо также учесть, что не все отделы мозга изменяются равномерно, кроме

. Таблица 15. Динамика массы (в граммах) головного мозга в связи с возрастом (ИС. Витенко, 1994)

Возраст, годы

Мужчины

Женщины

Масса за Бишофф

Масса за Чернышевым

Масса за Бишофф

Масса за Чернышевым

того, до сих пор нет четкой отмены типично старческих его изменений от оговоренных сосудистыми нарушениями. Значение же сосудистого фактора в процессах старения. ЦНС отражено и в возрастных изм минах кровообращения в головном мозге, что видно из таблицы 1.6.

. Таблица 16. Возрастные изменения кровообращения в головном мозге

Четко установить начало физиологического снижения психической деятельности невозможно. Существуют лишь данные, которые указывают на то, что способность к быстрому переключению психической деятельности начинает снижаться с 25-35 лет, четкость восприятия и тренировки памяти - с 40 лет. При этом наряду с ранним снижением одних психических функций отмечают дальнейшее усовершенствование друих.

Состояние анализаторов в пожилом и старческом возрасте

Наряду с психологическими изменениями с возрастом меняется и функционирования органов чувств. У пожилых людей с годами уменьшается аккомодационная способность, часто развивается старческая дальнозоркость, поле зрения сужает ется. Острота слуха снижается, что может привести к развитию легкой формы тугоухости, в основном эти изменения не достигают резких проявлений. Наиболее характерной особенностью слуха у пожилых и старых лю дей при норме считают ослабление разборчивого восприятия языка. Наблюдается такой феномен, когда тот, кто слушает, не видит лица говорящего; фон при этом имеет нормальную. Аудиометрические кри вриву.

Врач должен учитывать это во время разговора с больными пожилого возраста

Вкус, обоняние, болевая и тактильная чувствительность с годами тоже снижаются, но остаются в пределах нижнего показателя нормы

Заметно меняется функция вестибулярного аппарата, она ослабевает и в очень старых людей может отсутствовать. С ее снижением связана шаткая походка людей и их моторика в целом

В 70-80 лет уменьшается количество нейромоторный единиц. Этот процесс в икроножных мышцах начинается уже в 45-50 лет, в других мышцах - позже, что сказывается на мимике и в покое, и при улыбке. Сми ины моторики тесно связаны с изменениями в сенсорных системаах.

Когда старения проходит нормально, на поздних этапах констатируют сужение диапазонов всех сенсорных систем организма, уменьшение скорости проведения импульсов


За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания, а так же непосредственно происходят некие изменения и в физиологическом плане. Что касается зрелого возраста, то здесь основные изменения происходят в мозговой коре и эти изменения оказывают влияние на память.

Каждый вид памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) с функциональной точки зрения обеспечивается мозговыми процессами разной сложности и механизмами, связанными с деятельностью различных систем мозга, которые в свою очередь связаны как структурно, так и функционально. Память выступает то как динамическая функция, развивающаяся во времени, то как сложно организованная материальная структура, локализованная в пространстве мозга. Характеристика функциональных систем (“функциональных органов”, по А.А. Ухтомскому), складывающихся из различных мозговых образований в процессе фиксации энграммы, реализации функции памяти, и составляет структурно-функциональную основу памяти и обучения.

Выявление топографии систем, реализующих энграмму, связано с большими трудностями из-за динамизма и широкой распределенности. Формирование энграммы есть сложная динамическая структура, в которой участвует обширный круг мозговых образований, но каждое из них играет особую роль в реализации тех или иных видов нервной деятельности, осуществляя свой временной и функциональный вклад. Предполагается, что в процессе обучения в корково-подкорковых структурах формируется модель пространственного распределения совозбужденных структур и при включении пускового стимула (условного, обстановочного, мотивационного, словесного и др.) воспроизводится энграмма совозбужденных пунктов, определяющая конечный специфический результат условнорефлекторной деятельности.

