ecosmak.ru

Курсовая работа: Теория общественного выбора. Общественный выбор: понятия, правила и процедуры Генезис теории общественного выбора

Долгое время доминировало убеждение, что целью решений, которые принимают отдельные политики, политические и государственные организации, должно быть обеспечение наибольшей пользы обществу. К. Виксель в 1897 впервые определил политику как взаимовыгодный обмен между гражданами и общественными структурами.

Впоследствии эта мысль развилась и отразилась в теории общественного выбора. В течение 60-70-х годов XX в. на базе Вирджинского университета (США) и одноименного политехнического института учредителями теории общественного выбора была сформирована Вирджинские школа. Ведущим разработчиком Те является лауреат Нобелевской премии по экономике 1986 Дж.-М.-Дж. Бьюкенен, активные сторонники - Г. Таллок, В. Наттер и др.

Бьюкенен Джеймс- Мак Джил родился 3 октября 1919 в г.. Мьорфрисборо (США). Учился в университете Теннесси, получил докторскую степень по экономике (Чикагский университет) и стал профессором университета Теннесси. Впоследствии работал деканом экономического факультета Флоридского, профессором Вирджинского университетов. Автор работ "Формула согласия (1962, соавтор Г. Таллок)," Общественные финансы и демократический процесс »(1966)," Спрос и предложение общественных благ »(1968)," Теория общественного выбора "(1972)," Ограничение свободы или от анархии к Левиафану "(1975)," Свобода в конституционных договорах: перспективы для политико-экономистов "(1977)," Свобода, рынок и государство: политическая экономия в 80-е годы "(1986)," Политическая экономия государства всеобщего благосостояния " (1988) и др. Книга "Сочинения" в 1997 году. увидела свет на русском языке.

Член Американской академии искусств и наук, Национальной академии Линсей (Италия), почетный доктор Академии экономических наук Румыны, почетный доктор Цюрихского, Гессенского, Лиссабонского, Лондонского, Бухарестского, Вальядолид-ского и других университетов, почетный член Американской экономической ассоциации. Лауреат Нобелевской премии.

Дж.-М.-Дж. Бьюкенен исследует проблему, лежащую на стыке экономической теории и теории государственного управления. Активизация участия государства в бизнесе и хозяйственном регулировании обусловливает необходимость исследования практики принятия решений. Необходимо добиться, чтобы принятие законов, установление налогов, распределение бюджетных средств, другие решения органов власти на самом деле соответствовали потребностям общества, а не отдельных лиц или бизнес-групп. Ученый считает, что приоритетным должен быть не выбор определенной политики (нео-кейнсианской, монетарной или другой), а ограничения государственного регулирования и регламентации. Теория общественного выбора исследует рынок политический, на котором взаимодействуют политики, избиратели и государственные чиновники. По аналогии с традиционным рынком товаров и услуг продавцом здесь есть политик, покупателем - избиратель, а государство должно выполнять посреднические функции. Политики предлагают пакеты разных программ действия, избиратели расплачиваются в случае покупки своими голосами. По мнению ученых, купля-продажа предвыборных программ образует суть современной представительной демократии.

Теория общественного выбора предполагает, что политическое поведение основано на той же логике, что и рыночная, а вопрос о ее мотивы являются производным. Представители теории негативно относятся к государственному вмешательству в экономическую жизнь, считая, что рынок не является эффективным регулятором, но государство будет еще хуже. Эта теория изучает, как конкуренция политиков за голоса избирателей приводит к усилению государственного вмешательства в экономику; как через государственные программы доход перераспределяется от бедных и богатых слоев населения в пользу средних классов; как малые, но сплоченные политические группы могут принимать верх над широкой, но распыленной политическим большинством. Поэтому, по мнению Дж.-М.-Дж. Бьюкенена и его сторонников, следует найти инструменты, свяжут практическую и правовую деятельность с экономической теорией неоклассиков. Чтобы поддержать эффективность регулирования, надо кардинально совершенствовать сам механизм принятия решений на политическом уровне, сформировать новую, подобную действующей на товарно-денежном рынке систему выработки политических решений.

Бьюкенен считает, что, применяя модель экономического поведения к анализу политики, следует учитывать разницу в мотивах поведения, а главное, между структурами рыночной и политической систем. Основой теории общественного выбора является применение экономического подхода к анализу политических процессов. Политические решения - это выбор альтернативных вариантов. Если на рынке люди меняют яблоки иа апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен нерациональный, ведь зачастую платят налоги одни субъекты, а блага за счет налогов получают другие.