В основе объединения различных мозговых образований в определенные функциональные системы памяти могут лежать разные исходные принципы. Одним из наиболее глобальных принципов является выделение структур, которые входят в собственно систему памяти, т.е. участвующих в хранении запомненной информации, и систему структур, образующих регуляторную (модулирующую) систему памяти. В реализации этого подхода значительные трудности составляет выявление макроструктур, в которых может быть локализована целостная энграмма, а не ее отдельные компоненты. На это в 1950 г. указывал К.С. Лешли в своей известной работе “ В поисках энграммы”. Проблема локализации энграммы остается одной из сложнейших и, по существу, далекой от решения. К регуляторным механизмам памяти относят те структуры, вмешательства в деятельность которых приводят к изменению функции памяти. Система регуляции памяти включает два уровня: неспецифический (“общемозговой”) и модально- специфический (“региональный”). К модально-специфическому уровню модуляции памяти относят различные отделы новой коры, за исключением лобной коры. К неспецифическому уровню регуляции процессов памяти относят ретикулярную формацию (мезэнцефалическую), гипоталамус, ассоциативный таламус, гиппокамп и лобную кору. Тесная функциональная связь звеньев неспецифической и специфической систем модуляции памяти, по существу, включает их сепаратное функционирование. Это означает, что любая форма модуляции памяти включает неспецифические и специфические компоненты в их динамическом взаимодействии.

Фиксация информации событий внешнего мира в их пространственной и временной взаимосвязи требует известного времени, т.е. представляет собой многоэтапный процесс. Первый этап формирования энграммы связан с возникновением сенсорных следов, составляющих содержание сенсорной памяти. Они возникают за счет деятельности сенсорных систем, анализаторов, оптимальный уровень функционирования которых обеспечивается активирующими системами мозга. Одновременно с приходом сенсорной информации в корковые зоны наступает второй этап, определяющий кратковременную память. На данном этапе осуществляется процесс сортировки сенсорных сигналов, выделения из них новой для организма информации. Это происходит через включение механизма ориентировочного рефлекса, который в основном обеспечивает взаимодействие модально-специфических (анализаторных) систем с гиппокампальной формацией с ее большим и малым лимбическими кругами. По концепции О.С. Виноградовой, гиппокампальная система выполняет роль специального предварительного устройства, не допускающего жесткой фиксации всех случайных следов и способствующего наилучшей организации классификационной системы хранения следов в долговременной памяти. В долговременной памяти (третий этап) в основном фиксируются события, значимые для организма. Отбор значимых событий среди новых, выделенных гиппокампальной системой, осуществляет система подкрепления, которая представлена сложным эмоционально-мотивационным аппаратом. Долговременная память формируется при непременном участии систем подкрепления, т.е. она имеет условнорефлекторную природу. Долговременная память активно вовлекается в деятельностный процесс в период выделения гиппокампальной системой новых сигналов, сфокусированных в текущем “поле сознания”, и оценивает значимость этих сигналов в отношении их способности к удовлетворению потребностей организма. значимое в положительном или отрицательном отношении фиксируется в долговременной памяти. На этом последнем этапе следовые процессы переходят в устойчивую структуру. В этом звене фиксации энграммы молекулярные процессы на клеточном и субклеточном уровне играют ключевую роль. Значимость при формировании памяти имеет ключевую роль.

В отношении мозгового аппарата памяти сложилось представление, что, подобно другим высшим функциям, память организована по полисистемному принципу. Н.П. Бехтерева, обобщая многочисленные данные по электростимуляции мозга человека, приходит к принципиальному заключению, что, “хотя существуют зоны мозга, имеющие тесную связь с процессами памяти, данные записи физиологических показателей мозга и его электрической стимуляции свидетельствуют об организации по распределенному принципу... Создается впечатление не просто о системном характере организации памяти, а о множестве систем, обеспечивающих различные виды и различные фазы для каждой памяти, имеющие общие для всех и различные для каждой из них звенья”. Основанием для отнесения той или иной структуры к системе памяти считают степень влияния этой структуры на закрепление результатов обучения в одном и том же опыте при ее выключении. Фактически, значимость, управляя вниманием, т.е. открывая те или иные зоны мозга, и обеспечивает в них актуальность закрепления следов.

Как показало большинство исследований, повреждение или удаление участков конвекситальной мозговой коры приводит к развитию избирательных, модально-специфических дефектов памяти, касающихся только тех видов стимулов, которые воспринимаются, перерабатываются и, возможно, сохраняются в корковом поле анализатора. При локальных поражениях ассоциативных корковых зон наблюдаются частичные двигательные, зрительные, слуховые и другие амнезии, в основе которых лежит распад ранее упроченных условнорефлекторных связей, т.е. нарушается долговременная память. Установлено, что при поражении коры особенно затруднено запоминание и хранение более сложного и менее эмоционально значимого материала. Предполагается, что височная ассоциативная кора, нейронам которой свойственны гностические характеристики (унитарное восприятие), может принимать участие в формировании и, возможно, хранении образной памяти. Феномены непроизвольного воспоминания пациентами далеких событий были продемонстрированы в работах У. Пенфилда, проводившихся электростимулицией височной доли при нейрохирургическом лечении. Отмечается, что яркие воспоминания возникают при элекгрораздражении эпилептического мозга, в котором снижены пороги возбудимости и потому облегчена активация следов памяти.

Взгляд на мозговую кору как основной субстрат долговременной памяти большинством исследователей считается достаточно обоснованным. В то же время дефекты памяти, возникающие при поражениях корковых участков, могут объясняться не только разрушением хранящихся в них следов, но и затруднением воспроизведения. В значительной степени это замечание касается височной коры и лобных долей мозга. Так, при “лобном синдроме” наблюдается затруднение активной организации действий, инертность стереотипов, легкая отвлекаемость. Все это приводит к невозможности избирательного воспроизведения следов текущего события и прошлого опыта. По-видимому, это связано с тем, что в лобную и фронтальную кору поступает мотивационное возбуждение из лимбической системы. Фронтальная кора производит селекцию высокозначимых сигналов, отсеивая второстепенные для данного момента стимулы. После удаления фронтальных отделов неокортекса значение сигналов (часто и редко подкрепляемых) уравновешивается, все сигналы становятся одинаково эффективными. Лобные отделы коры имеют разную функциональную причастность. Дорсальные области (связаны анатомически с гиппокампом) обнаруживают преимущественную причастность к “информационным” системам мозговых образований, а вентральные отделы (связанные с миндалиной) в большей степени причастны, к “мотивационной” системе. Лобная кора может влиять на гиппокамп, участвующий в селекции стимулов в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности.

В обеспечении памяти и в генезе ее нарушений значительная роль отводится гиппокампу. Существует две гипотезы. Согласно одной из них гиппокамп оказывает косвенное влияние на механизмы обучения путем регуляции бодрствования, направленного внимания, эмоционально-мотивационного возбуждения. По второй гипотезе, получившей в последние годы широкое признание, гиппокамп непосредственно связан с механизмами кодирования и классификации материала, его временной организации, т.е. регулирующая функция гиппокампа способствует усилению и удлинению этом процесса и, вероятно, предохраняет следы памяти от интерферирующих воздействий, в результате создаются оптимальные условия консолидации этих следов в долговременную память.

Гиппокампальная формация имеет особое значение на ранних стадиях обучения, условнорефлекторной деятельности. При выработке пищевых условных рефлексов на звук коротколатентные ответы нейронов были зарегистрированы в гиппокампе, а длиннолатентные ответы - в височной коре. Именно в гиппокампе и перегородке найдены нейроны, активность которых изменялась только при предъявлении спаренных стимулов. Гиппокамп выступает первым пунктом конвергенции условных и безусловных стимулов. Будучи структурой, где мотивационное возбуждение заднего и переднелатерального гипоталамуса сопоставляется с информацией, поступающей из внешней среды (через перегородку), равно как и со следами ранее накопленного опыта (из коры), гиппокамп, по-видимому, осуществляет двойную функцию. Прежде всего он играет роль селективного входного фильтра, канализирующего насущные стимулы, подлежащие регистрации в долговременной памяти, и угашающего реакции на посторонние раздражители в данный момент. В то же время гиппокамп участвует в извлечении следов из памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Следы могут извлекаться из памяти независимо от внешних стимулов, а также могут обеспечивать ожидание этих стимулов по механизму тонических обратных связей. Иначе говоря, гиппокамп может участвовать не только в фиксации, но и в воспроизведении усвоенной информации путем сохранения адресов, хранящихся в памяти следов. Но поскольку при поражении гиппокампа аппарат воспроизведения страдает не полностью, то предполагается, что дефект воспроизведения при амнезии может быть обусловлен расстройством эмоционально- мотивационных процессов, а также нарушением отбора и организации материала.