Не политическому рынке вместо принципа "один доллар - один голос" действует принцип "один человек - один голос". Именно с этим теоретики общественного выбора связывают высокую вероятность появления в сфере политики малооптимальних с точки зрения общества результатов. Граждане в политическом процессе не могут руководствоваться правилами торговли, поскольку потребителем общественных благ является не отдельный человек, а общество в целом. Но в политике все-таки существует аналог свободной торговли, убеждает Бьюкенен. Это согласие между людьми, которая присуща любому виду обмена. Достигнута участниками коллективного выбора единодушие в политике аналогична добровольному обмену индивидуальных товаров на рынке.

Теоретики общественного выбора предлагают новую концепцию организации политического рынка: реформировать политические процедуры и правила таким образом, чтобы они способствовали достижению общего согласия. В рамках "политического обмена" выделяют два уровня общественного выбора:

1. Разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения (в частности, принцип единогласия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.д.). Это позволит согласовывать решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен называет "конституции экономического поведения".

2. Практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур. Учитывая это критерием справедливости и эффективности политической системы должно стать распространение правил экономической игры на политический процесс. Сторонники теории общественного выбора считают, что государство должно выполнять защитные функции и не брать на себя функцию участия в производственной деятельности. Они выдвигают принцип защиты порядка без вмешательства в экономику, блага общественного пользования предлагают превратить в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключать соглашения, реализовывать контракты по взаимной выгодой без регламентации со стороны государства. Выбор политических правил, предостерегает ученый, не должен выходить за пределы реальности.

Будучи сторонником внесения конституционных поправок для формирования сбалансированного федерального бюджета, Дж.-М.-Дж. Бьюкенен на основе модели постконституцийнои поведения обосновывает возможность для политиков получить политическую поддержку путем увеличения расходов на специальные и социальные цели, одновременно сдерживая рост налогов, которое могло бы покрыть эти затраты. Всего в работах ученого последовательно обосновывается тезис, что масштабы экономического вмешательства функционирующей на демократических принципах государства потребует конституционных ограничений или конституционно закрепленных правил, запрещающие образования дефицитов бюджета или ограничивать их размеры. Такой подход одобрили многие парламенты различных стран.

На данный момент учеными западных стран совершена серия исследований проблем бюрократии, лоббистской деятельности, войн и революций, благотворительности и др.

Украинские реалии требуют длительного промежутка времени для оптимизации взаимосвязей населения и органов власти, совершенствование политического механизма. Необходимо ограничить манипулирование общественным сознанием с помощью отработанных технологий; научить граждан отсеивать псевдоинфор мацию, которую постоянно поставляет и внедряет в сознание и подсознание политический рынок. В украинском должен сформироваться своеобразный иммунитет к манипуляциям политиков и средств массовой информации. Ответственность должна стать двусторонней: со стороны политиков и со стороны избирателей, которые отвечают за то, что их оценками и мнениями манипулируют "аналитики" и "имиджмейкеры".

Дж.-М.-Дж. Бьюкенен показал, что в течение последних 150 лет американской истории баланс государственных доходов и расходов сводится к отрицательному сальдо в основном в периоды войн и экономических кризисов. В первом случае это приводит к росту военных ассигнований, а во втором - краткосрочное снижение налоговых поступлений в государственную казну. В мирное время при благоприятной экономической конъюнктуры сальдо бюджета оказывалось, как правило, положительным, и избыток финансовых ресурсов направлялся на погашение государственного долга.

Экономист анализировал и вопрос о том, как может существовать страна с огромным государственным долгом, направляя излишки финансовых ресурсов от налоговых поступлений не на погашение долга, а на развитие различных социальных программ. При этом наращиваются государственные расходы по социальным статьям бюджета для обслуживания политических интересов определенных политических групп с целью победы на следующих выборах.

По мнению ученого, теория общественного выбора помогает определить принципы создания такой фискальной системы, с которой могли бы согласиться все граждане. Одной из важнейших преимуществ теории является то, что она дополняет теории как государственных расходов, так и налогообложения. Налоги и бюджетные ассигнования трактуют как две стороны одного и того же акта обмена налоговых платежей на государственные услуги, осуществляемого между государством, с одной стороны, и получателями благ - избирателями (налогоплательщиками) - с другой.

Создание теории общественного выбора, относительно новой ветки в экономике, обеспечило Дж.-М.-Дж. Бьюкенену популярность ученого-экономиста.

Итак, в разработанной Бьюкененом теории общественного выбора поведение индивидов в политической сфере, то есть их политические роли (избиратели, лоббисты, члены политических партий, правительственные чиновники и др.), Связанные с результатами, которые проявляются в их экономических ролях (покупателей и продавцов, предпринимателей и работников и т.д.). Целью ученого было исследование способности этих частных лиц принимать рациональные решения, ведущие к их общей выгоды и одновременно влияют на политическое лицо всего общества.