Высказывается предположение, что способность к обучению связана с уровнем функциональной активности гиппокампа, которая в свою очередь наследственно детерминируется. Развитие гиппокампа в эволюции, завершение его созревания в онтогенезе совпадет с критическим периодом - переходом к самостоятельному установлению контактов со средой, к активному ориентировочно - исследовательскому поведению. У незрелорождающихся нейрогенез гиппокампа завершается именно в это время. Исследования клеточной и синаптической активности показали, что пирамидные поля СА1 и СА2 гиппокампа помимо обычных для них свойств проявляют уникальную способность к генерации длительных, исчисляемых часами и неделями, потенциаций синаптической передачи. Длительно действующую посттетаническую потенциацию (ПТП) рассматривают как основу формирования памятного следа. Длительная потенциация возникает в шипиковых синапсах пирамидных клеток гиппокампа после повторяющихся пресинаптических стимуляций. Она аналогична условному рефлексу: повторяющаяся в течение 12 дней стимуляция приводит к сохранению потенциации в течение 37 дней; большее число стимуляций, выступающих в качестве подкрепления, обеспечивает сохранение потенциации в течение многих недель; обширные зоны коры отвечают за возникновение потенциации в гиппокампе генерацией собственной длительно действующей потенциации.

Исследования особенностей топографического распределения гигантских синапсов мшистых волокон (или аксонов гранулярных клеток зубчатой фасции), так называемых “синаптических окончаний с памятью” на пирамидных нейронах гиппокампа, проведены на различных генетических линиях мышей и крыс. Установлены линейные (генотипические) различия по числу и локализации гигантских синапсов на дендритах пирамидных нейронов гиппокампа. Анатомические различия находятся в определенной связи со скоростью образования условного рефлекса. У животных, селектированных по высокой скорости образования условных рефлексов (реакции избегания), терминали мшистых волокон наиболее многочисленны на апикальных дендритах пирамидных клеток, а у животных с низким уровнем реакции избегания - на базальных дендритах. Общая площадь, занятая волокнами, оказалась равной. У крыс с высоким уровнем активного избегания оказалась большая ширина двигательной коры, большие размеры зубчатой фасции и мозолистого тела. Допускается, что распределение мшистых волокон является неизбежным конечным этапом усиления пути: кора больших полушарий - энторинальная кора - зубчатая фасция - поле СА3 гиппокампа. Предполагается, что увеличенные размеры пирамидных нейронов гиппокампа служат показателем его функциональной активности (большая поверхность нейрона способна принять больше афферентных импульсов, приходящих на тело клетки как извне, так и от интернейронов). Можно отметить, что животные с разным генотипом различаются по нейроанатомическим признакам, способности к обучению, а также по порогу возбудимости. Как уже отмечалось, увеличение и усложнение дендритного дерева нейрона в филогенезе необходимы не только для приема большого числа приходящих импульсов, но и для их предварительной обработки. Известно, что дендриты и синаптические связи пирамидных нейронов новой коры и гиппокампа формируются в процессе онтогенетического развития мозга. Причем у молодых особей концы дендритов, в частности апикальных, какое-то время остаются свободными для образования новых синаптических контактов. Участки дендрита, расположенные ближе к телу нейрона, связаны с более прочными и простыми натуральными рефлексами, а концы служат для образования новых избирательных связей, ассоциаций. В зрелом возрасте на дендритах уже нет свободных от нейрональных контактов участков, зато при старении прежде всего страдают именно концы дендритов с более поздними синапсами. Возможно, именно это является морфологической основой для такого широко известного в неврологии и в обыденной жизни факта, когда в старости трудно усваивается новый материал, забываются текущие события, но легко воспроизводятся прошлые события. Помимо этого, есть все основания предположить, что онтогенетическое гетерохронное созревание специфических синапсов является необходимым приспособлением для пространственно-временного распределения нервных импульсов на нейроне, что обеспечивает вовлечение его в определенную энграмму.

Результаты морфологических и физиологических исследований привели к представлению о существовании кольцевой системы: гиппокамп - гипоталамус - ретикулярная формация. Эта филогенетически древняя система объединена прямыми и обратными связями, через которые новая кора осуществляет саморегуляцию и регуляцию других мозговых систем. При воздействии внешнего стимула в неокортексе формируются или включаются ранее сформированные кортикофугальные избирательно облегчающие или тормозящие эффекты, которые направляются на ретикулярные интернейроны, воспринимающие афферентную импульсацию. Кортикофугальные импульсы, предварительно обработанные по физическим и биологическим параметрам, направляются к ретикулярным нейронам для минимизации и селективности подкорковых влияний на кору.

Активирующая ретикулярная формация оказывает не только общее активирующее влияние на процесс формирования энграммы, но и непосредственно включается в ее структуру. В период действия наркотических и других нейрофармакологических средств, угнетающих функцию ретикулярной формации, нарушается запоминание нового материала любой модальности независимо от ее сложности и эмоциональной значимости. Это объясняется прежде всего подавлением активирующих ретикулокортикальных влияний, и от этом ухудшается консолидация следов. В противоположность этому раздражение ретикулярной формации облегчает обучение, ускоряет закрепление энграммы.

Усиление активности таламокортикальной системы с помощью электрической стимуляции или нейрофармакологических препаратов сопровождается улучшением кратковременной памяти, в частности наиболее примитивной ее формы, так называемой “эхо-памяти”, т.е. возрастает объем непосредственно воспроизводимого материала после его предъявления в быстром темпе. При деструкции (разрушении) некоторых таламических ядер (дорсомедиального и вентролатерального) может отмечаться затруднение усвоения нового материала или удержания ранее заученной информации, выявляются также дефекты памяти на отдаленные события. Однако поскольку эти явления преходящи, предполагается, что подобные нарушения памяти связаны с ослаблением активирующих влияний названных ядер на лобные отделы коры.

Взаимодействие двух потоков импульсов, их обработка и сравнение лежат в основе специфической интегративной функции лобных долей, формирующих общие программы поведения и команды для ближайших подкорковых образований, в частности для неостриатума, где также происходит сравнение двух потоков импульсаций, что является важным для формирования всех видов двигательных реакций. Для образования и реализации условнорефлекторных форм поведения кортикальный уровень обработки сигналов является более важным, чем неостриарный. В этом проявляется определенная иерархия двух систем интеграции.

Таким образом, условный рефлекс (энграмма) представляет собой высокоинтегрированное явление, в котором принимают участие различные корковые и подкорковые образования мозга, вовлекаемые в интегративный процесс с разным функциональным и временным вкладом. Признавая нейрофизиологическую специфичность мозговых образований, обусловленную особенностями переработки афферентного для данных образований потока носителей информации (например, нервных импульсов), можно говорить о широкой мозговой топографии функциональных агрегатов, задействованных в процессе обучения.

Но, что касается зрелого возраста, то для него именно, характерно то, что в этом возрасте, как уже было сказано выше, происходят различного рода изменения, и часто эти изменения приводят к некотором заболеваниям. К таким заболеваниям в первую очередь относятся: вегето-сосудистая дистония, цервикалгия, атеросклероз, рассеянный склероз, болезнь Паркенсона.

Вегето-сосудистая дистония – довольно распространенный диагноз особенно в молодом и зрелом возрасте. Характеризуется вегетативными расстройствами нервной системы: нервозность, раздражительность, головные боли, снижение трудоспособности, что нередко расценивается врачами как неврастения. Особенно характерны приступы головных болей, сопровождающихся тошнотой, рвотой, резкими болями в области сердца, повышением артериального давления, дрожью в теле. Нередко таких больных доставляют в стационар с диагнозом инфаркта миокарда. У больных возникает чувство страха, однако никаких серьезных последствий. Это заболевание не заканчивается и при правильной диагностике и квалифицированном лечении можно добиться полного выздоровления.