Многолетние наработки Дж.-М.-Дж. Бьюкенена и его сторонников обусловили то, что теория общественного выбора стала отдельным разделом экономической науки, изучающий применение методов экономической теории к анализу принятия "нерыночных решений". Этот раздел рассматривается как экономический анализ политической деятельности.

Общественный выбор в широком смысле слова рассматривается как поле или простран­ство, где происходит соперничество не только личных интересов, но и различных концепций и программ в отношении общественных благ как сознательное творчество масс. В ходе такого конкурентно­го процесса формируется целостное видение целей и перспектив общественного развития.

Общественный выбор в узком смысле представляет собой как бы политический рынок, который характеризуется тем, что в условиях представительной демократии люди, управляющие государством (выборные представители и чиновники), максимизируя собствен­ное благополучие и преследуя собственные цели, обеспечивают реализацию общественных интересов. Общественный выбор понимается как стихийный процесс действия «невидимой руки», как разновидность борьбы за существование.

Таким образом, обществен­ный выбор - это механизм нерыночного распределения ресурсов для производства общественных благ, который представляет собой про­цесс выявления индивидуальных предпочтений в отношении ко­личества и конкретных видов общественных благ, а также процесс принятия решения в отношении предложения и спроса на блага с помощью политических институтов и политических процессов.

Истоки общественного выбора можно найти в исследованиях Д. Блэка (р. 1908), работах математиков XVIII-XIX вв., интересовавшихся проблемами голосования: Ж. А. Н. Кондорсэ, Т. С. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла). Однако в качестве самостоятельного направления экономической науки она сформировалась только в 50-60-х гг. XX в.

Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, представители данной теории активно вторглись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности политологов, юристов, социологов. Такое вмешательство получило название «экономического империализма».

Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые.

Теорию общественного выбора называют иногда «новой политической экономией», так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений.

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой.

Теория общественного выбора (public choice theory) - это теория, изучающая различные способы иметоды, посредством которых люди используют правительственныеучреждения в своих собственных интересах.

«Рациональные политики» поддерживают, прежде всего, те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. Таким образом, теория общественного выбора пытается последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятельности, включая государственную службу.

Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция «экономического человека (homo economicus)». Все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений).

В работах американского экономиста Дж. Бьюкенена, лауреата Нобелевской премии в 1986 г., разрабатывается положение о том, что, создавая путем участия в системе политических выборов органы законодательной власти, население формирует не только совокупность функционирующих институтов государства, но и систему бюрократии. Институт бюрократии (как обобщенное понятие внутренних интересов государственного аппарата) обслуживает, в первую очередь, по словам Бьюкенена, интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной власти.

Политическая жизнь рассматривается при этом по аналогии с обычным рынком. На «политическом рынке» избиратели отдают «государственным мужам» голоса на выборах и налоги в госбюджет, получая за это производимые правительством общественные блага (например, военную защиту). Как продавцы и покупатели обычных товаров заботятся исключительно о максимизации личных выгод, так и политические деятели и избиратели пекутся не об иллюзорном «общем благе», а о повышении своего личного благосостояния.

Концепция общественного выбора ставит под сомнение изначальную целесообразность активной роли государства в экономике. Достижения, успехи экономической политики всегда имеют определенную цену. Государство нейтрализует проблемы рынка, но порой и в своей деятельности может иметь немалые изъяны. Указанные провалы – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

В рамках теории общественного выбора основной категорией анализа является индивид, способный принимать рациональные решения, ведущие к выгоде общества в целом. Теория обществен­ного выбора предсказывает, как поведение индивида в различных ролях (например, избирателя или налогоплательщика, лоббиста или кандидата в политические деятели) может повлиять на состояние политического сообщества в целом.

    Политический механизм общественного выбора. Процесс принятия общественных (государственных) решений в условиях парламентской представительной демократии

В общественном секторе действует механизм общественного выбора – механизм нерыночного распределения ресурсов для производства общественных благ, который представляет собой процесс выявления индивидуальных предпочтений по поводу количества и конкретных видов общественных благ.

Это процесс принятия решения в отношении спроса и предложения на блага с помощью политических институтов и политических процессов.

Прямая демократия (direct democracy) - такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу. Прямая демократия типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов.

Модель медианного избирателя (median voter model) (Правило Хотеллинга) - модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества).

С одной стороны, это удерживает сообщество от принятия односторонних решений, от крайностей. С другой – далеко не всегда гарантирует принятие оптимального решения.