Цервикалгия: боли в области шеи. Могут быть доброкачественными (остеохондроз), либо проявлением серьезной патологии (опухоли). Чаще всего врачи и сами больные связывают боли в области шеи с остеохондрозом, однако далеко не всегда боли в шее зависят от остеохондроза. Они могут быть причиной других, более серьезных заболеваний на фоне остеохондроза.

В настоящее время частой патологией является острое нарушение мозгового кровообращения и не только в пожилом, но и в достаточно молодом возрасте (т.н. инсульты). Они могут быть ишемического типа (преходящее нарушение мозгового кровообращения, либо ишемического инфаркта) и геморрагический инсульт с кровоизлиянием в головной мозг. Их профилактика является актуальной проблемой медицины, т.е. избегать факторы риска (гиперхолестеренемия, гипертония, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания). Проявления инсульта: нарушение речи, парезы и параличи, потеря сознания и др. симптомы. Очень важна своевременная и правильная диагностика и, конечно же, применение современных методов лечения и дальнейшая реабилитация под руководством квалифицированных специалистов, чего зачастую не проводится больным после выписки из стационара, что может привести к полному исчезновению всех симптомов заболевания.

Наиболее частой жалобой больных в клинической практике врача с заболеваниями нервной системы являются частые головные боли. Причин множество: могут быть головные боли напряжения, при мигрени, после черепно-мозговой травмы, при сосудистой патологии (атеросклероз, аневризмы сосудов), опухоли мозга. У мужчин чаще в возрасте 30-40 лет встречаются т.н. кластерные боли, которые проявляются приступообразными резчайшими болями, могут периодически повторяться, либо хроническими. Причины: опухоли гипофиза, нарушение гормонального баланса, аневризмы сосудов, этмоидит. Такие боли всегда служат сигналом опасности и требуют тщательного обследования.

Пластичность нервной системы - способность к функциональным мозговым перестройкам в ответ на действие значимых внешних и внутренних факторов. Особенной пластичностью нервные структуры обладают в раннем онтогенезе, за счет чего возможна существенная перестройка их структуры и связей при различных повреждениях. С возрастом пластичность снижается. Для зрелого мозга свойство функциональной пластичности может проявляться и на нейронном, и на системном уровнях.



1.1. Какие морфологические, метаболические и функциональные изменения происходят в нервной системе при старении?

Ведущим механизмом целостного старения организма являются возрастные изменения механизмов нейрогуморальной регуляции. Они определяют основные изменения мышления, психики, памяти, эмоций, работоспособности, репродуктивной способности, регуляции физиологических функций.

Уменьшается количество нервных клеток от 10-20% у 60-летних до 50% у стариков. Нарастают дистрофические изменения в клетках нервной ткани: в нейронах накапливается липофусцин (продукт окисления жирных кислот), развивается старческий амилоидоз (накопление в ткани мозга особого белка – амилоида). Развивается очаговая демиелинизация нервных волокон, что приводит к замедлению проведения возбуждения по нервному волокну и увеличению времени рефлекса. Появляются атрофические изменения извилин, расширение борозд (преимущественно в лобной и височной долях).

При старении снижается функциональная способность мозга. Уменьшаются тормозные влияния коры головного мозга на деятельность подкорковых образований. Медленно угасают старые условные рефлексы и трудно вырабатываются новые. Замедляются альфа-ритмы, усиливаются медленные колебания, неравномерно изменяется возбудимость структур мозга, что приводит к нарушению интегративной деятельности мозга и способствует развитию неадекватных реакций.

В различных отделах нервной системы нарушается обмен нейромедиаторов мозга (дофамина, норадреналина, серотонина, ацетилхолина), что определяет развитие старения и увеличивает риск развития болезней старения – болезни Паркинсона, депрессии и др.

Большую роль в развитии старения играют нарушения функции гипоталамо-гипофизарной системы, что вызывает нарушения приспособительных (адаптационных) реакций.

1.2. Какие клинические проявления нарушений нервно-психической деятельности характерны для старения?

· Астенический синдром : слабость, снижение работоспособности, повышенная утомляемость, нарушения сна

· Ослабление внимания, концентрации, способности к усвоению новой информации, обучению, в том числе и самоуходу

· Снижение памяти, часто развивается «ретроградная амнезия » - такое расстройство памяти, когда утрачивается память на недавно происшедшее и восстанавливаются в памяти давние события (возможно погружение человека в воспоминания, «возврат в прошлое» и безучастность к настоящей жизни)

· Нарастает «психическая ригидность» - консерватизм в суждениях, отрицательное отношение к новому, восхваление прошлого, склонность к поучениям и назиданию, переоценка собственной личности

· Возможно появление неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций: взрывчатость, агрессивные формы поведения

· Характерны изменения в эмоциональной сфере: снижение настроения, эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения), повышенная обидчивость, плаксивость

· Пессимизм, брюзжание, ворчливость, эгоцентризм, подозрительность, мелочность, недоверие, черствость

· Характерно «заострение» черт характера, особенно отрицательных: экономные становятся скупыми (Коробочка из «Мертвых душ»), стеснительные и недоверчивые становятся ипохондриками, фиксированными на болезненных ощущениях.

Если жизнь безрадостна, то резко увядает эмоциональная сфера, человек перестает интересоваться окружающей жизнью, семьей, политикой. Его чувства замыкаются на физиологических процессах: пища и сон.

Интеллект, как правило, сохраняется при старении, однако изменения интеллекта очень индивидуальны. У людей, имевших в молодые годы высокий интеллект, снижение интеллектуальной функции возникает позже и выражено незначительно. У людей с ограниченным интеллектом снижение умственных способностей происходит быстрее и интенсивнее. В подобных случаях необходимо обследование для исключения психического заболевания. Разные интеллектуальные функции меняются тоже по-разному. Есть способности, которые с возрастом могут увеличиваться: жизненный опыт, диапазон знаний, практическая сметка, способность находить выход из трудного положения, владение иностранными языками. Другие интеллектуальные функции более подвержены увяданию: снижение памяти (ретроградная амнезия), ослабление способности к усвоению новой информации. Однако часто трудности усвоения нового материала компенсируются способностью к ассоциативному мышлению, возможностью использовать богатый жизненный опыт. Способы сохранения интеллекта: большой диапазон знаний, жизненный опыт, практическая смекалка, способность находить выход из трудного положения, знание иностранных языков.

Психомоторные способности: пожилые и старые люди работают более медленно, но более внимательно. Требуется больше внимания для оценки ситуации. Обилие информации ставит пожилых людей в трудное положение. Характерна осторожность в поведении.

Личностные изменения в поведении в значительной степени определяются состоянием здоровья, влиянием заболевания на психику, а также критическим периодом в жизни человека: выход на пенсию, потеря близких, одиночество и др.

1.3. Какие признаки старения в результате нарушений функций центральной и периферической нервной системы важно учитывать медицинской сестре при осуществлении ухода за пациентами пожилого и старческого возраста? :

· Снижение чувствительности (при атрофии рецепторного аппарата): тактильной, температурной и болевой

· Снижение толерантности к изменениям температуры, риск развития гипотермии или гипертермии

· Уменьшение чувства жажды и желания пить жидкость, риск развития значительной дегидратации (обезвоживания)

· Нарушение регуляции сердечно-сосудистой системы, высокий риск развития ортостатической гипотензии – снижение АД при быстром переходе в вертикальное положение, сопровождающееся головокружением, обмороком и падениями, высоким риском травматизма

· Медлительность движений, нарушение координации и коррекции положения тела, неустойчивость, частые пошатывания при ходьбе, падения, высокий риск травматизма

Выше указанные нарушения, а также проблемы снижения слуха и зрения могут приводить к несчастным случаям с пожилыми людьми и стариками на улицах, переходах, при входе и выходе из транспорта, в помещениях с непривычной обстановкой – палатах больниц и домов-интернатов, в ванных комнатах и туалетах. Поэтому профилактика бытового травматизма – важная задача при обеспечении безопасности лиц пожилого и старческого возраста.


Похожая информация.


Загрузка...