В условиях представительной демократии процессипроцедура голосования усложняются.В этой модели граждане голосуют периодически, избирая своих представителей в органы управления, а избранные представители уже голосуют по конкретным вопросам общественной жизни.

Избиратели должны располагать определенной информацией о предстоящих выборах. Для ее получения требуются время и деньги.

Рациональное неведение – такое явление, когда индивид, взвешивая свои выгоды и издержки, отказывается от голосования или другого политического действия, если его затраты выше, чем выгода.

Представительная демократия обладает рядом несомненных преимуществ, например, с успехом использует выгоды общественного разделения труда.Избранные депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам.В то же время при представительной демократии возможно принятие решений, не соответствующих интересам большинства населения, весьма далеким от модели медианного избирателя. Создаются предпосылки для принятия решений в интересах узкой группы лиц.

Крупным достижением в теории общественного выбора стала, начатая в 1974 г. Анной Крюгер разработка теории политической ренты. Поиск политической ренты (political rent seeking) – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса.Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества.

Поэтому представители теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства.Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду от государственных программ.

Условием эффективной борьбы с бюрократией они считают приватизацию, его содержанием - развитие «мягкой инфраструктуры», а конечной целью - создание конституционной экономики. Введенное У. Нисканеном понятие «мягкая инфраструктура» означает увеличение экономических прав человека (укрепление прав собственности, честность и ответственность за выполнение контрактов, терпимость к инакомыслию, гарантии прав меньшинства и т.п.) и ограничение сфер деятельности государства.

Политик напоминает мне человека, который убил отца и мать, а затем, когда ему выносят приговор, просит его пощадить на том основании, что он - сирота

(Авраам Линкольн).

Общество не может эффективно функционировать и развиваться без согласования действий субъектов. Согласование действий может основываться на рыночном механизме и механизме общественного выбора. Механизм общественного выбора срабатывает, когда рыночный механизм не срабатывает эффективно.

У истоков теории общественного выбора стоял шведский экономист Кнут Виксель (1851-1926). Истоки теории можно найти в исследованиях Д. Блэка (р. 1908), работах математиков XVIII-XIX вв., интересовавшихся проблемами голосования, - Ж. А. Н. Кондорсэ, Т. С. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла). Отдельное направление сформировал американский экономист Бьюкенен (Buchanan) Джеймс-Мак-Джил (род. в 1919). Он опубликовал много работ на эту тему, в частности: «Формула согласия» (1962), «Спрос и предложение общественных благ» (1968), «Теория общественного выбора» (1972), «Свобода, рынок и государство» (1986) и др.. В 1986 Бьюкенен получил Нобелевскую премию за «исследование конституционных и контрактных принципов теории принятия экономических решений». Совместно с Г. Таллоком он организовал в политехническом институте штата Вирджиния «Комитет по изучению принятия нерыночных решений», который впоследствии был преобразован в «Центр исследований обще-ного выбора». В США издается специальный журнал «Public choice" ("Общественный выбор»). Выдающимися представителями также являлись Гордон Таллок, Кеннет Эрроу, Мансур Олсон, Фридрих Хайек

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

1) Индивидуализм : люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой;

2) Концепция «экономического человека». Все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки. Условие: MB>МС, где MB - предельные выгоды (marginal benefit), МС - предельные издержки (marginal cost).

3) Трактовка политики как процесса обмена. В политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Общественный выбор – это совокупность процессов нерыночного согласования индивидуальных действий через систему политических институтов. В отличие от частного общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых предлагает свою программу. Избиратели более ограничены в выборе, чем покупатели товаров на рынке, прежде всего с точки зрения информации, которой они располагают.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Студенты объясняют. Теория общественного выбора.

    ✪ Лекция 28: Понятие общественного блага. Исключаемость и соперничество в потреблении

    ✪ Общественные блага / в российской экономике

    ✪ Философия общества Шпенглера и Тойнби. Цивилизационная теория. Лекции по философии

    Субтитры

Теория общественного выбора. Понятие и методология анализа

Теория общественного выбора - один из разделов экономики , изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы , сдерживания инфляции , развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учёта того, является ли правительство страны автократическим или демократическим , они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим.

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

  • Индивидуализм : люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой.
  • Концепция «экономического человека» . Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
  • Трактовка политики как процесса обмена . Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе) - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг. Способы влияния на представителей власти неполитическим субъектом с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Практика взаимной поддержки депутатов путём «торговли голосами» называется логроллингом. Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение (принятие), к нему добавляют всё новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные решения могут быть «куплены» предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в проигрыше.

Существуют экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает негативное отношение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам.

Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках «политического обмена» выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень - разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует «конституцией экономической политики». Второй уровень - практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической игры на политический процесс. Приемники теории общественного выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности. Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со стороны государства.

Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью её участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей , групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Помимо экономистов важность изучения процедуры принятия политических решений в условиях демократии осознали и политологи , которые, объединившись с первыми, создали в конце 1960-х в США общество ученых, занятых изучением общественного выбора (Public Choice Society).

Занятые изучением общественного выбора учёные рассматривают государство как созданное людьми с целью достижения через него своих собственных целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться с ним в одиночку, для того чтобы направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы было осуществлена процедура коллективного принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося в коллективное принятие решений, основными же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые для реализации принятого коллективного решения.

Проблема эффективности государственного вмешательства в экономику

В условиях рынка государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Причинами этого являются:

  1. Государственное вмешательство в ценообразование может привести к возникновению дефицита и излишков.
  2. Несовершенство политического процесса (практика лоббизма, логроллинга, поиск политической ренты и т.д.)
  3. Правительство может принять ошибочные решения.
  4. Государственное вмешательство, нарушающее рыночное равновесие или смягчающее эффект рыночных отношений, может привести к подрыву рыночных стимулов.
  5. Неспособность государства точно предугадать и контролировать последствия принимаемых им решений.
  6. Государственное вмешательство влечет потерю свободы выбора субъектов экономики в принятии решений.
  7. Присутствие временных интервалов в политических процессах.

Сторонники общественного выбора исходят из того, что государственные методы регулирования не должны ущемлять рыночные механизмы, должны быть обоснованы в строго ограниченных пределах, направлены на корректировку провалов рынка.

Модель бюрократии. Поиск политической ренты. Политико-экономический цикл

Бюрократия - неотъемлемая часть современного государства. Бюрократия не производит экономические блага и извлекает часть доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Законодательные органы участвуют в формировании исполнительного аппарата, цель которого - выполнение функций государства и защита интересов граждан. Законодатели избираются гражданами. Интересы бюрократии представляются в поиске политической ренты - деятельности, связанной с использованием политических институтов для получения или сохранения каких-либо экономических выгод. Сторонники теории общественного выбора последовательно выступают за всемерное ограничение экономических функций государства. Условием эффективной борьбы с бюрократией они считают политико-экономический цикл, где основой является приватизация, содержанием - развитие «мягкой инфраструктуры», а конечной целью - создание институциональной экономики. Политико-экономические циклы могут быть двух видов: выборные, то есть связанные с выборами в органы власти; и поколенческие, где цикличность выражается через смену правящих поколений.

Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг

В условиях представительской демократии качество и оперативность решений зависят от необходимой информации и стимулов, способствующих её преобразованию в политические решения. Группы интересов концентрируют свои усилия на формирование нужной им позиции органов власти. Лоббизм - это попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. Существует четыре механизма, с помощью которых группы давления могут реализовать свои интересы: снижение издержек на голосование и получение информации, особенно для тех избирателей, которые, вероятнее всего, их поддержат, стремление обеспечить информацией и политиков, так как имеют доступ к источникам информации, обеспечение финансовой и иной поддержки политиков, которые представляют их интересы с помощью так называемого логроллинга - уступки политикам своих голосов, то есть через взаимную поддержку различных групп и партий. При выборе простым большинством голосов маленькая группа избирателей имеет значительный стимул для торговли своими голосами, чтобы реализовать собственные интересы.

Модели взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой и представительной демократии

Демократия означает народовластие. Выделяют прямую и представительную демократию. В условиях прямой демократии институтом принятия решений становится голосование по принципу большинства (простое, квалифицированное и относительное большинство). Голосование по принципу большинства не всегда приводит к оптимальным для общества политическим решениям (парадокс голосования). В условиях прямой демократии формируется модель медианного избирателя - когда решения принимаются в соответствии с интересами срединного избирателя. В представительной демократии граждане периодически избирают представителей в выборные органы власти. Общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых формирует предложения в пакет программ. Депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам.

Теория заговора

Теория общественного выбора отчасти объясняет механизмы, изучаемые теорией заговоров (от англ. conspiracy theory, конспирологическая теория) - совокупностью гипотез и суммирования массивов фактов, объясняющих локальные и глобальные события или процессы, как результаты заговоров властвующих (формально и неформально) групп и элит, направленных на сознательное (долговременное и тотальное) управление теми или иными социально-экономическими процессами. Теорию заговора рассматривают как один из крайних вариантов теории элит , связанной с теорией общественного выбора.

Загрузка...